Считается, что чем больше человек владеет навыками одновременного ведения различных дел, тем более он продуктивен по сравнению с другими. Многозадачность = Продуктивность . Так ли это? Совершенно очевидно, что наше отношение к этому вопросу неоднозначно: кто-то считает, что многозадачность неэффективна, и даже вредна, а кто-то не только сам успевает одновременно вести огромное количество дел одновременно, но и успевает обучать этому искусству других людей. Совершенно естественно, что многих людей волнует вопрос: как вести несколько дел одновременно и все успевать?
Что такое многозадачность?
Многозадачность (multitasking) — способность разбивать несколько видов деятельности на удобные для выполнения части с тем, чтобы возвращаться к прерванной проблеме, будучи обогащённым опытом параллельного решения других вопросов.
Многозадачность (multitasking) – ситуация, в которой работа над заданием останавливается с целью того, чтобы приступить к выполнению нового задания.
Вам приходилось видеть людей, которые одновременно выполняют несколько задач:
- Отправляют электронную почту и разговаривают по телефону.
- Смотрят телевизор и читают газеты.
- Присутствуя на мероприятии, делают заметки совершенно по другому поводу
- Управляют автомобилем и отвечают на телефонные звонки.
Как вы считаете, сложно управлять несколькими делами одновременно, или это тоже навык, который приобретается и постепенно становится нашей привычкой?
Да, многозадачность становится обыденностью в нашем сложном мире. И приходится успевать выполнять сто дел сразу, чтобы тебя не посчитали неудачником. Но какую цену мы при этом платим?
Исследования ученых доказывают, что люди не в состоянии справиться с более чем двумя задачами одновременно. Все дело в количестве лобных долей нашего мозга. Их всего две. Когда мы выполняем одну задачу, участки обеих лобных долей участвуют вместе в работе над задачей. Когда задач становится две, доли разделяют свои обязанности, и каждое полушарие сосредотачивается над своей целью.
Поэтому, имея в своем распоряжении всего две лобные доли, человек не в состоянии справиться с более чем двумя уникальными задачами. Когда добавляется третья, мозг вынужден заменить одну из первых задач. То есть, мы лишь в малой степени способны к многозадачности, хотя справедливости ради надо отметить, что среди нас есть индивидумы, способные вести несколько десятков дел и проектов одновременно, например, гуру российского инфобизнеса Андрей Парабеллум.
Его многозадачность кардинально отличается от нашей привычной: его цель — «зафиналить», то есть довести до запланированного результата дело или задачу. Нет результата, значит грош цена твоей многозадачности. Результаты и достижения должны быть обязательно.
Когда встречаешь таких людей, хочется быть похожими на них. Время и условия диктуют свои правила, и нам приходится обращать внимание на то, как и что им позволяет справляться с большим объемом разнообразных задач. Интересно разгадать их секреты, с помощью которых они намного эффективнее, чем мы.
Но свои секреты они просто так не раскрывают. Скорее всего, потрясающие результаты их многозадачности кроются в высокой организованности, аналитическом мышлении, способности к анализу и синтезу, системном подходе. Сначала это просто полезные привычки, затем привычки становятся навыками личной эффективности, встроенными в нашу деятельность. Если по роду деятельности вас часто отвлекают от основного занятия, то обладая необходимыми навыками, вы быстро найдете способы переключаться с одного занятия на другое. Даже имея ввиду, что для того, чтобы переключиться на текущее занятие, времени потребуется гораздо больше, чем было необходимо на выполнение этого задания.
Такая работа не нравится людям, более того это напрягает и создает неблагоприятный эмоциональный фон, в результате чего, домой мы приходим уставшие и выжатые, как лимон. Вероятность допущения ошибок в подобной стрессовой ситуации возрастает, все знают, насколько важно сконцентрироваться на выполнении важной задачи. Помехами может все, что отвлекает: музыка, разговоры, телефонные звонки, вопросы коллег и сотрудников.
Я думаю, что большинство из нас все-таки предпочитает концентрировать внимание на выполнении одной задачи, причем зная объем запланированных задач на день, постараться решать в короткие сроки, решая одну задачу за другой последовательно. Качество при этом не должно страдать.
