Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность.
Переход России к принципиально новому социально-экономическому укладу жизни выдвинул потребность в формировании такой системы социальной защиты населения, которая в наибольшей мере соответствует современным задачам общественного развития. К числу таких задач относится создание молодым инвалидам, неспособным без посторонней помощи обеспечивать в полной мере или частично свои жизненные потребности, достойных условий жизни, насыщенной активной деятельностью и приносящей удовлетворение, осознание себя органической частью общества.
Независимая жизнь инвалидов предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности, формирование умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе.
Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной адаптации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных служб и организаций, помогающих преодолеть специфические трудности на пути к активной самореализации, благополучному эмоциональному состоянию в обществе.
В основе мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями:
1. Компенсация возможностей, недостающих от рождения, либо утраченных вследствие болезни или травмы. За счет делигированности другим людям недостающих функций, и создания условий для преодоления неприступных ранее препятствий окружающей среды.
2. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: с инвалидом, его семьей, ближайшим окружением.
3. Интеграция в совместную деятельность людей с ограниченными возможностями, и людей, не имеющих проблем со здоровьем. Этот принцип должен быть реализован практически во всех видах служб.
4. Взаимопомощь - широкое участие в работе добровольных помощников и добровольная взаимная поддержка.
Значительное место в социальной реабилитации и интеграции инвалидов занимает социальная адаптация, поскольку она позволяет решить проблему выживания человека, приспособления к процессам окружающей среды. По сути дела, социальная адаптация является целью социальной реабилитации.
Процесс социальной адаптации личности? это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Для инвалида адаптивные процессы связаны в первую очередь, с новой для него социальной ролью и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом.
Следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: - общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и - особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью. Наиболее типичными из «особых» потребностей инвалидов являются следующие:
В восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;
В передвижении;
В общении;
В свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;
В возможности получать знания;
В трудоустройстве;
В комфортных бытовых условиях;
В социально-психологической адаптации;
В материальной поддержке.
Удовлетворение перечисленных потребностей - непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.
Инвалидность - это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах.
В целом работа по социальной адаптации молодых инвалидов включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально-средовой, психологический, общественно-идеологический аспект, анатомо-функциональный аспект.
Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов. Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего общества даны гарантии социальной защиты.
Рисунок 1 Основные аспекты работы по социальной адаптации молодых инвалидов
Безусловно, основополагающие законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового государства. Инвалидам предоставляются права на определенные условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и другие.
Например, жилые помещения будут теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным правительством РФ. При этом она не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере.
Еще одно немаловажное положение - это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.).
В России сформирована и реализуется федеральная целевая программа «Доступная среда для инвалидов». Критерием оценки политики в отношении инвалидов может служить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации.
Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» обязывает власти создавать инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректированных с целью учета в них требований доступности зданий и сооружений для инвалидов.
В соответствии с законом местные власти не должны выдавать лицензии тем автотранспортным предприятиям, которые отказываются оснащать свои автобусы подъемниками. Перспективным планом благоустройства города считается поэтапная реконструкция улиц и перекрестков, когда учитываются и требования инвалидов.
Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы также аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдельные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.
Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности.
Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов на кресло-колясках.
Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.
Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности - во взаимодействии инвалида и общества.
Анатомо-функциональный аспект социальной адаптации инвалидов предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную и адаптационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида.
Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы.
Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл адаптации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.
Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий. Надо начать с изменения содержания базы данных об инвалидах в государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных информационных технологий и техники для принятия объективных решений.
Необходимо также создавать систему комплексной многопрофильной реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия, облегчающие быт и труд инвалидов.
Должен появиться рынок реабилитационных изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей инвалидов. Не обойтись без реабилитационной социально-средовой инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром. И, конечно же, нужна система подготовки специалистов, владеющих методами реабилитационно-экспертной диагностики, восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, способами формирования механизмов макросоциального окружения с ним.
Таким образом, решение этих задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых сегодня государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов для их успешной адаптации и интеграции в обществе.
3.4. Технология социальной адаптации инвалидов
Технология социальной адаптации – это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и инвалида с помощью индивидуальных и групповых форм социальной работы (игры, социальные тренинги и др.), способствующих развитию умений и навыков включения в среду жизнедеятельности. Социальная адаптация включает инвалида в доступную социально-профессиональную сферу и процесс приобретения умений, навыков общения в малой группе. Социальную адаптацию одновременно рассматривают как социальную технологию, процесс и результат.
Социальная адаптация кроме всего включает инвалида в малую группу и среду жизнедеятельности, содействует усвоению им сложившихся норм, отношений, образцов поведения. Человек, имеющий инвалидность, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. В данном случае ближайшее окружение человека с ограниченными возможностями здоровья (семья, клубное объединение, актив общественной организации, друзья) является малой группой, которые подразделяются на формальные и неформальные. Первые создаются по разработанному регламенту для выполнения общественной, социозащитной, санкционированной со стороны государства деятельности. Такими могут быть общественные организации граждан с ограниченными возможностями здоровья, клубы, объединения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, студии и др. Неофициальные малые группы возникают спонтанно под воздействием общих интересов инвалидов и здоровых граждан, их совместной деятельности и имеют стихийную организационную структуру. К данным объединениям можно отнести сообщества друзей, коллег по учебной и профессиональной деятельности и др.
Результатом социальной адаптации инвалида является появление чувства удовлетворенности жизнью, отношениями с близким окружением, рост творческой активности, достижение успеха в общении и совместной деятельности малой группы и среде жизнедеятельности.
Применение технологий социальной адаптации гражданина с ограниченными возможностями здоровья позволяет ему чувствовать себя свободно в малой группе и включаться в различные виды деятельности. Это позволяет инвалиду обогащать свой внутренний мир с помощью новых ценностей и социальных норм, использовать социальный опыт при организации деятельности в малой группе.
Выделяют несколько уровней социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья к социальной среде: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень социальной адаптации характеризуется творческим отношением к сложившимся в среде нормам и стереотипам (он вносит предложения по улучшению общения, развитию толерантности при выстраивании межличностных отношений в малой группе). Человек с ограниченными возможностями здоровья усваивает ценности и нормы независимой жизни, принимая участие в социальных, политических и экономических процессах, свободном выборе и доступе к жилым, общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Инвалид сам способен определять и принимать решения, управлять ситуациями, у него имеются жизненные планы и перспективы. Он удовлетворен своим образом жизни, стремится изменить свои недостатки, проявляет инициативу по их устранению, является активным участником общественной жизни. Для высокого уровня социальной адаптации инвалида характерно достижение им полного самообслуживания, высокого уровня санитарной грамотности, четкого выполнения лечебных процедур.
