Блок написал это стихотворение в период расцвета символизма, будучи влюбленным и увлеченным философией Благодаря такому сочетанию мыслей и чувств поэта, оно наполнено яркими и загадочными символами, атмосферой любви и ожидания.
Кратко о поэте
Александр Блок был одним из ярчайших представителей Серебряного века. Из множества течений он выбрал символизм и следовал его основам на протяжении всего своего творческого периода. Известен поэт во многих странах благодаря стихотворению "Незнакомка", которое переведено на множество языков, а также стихотворению, которое мы будем изучать в статье и делать его анализ, - "Вхожу я в темные храмы".
Блок родился в дворянском роду, мать и отец его были образованными, талантливыми людьми. Он унаследовал от родителей любовь к литературе и искусству. Правда, все имеет две стороны. Темной стороной медали рода Блока оказалось наследственное психическое заболевание, что передавалось через поколения.
Первая публикация стихов поэта была в 1903 году в московском журнале Мережковского, и с этого момента он покорил сердца читателей своим легким слогом, скрывающим не всегда доступные символы и образы.
Анализ: "Вхожу я в темные храмы" (Блок)
Стихотворение создано в 1902 году. По данным литературоведов, это время было периодом возвышенной влюбленности поэта в свою будущую жену - Любовь Менделееву (дочь того самого Менделеева, который открыл таблицу химических элементов), и увлеченности концепцией философа Соловьева о высшей женственности и божественной сути любви к женщине. Два этих мотива сплелись в один и создали стихотворение "Вхожу я в темные храмы". Божественное начало любви и божественное женское начало создают незримый образ «Вечной жены» поэта. Его чувства светлые, духовные. Любовь его несет тоже платоническую, нематериальную форму. Любимая сравнивается с божеством, она незрима и недоступна взгляду, но автор, называя ее «Милая - ты!», говорит о том, что давно знаком с ней, ему привычен и близок ее образ, и такое вот мистическое свидание завораживает, удивляет, привлекает внимание и не оставляет равнодушным читателя.
В стихотворении описано дивное ожидание, предчувствие скорой встречи с "Прекрасной дамой". Влюбленность автора окрыляет его, темные холодные стены храма наполняются радостью ожидания.
Что же это за храм? Вспомним, что автор принадлежал к символистам, значит, понятие здесь не фактическое, а символическое. Возможно, темный храм символизирует душу поэта. Темнота же не тьма, а сумерки ожидания. Красная лампада символизирует любовь, огонь которой только-только загорелся, но уже томит своим ожиданием.
А Та, которую он ждет? Кто она, "Величавая Вечная Жена"? Скорее всего, здесь, как и в "Незнакомке", речь идет об образе любимой поэта. Он еще не видит ее, но уже чувствует и ждет. Слово "привык" говорит, что это ожидание ему не в новость, он привык ждать ее, образ в сердце светит подобно лампаде в храме. "Не слышны ни вздохи, ни речи" поэту, но он знает, что любимая рядом, и скоро она будет с ним.
"Вхожу я в темные храмы". Эмоциональная атмосфера стихотворения
Атмосфера поэзии обрушивается на читателя с первых строк. Это загадочные "темные храмы", строгость, аскетизм с примесью ожидания, предчувствия. "Дрожь от скрипа дверей" выдает напряжение, высокие ноты ожидания контрастируют с темнотой и тенями. Красные лампады придают остроту, кажется, будто мы находимся вместе с автором и так же, как он, ждем его дивную Даму.
Довольно трудным и неоднозначным может быть анализ "Вхожу я в темные храмы". Блок-символист так и не раскрывает нам, о каких же храмах идет речь, но его задача - не рассказать, а дать прочувствовать нам его поэзию. В этом стихотворении его замысел удался. Ощущение ожидания сливается с мистическим ощущением присутствия образа любимой автора рядом. Она невидима, не слышна, но поэт знает, что она придет в этот темный храм, наполненный тенями сомнений, и легко развеет их.
В заключение
Были созданы настоящие бриллианты поэзии. Проходят десятилетия, а их стихи все так же актуальны и ярки. К таким поэтам относится и Александр Блок. "Вхожу я в темные храмы" с его дивной атмосферой ожидания, томления и радости от осознания встречи, которая, может, будет лишь во сне, - удивительное стихотворение о любви и ожидании, о духовном начале чувств и о светлой мечте о любимой.
