Пасхальная неделя (Светлая, Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская) — неделя после Пасхи.
По церковному календарю, эта неделя (Светлая седмица) считается целиком праздничной, сплошной: в среду и пятницу пост отменяется, поэтому она составляет один праздник, а каждый ее день называется Светлым.
В этом году Светлая (иначе — Пасхальная) седмица приходится на период с 9 по 15 апреля. Длится она, как уже говорилось, семь дней, начиная от Пасхи и завершаясь Фоминым днем. Все семь дней принято каждый день звонить в колокола, кроме того совершаются праздничные крестные походы. Очень многие храмы на Светлую седмицу разрешают всем желающим попробовать свои силы на звоннице — позвонить в колокола «на свой вкус». Поэтому колокольный звон, как правило, заполняет всю округу с утра и до вечера. Все дни недели называются светлыми, а богослужения совершаются по пасхальному чину.
Каждый день недели после Пасхи имеет свое название и значение, есть и определенный запреты для этих дней. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей или Пасхальной неделей, согласно народным традициям все эти дни принято веселиться, ходить друг к другу в гости, отдыхать. Узнайте, что можно, а чего нельзя делать в эти дни.
Светлая неделя после Пасхи по дням
Первый понедельник после Пасхи принято идти в гости к своим родным и близким: крестникам — к крестным родителям, внукам – к бабушкам и дедушкам. Приносить пасхальные подарки: крашенки и паски.
В народе считалось, что первым в дом должен входить мужчина, это принесет богатство и счастье в семью.
Первый понедельник называют еще Днем Богородицы, принято раздавать милостыню нуждающимся и делать добрые дела.
Купалища
Вторник Пасхальной недели называется Купалища, в народе принято было в этот день обливать холодной водой тех, кто проспал утренние молитвы.
Хороводница или Громовая среда
Со среды недели после Пасхи начинаются молодежные гуляния, девушки и парни собирались водить хороводы, женихи присматривают невест, люди постарше также собирались «на музыку», танцевали, весело проводили время семьями, собирались в корчмах для продолжения празднования Пасхи.
Навский четверг
Во многих местах первый четверг после Пасхи идут на кладбище, несут красные яйца и поминаю усопших, наводят порядки на могилках предков.
Народные гуляния продолжаются, люди продолжают ходить в гости, устраивают посиделки, «водят кобылу»: на палку надевают «хвост», «голову», имитируя коня, мужчина переодевается в цигана и «катает на кобыле» всех желающих.
Прощеная пятница
В этот день тесть и теща приглашали в гости родителей зятя.
Женщины и девушки должны были до рассвета умыться в этот день холодной водой – считается, что этот обряд наделяет красотой и молодостью.
Окликальная суббота
В субботу после Пасхи было принято окликать молодоженов, к ним в гости приходили родители.
В субботу молодежь продолжала водить хороводы, веселиться, проводили веселый обряд «провожание русалок».
Улица
Под открытым небом по вечерам собиралась молодежь и проводила вечеринки, которые проходили весло и живо, с песнями, музыкой, танцами, парни заигрывали к девушкам.
Что нельзя делать в Светлую Седмицу
- Венчаться всю неделю не рекомендуется плоть до Красной горки. Обряд крещения проводится. Надо отметить, что строго запрета на венчание нет – Великий пост уже окончен, но лучше с этим не торопиться и отложить венчание до Красной горки.
- Нельзя в этот праздничный период устраивать панихиды, скорбеть или ходить на кладбище.
- Конечно, на работу в течение Светлой недели ходить придется, но не забывайте веселиться и старайтесь в работе сильно не усердствовать. Дела, которые можно отложить на потом, лучше не начинать.
- В Светлую неделю нужно постараться обеспечить себе, близким людям и всем окружающим только радость, светлые события и счастливые моменты.
Нужно понимать, что праздник Пасха в церковном православном календаре является самым главным и торжественным. Для каждого христианина воскрешение Христа – это огромное событие, которое является важным символом вечной жизни, победы добра над злом. Этот праздник не заканчивается в праздничное воскресенье, а только начинается. Потом в течение сорока дней будут праздники, время для веселья и радость. Особенно это проявляется в Светлую седмицу.
