Дорогие сестры, в дни желательных постов, которые пришли нам из Сунны, мы решили опубликовать несколько отчетов сестер, которые будучи беременными/кормящими постились в этом жарком Рамадане, баракаЛлаху фихум.
⚜Наступили дни поста, время очищения!⚜
9 мухаррам-пост до дня ‘ашура
10 мухаррам-пост дня ‘ашура
Абу Катада (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Пост в день ‘Ашура служит искуплением грехов прошедшего года». Муслим 1162.
Ибн ‘Аббас рассказывал:
“Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день ‘Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали:
“О посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане”.
Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа».
Но перед наступлением следующего года посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скончался”.
Муслим 1/151.
Пост после дня ‘ашура не является сунной, хадис о посте после дня ‘ашура является слабым и отвергнутым, как об этом сказал шейх Ульван.
12 мухаррам, сунна пост четверга
13 мухаррам сунна пост середины месяца (белые дни)
14 мухаррам сунна пост середины месяца
15 мухаррам сунна пост середины месяца
Итак рассказ сестры:
«В первую очередь хотела бы воздать хвалу Аллаху за то, что направил меня по прямому пути Ислама и здорового образа жизни, альхамдулиЛлях! Благодарю всех сестер которые участвуют в создании и поддержании работы этого сайта, принося столько пользы нашей Умме, ма ша Аллах! Баракаллаху фикум! Пусть Аллах дарует вам сабр в Вашей нелегкой работе. Амин.
С сайтом я познакомилась несколько лет назад. Очень понравилась его направленность, концепция естественного образа жизни. Мне это близко. С первыми беременностями я придерживалась мнения, что беременные и кормящие могут оставить пост, если опасаются за себя и ребенка. Однако, что конкретно подразумевается под этими опасениями никто четко объяснить не мог. Обычная слабость или головная боль для меня и многих сестер уже были поводом, чтобы не поститься((. АльхамдулиЛлях, по мере становления на путь здорового питания, изучения информации, чтения отчетов сестер в рублике и религиозных статей на тему поста (), я поняла, что поститься в беременность и период кормления не только можно, но и нужно. Ведь это фард, и причины для его оставления должны быть, действительно, веские, а не просто слабость и недомогание (что, зачастую, не только встречается у большинства постящихся женщин и мужчин, но и без проблем решается путем сбалансированного питания и правильно организованного питьевого режима).
В прошлом году, будучи беременной третьим ребенком, я решила держать пост: уже были кое-какие знания по правильному питанию, чисткам и т. д. Шел 6-ой месяц беременности. АльхамдулиЛлях, пост прошел относительно легко, за исключением некоторых незначительных недомоганий: слабость за пару часов до ифтара (световой день был 19 часов), жажда (когда были очень жаркие дни).
За весь следующий год изучила еще больше информации. Сестры с проводили семинар на тему поста и организовывали группы по правильному питанию, БаракаЛлаху фикум. Я извлекла много пользы и еще больше утвердилась в своем намерении поститься и в этот раз. Малышу было 8 месяцев, и он находился на полном грудном вскармливании.
МОИ ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ В ПИТАНИИ БЫЛИ:
1)Пить не меньше 1,5литров чистой сырой воды от ифтара до сухура;
2)Есть как можно больше сырой пищи (овощи, фрукты, морковный сок и различные смузи, ягоды, зелень, замоченные орехи и сухофрукты, финики, пророщеные семена различных злаков и бобовых, нерафинированные масла: льняное, подсолнечное, оливковое);
Готовиться начала до Рамадана по рекомендациям сайта. Пила антигрибковые травы перед едой и сорбенты после еды; много воды, а также исключила из рациона белую муку, рафинированный сахар, дрожжи и, вообще, всю «не еду».
МОЙ РАЦИОН В РАМАДАН:
Ифтар:
- Кусочек финика, стакан воды. Через несколько минут антигрибковая трава, еще через 15 минут (пока читаешь намаз и делаешь зикры) одно из следующего:
1)сладкие фрукты, финики
2)морковный сок с олив.маслом
3) различные смузи
4)клубника, земляника (минимум стакан - был сезон)
Через 15 минут стакан воды;
еще через 15 минут основная еда (на выбор):
1)гречка, вымоченная несколько часов в воде (не варить) и большая порция салата (зелень, овощи по сезону, морская соль, нерафинированные масла, пророщеная чечевица, кунжут);
2)бульон (куриный или бараний), свареный с луком и морковью (без картошки, риса и проч.)и большим количеством зелени, кусочком отварного мяса;
3)сырой морковный салат со сметаной и чесноком, кусочек запеченного/тушеного или отварного мяса;
4)пара кусочков жареной (или печеной) рыбы (на слабом огне и топленом масле) и большая порция салата;
С едой пила отвар шиповника - он помогает пищеварению и желчегонный. Через 1–1,5 часа сорбент (у меня была глина);
Далее:
либо кислые соки (апельсин-лимон-грейпфрут)
либо земляника
либо козье молоко с финиками
Главное, НЕ МЕШАТЬ! а есть что-нибудь одно.
