В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче.
Специфика работы головного мозга
Мозг - самый важный орган нервной системы любого живого существа. В коре головного мозга , составляющей внешнюю поверхность мозга, в тонком слое серого вещества, состоящем из сотен миллионов нейронов, ощущения становятся осознанными, генерируется вся произвольная активность, и происходят высшие ментальные процессы, такие как мышление, память и речь.
Например, мозг человека состоит из воды на 78%, на 15% из жира,а остальные 7% составляют – белки, гидрат калия и соль. Мозг это электронный сверхбыстрый компьютер, поэтому во Вселенной нет ничего более сложного из того,что мы знаем,что сопоставимо с нашим мозгом.
Головной мозг человека составляет часть центральной нервной системы, состоит из органов, находящихся внутри черепной коробки окруженных защитными мембранами,мозговыми оболочками, между которыми находится спинномозговая жидкость, предназначенная для амортизации при травмах. Человеческий мозг весит около 1300 г. По своему размеру и сложности эта структура не имеет равных в животном мире.
У мозга очень сложное строение, он включает в себя миллионы нейронов, чьи клеточные тела сгруппированы в нескольких отделах и составляют так называемое серое вещество, тогда как другие содержат только нервные нити, покрытые миелиновыми оболочками, и составляют белое вещество. Мозг состоит из симметричных половин, мозговых полушарий, разделенных длинной бороздой толщиной 3-4 мм, внешняя поверхность которой соответствует слою серого вещества, где кора головного мозга состоит из различных слоев тел нейронов.
Головной мозг человека состоит из:
коры головного мозга , самого объемного и важного органа, поскольку он контролирует всю сознательную и большую часть бессознательной деятельности тела, кроме того, он является местом, где протекают ментальные процессы, такие как память, мышление и тому подобные процессы.
мозгового ствола, состоящего из варолиева моста и продолговатого мозга. В мозговом стволе находятся центры, регулирующие жизненные функции, в основном мозговой ствол состоит из ядер нервных клеток, поэтому он серого цвета.
мозжечока, принимающего участие в контроле равновесия тела и координации движения, осуществляемого телом.
Хочется заметить, что даже при нормальном мозговом кровообращении человек никакой власти над своим головным мозгом не имеет, он принимаетрешение всегда сам. Иэтоставит нас в очень щекотливое положение.Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, и вообще всё делает сам,нопосылаетчеловеку сигнал - ты, мол, не волнуйся, это всё сделал ты сам, и это было твое личное решение.
Мозг как микроэлектронное устройство потребляет всего от 10 – 30 Ватт мощности.Это мощность самой маленькой лампочки. Наиболее тренированный мозг в лучшие из своих креативных мгновений потребляют, не более30Ватт.
А вот реальному суперкомпьютеру нужны мегаватты. Настоящие мощные суперкомпьютеры потребляют энергию, которой хватит для электрификации небольшого города.Из этого следует, что мозг работает на микроэнергиях, совершенно другим способом, нежели компьютер.
Это наталкивает на мысль от ом,что,если бы мы узнали всё-таки, как он действует,это бы повлияло на все сферы нашей жизни, включая даже энергетическую, тогда бы можно было во всём пользоваться меньшим количеством энергии.Ведь в прошлом году все компьютеры мира сравнялись по производительности с одним человеческим мозгом.
Многие люди задаются вопросом, не отсюда ли нервные и психические расстройства выходят на первое место в мире среди болезней, ведь эти заболевания начинают опережать по количеству онкологию и сердечнососудистые заболевания, что являет собой не только кошмар,но, кроме всего прочего, очень большое динамическое бремя для всех развитых стран.
Я исследовал этот вопрос и чётко могу заявить – не отсюда и на то есть совершенно весские основания. И хотя многие люди хотят, чтобы все были нормальными и здоровыми людьми, но существует другая международная группа могущественных людей, которые этого совершенно не хотят, но хотят, что бы все люди – знали мало, жили плохо, много болели и приносили бы баснословные прибыли монополиям.