Когда можно стирать убирать — без работы никуда
Многое в вопросе о том, когда приступать к работе после Пасхи зависит не только от желаний верующих людей, но также от обстоятельств и особенностей их трудовой деятельности. Священнослужители говорят о том, что работа как таковая не возбраняется, особенно если речь идет о работе по найму, ведь понедельник – второй день после Пасхи для всех без исключения является рабочим днем.
Просто все в эти дни необходимо делать с молитвой к Господу, не забывая в своем даже самом плотном графике найти время для посещения церкви. Для тех, кто все-таки сомневается в том, что не совершает греха, работая сразу после Пасхального воскресенья, можно посоветовать обратиться к батюшке и задать ему столь волнующий вопрос.
Важно помнить
Категорически запрещено работать в Страстную пятницу и собственно на Пасху. В эти дни принято откладывать все дела, как говорится, на потом. А вот сделать что-то полезное по дому или в огороде уже на второй день после этого церковного праздника ничуть не возбраняется. Читая или слыша о запрете на труд в послепасхальные дни, необходимо хорошо понимать, что данный запрет более является благословением людей на проведение времени во внимании к Господу, а также окружающим близким людям. Данный запрет скорее относится к благочестивой традиции, сотни лет передающейся из поколения в поколение.
Домашние хлопоты, работы в огороде – неотъемлемая составляющая часть жизни подавляющего числа людей. Заниматься ими после Светлого Христова Воскресенья можно, но желательно без фанатизма.
Неделя после великой Пасхи называется Светлая седмица. Все 7 дней проходят народные гулянья, люди ходят друг к другу в гости. Хлебосольные хозяйки накрывают столы простыми, но вкусными блюдами. Все празднуют победу жизни над смертью. Неделя является символом весеннего пробуждения природы, зарождения нового.
Считается, что усопшие также радуются Христову Воскрешению. Бытует суеверие, что души их всю пасхальную неделю бродят в мире живых и отмечают светлый праздник. Издревле в народе на Руси существовало много поверий и интересных обрядов после Великого праздника на Светлой неделе.
Интересны приметы недели после Пасхи, уходящие своими корнями в давние века и созданные по наблюдениям древних славян. Младенец, народившийся в пасхальную неделю, будет иметь крепкое здоровье и проживёт долгие годы. Умершие на Святой седмице одарены милостью Божией попасть в Царство Небесное. Увидеть ночью во сне умершего родственника - в текущем году в семье все будут живы и здоровы.
Есть много примет на Светлую седмицу после Пасхи относительно погоды
Известно много примет касательно молодых девушек:
- замужним, кто услышит кукушку, предрекалось появление сына или дочки, а девицам на выданье - скорое счастье;
- зудят губы у девицы - значит, целоваться ей с парнем, а брови чешутся к любовному свиданию;
- ударилась локтем - кавалер вспоминает;
- накликает свидание муха, упавшая в суп;
- чтобы ладошки не потели, всю неделю нельзя дотрагиваться до соли;
- красоту лица придаёт умывание водой с красной крашенки и серебра.
Помнятся и наказы предков, касающиеся обычных бытовых дел. В понедельник и четверг не положено заниматься шитьем - можно зашить глаза усопшим. Нельзя стирать бельё - замутится вода перед мёртвыми.
Старинные обычаи и забавы
Русская православная церковь и народ усердно чтят традиции недели после Пасхи, созданные предками. В храмах круглосуточно от Светлого понедельника и до Светлой субботы Царские врата открыты для прихожан. Образно это символизирует открытие Гроба Господня, когда ангел отвалил камень от дверей гробницы. Во время молитвы можно созерцать тайны священнодействия.
Всю неделю не разрешалось работать. Женщинам нельзя было заниматься домашними делами и хозяйством. Запрещалось ткать, прибирать, вязать, вышивать. Мужчины не прикасались к своей работе, не занимались землёй и домом. Все гуляли и праздновали Воскрешение.
Считается, что в Светлую неделю по земле странствует Христос с апостолами, одетыми в простое одеяние. Они просят милостыню, дабы определить хороший перед ним человек или плохой, чтобы воздать всем по заслугам. Поэтому все дни Светлой седмицы в домах особливо привечали нищих, больных, убогих, странствующих. Им давали еду и щедрое подаяние.