У инвалида со средним уровнем социальной адаптации происходит приспособление к нормам и ценностям малой группы без их изменения, усвоение общепринятых форм и способов жизнедеятельности, свойственных для данного окружения (семья, клубное объединение, друзья, актив общественной организации). Как правило, он включается в деятельность и общение с помощью другого лица (родителя, друга, специалиста по социальной работе), у него может быть незначительно или умеренно снижен уровень самообслуживания.
Для низкого уровня социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья характерно проявление самоизоляции, затворничества, ограничения контактов с людьми по причине отсутствия желания общаться, устанавливать отношения. Он не умеет вести диалог с оппонентом, вступает с ним в конфликт. У него наблюдается значительное снижение социальных умений и навыков по самообслуживанию, отсутствует или значительно ограничена досуговая, трудовая, профессиональная деятельность, в поведении отмечается зависимость от других лиц, отсутствует инициатива и самостоятельность в преодолении жизненных затруднений.
Успешной реализации технологии социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья способствуют следующие условия: во-первых, окружение человека с ограниченными возможностями здоровья содействует реализации его потребностей, развитию индивидуальности; во-вторых, когда организационная культура малой группы строится на проявлении дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке; в-третьих, окружение инвалида признает и даёт положительную оценку достигаемых им результатов; в-четвертых, обеспечивает участие гражданина с ограниченными возможностями здоровья в социальной и культурной жизни малой группы и среде жизнедеятельности.
Выбор технологии социальной адаптации инвалида во многом зависит от его жизненной проблемы. Скажем, в результате перенесенного заболевания он не всегда имеет возможность быть членом малой группы, заниматься профессиональной деятельностью, посещать театры, музеи, способствующие формированию социальных установок личности и приобщающих инвалида к культурным традициям и ценностям общества. Такие затруднения могут быть преодолены с помощью комплексной работы специалистов по социальной работе и психологов методами психологической и игровой коррекции, направленных на интеграцию человека с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Технология социальной адаптации инвалидов может реализовываться и с помощью таких форм, как игра, социальный тренинг, экскурсия, беседа. Игра как форма технологии социальной адаптации инвалида имитирует реальную социальную среду, в которой инвалид может оказаться в действительности. В процессе социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья широко применяются различные виды деловых игр: имитационные игры, «деловой театр» и др.
Используя игровые формы, можно имитировать профессиональную, творческую деятельность и др. С помощью имитационной игры человек с ограниченными возможностями приобретает социальный опыт взаимодействия с людьми, он осваивает новые для себя социальные роли «студента», «менеджера» и др., у него расширяется спектр социальных умений и навыков, что позволяет ему быть более подготовленным к реальной жизни. Через подражание социальной модели, заданной в игровой деятельности, инвалид приобретает формы социального поведения, которые ранее ему были недоступны.
Игра «деловой театр», как форма технологии социальной адаптации инвалида, позволяет имитировать конкретную жизненную ситуацию, поведение человека. Метод инсценировки, который применяется в данной игровой форме, обучает человека ориентироваться в различных жизненных условиях, давать объективную оценку своему поведению, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты. Для проведения игры разрабатывается сценарий, где описывается конкретная жизненная ситуация, объясняются игрокам их функции, обязанности и задачи.
В целом, в реализации игровых технологий, способствующих социальной адаптации инвалида, можно выделить несколько этапов:
I этап. Формирование группы и разработка сценария игрового сюжета. Величина группы зависит от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников, и, как правило, состоит из 2-5 человек. Состав группы определяется также стратегией подбора участников, она может быть разнородной, то есть включать участников с разной степенью инвалидности. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание), в данном случае специалист по социальной работе будет иметь четкую направленность в выборе игровых форм и упражнений.
II этап. Проведение игры. Вводная часть занятия включает приветствие и ознакомление инвалидов с планом проведения комплекса игр и упражнений. Специалист по социальной работе встречает участников и приветливо, доброжелательно здоровается первый с каждым. Затем он планирует совместную работу, информирует собравшихся о порядке, содержании и последовательности игр и упражнений. Далее проводятся игровые упражнения в соответствии со сценарием.
III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.
Закрепить полученные с помощью игровых технологий социальные умения и навыки возможно в форме социального тренинга, который помогает инвалиду освоить принятые в обществе социальные нормы, продуктивные способы поведения и взаимодействия, готовит к независимой жизни. Эффективность проведения социального тренинга можно оценивать по двум критериям. Первый из них – это уровень усвоения новых социальных умений и навыков в соответствии с поставленными в программе тренинга задачами, возможность их свободного выполнения как на тренинговых занятиях, так и в реальной жизни. Второй критерий характеризует соответствие усвоенного социального опыта жизненным целям инвалида.
Специалист по социальной работе до социального тренинга проводит индивидуальные консультации с целью помочь инвалидам определить, в какой мере новые социальные умения и навыки обеспечивают реализацию их жизненных целей.
В начале специалист по социальной работе комплектует группу и в соответствии с составом участников определяет цель, задачи и разрабатывает программу тренинга. При этом он способствует созданию положительных эмоций, которые обеспечивают желание человека приходить в эту группу и к этому тренеру постоянно до момента завершения программы. Проведение социального тренинга способствует осознанию личностных особенностей, привычек и представлений инвалидов о себе. В ходе проведения тренинга социальные умения и навыки закрепляются инвалидом в процессе игровой деятельности, когда «проигрываются» жизненные ситуации, которые нужно разрешить с помощью новых для участников социальных навыков умений. В заключение тренинга специалист по социальной работе и участники анализируют и оценивают результаты работы.
Последовательность включения гражданина с ограниченными возможностями здоровья в среду жизнедеятельности, его социальной адаптации осуществляется с помощью нескольких этапов: проведение социальной диагностики; включение в социальную группу; обучение решению проблемных ситуаций.
В целом социальная адаптация как технологический процесс, позволяет: включить инвалида в малую группу, помочь ему усвоить сложившиеся нормы, отношения, образцы поведения, развить умения и навыки общения, включится в доступную для него социально-профессиональную сферу.
Признаками социальной адаптированности инвалида являются: удовлетворенность своим положением в группе, сознательное поддержание норм и традиций, существующих в данном сообществе, стремление и готовность обогатить содержание, формы и способы взаимодействия с окружающими в объединении, толерантность.
Сущность социальной адаптации инвалидов
Трудовая деятельность является одной из категорий жизнедеятельности, нарушение способности осуществлять которую в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям работы является одним из критериев инвалидности.
