На прошлой неделе в республике завершилась неделя инклюзивного образования. На семинаре для журналистов корреспондент «НУ_онлайн» Гаврил Семенов попытался разобраться, где можно использовать слово «инвалид», а где нельзя, и выяснил, почему люди с инвалидностью не любят особого отношения к себе.
Благотворительный фонд «Харысхал» в рамках Недели инклюзивного образования проводил мероприятия для привлечения внимания общества к проблемам детей с инвалидностью. Последним из них стал семинар для журналистов. В намеченный день актовый зал оказался заполнен полностью: на семинар в офис благотворительного фонда «Харысхал» собралось около двух десятков представителей пишущей братии.
«Тема инвалидности стала модной»
«Мы пригласили вас не для освещения этого мероприятия, а для того, чтобы дать советы, как нужно работать, – задала тон начинавшемуся мастер-классу пресс-секретарь фонда Екатерина Абдулаева. По первым словам можно было понять, что в фонде сложившейся манерой освещения в СМИ проблематики инвалидов были определенно не довольны. – В последние годы тема инвалидности стала «модной». Если ранее, лет десять назад, рассказывать про людей с инвалидностью было табу, то сейчас у аудитории и СМИ появился интерес. Но проблему показывают совсем не с той стороны, с которой нужно».
Речь продолжил руководитель общественной организации «Движение без барьеров» Афанасий Лаптев: «В России мало кто понимает значение понятия «инвалидность». Семьдесят лет наше общество жило в тоталитарном государстве. Проблемы людей с инвалидностью тщательно скрывались от посторонних глаз. Такие люди автоматически считались неполноценными». Афанасий Лаптев объяснил, что из-за неправильно построенной политики общество стало думать об инвалидах как об отщепенцах. «Возникли стереотипы, что люди с инвалидностью автоматически являются немощными и несчастными», – сказал он и обратился к аудитории с просьбой назвать возникающие ассоциации при слове «инвалид».
Довольно робко начавшая семинар коллегия журналистов начала называть вполне даже позитивные определения. «Мужественный, героический!», – воскликнула сидящая в первом ряду дама. «Бросьте, – парировал руководитель организации «Движение без барьеров». – Я – человек в инвалидной коляске, и вы говорите это, наверное, потому что сейчас вы сидите напротив меня. Попробуйте придумать более реалистичную ассоциацию». Спустя секунды молчания журналисты подобрали иные слова: «больной», «одинокий». «Малообеспеченный, – уверенно высказался главный редактор газеты «Эхо столицы» Александр Прокопьев. – Именно такая ассоциация возникает у многих».
Афанасий Лаптев, воспользовавшись моментом, предложил собравшимся поиграть в игру в стереотипы. Всем участникам семинара на лоб в случайном порядке прикрепляются наклейки с социальным статусом. Они могли быть разные: пенсионер, безработный, успешный предприниматель, депутат. Затем участники должны были «заселиться вместе», сгруппироваться друг с другом по три-четыре человека в зависимости от своей социальной принадлежности. Суть в том, что каждый видит статусы других, но не знает свой и не имеет права сообщать их статусы остальным.
В результате депутаты, предприниматели, госслужащие умудрились каким-то образом найти друг друга и соединились в группы. Любопытно, что одна оставшаяся группа оказалась составлена из безработного, пенсионера и «калеки».
Без жалости
«Игра наглядно показала, какое отношение у общества к людям с инвалидностью. Они считаются заведомо ущербными, – сказал Афанасий Лаптев. – Средства массовой информации, если пишут обо мне, всегда в первую очередь делают акцент на том, что я инвалид. Пишут, что, мол, Афанасий, несмотря на отсутствие ног, приехал на совещание. Не надо жалости. Необходимо акцентировать внимание на личности, а не на диагнозе человека». Он привел пример, что в европейских странах обществу одинаково, человек с инвалидностью перед ними или без – стоять в очереди он будет наравне со всеми: «Надо обыденно относиться, это наша повседневная жизнь. Иначе люди с инвалидностью будут отделены от общества».
