Вчера рано, сегодня некогда, завтра поздно. Мы всегда ждем подходящего момента для того, чтобы воплотить мечту. То нет времени и знаний, то обстоятельства не те. Схожие проблемы были и у известных людей. Каждый выкручивался как мог. Так, обида и ненависть к группе Metallica двигала вперед основателя американской метал-группы Megadeth Дэйва Мастейна, французский писатель Виктор Гюго неказисто подстригал себя, чтобы исключить желание выйти на улицу и вовремя закончить роман, а композитор Людвиг ван Бетховен стимулировал активность обливанием ледяной водой. В наше время необязательно прибегать к столь радикальным методам. Достаточно проанализировать последние достижения в области нейропсихологии, немного скорректировать свое поведение и наслаждаться результатом.
Как мы уже знаем из предыдущей , в нас живут две противоборствующие части. Представитель древнего мозга, назовем его Жрулькин (все хочет сейчас), и молодого мозга - Рациональнов (думает о будущем). Из-за того, что Рациональнов потребляет больше энергии и в меньшей степени отвечает за выживание и продолжение рода, Жрулькин чаще над нами доминирует. Полезность Жрулькина доказана миллионами лет невероятной живучести человека. Он следит, чтобы мы меньше работали, больше ели, и мотивирует на секс. Бывают исключения, и человек с детства может контролировать Жрулькина, но не всем так везет. Поэтому большинству нужны различные ухищрения для того, чтобы его отодвинуть на второй план. Рассмотрим наиболее действенные способы.
Используйте слабость мозга к незавершенным действиям
Стоит начать, и вас будет не остановить. Мозг втягивается в работу. Ведь незавершенные дела его жутко раздражают. Это подтвердил в своих исследованиях психолог Кеннетт Макгроу. Испытуемым раздали пазл и, когда все было почти готово, попросили закончить. Рационального смысла продолжать собирать пазл не было, но 90% участников остались, чтобы завершить работу.
Схожий эффект возникает при прочтении неинтересной книги или просмотре фильма. Смысла продолжать нет, но бессознательно хочется дочитать или досмотреть. Для использования метода в своих корыстных целях достаточно сдвинуться с мертвой точки, например, при помощи работы в группе единомышленников.
Измените психологическую установку
Пациентка американского психиатра Милтона Эриксона никак не могла удержать вес на уровне 60 кг. Как только достигалась заветная цифра, девушка возвращалась к привычным 80 кг. Эриксон предупредил, что лечение будет болезненным, и пациентка согласилась. Он заставил ее увеличить весь с 80 до 90 кг. Девушка закатывала истерики, рыдала, но постепенно поправилась до 90 кг.
А далее с невероятным облегчением приступила к его снижению и быстро достигла 60 кг. Секрет успеха в изменении психологической установки с «сбросить вес - набрать вес» на «набрать - сбросить». Страх перед повторным преодолением этого ужаса позволил закрепить успех и больше вес не набирать. Еще многим знакома проблема с пропуском тренировок: сегодня отменю занятие, а вот в следующий раз 100% пойду. И на следующий день не идете, дав себе новое обещание. Выходом будет изменение установки «не пойду сегодня - пойду завтра», на «не пойду сегодня - не пойду завтра». Пообещайте себе, что, пропустив занятие сегодня, забудете про спорт на две недели. А сделать это сложнее, чем перенести на завтра. Так вы избавитесь от стандартной отговорки и перестанете кормить себя завтраками.
Максимально упростите первый шаг
Зачастую приступить к работе сложно из-за мыслей о том, как много это может занять времени. Мозг рисует страшные картины временного апокалипсиса. Содрогаясь от ужаса, мы стараемся как можно дальше отодвинуть этот страшный момент. Эффективным антиапокалиптическим решением будет дробление задачи на ряд маленьких, нестрашных, а местами вкусных. Не надо делать дипломную работу.
Запланируйте сделать титульный лист, оглавление или введение. Лучше всего, чтобы первый шаг занимал не более 20 секунд. Благодаря «эффекту бабочки» маленькое действие может привести к невероятным результатам.
Наработайте нейронные связи
Мозг не любит делать что-то новое. C его точки зрения это может быть небезопасно да и очень энергозатратно. Новая деятельность от привычной отличается меньшим количеством нейронных связей в мозге. А чтобы наработать новые связи, надо постоянно практиковаться.
С этой задачей отлично справляется практика визуализации: мозгу не важно, делаете ли вы работу реально или лишь представляете, как трудитесь над новым делом.
В обоих случаях новые нейропути будут построены. Эффективность визуализации смог доказать австралийский психолог Алан Ричардсон, проводя исследования на баскетболистах.
Только визуализируя свои тренировки с бросками мяча в корзину, игроки смогли улучшить свои результаты. Прогресс за это же время игроков, тренировавшихся в зале, был ненамного лучше. Если вам не хватает силы воли приступить к ежедневным необходимым действиям, мысленно представляйте, что занимаетесь этим делом, а главное, с удовольствием. Только необходимые нейронные связи будут наработаны минимум за 45 дней, но с каждым повторением действовать вам будет проще и проще.
