Время чтения: 11 минут
Физическая составляющая здоровья определяет психическое и социальное благополучие ребенка, его гармоничное развитие, успех во взрослой жизни. Дефекты развития, наличие хронических заболеваний, врожденные аномалии требуют корректировки физических нагрузок и постоянного медицинского контроля. Комплексные медицинские осмотры позволяют оценить состояние физиологических систем организма, динамику патологии, чтобы определить группу здоровья у детей для организации общеукрепляющих занятий и реабилитационных мероприятий.
Что такое группа детского здоровья
В педиатрической практике понятие «группа здоровья у детей» – условное обозначение, которое используют врачи для оценки общего состояния организма. Вывод делается на основе комплексного осмотра узкими специалистами и участкового врача-педиатра. Заключение выдается на текущий момент, поэтому группа здоровья может меняться. Это зависит от динамики состояния.
Оценить и определить группу здоровья у детей разных возрастных категорий необходимо, чтобы в дальнейшем оказать своевременную медицинскую помощь или организовать наблюдение узких специалистов. Ее определение очень важно для детей, которые посещают образовательные учреждения. При диагностировании хронических заболеваний, наличия аномалий развития, назначается спецгруппа, в которой снижены требования и уменьшена физическая нагрузка.
Как определить группу здоровья ребенка
Определяют группы здоровья детей и подростков только квалифицированные врачи. Узкие специалисты, которые входят в состав медицинской комиссии, делают выводы после осмотра и дополнительных исследований. Все данные предоставляются педиатру, который на основе выводов комиссии, лабораторных анализов, критериев комплексной оценки здоровья, собственных наблюдений дает заключение. Группа здоровья у детей определяется с учетом данных о течении беременности и раннего развития.
Направление на ежегодный медицинский осмотр
В родительской среде бытует мнение, что ежегодные медицинские осмотры – это прихоть врачей и бесполезная трата времени. Родители порой не замечают, как и когда у ребенка начало развиваться хроническое заболевание. Его капризы, жалобы на усталость, плохое самочувствие списывают на лень или плохой характер. Прохождение медицинского осмотра один раз в год необходимо и обосновано. Статистика указывает на малый процент абсолютно здоровых детей.
Государством узаконено обязательное прохождение медосмотра в 1 год, при оформлении в детское дошкольное учреждение, перед поступлением в 1 класс школы, ежегодно в школьном возрасте. Родителям нужно уяснить, что формально к прохождению медосмотра относиться нельзя. Комплексная оценка здоровья проводится не для того, чтобы получить справку о возможности посещать детский сад или школу, а для своевременного выявления заболеваний, отклонений в развитии.
На ежегодном осмотре врач анализирует антропометрические данные, лабораторные анализы, динамику заболеваемости. В медицинском заключении указывается, можно ли посещать детское учреждение, принадлежность к группе по физкультуре. Оно поможет родителям скорректировать режим дня, питание, умственные и физические нагрузки. При выявлении патологических состояний оформляется диспансерный учет, наблюдение узким специалистом.
Комплексная оценка состояния здоровья детей
Диспансеризация предполагает осмотр узкими специалистами. Участковый врач-педиатр на основании их выводов и собственных наблюдений делает комплексную оценку физиологического состояния пациента. В состав медицинской комиссии входят:
- хирург (выявление возможных нарушений осанки);
- окулист (определение остроты зрения и его коррекция);
- лор (выявление особенностей строения носоглотки, склонность к заболеваниям горла, носа, уха);
- кардиолог (контроль работы сердечно-сосудистой системы);
- невропатолог (выявление особенностей нервной системы);
- стоматолог (проверка состояния зубов).
Что делать, если у ребенка выявлены функциональные нарушения или хроническое заболевание
Целью ежегодного профилактического осмотра является определение возможных функциональных нарушений и хронических заболеваний. При их выявлении комплексная оценка состояния здоровья не делается. Проводятся дополнительные исследования, уточняется диагноз. Только после этого педиатр дает комплексную оценку. Таков алгоритм действий врачебной комиссии при первичном выявлении патологий.
Классификация критериев
Существуют разработанные критерии здоровья детей, их классификация разнообразна. В педиатрической практике популярны 5 основных принципов, по которым определяют группу здоровья у детей:
- Наследственность. Врач при осмотре новорожденного выясняет наличие наследственных заболеваний, которые фиксируются в ряде поколений семьи. При наличии генетических патологий лабораторные анализы помогут определить вероятность возникновения такого заболевания. Генеалогический критерий учитывает особенности протекания беременности, непосредственно роды, развитие новорожденного в первый месяц.
