Основную часть информации из внешнего мира дети получают с помощью органа зрения, по этой причине столкнуться с нарушением в работе глаз могут даже дошкольники. Свести к минимуму риск развития офтальмологических заболеваний поможет простая гимнастика. Чтобы ребёнку было интересно, занятия должны проходить в игровой форме. Поскольку заставить малыша делать что-либо, если ему неинтересно практически нереально. Гимнастика для глаз для детей тренирует мышцы, отвечающие за движение органа зрения, и положительно сказывается на физическом и умственном развитии.
Отличительная особенность упражнений для малышей заключается в том, что она проходит в игровой манере и сопровождается стихами, песенками, поговорками. Это помогает заинтересовать кроху, он охотно занимается.
Зарядка для глаз для детей снимает напряжение с органа зрения, расслабляет мускулатуру и тренирует мышцы. Также гимнастика устраняет отёчность век, нормализует процесс поступления крови к глазному яблоку. Поэтому её могут выполнять и взрослые люди. Если заниматься на регулярной основе, результат заметен спустя месяц после начала тренировок.
Показания к выполнению гимнастики для глаз детям
Чтобы подобрать подходящий комплекс упражнений, посетите окулиста. Он проведет необходимую диагностику и на основе полученных результатов, выберет зарядку. Гимнастика для глаз детям рекомендуется в следующих случаях:
- Генетическая предрасположенность к миопии, гиперметропии и астигматизму;
- Малыш постоянно жалуется на сильную усталость органа зрения, которая возникает из-за перенапряжения глаз;
- Наличие близорукости или дальнозоркости;
- Если ребёнок много времени проводит за ПК или книгами;
- При диагностировании серьезных патологий органа зрения.
Гимнастика для глаз в детских садах и яслях
В дошкольных учреждениях забота о здоровье ребёнка и профилактика офтальмологических недугов ложится на плечи воспитателя. Гимнастику выполняют все дети в группе:
- Малыши усаживаются за столом, положив голову на руки. Во время упражнения голова остается неподвижной, глаза двигаются по вертикали и горизонтали. Для младшей группы длительность упражнений составляет три минуты, для детей постарше занятия увеличиваются до пяти минут. Зарядка проводится два раза в день;
- Важно заранее подобрать комплекс упражнений. Для малышей в возрасте три года занятия должны сопровождаться веселыми играми и стихотворениями;
- В некоторых случаях гимнастика подразумевает движение головы.
При проведении зарядки важно обращать внимание на возрастную категорию детей. |
Двухлетний малыш не понимает, что такое «вращать глазами», поэтому необходимо применять различные предметы. Воспитатель медленно двигает их, а карапуз следит за перемещением объекта. В некоторых случаях можно разыграть целый спектакль, надев кукол на пальцы.
Гимнастика для детей дошкольного возраста
В этом случае используются простые и увлекательные упражнения, которые помогут выработать у малышей привычку регулярно выполнять зарядку. Гимнастика проходит в три шага:
- Разминка;
- Основная часть;
- Заключение.
На первом этапе дети выполняют простые движения глазами в разные стороны. Затем закрывают орган зрения ладошками и считают до пяти. В дошкольном учреждении гимнастику проводит воспитатель, дома этим могут заниматься родители.
Основной этап зарядки состоит из нескольких упражнений:
- Попросите детей посмотреть на кончик носа, затем он должны включить фантазию и представить, как он увеличивается, а после уменьшается в размерах. Главное условие маленькие «Буратино» не должны строить гримасы в процессе выполнения приёма;
- Одно из самых любимых упражнений у дошкольников – «Рожицы». Детки изображают животных, строят мордочки, щурятся и т.п.;
- Предложите малышам изобразить в воздухе глазами разнообразные геометрические фигуры.
В завершении гимнастики ребята рисуют с помощью носа. На доске закрепляют плакаты, изображающие животных, транспорт и иные предметы, с которыми знакомы малыши. Суть приёма – повторить рисунок глазками.
Упражнения для детей школьного возраста
Ребята постарше могут выполнять более сложную зарядку, направленную на укрепление глазодвигательной мускулатуры. Изменение комплекса приёмов связано с тем, что на орган зрения увеличивается нагрузка. Дети много времени проводят за книгами и компьютером не только в школе, но и дома.
- В течение десяти секунд необходимо моргать в интенсивном режиме, это поможет снять напряжение с органа зрения;
- Зажмурьте глаза и сосчитайте до пяти. Выполните три раза;
- Вытяните правую руку, перемещайте её влево, затем в противоположную сторону, вверх и вниз. Голова остается неподвижной. Повторите трижды;
- Двигайте глазами по кругу, нарисуйте в воздухе окружность. Три раза в левую сторону и столько же в правую.
Гимнастика в домашних условиях
Важно выявить нарушение в работе зрительного аппарата на раннем этапе. Обнаружить отклонения у ребенка можно простым способом. Попросите его присмотреть к определенному объекту. При отсутствии отклонений он сможет детально его описать. Не игнорируйте визиты к окулисту, доктор сможет обнаружить проблему на регулярном осмотре и подобрать оптимальную терапию.
