Комплексное лечение зубов и десен или санация полости рта состоит из ряда процедур, которые направлены на устранение имеющихся заболеваний и профилактику распространенных стоматологических патологий. Такое мероприятие может назначаться ребенку и взрослому, и подход к нему будет индивидуальным.
Санация полости рта
Стоматологическое лечение может назначить не только стоматолог. В разных жизненных ситуациях может потребоваться заключение стоматолога о том, что полость рта была санированной. В таком случае нужно обратиться в клинику, где врач сделает осмотр, определит объем работ, и проведет комплексное лечение.
После всех мероприятий врач выдаст заключение, где будет указано, что полость рта санирована, это значит, что устранены все имеющиеся заболевания.
Санация полости рта входит в обязательный перечень предоперационных обследования перед заменой родного сустава на имплант, подробнее на сайте Артусмед .
Санация полости рта включает следующие мероприятия:
- Выявление имеющихся заболеваний и предрасполагающих к ним факторов путем обследования с применением современных технологий.
- Профессиональную гигиену полости рта - удаление мягкого налета и твердых зубных отложений. Может включать отбеливание зубов.
- Удаление очагов кариозного поражения . Этап включает лечение кариеса и его последствий в виде пульпита.
- Противовоспалительную терапию - устранение очагов воспаления, лечение гингивита, стоматита, пародонтита и периодонтита.
- Восстановление целостности коронок - это необходимо в случае механического повреждения, скола, перелома зуба, патологической стертости эмали, некачественного пломбирования.
- Удаление зубов при невозможности их восстановления.
- Исправление прикуса и восстановление положения зубов при помощи ортодонтических систем или установки протеза.
Как проводится санация полости рта
Комплекс мероприятий отличается у каждого пациента, и узнать перечень предстоящих процедур можно после обследования.
Стандартная санация полости рта состоит из следующих процедур:
- осмотр : выявление кариозных зубов, очагов воспаления и дефектов;
- рентген : снимок челюсти с охватом всего функционального аппарата;
- профессиональная чистка : удаление налета скалером;
- удаление пигмента: чистка зубов системой «Аир Флоу»;
- препарирование и пломбирование : удаление некроза и установка пломбы;
- реминерализация эмали : нанесение на коронки фтор лака и кальция.
Когда в ходе обследования были выявлены хронические заболевания, пациент ставится на учет, после чего посещает стоматолога в указанное время до момента выздоровления. В таком случае считается, что полость рта санирована только после полного излечения.
Когда и зачем необходимо проводить санацию полости рта
Справка от стоматолога о санации полости рта потребуется при следующих обстоятельствах:
- трудоустройство на официальную должность;
- подготовка к хирургическому вмешательству;
- оформление ребенка в учебные заведения и оздоровительные организации;
- военная служба;
- работа на вредном производстве;
- отъезды по работе на длительный период.
После лечения стоматолог выдает бланк (образец ниже) о том, что была проведена санация полости рта.
Справка о санации полости рта действительна в течение 2 месяцев.
Подготовка зубов к протезированию
Оздоровление у дантиста потребуется перед операцией по поводу имплантации и при необходимости протезирования. Это необходимо для возможности установки протеза без последствий. Если же есть воспалительные заболевания или кариозные полости, ортопедическая конструкция прослужит недолго, постоянно причиняя боль.
Различают терапевтическую, хирургическую, ортодонтическую и ортопедическую подготовку к протезированию.
Терапевтическая санация ротовой полости перед протезированием включает:
- удаление наддесневых и поддесневых зубных отложений;
- полировка зубов и нанесение лаков с содержанием кальция и фтора;
- удаление кариозных очагов с последующим пломбированием;
- депульпирование зубов (по показаниям, зависимо от вида протезирования).
Хирургическая подготовка включает:
- удаление зубов не подлежащих терапевтическому лечению;
- удаление кист, остеофитов;
- вживление имплантов;
- комплексное лечение тяжелых зубочелюстных аномалий;
- удаление гипертрофированных тканей;
- проведение синуслифтинга.
Ортодонтическая подготовка включает:
- восстановление нормального положения зубов, которые в дальнейшем станут опорными, при помощи брекетов или пластинок;
- создание в ротовой полости места для фиксации протеза.
Ортопедическая подготовка включает:
- изготовление капп и пластин для исправления положения зубов;
- изготовление функциональных капп для расслабления жевательных мышц.
Удаление зуба при беременности
Сложные стоматологические манипуляции, как удаление, при беременности выполняются по строгим показаниям, когда есть риск осложнений. Экстракция зуба в период вынашивания плода возможна, и делать это лучше во втором триместре. Сейчас большинство стоматологических процедур безопасны при беременности, и прогноз в большей степени зависит от психологического настроя женщины и профессионализма врача.
Показаниями к удалению зубов у беременной будут:
- острая боль без возможности обезболивания;
- гнойное воспаление с образованием флюса;
- разрушение зуба с инфицированием тканей пародонта.
Возможна ли анестезия при лечении зубов при беременности
В качестве анестезии при беременности применяется ограниченный список препаратов. Наиболее часто используют препарат «Ультракаин». Это средство не содержит адреналина и не проникает через гемоплацентарный барьер. За одно посещение стоматолога беременной может быть введено не более 6 карпул препарата.
Гингивит и пародонтит у детей
Санация полости рта у детей выполняется чаще, и причиной тому будет подверженность различным стоматологическим заболеваниям. Гингивит и пародонтит - это частые проблемы ребенка до 3 и после 12 лет. С целью предупреждения этих патологий была введена плановая санация, которая выполняется в школах и дошкольных учреждениях.
Санация может потребоваться в период прорезывания зубов с целью:
- определения аномалий прикуса и принятия решения о способе исправления;
- покрытия коронок фтор-лаком при недостаточной реминерализации эмали;
- устранения кариеса молочных зубов.
В случае тяжелой формы гингивита стоматолог может назначить:
- Г ингивэктомию (частичное иссечение десны) . Показана в самых сложных случаях, выполняется под общим наркозом. После операции обязательно проводится прижигание или замораживание для исключения рецидива.
- Химическое прижигание. На разросшиеся десна ватным валиком наносится серная кислота с эфиром.
- Диатермокоагуляцию (прижигание током). Выполняется под местным наркозом, на десна оказывается воздействие электрическим током силой 4 Ампер. Процедура не только устраняет разрастание тканей, но и останавливает кровотечение.
- Замораживание . В десну вводится склерозирующее средство (хлористый кальций или раствор декстрозы).
Чистка зубов для предотвращения зубного камня
Профессиональная чистка зубов проводится с целью удаления твердого зубного налета. Это обязательный этап санации полости рта, независимо от ее состояния. Процедура выполняется стоматологом с применением ручных инструментов и специальных аппаратов.
Удаление зубных отложений происходит в 4 этапа:
- Чистка ультразвуковым скелером.
- Чистка аппаратом «Аир Флоу».
- Полировка эмали.
- Фторирование.
На первом этапе благодаря колебательным движениям скелера удаляется твердый зубной налет. На втором происходит устранение пигмента с помощью смеси воды и порошка, которые подаются под давлением. Третий этап предполагает полировку эмали для устранения шероховатости после удаления камня. Для этого применяются щеточки и абразивные пасты. На последнем этапе зубы покрываются гелем для защиты от внешних раздражителей и профилактики кариеса.
Что такое пескоструйная чистка зубов
Пескоструйная чистка зубов проводится аппаратом «Аир Флоу». Суть ее заключается в устранении налета и пигмента путем подачи на поверхность зуба жидкости и специального порошка под давлением. В качестве порошковой смеси используется бикарбонат. Во время процедуры насадка не контактирует с зубом, что исключает повреждения эмали и десен.
После пескоструйной чистки врач проводит полировку поверхности эмали. В результате зубы лишаются налета и становятся гладкими, что предупреждает скопление на них частичек пищи и болезнетворных микроорганизмов.
Как чистить зубы правильно
После санации ротовой полости стоматолог дает рекомендации по поводу ухода за зубами и деснами в домашних условиях. Обязательной мерой профилактики стоматологических заболеваний будут правильные движения зубной щеткой. Как показывает практика врачей, огромное число людей применяют «вредную» технику чистки зубов, которая провоцирует проблемы с деснами и эмалью.
Правильная чистка зубов пастой и щеткой происходит следующим образом:
- Щетка располагается под углом 45 градусов к деснам.
- Совершаются выметающие движения от десен к режущему краю.
- Жевательная поверхность очищается по направлению от моляров.
- На каждом участке делается не менее 10 движений щеткой.
- После чистки полость рта ополаскивается водой
Плановая санация полости рта у детей
На важность ежегодных двукратных профилактических осмотров полости рта и своевременного лечения пораженных кариесом зубов впервые в нашей стране указывал А. К. Лимберг в конце прошлого столетия. Однако подобное мероприятие, проводимое по личной инициативе нескольких передовых врачей, а не на государственной основе, не могло существенно повлиять на состояние зубов у всего населения.
Организационные основы плановой стоматологической санации были заложены П. Г. Дауге в первые годы возникновения Советского государства путем создания широкой сети детских стоматологических учреждений так называемых зубных амбулаторий.
