Правильные люди на правильном месте важнее, чем правильная стратегия
Джек Уэлч
Знание состояния дел в школе обеспечивается за счет реализации функции контроля. Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит, также, формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.
Сущность, принципы и функции внутришкольного контроля
Каким бы высоким ни был ваш пост, вы отвечаете за то, что происходит на самом низу
Б. Г. Джеймс
В руководстве школой важно внутришкольный контроль.
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Как функция управления контроль включает выявление степени соответствия процесса плановым показателям и естественному движению.
Важными элементами контроля является учет и анализ деятельности.
Учет деятельности позволяет получить полную информацию о состоянии дел в школе. Учет - это получение, обработка и систематизация сведений, выраженных, как правило, в количественной форме, о задачах, подлежащих выполнению, об имеющихся ресурсах, результаты выполнения планов и управленческих решений. Учет производится путем измерения, регистрации и группировки по определенным правилам данных, характеризующих объект управления.
Анализ деятельности заключается в комплексном изучении отчетной информации для объективной оценки деятельности. Анализ деятельности дает возможность:
Объективно оценить результаты работы школы за определенный период;
Выявить причины сложившегося положения дел в школе и динамики ее развития;
Выявить сложные взаимосвязи текущего состояния школы с различными факторами;
Получить количественную оценку эффективности деятельности школы;
Выявить проблемы в деятельности школы;
Найти приемлемые пути улучшения состояния дел.
Таким образом, анализ деятельности позволяет решить такую важную задачу, как определение степени живучести школы - способность противостоять внешним и внутренним дестабилизирующим воздействиям.
Управленческий (служебный) контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полном объеме все другие функции. Контроль обеспечивает правильную оценку реальной ситуации и тем самым создает условия для внесения
корректив в запланированные показатели.
Внутришкольный контроль - это глубокое, всесторонне изучение и анализ учебно-воспитательного процесса общеобразовательном учебном заведении и координация на основе этого всех отношений в коллективе. Его цель - добиться оптимального соответствия деятельности школы государственным стандартам.
Основные принципы внутришкольного контроля:
Стратегическое направление. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегический характер, то есть отражать общие приоритеты учебного заведения и поддерживать их.
Плановость и систематичность контроля означает создание в учебном заведении системы контроля, которая позволит управлять ходом педагогического процесса. Поэтому внутренне школьный контроль заблаговременно планируют. В плане контроля конкретно определяют объект контроля (кто и что будет проверяться), субъект (кто будет контролировать), технологию контроля (каким образом), сроки контроля и место, где будут подведены итоги. План контроля доводят до сведения всех участников учебно-воспитательного процесса.
Научность предусматривает основательные научные основы контролируемой деятельности, полноту выводов и рекомендаций, высокий уровень компетентности того, кто проверяет.
Объективность по оценке и доброжелательность в отношении к субъектам проверки. Этот принцип предусматривает проведение проверки деятельности учителя, классного руководителя, всего педагогического коллектива в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ на основании произведенных и согласованных критериев.
Экономичность контроля означает, что все расходы на осуществление контроля не должны превышать достигнутых с его помощью результатов. Расходы на осуществление контроля должны приближать учебное заведение к намеченным целям. То есть если суммарные затраты на систему контроля преувеличивают созданные ею преимущества, то лучше не использовать эту систему контроля вообще или же ввести менее тщательный контроль.
Сочетание контроля с самоконтролем создает условия для самосовершенствования, самокоррекции, самообучения.
Гласность позволяет демократизировать процедуру контроля и снять излишнее напряжение из субъектов контроля. Гласность контроля обеспечивается тем, что результаты контроля, причины отклонений, приняты меры доводятся до всех участников рабочего процесса.
Ориентация на результат. Конечная цель контроля -
способствовать решению задач, стоящих перед школой.
Своевременность контроля заключается в установлении и обеспечении оптимального временного интервала между измерениями или оценками, которые осуществляются. Значение наиболее оптимального интервала контроля определяют с учетом временных рамок основного плана, скорости измерения, затрат на проведение измерения и распространение полученных результатов. Система эффективного контроля - это система, вовремя подает нужную информацию нужным лицам.
Непрерывность контроля состоит в том, контрольные мероприятия осуществляются постоянно, вне зависимости от сложности, важности и срочности выполняемых работ.
Точность контроля означает, что система контроля представляет достоверную информацию, реальные данные. Если система контроля генерирует недостоверную информацию, то возникают управленческие ошибки, потери сил и средств на решение проблем, которых не существует.
Обоснованность критериев контроля: стандарты системы контроля должны быть взвешенными и обоснованными, так как завышенные стандарты снижают мотивацию работников. Стандарты и нормативы должны подтягивать работников к высоким показателям деятельности, быть напряженными, но посильными.
Понятность контроля. Система контроля, которую трудно понять, может вызвать ошибки работников и даже игнорирование ими самого контроля.
Всесторонность контроля: контролируются все аспекты деятельности, даже, на первый взгляд, самые незначительные.
Гибкость контроля заключается в том, что формы, методы контроля должны максимально учитывать особенности и условия работы контролируемых сотрудников.
Простота контроля обеспечивает меньшие усилия и меньшие затраты на его осуществление. Как правило, наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простые методы контроля требуют меньших затрат, они экономичны. Чрезмерная сложность ведет также к потере контроля над ситуацией. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.
Гуманизация контроля направлена на установление между субъектом и объектом контроля отношений взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества. Это достигается:
Отказом во время контроля от навязывания учителю вариантов деятельности, от мелочной опеки и регламентации, предоставления ему права свободного выбора технологии обучения и воспитания;
Созданием при контроле стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации педагогического процесса;
Создание условий для постоянного самосовершенствования учителя, предоставление ему возможностей для экспериментальной, исследовательской работы;
Объективной оценкой деятельности педагога, выявлением динамики роста его личности, общим определением программ дальнейшего самосовершенствования.
Индивидуализация контроля означает обязательное учета своеобразия каждой личности (темперамента, уровня познавательных интересов, эмоционально-нравственной чувствительности, типа мышления и памяти, волевых качеств и т.д.) при выборе форм и методов контроля, определение характера методических рекомендаций. Игнорирование руководителем индивидуальных особенностей педагога или незнание их может привести отсутствие взаимопонимания, нарушение единства педагогических позиций и даже противодействие.
Дифференциация предполагает взаимозависимость контроля и результатов работы всего педагогического коллектива или отдельных его групп. В условиях демократизации управления учебным заведением реализация этого принципа должно способствовать переходу педагогов, которые достигают стабильно высоких результатов, к высшей форме внутришкольного контроля - самоконтроля, то есть к работе в режиме полного доверия с использованием только итогового контроля.
В функции внутришкольного контроля относятся:
1. Диагностическая функция: контроль диагностирует педагогический процесс по определенным критериям, обнаруживает как успехи, так и недостатки работы всех его участников.
2. Информационная функция: контроль является источником получения информации, необходимой для анализа результатов деятельности при соотнесения их с запланированными результатами, осуществления корректировки работы администрации, педагогического и ученического коллективов, определения дальнейшей тактики действий в соответствии с выбранной стратегией.
3. стимулирующие-мотивационная функция: контроль стимулирует учеников к улучшению результатов своей учебы, учителей - к совершенствованию форм и методов осуществления учебно-воспитательного процесса; контроль мотивирует общее стремление учителей и учеников к получению лучших показателей в учебе.
4. Коммуникативная функция: контроль является одной из коммуникативных звеньев во взаимоотношениях (учеников и учителей; учителей и директора школы; учеников, учителей и руководителя) систематизированный контроль обеспечивает непрерывный процесс взаимодействия всех участников педагогического процесса.
