Согласно самому общему определению социализация - «процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе»31. В современной научной литературе, как западной, так и отечественной, этот термин получил широкое распространение, хотя единого подхода к его трактовке так и не сложилось. Рассмотренные ранее теории, изучающие проблемы личности, исходя из своих крайних приоритетов - предпочтения факторов среды над личностными факторами и наоборот, не смогли дать полного научного объяснения сложному процессу социализации личности. Пристальное внимание ученых к процессу социализации личности как основополагающей проблеме в контексте новых реалий развития общества было обращено в конце 40-х - начале 50-х гг. прошлого столетия. Особенно плодотворная работа проводилась в области изучения социально-психологического аспекта социализации А. Парком, Д. Доллэр- дом, Дж. Кольманом, А. Бандурой, В. Уолтерсом и др. В конце 60-х - начале 70-х гг. острый интерес к этой проблеме проявили и другие западные ученые, представители практически всех школ и течений современной социологии и социальной психологии. Пристальное внимание уделялось проблеме социализации конкретных групп людей. Так, в 1960-1980-е гг. заметное влияние имела на Западе теоретическая программа «гуманитарного воспитания», основным требованием которой явилась организация школьной социализации в русле непосредственных интересов и потребностей подрастающего поколения. В это же время возрос интерес к проблемам образования и воспитания, к определению места и роли в процессе социализации, и как следствие, американские исследователи стали часто отождествлять процесс социализации с процессом обучения. Интерес к проблемам взаимосвязи воспитания, образования и социализации сохранился и до наших дней. К крупным монографическим исследованиям по данной проблеме отнесятся работы А. Бандуры и В. Уолтерса «Социальное научение и развитие личности» (1969), О. Брима, И. Уиллера «Социализация после детства» (1966), Дж. Эронфрида «Поведение и сознание. Социализация интернализованного контроля над поведением» (1968), М. и Р. Смарты «Развитие и взаимное отношение подростков» (1973), коллективный труд под редакцией Д. Госминга «Книга теории и исследования социализации» (1968) и другие. Определенный интерес представляет концепция Н. Смелзера32, в которой процесс социализации личности представляется как пути, которыми люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям. Цель социализации - это способствование интеракции людей на основе социальных ролей и обеспечение сохранения общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем образов поведения. Этот процесс, по Смелзеру, проходит три стадии: 1) стадию подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровую стадию, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадию групповых игр, на которой дети учатся понимать, чего от них ждет целая группа людей. Для успешной социализации необходимо действие трех факторов - ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям (то есть стремление к конформизму). В отечественную социально-философскую литературу понятие «социализация» вошло в 1960-е гг., что вызвало ожесточенную полемику о правомерности и необходимости его использования. В начале 1970-х гг. появились работы Б. Г. Ананьева «О психологических аспектах социализации» (1971), В. С. Мерлина «Становление индивидуальности и социализация индивида» (1970). Эта проблема рассматривается в монографиях И. С. Кона «Социология личности» (1967), Я. И. Гилинского «Стадии социализации индивида» (1971), А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» (1975), В. В. Смолина «Самосознание личности (1984), В. А. Ядова «О диспозиционной регуляции социального поведения личности» (1975). В социологии и социальной психологии этого периода выделяются два основных «плана» социализации - филогенетический и онтогенетический33. Усилия ученых в исследовании филогенетического аспекта социализации были направлены на уяснение путей и механизмов формирования родовых свойств человека. Аспект онтогенетической социализации изучался как процесс формирования конкретных социально-психологических типов личности в процессе их онтогенетического развития. Причем практически все советские психологи считали, что «социализация есть не просто проявление имманентных индивиду биопсихических возможностей под влиянием социальных факторов, но главным образом - процесс формирования под- линных качеств личности и ее индивидуальности» . Однако идеологизиро- ванность и одностороннее осмысление процесса социализации, основанное на одной марксистской теории, не позволило советским социологам системно изучить социальное явление - социализацию личности. Как положительный момент необходимо отметить, что в первых редакциях понятия «социализация» П. Н. Лебедевым, С. Поповым, И. Т. Фроловым, Э. А. Домбровским подчеркивался прежде всего тот факт, что это процесс усвоения социальных норм, ценностей и знаний как прошлых, так и нынешних поколений, процесс вхождения человека в социальную среду. И. С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность»34. Близкое к этому определение социализации дает Б. Д. Парыгин: «Процесс социализации - вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития»35. Позднее ряд ученых стали рассматривать социализацию как двусторонний процесс. Так, Г. М. Андреева определяет социализацию как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства систем социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду»36. Проблема включения индивидуальности личности в социальное окружение, социальную среду рассматривается Б. Ф. Ломовым. Сущность социализации он определяет так: «С одной стороны, личность все более включается в систему общественных отношений, ее связи с людьми и с разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, эта сторона личности часто определяется как ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, то есть развитие в обществе включает процесс индивидуализации»37. П. Щепаньский, Л. М. Снежко проблему социализации рассматривают прежде всего под углом зрения приобщения индивида к участию в общественной жизни, в границах которой, как считает К. Е. Сигалов, индивид приобретает определенные социальные качества, свойства. Представленное многообразие подходов к исследованию данного социального феномена свидетельствует о сложности и противоречивости процесса социализации и ставит проблему классификации существующих точек зрения, хотя уже и имеются плодотворные попытки систематизировать различные подходы к трактованию социализации. Так, А. К. Уледов в качестве оснований для классификации рассматривает субъекта данного процесса и выделяет при изучении социализации два подхода - социально-психологический (традиционный) и социологический (нетрадиционный). Сущность первого подхода заключается в том, что человек, с одной стороны, являясь активным субъектом социализации, приобретает