Принципы и формы проведения санации полости рта нашли свое развитие в трудах крупнейших стоматологов страны - А. И. Евдокимова, Н. И. Агапова, Т. И. Альбанской, И. О. Новика, В. Ф. Рудько, А. И. Рыбакова и др. Их рекомендации были обобщены в резолюции 1-го Всесоюзного съезда одонтологов, а затем в ряде официальных документов, периодически издаваемых Министерством здравоохранения до последнего времени. Эффективность профилактической санации обеспечивается ее плановостью, последовательностью и систематичностью. Как известно, на первом этапе развития отечественной стоматологии получили распространение две системы санации полости рта. Одной из них была система зарубежного автора А. Канторовича), которая предусматривала лечение лишь постоянных зубов. Система отечественного ученого Н. И. Агапова обязывала врача осуществлять также лечение временных (молочных) зубов, что имеет большое профилактическое значение.
Система Канторовича была оправдана для внедрения в практику стоматологии в тот период, когда в стране ощущался недостаток в кадрах стоматологов. Распространенность кариеса у детей требовала более полного охвата этим видом медицинской помощи возможно большего количества детей. Однако без лечения временных (молочных) зубов невозможно достичь полного оздоровления детей, так как помимо болевых ощущений, связанных с их кариозным разрушением, эти зубы в некоторых случаях оказывались опасными источниками одонтогенной инфекции и хронической аутоаллергизации организма. В дальнейшем санационными мероприятиями был охвачен контингент детей дошкольного возраста, ибо, как показали статистические исследования по распространенности кариеса, временные (молочные) зубы подвергаются кариозному разрушению у подавляющего числа детей вскоре после прорезывания, т. е. задолго до смены их зубами постоянного прикуса. Понятие «санация полости рта» было расширено за счет включения (помимо лечения кариозных зубов молочного и постоянного прикуса) также мероприятий по удалению отложений зубного камня, лечению болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта. Полный объем санационных мероприятий в настоящее время предусматривает, кроме того, устранение зубочелюстных деформаций ортодонтическими методами, а также лечение другой врожденной патологии челюстно-лицевой области комплексными методами (хирургический, ортодонтический, логопедический и др.).
После 5-го Всесоюзного съезда стоматологов в нашей стране мероприятия по санации полости рта постепенно стали уступать место стоматологической диспансеризации, обеспечивающей предупреждение, раннее выявление и лечение разнообразных видов стоматологической патологии, а также начал проводиться постоянный контроль за результатами систематического лечения с широким объемом профилактических мероприятий. Отечественная система стоматологической диспансеризации предусматривает проведение комплекса оздоровительных вмешательств не только среди дошкольников и школьников, но и подростков, учащихся средних специальных и высших учебных заведений, беременных и рабочих, в первую очередь занятых на так называемых вредных производствах. В последующем в подобные группы подлежащих диспансерному наблюдению будут включены и остальные контингента рабочих сельского хозяйства и промышленных предприятий, не исключая из этого числа и лиц пенсионного и престарелого возраста.
Плановая санация полости рта у детей должна и впредь составлять основу общей диспансеризации населения, так как это не только обеспечивает уменьшение обращаемости по поводу кариозного разрушения зубов детей и взрослых, но и является профилактикой ряда заболеваний инфекционно-токсического происхождения-хронического тонзиллита, ревматизма, пневмонии, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и других заболеваний.
Согласно приказу Министерства здравоохранения «ответственность за проведение санации полости рта у детей возлагается не только на стоматологов и зубных врачей соответствующих стоматологических учреждений данного района города и сельской местности, но и на главных врачей больничных объединений, районных и городских педиатров, а также и школьных врачей».
Врачи стоматологического профиля в сельских участковых больницах и заведующие стоматологических отделений и поликлиник в городах ежегодно составляют до начала учебного года план санации полости рта организованных контингентов детей (дошкольников и школьников), который согласовывают с главными врачами больнично-поликлинических отделений или заведующими врачебных участков. Представленный и согласованный план подлежит утверждению в городских или районных отделах здравоохранения и просвещения до начала учебного года.
Общее руководство по организации и проведению санации полости рта дошкольников и школьников осуществляют краевые (областные), городские и районные детские стоматологические поликлиники или крупные детские отделения при самостоятельных стоматологических поликлиниках.
Если указанные выше детские стоматологические поликлиники (отделения) отсутствуют, то во всех стоматологических кабинетах городов и районных центров выделяется 1-2 дня (в зависимости от нагрузки) в неделю для проведения санация полости рта школьников с участием не только стоматологов (зубных врачей) детской сети, но и врачей стоматологического профиля, обслуживающих взрослое население.
Плановая санация полости рта организованных групп населения (детей и взрослых) может проводиться с использованием следующих организационных методов:
1. Централизованный метод предполагает проведение комплекса лечебных и профилактических мероприятий в одном из стоматологических учреждений (поликлиника, отделение, кабинет).
