Здоровье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
Здоровье - полное состояние физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов.
О здоровье в последнее время говорят много и в разных ракурсах. В связи с этим существует несколько классификаций, связанных со здоровьем, в том числе уровни здоровья .
Уровни здоровья человека:
1.По силе иммунитета.
Высокий уровень (иммунитет успешно справляется с внешними угрозами и подавляет негативные факторы).
Средний уровень (незначительные угрозы подавляются, но серьезные факторы вызывают болезнь).
Низкий уровень (иммунитет слабый, человек часто болеет).
2. По происхождению.
Физиологическое (телесное, здоровье органов тела человека).
Психологическое (душевное, духовное, здоровье психики).
3. Уровни здоровья новорожденного организма.
Доношенность или недоношенность.
Слабость или сила организма, тонус мышц.
Наличие или отсутствие пороков, отклонений, нарушений в развитии организма.
4. По физическому состоянию организма.
Первая группа здоровья (нет ограничений в возможностях организма).
Вторая группа здоровья (есть ограничения, например, при астме нельзя бегать на длинные дистанции, при заболеваниях позвоночника противопоказана физическая нагрузка и т.д.).
Третья группа здоровья (есть существенные ограничения, например, инвалидность, хроническое заболевание).
Компенсация (возмещение, уравновешивание) - замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приобретенных аномалий.
субкомпенсация - состояние, при котором основные показатели гемодинамики в покое и при обычной для данного больного физической нагрузке не нарушены только благодаря мобилизации компенсаторных механизмов.
декомпенсация - недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма.
В основе укрепления здоровья лежит профилактика заболеваний, а система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения, называется медицинской профилактикой .
Медицинская профилактика по отношению к населению бывает индивидуальной, групповой и общественной.
Индивидуальная профилактика - это проведение профилактических мероприятий с отдельными индивидуумами.
групповая - с группами лиц со сходными симптомами и факторами риска.
общественная профилактика охватывает большие группы населения, общество в целом.
Примордиальная профилактика - совокупность мер, направленных на недопущение факторов риска возникновения заболеваний, связанных с неблагоприятными условиями жизнедеятельности, окружающей и производственной среды, образа жизни.
Первичная профилактика - это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов.
Вторичная профилактика представляет собой комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дездаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизацию и преждевременную смертность.
Национальный проект «Здоровье» стартовавший в 2006г, подчеркнул важность профилактического направления медицины, определил его как приоритетное.
Медицинские осмотры (обследования)– одна из форм лечебно-профилактической помощи, заключающаяся в активном обследовании с целью определения состояния здоровья и раннего выявления заболеваний.
предварительный М. о . лиц, поступающих на работу, с целью выявления заболеваний, которые могут явиться противопоказаниями для работы в данном предприятии (учреждении) или по данной профессии. Существует список заболеваний, являющихся противопоказанием к работе и учебе по ряду профессий.
периодический М. о . отдельных групп населения (рабочих промышленных предприятий, работников пищевых, коммунальных и детских учреждений, школьников, учащихся средне-специальных заведений, студентов и др.), производимый по плану в установленные сроки. Периодические медицинские осмотры проводятся в течение трудовой деятельности, но не реже чем один раз в два года, а для лиц в возрасте до 21 года – ежегодно.
Целевые медицинские осмотры проводятся для раннего выявления ряда заболеваний (туберкулеза, злокачественных новообразований, болезней органов кровообращения, дыхания, гинекологических заболеваний и др.) при одномоментных осмотрах в организованных коллективах или при осмотре всех лиц, обращающихся за медицинской помощью в ЛПУ.
Медицинские осмотры декретированного контингента (оформление санитарных книжек)
1. работники организаций пищевой промышленности, общественного питания, продовольственной торговли;
2. Работники, организаций пищевой промышленности, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией кремово-кондитерских изделий;
3. Работники, организаций пищевой промышленности, деятельность которых связана с переработкой, хранением и транспортировкой мяса, работники молокозавода;
4. Работник сферы коммунального обслуживания, торговли промышленных товаров;
5. Работники дошкольных образовательных учреждений;
6. Работники общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего профобразования;
7. Работники аптек;
8. Работники бассейнов и аквапарков;
9. Работники непродовольственных магазинов, пассажирского транспорта;
Сотрудники, относящиеся к декретированным контингентам - должны иметь личную медицинскую (санитарную) книжку, проходить предварительные и периодические медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку (гигиеническое обучение и аттестацию).
Диспансеризация – это метод активного динамического наблюдения за состоянием здоровья населения.
Дополнительная диспансеризация направлена на раннее выявление и эффективное лечение заболеваний, являющихся основными причинами смертности и инвалидности трудоспособного населения России, в том числе сахарного диабета, туберкулеза, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Дополнительная диспансеризация проводится среди работающего населения в возрасте от 35 до 55 лет.
Дополнительная диспансеризация работающих граждан предусматривает осмотр следующими специалистами: терапевт, эндокринолог, офтальмолог, невролог, хирург, уролог(для мужчин), акушер-гинеколог (для женщин).
Также проводятся лабораторные и функциональные исследования: клинический анализ крови и мочи, исследование уровня холестерина и сахара в крови, исследование уровня холестерина липопротеидов низкой плотности сыворотки крови, исследование уровня триглицеридов сыворотки крови, онкомаркер специфический СА – 125 (женщинам после 40лет), онкомаркер специфический PSI (мужчинам после 40лет), электрокардиография, флюорография(один раз в год), маммография (для женщин в возрасте 40–55 лет – один раз в два года), УЗИ по показаниям при дополнительных периодических медицинских осмотрах.
