с детьми старших и подготовительных групп
Направленность игры
: социально-личностная
Цель:
помочь детям осознать значимость труда для жизни людей, побуждать к продуктивной деятельности и получению удовлетворения от ее результатов.
В создании игры участвовала творческая группа педагогов ДОУ №54:
зам. зав. по УВР Камалова Т.А., музыкальные руководители Шорина Т.В. и Бельдяева Т.В., педагог-психолог петрова М.А., воспитатель Щебитченко Л.Л., руководитель физвоспитания Соколова А.Д.
Ведущий : Ребята! Вы когда-нибудь слышали о городе мастеров? (Ответы детей). В этом городе живут очень добрые, веселые, смешные и умелые человечки. Вот сегодня я получила от них письмо. Послушайте, что они пишут: «Спасите! Помогите! Нас заколдовала злая волшебница Горгана. Мы теперь целыми днями только и делаем, что грустим и плачем. Наш город стал хмурым и серым и вы не встретите в нем больше ни одной улыбки, ни одного веселого лица, ни одной яркой краски. Скорее приезжайте, помогите нам!» Ну что, ребята, поможем человечкам из города мастеров? Тогда в путь!
Горгана: (звучит запись) Ха-ха-ха! Как бы не так! Кто это осмелился разрушить мои чары и расколдовать город?
Ведущий: Уважаемая колдунья Горгана. Мы отправляемся в путь по просьбе веселых человечков. Мы все тебя очень просим: пожалуйста, расколдуй город.
Горгана: Ну, что ж, раз вы такие все отважные, вот вам тру-у-у-у-удное задание: вам нужно сделать кое-чего, воспользоваться кое-чем, достать все то, что там находится, и правильно его разместить. Ха-ха-ха! Встретимся в конце пути!
Ведущий: Ребята! Давайте разделимся на 4 команды, каждая пойдет по своему маршруту спасать город (вручает воспитателям маршрутные листы). Звучит веселая музыка, дети уходят по маршрутам.
^ Станция «Улицы мастеров»
Комната речевого развития.
Проводит воспитатель Щебитченко Л.Л.
Задания для детей подготовительной группы
Чтобы вернуть в город этот домик нужно сделать его веселым и нарядным.
А для этого вам предстоит выполнить задания.
Готовы ли вы их выполнить?
Отгадайте, кто живет в этом доме? Перед вами жители. Посмотрите на звуковые схемы и скажите, кто хозяин этого дома? (Гном)
/Коллаж с изображением куклы, утки, собаки, гнома/
Угадайте, как зовут этого гнома? (По первым буквам названий предметов на карточке) ВАСЯ (в
илка, а
пельсин, с
анки, я
блоко)
Злая Горгана сняла в волшебном городе таблички с названиями улиц.
Чтобы узнать, какие улицы были в волшебном городе, достаньте из этой коробки карточку и дайте название улице. (апельсин – апельсиновая, вишня – вишневая, солнце – солнечная и т.д.)
А теперь послушайте стихотворение и добавьте словечко, чтобы получилось стихотворение. Задание называется «Подскажи словечко».
Поезд водит – (машинист)
Пашет поле – (тракторист)
Самолетом правит – (летчик)
Клеит книги – (переплетчик)
В школе учит нас – (учитель)
Строит здания – (строитель)
Красит стены нам – (маляр)
Мебель делает – (столяр)
Песни нам поет – (певец)
Торговлей занят – (продавец)
На станке ткет ткани – (ткач)
От болезней лечит – (врач)
Лекарства продает - (аптекарь)
Хлеб печет в пекарне – (пекарь)
Пишет красками – (художник)
Сапоги сошьет – (сапожник)
Часы починит – (часовщик)
Погрузит краном – (крановщик)
Рыбу ловит нам – (рыбак)
Служит на море – (моряк)
В машине возит груз – (шофер)
Хлеб убирает – (комбайнер)
За свинками следит – (свинарка)
Доит коров всегда – (доярка)
Главный в поле – (агроном)
Звезды знает – (астроном)
Ходит в горы – (альпинист)
Вглубь плывет – (аквалангист)
В доме свет провел – (монтер)
В шахте трудится – (шахтер)
В жаркой кузнице – (кузнец)
Кто всех знает МОЛОДЕЦ!
Человечки, жившие в этом городе, были хорошими мастерами. Посмотрите, солнышко, без лучиков. Лучики у солнышка появятся, если вы скажете что умели делать мастера? (ответы детей: лепить, рисовать, строить, выращивать цветы и т.д.)
Итак, вы выполнили все мои задания, и я могу одну деталь от этого дома вам вручить. (Достаю из «Чудесного мешочка» деталь и прикрепляю к домику)
^
Задания на станции для детей старшей группы
Посмотрите на мои губы и скажите, какой звук я хочу произнести? (У)
Сейчас мы будем собирать слова, в которых есть звук У.
^
Игра называется: «Пропускаем мы во двор слов особенных набор».
(Дуб, колобок, сумка, дом, лягушка, стена, кукла, дверь, утка).
В этом домике поселился жилец в названии которого есть звук О .
Кто это? (Гном)
^
В этой букве нет угла, потому она кругла
До того она кругла, покатиться бы смогла.
Что это за буква такая?(О)
Дети выкладывают под музыку «Лошадки» букву из арбузных косточек.
В городе Веселых Мастеров исчезли таблички с названиями улиц. Возьмите из волшебной коробочки карточку и скажите название улицы.
(Образование прилагательных: солнечная, виноградная и т.д.).
