Ольга Князева
Практические упражнения для профилактики профессионального выгорания
Профессиональное выгорания представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек-человек», развивающуюся во времени.
Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно– установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья человека, его работоспособности и продуктивности трудовой деятельности. Выгорание притупляет чувствительность к состоянию не только других людей, но и к своим эмоциям.
Выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки его можно корректировать.
Возможность развития синдрома выгорания на любом этапе профессиональной деятельности свидетельствует о необходимости разработать профилактические меры, которые бы снижали риск выгорания, нейтрализовали его негативные последствия, а также способствовали восстановлению нервного, психического потенциала работников.
Действия, которые направлены на то, чтобы одолеть синдром выгорания, предполагают как самопомощь, так и оказание внешней профессиональной помощи. В первом случае «выгорающим» работникам нужно научиться осознавать симптомы психологического стресса и управлять им, овладеть широким спектром приемов саморегуляции и преодоления первых симптомов стрессов на работе. Если же такая помощь самому себе окажется недостаточной, потребуется и профессиональная. В таком случае должны привлекаться специалисты.
Профессиональная помощь «выгорающим» – психологическая помощь, направленная на восстановление психоэнергетических ресурсов и преодоление негативных последствий профессиональных стрессов. Этому способствуют различные виды социально-психологической и административно-корпоративной поддержки, разгрузочные и реабилитационные тренинги, корпоративные праздники, дни здоровья и др.
Те, кто не хочет страдать от выгорания – «душевного бесчувствия» и циничности по отношению к событиям своей жизни и окружающим людям, должны позаботиться о приумножении и активизации своих личностных ресурсов преодоления жизненных и рабочих стрессов.
Профилактические программы, направленные на помощь работникам в достижении более здоровой, сбалансированной жизни, действительно помогают предупредить (предотвратить) выгорание.
Их цель : создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья.
Задачи:
Снижение психической и физической напряженности;
Трансформация негативных переживаний в положительные эмоциональные состояния;
Развитие внутренних психических сил, умения благополучно переживать критические жизненные ситуации;
Помощь в обретении состояния внутренней стабильности, уверенности в себе;
Формирование навыков саморегуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных проблем;
Оптимизировать самооценку;
Сформировать позитивное мышление (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз (хотя есть и противоположная точка зрения, а тем более не приговор. Так что чем раньше начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее. А еще лучше эмоциональное выгорание предупредить. Украшают и обогащают жизнь интересное общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор.
1. Упражнение “Ведро мусора”
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Посреди комнаты ставится символическое ведро для мусора. Участники размышляют, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.
Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и т. п.
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
2. Упражнение «Прощай, напряжение».
Цель: снятие излишнего напряжения
Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше». Анализ: - Как вы себя чувствуете?
Расстались ли вы со своим напряжением?
Ощущения до и после упражнения.
3. «Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения»
Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения, освоение приемов саморегуляции.
Этот метод включает в себя упражнения по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп.
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, руки поднимите вверх, закройте глаза. Представьте, что вы сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Упражнение «Замок»
Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).
Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
4. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».
Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно, поиск и утверждение своих положительных качеств.
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).
5. Упражнение «Именно сегодня»
Цель: развитие позитивного мышления, помощь в обретении состояния внутренней стабильности, обучение самопрограммированию.
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;
Мысленно повторите его несколько раз.
6. Упражнение «Волшебный лес чудес».
Инструкция: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: “лес - роща” и встанем в две шеренги. Наши руки - это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по “лесу”. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам, рукам, спине».
Анализ: Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы?
Ваши чувства, когда вы были деревьями?
Расскажите о своем состоянии до и после упражнения
7. Упражнение «Молодец!»
Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция. Разделиться на два круга - внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге - хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец - раз! А это ты молодец - два!» и т. д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
8. Упражнение «Дружественная ладошка».
Ведущий: Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.
Ведущий: Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают об этой встрече, а может быть и помогают в какой-то сложный момент.
9. Упражнение «Моя аффирмация»
Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями - аффирмациями.
Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка.
Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения. Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта; положительный настрой.
Работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения учебно-воспитательного процесса. В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих учителей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Появление новых требований к оформлению документации, введение в базовые классы детей с ОВЗ, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые уроки, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность.
Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает своих учеников, более доброжелателен в общении с ними и их родителями. Спокойный педагог не только в силах давать знания по программе, но и способен сформировать и развивать УУД, организовав педагогическое пространство, используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально личностного подхода в обучении каждого ребенка. Педагогу, который не испытывает эмоциональных трудностей, работа в удовольствие, такой педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности. Сохранение психического здоровья учащихся невозможно без работы с педагогами в этом направлении.
Опрос
Исследование данной проблемы мы решили начать с опроса педагогического коллектива школы. По нашим наблюдениям и исследованиям, учителя зачастую склонны отдавать предпочтение интеллектуальным достижениям школьников, а внутреннему миру ученика уделяется недостаточно внимания. К примеру, существующая система оценки знаний учащихся, его достижений и успехов формирует неадекватную самооценку учащихся. В начале моего профессионального пути и по сей день учителя чаще просят провести диагностику в том или ином классе именно каких-то интеллектуальных параметров. Или поступает запрос от учителя исследовать уровень развития ребенка, который не справляется с программой обучения.
Анализ запросов позволяет сделать и другой не маловажный вывод: учителю часто мешает поведение ребенка на уроках, которое он расценивает как неадекватное, неприемлемое. Например, ребенок ведет себя агрессивно, или он неорганизован, или медленно выполняет задания. Конечно, есть педагоги исключительные, чуткие к проблемам учащихся, и этот факт воодушевляет. Такие педагоги нередко используют в своей работе индивидуальный подход и чаще других обращаются за помощью к школьному психологу, стараясь понять ребенка и помочь ему преодолеть трудности в обучении или в адаптации.
В целях выявления таких трудностей в работе педагогов был проведен опрос с помощью анкеты, инструкция к которой была следующей: «С какими трудностями педагогической деятельности вы наиболее часто сталкиваетесь в своей работе (вы берите из списка несколько вариантов)?» (см. приложение 9). Данная анкета является нашей авторской наработкой и составлена самостоятельно.
В опросе принял участие 41 педагог. Основными трудностями в работе педагогов являются:
1. Неорганизованность учащихся, которая мешает работе, - 63% опрошенных учителей.
2. Неадекватное поведение учащихся (агрессивность, тревожность, вспыльчивость, болтливость) - 46% опрошенных.
Кроме этого, 36% учителей младших и старших классов считают, что слабые знания по предмету являются проблемой в педагогической деятельности. Интересно, что ни один из преподавателей не отметил трудным для себя наличие каких-то личных проблем ученика, связанных с кризисными, возрастными моментами развития личности школьника.
Таким образом, мы видим, что и по сей день наибольшее внимание педагоги школы обращают имен но на организационные, поведенческие и интеллектуальные характеристики учащихся и мало значения придают истинным причинам неуспеваемости учеников. Завышенные требования к способностям, игнорирование возрастных особенностей зачастую формируют у учеников негативное отношение к учебе, к школе, негативное мышление в целом и отношение к себе как к ученику.
Цели, задачи, условия реализации семинара — тренинга по профилактике эмоционального (профессионального) выгорания педагогов
Данная разработка семинара-тренинга содержит в себе как известные методики, так и авторские на работки - позитив-технологии.
Цель семинара : создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей.
Задачи семинара :
- актуализировать процесс самоанализа сотрудников;
- познакомить с приемами саморегуляции;
- научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;
- оптимизировать самооценку педагогов;
- снять эмоциональное напряжение;
- сформировать учите лей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Материалы и оборудование :
Интерактивная доска, проектор или компьютер (ноутбук) для демонстрации слайдовой презентации (теоретическая часть семинара);
Слайдовая презентация (см. приложение 8); - заранее приготовленные картинки из журналов для проведения разминки (упражнение 1 «Картинка»);
Карточки с незаконченными фразами для про ведения упражнения 3 «Откровенно говоря» (см. приложение 1);
Калоши, желательно цветные и большого раз мера, и карточки с ситуациями (см. приложение 2 на диске);
рефлексивный кубик (см. приложение 3 на диске) к упражнению 5 «Калоши счастья»;
Заранее нарисованное дерево на ватмане, магнитная доска, листочки двух цветов к упражнению 6 «Плюс-минус»;
Магнитофон и записи спокойной релаксационной музыки (на данном семинаре были использованы музыкальные композиции альбома «Эолия. Любовь на ветру»), релаксационный текст, бумага формата А4, фломастеры, карандаши, маркеры к упражнению 7 «Сад моей души» (см. приложение 4);
Заранее приготовленные карточки с аффирмациями к упражнению 8 «Моя аффирмация» (см. приложение 5);
Заранее распечатанная анкета для учителей «Об ратная связь» (см. приложение 6);
Памятки-буклеты (см. приложение 7).
