Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.
Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»
Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.Исследование непроизвольной памят и. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.
Исследование произвольной памяти . Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.
После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.
Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.
Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.
Виды памяти по органам чувств
- словесно-логическая – запоминание смысла речи;
- эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
- двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
- образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
- зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
- слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
- обонятельная – запоминание запахов;
- тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.
По времени хранения
мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная – информация запоминается автоматически, без усилий человека. часто это интересный материал, имеющий большое значение для человека, вызывающий положительные эмоции или необходимый в работе. Очень Часто бывает, что непроизвольная память работает лучше произвольной – запоминание проходит быстрее и информация сохраняется дольше.
произвольная – запоминание обязательно требует волевых усилий. Для того, чтобы Выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова необходимо заставить себя, что вызывает дополнительные сложности.
От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)
За память отвечают различные структуры мозга:- за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
- за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
- за долговременную память – кора головного мозга.
Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.
Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.
Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.
Память включает в себя 4 процесса:
- запечатление;
- сохранение;
- воспроизведение;
- забывание.
- образование нервных связей;
- закрепление нервных связей;
- возбуждение нервных связей;
- торможение нервных связей.
Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.
сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.
воспроизведение информации , когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.
Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.
Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.
Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.
Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.
Как определить, что память плохая?
для определения объема памяти используют тестыкратковременная память
для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.
1.
проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2.
проблемы с сохранением информации
3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации
Слово «крутится на языке»
провалы в памяти
Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)
Хроническая усталость . Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.
Стрессы . часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации
Недосыпание . учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.
Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.
Курение и злоупотребление алкоголем . никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.
Интоксикация организма вредными веществами . наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.
Недостаточное питание . дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.
Дефицит витаминов Е и группы В . Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.
Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.
Беременность и кормление грудью . установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.
Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.
Гипоксия мозга . кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,
Заболевания внутренних органов:
- туберкулез легких
- патологии нервной системы
- нарушения мозгового кровообращения, инсульт
- черепно-мозговые травмы
- нейросифилис
- инфекционные заболевания менингит, энцефалит
- доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга
Как улучшить память?
В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.Повторение
. повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти
1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
4. запоминание лиц и фамилий. для упражнения необходимо 10 фотографий незнакомых людей. требуется запомнить 10 лиц, а также имена, отчества и фамилии. На запоминание выделяется 30 секунд. Затем фотографии подаются в другом порядке, требуется вспомнить ФИО людей.
5.
- Медикаменты для улучшения памяти
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта | |||
Группа препаратов | представители | Действие | Способ применения |
Препараты гинкго билоба | Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба | Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. | Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца. Детям до 18 лет препараты противопоказаны. |
Аминокислоты | Глицин, глицисед, глицирам | Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). | Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев. |
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты | Аминалон, ноофен | Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие. |
Лекарственные средства, применяемые по назначению врача | |||
Группа препаратов | представители | Действие | Способ применения |
Ноотропные средства | Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил | Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. | Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев. |
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства | Энцефабол, пиритинол | Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. | Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы. |
Психостимулирующие и ноотропные средства | Фенопропил, | Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. | Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней). |
Продукты для улучшения памяти
- Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)
- Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
- полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
- Холин – яичный желток
- Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
- глюкоза – Мед, шоколад, сахар
Тренировка памяти
- ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом - уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в
- заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.
- запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.
- создание образов
Лечение причин плохой памяти
При появлении признаков ухудшения памяти необходимо обратиться к неврологу и терапевту, чтобы установить причины нарушений. Далее на основе результатов обследования назначается лечение. Отметим, что у людей с ослаблением памяти (кроме провалов в памяти) неврологические нарушения встречаются редко.- активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.
- новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.
- не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.
- задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.
- сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.
- задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.
- поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.
- изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
- развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.
- спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.
- освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.
Почему плохая память у ребенка? (основные причины)
- Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.
- невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.