В среду и пятницу категорически запрещено поститься, даже перед причащением. Все дни Светлого праздника люди должны радоваться жизни, отдыхать душой и телом. Но так же нельзя поддаваться страсти чревоугодия. В Великую Пасху перед иконами ставили горшочки с мёдом (канунчики), в которые опускали свечу и зажигали, поминая усопших. На праздничной седмице кувшинчики, относили на кладбище на могилы и оставляли там.
В каждых деревнях и сёлах строили традиционную забаву ребятни и молодёжи - большие качели. Качаясь на них, празднующие призывали, чтобы уродились высокими злаки. Другое поверье, касающееся качелей, относится к очищению от грехов. С каждым качанием ветер сдувает с человека дурные мысли и бесчестные поступки.
Не проводились на неделе после Пасхи венчания, которые считались мирскими радостями, отвлекающими от Светлого праздника. Креститься не возбранялось. Но всю неделю девушки проводили ритуалы, посвящённые замужеству. Чтобы побыстрее найти суженого и выйти замуж, в Великий день девушка должна первой оказаться наверху колокольни и ударить в колокол.
Чтобы водились в кармане деньги, обязательно надо подать нищему медяк.
Традиции всех дней Светлой седмицы
Каждый день праздничной недели имел своё назначение.
- Понедельник - поливальный. Молодёжь ходила к старшим в гости с выпечкой и крашенками: крестники к своим крёстным отцу и матери, внуки радовали бабушек и дедов. Обливали друг друга водой из ведер, чтобы смыть недуги и болезни. В некоторых деревнях и сёлах только мужчины ходили в гости, а женщины оставались дома хлопотать по хозяйству, накрывать стол.
- Вторник называли купальницей. По славянскому обычаю в этот день обливали водой того, кто проспал заутреню. В некоторых губерниях начинались праздничные игры и состязания на ловкость и силу. В Светлый вторник женщины выходили прогуляться по гостям, а мужчины сидели дома.
- Среда - градовая. Запрещалось работать, чтобы не накликать град на урожай. С этой же целью христиане в церквях ставили свечки. Второе название среды - хороводница. По разным местам девушки начинали водить хороводы на вечерних гуляниях.
- Четверг - навский, или Пасха мёртвых. Поминают усопших, но ни в коем случае не скорбят по ним, а вместе с их душами радуются светлому событию Пасхи. Приносят на могилы куличи и яички. Птица, спустившаяся в этот момент с небес, считалась добрым поверьем.
- Пятница - прошеный день. В церквях почитают икону Божией Матери, по окончании литургии освящают воду. В народе происходило примирение между зятем и тестем с тёщей. Последние приглашали молодоженов домой, дабы испить вместе молодого пива.
- Суббота именуется Святой артос. Прихожанам разрешалось подняться на колокольню, позвонить в колокола. Священнослужители отламывали и раздавали хлеб - артос. Другое название - ублажение гордых. Родители молодых приходили к ним в дом, проводили смотрины семейного уклада, затем предки новобрачного ублажали и угождали молодой жене.
- Воскресенье - Фомино воскресенье, Красная горка. Считается, что браки, заключённые на Красную горку, крепкие и долговечные. Молодёжь собиралась в компании на природе, на горках, все пели, плясали, водили хороводы. Устраивали смотрины, сватались.
Люди искренне радовались Великому празднику. Всю Седмицу в губерниях, сёлах, деревнях стоял колокольный звон. Люди надевали красивые наряды, выходили на улицы, христосовались, обмениваясь троекратными поцелуями и говоря: «Христос воскресе!». Всё вокруг было светлым, радостным, пробуждающим к жизни и счастью.
Но так, как после Рождественского поста приходит радостный праздник Рождества, так и в Пасху приходит праздник, причем выразить всю радость от Воскресения за один день считается невозможным, и Светлая седмица празднуется всю неделю, а потом и еще 32 дня - до Вознесения. Накал гуляний постепенно снижается, но первая после Пасхи неделя все же по традиции разгульна.
В этом году Светлая (иначе - Пасхальная) седмица приходится на период с 9 по 15 апреля. Длится она, как уже говорилось, семь дней, начиная от Пасхи и завершаясь Фоминым днем. Все семь дней принято каждый день звонить в колокола, кроме того совершаются праздничные крестные походы. Очень многие храмы на Светлую седмицу разрешают всем желающим попробовать свои силы на звоннице - позвонить в колокола "на свой вкус". Поэтому колокольный звон, как правило, заполняет всю округу с утра и до вечера. Все дни недели называются светлыми, а богослужения совершаются по пасхальному чину.
