Здоровье и здоровый образ жизни: общие понятия и содержание
1.1. Определение понятий
Существует ряд определений здоровья, которые, как правило, содержат пять критериев здоровья человека. Эти критерии следующие:
- отсутствие болезни;
- нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;
- полное физическое, умственное, духовное и социальное благополучие;
- способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования;
- способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Обычно руководствуются определением здоровья, данным в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
«Здоровье - состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».В обобщенном виде «здоровье» можно определить как способность человека приспосабливаться к окружающей среде с учетом собственных возможностей, противостоять внешним и внутренним воздействиям, болезням и повреждениям, сохранять себя, расширять свои возможности, увеличивать объем полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова «благополучие» в Словаре русского языка (Ожегов СИ.) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а «счастье» - «чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
Отсюда следует, что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается благополучие и счастье.
Однако достижение благополучия и счастья возможно лишь при постоянном сохранении и укреплении здоровья, соблюдении правил здорового образа жизни. Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение и совершенствование своих духовных, физических и социальных качеств. Это, прежде всего, постоянное познание себя, своего места и роли в окружающем мире, совершенствование своих духовных и физических возможностей, обеспечение социального благополучия. Необходимо также подчеркнуть, что здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но, прежде всего, и ценностью общественной.
Общественное здоровье
представляет собой общественную, социально-политическую и экономическую категорию, которая характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма. Оно складывается в конечном итоге из здоровья членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно зависит от другого.В этом положении нет ничего нового и необычного. Рассмотрим высказывания по этому поводу Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). В трактате «Об обязанностях» говорится: «Обязанности мудрого - заботиться о своем имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины».
Основой человеческого здоровья все больше выступает духовная его составляющая. К этому люди пришли не сегодня. Обратимся снова к высказываниям Цицерона: «Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, очень мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность событий, видит их причины, причем предшествующие события и предметы не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна, прежде всего, склонность изучать и исследовать истину».
Духовное и физическое здоровье
- это две неотъемлемые части здоровья человека, которые должны находиться постоянно в гармоническом единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья в целом. Поэтому, рассматривая вопрос об общем индивидуальном здоровье, необходимо иметь в виду две его составляющие: духовное здоровье и физическое, здоровье разума и тела.Разум - это способность человека познавать себя и окружающий мир, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать наиболее вероятные события, оказывающие основное влияние на жизнь, это модель (программа) поведения, направленная на решение поставленных задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект и достоверней прогноз событий, чем точнее модель поведения и устойчивей психика, тем выше уровень духовного здоровья.
Физическое здоровье человека
- это способность его тела реализовывать индивидуальную программу поведения и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.Духовная и физическая составляющие должны постоянно находиться в гармоническом единстве, ибо это две неразрывные части общего индивидуального здоровья человека. Вот как об этом сказано в книге «Построение мощной нервной силы» американского диетолога Поля Брегга: «История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из-за цвета королевского щита, который был повешен в центре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой - зеленый. После трагического сражения кто-то взглянул на обе стороны щита - одна сторона была красная, другая - зеленая. Есть также две стороны щита здоровья - физическая и духовная - и они обе важны. Обе эти стороны - физическая и духовная - так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья».
Физическое здоровье обеспечивается физической активностью и рациональным питанием, закаливанием организма и его
очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, а также исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.Духовное здоровье
обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Оно определяется тем, как мы относимся к окружающей среде или к какому-либо определенному лицу или вещи, области знаний или принципу. Достигается духовное здоровье и умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой . Во что верить и как верить - это дело совести каждого.Вот как об этом говорит Н.М. Амосов: «От Бога нельзя отказываться, даже если его нет. Только в нем надежное условие морали. Бог многообразен. Для одних он только запустил небесную механику и отстранился, для других - не позволяет даже волосу с головы упасть без его воли. Для неразумных нужен Ад и Бог карающий, для интеллектуалов достаточно верить, что существует (из какой-то материи) носитель идеала, добра, укоряющий за грехи самим своим постоянным присутствием».
Следовательно, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Средства к этому - несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее - усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры».
1. 2. Факторы, влияющие на здоровье
Все факторы, влияющие на здоровье человека, можно подразделить на три группы: модифицируемые (духовные и социальные), трудномодифицируемые (например, состояние окружающей среды) и немодифицируемые, на которые человек не в силах повлиять (например, наследственная предрасположенность к различным заболеваниям). Рассмотрим подробнее влияние каждой из этих групп.
Модифицируемые факторы.
Духовный фактор (понимание здоровья как способности к созиданию добра и самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи) является наиболее действенным компонентом здоровья и благополучия. Путем создания установки на здоровый образ жизни этот фактор способен оказать наиболее действенное влияние на развитие наследственных задатков человека, ослабить отрицательное влияние окружающей природной или социальной среды.Трудномодифицируемые факторы.
Состояние окружающей среды прямо влияет на здоровье, и даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить до 20%.Немодифицируемые факторы.
Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты физического и психического здоровья. Степень предрасположения к определенным видам заболеваний может составлять от 20 (инфекционные болезни) до 99% (наследственная патология).Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни - трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, - это одно, а вести его - совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. Однако зачастую довольно приятные на короткое время ощущения могут оказать вредное воздействие на здоровье. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом определяет индивидуальный образ жизни. Степень его влияния на здоровье может составлять до 50%.
Социальные факторы также значительно влияют на наше здоровье и благополучие. Уровень благополучия, а следовательно, здоровья в этом случае может быть высоким тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, образование и медицинское обслуживание. Влияние качества медицинского обслуживания на здоровье человека составляет 10%.