Тренируйте силу воли
Успех в жизни зависит от силы воли. Исследования профессора психобиологии Кейси из Университета Корнуэлла это наглядно доказывают . Кейси предложил детям зефир, но с условием: если подождать 15 минут, то можно получить еще одну сладость. Часть детей не смогли справиться с искушением и съели зефир сразу. Через 40 лет профессор решил выяснить судьбы детей и увидел, что те, кто выдержал испытание и не съел зефир, оказались более работоспособны, умерены в питании и менее подвержены влиянию вредных привычек. Но есть хорошая новость для слабохарактерных: сила воли поддается тренировке.
Можно пойти по пути физика Николы Тесла, сознательно отказывавшегося от десертов в пользу окружающих, таким образом развивая силу воли. Или начать медитировать. Ведь медитация подавляет древний импульсивный мозг, уменьшая стресс, тревогу и страх. Медитация активизирует лобные доли, ответственные за силу воли, улучшая внимание, память, концентрацию и творческие способности. Пяти-десяти минут медитации в день вполне достаточно для развития самоконтроля.
Заправьтесь гормональным топливом
Гормоны регулируют обмен веществ и клеточную активность, оказывают значительное влияние на работоспособность. Коктейль из мелатонина, дофамина, эндорфина, серотонина и окситоцина добавит силы, придаст мотивации для получения выдающихся результатов.
Мелатонин укрепляет иммунную систему, замедляет процесс старения, а вырабатывается только ночью, поэтому так важен полноценный сон.
Дофамин - гормон удовольствия, он влияет на мотивацию. Его помогают вырабатывать приятные воспоминания, вкусная еда, а также алкоголь, но с разрушительными последствиями.
Эндорфин - гормон радости. Синтез происходит под воздействием физических нагрузок.
Серотонин - гормон хорошего настроения, вырабатывается под воздействием приятных воспоминаний и солнечного света.
Окситоцин снижает уровень тревоги, а его синтезу способствует секс, массаж и общение с друзьями.
Главное - помнить, что от качества топлива зависит работоспособность. Поэтому снабжайте организм первоклассным горючим.
Данных рекомендаций будет вполне достаточно для того, чтобы двинуться в направлении своей мечты. Ведь у современного человека есть минимум несколько возможностей в день изменить свою жизнь, да и окружающие условия к этому располагают. Главное, подавить в себе желание кардинально измениться за один день, а вводить новые практики постепенно, без стресса для организма. А по закону диалектики количество всегда переходит в качество.
Поэтому 30 минут ежедневных волевых усилий будет вполне достаточно для достижения новых высот в области здоровья, взаимоотношений, финансов, творчества и других сфер жизни. Дело за малым - оторвать себя от дивана и действовать.
Данил Дехканов написал для ЦП колонку о том, почему человеческий мозг со временем деградирует, и как этому воспрепятствовать.
Вы заметили, что чем старше вы становитесь, тем с меньшей охотой берётесь за ту работу, которая для вас непривычна или связана с большой концентрацией внимания и освоением незнакомых навыков?
Открою вам небольшой секрет. Чтение любимых газет (авторов), работа по хорошо знакомой специальности, использование родного языка и общение с друзьями, которые вас хорошо понимают, посещение любимого ресторана, просмотр любимого сериала… - всё это, так всеми нами любимое, приводит к деградации мозга.
Ваш мозг - ленивая сволочь (как и вы), и поэтому стремится снизить затраты энергии на ту или иную деятельность путём создания своеобразных «макросов» - программ, которые вы выполняете по шаблонам.
Биолог Ричард Симон в начале позапрошлого века назвал эти программы «энграммами» - физической привычкой или следом памяти, оставленным повторным воздействием раздражителя. Энграммы можно представить в виде тропинок, которые нейроны «протаптывают» в вашем мозгу, выполняя одно и то же действие. Чем дольше мы выполняем его, тем меньше энергии затрачивает на это наш мозг.
Иногда эти тропинки превращаются в дороги, а затем и вовсе в автобаны, как например, у этого китайца, собирающего колоду карт быстрее робота:
С одной стороны, это отличная суперспособность - действительно, зачем тратить лишнюю энергию для осуществления однотипных действий? Однако обратная сторона этой способности - снижение пластичности нашего мозга.
Дело в том, что чем дольше мы пользуемся энграммами, тем меньше работают базальные ганглии в нашем мозгу. Их основная функция - вырабатывать нейромедиатор ацетилхолин, помогающий нейронам «прорубать» новые тропинки среди информационного шума нашего мозга (примерно это у вас происходит сейчас, после прочтения данного предложения).
Вспомните свою дорогу на работу или в институт. Если вы ездите по одному и тому же маршруту больше полугода, то ваши действия становятся настолько автоматическими, что параллельно вы можете выполнять и другие действия - читать, слушать музыку, отвечать на почту. В любимом ресторане вам не придётся выжимать из себя ацетилхолин и думать над тем, что вам взять на обед, вы уже знаете наизусть всё меню. За фальшивой улыбкой друга вы сразу же узнаете тревогу, и вам не нужно будет напрягаться для того, чтобы расшифровать эти коммуникативные сигналы.