Следует отметить, что среди инвалидов трудоспособного возраста, повторно обратившихся в службы медико-социальной экспертизы, только около 20% продолжают свою трудовую деятельность. Из них, работающих инвалидов 1 группы – 0,15%, 2 группы – 5,15%, 3 группы – 14,7%.
Рассматривая производственную адаптацию инвалидов, необходимо отметить, что болезнь, как правило, приводит к нарушению сложившейся адаптации индивида к труду, что, при соответствующей интерпретативной оценке со стороны самого инвалида, может привести к возникновению адаптивной ситуации, и, соответственно, необходимости адаптации к производственной среде.
Можно привести следующую классификацию видов адаптивных ситуаций среди трудоустраивающихся и работающих инвалидов:
1. Адаптация инвалидов на прежнем рабочем месте в прежней профессии (специальности).
2. Адаптация инвалидов на новом для себя рабочем месте, но в прежней профессии (специальности).
3. Адаптация инвалидов в процессе профессиональной подготовки по смежной специальности (с учетом прежних профессиональных навыков).
4. Адаптация инвалидов при трудоустройстве по смежной специальности (профессии) с учетом прежних профессиональных навыков.
5. Адаптация инвалидов в процессе и условиях профессионального обучения по новой для себя специальности (профессии).
6. Адаптация инвалидов при трудоустройстве по новой для себя специальности (профессии).
Инвалиды, рассматриваемые как субъекты трудовой деятельности, имеют ряд особенностей:
1) ограничения в возможности приобретать и использовать профессиональные навыки;
2) более длительный период врабатывания по сравнению со здоровыми людьми;
3) выполнение одинаковой по мощности работы за счет более высокого напряжения функциональных систем организма;
4) необходимость приспособления рабочего места, оборудования и технологического процесса к особенностям патологии инвалида;
5) средний уровень профессиональной подготовки;
6) узкая сфера общения;
7) внутриличностная конфликтность;
8) низкая устойчивость по отношению к фрустрации ;
9) сложности социально-психологических контактов со здоровыми коллегами , руководством.
Следует отметить, что в настоящее время наблюдается отсутствие единства в терминологическом обозначении процесса адаптации инвалидов к производственной среде. Так адаптацию инвалидов на производстве одни авторы связывают с понятием «социально-трудовая адаптация», в другие – с термином «профессионально-производственная адаптация», поскольку рассматривают адаптацию инвалидов к производству как одно из мероприятий профессиональной реабилитации.
Тем не менее, на наш взгляд, применение термина «производственная адаптация» в отношении адаптации инвалидов на предприятии, более корректно, поскольку сама структура труда представляется нам тремя качественно своеобразными родами трудовой деятельности. К труду первого рода относится общественно-организованный труд, объединяющий разновидности труда, которые включены в систему общественного разделения труда. К труду второго и третьего родов относятся многочисленные разновидности домашнего труда, то есть труда по бытовому самообслуживанию, и досугового, "любительского" труда. Таким образом, термин «трудовая адаптация» гораздо шире, тогда как термин «производственная адаптация» сразу же обозначает специфику объекта социальной адаптации.
Производственную адаптацию инвалидов мы рассматриваем как процесс и результат приспособления инвалида к наиболее адекватному и оптимальному усвоению и выполнению социальных функций, связанных с производственной деятельностью на конкретном предприятии.
Следует отметить, что в течение последних двух десятилетий проводилось достаточно небольшое количество исследований в области производственной адаптации инвалидов. Одно из серьезных исследований, целью которого было изучение взаимосвязи профессиональной и социальной составляющих производственной адаптации инвалидов, было проведено в 1982 – 1983 гг. в Москве. Профессиональная составляющая производственной адаптации изучалась с помощью таких показателей, как наличие трудовых навыков и знаний, уровень квалификации, оценка привлекательности профессии, удовлетворенность трудом. Социальная составляющая производственной адаптации инвалидов включала более широкий круг факторов, связанных с интеграцией работника в жизнь трудового коллектива, общественной активностью, интенсивностью межличностных контактов.
В качестве важнейших выводов данного исследования мы можем отметить следующие:
1. Связь между успешностью профессиональной адаптации и социальной у инвалидов отсутствует. Так если для физически здоровых людей успешная профессиональная адаптация практически гарантирует и адаптацию социальную, то у инвалидов это соотношение предельно усложняется: у большинства обследованных инвалидов достаточно высоко развиты профессиональные навыки; в то же время почти треть имеет низкий уровень социальной адаптации, не вовлечена в общественную жизнь производственного коллектива.
2. Самые низкие показатели производственной адаптации зарегистрированы на первом году инвалидности. В этот период защитные механизмы личности еще не «срабатывают», требуется время, чтобы свыкнуться с мыслью о необходимости изменить прежний жизненный стереотип. На втором году инвалидности уровень социальной составляющей производственной адаптации растет: доля инвалидов с высокой адаптацией увеличивается в два раза. В дальнейшем этот уровень остается стабильным. Что касается профессиональной составляющей адаптации, то лишь после 5 лет пребывания на инвалидности доля лиц с высокими показателями резко увеличивается.
3. При вторичной производственной адаптации мужчины-инвалиды обнаруживают лучшие показатели, чем женщины, а при первичной – наоборот.
4. В группе инвалидов с детства у 1/6 доли отмечен низкий уровень профессиональной составляющей производственной адаптации, среди инвалидов вследствие общего заболевания – 1/55 доли. Самый низкий уровень профессиональной составляющей производственной адаптации зарегистрирован у лиц, причина инвалидности которых – профессиональной заболевание.
В целом, можно отметить, что уровень производственной адаптации инвалидов ниже, чем у неинвалидов. Недостаточно высокий уровень профессиональной составляющей производственной адаптации в значительной степени обусловлен тем, что трудоустройство инвалидов нередко сопряжено со снижением квалификации, сложностями подбора соответствующей их возможностям работы. Низкий уровень социальной составляющей инвалидов, может быть обусловлен сложностями социально-психологических контактов со здоровыми – коллегами, руководством. Об этом, в частности, свидетельствует более высокий уровень социальной адаптации инвалидов, работающих на специализированных предприятиях, где их проблемы лучше понимают окружающие.
Следует отметить недостаточную разработанность структуры производственной адаптации инвалидов, выделение в большинстве научных источниках в качестве ее элементов физиологической, профессиональной и социально-психологической составляющих. Некоторые авторы психологический и социальный аспекты адаптации рассматривают раздельно. Таким образом, нами предлагается структура производственной адаптации инвалидов, включающая такие элементы как: физиологическая адаптация, профессиональная адаптация, социальная адаптация, к которой, в свою очередь, относятся социально-психологическая, социально-экономическая и общественно-организационная.