Гномик в домике загрустил. И у нашего солнышка очень мало лучиков. Если мы скажем про солнышко, какое оно, то лучиков у него добавится и оно согреет своим теплом маленького гномика.
^ Доброе, ласковое, жаркое, лучистое, золотистое, озорное, веселое, теплое.
Из этой чудесной книжки я хочу вам загадать загадки, а отгадки вы должны найти на этой страничке.
Загадываю загадки из книги «Уроки правильной речи» Татьяны Успенской.
Детям вручается деталь к «заколдованному домику».
^
Станция «Музыкальный город»
Виртуальная студия.
Оборудование : интерактивная доска, ноутбук, проектор, ППС «Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта» (для старшей группы) и ППС «Играем с музыкой Чайковского. Щелкунчик» (для подготовительной группы)
Музыкальные руководители: Шорина Т.В. и Бельдяева Т.В.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие необычные дома в этом заколдованном городе. Как вы думаете, кто может жить в этих домах? (ответы детей).
Да! Судя по домам, в них живут мастера-музыканты. Но злая колдунья отобрала инструменты у музыкантов и спрятала их в оркестровой яме. Нам нужно выполнить задание: отгадать, какой звучит инструмент, и вернуть их музыкантам. Если вы правильно выполните задание, то сможете услышать, как они прекрасно играют вместе. (Для детей старшей группы компьютерная игра «Волшебная флейта» - Книга; для детей подготовительной группы компьютерная игра «Щелкунчик» - Голубой слон).
Ребята! Вы молодцы, хорошо справились с заданием. Но вам предстоит выполнить еще одно, не менее трудное задание.
Колдунья заколдовала не только веселых человечков, но их друзей: сказочных героев, птиц, животных. Прежде чем приступить к этому заданию, давайте расскажем стихотворение с помощью деревянных палочек. Если мы расскажем его ритмично, дружно, то сможем перейти к трудному заданию.
(Логоритмическое упражнение, сборник «Удивительный ритм»).
для подготовительной группы компьютерная игра «Щелкунчик, фрагмент «Ёлка».
После выполнения всех заданий ведущий станции отдает детям цветную деталь домика, которую нужно прикрепить к «Заколдованному домику».
^ Станция «Дом эмоций»
Театральная студия
Педагог-психолог Петрова М.А.
- Вы уже, наверное, знаете, что злая волшебница Горгана заколдовала наш город. Все краски пропали! А когда мир серый, скучный, то нет и эмоций. Все скучное, однообразное..»
Дети: «Жалко.. Грустно..»
Ребята, поможем вернуть краски и эмоции в город?
Тогда, ребята, я расскажу вам историю. У каждого дома есть хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если в доме плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны, где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить хозяину.
Также и с чувствами. Один человек может не быть хозяином своих чувств. Тогда чувства будут управлять, распоряжаться этим человеком и доставлять ему много хлопот. Другой человек может быть хорошим хозяином своих чувств, управлять ими, распоряжаться ими.
Ребята, а бывает такое, что от радости вы так придушите своего друга, что ему больно будет? А от злости что-нибудь сломаете? (Ответы детей)
Давайте тогда наводить порядок в нашем доме. В каждое окошко поселим по чувству. Чтобы и у нас был полный порядок с нашими эмоциями.
Давайте вспомним, какие у нас есть чувства. (Показываются картинки с изображением различных эмоций).
Дети : Радость. Удивление. Злость, Страх, Грусть.
Возьмите белые кружочки у вас на столах. Нарисуйте в ней любое чувство… Помните, что в нашем доме, как и в нас самих, уживаются разные эмоции. Старайтесь нарисовать разные эмоции. Пока рисуете, обращайте внимание на то, что происходит с бровями, глазами, ртом и даже носом, когда мы радуемся, грустим, боимся и удивляемся.
Теперь вы заселим наших человечков в дом и украсим их, Выберите для своего человечка детали: волосы, банты или уши.
Молодцы, ребята! Своим мастерством вы победили злое волшебство Горганы и вернули одну из деталей «заколдованного домика».
Счастливого вам пути!
^ Станция «Переход через джунгли»
Физкультурный зал. Руководитель физвоспитания Соколова А.Д.
Звучит музыка «Чунга-Чанга». Детей встречает ведущий станции в костюме мартышки. Предлагает вместе с ней отправиться в джунгли на поляну игр.
^
1 задание «Проберись через джунгли»
Командная эстафета. Дети делятся на 2 команды. Первые игроки надевают на себя коробку, декорированную лентами, листьями. Необходимо добежать до стойки, обежать ее, вернуться к команде и передать коробку следующему игроку.
^
2 задание «Мартышки»
На противоположных сторонах зала отмечают линии. За одной из них лежат мячи разных размеров, кегли, кубики – это «фруктовый сад». Количество предметов должно превышать количество играющих. «Сад» охраняет «сторож» - выбранный перед игрой ребенок. Остальные дети – «мартышки», у них за пояс закреплены ленточки («хвостики»). Они встают в круг на другой стороне зала, берутся за руки и по команде в указанном направлении начинают выполнять подскоки с ноги на ногу, весело произнося:
В далекой жаркой Африке живут стада мартышек.
Огромное количество веселых шалунишек
Набеги совершают на местные сады
Когда они появятся – уж точно жди беды.
Сторож ловит мартышек, стараясь выдернуть ленточку. Если это ему удалось сделать, то мартышка считается пойманной.
^
3 задание «38 попугаев»
Командная эстафета. Оборудование: 2 «змеи» для хождения. (Пособия сшиты из ткани и наполнены синтепоном).
