Столыпинская аграрная реформа стала закономерным усилием для того, чтобы устранить проблемы, выявленные революцией 1905 - 1907 годов. Попыток решить аграрный вопрос до 1906 года было несколько. Но все они сводились либо к изъятию земли у помещиков и наделению ею крестьян, либо к использованию для этих целей национализированных земель.
П. А. Столыпин не без оснований решил, что единственной опорой монархии являются именно помещики и обеспеченные крестьяне. Изъятие помещичьих земель означало подрыв авторитета императора и, как следствие, возможность очередной революции.
Для поддержания царской власти Петром Столыпиным в августе 1906 года была озвучена правительственная программа, в которой был предложен ряд реформ касаемо равноправия, полицейских уставов, местного самоуправления, образования. Но из всех предложенных воплощение нашла только столыпинская аграрная реформа. Цель ее сводилась к разрушению общинного строя и наделению крестьян землей. Крестьянин должен был стать собственником земли, которая ранее принадлежала общине. Для определения надела было два способа:
- Если общинные земли не подвергались переделу на протяжении последних двадцати четырех лет, то каждый крестьянин в любое время мог требовать свой надел в личную собственность.
- Если же таковой передел был, то в землевладение отходил тот участок, который обрабатывался последним.
Кроме того, у крестьян была возможность покупать земли в кредит по невысоким ипотечным ставкам. Для этих целей был создан крестьянский кредитный банк. Продажа земельных наделов позволяла сосредоточить значительные участки в руках наиболее заинтересованных и трудоспособных крестьян.
С другой стороны, тех, кто не имел достаточных средств для покупки земли, столыпинская аграрная реформа предполагала переселить на свободные территории, где имелись невозделываемые государственные земли - на Дальний Восток, в Сибирь, в Среднюю Азию, на Кавказ. Переселенцам предоставлялся ряд льгот, включающих пятилетнее освобождение от налогов, низкая стоимость железнодорожных билетов, прощение недоимок, ссуда в сумме 100 - 400 рублей без взимания процентов.
Столыпинская аграрная реформа, по своей сути, ставила крестьян в условия рыночной экономики, где их достаток зависел от того, как они смогли распорядиться своей собственностью. Предполагалось, что на своих участках они будут работать эффективнее, вызвав расцвет сельского хозяйства. Многие из них продавали земли, а сами уезжали в город на заработки, что обусловило приток рабочей силы. Другие эмигрировали за границу в поисках лучших условий жизни.
Столыпинская аграрная реформа и ее итоги не оправдали надежд премьер-министра П. А. Столыпина и российского правительства. Всего за время ее проведения из общины ушло менее одной трети крестьянских дворов. Причиной этому было то, что реформа не учитывала патриархальный уклад быта крестьян, их страх перед самостоятельной деятельностью, неумение хозяйствовать без общинной поддержки. За прошедшие годы все привыкли, что община берет на себя ответственность за каждого ее члена.
Но, тем не менее, столыпинская аграрная реформа имела и положительные итоги:
- Было положено начало частной собственности на землю.
- Выросла урожайность крестьянских угодий.
- Повысился спрос на сельскохозяйственную промышленность.
- Возрос
Реформа крестьянского землевладения в России, проходившая с 1906 по 1917 годы. Названа по имени её инициатора П. А. Столыпина. Суть реформы: Разрешение выхода из общины на хутора (указ от 9 ноября 1906), укрепление Крестьянского банка, принудительное землеустройство (законы от 14 июня 1910 и 29 мая 1911) и усиление переселенческой политики (перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности - Сибирь, Дальний Восток и Степной край как средство внутренней колонизации) были направлены на ликвидацию крестьянского малоземелья, интенсификацию хозяйственной деятельности крестьянства на основе частной собственности на землю, увеличение товарности крестьянского хозяйства.