Фото: Наталья Феоктистова, "Вечерняя Москва"
Согласно православным канонам, всю Светлую седмицу во всех храмах открыты Царские врата. Это символично: они открыты, поскольку воскресший Христос открыл верующим дорогу на небеса. Издавна считалось, что умерший на Светлую седмицу человек непременно попадает в рай.
Всю Светлую седмицу у храмов выставляют артос - особый хлеб. Его хранят до следующей Пасхи и дают по кусочкам заболевшим. А вообще всю седмицу принято заниматься благотворительностью, совершать как можно больше добрых дел, угощать кушаньями близких и особенно тех, кому трудно, подавать щедрую милостыню нуждающимся.
Возможно, вы удивитесь, но свои запреты есть и на эту неделю! Например, в Светлую седмицу запрещено... поститься! Если, скажем, в течение года независимо от постов вы соблюдали пост в среду и пятницу, сейчас об этом не можно, а нужно забыть! Этим объясняется и еще одно название седмицы - Сплошная.
Второй запрет имеет отношение к настроению. На Светлой неделе нельзя грустить и печалиться. А можно - ходить в гости, радоваться, дарить друг другу подарки, угощать пасхальными крашеными яйцами, куличами. Самое важное: по традиции в первый день Светлой седмицы внуки должны отправиться к дедушкам-бабушкам и отнести им угощение, а крестники - поздравить своих крестных.
Со светлой седмицей связано много примет и традиций. Так, по народным поверьям, очень крепким и долгим будет брак, совершенный на Красную Горку - то есть на Светлое воскресенье. Кроме того, "народные правила" предписывали людям:
■ в понедельник и вторник Светлой седмицы - купаться или обливаться водой;
■ в среду - отказаться от работы (той, которую можно не делать);
■ в четверг - вспоминать умерших;
■ в воскресенье - Антипасха. Это же Красная горка - лучшее время для брака.
Праздники на эту неделю выглядят так:
■
Мученицы Матроны Солунской.■ Мучеников Мануила и Феодосия.
■ Иверской иконы Божией Матери.
■ Преподобномучеников отцев Давидо-Гареджийских.
■ Шуйской иконы Божией Матери.
■ Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся.
■ Касперовской иконы Божией Матери.
■ Преподобномученика Марка, епископа Арефуссийского, мученика Кирилла диакона, и иных многих при Иулиане пострадавших.
■ Преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского.
■ Святителя Софрония, архиепископа Иркутского.
■ Иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
■ Память обновления (освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе.
■ Иконы Божией Матери «Почаевской».
■ Преподобной Марии Египетской.
■ Преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца.
■ Преподобного Тита, чудотворца.
■ Икон «Ключ разумения», «Сладкое Лобзание», Божией Матери.
Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина» (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народе она именуется Проводной. По традиции именно в это время поминают умерших.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи” или ”противоположный Пасхе”- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
Также на Фоминой неделе, во вторник второй недели, в девятый день по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
Каждый день Фоминой недели имеет как своё название:
В понедельник или вторник на Фоминой неделе церковь установила поминовение усопших. Служат панихиды и ходят на кладбище.
Понедельник
зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.
Вторник
– это основной день Фоминой недели, который называют Радуницей, Радоницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. По словам учёных, «Радоница» происходит от слова «радость», которую принесло воскресение Христово.
Древнейшим славянским обычаем был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись.
Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.
От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».
Четверг
считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.
В Фомину субботу
в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.
Воскресенье
на Фоминой неделе зовётся Красной горкой. В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыцики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.
Светлая Седмица, что нельзя делать, а что в этот период следует сделать обязательно, рассмотрим в этом материале. Для начала, конечно, нужно определиться с четкими временными рамками этого периода. Седмица наступает в пасхальное воскресенье, а заканчивается в субботу перед Красной горкой. То есть, длиться ровно неделю после Пасхи.
Это праздничная неделя, когда даже по строгому церковному уставу нужно радоваться и веселиться. В деревнях в течение этой недели всегда встречали друг друга пасхальным приветствием: «Христос Воскрес», кушали крашеные яйца и куличи. В общем, радовались люди и поздравляли друг друга со светлым воскресением Христовым.