Дети делятся на 2 команды. Игроки по очереди проходят по «змее», возвращаются бегом обратно.
^ Ведущий станции: Какие вы ловкие и смелые. Все задания выполнили! Получайте деталь к «заколдованному домику».
Итог маршрутной игры
Пройдя все маршруты, дети возвращаются в зал
Воспитатели закрепляют домики на центральной стене. Звучит таинственная музыка и голос Горганы.
Что!! Не верю своим глазам! Вы все справились с моими трудными заданиями? Все равно не уступлю!
Ведущий : Горгана! Это не честно! Мы выполнили твое условие, Сними теперь свое колдовство с веселых человечков.
Горгана : Ни за что!
Ведущий : Ребята, давайте попробуем победить ее улыбкой и веселой песней. Исполняется песня «Улыбка» (Пока дети поют, воспитатели прикрепляют на домиках человечков, которые улыбаются).
Ведущий : Дети! Посмотрите, у нас опять веселый и счастливый город. Мы победили злую колдунью!
Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника. В данной статье описано, как с помощью маршрутной игры развивать инициативу и самостоятельность дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Маршрутная игра
как средство развития инициативы и самостоятельности дошкольников
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Светлолобовский детский сад «Сказка» № 7
Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника.
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и инициативность, а так же когда необходимо это делать, нужно определиться с данными понятиями. Специалисты определяют самостоятельность таким образом:
- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- умение переносить известные способы действий в новые условия.
В педагогической литературе
инициативность рассматривается чаще всего как качество школьника, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. Однако среди ученых нет единого мнения о данном феномене. Ильин Е.П. (2000) рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности. В то время, как Годин Г.Н, Елисеева З.Н. считают самостоятельность одним из критериев инициативы.В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные методы и приемы.
Изучая литературу по данному вопросу, я узнала о разных видах игр, которые повышают детскую инициативность и самостоятельность. К ним можно отнести маршрутную игру, которая помогает приобрести уверенность в своих действиях и направляет детей делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной деятельностях.Маршрутная игра – это игра, в которой имеется определённый маршрут (в зависимости от темы игры), на протяжении которого дети выполняют различные задания, достигая конечной цели.
Новизна маршрутной игры состоит в самой её форме проведения, которая влияет на развитие инициативы и самостоятельности детей. Дети выходят за рамки своей группы и игровой площадки (в зависимости от того, где проходит игра), самостоятельно группой детей перемещаются по маршрутам, выполняя задания. Задания подобраны таким образом, что на каждой станции ребёнок может проявить инициативу в той или иной деятельности, в той деятельности, в которой чувствует себя наиболее уверенно.
Темы игр могут быть разнообразными, в зависимости от интересов детей, запросов родителей, приоритетного направления детского сада и т.д. В рамках подготовки педагоги знакомят детей с материалом по теме игры, актуализируют имеющийся багаж умений.
Хочется привести пример заключительного мероприятия - развлечения месяца для детей в форме маршрутной игры морской тематики, которую мы проводили в летний период.
Участниками мероприятия выступали воспитанники средней, старшей, подготовительной групп.Остановимся подробнее на этапах работы:
- Самоподготовка (изучение технологии проведения маршрутных игр).
Замысел игры заключался в том, что воспитанники вместе с педагогами отправляются в морское путешествие на поиски сокровища. Все участники мероприятия делятся на команды, получают маршрутные листы с указанием станций, на которых дети самостоятельно выполняют задания, предлагаемые сказочными героями и, получая подсказку, двигаются дальше, пока не достигнут заключительной станции, где спрятан клад с сокровищами.
В процессе подготовки принимали участие все педагоги детского сада, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре, Совместно были подобраны игры (задания) на развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности ловкости. Самое важное правило для педагогов было то, что ведущую роль в игре брали на себя дети, педагоги могли лишь только корректировать и поправлять ребятишек.
- Предварительная работа (с родителями, педагогами, воспитанниками).
С участниками мероприятия были проведены консультация «Что такое маршрутная игра? Для чего она нужна?», оформлены памятки в группах «Почему нельзя забирать ребенка во время проведения маршрутной игры?». На данном этапе происходило обсуждение костюмов согласно тематике игры. Многие родители были привлечены в качестве участников.
- Создание предметно-пространственной среды
На данном этапе происходил выбор игрового пространства, оформление пунктов игры, подбор музыкального сопровождения.
- Изготовление необходимых атрибутов игры
Педагогический коллектив, совместно с родителями занимался изготовлением карт, подбором заданий, соответственно тематике.
Большое внимание педагогический коллектив уделил содержанию заданий, которые предлагались на станциях, подбору музыкального и мультимедийного сопровождения, которые выступали одним из важных факторов стимулирующих движения дошкольников, повышающих их эмоциональность и определяющих их ритм и темп.- Проведение игры.
В начале мероприятия в игровой форме было организовано формирование разновозрастных команд, затем процесс выбора капитана своей команды, выбора названия команды, и продумывания девиза. В задачу воспитателя входила и предварительная работа с детьми по заучиванию различных девизов, речёвок.
Детям было предложено найти спрятанный Бармалеем настоящий клад. Но, чтобы его найти, ребятам нужно было пройти несколько станций и на каждой выполнить интересное задание: отобрать полезные продукты на ужин для моряков, поймать рыбку в океане, также ребятам приходилось состязаться в ловкости и быстроте, дальности метания и т.д.
