1 ratio
1) счет (1. 6 § 3 D. 2, 13);
ratio accepti atque expensi (1. 47 § 1 D. 2, 14);
nuda ratio (занесение в приходно-расходную книгу) non facit aliquem debitorem (1. 26 D. 33, 5. cf. 1. 49 § 2 D. 15, 1);
rationem ponere, reddere, praestare, subducere, edere (см. ), agere, gerere (1. 41 § 1. 10 D. 40, 5. 1. 40 § 3 D. 40, 7. 1. 34 D. 40, 12);
actus sui rationes conficere (1. 10 § 1 D. 2, 13. 1. 56 § 2 D. 17, 1. 1. 18 D. 27, 3);
actio de ration, distrahendis (см. s. 2);
rationes accipere (1. 7 pr. D. 18, 1);
intercidere, adulterare (см. );
falsas rat. deferre (1. 15 § 6 D. 49, 14. 1. 43 § 1 D. 44, 3. I. 31 pr. D. 34, 4. 1. 5 § 4. cf. 1. 4pr. D. 15, 1. 1. 31 D. 13, 5. 1. 102 pr. D. 32. 1. 34 D. 3, 5. 1. 10 pr. D. 18, 5. 1. 2 § 6 D. 50, 8. 1. 2 C. 10, 2);
vitidicari (1. 4 C. 10, 1);
obligari (1. 1 eod.); тк. = pecunia, patrimonium, напр. ex ratione fisci nomina facta (1. 3 § 6 D. 49, 14. 1. 6 § 1 eod.);
procurator privatae rat. (1. 7 C. 2, 1).
2) оправдание, оправдательная причина (1. 4 § 2 D. 1, 16. 1. 1 § 27 D. 48, 18. cf. 1. 15 D. 49, 16). 3) внимание, соображение, rationem habere alicuius (1. 5 pr. D. 13, 6);rat. hab. aetatis (1. 16 § 3 D. 48, 19);
remissions (1. 15 § 7 cf. § 5 D. 19, 2);
damni (1. 12 eod. 1. 15 § 32 D. 39, 2. 1. 41 D. 19, 1. 1. 39 pr. D. 10, 1. 1. 7 pr. D. 24, 3. 1. 7 D. 36, 1 1. 173 pr. D. 50, 17).
4) повод, причина, ratio, quare etc. (1. 1 § 4 D. 37, 9. 1. 15 D. 41, 2. 1. 54 pr. D. 17, 1. 1. 20, 21 D. 1, 3). 5) разум, разумное основание, напр. contra rat. iuris receptum (1. 14. 16 eod. 1. 25 eod. 1. 7 § 1 D. 4, 1. I. 32 § 4 D. 35, 2. I. 63 pr. D. 17, 2);habere mediam rat. (1. 6 pr. D. 48, 19);
cp. Gai. I. 1. 89 180. II. 65. 79. III. 154;
iuris civilis ratio (1. 33 pr. D. 35, 1. Gai. I. 128. 158. 11. 65. 110);
rationis esse (1. 34 pr. D. 23, 2. 1. 69 § 1 D. 23, 3);
rationi congruens (1. 87 § 7 D. 35. 2);
ratio suadet (1. 4 pr. D. 22, 1. 1. 38 pr. D. 26, 7. 1. 22 D. 28, 7. 1. 70 pr. D. 31. 1. 95 § 10 D. 46, 3);
admittit (1. 5 pr. D. 25, 1);
deposcit (1. 87 § 3 D. 31);
facit, efficit (1. 3 § 10. 1. 17 § 1 D. 15, 3. 1. 32 pr. D. 21, 2. 1. 2 § 6 D. 37. 6. 1. 25 D. 40, 1. 1. 60 § 2 D. 23, 2. 1. 11 § 1 D. 35, 2).
6) образ, способ, ratio, quemadmodum etc. (1. 1 § 5 D. 37, 10. 1. 24 § 2 D. 40, 12);qua ratione - ita (1. 15 § 1 D. 1, 7. 1. 6 D. 41, 2. 1. 23 D. 3, 2. 1. 14 C. 9, 1).