- Физическое развитие. В основе этого лежат основные антропометрические данные: рост, вес, окружность головы, груди, длина конечностей и другие. Существует специальная таблица, в которой прописываются цифровые показатели нормального физического развития.
- Развитие систем органов. Параллельно с увеличением массы тела и роста происходит формирование внутренних органов и их систем. Контролировать этот процесс можно с помощью дополнительных анализов и аппаратных методик (например, УЗИ). Особое внимание врачи уделяют развитию органов, которые обеспечивают основные процессы жизнедеятельности, – сердцу, желудку, почкам, легким.
- Степень иммунной защиты. Здоровый организм надежно противостоит факторам окружающей среды, менее подвержен инфекциям. Причину слабого иммунитета у часто болеющих пациентов нужно выяснять обязательно, путем проведения дополнительного обследования и диагностики.
- Соотношение психического и физического здоровья. Невропатолог, психолог и педиатр совместно определяют прохождение нервных реакций организма, уровень развития психических процессов, физического здоровья и соотносят данные со специальными таблицами стандартов.
Группы здоровья детей и их характеристика
Комплексную оценку состояния здоровья проводят с 3 до 17 лет по специально разработанным критериям. Группа здоровья у детей обозначается римскими цифрами. Принадлежность к ней определяется не столько установленным диагнозом, сколько физическими возможностями, поэтому пациенты с одинаковыми заболеваниями могут находиться в разных группах.
Родители выражают обеспокоенность, когда группа здоровья у детей не соответствует нормальным показателям. Заключение врача об ее присвоении не является диагнозом. Медицинская градация такого типа дает комплексную оценку физического развития и возможность корректировать его в дальнейшем с учетом различных факторов, которые на него активно влияют.
I группа здоровья
Отсутствие анатомических дефектов и функциональных патологий. Пациенты практически здоровы и болеют редко. Выявленные функциональные отклонения в организме не влияют на общее физиологическое состояние и не требуют специальной медицинской коррекции. На момент осмотра они практически здоровы, имеют единичные отклонения в нервно-психическом развитии.
II группа
Фиксируются небольшие отклонения, снижена иммунная защита. Хронические заболевания отсутствуют, диагностируются функциональные нарушения. Выражена общая задержка физического развития: избыток или дефицит массы тела, ослабленное зрение, анемия, плоскостопие и другие дисфункции. Группа здоровья 2 у ребенка означает, что он часто болеет ОРЗ (более 4 раз в год). Велик риск развития патологических состояний, их переход в хроническое заболевание. Подгруппа 2а объединяет пациентов с факторами риска для развития заболеваний:
- генетические (наследственные заболевания);
- биологические (тяжелая беременность и сложные роды);
- социальные (курение, алкоголизм, работа родителей на вредном производстве, поздняя беременность, венерические заболевания, угроза преждевременных родов или выкидыша).
Подгруппу 2б характеризует наличие морфологических отклонений и функциональных нарушений. Новорожденным малышам характерны заболевания, которые они перенесли в первые минуты, часы жизни. После выписки из родильного дома патологии сохраняются, указывается группа риска. Педиатр составляет план наблюдений, проводит систематические обследования и профилактические мероприятия, при необходимости назначает лечение. Эти малыши часто болеют. За ними необходимо постоянное наблюдение в домашних условиях.
III группа
Хронические заболевания, которые характеризуются продолжительными периодами ремиссии. Редко случаются обострения состояния, которые проходят без осложнений основного заболевания. Маленькие пациенты имеют нормальное физическое развитие, но антропометрические показатели (рост, масса тела) ниже нормы. Группа здоровья 3 у ребенка является показателем отставания в психическом развитии.
IV группа
Присутствуют несколько хронических заболеваний. Одна или несколько болезней находятся в стадии субкомпенсации, присутствуют тяжелые пороки, патологические состояния. Сюда относят пациентов, у которых наблюдается ремиссия при постоянном поддерживающем лечении. Сюда относят пациентов с физическими недостатками вследствие перенесенных травм и операций.