На каждой станции по завершению выполнения задания выдавалась подсказка-маршрут, по которому они должны были двигаться дальше. После того, как все кусочки карты были собраны, дети узнали, что настоящий клад спрятан в заброшенном тереме, на сказочном острове, в котором жил Бармалей. Детям необходимо было освободить терем от Бармалея. Ребята выполняли все задания Бармалея и наконец, достигли долгожданного момента, когда он вынес сундук с сокровищами.
- Анализ.
При подготовке и проведении маршрутной игры важно соблюдать определённые
требования:- содержание заданий и условия организации игры необходимо выстраивать в соответствии с возрастными возможностями дошкольников;
- сюжет игры должен быть интересен и понятен детям;
- точно продуманы и составлены маршруты движения команд.
Очень ценно, по моему мнению, то, что группы разновозрастные. Опыт создания и развития детско-взрослого сообщества убеждает в том, что это очень действенный путь для успешной социализации детей разного возраста. Конечно, социализация детей и передача опыта от старших к младшим происходит стихийно, но в условиях педагогической организации этого процесса достигаются значительные социализирующие результаты, воспитательные и развивающие эффекты. Младшие дети получают опыт выполнения поручений в подготовке и проведении разного рода дел и заданий, наблюдают за работой старших ребят, анализируют и соотносят результаты проведения дел. Старшие ребята становиться наиболее ответственными, инициативными.
Маршрутная игра позволяет дошкольникам действовать самостоятельно, по собственной инициативе, проявить лучшие качества, почувствовать себя успешным, почувствовать себя в ситуации выбора участника по совместной деятельности или собственно деятельности, в которой ребёнок, по его мнению, преуспевает .
Литература
- Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание - 2011 -№4. - с.58-60.
- Котенева О. Н., Талькова Л. К. Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2. - С. 30-32.
- Леднева С. Путешествуем, играем, познаем и развиваем! // Дошкольное воспитание № 4,2009.
- Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников [Текст] / Е. И. Лосик // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 47-49.
Интернет-ресурсы:
«Методика проведения игр на местности» https://summercamp.ru/Методика_проведения_игр_на_местности
Пономарева А.А. Статья « Проектирование технологий организации преемственности в деятельности детско-взрослых сообществ» https://dolschool14.ru/nauchrabota/26-statya-ponomareva-a-a
Жиркова Лариса Платоновна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Чуораанчык"
Населённый пункт:
с. Кюсюр. Булунский район. Республика Саха (Якутия)
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
Маршрутная игра
Дата публикации:
16.01.2017
Раздел:
дошкольное образование
Маршрутная игра
«ПОХОД В ТУНДРУ»
Двигательная активность имеет особое значение среди многих факторов, влияющих на
состояние
здоровья
и
работоспособность
растущего
организма.
Удовлетворение
двигательной активности как естественной потребности в движении является важнейшим
условием всестороннего развития ребенка.
Цель игры:
Повышение двигательной активности, сохранение и укрепления физического и
психического здоровья воспитанников.
Создание условий для всестороннего развития детей (с учетом всех направлений
развития: физического, социально – коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно – эстетического).
Задачи:
Повышение двигательной активности воспитанников;
Создание у них положительного эмоционального настроя;
Развитие социально – коммуникативных качеств путем коллективного решения
общих задач;
Расширение кругозора.
Предварительная работа:
Рассказ детям о первопроходцах, которые каждый год наши учащиеся ходят по
различным маршрутам Булунского улуса и по Республике.
Рассматривать
фотографии
с
изображением
участка
рыбаков,
гор
и
тундры,
маршрутные карты.
По изобразительной деятельности рисовать на тему: «Поход в тундру».
Особое внимание уделять подбору музыкального сопровождения, которое поможет
стимулировать
движения
дошкольников,
повышающих
их
эмоциональность
и
определяющих их ритм и темп. В данной игре использовать разнообразные игровые
задания на развитие ловкости и быстроты, координации, точности их выполнения
движений,
внимания.
Таким
образом,
преодолевая
встречающиеся
на
пути
препятствия, воспитанники, удовлетворяют естественную потребность в двигательной
активности и испытывают радость.
Сценарий маршрутной игры
«Поход в тундру».
для подготовительной к школе группы.
Оборудование
: Детская горка, дощечки, две стойки, две веревки, два обруча, ткань,
компас, котелок, бумажные ягоды, геометрические фигуры напольные, (по количеству
детей), «костер» (бумажный макет) медиапрезентация.
Музыкальное сопровождение: аудиоприложение на СD к медотическому пособию «Звук
природы».
Действующие лица:
Ведущий – воспитатель
Ход игры:
Дети в спортивных костюмах, с маленькими ранцами за спиной входят в зал.)
Ведущий:
Сегодня к нам пришло немало гостей!
Дети:
(Хором) Здравствуйте!
Ведущий:
Как вы думаете, какое у меня сегодня настроение?
Дети:
Радостное и веселое!
Ведущий:
Верно! Возьмемся за руки, и я передам вам свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг к другу улыбнемся!
Ребята, в этом году юбилей похода Кюсюр – Булун - Кюсюр которые наши мамы папы,
бабушки и дедушки ходили играть в поход.
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Мы идем в поход!
Вот на столе находятся вещи, что необходимо надо взять с собой? Надо выбрать
6
предметов
(находятся
компас,
корзина,
рюкзак,
часы,
термос,
кружка,
компьютер,
телефон).
Ведущий:
Сколько предметов взяли самых необходимых для похода!
Дети:
6 предметов.
Ведущий:
Молодцы! И так направо за мной шагом марш! Звучит музыка (Звук природы).
Дети
повторяют
движение
ведущего.
Ведущий
проговаривает
движения,
дети
их
выполняют (движения носят имитационный характер):
Тяжелый рюкзак! Держим лямки рюкзака.
(И.п.: корпус слегка наклонить вперед, руки согнуть в локтях.)
Устали…
(Провести правой рукой по лбу слева направо (на 4 счета). И левой рукой справа налево
(на 4 счета). Повторить все движения еще раз.)
1 –е препятствие – «Гора»
Для выполнения данного задания используется детская горка. Для начало имитируем
залезания на горку. (И.п.: стоя, ноги слегка расставить. Вытянуть обе руки вверх, сжать
кулаки и напряженно опустить руки вниз до уровня плеч, не разгибая локти (подтянулись)
на 8 счетов. Выполнять движение 4 раза.)
Ведущий:
вот
и
мы
подошли
к
перевалу
самому
высокому
гору.
Дети
по
очереди
поднимаются на горку и скатываются с нее. Ведущий страхует их, следить за соблюдением
правил безопасности.
Ведущий:
Вот мы забрались на самую высокую вершину горы. Вдохните глубоко! Горный
воздух полезен для здоровья.
Дыхательная гимнастика «Горный воздух»
Ведущий проводит дыхательную гимнастику, контролирует правильность ее выполнения
детьми, подсказывая им соответствующим стихотворным текстом.
Ведущий:
Увидели мы горы,
Красивые, высокие!
Воздух горный мы вдохнем,
Дышим носом, а не ртом.
Плечи не поднимаем,
Животом помогаем.
Ведущий:
Ребята, давайте посмотрим, что нас ждет дальше. (Обращает внимание детей на
презентацию, слайд 2.) А дальше у нас следующие препятствия – узкое ущелье, а за ним
темный
тоннель.
Ущелье
мы
преодолеем
по
мосту.
Будьте
осторожны,
соблюдайте
дистанцию!
2-е препятствие- «Ущелье»
Для прохождения этого препятствия на полу раскладываются дощечки, между двумя
стойками закрепляется веревка. Под музыкальное сопровождение. Дети друг за другом
проходят по мосту через «ущелье»: передвигаются приставным шагом, держась двумя
руками за веревку. Задача – не оступиться, не наступить на пол.
Ведущий:
ущелье мы прошли. Впереди темный тоннель, который мы будем преодолевать
на четвереньках. Здесь главное – соблюдать дистанцию и не торопиться.
3 – е препятствие – «Тоннель»
Для прохождения этого препятствия заранее сооружается тоннель – два обруча, между
которыми натянута ткань. Под музыкальное сопровождение дети друг за другом проходят
тоннель на четвереньках. Задача – быстро пройти тоннель, не наталкиваясь друг на друга.
Ведущий:
В
тоннеле
было
так
темно,
что
теперь
нашим
глазам
надо
отдохнуть.
Предлагаю провести гимнастику для глаз.
Зрительная гимнастика «Лучик солнца»
Ведущий проговаривает текст, дети выполняют движения глазами в соответствующих
направлениях.
Ведущий:
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты сомной.
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
Ведущий:
Дальнейший путь мы определим по компасу.
Дети:
(смотрят на компас):
Идти надо прямо!
Ведущий:
Продолжаем наше путешествие. (Обращает внимание детей на презентацию
слайд 3) Следующее препятствие, которое нам нужно пройти, - горная река. Называется
Булункан. Путь наш лежит по извилистой тропинке. А вот и река!
(звучить аудиозапись «Звуки горной реки»)
Ведущий:
Нам нужно перебраться с вами на другой берег через опасную горную реку.
Чтобы преодолеть это препятствие, нам понадобится специальное приспособление. Это
геометрические фигуры
4 – е препятствие – «Горная река»
Для
прохождения
этого
препятствия
используется
нетрадиционное
оборудование
–
«Геометрические фигуры напольные». Под музыкальное сопровождение дети по очереди
друг
за
другом
проходят
через
горную
реку
(узкое
синее
полотно)
между
берегами
(обручами). Задача – удержать равновесие и пройти горную реку от берега до берега.
Ведущий:
Река
позади,
но
каждый
из
нас
должен
знать,
что
в
тундру
опасность
подстерегает на каждом шагу, поэтому нужно быть готовым спасти товарища в трудную
минуту.
Предлагаю
вам
разделиться
на
две
группы:
«спасатели
–
это
мальчики»
и
«пострадавшие – это девочки».
Аттракцион «Спасатели»
Воспитанники делятся на две группы: «спасатели» и «пострадавшие». Под музыкальное
сопровождение дети из группы «пострадавшие» ложатся на пол, а «спасатели» бросают
каждому из них по очереди веревку и тянут. Задача – быстрее спасти своих товарищей.
Ведущий:
Ребята, я думаю, вы проголодались. Давай я зажгу костер. А мальчики за
дровами
вам
пора.
Вот
скатерть
девочки
накройте
стол.
Открывайте
свои
рюкзаки,
доставайте кружку и тарелку, ложку будем кушать.
Ведущий:
Чай вскипел, налет нам чай самый старший.
Дети:
Это Юра самый старший.
Ведущий:
Ч а й
г о р я ч и й
д у е м
3
р а з а
(д ы х а т е л ь н а я
у п р а ж н е н и я) .
М ы
п о е л и,
о ч е н ь
в к у с н о
б ы л о.
С п а с и б о
н а ш и м
д е в о ч к а м.
Убираем за собой. Чтобы тундра наша не засорилось.
Аттракцион «Собираем ягоды»
Дети выстраиваются в две колонны. Под музыкальное сопровождение воспитанники по
очереди бегут к обручу (внутри обруча врассыпную лежать ягоды), собирают ягоды
(видны только стволы ягоды). Воспитанники должны знать по стволу и по листочкам какая
ягода лежит под снегом. Собирают ягоды и возвращаются обратно. (Девочки собирают
морошку а мальчики голубику).
Ведущий:
Молодцы! В тундре можно увидеть много уникальных видов растений.
В
тундре воздух чистый и свежий! А для того чтобы было всегда так, что сделать?
Дети:
Надо за собой убрать, чистым оставлять нашу тундру.
Ведущий:
А для того, чтобы идти в поход, нужно быть очень сильным и выносливым! Мы
с ребятами это уже поняли, когда преодолевали все препятствия. Я поздравляю всех вас.
(Дети прощаются и выходят из зала)
Перечень использованной литературы:
1. Дошкольное воспитание 10/2012 физическая культура С. Шмакова
2.Формирование
элементарных
математических
предст авлений
подготовительная к школе группа. Соответствует ФГОСТ. Москва 2014г.
3. Программа «Северная сияния» Лебедева Н.Н. 2014г.
Мероприятие для летнего оздоровительного лагеря
Игра-путешествие по станциям «Следопыты»
Автор : Петрова Татьяна Александровна.Описание материала: сценарий предназначен для организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере дневного пребывания. Возрастная категория – учащиеся начальных классов. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования, вожатым, воспитателям.
Цель : организация каникулярного отдыха детей средствами игровой деятельности.
Задачи:
расширять кругозор учащихся;
развивать, смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;
воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.
Подготовительный этап.
Каждый отряд готовит название, девиз.
Заранее готовятся маршрутные листы для каждого отряда, в котором указан план путешествия по станциям. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, которые оцениваются в баллах. Баллы проставляются в маршрутный лист. На станциях стоят дети старших классов, которые тоже будут награждены за помощь в организации мероприятия. Также на станциях размещаются таблички с названием станции для удобного ориентирования ребят.
Награждение на линейке победителей и участников.
1 этап. Приветствие.
Добрый день, дорогие ребята. Мы приветствуем вас на нашей развлекательной игре «Следопыты». Вам предстоит путешествовать по станциям, строго следуя по маршрутному листу. Выполняя задания, вам будут выставлены баллы, по которым мы и определим победителя! Наши помощники ждут вас на станциях (перечислить станции). Они будут также смотреть, какой отряд работает дружно и организованно, за плохое поведение будут сниматься баллы. Выполнив задание на станции, помимо баллов вы получите следы какого-нибудь животного и картинку с изображением животного. Пройдя все этапы, вам нужно будет подобрать к каждой картинке животного его следы. За это задание вы также получите баллы!
Итак, приветствуем первый отряд… (каждый отряд сообщает название и девиз)
2 этап. Путешествие по станциям
1 станция «Козявочка». (Площадка перед школой возле клумб с цветами) Учащиеся получают стеклянную банку с крышкой. В течение 2 минут команде необходимо собрать как можно больше насекомых. Сколько собрано насекомых, столько баллов получает команда. Затем насекомые обязательно выпускаются на свободу.2 станция «Полезный алфавит» . (кабинет.1)
Детям предлагается назвать фрукт, овощ или ягоду на каждую букву алфавита. (Алфавит желательно должен быть перед глазами ребят). Сколько назовут слов, столько и получают баллов.
3 станция «Юмористическая сказочная викторина» . (кабинет.2)
Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
1) Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
2) Какая порода рыб самая ценная? (Золотая рыбка)
3) Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? (Репка)
4) В какой русской народной сказке брат не послушал сестру, нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
5) Назовите героиню французской сказки, которая получила имя, благодаря головному убору? (Красная Шапочка)
6) Героиня, какой французской сказки чистила печки и убирала в доме? (Золушка)
7) Какой сказочный герой посеял деньги, надеясь, что из него вырастет денежное дерево? (Буратино)
8) Какая домашняя птица, героиня русской народной сказки, несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? (Курочка Ряба)
9) Какой герой французской сказки очень любил обувь, и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
10) Назовите имя сказочной женщины-лётчика (Баба Яга)
4 станция «Загадочная»
. (каб.3)
На весь простор
Один костёр
Горит над нами
С давних пор.
Горит он жарко
И светло
И дарит нам
Своё тепло.
(Солнце)
***
Куда,
Скажите мне, ребятки,
Порой душа уходит?...
(В пятки)
***
От какого
Любителя
Меха
Нам бывает
Всегда
Не до смеха?
(От моли)
***
Какой там злак
Во весь размах
Растёт
В болотистых
Местах?
(Рис)
***
То не гейзер,
Не родник
На крутой горе
Возник.
Камни с пеплом
Пополам
Там взлетают
К облакам.
(Вулкан)
***
Не скажет он и пару слов,
А всех всегда учить готов.
(Учебник)
***
По металлической дорожке
Бегут-спешат сороконожки.
(Поезда)
***
По земле он,
Не иначе,
Как лягушка,
Быстро скачет,
А как в речку
Упадёт -
Поплывёт,
Как пароход.
(Мяч)
***
Лист висит передо мной,
А на нём - весь шар земной.
(Географическая карта)
***
Он в лесу всю жизнь живёт,
Любит ягоды и мёд.
Как увидит рыбу - с ходу
Порыбачить лезет в воду.
(Медведь)
***
Чаша темная без дна
Светлячков полным-полна.
(Ночное небо)
***
Красивые крылья
Имеют сестрицы,
Все время летают -
Хоть вовсе не птицы.
(Бабочки)
***
В небе парочкой рогов
Поразил бы он врагов.
Есть рога, но нет врага.