Екатерина Абдулаева привела в пример сюжет телевизионной передачи «Харах далыгар» на республиканском телеканале. «Несмотря на все тяготы и невзгоды, что были уготованы судьбой нашей героине, она не сдается, – слышится из динамиков. – Увы, ей не познать женского счастья родить и воспитывать детей». Закадровый голос наложен на саундтрек кинофильма «Изгой», а в видеоряде используются черно-белые фильтры. «Это пример того, как не надо оформлять передачи о людях с инвалидностью», – твердым голосом, но одновременно с грустью сказала госпожа Абдулаева.
Александр Прокопьев привел неудачные, с его точки зрения, заголовки одного из популярных интернет-ресурсов: «В Новый год детей-инвалидов довели до слез» и «Якутский инвалид бегун-экстремал Петр Наумов номинирован на премию Общественной палаты». «Инвалидом нельзя называть человека в обычном сообщении, разговоре. Это следует указывать только если речь идет конкретно о заболевании в медицинском плане и только с его разрешения. Понимаю, что журналисты используют это слово для привлечения внимания к своему материалу, но надо находить обходные пути, использовать другие инструменты», – отметил он.
Материалом с самым неудачным в этом плане заголовком, по мнению собравшихся, было признано интервью с заголовком «Нарожают инвалидов и ходят тут…», опубликованное в республиканской женской газете. Вера Душкевич, руководитель фонда «Харысхал», которая дала интервью изданию, сказала: «Когда со мной согласовывали материал, он был под другим названием. К сожалению, редакция решила повысить таким образом рейтинги и изменила заголовок на излишне вызывающий, неэтичный».
В воздухе зала нарастало напряжение, каждый работник журналистского цеха хотел спросить один определенный вопрос, но не решался. В итоге первым не сдержался ваш покорный слуга. «Представим, что все СМИ начали следовать вашим рекомендациям. Исчезли заголовки со словом «инвалид», в материалах перестали упоминать о физических особенностях героев. Не боитесь ли вы, что таким образом, постепенно проблемы как инклюзивного образования, так и доступной среды исчезнут с ежедневной повестки?», – выпалил автор этих строк.
«Отнюдь, – ответили мне. – Нельзя относиться к людям с инвалидностью как к особенным. Мы разные, но равные».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Классный час в 4 классе на тему:
«Все мы разные, но все мы равные»
Цель : познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением и значением, воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Звучит песня Софии Ротару "Я, ты, он, она..."
Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!» - такими словами начинается неко-гда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране.
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Данная разработка направлена на формирование правильного представления о толерантном поведении и отношениях одноклассников между собой, а также способствует развитию у детей самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
Материалы и оборудование:
презентация классного часа, музыкальное сопровождение.
Форма проведения: беседа
Планируемый результат:
Знать значение слова «толерантность», правила толерантного поведения;
Осознавать смысл понятия «толерантный человек»;
Учащиеся совершенствовать умение отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
Адекватно осознавать значение правил толерантного поведения в жизни человека
Сценарий классного часа.
1.Организационный момент.
2.Постановка темы классного часа.
Тема классного часа, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна. Я предлагаю вам послушать стихотворение своей одноклассницы.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем классном часе? (ответы учеников).
3. Работа по теме.
Наш классный час посвящен одной из важнейших тем воспитания-толерантности.
А тема звучит так: «Все мы разные, но все мы равные»»
1.Слово учителя.
Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Мы все живём в обществе. А учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, поко-рять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, просто не обойтись. Наш мир день ото дня становится жестоким, тревожным, нетерпимым. Что же происходит с людьми? От чего люди так жестоки друг к другу? Послушайте стихотворение «Добро и Зло».
2.Выступление учащихся:
чтение стихотворения «Добро и Зло»
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и
черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Эй, человек, оглянись-ка вокруг,
Сколько в мире прекрасного!
Разве может всё это вдруг
Стать жертвой взрыва страшного?!
Или нам мало войн и раздоров,
Ссор, аварий и катастроф?
Или мы до конца не поняли,
До чего ж стал мир жесток?
Доброта - это мир, это истина, правда.
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённые в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает со зрением,
Но добро продолжает жить!
Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогают нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое,
А солнце - ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
"Люди, доброта и толерантность
спасёт мир!”
И вы мне поверить должны!
И вновь мы слышим это слово - толерантность. Что такое толерантность?
Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
3. История происхождения слова «толерантность».
Как появилось это слово? Заглянем в прошлое.
Ученик:
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский . Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
4.Определение понятия «толерантность».
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
- в английском - готовность быть терпимым;
- во французском - отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
- в китайском - быть по отношению к другим великолепным;
- в арабском - милосердие, терпение, сострадание;
- в русском - умение принять другого таким, какой он есть.
Толерантность часто называют терпимостью, но это не значит, что, ударив по левой щеке, мы должны подставлять правую щеку. Толерантный человек - это человек, умеющий принять другого, и уважаемый за это. Толерантность - милосердие, сострадание, уважение других, прощение, сотрудничество.
5.Чтение стихотворений учащимися.
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
3.
Понял я, что это - уважение
К мнению не только своему.
4.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
10.
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
13.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим, уважительно относиться друг к другу.
Не случайно, что символом толерантности является радуга. Почему?
Как вы думаете, а с чего начинается толерантность? Конечно же, с улыбки.
6.Исполнение песни « От улыбки» (исполняют дети)
Слово учителя.
Идёт третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти явления особо затрагивают молодое поколение, которому в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных проблем.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
Давайте попробуем составить правила толерантного общения (работа в группах).
6.Правила толерантного общения:
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие.
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
7. Обыгрывание ситуаций.
Давайте проверим, насколько мы толерантны. Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас.
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты идешь с ними гулять.
2. Ты устраиваешь истерику.
Дети считают.
- Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.
Если больше ответов №2. Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
Класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же нужно сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стал планетой толерантности?
8.Рассказывание притчи.
Китайская притча «Ладная семья» .
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал, что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
IV .Итог.
И в завершении хочу вам пожелать
Будьте добрыми и человечными
И относитесь, друг к другу так, как хотелось, чтобы другие относились к вам.
, Внеклассная работа , Классное руководство
Цели занятия:
- понимание уникальности и ценности вклада каждого человека в развитие общества;
- осознание проблемы нарушения прав человека;
- осознание важности и ценности многообразия мира;
- формирование интереса к проблеме прав человека.
Задачи:
- Актуализация и осознание социальных страхов, связанных с предрассудками.
- Осознание своих чувств по отношению к представителям отвергаемых групп общества.
Ход занятия
1. Разминка. Упражнение «Я – великий мастер».
Необходимое время: 5 минут.
Вспомогательный материал: мяч.
Процедура проведения, Упражнение выполняется в кругу. Ведущий начинает упражнение первым. Он берет мяч, говорит фразу: «Я – Людмила Александровна – великий мастер пения (езды на велосипеде, рыбной ловли и т.д., то есть называет какое-то занятие, которое у него получается особенно хорошо» и бросает мяч следующему участнику. Тот тоже называет свое имя и умение и так далее по кругу.
2. Упражнение «Тот, кого я не люблю»
Процедура проведения.
Ведущий говорит участникам, что в обществе часто существуют люди и целые группы людей, к которым окружающие относятся негативно: боятся, обвиняют, сторонятся и осуждают их. Он предлагает участникам вспомнить о группах людей, которые вызывают у них негативные чувства: брезгливость, презрение, страх и другие. Участники по кругу рассказывают об объектах своей неприязни: чем именно представители этой группы им так не нравятся, какие именно чувства они вызывают у участника. Например: кто-то может сказать « Я терпеть не могу бездомных, потому что они вечно пьяные, грязные, от них неприятно пахнет. Когда я прохожу мимо них, мне ужасно противно. Еще меня очень злит, когда бездомные просят милостыню, потому что они сами виноваты в том, что с ними произошло, и окружающие ничем им не обязаны. И еще я их боюсь, потому что они вполне способны на преступление».
Когда все участники выскажутся, ведущий предлагает им представить себя одним из членов той группы, к которой они испытывают неприязнь, и рассказать о себе от первого лица. Участники должны придумать имена своим персонажам, рассказать об их прошлом, настоящем и планах на будущее.
Затем ведущий говорит участникам, что у каждого, даже самого неприятного для нас человека, есть кто-то, кто любит его, находит в нем положительные качества, которые могут быть не видны большинству. Это могут быть его родители, учитель, близкий друг или кто-то еще. Ведущий предлагает участникам представить себя на месте этого, может быть, единственного, близкого для выбранного персонажа любящего человека, и попробовать взглянуть на него глазами этого человека.