В домашних условиях гимнастику выполняют шесть раз в течение дня, длительность зарядки от двух до трёх минут. Чтобы малыш с удовольствием занимался, необходимо его заинтересовать. Расскажите ему, как важно, чтобы глазки были здоровыми и хорошо видели.
Выполняйте упражнения утром, во время прогулки на улице и несколько раз на протяжении дня. Задействуйте в гимнастике кубики, карточки с картинками и т.д. Обязательно следите за гигиеной зрительного аппарата: не разрешайте долго и близко смотреть телевизор, проводить много времени за компьютером. Занятия, требующие напряжения глаз, необходимо чередовать с другой деятельностью, например, прогулка на свежем воздухе.
Детская гимнастика для глаз в стихах
Данные упражнения взрослые могут выполнять вместе с детьми. Зарядка достаточно проста, малыши должны повторять действия, которые озвучены в стихотворении.
Гимнастика для глаз для детей по Аветисову
Российский доктор разработал несколько эффективных методик для повышения остроты зрения. По словам Эдуарда Сергеевича, приступать к профилактике офтальмологических заболеваний необходимо с юного возраста. Он предлагает несколько простых упражнений, на которые стоит обратить внимание родителям, чьи дети страдают от миопии или много времени проводят за ПК.
Комплекс состоит из трёх блоков. Положительная динамика намечается спустя несколько дней, постепенно нагрузка повышается. Первый комплекс включает в себя следующие упражнения:
- Закройте веки на три секунды, затем широко распахните глаза. Выполните от шести до восьми повторов;
- На протяжении двадцати секунд моргайте, отдохните немного. Закройте веки и аккуратно помассируйте глазами подушечками пальцев;
- Слегка надавите на глазное яблоко сквозь закрытые веки;
- Указательными пальцами придавите область между бровями.
Для укрепления мускулатуры органа зрения используют второй комплекс упражнений:
- Голова остается неподвижной, взор передвигается с пола на потолок. Повторите десять раз;
- Опустите глаза с потолка на пол по диагонали;
- Переместите взор по горизонтали;
- Вращайте глаза по кругу сначала по часовой стрелке, затем против неё. Старайтесь фиксировать все предметы, попадающие в поле зрения.
Завершением гимнастики становится комплекс приёмов, направленных на улучшение аккомодации:
- Вытяните руку, сфокусируйте на ней взор. Затем переведите взгляд на объект, расположенный на удалении;
- Согните руку и прикоснитесь указательным пальцем к кончику носа. Медленно вытягивайте руку, при этом внимательно следите за движением пальца;
- Приём перекликается с предыдущим упражнением. Только при отведении правой руки нужно закрыть левое око и наоборот;
- На окне нарисуйте небольшую точку и сфокусируйте на ней взор, затем переведите его на предмет, расположенный на улице.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы малыш мог без проблем описать объекты, расположенные вокруг него отдельное внимание нужно уделить артикуляционным упражнениям. Поскольку патологии речевого аппарата опасны не меньше, чем проблемы с органом зрения. Для ребенка в возрасте от трёх до четырёх лет гимнастику сопровождают стихами и сказками. Главное, чтобы малышу было интересно заниматься.
Высокой эффективностью отличаются статические приёмы:
- «Улыбочка». Попросите ребёнка улыбнуться, не показывая при этом зубы и задержаться в таком положении на пять секунд;
- «Хоботок». Нужно сложить губки в трубочку и по максимуму вытянуть вперед;
- «Блинчик». Необходимо максимально расслабить мускулатуру языка, постараться уложить его на нижнюю губку и на десять секунд задержаться в такой позе.
Поскольку маленькие дети быстро устают за один раз рекомендовано выполнять не более трёх упражнений.
Эффективные приёмы для восстановления зрения
Офтальмологи выделяют ряд упражнений, направленных на устранение проблем с органом зрения. В тяжелых случаях рекомендовано выполнять ряд специфических приёмов.
«Ступенчатая гимнастика»
Основное предназначение методики – нормализовать работу аккомодационного аппарата. Главное преимущество упражнений в том, что в них задействованы все элементы органа зрения. Суть гимнастики заключается в переведении взора с ближних на дальние объекты. На каждом предмете необходимо сосредоточить взгляд на протяжении пяти секунд. Это требуется для активации аккомодации и восстановления ее функций.
Если имеются серьезные отклонения в работе глаз, то зарядку необходимо повторять после сильных зрительных нагрузок.
«Цифровая гимнастика»
Ребёнок прикрывает глаза ладошками, но не закрывает их. Главная задача – нарисовать оком цифры от одного до десяти. Затем повторить упражнение в обратном порядке. На выполнение приёма уходит не более двух минут.
«Точечная гимнастика»
Упражнение восстанавливает остроту зрения. Возьмите лист чистой бумаги, изобразите на нём десять точек на расстоянии пять миллиметров друг от друга. Если имеются отклонения в рефракции, дистанция увеличивается до семи миллиметров.