V группа
Тяжелое хроническое заболевание, физические дефекты, нарушение функциональности жизненно важных внутренних органов. Сюда отнесены самые тяжелые пациенты, у которых часто случаются ухудшения состояния и приступы, после чего следуют осложнения. Основное заболевание требует постоянных лечебных мероприятий. Сюда зачисляют детей с инвалидностью.
Группы здоровья новорожденных
В педиатрии для новорожденных существует специальная оценка здоровья. Определяется принадлежность к определенной группе при выписке из родильного дома. Это основание для составления плана работы с малышом. Комплекс мероприятий осуществляет участковый педиатр. Критерии, по которым определяется группа здоровья новорожденного, приведены в таблице:
Критерии | |
1 | Малыши и его мать здоровы. Обязательно учитывается течение первой половины беременности |
2а | Мать новорожденного имеет узкий таз. У малыша фиксируется физиологическая незрелость (недоношенность или переношенность 1 степени), проявляется отечный синдром начальной степени |
2б | Роженица имеет хронические заболевания, у нее не хватает молока, перенесла кесарево сечение или многоплодную беременность. У ребенка зафиксировано расстройство дыхания (легкая асфиксия) |
3 | У новорожденного средняя или тяжелая асфиксия, переношенность 3 степени, родовая травма, он был инфицирован внутриутробно |
4, 5 | Тяжелые врожденные пороки, присутствуют аномалии, нарушены физиологические процессы, восстановить которые организм новорожденного самостоятельно не может (выраженная декомпенсация) |
Что такое шкала Апгар
Быстрая универсальная оценка состояния здоровья новорожденного определяется по шкале Апгар. Эта система была создана в 1952 году, разработана американским анестезиологом Вирджинией Апгар. С помощью шкалы врач оперативно оценивает жизненно важные признаки младенца. Она включает в себя 5 критериев, которые определяются на 1 и 5 минуте жизни. Каждый критерий оценивается баллами, они суммируются, по этой цифре оценивают состояние новорожденного.
Существует специальная таблица, в которой расписана шкала оценки (от 0 до 2 баллов) по каждому из критериев:
- дыхание;
- частота сердечных сокращений;
- тонус мышц;
- рефлексы;
- цвет кожных покровов.
Отлично, если каждый критерий оценивается врачом в 2 балла, но 10 баллов на первой минуте жизни новорожденный получить не может (стопы и кисти имеют синюшный цвет). Оценку 9 получает абсолютно здоровый малыш, который может самостоятельно дышать, его пульс составляет более 100 ударов в минуту, ручки и ножки согнуты в суставах. Он громко кричит, чихает, на манипуляции откликается движениями, его кожа имеет здоровый розовый цвет. Нормой считается 7 баллов и более – физиологическое состояние новорожденного хорошее, особый уход ему не требуется.
Реанимационные мероприятия проводятся для малышей, которые по шкале Апгар получили 4-6 баллов. Его состояние отслеживается через каждые 5 минут, на 10, 15, 20 минуте. Положительная динамика в ходе наблюдения указывает на правильность проводимых медицинских мероприятий. Оценка ниже 4 требует немедленных врачебных действий по спасению жизни новорожденного.
Коэффициент 3-4 по шакале Апгар подразумевает средние отклонения от нормальных показателей. При постоянном контроле медицинского персонала состояние новорожденного классифицируется как удовлетворительное. Показатели 0-2 оцениваются как критические, требуются срочные реанимационные действия, в дальнейшем дополнительные обследования и наблюдения у специалистов.
Рекомендации специалистов для разных групп здоровья
Развитие ребенка происходит в социуме, его физическая и социальная деятельность требует коррекции в зависимости от принадлежности к определенной группе здоровья. С этой целью медиками разработаны методические рекомендации:
- Учебная и физическая деятельность первой группы здоровья проводится по существующим общеобразовательным программам. При непосредственной организации деятельности учитываются возрастные особенности. С их учетом без ограничений можно выполнять нормативы, участвовать в разнообразных мероприятиях, посещать дополнительные образовательные и спортивные учреждения.
- Противопоказания для активных занятий второй группы не радикальны. Проводится закаливание, организуется правильное питание для коррекции веса, обязательны посильные занятия физической культурой. Рекомендовано участие в секциях общей физической подготовки. Полезны прогулки, игры на свежем воздухе. Разрешения врача требуется только для участия в мероприятиях с повышенной нагрузкой.
