Парфенон — один из наиболее известных памятников античной архитектуры. Этот 2500-летний великолепный храм на Акрополе в Афинах пережил землетрясения, пожары, взрывы и неоднократные попытки разграбления. И хотя Парфенон ничуть не был каким-то инженерным прорывом в строительстве, его стиль стал парадигмой классической архитектуры.
1. Акрополь в Афинах
Священная скала.
Акрополь в Афинах, где находится Парфенон, также называется "священной скалой" и использовался в оборонительных целях.
2. Культурные слои
Древняя история Парфенона.
Культурные слои, обнаруженные на склонах Акрополя, указывают на то, что на холме существовали поселения с 2800 г. до н.э., то есть задолго до минойской и микенской культур.
3. Акрополь был священным местом
Акрополь - священное место.
Задолго до строительства Парфенона Акрополь был священным местом и на нем стояли другие храмы. Парфенон заменил старый храм Афины, который был разрушен в ходе персидского вторжения в 480 году до нашей эры.
4. Дом Парфенос
Дом Парфенос.
Название "Парфенон" образовано от одного из многих эпитетов Афины (Афина Парфенос), а означает оно ""дом Парфенос"". Это название было дано храму в 5 веке до н.э., поскольку внутри него была установлена культовая статуя Афины.
5. Строительство Парфенона
Строительство Парфенона.
Строительство Парфенона началось в 447 г. до н.э. и было завершено в 438 г. до н.э., но окончательная отделка храма продолжалась до 432 г. до н.э..
6. Иктин, Калликрат и Фидий
Иктин, Калликрат и Фидий - архитекторы Парфенона.
Парфенон, который был построен архитекторами Иктином и Калликратом под наблюдением скульптора Фидия, по мнению большинства современных архитекторов и историков, является высшим выражением древнегреческого архитектурного гения. Храм также считается кульминацией развития дорического ордера - самого простого из трех классических греческих архитектурных стилей.
7. 192 греческих воина
192 греческих воина-героя.
Несколько современных историков (в том числе историк искусства Джон Бордман) считают, что фриз над дорическими колоннами Парфенона изображает 192 греческих воинов, павших в битве при Марафоне против персов в 490 г. до н.э.
8. Камни из Пентеликона
Камни из Пентеликона.
Сохранились некоторые из финансовых отчетов строительства Парфенона, которые показывают, что крупнейшими расходами стала транспортировка камней из Пентеликона, который находился в шестнадцати километрах от афинского Акрополя.
9. Правительство Греции и ЕС реставрируют Парфенон уже 42 года
Реставрация Парфенона.
Проект реставрации Парфенона (который финансируется правительством Греции и Европейского Союза) продолжается уже 42 года. Древним афинянам же понадобилось всего 10 лет, чтобы построить Парфенон.
10. 12-метровая статуя богини Афины
Статуя богини Афины.
Прямоугольное здание шириной 31 метр и высотой 70 метров было построено из белого мрамора. В окружении сорока шести колонн стояла 12-метровая статуя богини Афины, сделанная из дерева, золота и слоновой кости.
11. Тиран Лахар
Тиран Лахар.
Хотя большая часть структуры осталась неизменной, Парфенону был нанесен значительный ущерб на протяжении столетий. Все началось в 296 г. до н.э., когда афинский тиран Лахар снял золотое покрытие со статуи Афины для того, чтобы заплатить долг своей армии.
12. В пятом веке нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь
Был Парфенон стала церковь.
В пятом веке нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь, а в 1460 году в Парфеноне расположилась турецкая мечеть. В 1687 году турки-османы расположили в храме склад пороха, который взорвался при обстреле храма венецианской армией. При этом часть храма превратилась в руины.
13. 46 внешних колонн и 23 внутренние
Колонны Парфенона.
В Парфеноне было 46 внешних колонн и 23 внутренние колонны, но сегодня сохранились далеко не все. Кроме того, раньше в Парфеноне была крыша (в настоящее время ее нет).
14. Дизайн Парфенона является сейсмостойким
Сейсмостойкий дизайн.
Дизайн Парфенона является сейсмостойким, несмотря на то, что колонны храма довольно тонкие.
15. Парфенон использовался в качестве городской казны
Парфенон как городская казна.