Плакат располагают на расстоянии тридцать пять сантиметров от глаз. Ребёнок должен не только их рассмотреть, но и сосчитать. Постепенно отодвигайте лист, зафиксируйте дистанцию, на которой малыш не смог разглядеть точки.
«Зрительная дуга»
Используется для восстановления остроты зрения у самых маленьких пациентов. Также приём направлен на избавление от компьютерного синдрома. Посадите кроху перед окном, попросите его сосредоточить взор на коленках. Затем ребенок должен сфокусировать взгляд на различных предметах, расположенных вокруг него. Манипуляция повторяется от двух до трех раз, глаза двигаются по дуге.
Заключение
Зрительная гимнастика для детей – это прекрасный метод для предотвращения развития офтальмологических заболеваний. Упражнения не занимают много времени, но для достижения максимального результата необходимо повторять их регулярно. Ни в коем случае не принуждайте малыша делать зарядку! В подобной ситуации она не принесет результата. Постарайтесь его заинтересовать, проведите занятие в игровой форме. Выбор комплекса упражнений стоит доверить офтальмологу.
Из видеоролика вы узнаете, как правильно выполнять семь самых эффективных приёмов для восстановления зрения.
В наше время всё больше людей стали сетовать на плохое зрение: кому-то поставлен диагноз близорукость (миопия), а кому-то - дальнозоркость. Такие нарушения обязательно следует лечить, чтобы избежать серьёзных проблем. На ранних стадиях может помочь специальная гимнастика. Благодаря ей можно не допустить появления проблем с органом зрения, а также избавиться от близорукости и дальнозоркости. Поэтому сегодня пойдёт речь о том, что представляет собой гимнастика для глаз для улучшения зрения, отзывы врачей о таком методе профилактики, а также рассмотрим виды упражнений по отношению к разным категориям лиц.
Зачем нужна глазная зарядка детям?
Чтобы снять нагрузку с органа зрения, поскольку много информации ребятишки получают именно благодаря очам.
Если не делать глазную гимнастику со своими детишками, то они впоследствии не смогут уловить и открыть для себя многие зрительные образы.
У мальчиков и девочек, с которыми родители не занимались, начнёт падать зрение (особенно это касается тех ребятишек, у которых имеется наследственная предрасположенность к близорукости или дальнозоркости).
Гимнастика для глаз для улучшения зрения поможет детишкам не только сохранить зоркий взгляд, а и успокоить нервную систему.
Она нужна для активизации мозговых процессов, дабы мозг быстрее переработал информацию, поступающую к нему из органа зрения.
Упражнения детям дошкольного возраста
Малышам, посещающим детский сад или первый класс школы, предусматриваются занятия, которые бы завлекли, заинтересовали бы мальчиков и девочек к выполнению такого важного мероприятия, как гимнастика для глаз. Для улучшения зрения для детей 3-7 лет должна подаваться программа, разделённая на 3 части: разминка, основная и заключительная часть.
1. Разминка. Воспитатель или учитель предлагает малышам подвигать глазками вверх, вниз, влево, вправо, затем зажмурить их и прикрыв ручками, сосчитать до пяти. Повторить это упражнение следует 2 раза.
2. Основная часть. На этом этапе можно выполнить несколько комбинаций зрительных задач:
- «Буратино». Малышам необходимо посмотреть на свой носик, а затем представить себе, как он увеличивается, а потом уменьшается. Педагогу нужно внимательно следить, чтобы детки выполняли это задания правильно без шуток и гримас.
- «Рожицы». В этом упражнении воспитатель, наоборот, даёт волю детишкам и предлагает им представить себя в роли животных. Когда малыши начнут фантазировать, они будут щурить глазки, широко открывать и т. д.
- «Геометрические фигуры». Педагог предлагает мальчикам и девочкам нарисовать овал, круг, квадрат, треугольник и т. п. Только делать это придётся не карандашами, а глазками.
3. Заключительная часть мероприятия под названием гимнастика для глаз. Для улучшения зрения детишкам в возрасте от 3 до 7 лет осталось выполнить одно упражнение под названием «Рисование носиком». Педагог должен повесить на доску фигуры различный зверей, транспорта, фруктов или овощей и попросить ребятишек повторить образ очами на расстоянии.
Упражнения детям школьного возраста
Мальчики и девочки, которые уже посещают школу, должны также выполнять зрительные задания. Ведь став школьниками, они начинают познавать предметы, писать, читать, а это всё влияет на глаза. Поэтому ребятишкам следует делать специальные упражнения. Гимнастика для глаз для улучшения зрения, фото которой можно увидеть ниже, представлена такими основными примерами:
- В течение 10 секунд школьник должен быстро моргать. Затем он делает паузу в 1 минуту и потом повторяет упражнение ещё раз.
- Ребёнку следует хорошенько зажмуриться и подсчитать до пяти. Повторить упражнение нужно 3 раза.
- Правую руку школьник должен выставить вперёд и затем, не шевеля головой, двигать ею влево, вправо, вверх и вниз. Повторить упражнение нужно 3 раза.