За короткий промежуток недавнего времени они просто уничтожили по всему миру два десятка ведущих учёных доказавших, что вся фармацевтическая промышленность людям совершенно не нужна. Что современная медицина и фармацевтическая промышленность просто наживаются на людях, отравляя их и получая за это огромные деньги. Это были известнийшие учёные нашего мира, которые погибли при самых странных обстоятельствах за самый короткий промежуток времени после оглашения своих научных выводов в прессе или на телевидении.
И это уже не первый такой случай массовой гибели учёных, работающих в одной области знаний и добившихся значительный открытий, способных изменить весь мир. Только на моей памяти таких случаев было, по крайней мере, три. Предпоследний случай произошёл в 90-х годах прошого века и погубил всех ведущих микробиологов мира работающих над одной проблемой. Я тогда сам работал в научно исследовательском институте и мне были знакомы некоторые из погибших учёных, по их работам с превеликим трудом публиковавшимися в научных журналах, в виде короткого научного сообщения или небольшой статьи.
Нонормасостояния головного мозга этонетолькохорошее кровообращение при правильной осанке человека, но и то,что упирается в патологию при значительном нарушении мозгового кровообращения и даже, то, что иногдапроявляется как гениальность. Потому что гениальность это ненорма, а специфическое нарушение кровообращения вызвашее неправильную работу мозга с “прекосом”.
И, как правило, эти люди, дорогой ценой оплачивают свою гениальность всей своей жизнью.Изнихогромный процент людей, которые либо спиваются, либокончают ссобой, так как у них резко проявляется аутизм и жизнь становится не мила, а получить так необходимую для существования энергию им не удаётся.
Ведь семьи и другие близкие люди их уже давно покинули из-за сложностей совместной жизни, а чужие люди таких просто сторонятся, так как у них даже на лице написаны все их пороки. Так что острый психоз, шизофрения, иличто-нибудьдругое с психическим состоянием у них непременно проявляется, что их и губит окончательно.Иэто огромная статистика, а не просто бабушкины разговоры.
Если сравнивать мозг с компьютером то, как и в компьютер, мы должны в мозг установить необходимые нам программы. Какие-то программы в нём уже стоят,акакие-тонужно где-то получить и закачать, имы ихзакачиваем туда всю свою жизнь, поканепомрём.Закачивая программы, мы меняемся и перестраиваемся, ведь главная задача мозга это учёба, не в узком, банальном смысле – вроде знать, кто такой Достоевский или Зощенко, авсамомшироком смысле, ведь онпоглощает информацию всё время, иначе просто деградирует и погибает.
В нас больше ста миллиардов нейронов.Вразныхматериалах приводятся разные цифры, да и как их сосчитать всерьёз. У каждого из нейронов,взависимостиоттипа,может быть до 50 тысяч связей с другими частями мозга.Мозгэтонепростонейронная сеть, это сеть сетей в кубе.
Вмозге 5,5 петабайт информации это три миллиона часов просмотра видеоматериала или триста лет непрерывного просмотра. Это ответ на вопрос,неперегрузимлимымозг,еслимыбудем потреблять “лишнюю” информацию. Да, мыегоможем перегрузить, но не “лишней” информацией.
Дляначала,что такое информация для самого мозга? – Это не только знания. Мозгзанятнашими движениями в пространстве, занят перемещением калияикальциячерез клеточную мембрану, тем, как работают почки, что делает гортань, как меняется состав крови и многим другим происходящим в нашем организме.
Мы знаем, конечно, чтовмозгуесть функциональные блоки, что естькакая-толокализация специфических функций.Имыдумаем,как глупцы, еслимыделаемязыковую работу, когдавмозгуактивируются зоны, которые заняты речью.Таквотнет,небудут.Тоестьони будут задействованы,ноостальныеучастки мозга тоже будут принимать в этом участие, а внимание и память в этот момент тоже будут работать.
Еслизаданиезрительное, значит, зрительная кора тоже будет работать, если слуховое – то слуховая. Ассоциативные процессы тоже всегда будут работать. Одним словом,вовремявыполнениякакой-либо задачи в мозге неактивируетсякакой-тоотдельный участок, а просто мозг всегда работает весь.Тоестьучастки, которыезачто-токонкретное отвечают,вродебыесть, ивтожевремяихкакбынет.