Сухур:
трава и через 15 минут (варианты):
1)гречка с салатом, домашний сыр;
2)домашние творог, сметана, мед с сухофруктами,
3)овсянка или многозлаковые хлопья, замоченные в воде с финиками и орехами;
4)домашние яйца всмятку и салаты, сыроедческие хлебцы;
5)иногда ничего не готовила и ела просто замоченные орехи, финики, сухофрукты и травяной чай.
Всего, конечно, тут не распишешь, но, главное, придерживалась основ правильного питания. После ифтара в течение часа ела легкую еду (фрукты, соки, финики) и воду.
Мясо только с овощами.
Много воды.
Перерывы между едой.
Не запивать еду водой и чаем.
Черный чай не пью давно, а в Рамадан пила только иногда на сухур либо зеленый с травами и ягодами, либо иван-чай. Делала . АльхамдулиЛлях, благодаря такому режиму пост прошел без проблем. После сухура усиленно кормила малыша, также ночью и в течение дня. Молока было много, обходились безо всяких прикормов (хотя родственники со всех сторон пытались его накормить, по их мнению, более сытной едой). Делились с сестрами опытом, советами и рецептами здоровых блюд.
Конечно, хотелось и выпечки и других «вкусностей», но им можно найти достойную замену в сыроедческих рецептах. Ради здоровья малыша и своего тоже можно потерпеть хотя бы в Рамадан и провести это драгоценное время в бодрости и легкости для лучшего и плодотворного поклонения.
Очень жаль, что упустила прошлые годы поста и накопила долги в свое время, но, альхамдулиЛлях, во всем благо, и теперь есть опыт. Могу сказать, что пост с кормлением был для меня немного тяжелее физически, нежели тогда, когда я была беременной, но это только лишь по причине обстоятельств и отсутствия отдыха днём. Подобное тоже надо учитывать, по максимуму, отложив все дела во время Рамадана.
Был еще один момент. В первый день Рамадана под вечер мне резко стало плохо: занемели руки и ноги, заболела голова и стало «мутить». Сильно участилось сердцебиение 110уд/м, давление было в норме. Я написала сестрам и легла отдыхать, уже решив, что завтра поститься не буду. Однако, администратор сайта меня успокоила и сказала, что это норма (может, скачок сахара или другие причины). Просто надо отдохнуть, отлежаться и следить за состоянием. Другие сестры писали, что у них так было несколько дней подряд, а потом все нормализовалось. Одним словом, я решила, что буду поститься дальше (хотя окружающие настаивали на обратном). Сразу после ифтара (воды и фиников) состояние стало улучшаться, и через час уже все было в норме. Больше подобного не повторялось ни в один из дней, альхамдулиЛлях! ДжазакумуЛлаху хайран админстратору и модераторам сайта и всем сестрам за поддержку!
Надеюсь, мой рассказ принесет пользу. Сестры, обязательно пробуйте поститься. Не упускайте эту возможность заслужить Милость и Прощение Аллаха.
Пусть Аллах дарует всем нам понимание Его религии и знания; облегчит нам наш пост; примет наши дуа и поклонение и соберет нас всех в Райских садах! Амин.»
Наступил долгожданный месяц поста и молитвы – Рамадан. Этот месяц выделен особо, именно во время поста совершаются дополнительные молитвы, раздаётся садака, совершаются благие дела. Во время Рамадана, после долгого дня поста и захода Солнца наступает время разговения – вкушения ифтара.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: |
Всё о Рамадане |
Намаз-таравих |
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан |
Женщина в Рамадан |
Как сделать мужа довольным в Рамадан? |
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви |
О поцелуях во время поста |
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан |
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка" |
Брось курить в Рамадан! |
Кому можно не поститься в Рамадан? |
Рамадан: поститься ли детям? |
О посте в Рамадан в вопросах и ответах |
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу |
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан |
Рамадан - месяц Корана |
Как вести себя в месяце Рамадан? |
Рамадан шагает по планете |
В достоверном хадисе сказано: «Есть три практики, применение которых придаст человеку сил для соблюдения поста (ему в итоге хватит сил и энергии держать пост): 1) поесть, а потом уже пить; 2) поесть ранним утром; 3) поспать днём » (Хадис от Анаса; Сборник священных хадисов аль-Барраза).
Какие же продукты и блюда наиболее оптимальны для проведения ифтара с точки зрения Ислама и медицины?
Ифтар желательно начинать сразу после захода солнца и до совершения вечерней молитвы Магриб. В хадисе от Сахля ибн Сада (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Люди не перестанут находиться в благополучии до тех пор, пока будут спешить с разговением» (аль-Бухари, 1957, Муслим, 1092).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает» (Абу Дауд, 2355, ат-Тирмизи, 658, Ибн Маджах, 1699).