Условия реализации: специально оборудованный кабинет психолога с приглушенным освещением, мягкими стульями (как показывает практика, в обычном учебном классе педагоги чувствуют себя неуютно, привычная обстановка не дает возможности хорошо расслабиться), хорошей звукоизоляцией.
Время проведения: приблизительно 1,5 часа. Общее время зависит от количества участников.
Участники : педагоги, работающие в начальном звене, молодые специалисты. Упражнения могут быть использованы также в работе со старшеклассниками, студентами, родителями.
Выбор методик и техник
Основополагающими методами являются позитив-технологии, направленные на развитие позитивного мышления учителей. В основе позитив-технологий лежит метод НЛП - «искусство и наука совершенствования личности». К примеру, упражнения «Моя аффирмация» и «Калоши счастья» направлены на развитие позитивного мышления. Эти упражнения были успешно проведены на городском фестивале творческих достижений. Данные упражнения уникальны тем, что их также можно использовать в работе с подростками.
Методы позитив-технологий использовались нами и в работе с детьми в классе СКК, в работе с детьми-дезадаптантами на тренинге для пятиклассников в рамках программы «Первый раз в пятый класс!». Упражнение «Я - молодец!» позаимствовано нами у автора программы психологического тренинга «Формирование и развитие стрессовой устойчивости педагогов к воздействию внешней среды» Е.В. Шарыповой (Томск, 2005). Это упражнение также можно отнести к методам позитив-технологий, так как основная его цель - развитие навыков позитивного самовосприятия. Здесь мы приводим его без каких-либо дополнений.
Выбор арт-терапии и медитативные техники все чаще используются как универсальные методы в работе с детьми и взрослыми. Ценность арт терапии заключена в том, что она обращается к внутренним самоисцеляющим ресурсам человека. Медитативные техники эффективны и полезны в процессе групповой работы. Эти техники используются в обучении физической и чувственной релаксации и в результате сводятся к закреплению навыков саморегуляции и аутосуггестии. Медитативное упражнение «Сад моей души» позаимствовано у того же автора, это замечательное упражнение дополнено нами арт-терапевтическим закреплением эффекта.
Выбор проективных методов интересен тем, что они позволяют «вытащить» то, что волнует учителя, определить диапазон проблем, выйти на групповое обсуждение этих проблем. Проективный метод широко используется как совокупность психологических методик диагностики личности с помощью анализа его действий и высказываний по поводу слабоструктурированного материала. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать.
Упражнение «Картинка» уникально тем, что может выполнять как развивающую, так и диагностическую функцию, поэтому было использовано нами в качестве разминки и для того, чтобы понять, с каким настроением пришли на занятие педагоги. Выбирая ту или иную картинку, человек бессознательно проецирует на нее свое внутреннее эмоциональное состояние, которое бывает сложно описать словами. Картинки помогают определить это состояние, его.
Мы нашли в той же программе, которую упоминали выше, но текст предложений дополнен и составлен нами самостоятельно. Это упражнение интересно именно с точки зрения вербализации и осознания проблем педагога, поскольку эти два сопутствующих процесса помогают участникам «выговориться» и создать чувство общности, что конечно же способствует «выходу эмоций». Совместное обсуждение проблем сближает и, таким образом, помогает эмоционально разрядиться в безопасной для педагогов обстановке. Упражнение «Плюс-минус» достаточно известное, оно позволяет увидеть как негативные, так и положительные стороны работы педагога, дает возможность объективно оценить свою деятельность.
Формы, методы и приемы работы
- Позитив-технологии (методы НЛП)
- Медитативные и релаксационные техники
- Элементы арт-терапии
- Метод рефлексии (обсуждение)
- Слайдовая презентация
- Памятки
- Анкетирование
Перечисленные методы и техники выбраны с учетом репрезентативной системы педагогов:
- Визуальная система - слайдовая презентация, картинки, рисунок дерева, рефлексивный кубик, карточки, памятки, анкеты.
- Аудиальная система - мини-лекторий по теме, релаксационная музыка.