5. Интегративная функция: контроль объединяет усилия всех участников педагогического процесса при устранении недостатков работы с целью достижения общей цели.
Как итог обобщим понятие «контроль»: по сути - это получение обратной связи о ходе и результатах выполнения должностных обязанностей (учебно познавательной деятельности учащихся и учебно-воспитательной работы педагогов и т.д.); по форме - это самостоятельная управленческая функция, направленная на проверку состояния объекта (образовательного процесса, учебно-познавательной деятельности учащихся и т.д.) по назначению - это основа для принятия управленческих решений на основе анализа полученной информации.
ТАШКЕНТСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бутабаева Н.П.
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Ташкент – 2007 г.
Рецензенты : Ломухина В.И. – директор школы № 210 г.Ташкента
Мирзоева Л.В. – зам.директора по учебно-воспитательной работе школы № 101 г.Ташкента
Научный редактор : Юлдашев Х.К. – ректор ТГИППКПНО, доктор педагогических наук, профессор
Ответственный за выпуск : Умронходжаев А. – кандидат
Педагогических наук, профессор
Пособие содержит методические материалы по организации внутришкольного контроля.
Для педагогической деятельности любой школы характерны осмысление накопленного опыта работы, поиск новых идей, выход на более высокую ступень педагогического мастерства в организации учебной и воспитательной деятельности, появление и распространение в педагогической, родительской, управленческой среде нового понимания ценностей образования, когда образование становится приоритетным в жизни подрастающего поколения.
Закон «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров явились руководством к действию в развитии и усовершенствовании народного образования в Узбекистане. Работа в этом направлении еще более усилилась после принятия «Государственной общенациональной программы развития школьного образования на 2004-2009 годы», предусматривающей кардинальное улучшение всей системы школьного образования, отвечающий самым современным требованиям.
А одним из рычагов такого развития в каждой конкретной школе является аппарат внутришкольного контроля (ВШК).
ВШК – это система, которая позволяет управлять, контролировать и оптимизировать учебный процесс.
ВШК – это сложная система управления, т.к. включает в себя взаимоотношения между администрацией, коллективом учителей, и коллективом учеников.
Целью данной методической разработки является оценка следующих понятий:
Эффективность ВШК.
Организация работы администрация в этом направлении.
Организация работы учителя.
Мотивирующие аспекты деятельности учителя.
Формы и методы внутришкольного контроля.
Психологический климат педагогического и ученического коллективов.
Эффективность учебно-воспитательного процесса.
Планирование внутришкольного контроля.
Условия эффективности ВШК
Каждый руководитель школы постоянно нуждается в четком представлении о том, как развивается школа, каковы тенденции того развития, как совершенствуется (или не совершенствуется) образовательный процесс. Иными словами нужен постоянный анализ, постоянная обратная связь, информированность обо всех сферах жизни и деятельности коллектива. Такую информацию – достоверную, полную – можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля на основе диагностики.
Диагностика – основа качественного управления образовательным учреждением.
Диагностика должна быть направлена на изучение и анализ положения дел в образовательном учреждении, установление (и предупреждение) тех или иных недостатков, выявление их причин, определение путей их скорейшей ликвидации.
Диагностика коллектива – важное условие, которое обеспечит руководство образовательного учреждения информацией, необходимой для организации личностно-ориентированного контроля и вариативного гибкого методического сервиса в школе. Только при таком условии внутришкольный контроль выполнит свою диагностическую, стимулирующую и воспитывающую функции.
Существует ряд принципов, делающих процесс контроля эффективным:
регулярность и отсутствие неожиданных процедур контроля;
отказ от различных форм скрытого контроля;
выявление не только недостатков, но и успехов контролируемых;
доведение результатов контроля до подчиненных;
уважение к работникам в процессе контроля;
важность принятия подчиненными контроля и знание ими того, как можно усовершенствовать свою работу.
К сожалению, чаще всего контроль ориентирован на выявление недостатков, что вызывает психологический дискомфорт сотрудника. Это может привести к сильному перенапряжению учителя, вызвать чувство сопротивления. В результате этого контроль не только не способствует совершенствованию работы, а является демотивирующим фактором.
Чтобы этого не произошло, необходимо придерживаться следующих условий :
ожидаемые руководством результаты четко определены и известны каждому педагогу;
результаты соответствуют возможностям педагогов, которые не сомневаются в своих силах;
в образовательном учреждении существуют необходимые организационные, материально-технические и другие условия, достаточные для достижения ожидаемых результатов, в чем педагоги не сомневаются;
достижения ожидаемых результатов не требует от педагогов чрезмерного напряжения;
в организации существуют известные всем вознаграждения за достижения результатов;
данные вознаграждения предоставляют ценность для исполнителей;
система контроля обеспечит объективную оценку результатов труда, и каждый педагог уверен в этом;
результаты каждого педагога известны в коллективе;
статус педагога зависит от того, как он работает;
педагоги не сомневаются в справедливости распределения вознаграждений, так как они соответствуют результатам труда.
Оценка работы будет значимой и привлекательной для педагога, если он будет уверен в ее справедливости и в реалистичности предъявляемых требований. Слишком высокие требования могут восприниматься как абсолютно не достижимые, в то время как слишком низкие – препятствовать появлению чувства успеха.
Результаты контроля будут восприниматься как справедливые, если педагоги, достигшие равных результатов, будут оценены одинаково. При этом стандарты или критерии оценки должны быть достаточно обоснованы и предварительно согласованы с коллективом.
Справедливость контроля достигается также обоснованием и аргументированностью оценочных суждений проверяющего; признанием наличия у педагога собственной позиции в оценке результатов своего труда; уважительным и доброжелательным отношением к личности контролируемого.
Требования, обеспечивающие эффективность контроля .
Руководитель, осуществляющий контроль должен сам обладать высокой компетентностью, культурой, т.е. иметь высокую научно-теоретическую подготовку, ориентироваться на новейшие психолого-педагогические достижения, ППО развития школы.
При осуществлении контроля, придерживаться самому и требовать этого от других проверяющих следующих этических правил :
честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
стремление к точности и уважения к очевидности;
достоверность изложенных фактов;
вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;
уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образования и образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы;
понимания особенностей образовательного учреждения, а также уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
оценка результатов деятельности осуществляется с учетом показателей приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
признание того, что интересы и благополучие обучающихся являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
уважительное отношение и уверенность в порядочности руководителей, учителей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
понимание того, насколько серьезно изложенное мнение инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности с указанием на конкретную проверку.
Контроль должен завершаться формулированием предложений по совершенствованию работы проверяемых, а если необходимо, то предложениями по оказанию им помощи. А найденные положительные достижения должны также стать достоянием коллектива, общественности, путем распространения передового опыта, примера лучших образцов работы с целью совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.
Неэффективный контроль (каким не должен быть контроль):
не нацеливающий на конечный результат;
не имеющий системы, т.е. нерегулярный контроль, который имеет характер случайного явления;
тотальный контроль, который по своей сути освобождает педагогов от личной ответственности за результаты своего труда, порождает небрежность;
скрытый контроль (через «стукачей»), вызывающий досаду, так как служит показателем отсутствия доверия;
контроль «для галочки», показывающий, что руководителю все равно достигнет ли учитель успехов или нет;
контроль, где учитель воспринимается как объект контроля, а не как субъект совместной деятельности;
нельзя контролировать только любимый участок – к этому привыкают;
контроль не должен ограничиваться инцидентами (по особым случаям);
замалчивание выводов из результатов контроля, результаты контроля бесплодны, если не становятся предметом обсуждения.