Дадим характеристику каждой из составляющих производственной адаптации инвалидов.
Физиологическая составляющая приспособления инвалидов к труду понимается как процесс формирования у работника устойчивой системы функциональных связей, обеспечивающей эффективное выполнение работы при наименьших энергетических и духовных затратах организма.
В процессе формирования физиологической адаптированности к труду выделяется три этапа:
Начальный этап (врабатывания), характеризующийся низкой работоспособностью, несовершенством функционирования систем организма, высокими и неадекватными выполняемой работе энергетическими и психическими затратами организма;
Переходный этап, длительность которого определяется тяжестью, напряженностью и условиями выполняемой работы, а также ее соответствием состоянию здоровья работника;
Конечный этап (этап физиологической адаптированности), формирования высокой и устойчивой работоспособности, адекватными выполняемой работе энергетическими и психическими затратами. Каждому из этапов соответствует типичная кривая в изменении работоспособности на протяжении рабочего дня, а также состояния функциональных систем организма, обеспечивающих мышечную или умственную деятельность.
Период формирования устойчивой физиологической адаптации к труду в зависимости от тяжести, напряженности и условий труда у разных авторов колеблются от нескольких месяцев до 1 года. К особенностям физиологической адаптации к труду инвалидов относят: менее устойчивый уровень формирующейся адаптации, выполнение одинаковой по мощности работы за счет более высокого напряжения функциональных систем организма и др. Установлено, что инвалиды быстрее приспосабливаются к труду в своей прежней профессии или с использование профессиональных навыков, чем при переходе на другую, хотя бы и более легкую работу.
Профессиональная составляющая приспособления к труду – это процесс овладения инвалидом необходимыми знаниями, навыками и мастерством, умением быстро ориентироваться в производственных ситуациях, программировать и контролировать свои трудовые действия.
Длительность и успешность профессиональной адаптации определяется: сложностью и особенностями содержания работы, соответствием психофизиологических качеств и способностей работника требованиям профессиональной деятельности (пригодностью к работе), социально-психологическими установками в отношении выполняемой работы. Важное значение в формировании устойчивой профессиональной адаптации инвалидов отводится приспособлению рабочего места, оборудования и технологического процесса к особенностям патологии инвалида.
В большинстве рабочих профессий сроки профессиональной адаптации обычно приравниваются к периоду присвоения рабочему первого квалификационного разряда, т. е. к 3-6 месяцам работы. В профессиях сложных по содержанию, в том числе творческих, достижение профессионального мастерства требует более длительного времени.
Социально-психологическая составляющая приспособления к труду рассматривается как процесс формирования субъективного отношения инвалида к выполняемой работе, осознания им объективного характера и содержания труда и их соответствия внутренней структуре личности, интересам, установкам и ценностным ориентациям работника. Субъективная сторона процесса труда включает более или менее полное осознание работником объективного характера, условий и содержания труда и соответствие их внутренней структуре личности, системе ее интересов, установок и ценностных ориентаций. Субъективная сторона труда наряду с объективной во многом определяет отношение работника к труду и его удовлетворенность выполняемой работой. На отношение человека к работе оказывают влияние особенности внутренней структуры личности (интенсивность, сила и тип эмоциональных проявлений, уровень активности, темперамент, адекватность самооценки личности, предрабочая установка и др.), а также объективные условия труда, складывающиеся в процессе работы (характер, тяжесть, режим труда и отдыха, четкость организации труда, состояние взаимоотношений в коллективе, уровень материального вознаграждения, культурно-бытового обслуживания и т. п.). Удовлетворенность трудом во многом объясняет стойкость закрепления работника на рабочем месте или наоборот – его увольнение или желание уволиться.
Общественно-организационная адаптация инвалидов предполагает, что в процессе этого вида адаптации происходит освоение организационных требований, к которым относится выполнение режимов работы, распорядка дня, должностных инструкций , распоряжений начальства. Здесь создаются связи и отношения между инвалидом-работником и предприятием, которые упорядочивают их взаимодействие в соответствии с требованиями производства. Как правило, эти связи направлены от производства к инвалиду-работнику, жестко нормированы, инвариантны по отношению к его особенностям, в них доминируют интересы производства. Трудовая дисциплина является важнейшим объективным показателем организационной адаптации. Для характеристики организационной адаптации инвалида нами используются показатели его удовлетворенности организацией труда в основном непосредственно на рабочем месте (сменностью, ритмичностью работы и ее соответствием специальности, состоянием оборудования и инструмента).
При исследовании социально-экономической адаптации инвалидов в качестве объекта выступает уровень заработной платы и способ ее распределения, концентрированно выражающие экономические отношения на предприятии и в обществе.
Достаточно актуальной на настоящий момент является проблема оценки степени адаптированности инвалидов, которую мы предлагаем проводить по совокупности критериев, обозначенных в зависимости от составляющих структуру производственной адаптации элементов.
Так оценку физиологической адаптации инвалидов мы предлагаем проводить по таким критериям как чувство усталости к концу рабочего дня, самочувствие во время работы, наличие физического переутомления, наличие нервного переутомления, чувство легкости и тяжести выполняемой работы. В качестве специфических для инвалидов показателей физиологической адаптации мы выделяем такие критерии как: частота заболеваемости с временной утратой трудоспособности по инвалидизирующей патологии и наличие противопоказанных условий труда
Критериями оценки успешности профессиональной адаптации мы выделяем: отношение к профессии, легкость ее освоения, желание сменить профессию, качество выполняемой работы, соответствие профессии имеющейся общей подготовке, а также влияние имеющейся патологии на качество выполняемой работы, нуждаемость в приспособлении технологического процесса к патологии инвалида.
Социально-психологическую адаптацию можно оценивать по удовлетворенности инвалида отношениями с администрацией, наличию социально-психологических трудностей во взаимоотношениях со здоровыми коллегами, наличию социально-психологических трудностей, обусловленных инвалидностью.
Критерии экономической адаптации - удовлетворенность заработной платой, удовлетворенность системой материального поощрения труда работников, удовлетворенность своевременностью выплаты заработной платы, а также соотношение уровня размера заработной платы в сумме с пенсией по инвалидности и заработка до инвалидности.
