263 0
Иностранцы, едущие за границу в поисках качественного и недорогого лечения - это основа новой, процветающей сферы экономики для нескольких развитых азиатских стран, и Китай среди них.
КНР в последние годы занимает заметное место в мировом медицинском туризме.
Мировой медицинский туризм оценивается в 40 миллиардов долларов в год, и Китай стремится привлечь в свои клиники значительную долю туристов.
КНР радует тысячи иностранных пациентов доступными ценами на лечение, качественной подготовкой врачей, современными технологиями и многоязычным медицинским персоналом.
Медицинские туристы направляются в Китай для лечения рака, кардиохирургических процедур, ортопедии, терапии стволовыми клетками и, конечно, для лечения методами традиционной китайской медицины (ТКМ) - альтернативной системы, которая основана на акупунктуре и древних фитотерапевтических рецептурах.
Несмотря на популярность древних методик, китайская система здравоохранения является одной из самых прогрессивных на планете, а местные ученые достигли огромных успехов в кардиологии, нейрохирургии, травматологии, онкологии, а также в изучении стволовых клеток.
Потенциал Китая как направления медицинского туризма трудно переоценить, потому что в дополнение к передовой медицинской инфраструктуре эта страна имеет много уникальных мест и исторических достопримечательностей. Неудивительно, что западные туристы ездят в Поднебесную на своеобразный «медицинский отпуск» - подлечиться, отдохнуть, и одновременно насладиться местными красотами.
Почему именно лечение в Китае?
Китай - один из мировых экономических колоссов, фактически вторая экономика планеты. Кроме того, это страна с богатой историей и разнообразной культурой, ставшая излюбленным местом для отдыха иностранцев.Это также стремительно развивающаяся страна, причем одна из наиболее процветающих ее областей - здравоохранение, что наряду с открытой политикой в последние годы привело к значительному увеличению потока медицинских туристов. Пациенты с Запада, а также из других стран Азии устремляются в Китай, чтобы совместить прекрасный отдых с качественным и недорогим лечением.
Почему стоит рассматривать Китай как хорошее место для лечения и отдыха?
У этой страны есть сразу шесть важных преимуществ:
1. Низкая стоимость лечения
Доступность - это ключевая причина, по которой люди едут на лечение в Китай. Для жителей западных стран с огромными ценами на медицинские услуги опыт лечения в КНР выглядит впечатляюще: высокий технологический уровень и хороший сервис за сумму, в разы меньшую, чем в Америке или Британии. Сэкономить на крупной процедуре не помешает даже перелет через океан.2. Первоклассные больницы и клиники
Система здравоохранения Китайской Народной Республики состоит из разветвленной сети современных больниц, предоставляющих высококачественную помощь. В стране уже есть 25 учреждений, получивших международную аккредитацию Объединенной комиссии (JCI, Joint Commission International), а многие другие больницы являются членами Международного общества качества в области здравоохранения (ISQua, International Society for Quality in Health Care) или одобрены Американской медицинской ассоциацией (АМА, American Medical Association).3. Врачи и хирурги с американскими сертификатами
Не следует упускать из виду, что искушенным пациентам важно осознание того, что они имеют дело с медицинскими специалистами, подготовленными по самым высоким стандартам. В Китае есть много врачей с сертификатами Американского совета (American Board Certified), свободно владеющих английским языком. Это отчасти связано с большим количеством врачей из Штатов, которые остались жить и практиковать в КНР.4. Смесь западной и восточной медицины
Медицинские туристы направляются в Китай для лечения рака, операций на сердце, протезирования суставов, операций на позвоночнике. Также большой популярностью, как у местных пациентов, так и у иностранцев, пользуются: иглоукалывание для лечения боли, депрессии и остеоартрита; фитотерапия и альтернативные методы лечения при раке, диабете, болезнях сердца. Во многих китайских клиниках современные западные методы комбинируют с традиционными восточными рецептами.5. Возможности для отпуска бесконечны
Китай стал важным мировым туристическим направлением с провозглашения открытой политики в 1970-х годах, и теперь эта страна стала третьей по посещаемости в мире. История, культура, потрясающая кухня, знаменитые места, кипящие мегаполисы, центры шопинга и развлечений - в Китае есть все, что может заинтересовать туристов.6. Сильные исследовательские центры
Это особенно касается терапии стволовыми клетками и лечения рака.Если говорить о первом, то Китай имеет наиболее либеральные правила исследований эмбриональных стволовых клеток. Соответственно, в КНР проводить такие исследования гораздо проще и быстрее, чем в западных странах. В результате многие западные ученые стремятся сотрудничать с китайскими коллегами, и тем самым обеспечивают бурный прогресс в этом направлении медицины.
Что касается онкологии, то здесь сочетание государственной поддержки и частных медико-биологических инвестиций привело к тому, что уровень исследований рака и лечения онкобольных в КНР почти сравнялся с лучшими стандартами Запада.
Система здравоохранения в Китае
Система здравоохранения Китая совершенствуется под влиянием экономического роста страны и грамотного контроля со стороны государства, целью которого является обеспечение качественной и доступной медицинской помощи для всех граждан КНР.Недавние реформы были направлены на улучшение доступа населения к медицинской помощи. Новая схема разрешила состоятельным городским жителям иметь медицинскую страховку, поэтому они не должны откладывать крупные деньги на случай внезапной болезни. Правительство, как и прежде, за свои средства обеспечивает гарантируемый минимум медицинских услуг для сельских жителей.
В целом, Китайская Народная Республика сумела еще к 2009 году обеспечить около 95 процентов ее населения доступной медицинской помощью, что является незаурядным показателем в регионе.
Больницы и врачи Китая
Огромная площадь Китая выдвигает определенные требования к его медицинской системе, и страна, надо сказать, справляется с проблемой неплохо. В Китае на 1000 населения оборудовано 3,8 больничных коек в лечебных учреждениях всех типов - больших и маленьких, городских и сельских, государственных, совместных и частных. Министерство здравоохранения КНР условно разделяет все лечебные учреждения на 3 уровня, где лучшие специализированные больницы получают высший рейтинг - 3AAA.Обслуживание иностранных пациентов в китайских больницах на высоте. Правительство КНР решило применять престижные американские нормы Joint Commission International (JCI) - признанный всем западным миром «золотой стандарт» качества и безопасности больниц. В Китае работает уже 25 аккредитованных JCI учреждений, которые смело могут предлагать свои услуги самым требовательным пациентам из Европы и Америки.
Врачи в Китае заботятся о комфорте пациентов и высоком качестве лечения, особенно хирургических операций. Они известны своим передовым опытом в таких областях, как кардиология, ортопедия, онкология и традиционная китайская медицина. Китайские специалисты по терапии стволовыми клетками считаются одними из лучших в мире, а многие из них проходят обучение в самых уважаемых медицинских школах Америки.
Дмитрий Левченко
В исторической перспективе китайская медицина в некоторых отношениях опередила западную. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления династии «Весеннего и осеннего периодов» (770-476 гг. до н.э.) и «Враждующих империй» (475-221 гг. до н.э.), в Китае существовала запись труда по медицине, книга «Нэй-цзин». Труды греческого врача Гиппократа, жившего в 446-377 гг. до н.э., который считается отцом западной медицины, относятся к более позднему времени. «Ней-цзин» может считаться поэтому самым древним в мире трудом по медицине. Он обобщает практический медицинский опыт, накопленный предшествовавшими поколениями китайских врачей, обосновывает теоретическую систематику традиционного искусства врачевания Китая, передает основы китайской лекарственной терапии, а также иглоукалывания и прижигания, акупунктуры*.