В этот период проходят ежедневные Богослужения, которые начинаются с пасхальной литургии и Крестного хода еще в канун наступления Пасхи при переходе из Великой субботы в праздничный день. На престоле находится плащаница, а в церквях постоянно слышен колокольный звон. Погода, как правило, в этот период стоит отличная, как будто она тоже радует празднику и торжественно его приветствует.
Историческая сводка
Многие уверены, что светлый праздник Пасхи появился всего около двух тысяч лет назад, когда зафиксирована смерть Иисуса Христа. Но это не совсем так, изначально Пасха была, да и сейчас таковой является для еврейского народа, как символ освобождения от египетского рабства. Действующим лицом выступал Моисей, который провел евреев сквозь разверзшиеся воды и освободил.
Учитывая, что Иисус был евреем, то и он этот праздник отмечал, но после смерти, а затем и воскрешения Пасха стала главным торжеством, которое отмечалось в честь возрождения Христа. Получается, что Пасху отмечают практически в половине стран мира, но каждый по своему поводу.
Как называется второй день после Пасхи
Понедельник – поливальный
В каждой стране первый день после пасхи праздновали по-своему, посещение крестных, родных, соседей было обязательно. В понедельник по гостям ходили в основном мужчины, а жены оставались дома и встречали гостей, так как столы должны были накрыты весь день. В первый день после Пасхи уже можно не поститься и есть скоромное. С собой гости тоже приносили выпечку, крашеные яйца и разные вкусности. Хозяева радушно всех должны были привечать, но долго в гостях засиживаться было не принято, так как нужно было обойти всех родных, знакомых. По дороге, если кого-то встречали – поздравляли с праздником, целовались, менялись писанками, одаривали друг друга куличами.
На Украине парубки ходили по домам с поздравлениями и также принимали подарки. Съестное кушали сами, а деньги собирали в общую казну для приглашения на «гулянку» девушек. Гуцульские девушки прятали пасхальное яйцо за пазуху, для того, чтобы парень его отнял. Сделав вид, что он насильно отнял яйцо, парень вел девушку к источнику воды и обливал ее, желая ей красоты, здоровья, обеспеченности. Наверное, поэтому послепасхальный понедельник во многих странах называется «поливальным». Иногда девушек не только поливали, но и полностью обливали водой.
А в Чехии парни готовили на понедельник плетку (помлазку) и с утра начинали искать девиц, делающих вид, что усиленно прячутся. На самом деле они старались привлечь к себе внимание понравившегося парня и «убегали» от него. Юноша, догнав молодую девушку, легко бил ее плеткой. При этом тоже желал ей того же, что и украинские парубки. Плетка делалась из можжевельника, тонких веток вербы или березы и украшалась цветными лентами. Девушки в ответ предлагали пироги и крашенки.
Можно ли после Пасхи работать в огороде?
Есть два противоположных мнения и с каждой стороны приводят вполне убедительные доводы. Давайте разберемся, можно ли копать огород после Пасхи, и рассмотрим оба мнения:
Современные дачники редко обращают внимание на подобные вопросы, ведь время идет и огород требует постоянного внимания. Приверженцы утвердительного мнения приводят вполне логичные доводы относительно вопроса, можно ли после Пасхи работать в огороде. Во-первых, нет источника, где был бы четко указан запрет на работу с землей. Кроме того, есть определенные сроки обработки земли и посадок, внесений удобрений и обрезки сада. Еще один довод в пользу утвердительного ответа на вопрос, можно ли заниматься огородом после Пасхи, и он касается отношения к труду как таковому. Если попросту нет возможности оставить свой участок на столь длительное время без внимания, всегда можно работать на земле с молитвой в душе и просьбой о хорошем урожае.
Кардинально иное мнение относительно вопроса, когда можно сажать огород после Пасхи, заключается в полном отказе от труда на период недели после празднования светлого дня. В пользу этого мнения среди доводов вы найдете вполне логичное обоснование отказа: наши предки всегда тесно переплетали веру, природные явления и знаки, которые давала природа. В первую половину недели нельзя вообще садить ничего, так как все будет побито градом. Если приступить к когда можно сажать огород после пасхи работе во второй половине — обязательно урожай будет истреблен вредителями. В эту неделю было принято только освещать огород, а время проводить в молитвах, посещении храма и просто с хорошими мыслями.