и усваивает качества, которые позволяют ему приобщиться к сложившимся формам общественной жизни. С другой стороны, в качестве 8-активного субъекта социализации рассматривается общество. Под социализацией в этом случае понимается включение человека в систему общественных отношений, вовлечение человека в существующие формы деятельности. Другая, на наш взгляд, интересная и заслуживающая внимания концепция систематизации процесса социализации представлена С. С. Батениным, который выделил также две группы подходов. Так, в одних определениях социализации, по его мнению, выделяется момент субъективирования социального опыта, и весь этот процесс сводится к выработке у индивида нормативно-поведенческих установок путем освоения ими социальных норм, ценностей, элементов культуры и т. д. В других определениях, напротив, выделяется момент объектирования как важнейший особенности процесса становления личности. Данное определение, по мнению С. С. Батенина, характеризует социализацию как онтогенетическую закономерность. Поэтому социологический подход к исследованию социализации базируется на признании человека не только объектом, но и субъектом социализации. Следовательно, при любом понимании данного процесса необходимо отметить, что речь идет о двусторонних связях личности и общества и что объектом изучения процесса социализации должно стать отношение «общество - личность», где общество наделяет личность определенным набором социальных свойств, а личность, получая эти свойства и включаясь тем самым в общественную жизнь, не только усваивает социальные нормы, преобразует приобретаемый социальный опыт в собственные установки, ценностные ориентации, привычки, убеждения1, но и способствует воспроизводству общественных отношений. Анализ различных подходов к осмыслению социализации человека, изложенных ранее, позволяет выделить пять основных направлений изучения данного процесса как сложного многофакторного явления. Первое - биологическое. Основной упор в данном направлении делается на подчеркивание приоритета биологической сущности человека (3. Фрейд, А. Гезелл, К. Конрад). Второе - социальное. Это направление выделяет социальные факторы в качестве доминирующих в развитии человека (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Левин). Третье - конвергенции. В основе данной концепции сделан упор на сочетание биологического и социального факторов, однако доминирующим признается биологический (В. Штерн, Н. Ф. Лазурский). Четвертое - полифакторное. Исследователи данного направления учитывают не только биологические факторы и социальную среду, но и саморазвитие личности (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже). Пятое - универсумное. Особенностью данного направления является рассмотрение биологических, социальных и духовных факторов в их единстве (С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский). Рассмотрев основные концепции личности, сформулируем в общем виде понятие социализации как процесса интеграции элементов социальной среды с индивидуальными началами личности с целью формирования у нее социальных и духовных качеств, способствующих ее адаптации в обществе, с одной стороны, и воспроизводства личностью социальной среды - с другой. И еще один важный момент, который необходимо подчеркнуть, - разграничение понятий социализации и развития. Развитие - это процесс непрерывного гетерохронного изменения в психике и организме человека, происходящий под влиянием обучения, воспитания, среды в соответствии с психобиологическими закономерностями созревания индивида. Это общее, что характерно не только для развития, но и для социализации. Однако в отличие от социализации развитие, во-первых, наряду с социальными и духовными личностными изменениями включает и психофизиологические изменения, происходящие с индивидом в процессе его онтогенезиса. В этом смысле понятие «развитие» шире понятия «социализация», поскольку имеется в виду человек как целостная биосоциальная система, подчиненная не только законам социальной детерминации, но и биологическим законам созревания, функционирования, старения живого организма. Во-вторых, развитие личности в соответствии с законами диалектики предполагает наличие внутренних движущих сил, в качестве которых на стыке внутреннего и внешнего миров в процессе экстериоризации и инте- риоризации выступают рассогласование, несоответствие между потребностями, возможностями личности, с одной стороны, и внешними условиями, требованиями - с другой. На первый план в развитии выступают внутренние силы самодвижения, саморазвития, обусловленные как диалектическими закономерностями, характерными для развития вообще, так и психофизиологическими изменениями, характеризующими индивида в разные стадии его онтогенеза. Таким образом, хотя понятия «развитие» и «социализация» пересекаются, но они не идентичны. Социализация есть условие и основа развития личности, то есть социализация - это социальное развитие личности. Для исследования процесса социализации выделим методологические принципы анализа сущности, структуры, механизма и форм данного социального явления. Предпосылками, составляющими суть вхождения индивида в общество, являются социальные условия его жизни, общественные отношения, деятельность человека, посредством которой он изменяет социальную среду и свою собственную сущность, свои идеалы, взгляды, поступки. Методологически значимым является положение о том, что социальная определенность социализации личности есть результат не пассивного восприятия личностью воздействия среды, а противодействия ей и взаимодействия с нею38. Структурно социальная среда может быть представлена совокупностью ролей и статусов, которые общество предлагает человеку, совокупностью социальных институтов, в пределах которых он формирует социальные качества, реализует социальные роли и приобретает желаемые социальные статусы. Элементами социальной среды в процессе социализации выступают ценности, социальные нормы, знания, навыки, умения. Социальная среда охватывает социальные технологии по производству, воспроизводству и передаче культурных образцов, ценностей, норм, а также конкретные события, которые могут повлиять на процесс социализации личности. В процессе социализации психофизиологические задатки человека, с одной стороны, реализуются, а с другой - превращаются в социально значимые свойства личности. Это очень важный методологический момент, так как в процессе социализации формируется личность человека как носителя социальных отношений. Человек выступает не только как объект, но и как субъект социализации, действуя независимо от ожиданий других, реализуя свои потребности и способности, себя как личность. Модель социализации определяется характером и типом социального института, в рамках которого происходит социализация человека (тоталитарный, авторитарный, либеральный, демократический). Способности человека могут быть оценены обществом лишь