При сравнении медицины Китая и западных стран выявляются и некоторые другие приоритеты китайской медицины. К их числу относится применение наркотических средств для достижения полного наркоза при проведении операций на брюшной полости и при других видах хирургического вмешательства китайским хирургом и специалистом по акупунктуре Хуа Туо более тысячи семисот лет назад. Хуа Туо, живший с 112 до 207 г. н.э., использовал для анестезии при своих смелых операциях ставшую знаменитой чайную смесь «Ма-фэй-сан». Врач Чжан Чжуанчин (150-219 гг. н.э.) написал уже в то время свой труд «Рассмотрение различных болезней от воздействия холода», в котором разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской медицины, сохранившие значение до настоящего времени. Это произошло при жизни греко-римского врача Галена (129-199 гг. н.э.), который изложил основополагающее и обширное учение в области медицины, которое оставалось обязательным для западных врачей вплоть до конца средних веков.
Другой значительной вехой в истории китайской медицины является опубликование Ли Шичженем в 1578 году фармацевтического сборника «Бэн-Цзяо Ган-Му». В общей сложности до нас дошло более шести тысяч китайских книг по медицине, в которых рассказывается о различных методах лечения и которые служат китайским врачам до настоящего времени в качестве справочных пособий.
И вообще китайская медицина оказала большое влияние на развитие медицины других стран, используя со своей стороны многие идеи иностранной медицинской науки. Уже в эпоху династии Цин (221-26 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э - 220 г. н.э.) существовал обмен медицинскими знаниями между Китаем, Кореей, Вьетнамом и Японией, который был распространен впоследствии на арабский мир, Россию и Турцию. Имевшая нормативное значение китайская книга по лекарственной терапии «Бэн-Цзяо Ган-Му» была переведена на многие языки, в том числе на латинский, корейский, японский, русский, английский и французский, и получила широкое распространение в западном мире.
Под влиянием западных колониальных держав с середины XIX века начался упадок традиционной медицины в Китае. Господствующая верхушка страны начала отдавать предпочтение западной медицине; традиционная китайская медицина подвергалась дискриминации как примитивная и отсталая и начала приходить в упадок. Дело дошло до настоящего подавления китайской медицины при гоминдановском правительстве (1912-1949 гг.). Лишь после прихода к власти Мао Цзэдуна произошло возрождение традиционной медицины, которое принесло ей снова мировое признание. В настоящее время в КНР признают, что будущее китайской медицины заключается в соединении традиционной китайской и современной западной методик.
Первоначально китайская медицина состояла из четырех дисциплин. Так, в эпоху от династии Инь (1324-1066 гг. до н.э.) до династии Чжоу (1066-1221 гг. до н.э.) различия существовали между диетологией (Инь-ян-и), лечебной медициной (Нэй-гэ), внешней медициной или хирургией (Вай-га) и ветеринарией (Шоу-и). В период от династии Тан (618-907 гг.) до династии Сун (960-1279 гг.) китайская медицина получала дальнейшее деление. Возникло 11 различных направлений:
- Медицинское обслуживание взрослых (Да-фэн-май).
- Общая медицина (Цзэ-и).
- Педиатрия (Хао-фэн-май).
- Лечение параличей (Фэн-га).
- Гинекология (Фу-гэ).
- Офтальмология (Ян-гэ).
- Стоматология (Гоу-ци).
- Лечение болезней глотки и гортани (Ян-хоу).
- Ортопедия (Чжен-гу).
- Внешние болезни и хирургия (Цзинь-чжуан).
- Метод иглоукалывания и прижигания, или акупунктура
(Чжень-цзю).
В настоящее время китайская медицина делится на девять специализированных областей: терапия, внешняя медицина, гинекология, педиатрия, офтальмология, ларингология, ортопедия, массаж и акупунктура. Каждая из этих областей охватывает большой объем знаний, который должен изучаться особо в качестве врачебной специальности. Единственным из всего этого, что стало известно на Западе, является иглоукалывание и прижигание, «акупунктура». Все эти различные специальные области имеют общую теоретическую основу, которая впервые комплексно излагается для западных врачей в настоящей книге.
Наряду с назначением специальных лекарств и применением акупунктуры китайская медицина знает следующие методы воздействия, которые используются в соответствии с показаниями в различных областях медицины:
- Скребковый массаж, например, с помощью монеты (Хуа-ша).
- Наклеивание лекарственных средств на кожу (Бо-ди).
- Банки (Хуа-гуань).
- Введение медикаментов в кожу путем утюжки (Юнь-фа).
- Гидротерапия (подобно нашей терапии по методу Кнайпа)
(Шуй-лао). - Бальнеотерапия (Ю-фа).
- Лечение лекарственными парами и дымами (Хунь-чжэн).
- Наложение повязок с пчелиным воском (Ла-лао).
- Грязи (Ни-лео).
- Лечебная гимнастика (Дао-инь).
- Массаж (Дуй-на).
- Китайская дыхательная терапия (Ци-гун).
- Щипковая терапия позвоночника (преимущественно у детей)
(Ни-жи). - Надрезы кожи (Га-чжи).
Различные методы находят в настоящее время в Китае многообразное применение во врачебной практике и по возможности совершенствуются.
В поисках типичных признаков, отличающих медицину Китая от современной западной медицины, наталкиваешься на два решающих фактора:
- Рассмотрение человека в качестве единого целого (Чжен-ди).
- Диалектическая диагностика и лечение в зависимости от синдромов (Бинь-чжэн)*.
Китайская медицина рассматривает человека в качестве органического целого, центральное место в котором занимают накопительные и полые органы (Цзян-фу), а внутренние коммуникации обеспечиваются каналами (меридианами) и соседними сосудами (Чин-люо). Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности. Возникновение и развитие болезни рассматриваются китайской медициной как результат борьбы между защитными силами организма (Чжэн) и вызывающим болезнь нарушением (Ха), как проявление неуравновешенности между инь и ян или как результат внутренних причин, существующих внутри человеческого организма. Так, в части Су-вэнь книги «Нэй-цзин» сказано: «Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение (Ха), определенно имеется недостаток ци (функциональное начало, «энергия»)».
А в дополнении к той же части Су-вэнь читаем: «Туда, где находятся защитные силы (Чжэн), не проникает вызывающее болезнь нарушение (Хэ)».
При лечении заболеваний наибольшее внимание китайская медицина уделяет профилактике. В этом отношении в настоящее время, как и тысячелетия назад, находит применение принцип «лечить пациента, прежде чем возникнет болезнь». Основным правилом лечения является «устранение причины заболевания (Бэнь)». К терапевтическим правилам относится также лечение пациента при строгом учете его индивидуальной предрасположенности, географического положения и времени года.
Целостный подход к анализу явлений
Характерный для китайской медицины целостный подход к анализу явлений основывается преимущественно на двух факторах:
- Рассмотрении человеческого организма в качестве органически единого целого.
- Признания целостности взаимоотношения между человеком и
природой.