- Круговые движения глазами: по 3 раза вначале в левую, а потом в правую сторону.
- Школьнику нужно закрыть веки и прикрыть их руками, немного прижать. После этого следует начать рисовать глазами цифры от 0 до 9, максимально делая размашистые движения глазными яблоками.
Упражнения при миопии в положении сидя
Близорукость - распространённое заболевание органа зрения, которым страдают и дети, и взрослые, а чтобы этот недуг не начал беспокоить, следует выполнять такое мероприятие, как гимнастика для глаз. Для улучшения зрения при близорукости нужно делать такие упражнения в положении сидя:
- Очи следует закрыть двумя руками, и затем можно начать выполнять лёгкий массаж век кончиками пальцев.
- Глаза полузакрыты. Следует собрать 3 пальца на каждой руке вместе и аккуратно, не сильно надавить на веки, а через 2 секунды убрать пальцы. Повторить 3 раза.
- Глаза нужно крепко зажмурить и оставить их в таком положении на 5 секунд. Потом поднять веки на 5 секунд для расслабления. Выполнить нужно 6-8 раз.
Эти три упражнения должны выполняться сидя, в удобной позе, с приподнятой головой и прямой спиной.
Зарядка для очей при миопии в положении стоя
Если человек чувствует, что стал видеть хуже, то на приёме у офтальмолога ему обязательно порекомендуют выполнять специальные зрительные тренинги под названием гимнастика для глаз для улучшения зрения. Близорукость - недуг, который может прогрессировать и если ничего не предпринимать, то можно даже потерять зрение. Поэтому упражнения для глаз при миопии необходимы, и дальше рассмотрим эффективные примеры зарядки в положении стоя:
Держать голову прямо, выпрямить правую руку и выставить указательный палец. Теперь потихоньку следует отводить руку в правую сторону под углом в 90 градусов. Боковым зрением нужно постараться рассмотреть указательный палец, голову при этом поворачивать нельзя. Затем следует вернуться в исходное положение и повторить то же самое с левой рукой.
Вытянутую правую руку следует расположить перед собой. Сжать пальцы в кулак, а затем оттопырить большой палец вверх. Теперь нужно смотреть на кончик этого пальца обоими глазами в течение 5 секунд. Затем ладонью левой руки нужно прикрыть левый глаз, а правым продолжать смотреть на палец. Потом следует закрыть правый глаз, а левым устремиться на тот же палец. Повторить это упражнение нужно 5 раз.
Вытяните руку вперёд на линии глаз и начинайте не спеша подносить указательный палец ближе к носу. Следует сосредоточить взгляд на кончике и приближать палец до того момента, пока изображение не будет раздваиваться. Повторить это упражнение следует 10 раз.
Гимнастика для глаз (для улучшения зрения при дальнозоркости). Основной комплекс
Следует удобно и ровно сесть, закрыть глаза. Представить себе циферблат часов и медленно вести по кругу глазами вначале по часовой стрелке, а затем против неё, фиксируя взгляд на каждой цифре.
Нужно удобно сесть, пальцы рук сделать веером и расположить их напротив глаз на расстоянии 10 см. Затем следует смотреть на промежутки между пальцами, при этом медленно двигать головой из одной стороны в другую. Потом закрыть очи и снова открыть - должен появиться эффект движущихся пальцев. Повторить упражнение 5 раз.
Такая гимнастика для глаз для улучшения зрения должна выполняться 3 раза в день в течение довольно продолжительного времени.
Когда делать?
Упражнения следует выполнять всякий раз, как человек чувствует, что глаза его сильно напряжены или устали. Если особа долго сидит за компьютером, то каждые 30 минут она должна делать перерыв и выполнять гимнастику. Кроме того следует, когда глаза устали, ещё делать профилактическую гимнастику. Она необходима для того, чтобы надолго можно было сохранить отличное зрение.
На заметку
При дальнозоркости можно применять упражнения, подходящие близоруким, однако, выполнять их нужно наоборот. Там, где следует переместить взгляд от ближнего предмета к дальнему, делаем иначе: вначале угол зрения должен акцентироваться на дальний предмет, а потом на ближний.
Гимнастика для глаз для улучшения зрения при дальнозоркости должна чередоваться с такими мероприятиями, как попеременное чтение книги при ярком и тусклом свете. Гуляя на улице, нужно чаще смотреть на однотонные поверхности (траву на газонах, стены домов). Также следует устремлять взгляд за движущимися предметами и при этом стараться не упускать их из виду (например, воздушный шарик, автомобиль).
Все вышеописанные упражнения в этой статье для каждого дефекта необходимо выполнять ежедневно. Только тогда наступит эффект. А если человек выполняет гимнастику лишь 3 раза в неделю, а то и меньше, то результата он не увидит.
