Неврозы у детей
25007
нервное расстройство или невроз - это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся психотравмирующей ситуации. невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.), тиками, заиканиями, энурезом. при неврозе обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, и
нервные расстройства можно разделить на три степени:
Кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);
Невротическое состояние (длится несколько месяцев);
Невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).
основной причиной неврозов является наличие длительной психической травмы, наложившейся на другие предпосылки. следовательно, чем больше таких предпосылок, тем больше вероятность, что даже незначительная психологическая травма (залаяла собака, отругала воспитательница) может спровоцировать появление невроза у ребенка.
предпосылки и причины неврозов у детей
первое, на что хочется обратить внимание
, это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 - 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 - 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:
Повышенные: ранимость , стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость,
Ежедневно ребенок осуществляет взаимодействие с окружающей средой, то есть растет и развивается, что обязательно контролируется нервной системой. Это объясняет важность отведенной ей в детском организме роли. Мельчайшее нарушение в работе НС может обернуться неприятными заболеваниями неврологического характера, которые в детском возрасте являются весьма распространенными. Отсутствие представления родителей о симптоматике таких нарушений способствует несвоевременному обращению к специалисту и отложенному началу терапии, что недопустимо.
Фото: Нарушения в нервной системе ребенка
Неврологические заболевания признаны патологией, при которой происходит нарушение в работе центральной и периферической нервных систем.
Когда можно заметить нарушения?
Появление первых признаков одного из неврологических недугов может быть отмечено еще в раннем младенчестве . Регулярный плач грудничка должен стать первым сигналом для родителей, побуждающим безотлагательно посетить специалиста. Вместо этого большинство мам и пап предпочитают списывать такое поведение малыша на банальную капризность. А ведь все мы знаем, что груднички могут плакать по нескольким причинам: при неправильном уходе и недомогании.
Фото: Капризы грудничка
Когда ребенок становится старше, истерики могут быть привычной реакцией на сложные ситуации и встречающиеся на пути трудности. Родители снова пытаются отгородиться от проблемы, пеняя на несносный характер чада. К врачу, разумеется, в таких случаях не обращаются. На самом деле ошибочно списывать всевозможные нарушения в поведении ребенка любого возраста на особенности характера. Чаще проблема заключается в чем-то более сложном, к примеру, неврозе, выявить который способен только квалифицированный специалист.
К каким последствиям может привести промедление?
НС сравнима с часовым механизмом: стоит мелкой детали выйти из строя, и полноценная работа окажется нарушена. Если у ребенка наблюдается проблема неврологического характера, да еще и в запущенном виде, вскоре могут проявиться осложнения . Самое оптимистическое из их числа ̶ нарушение в работе психомоторного аппарата. Если продолжать бездействовать, ребенок может стать гиперактивным и примерить на себя синдром дефицита внимания, а то и вовсе стать заложником нервного тика. Поведение ребенка при этом становится действительно сложным, в некоторых случаях даже неадекватным.
Фото: Плачущий ребенок
Причины развития патологии
Предугадать, каким образом откликнется НС на негативное внешнее воздействие не в силах даже опытные медики. К возможным причинам нарушения нормального психоэмоционального состояния ребенка относят:
наследственный фактор; опухоли головного мозга; болезни внутренних органов хронического характера; низкий иммунитет; черепно-мозговые травмы; инфекции; реакцию на прием лекарственных препаратов.
Это не полный список. По некоторым данным, на состояние нервной системы могут повлиять даже экологическая обстановка и половая принадлежность.
Группа риска
Медики выделяют группу детей, которые более остальных подвержены неврологическим расстройствам. В первую очередь это дети со слишком низкой или, напротив, завышенной самооценкой . Даже в самом раннем возрасте им сложно нормально развиваться в социуме, отчего проявляется замкнутость. Также в эту группу относят детей с признаками индивидуализма, тревожных и обидчивых . Нередко болезни неврологического характера настигают детей с повышенной степенью внушаемости и слишком робких .
Нежеланных детей тоже можно отнести к группе риска.