2 ratio
ratio ratio, onis f план, способ
3 ratio
4 ratio
ratio ratio, onis f расчёт, план
5 ratio
ratio ratio, onis f воззрение, мнение
6 ratio
7 RATIO
Reason, nature, relation, principle, ground, argument, definition, criterion - разум, природа, отношение, принцип, основание, довод, определение, критерий, логос; иногда использовалось как синоним интеллекта, затем подразделялось на спекулятивный и практический разум; иногда понималось как деятельность мышления из-за дискурсивности акта мышления. По Фоме (In lib. I Sent. d. 33, q. 1, a. 1 ad 3): "Разум понимается в двух смыслах: то называется разумом, что имеет место в разумном, а именно сам акт разума, сила или способность, существующая в разуме; но иногда разум понимается как интенция или как то, относительно чего она дает дефиниции вещей, так как разум есть дефиниция, или еще он называется аргументацией". По Фоме существует три акта разума (In lib. I An. Post. lect. 1); первые два акта - как разумные понимаются в том смысле, что разум является разновидностью мышления: (1) деятельность интеллектуального мышления, нераздельного и несоставного, которым вещь понимается как она есть, относительно ее сущности; в нем не может быть ошибки, истинности или ложности, этот разум является предметом "Категорий"; (2) сравнивающая и составляющая деятельность интеллекта, от которой проистекают действия определения истинности или ложности (это является предметом "Об истолковании"); (3) действие разума, согласно которому существует собственно разум, то есть выяснение происхождения одних вещей от других, так знание одной вещи дает ключ к познанию других вещей, доселе неизвестных (это предмет книг по логике). Разум как интенция может означать определение вещи, так например в "Категориях" (1, 1a): "Соименными называются предметы у которых и имя общее, и соответствующая этому имени речь сущности одна и та же". Поскольку разум может давать определения, то он используется для определения конечных причин, формальных причин и любых других. Разум как способность души является третьей силой души; он использует вегетативную и чувственную силы как своих слуг и "используется в очень прочной концепции существующих вещей, или в понимании отсутствующих или в исследовании непознанных", по Боэцию существует две части в логической науке или искусстве размышления: диалектика, или искусство суждения, и топика, как искусство открытия.
8 ratio
1) счёт, подсчёт (r. accepti atque expensi Pl, тж. r. acceptorum et datorum C )
3) список, перечень, ведомость
in rationem venire, тж. in rationes inferri Pt - быть внесённым в список, т. е. быть взятым на учёт
plurima auri et argenti r. Pt - множество золота и серебра, но
5) деловые связи, денежные взаимоотношения, взаимные расчёты
temporis r. C - время, условия, обстоятельства
7) отношение, взаимоотношения
9) учёт, соображение, принятие во внимание
10) выгода, интерес
r. rei publicae C - учёт государственных интересов, политические соображения
14) образ, способ, приём, метод, план (r. dicendi C; r. argumentandi C; r. vivendi rhH. или vitae C; Socratĭca r. disserendi C )
r. et via C - систематичность, планомерность
15) возможность, путь (nulla ad aliquid r. erat C )
r. comitiorum C - порядок работы комиций, т. е. организация выборов
18) обоснование, доказательство (quid opus est ratione? C )
19) (тж.
20) учение, система, теория, наука, школа (r. Epicūri C )
21) положение, правило, мнение (mea sic est r. Ter )
22) положение, состояние, устройство, система
r. atque ordo Cs - упорядоченность, распорядок
r. ordoque agminis Cs - походный порядок, строй
9 ratio
мышление, размышление, счет, подсчет,способ, метод
10 ratio
Onis f
1) счёт, подсчёт;
2) мышление, размышление;
3) рассудок, разум; разумность;
4) чувство;
5) образ, способ, план, метод, приём;
6) обоснование, доказательство; основание, причина;
7) теория, теоретическое знание; научное понимание; учение;
Ubi bene, ibi patria
Где хорошо, там отечество.
Парафраза цитируемых Цицероном («Тускуланские беседы») слов отправляющегося в изгнание Тевкра, из одноименной трагедии Пакувия:
...Ad omnes casus facillima ratio est eorum qui ad voluptatem ea referunt, quae sequuntur in vita, ut quocumque haec loco suppeditetur, ibi beate queant vivere. Itaque ad omnem rationem Teucri vox accommodari potest: Patria est ubicumque est bene. «Для всех случаев легче всего применять принцип тех, которые всё, к чему они стремятся в жизни, сводят к удовольствию и в каком месте оно предоставляется, там они могут жить счастливо. Этот образ мыслей можно выразить словами Тевкра: отечество везде, где нам хорошо».
Образцом для Пакувия послужил, по всей вероятности, стих Софокла , пародируемый Аристофаном («Богатство»): «Везде отечество, где жить нам хорошо».
Ubi emolumentum, ibi onus
Где выгода, там и бремя.