Необходимо подчеркнуть, что каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия - непрерывный процесс, связанный с поведением человека. Духовное и физическое начала в человеке неразрывно связаны и взаимозависимы, и каждый из нас отвечает за то, чтобы быть здоровым и телом и душой.
Отметим в заключение, что по этому вопросу удачно высказался Н.М. Амосов: «В большинстве болезней виновата не природа,
не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек настолько совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».1. 3. Репродуктивное здоровье -
составная часть здоровья человека и общества
Понятие репродуктивного здоровья связано с понятием
репродукции (то же, что размножение) - воспроизведения организмами себе подобных.Существование любого вида живых существ возможно только благодаря смене поколений. Человек не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений.
Однако если у всех остальных видов живых существ воспроизводство и смена поколений происходит на основе биологических программ и зависит от внешних условий, то наделенный разумом человек может влиять на их реализацию, т. е. управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства.
Поэтому процесс воспроизводства в человеческом обществе включает в себя не просто рождение ребенка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена общества, способного выполнять все необходимые функции, обеспечивающие социальное развитие общества. По нашему мнению, именно это и определяет основное содержание понятия «репродуктивное здоровье».
Для характеристики состояния репродуктивного здоровья человека и общества существует несколько критериев, из которых наиболее значимы следующие:
- Устойчивая мотивация человека на создание благополучной семейной жизни и привлекательности личностной модели хорошего семьянина.
Эти критерии наиболее полно характеризуют репродуктивное здоровье как основную составляющую здоровья человека и общества.
Устойчивая мотивация на создание благополучной семьи.
Установлено, что лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.
Семья - малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В современном обществе семья состоит из супругов и их детей, представляя собой морально-правовой союз мужчины и женщины.
Характер взаимоотношений супругов подчиняется социальным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития. В значительной степени он подвержен влиянию социального устройства, особенностям конкретного исторического этапа развития общества.
Законодательство РФ («Семейный кодекс РФ» введен в действие с 1 марта 1996 г.) исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на основе взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав.
Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей и развитии личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию - рождение и воспитание детей. В семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. Семьей определяется и функция досуга, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.
Таким образом, устойчивая мотивация человека на создание благополучной семьи, где во взаимоотношениях супругов будет больше гармонии, чем конфликтов, привлекательность для него личностной модели стать хорошим семьянином, способность выбрать спутника жизни и характеризуют уровень репродуктивного здоровья человека.
Анализ статистических данных и опросов молодежи о значении ценности создания счастливой семейной жизни в России свидетельствует о том, что за последнее время она резко теряет свою привлекательность. Отмечено, что начиная с 1990 г. уменьшается число ежегодно заключаемых браков в России. В 1990 г. на 1000 человек населения приходилось 8,9 заключенных браков. В 1995 г. это число составило 7,3, в 1999 г. – 6,3.
За последние годы возрос показатель, характеризующий соотношение числа регистрируемых разводов и браков: с 424 разводов на 1000 браков в 1990 г. до 585 разводов на 1000 браков в 1999 г. Растет число детей, живущих в неполных семьях. Кроме того, постоянно растет число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке.
Это позволяет сделать общий вывод о том, что идеал человека, способного создать благополучную семью и стать «хорошим семьянином», резко теряет свою привлекательность. Падает значимость самой ценности счастливой семейной жизни. Среди молодежи заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что состояние здоровья человека, в том числе репродуктивного здоровья как составной части здоровья, за последнее время постоянно ухудшается. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, за их здоровье определяет уровень репродуктивного здоровья человека и общества.
Семья как начальная ячейка общества и государства в целом должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств, сформировать из него человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.
Оценить уровень репродуктивного здоровья семьи и общества и целом с определенной степенью достоверности можно с помощью имеющейся статистики. «По данным Минздрава России, лишь 14% детей школьного возраста практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология органов
пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения»
1 .В письме министра здравоохранения РФ от 25 марта 1997 г. Правительству РФ указывалось, что, по данным Госкомстата России, заболеваемость подростков за последние 5 лет (1992-1997 гг.) увеличилась на 26,3%. Увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам болезней.
В письме обращено внимание на существенный рост числа подростков, состоящих на диспансерном учете по поводу социально значимых заболеваний: сифилиса - в 31,5 раза, нарко- и токсикоманией-в 7 раз, туберкулеза - на 37,4%, гонореи - на 18,5%. Ежегодно количество юношей, страдающих заболеваниями, которые требуют спортивно-оздоровительной коррекции, увеличивается на 12-15%.
По данным МВД России, растет преступность среди несовершеннолетних. В целом среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14-17 лет составляет 11,8%. Материалы статистики свидетельствуют также о стремительном росте алкоголизации и токсикомании в подростковой среде. Практически половина поставленных на учет в 1997 г. наркоманов и токсикоманов является несовершеннолетними.
Анализ ежегодного государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации, 2000 год» показывает, что в 1999 г. показатель заболеваемости детей туберкулезом составил 17,6 на 100 тыс. детей в возрасте до 14 лет (1997 г. - 14,9). Зарегистрировано 516 ВИЧ-инфицированных детей в возрасте до 14 лет.
Растет алкоголизация детей в возрасте до 14 лет. В 1999 г. число подростков, стоящих на профилактическом учете в связи с употреблением наркотических средств, составило 234,2 на 100 тыс. (1997 г. - 108,1 на 100 тыс.). В определенной степени уровень здоровья подрастающего поколения характеризует анализ состояния здоровья юношей, подлежащих призыву на военную службу. Так, по имеющейся в Генеральном штабе ВС РФ информации по итогам призыва 1997 г. отмечено, что почти каждый третий юноша освобожден от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
1 Международная ассоциация "Личность, экология, мир». ЕМП «Кольцо», 1993.