Фото: Недоношенный малыш
Неврологические заболевания у детей: симптомы
Распознать проблемы в работе НС ребенка порой сложно даже опытному специалисту при клиническом осмотре. Далеким от медицины родителям такое дело покажется и вовсе не выполнимым. А вот наблюдать за поведением ребенка с первых же дней его жизни ̶ их прямая обязанность.
Фото: Осмотр ребенка врачом
Грудные дети обязательно должны проходит осмотры у невролога, что позволяет выявить заболевание на ранней стадии и как можно раньше приступить к его лечению. Пропускать назначенный к доктору визит недопустимо!
К числу явных проявлений нервного расстройства относят:
- нервный тик;
- навязчивые состояния;
- страхи;
- нарушение речи;
- плаксивость и истерики;
- снижение аппетита или полный отказ от пищи;
- заикание;
- энурез;
- бессонницу;
- ипохондрии;
- обмороки;
- нарушение координации движений;
- покалывание в разных частях тела.
Родителям следует обратить внимание на состояние ребенка, если он постоянно или с заметной регулярностью жалуется на головокружение, шум в ушах и проблемы с глотанием. Насторожить должна и повышенная утомляемость без видимых на то причин.
Заметив один, а в особенности несколько признаков у своего ребенка, родителям следует незамедлительно отправиться на прием к детскому неврологу. Консультация специалиста рекомендована еще и потому, что нередко представленные симптомы указывают вовсе не на неврологические проблемы, а заболевания пищеварительного тракта, вирусную инфекцию или проблемы с эндокринной системой . Это объясняется неразрывной связью нервной системы со всем организмом.
Фото: Неврологические проблемы у ребенка
Немного о головной боли
Хроническое недомогание, как принято называть головную боль, по распространенности среди детей занимает одно из лидирующих мест. Во многих случаях ее считают симптомом, указывающим на ряд заболеваний ̶ от банальных офтальмологических до опухоли мозга. Наличие головной боли постоянного характера ̶ тревожный сигнал, который может свидетельствовать о больших проблемах и развивающихся у ребенка неврологических отклонениях . Если боли свойственно постепенное усиление, локализация с обеих сторон головы и тупой характер, при этом у ребенка нарушаются аппетит и сон, не стоит откладывать осмотр!
Фото: У ребенка головная боль
Чтобы лечение неврологических заболеваний происходило более эффективно, родителям следует вовремя обращаться за помощью. Но прежде нужно помнить о постоянном контроле за поведением и самочувствием ребенка, которые являются главным показателем его состояния.
Все начинается с младенчества. Почему ребе-нок много плачет? Как правило, объ-ясняют это просто: у него капризный характер. На самом же деле, он плачет по совершенно объективным причинам. Либо за ним непра-вильно ухаживают, либо он физически нездоров, либо же он нездоров психически. То есть такого понятия, как капризы, не существует. То, что мы называем плохим характером, как правило, означает, что человек болен невро-зом. Увы, сегодня статистика по нервным заболеваниям у детей неуте-шительна: больше чем половине школьников можно было бы поставить диагноз «нервное рас-стройство», если бы их родителям пришло в голову посетить врача. Но, к сожалению, в поликлинику обращаются лишь в самых запу-щенных случаях.
НЕРВНЫЕ РАССТРОЙСТВА: ДЕЛО-ТО НЕ ЖИТЕЙСКОЕ...
Обычно говорят: «Он у нас нервный». На самом деле, понятие это может включать в себя все что угодно, ведь список заболеваний, симптомы которых дают картину «нервности», не только обширен, но и разнообразен по внутренним при-чинам. Отклонения бывают врож-денными (например, как у детей-невропатов), существовать в виде предпосылок, а могут быть и приоб-ретенными в результате тяжелых жизненных испытаний или неправильного воспитания. Непосредственным органом пора-жения бывает как отдельный участок мозга, так и нервная система или психика в целом. При этом тип нервных расстройств у детей и их признаки спо-собен выявить только врач.
ВНИМАНИЕ: НЕВРОЗ!