тогда, когда онн проявляются в его деятельности. В основе всех видов и форм деятельности, характеризующих человека как систему, находится социальная деятельность39, выступающая как сила, воспроизводящая и изменяющая социальную среду, реальные общественные отношения, содержание общения, содержание социальных ролей. Поэтому изучение социальной среды, реальных общественных отношений и деятельности индивида дает возможность анализировать процесс социализации в динамике. Решающая роль социальной деятельности индивида - важнейший методологический принцип в исследовании личности40. В работах ведущих отечественных ученых - Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Г. М. Андреевой, Е. С. Кузьмина, И. С. Кона, Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, Б. Д. Парыгина, А. В. Петровского, В. А. Ядова и других - сформулированы общеметодологические принципы, лежащие в основе междисциплинарного исследования процесса социализации: принцип социальной детерминации, принцип самодетерминации, принцип деятельностного опосредования, принцип системного рассмотрения41. Принцип социальной детерминации объясняет тот факт, что, хотя социализация протекает непосредственно под воздействием ближайшего окружения индивида, в первую очередь этот процесс детерминирован социальными условиями существования общества, которые обуславливают как непосредственные условия жизнедеятельности индивида, так и разнообразные культурные, идеологические, политические целенаправленные воспитательные воздействия, оказываемые обществом на формирование своих членов. Принцип самодетерминации заключается в том, что в процессе социализации индивид не рассматривается в качестве некоего пассивного звена, позволяющего окружающей среде «лепить» личность по заданным эталонам, штампам, а напротив, социализация предполагает активную целенаправленную деятельность человека по преобразованию материальных и социальных условий собственного развития, по формированию своей личности в соответствии со своими идеалами и убеждениями. Принцип деятельностного опосредствования указывает на то, что основным способом усвоения индивидом социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, в которое он вступает в процессе деятельности, общения, и, благодаря интериоризации, переводит во внутренний план сознания, на интерпсихический уровень общекультурные ценности. В основе принципа системного рассмотрения природных и социальных факторов, обусловливающих социальное развитие индивида, лежит монистическое понимание природы человека, преодоление дуалистического альтернативного подхода к соотношению биологического и социального в личности. Рассмотрение социализации с позиции двустороннего, взаимообусловленного процесса вхождения личности в систему общественных отношений и одновременного воспроизводства этих отношений в системе семейных, товарищеских, производственных и других связей, в которые включается субъект по мере своего социального развития и взросления, четкое выделение и понимание общеметодологических принципов, на основе которых рассматривается процесс социализации личности, позволит перейти к более глубокому раскрытию содержания, стадий, моделей и механизмов данного явления. В процессе социализации выделяются два аспекта: социологический - понимаемый как приобретение, изменение, утрата социальных свойств личности. В теории это явление рассматривается как предписанные и сформированные статусы личности, не связанные с компонентами духовного мира человека; социально-психологический - понимаемый как процесс формирования компонентов духовного мира личности42. Непосредственная социализация личности в обществе происходит в конкретных его сферах - экономической, политической, собственно социальной и духовной - через определенные каналы. В качестве таких каналов могут выступать деятельность, символы и знаки, а также природа и самосознание личности. Для рассмотрения процесса социализации личности вычленим две отдельные, относительно самостоятельные стороны данного процесса: содержательную и функциональную. Содержательная сторона заключается в определении того, какие социальные и духовные качества формируются в процессе социализации, а функциональная - под влиянием каких механизмов происходит это формирование. Более подробный анализ содержательной и функциональной сторон социализации личности будет проведен в следующей главе исследования. Что же касается выделения стадий в процессе социализации, то первоначально эта проблема рассматривалась в психоаналитических теориях. В системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. Так, 3. Фрейд выделяет четыре стадии социализации, каждая из которых связана с определенными эрогенными зонами: оральной, анальной, фаллической и фазой половой зрелости. Э. Эриксон, продолжая развивать идеи фрейдизма, выделяет восемь стадий становления личности (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость), где особая дифференциация касается раннего периода социализации. В отечественной социальной психологии делается акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий здесь служит отношение к трудовой деятельности, с помощью которого выделяется три основных стадии: дотрудовая, трудовая и послет- рудовая43. Однако, на наш взгляд, учитывая существенные различия и особенности дотрудовой социализации, этот этап необходимо разделить на две стадии: стадию ранней социализации - с рождения и до поступления в школу - и стадию обучения - с момента поступления в школу и до окончания очного учебного заведения. Безусловно, это деление относительно и границы стадий социализации подвижны и индивидуальны для каждого человека. В нашем исследовании мы примем за основу следующее деление процесса социализации по стадиям: стадия ранней социализации; стадия обучения; стадия социальной зрелости; стадия завершения жизненного цикла44. Более пристальное внимание обратим на стадию обучения, включающую весь период юности в широком понимании этого термина. К этому периоду относятся все время обучения в школе, а также дневное обучение в вузе или техникуме, хотя относительно второй части тезиса существуют различные точки зрения. Однако, взяв за основу в качестве критерия для выделения стадий подготовки к трудовой деятельности время пребывания в вузе, техникуме, мы можем в полной мере отнести его к стадии обучения. Так как специфика обучения в учебных заведениях довольно значительна по сравнению со средней школой, особенно в свете реализации принципа соединения обучения с трудом в процессе обучения в вузе, на наш взгляд, период обучения можно разделить на две стадии: стадию общешкольного обучения и стадию профессионального обучения. Только такое деление позволит при изучении социализации в период профессионального обучения учесть все ее особенности и различия. Данная проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом планах: студенчество - одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.