И так, чтобы контроль побуждал педагогов к самосовершенствованию и эффективной работе, руководителю необходимо использовать специальные правила :
добиться того, чтобы контрольные процедуры осуществляли уважаемые люди;
подчеркивать значимость работы проверяемого педагога для всего образовательного учреждения;
стараться выявлять не только недостатки, но и успехи педагогов;
уважать мнение проверяемого, не допускать «разборок»;
оценивать результаты деятельности по согласованным с коллективом критериям;
создать у педагога положительный эмоциональный настрой, уходить при общении от раздражения, чувства обиды, стремления «свести счеты» за какие-либо прегрешения проверяемого;
обсуждать с учителем необходимые изменения в его работе;
внушать педагогу уверенность в собственных силах.
Внутришкольный контроль :
это мотивированный стимулирующий процесс, целью которого является снятие затруднений участников образовательного процесса, направленного на повышение эффективности их совместной деятельности;
это наблюдение, изучение, проверка, мониторинг, сбор и обработка информации, ее анализ, систематизация, выявления состояния системы с целью дальнейшего совершенствования деятельности.
оказание методической помощи с целью совершенствования и развития профессионального мастерства;
взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на совершенствование педагогического процесса;
система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи.
Принципы :
научность; доброжелательность;
актуальность; взаимоуважение;
плановость; взаимообогащение;
открытость; сравнительно-аналитический подход;
методическая направленность.
Объекты контроля :
Состояние организационно-педагогических условий успешной работы школы.
Состояние учебно-воспитательного процесса.
Состояние внеклассной воспитательной работы.
Состояние финансовой и хозяйственной деятельности.
Качество и эффективность работы учителей (качество преподавания, выполнения государственных учебных программ, рост профессионального мастерства как результат повышения квалификации и самообразования, методической работы).
Качество и эффективность работы учащихся (посещаемость учебных занятий, успеваемость; качество знаний, умений, навыков, формирование нравственных качеств).
Качество работы обслуживающего персонала и т.д.
Каждый из этих объектов имеет свои специфические особенности с точки зрения организации и содержания работы, поэтому обладает некоторой самостоятельностью. Но в тоже время все они тесно взаимосвязаны и, в своей совокупности, составляют единую систему и структуру внутришкольного контроля.
Организация внутришкольного контроля :
Определение целей и задач контроля.
Выявление объектов
Определение круга вопросов, требующих изучения.
Определение сроков контроля.
Определение участков, распределение их обязанностей.
Определение форм и методов контроля.
Определение видов подведения итогов.
Подготовка итогового документа (аналитической справки, приказа, постановления и т.д.).
Определение сроков проверки исполнения предложений, рекомендаций.
I. Подготовительный:
планирование;
выбор вида и формы;
отбор методов;
установка сроков;
изучение литературы;
формирование группы;
инструктаж.
II. Диагностический (практический):
контрольные работы, тесты, срезовые работы на:
реконструктивном уровне;
творческом уровне.
2. Сбор информации, наблюдение, собеседование, изучение документации, посещение уроков.
3. Анкетирование учащихся и родителей.
III. Аналитический:
анализ и систематизация информации;
беседа с учителями.
IV. Заключительный этап:
формулировка выводов;
оказание методической помощи;
согласование предложений;
подведение итогов контроля.
Распределение обязанностей между руководителями школы при осуществлении контроля
Для правильного осуществления внутришкольного контроля требуется четкое, продуманное распределение обязанностей между руководителями, чтобы предупредить обезличку, дублирование и охватить все звенья контроля. Распределение обязанностей – это одна из первоочередных задач правильной организации труда. Когда в школе не уделяется этому должного внимания, нарушается четкость и ритмичность осуществления контроля, появляются ненужное дублирование и противоречия в оценке деятельности одного и того же учителя, отдельные участки работы остаются бесконтрольными. Все это в конечном счете приводит к снижению трудовой дисциплины и качества работы.
Из чего следует исходить в решении столь сложного вопроса? Во-первых, из обязанностей руководителей, определенных Уставом средней школы; во-вторых, из всего объема внутришкольного контроля; в-третьих, из передового опыта работы школ. На этом основании можно предложить следующее примерное распределение обязанностей, которое является ориентировочным, так как при этом следует учитывать специфику школы и количественный состав администрации.
Директор школы контролирует :
● работу административно-управленческого персонала – заместителей по учебно-воспитательной работе, зам.директора по духовно-просветительской работе; помощника по хозяйственной части;
● выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности;
● идейно-политическую направленность преподавания учебных предметов и качество знаний, умений и навыков учащихся. При этом практикуется такое распределение: если один из руководителей специалист по предметам математического цикла, а второй – гуманитарного, то каждый из них берет под контроль работу учителей соответствующего цикла;
● выполнение закона «О всеобуче»; закона «О народном образовании»; закона «О национальной программе подготовки кадров»; содержание и организацию внеклассной и внешкольной работы;
● выполнение решений педагогического совета;
● работу по вопросам самообразования учителей;
● деятельность классных руководителей;
● выполнение единых педагогических требований к учащимся;
● постановку учебно-воспитательной работы в группах продленного дня;
● сохранность учебно-материальной базы школы;
● поведение учащихся;
● организацию и проведение работы по профориентации;
● ведение школьной документации;
● работу методобъединений предметов контролируемого цикла;
● работу библиотеки;
● организацию и осуществление дежурства в школе;
● состояние военно-патриотической работы в школе;
● педагогическое руководство школьным самоуправлением;
● организацию и осуществление работы среди родителей, в том числе и постановку педагогической пропаганды в школе и на шефствующих предприятиях;
● финансово-хозяйственную деятельность;
● деятельность школы по привлечению внебюджетных средств, согласно Постановлению Каб.Мина № 414 от 3.09.99.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе контролирует :
● состояние учебно-воспитательной работы в школе;
● работу учителей-предметников контролируемого цикла;
● состояние успеваемости учащихся, качество их знаний, умений, навыков, посещаемость;
● работу классных руководителей по вопросам учебной деятельности учащихся;
● дозировку домашнего задания;
● организацию учебной работы в кабинетах по предметам контролируемого цикла;
● выполнение единых педагогических требований к учащимся, выполнение режима учебных занятий;
● выполнение государственных программ и предусмотренного минимума практических, лабораторных, обучающих и контрольных работ, проведение экскурсий;
● работу предметных методических объединений;
● порядок ведения классных журналов, ученических тетрадей и другой школьной документации;
● организацию и проведение факультативных занятий;
● учебную работу в группах продленного дня;
● работу библиотекаря по вопросам организации внеклассного чтения по предметам;
● мониторинг;
● ГОСОСО
● заместитель директора по учебно-воспитательной работе инструктирует и консультирует учителей по вопросам учебных занятий, самообразования, учителей и классных руководителей по вопросам составления планов, отчетов и ведения классных журналов и ученической работы;
Зам.директора по духовно-просветительской работе по гармоничному воспитанию молодого поколения :
● организацию и проведение воспитательной работы в школе;
● деятельность классных руководителей по вопросам проведения внеклассной работы с учащимися, выполнение планов воспитательной работы;
● работу руководителей различных кружков, секций, студий и т.д.;
● внеклассную воспитательную работу, проводимую учителями;
● посещение учащимися кружков, студий, секций и т.д.;
● работу ответственных за подготовку и проведение отдельных общешкольных массовых мероприятий;
● программы радиопередач, содержание общешкольных стенных газет;
● работу классных политинформаторов;
● воспитательную работу в группах продленного дня;
● организацию, проведение и учет общественно-полезной деятельности учащихся;
● спортивно-массовую, туристическую и краеведческую работу;
● контролирует работу молодежных организаций «Камолот», «Камалак»;
● контролирует деятельность организаторов детского досуга;
● возглавляет работу методобъединений классных руководителей, инструктирует и консультирует классных руководителей, воспитателей групп продленного дня и учителей по вопросам внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися, приглашенных специалистов и родителей для проведения с учащимися воспитательной работы;
Организатор школьного досуга курирует работу молодежного движения «Камолот», «Камалак», организует работу лидеров и возглавляет лидерский совет.