- Третья группа требует коррекции физических нагрузок, организация любой деятельности происходит по специально разработанным программам. Врач дает рекомендации и устанавливает ограничения. Особого внимания требует восстановление после нагрузки с помощью специального комплекса дыхательных упражнений. В ходе физической деятельности, которая происходит в низком и медленном темпе, обязательному контролю подлежит частота сердечных сокращений. Разрешение на участие в спортивных мероприятиях дает врач.
- Обучение в четвертой группе происходит по специальным программам в соответствующих учреждениях. Двигательная активность ограничивается, большое количество времени в режиме дня отводится на отдых. Обычные спортивные занятия противопоказаны, он посещает группу лечебной физкультуры.
- К составлению программ организации деятельности в пятой группе осуществляется индивидуальный подход, они утверждаются лечащим врачом. Двигательная активность значительно ограничивается. Большое количество времени отводится на отдых. Занятия лечебной физкультурой проводит квалифицированный специалист индивидуально.
Видео
Для медицинской оценки общего состояния организма взрослого человека, а также для контроля развития организма ребенка в российском здравоохранении было введено понятие групп здоровья. Чтобы эффективно и своевременно оказывать пациенту необходимую помощь, после прохождения диспансеризации в медицинскую карту больного заводится информация о наличии или отсутствии у него хронических заболеваний и функциональных нарушений и присваивается соответствующая подгруппа.
Что такое группы здоровья
С 2013 года в нашей стране проводится ежегодная диспансеризация с целью улучшения поддержки здоровья населения, своевременного выявления тяжелых хронических заболеваний, являющихся причиной ранней потери работоспособности и высокого уровня смертности. По ее результатам каждому гражданину присваивается соответствующая его состоянию группа здоровья у взрослых, оцениваются факторы риска, проводятся профилактические медицинские мероприятия, выдаются рекомендации, в зависимости от стадии обострения заболевания.
Детские подгруппы здоровья представляют собой условную шкалу, каждый пункт которой описывает основные критерии развития растущего организма, показатели здоровья и прогноз на будущее. Соответствующая подгруппа присваивается педиатром на основании результатов общих анализов, пройденных обследований, информации о врожденных патологиях (если таковые имеются). В процессе развития малыша она может измениться в связи с улучшением или ухудшением состояния здоровья ребенка.
Группы здоровья взрослого населения
Каждый гражданин РФ, достигший двадцатиоднолетнего возраста, согласно действующему законодательству, имеет право обратиться в медицинское учреждения для прохождения профилактического осмотра или диспансеризации. Классификация по группам производится на основании таких показателей здоровья, как наличие опасных хронических заболеваний, уровень физической активности, наличие вредных привычек. Обследование направлено на своевременное выявление:
- сахарного диабета;
- болезней сердца;
- заболеваний ЖКТ;
- сбоев в работе печени и почек, мочекаменной болезни;
- наличия злокачественных новообразований;
- сбоев в работе сердечно-сосудистой системы, сосудистой системы головного мозга.
На основании полученных в результате обследования данных, терапевт определяет, к какой подгруппе отнести пациента, и, в соответствии с его состоянием, принимает решение о необходимости дополнительных обследований второго этапа, направляет к узкому специалисту (гастроэнтерологу, хирургу, онкологу). После прохождения второго этапа, дополнительных анализов и консультаций все данные заносятся в паспорт здоровья, выдаваемый больному на руки.
1 группа
К первой подгруппе относят здоровых граждан, у которых, согласно результатам медицинского обследования, не выявлены какие-либо заболевания, не обнаружены отклонения от нормы, изменения состояния внутренних органов и систем. Нормальный уровень всех показателей не предполагает постоянного наблюдения, терапевт выдает общие рекомендации по соблюдению принципов здорового образа жизни, прохождению желательных лечебно-оздоровительных процедур.
2 группа
Выявление у пациента болезни, не влияющей на ограничение его работоспособности, активности, не приводящей к серьезным ухудшениям функций организма, позволяет отнести больного к следующей подгруппе. Вторая подгруппа у взрослых предполагает хроническое заболевание в стадии ремиссии без обострений. Ее представителям рекомендуется группа ЛФК и прохождение профилактического осмотра не реже 2 раз в год.
3 группа
Граждане с обострениями хронических неинфекционных заболеваний относятся к третьей подгруппе, подлежат обязательной диспансеризации с целью получения необходимой медицинской помощи. При регулярных обострениях имеющейся болезни пациент этой группы может быть временно или полностью ограничен в работоспособности, при этом он может претендовать на получение инвалидности.