Отклики докторов
Гимнастика для глаз для улучшения зрения отзывы офтальмологов получает лишь положительные. Специалисты отмечают пользу после проведения курса таких занятий и считают, что этот способ является отличным с точки зрения сохранения ясного и зоркого взгляда. Однако доктора предупреждают вот о чём: человек, не зная своего диагноза, не должен самостоятельно проводить такие мероприятия, поскольку они ему могут и не помочь. Изначально следует посоветоваться с врачом, дабы поскорее начать выполнять нужные упражнения для достижения результата - избавления от дальнозоркости и близорукости. А вот в запущенных случаях специалисты добавляют другие методы для восстановления зрения: приём витаминов, лекарств, хирургическое вмешательство.
Также доктора акцентируют внимание вот на чём: дабы добиться результата, нужно выполнять занятия постепенно. Ведь вначале может наступить быстрое улучшение, затем продолжительное затишье, во время которого человек будет думать, что ему гимнастика никак не помогла, и он перестанет её делать. Однако это вовсе не так. Упражнения для близорукости или дальнозоркости нужно делать постоянно и только тогда, по мнению офтальмологов, человек сможет почувствовать отличный эффект.
Теперь вы знаете, что гимнастика для глаз является важным мероприятием, которое нужно систематически выполнять для профилактики, а также лечения проблем со зрением. Однако прежде чем кликать ссылки в интернете в поисках полезных занятий, следует посетить офтальмолога, который проведёт диагностику (для исключения каких-либо проблем с очами) и затем даст свои рекомендации насчёт выполнения тех или иных процедур.
Благодаря развитию компьютерных технологий, дети с самого раннего возраста становятся постоянными пользователями планшетов, компьютеров, смартфонов и многих других современных девайсов.
Именно поэтому, очень важно ежедневно заниматься гимнастикой для глаз в детском саду, в период, когда организм только развивается.
Цели и задачи проведения зрительной зарядки
Помимо того, что гимнастика для глаз с раннего детства приучает ребенка заботиться о своем зрении, регулярные упражнения помогут решить многие серьезные задачи:
Гимнастика для глаз с раннего детства приучает ребенка заботится о своем зрении
защитить глаза от переутомления и усталости благодаря снятию с них напряжения;
увеличить работоспособность зрительной системы;
остановить ухудшение зрения;
скорректировать нарушения и ;
успокоить и расслабить нервную систему малыша;
улучшить кровообращение органов зрения;
произвести профилактику развития многих (например, );
укрепить мышцы глаза.
Гимнастика для глаз в детском саду также важна для правильного развития зрения у дошкольников. От простой ежедневной зарядки может зависеть то, насколько хорошо будет видеть кроха в будущем.
Гимнастика для глаз в детском саду: виды
Зарядка для глаз обычно выполняются в течение 5 минут по 2-3 раза в день. Глазки детей, при этом, не должны переутомляться, поэтому после тренингом практикуются специальные расслабляющие упражнения
Зарядка для глаз обычно выполняются в течение 5 минут по 2-3 раза в день. Глазки детей, при этом, не должны переутомляться, поэтому после тренингом практикуются специальные расслабляющие упражнения.
Комплекс упражнений на зрение бывает нескольких видов:
1. Со словесными инструкциями, без использования дополнительных предметов . Для большей наглядности воспитатель на себе показывает последовательность и правильность выполнения движений. Наиболее интересными для деток являются занятия в стихотворной форме, когда все движения сопровождаются веселыми четверостишьями.
2. С применением зрительных тренажеров . В качестве тренажеров служат плакаты с разноцветными фигурами, спиралями и лабиринтами, по которым малыши следуют глазами. Размещать такие поля нужно выше уровня глаз, в центре комнаты.
3. С различными предметами (игрушками, изображениями, карточками с буквами и цифрами различных размеров).
4. В виде игры (используя презентации, музыкальное сопровождение).
Все тренинги проводятся с неподвижной головой, а сами занятия выбираются, учитывая возраст и состояние зрения детей.
Базовый комплекс занятий
Гимнастика для глаз для детей 2-3 лет в детском саду, картотека которой состоит из множества тренингов, основана на повторении простейших движений, понятных для выполнения всем малышам.
Со временем упражнения будут усложняться, но начинать гимнастику лучше с основ:
1. Сперва рекомендуется сделать подготовительную разминку, во время которой нужно растереть друг о дружку ладошки, и прислонить их к глазам. В это время, водить глазными яблоками вверх-вниз, в стороны, и по кругу. Продолжать движения глазами на протяжении 30 сек., после убрать ладони, и немного отдохнуть.
2. После разминки, можно проделать то же упражнение, но уже с открытыми глазами, а время выполнения удвоить.
4. Сильно-сильно зажмурить глаза на протяжении 10 сек. После, медленно, не напрягая, открыть их. Повторить упражнение 4-6 раз.
5. Нарисовать на доске или плакате различные фигуры (круг, квадрат, сердце, перевернутую восьмерку) и попросить детей обвести их глазами. Усложняя задание, можно нарисовать более сложные фигуры (улитку, цветочек, конвертик).
6. Поставить перед собой ладошку на расстоянии 30 см. от глаз, концентрируя на ней свое внимание на протяжении 5 сек. После перевести взгляд на предмет, который находиться вдалеке. Выполнить тренинг 5-6 раз, поочередно останавливаясь то на ладошке, то на предмете.