Для проведения своей реформы Столыпин умело воспользовался экономическими и политическими “козырями”. Он использовал в своих целях как раздробленность революционной оппозиции, так и отсутствие согласия среди радикально настроенной интеллигенции.
1905-1911г.г. стали годами спада революционного движения. В партии социал-демократов произошел окончательный раскол по вопросу о возможности продолжения соц. революции в России. Также реализации планов Столыпина способствовал экономический подъём в стране. В это время происходило усиление национализма. Буржуазия стремилась избавиться от присутствия иностранного капитала.
Главная цель заключалась в расширении соц. базы режима за счёт широких слоев крестьянства и предотвращений новой аграрной войны, путём превращения большинства жителей родной деревни в “крепкое проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство”, которое, по словам Столыпина, делает лучшим оплотом порядка и спокойствия”. Проводя реформу, правительство не стремилось затронуть интересы помещиков. В пореформенное время и в начале 20 в. Правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия. Оттолкнуть его было бы для режима самоубийством.
Другой целью являлось разрушение сельской общины в борьбе 1905-1907 г.г. , реформаторы понимали, что главным в крестьянском движении являлся вопрос о земле, и не стремились сразу разрушить административную организацию общины.Социально-экономические цели были тесно связаны с социально-политическими. Планировалось ликвидировать поземельную общину, ее экономический землераспределительный механизм, с одной стороны, составлявший основу социального единства общины, а с другой – сдерживавший развитие агротехники. Конечной экономической целью реформ должен был стать общий подъем сельского хозяйства страны, трансформация аграрного сектора в экономическую базу новой России.
Организация хуторов и отрубов.Без землеустройства техническое усовершенствование, экономическое развитие сельского хозяйства было невозможным в условиях крестьянской чересполосицы (23 крестьян центральных районов имели наделы, разделенные на 6 и более полос, в различных местах общинного поля) и далеко находились (40% крестьян центра должны были еженедельно проходить от своих усадеб до наделов 5 и более верст). В экономическом плане, по замыслу Гурко, укрепления без землеустройства не имело смысла.
Ход реформы.
Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения указа были закреплены в законе 1910 г., одобренном Думой и Госсоветом. Серьезные уточнения в ход реформы внес закон 1911 г., отражавший изменение акцентов правительственной политики и означавший начало второго этапа реформы. В 1915 -1916 г.г. в связи с войной проведение реформы фактически прекратилась. В июне 1917 г. реформа была официально прекращена Временным правительством. Реформа осуществлялась усилиями главного управления землеустройства и земледелия, возглавлявшегося А.В.Кривошеиным, и столыпинским министром внутренних дел.
Организация хуторов и отруб ов. В 1907-1910 г.г лишь 1/10 часть крестьян, укрепивших свои наделы, образовали хутора и отруба.
Переселение за Урал. По указу 10 марта 1906 г. право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%.
Разрушение общины . Для перехода к новым хозяйственным отношениям была разработана целая система хозяйственно - правовых мер по регулированию аграрной экономики. Указом от 9 ноября 1906 года провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Развитие различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.
В 1907 - 1915 гг. из общины выделилось 20% домохозяев. Широкое распространение получили новые формы землевладения: хутора и отруба.
Покупка земли крестьянами с помощью крестьянского банка . В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.
Кооперативное движение. Многие экономисты приходили к выводу, что именно кооперация представляет собой наиболее перспективное направление развития русской деревни, отвечая потребностям модернизации крестьянского хозяйства. Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов.
В крестьянском секторе России наблюдается серьезный прогресс. Большую роль в этом играли урожайные годы и ромт мировых цен на зерно, но особенно прогрессировали отрубные и хуторские хозяйства, где в большей степени применялись новые технологии. Урожайность в этих районах превышала аналогичные показатели общинных полей на 30-50%. Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животновотства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.
Но это не означает, что предвоенную Россию следует представлять "крестьянским раем". Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными.
Но ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу. Сам Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет. Но и за период 1906 - 1913 годов было сделано немало.