Человеческое тело как органически единое целое
Китайская медицина исходит из того, что различные части человеческого тела находятся между собой в тесной органической взаимосвязи. Центр этого органического целого находится в пяти плотных органах, отношения которых к другим частям тела устанавливаются через систему каналов (Чин-люо), включающую согласно традиционным китайским представлениям кровеносные сосуды и нервные пути. Действие системы каналов проявляется во взаимодействии между отдельными плотными и по-лыми органами и в обмене между внутренними органами и другими частями тела.
После образования КНР в медицинском обслуживании населения, как и в условиях его жизни, произошли значительные улучшения. По основному комплексному показателю здоровья населения - ожидаемой продолжительности жизни Китай за это время вышел из категории бедных стран и поднялся на уровень нижней группы стран со средними доходами.
Этим показателям соответствует и обеспеченность населения помощью квалифицированного медицинского персонала, хотя доступ к такой помощи весьма разнится по месту проживания.
Однако медицинская статистика свидетельствует, что глав-ные позитивные сдвиги в состоянии здоровья населения были достигнуты в дореформенный период существования КНР. Так, резкое сокращение детской смертности имело место непосредственно сразу после провозглашения в 1949 г. республики, а в 1980-е и 1990-е годы этот показатель менялся мало. Экономические успехи реформистского курса не столь очевидно способствовали развитию здравоохранения. Темпы роста государственных расходов на здравоохранение в 1979-2004 г.г. были ниже темпов экономического роста, что вело к понижению доли этих расходов в ВВП. Удельный вес государства в расходах на здравоохранение в КНР составил в 2005 г. всего 38,8 %, тогда как по миру в целом он достигает 56 %. На здравоохранение идет в КНР всего 1 % государственного бюджета, а в совокупности в странах мира с низкими доходами на эти цели расходуется 4,6 % государственных средств. С начала реформ в 1978 г. доля государства и нанимателей в структуре общих расходов на здравоохранение неизменно снижалась, а доля физических лиц - повышалась. В результате в 2006 г. на государство приходилось только 18,1 % расходов, на предприятия и социальные учреждения - 32,6 %, а остальные 49,3 % расходов на здравоохранение несли сами граждане.
Среднедушевые затраты граждан на лечение растут значи-тельно быстрее, чем их доходы. С 1998 по 2006 г. в среднем за год в расчете на душу населения расходы на амбу-
латорное лечение увеличивались на 13 %, а на больничное - на 11 %2. По данным социологических опросов, население в Китае ставит дороговизну медицинских услуг на первое место среди всех социальных проблем3. Расходы на эти услуги составляют в среднем 11,8 % семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание и образование. В 2003 г. чистый годовой доход крестьянина составлял в среднем 2622 юаня, а средняя стоимость его пребывания в больнице достигала 2236 юаней. Поэтому для большинства крестьян больничное лечение не по карману.
За последние годы число больниц и оздоровительных цен-тров, а также численность квалифицированного медицинского персонала стали сокращаться, хотя число больничных коек росло. Численность дипломированного медперсонала в расчете на 10 тыс. человек населения за период с 1978 по 2000 г. увеличилась более чем в полтора раза, с 10,8 до 16,8 человек, а затем к
2007 г. сократилась до 15,4 человек. При этом особенно ощутимо убыль медицинских работников сказывается не в городах, где она фактически не наблюдается, а в уездных центрах. Именно на уездном уровне остро ощущается и нехватка технического персонала. Не очень понятно также, где размещаются дополнительные койки: в пристройках к основным зданиям больниц или за счет уплотнения. Вопрос о качестве услуг в этой ситуации при сокращении медперсонала уже представляется излишним.
Возросло социальное неравенство в доступе к медицинским услугам. По данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая, 80 % государственных ассигнований на медицину идет на обслуживание социальной группы, основу которой составляют 8,5 млн правительственных чиновников и партийных функционеров. 2 млн правительственных и партийных деятелей разного ранга пользуются долгосрочными отпусками по болезни. Из них 400 тыс. человек проводят длительное время в специальных стационарах для лечения и отдыха, расходы на которые составляют 50 млрд юаней в год4.
Для городского населения в Китае существует система медицинского страхования. Однако из этой системы исключены учащиеся, лица, не имеющие постоянной занятости, безработные и приезжающие на работу в город жители села. Вплоть до недавнего времени обязательное медицинское страхование не распространялось и на работников негосударственных предприятий. Новый закон о трудовых контрактах обязал предпринимателей обеспечивать своих работников медицинской страховкой. Но многие из них уклоняются от этой обязанности, нанимая на работу преимущественно мигрантов и не заключая с ними трудовой договор. По данным «Отчета об основных результатах 3-го исследования государственных здравоохранительных услуг», в 2003 г. медицинская страховка полностью отсутствовала у 44,8 % городских жителей и у 79 % жителей села. Особенно велика доля лиц, не имеющих медицинской страховки, среди населения с низкими доходами. При этом она постоянно росла. В 1993 г. не имели медицинской страховки примерно 50 % городской бедноты, в 1998 г. - 72, а в 2003 г. - 76 %.
В деревне за последние годы проводится работа по созданию системы медицинского обслуживания на кооперативных началах. К концу 2007 г. она охватила 730 млн человек, или 86 % сельского населения. Однако система страдает от нехватки средств и не в состоянии оказывать поддержку жителям деревни в случаях серьезных заболеваний, требующих больничного лечения. Крестьянин вносит в фонд сельского кооперативного страхования годовой взнос в размере 10 юаней, а центральные и местные власти еще по 20 юаней на человека. Намечено из года в год расширять охват сельских районов этой системой и завершить ее распространение на территорию всей страны в основном до 2010 г.5 Пока что 80 % государственных ассигнований на здра-воохранение направляется в город и только 20 % - в деревню. В расчете на душу населения эти ассигнования составляют в городе в 4 раза больше, чем в деревне (38,3 юаней против 9,9 юаней). Полная или частичная утрата работоспособности из-за отсутствия своевременной и качественной медицинской помощи часто служит причиной бедственного положения крестьянской семьи. Средние расходы на лечение серьезного заболевания составляют 7 тыс. юаней (около 1000 долл.), что более чем втрое превышает чистый среднегодовой доход крестьянина.
В Китае идет острая дискуссия о причинах неудовлетвори-тельного состояния здравоохранения и наиболее оптимальных путях выхода из него. Либеральные «рыночники» противостоят здесь не столько идеологическим «антирыночникам», сколько тем, кто, разделяя в принципе ориентацию экономики на ры-ночные отношения, не готов отдавать наиболее чувствительные для народа области полностью на откуп рынку и возлагает значительную долю ответственности за них на государство.
Либералы винят во всем прежнюю плановую систему хозяйства и ее пережитки. Плановая система, с их точки зрения, ответственна за то, что сфера услуг в деревне, как и аграрная сфера в целом, десятилетиями приносилась в жертву развитию тяжелой индустрии. Соответственно главная беда здравоохранения усматривается в том, что оно недостаточно включено в рыночные отношения. Формально все как будто обстоит благополучно. Рынок распределяет ресурсы. В область медицинских услуг допущен любой капитал. Создание новых структур и направление услуг определяются, главным образом, рыночным спросом. Но фактически за два с лишним десятилетия реформ условия для создания негосударственных больниц так и не появились. Цены на медицинские услуги и лекарственные препараты по-прежнему контролируются государством. Их устанавливают не больницы, а со-ответствующие правительственные ведомства. Больницы же могут действовать лишь в определенном диапазоне цен.