Казалось бы, зачем всё это менять? А затем, что наша жизнь - непрерывный источник изменений, не поддающихся нашему контролю. К большей части из них нам приходится приспосабливаться, и в этой «гонке хамелеонов» выживает тот, кто быстрее остальных поменяет свой цвет под цвет окружающей среды и сможет поближе подкрасться к насекомому (которых во время кризиса всё меньше и меньше).
Вас могут сократить (как, например, это сделали совсем недавно с тысячами врачей); задачи вашего отдела могут измениться и от вас потребуется овладеть новыми навыками (и если вы не справитесь, вас, опять же, сократят); вы влюбитесь в китаянку и захотите выучить дунганский язык, на котором говорит её родня, и так далее.
Поэтому пластичность мозга надо постоянно поддерживать и тренировать. Представьте, что ваш мозг - это бетон, который через какое-то время застынет.
Образ «затвердевших» мозгов вам станет понятней, если вы посмотрите на большинство 70-летних стариков, не способных освоить таймер на микроволновке, воспринимающих в штыки всё новое, выполняющих годами однотипные действия (или воспроизводя шаблоны мышления). Эти «тропинки» в их головах превратились в норы и тоннели в скальных породах, и «прорыть» проход в соседнюю пещеру практически невозможно.
Ваша задача - постоянно перемешивать эту «мыслительную смесь», не дать ей затвердеть. Как только мы расслабляемся и начинаем использовать энграммы, какая-то часть нашего мозга затвердевает и мы даже не замечаем этого.
Что делать для того, чтобы остановить деградацию мозга
Я выделил десятку самых простых, но вполне эффективных, приёмов:
Следите за собой. Если вы вдруг почувствовали дискомфорт от того, что что-то не так (к примеру, ваш любимый сайт поменял дизайн или в магазине исчез любимый йогурт) уцепите это чувство за хвост и начните его «раскручивать». Почему бы не перепробовать все йогурты или вовсе не начать делать свой?
Не перечитывайте уже прочитанные книги. Не пересматривайте уже просмотренные фильмы. Да, это очень приятное психологически чувство - окунуться в тот уютный мирок, в жизни уже знакомых персонажей, никаких сюрпризов, уже знаешь конец и можешь наслаждаться мелочами, которые в первый раз не заметил, проглотив книгу за час (или просмотрев сезон за выходные). Но в то же время вы забираете у новых книг и фильмов шанс открыть вам что-то принципиально новое, лишаете свой мозг образования альтернативных нейронных связей.
Ищите новые маршруты. Постарайтесь искать новые маршруты для привычной дороги домой и обратно, найти альтернативные магазины, кинотеатры и другие инфраструктурные точки на карте вашей жизни. Это может занять дополнительное время, но может принести и приятные бонусы - к примеру, более низкие цены в магазинах или меньше народа в кинотеатре.
Ищите новую музыку. Если вы меломан, в вашем iPod десятки тысяч композиций, и вам кажется, что ваш вкус весьма богат и разнообразен, то спешу вас разочаровать - чаще всего мы слушаем 50-100 знакомых треков, приятных нам всё по тем же причинам - мы адаптировались к ним, и нашему мозгу не нужно тратить дополнительные ресурсы для их обработки и осмысления.
В мире несколько сот тысяч интернет-радиостанций, и даже если каждый день переключаться на новую, все равно нашей жизни не хватит для того, чтобы переслушать их все.
Ищите новых друзей и знакомых. Да, это, конечно же, здорово, когда есть друзья, с которыми приятно собираться каждую пятницу и обсуждать футбол или новое платье Бейонсе. Психологически комфортнее.
Но ведь большинство из нас живут в мегаполисах, зачем ограничивать свой круг 4-5 людьми, причём чаще всего выбранных не нами, а «навязанных» обстоятельствами - школой, институтом, работой?
Социальные инструменты, заложенные в нас, очень сильно влияют на наш образ мышления, и иногда бывает так, что мы, под влиянием тех или иных друзей, меняем точку зрения, набор интересов, а иногда и вовсе род деятельности.
Заведите детей. Дети являются перманентным источником хаоса и неопределённости в вашей жизни. Они - живые «бетономешалки» в вашей голове, рушащие все шаблоны и перекраивающие ваши устоявшиеся маршруты по-новому.
У меня три сына разных возрастов, которые каждый день вносят что-то новое своими вопросами, поведением, пытливостью ума и непрерывными экспериментами со всем вокруг. Вы сами не заметите, как ваше мышление раскрепостится и вы начнёте думать по-другому.
Если завести детей у вас пока не получается, то можно начать с собаки. Она, во-первых, требует прогулки (а свежий воздух полезен для мозга). Во-вторых, вовлекает вас в невольное общение с другими собачниками. И в-третьих, тоже может стать источником хаоса (моя, например, когда бегает за мухами, не обращает особого внимания на препятствия, возникающие на её пути).