2. Децентрализованный метод предусматривает организацию постоянно действующих или передвижных стоматологических кабинетов на местах учебы или работы (школы, предприятия и т. д.).
Разновидностью децентрализованного метода является бригадный метод, при котором создается бригада (в составе 2-4 врачей и 1-2 медицинских сестер) из персонала стоматологической поликлиники (отделения), которая осуществляет лечебно-профилактическую работу в школах, на заводах и других предприятиях, а также организация передвижных стоматологических кабинетов - автобусов для обслуживания главным образом сельского населения, проживающего в радиусе более 30-50 км от районного или областного центра.
3. Смешанный метод объединяет централизованный и децентрализованный методы санации полости рта путем создания санационных стоматологических пунктов по обслуживанию учащихся нескольких школ (интернатов).
Децентрализованный метод, осуществляемый бригадой врачей непосредственно в школе (интернате), а также смешанный метод обеспечивают широкий охват школьников санацией полости рта. При хорошей организации работы эти методы в состоянии обеспечить высокую производительность труда отдельных врачей или целой бригады.
Недостатком централизованной формы, как показал опыт работы многих поликлиник страны, является частая неявка на лечение (в том числе и повторная) ряда больных.
Каждая из перечисленных форм стоматологической санации имеет свои достоинства и недостатки, поэтому перед тем как выбрать одну из них для практического применения надо весьма тщательно изучить условия работы в каждом конкретном случае.
Трудность проведения санационной работы в школах возникает в тех случаях, когда руководство школ не выделяет кабинета достаточной площади или он не отвечает минимальным санитарно-гигиеническим нормам. Некоторые учителя неохотно отпускают учеников со своих уроков, а сами школьники любыми средствами пытаются избежать осмотра и лечения зубов. Вот почему хорошо поставленная санитарно-просветительная работа в школах, как с детьми, так и с коллективом учителей, будет способствовать устранению многих трудностей. Установлено, что децентрализованный метод санации полости рта дошкольников и школьников требует несколько больше времени, чем централизованный в условиях стоматологической поликлиники или стоматологического отделения. По вполне понятным причинам централизованный метод санации полости рта, включающий осмотр, лечение, а при показаниях и профилактическую работу (флюоризацию зубов, изоляцию фиссур с помощью лака и т. д.), может гарантировать более полный объем лечебно-профилактических мероприятий. Стационарно оборудованное рабочее место стоматолога, наличие кабинетов (физиотерапии, рентгеновского), а подчас и клинических лабораторий - все это позволяет с большей продуктивностью и в более короткие сроки осуществлять препарирование и пломбирование кариозных полостей различных классов, а также лечение осложнений кариеса (пульпита, периодонтита)с применением разнообразных методов обезболивания, в том числе и наркоза.
При первичной санации все виды стоматологической помощи (не исключая и ортодонтического лечения аномалий зубочелюстного аппарата) получают все дети. Впоследствии проводится систематическая повторная санация, при которой подлежат лечению дети, у которых вновь возникли кариозные полости, и с рецидивом кариеса. Объем работы при повторной санации будет меньшим, если первый этап был проведен тщательно с хорошими качественными показателями.
Для полного охвата детей первичной санацией могут быть рекомендованы два метода - ускоренной и постепенной санации. Как показал опыт, предпочтение следует отдать ускоренной первичной санации, так как при этом исключаются срывы плановой санации. Однако и этот метод не может быть реализован без временной перестановки кадров, т. е. без мобилизации врачей, работающих повседневно на приеме взрослого населения.
При методе постепенной санации начинают лечение заболеваний полости рта у школьников первых классов всех школ района или города. Затем в контингент санируемых школьников подключаются последовательно 2-е и 3-й классы и т. д. На втором этапе (через год) вновь берутся на санацию новые первые классы и продолжается санация полости рта ранее санированных классов.
Санация полости рта школьников 9-10-х классов часто осуществляется на приеме взрослого населения (для этого выделяются специальные дни и часы) или детские стоматологические учреждения получают дополнительные кадры врачей для санации полостей рта подростков.
Санацию полости рта дошкольников предпочтительнее проводить в период зимних и весенних каникул. В летний период проводят работу в детских садах, выезжающих на дачу; акцент делают на санацию полости рта детей, поступающих в текущем году в школу. Такому положению способствует правило об обязательном представлении в школу справки о санации полости рта у дошкольников.
Одной из главных задач стоматологической службы на местах является полный охват детей плановой стоматологической санацией. Это может быть реализовано путем увеличения сети стоматологических учреждений с необходимым числом врачей-специалистов, в первую очередь детских стоматологов. Возможно также изыскание внутренних резервов за счет научной организации труда в лечебных учреждениях и, в частности, повышения его производительности.
Для стоматологического обслуживания детей согласно приказу Министерства здравоохранения №340 выделяется 4,5 врачебные должности на 10 000 детского населения.
Из 4,5 должности 0,8 врачебных единицы оставляется на приеме по обращаемости (на 10 000 детей), а 2,7 должности на 10 000 детей используются для организации профилактической работы. Обслуживание 90 000 детей возлагается на 12 врачей двух профилактических отделений (с освобождением заведующей и старшей медицинской сестры).
При работе врачей по участковому принципу на каждого врача возлагается санационная работа по обслуживанию 3000 детей в возрасте от 2 до 15 лет. Если санация полости рта проводится регулярно, то количество нуждающихся в ней сокращается наполовину, т. е. составляет 1500 детей, а число зубов с заболеваниями пульпы и периодонта оказывается минимальным. Если принять три пломбы на одного ребенка, нуждающегося в санации полости рта, то следовательно один врач за календарный год может наложить около 4500 тысяч пломб.
При работе на шестидневной неделе количество пломб в день должно составить 18 шт. и 22 пломбы при пятидневной неделе.
В штат детской стоматологической поликлиники дополнительно к указанному количеству врачей вводят должности физиотерапевта, рентгенолога, анестезиолога и т. д.
В нескольких районах Москвы в 70-е годы проводилась клиническая апробация нового организационного принципа санации полости рта у детей, предложенного проф. Т. Ф. Виноградовой. С 1977 г, этот организационный принцип рекомендован Главным управлением здравоохранения Москвы для всех детских стоматологических учреждений столицы.
Т. Ф. Виноградова предлагает выделять компенсированную, субкомпенсированную и декомпенсированную формы кариозного процесса у детей и подразделять детей на три диспансерные группы.
Субкомпенсированной формой кариеса считают такое состояние, когда у школьников 1, 2-х и 3-х классов индекс интенсивности кариозного процесса от 6 до 8, у школьников 4, 5, 6-х и 7-х классов - от 5 до 8 и у школьников 8, 9-х и 10-х классов - от 7 до 9.
Под декомпенсированной формой кариеса подразумевают такое течение кариозного процесса у детей, когда показатели интенсивности кариеса еще выше (в младших и средних классах выше 8, в старших выше 9).
К этой же форме кариеса Т. Ф. Виноградова относит детей, у которых при меньшем значении КПУ обнаруживаются множественные меловые пятна или признаки, которые многие авторы относят к острому (интенсивному) течению кариозного процесса. По мнению этих авторов, острый кариес зубов у детей характеризуется, помимо множественного поражения зубов, также и локализацией кариозных пятен и полостей в области так называемых иммунных зон, с превалированием светлого, влажного дентина; хрупкими острыми краями эмали.
При подобном течении патологический процесс не имеет тенденции к ограничению.
Если дети имеют общие хронические заболевания, то их включают во вторую диспансерную группу даже при незначительном поражении зубов кариесом, а если интенсивность кариеса у них выше средней возрастной, то в третью диспансерную группу.
Обследование около 30 тыс. школьников двух районов Москвы показало процентное соотношение указанных трех форм, а именно: компенсированная, т. е. наименее активная форма кариеса была обнаружена у 59%, субкомпенсированная - у 26,3% и декомпенсированная, т. е. наиболее агрессивная форма,- у 14,7%
Прирост интенсивности кариеса в течение года у школьников этих трех групп оказался различным. У детей с декомпенсированной формой кариеса он оказался выше в 2 раза по сравнению с детьми первой группы (компенсированная форма). Помимо появления новых кариозных полостей, у детей с декомпенсированной формой имели место рецидивы кариеса в области ранее наложенных пломб. Так, если детям с компенсированным, т. е. менее активным течением кариозного процесса, удавалось ограничиться наложением за год в среднем одной пломбы, то детям с декомпенсированной формой приходилось накладывать более четырех пломб. Аналогичное положение возникало при подсчете количества зубов с осложнениями кариеса в виде пульпита и периодонтита. У детей с де-компенсированным течением кариеса этих осложнений было выявлено в 3 раза с лишним больше, чем у группы детей с компенсированной формой. Количество же удаленных разрушенных постоянных зубов у детей декомпенсированной группы в 4 раза превышало тот же показатель в группе детей с компенсированным течением кариозного процесса.
Установленные факты позволили Т. Ф. Виноградовой рекомендовать следующую периодичность осмотров и лечения детей указанных трех групп, отобранных для диспансеризации: для детей первой группы (компенсированная норма течения кариеса) 1 раз в год, для детей второй группы (субкомпенсированная форма) - 2 раза в год и для детей третьей группы (декомпенсированная форма) - 3 раза в год, т. е. через каждые 3-4 мес.