Т. е. права влекут за собой обязанности. Юридическое правило, восходящее к римскому праву .
Ubi nihil vales, ibi nihil velis
Где ты не имеешь никакой силы, там ты ничего и не желай.
Латинская поговорка.
Ubi plura nitent in carmine non ego paucis Offendar maculis
Не сержусь я, когда в стихах среди блеска
Несколько пятен мелькнут...
Гораций, «Наука поэзии».
Ubi solitudinem faciunt, pacem appellant
Там, где они создают пустыню, они называют это миром.
Тацит, «Агрикола». Слова вождя бриттов о римских завоевателях.
Ubi sunt, qui ante nos in mundo fuere?
Где те, которые до нас жили на свете?
Слова из студенческой песни Gaudeamus igitur.
Ubi vita, ibi poesis
Где жизнь, там и поэзия.
Девиз Н. И. Надеждина (1804-1856), русского критика и журналиста.
Ultima ratio
Последний довод
В дипломатии под ultima ratio понимается разрыв дипломатических отношений и, в качестве крайней меры, война.
Ultima ratio regis
Последний довод короля
Надпись на французских пушках, выполненная при Людовике XIV по повелению кардинала Ришельё (чеканилась до 1790 года, когда этот обычай был отменён по постановлению Национального Собрания).
Позднее такая же надпись выполнялась на прусских пушках по приказу короля Фридриха II .
Ultima Thule
Крайняя Фула
Т. е. край света; крайний предел чего-либо.
Вергилий, «Георгики»:
Ты, наконец, - как знать, какие сонмы бессмертных,
Цезарь, воспримут тебя! - городов ли хранителем будешь
И попеченье земель предпочтёшь и будешь вселенной
Ты, как податель плодов, властелин над чредами погоды
Принят, главу увенчав листвой материнского мирта,
Станешь ли богом морей беспредельных и чтить мореходы
Будут тебя одного, покоришь ли дальную Фулу...
Легкий даруй нам путь, начинаньям способствуй отважным
И, пожалев поселян, ещё незнакомых с дорогой,
Нас предводи, благосклонно приняв призывания наши.
Призывая помощь богов в начале своей земледельческой поэмы, Вергилий завершает это вступление широко развёрнутым обращением к "будущему богу" - молодому властителю Рима Октавиану .
Упоминаемая здесь "крайняя Фула" - остров, открытый на далёком севере греческим мореплавателем Пифеем, который совершил в конце IV в. до н. э. плавание вдоль западного побережья Европы. Оставленное им сочинение «Об океане» было впоследствии утрачено, и в настоящее время можно только предположительно отождествить Фулу с нынешней Исландией, или с каким-либо из Фарерских островов.
Ultimus terminus
Крайний срок
Обычно - по договорным или долговым обязательствам.
Ultra posse nemo obligatur
Никого нельзя обязать сверх его возможностей.
Юридическая норма, которая восходит к более ранней формулировке Дигест .
Ululam Athenas ferre
Везти сову в Афины.
Латинский перевод греческой поговорки, неоднократно встречающейся в письмах Цицерона. Смысл тот же, что в латинской поговорке In silvam non ligna feras insanius («Меньшим безумием было бы носить в лес дрова»). Cова считалась священной птицей богини Афины, покровительницы Афин.
Cр. русск. «Ехать в Тулу со своим самоваром».
Una salus victis nullam sperare salutem
Для побежденных спасенье одно - не мечтать о спасенье.
Вергилий, «Энеида». Обращение Энея к товарищам при последней попытке оказать отпор ворвавшимся в город грекам.
Unam in armis salutem
Одно спасение в оружии.
Т. е. спасение лишь в борьбе.
Unde fames homini vetitorum tanta ciborum est?
Откуда у человека такое стремление к запретной пище?
Овидий, «Метаморфозы».
Первая проповедь воздержания от нечестивого употребления в пищу мяса животных, вложенная в уста философу Пифагору .
Unde habeat quaerit nemo, sufficit habere
Никто не спрашивает, где он взял, достаточно того, что он имеет.
Unguibus et rostro
Клювом и когтями
Т. е. всеми возможными и доступными средствами.
Uno avulso, non deficit alter
Если отломить одну (ветвь), сразу появляется другая.
Вергилий, «Энеида».
Unusquisque sua noverit ire via
Пусть каждый умеет идти своим путём.
Проперций, «Элегии».
Urbi et orbi
К городу (Риму) и к миру.
Т. е. на весь мир, всем и каждому. Название торжественного папского благословения. С этого выражения начинались важные объявления в Древнем Риме. Обычай торжественно произносить папское благословение по особо значимым поводам сформировался к XIII веку.