- несобранность
- выборочная память. только то, что интересно
- регулярные упражнения
- игровые тренировки в интернете викиум
- ейдетика
Как улучшить память ребенка?
Лучше запоминается- значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему;
- материал вызывающий эмоции;
- регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;
- материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает;
- образное мышление – представь себе.
- факты, на которые обращалось пристальное внимание
- материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме
- осмысленный, структурированный материал
- группированный материал
- запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в.
- стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.
- слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.
- цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.
- даты рождения, даты событий пушкин
- определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится.
- для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.
- тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.
- расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.
- отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
- улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»
- больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них.
- игра «кулачек - пальчик»
- тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
- расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.
- устный счет
- развивать двигательную память.
- метод ассоциаций
- подключение эмоций –
- создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.
Приемы легкого запоминания
- запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
- запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
- запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
- текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
- Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.
Память считается наиважнейшей функцией человеческого мозга, которая влияет на познавательные процессы, психическую деятельность, мыслительную способность. Данная функция является комплексным процессом, который по определенным причинам может подвергаться изменениям.
Причем расстройства способны возникнуть в любом возрасте, нередко они встречаются и у молодых. Наша статья расскажет о том, почему возникает ухудшение памяти и внимания и как бороться с данными изменениями.
Причины и особенности нарушений в разном возрасте
Подобные проблемы могут проявиться в виде потери кратковременной памяти. Они способны существенно изменить качество жизни. Для этого имеются множество причин, среди которых ведущее место отдано:
Нарушения у молодых
Бывают случаи, что проявляется рассеяность у людей 18-30 лет. Они нередко забывают о том, какой сегодня день недели, куда положили ключи от квартиры. Данную забывчивость в основном формируют такие причины, как ведение нездорового образа жизни. Часто после бурно проведенного вечера молодежь не помнит, что же происходило вчера.
Особые аспекты нарушения головного мозга, приводящие к забывчивости, проявляются из-за всевозможных гаджетов. Для здоровья мозга необходима многозадачность, ее же выполняет электроника. Если не будет происходить переключение внимания на разные виды деятельности, то нарушается кратковременная память.
Часто невнимательность возникает из-за пагубной привычки держать рядом во время сна телефоны. Они выделяют вредные электромагнитные поля, которые разрушают разнообразные функции головного мозга. У людей происходит психологическое нарушение, ведущее за собой эмоциональный дисбаланс, они стают более рассеяны, забывчивы.
Также резкое ухудшение памяти возникает во время обезвоживания организма, при пониженном сахаре в крови. Как правило, при устранении причин, вызывающих проблему, восстанавливаются функции головного мозга.
Важно! Если у молодежи обнаруживаются затруднения с запоминанием, то есть смысл пересмотреть свой образ жизни, возможно этому виной являются недостаток сна, гиподинамия, наличие вредных привычек.
Нарушения у лиц пожилого возраста
Нередко жалуются на забывание пожилые люди. Часто бывает, что они забыли дорогу домой, какой фильм смотрели накануне, для чего зашли в комнату, как называются привычные предметы. Обычно данные проблемы связываются со старческим слабоумием. Однако не всегда они являются признаком неизлечимых заболеваний. Обычно старшие люди нуждаются в большем времени для запоминания, вспоминания информации.
Данное явление не является проблемой, возникающей в результате неизбежного старения, поскольку головной мозг имеет уникальную способность вырабатывать молодые клетки в любом возрастном периоде. Если же этой способностью не пользоваться, то клетки мозга атрофируются. На ухудшение памяти у людей пожилого возраста влияют следующие причины:
Важно! В пожилом возрасте необходимо своевременно отличить забывчивость свойственную возрасту от начала развития серьезных заболеваний.
Как отличить нормальное нарушение памяти у пожилых людей от развития заболеваний?