4 группа
К четвертой группе относят пациентов, не имеющих на данный момент установленного хронического заболевания, но нуждающихся в диспансерном наблюдении из-за высокого риска его развития. Они в установленном порядке проходят необходимые диагностические процедуры, получают специальные медицинские рекомендации, подлежат регулярному наблюдению узкопрофильного специалиста.
Методы формирования групп риска взрослого населения
Есть группы населения, из-за ряда факторов подверженные развитию серьезных хронических заболеваний, их называют группами риска. В соответствии с этими факторами их подразделяют на:
- демографические;
- производственного риска;
- риска по признакам функционального состояния;
- по признаку низкого уровня жизни;
- по признакам девиантного поведения (хронический алкоголизм, наркомания и пр.)
Группы здоровья у детей
Педиатрия это понятие применяет для оценки развития физического и психического состояния ребенка, в соответствии с его возрастом, антропометрическими и другими данными. После присвоения соответствующей подгруппы родителям даются рекомендации с учетом сделанных выводов о необходимых мерах укрепления здоровья, о подготовительной медицинской помощи для больных детей, необходимом уровне физической нагрузки, соответствующей состоянию ребенка.
Критерии оценки состояния здоровья детей
Для комплексной оценки всех показателей здоровья и развития ребенка его осматривает не только врач педиатр, но и ряд узких специалистов: окулист, кардиолог, невропатолог и другие. Подгруппа присваивается на основании данных, полученных в результате каждого конкретного осмотра и может меняться с возрастом ребенка. Основными критериями для оценки служат:
- наследственные факторы (выводы делаются после опроса родителей новорожденного, исходя из информации медицинского анамнеза ближайших родственников);
- антропометрические данные, физическое развитие ребенка;
- состояние внутренних органов и систем;
- уровень сопротивляемости организма.
Распределение детей по группам здоровья
На основании полученных данных детей распределяют на 5 подгрупп, делается прогноз с учетом факторов риска (наследственных, социальных), информация заносится в медицинскую карту ребенка и доводится до сведения родителей. С возрастом состояние здоровья малыша может измениться, изменится и его подгруппа. В большинстве случаев, к сожалению, наблюдается отрицательная динамика, хронические заболевания прогрессируют, ухудшается состояние внутренних органов и систем, может начаться задержка физического развития.
Как классифицируют группы здоровья дошкольников
Детей дошкольного возраста классифицируют по 5 подгруппам, начиная с 1 – к ней относятся здоровые дети с нормальным физическим развитием, заканчивая 5 – дети с врожденными пороками, выраженными изменениями состояния внутренних органов и систем, инвалиды детства. 2 группа подразделяется на две подгруппы, в зависимости от факторов риска, не выраженных (тяжелая наследственность, родовые травмы) или выраженных (частые рецидивы заболеваний, рискующие перерасти в хронические).
В четвертую подгруппу входят дети, имеющие отклонения в развитии и хронические заболевания. Диагнозы 5 группы – пороки развития, тяжелые наследственные заболевания с постоянными рецидивами, отклонения в физическом и психическом развитии, сниженные функциональные возможности (сложности с ходьбой, речью и пр). При установлении этой подгруппы решается вопрос о получении ребенком инвалидности с соответствующими социальными и медицинскими льготами.