Данное произведение А. Блок написал в 1902 году. Эта пора жизни автора характеризуется душевным подъемом, причиной которого была влюбленность в Л.Д. Менделееву, будущую жену писателя.
Также в этот период отмечается широкое увлечение Блока философией В. Соловьева. Согласно его философским идеям, любовь – верное средство для искоренения эгоизма внутри себя. Полюбив женщину, человек постигает ее сущность, природу, данную от Бога, что в свою очередь ведет к высокой любви ко всему миру.
Подобные идеи в той или иной степени нашли свое отражение в произведении «Вхожу я в темные храмы…». Главный герой влюблен в земную женщину. Все его мысли пронизаны желанным познанием широкой женской души, постижением гармонии этого мира, слияния с ним. Лирика духовная смешивается в строках с лирикой любовной, создавая удивительный контраст.
Главным средством выразительности в стихотворении выступает метафора. «Темные храмы» - это любовь, отношение лирического героя к тем чувствам, что он испытывает. Темнота означает неизведанность, храмы – таинственность и божественную ценность.
Стихотворение пронизано сомнениями героя. Он не уверен в ответных чувствах женщины, которую любит. Однако же он точно знает, что именно она – его муза и богиня:
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
Использование эпитета «озаренный» показывает читателю, что она – это предел мечтаний главного героя, его солнце, к которому он стремится.
Поначалу герой смущается той женственности и гармонии, что олицетворяет его «Величавая Вечная Жена», однако последствии он находит в этом особую чуткость и наслаждение. Ему нравится быть причастным к такому творению природы («привык к этим ризам»). Теперь прежнего смущения больше нет, герой открыт на «улыбки, сказки и сны», мечты о прекрасной даме.
Конец стихотворения подводит итог в размышлениях влюбленного героя. Он окончательно постигает высокую природу своей богини: «О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!».
Подводя итог, можно выделить несколько частей в произведении: вступительную часть, размышления героя и заключительную.
Само стихотворение написано живым, чувственным языком, наполнено средствами художественной выразительности (эпитеты «бедный обряд», «Прекрасная Дама», матафоры, такие как «бегут улыбки»). Восклицания передают эмоции героя, его надежды и ожидания.
В заключение можно сказать, что это одно из самых ярких стихотворений А. Блока. В нем автор показывает любовь как слияние душевных переживаний двух людей, как источник спасения мира, любовь к Богу.
Анализ стихотворения Блока Вхожу я в темные храмы №2
Сегодня речь пойдёт о стихотворении Блока Александра Александровича «Вхожу я в тёмные храмы». Александр Александрович один из известнейших поэтов 20 века. Хотелось бы ещё отметить, что поэзия Золотого века она прекрасна, но поэзия 20 века понятнее для современного человека она ближе, по моему мнению поэзия 20 века есть золотая середина, поэзия 21 века ещё не полностью сформирована, а поэзия Золотого века не всегда поднимает проблемы понятные нам.
Александр Александрович Блок очень интересная личность и неповторимый поэт. Его неповторимый почерк можно узнать сразу, немного сбитая рифа и уникальные средства выразительности, ну конечно глубокий смысл, и наше стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» полностью соответствует всем вышеперечисленным критериям.
Произведение: «Вхожу я в тёмные храмы», написанное в 1902 году 25 октября, было посвящено будущей жене, а на тот момент просто возлюбленной Любовь Менделеевой, взявшей после замужества фамилию мужа Блок, которую поэт безумно любил.
Как отрадны Твои черты!».
Для Александра Александровича фигура будущей жены, Любовь Дмитриевны,-это путеводитель во тьме, прекрасный свет в окошке: «В мерцаньи красных лампад».
Вообще всё стихотворение пронизано любовь, читая его понимаешь настоящая любовь существует, а произведение написано настолько гениально, что отражает все чувства автора, насквозь открывает его душу, а душа у Александра Александровича Блока столь же богата, чиста уникальна, как и его произведение.
Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Ахматовой Мне голос был. Он звал утешно…
Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году.