Общественно-организационную адаптацию, на наш взгляд, необходимо оценивать по следующим критериям: возможность повышения или получения образования, возможность повышения квалификации, удовлетворенность сменностью работы, организацией режима труда и отдыха, состоянием рабочего оборудования и инструментария, условиями труда, ритмичностью работы
Применение в совокупности как специфических для инвалидов, так и подходящих для любой категории работников (общих) показателей обусловлено тем, что инвалиды, несмотря на специфические особенности физиологического, психологического и социального характера, тем не менее, являются также и обычными работниками.
Сложность оценки производственной адаптации инвалидов как по каждому показателю в отдельности, так и в совокупности обуславливает необходимость применения математических формул с целью объективизации выводов о степени производственной адаптации инвалидов: высокой, средней или низкой.
Таким образом, нами сделан вывод, что в общей массе исследований, посвященных производственной адаптации, недостаточно разработаны вопросы адаптации к производству инвалидов. Отдельные исследования теоретического и прикладного характера в целом пока не дают ответа на многие вопросы, накопившиеся по данной проблеме. Нерешенными или требующими более тщательного научного обоснования являются вопросы:
Изучения особенностей и механизмов адаптации к предприятию инвалидов с разными формами заболеваний в целях определения специфических подходов, методов и мероприятий по организации их профессионально-производственной адаптации и др.;
Изучения факторов и условий труда, способствующих производственной адаптации инвалидов;
Разработки критериев и показателей оценки успешности процесса производственной адаптации инвалидов, способов и методов воздействия на этот процесс.
Список литературы:
1. Вершинина текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск. Наука. 1986. с. 154.
2. , Шабалина: дискриминируемое меньшинство? // Социологические исследования. 1992. № 5. С. 103-106.
3. , Шабалина производственной адаптации инвалидов // Социологические исследования. 1985. № 3. С. 121 – 126.
4. Молевич как объект и предмет исследований общей социологии // Социологические исследования. 2001. № 4. С. 61-64.
5. Отечественный и зарубежный опыт профессионально-производственной адаптации инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда и социального развития РФ. 2001. Вып. 40. с. 24.
Отечественный и зарубежный опыт профессионально-производственной адаптации инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда и социального развития РФ. 2001. Вып. 40. С. 27 – 28.
Отечественный и зарубежный опыт профессионально-производственной адаптации инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда и социального развития РФ. 2001. Вып. 40. С. 4.
Проблема психосоциального развития инвалида в семье и обществе остается одной из самых сложнейших проблем социальной психологии. Психологические травмы получает как сам инвалид, так и его семья.
Если ребенок рождается с детским церебральным параличом, существует высокий риск родительского (в том числе материнского) непринятия, отдаления и агрессии. Появление такого ребенка в семье ставит под угрозу супружеские отношения и может негативно повлиять на психологическое состояние других детей в семье.
Слепые младенцы не могут следить за выражением лица заботящегося о них человека и улыбаться в ответ.
Поведение глухих малышей может приниматься за непослушание.
Дети с другими серьезными недостатками здоровья неспособны реагировать на сигналы окружающего мира, так как это делают здоровые малыши.
Явные отклонения у детей, которые заметны с момента рождения, такие как синдром Дауна и ДЦП, создают немалые адаптационные и психологические трудности для всех членов семьи, особенно для молодых родителей. Обучение этих родителей и других членов семьи терпению и навыкам общения с больным ребенком способствует налаживанию диалога родитель-ребенок, формированию привязанности и всей последующей социализации.
Маленький человечек родился инвалидом… Valid -в переводе с английского-«имеющий силу». Инвалидность-«отсутствие силы», если переводить буквально. Звучит, как приговор… Однако этот приговор нельзя считать окончательным!
В период новорожденности и в грудничковый период малыш-инвалид ощущает боль и дискомфорт (неудобство). Нездоровьемладенца часто служит причиной отказа родителей от него…
Но человек — существо разумное! Родители обязаны справиться со своими переживаниями по поводу рождения «ущербного» малыша, взять ситуацию под контроль своей совести и начать заботиться о малыше. Это дается очень нелегко.
В такой ситуации поддержка группы родителей, воспитывающих детей-инвалидов, может существенно помочь. Ценные советы родителей, оказавшихся наедине с таким же горем, очень важны.
С какими же проблемами сталкивается семья, в которой появился ребенок-инвалид?
Здесь важно рассмотреть несколько аспектов проблемы:
- Во-первых, это отношения мать — больное дитя;
- Во-вторых, мать — больное дитя — отец;
- В-третьих, больное дитя — здоровые дети;
- В-четвертых, мать — здоровые дети;
- В-пятых, семья с ребенком-инвалидом и прочие родственники;
- В-шестых, семья с ребенком-инвалидом и общество;
- В-седьмых, конструктивное решение о создании ассоциации семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов.
Жизнь, конечно, ставит перед этими семьями множество других вопросов, но рассмотрим проблему именно в социально-психологическом аспекте.
Семья встала перед фактом: в семье инвалид или тяжело больной человек.
Родственников гнетет чувство страха, вины, депрессия; разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Эти реакции семьи — не отклонения, а нормальные человеческие реакции на чрезвычайно сложную, раздражающую, непостижимую и явно неподвластную им ситуацию.
Семья в данном случае сталкивается с объективными и субъективными трудностями.
1) Объективные: дороговизна лекарств и лечения, т. е. возросшие расходы семьи, нарушение ритма и pacnoрядка жизни семьи, дополнительные нагрузки на здоровых членов семьи.
2) Субъективные: разнообразные переживания в связи с заболеванием члена семьи (горе, чувство вины, отчаяния, страха), т. е. эмоциональные реакции (стресс).
Нагрузка между членами семьи, имеющей в своем составе тяжело больного или инвалида, распределяется, как «слоеный пирог».
Первый, внутренний, слой -это обычно один человек (мать, бабушка и др.)-тот член семьи, который берет на себя роль главного «опекуна» и на которого приходится основная тяжесть повседневного ухода, обслуживания, воспитания. Жизнь этого члена семьи целиком сосредоточена на больном: и день и ночь думает о потребностях и нуждах больного, заботится об их удовлетворении, об утешении больного.
Этот член семьи читает медицинские статьи, посещает врача, общается с аналогичными семьями, чтобы узнать что-то полезное для своего больного. Больше других членов семьи этот пекун страдает от всех колебаний и перепадов болезни, от любого ухудшения. Именно он «надоедает» лечащему врачу, социальным работникам — вдается в детали лечения, в мелочи, обвиняет окружающих в бездействии.