У мозга так организована память, что она быстроходнее, чем у любого компьютераи организована семантически.(Семантикаявляется разделомлингвистики , изучающим смысловоезначение единиц языка .) Тоесть,скажем, информация о собакевовсенележитвтомместе, где собрана наша память о животных.
В нашем мозгу большинство процессов идет параллельно,втовремя как компьютеры имеют разные модулииработаютсериально.Кратковременная память у нас тоже организована не так, как в компьютере. Вкомпьютереесть “железо” и “софт”, а в мозгу эти две части нераздельны. Намлишькажется, что компьютер выполняет много работ одновременно, но на самом деле он простоочень быстро скачетсзадачиназадачу.
Еслимысидимвсе своё свободное время в интернете, то неизбежно появляется то, чтовмирепризнано болезнью называемой Аутизм, аобыватели называют это компьютерной зависимостью. Её лечат те же специалисты, которые лечат наркоманиюиалкоголизм,ивообщеразные мании, но никогда не вылечивают из-за неправильного подхода к причине данного заболевания.
В конкретном случае, человек, сидящий за монитором, всегда сидит, наклонив шею и голову немного вперёд, что является его главной ошибкой. Этого хватает, чтобы голова в атланте начала смещаться вперёд и вниз, притом, чем ниже шея, тем тяжелее становится голова (примерно, весом до 28-30 килограмм), поэтому все шейные позвонки подворачивается вперёд и назад через позвонок в своей верхней части.
Такое изменённое, с наклоном вперёд назад, состояние позвонков шейного отдела позвоничника перекрывает сонные артерии, питающие головной мозг и он постепенно разжижается так, как начинает проявляться резкое нарушение мозгового кровообращения вызывающее психическое заболевание – Аутизм.
После этого происходит нарушение работы весьма обширной нейронной сети головного мозга, и человек становится врагом всему прогрессивному, передовому и здравомыслящему. И главное, что агрессия будет происходить в изощрённой, часто, скрытой от всех форме, и всегда направлена только против абсолютно здоровых людей.
Внезапно возникшая ссора, это как раз про такой случай. - Вспомните, как часто вы это наблюдаете по TV в криминальной хронике, но изворотливость и хитрость виновника ситуации всегда перекладывается на невиноватого. Поэтому в агрессии всегда обвиняют невиновного, а не того кто создал опасную ситуацию.
Медики этого не знают и поэтому занимаются самообманом и обманывают пациентов, там, где необходимо применить знания сопромата и физики, которых они не знают – ведь они не технари. Отсюда, это их лечение специальными препаратами постепенно делает человека полным инвалидом, хотя если уметь, то Аутизм лечится, или правильно сказать организм человека восстанавливается без всяких лекарств и без последующих последствий.
Наблюдая за людьми долгое время, я пришёл к выводу о деградации популяции людей. Мало того, что у большинства мозг работает не правильно из-за отсутствия правильной осанки, так они ещё им и не пользуются когда необходимо. Казалось бы есть сложности по жизни, возьми и разберись, а не можешь сам спроси того кто в этом лучше понимает, но не тут-то было. Начинает проявляться непонятно откуда появившаяся “гордость”, “заносчивость” “самоуверенность”, которые мешают помочь самому себе. Поэтому люди болеют и главным образом психическими заболеваниями, а уже потом и соматикой.
Любое обучение, яимеюввиду,любую работу, которая делается мозгомикотораясложна для него, стимулирует наш мозг и развивает его. Искусство передаетсяотмастеракученику,отличностикличности.Ведь нельзя научиться кулинарии по книжке. Дляэтогонужно стоять и смотреть, что и как это делает другой более опытный человек.
Поэтому есть некоторые правила, которые касаются когниктивного и креативногомышления. Одноизних– нужно снять когнитивный контроль: перестать оглядыватьсяна других, престатьбоятьсяошибок, несмотреть,как и что делают соседи, перестать себя корить. Ваш мозг не должен быть занят вычислительной работой, как калькулятор.Поэтому на Западе на предприятия нанимают специальных людей, которые на производстве живут своей жизнью, не подчиняясь никаким законам, а потом дают совет руководству, как всё изменить и получить большую прибыль.