Перестаньте критиковать. «Какой ужасный дизайн!», «Как отвратительно они сделали развязку!», «Как неудобно сидеть в этих новых креслах!», - эти и миллионы других сообщений в Facebook, из уст ваших коллег и ваших собственных являются индикаторами сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни. Изменениям, которые, чаще всего, вы не можете изменить. Или можете, но приложив множество усилий, которые того не стоят. Согласитесь, есть ведь более интересные занятия, чем требовать в ресторане книгу жалоб и писать кляузу на хамоватого официанта?
Гораздо полезнее для вашего собственного развития будет принять эти изменения и мотивировать мозг продолжить жить в новой реальности.
Ваши диалоги должны выглядеть примерно так: «Новое меню? Отлично, а то старые блюда уже приелись!», «Новый ремонт дороги, нужно искать объезд? Отлично, значит через месяц тут не будет таких колдобин, а пока идёт ремонт, я узнаю об этом районе что-то новое!», «Новая операционная система? Супер! У меня теперь появился новый занимательный квест - найди панель управления!»
Перестаньте вешать на людей «ярлыки» . Это очень удобно – вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил – поддаться слабости и просто «заклеймить» его, присоединив к тому или иному психотипу. Изменила мужу? Шлюха! Выпивает с друзьями? Алкоголик! Смотрит «Дождь»? Белоленточник!
Каждый из нас находится под действием, может быть, ещё большего давления жизненных обстоятельств, чем тот же Родион Раскольников, однако многие находят его размышления, описанные Достоевским, интересными, а соседки-разведёнки с двумя детьми – чем-то вульгарным и не заслуживающим внимания.
Экспериментируйте с ароматами. Несмотря на то, что эволюция вытеснила на второй план наши рецепторы обоняния, запахи всё еще имеют на нас огромное влияние. И если у вас есть любимая туалетная вода, которую вы не меняете уже годами, то самое время её поменять. И делать это с некоторой периодичностью.
Учите иностранные языки. И для этого не обязательно влюбляться в китаянку, можно найти другую мотивацию, связанную, к примеру, с профессиональными интересами, или хобби. Иностранные слова и связанные с ними семантические поля зачастую отличаются от вашего родного языка, и их изучение является, пожалуй, самым эффективным инструментом для тренировки пластичности мозга (особенно, если отходить дальше от туристического лексикона и углубляться в культурные особенности).
Не следует также забывать, что наш мозг устроен гораздо сложнее, чем многим кажется. Энграммы, связанные с прослушиванием одной и той же музыки, влияют на то, как мы общаемся с друзьями. Неожиданные ощущения от запаха блюд в новом ресторане могут разбудить в вас желание переоценить слова и поступки любимого человека (понять и простить). А прогулка после работы по незнакомой улице натолкнуть на мысль о том, как найти подходящее решение в проблеме, возникшей на работе. Поэтому вышеперечисленные лайфхаки лучше всего комбинировать.
Был на одном семинаре и ведущая задела за больные точки.
Кошки– Мышки. Точнее, «Мышки» – «Кошки».
Начнем, как исстари водится: «Здравствуй, мой дорогой друг! Нет-нет, это не забавная детская игра, читатель! И не добрая поучительная сказка… Ну, может быть и сказка. И в определенной степени – поучительная. Но вот уж никак не добрая. Скорее страшная… » Здесь надо перейти к пионерскому фольклору: «В черной – черной комнате, в черной-черной коробочке жила маленькая-премаленькая мышь. И каждый день у нее был черный-пречерный…!» Вот о мышах-то и пойдет разговор. Ну и немножечко – о кошках.
Согласно старинной поговорке – «Дурная голова ногам покоя не дает». Это справедливо касательно метаний, в большинстве своем бесплодных. Но в реальной жизни поговорка работает ровно наоборот: дурная голова как раз сковывает ноги, душу, дух и ломает жизнь своему обладателю–хозяину, не давая ему действовать. Кроме того, она постоянно генерирует страх; липкий и вонючий страх бытия. Так человек постепенно превращается в «мышь». Ну, а теперь – обо всем поподробнее.
Мышление человека бывает ПРОДУКТИВНОЕ и НЕПРОДУКТИВНОЕ (как раз та самая «дурная» голова). Эти две модели мышления – «головы» – порождают две четко наблюдаемые модели поведения. Нормальная РАЗУМНАЯ (не тупая) голова вызывает к жизни модель «Человека-кошка», а «дурная» – «Человек-мышь». Давайте знакомиться с ними – с нами – ближе. Так близко, чтобы стало неуютно и больно, и родился вопрос: «А я-то кто? Неужели «мышь»?!»
ДВЕ ГОЛОВЫ. Рассматриваются попарно с байками, прибаутками и жуткими вопросами. Сначала теория, ниже – сказочка.
1.Скорость мышления определяет и скорость принятия решений человеком, и скорость его дальнейших действий. Кроме того, она же определяет количество альтернатив решений, которые создает мышление в каждый момент времени. Поэтому именно скорость мышления – главный параметр оценки продуктивности мышления и его эффективности (так же, как и у процессора в компе). Абсолютное измерение скорости пока невозможно. Да и не нужно - зачем людей смущать каким-то мыслительным идеалом.
Важно другое: медленный мыслительно человек ВСЕ делает медленно.Ставит задачу и формирует цель; собирает и обрабатывает информацию; сортирует и систематизирует ее; оценивает альтернативы и меняет их в зависимости от «подходящести» к решению задачи и так далее. Проблем бы не было, если бы человек медленно «схватывал» проблему, но быстро ее решал (что характерно, например, для темперамента флегматика). Нет, он вообще сильно тормозит. Но это еще не все.
Вторая проблема в том, что по мере усиления давления задачи медленный человек вообще застопоривается (или заступоривается) и мышление его парализуется тем, что решений все меньше и они никак не подходят. Он, бедный, старается, а все никак не может решить задачу. Далее нарастает растерянность и паника, НО РЕШЕНИЯ ВСЕ РАВНО НЕТ. Мало того, прализованное мышление создает все более НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ решения (все дурнее и дурнее).
У скоростного мышлением человека все части мыслительного процесса протекают быстро, и альтернатив моделируется много. Поэтому для него практически нет нерешаемых задач – пусть с усилием, но решения находятся всегда. Под давлением задачи (когда ситуация ухудшается) скорость мышления ВОЗРАСТАЕТ, это нормальный природный механизм выживания. Чем тяжелее ситуация – тем быстрее разум действует. Так и до гениальности недалеко – если альтернативы постоянно отвергаются, их КАЧЕСТВО РАСТЕТ. Поэтому, мой любознательный друг, первое, что надо развивать в себе – именно скорость мышления. Сначала на стандартных задачах, потом – на нестандартных (на сообразительность).
А теперь зададимся традиционными вопросами: Какая же скорость мышления нужна современному человеку в жизни и бизнесе? А у каждого из нас - какая скорость мышления? Или проще не заморачиваться вообще - тогда ни скорость не нужна, ни мышление?…
2.
Продуктивность мышления (количество решений за единицу времени)
Продуктивность мышления в человеке заложена бесконечная. Это – нормальная функция правополушарной мыслительной машины, которая отвечает за выживание человека в любой ситуации. Поэтому ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК ОТ ПРИРОДЫ И ТАЛАНТЛИВ, И СООБРАЗИТЕЛЕН. Если мы рассмотрим развитие продуктивного ребенка с точки зрения мышления поближе, то получим следующую схему:
- Каждый ребенок рождается правополушарным. Левополушарное мышление невозможно от природы, так как формально-логическое мышление, которое формирует штампы и оперирует ими – искусственное создание рук человеческих, и оно внедряется в мышление человека только воспитанием и обучением.
- Будучи правополушарным – ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК ГЕНИАЛЕН, так как талант – суть функция от колоссальной мощности выживания суперсложного объекта, которым является человек. Эта мощность заложена в правом полушарии.
- Если родители и все воспитатели ребенка изначально поддерживают в нем созидательные способности с помощью раннего развития, определенных игр и восприятия малыша как мыслящего ОТ РОЖДЕНИЯ человека, то штампы в его мышлении (библиотека левого полушария) формируются медленно . Исключение должны составлять этические и моральные штампы, которые навязываются в обязательном порядке для формирования социализированной личности.
- Далее к воспитаниюнормального креативного и ПРОДУКТИВНОГО человека подключаются созидательный спорт, искусства. Формируя необходимые штампы, воспитатели не подавляют креативной мощности ребенка, и тем самым поддерживают продуктивность на высоком уровне. Ребенок творит там, где это можно и нужно ему для развития.
- Детский садик или центр развития выбираются таким же образом – чтобы поддерживалась креативность и продуктивность мышления ребенка. Потом также выбирается школа, где высокие науки подхватывают развитие ребенка и помогают родителям. Затем также выбирается институт.
- Таким образом, к 21 году формируется человек, у которого правополушарное мышление доминирует, а левополушарное – поддерживает. У человека сохраняется мощная продуктивность и креативность, при хорошей образовательной базе. Мало того, у человека развиты и ОБУЧАЕМОСТЬ, и АДАПТИВНОСТЬ, которые являются основой потенциала человека.
С ребенком (а потом и человеком) непродуктивным – другая история.
- Он также рождается правополушарным и талантливым. Однако, под давлением воспитания и образования, базирующегося на штампах (часто вместе с насилием и руганью «Делай, скот, как я сказал(а), а не то!…», «Правильно так, как сказали тебе мы!» и так далее) человек начинает скрывать свой внутренний мир и игры. Он тяготеет к творчеству исподтишка, а сам старается казаться стандартным, отвечающим требованиям взрослых. В этом уже возрасте (с 2-х лет) малыш уже может проявлять сопртивление воле взрослых. Не слушаясь их, он сражается за СЕБЯ КАК ТВОРЦА И ЛИЧНОСТЬ. Взрослые начинают давить.