Как показал хронометраж, при данной системе организации санации полости рта детей происходит экономия рабочего времени врача на 26,3%.
Такой подход к проведению диспансеризации детей со стоматологическими заболеваниями снимает с повестки дня споры о частоте санации полости рта у школьников в течение одного года.
Для диспансеризации детей второй и третьей групп, отягощенных соматическими заболеваниями (болезни сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, ревматизм, хронические пневмонии и др.), по-
мимо стоматолога необходимо привлекать педиатра, отоларинголога и эндокринолога, а при необходимости и других специалистов.
Для составления и дальнейшего ведения карты диспансерного наблюдения (форма № 30) стоматолог собирает сведения о показателе интенсивности кариеса зубов у каждого ребенка, о приросте интенсивности кариеса в течение контролируемого срока (1/2, 1 год), наличии аномалий в развитии зубочелюстной системы, болезней пародонта и заболеваний слизистой оболочки рта и др. видах стоматологической патологии. Поэтому в первичном стоматологическом осмотре детей для их последующего диспансерного наблюдения желательно участие представителей всех трех специальностей - терапевтической, хирургической и ортопедической.
Работа по санации полости рта в школах оценивается по количественным и качественным показателям.
1. Основным количественным показателем состояния стоматологической помощи детям является индекс здоровья, который отражает процент детей, не нуждающихся в лечебной помощи, и складывается из суммы лиц с санированными и интактными зубными рядами.
2. Число санированных из числа нуждавшихся в стоматологической помощи - один из показателей как масштаба проводимой работы, так и состояния стоматологической помощи.
3. Показатель удельного веса осложненных форм кариеса, который выражается в соотношении «неосложненного кариеса» к «осложненному», также характеризует состояние стоматологической помощи и качество лечебно-профилактической работы.
4. Соотношение числа зубов леченных к числу удаленных свидетельствует о большой эффективности систематически проводимой лечебно-профилактической работы.
5. Наиболее объективным и признанным показателем качества лечебной работы является частота осложнений, возникающих после лечения. По этому показателю судят об эффективности работы как отдельного врача, так и коллектива в целом.
Согласно классификации ВОЗ принято подразделять профилактику на первичную, вторичную и третичную. Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний. Основным мероприятием по вторичной профилактике стоматологических заболеваний является санация полости рта. В. Ф. Рудько предложил различать несколько форм санации: индивидуальную, организованную (разовую или периодическую) и плановую.
Индивидуальная санация проводится по обращаемости населения, т. е. когда пациент обратился к врачу-стоматологу по поводу лечения конкретного больного зуба. При этом лечат все нуждающиеся в этом зубы и удаляют имеющиеся назубные отложения.
Разовая, или периодическая санация предполагает одномоментную санацию полости рта в организованных коллективах (школах, промышленных предприятиях и др.) или у определенных групп населения (допризывники, беременные, ветераны и инвалиды) с определенной периодичностью (например, один раз в год). Это более эффективная форма санации, она направлена на устранение имеющихся патологических процессов.
Возможность сохранить зубы, предупредить возникновение стоматологических заболеваний, в частности кариеса, и избежать развития его осложнений предоставляет плановая санация. Она позволяет выявить формы поражения зубов и добиться своевременного и полного их излечения.
Санацию полости рта можно проводить различными методами: централизованным, децентрализованным и бригадным (смешанным). Выбор метода зависит от распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний, состояния стоматологической службы, обслуживаемого контингента населения и других факторов.
Централизованный метод плановой санации проводится в условиях стоматологического лечебно-профилактического учреждения (отделения) и предусматривает осмотр, диагностику и все виды лечения стоматологических заболеваний. Работа врача-стоматолога в стационарных условиях при наличии хорошего оборудования, достаточного количества инструментария и высокого качества материалов позволяет проводить централизованную плановую санацию на хорошем уровне. Вместе с тем во многих случаях представляет определенные сложности доставка пациентов в поликлиники, особенно когда речь идет о детях.
Эти трудности можно исключить, применяя децентрализованный метод плановой санации. В этом случае врач-стоматолог направляется в организованные коллективы (школы, промышленные предприятия, учреждения и организации), в которых оборудуется стоматологический кабинет (чаще всего временно, в приспособленном помещении). Недостатком этого метода является то, что врач работает в неблагоприятных условиях, чаще всего на плохом или портативном оборудовании, при недостатке инструментария, невозможности использовать современные материалы, проводить дезинфекционные мероприятия и стерилизацию. От этого соответственно снижается качество санационных мероприятий.
Для проведения плановой санации в больших коллективах и сокращения продолжительности этой работы используется бригадный метод. Он предусматривает формирование бригады из 3-5 стоматологов разных специальностей, 1-2 медицинских сестер. Имеется опыт использования для Этих целей специально оснащенных автобусов, особенно при выезде в населенные пункты сельских районов. Однако этому методу присущи те же недостатки, что и предыдущему.
Ранее при проведении санации широко практиковалось разделение во времени осмотра полости рта и лечения. В настоящий момент рекомендуется проводить лечение пациента непосредственно после осмотра, что позволяет сократить число посещений к врачу.
Для количественной оценки санационной работы используется ряд показателей.
1. Охват профилактическими осмотрами (%):
всего осмотрено
———————- х 100.
подлежало осмотру
2. Нуждаемость в санации (%):
нуждается в санации
————————- х 100.
подлежало осмотру
3. Охват санацией от осмотренных (%):
всего осмотрено
———————— х 100.
подлежало осмотру
4. Охват санацией от нуждающихся (%):
всего санировано
———————— х 100.
подлежало осмотру
Правильно организованная и проводимая на высоком качественном уровне плановая профилактическая санация позволяет снизить стоматологическую заболеваемость.
Кариес зубов у детей протекает неодинаково. Особенности клинического течения кариеса связаны с характером структуры твердых тканей зубов и свойствами организма. Нарушение общего состояния ребенка, сложность ухода за полостью рта, особенно в раннем детском возрасте, является причиной высокой распространенности и интенсивности поражения зубов кариесом и предопределяет своеобразие клинического течения заболевания.
В отделении челюстно-лицевой хирургии санации полости рта детям проводятся под общим обезболиванием. Чаще всего это дети до трех лет, у которых санация полости рта в условиях поликлиники затруднена из-за неадекватного поведения ребенка. Нами проанализированы 300 историй болезни детей, которым проводили санацию полости рта за последние 3 года. Самый маленький ребенок, которому проведена санация полости рта был в возрасте1 года 6 мес. При анализе историй болезни детей от 1года 6 мес. до 3 лет были выявлены следующие закономерности. Из анамнеза практически у всех больных было замечено, что матери во время беременности в первом триместре имели факторы риска (применяли медикаментозные препараты, перенесли гестоз, вирусные и бактериальные инфекции и т.д.), которые могли способствовать нарушению закладки и минерализации зачатков молочных и постоянных зубов. А закладка зачатков молочных зубов происходит уже на 6-8 неделе внутриутробного развития.
Перечисленные факторы риска напрямую оказывают влияние на формирование и структуру твердых тканей зубов. У 90% детей до 2 лет была выявлена первичная гипоплазия эмали и дентина, которая практически сразу же после прорезывания молочных зубов осложнялась кариозным процессом. Кариес особенно часто возникает и активно развивается у детей, отягощенных различными хроническими заболеваниями, в частности, инфекционно-аллергической природы: аденоиды, риниты, бронхиальная астма. Часто это дети, с рождения состоящие на диспансерном учете у невролога, дети c пороками развития ЦНС и сердца, дети с хроническими заболеваниями органов пищеварения. Все эти заболевания обуславливают большой процент поражения кариесом молочных зубов.
Эффективность лечения кариеса у таких детей связывают не только с качественным пломбированием,c использованием современных пломбирочных материалов, но и раннюю санацию полости рта.
Существует ошибочное мнение, что лечение молочных зубов у детей надо начинать ближе к 3 годам, но, к сожалению, очень часто к 3 годам у детей с врожденными дефектами твердых тканей зубов развиваются осложненный кариес. Формируется хронический очаг инфекции, а санация полости рта заключается в удалении пораженных зубов. При лечении зубов под наркозом у детей от полутора до 3 лет есть свои плюсы: это одномоментное лечение кариеса (поверхностного, среднего, глубокого), пульпита и проведение профилактических мероприятий по сохранению непораженных кариесом зубов. Немаловажный момент: у ребенка не формируется негативное отношение к оказанию стоматологической помощи в дальнейшем. Возможность соблюдать стерильность при эндодонтическом лечении молочных зубов, контактные пункты восстанавливаются с использованием ретракционной нити, матрицы и клиньев.
Таким образом, санация полости рта у детей раннего возраста является профилактикой одонтогенной инфекции в полости рта и сохранении зубного ряда, что позволяет продолжить нормальное формирование челюстных костей и развитию правильного прикуса. И чем раньше она проведена (по мере возникновения первых признаков кариеса),тем меньше времени ребенок находится под наркозом, больше сохраненных зубов и исключен очаг хронической инфекции. Если санация полости рта у детей страдающих врожденными дефектами твердых тканей зубов и раннее развитие системного кариеса невозможно в условиях поликлиники (под местной анестезией),то совершенно обоснованно санация полости рта под общим обезболиванием.