Таблица по заболеваниям
Хронические заболевания, врожденные патологии | Состояние внутренних органов и систем | Физическое и нервно-психическое развитие |
|
---|---|---|---|
Первая (здоровые) | Не выявлены | Без изменений, нормальное | Без отклонений |
Вторая (условно здоровые) | В группе риска | С функциональными отклонениями | Нормальное, возможен низкий рост, дефицит или избыток массы тела |
Третья (компенсированные) | Имеются, без выраженного влияния на функциональность организма | С выраженными отклонениями, проявляющимися в период обострения основного заболевания | Нормальное, возможны незначительные отклонения |
Четвертая (субкомпенсированные) | С выраженными патологиями | Изменение функций пораженных органов ОсновнаяФизкультурная группа здоровья у детей и подростков, называемая основной, включает занятия с максимально интенсивными нагрузками. К ней относят детей, которые признаны здоровыми и могут посещать детские спортивные секции. Им не требуется снижение физической нагрузки, на уроках физкультуры они выполняют общие гимнастические упражнения, спортивно-прикладные, принимают участие в игровых командных видах спорта. ПодготовительнаяПри наличии осложнений после перенесенных заболеваний, при легком отставании от нормы физического развития для своего возраста и по рекомендациям, данным в результате общего осмотра, ребенок может быть отнесен в подготовительную подгруппу. Выполняется тот же комплекс упражнений, но учебная нагрузка снижена. Здесь занимаются здоровые мальчики и девочки, по той или иной причине имеющие ослабленное состояние здоровье. СпецгруппаДети с отклонениями в развитии и выраженными функциональными нарушениями занимаются физкультурой по специальным программам в спецгруппах. Полностью от уроков физической культуры они не освобождаются. Помимо индивидуальных или групповых занятий, составленных с учетом их особенностей, они могут принимать участие в некоторых занятиях совместно с подготовительной или основной группой, по согласованию с врачом и под контролем преподавателя. Видео
|
Каждый ребенок сразу после рождения тщательно осматривается неонатологом на предмет имеющихся врожденных патологий. Для чего это делается? Это необходимо для присвоения ребенку группы здоровья. Она зависит от состояния ребенка после рождения и от того, есть ли отклонения в здоровье.
Часто родители не придают этому серьезного значения, полагая, что их ребенок здоров, если нет серьезных патологий. Но бывает так, что они задаются вопросами, увидев в медицинской карте ребенка определенную цифру. Что же это значит и на основании чего детям присваивают группы здоровья?
Как оценивается здоровье детей
Перед тем как ребенок получает группу здоровья, он должен:
- пройти осмотр у нужных специалистов;
- сдать основные анализы;
- пройти другие исследования при необходимости.
На основании вышеперечисленных данных и делается вывод о присвоении группы здоровья детям. Стоит учесть, что при вынесении решения не учитываются прошлые заболевания, если только они не перешли в разряд хронических и не беспокоят малыша частыми обострениями. Присвоенная группа здоровья может сохраниться у ребенка до достижения им совершеннолетия либо измениться на другую.
Критерии для оценки здоровья ребенка:
- хронические заболевания детей (также и врожденные отклонения);
- функциональность жизненно важных органов;
- сопротивляемость организма к заболеваниям (выводы делаются на основе частоты заболеваемости ребенка);
- уровень физического, нервного и психического развития.
5 групп здоровья
Группы здоровья делятся на 5 категорий. Их принято обозначать латинскими цифрами. Дети распределяются по группам здоровья на основании Инструкции по комплексной оценке, которая была утверждена Министерством здравоохранения. Распределение проводится по правилам, также утвержденным Минздравом.
Группа здоровья I
Это абсолютно здоровые дети, которые не имеют хронических заболеваний, а если и были серьезные, то уже давно бесследно прошли. Дети, относящиеся к первой группе, не имеют врожденных патологий. Их физическое, психическое и нервное развитие соответствует средним нормам для конкретного возраста. Медицинские осмотры такие дети проходят в определенные периоды, установленные Минздравом.
Группа здоровья II
Одна из распространенных групп, которая присваивается большему количеству детей. Вторую группу здоровья имеют малыши, дети и подростки, которые обладают ослабленным иммунитетом и часто подхватывают разные заболевания. Однако у этой категории детей они излечиваются, не переходя в хроническую стадию. У детей из второй группы здоровья допускаются незначительные отклонения от нормы в нервном и психическом развитии.
Группа здоровья III
Что значит 3 группа здоровья у ребенка? В нее медики относят часто болеющих детей, имеющих хронические заболевания, периодически находящиеся в стадии обострения. К этой группе могут быть отнесены дети, у которых есть патологии в развитии внутренних органов или частичная потеря их функцональности. Такие дети могут отставать от своих сверстников в физическом и умственном развитии.
Группа здоровья IV
В эту группу включают детей, кторые имеют хронические заболевания, часто находящиеся в стадии обострения. Эти дети регулярно наблюдаются у врачей. Также к 4 группе относят и тех, у кого есть небольшие отклонения в работе внутренних органов.
Эту же группу присваивают детям, перенесшим травмы с последующими операциями. Тем, кто относится к 4 группе, часто противопоказано заниматься в привычном для детей режиме. Такие дети обучаются в домашних условиях.