Владимир Маяковский – это патриот своей страны, России. Именно потому таким его считают, потому что он так себя несет. Например, в своих произведениях, он всегда высказывается в пользу народа
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было создано А.А. Блоком в 1902 году. Оно было написано под впечатлением встречи поэта с Любой Менделеевой в Исаакиевском соборе. Стихотворение вошло в «Цикл стихов о Прекрасной Даме». В юности поэт был увлечен философским учением В. Соловьева. Согласно этому учению, мир, погрязший в грехах, будет спасен и возрожден к жизни неким Божественным началом, воплотившим в себе Вечную Женственность. Блок наделял этот образ идеальными чертами, давал ему различные имена: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Купина. Себя же он представлял рыцарем, давшим обет служения Прекрасной Даме. В рамках этих творческих поисков и было создано данное произведение.
Композиционно в стихотворении развивается одна и та же тема — чудесная мечта героя, описывается его свидание с Прекрасной Дамой. В начале стихотворения даны некоторые приметы реальности: «темные храмы», «бедный обряд». Все эти образы предваряют свидание героя с Прекрасной Дамой. И недаром оно происходит в храме. Это мир, в котором всегда царят любовь и гармония, доброта, тепло и совершенство. Таким образом, образ героини в сознании лирического героя приравнен к Божественному началу. И постепенно образ героя также проясняется для читателя. Своеобразной кульминацией темы свидания становится вторая строфа:
В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
Читатель здесь понимает, что Прекрасная Дама — это лишь мечта героя. Однако в душе его нет ни горечи, ни сожаления. Он полностью погружен в свою мечту, бесконечно предан ей. Реальность не тяготит его, потому что ее словно бы не существует в его душе. Мир героя — это мир «улыбок, сказок и снов». Главное — это вера в мечту: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты».
Поэт использует здесь характерные образы и краски: мы видим мерцанье «красных лампад», золотой блеск икон, матовость желтых свечей. Цветовая палитра здесь символична: красный цвет говорит о жертвенности, намекает на готовность лирического героя отдать жизнь ради Прекрасной Дамы (красный цвет ассоциируется с кровью). Желтый же и золотой, напротив, — краски, символизирующие жизнь, солнце, тепло. Очевидно, лирический герой настолько слился со своей мечтой, что она стала неизменной частью его жизни.
Стихотворение написано дольником. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («темные храмы»), метафору («Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны»), аллитерацию («дрожу от скрипа дверей»).
Таким образом, произведение является «программным» для ранней лирики Блока. Молодой поэт воплощал свой миф о Мировой Душе путем иносказаний, мистических предчувствий, таинственных намеков и знамений.
Cтихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» Александра Блока вобрало в себя все основные мотивы цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Главный мотив стихотворения — ожидание встречи с Прекрасной Дамой и высокое служение Ей. Всё произведение овеяно атмосферой мистической тайны и чуда. Здесь всё неуловимо, всё только намек. Какие — то отблески, мерцания, надежды на непостижимое чудо — на явление Прекрасной Дамы, в образе которой воплотилось некое Божественное начало.
Слова лирического героя обретают характер торжественного гимна, молитвенного песнопения, с которым верующие обычно обращаются к своему Божеству. Текст произведения состоит из обращений и восклицаний, выражающих безмерное восхищение героя. Событий не происходит. Есть только ожидание: лирический герой видит себя в образе преданного рыцаря, давшего высокий обет вечного служения своей Прекрасной Возлюбленной.
Лирический герой называет свою возлюбленную Величавой Вечной Женой, Милой, Святой. Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения к ней написаны автором с большой буквы. И не только эти слова, но и местоимения: Ты, о Ней, Твои. Ритуальность и святость происходящего подчёркнута также изображением храма, горящих свечей и лампад. Само стихотворение звучит, как молитва. Лексика торжественная: использовано много высоких, красивых и устаревших слов, подчеркивающих исключительность события (совершаю обряд; мерцанье лампад, озарённый, ризы, отрадны).