- Кинестетическая система - практический опыт в упражнениях, визуализация текстового сопровождения, рисунок цветка.
Ход семинара — тренинга по профилактике синдрома эмоционального выгорания
1. Разминка (10 мин.)
Упражнение «Картинка» Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное педагогов.
Материалы и оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.
Инструкция. Выберите одну или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или которые вам просто понравились. Расскажите, почему вы выбрали эти картинки. (Учителя объясняют свой выбор.)
Ожидаемый результат: педагоги эмоционально раскрепощаются, становятся сплоченнее.
2. Теоретическая часть (10–15 мин.)
Слайдовая презентация Цель: введение в тему семинара, знакомство педагогов со способами профилактики эмоционального выгорания.
Демонстрируется слайдовая презентация (см. приложение 8).
3. Практическая часть
Упражнение «Откровенно говоря» (5–7 мин.) Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами (см. приложение 1).
Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Упражнение «Молодец!» (5–7 мин.)
Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция. Разделиться на два круга - внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге - хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец - раз! А это ты молодец - два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.
Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)
Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик (см. приложения 2, 3).
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Упражнение «Плюс-минус» (10 мин.)
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.
Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета - плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось - плюсов педагогической деятельности или минусов - и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Упражнение-медитация «Сад моей души» (15 мин.)
1-я часть упражнения - медитативная и релаксационная визуализация.
Цель: снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния.
Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации (приложение 4). Инструкция. Сейчас я вам зачитаю текст - медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу.
После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.
Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения. 2-я часть упражнения - арт-терапия.
Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того, что они представили, - цветок или сад.
Упражнение «Моя аффирмация»
Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями - аффирмациями (см. приложение 5).
Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка.
Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения. Ожидаемый результат: закрепление позитивно го опыта; положительный настрой.
Подведение итогов семинара
Цель: шеринг - вербальная рефлексия семинара, подведение итогов.
Материалы и оборудование: анкеты «Обратная связь» (см. приложение 6).
Инструкция. Наш семинар подошел к концу, и вам предлагается в завершение заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления от семинара. Ваше мнение для нас очень важно. После того как вы напишете ваши впечатления, по очереди расскажите о них.
Юлия КОЛОМИЕЦ
педагог-психолог, МАОУ СОШ № 7
с углубленным изучением отдельных предметов,
г. Стрежевой, Томская область
Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с изображением лестницы, памятки, сборник мелодий для релаксации.
Ход занятия
I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
II. Практическая часть
Существует китайская поговорка:
«Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Человек усваивает:
10% того, что слышит
50 % того, что видит,
70 % того, что сам переживает,
90 % того, что сам делает.
1. Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
2. Упражнение “Карусель общения”
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.
“Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…
3. Упражнение «Тест геометрических фигур»
Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.
Комментарий ведущего
ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.
ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.
ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.
КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.
КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.
4. Упражнение «Выбор»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Комментарий ведущего
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
5. Упражнение «Лестница»
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
— Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
— Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
— Что мешает Вам находиться наверху?
— Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?
6. Упражнение » Распредели по порядку»
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
— дети
— работа
— муж (жена)
— Я
— друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
7. Упражнение «Удовольствие»
Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как » скорую помощь» для восстановления сил.
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
— громко запеть;
— резко встать и пройтись;
— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное
10. Упражнение » Источник»
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. » По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.
11. Рефлексия.
Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.
«Профилактика эмоционального выгорания учителя»
Целью данного занятия является улучшение эмоционального состояния учителей, придание уверенности в себе, познания своих личностных особенностей, увеличение значимости профессиональной деятельности, а так же получение навыков эффективного общения и повышение способности конструктивно решать проблемы.
Ход занятия:
- «Выбор имени»
Инструкция: «В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни – выбрать себе имя. Подумайте и напишите пожалуйста себе игровое имя, напишите его на бумажном сердечке и прикрепите к одежде. Все остальные члены группы - и ведущий тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени».
А теперь, я вас попрошу представиться и сказать с каким настроением или настроем вы пришли на сегодняшнее занятие, что вы ожидаете получить или узнать на сегодняшнем тренинге.
Пожелания от ведущего.
2. Игра на снятие эмоционального напряжения, сплоченность коллектива.
Игра «Ветер дует на того, кто…» (родился осенью, у кого карие глаза, кто вкусно позавтракал, кто родился летом, кто любит кошек, кто родился весной, кто родился зимой, кто любит сладкое, кто проснулся с хорошим настроением, кто вкусно позавтракал и т.д.)