В основном это люди с очень развитым воображением, оторванные от реальности, но из-за сколиоза и неправильной работы мозга, не так как у других, они способны увидеть то чего никто не увидит. Сделать что-то они сами не могут, но их советом можно воспользоваться умным и толковым людям и тогда всё желаемое получится.
Не порали и нам всем задуматься, а то у нас остаётся всего 30 лет до полной деградации, после чего через 15 лет сработает закон сохранения популяции и начнётся полное возраждение уже нового поколения людей, но не нас с вами. Есть законы природы, которые неизбежны для всех, и это надо помнить.
Мозг – самая сложная система человеческого организма, которая управляет всей его деятельностью.
При помощи этой системы контролируются не только осознанные процессы: речь, движение, эмоции. Мозг также регулирует все процессы, которые происходят в организме автоматически: движение, кровообращение, поддержание равновесия и многие другие.
Ученые до сих пор спорят о том, как работает мозг человека. Однако кое-что им уже хорошо известно.
Электрохимическая машина
Человеческий мозг весит всего полтора килограмма, в которые «помещаются» около 100 млрд клеток. Большинство из них – нейроны .
Принцип работы этих клеток примерно такой же, как у обычного электрического выключателя. У нейронов есть состояние покоя (выключено) и активное состояние (включено), при котором электрический импульс передается дальше по «проводу».
Каждый нейрон состоит из тела клетки, «провода» – аксона , на котором есть своеобразный «контакт» – синапс . Посредством него нейрон соединяется с другим нейроном.
Для этого в нейронах производятся особые химические вещества – нейромедиаторы . К ним относятся, например, адреналин, дофамин и другие. Различные нейроны используют и разные химические вещества. Выброс нейромедиаторов для вызова других нейронов происходит в синапсе.
Кстати, все нервные клетки способны генерировать электрический разряд, общая мощность которого может достигать 60 ватт .
Электрическая активность головного мозга – это один из важных показателей его работы. Ее можно измерить при помощи специального устройства – электроэнцефалографа (ЭЭГ).
Как в мозг поступает информация?
Все информация от тела поступает в головной мозг через спинной мозг . Он напоминает собой толстый телефонный кабель с большим количеством жил внутри.
Если спинной мозг поврежден – человек не может двигаться или чувствовать, что происходит с его телом. Также через спинной мозг отдаются команды телу.
А вот информация от глаз и ушей идет непосредственно в головной мозг , минуя спинной. Именно поэтому полностью парализованные люди могут без проблем видеть и слышать.
Информация из спинного мозга обрабатывается в сером веществе , находящемся на поверхности полушарий мозга. Белым веществом называется «проводящая система», которая состоит из аксонов.
Какие процессы контролируют разные полушария?
Значительная часть мозга относится к двум полушариям – правому и левому. Они выполняют разные функции.
Правое полушарие отвечает за группировку информации, левое – за ее анализ. Например, правое полушарие «видит» машину и признает, что это действительно машина. А левое – «определяет», что это не просто машина, а машина соседа.
Распространено мнение, что правое полушарие отвечает за восприятие абстрактных вещей (цвет и форма), а левое – за математические способности, логику и речь. Исследователи находят все новые и новые доказательства такой дифференциации.
Пока же совершенно точно ученые могут сказать только то, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой.
Самое важное
Мозг – это сложная структура, состоящая из миллиардов нейронов. Каждый из них работает по принципу маленького электрического выключателя, передавая нервные импульсы.
Вся информация, которую организм получает при помощи такой «электропроводки» из внешнего мира попадает в большие полушария мозга, где и обрабатывается.
Правда ли, что мозг задействуется нами только на 10%?
Существует мнение, что человеческий мозг задействуется нами только на 10%. Вероятно, именно поэтому человек не может придумать, как его развить на 100%. Вопрос: почему тогда так устроен мозг и как всё таки можно заставить его работать на все сто?