- Соответствующим образом выбирается спорт – «чтобы человека сделать». Потом такой же садик и школа.
- И вот в школе на его пути возникает Главный Танк и Бульдозер в одном флаконе – либо «Учительница первая моя», либо учительница русского языка и литературы. Эти два предмета характерны тем, что русский язык сам по себе активно формирует штампы у ребенка, в то время, как литература должны была бы научить ребенка ВЛАДЕТЬ СЛОВОМ (ТВОРИТЬ СЛОВОМ) – писать сочинения. Вторая операция (писать) относится к высшей творческой деятельности. Но этого обучения в большинстве случае не происходит . С точки зрения изучения языка на ребенка давят и предмет, и педагог (чаще всего, горе-педагог, серость, отучившаяся в институте по остаточному принципу – куда без проблем троечников брали). Часто учителя еще и агрессивно обращаются с малышами, уже НЕ НАСТРОЕННЫМИ УЧИТЬСЯ, так как У НИХ ОТБИЛИ ОХОТУ ТВОРИТЬ. А в других предметах творчества не хватает, или вообще нет.
- Сюда же надо добавитьотвратительную черту современного общества потребления – разрешение маленьким детям играть в компьютерные игры с самого раннего детства, что вообще оболванивает ребенка, превращая его в тупицу, с детства. ОБУЧАЕМОСТЬ у таких детей или подавлена, или неразвита.
- Очень быстро (к средней школе) ребенок понимает, что главное в его школьной жизни – приспособиться к требованиям взрослых. Для этого надо быть стандартным - ребенок начинает активно следовать штампам, потом творить их. Его продуктивность стремительно падать, он превращается в звукозаписывающее устройство, «высиживающее» оценки и зарабатывающее похвалу педагога. И он ее обязательно получит, ведь куда удобнее «педагогам» работать с серостью, чем развивать в детях таланты и работать с неформатными, яркими и сильными личностями , не воспринимающими на веру, тот бред, который несут эти «педагоги» в массы. Педагагигу-то мы уже давно порастеряли…. Все в порядке – новая серость родилась (это первое объяснение, откуда квазитермин «мыши»), тупой создан. УР- Р-Р-Р-ЯЯЯЯЯ! Всем радоваться – у России великое будущее с такими людьми!
Формируется явление, которое называется «Ленивый Мозг». Сначала все задачи рассматриваются как стандартные (нестандартные уже давно неинтересны); потом все штампы сворачиваются в один, самый действенный («Бабло побеждает зло»); потом задачам присваиваются ярлыки «ненужное для решения» и «невозможное для решения» вне зависимости от сложности задачи; затем человек просто не может включить свой мыслительный процесс вовремя; и, в конце концов, мозн формирует психосоматическую реакцию на мыслительную деятельность – подъем давления, рост температуры тела, рвоту, понос и другие веселые защитные реакции.
Нарастающая тупость и склонность к рождению «ленивого мозга» - чудесные плоды родительской заботы типа «Не надо лишать ребенка ДЕТСТВА!!!»
А какие способы развития детей с самого раннего возраста вы знаете? Ибо, если даже Ваши дети уже взрослые, так впереди еще и внуки…
потом выложу ещё, если заинтересовало.
За нашу леность нас карают не только наши неудачи, но и удачи других.
Жак Ренар
Недавно в «Бизнес журнале» была опубликована статья А. Кочетковой о ленивом мозге. Что это? Это ситуация, когда у ребенка в процессе воспитания в среде жестких границ и правил («Туда не ходи – плохо, потому что…», «Так не ходи – нельзя…», «Надо поступать только так, и никак иначе, потому что…»), происходит резкое развитие левого, логического полушария. А правое, креативное, не достигает должного уровня развития.
«Результатом такой «программы» развития становится соотношение левого полушария к правому на уровне 2:1 (а то и более), а должно быть 1:2, как минимум» – пишет Кочеткова. Меня эта статья, говоря откровенно, потрясла, поскольку я увидел огрехи воспитания, и понял, почему у людей так много проблем.
К нам с коллегами на консультации приходят с желанием разрешить свои проблемы. И мы в работе как раз сталкиваемся с сопротивлениями, которые являются следствием вот такой «программы развития».
Ленивому всегда некогда.
Народная поговорка
Что происходит с человеком с подавленным правым полушарием?
1 этап. Человеку все задачи кажутся стандартными
Он прекращает видеть различия между обычной задачей и нестандартной. Становится трудно улавливать нюансы, «полутона», отличия. Наверняка вы встречали человека, который настолько прямолинеен и ограничен в суждениях, что у него оценка действий либо «черная», либо «белая».
Однозначно. «Друг» или «Враг». Нет компромиссов, он их не может найти. Сопутствующие качества этого человека – невнимательность, лень и постоянное декларирование изречений с умным видом.