Нередко у пожилых людей и их окружения возникает вопрос, как отличить нормальные изменения когнитивной функции мозга от начала серьезных заболеваний. Главным отличием является то, что при начале болезни периодические провалы оказывают влияние на повседневную жизнь человека. Стойкое ухудшение речевого аппарата памяти называется старческой деменцией. Человек практически теряет возможность к абстракции и логике.
Если забывчивость и рассеянность не мешает вести обычный образ жизни, заниматься привычным видом деятельности, то это нестрашные возрастные изменения. Начинающемуся слабоумию свойственны затруднения для решения обычных задач, например, мытье посуды. Также сигналом для того, чтобы заподозрить заболевание, служит потеря ориентации в хорошо знакомой обстановке, изменение поведения, искажение произносимых слов.
При появлении подобной симптоматики необходимо как можно скорей проконсультироваться с невропатологом, он, после определенных диагностических мер, порекомендует лечение, избавляющее от сформировавшихся проблем.
Влияние наркоза
Всем известно негативное влияние наркоза на работу головного мозга, нередко от этого страдает и память, падает способность к обучению, наблюдается рассеянное внимание. Обычно со временем данная проблема проходит, но бывают случаи, что спонтанное восстановление после влияния наркоза не наступает.
Если спустя 3 месяца не наступает улучшение, то необходимо обратиться к неврологу, который после выяснения причины назначит адекватную терапию. Чаще всего он рекомендует прием ноотропов, нейропротекторов, антиоксидантов, нестероидных средств, оказывающих противовоспалительное действие. Также для ускорения возвращения памяти рекомендуется решение кроссвордов, шарад, больше читать литературу. Если своевременно не обратиться к врачу, то можно только усугубить ситуацию и терапия не принесет ожидаемого результата.
Что делать при рассеяности?
Многие люди в современном ритме часто страдают от забывчивости. В вопросе, как бороться с забывчивостью, специалисты выделяют следующие действенные рекомендации:
Также для борьбы с рассеяностью можно использовать методику: «Найди 15 отличий». Для повышения концентрации внимания нужно заниматься посильными видами спорта, сократить время пребывания в виртуальности и больше уделить времени для общения с людьми. Когда же данные несложные рекомендации не приносят ожидаемого результата и состояние только ухудшается, то необходимо обратиться к врачу.
Упражнения для устранения нарушений
Для предотвращения нарушений памяти, при начале образовавшихся проблем хорошим средством являются несложные упражнения. Ниже приведены некоторые из них:
Для того, чтобы данные упражнения принесли пользу, необходимо проводить их ежедневно. Невропатологи утверждают, что если каждый день уделять на это по 20 минут, то можно существенно улучшить функционирование головного мозга.
Терапия
Медикаментозное решение проблемы возможно лишь после тщательного обследования. Обычно ухудшение памяти требует лечение лекарственными препаратами после 40-50 лет, когда рекомендуемые упражнения не приносят ожидаемого результата. Чаще всего для этих целей рекомендуют прием:
Особую роль для лечения нарушений памяти играет назначение Кортексина, произведенного из головного мозга крупного рогатого скота. Он производится порошком, который при растворении вводится инъекционно. Данный препарат широко применяется при травмах головного мозга, инсультах. Позволяет лечить болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. Также он широко используется для улучшения когнитивной функции головного мозга.
Кортексин налаживает баланс между торможением и возбуждением, защищает от кислородного голодания клетки головного мозга, предотвращает их старение. Данное натуральное средство назначается курсами, при необходимости которые можно повторять трижды за год.
Придерживаясь определенных правил можно избавиться от рассеянности. Если же при помощи несложных упражнений не получается улучшить самочувствие, то рекомендуется обратиться к врачу. Он назначит лекарственные средства, которые помогут устранить проблемы с памятью.
Считается, что проблемы с памятью возникают у пожилых людей. Но на самом деле эта проблема есть у каждого 4 жителя планеты. Не стоит волноваться, если забыли адрес или имя малознакомого человека. Такая забывчивость относится к избирательности памяти. Мозг не запоминает то, что вы не стараетесь запомнить.