Миф о работе мозга
Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), — это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся. В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно — например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы .
Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует — значит, «ленится». И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое — «бьет баклуши»? Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них — это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).
И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные — «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны — бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей. Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например, поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.
Как примерно работает мозг
Как же всё обстоит на самом деле. Мозг человека — структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, — очень упрощенная картинка.
В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными — туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области — моторные, они управляют нашими движениями. Третьи — когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.
Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны — они неактивны. И это прекрасно. Потому что если бы это было не так... Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).
Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас
испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны... Мышление — настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.
Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности! Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера — не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.
Например, тяжелая болезнь эпилепсия, при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те — на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.
Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее
Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, — дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее.
Начать придется издалека.
Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг — например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом — силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением. Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта ), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет — но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте. То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям — обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример — «дети Маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения. Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это — тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.
С одной стороны, работа головного мозга изучена достаточно хорошо благодаря трудам сотен исследователей и современной аппаратуре. С иной – никто из учёных не может в подробностях рассказать, как работает мозг человека. Фактически вся наука и медицина основаны на предположениях, догадках, недоразумениях, косвенных результатах экспериментов и даже вере.
Изучение функционирования этого сложнейшего и самого непонятого в мире объекта – очень перспективное занятие, как для молодых специалистов, так и для опытных учёных, медиков, психологов. Мы попытаемся привести принципы работы головного мозга человека, основываясь на результатах экспериментов и достижениях современной науки.
Что такое мозг?
Это главный орган ЦНС, расположенный и хорошо защищённый от влияния на него факторов внешней среды черепной коробкой и мозговой жидкостью. Череп защищает от сильных механических воздействий, а жидкость, в которой мозговое вещество словно плавает, играет роль амортизатора.
Он состоит из двух тесно взаимодействующих полушарий, в состав коих входят миллиарды нейронов – нервных клеток. Каждая клетка является структурной единицей и связана с соседней массой нервных отростков – аксонов. Те, в свою очередь, являются каналами передачи нервных импульсов и связаны синоптическими связями. Сигналы (нейромедиаторы) вырабатываются самими нейронами и передаются по каналам (аксонам), причём разные типы нейронов и вещества вырабатывают различные. Кроме того, они способны генерировать слабые электрические токи.
Интересный факт! Известно, что все нейроны общаются между собой, даже находясь на значительном для их размеров расстоянии. Если бы это общение осуществлялось благодаря электрическим сигналам, внутри черепа «блуждали» бы огромные токи, но таковых нет.
Работа головного мозга человека достаточно подробно объяснена на молекулярном уровне, насколько это позволяет современное оборудование, но понимания того, как в результате взаимодействия миллиардов клеток головной мозг работает как единый организм, нет. Также никто не знает, какими принципами и механизмами координируется взаимодействие столь большого числа клеток.
Тут можно провести аналогии с пчелиной или муравьиной семьёй: один муравей или пчела, и даже несколько десятков или сотен особей, пускай в столь небольшой семье будут присутствовать все классы (рабочие, матка, кормящие расплод), не способны функционировать как один организм, полноценная семья. Только их число достигнет критического количества, всё встаёт на свои места, все делают своё дело, вроде кто-то всеми ими руководит со стороны.
Строение
Каждое полушарие выполняет определённые функции в организме и психической деятельности людей. Если с обеспечением существования тела картина хотя бы в общих чертах понятна, то ментальный план (мышление) для людей пока неосязаем. Как человек думает, неизвестно.
Головной мозг соединяется со спинным – массивным пучком нервных волокон, состоящим из более, чем 30 сегментов. По нему все сигналы передаются в головной мозг и обратно. Сам орган боли не чувствует, потому как не обладает нервными окончаниями.
Человеческий мозг окружен 3-мя оболочками:
- твёрдая – соединительная ткань;
- мягкая – обволакивает орган, заполняя собой все извилины, в ней не расположен ни один кровеносный сосуд;
- паутинная – расположена между предыдущими, под ней находится подпаутинное пространство, заполненное спинномозговой жидкостью, амортизирующей резкие физические перегрузки (удары).