2 этап. Увеличивается количество штампов или стереотипов
Человек, как губка, впитывает и моделирует четкие границы поведения других, примеряет их на свой опыт. Левое полушарие мощно развивается.
3 этап. Левое полушарие начинает отсекать всю информацию
Которая не вписывается в границы уже имеющихся «штампов», при этом еще и искажая факты, данные, подтасовывая их под «штампы». Все несущественное – отбрасывается. Все недопустимое – забывается или пропускается.
4 этап. Превращение нормального человека в человека с ленивым мозгом
Не развитым правым полушарием, а именно – человека с негибким поведением. Любая задача, проблема или трудность, выходящая за рамки существующих в копилке стереотипов, отсекается словами: «Это невозможно», «Это не так», «Мне не нужно». Возможны и более истеричные сценарии реагирования: «Оставьте меня в покое!!!», «Я все сказал!!!», «Все, закрыли тему!!!».
Мальчик был настолько ленив, что просыпался пораньше, чтобы побольше ничего не делать.
5 этап. Включение психосоматических реакций
При увеличении смысловой или креативной нагрузки болит голова, повышается давление, начинаются колики в животе.
Как только нужно что-то решать за рамками привычной зоны, тут же возникают, непонятно откуда, отвлечения: звонок другу, визитеры, «у вас жарко», «мне холодно», «а можно в туалет», «я водички хочу». Причем всегда с манипуляцией «обиженного человека» – ведь мы же условия не создали для креативного процесса. Со стороны взрослый человек ведет себя, как маленький капризный ребенок. Так он защищает свой ленивый мозг.
Что делать?
Банально просто – решать креативные задачи. Но левое полушарие так просто не сдаст бразды правления над нашей жизнью и будет сопротивляться. Многое зависит от воли, усидчивости, непрерывного давления на самого себя, особенно на стартовом этапе, где вы создаете рефлекс креативной работы.
…Еще и ожирение
Шотландские ученые из Абердинского университета сообщают, что причиной набора веса в среднем возрасте может быть «ленивый» мозг. Специалисты говорят, что клетки головного мозга, регулирующие аппетит, снижают свою активность по мере старения организма.
В результате человеку требуется гораздо больше времени, чтобы почувствовать себя сытым после трапезы. Это означает, что люди начинают есть больше, чем должны, в связи с чем вес начинает увеличиваться примерно на 500 г каждый год.
– Когда люди приближаются к среднему возрасту, у них обычно наблюдается прогрессирующее увеличение веса вокруг области живота, - рассказывает исследователь Лора Хейслер. – Одна из причин этого может быть связана с небольшой группой клеток в области мозга, где контролируется аппетит. Эти клетки вырабатывают важные гормоны, которые называются пептиды проопиомеланокортина (РОМС) и отвечают за регулирование нашего аппетита и массы тела. Проблема усугубляется, когда люди ведут сидячий образ жизни, поскольку с возрастом они нуждаются в меньшем количестве пищи, чем раньше, чтобы оставаться в прежнем весе.
Еще больше о мышлении и инструментах для достижения любых целей ты сможешь узнать на 7-недельном онлайн тренинге Ицхака Пинтосевича " ".
За нашу леность нас карают не только наши неуда чи, но и удачи других.
Жак Ренар
Недавно была опубликована статья А. Кочетковой о ленивом мозге. Что это? Это ситуация, когда у ребенка в процессе воспитания в среде жестких границ и правил («Туда не ходи – плохо, потому что…», «Так не ходи – нельзя…», «Надо поступать только так, и никак иначе, потому что…»), происходит резкое развитие левого, логического полушария. А правое, креативное, не достигает должного уровня развития.
«Результатом такой «программы» развития становится соотношение левого полушария к правому на уровне 2:1 (а то и более), а должно быть 1:2, как минимум» – пишет Кочеткова. Меня эта статья, говоря откровенно, потрясла, поскольку я увидел огрехи воспитания, и понял, почему у людей так много проблем.
К нам с коллегами на консультации приходят с желанием разрешить свои проблемы. И мы в работе как раз сталкиваемся с сопротивлениями, которые являются следствием вот такой «программы развития».
Ленивому всегда некогда.
Народная поговорка
Что происходит с человеком с подавленным правым полушарием?
1 этап. Человеку все задачи кажутся стандартными
Он прекращает видеть различия между обычной задачей и нестандартной. Становится трудно улавливать нюансы, «полутона», отличия. Наверняка вы встречали человека, который настолько прямолинеен и ограничен в суждениях, что у него оценка действий либо «черная», либо «белая».
Однозначно. «Друг» или «Враг». Нет компромиссов, он их не может найти. Сопутствующие качества этого человека – невнимательность, лень и постоянное декларирование изречений с умным видом.
2 этап. Увеличивается количество штампов или стереотипов
Человек, как губка, впитывает и моделирует четкие границы поведения других, примеряет их на свой опыт. Левое полушарие мощно развивается.