Но когда вы не в состоянии вспомнить события вчерашнего дня или не можете запомнить, что происходит непосредственно в настоящее время, это уже серьезная проблема. С такими симптомами нужно срочно обратиться к врачу.
Проблемы с памятью у современного человека могут возникнуть в любом возрасте. Причины самые разные, начиная от отсутствия постоянной тренировки до серьезных проблем со здоровьем.
Самыми очевидными причинами ухудшения или даже полной потери памяти являются: травма мозга, инсульт (когда нарушено кровообращение мозга), опухоль головного мозга, поражение метастазами, инфекционные болезни (менингит, энцефалит).
Также ухудшение памяти может быть «предупреждением» организма о приближающемся рассеянном склерозе, болезни Паркинсона или Альцгеймера. Как бы там ни было, лучше всего обратиться к специалисту для прояснения ситуации.
Следующую причину ухудшения памяти можно связать с некоторыми заболеваниями внутренних органов. К таким заболеваниям относятся:
- Болезни сердечнососудистой системы, когда нарушена правильная подача крови.
- Некоторые болезни почек (учеными доказана взаимосвязь между проблемами почек и вербальной памятью).
- Нарушение обмена веществ.
Отрицательно влияют на память и неблагоприятные факторы внешней среды:
- Нехватка нужных витаминов. Для качественной работы мозга и памяти необходимы полезные вещества, в том числе жизненно необходимы витамины группы B.
- Колоссальные информационные перегрузки. В современном мире наш мозг оказывается под «бомбежкой» хаотичной и часто ненужной информации.
- Стресс блокирует процессы, связанные непосредственно с памятью.
- Отсутствие качественного сна. Во сне восстанавливается весь организм и мозг тоже.
- Нездоровая пища, в том числе тонизирующие напитки.
Еще одной причиной ученые называют постоянную интоксикацию организма. Вот что может отравлять наш мозг:
- Курение. Вещества, которые поступают с дымом в наш организм, практически «разъедают» мозг, и в связи с этим память существенно снижается.
- Прием алкоголя и наркотиков очень сильно повреждает серотониновую систему головного мозга.
- Отравление тяжелыми металлами, такими как свинец, ртуть.
- Употребление некоторых групп лекарственных препаратов: антидепрессанты, антигистаминные, холинолитики.
Последняя причина – это возрастные изменения в центрах головного мозга. Стенки кровеносных сосудов в мозге с возрастом теряют свою эластичность и могут «трескаться», вызывая мелкоточечные кровоизлияния в разных отделах мозга. Также «старческие болезни», такие как рассеянный склероз, тоже провоцируют потерю памяти.
Профилактика ухудшения памяти, тренировка внимания
Как же можно себя уберечь от такой «неприятности», как потеря памяти? Если ухудшение качества памяти не связано с какими-то серьезными проблемами по здоровью, тогда можно попробовать несколько работающих способов «вернуть память». Качественный сон, здоровая пища и отказ от вредных привычек будет первым шагом для восстановления памяти.
Жалобы на память не всегда связаны с какими-либо нарушениями. Большие потоки информации, получаемой человеком, не принимается всерьез и запоминается мимолетно. Как говорится, «слушается вполуха». Мозг считает такую информацию несущественной и отбрасывает ее как ненужную. Поэтому, в этом случае можно не беспокоиться.
Что касается невнимательности, то её проявления свойственны людям в возрасте, но в настоящее время встречаются и у достаточно молодых людей. Борясь с синдромом невнимательности, необходимо работать над собой, фокусировать внимание на важных деталях, научиться считать в уме, записывать происходящие события в дневник.
Ежедневная тренировка в виде освоения новой информации, анализ изученного материала и окружающего мира заставят мозг работать, как спортсмен заставляет свои мышцы работать постоянными тренировками.