Министерство здравоохранения Удмуртской республики
Ижевский Медицинский Колледж
Реферат на тему:
« Социально-психологические и социологические аспекты социализации личности »
Выполнил: Бронников П.В. гр. 301
К определению социализации
Социализация как понятие давно используется разными науками – от политэкономии до юриспруденции, и обычно в него вкладывается совершенно разный смысл. Психология включила это понятие в свой тезаурус позже других и, естественно, стремилась наполнить его своим собственным содержанием. Однако единства мнений в этих попытках не получилось, поскольку понятие социализации оказываюсь неразрывно связанным с представлениями о личности и о характере ее связей с обществом. Отсюда и разные интерпретации процессов социализации. Для одних это научение социальному поведению (здесь явная печать общеизвестной бихевиористской методологии); для других - моделирование личности в соответствии с требованиями культуры (здесь находят отражение идеи течения «культура и личность» 30-х гг., сюда же можно отнести теорию формирования «советского человека», а также концепцию «запрограммированной культу-ры» Б. Ф. Скиннера); для третьих социализация - это подготовка к «социальному участию» в группах (отражение одного из узких подходов к предмету социальной психологии, который ограничивает его лишь проблемой «группа-личность», с акцентом на малые группы).
Несмотря на все сложности и ограничения, с которыми столкнулась в своей истории отечественная социальная психология, она тем не менее накопила ценный арсенал методологических, теоретических и эмпирических знаний. С позиций этих знаний социализация вполне справедливо понимается как усвоение индивидом социального опыта путем включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений. Если ориентироваться на теорию социальной установки, объясняющую процессы регулирования социального поведения человека, то можно сказать, что социализация - это становление, формирование и развитие системы социальных установок личности.
Принципиальный вопрос, с которым постоянно сталкивается теория социализации, - это вопрос об активности - пассивности индивида в этом процессе. В большинстве случаев интерпретация процессов социализации в западной психологии делает акцент на «принуждении», «насильственном навязывании» взглядов, «индоктринации» и т. п. Иными словами, индивид в этих процессах выступает лишь как пассивный элемент социального мира, который этот мир формирует по заданным нормам и стандартам. Однако сама жизнь показывает, что процесс социализации носит более сложный характер, так как далеко не все становятся «добровольно конформными», и даже выступают против того, что им «индоктринируется». Это значит, что в процессе собственной социализации человек рано или поздно начинает играть активную роль, т.е. становится субъектом.
Оговорка «рано или поздно» означает, что в жизненном цикле человека есть период, когда он беспомощен и из него можно действительно «лепить» многое - это период младенчества. Однако с развитием когнитивных способностей начинается становление личности и развивается ее собственная активность, роль которой в процессах социализации в каждом отдельно случае зависит от конкретных условий окружения индивида. Это окружение может способствовать либо подавлению активности человека и формированию действительно конформной личности, либо развитию таких качеств, которые позволят личности преодолеть «принудительную конформность».
Исходя из сказанного, можно предложить и такое понимание социализации: это процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формирование их в систему социальных установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества.
Структура процесса социализации и его возрастные стадии
Продолжая тему активности-пассивности человека как субъекта и объекта процесса социализации, целесообразно выделить две стороны этого процесса: психологическую и социально-психологическую. Первая отражает тот вклад, который вносит сам индивид в процесс социализации в силу своих собственных психологических способностей и особенностей. С этой стороны он выступает как активный субъект процесса. На результаты социализации будет оказывать влияние, прежде всего, уровень развития когнитивной сферы личности, который зависит от способностей адекватно и критично воспринимать и осмысливать как явления действительности, так и влияния социального окружения, которым подвергался человек.
Социально-психологическая сторона процесса социализации позволяет выделить те институты общества, которые осуществляют сам процесс, и для которых человек оказывается прежде всего объектом воздействия. По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые являются официальными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.). Вторые – неформальные институты – имеют социально-психологическую основу. Это разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.).
Цели и способы воздействий формальных и неформальных институтов социализации часто не совпадают, вследствие чего возникает борьба между ними. Результаты этой борьбы носят самый различный характер: здесь и «дети улицы» как свидетельство поражения семьи и школы в борьбе с «референтными» группами улицы; здесь правонарушители и бунтовщики (подлинные по убеждениям или мнимые), здесь и объяснение «двойной морали» граждан, отражающей разные системы ценностей, существующие в обществе.