Представление о Риме как столице мира получило отражение уже в античной литературе, например у Овидия , «Фасты»:
Gentibus est aliis tellus data limite certo:
Romanae spatium (e)st urbis et orbis idem.
Другим народам даны на земле определённые границы,
У римского народа протяжённость города и мира совпадают.
Urbs venalis!
Продажный город!
Саллюстий , «Югуртинская война», XXXV, 10: После того, как он (Югурта) выехал из Рима, говорят, он долго молча оборачивался на него и, наконец, воскликнул: «Продажный город - тебя весь можно было бы купить, если бы нашёлся покупатель».
Usque ad absurdum
Вплоть до нелепости.
Usque ad infinitum
Вплоть до бесконечности.
Usque ad nihilum
Вплоть до нуля.
Usus efficacissimus rerum omnium magister
Практика - лучший наставник во всех делах.
Плиний Старший, «Естественная история».
1 ratio
1) счет (1. 6 § 3 D. 2, 13);
ratio accepti atque expensi (1. 47 § 1 D. 2, 14);
nuda ratio (занесение в приходно-расходную книгу) non facit aliquem debitorem (1. 26 D. 33, 5. cf. 1. 49 § 2 D. 15, 1);
rationem ponere, reddere, praestare, subducere, edere (см. ), agere, gerere (1. 41 § 1. 10 D. 40, 5. 1. 40 § 3 D. 40, 7. 1. 34 D. 40, 12);
actus sui rationes conficere (1. 10 § 1 D. 2, 13. 1. 56 § 2 D. 17, 1. 1. 18 D. 27, 3);
actio de ration, distrahendis (см. s. 2);
rationes accipere (1. 7 pr. D. 18, 1);
intercidere, adulterare (см. );
falsas rat. deferre (1. 15 § 6 D. 49, 14. 1. 43 § 1 D. 44, 3. I. 31 pr. D. 34, 4. 1. 5 § 4. cf. 1. 4pr. D. 15, 1. 1. 31 D. 13, 5. 1. 102 pr. D. 32. 1. 34 D. 3, 5. 1. 10 pr. D. 18, 5. 1. 2 § 6 D. 50, 8. 1. 2 C. 10, 2);
vitidicari (1. 4 C. 10, 1);
obligari (1. 1 eod.); тк. = pecunia, patrimonium, напр. ex ratione fisci nomina facta (1. 3 § 6 D. 49, 14. 1. 6 § 1 eod.);
procurator privatae rat. (1. 7 C. 2, 1).
2) оправдание, оправдательная причина (1. 4 § 2 D. 1, 16. 1. 1 § 27 D. 48, 18. cf. 1. 15 D. 49, 16). 3) внимание, соображение, rationem habere alicuius (1. 5 pr. D. 13, 6);rat. hab. aetatis (1. 16 § 3 D. 48, 19);
remissions (1. 15 § 7 cf. § 5 D. 19, 2);
damni (1. 12 eod. 1. 15 § 32 D. 39, 2. 1. 41 D. 19, 1. 1. 39 pr. D. 10, 1. 1. 7 pr. D. 24, 3. 1. 7 D. 36, 1 1. 173 pr. D. 50, 17).
4) повод, причина, ratio, quare etc. (1. 1 § 4 D. 37, 9. 1. 15 D. 41, 2. 1. 54 pr. D. 17, 1. 1. 20, 21 D. 1, 3). 5) разум, разумное основание, напр. contra rat. iuris receptum (1. 14. 16 eod. 1. 25 eod. 1. 7 § 1 D. 4, 1. I. 32 § 4 D. 35, 2. I. 63 pr. D. 17, 2);habere mediam rat. (1. 6 pr. D. 48, 19);
cp. Gai. I. 1. 89 180. II. 65. 79. III. 154;
iuris civilis ratio (1. 33 pr. D. 35, 1. Gai. I. 128. 158. 11. 65. 110);
rationis esse (1. 34 pr. D. 23, 2. 1. 69 § 1 D. 23, 3);
rationi congruens (1. 87 § 7 D. 35. 2);
ratio suadet (1. 4 pr. D. 22, 1. 1. 38 pr. D. 26, 7. 1. 22 D. 28, 7. 1. 70 pr. D. 31. 1. 95 § 10 D. 46, 3);
admittit (1. 5 pr. D. 25, 1);
deposcit (1. 87 § 3 D. 31);
facit, efficit (1. 3 § 10. 1. 17 § 1 D. 15, 3. 1. 32 pr. D. 21, 2. 1. 2 § 6 D. 37. 6. 1. 25 D. 40, 1. 1. 60 § 2 D. 23, 2. 1. 11 § 1 D. 35, 2).