3.Вводная часть
В настоящее время одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. У учителей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.
Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс...
Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога.
Эмоциональное выгорание
- это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения.4. Упражнение «Портрет педагога»
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему
профессионального выгорания педагога.
Время:20 минут
Материалы: листы ватмана, маркеры, мелки, карандаши.
1этап:
Инструкция:
портрет эмоционально выгоревшего педагога».
них получился.
2этап:
Инструкция: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить
портрет эмоционально благополучного педагога».
После того как участники нарисуют образ данного педагога, тренер предлагает
эмоционального выгорания.
акцент на значимости внутренних резервов педагога в преодолении
профессионального выгорания, на том, что многое зависит от нас самих.
5. Анкета для выявления стрессовых переживаний.
6. Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно.
Проходит три стадии (Маслач, 1982) - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
1 стадия - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
2 стадия - возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
3 стадия - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
7. Разминка «Мой Зверек».
Инструкция: «В качестве разминки предлагаем вам поиграть в игру «Мой зверек». По очереди мы будем выдумывать – показывать и проговаривать по одной особенности своего зверька, при этом необходимо повторить все черты зверьков предыдущих участников».
У меня был зверек у него были вот такие уши….
8. ПРИТЧА ПРО СТАКАН
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"
- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.
Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
Ничего, - ответили студенты.
Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
9. Упражнение «Пожелание» (адаптированная по Евтихову О.В)
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных
качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.
Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.
Время:5 минут
Инструкция: «Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим
участникам группы, о том качестве, которое,по вашему мнению, помогает
преодолевать эмоциональное выгорание»
Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.
10. Упражнение «Дерево моего «Я» (И.В.Орлова) (8)
Цель: осознание себя в стрессовой ситуации, в системе профессионального и
личностного общения;
Материалы: бумага, маркеры, релаксационная музыка.
Время: 10 минут.
«Я» можно изобразить в виде дерева с разными веточками и корнями. Одна из
веточек - «качества, которые мешают», другая - «помогают» в вашей
профессии». Какие еще веточки есть на вашем дереве? Нарисуйте корни вашего
дерева. Корни - это ваши стержневые качества, которые помогают вам
постоянно расти и изменятся ».
После того, как участники группы выполнят задание, они садятся в круг и по
желанию рассказывают о своем дереве.
11. Притча про осла и колодец
Однажды осел упал в колодец и стал жалобно кричать, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей. Все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял что к чему, и принялся кричать еще жалобнее и громче! Людям было очень жалко осла, поэтому они хотели закопать его как можно скорее.
Однако, очень скоро ослик замолк. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, тот стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот!
Возможно, и в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в нас, но, ступая по этим камням, мы можем перейти бурный поток
Ф.И.О.______________________________________________________________________
Экспресс-оценка «выгорания»
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте | |||
Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен | да | нет |
|
Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления | да | нет |
|
Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры | да | нет |
|
То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики) | да | нет |
|
На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. | да | нет |
|
Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно | да | нет |
|
С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной | да | нет |
|
О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое | да | нет |
|
Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям | да | нет |
|
За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое | да | нет |
Оценка результатов
- балл- синдром выгорания вам не грозит
2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел
7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
Книга: Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения /авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.
Программа тренинга
«Профилактика профессионального
выгорания у сотрудников образовательных
учреждений»
ПАМЯТКА РАБОТНИКУ ШКОЛЫ
как избавиться от любого стресса
1. Окружающий мир это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.
2. Стресс - часто следствие информационной перегруженности психики. Уменьшение количества и ответственности принимаемых решений, сокращение сфер жизнедеятельности, в которых мы проявляем активность, неизбежно приводит к снижению информационного стресса.
3. На дистанции жизни основным должно быть соревнование с самим собой, а не с окружающими. Смысл жизни человека и человечества в альтруистическом самосовершенствовании.
4. Уменьшение уровня притязаний неизбежно снижает вероятность возникновения стресса и наоборот. Периодически вспоминать о том, что без многого из того, чего я добиваюсь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. Однако, чем ниже уровень притязаний, тем меньше у меня стимулов к саморазвитию.
5 . Научиться без каких-либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с себя.
6. Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить мое отношение к ней.