Что неминуемо составляет довольно весомую часть жизни каждого человека? Семейные про-блемы, сложные жизненные ситуа-ции и стрессы. Далеко не всякий организм, столкнувшись с ними, выдержит оборону (ведь некоторые люди, даже попав под обычный дождь, немедленно простужаются). Так и ребенок, оказавшись в труд-ном положении, может выдать невротическую реакцию (устроить истерику, замкнуться в себе и т. д.). Если такие реакции входят в при-вычку, то, скорее всего, у ребенка невроз (в переводе с греческого - «болезнь нервов»), заболевание, которое нужно лечить у невропато-лога. Специалисты считают, что в основе его всегда лежит внутрен-ний конфликт: именно он «раздва-ивает» ребенка и делает его эмо-ционально нестабильным. Часто бывает, что у детей проявляются так называемые моносимптомные неврозы, которые выражаются всего одним, но достаточно ярким симптомом (заикание, тик, энурез и т. д.). Нередко родители сами провоцируют у ребенка развитие невроза своими неправильными действиями.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ОШИБКИ
♦ Родители дают ребенку повы-шенную нагрузку, отдавая его в две школы, различные кружки и т. д.
♦ Родители видят в ребенке свои собственные недостатки и пытают-ся с ними бороться.
♦ Мать не демонстрирует ребенку свою любовь, давая понять, что ее расположение нужно заслужить.
♦ Неработающая мать окружает ребенка излишней опекой.
♦ Ребенок становится свидетелем скандалов в семье.
Ваши действия:
Разумеется, одними только таблетками нервное рас-стройство не вылечить. Скорее всего, с помощью доктора вам придется пересмотреть свой образ жизни. Ведь, чтобы предотвратить у ребенка невроз, следует прежде всего контролировать свое поведе-ние. Существуют правила, которые нужно соблюдать:
♦ Не пытайтесь пресечь проявле-ния и симптомы невроза (наруше-ния сна, онанизм и т. д.) - гораздо важнее выявить причины.
♦ Если вы сами страдаете нервным расстройством, постарайтесь выле-читься хотя бы ради ребенка.
♦ Если вы сами в детстве имели проблемы в отношениях с родите-лями, постарайтесь не допускать этого со своими детьми.
ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ:
♦ слишком выраженное опережение сверстников в психическом развитии;
♦ фанатичное увлечение ребенка каким-нибудь предметом (например, толь-ко китайским языком или только высшей математикой);
♦ если ребенок с головой уходит в игру и она заменяет ему реальность (например, он всем говорит, что стал собакой, и ходит целыми днями на четвереньках);
♦ если он теряет интерес к жизни, перестает следить за собой;
♦ если у ребенка галлюцинации (он говорит сам с собой, к чему-то прислушивается);
♦ если ребенок много врет и фантазирует на полном серьезе (например, что его по ночам забирают к себе инопланетяне или что это он разогнал тучи).
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
Про «физиков» и «лириков»
В ходе опросов нескольких тысяч родителей выяснилось, что всплеск заболеваний неврозами приходится на возраст, когда дети идут в школу (8-12 лет). Психологи связывают это не только со сменой образа жизни и возрастанием нагрузки в этот пери-од, но и с особенностями существую-щей в школах методики обучения, которая, как правило, является под-черкнуто «левополушарной» (то есть ориентированной в большей степени на математиков и технарей). Правое же - гуманитарное - полушарие раз-вивается в процессе учебы гораздо медленнее, хотя детей с подобной направленностью ничуть не меньше.
«Коня и трепетную лань»
Психологи ненапрасно разделили людей на группы: по типу темперамента, по доминирующему у них инстинкту и т.п. Зная эти классификации, вы сможете определить тип своего ребенка и воспитывать его соответствующим образом. Например, независимо от пола «эгофильного» (мужественного) ребенка нужно сдерживать, чтобы он не вырос агрессивным, а «генофильного» (женственного) наоборот, беречь от неврозов и не подавлять его индивидуальность. Точно так же не стоит постоянно понукать и подгонять флегматика, пытаться обуздать непоседливого холерика, развеселить меланхолика. Если же вы попытаетесь подогнать ребенка под общие мерки, это неизбежно приведет к нервным расстройствам и внутреннему конфликту.