Вопросы для обсуждения:
- Можно ли только на основании одного мнения делать о человеке окончательные выводы?
- Легко ли вам было поставить себя на место человека, который олицетворяет неприятную для вас группу?
- Всегда ли причины, из-за которых мы не любим или боимся незнакомых или неприятных для нас людей, серьезные и веские?
- Изменилось ли ваше отношение к людям, которые вызывали у вас неприязнь?
3. Рефлексия.
Рисование подарка для другого, не похожего на нас.
Выставка работ детей (по желанию).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ 2-Х КЛАССОВ
«ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ, НО ВСЕ МЫ РАВНЫЕ»
Подготовила и провела:
воспитатель ГПД
Зверева Людмила Юрьевна
г. Симферополь
2016г.
Открытое мероприятие для 2-х классов
«Все мы разные, но все мы равные»
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
обобщить, систематизироватьу учащихся понятие «толерантность» выявить основные черты толерантности; сформировать правильное представление о толерантном поведении.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
формировать понятие общечеловеческих ценностей, соблюдать принципы нравственности и морали; воспитывать уважительное отношение друг к другу и к старшим, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает детям увидеть себя и других такими, какими они есть на самом деле; развивать стремление быть толерантными в обществе людей; развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Оформление кабинета:
эпиграф на доске, дерево в горшке без листьев, листочки в корзине с понятиями толерантного и интолерантного человека, рисунки детей, буклеты, эмблемы для учащихся.Оборудование: компьютер с презентацией, телевизор.
Предварительная работа: чтение сказок народов мира, обсуждение ситуаций из жизни, беседы по теме, рисунки детей и изготовление поделок из салфеток и резаных нитей для оформления кабинета.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
«Всюду на свете живы люди
взаимным светом сердец».
(СЛАЙД № 1)
ВЕДУЩАЯ: «Здравствуйте ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
(ЩЕЛЧОК ДЛЯ ПОКАЗА ТЕМЫ)
Всем разным, но равным!
Всем, желающим обладать искусством жить, рядом с непохожими людьми!
Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими, посвящается сегодня наше открытое мероприятие!
(СЛАЙД № 2)
В начале я хотела бы рассказать вам одну легенду:
(ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ КАРТИНКИ)
Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему она учит? (Ответы детей).
Все, что вы сказали все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность.
ДЕТИ:
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.
Аккуратный, чуткий, скромный,
Бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантным его счесть.
(СЛАЙД № 3)
ВЕДУЩАЯ: Слово толерантность возникло в 18 веке во Франции от имени князя, Министра иностранных дел этой страны. На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы. С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.
16 ноября – отмечают Международный день толерантности. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
(СЛАЙД № 4)
Немецкий графический художник Хелмут Лангер создал логотип (ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ) в виде сплетенных разноцветных рук, символом толерантности является (ЩЕЛЧОК МЫШКОЙ) радужный флаг и цветок (ЩЕЛЧОК МЫШКОЙ) , центре цветка написано слово толерантность, а вот что написано на лепестках сейчас расскажут наши дети.
ДЕТИ:
Толерантность – это милосердие.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение прав других.
Толерантность – это доброта души.
Толерантность – это сотрудничество.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это гармония в многообразии.
Толерантность – прощение.
Толерантность – путь к миру и согласию.
(СЛАЙД № 5)
ВЕДУЩАЯ: ПЕРВЫЙ НАШ ЛЕПЕСТОК – ЭТО УВАЖЕНИЕ, УВАЖЕНИЕ К ЛЮДЯМ ДРУГОЙ КУЛЬТУРЫ, НАЦИОНАЛЬНОСТИ, ТРАДИЦИЯМ.
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Толерантность – это признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.
(СЛАЙД № 6)
В России единой семьей живут 3 млн. человек, представителей более 166 национальностей и народностей. На русском, немецком, польском, казахском, татарском и других языках говорят и пишут у нас в стране. Всех объединяет общее: мы – народ России. И в этом Россия уникальная страна, с многообразием культур и религий. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, другой религии.