Формы и методы внутришкольного контроля
Как организовать контроль за состоянием преподавания учебных предметов, чтобы он не был случайным? Какие избрать формы контроля? Бессистемные, непродуманные посещения уроков представляют собой поверхностные наблюдения педагогического процесса. Контроль должен быть обусловлен необходимостью его проведения.
Продумывая организацию контроля, некоторые руководители стремятся установить очередность в изучении состояния преподавания учебных предметов. В этой связи в первой четверти они проверяют одни предметы, а второй – другие и т.д. У других контроль строится без учета каких либо принципов и представляет собой сумму разрозненных мероприятий. Третьи стремятся к ежедневному неравномерному посещению уроков. На первый взгляд, кажется, это не плохо. Но здесь есть и недостатки. Руководитель школы на протяжении месяца каждый день посещает уроки разных учителей и не одному из них не уделяет столько времени, сколько требуется для всестороннего изучения работы учителя. Отмеченные подходы к организации внутришкольного контроля не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Учитывая современный уровень учебно-воспитательного процесса, руководители школы должны стремиться к достижению преемственности в научном и методическом росте всего педагогического коллектива школы. Новый учебный год должен быть продолжением истекшего в совершенствовании педагогического мастерства каждого члена коллектива и, следовательно, в повышении качества всего учебно-воспитательного процесса в школе.
Соблюдение преемственности должно стать принципом руководства педагогического коллектива и послужить основой для отбора системы средств управления. К системе средств управления, прежде всего, следует отнести сочетание различных форм контроля, которые помогут руководителям получить всестороннюю информацию о состоянии дел в школе. Форма контроля – это важная сторона в организации руководства учебно-воспитательным процессом. Какие из них следует считать более рациональными и почему?
Каждая форма контроля, прежде всего, должна иметь целевое назначение и способствовать предупреждению возможных ошибок деятельности учителя на разных этапах учебной работы. Правильно выбранные формы контроля помогут руководителю получить полную и всестороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательной работы в школе.
Можно вычленить следующие формы внутришкольного контроля:
обзорный;
предварительный;
персональный (более продолжительный контроль за работой одного учителя);
тематический;
фронтальный;
классно-обобщающий контроль.
Все эти формы взаимосвязаны и дополняют друг друга, но каждая из них имеет свои специфические особенности. Общими для всех форм является этапность осуществления внутришкольного контроля. Каждая проверка, независимо от ее цели, должна осуществляться в определенной последовательности, а именно: подготовительный этап, сбор необходимой информации, анализ собранной информации и ее обсуждение, проверка исполнения указаний. Все этапы взаимосвязаны, и каждый из них базируется на предшествующем. Например, без предварительной подготовки сбора информации контроль не может быть целенаправленным, и, следовательно, этой информации нельзя дать глубокий педагогический анализ. Если собрать и проанализировать информацию без принятия конкретных мер и проверки исполнения – получится простая констатация фактов.
I. Обзорный контроль позволяет руководителю выяснить на каком профессиональном уровне начинает учебный год весь педагогический коллектив, если он по своему составу большой, то какая-то часть его, особенно та, которая волнует руководителя; вошло ли в практику все то, над чем трудились в истекшем году всем коллективом. Эту форму контроля рационально использовать в начале учебного года. Одни учителя побывали на курсах усовершенствования, другие получили конкретные задания от руководителя школы перед уходом в отпуск для самостоятельной работы в целях повышения своего педагогического мастерства. Естественно руководителей волнует, что нового появилось в работе каждого из этих учителей. С какими потенциальными возможностями они вступят в новый учебный год?
В результате обзорного контроля администрация, с одной стороны может увидеть все новое, передовое в практике работы, с другой – наметить конкретные меры для оказания помощи нуждающимся учителям и использовать в этих целях такие формы, как предварительный и персональный контроли. Деятельность работы с отдельными учителями может быть разной: четверть, полугодие, год, все зависит от успехов каждого. Но сам контроль в этих случаях обусловлен необходимостью.
Обзорный контроль используется также в конце третьей или в самом начале четвертой четверти. Что в этом случае проверяется? Скажем, на протяжении года коллектив решал определенный комплекс вопросов с целью улучшения качества учебно-воспитательной работы в школе. Например, разрабатывались такие темы: 1. Пути активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. 2. Формы и методы работы с сильными и слабыми учащимися на уроке и во внеурочное время и методика организации этой работы.
Эти вопросы на протяжении года обсуждались на производственных совещаниях, педагогических советах, методических объединениях, по темам проводились открытые уроки. Безусловно, каждого руководителя интересует, нашли ли свое отражение эти вопросы в практической деятельности всего коллектива или какой-то части его.
Как правило, результаты контроля обсуждаются на итоговом педагогическом совете. Подробно отмечается, что достигнуто, а что еще необходимо сделать по этим вопросам в новом году и кому именно. Намечаются конкретные мероприятия.
Эта форма контроля рассчитана только на руководителей школы и по длительности занимает 15-20 дней. Организуется она следующим образом. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе составляет график посещения уроков учителей им и директором.
Эта форма контроля может быть использована и вновь назначенным руководителем. В этом случае она позволяет ему в какой-то мере познакомиться с работой всего коллектива как на уроках, так и во внеурочное время и получить общее представление о состоянии учебно-воспитательной работе в школе.
Итак, обзорный контроль используется:
в начале учебного года, когда руководитель ставит своей задачей увидеть, на каком профессиональном уровне начинает учебный год весь коллектив или часть его, что нового появилось в работе каждого учителя;
в конце учебного года, когда руководитель, стремится определить, насколько полно нашли свое воплощение в практической работе всех или части учителей те вопросы, над которыми работал весь коллектив на протяжении года;
вновь назначенным руководителем в целях общего знакомства с состоянием учебно-воспитательного процесса в школе.
II. Предварительный контроль позволяет руководителю познакомиться с построением урока или серии уроков по какой-либо теме у того или иного учителя, по поурочным или тематическим планам, предварительно обсудить, в какой мере эти уроки отвечают требованиям сегодняшнего дня, и при необходимости оказать нужную помощь. Цель предварительного контроля – предупредить возможные ошибки в работе учителя до проведения урока или изучения темы.
Практически эта форма контроля используется в работе с начинающими или вновь прибывшими в данный педагогический коллектив учителями. Заботясь о том, чтобы вновь прибывший или начинающий учитель как можно быстрее включился в тот ритм работы, который выбран в данном педагогическом коллективе, руководитель школы может начать свой контроль за его деятельностью со знакомства с поурочным планом.