Социальные итоги судьбы общины .
Община как орган самоуправления российской деревни не была затронута реформой, но социально-экономический организм общины начал разрушаться
Социально-политические итоги реформы .
* Подъём экономики * Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер
* Увеличилась покупательная способность населения
* Увеличилось валютное поступление, связанное с вывозом зерна
* Хуторское хозяйство завело лишь 10% хозяйств * Зажиточные крестьяне чаще выходили из общины, чем бедняки * 20% крестьян, взявшие ссуды, разорились * 16% переселенцев вернулись обратно
* Ускорилось расслоение
* Правительство не удовлетворило нужды крестьян в земле. В 1917 г. стало очевидно, что аграрная реформа запоздала на 50 лет.
Историческое значение реформы . Столыпинская аграрная реформа- это понятие условное, т.к она не составляет целого замысла и делится на ряд отдельных мероприятий. Столыпин не допускал и мысли о полной ликвидации помещичьего землевладения. Переселенческая эпопея 1906 -1916 г.г., так много давшая Сибири, мало отразилась на положении крестьянства в центральной России. Численность ушедших за Урал составила всего 18% естественного прироста сельского населения за эти годы. С началом промышленного подъема возросла миграция из деревни в город.
Несмотря на благоприятные экономические и политические обстоятельства, Столыпин совершил все же ряд ошибок, поставивших его реформу под угрозу. Первой ошибкой Столыпина было отсутствие продуманной политики в отношении рабочих. Второй ошибкой Столыпина стало то, что он не предвидел последствий интенсивной русификации нерусских народов. Он открыто проводил националистическую великорусскую политику и поставил против себя и против царского режима все национальные меньшинства.
Аграрный вопрос занимал центральное место во внутренней политике. Начало аграрной реформе, вдохновителем и разработчиком которой был П.А. Столыпин, положил указ от 9 ноября 1906 г.
Столыпинская реформа
После очень сложного обсуждения в Государственной думе и Государственном совете указ был утвержден царем как закон от 14 июня 1910 г . Дополнением к нему послужил закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г .
Основным положением реформы Столыпина стало разрушение общины . Для этого была сделана ставка на развитие в деревне личной крестьянской собственности путем предоставления крестьянам права выходить из общины и создавать хутора, отруба.
Важный момент реформы: помещичья собственность на землю сохранялась в неприкосновенности. Это вызвало резкое противодействие крестьянских депутатов в Думе и массы крестьян.
Разрушить общину должна была и другая мера, предложенная Столыпиным: переселение крестьян . Смысл этой акции был двоякий. Социально-экономическая цель — получить земельный фонд прежде всего в центральных районах России, где малоземелье у крестьян затрудняло создание хуторских хозяйств и отрубов. Кроме того, это давало возможность освоения новых территорий, т.е. дальнейшего развития капитализма, хотя это и ориентировало его на экстенсивный путь. Политическая цель — разрядить социальную напряженность в Центре страны. Основные районы переселения — Сибирь, Средняя Азия, Северный Кавказ, Казахстан. Правительство выделяло переселенцам средства на проезд, обустройство на новом месте, но практика показала, что их явно не хватало.
В период 1905 — 1916 гг. из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляет примерно 1/3 от их численности в губерниях, где проводилась реформа. Это означает, что не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый слой собственников. Этот вывод дополняется данными о неудаче переселенческой политики. В 1908 — 1909 гг. число переселенцев составило 1,3 млн. чел., но очень скоро многие из них стали возвращаться назад. Причины были разные: бюрократизм российского чиновничества, нехватка средств на обзаведение хозяйством, незнание местных условий и более чем сдержанное отношение старожилов к переселенцам. Многие умерли в пути или полностью разорились.
Таким образом, социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Но реформа ускорила расслоение в деревне — формировалась сельская буржуазия и пролетариат. Очевидно, что разрушение общины открывало дорогу капиталистическому развитию, т.к. община была феодальным пережитком.