Так зачем ему рога?
(Месяц)
***
Примостились на страничке
Тридцать три родных сестрички.
Но сестрички эти всё же
Друг на друга не похожи.
(Азбука)
***
Что в ладошку можно взять,
А за хвостик не поднять?
(Клубок)
***
Свищет,
Воет
И ревёт,
И дубы
С корнями
Рвёт.
(Ураган)
***
На лужайке, у двора,
Очень злющая трава
Проросла под клёном
Ковриком зелёным.
Хоть порой на ней роса
Весело искрится,
Эта злюка, как оса,
Жалить мастерица.
(Крапива)
***
Бывают они
На сосне
И на ёлке,
А также на лбу
У задиры
Николки.
(Шишки)
***
Что на нитке, словно птица,
В небо синее стремится?
(Бумажный змей)
***
Висит на дереве дворец,
А во дворце живёт певец.
Он поселился в нем весной.
Скажите, кто же он такой?
(Скворец)
***
Очень любит он летать,
Любит с вами поболтать,
И себя же он притом
Обзывает дураком.
(Попугай)
***
Только за окошком
Попустил мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слёз.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь -
Под моим окошком
Кто звенит?
(Капель)
5 станция « Следопыт».
(школьный стадион)
На площадке школьного стадиона заранее спрятаны красные кубики. Задание: за 5 минут найти фигуры. Сколько кубиков найдено, столько баллов получает команда.
6 станция «Попрыгайка».
(площадка возле школы)
Каждый участник команды прыгает на скакалке. Считается общее количество прыжков.
7 станция «Отгадай сказку».
(кабинет 5)
Учащиеся должны угадать сказку по предмету. (предметы могут быть изображены на картинках) Сколько назовут сказок, столько баллов получает отряд.
Рукавичка
Колечко
Рыбка
Колосок
Пирожок
Яйцо
Горшочек
Яблоко
Воздушный шарик
Перо
8 станция «Рисовальная»
.(кабинет 4)
Участникам показывается сюжетная картинка в течение 1 минуты (можно иллюстрация к сказке), далее им необходимо воспроизвести ее на бумаге. Сколько предметов совпадет, столько баллов и получает команда.
9 станция «Угадай-ка»
.(фойе)
Ребята по очереди получают листок с заданием. С помощью мимики и жестов им нужно изобразить то, что написано, а команда должна угадать. Сколько ситуаций угадано, столько баллов получает команда.
Человек ест мороженое.
Человек ест длинные макароны.
Месить тесто и делать пирожки.
Вдеть нитку в иголку и шить.
Жарить яичницу-глазунью.
Человек ест недожаренный шашлык.
Доставать деньги из кошелька и считать их.
Укладывать вещи в чемодан.
Разжигать костер.
Человек ест арбуз.
10. Ребята соотносят картинки с изображение животного и следы. Сколько угадают следов, столько и баллов получают.
Автор статьи: Пугачева Юлия Олеговна,
воспитатель МАДОУ № 44 «Дюймовочка»
Формирование инициативы и самостоятельности дошкольников в ДОУ посредством маршрутной игры
Цель:
Развитие инициативы и самостоятельности детей посредством маршрутной игры
Задачи:
Разнообразить формы творческой, игровой, двигательной активности детей.
Формировать и сплачивать детский коллектив через совместную игровую деятельность.
Развивать посредствам двигательных заданий– память, внимание, логическое мышление, наблюдательность; а также физические качества - ловкость, быстроту реакции, координацию движений, выносливость.
Воспитывать творческую активность и ответственность при выполнении коллективных заданий.
Создать хорошее настроение, эмоциональный заряд от участия в развлекательном действии
Формирование наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, планами и условными обозначениями при ориентировке в ситуации).
Развитие ориентировки на листе бумаги.
Сплочение группы
Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактического и наглядного материала.
Участники вечера развлечения: средняя и старшая группы.
Актуальность
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, одни из важных условий для создания социальной ситуации ребенка является поддержка его индивидуальности и инициативы в различных видах деятельности.
Проблема в том, какие наиболее эффективные методы и формы в организации образовательного процесса должен использовать современный педагог-воспитатель в развитии и самостоятельности дошкольников.
В ноябре я была на курсах повышения квалификации, где нам специалисты рассказали о разных видах игр, которые повышают детскую инициативность и самостоятельность
Одной из таких игр, которая меня заинтересовала, является маршрутная игра. Которая позволяет дошкольникам расширить свой кругозор, проявить лучшие качества, почувствовать себя успешным. Погружаясь вместе с детьми в определенную тему в рамках подготовки и проведения данной игры, педагог не только знакомит их с новым материалом, но и актуализирует имеющиеся у них знания и умения. Так появилась идея устроить вечер развлечения для детей в форме маршруной игры в Пиратской тематике.Сюжет игры очень прост: воспитанники вместе с педагогом отправляются на поиски пиратского сокровища.
Основной целью данной маршрутной игры стало создания условий для всестороннего развития детей (с учетом всех направлений развития: физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического)
Перед игрой ставились следующие задачи:
Повышение инициативы и самостоятельности;
Повышение двигательной активности;
Создание положительного эмоционального настроя детей;
Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
Расширение кругозора.