Этот хадис касается только самого процесса разговления, т. е. той минимальной пищи, которую следует съесть до совершения вечерней молитвы, и только после совершения намаза следует приниматься за настоящую трапезу. С точки зрения медицины это наиболее оптимальный процесс выхода из состояния поста. Дело в том, что чувство насыщения «запаздывает» и появляется на 20 минут позднее, чем человек реально будет сыт.
Съеденные после азана финики моментально насыщают кровь глюкозой. Это ведёт к тому, что начинает реагировать центр голода и насыщения в головном мозге. Он убеждается в том, что пища поступает, и соответственно притормаживается, чтобы её не поступило излишнее количество. На всё это головному мозгу требуется около 20 минут, которые мусульмане как раз тратят не на еду, а на совершение омовения и обязательной молитвы. При употреблении воды всё ещё проще – мозг реагирует на тяжесть в желудке и так же притормаживает аппетит.
Конечно, для разговения можно использовать не только эти продукты. На стол можно поставить и фрукты, выпечку, сухофрукты… но главное – не переусердствовать. Еды не должно быть много. Основной приём пищи, под которым часто понимают ифтар, наступит чуть позже – после вечерней молитвы.
Во время основного приёма пищи (после вечерней молитвы) нужно ограничить жареное и мучное. Лучше не употреблять жирных продуктов. Оптимально будет овощное блюдо, мясо-овощное или рыбное. Полезны салаты из свежих овощей, блюда из круп. Сладости возможны, но в небольшом количестве.
На ифтар прекрасно подойдут узбекский плов (только с минимальным содержанием жира), итальянская лазанья (спагетти), цыплёнок тушёный с овощами… и многое другое. Вполне возможно устроить традиционный обед с тремя-пятью переменами блюд. Неплохо сочетаются тушёное мясо с гарниром из сваренных на пару овощей, традиционный для Кавказа хинкал (лучше, если будет использована кукурузная мука или пшеничная грубого помола) с салатом из свежих овощей, вполне возможна запечённая рыба с кукурузными оладьями, сырный суп с овощами и кебаб из нежирной говядины. Вариантов много, и каждому, безусловно, нравится что-то своё.
Из напитков подойдут свежие соки (если магазинные, то лучше немного разбавлять водой, поскольку их кислотность достаточно высока), морсы, компоты, кисели. Простая обычная вода – тоже замечательно. Чай (лучше зелёный или каркадэ) или немного не очень крепкого кофе с небольшим количеством сладостей в конце приёма пищи. Оптимально будет немного воды (около половины стакана) выпить ещё до вечернего намаза.
Так называемые «продукты быстрого приготовления» на время поста лучше исключить из своего рациона (а ещё лучше – вообще исключить их из своей жизни). К ним относятся и лапша разных видов (с пищевыми добавками), каши и супы в пакетах, колбаса… Дело в том, что данная категория продуктов содержит неполноценные углеводы и белки (сублимированные), которые очень быстро усваиваются организмом – насыщают человека, однако не дают никакой долговременной перспективы. Чувство голода придёт буквально через 1–2 часа и будет гораздо сильнее, чем до употребления этого продукта. Кроме этого, все они содержат большое количество соли, приправ и экстрактивных веществ, что тоже способствует разжиганию аппетита через непродолжительное время, а также – развитию жажды. К тому же данная категория продуктов увеличивает нагрузку на печень и почки, что крайне неблагоприятно для соблюдающего пост человека (все органы и так работают в овертайме).
Рамадан – это шанс воспользоваться всеми благами поста, перейти на здоровое питание и узнать кулинарные традиции разных стран и народов.
Счастливого Рамадана!
20:36 2016
Определение
Са хуром в арабском языке называется всё то, что пьют и употребляют в пищу в конце ночи, незадолго до появления зари. Само же употребление этой пищи и этого питья называется су хуром. Чаще всего используют слово сахур, но, как говорят, правильнее будет употреблять слово сухур, поскольку сахур – эта пища, а вознаграждение полагается за её приём, а не за неё саму.
Сахар (мн. асхар) в арабском языке – это конец ночи незадолго до появления зари. Также говорят, что это промежуток времени от начала последней трети ночи до появления зари.
В фикхе эти слова употребляются в таком же смысле.
Шариатский хукм
Прием пищи незадолго до появления зари является сунной для постящегося. Ибн Мунзир даже передаёт, что относительно желательности сухура имеется единогласное мнение всех исламских ученых (иджма’).
Анас – да будет доволен им Аллах! – передал, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Принимайте пищу перед появлением зари, ибо поистине, в этом есть баракат!» (аль-Бухари и Муслим), - а со слов ‘Амра б. аль-‘Аса – да будет доволен им Аллах! – сообщается, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Разница между нашим постом и постом людей Писания – приём пищи перед появлением зари» (Муслим).
Сухур также служит человеку поддержкой для соблюдения поста. На это указал Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – когда говорил о желательности сухура, сказав: «Поддержку для поста ищите в приёме пищи перед появлением зари, а для ночных молитв – в небольшом сне перед полуднем!» (Ибн Маджах).