Деятельность Столыпина началась в качественно новых для России политических условиях, созданных революцией 1905 г. Впервые в своей истории самодержавие вынуждено было сосуществовать с представительной Государственной думой, к тому же радикальной. Так депутаты I-й думы от крестьян, составившие внушительную фракцию трудовиков, выдвинули для обсуждения аграрный проект, в основе которого было требование конфискации помещичьих земель и национализации всей земли, что подорвало бы основы российского самодержавия. Начало аграрной реформе, вдохновителем и разработчиком которой был Столыпин, было дано указом от 9 ноября 1906 г. После сложного обсуждения в Государственной думе и Государственном совете указ от 14 июня 1910 г. был утвержден царем как закон. Дополнением к нему послужил закон о землеустройстве от 29 мая 1911г.
УКАЗ 9 ноября 1906 г. «О Дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» (извлечение) Манифестом нашим от 3 ноября 1905 г. взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежавших на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела. Однако действительное осуществление сего признанного законом права в большинстве сельских обществ встретит практические затруднения в невозможности определить размер и произвести выдел участков, причитающихся выходящим из общины домохозяевам… Признав, вследствие сего, необходимым ныне же устранить имеющиеся в действующих узаконениях препятствия к действительному осуществлению крестьянами принадлежащих им прав на надельные земли и одобрив состоявшийся по сему предмету особый журнал Совета Министров, Мы, на основании ст. 87 Свода Основных государственных законов, изд.1906 г., повелеваем: 1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли… 2. Требования об укреплении в личную собственность части из общиной земли… предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановленному простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие… в собственность… домохозяина… Если в течение указанного срока общество такого приговора не поставит, то по ходатайству… домохозяина все означенные действия исполняются на месте земским начальником… 3. Каждый домохозяин…имеет право…требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.
После государственного переворота 3 июня 1907 года и роспуска II Государственной думы желаемое успокоение было достигнуто, революция подавлена. Настала пора приступать к реформам. "Мы призваны освободить народ от нищенства, от невежества, от бесправия", - говорил Петр Столыпин. Путь к этим целям он видел прежде всего в укреплении государственности. Стержнем его политики, делом всей его жизни стала земельная реформа. Эта реформа должна была создать в России класс мелких собственников - новую прочную опору порядка", опору государства. Тогда России были бы "не страшны все революции". Свою речь о земельной реформе 10 мая 1907 года Столыпин завершил знаменитыми словами: "Им (противникам государственности) нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!". «Природа вложила в человека некоторые врожденные инстинкты и одно из самых сильных чувств этого порядка - чувство собственности". - Писал Петр Аркадьевич в письме Л.Н.Толстому в 1907 году. - "Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своей землею. Искусственное в этом отношении оскопление нашего крестьянина, уничтожение в нем врожденного чувства собственности ведет ко многому дурному и, главное, к бедности. А бедность, по мне, худшее из рабств" П.Столыпин подчеркнул, что не видит смысла "сгонять с земли более развитой элемент землевладельцев". Наоборот, надо крестьян превратить в настоящих собственников.
Основным положением реформы Столыпина стало разрушение общины. Для этого была сделана ставка на развитие в деревне личной крестьянской собственности путем предоставления крестьянам права выходить из общины и создавать хутора, отруба. Важный момент реформы: община разрушалась, а помещичья собственность на землю сохранялась в неприкосновенности. Это вызывало резкое противодействие крестьян. Крестьяне восприняли идеи реформы неоднозначно. С одной стороны, они принимали идею частной собственности на землю, но, с другой стороны, они понимали, что такая реформа не спасет деревню от малоземелья и безземелья, не поднимет уровня крестьянской агрокультуры. Разрушить общину должна была и другая мера, предложенная Столыпиным: переселение крестьян. Смысл этой акции был двоякий. Социально- экономическая цель- это получить земельный фонд, прежде всего в центральных районах России, где малоземельные крестьяне не имели возможности создавать хуторские хозяйства и отруба. Вместе с тем они получали возможность освоения новых территорий, т.е. дальнейшего развития капитализма.