Неврозы - кто в группе риска
♦ робкие, не уверенные в себе дети;
♦ дети, которым не дают никакой самостоятельности;
♦ тревожные по натуре, чрезмерно осторожные дети;
♦ слишком послушные, «ведомые» дети (с повышенной внушаемостью);
♦ дети с пониженной или, наоборот, повышенной активностью;
♦ обидчивые, не умеющие постоять за себя дети;
♦ дети, склонные к сильным пережи-ваниям даже самых незначительных неудач (или удач);
♦ «нежеланные» дети (например, «не того» пола) или дети, появившиеся на свет в не подходящее для родите-лей время (самый разгар учебы, выгодный контракт и т. д.).
Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.
Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.
Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.
Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.
Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.
Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:
- задержки развития;
- раннего детского возраста;
- синдром дефицита внимания.
Причины психических расстройств у детей
Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.
Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.
Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.
Симптомы психических расстройств у детей
Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:
- тики, синдром навязчивости;
- игнорирование установленных правил, ;
- без видимых причин часто меняющееся настроение;
- снижение интереса к активным играм;
- замедленные и необычные телодвижения;
- отклонения, связанные с нарушением мышления;
Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.
Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.
Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.
Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.
Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).
Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает .
Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.
Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.
Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.
Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.
Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:
— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;
— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;
— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;
— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;
— шизоидность и циклоидность;
— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;
— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.
Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.
Признаки психического расстройства у детей
Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.
Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:
— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;
— попытки убить себя или навредить;
— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;
— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;
— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;
— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;
— сильные тревоги, мешающие обычной активности;
— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;
— употребление алкоголя или наркотиков;
— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;
— перемены в поведении.
На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.
Лечение психических проблем у детей
За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.
Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет : родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.
При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.
Такое явление как неврозы у детей представляет собой реакцию маленькой личности на психическую травму.
Это ответная реакция детской психики на негативную ситуацию, которая длится достаточно долго. Только небольшое количество родителей понимают всю серьезность данной проблемы.
Особенности неврозов у детей находятся в прямой зависимости от возраста. Психика детей дошкольного возраста, школьников, тинейджеров наиболее уязвима.
Неврозы у детей впервые могут проявиться в возрасте 2 или 3 лет. Этот период характеризуется проявлением негативизма, строптивости, постоянного противостояния с родителями.
В 3 года дети пытаются осознать собственную значимость и отстоять свои интересы.
Неврозы у детей школьного возраста и неврозы у детей дошкольного возраста характеризуются остротой восприятия и реагирования на различные травматические ситуации.
Неврозы у детей и подростков могут быть связаны с особенностями характера или же с имеющейся предрасположенностью к заболеваниям такого рода.
Неуверенность в себе, возбудимость, стеснительность, повышенная активность, эмоциональность, раздражительность, зависимость от чужого мнения являются предрасполагающими чертами, ведущими к невротическим расстройствам у детей.
Причины неврозов у детей зависят от различных факторов.
В 3 года дети могут испытать большой стресс из-за разлуки с близкими или же из-за посещения детского сада, кружков и других детских коллективов (возникает проблема с адаптацией и социализацией).
У ребят постарше основными причинами бывают проблемы в семье, взаимоотношения с одноклассниками, насилие со стороны близких родственников, страх.
Также провокационными факторами, вызывающими невротические реакции у детей, могут быть:
- патологии во время беременности (частые стрессы, гипоксия плода, тяжелые роды);
- изменения привычного образа жизни (смена школы, коллектива, переезд в другой город, ухудшение жилищных условий, появление нового члена семьи);
- проблемы взаимоотношений между родственниками (частые ссоры, развод, насилие, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи);
- неправильное или ошибочное поведение близких родственников в вопросах воспитания (чрезмерная опека, абсолютное безразличие, авторитарность, вседозволенность);
- страхи (чаще всего вызываются родителями путем запугивания наказанием, вымышленными персонажами);
- биологические причины (умственные или физические перегрузки, недосыпание, нарушение и несоблюдение режима, наследственность, общее состояние здоровья).
Как видите, причин вызывающих данную патологию великое множество.
Основные виды невротических расстройств
В психологической практике выделяют разные виды неврозов.