По итогам дополнительной диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров формируются группы здоровья:
I группа – здоровые лица;
II группа – здоровые лица, но имеющие факторы риска;
III группа – пациенты, нуждающиеся в амбулаторном дообследовании и при показаниях – лечении;
IV группа – пациенты, направляемые на стационарное дообследование и лечение;
V группа – пациенты, нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи. (Высокотехнологичная медицинская помощь – это медицинская помощь, выполняемая с использованием сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, высококвалифицированными медицинскими кадрами).
В дальнейшем для I и II групп здоровья проводятся профилактические мероприятия, а пациенты III–V групп направляются в специализированные учреждения здравоохранения и после обследования подлежат диспансерному наблюдению по программе больных с хроническим заболеванием, включающей индивидуальную программу реабилитации.
Регистрационный N 16550
В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N ("Российская газета", 2010, N 12) приказываю:
1. Утвердить:
Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан согласно приложению N 1;
учетную форму N 131/у-ДД-10 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина" согласно приложению N 2;
форму N 12-Д-1-10 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан" согласно приложению N 3;
форму N 12-Д-2-10 "Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан" согласно приложению N 4.
2. Установить норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2010 году - 1042 рубля.
3. Средства, полученные учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - дополнительная диспансеризация), направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации, а также оплату труда медицинских работников учреждений здравоохранения, привлекаемых для проведения дополнительной диспансеризации и проведение функциональных (лабораторных) исследований в соответствии с договорами, заключаемыми учреждениями здравоохранения, осуществляющими дополнительную диспансеризацию, с учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на недостающие виды работ (услуг).
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в связи с чем:
определить организации, работники которых подлежат дополнительной диспансеризации в 2010 году, составить поименные списки работников (выверенные с работодателем) с указанием даты рождения, профессии, должности и направить их в учреждения здравоохранения, осуществляющие дополнительную диспансеризацию;
определить учреждения здравоохранения, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи по специальностям: "терапия", "офтальмология", "неврология", "акушерство и гинекология", "хирургия", "рентгенология" и "клиническая лабораторная диагностика", для осуществления дополнительной диспансеризации. В случае отсутствия у учреждения здравоохранения, осуществляющего дополнительную диспансеризацию, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения дополнительной диспансеризации в полном объеме, определить учреждение здравоохранения, имеющее лицензию на требуемые виды работ (услуг), для заключения между указанными учреждениями здравоохранения договора о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению дополнительной диспансеризации;
согласовывать планы-графики и время проведения дополнительной диспансеризации, разрабатываемые учреждениями здравоохранения, участвующими в ее проведении;
довести сведения об учреждениях здравоохранения, осуществляющих проведение дополнительной диспансеризации, до руководителей организаций, работники которых подлежат дополнительной диспансеризации;
представлять в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации отчеты по результатам проведения дополнительной диспансеризации по формам N 12-Д-1-10 и 12-Д-2-10, утвержденным настоящим приказом, в установленные сроки.
5. Признать утратившим силу приказ Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2009 г. N 67н "О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан" (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2009 г. N 13542), за исключением абзаца 6 пункта 1.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Скворцову.
Министр Т. Голикова
Приложение N 1
Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан
1. Настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования (далее - дополнительная диспансеризация, ОМС), а также устанавливает объем проведения дополнительной диспансеризации.
2. Дополнительная диспансеризация осуществляется учреждениями здравоохранения муниципальной и государственной систем здравоохранения (за исключением федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства), функционирующих в системе ОМС (далее - учреждения здравоохранения).
3. Дополнительная диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых.
4. Дополнительная диспансеризация проводится врачами-специалистами с проведением лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме*:
осмотр врачами-специалистами:
терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом)),
акушером-гинекологом,
хирургом,
неврологом,
офтальмологом;
лабораторные и функциональные исследования:
клинический анализ крови;
биохимический анализ крови:
Общий белок,
Холестерин,
Липопротеиды низкой плотности сыворотки крови,
Триглицериды сыворотки крови,
Креатинин,
Мочевая кислота,
Билирубин,
Амилаза,
Сахар крови;
клинический анализ мочи;
онкомаркер специфический СА-125 (женщинам после 45 лет);
онкомаркер специфический PSA (мужчинам после 45 лет);
электрокардиография;
флюорография;
маммография (женщинам после
цитологическое исследование мазка из цервикального канала.
5. Дополнительная диспансеризация проводится учреждениями здравоохранения в установленные дни и часы в соответствии с планом-графиком, сформированным с учетом численности и поименных списков работающих граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации.
При этом необходимо учесть, что граждане, в отношении которых в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 860 "О порядке предоставления в 2007 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1 (2 ч.), ст. 308), от 24 декабря 2007 г. N 921 "О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 53, ст. 6617; 2009, N 3, ст. 399), проводилась дополнительная диспансеризация в 2007, 2008, 2009 годах, повторно дополнительной диспансеризации в 2010 году не подлежат.
Дополнительной диспансеризации в 2010 году подлежат работающие граждане не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров и граждане, прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 году в случае, если они не были взяты под диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания.
Гражданин, зарегистрированный по месту жительства в одном субъекте Российской Федерации, а трудовую деятельность осуществляющий в другом, может пройти дополнительную диспансеризацию по месту работы или по месту жительства.