Уже упоминалось о том, что в разные отрезки своего жизненного цикла человек по-разному реагирует на социальные воздействия. К этому можно добавить и изменяющуюся роль различных институтов социализации в течение жизни индивида. В этой связи целесообразно разделить процесс социализации на возрастные периоды, в которых психологическая и социально-психологическая стороны процесса отличаются какой-то спецификой. Ранний период можно ограничить первыми 12 годами жизни человека, вторым будет отрезок между 12 и 18 годами, а третий займет всю оставшуюся жизнь. Следует подчеркнуть, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, даже если в старости он приобретает иногда регрессивный характер. Возрастные вехи периодов довольно относительны и для каждого человека определяются конкретными условиями его развития и окружения.
Особенности возрастных периодов. С психологической точки зрения для раннего периода социализации характерна недостаточная развитость когнитивной сферы личности, в результате чего социализирующие воздействия воспринимаются индивидом неосознанно или недостаточно осознанно. Усваивается, прежде всего, оценочное отношение к тем или иным социальным объектам без должных представлений об их сущности и смысле. Психологическими механизмами усвоения соответствующих воздействий являются страх наказания, желание заслужить одобрение, подражание, идентификация с родителями и т. д.
Особенность социально-психологической стороны процесса социализации в ранний период заключается в том, что в нормальных условиях сначала единственным, а затем доминирующим институтом социализации являются родители. С 3-4 лет начинает оказывать свое влияние на ребенка телевидение, а во второй половине периода в процесс включаются школа и «группы сверстников», друзья.
Второй период социализации отличается завершенностью формирования мыслительных способностей и быстрым развитием когнитивной сферы личности (психологическая сторона), а также расширением круга социальных связей и отношений и изменением роли и авторитета различных институтов социализации (социально-психологическая сторона). Как будет перераспределяться авторитет между институтами социализации и какую направленность примет весь процесс – зависит от конкретных усло-вий жизни и воспитания индивида.
К третьему периоду основная система социальных установок личности оказывается уже сформированной и довольно устойчивой. Индивид приобретает большую самостоятельность и критичность в восприятии различных социальных влияний, основным институтом социализации становится собственный жизненный опыт, включая опыт социальных отношений. Этот опыт преломляется через сложившуюся систему социальных установок, которая, как фильтр, распределяет новые знания о социальной действительности в соответствии с уже имеющимися представлениями и оценочными суждениями.
Исключительно важную роль могут сыграть критические события в жизни общества или отдельного индивида. Критическими мы называем такие события, которые неожиданно и резко нарушают привычный процесс жизни, связаны с сильными и глубокими эмоциональными переживаниями и нередко заставляют человека пересмотреть всю сложившуюся систему ценностей. Состояние, в котором оказывается человек, получило название посттравматического синдрома. Примерами событий, которые для многих тысяч людей стали критическими, могут служить война во Вьетнаме для американских ветеранов и войны в Афганистане и Чечне – для их российских участников.
Названные стороны и возрастные периоды социализации личности составляют в жизни единый сложный процесс, в котором различные элементы системно связаны, взаимозависимы и взаимовлияют.
Социальное поведение личности и его регуляция
Отечественные психологические направления - рефлексология, реактология, поведенческая психология, зарубежные концепции бихевиоризма и необихевиоризма не решали проблем адекватного познания личности в системе ее социальных связей и взаимоотношений.
Критика этих направлений надолго исключила из научного оборота само понятие «поведение». Лишь в 80-х годах XX в. в отечественной науке произошла реабилитация категории повеления, выявилась попытка ее использовании для целостного понимания личности. Возросший интерес к категории поведения не привел, однако, к однозначному общепринятому ее определению. В многочисленных ее определениях отмечаются разные признаки поведения. Прежде всего, поведение - это форма связи, взаимодействия организ-ма с окружающими условиями. Источником поведения являются потребности. Поведение в этом случае выступает в его классической форме как исполнительное звено этого взаимодействия, внешне наблюдаемая двигательная активность живых существ. Это – общая форма связи со средой животных и человека. Специфика поведения человека определяется тем, что своеобразна сама среда его жизнедеятельности. Это социальная среда, и человек в этом взаимодействии выступает как личность, представляющая собой явление социальное. Специфически человеческими признаками поведения выступают его общественная обусловленность, сознательный, активный, созидательный, целеполагающий, произвольный характер. Часто понятие поведения рассматривается в соотношении с понятиями «активность», «деятельность». В значительной степени это понятия перекрещивающиеся, особенно если к их определению добавляется характеристика «социальное» (социальная активность, социальная деятельность).
Общим основанием деятельности и поведения является активность. Это их родовое понятие. Видовая специфика заключается в том, что деятельность (предметная, практическая) фиксирует субъект-объектную связь человека со средой, поведение – субъект-субъектную связь личности с социальной средой. Поведение выступает как модус, форма существования личности. Своеобразие поведения личности заключается в том, что это социальное поведение. Социальное поведение является интегральной и доминирующей формой поведения и проявления личности. Все остальные виды активности определенным образом и в определенной степени зависят от него, обусловлены им. Обобщенная характеристика социального поведения заключается в том, что это - система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права. Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.