Невроз навязчивых движений возникает при наличии особенностей характера (боязливость, мнительность, нерешительность или же неуверенность в себе). У малышей начиная с ранних лет, возникает чувство страха перед чем-либо незнакомым, новым для них.
Например, малыш 4 лет боится оставаться один в комнате, насекомых, темноты, грозы и будет стараться избегать подобных ситуаций. Таким образом, оказавшись один в помещении, он будет пытаться поскорее найти взрослых, кричать, чтобы к нему пришли.
Завидев издалека паука, малыш постарается максимально отстраниться от места, где было замечено насекомое. При наступлении темноты кроха будет включать свет во всех комнатах, и т. д.
Нервный тик имеет проявление в виде частого моргания, подергивания носом, поднимания бровей, подергивания плечами, непроизвольного произнесения слов. Другими словами, происходит бесконтрольное сокращение мышц.
Обычно у детей 4-5 лет возникает тик, связанный с миганием, который вскоре может пройти. Стоит помнить, что тики не всегда свидетельствуют о заболевании психики.
Неврозоподобное состояние у детей, которое характеризуется органическим поражением мозга, представляет собой неврозоподобные тики. Диагностика того или иного вида тиков представляет достаточно большие трудности.
Взрослые и пожилые люди нередко страдают ипохондрией (постоянный страх за свое здоровье), но подростки тоже иногда ей подвергаются. Они специально ищут симптомы различных болезней, беспочвенно боятся их формирование.
Признаки неврозов
О невротическом состоянии навязчивых движений свидетельствуют:
- необходимость вращать какой-либо предмет в руках (ручка, пуговица)
- стук пальцами о поверхность;
- дерганье губой;
- щелканье пальцами;
- привычка грызть ногти.
Так, крохи в 2 или 3 года скорей всего будут сосать пальцы, скрежетать зубками, накручивать волосы и т. п.
Невроз страха у детей (тревожный невроз) в большинстве случаев проявляется приступами страха (сильная тревога, паническое состояние, внутреннее напряжение).
Основными симптомами могут быть:
- учащенный пульс;
- потливость;
- затрудненное дыхание;
- головокружения;
- бессонница;
- озноб.
В зависимости от возраста мальчиков и девочек, страхи могут варьироваться. Крохи боятся персонажей мультфильмов, мифических существ, темноты, чужих людей и т. п. У ребят постарше распространены страхи публичного высмеивания, унижения, плохих оценок, строгих учителей, конфликтов с одноклассниками.
Неврастения у детей возникает в результате чрезмерных физических и умственных нагрузок. Причинами могут служить посещение большого количества кружков, большая нагрузка в школе, недосыпание. Основным синдромом является раздражительная слабость.
Также для неврастении характерны:
- вялость;
- пассивность;
- быстрая утомляемость;
- заторможенность;
- неусидчивость;
- сбои механизмов сна.
Довольно часто неврастения возникает на фоне болезней, ослабленного здоровья.
Отдельные виды детских неврозов
Существуют также такие признаки характеризующие детский невроз, как заикание и энурез.
Заикание
Заикание обычно наблюдается у маленьких детей (от 3 до 4 лет в период активного становления речи). Связан этот недуг с судорогами мышц, участвующих в речевом процессе. Сильный испуг или же другая травма психики служит причиной возникновения заикания.
Также большую роль играет наследственность и предрасположенность к речевым патологиям. Именно невротическое заикание вызывается сильным волнением или переживанием, иногда в сопровождении лицевых тиков. Бывают также случаи отсутствия речи после состояния сильного шока (так называемая реакция аффекта) с последующим развитием заикания.
Энурез
Энурез является одним из видов психических расстройств в случае, если наблюдается взаимосвязь психической травмы и недержания мочи. Развитие этой болезни начинается со сбоев механизмов сна (сбой биохимических процессов, отвечающих за начало и течение сна).
Энурез может появиться под влиянием выраженной зависимости от дискомфортной обстановки (посещение детского сада, интерната). Причем временное отсутствие травмирующих психику условий приводит к уменьшению частоты неконтролируемых мочеиспусканий или же к полному исчезновению.