Особое внимание руководитель сосредотачивает на следующем:
продумана ли учителем постановка познавательной задачи в целях повышения интереса к изучаемому материалу и активизации мыслительной деятельности учащихся;
как используется при разработке темы или части ее ранее усвоенные учениками знания с тем, чтобы их углублять и развивать в процессе изучения нового;
каким путем строит учитель изложение нового материала: путем описательного или доказательного объяснения, использование интерактивных методов обучения;
насколько удачно отработан учителем познавательный материал из жизненных наблюдений, художественной или научно-популярной литературы, в целях формирования осознанных представлений и понятий;
стремится ли учитель в процессе изложения материала подвести своих воспитанников к самостоятельным выводам и обобщениям;
какие разнообразные и эффективные формы работы с учащимися использует учитель в целях активизации их познавательной деятельности;
какие современные технологии применяет учитель на уроке для развития самостоятельного мышления учащихся;
носит ли обучение воспитательный характер;
в какой мере продумано домашнее задание и нацеливает ли оно учащихся на объяснение фактов или явлений из окружающей действительности на основе приобретенных знаний.
Разумеется, подход при анализе поурочных или тематических планов может быть иным, т.е. могут быть рассмотрены и другие требования учебного процесса. Все зависит от целей и задач, которые учитель собирается решать на уроке (излагать ли новый материал, закреплять ранее изученный, вырабатывать практические умения и навыки и т.д.). Но любой поурочный план должен быть подчинен основным целям обучения – формированию прочных знаний, глубоких убеждений и воспитанию самостоятельного мышления учащихся.
Предварительная форма контроля используется и в том случае, когда учитель начинает изучение наиболее сложной темы. По результатам истекшего года руководитель знает, что учащиеся слабо ее усвоили, так как учителя не продумали эффективные пути изучения данной темы. Чтобы не допустить прошлогодних ошибок, руководитель приглашает нескольких учителей, ведущих в данной параллели этот предмет, и руководителя методического объединения для предварительного обсуждения этой темы, предлагает разработать ее, включая работы тренировочного и контрольного характера, и обязательно обсудить и утвердить разработку на методическом объединении. Важно, чтобы методическое объединение не просто было причастно к разработке темы, но и отвечало за ее качество. Разработанная тема представляется на утверждение руководителю до изучения ее в классе. В этом случае посредством предварительного контроля руководитель стремится не только предупредить возможные ошибки, но и оказать воздействие на эффективность труда учителя.
Эта же форма контроля используется руководителем в работе с молодыми и малоопытными учителями, которые пока еще не умеют глубоко продумывать и правильно планировать урок, исходя из специфики класса. Как им помочь? Руководитель приглашает их на беседу по плану урока опытного учителя и показывает, как мастер педагогического труда, исходя из специфики, готовится к уроку: какой познавательный материал отобран для урока и как учитель увязывает его с жизнью, какие приемы и методы обучения учитель использует и почему считает их в данном случае целесообразными. Подробно разбирается структура урока, эффективные формы работы с учащимися.
Успешно используется эта форма контроля и во внеклассной работе. Руководитель заранее обсуждает ход и содержание того или иного мероприятия с ответственными лицами, вносит поправки, если это необходимо, и тем самым предупреждает возможные ошибки.
Итак, предварительная форма контроля направлена на предупреждение возможных ошибок и используется для оказания воздействия на эффективность труда учителя.
III. Персональный контроль (личностно-профессиональный) позволяет руководителю длительное время работать с отдельным учителем в целях повышения его педагогического мастерства. В практике руководства педагогическим коллективом нередки случаи, когда в результате контроля обнаруживается какие-то недостатки в работе учителя. Но у одного учителя они легко устраняются, а у другого – нет, и требуется длительная работа с таким учителем. В основном персональная форма контроля предназначена для оказания действенной помощи начинающему или малоопытному учителю.
Рассмотрим методику организации персонального контроля. Например, учителю литературы не удаются уроки-беседы и обобщающие повторительные уроки. Он не умеет включить весь класс в активную беседу. В чем причина? Руководитель посещает уроки вместе с опытным педагогом. В итоге устанавливают, что учитель не умеет создать на уроке необходимую ситуацию, вопросы его не будят самостоятельной мысли, а направлены на пересказ содержания. Отсюда вялый и неинтересный урок. Ученики пассивны. Как оказать действенную помощь учителю, если руководитель не специалист по данному предмету? Прежде всего, учителю предлагают самому разобраться и подобрать приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся на уроке. Учителю рекомендуют обратиться за советом к районному или городскому методисту, подробно изучить необходимую литературу. Вместе с опытным учителем разрабатывается несколько поурочных планов, посещаются уроки опытных учителей. Это первый этап работы с учителем. Руководитель намечает конкретную дату повторной проверки, которую вносит в свой график посещения уроков.
Эта форма контроля может быть использована не только для оказания необходимой помощи учителю, но и для осуществления должной требовательности к его работе. Например: устанавливается контроль за проверкой ученических тетрадей, работой над ошибками, опросом учащихся, дозировкой домашнего задания. В этом случае цель персонального контроля – сосредоточить внимание учителя на том, где наблюдается явная недоработка.
Хотя персональный контроль чаще всего планируется в текущем плане работы руководителя, он может включаться в общий план. При хорошей постановке внутришкольного контроля руководитель знает слабые звенья в работе того или иного учителя. Например, учитель не уделяет должного внимания слабым ученикам. В связи с этим руководитель включает в общегодовой план персональный контроль за тем, как учитель планирует работу со слабыми и осуществляет ее в процессе обучения, какова частота опроса слабоуспевающих, индивидуальная работа с ними. Обычно в общешкольном годовом плане намечается проверка работы нескольких учителей и чаще всего по различным вопросам.
Значение персонального контроля трудно переоценить. Успех работы всего коллектива зависит от качества работы каждого ее члена.
Персональный контроль рассчитан на длительную работу с отдельным учителем в повышении его профессионального мастерства. Он может использоваться не только для оказания помощи начинающему или малоопытному учителю, но и в целях достижения необходимой требовательности и систематичности в работе отдельных учителей по тем или иным вопросам.
И так:
Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.
В ходе персонального контроля руководитель изучает:
уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;
уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;
результаты работы учителя и пути их достижения;
способы повышения профессиональной квалификации учителя.
знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;
изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;
проводить экспертизу педагогической деятельности;
проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;
организовать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирования, тестирования учащихся, родителей, учителей;
делать выводы и принимать управленческие решения.
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления народным образованием при несогласии с результатами.
Внутришкольный контроль в системе управления образовательным учреждением
Введение
Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя ОУ, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.
Именно внутришкольный контроль является тем необходимым звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия. Цель, содержание и методы коррекционных действий в процессе управления диктует функция контроля, которая, выявляя несоответствие нормам и требованиям, поставляет информацию о том, где, что, как и когда необходимо привести в надлежащий порядок. Выборочность и точность действия функции регулирования всецело будет зависеть от уровня качества проведения внутришкольного контроля.
Если регулирование поможет в оперативном порядке устранять выявленные несоответствия, то для принятия решений на стратегическом и тактическом уровне необходимо получить информацию о состоянии системы и происходящих процессов и затем анализировать эти данные. Таким образом, именно внутришкольный контроль становится тем необходимым звеном, благодаря осуществлению которого можно осуществлять функцию анализа, добиваясь ее качественного проведения. Именно внутришкольный контроль выступает для аналитической функции в роли основного поставщика нужной и необходимой информации, которую затем в управленческом механизме обрабатывают и анализируют. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.
Несмотря на наличие многочисленных исследований по тематике внутришкольного управления в публикациях недостаточно раскрыты научно-педагогические основы управления школой, осуществления контроля администрацией в современных условиях. В связи с расширением сферы самостоятельной деятельности школы возросла актуальность регулирования внутришкольных отношений на основе личностно-правового подхода к управлению.
Актуальность указанных проблем, их недостаточная изученность в условиях изменившихся общественно-производственных отношений, назревшая необходимость оценки теоретической и практической значимости данного вида управленческой деятельности обусловили выбор темы дипломной работы.