6. На гражданина, явившегося для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре учреждения здравоохранения подбирается (или заполняется) учетная форма N 025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного", утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2004 г. N 6188) (далее - амбулаторная карта), которая передается в отделение (кабинет) медицинской профилактики или иное структурное подразделение учреждения здравоохранения, на которое возложены функции по организации проведения дополнительной диспансеризации (далее - кабинет (отделение) медицинской профилактики).
В кабинете (отделении) медицинской профилактики заполняются соответствующие разделы учетной формы N 025/у-ПЗ "Паспорт здоровья", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от
24 февраля 2009 г. N 67н (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2009 г. N 13542), (далее - Паспорт здоровья), после чего гражданин направляется к врачам-специалистам и на диагностические исследования, проводимые в рамках дополнительной диспансеризации.
По окончании обследования гражданина медицинские работники кабинета (отделения) медицинской профилактики получают из диагностических служб результаты проведенных лабораторных и функциональных исследований и передают их врачу - терапевту (врачу - терапевту участковому, врачу общей практики (семейному врачу), врачу - терапевту, ответственному за проведение дополнительной диспансеризации) (далее - врач-терапевт).
Врач-терапевт на основании результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований и заключений врачей-специалистов, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации, при необходимости направляет гражданина на дополнительную консультацию к врачам-специалистам и дополнительные обследования.
Дополнительные консультации врачей-специалистов, дополнительное обследование и лечение в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях с целью установления диагноза и/или проведения соответствующего лечения не входят в объем дополнительной диспансеризации и оплачиваются отдельно за счет средств ОМС или средств соответствующего бюджета в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
7. Результаты дополнительной диспансеризации вносятся врачами-специалистами, принимающими участие в проведении дополнительной диспансеризации, в амбулаторную карту, и учетную форму N 131/у-ДД-10 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина" (приложение N 2) (далее - Карта), на основании которой, а также учетной формы N 025-12/у "Талон амбулаторного пациента" с литерами "ДД", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от
22 ноября 2004 г. N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2004 г. N 6188) (далее - Талон), формируются реестры счетов для оплаты расходов по проведению дополнительной диспансеризации по законченному случаю дополнительной диспансеризации в порядке, определяемом Федеральным фондом ОМС (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 N 1146 "О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан").
При прохождении дополнительной диспансеризации Талон заполняется на каждое посещение врачей-специалистов, на основании которого заполняется ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на дому.
8. После обследования гражданина в соответствии с установленным объемом дополнительной диспансеризации врач-терапевт с учетом заключений всех врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований, с целью планирования дальнейших мероприятий определяет гражданину соответствующую группу состояния здоровья:
I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни по вопросам здорового питания, физической активности, поддержания оптимальной массы тела, вреда курения;
II группа - граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них оценивается суммарный сердечно-сосудистый риск, прочие риски заболеваний в зависимости от выявленных факторов риска, даются рекомендации по профилактике заболеваний;
III группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых, наступает выздоровление);
IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации, которые направляются на плановую госпитализацию;
V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В данном случае медицинская документация гражданина направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для принятия решения в установленном порядке о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Гражданам, отнесенным к I и II группам состояния здоровья, рекомендуется посещение центров здоровья для дальнейших рекомендаций врачей-специалистов по здоровому образу жизни.
Гражданам, отнесенным к III, IV, V группам состояния здоровья, в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения, при необходимости за ними устанавливается диспансерное наблюдение по месту жительства.
После прохождения гражданином установленного объема функциональных, лабораторных исследований и врачебных осмотров, на основании которых гражданину устанавливается группа состояния здоровья, а также даются рекомендации по профилактике, и при необходимости, по дальнейшему наблюдению, случай дополнительной диспансеризации считается законченным.
9. Учреждение здравоохранения, проводившее дополнительную диспансеризацию не по месту жительства гражданина, после определения группы состояния здоровья передает копию заполненной Карты (с результатами лабораторных и функциональных исследований) в учреждение здравоохранения по его месту жительства для дальнейшего динамического наблюдения и формирования сводных сведений о состоянии здоровья граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию.
Учреждение здравоохранения, медицинские работники которого участвовали в проведении дополнительной диспансеризации по договору о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению дополнительной диспансеризации, передает заполненную Карту с результатами осмотров врачей-специалистов, лабораторных и функциональных исследований в учреждение здравоохранения, осуществляющее проведение дополнительной диспансеризации.
10. На основании полученных сведений о результатах прохождения дополнительной диспансеризации работающего гражданина врач-терапевт участковый (врач общей практики (семейный врач), осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина по месту жительства, в соответствии с установленной по результатам дополнительной диспансеризации группой состояния здоровья определяет индивидуальную программу профилактических мероприятий: направляет в центр здоровья, при необходимости - на дальнейшее лечение (амбулаторное, стационарное, восстановительное), при наличии у гражданина хронического заболевания осуществляет за ним диспансерное наблюдение.
11. По окончании прохождения дополнительной диспансеризации врач-терапевт участковый (семейный врач) по желанию гражданина выдает Паспорт здоровья, в котором отмечаются результаты осмотров всех врачей-специалистов (включая дополнительные консультации), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации, вписываются группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению.
Паспорт здоровья хранится у гражданина.
12. Кабинет (отделение) медицинской профилактики осуществляет:
учет работающих граждан, подлежащих и прошедших дополнительную диспансеризацию;
составление и представление отчета о результатах проведения дополнительной диспансеризации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по форме N 12-Д-1-10 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан" (приложение N 3).
13. Учреждение здравоохранения, осуществляющее дополнительную диспансеризацию по месту жительства гражданина и динамическое наблюдение за ним, по истечении отчетного периода (полгода, год), кроме отчета по форме N 12-Д-1-10 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан", составляет и представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения отчет по форме N 12-Д-2-10 "Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан" (приложение N 4), согласно срокам, обозначенным в адресной части вышеуказанных отчетных форм.
14. Контроль за организацией проведения дополнительной диспансеризации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
* При проведении дополнительной диспансеризации могут быть использованы результаты предыдущих медицинских осмотров, лабораторно-диагностических исследований, в том числе проведенных в стационаре, если давность исследования не превышает 3 месяцев, флюорографии и маммографии - 2 лет с момента исследования.
Приложения N 2-4 публикуются на официальном сайте Минздравсоцразвития России по адресу:
Дополнительная диспансеризация работающего населения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»
С 1 июля 2006 года началась дополнительная диспансеризация граждан в возрасте 35-55 лет, работающих в государственных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, в научно-исследовательских учреждениях. Дополнительная диспансеризация проводится в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в сфере здравоохранения до 2012 года, за 6 лет она должна была охватить все работающее население. Основанием для начала дополнительной диспансеризации послужил приказ МЗ и СР РФ №188 от 22.03.2006г. «О порядке и объёме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях». Приказ утверждал порядок и объём проведения дополнительной диспансеризации, учётную форму и форму отчётности, нормативы затрат и распределение средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации .
Основными задачами дополнительной диспансеризации явились: выявление основных хронических заболеваний на ранних стадиях, в первую очередь, сердечнососудистых, и онкологических, с последующим проведением своевременных комплексных лечебно-реабилитационных мероприятий на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья граждан.
Ожидаемые результаты дополнительной диспансеризации:
- - ранее выявление новых случаев заболеваний: ИБС, гипертонической болезни; онкологических заболеваний, сахарного диабета; туберкулеза;
- - увеличение охвата динамическим (диспансерным) наблюдением пациентов с выявленными хроническими заболеваниями, учет и мониторинг показателей диспансеризации;
- - формирование индивидуального паспорта здоровья (составление индивидуальной программы реабилитации и мероприятий профилактики заболеваний);
- - улучшение показателей эффективности диспансерного наблюдения (снижение частоты обострений хронических заболеваний; снижение показателей вызовов скорой помощи, госпитализации в круглосуточный стационар; снижение показателей первичного выхода на инвалидность трудоспособного населения; снижение показателей смертности трудоспособного населения, повышение качества жизни);
- - получение экономического эффекта (от снижения финансовых затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности, предупреждения случаев лечения в круглосуточном стационаре, вызовов скорой медицинской помощи к больным с хроническим заболеваниями);
- - повышение санитарно-гигиенической грамотности у населения и мотивации к сохранению своего здоровья.
Если рассматривать поэтапно проведение дополнительной диспансеризации, то:
В 2006 году были осмотрены граждане, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях (ограничение по возрасту 35-55 лет);
В 2007 году - осмотрены работающие в бюджетной сфере, но уже без ограничения по возрасту без ограничения возраста (на основании приказа МЗ и СР РФ №47 от 17.01.2007г.«О проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях»); объем обследования при диспансеризации не изменился.
В 2008 году - были включены все работающие, имеющие полис обязательного медицинского страхования, независимо от статуса предприятия (организации), без возрастных ограничений, а также те работники бюджетной сферы, которые не прошедшие по каким-то причинам дополнительную диспансеризацию в 2006-2007 гг. (в соответствии с приказом МЗ и СР РФ №80н от 20.02.2008 г.«О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации граждан»,); Программой диспансеризации расширен объём обследования: добавлены показатели липидного профиля и онкомаркеры для мужчин и женщин старше 40 лет.
В 2009 году - диспансеризация охватывала работающих граждан, не прошедших дополнительную диспансеризацию в предыдущие года; при этом уменьшилось число врачей-специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации, а также были внесены изменения в биохимические показатели (приказ МЗ и СР РФ №67-н от 24.02.2009г.«О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан»).
В 2010-2012 гг. диспансеризацию проходили работающие граждане, не проходившие ее в с 2006 по 2009 гг., или прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 году, но не включенные в диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания. Диспансеризацию также должны были пройти граждане с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров (на основании приказа МЗ и СР РФ №55-н от 04.02.2010г.«О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан»). Объём обследований не менялся.
Объём обследования при дополнительной диспансеризации включал:
- 1. Осмотр пациентов врачами-специалистами (терапевт, эндокринолог, хирург, невролог, офтальмолог, уролог или акушер-гинеколог).
- 2. Проведение лабораторных и функциональных исследований (клинический анализ крови, клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, электрокардиография, флюорография, маммография или УЗИ молочной железы).