Его жизнь — это непрерывный поток дел и мыслей, связанных с больным. И чем хуже идут дела у больного, тем больше активности требуется от опекуна. Часты случаи, когда мать ребенка-инвалида настолько «занята» его опекой, что это становится угрозой существования семьи в целом. Муж и другие (здоровые) дети чувствуют острую нехватку внимания, участия, а иногда и явную агрессию со стороны матери: женщина обвиняет своих домашних в недостаточности внимания к больному, в доме постоянно тягостная атмосфера. Возникает отчуждение между главным опекуном и другими членами семьи. Нет сплоченности — семья рушится.
Ухудшение состояния здоровья больного ухудшает и обстановку в семье. Здесь очень важно остальным членам семьи понять, что для матери — это больное дитя первостепенно, оно «доминирует» в ее мозгу как самое главное.
Остальным членам семьи, составляющим «второй слой слоеного пирога» , удается «отклониться» от тягостной домашней атмосферы на работе, учебе, в общении с друзьями и т. д. Они как бы создают «защитный барьер» от этой травмирующей ситуации, бегут от этой тягостной атмосферы. В таких семьях часто исчезает радость бытия, а поселяется горе.
Как же позитивно разрешить создавшуюся ситуацию?
Приведем пример из практики одного из Центров по социальной адаптации инвалидов.
Молодая женщина, мать двоих детей: одной девочке 7 лет, другой девочке 1 год. Младшая страдает ДЦП. До этого дружная, любящая друг друга, семья с рождения младшей девочки пребывает в состоянии безысходного горя. Мать всецело посвящает себя больному ребенку, старшая девочка-первоклассница и отец семейства испытывают на себе отчужденность и агрессию матери. Отец старается пореже и поменьше бывать дома, под любым предлогом стремится уйти от травмирующей ситуации. Ему не хватает заботы и «домашнего тепла». Кроме того, на «горизонте» появляется «сочувствующая» его горю сослуживица, которая не прочь «приласкать и пожалеть» отца семейства. Ситуация, прямо скажем, критическая… К счастью, молодая мама нашла в себе силы и пришла на консультацию к психологу. Как консультируемой, ей нужно было выговорить свою беду, она нуждалась в анализе ситуации и конкретном совете, который мог бы сохранить семью. Непросто переубедить взрослого, обиженного и уставшего человека — мать больного ребенка.
Анализ ситуации как бы «со стороны», подкрепленный образными примерами из Священного Писания, позволил женщине понять своих домашних, по-другому, более позитивно оценить реальность. Ведь в этой семье исчезла атмосфера радости бытия, а поселился грех уныния.
После нескольких бесед мама больного ребенка с благодарностью сказала:
«Как только изменилось мое миропонимание, одновременно изменилось и отношение ко мне остальных членов семьи: дочки и мужа. Я выбрала курс на доброе отношение к окружающим. Главное сейчас — жизнь рядом с тобой живущих. Только во благе им получишь свое счастье. Держись рядом с родными, они помогут в трудный час. А вместе мы — сила! Не нужно бояться обращаться за помощью к специалистам в таких трудных жизненных ситуациях.»
А как чувствуют себя здоровые дети в семье, имеющей в своем составе ребенка-инвалида?
Для здоровых детей характерны проявления тревожности. Их эмоциональная связь с больным и его проблемами не столь прочна, как у главного «опекуна». Здоровые дети продолжают учиться, а, покидая дом, занимаясь своими профессиональными или учебными делами, все, что связано с болезнью, психологически отдаляется от них. Но они боятся, что степень неблагополучия больного заставит их прервать свои многочисленные профессиональные, учебные, личные и другие дела. Страх перед этим может перерасти в страх перед главным опекуном. Возникает желание «уйти, скрыться на необитаемый остров», т. е. отчуждение в итоге. Здесь велика роль главного опекуна в позитивном решении проблемы.
Следующий пример из практики Центра адаптации.
Младший ребенок в этой семье страдал тяжелым онкологическим заболеванием крови, жизнь его исчислялась месяцами. Мать и отец этого ребенка, узнав о диагнозе от врачей-онкологов и посоветовавшись с психологом, решили создать для больного и других детей в семье атмосферу радости. Они клеили вместе елочные игрушки, ездили всей семьей в краткосрочные походы, показывали дома кукольный театр. Везде старались быть вместе, насыщать жизнь детей маленькими радостями. Психологически труднее всего приходилось родителям, так как они осознавали неизбежность исхода. Они нашли в себе силы до последнего дня сохранить чувство взаимной заботы и добра, ничем не выдавая свое горе. А на это требуется большое мужество и сила воли. Единство семьи позволило им легче перенести горечь утраты, а больному малышу прожить короткую, но счастливую жизнь.
Не надо забывать, что у маленьких даже здоровых детей может возникнуть комплекс недостатка внимания, своеобразная ревность по отношению к тому вниманию, которое уделяется больному ребенку.
В силу индивидуальных особенностей конкретного здорового ребенка возможны его болезни, вызванные стрессом, желанием внимания со стороны других членов семьи: частые простуды, ослабление иммунитета, болезни легких и почек.
Третий слой (подгруппа) , который концентрируется вокруг больного — это близкие и дальние родственники. Их пересуды часто сводятся к тому, что причиной болезни были неправильные действия главного опекуна и других членов семьи. В результате их мнения и поступки осложняют положение главного опекуна и других членов семьи, усиливают их чувство вины и беспомощности.
Нарастает неудовлетворенность членов семьи семейной жизнью, растет отчуждение в семье.
Что же стимулирует эту глобальную семейную неудовлетворенность? Во-первых, ощущение вины за болезнь: семья особенно тяжело переживает болезнь, если ее члены винят себя или больного в том, что произошло. Кеннет Теркельсен в 1987 г. описала две наиболее часто встречающиеся точки зрения семьи на причины болезни:
а) Биологическая: семьи, осознанно или неосознанно придерживающиеся этой теории, видят причины болезни в каких-то независящих от воли пациента мутациях-изменениях в организме. В этом случае семья переоценивает возможность медикаментозного лечения, нередко терзает страх за наследственность генетическую, или страх, что вопреки всем уверениям врача, болезнь заразна.
б) Психологическая: ее сторонники во всем винят себя, всех членов семьи или самого инвалида. Существует скрытая агрессия всех членов семьи друг к другу.
Все это важно понимать и стараться снять раздражение и агрессию в семье. Накопление знаний и опыта приводит к тому, что семья постепенно может освободиться и перестанет эмоционально зависеть от временных колебаний в ходе болезни.
Особо следует обратить внимание на семьи, в которых один из членов имеет выраженное нервно-психическое расстройство. Рассмотрим динамику такой семьи. Значительное внутреннее и внешнее давление на эту семью, состояние нервно-психического напряжения, тревоги, нездорового чувства вины-все это ведет к тому, что структура такой семьи неустойчива.