Целью исследования явилось решение вышеуказанной проблемы путем научного обоснования и создания модели внутришкольного контроля в современных условиях.
Объект исследования – внутришкольное управление, история, развитие и практика осуществления внутришкольного контроля.
Предмет исследования – процесс совершенствования контрольно-инспекционной деятельности в современной школе.
Гипотеза исследования. На основе анализа литературы по социальному управлению, психолого-педагогической и юридической литературы, законодательно-нормативных документов я выдвигаю следующие предположения:
1. Результативность контрольно-инспекционной деятельности в школе повысится, если в основе ее организации будет личностно-правовой подход, базирующийся на обеспечении и уважении всех прав и свобод участников образовательного процесса в рамках установленных норм.
2. Внутришкольный контроль сможет реализовать свое назначение, если он строится на научно-обоснованной модели функционирования.
3. Развитию демократических принципов управления будет способствовать привлечение органов школьного самоуправления к разработке локальной правовой базы управления школой и контролю над их соблюдением.
4. Эффективность контроля, способствующего максимальному использованию потенциала каждого работника и коллектива школы, повысится, если в основе его сущности лежит идея объективной оценки и оказания профессиональной помощи каждому работнику.
Задачи исследования:
1. Выявить структуру, типологию власти и на их основе разработать
подходы к моделированию внутришкольного контроля.
2. Раскрыть сущность локальной правовой базы управления школой
и выработать требования к ее формированию.
3. Раскрыть сущность внутришкольного контроля в современных условиях.
4. Определить принципы, цель, задачи, функции, методы, процедуру внутришкольного контроля.
5. Охарактеризовать педагогические условия повышения эффективности внутришкольного контроля.
Методологической основой исследования являются: общенаучная теория систем, теория управления социально-педагогическими процессами, теория гносеологии и моделирования, признание приоритетности общечеловеческих ценностей и человека высшей ценностью, теория формирования личности в творческой деятельности и общении.
Теоретической основой исследования явились теории и концепции: о педагогических системах (В.П. Беспалько, Е.И. Казакова, Л.И. Новикова и др.); о природе педагогической деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.); об управлении, в том числе педагогическими системами (В.Г. Афанасьев, Ю.В. Васильев, Ю.М. Киселев, М.И. Кондаков, A.M. Моисеев, Г.Х. Попов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, А. Файоль, Т.И. Шамова и др.); о внутришкольном контроле (Н.В. Горбунова, В.П. Давыдов, Н.С. Жбанкова, Ю.А. Конаржевский, М.К. Рункова, В.Ф. Сауткин, Н.С. Сунцов, Н.А. Шубин и др.). Методология исследования также определилась законодательно-нормативными документами, демократическим государственно-общественным характером управления образованием.
Источники исследования:
Официальные законодательно-нормативные документы, правовые акты, регулирующие отношения в области образования;
Педагогическая периодика, материалы Министерств образования Российской Федерации, отделов образования рай/гор/администраций
г. Георгиевска, нормативные документы общеобразовательных школ;
Антология педагогической мысли, историко-педагогическая литература по проблемам управления, развития школьного образования, юридическая литература;
Отечественные и зарубежные энциклопедии, энциклопедические словари, справочники по вопросам управления и педагогики;
Ежегодные статистические материалы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В дипломной работе приведено комплексное исследование научно-педагогических основ управления современной школой, организации контрольно-инспекционной деятельности администрации школы:
· рассмотрена модель внутришкольного контроля на основе правовой базы управления школой;
· рассмотрена необходимая и достаточная правовая база управления школой, ее структура, содержание и обоснованность в соответствии с требованиями законодательно-нормативных актов;
· раскрыты принципы, цели, задачи, содержание, технология организации внутришкольного контроля и инспектирования, их толкование в условиях современных отношений в системе образования;
· проведена систематизация и классификация основных функций школы, уточнены функции инспектирования и контроля;
· основной предмет внутришкольного управления представлен как процесс формирования, организации, упорядочивания отношений социального партнерства государства, общества, семьи, школы;
· выявлены тенденции нововведений в функциях и структуре внутришкольного управления.
Практическая значимость исследования определяется:
– обоснованием необходимости обновления и развития школьных систем управления и самих школ, их адаптации к современным социально-общественным требованиям, к работе в условиях национально-региональной системы образования;
– внедрением механизмов научных основ внутришкольного управления: понятийного аппарата, закономерностей, принципов, методов и функций управления, которые помогут руководителям школ перейти от «собирательства» примеров управления школами к сознательному проектированию, конструированию системы внутришкольного управления;
– расширением базы, условий управления качеством образования на разных управленческих уровня.
1. Внутришкольный контроль как часть системы управления образовательным учреждением
Однозначного толкования сущности и назначения внутришкольного контроля ни в теории, ни в практике сегодня нет.
Ю.А. Конаржевский, например, считает, что внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания; данные контроля без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать.
П.И. Третьеков рассматривает внутришкольный контроль, как вид деятельности руководителей школы совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития УВР школы на диагностической основе.
А.В. Чоботарь считает, что внутришкольный контроль – это одна из основных функций управления, направленная на получение информации о деятельности педагогов и на оценку с целью принятия конструктивных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в школе!
Я придерживаюсь трактовки, что внутришкольный контроль – это:
1. оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития профессионального мастерства;
2. взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;
3. вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития УВР на диагностической основе общегосударственным требованиям.
1. Понятие о внутришкольном контроле. Контроль – важнейшая управленческая задача. Внутришкольный контроль - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.
Контроль не пользуется любовью, но объединяет и контролирующих и контролируемых.
Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Контролировать может только тот, кто знает, что должно быть, и своевременно делает это знание достоянием других.
Цель контроля: - не «поймать», «уличить», «схватить»; а в том, чтобы выработать желаемую линию поведения, определенный образ действии, т.е. контроль предполагает сравнение не только результатов с целью, но и самого процесса с желаемым его состоянием.
Контроль направлен на помощь, на выявление положительного, коррекцию настоящего в соответствии с (будущим) планируемым. При таком подходе исчезают страхи.
В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения.
Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.
Контроль – процесс, обеспечивающий достижения организацией поставленных целей.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактических достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Почему необходим контроль?
1. Наличие неопределенности в планах и организационных структурах (изменение законов, социальных ценностей, технологий, условий и пр. переменных дисциплин окружающей среды; человеческий фактор).
2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций (возможность ошибок и недочетов при сборе информации, анализе, планировании и пр.).
3. Поддержание успеха.
4. Взаимосвязь контроля со всеми функциями управления.
Цель внутришкольного контроля - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям, что, в свою очередь, приведет к совершенствованию деятельности образовательного учреждения, повышение мастерства учителей, улучшение качества образования в школе.
Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремлённым. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др.
2. Принципы внутришкольного контроля:
Предупредительный характер,
Планомерность,
Обоснованность,
Всесторонность,
- системность (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается),
Теоретическая и методическая подготовленность.
В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного внутришкольного контроля :
Стратегической направленности контроля;
Соответствия делу (адекватность методов внутришкольного контроля его объекту и ситуации);
Соответствия нормативам (например, требованиям ГОСО);
Контроля по критическим точкам;
Существенных отклонений;
Действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации);
Своевременности, простоты и экономичности контроля.
Кроме того можно выделить ряд принципов с позиций гуманистического подхода в управлении образованием:
принцип поиска позитивного. Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным;
принцип контроля за достижением цели. Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быть нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения;
принцип активной позиции педагога к системе внутришкольного контроля: перевод внешнего контроля на внутренний уровень: взаимоконтроль и самоконтроль;
принцип гласности и открытости контрол я. Результаты контроля – как позитивные, так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям.