По данным на 2003 г., 96 % больничных коек, оборудования и медицинского персонала сосредоточены в государственных медицинских учреждениях. Опираясь на долговременную поддержку правительства, немногие больницы сосредоточили у себя лучшие ресурсы и заняли монопольное положение, с которым не могут состязаться негосударственные медицинские учреждения. Такое положение признается ненормальным. Утверждается, что в условиях рыночной экономики невозможно сохранять заповедники нерыночных отношений, что у здравоохранения нет иного выбора, чем подвергнуться рыночному реформированию. Весомость этой позиции подкрепляется тем, что за ней стоят интересы национального и иностранного капитала, готового вложить в китайскую медицину миллиарды долларов и юаней, рассматривая ее как потенциально чрезвычайно выгодную для себя сферу приложения капитала.
Оппоненты рыночников, напротив, видят главные беды здравоохранения в утрате государственными лечебными учреждениями социальной значимости, в их чрезмерной погоне за материальной выгодой. Отмечается, что в государственных некоммерческих лечебных учреждениях заработная плата и бонусы сотрудников, как и текущие расходы учреждений, в основном финансируются за счет их собственной коммерческой деятельности, доля же государственного финансирования не превышает 6 %. Отсюда проистекает стремление врачей прописывать больным много дорогих лекарств, назначать дорогостоящие обследования и процедуры. Государство контролирует цены примерно на 20 % обращающихся на фармацевтическом рынке препаратов и за последние годы неоднократно проводило снижение цен. Однако регулируемые рынком цены на лекарства растут, иногда многократно. В подавляющем большинстве лечебных учреждений надбавки к цене отпускаемых лекарств достигают 30-40 %, далеко превосходя установленный государством норматив в 15 %. По данным Мирового банка, в 2003 г. расходы на лекарства в Китае составили 52 % всех расходов на здравоохранение, тогда как в большинстве стран они не превышают 15-40 %. При этом от 12 до 37 % назначений не вызываются необходимостью. Согласно обследованию одной больницы, проведенному в 2000 г., 80,2 % больных прописывали антибиотики, в том числе
58 % - по два и более препаратов. Плата за однократный курс лечения в стационаре порой превышает среднюю годовую зар-плату. С 1990 по 2004 г. расходы на амбулаторное лечение в больницах общего типа увеличились в 12 раз, на лечение в ста-ционаре - в 10 раз. Согласно данным статистических ежегодников по здравоохранению в Китае, за этот период среднегодовые заработки врачей увеличились в больницах центрального подчинения в 11,6 раза, в провинциальных - в 8,2, в окружных - 6,8, в уездных - в 5,5 раза.
Весной 2005 г. из уст заместителя министра здравоохранения Ма Сяохуа прозвучал тезис о необходимости при введении в эту сферу рыночных механизмов отстаивать ведущую роль государства. По существу это положило начало пересмотру прежних основных принципов и акцентов проводившейся в течение двух десятилетий реформы здравоохранения, которая главный упор делала на внедрении рыночных отношений. Развернулась широкая кампании в прессе за то, чтобы главную роль в решении проблем здравоохранения взяло на себя государство. В совместном докладе Центра исследований развития при Госсовете КНР и Всемирной организации здравоохранения за 2005 г. был сделан вывод: рыночная реформа здравоохранения в Китае в основном потерпела неудачу, прежде всего, вследствие излишней ори-ентации на рынок и недостаточной роли государства.
Руководство страны вновь оказалось перед дилеммой: в ка-ком направлении вести дальше реформу здравоохранения - в сторону ли дальнейшего разгосударствления, распродажи ле-чебных учреждений или, напротив, назад, в сторону прежней государственной медицины. Либо же пытаться как-то сочетать эти принципы. По существу такие споры не прекращались в течение всего времени реформ, но сегодня настал час, когда необходимо сделать принципиальный выбор. Особенную остроту этой проблеме придала серьезная эпидемия атипичной пневмонии в 2003 г., когда обнажились все недостатки китайского здравоохранения.
Один из ведущих теоретиков и проектировщиков китайских экономических реформ, заместитель руководителя Центра исследований развития при Госсовете КНР профессор Ли Цзяньгэ, непосредственно участвовавший при прежнем руководстве в реформировании системы здравоохранения, указывает на объективные финансовые и материальные трудности, с которыми сталкиваются преобразования. Так, в США в 2004 г. на нужды здравоохранения было потрачено 1,8 трлн долл. В Китае в том же году весь ВВП составил 1,6 трлн долл. При этом численность населения у США - несколько более 200 млн человек, а у КНР - свыше
1,3 млрд. Если рассчитать затраты на лечение и лекарства в Китае, исходя лишь из одной десятой части американской нормы, то на них не хватит всего китайского ВВП. В Китае медицинское страхование городских рабочих и служащих составляет в среднем на одного человека в год 2000 юаней. Если бы правительство взяло на себя задачу распространить данный норматив на все городское и сельское население (а такие предложения выдвигаются), то на это ушла бы вся расходная часть всех бюджетов центрального и местных правительств всех уровней.
Такие доводы, однако, убеждают далеко не всех. Оппоненты указывают на то, что за последнее столетие более 160 стран мира раньше или позже создали у себя различные системы социального обеспечения и медицинского страхования. При этом ни в Англии почти 100 лет назад, ни в США 70 лет назад, ни в Японии 68 лет назад экономические условия были вряд ли лучше, чем в сегодняшнем Китае. Но все они сумели, используя ограниченные финансовые ресурсы своего времени, обеспечить достойное лечение своих граждан. Отчего же Китай это сделать не в состоянии?
Определяя дальнейшие пути реформы здравоохранения, Пекин внимательно присматривается к опыту других стран с переходной экономикой, особенно Венгрии и Польши. Делегация Министерства здравоохранения КНР и Госкомитета по развитию и реформам, побывавшая в этих странах, нашла там немало полезного, особенно в отношениях лечебных учреждений с государством и рынком. Констатируется, что, при всей своей политической и экономической ориентации на Европу, к распространению рыночных отношений и приватизации на здравоохранение эти страны подходят очень осторожно. Если в экономике уровень приватизации очень высок, то полностью приватизированных больниц очень мало. В Венгрии после длительной дискуссии отказались от приватизации фонда социального страхования. Главным звеном реформы в Польше и Венгрии стало создание независимых общенародных фондов медицинского страхования. В Польше такой фонд получает средства, главным образом, от государства и предприятий и распространяет свои услуги на всех членов семьи лица, имеющего медицинскую страховку. Лечебные учреждения получают средства не непосредственно из государственного бюджета, но по контрактам с фондом медицинского страхования, в соответствии с проделанной работой. Этот метод, по мнению руководителя китайской делегации, является приемлемым и для Китая. Изучается и опыт других стран, в частности Испании и Бразилии. И здесь отмечается тенденция к возрастанию роли государства, прежде всего центрального бюджета, в финансировании здравоохранения и медицины при одновременном использовании различных форм кооперации с частным капиталом. Это способствует сокращению межрегиональных различий в обеспеченности населения, в осо-бенности пожилого, медицинскими услугами.
В августе 2006 г. Госсовет КНР создал координационную группу по реформе здравоохранения, куда вошли представители полутора десятков министерств и государственных комитетов. В конце 2006 г. большинство ведомств одобрили представленный Министерством здравоохранения проект, который предусматривал предоставление практически бесплатных медицинских услуг в коммунальных больницах почти всем городским жителям. Суммарные правительственные расходы при таком варианте оценивались в 269 млрд юаней.
В начале 2007 г. было принято решение привлечь к парал-лельной подготовке проектов реформы шесть независимых отечественных и зарубежных исследовательских центров, в числе которых были Пекинский, Фуданьский, Народный университеты, ВОЗ, Мировой банк, консалтинговая компания «Маккензи». Позже к ним подключились Пекинский педагогический университет и университет Цинхуа в кооперации с Гарвардским университетом.
В марте 2007 г. свою точку зрения на реформу здравоохранения обнародовало Министерство финансов КНР. Она сводилась к тому, что медицинские услуги должны быть платными, солидаризируясь тем самым с рыночной моделью.
В конце мая 2007 г. самостоятельные проекты были впервые совместно рассмотрены на совещании, созванном Госкомитетом по развитию и реформам, с участием министерств здравоохранения, финансов, труда и социального обеспечения и других ведомств. Большая часть представленных разработок ориентировались преимущественно на ведущую роль государства, меньшая - на рынок.
В июле 2007 г. Госсовет КНР опубликовал документ под названием «Руководящие соображения о развертывании экспериментальных пунктов базового медицинского страхования городского населения», который требовал увеличить число экспериментальных городов в текущем году до 79, а в 2010 г. охватить всю страну. Это означало, что правительство намерено использовать увеличение расходов в сфере здравоохранения, главным образом, на дотации населению, охваченному системой страхования, а не на увеличение вложений в государственные лечебные учреждения. Тем самым провозглашался курс на развитие рынка медицинских услуг.
Доклад Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК осенью 2007 г. в большей мере делал упор на ответственности правительства за реформы в здравоохранении. Говорилось о необходимости укреплять общеполезный характер здравоохранения, повышать инвестиционную активность государства. На состоявшихся после съезда совещаниях было решено на основе имеющихся самостоятельных разработок подготовить новый сводный проект реформы здравоохранения «с китайской спецификой» и представить его на суд общественности. Проект должен был предусмотреть создание к 2020 г. системы, которая бы гарантировала предоставление базовых медицинских услуг всем жителям города и деревни.
Полемика между сторонниками преимущественно рыночной и преимущественно государственнической ориентации реформы в Китае не прекращалась. Последние выступали за установление низкой стоимости больничных услуг, за сокращение до минимума различий в ценах на отпускаемые лекарства при сохранении, однако, рыночной продажи патентованных и инновационных препаратов. Все больничное оборудование, должны были, с их точки зрения, централизованно закупать правительственные ведомства. Больницам предлагалось разрешить по-прежнему взимать плату за лечение, но весь доход перечислять вышестоящим здравоохранительным органам, которые ответственны за распределение ресурсов. Оппоненты государственнического подхода характеризовали его как возврат к плановой экономике, как путь к дальнейшему усилению коррупции.
На этом фоне в 2007 г. была принята Программа развития здравоохранения в 11-й пятилетке (2006-2010 гг.). В документе отмечались определенные достижения предыдущего пятилетия (2001-2005 гг.). Увеличилась средняя ожидаемая продолжительность жизни до 72 лет (на 0,6 года по сравнению с 2000 г.). Сократилась смертность среди новорожденных, младенческая смертность и смертность детей в возрасте до 5 лет. Усилилась работа по профилактике СПИДа, по выявлению и лечению больных туберкулезом и рядом других серьезных заболеваний. Значительно рас-ширились сети водопровода и канализации в деревне. Увеличи-лись инвестиции в здравоохранение. Укрепились системы кооперативной медицины в деревне и предоставления медицинских услуг на коммунальном уровне в городах.
Вместе с тем отмечалось наличие серьезных нерешенных проблем. СПИД начинает распространяться от групп риска к рядовому населению. Число больных туберкулезом превысило
4,5 млн человек. Не удается эффективно контролировать рас-пространение гепатита. Непрерывно появляются новые инфек-ционные болезни. Сотни тысяч людей страдают от шистосома- тоза, заболеваний, связанных с недостатком йода, флюороза. Численность людей, страдающих от злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, диабета, травм и отравлений, составляет около 200 млн. Душевными расстройствами болеют 16 млн человек. Растет опасность профессиональных заболеваний. Невысок уровень охраны материнства и младенчества, особенно среди мигрантов, значительны его различия между городом и деревней. Жители деревни больше страдают от СПИДа, туберкулеза, гепатита, шистосоматоза и местных заболеваний. Лишь 18,5 % персонала волостных и поселковых здравпунктов имеют высшее образование.
Программа давала установки по развитию всех подсистем здравоохранения, определяла конкретные ориентиры на 2010 г. по дальнейшему увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению смертности в разных возрастных группах.
Весной 2008 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в докладе о работе правительства на сессии ВСНП подчеркнул необходимость провести реформу здравоохранения с тем, чтобы обеспечить каждому доступ к базовым медицинским услугам. Центральное правительство заявило о выделении в 2008 г. на поддержку реформы и развитие здравоохранения 82,5 млрд юаней (около
11,7 млрд долл.), что на 16,7 млрд юаней превышало сумму, ассигнованную на эти цели в 2007 г., причем основная часть средств
предназначалась для укрепления низовых звеньев системы здравоохранения в городе и деревне.
Ряд депутатов, выступавших на сессиях ВСНП и НПКСК, приветствуя намерения правительства, возражали вместе с тем против государственной монополизации системы общественного здравоохранения, в частности, в таких ее составных частях, как охрана здоровья женщин и детей, профилактика, контроль над инфекционными заболеваниями, санитария окружающей среды, пропаганда здоровья, скорая помощь. Государству не рекомендовали вкладывать большие средства в капитальное строительство и крупное оборудование. В интересах создания недорогой и эффективной системы общественного здравоохранения правительству предлагали, используя методы рыночной конкуренции, покупать услуги медицинских учреждений. Вместо прямого вложения средств в систему медицинских услуг ему вменяли в обязанность инвестировать их в органы медицинского страхования, покупать страхование для своих граждан с тем, чтобы гарантировать больным свободу выбора лечебного учреждения и обеспечить равноправную конкуренцию между организациями, оказывающими медицинские услуги. Не участвуя непосредственно в руководстве лечебными учреждениями, правительство обязывалось способствовать развитию корпоративного управления, стимулировать привлечение как государственного, так и негосударственного капитала в развитие отечественного здравоохранения.
В апреле 2009 г. были официально опубликованы два доку-мента, направленных на ускорение развития здравоохранения в ближайшие годы: «Соображения ЦК КПК и Госсовета КНР об углублении реформы системы здравоохранении» и «Проект реализации в ближайшее время (2009-2011) ключевых программ в области фармацевтики и здравоохранения». Первый докумет был представлен на открытое общественное обсуждение в сентябре
2008 г. и вызвал большое число откликов с замечаниями и предложениями, которые были обобщены соответствующими ведомствами и предложены в качестве поправок.