Любовь к Прекрасной Даме — это своеобразное таинство. Героиня предстаёт и в облике Величавой Вечной Жены, и в облике просто земной женщины, когда лирический герой называет её Милой. Лирический герой ожидает чуда — появления таинственной Незнакомки. Его одинокая, встревоженная душа стремится к возвышенному, ждёт откровения, перерождения. Это ожидание — томительное, напряженное, тревожное. Поэт использует символику красного цвета. Во всех стихотворениях, посвящённых Прекрасной Даме, красный цвет — это и огонь земных страстей, и знак Её появления. В этом стихотворении лирический герой ждёт Её появления при свете красных лампад. Эпитет озарённый тоже отражает этот цвет:
Прекрасная Дама — это мечта, идеал, но счастье с ней возможно не на земле, а в вечности, в мечтах. В этом стихотворении присутствуют привычные для любовной лирики мотивы: мечты о Ней, надежда на встречу. Но образ Прекрасной Дамы необычен. Это не только реальная возлюбленная лирического героя, но и Душа Мира. Лирический герой — не просто влюблённый, а Человек вообще, который стремится к слиянию с Душой Мира — к достижению абсолютной гармонии. В таком прочтении стихотворение воспринимается уже не как любовная, а как философская лирика.
Мечта о встрече с Прекрасной Дамой — это желание уйти из реального мира, от недостойных людей, для которых «истина в вине», в наживе и корысти. Используя ассоциации, образы и символы, Александр Блок пишет не только о любви, но и о сложном, неизведанном мире, пробуждающем в душе гармонию, красоту, добро. Для усиления впечатления Блок использует эпитеты (тёмные храмы; бедный обряд; ласковы свечи; отрадны черты). Эмоциональность усиливают олицетворения (бегут … улыбки, сказки и сны; образ глядит) и риторические восклицания (О, я привык к этим ризам / Величавой Вечной Жены]; О, Святая, как ласковы свечи, / Как отрадны Твои черты!).
Использованы ассонансы (Там жду я Прекрасной Дамы / в мерцаньи красных лампад). Стихотворение написано трёхударным дольником. Стопа разносложная с ударением на разных слогах, рифма — перекрёстная.
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано Блоком 25 октября 1902 года. Это время было отмечено важными событиями в личной жизни поэта – влюбленностью в его будущую жену, Л.Д. Менделееву.
Кроме того, известно, что в ранний период творчества Блок увлекался философией Вл. Соловьева. В учении этого философа поэта привлекала идея о Вечной Женственности, или о Душе Мира. По Соловьеву, именно через любовь возможно устранение эгоизма, единение друг с другом. «Высокая любовь» к миру открывается человеку через любовь к земной женщине, в которой нужно суметь увидеть ее небесную природу.
Все эти мысли и настроения отразились в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» В целом настроение произведения можно охарактеризовать как настроение ожидания. Лирический герой влюблен. Он ожидает от своей возлюбленной раскрытия ее женской сущности и, через это, познание Высшей Женственности, Гармонии, слияния с миром. Поэтому можно сказать, что данное стихотворение – это сочетание любовной лирики с лирикой духовной.
Все произведение построено на метафоре. Герой входит в «темные храмы». Мне кажется, что это метафора любви. Интересно сочетание этих слов, оно отражает отношение героя к своему чувству. «Храмы» - что-то святое, божественное, «темное» же – непознанное, таинственное, маняще-загадочное и пугающее.
Герой не знает, сомневается, его возлюбленная действительно Она – женщина его жизни, его судьба, его Богиня и Муза. Или же он ошибается? Но, несмотря на это, он ждет, дрожит от волнения, потому что любит:
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
Важен здесь, на мой взгляд, эпитет «озаренный», отнесенный к образу, сну, мечте о Ней. Этот образ озарен каким-то высшим светом, предчувствием. Герой внутри себя знает, что она – это Она.
Дальнейшее развитие стихотворения подтверждает это:
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
Сначала герою было не по себе от мысли, что его возлюбленная – Величавая Вечная Жена, то есть олицетворение высшей женственности, силы и слабости, гармонии, которая и спасет мир. Но постепенно он привык к тому, что каждый раз соприкасается с таким чудом. Поэтому он говорит, что «привык к этим ризам». Теперь они не мешают ему, а вдохновляют на «улыбки, сказки и сны». Вдохновляют на мечты о любимой как о земной женщине.
Последняя строфа завершает размышления лирического героя. На первый план он выводит духовную высшую сущность своей возлюбленной. Он «верит», что она и есть воплощение Высшей гармонии:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Но я верю: Милая - Ты.
Таким образом, стихотворение условно можно разделить на три части: вступление, развитие мысли, заключение.
Язык произведения ярок, насыщен средствами художественной выразительности. Особенно много здесь эпитетов (темные храмы, бедный обряд, Прекрасная Дама, озаренный образ, Величавой Вечной Жены, ласковы свечи, отрадны черты) и метафор (глядит образ, ризы Жены, бегут улыбки, сказки и сны).
В синтаксическом плане в стихотворении можно отметить инверсию (вхожу я, совершаю, жду я и т.д.) Это придает ему размеренность и торжественность. Есть здесь восклицательные предложения, передающие силу надежд и ожиданий героя.
В целом строение предложений достаточно просто. Оно соответствует «бедному обряду», совершаемому героем.
Я считаю, что стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» - одно из лучших стихотворений А. Блока. Оно показывает любовь, прежде всего, как духовное, душевное, эмоциональное слияние двух людей. Кроме того, мне близка идея того, что только любовь спасет каждого человека и весь мир в целом, потому что любовь и есть Бог.
Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…»
Анализ стихотворения А.А. Блока "Вхожу я в темные храмы"
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы. » было написано в 1902 году и входит в первый том лирики (1898-1902). Первую свою книгу Блок создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Души Мира, Вечной Женственности - красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дал имя - Прекрасная Дама и создал цикл «Стихов о Прекрасной Даме», в который входит и стихотворение «Вхожу я в темные храмы. ».
Центральный мотив стихотворения - мотив ожидания и надежды на встречу с Прекрасной Дамой. Постепенно тревога лирического героя нарастает («Дрожу от скрипа дверей. »), так как в воображении его зримо возникает ее образ, озаренный аурой святости. Ее появление приносит в душу героя успокоение, он обретает гармонию:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
В этом стихотворении присутствуют привычные для любовной лирики мотивы: мечты о Ней, надежда на встречу. Но поскольку образ Прекрасной Дамы - сложный, синкретичный образ, это не только реальная возлюбленная, но и Душа Мира, то и осмысляются эти мотивы в непривычной плоскости. Лирический герой - не просто влюбленный, а Человек вообще, стремящийся к слиянию с Душой Мира, то есть к достижению абсолютной гармонии. В таком прочтении стихи Блока предстают уже как философская лирика.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
«Вхожу я в темные храмы…» А.Блок
«Вхожу я в темные храмы…» Александр Блок
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…»
Любовной лирике в творчестве Александра Блока отводится ключевое значение. И в этом нет ничего удивительного, так как 17-летний поэт, испытавший сильные чувства к Любови Менделеевой, сумел сохранить их на всю жизнь. Этой женщине суждено было стать музой Блока и его ангелом-хранителем. Даже после того, как судьба разлучила эту пару, поэт продолжал любить свою бывшую супругу, всячески ей помогал и искренне верил, что они созданы друг для друга.
Впервые образ Любови Менделеевой появился в стихах поэта, датированных последним годом 19 века. К этому период творчества относится создание цикла произведений, посвященных загадочной прекрасной даме. Ее прототипом стала избранница поэта, которая долго не отвечала ему взаимностью. В итоге молодые люди расстались и не виделись несколько лет, в течение которых Блок с завидной регулярностью воссоздавал милый образ в своих произведениях. Глаза, улыбка и даже голос Любови Менделеевой преследовали поэта повсюду. Блок даже признавался, что это похоже на некое умопомешательство, когда в толпе людей ты пытаешься отыскать знакомую фигуру, отмечаешь у совершенно чужих барышень похожий наклон головы и даже манеру нести сумочку в руках.
О своих душевных переживаниях поэт никому не рассказывал, однако то, что он чувствовал после расставания с избранницей, можно без труда прочесть между строк его произведений. Одним из них является стихотворение «Вхожу я в темные храмы…», созданное в 1902 году. Его суть сводится к тому, что даже в образе Богоматери поэту чудится любимая, и это наполняет его душу двойной радостью . Трудно судить, насколько все написанное соответствовало действительности, однако знакомые молодого Блока утверждают, что в какой-то момент он стал по-настоящему набожным и редко пропускал воскресную службу. Можно предположить, что при помощи молитвы поэт пытался заглушить свою душевную боль и смириться с потерей любимого человека. Однако сам автор объясняет такое поведение несколько иначе, отмечая: «там жду я Прекрасной Дамы в мерцаньи красных лампад».
Глупо было бы рассчитывать на то, что именно в храме Блок встретит свою прагматичную и избавленную от религиозных предрассудков возлюбленную. Поэт это прекрасно понимает, однако продолжает бывать в церкви. Там «в лицо мне глядит озаренный, только образ, лишь сон о Ней». Теперь уже не вызывает сомнений тот факт, что в изображениях «Величавой Вечной Жены» поэт видит черт девушки, в которую влюблен. И это сходство наполняет душу Блока неизъяснимой радостью, он верит в то, что его любовь является даром небес, а не проклятьем. И такая трактовка столь сильного чувства заставляет Блока не отказываться от него, а, наоборот, культивировать в своем сердце любовь, дающую ему силы жить. «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая – Ты», — признается поэт.
Романтический период в творчестве Блока, связанный с созданием цикла «Стихов о Прекрасной Даме», не прошел для поэта бесследно. До самой смерти он очень уважительно относился к женщинам, считая их высшими существами, более утонченными и ранимыми. Что же касается Любови Менделеевой, то ее он по-настоящему боготворил и даже слегка побаивался того, что собственными чувствами, грубыми и примитивными, может очернить душу той, которую так любит. Впрочем, как показывает практика, оценить такое трепетное отношение к себе под силу далеко не каждой женщине. Любовь Менделеева в этом отношении не была исключением, так как не раз предавала Блока, влюбляясь в других мужчин. Однако после смерти поэта она призналась, что была к нему несправедлива и не смогла до конца понять, какой же благородной и возвышенной натурой обладал ее супруг.
Стихотворный анализ "Вхожу я в темные храмы" (А. Блок)
February 4, 2016
Данное стихотворение было написано тогда, когда молодому Александру Блоку едва исполнилось 22 года. Именно это время ознаменовано самим поэтом как период активного творчества, открытого духовного поиска собственной высшей истины и правды. Целый цикл любовных стихотворений посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой. В ее лице поэт нашел милую подругу и музу, которой служил всю жизнь. Он боготворил эту девушку, впоследствии ставшую его женой, и видел в ней проявления божественной сути.
Стихотворный анализ «Вхожу я в темные храмы» призван показать и обозначить главную особенность духовных исканий Александра Блока на конкретном этапе развития творчества. А именно служение образу Вечной Женственности, попытки отыскать ее в материальном мире, приблизиться к ней и сделать цельный и нерушимый лик частью собственного существования.
Тема стихотворения
«Вхожу я в темные храмы» - одна из вершин поэзии Александра Блока в цикле, посвященном Прекрасной Даме. Ключевым моментом следует считать попытку отыскать мечту, образ Вечной Женственности в мире обыденном с преобладающими материальными ценностями и установками. Отсюда явственно прослеживается момент несовпадения в представлениях, безответность, тщетность поиска.
Анализ «Вхожу я в темные храмы» показывает, насколько лирический герой А. Блока оторван от реальности, поглощен собственной навязчивой идеей. И с этим мистическим желанием ему трудно совладать, оно подчиняет его себе, лишает воли, здравого смысла, рассудка.
Состояние лирического героя
Стих «Вхожу я в темные храмы» - одиннадцатый по счету в числе произведений, адресованных Любови Дмитриевне Менделеевой. Лирический герой находится в состоянии беспокойства, он хочет обрести целостность с самим собой, отыскать свою утраченную половинку - часть себя, без которой он не может сделаться счастливым. В святом месте, храме, он видит лишь отголоски того таинственного, неземного образа, на который направлены его искания, на чем сосредоточено и все внимание. Здесь сам автор соединяется с чувствами лирического героя в этих глубоких внутренних переживаниях.
Образ Вечной Женственности
Одним из самых красивых и загадочных является стихотворение «Вхожу я в темные храмы». Блок наделил свою героиню сказочными, мистическими чертами. Она неуловима по своей сути, прекрасна и непостижима, как сама мечта. Так возникает образ Красоты как ипостаси божественной любви. Нередко лирический герой сравнивает ее с Богородицей, дает ей мистические имена. Александр Блок называл ее Мечтой, Пречистой Девой, Вечно Юной, Владычицей Вселенной.