Кора – это пара полушарий, соединенных мозолистым телом – пучком нервов. Полушария условно разделены на отделы и центры, выполняющие преимущественно управление какой-либо одной функцией организма: кровообращение, дыхание. Строение мозга очень сложное, рассматривать все аспекты физиологии органа не будем.
Функционирование
Установлено, что полушария отвечают за работу противоположных частей тела: левое, по большему счёту, заставляет работать правую часть организма, а правое – левую. Общаются они между собой посредством моста – мозолистого тела.
Правое полушарие в целом отвечает за предметно-образное мышление, которое на порядки быстрее символьного (лучше раз увидеть, чем 7 раз услышать). Людям с развитым левым полушарием (левши) проще оперировать образами, а не числами, им трудно понимать чертежи, диаграммы и графики. Активизация и развитие левого полушария делает левшей творческими людьми (изобретатели, писатели, асы в разного рода искусствах и видах деятельности), одним словом – творцами.
Левая часть – это абстрактно-логическая деятельность. Работа человеческого мозга с более развитым этим полушарием делает своего владельца интеллектуалом, способным врать, не видеть целостности вещей, процессов и связей между ними.
То, что не увидишь
Эмоции – от них во многом зависит деятельность как мозга, так и организма в целом. За выделение большинства гормонов, которые управляют почти всеми процессами в теле и его эмоциональным состоянием, отвечает лимбическая система. Недостаток или чрезмерное количество гормонов приводит к тем или иным сбоям и изменениям в функционировании организма, изменению его эмоционального состояния. Во многом работа мозга человека зависит от уровня гормонов.
Мысли и память
Споры о том, что такое мысли, где находится память и каков принцип интеллектуальной деятельности, ведутся второй век, как минимум, но ответов на вопрос нет. Одни ссылаются на отсутствие необходимой аппаратуры, которая ещё и не создана, скорее всего, вторые утверждают, что людям на нынешней ступени развития не дано многого понять, третьи доказывают, что ответ нужно искать не только под черепом. Мозг – это приемопередатчик, который принимает информацию из вешней среды, обрабатывает её, вырабатывает реакции организма на её основе, а также посылает часть данных куда-то, во внешнюю среду.
До сих по не найдены центры или участки, в которых хранится весь наш опыт, отвечающие за память. Предположения того, что ячейки памяти находятся где-то далеко, а не в голове, становится всё более интересными научным кругам.
Ответ, как работает эта система, скрывается в молекуле ДНК, она является ключом к пониманию многих процессов во Вселенной, в том числе и в мозгу. Как объяснить общение клеток между собой, если пропускной способности нервных волокон для передачи сигналов явно недостаточно. Вывод: головной мозг человека работает на совершенно иных принципах, чем предполагают учёные. И тут необходимо присмотреться к основам квантовой механики.
Ритмы
Любой вид мозговой деятельности происходит на определённых частотах работы органа – ритмы. Их два вида:
- альфа – частота 7-17 Гц, характеризуется состоянием сознательного покоя (медитация, сон);
- бета – частота около 20 Гц – излучаются мозгом почти всегда.
Что интересно, бета-ритмы соответствуют частоте стоящих электромагнитных волн, расположенных между ионосферой и поверхностью Земли (волны Шумана).
Альфа-волны частотой 7,8 Гц генерируются процессами, происходящими на Солнце и в облаках. Они задают ритм жизни на планете, им и подчиняется мозговая деятельность. 2-я гармоника резонанса Шумана равняется 14 герцам, что соответствует состоянию мозга, когда он готов обучаться – получать, усваивать и обрабатывать информацию, а также вырабатывать на её основе новую.
Если кто так и не понял, как работает мозг человека, значит всё в порядке. С одной стороны – это очень сложный орган, электрохимическая машина, работа коего издали напоминает функционирование транзистора (но очень сложного), а с иной – это не самодостаточный орган, он тесно взаимосвязан с окружающим миром, происходящими вокруг и вдали от нас процессами, а также активностью Солнца.