Традиционно процесс развития личности в социальной психологии принято рассматривать в теснейшей связи с социализацией человека. Личность, группа, общество представляют собой диалектическое единство. Личность также немыслима вне общества, вне группы, как общество и группы не существуют без личностей. В основе единства этих трех слагаемых, в основе преломления и закрепления в личности требований общества, группы лежит процесс социализации личности. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.
Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х – начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Долларда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др. В разных научных школах оно получило свою интерпретацию.
Адаптация или приспособление (Б. Скинер, Э. Торндайк, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский). Понимание социализации как адаптации делает акцент на личности, ее природной активности.
Другая трактовка социализации центрирует внимание на обществе: тогда социализация понимается как интернализация – перенесение вовнутрь , в сознание личности норм, требований, ценностей и т.д. общества (Э. Дюркгейм). Человек в данном случае выступает как объект воздействия для общества. Вместе с тем в этот процесс также входит и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта (А. Бандура, Б. Бернштейн, Ф. О. Джиринг).
Еще в одной трактовке понимания процесса социализации подчеркивается, с одной стороны, историчность и изменчивость среды существования, с другой – процесс социализации приобретает экзистенциальный смысл и рассматривается в рамках целостного существования человека , его способа бытия . Процесс социализации при таком понимании предстает как интерсубъектный, а отношения «личность – общество» рассматриваются как взаимопроникновение (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. Адлер, К. Юнг и др.).
В настоящее время в психологии социализация рассматривается как двухсторонний процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Тогда понятной становится формула современного понимания развития личности: изменяющаяся личность в изменяющемся мире. Таким образом, социализация личности – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта (Я.Л.Коломинский). Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Понятие «социальное» имеет в истории психологии минимум четыре трактовки: как общечеловеческое , как культурное , как общественное , как коллективное .
Обобщенным выражением внешних детерминант социализации служат нормы, традиции, ожидания, порожденные историческим развитием человечества, культуры, науки, производства, которые обнаруживают свою специфику в различных условиях социализации, конкретных группах. Не менее важное значение для социализации имеют внутренние детерминанты, которыми служат не только индивидные образования, но и структура ценностей, состояния и свойства, профессиональная направленность личности и т.д., – все, что образуется в процессе социализации, составляя внутренние ее условия. Все изменения в личности, поведении, деятельности, отношениях и взаимоотношениях создают предпосылки определенной направленности социализации и, вместе с тем, определяют ее субъектность в этом процессе.
Согласно современным взглядам основными сферами социализации являются деятельность , общение и самосознание , поскольку основу социализации составляет взаимодействие человека с социальной средой.
Социализация в сфере деятельности проявляется в расширении видов деятельности; в освоении и осмыслении каждого вида деятельности.
Социализация в сфере общения включает развитие навыков общения, расширение круга общения, обогащение его содержания.
Социализация в сфере самосознания заключается в формировании образа собственного Я как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и своих социальных ролей, формирование самооценки. Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.
В разные отрезки своего жизненного пути человек по-разному реагирует на социальные воздействия. К этому можно добавить и изменяющуюся роль различных институтов социализации в течение жизни индивида. Социализация продолжается в течение всей жизни человека, даже если в старости она приобретает иногда регрессивный характер. В связи с этим процесс социализации разделяют на возрастные периоды, которые довольно относительны и для каждого человека определяются конкретными условиями его развития и окружения.
Процесс социализации условно включает четыре периода: детство , отрочество и юность , зрелость , старость . Важным периодом социализации является детство , включающее три стадии:
- младенчество (с момента рождения и до одного года) и преддошкольное детство (от одного года до трех лет). На этой стадии развивается функциональная независимость и речь;
- дошкольное детство охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием и становлением личности ребенка, а также когнитивных процессов;
- школьное детство продолжается с 6 до 12 лет, то есть соответствует младшему школьному возрасту и включению ребенка в принципиально отличную от семьи и дошкольных учреждений социальную группу – школьный класс.
С психологической точки зрения для детского периода социализации характерна недостаточная развитость когнитивной сферы личности, в результате чего социализирующие воздействия воспринимаются индивидом неосознанно или недостаточно осознанно. Усваивается, прежде всего, оценочное отношение к тем или иным социальным объектам без должных представлений об их сущности и смысле. Психологическими механизмами усвоения соответствующих воздействий являются страх наказания, желание заслужить одобрение, подражание, идентификация с родителями и т.д. Особенность процесса социализации в детский период заключается в том, что в нормальных условиях сначала единственным, а затем доминирующим институтом социализации являются родители. С 3–4 лет начинает оказывать свое влияние на ребенка телевидение, группы сверстников, школа и друзья.
Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество. Отрочество и юность включает две стадии:
Собственно отрочество или подростковый возраст, соответствует половому созреванию и продолжается с 12 до примерно 16 лет. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростка формируется новое представление о самом себе;
- юность , продолжающуюся с 16 до 21 лет (первый период – с 16 до 18 лет и второй период – с 18 до 21 года), соответствует приспособлению юношей обоего пола к семье, школе, среде своих сверстников. Юность представляет собой переходный период от отрочества к зрелости; юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств.
Второй период социализации отличается завершенностью формирования мыслительных способностей и быстрым развитием когнитивной сферы личности (психологическая сторона), а также расширением круга социальных связей и отношений и изменением роли и авторитета различных институтов социализации. Как будет перераспределяться авторитет между институтами социализации и какую направленность примет весь процесс – зависит от конкретных условий жизни и воспитания индивида.