Как справиться с многозадачностью
Есть несколько интересных приемов, которые позволяют вести несколько дел одновременно.
1. Работая в компьютере, оставить открытой всего лишь одну вкладку. После выполнения задачи эту вкладку можно закрыть и открыть следующую.
2. Говорят, что одновременно вести несколько дел помогает использование нескольких компьютерных мониторов — они решают проблемы с краткосрочной памятью и повышают продуктивность.
3. Прежде, чем начать работу над еще одной задачей, советуют ее предварительно разбить на подзадачи, используя технику «Помодоро». Суть этого метода в том, что, разбивая задачу (день) на структурированные части, вы сосредоточенно работаете над выполнением по 25 минут, делая кратковременные перерывы.
4. Важность планирования трудно переоценить, поэтому умение спланировать работу в режиме многозадачности будет крайне полезным. Важно научиться назначать приоритеты задачам и всегда решать в первую очередь самые важные и самые срочные. Знайте свое время, знайте свои задачи и планируйте их соответственно, советуют те, кто с этим легко справляется.
5. Мотивация. О ней кстати будет уместно упомянуть в контексте качества выполняемых задач. Используя и загружая своих сотрудников по-максимуму, руководители часто забывают оценить такой труд по достоинству, оставляя материальное вознаграждение на прежнем уровне. В результате — неизбежное ухудшение качества работы, так как лично он не заинтересован трудиться в поте лица, бесплатно выполняя дополнительные обязанности.
6. Совет использовать перерывы для смены обстановки и переключения на какую-либо другую деятельность позволяет не только сосредоточиться на отдельных задачах, но и дает возможность немного отдохнуть и чуть-чуть развлечься.
Подробнее о всех этих способах можно прочитать в разделах и , что-то можно найти в других источниках. Важно понимать, что от многозадачности нам никуда, увы, не деться. Выгоднее будет овладеть инструментами такой деятельности и быть готовым к работе в таком режиме.
Чаще всего, нам не стоит гордиться своей «многозадачностью «, так как мы не несколько дел выполняем одновременно, а делаем их все-таки последовательно, переключаясь с одной задачи на другую. Самое главное — сосредоточиться на одной задаче, для того, чтобы общая продуктивность не снижалась. А если наступает момент, когда необходимо выполнять несколько дел одновременно, то в нашем арсенале имеется достаточное количество встроенных привычек, которые в авральном режиме справятся с несколькими делами в два счета.
Понимая, что режим многозадачности сам по себе не всегда продуктивен, надо понимать главное: надо видеть различия между ситуациями, и понимать, когда действительно необходимо выполнять несколько дел одновременно , и когда этого можно избежать. Надо стараться решать задачи по мере их поступления. За это наш мозг скажет нам спасибо.
Общество предъявляет все новые и новые требования. Уже никому не интересен усердный работник, который делает одно дело за раз. Нет, он должен уметь и то и се, да причем сразу.
И все чаще мы сталкиваемся с понятием многозадачности. Что такое многозадачность? Многозадачность – это возможность выполнять несколько процессов одновременно. Это понятие касается и программирования, и производства, и человеческой деятельности. Чтобы не распыляться, оставим технические вопросы соответствующим специалистам и поговорим о том, в чем заключается многозадачность для человека.
Многозадачность все больше проникает в нашу жизнь и становится неотъемлемым спутником наших деяний, отдыха, быта, развлечения. Возможно, так происходит потому, что мы вращаемся в бурном потоке информации и возможностей, и все хочется попробовать, и все хочется успеть. Мы превратились в больших детей, а детям, как известно нравится начинать разные дела и бросать на полпути.
Поэтому мы можем одновременно отвечать на письма в почте, чатиться в соцети, слушать музыку, красить ногти (стричь бороду) и спорить с мамой (женой, мужем) через стенку. Теперь Юлию Цезарю нечем гордиться, даже современные дети переплюнули его – мы делаем все и сразу. Мы постоянно чем-то заняты, но никак не можем прийти к финишу, у нас десятки начатых и незавершенных дел. Заниматься тремя проектами сразу, читать одновременно пять книг, готовить суп, мыть посуду и пылесосить – вот она, наша многозадачность.
Это не что-то, к чему нужно стремиться, как к полезной системе работы. Наоборот – теперь это свойство, присущее практически каждому человеку. И мы должны научиться его обуздывать.
Открою секрет: исследователи утверждают, что многозадачность для человека вовсе не означает одновременное выполнение нескольких задач, а скорее быстрое переключение с одной на другую и обратно . По-настоящему многозадачных людей крайне мало.
Почему мы так любим многозадачность? Да, мы ее действительно любим, потому что мозгу нравится ощущение постоянной занятости, таким образом мы чувствуем себя более реализованными и счастливыми. Тот факт, что половина энергии тратится на переключение с одной задачи на другую, во внимание не принимается.
Более того – во время переключения между задачами в наше тело выбрасывается большая доза гормона счастья. Именно поэтому нас так манит мигающее оповещение об СМС или желание поностальгировать над старым хламом, найденным во время уборки.
Но проблема в том, что в то же время мозг «впрыскивает» и кортизол, гормон стресса. И получается, что при многозадачной деятельности мы одновременно счастливы и напряжены.
Но обозначает ли это, что многозадачность негативно отражается на нашей жизни и работе? Чтобы выяснить это, давайте рассмотрим все стороны этого явления.
Плюсы и минусы многозадачности
- При многозадачности человек склонен к поверхностной обработке информации, поэтому не имеет достаточной базы знаний и плохо осведомлен в изучаемых вопросах.
- «Многостаночник» подсознательно переносит данные с одной задачи на другую, поэтому совершает ошибки. При недостаточной концентрации внимание рассеивается.
- Неправильно выстроенная многозадачность утомляет – а уставший человек хуже работает.
- Как уже говорилось, многозадачность чревата кучей начатых и неоконченных дел.
- При правильном планировании работы многозадачность действительно помогает решать несколько задач одновременно.
- Она тренирует мозг и развивает концентрацию.
- Люди, способные эффективно работать в условиях многозадачности, умеют быстро реагировать в форс-мажорных обстоятельствах и молниеносно вникать в ключевые понятия проблемы. В некоторых ситуациях это свойство намного важнее, чем умение дотошно изучить вопрос, разобрать его «по косточкам» и лишь потом принимать решение. Иногда может быть уже поздно.
Многозадачность в работе: казнить нельзя помиловать?
Что же нам делать с пресловутой многозадачностью – пытаться избавиться от нее и научиться делать все по порядку или как-то систематизировать, чтобы она несла больше пользы, чем вреда? Конечно же, второе.
Между прочим, работа в условиях многозадачности приносит хорошие результаты в сфере бизнеса, управления, педагогики, туризма и прочих нишах, где нужно решать кучу вопросов сразу же по мере их поступления. Главное здесь – научиться ею правильно пользоваться, чтобы не получалось как в том анекдоте о чукче, который запрягал оленей в жигули. Чтобы многозадачность была инструментом, а не балластом, необходимо установить для себя несколько важных правил.
Как эффективно работать в условиях многозадачности?
Многозадачность – это сложное и капризное свойство нашей психики. Оно подобно необъезженному коню. Если мы не умеем ею управлять – она седлает нас и выматывает, выжимает все соки.
Нельзя путать многозадачность с неорганизованностью. Многие, кто считает себя крутыми «многозадачниками», просто не умеют организовать собственное время.
Настоящая многозадачность – это умение концентрироваться только на одном деле в течение определенного времени, переключаясь на другое в строго установленный момент и полностью погружаясь в новую работу.
Развивайте дисциплину и концентрацию – и тогда многозадачность не превратится в трясину, безвозвратно засасывающую все время и силы своего хозяина.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
При приеме на работу порой сложно предусмотреть, чем в перспективе будет заниматься человек, ведь изменения могут произойти молниеносно: открытие нового направления, появление дополнительной задачи, необходимость подстраховать коллегу и многое другое.
Поэтому современные руководители выделяют ряд качеств, которые помогают сотрудникам ориентироваться в ситуации, быть гибкими в задачах, справляться с изменениями и выполнить ожидаемое в срок.
В статье описаны навыки, помогающие быть успешными в любой должности, делать вклад в развитие компании работодателя и своей карьерной лестницы одновременно.
Анализируя эти качества , можно подобрать универсального «солдата», который сориентируется на новом месте и войдет в рабочий ритм, принося выгоду раньше, чем от него ожидали.
1.Многозадачность
Умение решать несколько задач одновременно без потери качества ценно для будущего сотрудника. Он сможет наряду с основным функционалом вести ряд проектов и что самое интересное, ему это будет нравиться. Благодаря такому умению коллега сможет поддержать, подхватить или помочь в ведении практически любого проекта.
Какими вопросами определить многозадачность на собеседовании:
— Приходилось ли вам работать в многозадачном режиме?
— Расскажите, как это выглядело?
Задача HR отследит насколько эта многозадачность соответствует ожидаемой.
Привести кейс: «Представьте, что руководитель вам поручил важную задачу, с которой необходимо справиться к определенному сроку. Спустя день, он выдает еще одну задачу не меньшей степени важности и теми же сроками. Вопрос: как себя будете чувствовать, какие ощущения? Как поступите?»
Задача интервьюера оценить, как будет действовать сотрудник (параллельно и последовательно), понять истинное отношение (испытывает негатив, раздражение, желание возразить или совершенно спокойно с радостью готов разнообразить день).
2. Способность слушать и слышать
Управленцы отмечают, что систематически сталкиваются с проблемами разного толкования и понимания задач сотрудниками. Понятая задача способна кардинально отличаться от поставленной.
Поэтому выделяют умения не просто слушать, но и слышать говорящего, интерпретировать и делать правильные выводы, выделяя истинную суть.
Этот навык сэкономит как минимум половину рабочего времени затраченного на попытки додумать поставленную задачу и выполнить совсем не то, что хотел менеджер.
Как определить умение слышать собеседника
— Выдать объемную задачу во время интервью. Перед выдачей обозначить, что в компании ценится умение правильно понимать друг друга. Объяснить, что сейчас будет озвучено задание, необходимо его качественно принять, потом пояснить как понял и что будет делать.
Тут есть небольшое «НО» задача в тесте должна быть понятна любому человеку, не касаться специфики предприятия, требуя экспертности.
Цель рекрутера отследить то, как задача будет приниматься (с использованием конспектирования или нет, с утоняющими ли вопросами, с подтверждением правильности понимания) и как будет озвучена (правильно ли оценена и уловлена суть, определены ли важные детали и сроки).
3. Умение принимать решения
Этим навыком обладают люди, не нуждающиеся в постоянном контроле, способные действовать самостоятельно там, где у них достаточно компетенций. Им не потребуется дополнительная оценка правильности решения. Это умение формируется из способности рационально оценивать обстановку, эмоциональной уравновешенности, решительности и способности брать ответственность.
Как определить умение принимать решение
— Погрузить в кейсовую ситуацию, задав предварительные условия: «вы знаете определенный документ и консультируете по его использованию коллег. Внезапно поступает вопрос отбизнес-партнера, такой вопрос ранее не встречался, но находится в рамках вверенного документа. Задача грамотно и быстро проконсультировать коллегу. Как будете действовать?»
Цель понять формат поведения, способность рассчитывать на себя. Интервьюер может отвечать на уточняющие вопросы соискателя во время выполнения задания.
4. Искренность
Честные люди легки в управлении, им можно доверять, полагаться на них. Это увесистое качество при отборе, которое может восполнить другие пробелы в навыках претендента. Почему важно умение говорить правду:
— сбои не останутся ждать последней минуты, руководитель будет предупрежден;
— недовольства будут известны сразу, не превращаясь в сплетни.
Как определить честность
Дать мини-тест с пометками вариантов ответа так, словно это подсказка других соискателей. Цель отследить признается ли в этом тестируемый и попросит ли другой бланк.
5. Самоорганизация
Умение самостоятельно держать себя в руках, дисциплинировать себя, находить все необходимое для решения вверенной задачи и управления ситуацией, проявляя инициативу – это навыки не только управленца, но и сотрудника, способного активно работать, не просиживая стул.
Как проверить самоорганизацию
Самоорганизация видна из поведения человека во время интервью. Вовремя ли приехал, просит ли ручку и листок (если есть задача что-либо заполнить, а не все условия предоставлены для этого – так можно моделировать обстоятельства для проверки данного качества).
Задача оценивающего отследить поведение и реакцию. Если кандидат будет сидеть в ожидании предложения помощь, скорее всего, самоорганизация на начальном уровне. Безусловно, такой тест не покажет всей картины, но даст понятие в первом приближении.
6. Энтузиазм
Умение мыслить позитивно формирует правильные цели в голове сотрудников, помогаетнайти решение и не отступать. Учеными доказано, что «позитивные» сотрудники быстрее находят контакт с коллективом, легче срабатываются с людьми и достигают результатов проще.
Как проверить энтузиазм
Положительный или негативный настрой виден с первых слов кандидата. Когда он рассказывает о том, как добрался до офиса, о предыдущем месте работы.
Нельзя сказать, что приведенные навыки мгновенно создадут великого менеджера для организации, они приблизят компанию к эффективным и лояльным сотрудникам, к выгодным вложениям времени в их обучение и качественной своевременной отдаче. Определять наличие навыком можно разными способами:
— используя приведенные примеры или создавая свои наработки на основе них.
— оценивая каждый навык в отдельности или создавая пару универсальных испытаний, проявляющих все факторы успеха.
Конечно, анализируя и эти умения, риск неправильного выбора остается, но если сотрудник даже не способен выложиться на максимум, проявив все качества эффективного менеджера, то и во время работы, скорее всего, чуда не произойдет.
Вы по-прежнему убеждены, что залог успеха — способность работать в режиме многозадачности? Пришло время развеять эту иллюзию. Оксфордские ученые исследовали реакции мозга и доказали, что мультизадачность только вредит. Пытаясь выполнять несколько дел одновременно, мы истощаем себя. Страдает способность к концентрации внимания, повышается утомляемость и, самое неприятное, разрушается мозг. Редакция сайт собрала любопытные сведения о вреде многозадачности и особенностях монотаскинга (однозадачности).
Развеиваем мифы о работе в режиме многозадачности
Если оглянуться вокруг, то покажется, что мы живем в мире суперменов. Люди одновременно смотрят фильмы, разговаривают по телефону, проверяют почту и краем глаза успевают заглядывать в ленты соцсетей. За единицу времени выполняются несколько задач. Но это иллюзия. Делая одновременно несколько дел, мы теряем концентрацию, поэтому ничего не выполняем по-настоящему качественно.
Пытаясь объять необъятное, мы приобретаем вредные привычки, которые негативно сказываются на продуктивности работы. Мы сами провоцируем повышенную тревожность, стрессы и неврозы. Проблема в том, что человеческий мозг изначально не приспособлен к работе в режиме многозадачности. Ученые доказали это экспериментальным путем.
До последнего времени считалось, что молодежь, которая растет в условиях многозадачности, лучше воспринимает информацию. Это обусловлено тем, что дети учатся, общаются и выполняют дела, не вынимая наушников и одновременно зависая в соцсетях. Все не так просто. Ученые исследовали способности двух возрастных групп — 18-21 года и 35-39 лет.
Оказалось, что если задача одна, то молодежь действительно справляется с ней на 10% быстрее зрелых людей. Но это преимущество утрачивается, как только испытуемые работают в режиме многозадачности. Причем снижение скорости выполнения дел падает независимо от сложности заданий. Получается, что быстро и качественно делать работу можно только одним способом — не отвлекаясь ни на что другое.
4 причины не выполнять несколько дел одновременно
Одновременное выполнение задач — это миф. На самом деле, мозгу приходится постоянно переключаться с одного дела на другое. Пока человек бодр и активен, это дается довольно легко. Но с каждым разом приходится прилагать все больше усилий, чтобы не терять концентрацию. Плата за это слишком высока.