Самая большая загадка для ученых - не безграничность космоса или образование Земли, а человеческий мозг. Его возможности превышают способности любого современного компьютера. Мышление, прогнозирование и планирование, эмоции и чувства, наконец, сознание — все эти присущие человеку процессы, так или иначе, протекают в пределах небольшого пространства черепной коробки. Работа человеческого мозга и ее изучение связаны гораздо сильнее, чем любые другие объекты и способы исследования. В данном случае они практически совпадают. Мозг человека изучается при помощи мозга человека. Возможность понять протекающие в голове процессы фактически зависит от способностей «мыслительной машины» познавать саму себя.
Структура
Сегодня довольно много известно о строении головного мозга. Он состоит из двух полушарий, напоминающих половинки грецкого ореха, покрытых тонкой серой оболочкой. Это кора больших полушарий. Каждая из половинок условно поделена на несколько долей. Самые древние в эволюционном плане отделы мозга, лимбическая система и ствол, находятся под мозолистым телом, соединяющим два полушария.
Человеческий мозг состоит из клеток нескольких разновидностей. Большая часть из них — это глиальные клетки. Они выполняют функцию соединения остальных элементов в единое целое, а также принимают участие в усилении и синхронизации электрической активности. Примерно десятая часть клеток мозга — это нейроны различных форм. Они передают и принимают электрические импульсы при помощи отростков: длинных аксонов, транслирующих информацию от тела нейрона дальше, и коротких дендритов, принимающих сигнал от других клеток. Соприкасающиеся аксоны и дендриты образуют синапсы, места передачи информации. Длинный отросток выделяет в полость синапса нейромедиатор, химическое вещество, влияющее на работу клетки, оно попадает на дендрит и приводит к торможению или возбуждению нейрона. Сигнал передается по всем связанным клеткам. В результате очень быстро возбуждается или тормозится работа большого числа нейронов.
Некоторые особенности развития
Человеческий мозг, как и любой другой орган тела, проходит определенные стадии своего формирования. Ребенок появляется на свет, так сказать, не в полной боевой готовности: процесс развития мозга на этом не завершается. Наиболее активные его отделы в этот период находятся в древних структурах, отвечающих за рефлексы и инстинкты. Кора функционирует хуже, поскольку состоит из большого числа незрелых нейронов. С возрастом человеческий головной мозг утрачивает часть из этих клеток, зато приобретает множество прочных и упорядоченных связей между оставшимися. Погибают «лишние» нейроны, не нашедшие себе места в образовавшихся структурах. На сколько работает человеческий мозг, по-видимому, зависит от качества связей, а не от количества клеток.
Распространенный миф
Понимание особенностей развития головного мозга помогает определить несоответствие реальности некоторых привычных представлений о работе этого органа. Бытует мнение, что человеческий мозг работает на процентов 90-95 меньше, чем может, то есть используется примерно его десятая часть, а остальная таинственно дремлет. Если перечитать вышеизложенное, становится понятно, что не использующиеся нейроны не могут долго существовать — они погибают. Скорее всего, подобная ошибка — результат бытовавших некоторое время назад представлений, что работают только те нейроны, которые передают импульс. Однако в единицу времени в подобном состоянии находится лишь некоторые клетки, связанные с необходимыми сейчас человеку действиями: движением, речью, мышлением. Спустя несколько минут или часов им на смену приходят другие, ранее «молчавшие».
Таким образом, в течение определенного времени в работе тела участвует весь мозг, сначала одними своими частями, затем другими. Одновременная активация всех нейронов, которая подразумевает столь желанную многими 100% работу мозга, может привести к своеобразному короткому замыканию: человек будет галлюцинировать, испытывать боль и все возможные ощущения, содрогаться всем телом.