В процессе подготовки, мною были подобраны игры (задания) на развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности ловкости. Были собраны педагоги, участвующие в проведении вечера развлечения, с которыми было оговорены правила поведения, как воспитателей, так и команд, а самое важное правило для педагога было то, что ведущую роль в вечере развлечения играл ребенок, педагог мог лишь только корректировать и поправлять ребятишек. Воспитателю также необходимо было организовать процесс выбора капитана своей команды, выбора названия команды, и продумывания девиза. В задачу воспитателя входила и предварительная работа с родителями, которым объяснялось, почему нельзя забирать ребенка во время проведения маршрутной игры, зачем она нужна, на что направлена, обсуждение костюмов. Надо остановиться на родителях немножко, конечно. Я даже не думала, насколько родители подойдут к этой задачи ответственно, все ребятишки были в костюмах пиратов, некоторым ребятишкам родители даже сами шили костюмы. Нескольким родителям удалось побывать на нашем вечере развлечения. И надо сказать, что они настолько включились в деятельность, что были не меньше детей охвачены азартом, настроением, помогая ребятишкам искать клад. А некоторые родители даже расстроились, что не пришли во время игры и не посмотрели как это все проходило.
Так в чем же заключалась сама игра?
Детям было предложено найти спрятанный пиратами настоящий клад. Но чтобы его найти, ребятам нужно было пройти 5 станций и на каждой выполнить интересное задание: собрать пиратские картинки, отобрать полезные продукты на ужин для пиратов, поймать рыбку в океане, попасть на вражеский корабль (дартс), выловить в море жемчуженки. После выполненных заданий пираты давали детям кусочек карты – маршрут, по которому они должны были двигаться дальше. После того, как все кусочки карты были собраны, дети узнали, что настоящий клад пиратов спрятан в большой пещере, которую охраняют летучие мыши. Детям необходимо было освободить пещеру от летучих мышей, а после этого уже найти долгожданный клад, в котором были сладкие золотые монетки. В завершении вечера- развлечения дети вместе со всеми пиратами станцевали танец дружбы.
Важно отметить, что применение в ходе проведения маршрутной игры современного интерактивного оборудования, несомненно, способствовало повышению эффективности данной формы работы, а также ИКТ-компетентности. А так же, особое внимание я уделила подбору музыкального сопровождения, которое выступило одним из факторов стимулирующих движения дошкольников, повышающих их эмоциональность и определяющих их ритм и темп. Кроме того, музыка способствовала организации эффективного сотрудничества педагогов и детей в ходе маршрутной игры.
Детский сад был полон смеха, веселья, буря эмоций и позитива переполняли ребятишек, а их настоящие пиратские костюмы придавали еще большую атмосферу волшебного и сказочного путешествия.
Пока об итогах мероприятия говорить еще рано, но уже стало видно, что дети стали наиболее уверено ориентироваться в стенах детского сада, узнавать значимые кабинеты учреждения: кабинет медика, комната сенсорики, экологическая комната, и где находится какая группа, ее название и расположение. И могут самостоятельно находить нужный им кабинет.
Новизна маршрутной игры состоит в самой её форме проведения на развитие инициативы и самостоятельности детей. Дети выходят за рамки своей группы и самостоятельно группой перемещаются по маршрутам, выполняя задания.
На этом мы не собираемся останавливаться. И планируем в мае провести еще одно такое мероприятие на развитие детской инициативности и активности. Местом для проведения будет детская площадка в садике, где дети будут сами по подсказкам выполнять задания, бегать по заданным маршрутам.
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 44 «Дюймовочка», г.КанскМаршрутная игра с элементами квеста,как средство создания условий для ситуации общения и межличностного взаимодействия воспитанников в ДОУ.Пугачева Ю.О – воспитатель МАДОУ № 44
Свободное общение детей занимает от 10% до 20% времени ихжизнедеятельности.
Цель.Создание условий для общения и взаимодействия детей.
Задачи.Разнообразить формы творческой, игровой, двигательной активности детей.Формировать и сплачивать детский коллектив через совместную игровую деятельность.Развивать посредствам двигательных заданий– память, внимание, логическое мышление, наблюдательность; а также физические качества - ловкость, быстроту реакции, координацию движений, выносливость.Воспитывать творческую активность и ответственность при выполнении коллективных заданий.Создавать хорошее настроение, эмоциональный заряд от участия в развлекательном действииФормировать наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, планами и условными обозначениями при ориентировке в ситуации).Развивать умение ориентировки на листе бумаги.8. Воспитывать нравственные качества дошкольника: развитие уверенности в себе, взаимопомощи друг другу, развитие самоконтроля, самодисциплины, отзывчивости, сопереживания.
Требования «Маршрутных игр с элементами квеста»:содержание заданий и условия организации игры необходимо выстраивать в соответствии с возрастными возможностями дошкольников;сюжет игры должен быть интересен и понятен детям;точно продуманы и составлены маршруты движения команд.
Этапы работы: Самоподготовка (изучение технологии проведения маршрутных игр).Предварительная работа (с родителями, педагогами, воспитанниками).Создание предметно-пространственной среды (выбор игрового пространства, оформление пунктов игры, подбор музыкального сопровождения). Изготовление необходимых атрибутов игры (карты, подбор заданий соответственно тематике, обозначения).Проведение игры.Анализ (рефлексия с детьми, анкетирование педагогов ДОУ, отзывы родителей).
Итоги работы.Дети лучше стали ориентироваться в стенах детского сада.Дети стали узнавать кабинеты (медика, сенсорную и экологическую комнаты, где находится какая группа, ее название и расположение).Дети стали более уверенные и самостоятельными.Общение между детьми стало более дружелюбное. Повысился уровень нравственного развития детей: стали более отзывчивыми по отношению друг к другу, готовыми прийти на помощь. И могут самостоятельно провести экскурсию по дошкольному учреждению своим родителям и родственникам. Спасибо за внимание!
Приложенные файлы