После обследования гражданина в соответствии с установленным объемом дополнительной диспансеризации врач-терапевт с учетом заключений врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, а также результатов лабораторных и функциональных исследований, определял гражданину соответствующую группу состояния здоровья с целью планирования дальнейших мероприятий одну из 5 групп. Характеристики групп представлены ниже:
I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводилась только профилактическая беседа, включающая рекомендации по здоровому образу жизни и здоровому питанию, о необходимом объеме физической активности, а также о важности поддержания оптимальной массы тела и вреда курения;
II группа - граждане с риском развития хронического неинфкционного заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для этой группы оценивался суммарный риск сердечно-сосудичтых заболеваний, риски при прочих заболеваниях (в зависимости от выявленных факторов риска), давались общие рекомендации по профилактике хронических неинфекционных заболеваний;
III группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление);
IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара в связи с заболеванием, выявленным во время дополнительной диспансеризации. Пациенты данной группы направлялись на плановую госпитализацию в стационар;
V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В данном случае медицинская документация гражданина направлялась в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для принятия решения в установленном порядке о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
На основании полученных сведений о результатах прохождения дополнительной диспансеризации работающего гражданина врач-терапевт, осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина по месту жительства, в соответствии с установленной по результатам дополнительной диспансеризации группой состояния здоровья, определял индивидуальную программу профилактических мероприятий и проводил профилактическую беседу. При необходимости пациентов данной группы направляли на дальнейшее лечение (амбулаторное, стационарное, восстановительное). При наличии у гражданина хронического заболевания врач-терапевт должен осуществлять над ним диспансерное (динамическое) наблюдение.
По желанию гражданина, прошедшего диспансеризацию, врач-терапевт должен выдать Паспорт здоровья, в котором отмечены все результаты осмотров врачей-специалистов (включая дополнительные консультации, если они имели место), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации. В паспорте здоровья указывалась группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по дальнейшему проведению профилактических мероприятий и/или лечению. Паспорт здоровья в дальнейшем хранится у гражданина.
В 2012 года дополнительная диспансеризация в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» завершена. Проделана огромная работа, однако продолжают оставаться проблемные вопросы, которые необходимо учесть при проведении всеобщей диспансеризации с 2013 года.
Одной из основных выявленных проблем явилось нежелание пациентов проходить дополнительную диспансеризацию Причины, по которым работающие граждане не прошли дополнительную диспансеризацию:
- - отсутствие информации о дополнительной диспансеризации;
- - занятость на производстве;
- - недоверие к результатам проводимых обследований;
- - неудовлетворительная организация диспансеризации и связанная с этим затрата большого количества времени на её прохождение.
Кроме того, многие из тех, кто начали проходить дополнительную диспансеризацию, не прошли ее в полном объеме, а следовательно такой случай считался не законченным.. Незаконченным случаем считался так же и тот случай, когда граждане хоть и прошли дополнительную диспансеризацию в полном объеме, но унесли домой амбулаторные карты, эти граждане также были включены в списки на дополнительную диспансеризацию в 2010 г, что явилось дополнительной неоправданной нагрузкой как для амбулаторного учреждения, так и для самого гражданина, так как определить группу здоровья и затем относительно группы разработать индивидуальную программу оздоровления такому пациенту не представлялось возможным. Эта проблема имела серьезные последствия для многих амбулаторных учреждений, которые участвовали в диспансеризации, так как незаконченный случай не оплачивался совсем, а затраты на реактивы, ФЛГ пленку, ЭКГ, и т.д. на данного пациента произошли. (Приказ ФФОМС от 14.04.2008 № 82).
Проведение диспансеризации требует достаточных временных затрат и согласия работодателя на отсутствие работника на рабочем месте в течение нескольких дней, что так же явилось причиной, почему далеко не все сотрудники организаций, подлежащих дополнительной диспансеризации, прошли дополнительную диспансеризацию. Таким образом, уже на начальном этапе дополнительной диспансеризации работающего населения.
Организация самого процесса проведения дополнительной диспансеризации работающих включала следующие проблемы:- незаинтересованность специалистов в проведении диспансеризации в связи с недостатком времени. Узким специалистом фактически приходилось в одно и то же время осуществлять как первичную медико-санитарную помощь населению в поликлинике, так и проводить выездные медицинские осмотры в организациях, что значительно увеличило нагрузку и привело к снижения качества медицинской помощи.
Учреждению не оплачивалась ФОМСом проделанная работа не только в случае незаконченного случая или когда пациент унес амбулаторную карту, но и,например, если в отчете не указан СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). Информацию СНИЛСе зачастую отказывались предоставлять отделы кадров предприятий (имели право не указывать его в соответствии с законом «О персональных данных»). Также учреждение не получало оплату за законченный случай из-за затянутых сроков экспертизы формы № 1-ДД («Сведения о ходе проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» Приказ ФФОМС от 14.04.2008 № 82) , так как оплата производится лишь в том случаях, если давность медицинских осмотров и лабораторно-диагностических исследований не превышала 3 месяцев (исключение составляют только флюорографии и маммографии - 2 года с момента диагностического исследования). Однако даже в случае оплаты законченного случая из расчета в 2007 году 540 рублей, в 2008 года - 974 рубля, 2009-2010 года - 1042 рубля, 2011-2012 гг. 1446 рублей указанные суммы не отражали истинных затрат учреждений, так как реальная стоимость затрат на фонд заработной платы специалистам, расходные материалы, реактивы, использование дорогостоящего оборудования в несколько раз больше, чем оплачивается ФОМСом. Таким образом, диспансеризация оказалась ношей для лечебного учреждения, и в ее проведении не были заинтересованы ни медицинские сотрудники, ни руководитель медицинского учреждения .
И, наконец, отсутствие необходимого уровня ответственности и прямой заинтересованности в результатах диспансеризации участкового врача является основным и очень серьезным недостатком не только советской системы диспансеризации, но и организованной в последние годы дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Выше перечисленный проблемы относятся к первой составляющей диспансеризации- выявлению хронических неинфекционных заболеваний на ранней стадии, однако более серьезным недостатком явилось отсутствие процедуры коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, которая должна происходить, или, по крайней мере, начинаться уже в рамках диспансеризации. Опыт проведения дополнительной диспансеризации работающего населения, стартовавшей в нашей стране с 2006 по 2012 года по месту работы граждан, показал, что отказ от участково-территориального принципа ее организации привел к тому, что медицинские осмотры работающих не стали реальным способом контроля за их здоровьем, поскольку в большинстве случаев диспансеризация заключалась только в обследовании и выявлении болезней без реализации последующего комплекса лечебно-профилактических и реабилитационных мер .
Таким образом, в процессе совершенствования диспансеризации необходимо учесть как положительный, так и отрицательный накопленный опыт. Прежде всего, важно создать научно обоснованную систему мероприятий диспансеризации с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта, исходя из реальных возможностей государства и существующей системы здравоохранения, чтобы обеспечить ее устойчивое функционирование, не нарушающее повседневный режим работы амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения) при непосредственном участии и личной ответственности участкового врача (фельдшера) за ее результаты.
Начиная с 2013 года в России проходит масштабная программа периодической диспансеризации населения старше 21 года. Основной целью повсеместной диспансеризации является раннее выявление проблем со здоровьем и хронических болезней в начале их развития. Такой постоянный контроль помогает снизить возможные риски и значительно уменьшить показатель смертности, особенно в молодом возрасте.
Диспансеризация - это профилактический медосмотр. Для того, чтобы сдать анализы и пройти обследования в ходе диспансеризации, не требуется иметь какие-либо поводы-жалобы-симптомы: главная задача такого медосмотра - как раз найти признаки заболеваний и других отклонений, о которых человек, возможно, и не догадывается.
Диспансеризации в 2019 году, что нового
Несмотря на то, что диспансеризация является всеобщей, проходить ее - наше право, а не обязанность. Как и любое медицинское вмешательство (в том числе самый элементарный медосмотр), диспансериазция проводится исключительно по информированному добровольному согласию человека. При этом вы вправе отказаться от каких-либо процедур и обследований в ходе диспансеризации по своему желанию - это не лишит вас права на остальные исследования и анализы. Никаких санкций для тех, кто пропустит диспансеризацию, наше законодательство сегодня не устанавливает.
С 2018-го года онкопоиск был усилен и эти правила сохраняются в 2019 году. Сейчас проводится четыре вида обследований, которые помогают обнаружить самые распространенные виды онкозаболеваний.
- маммография, для женщин 39 - 48 лет - раз в три года, 50 - 70 лет - раз в два года;
- анализ содержимого кишечника на скрытую кровь чувствительным иммунохимическим методом, для мужчин и женщин 49 - 73 лет - раз в два года;
- ПАП-тест, то есть исследование мазка с поверхности шейки матки, для женщин от 30 до 60 лет - раз в три года;
- определение простат-специфического антигена (ПСА) в крови, для мужчин в 45 лет и в 51 год.
УЗИ брюшной полости, общий и биохимический анализы крови, а также анализ мочи из всеобщей диспансеризации в прошлом году исключили. Теперь их в списке нет.
В то же время с прошлого года появился один новый анализ крови. С 2018 года врачи предлагают пациентам в ходе диспансеризации пройти бесплатное тестирование на ВИЧ-инфекцию.
Главные принципы диспансеризации в 2019 году
Федеральная программа берет в расчет самые критические моменты различных заболеваний, присущие каждому возрасту. Учитывая это, разработан список врачей обязательных для посещения. Различные диагностические мероприятия должны обнаружить разного рода патологии, вызывающие преждевременную смерть и инвалидность.
К ним относятся:
- нарушения в работе органов сердца;
- заболевания дыхательной системы;
- разные новообразования доброкачественного и злокачественного характера;
- сахарный диабет и др.
Подобного рода болезни могут привести к преждевременному летальному исходу.
Кто подлежит диспансеризации в 2019 году
Государственная программа медицинского обследования доступна для всех категорий граждан старше 21 года. Считается, что в это время у человека начинают проявляться первые симптомы опасных заболеваний: повышенное давление, высокий уровень сахара или холестерина в крови.
Пройти диспансеризацию в Москве или других регионах в 2019 году можно тем людям, чей возраст без остатка делится на три.
Под программу попадают граждане такого года рождения: 1920; 1923; 1926; 1929; 1932; 1935; 1938; 1941; 1944; 1947; 1950; 1953; 1956; 1959; 1962; 1965; 1968; 1971; 1974; 1977; 1980; 1983; 1986; 1989; 1992; 1995; 1998.
Проходить бесплатную диспансеризацию вне зависимости от возраста могут льготные категории населения.
К ним относятся:
- инвалиды Великой Отечественной войны и участники боевых действий, которые получили серьезные травмы;
- люди, награжденные знаком отличия «Жителю блокадного Ленинграда»;
- лица, которые признаны инвалидами, вследствие общего заболевания или трудового увечья;
- узники концлагерей или других мест принудительного содержания, созданных фашистами во время Второй мировой войны.
Диспансеризация детей проходит несколько иначе. Наблюдением за новорожденными и малышами от года занимается педиатр районной поликлиники. График периодического осмотра приема соответствует особенностям детского развития. Возраст детей для расширенного комплексного обследования должен соответствовать 1, 3, 6, 7, 10, 14-17 годам.
Этапы диспансеризации 2019
Чтобы пройти диспансеризацию следует посетить поликлинику по месту постоянной регистрации. В регистратуре человека направляют в доврачебный кабинет, который координирует процесс диспансеризации. Здесь врач рассказывает посетителю о целях диспансеризации и оформляет маршрутную карту и медицинский опросный лист. В анкету записываются: показатели роста, веса, артериального давления; наличие или отсутствие хронических заболеваний; информация о режиме труда; сведения о наличии или отсутствии вредных привычек, таких как алкоголь и курение; указывается количество их ежедневного употребления.
Типовая диспансеризация подразделяется на 2 этапа:
1-й этап:
врач, ознакомившись с анкетой пациента, определяет группу риска и выписывает направление на анализы и обследования, которые необходимо ему проходить в стационаре. Характер медицинских процедур, входящих в программу планового обследования в 2019 году будут различаться у пациентов разных возрастных групп.
Пациенты, возраст которых от 21 до 36 лет, во время пребывания в стационаре проходят такие процедуры:
- сдачу общего анализа крови и крови из вены для биохимического анализа с целью определить уровень холестерина в крови;
- сдачу общего анализа мочи;
- электрокардиограмму для проверки работы сердца и пульса;
- флюорографию на определение наличия туберкулёза или других заболеваний лёгких.
Женщины в обязательном порядке проходят гинекологическое обследование. Пациенты в возрасте 39-90 лет проходят обследование по расширенной программе.
В 2019 году люди, рождённые в 1929-1980 годах, при диспансеризации проходят следующие процедуры:
- анализ крови по расширенным и углублённым показателям;
- общий анализ мочи;
- анализ кала на наличие кровяных выделений;
- электрокардиограмму на выявление нарушений в работе сердца;
- флюорографию на выявление заболеваний лёгких;
- УЗИ органов пищеварения;
- проверку зрения;
- проверку нарушений в системе кровообращения.
Мужчины дополнительно обследуются на наличие воспалений предстательной железы. Женщины проходят гинекологическое обследование шейки матки и маммографию с целью выявления онкологических заболеваний.
2-й этап обследования проходят пациенты, у которых были обнаружены патологии и заболевания в процессе первого этапа диспансеризации. В этом случае пациенту выдаётся направление на более тщательное обследование у специалистов по профилю выявленных патологий, которое состоит из более сложных диагностических процедур.
Это могут быть:
- для женщин с выявленными патологиями гинекологического характера – взятие дополнительных анализов, УЗИ и консультации акушера-гинеколога;
- для людей с превышением уровня холестерина в крови с целью выявления липидного спектра крови;
- для людей с повышенным содержанием глюкозы в крови – тестирование на переносимость глюкозы;
- для людей с повышенным внутриглазным давлением – консультация офтальмолога;
- для людей в возрасте 45 лет и старше по направлению хирурга или проктолога могут назначить колоноскопию или ректороманоскопию;
- для мужчин старше 45 лет и женщин старше 55 лет при подозрении на перенесенный ранее инсульт выписывается направление врачом-неврологом на диагностику брахицефальных артерий;
- для мужчин старше 50 лет при возникновении подозрения на патологии предстательной железы проводятся консультации уролога или хирурга;
- для всех обследуемых старше 50 лет при подозрении на онкозаболевания желудка и кишечника проводится гастродуоденоскопия.
Нередко в СМИ мы видим новости о том, что в очередной раз начинается кампания по диспансеризации работающих граждан. И действительно, на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Основы охраны здоровья граждан) профилактика в сфере охраны здоровья населения обеспечивается комплексом мероприятий, в число которых в обязательном порядке входят диспансеризация и диспансерное наблюдение. Ежегодно для проведения данных мероприятий государство выделяет немалые средства, поэтому сегодня мы расскажем, что такое диспансеризация, кто должен ее проходить и можно ли привлечь к дисциплинарной ответственности работников, отказывающихся проходить диспансеризацию.
Диспансеризация — что это за мероприятие?
До принятия Основ охраны здоровья граждан определения диспансеризации можно было отыскать лишь в словарях. Теперь ст. 46 нормативного акта определено, что диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.
Здесь же следует дать определение диспансерному наблюдению, которое представляет собой динамическое наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Обратите внимание! Частью 3 ст. 254 ТК РФ предусмотрено сохранение за женщиной среднего заработка по месту работы на время прохождения диспансерного обследования. Положение об организации проведения диспансеризации беременных женщин и родильниц утверждено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2006 N 224.
Довольно часто работодатели путают диспансеризацию с периодическими медицинскими осмотрами. Однако между ними есть существенная разница — цель проведения. Медосмотр проводят, чтобы определить пригодность работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Диспансеризация же проводится для раннего выявления:
— хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения;
— факторов риска развития заболеваний (повышенный уровень артериального давления и глюкозы в крови, низкая физическая активность и т.д.);
— потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
К сведению. Средства, полученные медицинскими организациями на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медработников, участвующих в проведении такой диспансеризации (за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей)).
Кроме этого, в ходе диспансеризации определяются необходимые профилактические, лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями или факторами риска их развития, граждан с иными заболеваниями, здоровых граждан. Также составляются группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными и иными заболеваниями, с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.