Связи
Получается, нельзя говорить, что какая-то часть мозга не работает. Однако способности человеческого мозга используются, действительно, не полностью. Дело, правда, не в «спящих» нейронах, а в количестве и качестве связей между клетками. Любое повторяющееся действие, ощущение или мысль закрепляются на уровне нейронов. Чем больше повторений, тем прочнее связь. Соответственно, более полноценное использование мозга предполагает построение новых связей. На этом построено обучение. Детский мозг еще не имеет стойких связей, они формируются и закрепляются в процессе знакомства ребенка с миром. С возрастом внести изменения в сложившуюся структуру становится все сложнее, поэтому дети легче обучаются. Тем не менее, при желании развить способности человеческого мозга можно в любом возрасте.
Невероятно, но факт
Способность образовывать новые связи и переобучаться дает поразительные результаты. Известны случаи, когда она преодолевала все грани возможного. Человеческий мозг — структура нелинейная. Со всей определенностью в нем нельзя выделить зоны, которые выполняют одну конкретную функцию и никакую больше. Более того, при необходимости части головного мозга могут брать на себя «обязанности» травмированных зон.
Так произошло с Говардом Рокетом, в результате инсульта обреченным на инвалидное кресло. Он не пожелал сдаваться и с помощью ряда упражнений пытался разрабатывать парализованные руку и ногу. В результате каждодневного упорного труда через 12 лет он смог не только нормально ходить, но и танцевать. Его головной мозг очень медленно и постепенно перенастроился таким образом, чтобы непострадавшие его части смогли выполнять функции, необходимые для нормального движения.
Паранормальные способности
Пластичность головного мозга - не единственная его особенность, поражающая ученых. Нейробиологи не обходят своим вниманием и такие явления, как телепатия или ясновидение. В лабораториях ставятся эксперименты, призванные доказать или опровергнуть возможность таких способностей. Исследования американских и английских ученых дают интересные результаты, позволяющие предположить, что их существование - не миф. Однако окончательного решения нейробиологи пока не вынесли: для официальной науки по-прежнему есть определенные грани возможного, человеческий мозг через них переступить, как считается, не может.
Работа над собой
В детстве по мере отмирания не нашедших себе «места» нейронов исчезает способность помнить все и сразу. Так называемая эйдетическая память встречается у малышей достаточно часто, у взрослых — это крайне редкий феномен. Однако человеческий мозг представляет собой орган и, как любая другая часть тела, он поддается тренировке. А значит, можно и память улучшить, и интеллект подтянуть, и творческое мышление развить. Важно только помнить, что развитие человеческого мозга — дело не одного дня. Тренировки должны быть регулярными независимо от поставленных целей.
Непривычно
Новые связи образуются в тот момент, когда человек делает что-то не как обычно. Простейший пример: на работу можно добраться несколькими путями, но по привычке мы всегда выбираем один и тот же. Задача — выбирать каждый день новую дорогу. Это элементарное действие принесет плоды: мозг будет вынужден не только определять путь, но и регистрировать новые визуальные сигналы, идущие от неизвестных ранее улиц и домов.
В число подобных тренировок можно отнести и использование левой руки там, где привычна правая (и наоборот, для левшей). Писать, печатать, держать мышку так неудобно, зато, как показывают эксперименты, уже спустя месяц таких тренировок значительно усилится творческое мышление и фантазия.
Чтение
О пользе книг нам говорят с самого детства. И это не пустые слова: чтение способствует повышению активности мозга в противоположность просмотру телевизора. Книги помогают развиваться фантазии. Под стать им действуют кроссворды, ребусы, игры на логику, шахматы. Они стимулируют мышление, заставляют нас пользоваться теми возможностями головного мозга, которые обычно не востребованы.
Физические упражнения
На сколько работает человеческий мозг, на всю мощность или нет, зависит и от нагрузки на все тело. Доказано, что физические тренировки за счет обогащения крови кислородом положительно сказываются на активности мозга. Кроме того, удовольствие, которое получает тело в процессе регулярных упражнений, улучшает общее состояние и настроение.
Существует большое число способов повысить активность головного мозга. Среди них есть и специально разработанные, и крайне простые, к которым мы, сами того не зная, прибегаем каждый день. Главное — это последовательность и регулярность. Если сделать каждое упражнение по разу, существенного эффекта не последует. Ощущение дискомфорта, возникающее вначале - не повод бросать, а сигнал, что это упражнение заставляет мозг работать.