Что такое эмоции? Как показывает практика, дать ответ на этот вопрос может далеко не каждый. То есть все мы в той или иной степени понимаем, что включает в себя данное понятие, но вот составить определение в большинстве случаев почему-то не получается. В чем же дело? Психологи утверждают, что человек вообще сложно объясняет неосязаемые понятия, а тут еще и термин далеко не из простых.
Данная статья постарается раскрыть саму суть эмоций. Читатель узнает, как именно они возникают, почему и какова же их роль в нашем психическом состоянии. Отдельно будет затронут и такой важный момент, как развитие эмоций. В общем, каждый интересующийся получит ответы на все возникающие вопросы.
Что такое эмоции? Общее определение понятия
Специалисты из области психологии утверждают, что любая эмоция представляет собой информационный процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к ситуациям, реально существующим или возможным.
Как положительные, так и отрицательные эмоции, конечно же, отличаются от аффектов, чувств и настроений. Но, к сожалению, на сегодняшний день изучены очень слабо, поэтому данное определение нельзя считать достаточно точным, да и оспорить его довольно просто.
Роль и природа их возникновения
Установлено, что эмоции нужны человеку, чтобы давать оценку происходящим событиям вокруг и внутри него. Интересно, что такой «язык» един для всех живых существ. Например, собака прекрасно понимает, что происходит с людьми, просто наблюдая и «считывая» их мимику и жесты.
Так же и ребенок без особых знаний, огромного жизненного опыта способен не только понимать, но зачастую и перенимать как негативные, так и положительные эмоции своих родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек. Причем данная тенденция наблюдается во всех уголках земного шара.
Правда, на сегодняшний день пока не выяснено, каким именно образом происходит этот процесс, ведь в полной мере его исследовать невозможно.
Виды эмоций
Данные состояния бывают абсолютно разными и, как правило, не имеют предела так называемой тональности проявления. Однако, исходя из вопроса о том, что такое эмоции, специалисты выделяют их основные виды. Оказывается, что самыми распространенными считаются радость и гнев. Их могут испытывать все живые существа нашей планеты.
Основные виды определяются в основном по выражению лица или поведению человека или животного. Но в какой мере испытывается эмоция - неизвестно, например, радость может быть с оттенком надежды или умиления и др.
Нейтральные, положительные, негативные эмоции. Какие они?
Условно данные состояния разделяют на положительные, нейтральные и отрицательные. К первым принадлежат радость, любовь, восторг, нежность, уверенность и удовольствие. Ко второй категории относятся гнев, тревога, горе, страх, злорадство, месть, тоска, страх и отчаянье. И, наконец, последними можно назвать безразличие, любопытство и изумление.
Существует также особый вид эмоций, называемый аффектом. Он связан с так называемым выключением рационального мышления. В человеке при этом состоянии включается своеобразная «аварийная программа», и возникают такие реакции, как оцепенение, агрессия, бегство.
Ученые считают, что чем выше существо на эволюционной лестнице, тем более богатой является его гамма эмоциональных переживаний.
Внешнее выражение
Все, как негативные, так и положительные эмоции, характеризуются специфическими для них яркими телесными выражениями, проявляющимися в сосудистых реакциях, изменении дыхания и кровообращения (от этого в свою очередь бледнеет или краснеет лицо), в своеобразной мимике, жестах, интонациях и др.
Человек обладает достаточно сложной мускулатурой лица, которая в основном выполняет только функцию мимических движений, что полностью соответствуют характеру испытываемых эмоциональных состояний. При помощи координированных движений бровей, губ, щек, глаз человек выражает разные типы настроения.
Кстати, далеко не всем известно о том, что, например, Ч. Дарвин полагал, что нашим предкам эти выразительные движения помогали в борьбе за существование. Например, оскал зубов и рычание значительно устрашали врага.
Однако мимические движения, связанные с нравственными, интеллектуальными эмоциями, нельзя считать врожденными. Они усваиваются каждым отдельным человеком путем подражания в процессе общения с другими людьми.
Что такое радость?
Радость представляет собой положительное эмоциональное состояние. Оно напрямую связано с возможностью полностью удовлетворить какую-либо актуальную на данный момент потребность.
Кроме этого, по мнению специалистов, радость характеризуется чувством особой значимости, любви и уверенности как лично в себе, так и в своем будущем. Все это дает человеку ощущение способности преодолеть любые трудности и действительно наслаждаться каждым днем, живя, как говорится, на всю катушку.
Кроме того, радость сопровождается удовлетворенностью по отношению к окружению и миру в целом. Конечно, из-за внешних обстоятельств люди не могут постоянно пребывать в таком состоянии.
На сегодняшний день ученые приняли решение о разделении радости на два вида, а именно - активную и пассивную. Их различие лежит в уровнях интенсивности переживания данной эмоции. Хотя на самом деле радость никогда не бывает совершенно пассивной или абсолютно активной. В любом случае это состояние нервного возбуждения.
Она активно взаимодействует с остальными эмоциями, а также с человеческим восприятием и познанием окружающей действительности. Кроме этого, радость не может не способствовать интуиции и творчеству.
Поговорим о депрессии
Депрессия является состоянием, когда человек испытывает сложный комплекс эмоций, охватывающих страдание, различные комбинации гнева, отвращения, вины, пренебрежения, враждебности, страха, стеснительности. В общем, достаточно негативные эмоции.
Однако в то же время нужно учитывать, что депрессия может быть вызвана нейрофизиологическими и даже биохимическими факторами. На самом деле, в научных кругах до сих пор не наблюдается единства в трактовке термина "депрессия".
Одни ученые полагают, что систематические влияния боли или угрозы приводят к депрессии, страху и страданиям. Некоторые сторонники бихевиоризма считают, что люди в таком состоянии теряют абсолютно все виды адаптивного поведения, а значит, их жизнь превращается в абсолютный кошмар, противостоять которому они не в силах.
Психоаналитики указывают, что возможной причиной депрессии может быть снижение самоуважения, чувства достоинства, уверенности в себе и увеличение усталости.
Ключевая эмоция в этом состоянии - это страдание.
Как влияют эмоции на человека
Что такое эмоции, мы уже более или менее разобрались. Но какую роль они играют в нашей жизни?
Специалисты уверены, что одна и та же эмоция может совершенно по-разному переживаться теми или иными людьми или даже одним и тем же индивидуумом в каждой отдельно взятой ситуации.
Эмоции в первую очередь влияют на восприятие мира, а именно в пессимистическом или оптимистическом русле будет складываться жизнь. Также от них зависит память, мышление и воображение.
Комплексы, связанные с эмоциями, влияют на учебу, игру и труд каждого человека. Например, когда индивидуум чувствует отвращение к какому-либо объекту, он любым способом пытается его избежать.
Также психологи уверены, что особые состояния сознания, возникающие благодаря интересу или радости, всячески влияют на интуитивное и невербальные познание человеком окружающей действительности.