Группа здоровья V
Пятая группа считается самой тяжелой. В нее входят дети, имеющие серьезные отклонения в развитии, а также врожденные патологии. Врачи практически постоянно наблюдают за детьми из этой категории здоровья.
Пятая группа предусматривает полное освобождение детей от обучения в общественных детских садах и школах.
Самая распространенная группа здоровья у детей
3 группа - довольно распространенная категория. К ней относятся дети, имеющие следующие заболевания:
- гастрит и другие болезни ЖКТ у детей;
- хронический бронхит;
- малокровие;
- сниженный иммунитет;
- заикание;
- дерматит;
- пиелонефрит;
- аденоиды;
- анемия.
Если есть плоскостопие у детей, то их тоже относят к данной группе.
Группа постоянная или проходящая?
Если родители узнали, что 3 группа здоровья у ребенка, то им не стоит паниковать. Любая из групп, кроме пятой, считается временной. При изменении состояния малыша в лучшую сторону детский врач сделает соответствующую запись в его карточке.
Важно помнить, что 3 группа здоровья у ребенка может быть не только постоянной, но и проходящей.
Дети из этой категории часто наблюдаются у врача. Регулярность посещения специалистов зависит от типа заболевания и от того, в какой форме оно протекает. Если болезнь долгое время находится в стадии ремиссии, то ребенка переводят во вторую группу. Такое может произойти, например, при поражении дерматитом. Часто он является аллергическим проявлением на какой-либо раздражитель. В большей степени это детская болезнь, которую малыши просто "перерастают". Например, если 3 группа здоровья у ребенка появилась на основании часто проявляющегося дерматита из-за аллергических реакций, то вероятнее всего, уже к школьному возрасту от аллергии не останется и следа. В этом случае ребенок будет относиться уже ко 2 группе.
Физкультура при 3 группе здоровья
Дети из этой категории не ограничиваются полностью в занятиях спортом. После врачебного осмотра и проведенной диагностики врачи делают вывод, какие физические нагрузки может получать ребенок. 3 группа здоровья подразумевает облегченные нагрузки и лечебную гимнастику.
Однако все зависит от заболевания ребенка, его самочувствия и физических возможностей. Например, плоскостопие у детей часто бывает причиной для перевода ребенка в ослабленную группу.
Другие ограничения для детей 3 группы здоровья
Детям, которые попали в эту группу здоровья из-за часто обостряющегося гастрита или проблем с ЖКТ, нужно придерживаться специальной диеты. Ее составляет врач на основе наблюдения за ребенком.
Родителям также стоит помнить, что если ребенка беспокоят аденоиды, пиелонефрит или обострения хронического бронхита, то ему категорически запрещено длительное пребывание на холоде. Долгие зимние прогулки придется существенно сократить, чтобы не нанести еще больший вред здоровью.
Часто родители не скрывают от детей, что они относятся к определенной группе здоровья. Однако, прежде чем рассказывать об этом ребенку, стоит удостовериться, что он правильно поймет то, о чем ему расскажут. Дело в том, что многие дети начинают считать себя «не такими, как все» из-за проблем со здоровьем. Это развивает множество комплексов, тормозит нормальное психическое развитие ребенка, растягивает срок его выздоровления.
При имеющихся отклонениях родителям следует больше поддерживать и подбадривать ребенка. Если его дразнят одноклассники, например, из-за того, что он вместо футбола занимается лечебной гимнастикой, то стоит посетить классного руководителя и попросить его провести беседу с детьми.
Как сохранить здоровье ребенка?
Многие заболевания из 3 группы здоровья являются приобретенными. Например, хронический бронхит или пиелонефрит можно заработать из-за частых переохлаждений, гастрит - из-за несбалансированного питания, а заикание - из-за испуга. Если соблюдать все правила воспитания, кормления и развития ребенка, то многих проблем со здоровьем можно избежать. В большинстве случаев многие болезни детей (если они не врожденные) можно вылечить на самых ранних стадиях. Главное - вовремя обратить на них внимание.
При прохождении диспансеризации (медицинского осмотра) от педиатра мама может услышать (или прочитать запись в детской карте), что ее ребенку поставили вторую группу здоровья (или первую, или третью). Но что это за группа здоровья, на основании чего врач ее поставил и что теперь делать с этой информацией родителю?