1. Существенное падение скорости выполнения работы
Переключение внимания катастрофически сказывается на выполнении заданий. В результате исследований выяснилось, что офисные работники тратят до 28% времени на восстановление концентрации внимания. Это значит, что одного телефонного звонка, сообщения или даже нажатия лишней кнопки достаточно, чтобы на треть увеличить продолжительность выполнения задачи.
Получается, работа пойдет гораздо быстрее, если грамотно спланировать время и выполнять дела поочередно. При этом качество останется на высоте.
2. Снижение мозговой активности — удар по творчеству
Если речь идет об аналитиках и людях творческих профессий, то им категорически нельзя работать в режиме многозадачности. Это снижает мозговую активность в целом. К тому же возникающие мысли и идеи мгновенно забываются, как только человек переключает внимание. Падает креативность, возникает творческий кризис, а заканчивается все мощным ударом по самооценке.
3. Под угрозой качество работы и простые радости
Снижение скорости разной работы, выполняемой одновременно, очевидно. Но так ли это важно, если речь идет о простых бытовых действиях? Оказывается, тоже важно. Если одновременно читать, жевать бутерброд и пить чай, вы не получите удовольствия ни от книги, ни от еды, ни от напитка. Останется лишь чувство неудовлетворенности. Выполняя несколько дел одновременно, вы ничего толком не делаете и лишаете себя простых житейских радостей.
4. Хроническая усталость, стресс и невротические расстройства
Когда вы беспокоитесь о выполнении нескольких дел, возрастает общий уровень тревожности. Так вы сами приучаете себя к излишней нервозности. Начатые, но не закрытые задачи, — мощный фактор стресса. Организм реагирует спадом активности. Накапливается больше невыполненных дел, беспокойство возрастает, а производительность падает. Это порочный круг многозадачности.
Советы по монотаскингу — простой и эффективной однозадачности
Записывайте. Планируйте в письменной форме. Как только задача зафиксирована на бумаге, о ней можно не думать.
Расставляйте приоритеты. Выполняйте дела в порядке срочности и важности.
Учитывайте время. Выделяйте на каждый пункт плана ровно столько времени, сколько нужно для его реализации.
Отдыхайте. Планируйте не только дела, но и перерывы между ними.
Проверяйте почту по графику. Это касается также лент соцсетей, телефонных сообщений.
Если можете, отключайте телефон и все звуковые оповещения на время работы. Помните, каждый звонок увеличивает продолжительность выполнения задачи на треть. Вам потребуется не менее 15 минут, чтобы вернуть концентрацию внимания. Лучше справьтесь с заданием, а потом проверьте телефон, почту и ответьте на важные сообщения.
, ВИР от 11.02.2012 , ВИР от 22.02.2012Эффективный менеджер нового типа - о нём много говорят. ОРКОША задался вопросом: что даёт основания считать менеджера эффективным и что именно нового есть в современных эффективных менеджерах.
ЖЕЛАНИЕ И СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ
- Умение воспринимать новую информацию и способность/нацеленность на постоянное обучение и совершенствование
- Готовность к обучению
- желание учиться новому
- легко обучаемые
- желание расти и развиваться
- Готовность к обучению, стремление к развитию
Любые коммуникации в более-менее замкнутом сообществе довольно часто становятся скучными и однообразными. Наилучшим способом разнообразить эти коммуникации является, по-видимому, обучение, дающее новую пищу для обсуждений. А большинство обсуждений в приятном обществе, не приводящих в процессе самого обсуждения к каким-либо эксцессам связано с тем, чтобы что-нибудь придумать . Поэтому вполне закономерно, что на следующем месте по востребованности качеств российских менеджеров мы видим креативность и склонность к инновациям.
КРЕАТИВНОСТЬ И СКЛОННОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ
- склонность к новаторству
- умение находить творческие решения
- творческий подход к работе
- способность и готовность мыслить творчески,
- способность видеть возможность улучшения в любом процессе, открытость к поиску новых решений, готовность поддерживать перемены
- творческий подход к работе
продолжение следует