Пример комплекса упражнений для зарядки глаз, проводимой в детском саду
Для наилучшего результата важно создать спокойную, благотворную обстановку, чтобы дети были увлечены и заинтересованы предложенными упражнениями.
Зрительные упражнения в стихах
Все дети лучше усваивают информацию, если она подана в рифмованные ненавязчивые истории. Поэтому большинство комплексов для дошкольников сложены в виде стихотворений и потешек. Несколько самых распространенных стишков для развития зрения:
Часовщик, прищурив глаз
(один глазик прикрыли),
Чинит часики для вас
(оба глаза прищурить, после открыть).
Вышла кошка на карниз,
Посмотрела кошка вниз.
Глаз направо отвела,
Посмотрела на кота.
Улыбнулась, потянулась,
И налево повернулась.
Муху взглядом провела,
И прищурила глаза.
Подобные стишки развивают в ребенке привычку самостоятельно делать маленькие пятиминутки в течении дня. Таким образом, малыш сам приучается заботиться о здоровье своих глазок.
Развивающая зарядка для ребенка 3-4 лет
Гимнастика для глаз для детей 3-4 лет в детском саду (картотека Найденова А.А.):
На фото: цветовой спектр для снижения напряжения и расслпбления глаз
Тренинг №1
В качестве расслабляющего упражнения, в центре комнаты вешается плакат с изображением спектра. Малыши рассматривают разноцветные участки плаката на протяжении 1-2 мин., при этом снимается напряжение с глазных мышц.
Тренинг №2
1. Не двигая головой (считая до 4-х), посмотреть вверх. После, считая до 6-и посмотреть прямо. По той же аналогии, направить взгляд вправо и прямо, вниз и прямо, влево и прямо.
2. Расслабить веки, и на счет 4 прикрыть глаза. Посчитать до 6-и, резко посмотреть, как можно дальше. Проделать данное движение 5-7 раз.
3. Со всей силы зажмуриться, резко открыть глаза и тут-же взглянуть вдаль. Сделать 5 таких повторений.
Тренинг №3
1. Поставить руки по бокам, выставив, при этом, локти. Поворачивая голову то влево, то вправо, сконцентрировать внимание на кончике левого, а после правого локтя.
2. Вытянуть вперед кисть одной руки. Не отрывая взор от указательного пальца, плавно выполнять движения рукой вверх-вниз и влево-вправо.
3. Как можно быстрее поморгать на протяжении 10-15 сек.
4. Спокойно опустить веки, и с помощью указательных пальцев, легкими круговыми движениями помассировать верхнее, а после нижнее веко.
Тренинг №4
1. Каждому малышу дать в руки игрушку (или карточку с рисунком). Внимательно смотреть 3-4 сек. на игрушку в своих руках, после направить взгляд на предмет в руках воспитателя (также на 3-4 сек). Повторить тренинг 4-5 раз.
2. В виде игры, сказать детям, как весело любит прыгать и бегать персонаж в руках воспитателя (вниз-вверх, по кругу, вправо-влево). При этом, детки должны внимательно следить за всеми перемещениями игрушки.
3. Попросить малышей сильно зажмурить глаза на 4-5 сек. В это время, запрятать игрушку в доступное для взора место. Затем предложить отыскать предмет, не вставая с места. Повторить игру в прятки 4-5 раз.
Тренинг №5. Рисуем носом
Для подобной зарядки нужно приготовить несколько геометрических фигур или контурных рисунков. Попросите детишек запомнить, показанную им карточку, и с закрытыми глазами, попробовать нарисовать ее в воздухе.
Тренинг №6. Лабиринт
На плакате или доске рисуются всевозможные разноцветные спирали, линии и полосы. При помощи указки, воспитатель показывает по какой из линий, и в каком направлении следует следить.
Тренинг №7. Цветовой спектр
1. Прикрыть глаза и не спеша, сперва отвести их вправо, потом прямо, после вверх, и затем переключить взгляд вниз. Проделать движения еще 3-4 раза, голова ребенка в это время остается неподвижной.
2. Со счетом 6 переводить глаза из угла в угол по диагонали на протяжении 30 сек.
3. Вытянуть указательный палец на расстояние 30 см., и медленно, не сводя с него взгляд, коснуться кончика носа. После быстро посмотреть далеко вперед, и повторить занятие 4-5 раз.
Регулярность выполнения комплексов упражнений для глаз в дошкольном учреждении, их разнообразие и игровая форма проведения обеспечивают позитивные результаты работы педагогов.
Упражнения для старших групп
На фото: проведение гимнастики для глаз в детском саду
Гимнастика для глаз для детей 4-5 лет в детском саду, картотека которой усложнена определенной тематикой, может тренировать не только зрительные функции, но и память, воображение и развивать мышление дошкольника в целом.
По примеру различных карточек с фигурками, зарядку с закрытыми глазами можно усложнить применением цифр и букв.