Изучение иностранных языков, разучивание новых песен, «зубрежка» стихотворений и произведений литературы, изучение культур народов мира и многое другое вернет мозгу тонус. Все новое и интересное, если проявить настойчивость и терпение, обязательно начнет постепенно откладываться в памяти, и со временем «натренированный» мозг начнет запоминать все больше и больше информации.
По статистике проблемы с памятью возникают у каждого третьего жителя планеты, однако для каждого порог памяти индивидуален. Кому-то достаточно не забыть выполнить свои домашние дела, сходить в магазин, а кто-то каждый день запоминает и хранит в голове большие объемы информации. Поэтому понятие «ухудшение памяти» довольно субъективное. Считается, что предела памяти не существует, и человеческий мозг запоминает только 7-10% увиденного, а все мелкое и ненужное стирается и забывается.
Если ослабление памяти не мешает профессиональной и домашней деятельности, люди не обращают на это внимания. И действительно, в большинстве случаев легкая забывчивость, особенно в пожилом возрасте, — закономерный процесс старения головного мозга и сосудов, связанный с атеросклеротическим поражением сосудистой стенки и гибелью некоторых нейронов. Однако иногда, особенно если подобные симптомы наблюдаются в молодом возрасте либо совсем у детей, это может служить грозным признаком наличия заболеваний головного мозга или нарушения обменных процессов.
Ухудшение памяти и внимания в пожилом возрасте
Практически каждый человек старше 65 лет жалуется на ухудшение памяти той или иной степени. Обычно процесс этот происходит постепенно — таким образом, человек успевает привыкнуть и приспособиться к происходящим в его организме изменениям. Всем известно об ухудшении памяти с возрастом, поэтому симптом этот не вызывает особой настороженности у врачей и родственников больного. Основные причины снижения памяти в пожилом возрасте:
1. Нарушение кровообращения головного мозга :
- хроническое . Происходит в результате в результате накопления холестериновых отложений, снижения эластичности сосудистой стенки с возрастом. Также имеют значение частые перепады кровяного давления, ведь большинство пожилых людей страдает артериальной гипертензией.
- острое . Это инсульты, кровоизлияния, транзиторные ишемические атаки. При этом потеря памяти развивается быстро.
2. Последствия повреждений вещества мозга. Это могут быть травмы, менингит, сосудистые катастрофы, перенесенные пациентом в молодом возрасте. При этом сразу все восстанавливается хорошо, человек возвращается к нормальной жизни. Но для мозга ничего не проходит бесследно, и когда резервы истощаются, что закономерно происходит с возрастом, перенесенные ранее заболевания дают о себе знать обычно в виде прогрессирующего снижения памяти.
3. Нарушения обмена веществ при :
- сахарном диабете;
- заболеваниях щитовидной железы;
- ревматоидном артрите.
При этом токсичные продукты начинают буквально «отравлять» мозговые клетки, что непременно сказывается на их работе.
4. Болезнь Альцгеймера . Заболевание, которое возникает у людей после 70 лет, однако известны случаи и более раннего начала. При этом ухудшение памяти более серьезное и прогрессирует очень быстро, прямо на глазах. За несколько месяцев человек может потерять память не только на происходящие с ним события, но и утратить возможность к самообслуживанию. Больные просто не помнят, как ходить в туалет, принимать пищу, одеваться. Они становятся абсолютно беспомощными.
Ухудшение памяти у молодых
Ослабление памяти в молодом возрасте должно насторожить и доктора, и самого пациента, ведь причины этого могут быть довольно серьезными и опасными не только для здоровья, но и для жизни:
1. Органические заболевания головного мозга :
- опухоль;
- воспалительный процесс;
- аневризма;
- киста.
2. Соблюдение жестких диет , что особенно актуально в современном обществе. При этом в результате недостаточного поступления питательных веществ снижается работоспособность мозговых клеток.
3. Злоупотребление алкоголем, никотином .