3. Объекты, виды, формы внутришкольного контроля .
Объекты внутришкольного контроля:
Учебный процесс,
Воспитательный процесс,
Методическая работа,
Научная и экспериментальная деятельность,
Психологическое состояние детского и педагогического коллективов,
Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями.
Виды внутришкольного контроля :
По признаку исполнителя контроля (коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и неплановый);
По охвату объектов контроля (классно-обобщающий - анализ работы учителей и учащихся в одном классе, фронтальный - глубокое изучение и анализ общего состояния дел по всем направлениям, тематический - глубокое и всестороннее изучение состояния учебно-воспитательного процесса по конкретному направлению, персональный - всесторонний анализ деятельности отдельных учителей, обзорный - анализ общего состояния дел в школе без их глубокого изучения); по месту в процессе управления (текущий, предварительный, промежуточный, итоговый).
Методы внутришкольного контроля:
Посещение и анализ уроков и воспитательных занятий,
Анализ школьной документации и работ учащихся, беседы с учителями, учащимися и их родителями;
Проведение административных контрольных работ и опросов учащихся по программному материалу;
Анкетирование, тестирование, хронометраж и др.
Формы контроля : обзорный, предварительный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий.
Обзорный контроль – выявление общего состояния дел: профессиональный уровень педколлектива на начало года; работа над проблемной темой по истечению определенного срока; ознакомление вновь назначенного руководителя с работой общешкольного коллектива; человеческие, материальные и финансовые ресурсы и др.
Предварительный контроль используется в работе с начинающими или вновь прибывшими в педколлектив учителем. Цель контроля предупредить возможные ошибки в работе учителя, например, при изучении сложной темы. Контроль используется для оказания воздействия на эффективность труда учителя.
Персональный контроль позволяет руководителю длительно работать с отдельным учителем с целью повышения его педагогического мастерства. Целью ПК может стать достижение необходимой требовательности и систематичности в работе отдельного учителя.
Тематический контроль предусматривает проверку отдельных тем, выполнения учебно-воспитательных задач. Цель ТК – отработка и утверждение в практической деятельности каждого учителя современных требований к учебно-воспитательному процессу, внедрение эффективных форм и методов работы.
Фронтальный контроль - ознакомление с системой работы одного учителя, группой учителей или целого методического объединения (кафедры).
Классно-обобщающий контроль - форма, позволяющая руководителю выяснить воздействие разных учителей на учащихся одного класса и методом сравнения определить глубину этого воздействия.
Условия эффективности контроля:
1. Стратегическая направленность контроля.
2. Ориентация на результаты.
3. Своевременность контроля.
4. Экономичность контроля.
5. Достоверность информации о положении дел в школе.
6. Действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового педагогического опыта.
7. Высокая культура проверяющих, их компетентность
Контроль за результатами.
1. Что было выполнено из задуманных задач, целей?
2. Насколько модель соотносится с реальностью?
3. Какие параметры не совпадают?
4. Почему? В чем причина?
5. Где произошел срыв? На каком этапе процессе? Каковы внутренние и внешние причиной? Какая дополнительная информация нужна?
6.Какие коррективы нужно внести в процесс?
7. Какие коррективы нужно внести в перспективный план?
8. Что нужно внести в текущее планирование?
Недостатки контроля руководителя:
Несформированность системного подхода к явлениям и процессам;
Недостаточная компетентность (эрудиция);
Неумение выделять проблемы и их решать.
Неумение работать с людьми:
Управленческий аспект;
Психологический аспект;
Какие выводы я должен сделать? 7 ошибок, вызывающих раздражение:
1. Контроль не должен ограничиваться инцидентами.
2. Тотальный контроль порождает небрежность.
3. Скрытый контроль вызывает только досаду.
4. Контролируйте не только любимый участок.
5. Контроль – не проформа.
6. Не контролируйте из недоверия.
7. Не держите своих выводов при себе.
Внутришкольный контроль (ВШК) является одной из важнейших управленческих функций. Что же необходимо знать и уметь, чтобы внутришкольный контроль стал помощью и эффективным способом работы с учителями по повышению их педагогического мастерства? По моему твёрдому убеждению, залогом успешности планирования и выполнения ВШК является: активность и ответственность каждого члена педагогического коллектива за результат своего труда. А это неизбежно должно привести к повышению качества учебно- воспитательного процесса. Следует помнить и о четырёх требованиях к контролю: систематичность, объективность, действенность и компетентность проверяющего.
Чем же является контроль по отношению к педагогу? Управляющим центром, корректирующим выполнение необходимых действий. Функции контроля – проверка и анализ того, что происходит в школе, сравнение с тем, что должно быть по различным нормативным документам и корректировка деятельности педагогов в соответствии с преследуемыми педагогическим коллективом целями и задачами. Эффективный контроль тесно связан с его переходом на диагностическую основу, превращением в инструмент развития творческого потенциала педагога, с получением объективной информации о жизни школы в целом.
Внутришкольный контроль - это сложный и многоплановый процесс, но всё же имеющий некоторую закономерную упорядоченность и организацию частей, которые находятся во взаимосвязях и выполняют определённые функции. Взаимосвязь этих частей есть структура. Структура является существенной стороной ВШК. А для того чтобы ясно представлять структуру ВШК, необходимо определить направления (разделы), входящие в него, и содержание каждого направления (раздела) контроля. Эффективный контроль не предполагает тотальные проверки по всем направлениям деятельности школы. Целесообразно вычленить приоритетные направления (разделы). В нашей школе это: обеспечение получения основного общего образования всеми категориями обучающихся; оформление и ведение школьной документации; знания, умения и навыки по предметам и состояние преподавания учебных предметов; классно-обобщающий контроль; контроль за работой педагогических кадров; подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Каждое из направлений имеет свои особенности с точки зрения организации и содержания работы, но в тоже время тесно взаимосвязано между собой. Например, понятно, что должное состояние преподавания учебных предметов и успешное прохождение государственной (итоговой) аттестации выпускниками школы зависит от педагогического мастерства каждого педагога.
Второе, что необходимо чётко знать руководителю о ВШК, это содержание каждого направления (раздела) контроля. Без этих знаний невозможно глубоко изучить и проанализировать информацию, внести коррективы в дальнейшую работу педагогов и школы в целом. И третье, чем должен владеть администратор, осуществляющий контроль, это знание его видов, форм и методов. Контроль может осуществляться в виде плановых и оперативных проверок, проведения административных контрольных работ или мониторинговых исследований. Формы контроля можно классифицировать по признаку исполнения: коллективная, взаимоконтроль, административные плановый и внеплановый и самоконтроль – форма, свидетельствующая о наивысшей степени организации педагогического коллектива. По объекту контроля: классно-обобщающий, тематический, фронтальный, персональный; по используемым методам: наблюдение, проверка внутришкольной документации, тестирование, анкетирование; по признаку последовательности: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый.
Любая форма контроля должна осуществляться в строгой последовательности: обоснование проверки, формулирование цели, разработка плана-задания, сбор информации, анализ результатов проверки, обсуждение итогов. Контроль будет эффективным только тогда, когда собранная информация будет служить основой для педагогического анализа, а через анализ и для коррекции и регулирования. Поэтому результаты внутришкольного контроля обязательно должны анализироваться и оформляются в виде аналитической справки, содержащей констатацию фактов, выводы и предложения и доводиться до каждого педагога.
Итак, что же необходимо знать о ВШК.