Данное положение воспринимается как труднопереносимое, и члены семьи напряженно ищут выхода из него.
Семья в данном случае может либо распасться, либо мобилизоваться перед лицом несчастья, каким является психическая болезнь одного из ее членов.
Какие проблемы стоят перед такой семьей? Во-первых, понимание больного и установление уровня требований к нему.
Чтобы удержать больного от неадекватного поведения, семья ведет поиск средств воздействия на него.
Пример. Больная Н.- в марте 1999 г. Отказ от пищи 3 суток, затруднен акт глотания, состояние подавленное, сочетается с потребностью «бежать, куда глаза глядят», астенизация. Анамнез: астенно-невротический синдром. Лекарственная терапия, назначенная врачом (атаракс, коаксил, реланиум) эффекта не дала. Периодические ежемесячные срывы в предменструальную фазу. Реакция членов семьи: семья мобилизовалась для решения этой проблемы. Массаж, магнито-терапия 20 дней, беседы с больным, заставляющие отвлечься от страха перед «приступом болезни». Ежегодно семья со скромным достатком выезжает к морю «дикарями», так как это дает ремиссию примерно на 4 месяца.
Это конструктивное решение проблемы, хотя полного выздоровления оно и не принесло, но позволило семье снять напряжение и объединиться.
Деструктивный вариант такого случая-это распад семьи Л., где у матери троих детей после перенесенных стрессов появилось психзаболевание.
Очень важен эмоциональный климат в семье. Проведенные в последние годы исследования семей, где имеется больной шизофренией, показали, что наличие или отсутствие рецидива заболевания в немалой степени зависит от того, насколько семья оказывается в состоянии понять и учесть повышенную чувствительность, сенситивность больного. Впервые об этом говорилось в исследованиях Medical Research Council’s Social Psychiatry Unitin London (1962 г.), а феномену дали название EE-выраженность эмоций. Было доказано, что в семьях «эмоционально-возбужденных» ,чаще были рецидивы болезни, и, чем спокойнее был климат в семье, тем реже были обострения болезни. Семье очень важно освоить эмоционально щадящие высказывания.
Примеры высказываний эмоционально…
щадящих:
- Может быть ты можешь сделать это иначе
- Извини, я не совсем тебя понял
- Мне трудно сосредоточиться
- Это надо было сделать чуть иначе
жестких:
- Ты сделал все неправильно
- Что ты такое говоришь?
- Перестань шуметь и мешать мне
- Ты опять все испортил
Когда семья решает использовать щадящие высказывания, это помогает избежать отрицательных эмоций, в основе которых горечь, возмущение, обида.
Доминирующие отрицательные эмоции могут перерасти в поведенческую антипатию к больному, к стремлению «отделаться» от него. Концентрация внимания семьи на положительных, сохраненных сторонах личности индивида с выраженным нервно-психическим расстройством порождает мотив заботы, «Мотив Экзюпери» («Мы в ответе за тех, кого приручили») .
Werner1989 г. доказал, что в благополучных семьях дети с серьезными послеродовыми осложнениями показали незначительное отставание от здоровых детей, тогда как в неблагополучной семье дитя остается «Диким».
Начиная с 70-х годов 20 века в США опробовались программы комплексной помощи детям-инвалидам и членам их семей (Broussard 1989 г, Sasserath, 1983 г.) Эти программы позволили родителям детей-инвалидов выработать эффективные способы управления их вниманием, повышением обучаемости самым необходимым навыкам, определять даже небольшие изменения к лучшему их отстающего в развитии peбенка.
К сожалению, в маленьких районных городках России и сельских населенных пунктах работа с детьми-инвалидами и их семьями носит чисто формальный «развлекательный» характер (экскурсии на природу, в театр), мало обучающих программ, нет инструкторов психосоциальной реабилитации по работе с детьми инвалидами и их семьями. Чаще всего председатель общества инвалидов только успевает заниматься организационными моментами мероприятий для этих детей. Когда уж заботиться об их физическом развитии.
К тому моменту, когда здоровые дети начинают ходить в детский сад, школу, общаться друг с другом, дети-инвалиды остаются малообщительными. Почему? Просто им очень сложно найти друзей. Такой ребенок явно отличается от остальных: менее ловкий, менее подвижный и менее сильный. Именно последний аспект очень влияет на отношение к нему сверстников. Ведь «детское» общество сродни первобытному: здесь действует закон «кто лучше», закон лидера. При общении со здоровыми сверстниками малыш-инвалид может испытывать тревогу и страх, излишнее напряжение, чувство собственной неполноценности. Маленькие дети — народ весьма жестокий. Многие еще не научились сострадать ближнему. Поэтому больной малыш в среде здоровых сверстников часто превращается в изгоя.
В этих условиях родителям, воспитателям, учителям важно достичь следующих целей:
- Создание доброжелательной атмосферы в общении здоровых и больных детей.
- Научиться распознавать и снимать стрессовые реакции у детей. Вернуть ребенку уверенность в себе через теплоту и ласку, вызвать ребенка на откровенность.
- Не одергивать, а попытаться понять, почему дитя сосет палец, грызет ноготь, прячется с головой под одеяло. Ласка, забота, доброе, идущее от сердца, слово успокоит и ободрит малыша.
Среди детей-инвалидов имеются и дети, неспособные к учению в силу специфики их заболевания. Это дети с дислексией-испытывающие трудности с письмом. Дети с гиперактивностью-те, которые не могут долгое время сидеть спокойно. С каждой неудачей такие дети все меньше верят в свою способность чему-то научиться. Одни становятся замкнутыми, другие — развязно-агрессивными. Однако, следует отметить, что дислексией в детстве страдали Томас Эдисон, Нельсон Рокфеллер, Ханс Кристиан Андерсен. Они сумели преодолеть себя. В настоящее время разрабатываются многочисленные учебные программы коррекции, в основе которых необходимость создать у ребенка чувства уверенности в своих силах.
В юности подросшие дети начинают понимать, что существуют различные типы человеческого тела и различные его идеалы. У них формируется довольно четкое представление о типе своего тела, его пропорциях и ловкости. Подростки уделяют своему телу гораздо больше внимания. В этом периоде молодые люди остро чувствуют потребность во внимании противоположного пола. Здесь подростка инвалида подстерегает горькое разочарование. Инвалидная коляска, костыли или клюшка обращают на себя внимание у здоровых подростков лишь как объект любопытства.
Отчаяние овладевает молодыми людьми-инвалидами. В этой ситуации важны доверительные отношения с близкими людьми.