4. Психофизиологические причины :
- частые стрессы;
- повышенные нагрузки (в школе, на работе);
- перенесенное сильное переживание, которые человек старается «стереть» из памяти;
- хроническое недосыпание, когда клетки не имеют достаточно времени для восстановления своих запасов;
- неправильный режим труда и отдыха.
5. Черепно-мозговые травмы.
6. Повреждения головного мозга во время родов или недостаточное поступление кислорода в период внутриутробного развития.
Лечение и профилактика ухудшения памяти
1. Пересмотр режима дня , нормализация периодов труда и отдыха.
2. Полноценный 8-9-часовой ночной сон . 3. Правильный рацион питания с достаточным содержанием разнообразных веществ , витаминов и микроэлементов – он также поможет улучшить память.
4. Отказ от вредных привычек .
5. Тренировка памяти — разгадывание кроссвордов и головоломок, чтение книг, настольные игры постоянная умственная активность.
При неэффективности вышеперечисленных мер следует обратиться к врачу для исключения заболеваний головного мозга и организма в целом. Если после обследования патология не выявлена, доктор может назначить препараты, улучшающие обменные процессы в мозговых клетках:
- пирацетам;
- глицин;
- билобил;
- холин;
- фолиевая кислота;
- витамины группы В.
Дозировка и продолжительность приема строго по назначению врача.
Рассеянность внимания встречается чаще у детей и пожилых людей. Плохая память свойственна самым маленьким и самым стареньким. О таких говорят, любя, шутя: «Впал в детство».
Но существуют обстоятельства, когда рассеянным может быть каждый из нас, в любом возрасте. Когда человек долго выполняет монотонную работу, устал, вымотался, он уже не в состоянии сосредоточиться.
Его внимание становится рассеянным. Такая рассеянность называется истинной . Причины ее появления – это обычная усталость, перегруженность, монотонность.
Лечение истинной рассеянности самое простое. Надо лечь в постель, выспаться, отдохнуть от монотонности действий. С плохой памятью надо разбираться детально.
Причины плохой памяти и ее ухудшения
Проблемы с памятью случаются по разным причинам. У молодых и пожилых индивидуумов бывают травмы головы, сосудистые болезни, влияющие на работу головного мозга.
Образ жизни, полезные и вредные привычки, качество питания, все влияет на наши способности. Нарушение памяти в результате бесконечных попоек – естественный процесс. Первое, что надо сделать в этом случае, бросить пить.
Рассеянность в работоспособном возрасте бывает следствием заболевания. При ВСД у человека меняется ритм сердца, поднимается или понижается давление, появляются боли в области сердца, головокружение, близкое к обморочному состоянию.
Субъект, у которого вегетососудистая дистония, пугается за свою жизнь, начинает усиленно прислушиваться к своему самочувствию, внутреннему состоянию и становится рассеянным, теряет ориентацию в реальном мире, окружающем его. Приступы дистонии приводят к ослаблению внимания, бессоннице, способности концентрироваться на одном деле.
Этот вид рассеянности называется мнимой , когда человек сосредоточен на своем внутреннем мире мыслей и забывает о нормальном поведении во внешнем мире. Так профессор, постоянно обдумывающий свое открытие, «вместо шляпы на ходу, вдруг одел сковороду».
Существует ученическая рассеянность внимания у ребенка, низкая концентрация мыслей на одной задаче длительный отрезок времени. Ребенок страдает синдромом рассеянного внимания (СРВ) по причине высокой активности. Часто стремительный рост костей школьника не успевает справляться с развитием головного мозга.
Особенно у мальчиков, вырастающих за лето на 10 см отмечаются частые головные боли, повышенное внутричерепное давление. Эти негативные и болезненные ощущения мешают ученику сосредоточиться на усвоении новой информации.
К тому же давно отмечено, что на современных школьников обрушивают слишком большой объем информации. Поэтому, виновниками рассеянности подростков часто бывают некомпетентные учителя и равнодушные родители.