Совет №1:
1. структуру ВШК;
2. приоритетные, для Вашей школы, направления ВШК;
4. виды, формы и методы ВШК;
5. цепочку последовательности проведения ВШК.
Руководство школой будет эффективно, если контроль осуществляется не от случая к случаю, а носит систематический характер, на основании намеченного плана. Для того чтобы план ВШК стал документом, ориентированным на достижение целей и задач работы школы, на повышение педагогического мастерства учителей, на качество учебно-воспитательного процесса, на успешность выпускников школы, был документом, носящим контрольно-диагностический и регулятивно-коррекционный характер, необходимо чётко определить направления контроля и содержание каждого из них, цели контроля, формы и методы, кто и когда осуществляет контроль, где обсуждаются результаты. Для этого необходимы тщательный анализ работы школы за прошедший год, формулировка целей и задач на предстоящий год, построение циклограммы работы по месяцам и на неделю. Далее определяются основные блоки ВШК, темы заседаний педагогических советов, вопросы для совещаний при директоре и при заместителе директора.
Совет № 2:
1. подходить ответственно к анализу работы школы за прошедший год, ибо только тщательный анализ позволит получить полную картину дел в школе и выявить стороны подлежащие изучению и контролю;
2. не возлагать на себя весь груз ВШК. Делегировать контролирующие функции другим субъектам образовательного пространства. Например, контроль за уровнем ЗУНов, ведением ученических тетрадей может осуществляться руководителями предметных методических объединений;
3. разработать оптимальную форму плана ВШК: компактную, наглядную, отражающую все стороны жизни школы, удобную для повседневной работы.
План ВШК является открытым документом в нашей школе, с ним может работать любой педагог, кроме того, в начале каждого месяца на специальный стенд в учительской и методическом кабинете вывешивается выписка из этого плана, для того чтобы каждый педагог был знаком с вопросами стоящими на контроле. Это исключает непонимание со стороны педагогов и позволяет быть готовыми к поверкам.
Совет № 3:
1. Внимательно изучи школьное положение о должностном внутришкольном контроле, раздел “Правила внутришкольного контроля”.
2. Прежде чем отправиться на урок к тому или иному педагогу изучи классный журнал, дающий представление об успеваемости учащихся по преподаваемому предмету за определенный период, а также тему, которая изучалась на предыдущем уроке, обрати внимание на регулярность и своевременность заполнения журнала и выставления оценок обучающимся.
3. Анализ каждого урока проводи индивидуально с каждым учителем. При обсуждении будь принципиальным и требовательным, но корректным и доброжелательным. Неприятные для учителя замечания аргументируй фактами.
Довольно удобной и полезной формой внутришкольного контроля является сбор информации в виде отчётов учителей и классных руководителей. Например: “Отчёт учителя-предметника” подаётся в конце каждой четверти и позволяет отследить прохождение программного материала по учебному предмету, выполнение практической части учебной программы, успеваемость обучающихся по этому предмету. “Отчёт классного руководителя”, также подаётся каждую четверть и позволяет получить сведения о классе (количество обучающихся; количество прибывших и выбывших в течение четверти; показатели успеваемости класса; количество “отличников”, “хорошистов”, учащихся, занимающихся с одной, двумя “3”. Кроме того, информация, полученная из этих двух отчётов, позволяет без труда справиться с заполнением “Отчета по движению” и “Отчета по успеваемости школьников по четвертям”. (Приложение №1).
Совет № 4 (последний, но не главный!):
1. Оптимизируй свой труд и цени время коллег.
2. Предлагай педагогам такие формы отчётов, которые будут действительно полезны.
3. Не забывай, в какое время ты живёшь и работаешь, но не пренебрегай опытом педагогов со стажем и литературой с очень давним годом издания.
И, наконец, самый главный совет – “не стой” на месте, развивайся, самосовершенствуйся, учись, веди за собой, будь в центре всех школьных дел и событий, будь генератором идей и задумок, подавай пример во всём! И тогда, обязательно, всё задуманное исполниться!
На фестиваль педагогических идей “Открытый урок” я хочу представить пакет аналитических документов, касающихся проверки оформления и ведения школьной документации. Они могут быть полезны в работе как начинающим завучам, так и более опытным коллегам.
Классный журнал – важнейший государственный документ. Он отражает все стороны учебной деятельности ученика. В классном журнале есть специальная инструкция по его ведению. В начале года я провожу совещание по данной инструкции с учителями школы. После этого каждый учитель расписывается, что с инструкцией по ведению журнала ознакомлен. Цели контроля по проверке классных журналов формулируются следующим образом: состояние оформление журналов, накопляемость оценок; состояние классных журналов на конец 1 четверти; состояние посещаемости учащихся выпускных 9, 11 классов по классным журналам; выявление уровня работы классных руководителей по оформлению журналов, определение накопляемости оценок учителями-предметниками; проверка выполнения государственных программ и их практической части, объективность выставления оценок за четверть; своевременность и правильность заполнения журнала учителями-предметниками, состояние опроса у слабых и неуспевающих учащихся.
Если суммировать констатирующие части справок по проверке журналов, то в общем получается следующая картина: отмечается группа классных руководителей и учителей-предметников, у которых все в порядке; часть классных руководителей не до конца оформила журнал: данные об учащихся, показатели по физической культуре, листы здоровья; несвоевременно отмечаются пропуски учащихся, особенно, если это отдельные уроки, на странице пропусков; отсутствует запись уроков у отдельных учителей; неудовлетворительно поставлен опрос по предмету у некоторых учителей; необъективно выставлены оценки за четверть, год; недостаточная работа со слабоуспевающими учащимися, что является причиной большого количества текущих неудовлетворительных оценок; нарушение инструкции по ведению журнала.
Типичные рекомендации по работе с журналами следующие: обсуждение “Справки” на совещании при директоре, осуществление повторного контроля в такие-то сроки; приглашение для беседы с директором школы учителей, нарушающих инструкцию по ведению журнала. (Приложение №2).
Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника. Трудно назвать предмет учебного плана, по которому школьник не имел бы тетради. Понимая, что без определенного контроля за ведением тетради нельзя добиться не только знаний ученика по предмету, но и элементарной грамотности, государство оплачивает проверку тетрадей учителям-предметникам. При проверки тетрадей контролируется: выполнение учителем норм проверки тетрадей; выполнение учащихся домашних работ; правильность оформление письменных работ; соблюдение единого орфографического режима; наличие (отсутствие) работы над ошибками; правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года; соответствие объема классных и домашних работ. (Приложение №3)
Личное дело ученика – номенклатурный документ установленного образца, куда наряду с анкетными данными вносятся итоговые отметки успеваемости ученика по годам обучения. Личное дело сопровождает ученика по всему его учебному пути с 1 по 11 класс. В соответствии с законом личные дела учащихся хранятся в школе в течение трех лет после окончания ими школы. Личное дело ученика – это своеобразная визитная карточка школы. По нему судят о школе, в которой учился ребенок. Именно поэтому необходимо регулярно контролировать ведение личных дел учащихся. Привожу пример справки по проверке личных дел учащихся. (Приложение №4).
Тематическое планирование учителя предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функции учебно-воспитательного процесса в системе уроков по данной теме или разделу учебной программы. Проверку тематического планирования провожу в начале учебного года по разработанной мною схеме. (Приложение №5). В конце каждого полугодия контролирую выполнение государственных программ, их соответствие календарно-тематическому планированию, выполнение практической части программ и норм контрольных работ. (Приложение №6) . По итогам проверки все замечания и рекомендации доводятся до сведения учителей и оформляются в справках.