В данной ситуации возможно разумное решение. Важно с раннего детства развивать таланты ребенка-инвалида. В юном возрасте это очень пригодится, даст чувство собственного достоинства, ощущение состоятельности, как индивидуальности, личности. Важно, чтобы дети-инвалиды дружили друг с другом.
Развитие и воспитание ребенка-инвалида — процесс, несомненно, сложный, требующий от родителей и воспитателей много усилий. Однако это очень важно воспитать в человеке уверенность, что инвалиды-люди, вызванные жизнью на испытание, а не изгои общества.
Выводы
Опыт показывает, что использование психологических правил позволяет семье, имеющей в своем составе инвалида выжить. Кроме того, настрой на успех существенно облегчает социальную адаптацию самих инвалидов и членов их семей. Правила эти таковы.
- Не теряйте надежду и верьте в победу над трудностями. Радуйтесь каждой даже маленькой победе над болезнью.
- Постарайтесь понимать больного лучше, чем он сам себя понимает.
- Союзники в вашей борьбе с болезнью — доверие и откровенность больного. Старайтесь завоевать их.
- Ищите подходы к больному, анализируйте неудачи и ошибки при общении с больным членом семьи.
- Ищите союзников-организуйте социальную «среду своего обитания» (клубы инвалидов, спортивные секции инвалидов, занятия в кружках и т. д.). Развивайте таланты у ребенка-инвалида.
- «Бороться и искать, найти и не сдаваться» — вот девиз тех, кто пошел по этому пути.
Полное участие в основных звеньях общества - семье, социальных группах и общине - является главным элементом жизни человека. Право на равенство возможностей такого участия предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека и должно предоставляться каждому человеку, включая инвалидов. Однако в действительности инвалиды зачастую лишены возможности полного участия в деятельности той социально-культурной системы, к которой они относятся. Отсутствие такой возможности является следствием физических и социальных барьеров, которые возникают по ряду следующих причин:
· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физически или морально), огорчить);
· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вследствие не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).
Такие отношения и поведение зачастую приводят к отстранению инвалидов от социальной и культурной жизни. Люди стремятся избегать контактов и личных отношений с инвалидами. Распространенность предубеждений и дискриминация в отношении инвалидов, а также степень их отстранения от нормального социального общения создают психологические и социальные проблемы для многих из них.
Зачастую в профессиональной сфере деятельности и других сферах обслуживания лица, с которыми инвалиды вступают в контакт, недооценивают потенциальные возможности участия инвалидов в нормальной общественной жизни и тем самым не способствуют вовлечению в нее инвалидов и других социальных групп.
Вследствие этих барьеров людям с инвалидностью бывает трудно или даже невозможно иметь близкие и тесные отношения с другими людьми. Лица, отнесенные к категории "инвалидов", зачастую лишены возможности вступать в брак и иметь детей даже при отсутствии функционального ограничения в этом отношении. В настоящее время возрастает понимание потребности лиц, страдающих умственными расстройствами, в личном и социальном общении, включая половые отношения.
Многие инвалиды лишены возможности активно участвовать в жизни общества в силу отсутствия снабжённости общественных пространств специализированным оборудованием (например, пандусов): они сталкиваются с такими физических барьерами, как дверные проемы, слишком узкие для инвалидных колясок, ступеньки на подходах к зданиям, по которым невозможно подняться, автобусы, поезда и самолеты, неудобно расположенные телефоны и выключатели, санитарное оборудование, которым невозможно пользоваться. Аналогичным образом они не могут участвовать в жизни общества в силу других препятствий, например, средств слуховой связи, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами слуха, и средств письменной информации, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами зрения. Такие барьеры являются результатом незнания и отсутствия внимания; они существуют, несмотря на тот факт, что большинство из них можно при небольших затратах устранить на основе продуманного планирования. Хотя в некоторых странах и введено законодательство и проводятся пропагандистские кампании по устранению таких препятствий, эта проблема по-прежнему остается острой.
Весьма очевидно, что саму идею социальной адаптации инвалидов поддерживают большинство, однако углублённые изучения выявили сложность и неоднозначность отношения здоровых к больным. Это отношение можно назвать амбивалентным: с одной стороны инвалиды воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, с другой-как лишённые многих возможностей. Это порождает как неприятие нездоровых сограждан остальными членами общества, так и сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим инвалидам реализовать свои возможности наравне со всеми. Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. У людей с инвалидностью же не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько общо, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств-доброты, отзывчивости и т.п. В то же время важно помнить, что все люди с ограниченными возможностями обладают своими недугами, и если один человек в силу своего физического недуга никак не может в полной мере коммуницировать с другими членами общества, то другому могут мешать лишь предубеждения окружающих.
На протяжении своей истории общество постоянно меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. В результате изменения сознания общества возникла социальная модель инвалидности, в основе которой лежит формирование личности инвалида через окружающую его среду. Процесс социализации индивида немыслим без участия в нем агентов: первичных и вторичных. Они играют важнейшую роль в усвоении молодым инвалидом норм, ценностей, установок, в интеграции его в общество. Агенты являются главным звеном в процессе социализации и социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Только сплоченная работа всех агентов позволить достичь молодому инвалиду успешной социализации.
Существует множество механизмов и технологий сопровождения процесса социализации молодых инвалидов. Только почти все они мало направлены на самореализацию, самосовершенствование молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, его адаптацию.
Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio - приспособление. Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений).
Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы. Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.
Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.Главная особенность социальной адаптации – это то, что она связана с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.
Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:
Общество (макросреда) - адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
Социальная группа (микросреда) - адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);
Сам индивид (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидумов.
Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:
· Реализация механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;
· Усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;
· Достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.
Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним. Больше половины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнения.
Выводы
В первой подглаве первой главы своего курсового проекта я рассмотрела явление гуманизм. Передо мной стояла задача вывести универсальное, на мой взгляд, определение термина ‘гуманизм’, основанное на многовековом опыте наших предшественников, но в то же время отвечающее современным нормам.Путём сравнений определений, данных разными людьми в разные времена, я пришла к общему заключению: гуманизм – это исторически изменяющаяся система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье; считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
Во второй подглаве первой главы я узнала, что на данный момент около 23% людей по всему миру имеют инвалидность разной степени тяжести, и больше половины из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное, считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Также я выяснила, что основными препятствиями равного общения между здоровыми людьми и людьми с инвалидностью являются:
· незнание (как вести себя в обществе людей с инвалидностью, в чём заключается и чем опасен их недуг);
· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физическо иил морально), огорчить);
· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вслдествии не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).