Зрелость как период социализации включает две стадии:
Стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность;
- зрелый возраст , продолжающийся с 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении.
К периоду зрелости основная система социальных установок личности оказывается уже сформированной и довольно устойчивой. Индивид приобретает большую самостоятельность и критичность в восприятии различных социальных влияний, основным институтом социализации становится собственный жизненный опыт, включая опыт социальных отношений. Этот опыт преломляется через сложившуюся систему социальных установок, которая, как фильтр, распределяет новые знания о социальной действительности в соответствии с уже имеющимися представлениями и оценочными суждениями.
Заключительный период социализации – старость продолжается с 60 до 90 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни. Процесс социализации у многих людей в этом возрасте весьма избирателен и происходит в ограниченном, в отличие от предшествующих периодов, спектре социальных отношений, как правило, там, где мудрость оказывается востребованной. Специфика этого периода заключается еще и в том, что непрерывность и динамика процесса социализации в большей степени обусловлены личностными (мотивационными), а не социальными, факторами.
После 90 лет человека относят к долгожителям.
Процесс социализации не прекращается никогда и всегда имеет осознаваемые или неосознаваемые цели. В связи с этим понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. Таким образом, уровень развития личности чаще всего соотносится со степенью ее социализированности.
Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. К показателям зрелости относят:
Широту социальных связей;
Меру развития личности как субъекта деятельности;
Характер деятельности – от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;
Созидательные способности;
Социальную компетентность.
Последний критерий является интегративным, поскольку охватывает все остальные и одновременно присутствует в них.
Социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует внутренние личностные структуры. Социализация взрослых рассчитана на приобретение определенных навыков, социализация же в детстве в большей мере ориентирована на формирование характера и мотивационных структур.
Социально-психологические механизмы социализации (Янчук В.А.):
- подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение навязываемым моделям поведения, опыту значимых других людей, почерпнутым из иных источников шаблонов.
- внушение - неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых авторитетными другими.
- убеждение - осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д.
- идентификация - отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которой осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения.
- эмпатия - эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим.
Перечисленные механизмы представлены в последовательности, отражающей их привязанную к возрастным особенностям действенность.
Понятие «социализация» означает сопричастность соединение с обществом. Приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер этой связи, социализацию личности с противоположным знаком. Термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.
Если же на определенной стадии нормальной социализации происходит её некоторая деформация под влиянием определенных факторов и по некоторым причинам, происходит разрушение прежних, позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Этот процесс обозначается как «десоциализация» .
Механизмами асоциализации (десоциализации) личности являются те же механизмы социализации: подражание, внушение, идентификация, руководство и т.д. Процесс асоциализации хотя и осуществляется стихийно, неосознанно, тем не менее, он, как и социализация, может носить целенаправленный характер (родители, воспитатели, или лидеры преступных группировок могут научать подростков асоциальному поведению вполне осознанно, используя механизм поощрения и наказаний).
В отношении личности, вставшей на асоциальный, криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию – процесс усвоения личностью повторно (в процессе десоциализации) или впервые (в случае асоциализации) позитивных, с точки зрения общества, социальных норм и ценностей, образцов поведения.
Социальные институты, занятые социальным контролем (семья, школа, коллектив трудовой, воинский, общественная организация, профилактические структуры правоохранительных органов и др.), при обнаружении вступления личности на асоциальный путь могут принять соответствующие ресоциализирующие меры. Если в деятельности этих институтов произошли системные сбои и рассогласования, а личность совершила уголовно наказуемое социально опасное деяние, то она может оказаться в местах лишения свободы. Суть этого этапа ресоциализации заключается в:
Разрушении асоциального поведения и ролей;
Усвоении и закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей;
Восстановлении и установлении социальных связей с институтами, позволяющими ему вести одобряемый обществом образ жизни.
Похожая информация.
Социализация (лат. solialis – общественный) – это особый процесс включения индивида в общество, результат усвоения и активного воспроизводства им социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Понятие «социализация» было введено в 40-е годы XX в. А. Доллардом и Дж. Миллером. В разных научных школах оно получило различную интерпретацию: как социальное научение (необихевиоризм), как результат социального взаимодействия (символический интеракционизм), как результат самоактуализации (гуманистическая психология).
В отечественной социальной психологии существует узкое и широкое толкование социализации. Такой подход к ее пониманию предложен Б.Д. Парыгиным. Социализация в узком смысле – это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, в широком – исторический процесс, филогенез.
Посредством социализации человек учится жить совместно с другими людьми, адаптироваться в конкретном обществе. Данный процесс предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации деятельности. Понятие социализации касается качеств, которые человек приобретает, и психологических механизмов, посредством которых достигаются их желаемые изменения. Процесс социализации может происходить как стихийно, так и целенаправленно (в результате воспитания и самовоспитания).
Согласно сложившейся традиции, социализация имеет следующую структуру:
2) широту, т.е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность.
При рассмотрении содержания социализации важное значение имеет определение того, что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации.
Необходимо иметь в виду, что социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации.
Социальная установка – устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции, действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта; осознаваемый, предпочитаемый тип поведения.
Формирование и изменение социальных установок может происходить в результате целенаправленного воздействия на поведение человека в той или иной ситуации.