3 этап. Левое полушарие начинает отсекать всю информацию
Которая не вписывается в границы уже имеющихся «штампов», при этом еще и искажая факты, данные, подтасовывая их под «штампы». Все несущественное – отбрасывается. Все недопустимое – забывается или пропускается.
4 этап. Превращение нормального человека в человека с ленивым мозгом
Не развитым правым полушарием, а именно – человека с негибким поведением. Любая задача, проблема или трудность, выходящая за рамки существующих в копилке стереотипов, отсекается словами: «Это невозможно», «Это не так», «Мне не нужно». Возможны и более истеричные сценарии реагирования: «Оставьте меня в покое!!!», «Я все сказал!!!», «Все, закрыли тему!!!».
Мальчик был настолько ленив, что просыпался пораньше, чтобы побольше ничего не делать
5 этап. Включение психосоматических реакций
При увеличении смысловой или креативной нагрузки болит голова, повышается давление, начинаются колики в животе.
Как только нужно что-то решать за рамками привычной зоны, тут же возникают, непонятно откуда, отвлечения: звонок другу, визитеры, «у вас жарко», «мне холодно», «а можно в туалет», «я водички хочу». Причем всегда с манипуляцией «обиженного человека» – ведь мы же условия не создали для креативного процесса. Со стороны взрослый человек ведет себя, как маленький капризный ребенок. Так он защищает свой ленивый мозг.
Что делать?
Банально просто – решать креативные задачи. Но левое полушарие так просто не сдаст бразды правления над нашей жизнью и будет сопротивляться. Многое зависит от воли, усидчивости, непрерывного давления на самого себя, особенно на стартовом этапе, где вы создаете рефлекс креативной работы.
…Еще и ожирение
Шотландские ученые из Абердинского университета сообщают, что причиной набора веса в среднем возрасте может быть «ленивый» мозг. Специалисты говорят, что клетки головного мозга, регулирующие аппетит, снижают свою активность по мере старения организма.
В результате человеку требуется гораздо больше времени, чтобы почувствовать себя сытым после трапезы. Это означает, что люди начинают есть больше, чем должны, в связи с чем вес начинает увеличиваться примерно на 500 г каждый год.
– Когда люди приближаются к среднему возрасту, у них обычно наблюдается прогрессирующее увеличение веса вокруг области живота, — рассказывает исследователь Лора Хейслер.
– Одна из причин этого может быть связана с небольшой группой клеток в области мозга, где контролируется аппетит. Эти клетки вырабатывают важные гормоны, которые называются пептиды проопиомеланокортина (РОМС) и отвечают за регулирование нашего аппетита и массы тела. Проблема усугубляется, когда люди ведут сидячий образ жизни, поскольку с возрастом они нуждаются в меньшем количестве пищи, чем раньше, чтобы оставаться в прежнем весе.
ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СВОЕЙ СИТУАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ СТАТЬИ, ТО ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И МЫ ВМЕСТЕ НАЙДЕМ ВЫХОД
http://goo.gl/forms/TSLXcKjUWW
ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА
- Его 2 основные проблемы:
1) хроническое неудовлетворение потребностей,2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то. Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.Это – невротическая депрессия
. Все можно предупредить, не доводить до такого результата .
Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам:
1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:
- Я имею право на потребности. Я есть, и я - есть я.
- Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
- Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
- Я имею право жаждать любви и любить других.
- Я имею право на достойную организацию жизни.
- Я имею право выражать недовольство.
- Я имею право на сожаление и сочувствие.
- … по праву рождения.
- Я могу получить отказ. Я могу быть один.
- Я позабочусь о себе в любом случае.
Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы - лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».
2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.
…тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.
ХОТИТЕ УЗНАТЬ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?
ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:
ЗА К АЖДОЙ «НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ» ЛЕЖИТ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ И ЕСТЬ КЛЮЧ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЖИЗНИ…
ДЛЯ ПОИСКА ЭТИХ КЛАДОВ Я ПРИГЛАШАЮ ВАС НА СВОЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ:
ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:
Психосоматические заболевания (так будет корректней) - это те расстройства в нашем теле, в основе которых лежат психологические причины. психологические причины - это наши реакции на травматические (сложные) жизненные события, наши мысли, чувства, эмоции, которые не находят своевременного, правильного для конкретного человека выражения.
Психические защиты срабатывают, мы забываем об этом событии через время, а иногда и моментально, а вот тело и неосознанная часть психики все помнят и посылают нам сигналы в виде расстройств и болезней
Порой призыв может быть отреагировать на какие-то события из прошлого, вывести «захороненные» чувства наружу, или симптом просто символизирует то, что мы себе запрещаем.
ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:
Негативное влияние стресса на человеческий организм, а особенно дистресса, колоссально. Стресс и вероятность развития болезней тесно взаимосвязаны. Достаточно сказать о том, что стресс способен снижать иммунитет приблизительно на 70%. Очевидно, что такое снижение иммунитета может вылиться во что угодно. И еще хорошо, если это будут просто простудные заболевания, а если онкологические болезни илиастма, лечение которых уже крайне затруднительно?