Источник rusmg.ru
Санация полости рта - комплекс мероприятий по оздоровлению органов полости рта. Включает лечение кариеса и устранение дефектов тканей зуба некариозной природы путем пломбирования, удаление зубного камня, лечение заболеваний пародонта, удаление разрушенных зубов и корней, не подлежащих консервативному лечению, ортодонтическое и ортопедическое лечение.
Санацию полости рта обязательно проводят лицам, которым предстоит плановая операция, а также направляющимся в длительные командировки, в геологические экспедиции и др. Детям cанаци. полости рта осуществляют и перед плановой госпитализацией. В зависимости от преобладания того или иного стоматологического заболевания лечение можно начинать как с пломбирования зубов, так и с устранения воспаления десневого края.
Удаление зубов и операции в полости рта, как правило, производят после завершения лечения зубов и пародонта. Пациентов с чрезмерно возбудимой нервной системой рекомендуется специально готовить к санации полости рта, назначая им за 3-5 дней комплекс седативных средств, или проводить санацию под общей анестезией. Мероприятия по санации полости рта обязательно включают обучение навыкам гигиены полости рта с рекомендациями по выбору зубной щетки, вида зубной пасты (гигиеническая, лечебная, профилактическая и др.), использования флосса (зубной нити) и эликсиров.
Выделяют cанацию полости рта по обращаемости, т.е. инициативе пациента, и плановую. Плановую cанацию полости рта осуществляют по месту работы в медико-санитарных частях или в поликлиниках. В первую очередь полость рта санируют лицам, работающим на вредных производствах или на производствах с такими условиями труда, которые способствуют интенсивному развитию конкретного стоматологического заболевания, например кариеса зубов у рабочих кондитерских и мукомольных предприятий; кислотного некроза эмали у лиц, контактирующих с парами кислот; гингивита у рабочих парниковых хозяйств и др.
Плановая санация показана также лицам, страдающим различными хроническими соматическими заболеваниями, во избежание формирования очагов одонтогенной инфекции. Плановую cанацию полости рта проводят всем детям в организованных коллективах детских садах, школах, интернатах, санаториях, пионерских лагерях, а также в педиатрических стационарах.
Организационные формы плановой санации полости рта определяются условиями работы стоматолога, проводящего ее. Наиболее эффективной является санация, проводимая в стоматологических кабинетах школ, детских дошкольных учреждений, школ-интернатов, ПТУ. Такая форма называется децентрализованной и строится по участковому принципу. Участковый врач осуществляет санацию в течение ряда лет, следят за развитием зубочелюстной системы, реализует программу профилактики.
К децентрализованной форме относят и плановую санацию, проводимую в передвижных стоматологических кабинетах бригадным методом, однако качество лечения в этих условиях значительно снижается. При централизованной форме плановую санацию полости рта осуществляют в поликлинике, куда приглашают детей и взрослых. Ее проводят врачи на своих рабочих местах, используя для диагностики и лечения заболеваний стационарную аппаратуру.
Максимальный охват плановой cанацию полости рта прикрепленного населения достигается постепенно и при высокой заболеваемости занимает (из расчета 4 врача на 10 000 взрослого и 4,5 врача на 10 000 детского населения) 3-5 лет. Работу планируют с учетом необходимости осмотреть и оказать помощь лицам, ранее санированным, но уже нуждающимся в повторных плановых осмотрах.
Охват плановой cанации полости рта школьников осуществляется по определенной схеме: каждый первый год работы первично санируют детей 1, 5, 9-х и 11-х классов. Это объясняется тем, что у первоклассников прорезались первые 6-8 постоянных зубов, в отношении которых важно предпринять лечебные и профилактические меры; у подавляющего числа пятиклассников прорезываются все постоянные зубы; а 9-й и 11-й классы являются выпускными. Каждый последующий год, первично санируя детей указанных классов, повторно санируют детей 2, 6, 10-х классов. На третий год работы врач-стоматолог полностью завершает первичную санацию школьников и продолжает наблюдать за детьми, взятыми на обслуживание в предыдущие годы. В детских дошкольных учреждениях cанацию полости рта начинают с младшей группы (дети в возрасте 3 лет), т.к. у этой возрастной категории детей наблюдаются преимущественно начальные неосложненные формы стоматологических заболеваний, лечение которых достаточно результативно.
Эффективность плановой cанацию полости рта (при максимальном охвате прикрепленного контингента) оценивают по нескольким показателям: числу (проценту) санированных из лиц, нуждающихся в санации, соблюдению сроков повторных осмотров и cанацию полости рта прикрепленного контингента, а также снижению числа лиц, нуждающихся в санации, выявленных при повторных осмотрах, уменьшению количества выпавших пломб, рецидивов кариеса и его осложнений, удаленных зубов на 1000 прикрепленных для санации.