Несмотря на то, что группу здоровья определяют практически сразу после рождения ребенка – при первичном патронаже (о чем запись делается в карте ребенка), многие родители впервые сталкиваются с таким понятием, как «группа здоровья» в возрасте ребенка от 2 лет и не всегда точно знают (понимают), что это означает.
Группы здоровья – это условный термин, используемый для ориентировочной оценки здоровья детей и подростков до 17 лет включительно. Для того чтобы ребенка отнести к той или иной группе здоровья, врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка и, по результатам профилактического осмотра и сбора необходимых анализов, ставит группу здоровья. Причем, оценка состояния здоровья ребенка дается на момент обследования ; острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, не учитываются.
Комплексная оценка осуществляется на основании следующих критериев:
- Наличие или отсутствие хронических заболеваний (в том числе врожденной патологии). Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре, в том числе с участием специалистов.
- Функциональное состояние основных систем организма , то есть насколько хорошо внутренние основные системы (сердце, легкие, почки, желудок и т.д.) выполняют свою работу (функцию). Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.
- Резистентность и реактивность организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям) оценивается частотой острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предшествующий осмотру год.
- Уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития определяется антропометрическими исследованиями с использованием региональных стандартов физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности – с использованием оценочных таблиц.
Всего существует 5 групп здоровья , которые обозначаются римскими цифрами (I, II, III, IV, V). Распределение детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утв. приказом Минздрава от 30.12.2003 №621 и правил комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, утв. приказом Минздрава от 21.12.2012 №1346н.
По результатам всероссийской диспансеризации только 10% детей имеют I группу здоровья, а остальные 90% детского населения относятся к II–IV группам здоровья.
Первая группа здоровья ребенка (I)
I группа здоровья – это здоровые дети (подростки), не имеющие проблем со здоровьем. Дети этой группы имеют нормальное, соответствующее возрасту, физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, пороков развития или других нарушений внутренних органов.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Вторая группа здоровья ребенка (II)
II группа здоровья (самая распространённая группа) – это здоровые дети (подростки), но имеющие небольшие проблемы со здоровьем и сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Дети второй группы имеют нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития. То есть ко второй группе здоровья относятся дети:
- у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Для детей первого года жизни это отягощенный акушерский анамнез мамы (токсикоз , другая патология беременности, осложненное течение родов, многоплодная беременность), недоношенность без резких признаков незрелости, неблагополучное течение раннего периода новорожденности;
- реконвалесценты (выздоравливающие), особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
- с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
- часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
- с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма.
Дети, относящиеся ко II группе здоровья должны находиться под более тщательным наблюдением. Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.
Третья группа здоровья ребенка (III)
III группа здоровья – это дети, страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния). А также дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда.
Дети третьей группы имеют нормальное физическое развитие, но с дефицитом или избытком массы тела I или II степени и (или) имеющие низкий рост. Нервно-психическое развитие детей III группы здоровья нормальное или отстает.
Четвертая группа здоровья ребенка (IV)
IV группа здоровья – это дети, страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций.
Дети с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения.
Дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда.
Пятая группа здоровья ребенка (V)
V группа здоровья (самая тяжелая группа) – это дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения.
Дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда. В пятую группу здоровья попадают дети-инвалиды.
Дети, отнесенные к III, IV и V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья.
© Copyright: сайт
Запрещено любое копирование материала без согласия .
Астма - это действительно 2 группа
Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:
I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,
II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,
III критерий – уровень нервно–психического развития,
IV критерий – резистентность организма,
V критерий – функциональное состояние органов и систем,
VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.
I критерий обуславливает здоровье, II–VI критерии характеризуют здоровье.
Комплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности перечисленных критериев. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз.
Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.
Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.
II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.
II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.
Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:
Ребенок от многоплодной беременности,
- недоношенность, переношенность, незрелость,
- перинатальное поражение ЦНС,
- внутриутробное инфицирование,
- низкая масса тела при рождении,
- избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),
- рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),
- гипотрофия 1-й ст.,
- дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,
- аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),
- функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,
- частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,
- понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,
- тимомегалия,
- дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,
- вираж туберкулиновых проб,
- состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),
- состояние после неотложных хирургических вмешательств.
Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).
Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.
Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.
При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.
P.s.
Более подробную информацию о группах здоровья Вы сможете найти в разделе "Каталог файлов"
1. Приказ Минздрава России от 30 декабря 2003 г. N 621
2. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. № 60