Радость - это та эмоция, которую хотят испытывать большинство людей. Вам нравится быть радостным. Вы чувствуете себя прекрасно. По возможности вы выбираете для себя те ситуации, в которых вы будете чувствовать себя счастливым. Вы можете организовать свою жизнь таким образом, чтобы испытывать радость как можно чаще. Радость - это позитивная эмоция. В отличие от нее страх, гнев, отвращение и печаль являются негативными эмоциями, и большинство людей не испытывают от них удовольствия. Удивление не является ни позитивным, ни негативным. Чтобы понять опыт радости, нам нужно показать ее отличия от двух родственных состояний, которые часто возникают вместе с ней, - удовольствия и возбуждения.Хотя наш язык приписывает практически синонимичные значения словам удовольствие, радость и наслаждение , здесь мы хотели бы ограничить использование слова «удовольствие» применением его только к позитивным физическим ощущениям. Такое удовольствие противоположно физическому ощущению боли. Боль приносит страдание, в то время как удовольствие по своей природе воспринимается как нечто, ощущаемое позитивно или получаемое в качестве вознаграждения. Вы цените и предпочитаете именно позитивные ощущения. Мы не знаем всех способов, с помощью которых можно вызывать ощущения удовольствия. Разумеется, тактильная стимуляция, вкус, звуки и изображения способны вызвать приятные ощущения. Обычно вы чувствуете себя счастливым, когда испытываете приятные ощущения, если только вас за это не наказывают и вы не чувствуете вины за то, каким способом вы их себе доставили. Часто вы испытываете радость в предвкушении события, которое, как вам известно, доставит вам приятные ощущения или сделает вас счастливым в скором будущем. Но вам не обязательно испытывать приятные ощущения, чтобы быть радостным. Есть и другие пути к радости, которые не предусматривают получения приятных ощущений.
Возбуждение рассматривается психологом Сильваном Томкинсом как первичная эмоция, отличная от удивления, гнева, страха, отвращения, печали и радости, но равная им по значению. Хотя мы согласны с таким утверждением, все же мы решили не обсуждать здесь эту эмоцию по двум причинам. Во–первых, нет достаточных доказательств того что ее возникновение является универсальным (хотя мы уверены, что так и есть на самом деле). Во–вторых, нам было бы трудно показывать возникновение этой эмоции на статичных по своей природе фотографиях, поскольку сигналы, появляющиеся на лице при возбуждении, часто бывают едва уловимыми. Мы опишем возбуждение для того, чтобы иметь возможность отличать его от радости.
Возбуждение противоположно скуке. Вы становитесь возбужденным, когда что–то вызывает ваш интерес. Часто это бывает что–то новое. Вы становитесь внимательным, заинтересованным и увлеченным тем, что вас возбудило. Когда вы испытываете скуку, то ничто не задерживает ваше внимание, вы не видите вокруг себя ничего нового и интересного. Вы можете быть радостны, видя в перспективе для себя что–то возбуждающее, особенно если это должно вывести вас из состояния скуки; вы можете также быть радостны после испытанного возбуждения. Но это только один тип радости, так как вы можете быть радостны и без возбуждения как аккомпанемента. Вполне возможно быть возбужденным и не испытывать радости; вместо этого возбуждение может смешаться со страхом (как это бывает, когда вы оказываетесь в состояний острой тревоги) или гневом (как это бывает во время припадков ярости).
Во время сексуальных отношений вы можете испытывать и обычно испытываете все три состояния: удовольствие от эротических ощущений до и во время оргазма, возбуждение до оргазма и радость в ожидании следующего полового акта и получения нового сексуального удовлетворения от переживаемого возбуждения, возникшего вслед за испытанным оргазмом. Но это лишь возможная комбинация, и она не обязательно является единственной. Эмоцией, возникающей после оргазма, может быть отвращение или печаль. Или же во время фазы возбуждения–удовольствия вы можете испытывать страх или отвращение, и это может привести к прекращению возбуждения и к невозможности полового акта. Или же гнев может возникнуть вместе с сексуальным влечением, возбуждением и получением удовольствия и помешать или не помешать половому акту.
Многие люди думают о радости либо как о возбуждении, либо как об удовольствии, либо как о том и другом одновременно, не понимая различий между этими видами опыта. Удовольствие и возбуждение - это два разных вида опыта, которые часто ассоциируются с радостью и таким образом могут рассматриваться как два возможных пути к его достижению. Каждый из этих путей подразумевает какой–то особым образом окрашенный опыт радости, что дает нам право говорить об удовольствии–радости или о возбуждении–радости. Третий путь - это облегчение–радость.
Когда прекращается боль, вы испытываете радость. Подобным образом вы испытываете радость, когда утоляете голод или жажду. То же самое обычно справедливо и для других негативных эмоций: когда вы перестаете чего–то бояться, когда прекращается ваш гнев, когда вы больше не испытываете отвращения, когда проходит ваша печаль, то вы обычно чувствуете себя радостным. Это и есть радость от облегчения. Она может также включать в себя и радость от достижения результата, если именно за счет собственных усилий вам удалось устранить негативные эмоции или ощущения. Как и в случае с удовольствием и возбуждением, некоторые люди также не могут отличить облегчение от радости. Есть люди, для которых это единственный часто испытываемый тип радости. Их жизнь ориентирована на получение облегчения, а не удовольствия или возбуждения. Облегчение–радость является особым опытом, отличным по ощущениям, образам, вероятным действиям и общим чувствам от удовольствия–радости, возбуждения–радости или радости, достигаемой четвертым путем.
Четвертый тип радости затрагивает представление о самом себе, Я–концепцию. Время от времени в жизни происходит что–то такое, что развивает ваше представление о самом себе, что подтверждает или укрепляет благоприятное отношение к собственному Я. Если вы обнаруживаете, что кому–то понравились, то можете почувствовать радость - не от ожиданий того, что человек доставит вам приятные физические ощущения или сексуальное возбуждение, а потому, что когда вы нравитесь другим, это позволяет вам лучше думать о себе. Если кто–то хвалит вас за хорошо выполненную работу, вы испытываете радость. Похвала, дружба, уважение других людей воспринимаются как награда и дают возможность почувствовать себя счастливым. Это не тот тип радости, при котором вы обычно смеетесь. Это более содержательная, «улыбающаяся» радость. Этот тип радости первоначально возникает из опыта, при котором люди, которые оказывали вам поддержку (например, родители), также ласкали вас, кормили и облегчали боль. По мере развития ребенка общественное одобрение становится вознаграждением само по себе. Как и при других типах радости, к которым человек приходит иными путями, воспоминание или предвкушение того, что улучшится ваше представление о самом себе, вызывает радостные чувства.
Если вы задумаетесь о ситуациях и событиях, которые позволили вам испытать радость, то вы, вероятно, обнаружите, что они возникали на каком–то (не обязательно одном) из описанных нами четырех путей. Например, удовольствие, испытываемое вами при участии в спортивном мероприятии, может включать в себя возбуждение–радость от участия в соревновании, удовольствие–радость от движений и напряжения мышц, радость от осознания собственного Я, обусловленную вашим хорошим выступлением, и облегчение–радость, возникающую потому, что вы не подвели команду, не получили травму и т. п. Мы не собираемся утверждать, что перечислили все пути к радости - их гораздо больше, но мы уверены в том, что эти четыре являются наиболее распространенными и важными, а их описание должно сделать ясным то, что мы понимаем под опытом радости.