Парфенон также использовался в качестве городской казны, как и многие другие греческие храмы той эпохи.
16. Строительство Парфенона не финансировалось афинянами.
Парфенон как общенациональный проект.
Несмотря на то, что Парфенон является наиболее популярной афинской постройкой всех времен, его строительство не финансировалось афинянами. После окончания персидских войн Афины стали в 447 г. до н.э., доминирующей силой на территории современной Греции. Средства на постройку храма были взяты из дани, которую платили Афинам другие города-государства Делийской лиги.
17. Денежные вклады Делийской лиги хранились в опистодоме
Опистодом - место хранения денежных вкладов.
Денежные вклады Делийской лиги, которой управляли Афины, хранились в опистодоме — задней закрытой части храма.
18. Над развалинами Акрополя был построен Парфенон, Эрехтейон и храм Ники.
Древние новострои.
Во время "классического периода" над развалинами Акрополя был построен не только Парфенон, но и Эрехтейон и храм Ники.
19. Первый театр в истории
Театр Диониса - первый театр в истории
Помимо этих структур, еще одним важным памятником у подножия Акрополя является ""Театр Диониса"", который считается первым театром в истории.
20. У Парфенона был разноцветный фасад
Фасад Парфенона.
В то время как современные СМИ изображают греческие храмы и сооружения с белым фасадом, у Парфенона, скорее всего, был разноцветный фасад. Краска стерлась в течение веков.
21. Парфенон появился благодаря Периклу
Перикл - инициатор строительства Парфенона.
Перикл, вероятно, был самым выдающимся афинским государственным деятелем за всю историю. Именно благодаря ему у города появился Парфеноном.
22. Скульптуры храма были проданы Британскому музею
Скульптуры Парфенона находятся в Британском музее.
С 1801 по 1803 часть оставшихся скульптур храма была вывезена турками (которые контролировали Грецию в то время). Эти скульптуры были впоследствии проданы Британскому музею.
23. Полномасштабная копия Парфенона находится в Нэшвилле, штат Теннесси
Копия Парфенона.
Парфенон является наиболее копируемым зданием в мире. Есть много зданий по всему миру, которые были созданы в том же самом стиле. Также есть полноразмерная копия Парфенона, которая находится в Нэшвилле, штат Теннесси.
24. Открытие музея Акрополя состоялось в 2009 году
Музей Акрополя.
Более полумиллиона человек посетили новый музей Акрополя в течение первых двух месяцев после его открытия в 2009 году.
25. Золотой прямоугольник Парфенона
Золотой прямоугольник Парфенона.
Отношение длины к ширине прямоугольника в 1,618 считалось самым приятным для глаз. Это соотношение было названо греками "золотой пропорцией". В мире математики это число называется "фи" и оно было названо по имени греческого скульптора Фидия, который использовал золотое сечение в своих скульптурах. Снаружи Парфенон представляет собой идеальный "золотой прямоугольник".
Храм Парфенон в Афинах – самое выдающееся культовое сооружение и величайший памятник древнегреческой архитектуры. Находится Парфенон в Акрополе, в самом центре Афин.
János Korom Dr. / flickr.com Парфенон в Афинах (Panoramas / flickr.com) János Korom Dr. / flickr.com Chris Brown / flickr.com Парфенон, 1985 (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com) Парфенон возвышается на Акрополе (Roger W / flickr.com) jjmusgrove / flickr.com Nicholas Doumani / flickr.com claire rowland / flickr.com Dennis Jarvis / flickr.com Парфенон ночью (Arian Zwegers / flickr.com) psyberartist / flickr.com George Rex / flickr.com Реконструкция Парфенона (Emiliano Felicissimo / flickr.com) Comrade Foot / flickr.com Перед Парфеноном (Kristoffer Trolle / flickr.com)
Афинский акрополь Парфенон – самое выдающееся культовое сооружение и величайший памятник древнегреческой архитектуры. Выстроенный в V в. до н.э., храм поразил своими размерами и величием современников, и продолжает удивлять и интересовать очевидцев современной эпохи.
Храм Афины девы в городе ее имени являлся главнейшим культовым объектом древних эллинов. Для жителей же города Афин он стал созвучен со значением слов благоденствия и процветания.
Такое трепетное отношение объясняется тем фактом, что он был посвящен богине Афине, которая считалась покровительницей города и древней Греции.