За период 2009-2011 гг. намечено охватить все городское и сельское населения системой базовых медицинских гарантий: городского населения - базовым медицинским страхованием, деревенского населения - сельской кооперативной медициной. К 2010 г. нормативный размер дотаций по этим двум системам повышается до 120 юаней на человека в год, и соответственно несколько увеличиваются индивидуальные взносы. Предполагается приступить к созданию государственной системы базового обеспечения лекарствами. С 2009 г. начинается создание Всекитайского архива данных о здоровье населения. Предполагается развернуть реформу государственных лечебных учреждений, направленную на совершенствование управления и контроля за их деятельностью и повышение уровня оказываемых ими услуг. На все это за три года намечено ассигновать 850 млрд юаней. Облегчается бремя расходов по медицинскому обслуживанию, которое вынуждено нести население.
Таким образом, в этой важнейшей для всего населения страны социальной сфере устанавливаются рамки взаимодействия между государством и рынком при ведущей роли государства, которое берет на себя ответственность за общедоступное пользование всех слоев и групп общества основными медицинскими услугами, независимо от толщины индивидуальных кошельков. Вместе с тем система здравоохранения остается смешанной, что предполагает приток в эту систему капиталов различных типов собственности.
Динамика развития
После образования КНР в 1949 г., рассматривая предупреждение болезней, охрану здоровья и дальнейшее развитие традиционной медицины как важную часть стратегии, китайское правительство уделяет большое внимание повсеместному созданию медицинских и здравоохранительных учреждений и подготовке медицинских кадров. Больницы разного уровня и медицинские организации имеются по всей стране, сформирована целостная лечебно-профилактическая сеть в городах и сельских районах. Здравоохранение в КНР стало важнейшим государственным делом. Ныне в Китае работают многочисленные медицинские кадры, сформирована целостная система учебных заведений медицинских наук, которая отдала стране целую плеяду выдающихся специалистов по медицине и фармакологии. К концу 1998 г. в стране насчитывалось 310 тыс. медицинских организаций (включая амбулатории), 3,14 млн. больничных коек (в больницах и санэпидемстанциях - 2,91 млн.), 4,42 млн. медперсонала, работающего в этой области (1,41 млн. врачей в больницах и санэпидемстанциях, 1,07 млн. медсестер), что соответственно в 85,6, 36,9 и 8,8 раза больше по сравнению с тем, что имелось в 1949 г.
Уровень медицинской науки быстро повышается, непрерывно усиливается контроль над медикаментами и санитарный надзор. Создана система медицинского страхования для рабочих и служащих в городах и поселках на основе общественного планирования и взносов частных лиц, причем сфера действия этой системы постепенно расширяется. Традиционная китайская медицина и фармакология, а также сочетание методов китайской и западной медицины развиваются совместно. Заметно снизился уровень заболеваемости многими инфекционными болезнями, эпидемии локализованы, усиливается работа медицины и здравоохранения в сельских районах, благодаря чему значительно улучшилось здоровье населения. По средней продолжительности жизни населения, снижению смертности младенцев и рожениц Китай находится в первых рядах среди развивающихся стран, по некоторым показателям он достиг уровня развитых западных стран.
Совершенствование трехступенчатой лечебно-профилактической сети в сельских районах
Около 75 процентов населения Китая проживает в сельских районах, поэтому медицина и здравоохранение на селе постоянно находятся в центре внимания государства. После 1978 г. со времени проведения политики реформ и открытости медицинские органы страны поставили себе целью дальнейшее развитие сельской санитарно-гигиенической работы и обеспечение крестьян медицинским обслуживанием, рассматривания это как один из ключевых моментов строительства новой социалистической деревни с китайской спецификой. Наряду с этим на основе всестороннего развития медицины на селе на первое место выдвинуты общие санитарно-гигиенические мероприятия. В настоящее время в сельских районах в основном сформировалась трехступенчатая (уездная, волостная и деревенская) лечебно-профилактическая система. В 1998 г. в Китае насчитывалось 2037 уездных больниц, 50,6 тыс. волостных санэпидемстанций, практически в 90 процентах от 730 тыс. сел всей страны создано 728,8 стационаров или амбулаторий. В сельских районах работает 1,328 млн. врачей и медицинских работников, причем среди них сельские врачи занимают 74,59 процентов. Китай заложил хорошую базу для достижения поставленной Всемирной организацией здравоохранения цели - "Обеспечение медицинского обслуживания для всех к 2000 г.".
Преобразование системы медицинского обслуживания
В соответствии с системой государственного медицинского обслуживания и трудового страхования, созданной в 50-х гг. в Китае лечение рабочих и служащих в случае их заболевания или травм осуществляется полностью за счет государства. Эта система сыграла активную роль в охране здоровья рабочих и служащих, стимулировании экономического развития и обеспечения общественной стабильности. Однако по мере развития экономики и углубления реформы экономической системы страны все больше проявлялись ее недостатки. Поскольку медицинское обслуживание обычно оплачивают государства и предприятия, расходы на эти цели растут слишком быстро и стали бременем для государственного бюджета. С другой стороны, неизбежно расточительство санитарно-гигиенических ресурсов. Медицинское обслуживание в сельских местностях, за исключением небольшого числа зажиточных регионов, где оно предоставляется бесплатно, все еще остается платным. В стране система общего медицинского обслуживания еще не достигла совершенства, сфера ее действия небольшая, поэтому обязательно нужно осуществить реформу системы общественного медицинского обслуживания.
Эта реформа в городах и поселках предполагает создать механизм возмещения затрат медицинских учреждений. Это значит, что система медицинского страхования должна строиться с учетом местных финансовых и социальных условий; расходы на лечение должны взять на себя как государство и предприятия, так и сами пациенты. В сельских районах следует всемерно развивать и совершенствовать кооперативную систему медицинского обслуживания под руководством местных правительств, которая функционирует на средства общества при финансовой помощи правительства и на началах добровольного участия населения. Запланировано создать страховые фонды главным образом за счет взносов частных лиц и поддержки со стороны коллективов и местных властей, чтобы обеспечить крестьян элементарным медицинским обслуживанием, выполнить задачи профилактики заболевания и избежать бедности из-за болезни. Расширение сферы охвата системой медицинского страхования не только благоприятствует полному и своевременному обслуживанию со стороны медицинских учреждений, но и отвечает требованиям стабильного развития самих медицинских учреждений.
Профилактика заболеваний
В течение 50 лет после образования КНР в стране созданы медицинские учреждения, в которых главное место занимают санитарно-эпидемиологические станции, предназначенные для санитарного надзора и профилактики заболеваний. Сформировалась всекитайская сеть санитарного надзора и борьбы с эпидемиями. В 1998 г. в стране насчитывалось 4018 подобных учреждений, в том числе 1696 уездных санитарно-эпидемиологических станций, 1889 специализированных отделений или пунктов профилактики и лечения.
В целях полной ликвидации или локализации инфекционных заболеваний и эпидемий китайской правительство обнародовало "Закон о профилактике и лечении инфекционных болезней", "План действий Китая по ликвидации полиомиелита на 1995 г.", "Тезисы программы по ликвидации болезни от недостатка йода к 2000 г. в Китае" и другие документы, активно развертывает работу по иммунизации. Успешно проведена иммунологическая вакцинация детей, что позволило заметно снизить уровень заболеваемости корью, полиомиелитом, дифтерией, коклюшем, эпидемическим энцефалитом Б и другими заболеваниями. В настоящее время углубляется работа по профилактике заболеваний и патриотическое движение за санитарию и гигиену, состояние здоровья городского и сельского населения значительно улучшилось по сравнению с периодом, предшествовавшим 1949 г. Средняя продолжительность жизни населения по всей стране увеличилась с 35 до 70 лет.