Как видим, диспансеризация — это куда более серьезная процедура, чем периодический медицинский осмотр.
Кто подлежит диспансеризации?
Ответ на данный вопрос можно найти в нормативных актах. В частности, на основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228 диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.
Кроме этого, диспансеризации подлежат неработающие граждане и обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме.
Порядок проведения диспансеризации
Порядок проведения диспансеризации утвержден Приказом Минздрава РФ от 03.12.2012 N 1006н. Он еще не вступил в силу, однако регионы уже разработали на его основе свои программы диспансеризации.
Диспансеризация проводится раз в три года в следующие возрастные периоды: 21, 24, 27, 30, 33 и т.д. А инвалиды ВОВ, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, проходят диспансеризацию ежегодно вне зависимости от возраста.
Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Что включает в себя диспансеризация? Перечень осмотров врачами-специалистами (фельдшером или акушеркой), исследований и иных медицинских мероприятий, проводимых в рамках диспансеризации, зависит от возраста и пола гражданина. Так, диспансеризация предполагает два этапа.
Первый этап — скрининг — проводится с целью первичного выявления и отбора граждан с подозрением на наличие заболеваний и включает в себя:
1. Опрос (анкетирование) с целью выявления хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.
2. Антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии, расчет индекса масса тела).
3. Измерение артериального давления, тонометрию глаз (для граждан 39 лет и старше), определение общего холестерина и глюкозы крови; ЭКГ в покое (всем в 21 год, далее для мужчин в возрасте старше 35 лет, для женщин в возрасте 45 и старше); осмотр фельдшера-акушерки; флюорография легких; маммография (для женщин с 39 лет и старше); анализ крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости (для лиц в возрасте 45, 51, 57, 63 и 69 лет).
4. Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-невролога (для лиц в возрасте 51, 57, 63 и 69 лет).
5. Прием (осмотр) врача-терапевта участкового врача общей практики (семейного врача) здоровых лиц и лиц с определившимся диагнозом заболевания, не требующего дообследования на втором этапе диспансеризации.
На втором этапе происходит дообследование и уточнение диагноза заболевания, профилактическое консультирование. Также проводятся:
— эзофагогастродуоденоскопия (для лиц в возрасте старше 50 лет при наличии выявленных при анкетировании "гастродуоденальных" жалоб и отягощенной наследственности по онкологическим заболеваниям эзофагогастральной зоны) и др;
— осмотр (консультация) офтальмолога, невролога, хирурга, уролога и др.;
— направление пациента по выявленным показаниям в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, и на санаторно-курортное лечение, индивидуальное или профилактическое консультирование групповое (школа здоровья) в отделении медицинской профилактики и центрах здоровья.
На основе сведений о прохождении гражданином диспансеризации медработник отделения (кабинета) медицинской профилактики заполняет "Карту учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)". Информацию о проведении диспансеризации и ее результатах вносит врач-терапевт в паспорт здоровья, который выдается гражданину.
Обязательность прохождения работающими гражданами диспансеризации
Конечно, никто не потащит работника насильно в медицинскую организацию для прохождения диспансеризации. Более того, установлено, что она проводится при наличии добровольного согласия гражданина или его законного представителя, на основании предоставленной медработником в доступной форме информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Как же быть работодателю, если его работник изъявил желание пройти диспансеризацию? Можно ли считать отсутствие на работе в связи с диспансеризацией прогулом?
Примечание. Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.
По данному вопросу есть две позиции. Одни специалисты считают, что если работодатель направил работника для прохождения диспансеризации, тот не может отказаться, так как обязан периодически проходить медосмотр в определенных случаях. Ведь ст. 213 ТК РФ установлено, что на период прохождения медосмотра за работником сохраняются место работы и средний заработок, а в силу ст. 76 ТК РФ работодатель имеет право не допустить к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр. Другие специалисты считают, что поскольку в ТК РФ не упоминается о диспансеризации работников и работодатели проводят ее не за свой счет, то и обязанность работников проходить диспансеризацию не установлена.
Мы придерживаемся второй точки зрения и считаем, что поскольку в настоящее время нет нормативных актов, обязывающих участвовать в диспансеризации, работники могут отказаться ее проходить.
Но если работник самостоятельно изъявил желание пройти диспансеризацию, работодатель обязан обеспечить условия для ее прохождения (как медицинских осмотров), а также беспрепятственно отпустить работника для этого (ст. 24 Основ законодательства об охране здоровья). Следовательно, ни о каком прогуле или ином нарушении трудовой дисциплины в случае прохождения работником диспансеризации не может быть речи — при условии, что обязательность прохождения диспансеризации не зафиксирована в локальном нормативном акте или трудовом договоре.
Обратите внимание! Если обязательность прохождения диспансеризации зафиксирована в коллективном или трудовом договоре, работник обязан явиться на дополнительную диспансеризацию.
В заключение
К сожалению, в связи с пробелами в законодательстве в настоящее время для работодателей остается довольно много неясностей в вопросе проведения диспансеризации: это и оформление отсутствия работника на работе в период прохождения диспансеризации, и оплата этого времени, и включение его в периоды для расчета пособий по временной нетрудоспособности, и пр. Стимулирующий механизм для работодателей, чтобы те охотнее отпускали персонал на диспансеризацию, пока не предусмотрен. Однако полагаем, что в интересах работодателя иметь здоровый коллектив, поэтому рекомендуем все-таки идти навстречу работникам, изъявившим желание пройти диспансеризацию.