Политическая цель - разрядить социальную напряженность в центре страны. Основные районы переселения - Сибирь, Средняя Азия, Северный Кавказ, Казахстан. Правительство выделяло переселенцам средства на проезд, обустройство на новом месте, но этих средств явно не хватало. Почему Столыпин главный упор делал на то, чтобы по его выражению, «вбить клин в общину», разрушить её? Ответ на этот вопрос прост. Община всегда была для крестьян защитницей (внутри нее каждый крестьянин имел право на землю, т.е. все были равны); Каждый домохозяин был относительно свободен, т.е. по своему распоряжался землей; Община помогала крестьянам осваивать культуру земледелия; Община вставала на защиту крестьян в их отношениях с помещиками; Община оговаривала с помещиком условия найма и аренды. Таким образом, ликвидация общины отвечала в первую очередь интересам помещиков, которые в новых условиях могли диктовать крестьянам свои условия. Помещик мог быть спокоен за свою землю. Очевидно, что разрушение общины открывало дорогу капиталистическому развитию, так как община несомненно была феодальным пережитком.
Несомненно, реформа имела буржуазную направленность, но сохранение помещичьего землевладения сдерживало развитие капитализма. Даже 5 декабря 1906 г. в своей речи в защиту реформы Столыпин отмечал, что нельзя было передавать землю лицам некрестьянского сословия, продавать за личные долги. Заложена земля могла быть только в Крестьянском банке и завещана только близким родственникам. Чтобы оградить помещика от конкуренции со стороны зажиточных крестьян, были приняты меры (56-ая статья указа), не допускающие концентрации земли в их руках: в одни руки можно было купить только 6 наделов.
В период 1905-1916 г.г. из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляет треть от их численности в губерниях, где проводилась реформа. Это означает, что не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый слой крестьян-собственников. Этот вывод можем дополнить данными о неудаче переселенческой политики. В 1908-1909 г.г. число переселенцев составило 1,3 млн. человек, но очень скоро многие из них стали возвращаться назад. Причины: бюрократизм российского чиновничества, нехватка средств на обзаведение хозяйством, незнание местных условий и сдержанное отношение к переселенцам старожилов. Многие скончались в пути или полностью разорились. В национальных районах страны у казахов, киргизов отнимали их земли, чтобы расселить переселенцев. Не были решены в результате реформы проблемы малоземелья и безземелья, аграрного перенаселения, т.е. основа социальной напряженности в деревне сохранялась. Таким образом, реформа не удалась ни в экономической, ни в политической части.
Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся нескоро. В 1909 г. он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Реформы дали и заметные результаты: Посевные площади возросли в целом на 10%, а в районах, где крестьяне наиболее активно выходили из общины, - на 15% Хлебный экспорт увеличился на треть, достигнув в среднем 25% мирового экспорта зерна. Удвоилось количество применяемых минеральных удобрений, почти в 3,5 раза возросли закупки сельскохозяйственных машин. Развитие сельского хозяйства влияло на промышленный рост, темпы которого в эти годы были самыми высокими в мире - 8,8% В 1913 г. из Сибири было вывезено 6 млн пудов масла. За границу 4,4 млн, что давало огромные доходы казне. В 1912 г. был создан кооперативный Московский народный банк, который помогал крестьянам в приобретении сельскохозяйственной техники, удобрений, семян. Кооперация позволяла снизить цены на рынке (была полезна не только зажиточным и средним крестьянам, но и беднякам.