Истерия
Истерия характеризуется появлением переменчивого непостоянного настроения, эгоизма и эгоцентризма, повышенной чувствительности.
Предпосылкой для возникновения истерии считаются ошибки родителей в вопросе воспитания (чрезмерное проявление любви и заботы к своему чаду, беспрекословное выполнение всех его желаний, требований и т. д.).
Независимо от возраста, истерические припадки происходят в присутствии взрослых. Именно таким образом юный диктатор привлекает к себе внимание. Истерия более характерна для мальчиков и девочек, привыкших быть в центре внимания.
Детки помладше выражают свои протесты путем:
- плача;
- крика;
- драки;
- крушение или бросание предметов.
Что касается школьников, то тут преобладают:
- нарочитая театральность истерик;
- склонность к преувеличению болезненных расстройств;
- желание вызвать сочувствие у окружающих;
- повышенные требования к родным и близким;
- появление заболеваний соматического характера (жалобы на боли головы или сердца, которые не проходят после приема лекарств).
Нервная анорексия (пищевое психическое расстройство) проявляется отказом от пищи, рвотой при поступлении пищи в желудок. Причинами отсутствия аппетита бывают перекормы, насильственные кормления.
Это ведет к формированию отвращения к еде. Отсутствие аппетита порой сигнализирует о возможном наличии переживаний или проблем.
Симптоматика заболевания
Исследования в области психологии утверждают, что в неблагополучных семьях (в которых присутствуют скандалы, физическое насилие, неправильная модель воспитания) у ребят формируется враждебность, озлобленность, недоверие к людям.
Симптомами неврозов у детей являются:
- новые черты характера;
- возбудимость;
- чрезмерная плаксивость;
- тревожность;
- замкнутость;
- изменение мимики;
- заторможенность;
- депрессивные состояния;
- бурная реакция на незначительные внешние раздражители;
- ступор;
- агрессия и т. п.
К изменениям, происходящим на уровне соматического здоровья, относятся: снижение памяти, плохая реакция на звуки, свет, сбой ритмов сна, тахикардия, потливость, рассеянное внимание, и т. п.
Если классифицировать симптомы по возрастным критериям, мы будем иметь следующую картину:
- В первый год жизни и до трех лет наблюдаются сбои соматических и вегетативных функций.
- В четыре — десять лет наблюдаются сбои психомоторных функций.
- У ребят от семи до двенадцати лет — сбои аффективных функций.
- Сбои эмоциональных функций бывает у подростков двенадцати — шестнадцати лет.
Диагностика заболевания
Для установления правильного диагноза следует обратиться за консультацией к специалисту (психотерапевту или психологу).
Диагностика состоит из нескольких последовательных этапов:
- опрос близких родственников, участвующих в процессе воспитания, для выяснения психологической обстановки, анализа взаимоотношений, анализа отношений пациента со сверстниками и другими людьми;
- в процессе игры или других отвлекающих занятий детям задаются ранее подготовленные вопросы;
- наблюдение за поведением пациента во время спонтанной игры, анализ его рисунков;
- обследование родителей или других близких родственников, задействованных в воспитательном процессе, анализ ошибок в их поведении;
- назначение обследований пациенту (допплерография сосудов мозга, электроэнцефалограмма, компьютерная томография);
- разработка психотерапии.
Немедикаментозные методы лечения
Главный вопрос, волнующий родителей, как лечить невроз у ребенка?
Психотерапия — основной метод лечения заболевания. Характеризуется многосторонним воздействием на психику. Психотерапия направлена на нормализацию взаимоотношений и климата в семье, коррекцию правил воспитания, устранение негативных внутрисемейных факторов. Условно данный вид терапии делится на 3 вида:
- Семейная — особое значение имеет при лечении маленьких деток. Эффективно устраняет влияние ошибок воспитания. Происходит путем обследование семьи (психологические характеристики, особенности нравов). Психотерапия заключается в семейных беседах или обсуждениях (разговоры с близкими родственниками), совместной терапии. В ходе наблюдения за общением, играми малыша с мамой и папой выявляются возможные конфликты. Главной задачей психотерапевта является построение и реализация модели оптимальных взаимоотношений.