Слово «Парфенон» на языке древних эллинов означало «пречистая». Иными словами, Афина и стала предтечей «пречистой девы Марии» в христианской религии. Также богиня являлась древнегреческим инвариантом распространенного архетипа «богини-матери».
Легенда Богини Афины
Интересно, что Афину породил сам Зевс. Согласно древнегреческим мифам верховному богу Олимпа была предвещена смерть от рук сына.
Перед Парфеноном (Kristoffer Trolle / flickr.com)
Боясь исполнения слов пророчества, громовержец проглотил свою супругу Метиду, носившую под сердцем ребенка.
Однако предсказание не сбылось – родилась дочь, которая вышла из головы Зевса (небесный владыка сам приказал рассечь себе череп, потому как не выдержал мучений).
Афина, как и ее брат Арес, стала покровительницей войн. Но в отличие от своего божественного родственника, она пресекала несправедливость и выступала за мирное разрешение конфликтов.
Согласно древнегреческой мифологии, именно Афина подарила людям ремесла, в частности научила женщин ткачеству. Ко всему прочему богиня способствовала развитию наук и философии.
Эллины, ценившие интеллектуальный фактор жизни превыше всего, решили отблагодарить свою покровительницу, воздвигнув в ее честь самый величественный храм в истории человечества.
Где находится Парфенон?
Храм девы-воительницы расположился в самом центре современной столицы Греции, на афинском Акрополе и виден даже с самой удаленной точки города. Слово «Акрополь» означало «Верхний город». И этот город выполнял оборонительные функции – за его стенами прятались афиняне, пережидая осаду.
Акрополь – обитель богов
Достаточно одного взгляда на Акрополь для того чтобы понять, что боги играли первоочередную роль в жизни жителей древней Греции – вся его территория рассечена храмами и святилищами, посвященных почти всем богам Олимпа.
Сооружения Акрополя поражают гением архитектурной мысли и служат классическими примерами применения золотого сечения в строительстве.
Греки настолько ценили правильность и пропорциональность форм, что даже в пластическом искусстве применяли правила золотого сечения.
Парфенон в Афинах – не первое сооружение Акрополя, возведенное в честь Афины. Еще за 200 лет до него богиню прославляли в храме Гекатомпедон. Согласно словам древних историков оба святилища фактически существовали параллельно, пока первый не пришел в упадок.
На сегодняшний день обитель Афины представляет собой руины, иссеченные следами многочисленных разрушений, но они все еще хранят на себе печать былого величия. Храм является визитной карточкой Афин и всей Греции.
Ежегодно толпы туристов, интересующихся историей, стремятся к подножию Акрополя, чтобы прикоснуться к истории.
Афинский Акрополь (© A.Savin, Wikimedia Commons)
Кто построил Парфенон?
Возведение главного храма Афин Парфенона датируется 447 г. до н. э. Спроектировал здание знаменитый зодчий античности Иктен. Строительством занимался Калликрат – придворный архитектор правителя Перикла, кому и принадлежала инициатива строительства.
Парфенон, 1985 (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com)
Под руководством мастера также были возведены и другие объекты Акрополя, и не один десяток гражданских объектов Афин. Все проекты мастера выстроены в лучших традициях архитектуры Древней Греции – с использованием принципа золотого сечения.
Храм богини Афины изначально был частью обширной программы афинского правителя Перикла по благоустройству города.
Интересен тот факт, что на его возведение ушло 450 талантов. Учитывая, что за 1 талант можно было построить 1 боевой корабль, то можно сказать, что Перикл оставил свою империю без военного флота, но подарил миру один из уникальных архитектурных памятников.
Строительство храма длилось 9 лет, и в 438 г. до н. э. он распахнул свои двери. Однако еще на протяжении 6 лет велись отделочные работы, которыми руководил Фидий, вошедший в историю благодаря интересному факту своей творческой биографии.
Парфенон ночью (Arian Zwegers / flickr.com)
Мастер является создателем одного из семи Чудес Света – скульптурного изваяния Зевса в Олимпии. Для нового храма скульптор создал статую Афины Парфенос – одиннадцатиметровое изваяние, выполненное из слоновой кости и золота. Это был богатый дар для почитаемой богини.
До наших дней памятник не дошел, и о его красоте мы можем судить лишь по сохранившимся древним источникам.