Императорская Россия при жизни Столыпина не очень ценила его заслуги: он не дослужился до высших чинов и наград. Да и не очень заботился об этом, потому что иначе подходил к своим достижениям. «Меня вынесла наверх волна событий - вероятно на один миг! - писал он Л.Н. Толстому.- Я хочу все же этот миг использовать по мере моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей Родины, которую люблю, как любили ее в старину…»
1.Введение 3
2.1. Причины реформ Столыпина 5
2.2 Карьера П.А. Столыпина. 6
2.3 Столыпинская аграрная реформа 8
2.4. Разрушение общины и развития частной собственности. 9
2.5.Крестьянский банк 12
2.6.Корпоративное движение 13
2.7.Переселение крестьян 14
2.8.Агрокультурные мероприятия 16
2.9.Политические и другие реформы Столыпина. 17
2.10. Результаты реформ. 18
2.11. Причины неудач аграрной реформы. 21
3. Заключение 22
Список литературы. 24
1.Введение
Сегодня, когда наша страна освободилась от идеологических канонов социализма, когда она идет сложным путем реформ, увы, часто используя метод проб и ошибок, чрезвычайно важно и интересно обратиться к историческому прошлому нашей страны. Ведь прошлое, как предмет истории, является мудрым учителем, помогающим нам избежать ошибок в настоящем, правильно определить наш путь в будущее.
Так как современный этап поиска верных решений в области становления рыночных отношений имеет явное соответствие определенной эпохе преодоления экономического кризиса в России, полезно будет углубиться во времена царской России. Сейчас печатается большое количество интересных книг, вскрываются старинные архивы, что методологический анализ исторических параллелей становится не только интересным занятием, но ярким воплощением известного тезиса Плутарха: «История – учит!» Тема Столыпинских реформ наиболее актуальна сегодня, так как сегодняшней России нужен реформатор такой, каким был Столыпин .
В исторической литературе в последнее время дискутируется вопрос – могли ли реформы Столыпина создать в России фермерскую форму ведения хозяйства и стать альтернативой революции. Высказываются различные суждения:
Советские журналисты считали его настоящим реформатором, реформы которого осуществились .
Струве дал следующую характеристику деятельности Столыпина: "Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина - можно ее принимать как величайшее зло, можно ее благословлять как благодетельную хирургическую операцию, - этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни. И - сдвиг поистине революционный и по существу, и формально. Ибо не может быть никакого сомнения, что с аграрной реформой, ликвидировавшей общину, по значению в экономическом развитии России в один ряд могут быть поставлены лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог" .
Историк Аврех, исследователь деятельности П.А.Столыпина, отметил, что Столыпин – «это именно и прежде всего правый крайний реакционер, проводник политики вошедшей в историю под именем столыпинской реакции» .
Точка зрения другого исследователя-историка Зырянова такова: Столыпин был «несомненно, крупным государственным деятелем, хотя вряд ли особо выдающимся. “Приказчик” царя и помещиков, он при всех своих отнюдь не исключительных качествах все же видел дальше и глубже своих хозяев».
Милюков же считал, что «Столыпин выступал в двойном обличие – либерала и крайнего националиста», и причислял его «к кругу лиц, которые мнили себя спасителями России от ее великих потрясений».
Французский историк Верт Н. высказал следующую точку зрения: «П. Столыпин – борец за сохранение монархии путем ее модернизации, консерватор по воззрениям, бывший предводитель дворянства в Ковно, где наблюдая жизнь польско-литовского крестьянства, стал убежденным сторонником частной собственности» .
Скажем, к слову, что этот спор между историками, политическими деятелями по отношению к реформам и личности П.А. Столыпина, актуален и сейчас.
Общий же вывод можно сделать такой: только теснейшая связь экономики и политики позволяет достичь положительных результатов реформирования, что понимал П.А. Столыпин, пытаясь осуществить свои реформы.
Исходя из вышеизложенного, определим цель и задачи реферата. Цель - дать исторический анализ реформ и изучить различные источники и сопоставить различные точки зрения на сущность реформ П.А. Столыпина.
Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
раскрыть экономическое и политическое значение реформ для развития России в начале ХХ столетия;
определить результаты и неудачи реформаторской деятельности П.А. Столыпина, ее значение для современного этапа развития России.
2.1. Причины реформ Столыпина
Обращение к историческому опыту Столыпинских реформ связано со следующими обстоятельствами:
Во-первых, к концу XIX века стало ясно, что положительный преобразовательский потенциал реформ 1861 года исчерпан. Необходим был новый цикл реформ.
Во-вторых, в начале XX века Россия еще являлась среднеразвитой страной. В экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального.
В-третьих, слишком медленное политическое развитие России определялось, в основном, ее аграрным вопросом.
В-четвертых, социально-классовая структура страны была очень разнородна. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи:
буржуазия пыталась занять ведущую роль в экономике страны в XX веке, до этого она не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в обществе страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие чего и оставалась аполитичной и консервативной силой;
дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, явилось главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией;
крестьянство, составлявшее ¾ населения страны, было также затронуто социальным расслоением общества (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия;
класс наемных рабочих насчитывал 16,8 млн. человек. Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно приехавших в город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек.
В-пятых, политическим строем в России оставалась монархия. Хотя в 70-ых годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма.
В-шестых, с поражением в Русско-японской войне начала нарастать революционная ситуация в стране (1905-1907).
Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Проводниками этих реформ конца XIX - начала XX явились такие разные политические деятели как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин. Оба они не были революционерами и стремились сохранить существующий в России строй и уберечь ее от революционных потрясений "снизу".
Однако, Столыпин, в противоположность Витте, считал, что перемены необходимы, но в той мере и там, где они необходимы для экономической реформы. Пока нет экономически свободного хозяина - нет и базы для других форм свободы (например, политической или личной).
Карьера П.А. Столыпина.
Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был обычным, на отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. Происходя из старинного дворянского рода, Столыпин, окончив Виленскую гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После его окончания служит в министерстве государственного имущества, но спустя год переводится в Министерство Внутренних Дел предводителем дворян в Ковенскую губернию. Такому назначению Столыпин был рад. Много общаясь с крестьянами, он понимал их разговоры: о земле, о ведении хозяйства. Его дочь писала «Мой отец любил сельское хозяйство…».
Через 10 лет Столыпин назначается Ковенским губернатором, а в 1902 году - Гродненским губернатором.
В 1902 году Столыпин участвует в совещании о развитии сельскохозяйственной промышленности, где он высказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселение по хуторам. Эта позиция была высказана позже в 1906 году и в комбинации с другими новшествами была принята как «Столыпинская реформа».
В марте 1903 года П.А. Столыпина назначают губернатором в более крупную Саратовскую губернию. Здесь и застала его первая революция, для подавления которой он применил весь арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков.
В апреле 1906 года Столыпин назначается министром внутренних дел, хотя и не ожидал такого назначения. Борьба с революцией ложится на его плечи. А 24 августа 1906 года опубликовывается правительственная программа. В ней Столыпин объявлял направления своей политики в подготовке важнейших законов:
о свободе вероисповедания;
о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;
об улучшении крестьянского землевладения;
об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;
о реформе местного самоуправления;
о преобразовании местных судов;
о реформе высшей и средней школы;
о земском самоуправлении в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;
о реформе полиции…
Для этого Столыпин воспользовался 87 статьей Основных законов, которая предоставляла правительству право решать вопросы во время перерывов в работе Думы и в случае исключительных обстоятельств.
2.3 Столыпинская аграрная реформа
Целей у реформы было несколько:
1. социально-политическая: Создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников(фермеров), отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей. Крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;
2. социально-экономическая: Разрушить общину, то есть создать частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность;
3. экономическая: Обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав .
Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.
Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.
После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.
Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем:
Разрушение общины и развития частной собственности;
Создание крестьянского банка;
Кооперативное движение;
Переселение крестьян;
Агрокультурные мероприятия.