Причинами смертности главным образом служат злокачественные опухоли, болезни кровеносных сосудов головы и сердечно-сосудистые заболевания. В этом отношении ситуация в Китае схожа с развитыми странами. Научно-исследовательские учреждения и лечебные заведения разворачивают активную деятельность в области предупреждения сердечно-сосудистых и цереброваскулярных болезней, онкоза и других хронических неинфекционных заболеваний, следят за вспышками инфекционных болезней как внутри страны, так за ее пределами. За 50 лет Китай добился заметных успехов в профилактике и лечении заболеваний. Отдел по делам локализации заболеваний при Министерстве здравоохранения КНР в 1996 г. удостоился премии Всемирной организации здравоохранения за выдающиеся успехи в работе.
Охрана здоровья женщин и детей
После образования КНР китайское правительство уделяет большое внимание охране здоровья женщин и детей. При ВСНП и НПКСК соответственно созданы учреждение законодательного обеспечения прав и интересов женщин и детей и учреждение надзора за исполнением законов. При Госсовете КНР и местных правительствах учреждены Комитеты по работе с женщинами и детьми. К концу 1998 г. по всей стране имелось 2724 медико-здравоохранительных учреждения для женщин и детей, в том числе 1507 уездных пунктов (станций) охраны здоровья матери и ребенка, 73 тыс. медперсонала. Образована целостная сеть учреждений по охране здоровья женщин и детей, покрывающая всю страну.
В целях реального обеспечения охраны здоровья женщин приняты "Закон КНР об охране прав и интересов женщин", "Закон об охране здоровья матери и ребенка", "Положение об охране труда работниц", "Временные положения об охране здоровья работниц" и другие правовые акты. В Китае активно развернута работа по использованию безопасных методов родовспоможения и мер по охране здоровья женщин в детородный период. В городах и сельских районах введены обязательный медицинский осмотр беременных женщин, регистрация преждевременной беременности, уход за чрезвычайно рискованными беременными, роды в больнице, послеродовое обслуживание и ряд других мер в целях обеспечения здоровья матери и ребенка. Эти меры дали положительные результаты в охране здоровья матери и ребенка в Китае, например, уровень смертности рожениц снизился с 1500 случаев на 100 тыс. человек в 1949 г. до 61,9 случаев в 1995 г.
С 1978 г. китайское правительство придает особое значение охране здоровья и контролю за развитием детей. Разработаны "Тезисы программы по улучшению благосостояния детей в Китае на 90-е гг." и "Закон о защите несовершеннолетних", обнародована "Программа по поощрению кормления детей материнским молоком". Одновременно широко развернуто движение за заботу о младенцах, по всей стране создано 5890 больниц по уходу за новорожденными, благодаря чему смертность младенцев снизилась с 200 случаев на тысячу новорожденных до 1949 г. до 31 на тысячу. С 1978 г. проводится общекитайская плановая вакцинация. Непрерывно повышается уровень физического развития детей и неуклонно улучшается состояние их питания.
Традиционная китайская медицина и фармакология
Китайская медицина и фармакология являются важной составной частью блестящей культуры китайской нации. За несколько тысяч лет они внесли выдающийся вклад в процветание и могущество Китая. Китайская традиционная медицина, отличающаяся заметным лечебным эффектом, национальной самобытностью, своеобразными методами диагностики и лечения, систематическими теоретическими положениями и богатейшей исторической документацией, имеет свое особое место в медицине мира и стала общим богатством сокровищницы мировой медицинской науки. Китайская медицина имеет многовековую историю, она проявляет свою огромную жизнеспособность и в наши дни. Она и современная медицина взаимно дополняют друг друга, что является спецификой и преимуществом традиционной медицины Китая.
Китайская медицина и фармакология возникли еще при первобытном строе. Первобытные люди в своей борьбе с природой создали зачатки медицины. В поисках пищи они заметили, что некоторые продукты могут облегчить или излечить болезни, что стало началом открытия и применения китайских лекарств. С появлением огня люди узнали, что греясь горячим камнем или песком, завернутыми в шкуры или древесную кору, можно вылечить некоторые недомогания, потом на основе многократной практики были открыты методы горячего лекарственного компресса и прижигания. Используя изделия из камня в качестве орудий производства, люди поняли, что уколы и удары по одной части тела человека облегчают боль другой части. Так был создан метод лечения каменными и костяными иглами, который впоследствии превратился в акупунктуру, и образованно учение о меридианах и коллатералях.
Основные теоретические взгляды китайской медицины состоят в оригинальном познании плотных и полых висцеральных органов, меридианов и коллатералей, "Ци" и крови, жидкости тела, причины болезни и патогенеза. Методы лечения китайской медицины - "четыре метода осмотра пациента" и изучение заболевания: визуальные (изучение цвета лица), слуховой (прослушивание голоса больного), устный (выяснение путем опроса состояния больного) и щупальный (ощупывание его пульса). Изучение заболевания означает процесс познания причины болезни путем анализа, индукции, исследования и суждения на основе симптомов болезни и физических симптомов, замеченных через "четыре метода осмотра пациента". Помимо основного метода лечения, опирающегося на применение лекарства, китайская медицина использует также иглоукалывание, массаж, дыхательную гимнастику "цигун" и некоторые другие самобытные приемы лечения.
Более 2 тыс. лет назад на свет появился первый китайский медицинский трактат "Хуанди нэйцзин", который заложил теоретическую основу китайской медицины. После этого изданы и многие другие классические медицинские труды, такие, как "Канон о трудных вопросах по медицине", "Трактат об экзогенных лихорадочных и разных болезнях", "Трактат об этиологии и симптоматологии болезней". "Шэньнун бэнцаоцзин" (фармакопея Шэньнуна) - древнейшее в Китае специальное произведение по фармакологии. "Танбэньцао" является первой фармакопеей в Китае, которая была опубликована правительством, она представляет собой первую в мире государственную фармакопею. При династии Мин Ли Шичжэнь составил фармакопею "Бэньцао ганму" ("Компендиум лекарственных веществ"), в которой описал 1892 вида лекарственных трав и другого целебного сырья и привел более 10 тыс. рецептов на их основе.
После образования КНР правительство придает большое значение китайской медицине и поддерживает ее развитие. В 1986 г. было учреждено Государственное управление по делам традиционной китайской медицины. Спустя 2 года на его основе создана Государственное управление по делам традиционной китайской медицины и фармакологии, которое разрабатывает стратегию развития, курс, политику и законоположения в этой области. Оно организованно обеспечивает сочетание китайской медицины и фармакологии, а также управляет их интеграцией.