6) образ, способ, ratio, quemadmodum etc. (1. 1 § 5 D. 37, 10. 1. 24 § 2 D. 40, 12);qua ratione - ita (1. 15 § 1 D. 1, 7. 1. 6 D. 41, 2. 1. 23 D. 3, 2. 1. 14 C. 9, 1).
2 ratio
ratio ratio, onis f план, способ
3 ratio
4 ratio
ratio ratio, onis f расчёт, план
5 ratio
ratio ratio, onis f воззрение, мнение
6 ratio
7 RATIO
Reason, nature, relation, principle, ground, argument, definition, criterion - разум, природа, отношение, принцип, основание, довод, определение, критерий, логос; иногда использовалось как синоним интеллекта, затем подразделялось на спекулятивный и практический разум; иногда понималось как деятельность мышления из-за дискурсивности акта мышления. По Фоме (In lib. I Sent. d. 33, q. 1, a. 1 ad 3): "Разум понимается в двух смыслах: то называется разумом, что имеет место в разумном, а именно сам акт разума, сила или способность, существующая в разуме; но иногда разум понимается как интенция или как то, относительно чего она дает дефиниции вещей, так как разум есть дефиниция, или еще он называется аргументацией". По Фоме существует три акта разума (In lib. I An. Post. lect. 1); первые два акта - как разумные понимаются в том смысле, что разум является разновидностью мышления: (1) деятельность интеллектуального мышления, нераздельного и несоставного, которым вещь понимается как она есть, относительно ее сущности; в нем не может быть ошибки, истинности или ложности, этот разум является предметом "Категорий"; (2) сравнивающая и составляющая деятельность интеллекта, от которой проистекают действия определения истинности или ложности (это является предметом "Об истолковании"); (3) действие разума, согласно которому существует собственно разум, то есть выяснение происхождения одних вещей от других, так знание одной вещи дает ключ к познанию других вещей, доселе неизвестных (это предмет книг по логике). Разум как интенция может означать определение вещи, так например в "Категориях" (1, 1a): "Соименными называются предметы у которых и имя общее, и соответствующая этому имени речь сущности одна и та же". Поскольку разум может давать определения, то он используется для определения конечных причин, формальных причин и любых других. Разум как способность души является третьей силой души; он использует вегетативную и чувственную силы как своих слуг и "используется в очень прочной концепции существующих вещей, или в понимании отсутствующих или в исследовании непознанных", по Боэцию существует две части в логической науке или искусстве размышления: диалектика, или искусство суждения, и топика, как искусство открытия.
8 ratio
1) счёт, подсчёт (r. accepti atque expensi Pl, тж. r. acceptorum et datorum C )
3) список, перечень, ведомость
in rationem venire, тж. in rationes inferri Pt - быть внесённым в список, т. е. быть взятым на учёт
plurima auri et argenti r. Pt - множество золота и серебра, но
5) деловые связи, денежные взаимоотношения, взаимные расчёты
temporis r. C - время, условия, обстоятельства
7) отношение, взаимоотношения
9) учёт, соображение, принятие во внимание
10) выгода, интерес
r. rei publicae C - учёт государственных интересов, политические соображения
14) образ, способ, приём, метод, план (r. dicendi C; r. argumentandi C; r. vivendi rhH. или vitae C; Socratĭca r. disserendi C )
r. et via C - систематичность, планомерность
15) возможность, путь (nulla ad aliquid r. erat C )
r. comitiorum C - порядок работы комиций, т. е. организация выборов
18) обоснование, доказательство (quid opus est ratione? C )
19) (тж. r. conclusa Ap ) умозаключение, вывод
20) учение, система, теория, наука, школа (r. Epicūri C )
21) положение, правило, мнение (mea sic est r. Ter )
22) положение, состояние, устройство, система
r. atque ordo Cs - упорядоченность, распорядок
r. ordoque agminis Cs - походный порядок, строй
9 ratio
мышление, размышление, счет, подсчет,способ, метод
10 ratio
Onis f
1) счёт, подсчёт;
2) мышление, размышление;
3) рассудок, разум; разумность;
4) чувство;
5) образ, способ, план, метод, приём;
6) обоснование, доказательство; основание, причина;
7) теория, теоретическое знание; научное понимание; учение;