Можно предложить сосчитать разноцветные кольца на пирамидке, а после обвести глазами только заданные цвет. Наиболее популярными считаются тренировки по дням недели («Веселая неделька»), со стрелками часов («Бегущие стрелки») и упражнения с помощью фруктов и овощей («Собираем урожай»).
Регулярная зрительная гимнастика способна улучшить кровообращение, способствовать быстрой , и в течение нескольких минут снизить усталость с глазодвигательной мышцы.
Проводя ежедневные , можно избежать многих офтальмологических проблем в школьном возрасте, когда нагрузка на глаза будет значительно выше.
НАТАЛЬЯ МУХАРЕВА
Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста
Организация гимнастики для глаз с детьми раннего возраста
Глаза так много могут рассказать о человеке,
Слова и жесты вовсе не нужны,
Не зря же говорили люди,
Глаза – есть зеркало его души.
Анастасия Ланская
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств : зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. 90% информации человек получает через органы зрения. Когда кроха только появляется на свет, он видит лишь смешение света и теней. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще только формируется, а желтое пятно (участок сетчатки) вообще пока не образовалось. Постепенно, день за днем, острота зрения у маленького человека повышается, и его мозг получает все больше информации, необходимой для создания представления о внешнем мире.
Казалось бы – орган зрения в постоянном тонусе. Все время идет тренировка. И при этом – за последние шесть лет наблюдается колоссальный рост болезней во всем мире, только в нашей стране количество больных офтальмологическими заболеваниями увеличилось на три миллиона. Врачи предупреждают о развитии так называемой эпидемии заболеваний органа зрения. Почему же так происходит, и в чем проблема?
Вредных воздействий практически невозможно избежать в современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел , и будет смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого ребёнка. Таков образ жизни наших детей, и нужно учиться сохранять зрение именно в таких условиях.
Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика .
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний , а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
Зрительную гимнастику следует начинать делать уже в раннем возрасте , которая проводится регулярно, не менее 2 - 3 раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам может массировать, разминать, поглаживать глазки ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками, главное, чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки, кругообразные движения, моргание, и т. д. количество упражнений, движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых появляются нессиметричные движения, то есть глаза , руки выполняют разные движения.
Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений : сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого. Повторять движения. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с подражания, затем дети выполняют гимнастику по этапному показу действий воспитателем, по целостному образу и только потом по словесному указанию. Роль взрослого состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребенка.
Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику .
В практике нашего ДОУ нами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик :
игровая физминутка; с предметами;
по зрительным тренажёрам;
комплексы по словесным инструкциям; со стихами;
с опорой на схему;с сигнальными метками;
с индивидуальными офтальмотренажерами;
с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
электронная зрительная гимнастика .
«Елка» .
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами .
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза , потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Гимнастика для глаз для детей раннего возраста
1. «Забавный» тренинг
Задачи : Разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз .
Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.
2. «Рисование» взглядом
Задачи : Разнообразить движения глаз .
«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом , то другим глазом , через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.
3. Чередование эпизодов света и темноты.
Задачи : «Раскачка» мышц глаз .
Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных детской на площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту . Как это делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или птиц.
4. Игра «Найди зайку» .
Задачи : Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.
Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то - другим глазом , через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.
5. «1-2-3-посмотри»
Задачи : Развивать глазодвигательные навыки .
На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил : работают глаза , голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами : «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение . Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.
6.«Птичка»
Задачи : Развивать двигательную систему глаз .
Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)
Собой невелички.
Как они летели, (Вправо – влево)
Все люди глядели.
Как они садились, (Вверх – вниз)
Все люди дивились.
7.«Лошадка»
Задачи : Содействовать укреплению двигательной системе глаз .
Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом .)
Вправо – влево. (Вправо - влево.)
Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)
8. Упражнение «Солнышко»
Задачи : Снять физическое, психическое и зрительное напряжение
На улице, закрыв глаза , встаньте лицом к солнцу, поворачивайте
голову то в одну, то в другую сторону : «Глазки солнцу покажу . «Здравствуй! - солнышку скажу» .
9. Упражнение «Моргание»
Задачи : активизировать глазодвигательные функции .
Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка крыльями машет» .
10. Глазодвигательные тренинги
Задачи : Формировать рациональные способы зрительного восприятия.
Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты.
11. Упражнение «Прищепочки»
Задачи : Снизить нагрузку на глаза .
Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам. 12. Упражнение «Самолет»
Задачи : Снять зрительное утомление.
Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)
С ним собрался я в полет.
Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)
И внимательно гляжу (смотреть на кулак)
Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них,
Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами ) .
13. Упражнение «Ловим мыльные пузыри»
Задачи : развитие зрительно – моторной координации
(глаза – руки ,
Ход : (глаза – руки , умения ориентироваться в пространстве.
14. Упражнения «Воздушный шарик»
Задачи : развития зрительной координации.
Ход : Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом
можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.
Можно уменьшать или увеличивать размер шара.