Учителя, неспособные правильно выстроить программу обучения, и родители, которые вместо моральной поддержки оказывают на ребенка устрашающее воздействие, наказывая его, ругая.
Мать, которая кричит на сына, так, что окна трясутся у всех соседей, не поможет ему решить задачу по математике. Она только даст понять, что не любит его. Ребенок расстроится, будет грустить. От этого его рассеянность только увеличится и память не улучшится.
Забывчивость и рассеянность, к которой склонны люди, перешагнувшие границу 60-65 лет, определяется естественным увяданием умственной деятельности. Однако, гораздо позже она посещает тех, кто учит иностранные языки, разгадывает кроссворды, собирает грибы в лесу, плавает в бассейне, танцует танго.
Внимание! Чтобы активизировать внимание, в любом возрасте, помочь своему мозгу проснуться, постарайтесь проветрить помещение. Свежий воздух усилит работу мозга на 10%. Выпейте стакан воды, мозг станет активнее на 20%. Разомните пальцы рук, разотрите ладони, кровь прильет к голове и добавит ей 30% работоспособности. Кусочек горького шоколада насытит клетки серого вещества, поднимет настроение.
Виды нарушений памяти
Болезни памяти случаются от удара по голове, от старости, инсульта и алкоголя. Амнезия бывает скоротечная, и плавно текущая. Человек может забыть свое имя, но помнить профессиональные навыки. Пропасть из памяти могут лишь части происходящих событий, а может исчезнуть вся жизнь, вместе с биографией и фамилией.
О таких случаях рассказывают в кино. Слишком частые провалы в памяти у работоспособных, здоровых мужчин, наводят на мысль о том, что разработаны специальные препараты, устраняющие память. Человек, не помнящий себя, может стать послушной куклой в чужих недобрых руках.
Опасно! Не принимайте угощение от незнакомых попутчиков в поездах. Не выпивайте с незнакомыми людьми в ресторанах. В питье и еду могут незаметно добавить клофелин и другие средства, вызывающие стойкую и полную амнезию.
Корсаковский синдром
Дезориентация во времени, невозможность запомнить настоящие события при целостной памяти о прошлом, называется синдромом Корсакова. Больные начинают верить в вымышленные события, которые сами же и придумали, нарушается концентрация внимания.
Эти симптомы являются следствием нескончаемых попоек, недостаточного питания, иногда ушибов головы. Молодые люди, если отказываются от алкоголя, могут вылечиться, принимая медикаменты, улучшающие работу мозга.
Для тех, кто продолжает выпивать и после 65, прогноз не такой позитивный. Смертельные исходы, которыми заканчиваются регулярные запои, не редкость.
Выбор за вами! Водка или жизнь!
Деменция (слабоумие, старческий маразм)
Никто не виноват в том, что мы стареем. Естественный процесс увядания клеток головного мозга приводит к тому, что с годами у всех пожилых людей проявляется рассеянность и плохая память.
Слабоумие наступает у многих после 65 лет. Но те, кто учит стихи, не замыкается в своих проблемах, умеет общаться в соцсетях, гуляет по парку, делает зарядку, читает ежедневно о новостях в газете, не впадает в . Активное долголетие возможно, если бороться с напастями.
Внимание! Если у вашего престарелого отца случаются выпадения в памяти, в его кармане всегда должна быть записка с телефонами родных. Сообщите в записке о том, что он иногда может забыть где живет.
Болезнь Пика
Иногда в старости человека поджидают коварные болезни. Почему они нападают на одного и обходят стороной другого субъекта, неизвестно. Очень скоротечная атрофия коры лобных и височных частей головного мозга приводит к разрушению личности.
Невнимательность родственников в этих случаях может привести к непредсказуемым событиям. Лечение не дает быстрых результатов. Душевное внимание, добрые слова, лекарство, прогулки, свежий воздух и забота замедляют развитие негативного процесса.