Содержание социализации зависит и от такого важного параметра, как социальные институты, экономические, общественные, в том числе семья, детские дошкольные учреждения, школы, неформальные группы, официальные организации и др. Эффективность социализации обусловливается их нравственным, культурным и экономическим состоянием. В споре о значимости названных институтов для социализации личности (сила влияния социальных институтов на личность зависит от их авторитетности – референтности) предпочтение обычно отдается семье. Действительно, она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности.
Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация – процесс длительный, протяженный во времени и в пространстве, даже постоянный. При этом он имеет индивидуальный аспект и связан с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни.
Социализацию можно рассматривать как типичный и единичный процессы . Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий. Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных или возрастных групп, имеющих одинаковые религию, культуру, социальное положение. Социализация, например, безработных типична для них и отличается от социализации преуспевающих бизнесменов. То же самое можно сказать о бродягах, хронически больных, инвалидах. Совершенно по-особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов. Она связана с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре.
Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным данной личности (способностям, внешним данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному уровню идентичности), т.е. стремлению к развитию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уникального и т.д.
Как уже было отмечено, человек как личность формируется в процессе взаимодействия с обществом, в процессе вхождения в социальную среду, т.е. в процессе социализации. Социализация – это процесс усвоения и последующего активного воспроизведения социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Следует подчеркнуть, что социализация это двусторонний процесс, человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации, в которых и воспроизводится социальный опыт.
Наряду с понятием социализация существуют близкие по значению понятия, такие как «развитие личности» и «воспитание». Четко разграничить эти понятия очень сложно. В понятии «развитие личности» делается больший акцент на активность личности, развитие психики, хотя и подчеркивается неразрывная связь этого процесса с социальной средой.
Термин «воспитание» употребляется в литературе в двух значениях – в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.
Выделяются три сферы, в которых прежде всего осуществляется социализация – это деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер дает возможность расширять, умножать социальные связи индивида с внешним миром.
На протяжении всего процесса социализации индивид осваивает все новые и новые виды деятельности, что позволяет расширять набор выполняемых социальных ролей, находить личностный смысл в деятельности.
Общение в контексте социализации позволяет расширять контакты человека с другими людьми и их специфику, например, умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
Относительно самосознания следует отметить, что социализацию можно рассматривать как становление в человеке образа его Я, который возникает у человека не сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.
Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер .
Стадии процесса социализации. Выделяют следующие стадии социализации:
1.Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2.Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3.Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
Изменение себя, стремление «стать как все» – конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.
5.Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Существуют и другие подходы к выделению стадий социализации, в частности, с точки зрения психоанализа, социализация происходит только в детском возрасте, и должна ограничиваться хронологией соответствующего периода.
В современных концепциях, однако, подчеркивается, что наиболееинтенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и пожилом возрасте. При этом отмечаются следующие различия между социализацией детей и взрослых:
1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т. д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо».
4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Существуют и другие точки зрения, например, психолог Р. Гоулд предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной выше. Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве.
В этом контексте логично рассмотреть такой процесс, как ресоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих .
Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия сводится к нормам, ценностям и знакам. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают развивающейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации .
На первых стадиях социализации в качестве институтов выступают семья, дошкольные учреждения, школа, техникум, вуз и т.д.
Семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности.
Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства. Школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.
Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив, нормы и ценности, принятые в нем, стиль лидерства и принятия решений, способы построения взаимоотношений.
Вопрос о социальных институтах послетрудовой стадии является достаточно сложным и мало разработанным. К таким институтам, например, можно отнести различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.
Естественно, что каждый из названных институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта .
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает психология?
3. Как менялись взгляды относительно предмета психологии в истории ее становления как науки?
4. Чем объясняется возникновение в ХХ в. нескольких самостоятельных психологических школ?
5. Каковы предмет и методы психоаналитического направления З.Фрейда?
6. Какие принципиальные отличия можно выделить в теории
К.Г. Юнга, по сравнению с теорией З.Фрейда?
7. Почему бихевиористы предлагали исключить сознание из предмета психологии?
8. В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии?
9. Почему гуманистическая психология рассматривается как альтернативное направление психологии по отношению к психоанализу и бихевиоризму?
10. Охарактеризуйте основные психологические школы отечественной психологии.
11. Дайте характеристику основным методам психологии.
12. В чем заключаются отличительные особенности тестирования как метода психологического исследования личности?
13.Перечислите основные характеристики и отличительные особенности наблюдения и эксперимента как основных методов исследования в психологии.
14. Вчем заключается сущность проективных методов исследования?
15. Дайте сравнительную характеристику понятиям «индивид», «личность», «индивидуальность.
16. Как соотносятся биологическое и социальное начало в понятии «личность».
17. Какие можно выделить характеристики личности?
18.Какие факторы влияют на формирование «Я-концепции» личности?
19. В чем отличие понятий «социализация» и «воспитание»?
20. Охарактеризуйте стадии социализации.
Список литература к разделу 1
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 363 с.
2. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 623 с.
3. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М., 1996. – 496 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 2002. – 336 с.
5. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник для студентов психологических факультетов. – М.: Академический проект, 2008 – 576 с.
6.НемовР.С. Психология: учебник.для студ.высш.пед.учеб.заведений. В 3 кн. -5-е изд. – М.,2006. –Кн.1: Общие основы психологии. – 687 с.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 672 с.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2006. – 607с.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