Радость различается не только по типам, о чем мы только что говорили, но и по интенсивности. Вы можете быть умеренно радостны, испытывать веселье или восторг. Радость может проявляться беззвучно и громко. Она может варьировать от полуулыбки до широкой улыбки во весь рот, на каких–то этапах это может быть хихиканье, на каких–то - хохот, в наиболее резкой форме это может быть смех со слезами. Присутствие смеха или хихиканья не является показателем интенсивности радости. Вы можете быть очень радостны и не смеяться; хохот и хихиканье возникают вместе с особыми типами переживаемой радости. Различные виды игр (как детских, так и взрослых), способные вызвать достаточное возбуждение, часто сопровождаются смехом радостных участников. Некоторые шутки вызывают радостный смех.
Улыбка, являющаяся одной из составляющих выражения радости на лице, зачастую возникает, когда человек не испытывает счастья. Вы можете улыбаться, чтобы замаскировать другие чувства или смягчить их. Улыбка может выражать отношение к другой проявленной эмоции: например, улыбка после выражения страха на лице покажет медсестре, что хотя вы и боитесь, но не убежите и позволите ей закончить болезненную для вас процедуру. Улыбка может указывать на покорное отношение к чему–то неприятному, а не только на готовность вытерпеть боль. Улыбка может быть реакцией на агрессию со стороны другого человека и помочь отвести или остановить его нападение. Улыбка может использоваться для того, чтобы разрядить острую ситуацию и сделать ее более комфортной; улыбаясь, вы можете заставить другого человека улыбнуться вам в ответ, потому что подавить в себе желание ответить улыбкой на улыбку довольно непросто.
Радость может сочетаться с любыми другими эмоциями. Далее мы проанализируем, как выглядит смесь радости с удивлением, гневом, отвращением, презрением и страхом. На следующей странице будут показаны различные сочетания радости и печали.
При обсуждении каждой из эмоций мы полагали, что события детства оставляют свой отпечаток, что личности может быть показано то, как именно должна переживаться каждая из эмоций, еще малом возрасте. Мы полагали, что люди отличаются друг от друга тем, насколько они могут наслаждаться, терпеть или вообще допускать чувства удивления, страха, отвращения или гнева (и печали, о чем мы узнаем далее). То же самое справедливо и для радости. Каждый чувствует себя радостным по–своему. Не все четыре пути - приятного ощущения, возбуждения, облегчения и улучшения Я–концепции - доступны каждому. Один путь может использоваться больше других из–за особенностей личности. Другой путь может блокироваться, поскольку человек не способен испытывать радость таким способом. Здесь мы можем привести лишь несколько примеров.
Если ребенок воспитывался в условиях острой критики его действий или пренебрежения к его достоинству, то, став взрослым, он будет испытывать голод на похвалу, одобрение и дружбу. Продвижение по пути осознания собственного Я, возможно, будет для него наиболее трудным, но он может оказаться неспособным испытывать радость подолгу. Получаемые им похвалы всегда будут казаться ему недостаточными, или же он не будет верить в их искренность. Такое же детство, не позволяющее выработать Я–концепцию, у другого человека сформирует совершенно иную программу. Он может быть настолько угнетен и разочарован в своих силах, что путь осознания ценности своего Я не будет использоваться им вовсе. Он может замкнуться в себе, будучи неспособным наслаждаться дружбой, и не станет стремиться к получению похвал и наград за свои достижения.
Много было написано о людях, испытавших во взрослом возрасте трудности в достижении радости в интимных отношениях. Некоторые родители приучают детей презирать «плотские удовольствия». Став взрослыми и вступая в интимные отношения, эти люди могут испытывать беспокойство или вину, а не удовольствие. Подобным образом иные виды чувственного опыта могут быть лишены для них удовольствия или переживаться ими только ценой последующего раскаяния и стыда. Ребенку могут с ранних лет внушать мысль о том, как опасно испытывать возбуждение - потому что оно может не нравиться другим и зачастую не поддается контролю. Для такого человека радость - нежелательное переживание, или наоборот - человек может начать испытывать патологическую зависимость от возбуждения: стремиться к новым острым ощущениям и пытаться найти радость в возбуждении. Мы будем рассматривать только те проявления радости на лице, которые не сопровождаются смехом, потому что когда человек смеется, определить, что он радостен, совсем нетрудно. Даже при безмолвном выражении радости распознать такое состояние довольно легко за исключением, возможно, тех случаев, когда на лице выражается смесь эмоций. Простота распознавания выражений радости была продемонстрирована в исследованиях, проведенных в самых разных культурах.
Веки и нижняя часть лица имеют характерный внешний вид» в то время как брови - лоб не обязательно участвуют в создания выражения радости. На рис. 1 Патрисия показывает три выражения радости на лице. В каждом случае утолки ее рта оттянуты назад и слегка приподняты. Губы в улыбке могут оставаться сомкнутыми (А), губы могут размыкаться при сомкнутых челюстях и зубах (B) или же рот может быть приоткрыт (C). При улыбке во весь рот могут показываться только верхние зубы или же одновременно верхние и нижние, могут обнажаться также и верхние и/или нижние десны. У шимпанзе эти три типа улыбок могут иметь разные, но родственные значения, но пока что нет доказательств того, что у людей имеются какие–то универсальные различия в значениях разных улыбок. Рисунок 1
У Патрисии также видны морщины, идущие от крыльев носа к области, находящейся за уголками рта. Эти носогубные складки возникают отчасти в результате оттягивания назад и поднятия вверх уголков рта и являются характерным признаком выражения радости на лице. Кроме того, при явно выраженной улыбке щеки приподнимаются, что делает носогубные складки более отчетливыми. Кожа под нижними веками подтягивается кверху, и на ней под глазами появляются морщинки. Морщинки, называемые «гусиными лапками», образуются и у внешних уголков глаз. Такие морщинки появляются не у каждого, они становятся более заметными с возрастом. На фотографии Патрисии они скрыты под ее волосами. Чем сильнее улыбка, тем отчетливее будут носогубные складки, выше поднимутся щеки, будут заметнее «гусиные лапки» и морщинки под глазами. При улыбке во весь рот (рис. 1C) щеки могут приподниматься достаточно высоко, сужая глаза.