Важно! Не пропустите момент потери полной ориентации в пространстве и времени. Не оставляйте человека, забывшего свою личность, без присмотра, чтобы не случились пожары, потоп и другие непредсказуемые проблемы.
Болезнь Альцгеймера
Этой болезнью страдают многие пожилые люди в возрасте за 70-80 лет. Что делать с плохой памятью в эти годы? Тренировать ее! Учитесь пользоваться компьютером. Разгадывайте кроссворды. Ходите в гости, поддерживайте забывчивых подруг.
Читайте молитвы на иностранных языках. Дышите свежим воздухом. Делайте зарядку, не вставая с постели, по утрам. Ходите на балет с внуками.
Старческие заболевания отнимают воспоминания, но, если вы боретесь, эти процессы замедляются. Жизнь становится насыщенной, интересной и долгой. Дети обязательно должны поддерживать своих престарелых родителей в эти трудные годы.
Церебральный атеросклероз сосудов головного мозга
Церебральный атеросклероз является поражением сосудистой системы головного мозга. Если при болезни Пика патологические белки откладываются в телах клеток коры мозга, при атеросклерозе бляшки холестерина откладываются на стенках артерий головы, постепенно затрудняя кровообращение.
Последствия плохого снабжения кислородом мозга:
- память ухудшается постепенно;
- снижается концентрация внимания;
- характерна рассеянность, нарушение сна;
- головные боли, ухудшение зрения;
- другие признаки ухудшения работы головного мозга.
Как лечить атеросклероз? Бороться с ожирением, придерживаться диеты без жирных, жареных, копченых и сладких «вкусняшек». Помогут препараты, снижающие процент холестерина и сахара в крови, сосудорасширяющие, противовоспалительные, витамины. Прогулки, ежедневные физические нагрузки, рациональное питание улучшат состояние сосудов и мозга.
Лечение нарушений памяти
Лечение рассеянности во многом зависит от причины, которая привела к ней. Если человек переутомился, ему надо отдохнуть. Если болен ВСД, сначала надо лечить дистонию. Когда причиной атеросклероза является сахарный диабет, надо что-то делать с этим.
Рассеянному ребенку должны помочь любящие родители и опытные учителя. Научить ребенка понимать информацию, а не зубрить ее. Тогда память не перегружается и внимание не рассеивается.
Препараты, улучшающие работу мозга:
- Интеплан;
- Ноотропил;
- Глицин;
- Пирацетам;
- Пикамилон;
- Танакан;
- Аминалон;
- Многие, улучшающие умственную деятельность.
Народные методы
Тертый свежий хрен с медом, тертыми лимонами отлично улучшает память. Пять ядер грецкого ореха растолочь в ступе и смешать со сливками.
Столовую ложку сухой мяты, смешать с таким же объемом сухого шалфея, залить половиной литра крутого кипятка. Настоять сутки, процедить, пить по 50 мл 4 раза в сутки за пол часа до трапезы.
Питание, диета
Рацион должен быть разнообразным. Но, если вы хотите улучшить память, отдавайте предпочтение:
- сухофруктам;
- печеному картофелю;
- семечкам подсолнуха;
- салатам из свежих овощей с оливковым маслом;
- бананам;
- грецким орехам;
- свежим ягодам и фруктам;
- горькому шоколаду;
- творогу;
- сыру.
Исключите из рациона алкогольные напитки, жареное, копченое, жирное, излишки сладкого.
Спорт, гимнастика
Для того, чтобы лучше снабжался кислородом головной мозг, легче запоминалась новая информация и прошла навсегда рассеянность, учитесь танцевать. Не стоит стремиться к олимпийским рекордам. Но ежедневные прогулки и легкая, посильная гимнастика помогут улучшить качество жизни.
Дети должны играть зимой в снежки, кататься на лыжах, летом ходить в бассейн, на футбол. Здоровый образ жизни помогает в любом возрасте сохранять работоспособность и не терять память.