15. Игра «Бегающий зайчик»
Задачи : Укрепление мышечной системы глаз .
Ход : предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за
черно – белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т. д., при этом пойте песню или разговаривайте.
16. Игра «Сидим и бросаем»
Задачи : развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации.
Ход : положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз.
17. Упражнение «Зоопарк»
Задачи : способствовать увеличению остроты зрения.
Ход : Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слоноежей, зайчиков, улиток) .
Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом
(сверху – вниз, снизу – вверх) .
18. Упражнение «Солнечный зайчик»
Задачи : улучшить кровоснабжение глаз .
Ход : взгляд фокусируется на светящемся предмете
(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике» .
Находящемся на маленьком расстоянии от глаз .
19. «Новогодняя ёлка»
Задачи : Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.
Ход : Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными
огоньками, но не в полной темноте.
20. «Аквариумные рыбки»
Задачи : стимулировать кровообращение органа зрения.
Ход : предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,
блестящей чешуей.
21. «Кискины глазки »
Задачи : укрепить глазную мышечную систему .
Ход : выпучивание глаз , зажмуривание, широко открывать глаза ,
посмотреть вверх, вниз, в сторону.
22. «День - ночь»
Задачи : улучшать кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения
Ход : ребенок входит в темную комнату (с взрослым, а выходит в освещенную комнату.
23. «Спи глазок , спи другой»
Задачи : активизировать глазодвигательные функции .
Ход : поочередно ладошками закрываем то один глаз , то другой.
24. «Прятки»
Задачи : Разнообразить движения глаз .
Ход : прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались - нашлись»
Последнее обновление статьи: 23.03.2018 г.
В современном мире, когда подвижные игры на свежем воздухе потеряли свою популярность, а компьютерные – приобрели, всё больше детей испытывают проблемы со зрением. Ограничение высоких нагрузок, сбалансированное питание, повышение двигательной активности и зарядка для глаз являются эффективными методами профилактики. Сокращение и расслабление мышц под воздействием специальных комплексов упражнений улучшают кровообращение в тканях глаза, позволяют уменьшить количество времени, направленное на адаптацию при изменении условий окружающей среды (переход из тёмного в светлое помещение, и наоборот), повышают выносливость организма при длительных нагрузках.
Врач-офтальмолог
Постоянное проведение тренировок способствует укреплению мышечного аппарата, что позволяет обеспечить профилактику возникновения аномалий рефракции, возникающих на фоне спазма аккомодации.
Основные этапы создания зрительной гимнастики
- В основе развития и становления метода лежат работы Уильяма Бейтса, который отметил положительное влияние комплексов упражнений для глаз на зрение. Он считал, что важно снять психологическое напряжение. Его методики основывались на пальминге, воспоминаниях и мысленном представлении объектов, необходимых для повторения.
- Для тренировок по методу Норбекова основным является комплекс, направленный на укрепление глазодвигательных и косых мышц, стимулирование аккомодации, разведение осей глаза с последующим расслаблением.
- Гимнастика, предложенная Ждановым, имеет два направления заданий. Так, упражнения для близоруких сочетают в себе стимулирование зрительного анализатора как вдали, так и вблизи. У дальнозорких все процессы тренировки происходят на рабочем расстоянии и вблизи.
- Комплексы профилактических и лечебных занятий, разработанных Аветисовым, направлены на улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости наряду с укреплением глазных мышц и работой над аккомодационным резервом.
- Достижение расслабления мышц при работе с помощью специальных непрозрачных экранов, с использованием более слабых очковых линз (для пациентов с очень низким зрением) или оправ без стекол и с чередованием работы глаз – уникальная методика Утехина, сочетающая основы плеоптики с новейшими технологическими приёмами.
- Розенблюм, Мац и Лохтина создали аккомодотренер для расслабления аккомодационных мышц.
- Маргарет Корбет предложила самостоятельно изменять фокусное расстояние посредством перемещения книги во время чтения либо частого изменения положения тела. Была сторонницей активной мимической зарядки (особенно для век и бровей).
Проводят гимнастику без спешки в спокойной обстановке под контролем родителей. Ребёнок должен быть расслаблен. В дальнейшем возможно самостоятельное выполнение комплекса, направленного на профилактику и восстановление зрительных функций.
Классическая инструментальная музыка лучше всего подходит в качестве музыки для зрительных упражнений.
Показания
Проведение упражнений для глаз показано:
- детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
- при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
- при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
- детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.
Противопоказания
Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:
- Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
- В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
- При высоких степенях необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
- При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
- Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.
Виды зрительной гимнастики
Существует великое множество упражнений для глаз, которые условно подразделяют на следующие виды:
- выполнение тренировок под стихотворные формы (стишки, прибаутки, потешки) или без оных;
- по наличию дополнительных материалов: с дополнительными предметами (яркие игрушки, ручки, шарики), с наличием демонстрационных плакатов и рисунков, без каких-либо дополнительных объектов.
- «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
- «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
- «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
- «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
- «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
- «Приближение». Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
- «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
- «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
- «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
- «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.
Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.