Нанашем полуострове Крым в мире и согласии живут люди 175 национальностей. И к какому народу относится тот или иной наш соотечественник мы можем судить на праздниках, когда люди одевают национальные костюмы, поют песни на своих родных языках, танцуют, представляют традиционные блюда.
ДЕТИ: (в национальных костюмах)
Народы Родины моей живут
Как дружная семья.
Десятки братских языков
Журчат ручьями на свободе.
Дружба народов не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов – счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.
«Доброе слово три года греет», -
Мы, татары, так говорим.
Если теплом от слов твоих веет,
В краю чужом не будешь чужим.
(СЛАЙД № 7)
Другом, гостем желанным будешь.
Сам поймешь наконец:
Всюду на свете живы люди
Взаимным светом сердец.
Снова слова доброты и привета
Губы твои произнесут.
Они возвратятся – верю в это!
Зимой от стужи тебя спасут!
Не важно, кто ты, какой ты, и где ты живешь,
О чем думаешь и что ты ждешь,
Мы все равно приветствуем тебя!
С Днем толерантности всех вас, друзья!
ВЕДУЩАЯ: В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки, и дружить друг с другом не смотря ни на что.
(СЛАЙД № 8)
СЛЕДУЮЩИЙ НАШ ЛЕПЕСТОК – ЭТО ДРУЖБА И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.
ДЕТИ:
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, но все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе мы встаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Был конечно важный повод.
Очень важный повод был!
(СЛАЙД № 9 ТРИ ПОСТЕПЕННЫХ ЩЕЛЧКА МЫШКОЙ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ КАРТИНОК)
Дрались мы
Скажу вам честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
Он как треснет!
Он как даст!
А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А потом еще смеялась:
Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя.
(СЛАЙД № 10)
ВЕДУЩАЯ: Ребята давайте поприветствуем друг друга и покажем какие мы дружные.
(ЩЕЛЧОК МЫШКОЙ)
ИГРА: « МЫ ОДНА СЕМЬЯ»
В нашей школе все друзья,
Раз, два, три
Вы и мы, и ты, и я.
Раз, два, три.
Повернись к тому кто слева,
Мы одна семья!
В нашей школе все друзья,
Раз, два, три.
Вы и мы, и ты, и я.
Раз, два, три.
Улыбнись тому кто слева,
Улыбнись тому кто справа.
Мы одна семья.
В нашей школе все друзья.
Раз, два, три.
Вы, и мы, и ты, и я.
Раз, два, три.
Обними того кто слева.
Обними того кто справа.
Мы одна семья.
В нашей школе все друзья.
Раз, два, три.
Вы, и мы, и ты, и я.
Раз, два, три.
Ты прости того кто слева,
Ты прости того кто справа.
Мы одна семья.
(СЛАЙД № 11)
ПЕСНЯ: «ЕСЛИ ДРУГ НЕ СМЕЕТСЯ». (ЩЕЛЧОК ДЛЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКИ)
ВЕДУЩАЯ: Посмотрите на себя – какие вы, чего в вас больше добра или зла. Мы живем в мире, где эти понятия, уж так получается, идут бок о бок с человеком, но как бы ни было коварно зло, доброта во сто крат сильнее.
(СЛАЙД № 12)
СЛЕДУЮЩИЙ НАШ ЛЕПЕСТОК – ЭТО ДОБРОТА ДУШИ.
ДЕТИ:
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может, он рождается таким?
И существует ли добро в текущем веке?
Ведь говорят, что все мы стали злее, и черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро поныне в мире, в нас, живёт,
И, никогда, надеюсь, не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Доброта – это мир, это истина, правда..
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённым в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает бесследно,
А добро продолжат жить!
Пусть будет небо голубое,
А солнце - ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
“Любовь, доброта, спасёт наш мир!”
И вы мне поверить должны!
(СЛАЙД № 13)
ВЕДУЩАЯ: Я предлагаю разгадать кроссворд, в основе которого лежит слово «ДОБРОТА». Если вы правильно ответите на все вопросы слово «доброта» будет в центре (ПОСЛЕ КАЖДОГО ВОПРОСА ОТВЕТ ДЕТЕЙ, ЩЕЛЧОК МЫШКОЙ - ОТВЕТ).