Достоинство сахура можно достигнуть посредством всего, что только можно будет назвать приёмом пищи или питьём, в соответствии с вышеприведённым хадисом ‘Амра б. аль-‘Аса. Это также подтверждается и хадисом, который передаётся от Абу Са’ида, где Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – говорит: «В приёме сахура содержится благодать. Поэтому не пренебрегайте им, даже если это будет всего один глоток воды, ибо поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто принимает пищу перед появлением зари!» (Ахмад).
В хадисе, который передаёт Абу Хурейра, – да будет доволен им Аллах! – сообщается, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Верующий получит большое вознаграждение, если поест финики перед появлением зари» (Ибн Хиббан).
Время сахура
Как утверждает большинство ученых, время сахура – это промежуток, начинающийся с середины ночи и заканчивающийся появлением зари. Некоторые ханафиты и шафииты сказали, что это промежуток времени между началом последней трети ночи и появлением зари. Большинство ученых считает, что сахур желательно откладывать до тех пор, пока у человека не возникнет опасение, что появилась вторая заря (фаджру-с-саний), в соответствии со словами Всевышнего: «Ешьте и пейте, пока не станете отличать белую нить зари от черной» (Коран, 2: 187). В этом аяте имеется ввиду вторая заря, так как Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Пусть азан Билала и продолговатая заря не останавливает вас от сахура. Прекращайте только когда увидите зарю, рассеянную на горизонте!» (ат-Тирмизи).
Желательность откладывания они также подтверждают словами Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – «Моя умма будет пребывать в благе, пока будет откладывать сахур и не будет медлить с приёмом пищи после захода солнца» (Ахмад), - и тем, что смыслом сахура является придание силы для соблюдения поста, и чем ближе к появлению зари будет сухур, тем больше в нём будет поддержки для поста.
Откладывание сахура к сомнительному времени
Шафииты, ханбалиты и Мухаммад б. аль-Хасан говорят, что приём человеком пищи и питья, когда он сомневается, появилась ли вторая заря, не является порицаемым поступком. Ахмад, как передаётся в ривайате Абу Давуда, говорил: «Если человек сомневается, появилась ли заря, то он может продолжать приём пищи пока у него не возникнет уверенность в её появлении, так как в данном случае действует основа – продолжение ночи (бакау-ль-лейли)». Некоторые ханбалитские ученые, в том числе аль-Аджуррий, говорили: «Если двух людей, разбирающихся в установлении факта появления зари, попросят пронаблюдать за зарёй, и впоследствии один из них скажет, что заря появилась, а другой скажет, что не появилась, то можно будет принимать пищу, пока они оба не станут утверждать о появлении зари». Такие же слова принадлежат группе сподвижников и некоторым другим людям.
По мнению ханбалитов порицается совершение полового акта в то время, когда имеется сомнение, появилась ли вторая заря, так как в данном случае человек может впасть в такую ситуацию, когда он обязан будет совершить каффару (искупление нарушенного посредством полового акта поста), а также по той причине, что совершение полового акта не является таким поступком, который придает силы для соблюдения поста.
Ханафиты придерживаются мнения, что если человек сомневается в появлении зари, то ему желательно не есть, поскольку он не исключает возможность её появления, а поскольку приём пищи нарушает пост, то ему следует проявлять осторожность. Автор «аль-Бадаи’» пишет:
«В этом случает действует основа, которая передаётся от Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – в хадисах: «Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между ними есть сомнительное…» (аль-Бухари и Муслим); «Оставь то, что вызывает у тебя сомнение, и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает» (ат-Тирмизи).
Но если человек поест, будучи сомневающимся в появлении зари, то на него не будет возложена обязанность возместить нарушение поста, так как нарушение поста в данном случае будет считаться сомнительным по причине наличия сомнения в появлении зари, а также потому, что в данном случае действует основа «продолжение ночи», и потому, что наступление дня не устанавливается сомнением».
В «аль-Фатава-ль-хиндийа» написано: «По основному мнению, если человек поест когда уже появится заря, то он должен будет возместить этот день поста. Но очевидно, что он не должен его возмещать, если ему не было точно известно о появлении зари. Возмещать он должен только в том случае, если он ел заведомо зная о появлении зари, но и при этом никакие дополнительные искупительные действия на него не возлагаются».
Абу Ханифа, Абу Йусуф и некоторые маликиты говорят, что приём пищи и питьё в момент сомнения относительно появления второй зари является порицаемым. Аль-Хасан передаёт со слов Абу Ханифы, что в случае возникновения сомнения относительно появления зари принимать пищу не следует, а кто поест тот поступит не хорошо, в соответствии с хадисом: «Кто впал в сомнительное, тот подобен пастуху, который пасёт своё стадо у границ заповедного места, опасаясь что окажется на его территории. У каждого правителя есть своё заповедное место, а заповедным место Аллаха на Его земле являются Его запреты» (аль-Бухари), - а кто ест имея сомнение в появлении зари, тот ходит у границ заповедного места имея опасение оказаться в нём, и из-за приёма пищи подвергнуть свой пост нарушению, поэтому это является порицаемым.