7. На Земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые попав в мое нынешнее положение посчитали бы себя на вершине счастья. Надо всегда помнить об этом.
8. Чем выше степень моей ответственности за те проблемы и трудности, которые у меня возникают, тем чаше я могу попадать в стресс и наоборот. Все будет так, как надо, даже если будет по-другому.* Однако, чем ниже степень моей ответственности, тем меньше на меня могут положиться окружающие.
9. Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить по совести - значит реже попадать в стресс.
10. Свою жизнь нужно оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.
11 . Сама по себе жизнь в целом ни хороша, ни плоха. Она объективна. Хорошей или плохой нашу жизнь во многом делает наше восприятие к ней. Жизнь такова, какова она есть. Если хочешь быть счастливым - будь им.
12. Приятно надеяться на лучшее. Однако, всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший вариант развития событий. Желательно психологически и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.
13. Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишен этого чувства.
14. Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет и в нем ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его еще нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни здесь и сейчас.
15. Постоянно расширяйте пространственные границы того мира, в котором вы живете и ощущаете себя. Живите не в квартире или на рабочем месте, а в Солнечной системе. В ее масштабах все наши проблемы вызывают не стресс, а любопытство.
16 . Расширяйте временные границы своего мировосприятия. Знайте историю своего рода, России, человечества, развития жизни на Земле, Галактики. Абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит преодолеем и мы!
17. Мир вероятностен и в нем все может произойти. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Чем шире они у человека, чем больше он видел, знает, допускает, тем реже он попадает в стресс, гак как оказывается готов к любому варианту развития событий.
18. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Чем глубже человек понимает, что происходит с ним, его семьей, страной, человечеством, тем реже он испытывает серьезный стресс.
19. Эволюция за 15 млрд. лет «отшлифовала» Мир до зеркального блеска. Мир совершенен и поэтому прекрасен. Учитесь видеть это совершенство и красоту, а также радоваться им.
20. Главные причины моих неудач во мне. Но себе-то я могу многое простить. В целом ведь я - хороший и делал все, что мог!
21. «Есть упоение в бою...» Испытания, которые нам посылает судьба, могут вызвать стресс. Но они могут быть и мощным источником нашего саморазвития, обогащения жизненного опыта, радости трудной победы. Нужно научиться использовать конструктивное начало в любой проблеме, с которой мы сталкиваемся. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...
22. Укрепление физического здоровья - важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле - здоровый стресс.
Все мои беды и печали носят временный характер. Все они пройдут!
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.
Задачи:
Познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;
Снизить уровень эмоционального напряжения;
Содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
Сформировать установку на сохранение и укрепление психического
здоровья;
Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона - некоторую закрытость или нежелание работать.
Упражнение «Знакомство».
Все становятся в круг. Каждый называет свое имя и одно положительное или отрицательное качества своего характера, которые начинаются с той же буквы, что и имя (например, Татьяна - терпеливая).
Упражнение «Мой образ»
Цель: подготовка участников к работе, создание позитивной атмосферы, хорошего настроения, определение особенностей каждого. Ведущий приветствует группу, раздает каждому участнику лист бумаги А4, на котором нужно написать свое имя и нарисовать собственный образ (это может быть определенный символ, предмет-что угодно). Бумага, карандаши
После того как участники выполнили задание, психолог предлагает по очереди назвать свое имя и представить собственный образ. Рисунки прикрепляются на доску. Так создается «галерея портретов» участников группы
Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»
Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких.
Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной.
Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе.
Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление.
Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».
«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой.
Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.
В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как
негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.
Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится.
Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание:
высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей
К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов.
В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Практическая часть
Существует китайская поговорка:
«Расскажи мне - и я забуду
Покажи мне - и я запомню
Вовлеки меня - и я пойму и чему-то научусь»
Человек усваивает:
10% того, что слышит
50 % того, что видит,
70 % того, что сам переживает,
90 % того, что сам делает.
«Что заказываешь, то и получаешь»
Женщина едет раздраженная в троллейбусе и думает: «Пассажиры - хамы и грубияны. Муж - пьяная скотина. Дети - двоечники и хулиганы. А я - такая бедная и несчастная…»
За спиной у неё стоит ангел-хранитель с блокнотиком и все записывает по пунктикам: «1. Пассажиры - хамы и грубияны. 2. Муж - пьяная скотина… » и так далее.