Д ружба
отзывчив О сть
лю Б овь
дове Р ие
к О нфликт
тепло Т а
вним А ние
Вопросы:
1. Она может быть настоящая и мнимая (дружба)
2. Готовность помочь, отозваться на чужие беды (отзывчивость)
3. Это чувство необходимо каждому человеку (любовь)
4. Между друзьями должно быть взаимопонимание и … (доверие)
5. Столкновение противоположных интересов (конфликт)
6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку (теплота)
7. Заботливое отношение к людям (внимание)
ВЕДУЩАЯ: Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы и разгадали кроссворд.
(СЛАЙД № 14)
СЛЕДУЮЩИЕ ЛЕПЕСТОЧКИ – ЭТО МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
Предлагаю посмотреть сценку.
(СЛАЙД № 15)
«Перед вами две дороги, выбирайте»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый больной мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
А нам-то что? Он сам виноват.
Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает. Зачем ему помогать?
Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
Я тебя не пущу. Не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
Что с вами? – спросила она мужчину – что с вашей ногой?
Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.
Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Неужели ты из-за какого-то больного ты можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла вызывать «скорую» помощь.
Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.
Вы обязательно будете счастливой.
ВЕДУЩАЯ: А как вы поступили бы в подобной ситуации? ПОМОГЛИ ИЛИ ПРОШЛИ МИМО? Зачастую люди так и делают боятся подойти, бояться испачкаться, заразиться или просто делают вид что их это не касается, думая что кто – нибудь другой, но не я пусть оказывает помощь.
(СЛАЙД № 16)
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА:
Предлагаю проверить, а какие мы с вами – толерантные или интолерантные личности. Мы сейчас с вами вырастим дерево (ЩЕЛЧОК МЫШКОЙ). ДЕРЕВО «ТОЛЕРАНТНОСТИ».
Перед вами дерево без листочков, а в корзине лежат листочки. Вы должны выбрать только те понятия, которые относятся к толерантности, и украсить ими наше дерево.
уважение к людям другой национальности
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
отзывчивость
милосердие
понимание
чуткость
снисходительность
доверие гуманизм дружба сотрудничество доброжелательность мир и согласие прощение сострадание любовь мягкость справедливость
непонимание
игнорирование
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
немотивированная агрессивность злоба бессердечность конфликтность черствость
ненависть
ВЕДУЩАЯ: Посмотрите, какое чудесное дерево у нас получилось.
(СЛАЙД № 17 ТРИ ПОСТЕПЕННЫХ ЩЕЛЧКА МЫШКОЙ ВО ВРЕМЯ СТИХОТВОРЕНИЯ).
ВЕДУЩАЯ:
Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто – нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся».
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Счастливо тогда мы будем жить!
ВЕДУЩАЯ: Предлагаю вашему вниманию сказку о счастье.
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
ВЕДУЩИЙ: Человек всегда должен стремиться к тому, чтобы изменить себя к лучшему, жить в мире и согласии с собой и окружающими.
(СЛАЙД № 18, ЩЕЛЧОК МЫШКОЙ В КОНЦЕ СТИХОВ, КОГДА ГОВОРЯТ ХОРОМ).
ВЕДУЩАЯ: Подводя итоги нашего мероприятия я хочу еще раз услышать, что же такое толерантность?
1.Что ж такое толерантность? Может к бабушке любовь?
2. А быть может это то, что маме Я на день рождения принес?
3.Понял я, что это – уважение, К мнению не только своему.
4. Видеть боль чужую Я, по-моему, уже могу.
5. Дам монетку нищему, Пожилому помогу.
6.Товарища в беде не брошу, Злобу в класс я не пущу.
7.Если ты к друзьям терпим, Выслушать любого сможешь.
8.Если нужно, то готов Ты всегда прийти на помощь.
9.Веришь в чудо, доброту. Взрослых уважаешь,
10.Маме с папой не грубишь, Младших ты не обижаешь.
11.Значит, не зря все говорят, Что ты толерантен.
12.Оставайся им всегда и, Будь еще галантен.
13.Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным наш мир
Все вместе (хором):
Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
(СЛАЙД № 19 СО ЩЕЛЧКОМ).