Интерьер храма наполняли многочисленные скульптурные композиции и статуи богов. Многие из них безвозвратно утеряны. Часть – хранится в музеях мира. Статуи из Парфенона можно увидеть в Эрмитаже.
Большая часть уцелевшего наследия находится в Лондонском музее – это статуи и метопы, выкупленные еще в XIX в. у Османского правительства. В настоящее время Греция ведет работу по возвращению экспонатов к родным пенатам.
Особенности архитектурного решения
Храм Парфенон во многом стал новаторским строением. Его внешний вид и конструкторские находки в свое время поражали современников и до сих пор вызывают исследовательский интерес.
Архитектура Парфенона (George Rex / flickr.com)
Храм фактически полностью был выстроен из пенделийского мрамора, который стоил немалых денег, а отделка изобиловала золотом.
Под воздействием солнечных лучей южный фасад со временем приобрел золотистый оттенок. Северная сторона здания, меньше подвергавшаяся облучению, имела первоначальный серый цвет.
Храм богини-воительницы разместился на самой верхней точке Акрополя, и в лучах заходящего солнца создается визуальный эффект золотого свечения.
При этом у наблюдателей создается впечатление, что храм имеет небольшие размеры. По мере приближения панорама расширяется и здание «подавляет» своей массивностью.
Гиперболическая схема кривизны Парфенона (© A.Erud, Wikimedia Commons)
Со стороны складывается визуальный образ того, что здание имеет идеальную прямую конструкцию. На самом же деле большая часть архитектурных элементов лишена прямых линий:
- верхние части ступеней имеют небольшой прогиб по центру, колонны несколько утолщены в центре, а угловые при этом имеют больший объем по сравнению с остальными;
- фронтоны Парфенона обращены во внутрь, в свою очередь, антаблементы выдаются наружу.
Все эти оптические приемы фактически позволили создать иллюзию идеальной прямолинейности. Кроме того, в строительстве храма был использован принцип золотого сечения.
Внешний фасад сооружения украшали многочисленные метопы – рельефные изображения богов: Зевса, Аполлона, крылатой Ники и др. Парфенон, как все святилища древней Греции, был окрашен в яркие цвета.
Доминирующими в цветовой палитре были оттенки красного, синего и золотого. Со временем они истерлись и о красоте здания мы можем судить лишь, по словам древних свитков.
Парфенон – храм трех религий
Судьба Парфенона сложилась так, что он стал местом, где звучали слова трех религий – язычества, православия и ислама. История величия храма длилась недолго.
Парфенон, Афинский Акрополь (Carole Raddato / flickr.com)
Последним правителем, почитавшим мудрую богиню, был Александр Македонский. В дальнейшем Афины подвергались многочисленным захватам. Храм был разграблен, со статуй была снята позолота, сами же скульптуры варварски уничтожались. Однако культ богини Афины был настолько высок среди афинян, что святилище неимоверными силами горожан было восстановлено, несмотря на то, что казна была фактически разграблена.
После восстановления храм действовал еще 800 лет и стал последним пристанищем язычества на территории современной Греции. С приходом христианской власти языческие традиции в городе все еще были сильны. Дабы пресечь идолопоклонничество в IV в. н. э. обитель Афины превратили в православную церковь во имя Пресвятой Богородицы.
Сооружение было перестроено в соответствии с канонами православной архитектуры, но в целом оно выглядело, как и прежде. В новой ипостаси храм стал привлекать паломников со всего православного мира. За словами поддержки служителей новой «старой» святыни прибегали императоры и полководцы.
Реконструкция Парфенона (Emiliano Felicissimo / flickr.com)
В XV в. Греция попала под влияние Османской империи. Новые власти первым делом поспешили избавиться от христианских символов, и Парфенон на этот раз обрел черты мусульманских мечетей. Однако помимо иссечения христианских сюжетов и слов, никаких кардинальных изменений во внешнем облике храма не произошло. В XVII в. во время военного столкновения Османской империи со Священной лигой, стены Парфенона были практически разрушены.
В 1840 г. начались реставрационные работы, которые вдохнули новую жизнь в культовое сооружение. Процесс восстановления с переменным успехом ведется и в наши дни.
Сегодня судьба Парфенона вновь находится под угрозой. Финансовые проблемы, которые начались после вступления страны в ЕС, стали главными препятствующим факторами на пути возрождения величайшего памятника истории.
На афинском Акрополе возвышается храм Девы Афины Парфенос, посвященный покровительнице города Афин (дочери верховного бога Зевса) во времена правления Перикла.
Работы по его возведению начались 447 году до нашей эры, закончились в основном в 438 г д. н. э., а отделочные и скульптурные работы выполнялись еще до 434 г д. н. э.
Архитектор Парфенона Иктин, его помощник – Калликрат. Создатель Парфенона – знаменитый древнегреческий скульптор Фидий по эскизам и под общим руководством которого проводились работы по созданию скульптур: Девы Афины Парфенос, мраморного фриза, метоп, франтов Парфенона лучшими мастерами 5 века до нашей эры.
Парфенон в Афинах был построен в честь победы греков над персами, которая была выражена в торжественности форм дорических колонн храма, в стройности и гармоничности, в его пропорции.
Интерьер у храма придавала величественный вид двухэтажная колоннада. При этом, Парфенон внутри был разделен на восточную часть (большее помещение), где стояла статуя Афины Парфенос, выполненная в хрисоэлефантинной технике и западную, называемую, собственно, Парфеноном, в котором хранилась афинская казна.
Архитекрурно-конструктивное решение Парфенона
Парфенон в древней Греции – храм дорического ордена, архитектура Парфенона такова, что в плане он имеет форму прямоугольника, высота его – 24 м. Основанием ему служит плоская вершина огромной скалы акрополя, которая как бы выполняет функцию естественного постамента.
Оптимальные размеры Парфенона, который должен был стоять на скале, были определены по принципу «золотого сечения», а именно: соотношение массива храма и скалы должно соответствовать пропорциям храма – это соотношение, кстати, считалось гармоничным во времена древней Греции.
Парфенон в Афинах окружен со всех сторон колоннами: архитектура Парфенона предполагала 8 колонн по коротким сторонам и 14 – по длинным. Колонны Парфенона поставили чаще, чем в самых ранних дорических храмах.
Антаблемент не так массивен, поэтому кажется, что колонны легко держат перекрытие. Колонны Парфенона не строго вертикальны, а немного наклонены внутрь здания. И не все они одинаковой толщины. Угловые выполнены более толстыми, чем остальные, но на светлом фоне кажутся тоньше.
Слегка наклоняя колонны, выполняя их разной толщины, создатели храма этим исправляли оптические искажения, нарушающие гармоничность и пластичность здания, придавали ему стройность.
Колонна Парфенона разделена вертикальными желобками – каннелюрами, которые делают почти незаметными горизонтальные швы между частями колонны и как бы исключают ее замкнутость.
Художественно-декоративное оформление Парфенона
Значительную ценность имеют для нас структуры, которые украшали Парфенон: мраморный фриз, 92 метопы расположены по четырем сторонам храма, два фронтона.
Фриз Парфенона. На верхней части стены храма за внешней колоннадой виден фриз – зофор. Он представляет собой непрерывную многофигурную 160-и метровую барельефную мраморную ленту, на которой изображены 350 людей и 250 животных в различных ракурсах.
Фриз Парфенона посвящался празднику Больших Панафиней, который проводился в Афинах каждых 4 года в честь покровительницы города – богини Афины.
В начале фриза показано состязание всадников, затем идут закланные животные, их сменяют шествие празднично одетых людей Афин, несущих к Парфенону праздничное одеяние Афине (пеплос), сотканный афинскими девушками.
В завершении шествия, в торцевой части фриза показано пиршество 12-и богов Олимпа. По размерам группы фриза небольшие, но выразительны, ни разу не повторяющиеся многих сотен фигур людей и животных.
Архитектура Парфенона предполагала размещение метоп над колоннадой, с внешней стороны храма, сюжеты которых были построены на мифологических историях Аттики, отображающие незначительные подвиги Афины.
Всего было 92 метопы – по 14 на фасадных сторонах и по 32 – на боковых – стенах. Вырезаны они были в высоком рельефе – горельефе. На метофах восточного фронтона изображена сцена битвы богов с великанами. На западном — сцена борьбы греков с амазонками.
На метопах северной стороны храма – падение Трои, на южной – борьба лапифов с кентаврами. Но главным и важнейшим событиям в жизни богини посвящены фронтонные группы.
– восточные и западные. На восточном фронтоне, который лучше сохранился, изображена сцена рождения Афины из головы Зевса согласно древнегреческому мифу.
В правом углу восточного фронтона помещены три женские фигуры, возможно, это три Мойры (богини судьбы). Интересно передана плавная мягкость и теплота светотени в складке одежды женских фигур.
На западном фронтоне изображен спор Афины с Посейдоном о господстве над Аттикой.
Окраска Парфенона, облицовка. Парфенон был полностью выстроен из квадров белого пентелийского мрамора, выложенных насухо. Свойства этого мрамора токовы, что из-за наличия в нем железа, со временем он приобретал золотистую патину, которая придавала плитам теплый, желтоватый оттенок.
Однако, некоторые плиты Парфенона раскрашивались, когда нужно было выделить какие то отдельные элементы. Так, триглифы, которые были затенены карнизом, покрывали синей краской. Для фона метоп и фронтонов также использовали синюю краску.
Для окраски вертикальных плит фронтонов использовалась позолота. Верхние части храма были окрашены в темно-красный цвет, иногда изредка оттенены были узкими полосками позолоты.
Парфенон в Афинах в своем первоначальном виде просуществовал около двух тысячелетий. До наших дней сохранились: на территории акрополя – разрушенные колонны храма, не многочисленные фрагменты метоп, фриза, фронтонов – хранятся в различных музеях мира.
Возвышаются руины, которые прежде были и языческим храмом в честь богини Афины, и христианским - в честь Пресвятой Богородицы, и, наконец, мусульманской мечетью. Их с первого взгляда узнают даже те, кто никогда не был в Греции, настолько растиражированы их фотографии. Это руины одного из самых известных храмов в мире. Имя ему - Парфенон.
Закладка храма и строительство
Древние греки умели быть благодарными. Покровительнице своего города богине они постановили воздвигнуть храм, в знак признательности за её помощь в битве с персами при Марафоне.
Для его сооружения выбрали возвышенную и укреплённую часть верхнего города - Акрополь, и в 488 году произвели торжественную закладку. Архитектор Парфенона выбрал это место не случайно. Прежде здесь находились более ранние храмы, построенные в честь иных языческих богов.
Размеры прежних храмов были невелики, и для их строительства не требовалось увеличивать площадь верхней части холма. В данном же случае предполагалось воздвигнуть нечто грандиозное, и с этой целью пришлось с южной стороны соорудить и, уложив в её основание известковые блоки, поднять край строительной площадки на 7 метров.
Работы продолжались уже восемь лет, и строился второй барабан колонн, когда город был захвачен персами. В огне пожара погибли плоды восьмилетнего труда, и строительство не возобновлялось более 30 лет.
Строительство нового храма
Продолжились работы в 447 году до нашей эры. Власть в Афинах тогда принадлежала Периклу, самолюбивому и амбициозному правителю. Строительство храма было частью задуманного им плана, в результате которого Афины должны были занять лидирующее место, как в военной области, так и в экономической и культурной. Выполнению плана способствовал и тот факт, что к тому времени в город была перенесена казна Делосского морского союза, что облегчало решение финансовых проблем, связанных со строительством. А проблемы действительно были.
История сохранила любопытные сведения. Перикл ассигновал из военного бюджета на проведение работ 450 серебряных талантов. О размерах суммы можно судить по тому факту, что постройка одного боевого корабля в те годы обходилась в один талант. Следовательно, расходы на постройку храма сопоставимы с расходами на создание огромного военного флота, состоящего из 450 кораблей. Когда масштабы затрат стали известны горожанам, то они обвинили Перикла в расточительности. На это правитель им ответил, что готов расходы отнести на свой личный счёт, но в этом случае оставляет за собой право на всех элементах сооружения увековечить Народ не пожелал уступить славу правителю и дал согласие на финансирование проекта из городской казны.
Этот вопрос возникает, наверное, у каждого, кто впервые видит афинский архитектурный шедевр. Честь его создания принадлежит выдающимся зодчим, имена которых дошли до нас - Иктину и Калликрату. По некоторым источникам, в работе принимал участие также Карпион с помощниками. Знаменитый скульптор Фидий контролировал общий ход работ, но его главной обязанностью было создание скульптурного убранства храма, что при его грандиозных размерах представляло собой весьма масштабную задачу. Таким образом, говоря о том, кто построил Парфенон, следует подразумевать не одного архитектора, а целую группу соавторов.
Перемены облика храма
Как выглядел Парфенон в своём первоначальном облике, теперь трудно сказать с полной уверенностью. Дело в том, что на протяжении своей долгой жизни он неоднократно менял облик. Ещё во 2 веке до нашей эры в храме произошёл сильный пожар, после которого потребовались значительные восстановительные работы. Страдало его великолепие и от злой воли правителей. Например, в 298 году до нашей эры правивший в то время Лахар, вошедший в историю как необузданный тиран, повелел снять со скульптуры Афины золотые украшения.
Создатель Парфенона воздвиг храм в честь языческой богини. Но в истории Греции наступил период, который принято называть византийским, и судьбе было угодно, чтобы в 426 году нашей эры языческий храм превратился в христианскую церковь. Первоначально она была освящена в честь святой Софии. Архитектор Парфенона не предполагал, разумеется, что его детищу суждено воплотить в себе все элементы, присущие архитектуре христианских храмов, но произошло именно так.
Реконструкция храма по христианским канонам
Согласно традиции, установившейся в древние века, вход в языческом храме находился с восточной стороны. Архитектор проектируя здание, учёл это требование. Но по канонам христианской архитектуры вход делают всегда с западной стороны, а с восточной помещается алтарь. Это закон. В процессе перестройки храма в соответствии с новыми требованиями на месте прежнего входа была построена алтарная апсида, а вход, соответственно, перенесён на западную сторону. Кроме этого, были внесены и другие изменения в планировке здания. В юго - западной части храма возвели колокольню. Завершением реконструкции стало в 662 году освящение храма в честь Пресвятой Богородицы. Почти восемь веков под его сводами возносились христианские молитвы, пока в 1460 году город не захватили турецкие войска.
Разрушение храма
Вместе со всей страной тяжёлые времена переживал и храм Парфенон. Греция оказалась под оккупацией, и христианская святыня была превращена в мусульманскую мечеть. Через 27 лет венецианская армия под командованием Ф. Морозини пыталась штурмовать Афины. Обороняясь, турки использовали Парфенон как пороховой склад. Это имело для здания губительные последствия. Раскалённое ядро, выпущенное из венецианского орудия, пробив крышу, вызвало страшный взрыв. В результате обрушилась вся центральная часть постройки. Ремонтных работ после этого не производилось. В довершение всех бед, местные жители растащили обломки мрамора, из которого они выжигали известь.
Окончательный урон храм понёс в начале XIX века. Посол Великобритании при Османском дворе получил разрешение на вывоз сохранившихся в нём скульптур. С этих пор в течение десяти лет творения древнегреческих скульпторов покидали Афины, чтобы стать частью экспозиций крупнейших музеев мира.
Восстановление колоннады храма
В 1928 году начались работы, целью которых было установить на прежнем месте упавшие блоки и колонны Парфенона. Для проведения работ создали научную комиссию, в которую вошли специалисты из разных стран. Их сотрудничество продолжалось два года. В результате была частично восстановлена северная колоннада в том виде, как спроектировал её архитектор Парфенона.
Как же всё-таки выглядел храм в древности? Он был построен по канонам классического древнегреческого храма - прямоугольник в окружении колонн. Несмотря на свою массивность, он выглядел изящно благодаря строгой продуманности своей планировки. Храм украшался скульптурами великого Фидия, а в центре возвышалась тринадцатиметровая скульптура богини Афины, украшенная золотом и слоновой костью.
Принято считать, что архитектор Парфенона построил здание, являющееся шедевром среди построек дорического стиля. Когда-то афинский правитель Перикл, убеждая несговорчивых горожан раскошелиться на строительство храма, предсказал, что он будет предметом гордости греков многие и многие века. Его правоту доказало время.
Адрес:
Греция, Афины, Афинский Акрополь
Начало строительства:
447 год до н. э.
Окончание строительства:
438 год до н. э.