Интенсивность
Интенсивность выражения радости определяется главным образом положением губ, но положение губ обычно дополняется углублением носогубных складок и появлением более отчетливых морщинок под нижними веками. На рис. 1C Патрисия выражает более сильную радость, чем на рис. 1B, - ее улыбка шире, носогубные складки отчетливее, глаза уже, а число морщинок под ними больше. Выражение радости на рис. 1А чуть слабее, чем на рис. 1B. Это происходит не потому, что на рис. 1B ее рот открыт, а на рис. 1А закрыт, а потому, что на рис. 1B уголки ее рта оттянуты назад больше (а носогубные складки заметнее), чем на рис. 1А. Если степень оттягивания назад уголков рта и глубина носогубных складок были бы примерно одинаковыми, то независимо от того, был бы рот открыт в улыбке или закрыт, интенсивность выражения была бы примерно одинаковой. На рис. 2 Джон показывает примеры двух улыбок приблизительно одной интенсивности. Рисунок 2Улыбка радости может быть намного более слабой, чем улыбки, показанные на рис. 1 и 2. На рис. 3 Патрисия демонстрирует две очень легкие улыбки радости, а ниже для сравнения показано ее нейтральное лицо. Отметьте, что обе эти улыбки слабее, чем ее улыбка на рис. 1А, но здесь несомненно присутствует улыбка, потому что оба лица выглядят действительно счастливыми по сравнению с нейтральным лицом на рис. 3C. На фотографиях с изображением улыбающегося лица Патрисии на рис. 3 можно наблюдать легкое напряжение губ и незначительное оттягивание назад уголков рта. Это проще всего увидеть, если вы закроете остальную часть ее лица рукой и сравните губы на всех трех фотографиях. Обратите также внимание на появляющийся след носогубных складок на обеих фотографиях, которого нет на нейтральном лице. Вы можете также заметить, что у Патрисии слегка приподняты щеки по сравнению с положением щек на нейтральной фотографии, в результате чего ее лицо выглядит более округлым. Когда улыбка оказывается такой слабой, заметных изменений в положении нижних век не наблюдается, хотя глаза выглядят более радостными, чем на нейтральной фотографии. Состояние радости выражается только нижней частью лица, поскольку глаза и брови - лоб одинаковы на всех трех снимках. Фотографии с улыбающейся Патрисией являются составными: нейтральные глаза и лоб дополняются на них нижними веками и ртом, взятыми с изображений улыбающегося лица. Рисунок 3
Смешанные выражения
Рисунок 4Радость часто смешивается с удивлением. Происходит что–то неожиданное, и вы даете случившемуся положительную оценку. Например, ваш друг, которого вы не видели много лет, неожиданно входит в ресторан и садится за ваш столик. На рис. 4А Патрисия демонстрирует одновременно радость и удивление. Сравнивая ее лицо с лицом, выражающим только удивление (рис. 4B), отметьте, что различие есть только в нижней части лица. В случае смешанного выражения рот не только приоткрывается от удивления, но и уголки рта начинают оттягиваться назад в улыбке. Это смешанное выражение получается за счет комбинации элементов удивления и радости в нижней части лица (вы видели пример другого смешанного выражения эмоций на рис. 8).
Выражение радости–удивления появляется только на короткое мгновение, потому что удивление проходит очень быстро. К моменту, когда Патрисия оценит удивившее ее событие и начнет испытывать и выражать радость, ее удивление уже пройдет. На рис. 4C Патрисия показывает комбинацию элементов удивления и радости (удивленные брови - лоб и глаза, радостная нижняя часть лица, нижние веки), но это выражение не является смешанным. Она не испытывает удивления и радости одновременно, потому что выражение радости доминирует на ее лице; Патрисия вовсю улыбается, если она и испытывала удивление, то оно давно уже прошло. Однако этот тип выражения лица возникнет в том случае, если человек добавит к своему радостному выражению восклицательную нотку. Энтузиазм и особое внимание могут быть показаны подобным же образом. Или такое выражение может возникнуть при приветствии: элементы удивления сохраняются для того, чтобы другой человек понял, что встреча с ним - это «нечаянная радость». При таком радостном выражении приподнятые брови и широко раскрытые глаза могут сохраняться в течение нескольких секунд вместе с улыбкой. Рисунок 5
Радость может соединяться с презрением, при этом на лице появится самодовольное или высокомерное выражение. На рис. 5 Джон демонстрирует выражения презрения (5А), радости (5B) и комбинации этих двух эмоций (5C). Отметьте, что его рот неизменно остается в положении, выражающем презрение, при этом его щеки приподняты, а нижние веки сморщены от выражения радости. Смешение радости и презрения может также выражаться с помощью презрительно поднятого левого или правого уголка рта в сочетании с улыбающимися губами. Рисунок 6
Радость совмещается также с гневом. Обычно улыбка или легкая усмешка используются для маскировки гнева, в результате чего человек выглядит не разгневанным, а радостным. Иногда улыбка или легкая усмешка появляются после гневного выражения как комментарий к гневу, указывающий на то, что гнев не следует воспринимать слишком серьезно, либо на то, что человек не собирался после выражения своего гнева переходить к каким–то агрессивным действиям, либо на то, что человек, вызвавший гнев, может считать себя прощенным. В последнем случае улыбка или усмешка не выглядит очень искренней и не смешивается с выражением гнева, а добавляется потом. Однако человек может быть и радостен, и разгневан одновременно, наслаждаясь своим гневом и своим триумфом над противником. Два примера такого удовольствия–гнева приведены на рис. 6. Радость выражает нижняя часть лица, а гнев - брови, лоб и веки. На этих лицах читается: «Ну, я ему показал!» Рисунок 7
Радость также сочетается со страхом. Обычно это выражение является не смесью двух эмоций, а либо комментарием, либо маской. На рис. 7 лицо Джона выражает страх (7А), радость (7B) и сочетание этих двух эмоций (7C) (улыбка с испуганными глазами, бровями и лбом). Это сочетание улыбки с выражением страха может возникнуть, когда Джон, испытывающий страх, садится в кресло стоматолога улыбаясь, тем самым показывая, что он готов терпеть боль. Такое выражение может также возникнуть в результате неудачной попытки замаскировать страх. Оно может быть смесью двух искренних эмоций, если Джон испытывает и страх, и радость - например, катаясь на американских горках. Разновидности смешения радости и печали будут показаны на следующей странице.
Резюме
Радость выражается с помощью нижней части лица и нижних век (рис. 8). Рисунок 8- Уголки рта оттянуты назад и вверх.
- Рот может быть приоткрыт или закрыт; в первом случае будут видны зубы, во втором - нет.
- Морщины (носогубные складки) идут вниз от носа к областям, находящимся у краев рта.
- Щеки приподняты.
- Нижние веки могут быть подняты, но не напряжены; под ними появляются морщинки.
- Морщинки в виде «гусиных лапок» идут от внешних уголков глаз к вискам (на рис. 8 прикрыты волосами).
«Конструирование» выражений лица
Поскольку движения рта и щек вызывают изменение внешнего вида нижних век и поскольку при проявлении радости на лице отсутствуют заметные движения бровей - лба, то вы не сможете «сконструировать» многие из тех лиц, которые показаны здесь. Но все–таки можно составить несколько лиц, способных продемонстрировать эти выводы.- Наложите часть А на любое из лиц рис. 8. Их выражения не изменятся. Поскольку брови не задействованы в придании этим лицам радостного выражения, то закрытие бровей нейтральными бровями части А не окажет никакого эффекта.
- Наложите часть B на рис. 8А. Новое выражение не выглядит странным, но анатомически оно невозможно. Если произойдет движение такого рта вместе с носогубными складками, то нижние веки должны будут сморщиться и приподняться. Наложите часть Б на рис. 8B. Анатомическая невозможность создания такого лица будет здесь еще более очевидной.
- Наложите часть D на любое из лиц рис. 8. Вы создали выражение лица с «улыбающимися» глазами. Такой взгляд мог бы возникнуть в результате легкого напряжения век и приподнятия щек, что было бы трудно заметить на статичной фотографии. Или такой внешний вид могли бы придать человеку его постоянные морщины. Но в любом случае указание на то, что человек испытывает радость, будут очень слабыми.