- Индивидуальная — лечение невроза у детей путем применения рациональной психотерапии, арт-терапии, игровой, внушения, гипноза. Главным принципом рациональной терапии является пояснение врачом пациенту сущность и возможные причины его болезненного состояния, выявление общими усилиями основной источник переживания.
- Групповая — в зависимости от типа заболевания формируются группы ребят по 4-6 человек. С ними проводят тренинги, игры, организуют походы на экскурсии, в библиотеку. Часто задают домашние задания, которые проверяются и обсуждаются внутри группы. Групповые тренинги обладают большей эффективностью и результативностью, чем индивидуальные. На занятиях достигается максимально расслабляющая обстановка, при которой пациенты раскрепощаются, делятся друг с другом переживаниями, стараются самостоятельно их анализировать.
Арт-терапия
Арт-терапия оказывает благотворное влияние на детей, так как с помощью рисунка ребята смогут разобраться в своих переживаниях. Задача врача заключается в наблюдении за пациентом, составлении мнения об особенностях характера, самооценки, коммуникации.
Игра с терапевтической целью имеет спонтанную и импровизационную форму, благодаря чему пациенты могут свободно выразить эмоции. В такой игре врач создает вымышленные стрессовые ситуации с целью подтолкнуть к самостоятельному выходу из них.
Иногда назначается лечение с помощью контакта с животными (собаки, кошки, лошади). Контакт с дельфинами — самый популярный вид в этой категории.
Лечение неврозов у подростков проводится с помощью методов мышечного расслабления, внушения и гипноза. Путем мышечного расслабления, создаваемого врачом (фантазии пациента на тему приятных воспоминаний, впечатлений, заветных желаний или же представление шума моря, теплых солнечных лучей), происходит уменьшение, даже исчезновение заикания, нервных тиков.
С каждым следующим сеансом уменьшаются симптомы. Внушение проводится в случаях диагностирования у пациента острых психических реакций с целью коррекции поведения. Доктором внушается спокойствие, уверенность в собственных силах, улучшение самочувствия и т. п.
Довольно успешно практикуется косвенное внушение — установка на выздоровление при приеме медикаментов или проведении определенных процедур (т. н. эффект плацебо).
Медикаментозная терапия
Терапия с помощью лекарственных средств имеет второстепенное значение в процессе лечения. Как правило, она проводится перед психотерапией. Назначаются:
- общеукрепляющие, тонизирующие препараты (витамины группы В, С, препараты кальция);
- ноотропы (пирацетам);
- препараты для уменьшения количества жидкости в организме или отдельных органах (диуретики);
- настойки из лекарственных трав (травы, оказывающие успокаивающее действие);
- транквилизаторы — применяются только в случае чрезмерной активности, расторможенности (хлордиазепоксид);
- физиотерапия (электрофорез, электросон);
- возможно применение малых доз антидепрессантов (имипрапин).
Следует помнить, что только врач может назначить препараты, необходимые для лечения заболевания.
Дошкольники, ребята школьного возраста, подростки имеют не до конца сформированную и незрелую нервную систему, к тому же чрезвычайно ранимы. Очень важно вовремя им помочь справиться со стрессовыми ситуациями, возможными проблемами, дабы избежать тяжелых последствий психического расстройства и необратимых изменений личности.
Зачастую взрослые люди просто не придают большого значения возникновению невротических реакций у детей, списывая такое поведение на вредность, капризы, возрастные особенности. Это является огромной ошибкой! Необходимо внимательно относиться ко всем малейшим изменениям в поведении детей, стараться больше проводить времени с ними, не стесняться обсуждать их личностные переживания.
Мамы и папа должны организовать правильный режим труда и отдыха, полноценный сон, благоприятную психологическую атмосферу в семье. Необходимо устранить или облегчить хронические заболевания (врожденные или приобретенные).
Если у ребенка диагностировали это заболевание, ни в коем случае не следует отчаиваться. Благодаря поддержке близких, психотерапии в сочетании с медикаментозной терапией вылечить вовремя обнаруженный невроз у детей можно достаточно легко и быстро.