У читателей всегда оставались восторженные отзывы и впечатления после прочтения таких стихов, как «Вхожу я в темные храмы». Блок является любимым поэтом многих интеллектуалов, особенно его творчество оказывается близким молодым юношам и девушкам. Та, кому служит лирический герой, окутана величайшей загадкой. Он относится к ней не как к земной женщине, а как к божеству. Она окружена тайными знаками и тенями, в которых угадывается ее тяготение к аполлонистическому началу - герой созерцает ее и сам получает эстетическое удовольствие от переживания чувства. Анализ «Вхожу я в темные храмы» демонстрирует читателю интересный подход к интерпретации известных и любимых миллионами строк.
Ключевые символы
В стихотворении можно выделить несколько образов, которые создают своеобразный фон для развития действия, дополняют сюжет яркими картинами.
Ризы подчеркивают святость и возвышенность образа Прекрасной Дамы. Это материальное воплощение божественного начала (Богородица, церковь). Все земное ей чуждо, она являет собой возвышенную стихию свободы и света. Ей можно молиться ночами при лунном свете, каждой мыслью и действием воспевая непревзойденную красоту.
Красные лампады символизируют недостижимость мечты, ее далекость и нереальность, по сравнению с повседневной жизнью. Здесь происходит соединение вымышленного мира с действительностью.
Таким образом, анализ «Вхожу я в темные храмы» подчеркивает мысль о том, что интимно-личностные переживания молодости происходили у поэта на фоне стремления разгадать тайну Красоты.
Послушать стихотворение Блока Вхожу в темные храмы
Темы соседних сочинений
Картинка к сочинению анализ стихотворения Вхожу в темные храмы
/ / / Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…»
А. Блок считается одним из первых символистов, это творческое направление ставит на первое место символ как знак, который может восприниматься по-разному, является неоднозначным. Символизм возникает во Франции и далее распространяется по другим странам.
В творчество поэта главное значение имеет любовная тема, которая приобретает разных красок. Это не удивительно, ведь сам поэт любил, и свою любовь пронес через всю жизнь. Его избранницей была Любовь Менделеева. Эта женщина стала для Александра Блока стала не только его музой, вдохновительницей на творчества, но и ангелом-хранителем. Даже после расставания Блок не переставал помогать бывшей супруге, потому видел в ней не только любимую женщину, но и истинного друга. Он доверял ей, как самому себе.
О своих таинственных чувствах и переживаниях Блок не рассказывает, он все раскрывает в своем творчестве. Поэт прекрасно относится к женщинам, все творчество поэта связано со стихами о Прекрасной Даме. Автор считал женщин очень тонкими и ранимыми натурами. Любовь Менделеева была для поэта настоящим идеалом женщины. Он боялся, что может очернить душу того человека, которую так любит. Но поэт прекрасно знает, что далеко не каждая может трепетное отношение. Человеческая натура обманчива, он и сам не раз обманывался в жизни, но продолжал верить любимым людям. Любовь Менделеева часто предавала Блока, отдавала предпочтение другим. И только через время поняла, насколько благородным был человек, который так долго находился с ней рядом.
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» датировано 1902 годом. Образ Богоматери становится центральным в творчестве Блока, это образ-символ любимой женщины, которая находится рядом, но часто неуловима и недоступна. Именно такой автор представляет себе Прекрасную Даму. В образе Богоматери угадывается любимая поэта, которая для него становится воплощением чистоты и красоты. Очень много синонимов использует автор, он называет свою любимую Величавой Вечной Женой, Святой, Милой.
Лирический герой входит в храм и в «мерцании красных лампад» ждет Прекрасную Даму. Далее все больше раскрывается основная тема – любовная, становится понятным, что лирический герой все-таки ждет свою любимую. Все слова говорят о том, что для поэта действительно важным является именно искренние чувства, даже пусть невзаимные.
Блок все еще верит, что любовь – небесный дар, а не проклятье. Образ Прекрасной Дамы и Богоматери – это символические образы, в которых воплощается идеальная женщина. Мы имеем право любить, даже тогда, когда это противоречит рациональному, когда мы видим недостатки человека. Александр Блок в своей любовной лирике, показывает, как нужно относиться к женщине, какими должны быть истинные высокие чувства. Стихи написаны с душой и сердцем, в каждой фразе звучит любовь и уважение. В произведениях очень много символов, но они чаще всего повторяются, являются константами в творчестве. Блок - великий поэт символизма, воспевающий женскую чистоту и настоящую красоту.