Физиологическая основа положительных эмоций
К основным эмоциям относятся: ощущение счастья, печаль, раздраженность, страх, отвращение, презрение, удивление, интерес и чувство стыда. Эмоции проявляют себя в трех аспектах: в физиологическом состоянии, в мимике и других экспрессивных проявлениях, в сознательном переживании. Экспрессия может рассматриваться как своего рода "индикатор", как "информация", которая необходима для окружающих. Биологический смысл наших эмоций, возможно, и состоит в том, что они как бы служат индикаторами того, что происходит в системе, причем индикаторами усиленными. Вполне очевидно, что болевые ощущения полезны в том смысле, что сигнализируют нам об опасности и концентрируют наше внимание на соответствующих участках тела и окружающей среды. Аналогично ценны сигналы удовольствия и подкрепления, так как они направляют наше внимание на положительные и биологически подкрепляющие факторы окружения. Необходимыми являются также непосредственные индикаторы физиологического, мотива-ционного состояния (например, голод и жажда), дающие нам возможность предпринять соответствующие действия.
Общая эмоциональная активация (учащенное сердцебиение и т. п.) является одним из важных факторов, так как она как бы дозаправляет организм дополнительной энергией, для того чтобы успешно противоборствовать тем или иным трудностям, активно реагировать на них одним из двух основных способов-борьбой или бегством. Эта позиция находит подтверждение в экспериментальных исследованиях. В результате этих исследований было доказано, что инъекции адреналина интенсифицируют такие эмоции, как гнев или эйфория, вызванные внешними раздражителями (Schachter, Singer, 1962). Однако в настоящее время хорошо известно, что разные эмоции имеют различные характеры физиологической активации, как было показано на примере исследования чувства страха и гнева (Ах, 1953). Дело в том, что в гипоталамусе и лимбической системе имеются определенные участки, соответствующие конкретным эмоциям, таким, как гнев, страх и половое влечение. Наряду с этим имеются и другие участки, которые ответственны за вариации в свойствах эмоций по двум основным измерениям: "приятно-неприятно" и степень активации (Buck, 1984).
Давайте перейдем к более подробному рассмотрению переживания положительных эмоций. Ключевым звеном здесь является стимуляция "центров удовольствия". Открытие этих центров было одним из наиболее значительных событий в исследованиях функций головного мозга. Было обнаружено, что в случае вживления электрода в соответствующую часть мозга крысы возникающие при этом электрические импульсы приобретают такую стимулирующую способность, что заставляют крысу нажимать на специальную педаль со скоростью до 10000 раз в час в течение целых суток или даже чуть больше (26 часов). Хотя мы и не уверены, что подопытная крыса испытывает "удовольствие", однако результат стимуляции определенных участков весьма нагляден (Olds, Milner, 1954). Аналогичные результаты были получены при опытах с другими животными, например с обезьянами. Частью мозга, которая таким образом регистрирует подкрепления, у крыс является перегородка, расположенная рядом с гипоталамусом и лимбической системой.
Путем активации тех частей мозга, которые контролируют чувство удовольствия, можно смоделировать эффекты удовлетворения от потребления пищи; если крыса не голодна, она не будет реагировать на электронный импульс, создающийся в соответствующем участке мозга.
Воздействие на определенные участки моделирует эффекты, получаемые от жажды или секса, возможна и стимуляция положительных эмоций общего характера. Проводя исследования в этой области, ученые пришли к выводу, что разные участки человеческого мозга воспроизводят самые разнообразные положительные ощущения - приятный вкус, сексуальное возбуждение, релаксацию, веселье и смех (Rolls, 1979).
Прохождение сигналов в мозге облегчается наличием нейромедиаторов, то же самое можно сказать об активации "центров удовольствия". К этим нейромедиаторам относятся допамин и норадреналин. Экспериментальным путем было установлено, что последние выделяются амфетамином. Чем выше уровень их присутствия, тем выше степень самостимуляции и уровень полученного удовольствия. Вполне возможно, это и является причиной того, что амфетамин способен выступать в роли антидепрессанта и вызывать положительные настроения. К нейромедиаторам относятся также эндорфины, которые, кроме всего прочего, обладают болеутоляющими качествами. Было доказано, что солдаты и спортсмены, находясь в стрессовых условиях, вырабатывают повышенное количество эндор-финов и в этот момент не испытывают болезненных ощущений, находясь при этом, по мнению некоторых специалистов, в пиковой эйфории (Levinthal, 1983).
Эмоциональное состояние отчасти зависит от субъективного ощущения физического состояния - изменения ритма сердцебиения, кровяного давления и других проявлений в организме. Мимика также играет определенную роль в эмоциональном состоянии личности. o На эмоции можно воздействовать, специально (искусственно) изменяя выражение лица. В одном из исследований испытуемые, которые, согласно поставленным условиям, должны были по мере возможностей внешне не проявлять чувства, вызванные воздействием на них электрического тока, то есть не менять выражения лица, испытывали менее болезненные ощущения (Lanzetta, Cartwright-Smith and Kleck, 1976). Основываясь на данных множества экспериментов, исследователи пришли к выводу, что мимика может регулировать интенсивность переживаемых эмоций, но не заменять один вид эмоций на другой (Laird, 1984).
Ко всему прочему эмоциональные реакции зависят еще и от того, как интерпретируется та или иная ситуация. Это наглядно было доказано путем эксперимента, в ходе которого демонстрировался довольно неприятный натуралистический фильм о процедуре обрезания среди аборигенов. Характерным является то, что фильм имел разное звуковое сопровождение. Музыкальный фон, который подчеркивал болезненность операции, в гораздо большей степени воздействовал на частоту сердцебиения и проводимость кожного покрова, чем тот, который как бы наводил на мысль, что операция безболезненна, или который способствовал принятию обособленного, философского отношения к происходящему (Lazarus, Averill and Opton, 1970). Интересно, что одни и те же раздражители могут восприниматься по-разному. Во время одного из экспериментов испытуемые должны были дотрагиваться до вибрирующей доски - вполне нейтрального раздражителя. При этом одни испытуемые были сориентированы воспринимать получаемые ощущения как приятные, а другие - как болезненные. И действительно, в результате проведенного опроса было установлено, что первые испытывали приятные ощущения, а вторые - болезненные (Anderson and Pennebaker, 1980). Таким образом, субъективные эмоциональные ощущения в определенной мере зависят от оценки внешних событий, от осознавания общих и специфических состояний организма, а также от эмоциональных выражений.
В зависимости от ожидания одни и те же стимулы могут иметь различное значение, например одна и та же еда, книги или проведенный отпуск могут расцениваться как хорошие или плохие, удачные или неудачные в зависимости от предшествующих ожиданий. В свою очередь это зависит от наших привычек. К рассмотрению этого вопроса мы вернемся, когда будем говорить об "уровнях адаптации", что поможет нам объяснить, почему некоторые люди, имеющие объективно низкий уровень материального благосостояния, утверждают, что вполне довольны своим положением. Как мы уже знаем из 6-й главы, лица, находящиеся в подавленном состоянии, склонны объяснять события не так, как это делают нормальные люди. Первые считают, что во всех неудачах виноваты только они сами и нет никакой возможности предотвратить такие неудачи и несчастья в будущем.
Социальные факторы воздействуют на эмоциональные ощущения далеко не одинаково. Как правило, внешнее проявление эмоций стимулируется присутствием других лиц. Исследования показали, что маленькие дети начиная примерно с годовалого возраста сдерживают проявление своих эмоций (не плачут), если рядом нет того, кто может это заметить. Однако в присутствии других лиц их мимика мгновенно меняется (Malatesta, 1985). Известно также, что взрослые при наличии определенного стимула улыбаются намного чаще в присутствии других. Краут и Джонстон (1979) пришли к выводу, что люди улыбаются чаще в солнечные дни, в компании других людей, а также на площадке для боулинга после хорошего удара, находясь непосредственно рядом с друзьями, а не у кеглей (см. табл. 7.2).
Характер эмоции в значительной степени подвержен воздействию со стороны проявляющегося определенным образом настроения окружающих. В эксперименте, проведенном еще в 1962 г. Шахтером и Зингером, было установлено, что испытуемые, находящиеся в окружении эйфорически настроенных компаньонов, впадают в эйфорию сами, а с рассерженными сами становятся сердитыми. Следует отметить, что оба этих состояния усиливались инъекциями адреналина.
Культурные традиции также воздействуют на эмоции, но несколько в ином аспекте. Известно, что определенному времени и месту соответствует определенный набор эмоций. Некоторые исследователи полагают, что, например, такие эмоции, как меланхолия и апатия, распространенные в XVII веке, для нашего времени не характерны (Наггё, Clarke and De Carlo, 1985). Из предыдущих глав книги мы знаем,что депрессия принимает различные формы в разных культурных средах. А что можно сказать об ощущениях счастья или радости? Зависят ли они от времени и места? Ученые полагают, что зависят, но основные переживания и выражение радости предположительно являются универсальными для всего человечества. Относительно положительного эмоционального состояния и оценочного компонента восприятия можно сказать, что они, по-видимому, являются первоначальными биологическими реакциями (Zajonc, 1980).
Влияние положительных эмоций
Хорошее настроение оказывает мощное воздействие на поведенческие процессы и мышление.
Позитивное мышление
Находясь в хорошем настроении, мы обычно рассуждаем совсем не так, как тогда, когда находимся в плохом. В одном исследовании был применен метод гипноза для создания следующих настроений: хорошего (счастливого) и подавленного (депрессивного). Исследование показало, что хорошее настроение проявляется в положительных свободных ассоциациях, в сочинении веселых историй при опросе по ТАТ (тематический тест на апперцепцию) (Тематический тест на апперцепцию (ТАТ) включает набор карточек с неопределенными по содержанию картинками, допускающими произвольное толкование испытуемыми, которые получают инструкцию сочинить рассказ к каждой картинке. Интерпретация ответов позволяет судить о чертах личности, хотя, как показывает опыт, этот тест чувствителен и к временному, текущему состоянию испытуемого, в том числе его настроению; это обстоятельство подтверждает мысли М. Аргайла. - Прим. ред ), благожелательных описаниях социальных ситуаций, восприятии себя как социально компетентной личности, чувстве уверенности в себе и самоуважении (Bower, 1983). На основании других исследований был сделан вывод, что люди в хорошем настроении проявляют больше позитивных, чем негативных действий как в своем собственном поведении, так и в поведении других (Forgas, Bower and Krantz, 1984). В 10-й главе будет показано, что стимулированное хорошее настроение способствует положительной оценке жизни в целом. Из предыдущей же главы нам известно, что мышление у больных, находящихся в депрессивном состоянии, более негативно и пессимистично, чем у здоровых людей.
Память
В хорошем настроении легче вспомнить радостные события в жизни или слова, наполненные положительным смыслом. В одном эксперименте испытуемым, введенным при помощи гипноза в приподнятое или, наоборот, подавленное настроение, предлагалось запомнить определенный список слов. В результате эксперимента исследователи пришли к выводу, что если в момент заучивания слов и их последующего воспроизведения испытуемый находился в одном и том же настроении, то процесс припоминания протекает более эффективно. Достаточно сказать, что испытуемые в хорошем настроении смогли вспомнить 78% слов из тех, которые они запоминали, будучи в хорошем настроении, и только 47% слов из тех, которые они заучивали, находясь в плохом расположении духа. Испытывая приподнятое настроение, они припоминали больше приятных событий, которые происходили с ними в детстве (Bower, 1981). Другие эксперименты, основанные на иных методах стимуляции настроения (таких, как создание ситуаций, в которых испытуемые достигают определенных успехов, высказывают положительные утверждения и т. д.), дали похожие результаты (Isen et al., 1978).
Хорошее настроение позволяет лучше вспоминать слова, описывающие положительные качества личности; при плохом же настроении легче припоминаются характеристики негативного свойства (Teasdale and Russell, 1983). Во время исследования, где в качестве испытуемых выступали люди, находящиеся в депрессивном состоянии с большим колебанием настроения в течение суток, было установлено, что в моменты относительного улучшения настроения они чаще вспоминали счастливые события (Clark and Teasdale, 1982). В целом же есть основания утверждать, что депрессивные больные имеют склонность помнить только неприятные события (Lloyd and Lishman, 1975). Общепринятым объяснением подобного явления является то, что память основывается на сети ассоциативных связей между событиями и представлениями. Они взаимодействуют с эмоциями, и в тот момент, когда индивид находится в каком-то определенном эмоциональном состоянии, его память настраивается на события, ассоциируемые именно с этим состоянием (Bower, 1981).
Решение проблем
Люди, пребывающие в хорошем настроении, подходят к решению проблем по-другому, нежели те, кто находится в нейтральном или печальном настроении. Первые отличаются повышенной реакцией, способностью вырабатывать простейшую стратегию решения и принимать первое же найденное решение. В одном эксперименте перед испытуемыми была поставлена задача прикрепить свечку к стене при помощи чертежных кнопок и книжечки со спичками (Имеется в виду распространенная в западных странах модификация спичечного коробка наподобие раскрывающейся книжечки из плотного картона. - Прим. ред ). Решение заключалось в использовании коробки из-под кнопок, прикрепленной к стене в виде держателя; 75% из тех, кто перед этим видел комедийный фильм, смогли найти верное решение по сравнению с 13%, не видевшими этот фильм, и 20%, смотревшими другой, некомедийный фильм (Clark and Isen, 1982). В еще одном эксперименте перед испытуемыми стояла задача дать оценку шести вымышленным автомобилям при имеющейся ограниченной информации (9 параметров). Те испытуемые, для которых была создана ситуация успеха при выполнении предшествующего задания (при помощи стимулятора - комедийного фильма), быстро справились со своей задачей и на этот раз - за 11,1 минуты по сравнению с 19,6 минуты, затраченными контрольной группой. В процессе решения они продемонстрировали уверенность в выбранном методе и умение пользоваться меньшим числом данных, чем это было возможно согласно условиям эксперимента. В итоге экспериментаторы пришли к выводу, что их подопечные проявили высокую эффективность в принятии решений, при этом они действовали обдуманно и избегали ненужного риска (Isen, Mean, 1983).
Имеются все основания предполагать, что стимулирование хорошего настроения (положительных эмоций) приводит к оригинальным и разнообразным словесным ассоциациям, что говорит о потенциально более широком творческом диапазоне (Isen et al., 1985). Все это способствует повышению творческой отдачи и благоприятно воздействует на процесс решения задач.
Помощь и альтруизм
Многие эксперименты показали, что счастливые люди отличаются такими качествами, как щедрость и готовность прийти на помощь другим. Эти же качества характерны и для людей, у которых хорошее настроение было вызвано искусственной стимуляцией положительных переживаний (получение небольших подарков, припоминание приятных событий и т. п.). Интересно, что в солнечные дни люди охотнее идут на участие в социологических опросах и дают больше чаевых официантам (Cunningham, 1979). Установлено, что испытуемые, находящиеся в хорошем настроении, готовы оказывать экспериментаторам самую разнообразную помощь (Batson et al., 1979). Эти выводы находят серьезные практические подтверждения. В одном из экспериментов 47% испытуемых, хорошее настроение у которых было вызвано воспоминаниями о счастливых эпизодах их жизни, предложили сдать свою кровь; из тех же, кто находился в контрольной группе, на это согласилось только 17% (O"Malley and Andrews, 1983). В результате анализа настроений более устойчивого характера, где в качестве испытуемых выступали 1988 человек, были выведены следующие зависимости между проявлением эгоизма и эмоциональным состоянием (счастлив - несчастлив):
Замечено, что плохое расположение духа или отрицательное эмоциональное состояние тоже да нет может привести к повышенному желанию оказать помощь, но совершенно по другим мотивам. Испытуемые, находящиеся в плохом настроении, выражают готовность помочь, если верят, что их настроение может измениться (Manucia, Baumann and Cialdini, 1978), или если затрачиваемые ими усилия невелики (Weyant, 1978). Многие исследования доказали, что оказание помощи другим действительно способствует повышению настроения. Люди, находящиеся в хорошем расположении духа, также считают, что помощь другим является компенсирующей и полезной акцией, способствующей сохранению положительного эмоционального состояния. Однако все равно эти люди склонны оказать большую помощь, чем те, которые находятся в контрольной группе, даже если им навязывается мнение о нерегулируемости их настроений (Manucia, Baumann and Cialdini, 1984) независимо от вознаграждений и усилий (Weyant, 1978) и даже если оказываемая ими помощь анонимна и не может быть оценена (например, в отношении маленьких детей). Есть все основания утверждать, что счастливые люди оказывают помощь вовсе не из желания повысить свое настроение, как это характерно для тех, чье состояние окрашено в грустные, печальные тона.
Почему же хорошее настроение и большая готовность оказать помощь так взаимосвязаны? Хорошее настроение рождает подобные мысли, включая, по всей видимости, размышления о положительном и доброжелательном поведении. В последующих разделах книги будет показано, что в хорошем настроении люди более расположены друг к другу и, таким образом, компенсация за помощь несколько увеличивается. Как показывают наблюдения, люди, находящиеся в счастливом расположении духа и замечающие расхождение между своим собственным состоянием и состоянием других, стараются каким-то образом сбалансировать это неравенство (Dovidio, 1984). Испытуемые, у которых было продуцировано хорошее настроение, оказывают помощь с большей готовностью, если их просят сконцентрироваться на себе. Это, возможно, происходит потому, что такая концентрация делает их более чувствительными к соображениям равенства. Характерно, что опечаленные люди оказывают помощь с большей готовностью, если их просят сосредоточить внимание на других (Rosenhan, Salovey and Hargis, 1981).
Симпатии по отношению к окружающим
Многие проведенные исследования говорят в пользу того, что люди, находящиеся в хорошем настроении, склонны более положительно оценивать свое окружение. В результате одного эксперимента было установлено, что хорошее настроение, вызванное просмотром комедийных фильмов или изложением позитивных самоутверждающих фактов, ведет к повышению симпатий по отношению к вымышленным людям, представленным лишь сообщением об их жизненных позициях (Gouaux, 1971). Экспериментально установлено, что на взаимоотношения людей значительное влияние оказывает и окружающая обстановка, например уютная комната более располагает к проявлению симпатий, нежели убого обставленная комната (Mintz, 1956).
Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.
В работах Дарвина и в трудах современных ученых эмоции отнесены к фундаментальным и одинаково проявляются у представителей разных культур.
Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. (Врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как демонстрацию готовности броситься на противника и укусить его; многие люди в гневе, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремясь смягчить или замаскировать проявления гнева.)
Мимика призвана скрывать или замещать врожденные типы выражений эмоций и чрезвычайно различна у представителей разных социальных слоев.
К. Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».
1. Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
2. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.
3. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
4. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных , которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
5. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
6. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологические взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
7. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
8. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
9. Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Смущение.
Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость – удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).
– одна из фундаментальных характеристик человека. Лишенный эмоциональных переживаний, человек не мог бы называться человеком.
Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако, взрослея, человек учится управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица, мозга, изменение в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира или расцветить его яркими красками, повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии, сделать движения легкими и плавными или, наоборот, неуклюжими. Каждая эмоция воздействует на человека по-своему.
Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Играет важную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта.
Интерес – единственная мотивация, обеспечивающая работоспособность человека и необходимая для творчества. Уже с первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним единственным мимическим движением – приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ. Оно кратковременно, длится от ½ до 4-5 секунд, тогда как само переживание эмоции обычно длится дольше.
Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения. В паттерн эмоций, переживаемых в ситуации интереса, часто входит эмоция радости. Именно эмоция интереса заставляет индивида в течение продолжительного времени заниматься определенным или выработкой определенного навыка. Интерес заставляет индивида дифференцировать и описывать те аспекты мира, которые он хотел бы познать и исследовать.
Эмоция интереса несет в себе три функции. Биологическая заключается в том, что интерес служит источником энергии для поведения. Мотивационные функции можно отнести к одному из двух типов. Первый тип связан с внутренними процессами, устремляющими индивида в определенном направлении или к определенной цели. Второй тип связан с социальной мотивацией, то есть с тем процессом, посредством которого эмоциональная экспрессия индивида мотивирует поведение окружающих его и взаимодействующих с ним людей. Социальная функция: человек – это прежде всего социальное существо, для его благополучия и цивилизации требуется определенная степень социальной организации и порядка.
Эмоция интереса играет важную роль в мотивации успеха. Интерес необходим для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей.
Радость – одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения и возможности расшифровки этого выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц – скуловых. Эти мышцы, сокращаясь, оттягиваются и слегка приподнимают уголки рта.
Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру. В состоянии радостного экстаза человек ощущает необыкновенную легкость, энергичность, ему хочется летать, и он порой действительно ощущает себя воспарившим, и тогда все приобретает для него иную перспективу, иное значение, иной смысл.
Социальная функция радости. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.
Биологическая функция радости. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию.
Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата.
Печаль. Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а также образы, представления и воспоминания. Врожденное мимическое выражение печали характеризуется приподнятыми и сведенными к переносице внутренними концами бровей, поперечными морщинами на лбу и опущенными уголками рта. Главной и универсальной проблемой печали является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним. Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции.
Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим людям о неблагополучии, побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.
Существуют три способа регуляции печали: активация другой эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, когнитивная регуляция (переключение внимания и мышления) и моторная регуляция (путем напряжения произвольно управляемых мышц и физической активности).