Низок уровень физической подготовленности призывников; снижается уровень общеобразовательной подготовки юношей (общее полное образование имели около 70% призывников, основное общее - 25%, а 5% имели только начальное общее образование). Кроме того, отмечено, что среди призывников 6% имели судимость, до 8% состояли на учете в милиции за правонарушения, до 12% регулярно употребляли спиртные напитки, около 8% пробовали наркотики.
Учитывая эти данные, оценить положительно общее состояние репродуктивного здоровья семьи и общества в России представляется затруднительным.
Обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства. Это своего рода итоговый показатель состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества. Демографическое состояние страны характеризует в обобщенном виде здоровье ее отдельных граждан и общества в целом.
Правящие силы многих государств и народов рассматривают рост демографического потенциала в качестве основной гарантии выживания в процессах мирового и регионального соперничества и борьбы.
Лучшие умы России связывали ее будущее с ростом численности ее народонаселения и с развитием его высоких духовных и созидательных качеств. Об этом писал M.R. Ломоносов; эту тему развил Д.И. Менделеев, который, основываясь на демографических показателях начала века, определял вероятную численность народонаселения Российской империи в 2000 г. в 594,3 млн. человек.
Однако революция 1917 г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг., а также распад СССР внесли существенные коррективы в этот прогноз. Численность населения России в 1999 г. составила 145,6 млн. человек.
Низкой остается продолжительность жизни населения России: на 1994 г. она составила для мужчин 57,7, для женщин 71,3 года, и, по долгосрочным прогнозам, останется близкой к этому уровню (так, у родившихся в 1993 г. мужчин средняя продолжительность жизни составит 58,9 лет, у женщин 71,88 года). Для сравнения: средняя продолжительность жизни граждан США и Англии - 75 лет, Канады - 76, Швеции - 78, Японии - 79 лет.
Оценка уровня репродуктивного здоровья с точки зрения демографических процессов, происходящих в России, также оставляет желать лучшего.
В заключение необходимо отметить, что сохранение и укрепление уровня репродуктивного здоровья подрастающего поколения является приоритетной задачей образования. Еще раз подчеркнем, что индивидуальное здоровье каждого человека и здоровье общества являются единой неразрывной системой. В конечном итоге здоровье общества складывается из здоровья его членов. Поэтому в настоящее время очень актуальной стала задача обучения детей в школе основам здорового образа жизни. Обучение тому, как обеспечить свое духовное, физическое и социальное благополучие, поможет поднять уровень здоровья каждого человека и общества в целом, изменит к лучшему демографическую обстановку в стране.
1.4. Здоровый образ жизни
как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья
Ранее мы познакомились с основными понятиями и определениями здоровья человека, репродуктивного здоровья человека и общества и пришли к выводу, что уровень здоровья во многом зависит от здорового образа жизни.
Исходя из определения здоровья как состояния полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов, понятие «здоровый образ жизни» можно сформулировать следующим образом:
здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.
Образ жизни - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.
Здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия.
Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.
При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию того вреда, который человек наносит здоровью своим поведением. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.
Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам и по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени окружающая человека среда (дом, семья и т. д.) носит индивидуальный характер, значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят; все могут заниматься спортом, но занимается им сравнительно мало людей; все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.
Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополучия.
Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, доброжелательные отношения с окружающими.
Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка.
Таким образом, здоровый образ жизни - это цельная, продуманная и спланированная индивидуумом система поведения, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и при этом уверен, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья.
Необходимо отметить, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер и имеют ряд специфических направлений, связанных с проблемами возраста.
В пособии освещен ряд составляющих здорового образа жизни с учетом особенностей подросткового возраста. Отметим, что каждый учащийся должен понять, что здоровый образ жизни - динамическая система поведения, основанная на глубоких знаниях различных оказывающих влияние на здоровье человека факторов и выборе алгоритма поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, его постоянное корректирование с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей.
Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Удовольствия от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Чтобы создаваемая каждым индивидуальная система здорового образа жизни имела привлекательность, необходимо видеть конечную цель усилий, понимать, чего же личность хочет добиться, ведя здоровый образ жизни.
Перефразировав Цицерона, можно конечную цель определить так: здоровый образ жизни - это система поведения, имеющая целью достижение благополучия для себя, для семьи и государства. Только при реализации этой триады человек может быть счастлив.
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения. Выбор пути должен сделать каждый человек самостоятельно и при этом выработать в себе ряд необходимых качеств. Для этого необходимо:
- иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
- знать свою родословную (исторические и биологические корни семьи) как основу сохранения физического и психического здоровья;
- уметь управлять своим поведением, способствующим сохранению и укреплению здоровья;
- стремиться быть хозяином своей жизни, верить в то, что избранная вами система поведения, образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты;
- выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, уметь получать от жизни радость;
- развивать чувство самоуважения, проникаясь осознанием того, что живешь не зря и в состоянии решить все стоящие перед тобой задачи;
- постоянно соблюдать режим двигательной активности: удел человека - вечно двигаться, нет никаких средств, которые бы заменили движение;
- соблюдать правила гигиены;
- быть оптимистом, ставить перед собой достижимые цели и не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство - в принципе недостижимая вещь;
- радоваться успехам; во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.
Все это входит в содержание понятия здорового образа жизни. Достичь высокого уровня здоровья можно при условии, если постоянно соблюдать правила здорового образа жизни.
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, сопровождаемое фактическим отсутствием болезней и индивидуально фрустирующих (выводящих из состояния внутреннего спокойствия) недостатков. Быть здоровым - значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человеком.
Что способствует сохранению и укреплению здоровья: правильное питание §соблюдение режима труда и отдыха §психическая и эмоциональная устойчивость §оптимальный уровень двигательной активности §безопасное поведение дома, на улице, на работе §отказ от саморазрушающего поведения §здоровое сексуальное поведение закаливание §личная гигиена
Вредные привычки могут: складываться стихийно Вредные привычки - это сложившиеся способы деструктивного (саморазрушающего) поведения, осуществление которого в определённых ситуациях приобретает характер потребности § быть побочным продуктом направленного воспитания и обучения § перерастать в устойчивые черты характера § приобретать черты автоматизма § быть социально обусловленными
Феномен адикции (пагубного пристрастия к чему-либо). Человек стремится благодаря использованию тех или иных средств (веществ) заместить естественные для конкретных социальных ситуаций чувства и эмоции, избежать стресса. Что лежит в основе процессов формирования вредных привычек?
Кроха – сын пришёл к отцу И спросила кроха: « Если я курить начну- Это очень плохо?» Видимо врасплох застал Сын отца вопросом Папа быстро с кресла встал, Бросил папиросу. И сказал отец тогда, Глядя сыну в очи: «Да, сынок, курить табак, Это плохо очень.» Сын, услышав сей ответ, Снова вопрошает: «Ты ведь куришь много лет И не умираешь?» Закурил я с юных лет, Чтоб казаться взрослым, Ну, а стал от сигарет Меньше нормы ростом. Я уже не побегу За тобой в припрыжку, Бегать быстро не могу, Мучает одышка. Сердце, лёгкие больны, В этом нет сомненья. Я здоровьем заплатил За своё куренье. Никотин- опасный яд Сердце поражает, А смола от сигарет В бронхах оседает, Я бросал курить раз 5 Может быть и боле, Да беда, курю опять- Не хватает воли.» «Ты мой папа, я- твой сын, Справимся с бедою. Ты бросал курить один, А теперь нас двое. Я и мама не хотим Мы курить пассивно К нам ведь тоже никотин Попадает с дымом. семейный наш бюджет Станет побогаче. Купим мне велосипед, Чтоб гонял на даче.» «Ну и кроха! Вот так сын- Хитрован ужасный. Все проблемы враз решил, Ладно. Я согласный. Но условия скорей Тоже выдвигаю - Ты и пробовать не смей. А я курить бросаю.»
Из каждых 100 человек, умерших от рака, 90 курили. Из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний лёгких, 75 курили. Из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили. Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет, в 5 раз чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет.
Здоровье, как и счастье, каждый понимает по-своему. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье - это "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Как же поддерживать в себе это ощущение внешней и внутренней гармонии? Что для этого надо делать?
Американские ученые У. Уоттлс и Дж. Пауэлл называют 12 факторов, необходимых для того, чтобы человек себя чувствовал здоровым. Они считают, что нарушение любого из них может привести к болезни. Попробуем прокомментировать эти способы сохранения хорошего самочувствия - исходя из реалий нашего существования.
- Нужно иметь надежную систему взглядов на жизнь, помогающую поддерживать хорошее состояние. Как правило, здоровые люди отличаются разумным гедонизмом. Они стремятся прожить жизнь как можно более счастливо, несмотря на несовершенство мира, организма, природы. Стараются ладить со своим окружением и иметь теплые отношения с близкими. Избегают делать то, что может пойти во вред им или другим людям.
- Сохранить здоровье помогает постоянный положительный настрой и способность рассматривать события в конструктивном свете. Допустим, вас сократили на работе. Можно отнестись к этому как к трагедии: ведь это говорит о том, что "я оказался хуже всех". Но можно воспринять это событие и иначе: жизнь предоставила мне шанс найти более интересное, более нужное и, вполне вероятно, более материально выгодное дело. Это не самоуспокоение, это возможность вынести из произошедшего урок и увидеть в нем положительные стороны. Народная мудрость сформулировала этот принцип в пословице: "Что ни делается, все к лучшему".
- Человека здорового отличает способность периодически работать на пределе своих возможностей. Мы можем значительно больше, чем нам кажется, - и этот ресурс надо использовать. Если же мы считаем, что у нас нет запаса энергии для работы в полную силу, организм и ответит нам соответственно. Помните анекдот: "Вам дрова нужны?" - "Нет". Утром проснулись - дров нет.
- Человек должен иметь чувство сопричастности к духовной жизни. Речь идет не о том, чтобы посещать картинные галереи и театры - хотя и это неплохо. Это, прежде всего, убежденность в том, что в мире есть нечто неизвестное, непознанное, то, что выше нас. Неважно, в кого или во что вы верите: в Бога, Судьбу, Высшую справедливость или Космический разум. Важно чувствовать, что вы причастны к этой силе. Не все в вашей власти, но и в самый трудный момент мы можем надеяться на помощь "свыше".
- Способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям - это тоже признак здоровья. Жизнь сейчас меняется очень быстро. Останавливаться нельзя, надо все время идти вперед: учиться, переучиваться, совершенствоваться. Если мы будем цепляться за старое, это неминуемо приведет к депрессии, отчаянию, болезням.
- Быстрое реагирование на стресс и восстановление после него - еще один фактор здоровья. Стресс - явление нормальное, избежать его не может никто. Более того, в какой-то степени он даже необходим организму. Хроническим и вредным для здоровья стресс становится, когда человек вместо того, чтобы действовать - устранять причины напряжения или менять отношение к ситуации, - принимает решение: терпеть. Вот это-то и разрушает здоровье.
- Здоровый человек обладает повышенной восприимчивостью ко всему хорошему. Давно ли вы смотрели на небо? А когда в последний раз вы наблюдали за животными? А замечаете ли вы дерево у подъезда - как оно меняется каждый месяц? Часто человек говорит: "В моей жизни нет ничего хорошего". А ведь вокруг нас очень богатая среда, причем созданная не нами, задолго до нас. Не сами ли мы сузили каналы восприятия до работы и телевизора?
- Следующий признак здоровья - удовольствие от физических занятий. Это не обязательно должен быть спорт или упражнения на тренажерах. Это - и уборка снега во дворе, и стирка белья. Парадокс в том, что люди часто измеряют степень своего комфорта тем, насколько им удалось избавиться от физических усилий. А потом жалуются на иммунитет, который, как известно, напрямую зависит от нашей активности. На самом деле не такая уж большая нагрузка нужна человеку для поддержания своего тонуса. Например, 20 минут ходьбы ежедневно. Но некоторые и этого не делают: для них жизнь замкнулась в треугольнике: автомобиль, компьютер, телевизор.
- Чтобы оставаться здоровым, человек должен уметь анализировать свои чувства и доверять им. Вместо этого некоторые люди стараются заглушить, подавить то, что испытывают. Что такое скука? Это напоминание о том, что мы не решаем своих жизненных задач. Но человек не пытается разобраться в этом, понять, что же ему надо делать. Он начинает, например, злоупотреблять алкоголем - чтобы не чувствовать того, что чувствует.
- Здоровый человек стремится внести свой вклад в жизнь других людей. Какой след вы оставляете в сердцах близких? Какое впечатление производите на людей знакомых и незнакомых? Хочется другим общаться с вами или нет? От того, что вы рядом, людям тепло или холодно?
- Одна из составляющих здоровья - умение проявлять великодушие и благородство. Человек живет не на острове, как Робинзон. Он находится в определенной сети человеческих отношений. И если ты можешь что-то хорошее дать другим, то и они тебе тоже. Надо лишь уметь принимать это и быть благодарным.
- И, наконец, здоровый человек обладает чувством юмора. Без комментариев.
Алексей Луньков,
доктор педагогических наук, кандидат
психологических наук, профессор, зав. кафедрой
психологии и психологического консультирования МЭГУ
Статья предоставлена сайтом
По определению ВОЗ, здоровье: «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 г.).
С тех пор дискуссии по определению понятия здоровья все еще продолжаются и существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определениях, что такое здоровье. В 1984 году рабочая группа ВОЗ обсуждая «Концепции и принципы обеспечения здоровья», составила итоговый документ, в котором была дана новая концепция здоровья как: «степениспособности индивида … с одной стороны реализовывать свои стремления и удовлетворять потребности, с другой – изменять или кооперироваться со средой. Здоровье поэтому рассматривается как ресурс каждодневной жизни, а не цель жизни. При этом не были определены потребности, которые здоровый человек должен быть способен удовлетворять.
2. НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ
Из определения ВОЗ, традиционно здоровье представляется тремя компонентами – физической, душевной и социальной. Физическое здоровье – это уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это способность сохранять и использовать тело. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физической формой, тренированностью, физической активностью.
Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет общий душевный комфорт, обеспечивающий адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения. Душевное или психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям. Оно определяет способность сохранять и использовать душу. Это способность контролировать свои эмоции и поведение. Способность справляться со стрессами и использовать их для повышения своего здоровья.
Социальная составляющая – способность сохранять и использовать отношения с другими людьми. Она отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество.
Можно выделить еще массу составляющих здоровья: генетическую, иммунную, рода, вида, биосферы, здоровье детей и т.д. Лищук В.А. и Мосткова Е.В. выделили три наиболее общих класса составляющих личного здоровья: физическое, социальное идуховное здоровье. Как правило,духовная составляющая здоровья остается в тени при разработке научных основ, программ здоровья, отчетов о состоянии здоровья народа.
В некоторых работах последних лет рассматривают духовную компоненту здоровья. Правда, большинство этих работ посвящено эзотерическим и оккультным методам лечения и повышения здоровья. Бездуховного человека нельзя признать здоровым. Духовное здоровье зависит от максимального раскрытия духовного, нравственного потенциала, сознательной устремленности человека к реализации высших, светлых свойств личности, приобщения к духовным ценностям. Представляется, что обычно рассматриваемое психическое (или душевное) здоровье является частью духовного. Оно часть духовности, обязательная для общества, с точки зрения обеспечения адекватного поведения.
В.А. Лищук и Е.В. Мосткова понимают поддуховной составляющей здоровья способность сохранять и использовать духовность, доброту, творчество. Они считают, чем больше свободы, чем большую часть себя и среды Вы осознаете и, наконец, чем обоснованнее выбор, тем выше уровень духовного здоровья и тем адекватнее поведение человека, он лучше осознает свою ответственность, соблюдает грань между правами, обязанностями и свободой. Поэтому нет большей ценности, более адекватной меры индивидуального и общественного благополучия, чем духовное здоровье.
Три наиболее общие компоненты здоровья: физическая, социальная и духовная, не имеют равной значимости. Акцент на примат духа над телом служит основанием того, что духовная составляющая является собственно человеческой компонентой здоровья, отличительной сущностью человека от иных живых существ. В нашем мире, где социальный детерминизм борется с личной свободой, именно духовная составляющая определяет индивидуальное здоровье человека как личности и как свободного субъекта.
Характеристика |
Краткое содержание показателей |
|
Физическое | ||
Физические ограничения |
Ограничения в самообслуживании, подвижности и физической активности |
Нуждается в помощи при купании, одевании. Прикован к стулу, постели. Совсем не гуляет |
Физическая активность |
Возможность выполнять ежедневные нагрузки |
Может гулять, подниматься по лестнице, заниматься спортом |
Пребывание в постели |
Необходимость постельного режима |
Число дней в постели за месяц |
Физическое благополучие |
Личная оценка физической формы | |
Психическое | ||
Беспокойство/ депрессия |
Чувство беспокойства, нервозности, депрессии, уныние |
В депрессии или очень несчастен. Беспокоен, плохое настроение |
Психологическое благополучие |
Частота и интенсивность общих положительных эмоций |
Счастлив, удовлетворен жизнью, просыпается с ожиданием интересного дня |
Поведенческий/ эмоциональный контроль |
Контроль поведения, мыслей и чувств в течение определенных периодов |
Ощущение эмоциональной стабильности. Теряет контроль над поведением, чувствами, мыслями. Беспричинный смех или плач |
Познавательное функционирование |
Ориентация в пространстве, времени. Память, внимание, бдительность |
Много забывает, делает больше ошибок, чем обычно |
Социальное | ||
Контакты с людьми |
Частота посещений друзей, телефонных контактов с близкими за определенный период |
Число контактов за последний месяц |
Социальные ресурсы |
Количество и качество социальных связей |
Число близких друзей, людей, с кем поговорить |
ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ?
На какие факторы надо обратить внимание, как распределить между ними свое время и силы?
Состояние здоровья зависит от множества внутренних и внешних факторов (см. рис.). Это, прежде всего – биологические и психологические свойства личности: наследственность, темперамент, тип высшей нервной деятельности. Эти практически не поддающиеся переделке факторы определяют здоровье на 15–20%.
Социально-экономические, политические условия | ||
Физическая (природная) среда | ||
Условия труда |
Условия быта |
|
Факторы, обусловливающие здоровье (по Ю.П.Лисицину, 1992)
Конечно, влияет на здоровье и здравоохранение, состояние его служб, кадров, доступность лекарств, уровень медицинской науки. Социально-экономические и политические факторы действуют обычно через условия труда и жизни. На все эти факторы мы почти не можем оказать влияния. Все это вместе определяет здоровье еще процентов на 10–15. Максимум, что мы можем здесь сделать – выбирать политиков, которые будут правильно решать проблемы здравоохранения, управления и экономики.
Сила влияния на здоровье окружающей нас среды от 15 до 25% по разным оценкам. Если разделить окружающую среду на физическую (состояние воздуха, воды, пищи, шум и т.д.) и социальную (среда, в которой растут дети, наши отношения в семье и на работе, телевидение, темпы социальных перемен в обществе и т.д.). При таком разделении, можно увидеть, что мы способны в какой-то мере повлиять на эти факторы. Мы можем бороться за сохранение природы и на уровне всей планеты и, особенно, на уровне собственного дома: использовать фильтры для воды и воздуха, тщательно выбирать средства бытовой химии, убрать подальше источники радиации в доме, максимально обезопасить себя от несчастных случаев, сменить место, где мы живем. Мы можем изменять и социальную среду: выбирать себе друзей, место учебы, работу, выбирать, какие передачи смотреть по TV, какие театры посещать, какие газеты читать.
На 50% (некоторые говорят, что даже на 70%) здоровье определяется образом жизни. И мы можем здесь изменить и улучшить многое. Есть масса способов улучшить наши физические способности, способности общения, научиться справляться со стрессами и добиваться своих целей. Достаточно изучено влияние на здоровье курения, питания, движения, алкоголя. Но, как правило, среди факторов, вредящих здоровью, не рассматривают недостаток духовности. Однако во многом именно духовное нездоровье, деформация нравственных ценностей – причина злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков, занятия проституцией. Большие возможности повышения здоровья заложены в переходе к духовной деятельности для получения власти не над природой и другими людьми, а над самим собой, своим телом и духом и в использовании этой власти для помощи себе и другим.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение здоровья?
2. Перечислите основные компоненты здоровья и дайте им краткую характеристику?
3. Перечислите факторы, влияющие на Ваше здоровье?
4. Как влияет на жизнь человека состояние его здоровья и его психофизический потенциал?
5. Что такое болезнь?
6. Что необходимо делать для повышения жизнестойкости организма человека?
7. Что такое адаптация?
В результате освоения темы студент должен:
знать
Основы современной теории социального благополучия, социальной безопасности, социальной сплоченности;
уметь
- использовать основные критерии социального благополучия;
- определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия, социальной безопасности и сплоченности;
владеть
- различными направлениями обеспечения социального благополучия, социальной безопасности, социальной сплоченности;
- способностью проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия у разных групп населения.
Содержание и структура понятия "социальное благополучие"
Практика социальной работы определяется различными факторами, к которым относятся традиции и обычаи определенного народа, законодательная база, регулирующая социальную политику, представления общественного сознания и пр. Важное место среди этих факторов занимает система ценностей, которые разделяют все представители данного социума (или их большинство) и которые, в сущности, формируют основу общества.
Под ценностью в философском смысле понимают личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений окружающего мира, которые имеют положительное или отрицательное значение для человека и общества. Поэтому каждый объект и явление, которые рассматриваются как значимые, включаются в ценностную, или аксиологическую, основу миропонимания современного человека, занимая в ней более или менее важное место.
Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с максимально эффективным использованием материальных и духовных ресурсов цивилизации.
Суждения о содержании социального благополучия изменялись на протяжении человеческой истории в зависимости от уровня развития материальных благ, религиозных и этических норм, потребительских стандартов соответствующего общества. Первоначально это понятие рассматривалось в контексте благосостояния, т.е. преимущественно экономической, материальной обеспеченности. Исследователи рассматривали, как в обществе неравенства можно добиться благосостояния с помощью более равномерного распределения доходов. В качестве путей к этому рассматривались: государственное вмешательство, рациональное налогообложение и бюджетно-налоговая политика.
В самом общем смысле можно сказать, что социальное благополучие – антипод нищеты и неустроенности. Однако современные представления о должном уровне и качестве жизни включают в это понятие также требования безопасности, право на достойные жилищные и экологические условия, свободу самореализации и пр.
Социальное благополучие – интегральный показатель эффективности функционирования социальной сферы, отражение социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатор социальной безопасности общественной системы в целом. Можно сказать, что в известной мере индикаторы экономического роста, а именно показатели социального благополучия населения, являются критерием результативности политики государства.
Учебно-методическое объединение вузов России по социальной работе в числе фундаментальных, исходных категорий теории социальной работы как научной дисциплины называет понятия:
- социальное благополучие человека;
- социальное благополучие общества.
Данные понятия отражают сложную структуру самой категории социального благополучия, включенность в нее представлений о благополучии индивида, о благополучии групп людей, наконец, о благополучии общества в целом. Эти представления и фактические данные, на которых они основываются, взаимосвязаны друг с другом, но не совпадают полностью.
Представители социальных наук и органов управления в течение долгого времени искали объективные количественные измерители данного интегрального явления, которые бы достаточно точно отражали состояние различных сторон жизнедеятельности общественного организма в целом, были способны показать динамику его отдельных элементов и к тому же были практически применимы в аспекте сбора и использования данных. Необходимость разработки показателей социального благополучия определяется научными и практическими задачами дальнейшего совершенствования образа жизни. Социальное благополучие – это объективное общественное явление, детерминированное повседневными условиями жизнедеятельности людей, в которых они удовлетворяют свои потребности, реализуют жизненные планы и социальные ожидания.
В конце XX в. был разработан информативный, пригодный для сравнения и удобный в применении показатель социального развития, отражающий степень благополучия стран, народов в целом – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), интегрально характеризующий уровень материального благосостояния (ВВП в пересчете на душу населения), демографическую ситуацию (ожидаемая продолжительность жизни) и уровень образования (рассчитывается на основе показателя уровня грамотности населения и показателя средней продолжительности обучения в учебных заведениях).
Каждый из включенных и индекс показателей в отдельности может не отражать генерализованное состояние благополучия, но все они в совокупности прямо или опосредованно представляют картину благополучия или неблагополучия данного общества.
За все годы публикаций отчета о развитии человеческого потенциала первое место занимали Швейцария, Канада, Норвегия, Япония, Исландия.
В последнем выпуске доклада об уровне ИРЧП, представленном в марте 2013 г. в Мехико, указано, что наивысшие показатели индекса зафиксированы в Норвегии. Россия стоит на 55-м месте в группе стран с "высоким уровнем развития человеческого потенциала", поднявшись по сравнению с предшествующим докладом на 10 позиций. 42 страны, имеющие "очень высокий уровень" ИРЧП, названы в отчете "развитыми", хотя в их число входят, например, Барбадос или Сейшельские острова, которые обычно не принято включать в число развитых.
При этом составляющие российского ИРЧП далеко не равнозначны. На мировом фоне среднестатистический российский человек отличается высокой образованностью, средним уровнем материального достатка и невысокой продолжительностью жизни.
Среди других показателей следует рассмотреть динамику ИРЧП, т.е. направление и величину изменений, которые продемонстрировали индексы разных стран в сравнении с 1990 г. (началом наблюдений). В этом плане последний опубликованный отчет, к сожалению, показывает, что Россия находится в числе стран, у которых данный показатель ухудшился. Еще в 1990 г. СССР (и Россия в его составе) находилась в группе стран с очень высоким уровнем развития ИРЧП, занимая 23-е место в общем рейтинге.
Разумеется, такое снижение социальных характеристик неприемлемо для страны, которая поставила своей задачей модернизацию всех сторон своего развития. Именно для улучшения ситуации в социальной сфере были разработаны национальные проекты "Образование", "Здоровье", "Жилье", было начато стимулирование демографических улучшений.
За прошедшие годы усилия, предпринятые по улучшению здравоохранения, развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи принесли свои результаты. Произошли позитивные изменения в одном из наиболее консервативных показателей – показателе средней ожидаемой продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин за последние 15 лет превысила 63 года, что является значительным ростом, но не достигает, впрочем, как и ожидаемая продолжительность жизни женщин, показателей 1990 г.
В структуру социального благополучия общества входят такие элементы, как уровень жизни, детерминируемый показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, определяемые представлениями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, возможностью получения необходимой медицинской помощи. Также сюда включаются общественные ожидания в области безопасности – защищенности от преступных посягательств и террористических актов, продовольственной и экологической безопасности.
Особое место занимает социальная защищенность индивидов, т.е. уверенность в том, что, в случае если другие механизмы безопасности перестанут действовать, сработают социальные инструменты, которые помогут человеку избежать нищеты и голода, получить поддержку в случае невозможности обеспечить себя и свою семью собственными силами, содействие при потере работы, уход в старости и т.п. Следует подчеркнуть, что в основном забота о социальном благополучии своей семьи является предметом собственной ответственности здоровых людей трудоспособного возраста. Однако пожилые люди, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой не всегда могут справиться с возникающими социальными проблемами самостоятельно. Состояние социальной защищенности подразумевает наличие нормативных гарантий реализации социальных прав и свобод, достаточное финансирование социальной политики на всех ее уровнях, развитие инфраструктуры социальной помощи, наличие кадров специалистов, способных осуществлять меры социальной поддержки.