Архитектор:
Иктин и Калликрат
Координаты:
37°58"17.4"N 23°43"36.0"E
На вершине скалы Афинского акрополя возвышается монументальный мраморный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) — покровительнице города. В этом памятнике знаменитый политический деятель Перикл воплотил идею торжествующей демократии и неувядаемой славы Афин.
Вид на Афинский акрополь и храм Парфенон
Парфенон был построен в 447 - 437 годах до н. э. на месте более раннего храма, который воздвигли в ознаменование победы над персами в Марафонской битве . На строительство Парфенона Перикл потратил 450 серебряных талантов, «позаимствованных» из средств, собранных на военные цели.
Чтобы понять насколько огромной была израсходованная сумма, можно воспользоваться следующим сравнением: постройка одной триеры (боевого корабля) обходилась в 1 талант, то есть на 450 талантов Афины могли бы построить флот, состоящий из 450 кораблей. Когда народ обвинил Перикла в расточительстве, он ответил: «Этим храмом наши потомки будут гордиться веками!
Храм в ночной иллюминации
Если вам важнее деньги, то издержки я спишу не на ваш счет, а на мой, и на всех зданиях я увековечу своё имя». После этих слов, народ, не пожелавший уступать всю славу Периклу, закричал, чтобы строительные расходы он относил на общественный счёт. Руководителем работ был назначен скульптур Фидий; он же высек своими руками большую часть украшений Парфенона. Освящение храма состоялось в 438 году до н. э. во время празднества Панафинеи, устраиваемого в честь богини Афины. В византийский период, ознаменовавшейся торжеством христианства, Парфенон был превращён в Храм Святой Марии, а статуя Афины была вывезена в Константинополь.
Вид на храм с запада
В 1460-х годах, когда турки захватили Афины, Парфенон переделали в мечеть. Но самому большому разрушению храм подвергся в 1687 году, во время войны венецианцев с турками , когда раскалённое пушечное ядро, влетевшее через крышу, произвело огромный взрыв.
В XIX веке английский дипломат Т. Элджин, получив разрешение султана Османской империи, вывез из Парфенона в Англию непревзойдённую коллекцию скульптур, которая и по сей день хранится в Британском музее.
Вид на храм с юго-востока
Парфенон — великолепный образец дорического стиля
Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм — прямоугольное здание, обрамлённое колоннадой. Согласно стандартам древнегреческой архитектуры, число колонн бокового фасада на 1 единицу больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне здания (применительно к Парфенону - 8 и 17). Древние зодчие придали массивному храму изящность, разработав систему оптической корректировки. На расстоянии прямые линии воспринимаются как слегка вогнутые, и чтобы устранить этот «дефект» архитекторы сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые колонны немного наклонили к центру, тем самым добившись видимости прямизны.
Южный фасад храма
Скульптуры Парфенона — мифы в камне
Дорический фриз фасада был украшен барельефами, изображающими сцены единоборств: битва лапифов и кентавров — с восточной стороны, греков и амазонок — с южной, богов и гигантов — на севере, и участников Троянской войны — на западе. Скульптурная композиция на восточном фронтоне посвящена мифу о рождении Афины. Как и положено богиням, Афина появилась на свет необычным образом, а именно — из головы Зевса. Легенда гласит: Зевс проглотил беременную жену, чтобы предотвратить рождение сына, который бы свергнул его с трона. Вскоре бог-громовержец почувствовал сильную боль, и тогда кузнец Гефест ударил его по голове, и оттуда выпрыгнула Афина.
Восточный фасад храма
На западном фронтоне в камне увековечен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой, когда подаренное Афиной масличное дерево было признано более ценным даром, чем источник морской воды, высеченный в скале трезубцем Посейдона. По периметру внешних стена храма на высоте 11 метров от пола непрерывной лентой тянулся ещё один фриз, ионический. Его рельефы иллюстрируют сцены из традиционной церемонии празднования «Дня рождения богини Афины» — Панафинеи. Здесь изображены всадники, колесницы, музыканты, люди с жертвенными животными и дарами и др. На восточном торце представлено окончание процессии: жрец принимает от афинянки пеплос — новое одеяние, сотканное для Афины. В древности в Парфеноне размещалась сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза .
Фрагмент восточного фасада храма
А в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из золота и слоновой кости. Увы, оригинал статуи не уцелел до наших дней. В музеях мира можно увидеть лишь копии шедевра Фидия, воссозданные по описаниям.