Большинство маликитов утверждает, что тот, кто поел имея сомнение относительно появления зари, обязан возместить пост, несмотря на принцип продолжения ночи. А сам этот поступок по их мазхабу считается запрещенным. Исключение составляет тот случай, когда таковому станет известно, что он поел до появления зари.
У них это касается только обязательного поста, что же касается дополнительного поста, то по единогласному мнению возмещать его не надо, поскольку приём пищи во время него не является харамом. Единогласно также, что на того, кто поел, будучи сомневающимся в появлении зари, не возлагаются никакие искупительные действия. А кто поел будучи убеждённым в том, что ночь продолжается, затем у него возникнет сомнение, то он должен будет возместить, но не будет считаться впавшим в запретное. И если человек в момент появления зари будет принимать пищу, то он обязан будет выплюнуть всё со рта.
Следование за иджтихадом, устанавливающим факт появления зари
Если человек желает поесть перед появлением зари, но не имеет возможности самостоятельно или с помощью другого человека точно установить факт появления зари, то он может прибегнуть к иджтихаду. Аль-Хальваний говорит, что нет ничего плохого в том, чтобы принимать пищу, руководствуясь не твердой убеждённостью относительно появления зари, а обоснованным мнением (акбару-р-ра’йи), если это такой человек, который разбирается в таких вещах, если же он не разбирается, то ему следует оставить приём пищи.
Нет ничего плохого и в том, чтобы принимать пищу, руководствуясь звуком барабанов, используемых для объявления о начале сухура, при условии, что их много, и звуки от них раздаются с разных краёв города. Можно также опираться и на звук только одного барабана, если известна праведность того человека, который в него бьет. Если же он неизвестен, то одиночным звуком нужно пренебречь и не есть.
Некоторые ханафиты не разрешают руководствоваться в этом деле криком петуха. Другие же сказали, что в этом нет ничего плохого, если это такой петух, чья надежность в этом деле неоднократно проверена.
(Кувейтская Энциклопедия фикха) перев. с араб.: Арсен Шабанов
Важность и достоинства сухура
Каждому постящемуся мусульманину следует совершать сухур в последнюю часть ночи с намерением поститься. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать» . (аль-Бухари 1923, Муслим 1095.)
Вопрос: Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Принимайте пищу перед рассветом, ибо в сухуре есть благодать.» Что имеется в виду под «благодатью сухура»?
Ответ: Благодать сухура двоякого рода: это шариатская благодать и телесная благодать. Шариатская благодать состоит в том, что человек выполняет повеление Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также берёт с него пример. Телесная же благодать состоит в том, что посредством питания тело приобретает силу, необходимую для соблюдения поста.
Относительно достоинства совершения сухура, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур» . (Ахмад 3/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.)
Сухур - это также отличие поста мусульман от поста христиан и иудеев. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, разница между нашим постом и постом людей писания - это сухур». (Муслим 2/770.)
О важности сухура говорится во многих достоверных хадисах. От Ибн ‘Амра, Абу Са’ида и Анаса, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершайте сухур хотя бы глотком воды». (Ахмад, Абу Я’ля, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2945.)
«Поистине, в сухуре благо, так не оставляйте же его». (Ахмад 11003. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3683.)
Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наилучший сухур верующего - это финики». (Абу Дауд. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/448.)
Время сухура
Время сухура начинается незадолго до начала рассвета. Если человек ест за несколько часов до рассвета или перед сном, то это не называется сухур. См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 3/269.
Желательно откладывать сухур на последнюю часть ночи, вплоть до утренней молитвы. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нам, пророкам, было велено разговляться пораньше, а сухур совершать позже» ”. (Ибн Хиббан, ат-Табарани, ад-Дыя. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 4/376.)
Передают со слов Анаса, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) во время Рамадана мы поели перед рассветом вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а потом он встал на молитву». (Анас сказал): «Я спросил: “А сколько времени прошло между азаном и сухуром?” Он сказал: “Столько, (что можно было прочитать) пятьдесят айатов”». (Аль-Бухари и Муслим.)
Ибн ‘Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Заря бывает двух видов: заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать утреннюю молитву, и заря, при которой нельзя совершать утреннюю молитву, но разрешается есть» . (Ибн Хузайма, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, аль-Хаким и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 693.)
Человек можно есть до тех пор, пока не убедится в том, что начинает светать. Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую нить рассвета от черной» (аль-Бакара 2: 187).
Ибн Аббас сказал: “Аллах дозволил вам есть и пить, пока ваши сомнения не исчезнут (относительно рассвета)” . (‘Абду-Рраззакъ, хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным См. “Фатхуль-Бари” 4/135.)