С состоянием социальной защищенности населения связано чувство социальной защищенности у индивидов, которое не может возникнуть без наличия указанных выше элементов социальной защищенности. Однако объективное существование этих структурных элементов не обусловливает автоматическое формирование у человека чувства социальной защищенности – граждане могут не знать о них или считать их недостаточными. Отсутствие же этого чувства неблагоприятно действует на состояние социальной стабильности, на субъективные характеристики благосостояния населения.
Социальное благополучие личности в значительной мере опирается на социальное благополучие общества, но не сводится к нему. Большую значимость для него имеет субъективная оценка человеком своего благосостояния и удовлетворенности жизнью. На первый взгляд, представляется, что зажиточная жизнь лучше, чем необеспеченная, что наличие комфортабельных условий для жизни вызывает большее удовлетворение, чем жизнь в аскетических условиях. Однако проведенные исследования показывают неполноту такой точки зрения.
Английский психолог М. Аргайл обобщил результаты широких кросс-культурных исследований и выявил, что уровень индивидуального счастья и удовлетворенности жизнью не зависит от развитости материально-бытовых элементов цивилизации и богатства человека: эти показатели оказались равными у обследованных лиц из Франции и Чада, Нигерии и США и пр.
Впоследствии было определено, что человек воспринимает обыденное и привычное существование как нормальное для себя и оценивает его в величинах незначительных изменений, связанных с небольшими событиями, происходящими в рамках этого обыденного существования. Эта оценка близка к медиане с небольшим уклоном в сторону более благоприятных суждений (в терминологии производимых опросов человек "скорее удовлетворен" своей повседневной жизнью). Однако если происходящие изменения более значительны и производят качественные изменения в образе жизни, то возникает другой подход к оцениванию: люди "реагируют на дельту", на показатели сравнения либо с собственными жизненными условиями в прошлом, либо с жизненными условиями значимых других.
Так, если жизненные условия человека, его семьи улучшились, то в течение некоторого времен он оценивает свое социальное благополучие как возросшее. Если эти улучшившиеся условия стали привычными, обыденными, то оценка индивидуального социального благополучия возвращается к обычному среднему уровню. Эту закономерность важно учитывать при выявлении мнений и суждений получателей социальной помощи и клиентов учреждений социального обслуживания: вновь введенная мера социальной поддержки воспринимается как новая, дополнительная к уже существующей системе, не долее полугода, а затем ее новизна утрачивается.
Своеобразно воспринимается и собственное благосостояние в сравнении с благосостоянием иных людей. Предметом сравнения выбираются значимые другие, т.е. те люди, которые для инициатора сравнения представляются показательными, авторитетными. Зависть к уровню чужого благополучия – это в целом позитивное чувство, порождающее мотивацию к труду, предприимчивости, достижениям. Средние, унифицированные показатели благосостояния, когда никто не живет лучше других, могут порождать самоуспокоенность и вести к застою.
Конечно, в обществе должны существовать механизмы поощрения более активного труда, предприимчивости в рамках закона, изобретательности, таланта и пр., а также инструменты пресечения попыток достижения благосостояния незаконными средствами. В конечном итоге проницаемость границ социальных страт и исправная деятельность "социального лифта", позволяющего социально приемлемыми способами подняться вверх в общественной иерархии – это залог подвижности, модернизируемости социума, его способности к развитию и совершенствованию.
Индивидуальное определение благополучия достаточно сложно и противоречиво.
В структуре личности человека присутствуют три вида элементов: физическое "Я", социальное "Я" и духовное "Я". Физическое "Я" включает телесную организацию и все материальное, чем обладает человек. Структуру социального "Я" составляют роли, нормы и стремление человека к обществу. Духовное "Я" – это полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.
Однако невозможно отрывать друг от друга различные ипостаси "Я" в изучении субъективного благополучия, поскольку в их неразрывном единстве обеспечивается устойчивость и целостность личности, а также само это единство становится фактором субъективного благополучия.
Субъективное благополучие имеет общественно важное содержание. Разнообразие в его понимании зависит от типа личности, особенностей ее формирования и воспитания, просоциальной или антисоциальной направленности, эгоистической или альтруистической установки. Субъективное благополучие предполагает достижение удовлетворенности прежде всего в таких сферах, как общение, успешный труд, межличностные отношения. Поскольку субъективные переживания, "внутренние ощущения счастья" очень похожи вне зависимости от того, что их вызвало, аффективный компонент субъективного благополучия достаточно постоянен. Субъективное благополучие отнюдь не определяет объективного благополучия личности, оцениваемого по социальным критериям ее личных достижений, структуры личности, поведения и деятельности. Согласование общественных и субъективных конструктов социального благополучия создает благоприятные условия для последовательного развития социума и его членов. Рассогласование порождает социальную нестабильность, а также негативные последствия длительного воздействия дистресса.
Специалистам социальной работы приходится чаще иметь дело с проблемами своих клиентов, обусловленными недостаточностью материальных средств. В свое время этот вид профессиональной деятельности создавался именно для того, чтобы обеспечить выживание людей, оказавшихся неприспособленными к реалиями нового вида социально-экономического устройства, спасти их от голода и крайней нищеты. Однако по мере адаптации большинства населения к экономическим условиям на первый план выходит и другая задача социальной работы – поддержание социального и духовного благополучия индивидов. Это обусловливает необходимость использования новых подходов, технологий и методов, которыми должны владеть специалисты в современных условиях.