Гнев. Чувство психологической и физической несвободы, как правило, вызывает у человека эмоцию гнева. Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать гнев. Вынужденная временная приостановка деятельности воспринимается человеком как препятствие, ограничение, сбой.
Гнев бывает вызван нанесенным оскорблением, неправильными или несправедливыми действиями и поступками окружающих. Мимическое выражение гнева включает в себя весьма характерные сокращения лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. У взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины. В гневе человек чувствует, что у него «вскипает» кровь, лицо горит, мышцы напряжены. Ощущение собственной силы побуждает его броситься вперед, напасть на обидчика. Чем сильнее гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек.
Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность. Таким образом, эмоция гнева выполняет полезную функцию. Кроме того, умеренный контролируемый гнев может использоваться в терапевтических целях для подавления страха.
Отвращение и презрение. Эмоция отвращения представляет собой дифференцированный аспект примитивного механизма избегания. Она уходит своими корнями в те древние отделы мозга, которые обеспечивают вкусовые ощущения и пищевое поведение.
Мимическое выражение отвращения безошибочно распознается даже на лице младенца. Помимо нахмуренных бровей мы наблюдаем приподнятую верхнюю губу и опущенную нижнюю, в результате чего рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивая попавшее в рот неприятное вещество.
С возрастом человек начинает контролировать свои мимические реакции, в том числе и реакцию отвращения. Человек не только учится скрывать свое отвращение или прятать его за выражением других эмоций, но и обретает навык «изображать» отвращение, когда на самом деле не испытывает его. С помощью одного мимического движения можно дать кому-то понять, что нечто в его поведении вызывает у нас отвращение.
Биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Оно также играет мотивирующую роль в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания – отвержения – с другой.
Отвращение заставляет нас избегать потенциально неприятных объектов или «скверных ситуаций» без их непосредственного воздействия на наши органы чувств. С помощью мимического выражения отвращения или отдельных мимических движений человек сигнализирует другому человеку о том, что тот должен изменить свою внешность, манеры или поведение, в противном случае рискует быть отвергнутым. Эмоция отвращения, вероятно, играет роль и в поддержании гигиены тела. Люди испытывают отвращение к грязной одежде и запаху грязного тела, как своего, так и чужого. Отвращение играет определенную роль и в установление стандартов сексуального поведения. Человек может испытывать отвращение к самому себе, что приводит к снижению самооценки и к самонеприятию.
Эмоция презрения связана с чувством превосходства. В эволюционной перспективе презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Все предрассудки и так называемые «хладнокровные» убийства вызваны презрением.
Ситуации, активирующие гнев, зачастую одновременно активируют эмоции отвращения и презрения. Комбинацию этих трех эмоций можно рассматривать как триаду враждебности.
Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго.
Существует ряд стимулов и ситуаций, на которые мы биологически предрасположены реагировать страхом. Это боль, и внезапное изменение стимуляции. Но по мере приобретения опыта человек начинает бояться самых разных ситуаций, явлений и объектов. Когда человек испытывает страх, его внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности.
Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. В страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним единственным стремление – устранить угрозу, избежать опасности. Страх иногда вызывает оцепенение, полную неспособность к движению.
Второй непосредственный эффект страха – его способность мотивировать бегство – вполне понятен и объясним. Значит, реакция оцепенения и бегства выполняют защитную функцию. Не существует более сильной мотивации для поиска безопасной среды существования, чем страх. Умеренно выраженная эмоция страха помогает нам избегать ситуаций, угрожающих нашему физическому и психическому «Я». По наблюдению этолога Эйбла-Эйбесфельда, страх заставляет индивида искать помощи.
Техники управления страхом
1. Десенситизация. Разработана Уолпом в 1969 году. Направлена на снижение индивидуальной чувствительности к объектам и ситуациям, вызывающим у индивида страх, с помощью релаксации при неоднократном представлении устрашающих стимулов.
2. Имплозивная терапия, или терапия «взрыва». Пациента просят представить наиболее травмирующее событие из его жизни с помощью специальных диагностических опросов.
3. Моделирование. Техника предполагает наблюдение за опытом чужого переживания и его имитацию.
4. Техника взаиморегуляции эмоций. Для того чтобы научиться контролировать свой страх, нужно тренировать в себе способность к переживанию и выражение эмоций, противостоящих страху.
Смущение. В смущении человек, как правило, отворачивается от собеседника, прячет глаза, одним словом, старается избежать прямой социальной стимуляции. Переживание смущения сопровождается острым чувством собственной неадекватности и, возможно, чувством неполноценности. Эмоция смущения часто сопровождается переживанием разнообразных, как положительных, так и отрицательных эмоций. Эмоция смущения может нести в себе адаптивные функции. Она может уберечь ребенка от слишком близкого знакомства с незнакомыми объектами и небезопасным окружением. Она также оказывает регулирующее воздействие на вегетативную нервную систему, предотвращая ее перевозбуждение.
Крайние проявления смущения имеют дезадаптивное значение. Застенчивость существенно ограничивает круг дружеского общения и тем самым лишает человека социальной поддержки. Кроме того, смущение ограничивает любознательность и препятствует исследовательскому поведению, особенно в социальных ситуациях. Если положительные компоненты смущения могут исполнять адаптивные функции, то отрицательные компоненты обнаруживают тесную взаимосвязь с депрессией и тревогой.
Стыд. Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем, который зачастую обостряет переживание стыда, поскольку привлекает к лицу внимание как самого человека, так и окружающих его людей. Отчеты о физиологических реакциях, сопровождающих переживание стыда, свидетельствуют о возбуждении симпатической нервной системы. Стыд заставляет человека почувствовать себя ничтожным, беспомощным и несостоятельным, вконец проигравшимся неудачником. Иногда даже искренняя похвала может вызвать у человека стыд.
Эмоция стыда исполняет двоякую функцию. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства окружающих его людей. Таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности перед обществом. Кроме того, стыд побуждает индивида к приобретению навыков, в том числе и навыков социального взаимодействия. Стыд обнажает «Я», делает прозрачным «границы эго». Но в то же время развивает навыки самоконтроля и обучения самостоятельности. Противостояние стыду и его преодоление помогают человеку в обретении чувства личностной идентичности и психологической свободы.
Для противостояния стыду люди используют защитные механизмы отвращения, подавления и самоутверждения. Человек, неспособный противостоять переживанию стыда, почти наверняка обречен на печаль и даже на депрессию.
Вина ложится на сердце тяжелым грузом. Она стимулирует мыслительные процессы, как правило, связанные с осознанием провинности и с перебором возможностей для исправления ситуации. Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или к самому себе. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе.
Специфическая функция вины заключается в том, что она стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Без вины и стыда люди не соблюдали бы нормы морали и этики. Эмоция вины играет роль в развитии личностной и социальной ответственности; вина или ожидание вины напрямую связаны с необходимостью и желанием соблюдать правила честной игры. Эмоция вины помогает почувствовать страдания, боль и мучения обиженного нами человека, она заставляет искать подходящие слова и поступки, способные избавить человека от причиненной нами боли. Вина заставляет чувствовать ответственность и таким образом содействует росту личности, ее зрелости и психологической состоятельности.
Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип , новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.