Сказ шейх Альбани: «Я хочу напомнить о том, что было упомянуто в предыдущем хадисе: «…и задерживать предрассветную пищу» . («Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять разговение и задерживать предрассветную пищу». ) Это означает деяние, противоположное ифтару. Он, мир ему и благословение Аллаха, приказал, чтобы мы поспешили с ифтаром. Но что касается сухура, то он должен быть отсрочен. Но то, что происходит сегодня, полностью противоречит этому, так как множество людей принимают свой сухур задолго до фаджра (утренняя молитва). Не подобает делать так. Это противоречит Сунне, выраженной в высказываниях Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его практике. Сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, отсрочивали сухур на такое позднее время, что один из них уже почти слышал азан, продолжая есть. Он задержал сухур.»
Был спрошен шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид:
«Что имеется ввиду под словами «ешьте и пейте пока белая нить не отделиться от черной»?»
Он ответил:
«Это значит, что Аллах разрешил постящимся есть и пить ночью, пока не наступит рассвет. Под белой нитью подразумевается день, под черной ночь.
Аль Хафиз сказал: «Аят указывает границу между днем и темнотой ночи. Это происходит когда наступает истинный восход. Слово «восход» заменено словом «белая нить», и нет нужды объяснять, что имелось ввиду под словом черная нить, потому что объяснение одного факта разъясняет и другой.»
Некоторые из сахабов понимали этот аят в другом смысле. Они думали, что это нить в буквальном значении. Один из них клал две нитки, черную и белую, под подушку или привязывал их к ноге, и он продолжал кушать пока не мог различить между белой и черной. Это произошло потому, что в начале Аллах ниспослал аят без слова «рассвет», а потом (некоторые ученые говорят, что это произошло спустя год) было ниспослан аят со словом «рассвет». Затем они поняли, что имелось ввиду под белой и черной нитью.
Бухари (1917) и Муслим (1091) передали, что Сахль ибн Сад сказал: «Аят
был ниспослан, и слова «рассвет» там не было. Когда люди хотели поститься, то один из них привязывал белую и черную нитку к ноге, и они продолжали кушать, пока не отличали одну нить от другой. Затем Аллах ниспослал слово «рассвет» и они поняли, что имелись ввиду ночь и день.»
Сахабы понимали согласно внешнему смыслу, как они понимали, и затем было ниспослано слово «рассвет» , и они поняли истинное значение.
Бухари (1916) передал, что Адий ибн Хатим сказал: «Когда слова «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной» были ниспосланы, я взял черную нитку и белую нитку и положил их под мою подушку, и я смотрел на них ночью, но я не мог различить их. На следующий день я отправился к посланнику Аллаха и сказал ему об этом. Он сказал: «Это темнота ночи и свет дня» .
Среди правил которые были ниспосланы с этим аятом, было правило, что если человек не уверен насчет рассвета, то он может продолжать есть и пить пока не будет уверен, потому что Аллах сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной».
Абдур-Раззак передал, что Ибн Аббас сказал: «Аллах разрешил вам есть и пить, пока вы не уверены.»
(Аль-Хафиз сказал, что иснад сахих.)
Ибн Аби Шейба передал, что Абу Духа сказал: «Человек спросил Ибн Аббаса о сухуре, и Ибн Аббас сказал: «Ешьте пока вы не будете уверены, пока неуверенность не пройдет».
Шейх ибн Усеймин сказал в Шарх аль Мумти (6:247):
«Если человек не постится, и он не уверен наступил ли рассвет, то его пост действителен, потому что Аллах сказал: «Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, - быть может, они устрашатся.» (2:187)
http://www.islamqa.com/ar/ref/50120«Имсак» или завершение сухура за какое-то время до азана (20 минут и т.п.) является нововведением
Утверждение о том, что прекращение еды и питья, во избежание ошибки, должно быть до наступления рассвета, например, за десять минут - является нововведением (бид’а) . Некоторые расписания даже имеют отдельную строчку, в которой написано “имсак” (т. е. время прекращения еды и питья) и отдельную графу для наступления утренней молитвы - это не имеет под собой никакой основы.
Шейх Альбани сказал: «Еда становится запрещенной с начала времени молитвы фаджр. Нет никакого промежутка времени между этими двумя вещами (т.е. началом поста и началом времени молитвы). Нет никакого отказа от пищи и питья за четверть часа, больше или меньше этого, до начала времени молитвы фаджр. Нет совершенно. Поскольку молитва становится предписанной, когда появляется истинный рассвет, и питание становится запретной для постящегося, когда появляется истинный рассвет. Поэтому нет никакого промежутка между этими двумя делами.и мало того противоречит достоверным хадисам.»
(«Сунны, которыми пренебрегают в месяце Рамадан»)
Эти хадисы будут приведены ниже.
Что должен сделать человек, если он слышит азан во время приема пищи?
От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве и блюдо (с едой) находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не доест из него». (Абу Дауд 1/549, Ахмад 2/423, аль-Хаким 1/426, аль-Байхакъи 4/218, ад-Даракъутни 2/165. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1394.)