Быстрыми темпами развивается образование в области традиционной медицины, открыты высшие и средние учебные заведения с преподаванием китайской медицины и фармакологии, заочные институты, вечерние институты, школы, проводится система экстерната. Благодаря всему этому в стране подготовлены в большом количестве специалисты по китайской медицине. В производстве китайских лекарств сформирована целостная система, отличающаяся богатым ассортиментом и передовыми технологиями. В Китае врачи традиционной медицины учатся друг у друга, пытаясь найти путь сочетания методов китайской и западной медицины, что стало новшеством для Китая. В настоящее время в стране сложилась ситуация, при которой сосуществуют, перенимают друг у друга все положительное и совместно развиваются китайская, западная и китайско-западная медицина. Система теоретических взглядов китайской медицины имеет глубокое содержание. Работники китайско-западной медицины, используя передовую науку и технику и современные методы, провели долговременную исследовательскую работу по основным теоретическим познаниям китайской медицины и ее метолам лечения. Поэтому они достигли успехов в научном комментировании плотных и полых висцеральных органов, кровяного стаза и сущности лечения игкоукалыванием. Китай находится в первых рядах в мире по 5 направлениям медицины, включая реплантацию отрезанных конечностей, лечение ожогов, лечение переломов, лечение острого заболевания брюшной полости и акупунктурную анестезию. Успехи в последних 3 направлениях достигнуты путем сочетания методов традиционной китайской и западной медицины.
В последние годы отрадные успехи получены при лечении сердечно-сосудистых и цереброваскулярных заболеваний, иммунологические болезни, онкоза и переломов с применением методов китайской медицины. Вскрытие и систематизирование рецептов народной традиционной терапии, обработка и приготовление китайских лекарственных препаратов и изменение форм готовых лекарств получили новое развитие, что повысило способности предупреждения и лечения заболеваний методами китайской медицины и расширило сферу ее обслуживания. Китайская медицина при лечении острых заболеваний брюшной полости открыла новые способе неоперативного лечения. Традиционные средства китайской медицины - иглоукалывание, акупунктурная анестезия и утоление боли иглоукалыванием ныне распространены в 120 странах и районах мира. В 1987 г. в Пекине основана Всемирная федерация иглоукалывания, в которой участвует более 50 тыс. представителей из 100 стран и районов мира. Она является первой международной научной организацией, штаб-квартира которой расположена в Китае, и Китай - ее председатель. В 1989 г. в Пекине состоялась Международная конференция цигунтерапии, в которой приняли участие представители 29 стран и районов мира. В 1991 г. в Китае проводилась Международная конференция по традиционной медицине и фармакологии, на которой десятки стран совместно разработали и приняли "Пекинскую декларацию". К настоящему времени Китай уже установил отношения более чем с 100 странами и районами мира в сфере медицинского обслуживания, научно-исследовательской работы и ученого обмена.
За последние годы по мере распространения методики лечения гомеопатическими средствами и лечения без применения лекарств китайская медицина привлекла к себе пристальное внимание всего мира. Раздвигаются рамки международного сотрудничества в области медицины. Япония, США и Германия установили с Китаем кооперативные отношения. Всемирная организация здравоохранения создала в Китае 7 кооперативных центров традиционной медицины и фармакологии. Среди всех иностранных студентов и стажеров, изучающих в Китае естественные науки, самую многочисленную часть составляют специалисты по китайской медицине. Совместное преподавание китайской медицины Пекинским институтом традиционной китайской медицины и государственным университетом Англии послужило прецедентом в открытии специальности китайской медицины в других вузах Англии и Европы. В Японии и Республике Корея имеются школы китайской медицины; во Франции, США, Италии, Австралии и других странах - институты китайской медицины и институты акупунктуры; в Германии при Мюнхенском университете - институт по изучению теоретических познаний китайской медицины.
Истории успеха и новости.
Медицинская помощь в Китае
02.06.2016
Медицинское обслуживание в Китае для иностранцев платное, но оно может покрываться соответствующей страховкой. При этом уровень китайской медицины достаточно высокий. Это выражается и в качестве, и в скорости услуг.
У нас, людей, постоянно живущих в Китае, возникают различные потребности: еда, развлечение, конечно же, сон. Но зачастую бывает, что нам нужно и медицинское обслуживание. Сегодня я пришел в японо-китайский госпиталь, для того чтобы показать вам, что это такое. На самом деле вам не нужно знать китайский язык, достаточно базового английского, пообщаться с докторами, изъясниться, воспользоваться переводчиком и найти подходящее для себя решение.
На ресепшене вы просто говорите, что вас беспокоит, и вас направляют в нужное русло. С картой, выданной на ресепшене, вы проходите на стойку помощи, откуда вас отводят за ручку по нужным кабинетам. Но прежде, чем пойти по докторам, вам нужно оплатить их прием. Вы приходите в кассу, оплачиваете 200 юаней за консультацию и идете по нужным вам кабинетам, в которых находятся лаборатории и доктора. Вас отводят к доктору, где проводится консультация и выписывается направление для анализов и дальнейших исследований. После этого вы снова приходите в этот кабинет, и доктор говорит вам результат.
Возможно, он выпишет вам какие-то лекарства, которые вы сможете купить в медицинской лавке. Обычно очередей здесь нет, весь процесс покупки и оплаты проходит достаточно быстро. Главное – не забывать брать с собой карточку, на которой написано ваше имя. После того как мы получаем нашу коробочку здоровья, на которой написано, как нам кушать наши витамины.
Конечно, получать медицинскую помощь за границей достаточно сложно, потому что вы используете другой язык, и медицинские термины могут быть непонятными. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно возьмите с собой переводчика, который сможет вам правильно все перевести, чтобы вы правильно поняли диагноз и метод лечения.
Вообще, конечно, больница немного отличается от русской. Может быть, это потому что мы приходим в иностранное отделение, конкретно в японо-китайском госпитале. Здесь все достаточно быстро, но опять же все делается за деньги. Чтобы вам немного скостить стоимость, как я уже говорил, вам может помочь страховка, которую вы можете оформить здесь же, в Китае, а можете приехать со своей международной. Даже если у вас нет страховки, и есть небольшая сумма денег, вы можете получить здесь медицинское обслуживание. Вы можете прийти и в китайские госпитали. Там все будет немного дешевле. Обслуживание там тоже на уровне, и вообще, в Китае медицина достаточно хорошая. Потому что здесь стоит качественное оборудование, анализы вы можете получать достаточно быстро, это не Россия, где результатов своих анализов можно ждать несколько дней.
Японо-китайский госпиталь достаточно крутой. Вы можете увидеть огромное количество названий компаний, которые с ним сотрудничают. При выборе госпиталя просто смотрите на тот, что ближе всего к вам – они все хорошие.
Экстренную помощь здесь, как и в любом другом госпитале, вам могут оказать круглосуточно. Когда вы сюда приезжаете, то кто-нибудь будет на месте. Обычно это дежурные врачи или дежурное отделение. Если вам стало плохо дома, вы можете вызвать скорую, вам нужно позвонить по телефону 120 или 999. Как нам сказали, возможно, там разговаривают на английском языке.
Началась осень, скоро станет холодно, и мы все со своими болезнями, простудами и гриппом побежим по инфекционным отделениям. Такое отделение здесь тоже есть. Там люди работают конвейерным типом. Вы туда приходите, вас спрашивают, откуда вы, где учитесь, работаете. Вам даже потом могут позвонить на работу и сказать, что вы больны. Там все происходит достаточно быстро, вы сдаете анализы, вам выписывают таблетки и направляют.
Вообще, в Китае тема медицины достаточно обширная. Это и наши бытовые вопросы, и туристические медицинские туры – есть и такое понятие, люди сюда приезжают специально лечиться. Поэтому мы в «Китайской лапше» постараемся коснуться разных вопросов. Пожалуйста, задавайте свои вопросы, для того чтобы мы могли копать в правильных направлениях. Ставьте свои лайки – для нас это важно – и смотрите нас! Пока!