Потом перечитал и задумался:
И зачем ей это нужно? Но если заказывает, будем исполнять…
Упражнение «Шарик» (работа с гневом)
Цель: помочь осознать, как можно контролировать гнев.
Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался.
Представьте себе, что шарик -это ваше тело, а воздух внутри шарика -это ваш гнев или злость.
Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук?
(Он улетит.)
Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.)
Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.
Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями»
(Участники выполняют задание.)
Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается)
А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)
Так и человек должен учиться управлять своим гневом для того чтобы не навредить окружающим людям и себе.
А теперь давайте попробуем, научиться управлять гневом, и для этого выполним одно из многих упражнений.
Упражнение «Дыхание»
Цель: расслабление организма.
Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре —на задержку дыхания, четыре —на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.
Варианты поиска других ресурсов.
Упражнение “Ведро мусора”
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора ”.
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами - у каждого из нас накапливаются не всегда нужные деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх.
Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на...”, “я сержусь на...”, и тому подобное”. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются..
Упражнение “Самоощущениие” (работают только ощущения!)
Показать где находится мое «Я».
Занять место в помещении, где моему «Я» комфортно.
Подойти к тому, с кем моему «Я» комфортно. Если есть ответная реакция, то протянуть руку.
Что бы вы сейчас хотели бы вместе сделать (движение).
Резюме: Работа с ощущениями, пониманием себя.
В любой момент можно остановиться, ощутить себя как личность, рядом всегда можно найти единомышленника, близкого по духу человека.
«Как можно использовать предмет?» (с.57)
Берется любой предмет (ручка). Этот предмет пускают по кругу. Каждый участник должен сказать, как можно использовать этот предмет помимо его прямого предназначения.
5. Упражнение "Удовольствие"
Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.
Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие.
Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия.
Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
Громко запеть;
Резко встать и пройтись;
Быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
Измалевать листок бумаги, измять и выбросить
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Гимнастика Джекобсона.
Тренировка по Джекобсону.
Упражнение «Сосулька». Сжать кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно-сильно сжимаете сосульку), на выдохе - разжать (ощущение легкого тепла)
Упражнение « Тяни». Вытянуть руки до противоположной стены на вдохе (как будто хотите что-то достать), опустить руки - на выдохе.
Упражнение «Бабочка». Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылья), на выдохе лопатки - развести (бабочка расправила крылышки).
Упражнение «Черепаха». Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха в панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться (черепаха высунула голову из панциря).
Упражнение «Пяточки». Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки), на выдохе - опустить.
Упражнение «Носочки». Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки), на выдохе - расслабить ноги и опустить.
Упражнение «Бяка-Бука». Наморщить лоб, нос, свести глаза в «кучу» на выдохе, на выдохе вернуться в обратное положение.
Упражнение « Буратино». На вдохе улыбнуться максимально широко (улыбка Буратино) , на выдохе - губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух со звуками: «У- тю - тю -тю -тю».
м\ф «Моя жизнь». М\ф «Моя жизнь»- о детском взгляде на жизнь, когда все воспринимается как данность и от всего можно получать удовольствие.
Наш критичный взгляд на жизнь порой очень мешает жить.
Это пример позитивного, оптимистичного взгляда на мир.
Игра «Ларец желаний»
Цель: снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроения.
Участникам предлагается достать из ларца листы, на которых написано, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Варианты:
В ближайшее время тебе особенно повезет!
Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!
Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом!
Люби себя такой, какая ты есть - единственную и неповторимую!
Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь!
Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом!
Ближайший месяц твой! Работа или отдых - решать тебе!
Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе зима!
Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег!
Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная ванна порадует тебя!
Не бойся своих желаний, их исполнение дает новые жизненные ресурсы!
А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то обязательно найди повод гордиться собой!
Загляни внутрь себя, там есть все то, что тебе так импонирует в других людях!
Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся… дорожи этим!
Внутри каждого человека есть хотя бы одно малюсенькое позитивное качество…рассмотри его!
Рефлексия.
Анкета обратной связи.
Актуальность предложенного материала | |||||
Доступность материала для понимания | |||||
Свою заинтересованность в данной теме | |||||
Свою активность в данной встрече | |||||
Привлекательность формы проведения. |
Ваши замечания по поводу организации__________________________________________
Прощание :
быстрые упражнения для восстановления
Упражнение «Да-нет» в движениях