В этом хадисе указание на то, что так называемое время отказа от еды (имсак), которое устанавливают минут за 15-20 до утренней молитвы, из-за страха поесть вплоть до наступление азана, является нововведением. (См. “Тамамуль-минна” 418.)
Этот хадис подтверждается множеством достоверных преданий. Абу Умама рассказывал: “Однажды, когда призвали к молитве, у Умара в руке был стакан, и он спросил пророка, мир ему и благословение Аллаха: “Допить мне это, о посланник Аллаха?” Он сказал: «Да, допей» ”. (Ибн Джарир ат-Табари 3017. Иснад хадиса хороший.)
Шейх Альбани сказал: «Поистине, есть достоверный хадис, переданный от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, указывающий на облегчение, предоставляемое Исламом, считающееся одним из принципов Ислама, которым гордятся мусульмане, особенно в отношении вопроса поста. Так как Аллах, Всемогущий и Славный, указал в аятах относительно поста: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения». (Аль-Бакара 2:185)
Из этого облегчения - его, мир ему и благословение Аллаха, высказывание: «Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не удовлетворит свою нужду из него (т.е. пока не доест)».
«Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо»
, посуда с продуктом, будь то молоко, иное питье, вода, что-то, что человек может принимать как сухур, и он слышит азан, то он не должен говорить: «Теперь питание запрещено азаном». Тому, кто слышит азан и еще не удовлетворил свою нужду в пище и питье, Посланник, мир ему и благословение Аллаха, узаконил питание для него. Он отчетливо сказал, на ясном арабском языке: «Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не удовлетворит свою нужду из него».
Шейх также сказал: “Порицается фикъхом и противоречит Сунне, высказывание людей: “Если человек слышит второй азан и у него во рту будет еда, то он должен выплюнуть ее”. Это чрезмерная строгость, крайность и излишество (гъулюу) в религии, от которой предостерегли нас Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказавший: «Остерегайтесь чрезмерности (гъулюу) в религии, ибо тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии». (ан-Насаи 2/49, Ибн Маджах 2/242. Достоверность хадиса подтвердили аль-Хаким, аз-Захаби, ан-Науауи, Ибн Таймия.)
(«Сунны, которыми пренебрегают в месяце Рамадан»)
Хукм того, кто принимал пищу во время азана или вскоре после него
Вопрос: Всевышний сказал: «И ешьте и пейте, пока вы сможете, с приходом зари, различить белую нить от чёрной нити.»
Каково суждение в отношении того, кто завершил свой сухур и попил воды во время азана или через четверть часа после призыва к утренней молитве?
Ответ: Если упомянутый в вопросе человек знал, что это произошло до рассвета, то от него не требуется возмещения. В том же случае, если он знал, что уже наступил рассвет, то возмещение необходимо. Если человеку не было известно, принимал ли он пищу и пил до рассвета или после него, то возмещения от него не требуется, поскольку главным является наличие тёмного времени суток. Как бы то ни было, каждый верующий обязан оберегать свой пост и соблюдать необходимые меры предосторожности, то есть воздержаться от разговления, услышав призыв к утренней молитве. Разговляться в таком случае можно только тогда, когда верующий знает, что призыв к молитве прозвучал до рассвета.
(Постоянный комитет, «Религиозно-правовые решения вопросов (фатвы) касающихся поста»)
Суждение о посте того, кто принимал пищу во время призыва к молитве
Вопрос: Каково суждение шариата о посте того, кто услышал призыв к утренней молитве, но продолжал есть и пить?
Ответ: Долг каждого верующего состоит в том, чтобы воздержаться от разговления, то есть от еды, питья и другого, после того, как он увидит приход зари, ибо пост является обязательным религиозным предписанием, будь то пост в месяц Рамадан, по обету или искупительный пост, поскольку Аллах, Велик Он и Могуч, сказал: «И ешьте, и пейте, пока вы сможете, с приходом зари, различить белую нить от чёрной нити. - Затем соблюдайте пост до наступления ночи.»
Если человек услышал азан, зная, что это призыв к утренней молитве, то он должен воздержаться от приёма пищи и всего разговляющего. Когда же муэдзин призвал к молитве до наступления рассвета, то человеку не возбраняется принимать пищу и пить до тех пор, пока не придёт заря. Если же человек точно не знает, призвал ли муэдзин к молитве до зари или после неё, то для него надежнее и безопаснее воздержаться, услышав призыв к молитве. Нет вреда в том, что человек попьёт или съест что-нибудь во время азана, если он не знает о наступлении зари.
Известно, что жители городов, где много электрических огней, не в состоянии визуально определить наступление зари точно. В таком случае для горожанина будет более надёжным руководствоваться азаном и специальными календарями, которые по часам и минутам указывают время наступления зари. Тем самым человек будет действовать в соответствии с наступлением Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Отложи то, в чём ты сомневаешься, до той поры, когда ты не будешь сомневаться в этом.»
Он сказал также: «Тот, кто убоялся сомнений, тот чист перед своей религией и совестью.»
И весь успех принадлежит Аллаху.
(Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз, «Религиозно-правовые решения вопросов (фатвы) касающихся поста»
)
Если постящийся попил после призыва к утренней молитве, действителен ли его пост?
Вопрос: Если постящийся попил после того, как услышал призыв к утренней молитве, то будет ли его пост действительным?
Ответ: Если постящийся попил после того, как услышал призыв муэдзина к утренней молитве, и рассвет был очевидным, то постящийся не в праве принимать пищу или пить после этого. Когда же муэдзин призывает к утренней молитве прежде чем постящийся увидит наступление утра, то он может принимать пищу и пить до тех пор, пока не увидит рассвет, так как Всевышний Аллах сказал: «Итак, отныне дозволено вам возлежать с ними и искать того, что Аллах предписал вам. И ешьте, и пейте, пока вы сможете, с приходом зари, различить белую нить от чёрной нити.»
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Биляль возвещает о наступлении ночи и посему ешьте и пейте, пока не услышите азан Ибн Умм Мактум. Истинно, он не призывает, пока не взойдёт заря.»
Исходя из этого, муэдзинам следует очень тщательно определять время провозглашения азана к утренней молитве. Они не должны возвещать призыв, пока воочию не убедятся в наступлении рассвета или определят это по точным часам. Это необходимо для того, чтобы не будоражить людей раньше времени, не воспрещать им то, что дозволено Аллахом для них, а также для того, чтобы они не совершали утреннюю молитву раньше времени, ибо в этом кроется опасность.
(Мухаммад бин Салих Аль Усеймин, «Религиозно-правовые решения вопросов (фатвы) касающихся поста»)
Советы по поддержанию здоровья
1. Не употребляйте: жирную и жареную пищу; продукты с избыточ-ным содержанием сахара!
2. Избегайте: переедать во время сухура; пить слишком много во время сухура (из-за этого из организма выводятся минеральные соли, необходимые для поддержания тонуса в течение дня)!
3. Употребляйте в пищу во время сухура: сложные углеводы, с тем чтобы пища дольше усваивалась и вы не испытывали чувства голода в тече-ние дня; финики - великолепный источник сахара, клетчатки, углеводов, ка-лия и магния; миндаль - источник протеинов и волокнистого вещества с ма-лым содержанием жира; бананы - источник калия, магния и углеводов.
(«Совеы постящимся по поддержанию здоровья в месяце Рамадан», Доктор Фарук Хафиджи, Исламская медицинская ассоциация)
Во время священного месяца Рамадан утренний прием пищи называют сухур, а вечерний – ифтар. Питание в течение священного месяца должно быть простым и не отличаться от обычного. В это время сухур и ифтар заменяют простое трехразовое питание. Во время поста организм отдыхает, а в теле происходит своеобразное обновление.
Сухур
Пищу принимают до наступления рассвета
. Сухур является важным предписанием и милостью Аллаха. Об этом говорят слова пророка "Воистину, в сухуре – Божья благодать (баракят)!". "Совершайте сухур хотя бы глотком воды" – сказано в хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!). Пищу следует принять при появлении первых признаков рассвета, тогда вознаграждение Аллаха будет больше. Если постящийся не поест до наступления рассвета, то потеряет некоторую часть этого вознаграждения.Сухур позволяет организму получать нужную энергию для продуктивной работы в течение дня. Во время сухура рекомендуют употреблять продукты, содержащие сложные углеводы – хлеб, блюда из круп, сухофрукты, салаты из свежих овощей. Они обеспечивают организм энергией на продолжительное время. К этим продуктам рекомендуют добавить белки – рыба, мясо, яйца, молочные продукты.
Следует употреблять и финики (клетчатка, углеводы, магний, калий), миндаль (протеины), бананы (калий, углеводы, магний). Для поддержания бодрости и энергии в течение дня стоит избегать переедания и употребления избыточного количества воды. Из напитков лучше предпочесть кисломолочные с добавлением зелени, трав и соли.
Ифтар
Ифтар – вечерний прием пищи , который проводится после захода солнца до совершения вечерней молитвы. Теологи рекомендуют до намаза принять малый объем пищи (финики или воду), а после уже садиться за накрытый стол. Для разговения на стол ставят фрукты, выпечку и сухофрукты, но главное – соблюдать меру. Следует ограничиться в жареном и мучном. Не рекомендуют, есть жареную и жирную пищу, так как она вызывает изжогу и несварение.
Во время ифтара советуют употреблять простые овощные блюда или овощные с мясом, крупы, салаты из свежих овощей, немного сладостей. Питание должно быть полноценным и содержать различные продукты. "Продукты быстрого приготовления" (лапша, супы из пакетов, колбаса) лучше не включать в рацион на протяжении всего поста. Они слишком быстро усваиваются организмом и усиливают чувство голода через пару часов.
Запить пищу нужно достаточным количеством воды или сока, чтобы нормальный уровень жидкости поддерживался до утра. Из напитков лучше предпочесть: соки, компоты, морсы, чай.
Islam-today
Понравился материал? Не забудь сделать репост!