ВЕДУЩАЯ: Благодарю всех за активное участие. Думаю, что мероприятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, сострадание, дружба, доброта – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии как в школьном коллективе, так и в обществе.
ВИДЕОКЛИП: « МЫ ЖЕЛАЕМ СЧАСТЬЯ ВАМ».
Лариса Кригер
Педагогический проект «Все мы разные, но все равные»
Актуальность
В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов.
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога .
Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой бы национальности он не был, является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький украинец, армянин, таджик, русский и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа. А задача педагогов – научить их толерантно относится друг к другу, уважать традиции других народов.
Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.
К большому сожалению, в современном мире появляется опасность утраты «традиций народов» .
Я разработала проект по адаптации детей-мигрантов. В систему реализации проекта включены как традиционные, так и новые для ДОУ формы и методы работы : игровое моделирование, компьютерная презентация, пиктограммы, которые приучали детей видеть и откликаться на происходящее вокруг. Параллельно велась работа с детьми в различных на правлениях деятельности.
Формы реализации проекта :
1. Циклы занятий, включающие различные виды деятельности : познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и другие на основе единого содержания.
2. Беседы, как индивидуальные, так и групповые.
3. Видеопросмотры (презентации, фильмы и т. д.) .
4. Проведение мероприятий с этнокультурной тематикой.
5. Целевые экскурсии в музеи.
Сроки реализации проекта состоят из 3-х этапов :
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Подготовительный этап
включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта , подбор методической литературы, составление планов работы.
Задачи :
Выявить национальное состояние семей воспитанников группе;
Индивидуальные и групповые беседы, просмотр домашних праздников через фотографии, видеосъемки;
Разработать консультации для родителей «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов»;
Изготовить папки-передвижки «Мир семейных увлечений» ;
Организовать совместные выставки-конкурсы : «Национальные костюмы» , «Традиции семей» , «Национальные блюда» .
Основной этап :
Цель : создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи : воспитывать любовь и уважение к своей Родине, нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям.
Итоговый этап :
Презентация проекта «Мы разные , но мы вместе» ;
Праздник «Дружба народов»
Интегрированная образовательная деятельность «Мы вместе»
Конкурс на лучшую открытку «Вместе дружная семья»
Фотовыставка «Мы разные , но мы вместе» ;
Ожидаемый результат :
Знания детей о национальных культурах народов разных стран ;
Увеличение активного активного и пассивного словаря детей мигрантов;
Умение отличать один язык от другого;
Расширение представлений детей о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира.
Ожидаемый результат : данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представление об образе жизни людей, их обычаи и традиции на основе познания. Способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию детей через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом; сформировать у них представление о себе и других, как о личности.
Свою работу я начала с беседы с родителями. В беседах с родителями я объясняла, консультировала и давала советы, что бы их ребенок мог быстрее адаптировался в детском саду.
Через исторические беседы, легенды и сказки, дети узнали об увлекательных и занимательных фактах из прошлого других национальностей. Был подобран материал соответствующий возрасту : иллюстрации к сказкам, костюмы, фотоматериал их края, сказки, игры разных народов .
Ребенку нужно давать возможность иногда выступить на родном языке, надеть на праздник национальный костюм. Целесообразно прочитать на русском языке в переводе национальные сказки и истории. Толерантное отношение к иной культуре, иным языкам и людям, не таким, как большинство, положительно сказывается на микроклимате, существующем в коллективе детского сада.
Такая работа дала свой результат, дети-мигранты стали более активные, речь стала более правильной, они больше общаются со всеми детьми.
Публикации по теме:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Осенью этого года я задумала осуществить проект, посвящённый осенним праздникам. Целью проекта было взаимодействие.
МИНИ-МУЗЕЙ «КОЛОБОК И ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ» В нашей группе функционирует мини-музей, главный хранитель которого - румяный Колобок. НАШ СЛОВАРЬ.
Проблема: У детей не систематизированы знания о детском саде, людях, которые в нем работают, их профессиональных обязанностях. Цель:.
Актуальность: Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии человека. Именно в этом возрасте происходит активное развитие физических.
Педагогический проект «Все дело в шляпе» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 4 Г. НЕРЧИНСКА ПРОЕКТ «ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ».