Вот и начался очередной учебный год, а это значит – новые переживания и впечатления у наших детей-школьников, а также заботы и хлопоты родителей. Учеба в школе для ребенка – это не только радость открытий и узнавания чего-то нового, но и, к сожалению, стрессы и волнения, тревоги и проблемы. Стресс у ребенка в школе может возникнуть по пяти причинам: преподаватель, учебная нагрузка, отметки, взаимодействие с одноклассниками, недостаточная успеваемость. Обвинять в этом можно и преподавателя, и одноклассников с их родителями, но не нужно упускать из виду, что ответственны за своего ребенка можете быть и вы. Давайте рассмотрим основные пути решения проблемы стрессов детей в школе.
Ведь вы – первый наставник и учитель для ребенка. А школа лишь помогает вам в этом.
Многие родители, посылая ребенка в школу, не задумываются, что у него изменяется не только распорядок дня, но и нагрузка. Ранее, в дошкольном возрасте, основной деятельностью были игры, в школе же формируется учебный процесс.
Подумайте, прежде чем отдавать своего ребенка в группу продленного дня. В учебных заведениях нет тихого часа, а первоклассник имеет потребность в дневном сне, и в том, чтобы побыть в одиночестве. Это позволит школьнику избежать переутомления и стресса.
Первый педагог закладывает фундамент последующих знаний ученика. Он может быть слишком суровым или излишне мягким. Может быть, ваш ребенок чувствует страх перед педагогом. Ваше задание, как родителей, пояснить, что строгость учителя не связана с его отношением к ребенку. Любой взрослый человек, в том числе и учитель, имеет право сердиться и нервничать, но это не значит, что ваш ребенок плохой.
Ребенок может испытывать тревогу, если учебный материал не поддается его пониманию. Для него очень важно передать вам то, что происходило на уроках. Вы должны проявить искренний интерес в том, как вашему чаду даются первые шаги в школе. Благодаря этому, вы сразу сможете определить, к каким предметам более склонен ребенок, а какие скучны для него и даются с трудом.
Уделяйте внимание занятиям, стимулирующим интерес к познанию нового. Подберите для общего просмотра документальные фильмы, познавательные мультфильмы или телепередачи. Читайте перед сном интересные книги. Оказывайте помощь при выполнении уроков, заданных на дом, хвалите за каждый успех.
Не ожидайте, что ваш ребенок сразу же начнет чисто и аккуратно писать , и не вынуждайте его списывать по листу в наказание за неаккуратный почерк. Будьте терпеливы и поощряйте за любую красивую букву в строке. Также постарайтесь сразу приучить ребенка-школьника к порядку после школы.
От избранного вами преподавателя зависит, насколько успешен будет ваш ребенок на старте учебного процесса в начальной школе.
Повзрослев, ученик встретится с новой проблемой – отметки . Низкая оценка для него – это клеймо. Из-за этого ребенок становится тревожным. И нередко сами родители усугубляют его состояние неразумными замечаниями вроде «Опять напортачил!», или бранью и насмешками.
Это приводит к печальным последствиям, у ребенка пропадает интерес к учебе и он эмоционально закрывается от вас. Возникает известная проблема «родителей и детей». Выказывайте сочувствие к ребенку, выслушивайте его, пытайтесь совместно преодолеть трудности. Разъясняйте непонятное, упражняйтесь в решении заданий, списывания текста или под диктовку.
Позже, в классе эдак в пятом – шестом, ваш ребенок сталкивается со стандартной проблемой: учебник становится скучным чтивом с множеством непонятных терминов. На смену одному преподавателю приходит группа учителей-предметников, каждому из которых присуща своя манера преподавания.
Становится актуальным коммуникативный вопрос – взаимоотношения со сверстниками . Пятиклассник должен обрести свой статус среди одноклассников. И тут, если не удается достичь авторитета высокой успеваемостью, школьник начинает искать другие пути самоутверждения, которые, увы, зачастую бывают криминальными. Не пропустите первые плохие результаты в учебе пятиклассника. Плохая успеваемость часто бывает причиной стресса.
В каждой школе можно слышать жалобы ребят на насмешки со стороны сверстников. Причины могут быть разные: особенности фигуры, речи, ношение очков, лишний вес. Не драматизируйте! Отнеситесь с пониманием, разделить переживания вашего чада. Не дайте обиде и злости пустить корни в его сердце.
Помните: на вас лежит ответственность за дальнейшую судьбу вашего чада, ибо младшие классы – это время, когда в ваших силах все изменить к лучшему, создавая позитивные основания для дальнейшего развития ребенка.
Начало обучения в школе – неизбежный этап жизни каждого ребенка. Как бы старательно родители ни готовили своего ребенка, он все равно получает стресс, последствия которого могут проявиться в его поведении и настроении. Стресс в школе является частым для детей всех возрастов. Старшеклассники тоже оказываются в стрессовых ситуациях, несмотря на то что уже привыкли к учебному ритму.
Стресс в школе — отнюдь не редкое явление
Симптомы стресса первоклассника
Смена детского сада на школу не может не повлиять на ребенка. Вместо игровых занятий ему приходится сидеть на уроках, соблюдать дисциплину и выполнять домашние задания. Эти перемены вызывают огромный стресс, что может вылиться в проблемы с обучением, изменениями в поведении и ухудшении состояния здоровья:
- тревожный сон или постоянная сонливость;
- отсутствие аппетита;
- истерики;
- демонстративное отсутствие интереса к учебе и желание увильнуть от школьных занятий;
- потеря веса;
- чувство страха перед каждым приходом в школу;
- апатия или раздражительность.
Эти симптомы могут проявляться в зависимости от характера. Дети, чья психоэмоциональная система устойчивее, менее подвержены стрессовым ситуациям и лучше переносят условия, к которым приходится приспосабливаться.
Отсутствие аппетита — один из симптомов стресса
Адаптация первоклассников к школе
Психологи выделяют три группы первоклассников в зависимости от их способности адаптироваться к незнакомой для них среде:
- Дети, которые за несколько месяцев приспосабливаются к условиям в школе. Они дружелюбны, веселы и у них ровное настроение. Им несложно выполнять требования учителя, они хорошо учатся. У детей с таким складом характера стресс в младшей школе проходит практически незаметно.
- Вторая группа учащихся тяжелее приспосабливается к новым условиям. Первоклассника могут угнетать уроки, на которых приходится сидеть долгое время. Эта группа тоже постепенно социализируется. Стресс проходит заметнее, но школьникам удается с ним справиться без помощи взрослых.
- Третьей группа детей младшего школьного возраста не может долго подстроиться под новый режим жизни. Они срывают уроки, демонстрируют плохую успеваемость. Помочь им адаптироваться в новой среде может только психолог. Стресс у этих школьников выливается в полное отсутствие взаимопонимания как со сверстниками, так и с учителями.
Некоторым детям для адаптации к школе нужны консультации у психолога
Трудности обучения
Безумный ритм жизни и переутомление все равно влияет на первоклассника следующим образом:
- неуспеваемость;
- лень;
- потеря интереса к учебе;
- уход в воображаемый мир;
- задержка мышления при развитой речи (вербализм);
- постоянные заболевания.
Среди острых проблем может стоять плохое поведение первоклассника. Ребенок не только не желает учиться, но и срывает уроки, отказывается отвечать на занятиях и с неохотой делает домашние задания. Он нередко оказывается зачинщиком драк и конфликтов, вступает в споры с учителями, привлекает к себе внимание.
Парадоксально то, что чем больше ребенка наказывают, тем сильнее проявляется его отрицательное поведение, поэтому родители не знают, что с этим делать.
Отсутствие физических упражнений, гиперактивность становятся причинами подобного поведения. Ребенку младшего школьного возраста требуется выпустить пар, что приходится делать в стенах учебного заведения. Таким детям рекомендуется посещение психолога, особое отношение к ним родителей.
Занятия спортом могут облегчить ребенку адаптацию к школе
Помощь первокласснику
- Ребенку требуется поддержка. Если он провинился, не успевает в школе или не хочет учиться, необходимо показать ему, что его любят. Ребенку нужно прививать интерес к учебе, хвалить даже за самые мелкие победы и развивать в нем уверенность в собственных силах. Он должен знать, что его уважают и любят, считают умным и способным и верят в то, что ему удастся со всем справиться. Если ребенок уходит в себя, пряча таким образом свои переживания и школьный стресс, родителям необходимо наладить с ним контакт.
- Школьник с прекрасной речью, но отсутствием логического мышления, нуждается в дополнительном обучении. Такого первоклассника нужно не ругать, а обучать и делать с ним упражнения, в ходе которых его мышление будет развиваться.
- Плохое поведение подсказывает родителям, что их ребенок лишен внимания. Если он особенно агрессивен и имеет склонность к созданию конфликтов, ему потребуется помощь психолога. Качественная диагностика, упражнения для снятия стресса, повышение стрессоустойчивости и правильная работа с таким первоклассником непременно помогут улучшить ситуацию.
Проблемы с концентрацией поможет решить консультация у психолога
Причины стресса подростков
Несмотря на то что школьники 12–17 лет уже привыкли к учебному режиму и полностью под него адаптировались, они подвержены стрессу не меньше первоклассников. Подростки с их нестабильным гормональным фоном имеют массу причин, которые приводят к стрессовым ситуациям.
Ранимость юношей и девушек, желание казаться крутым и взрослым становятся почвой для многочисленных конфликтов как со сверстниками, так и с учителями.
Причины, которые вызывают стресс у ребенка старшего школьного возраста:
- насмешки одноклассников;
- недовольство собой;
- страхи перед экзаменами и их результатами;
- выбор профессии;
- пугающая мысль об ошибке выбора в жизни;
- загруженность, сложность восприятия школьного материала;
- отставание в учебе по сравнению с одноклассниками;
Помощь подростку в стрессовых ситуациях
Научитесь относиться к нему как к взрослому, чтобы он чувствовал уважение и понимание с вашей стороны. Как бороться со стрессом в школе:
- Нельзя ни в коем случае осуждать и сравнивать его с более успешными школьниками в его классе.
- Прислушиваться к мнению подростка, т. к. навязывание собственной точки зрения – заведомо провальная тактика. Если ваши мнения диаметрально противоположны, постарайтесь проявить максимум терпения и уважения к ребенку, поговорить с ним и найти слова, способные убедить его в своей правоте. Это поможет избавиться как от школьных стрессов, так и общей нервозности.
- Снизить нагрузку. Порой занятия в большом количестве кружков и секций приводят к переутомлению и стрессу. Чтобы избежать этого, рекомендуется дозировать учебу ребенка и совмещать ее с чем-то, что подростку действительно интересно выполнять – творческими заданиями, музыкой, танцами и т. д.
Совсем недавно психологи считали стресс проблемой исключительно взрослых, Специалисты все чаще говорят о случаях возникновения такого психологического состояния и у детей, что стало причиной введения термина «школьный стресс».
Детская психика слабее психики взрослого, поэтому стресс у школьников возникает и проявляется иначе.
Современная жизнь школьников полна информационных и психологических нагрузок, которые их организмы не могут самостоятельно перенести.
Первый день в школе -большой стресс для ребенка
Школа и психологическое воспитание
Психологическое состояние ребенка, идущего в 1 класс, претерпевает значительные изменения. Это волнующий момент для ребенка и его родителей. Попав в новое для себя окружение, ребенок не должен замкнуться в себе. Первоклассник еще не умеет находить контакт со сверстниками. Помочь ему адаптироваться в школе должны родители и педагог.
Учащимся в 1 классе очень сложно перейти на новый социальный уровень. Связано это с расширением круга общения. Теперь ребенка окружают не только близкие люди, но и сверстники. К нему предъявляются новые требования. Ребенок становится жертвой стресса, начинается его психологическое воспитание.
Роль учителя — помочь адаптироваться к школе
Психическое состояние человека отражается на его здоровье. Существует гипотеза стрессовых ситуаций, появившаяся благодаря Г. Селье. Ученый установил влияние накопления стрессов с процессом старения. Адаптивный синдром как истощение организма в результате накапливания переживаний и плохих эмоций, становится причиной возникновения патологических изменений в работе внутренних органов. Те люди, которые регулярно подвергаются стрессовым ситуациям, чаще подвергаются заболеваниям.
Избежать первокласснику появления стрессовых ситуаций самостоятельно очень сложно.
Родители и педагоги закладывают стрессоустойчивость ребенка, или могут сделать стресс первоклассника менее опасным.
Памятка для родителей первоклассника
Классный час
Формирование подготовленной к новым социальным условиям личности складывается из большого количества нюансов. Подготовка школьников к правильному восприятию учебного процесса и коммуникабельности лежит на плечах классного руководителя. Прибывшие в учебное заведение дети, чужие друг другу, плохо адаптируются к тем требованиям, которые перед ними ставит школа. Поэтому классный руководитель должен поближе узнать каждого ребенка, его способности и умения.
Для выявления всех личностных особенностей важна открытая беседа с детьми. Лучше всего использовать классные часы. Следует проводить беседы с учащимися на тему общего представления о стрессах. Учитываются личные переживания учащихся, а также сформированные на примерах и словах родителей. Школьники воспринимают стресс как психологическое состояние, полученное из-за воздействия негативных эмоций.
Кроме разговора о стрессах, следует касаться и других важных вопросов психологии. Хорошим примером является сила воли, воспитать которую в ребенке должны как родители, так и преподаватель.
Факторы риска
Учащиеся младших и средних классов ежедневно страдают от физической и умственной усталости, поддаются определенным эмоциональным нагрузкам. Иногда это приводит к серьезным психологическим проблемам, стрессу.
Фактор стресса — детские конфликты
Вредоносные факторы:
- отсутствие взаимопонимания со сверстниками;
- боязнь преподавателя;
- боязнь получить низкую оценку;
- предстоящие контрольные работы и экзамены и др.
Признаки стресса у школьников
Когда у ребенка стресс от школы, заметить это просто. Симптомы этого психологического состояния чаще всего проявляются в поведении. У ребенка может быть психологическая подавленность, приступы агрессии и т. д. Специалисты уверены, что психологическая картина состояния человека всегда имеет более широкий спектр признаков:
- Физиологические. Проблемы со сном, утомляемость и психосоматические заболевания.
- Эмоциональные. Раздражительность, тревожность, заниженная самооценка и др.
- Поведенческие. Агрессия, проблемы с концентрацией на учебе, неуважение в отношении другого человека и т. д.
- Познавательные. Отсутствие интереса к учебе, снижение интеллектуальной деятельности.
Нежелание идти в школу — признак стресса
Заметив один из признаков стресса, родители или учитель должны понаблюдать за изменением психологического состояния малыша. Длительное присутствие одного из признаков или же их комплексное проявление требуют профессиональной диагностики. Задача преподавателя – помочь учащемуся бороться с психологическими проблемами.
Диагностика стресса у детей и подростков
Родители могут узнать только примерные причины возникновения стресса. В этом поможет методика диагностики стрессоустойчивости, составленная психологами в виде опроса или интервью, а также же способ «Поговорим молча».
Интервью-тест
Такая диагностика состоит из 4 важных этапов, по итогам которых проводится оценка психологического состояния пострадавшего.
Беседа психолога с ребенком
Установка контакта
- Беседа с ребенком. Психолог спрашивает о травматических событиях, повлиявших на его психологическое состояние. Такое общение помогает предрасположить ребенка к доверию, снять его тревожность, а также усталость.
- Скрининг. Детальный сбор информации о травматических ситуациях, в результате которых определяются основные факторы стресса, вносимые в протокол в виде шкалы клинической диагностики (отмечается буквами A, В, С, D).
- Опрос. Пострадавшему задаются вопросы, на которые следует дать простые ответы – да или нет. В тест входят 42 вопроса. Задается чаще всего только часть из них – те, что имеют существенное значение для определенного клинического случая. Данные заносятся в протокол.
- Оценка. После полного сбора информации производится ее оценка и определяется характер стресса. Также важно провести завершающую беседу с ребенком. Чаще всего она проводится в неофициальной форме, развитие которой позволит предотвратить усталость, подавить негативные эмоции, полученные от воспоминания психологических травм.
Метод «Поговорим Молча»
Этот метод диагностики наиболее популярен для выяснения конфликтный ситуаций у детей и подростков. Преимущество метода – возможность использовать его с любыми людьми в совершенно разных условиях. Он позволяет получить новый опыт взаимодействия пострадавшего с обидчиком, что делает его терапией. Все, что нужно – это один чистый лист и 2 разных фломастера.
Психологическая помощь для ребенка очень важна
Для проведения эксперимента необходимо посадить рядом друг с другом двух школьников и выдать им 1 листик бумаги на двоих, положив рядом фломастеры. Все это делается молча. Пара должна:
- Определиться с фломастерами.
- Рисовать на одном листе не менее 5 минут.
- Совместно придумать название для рисунка.
С первых мгновения проведения теста необходимо тщательно следить за школьниками. Учитывается то, как производится выбор фломастера – идет ли кто-то на уступки, доволен ли собственным выбором и т. д. После того как рисунок будет готов, его обследуют на разделение пространства и преобладание 1 из 2 цветов. Важно и то, что изображено на рисунке, совпадают ли фигуры и т. д.
Если результат терапии не дал четкого результата, психолог может задавать дополнительные вопросы о том, как работалось тому или другому человеку в паре, какие идеи у них возникали во время рисования и др.
Как избавиться от стресса
Некоторые дети хорошо идут на контакт со своими близкими, не скрывая причины стресса. Но чтобы ребенок поделился беспокоящими его проблемами, важно обеспечить подходящие для этого условия:
- Увести ребенка подальше от возможного источника стресса. Можно отправиться на прогулку в парк, в кино или кафе.
- Отвлечь его от негативных признаков стресса играми или свободным общением в развлекательной форме.
- Завести разговор о беспокойствах, которые мучают ребенка.
Не стоит оказывать психологическое давление на пострадавшего. Близкий человек всегда должен контролировать себя и свои эмоции, уступая ребенку. Спасителями школьника могут оказаться школьный психолог и классный руководитель.
Педагоги решают такие проблемы чаще всего познавательными играми, общением, активными физическими упражнениями и постоянной сменой тактики общения. Цель такой терапии – внушить доверие и оказать поддержку. Терапия способствует улучшению стрессоустойчивости.
«Школьный стресс. Профилактика.»
Стресс - одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Неслучайно психологами выделяется термин “школьный стресс”.
Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.
У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.
Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики школьных стрессов. Стресс в условиях школы невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, педагогу важно знать причины стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе и пути его преодоления и профилактики.
- Понятие стресса
Стресс (в психологии) (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома.
Большая энциклопедия по психиатрии под редакцией Жмурова В.А трактует понятие следующим образом: Стресс (англ. stress – напряжение, давление) - термин H. Selye (1936), обозначает реакцию организма на чрезвычайно сильные стимулы. Различают физиологический стресс (реакция на физические стимулы, то есть травмы, инфекции и др.) и психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы).
Психологический стресс, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией). Собственно стресс сам Г. Селье считает нормальной и необходимой адаптивной реакцией. В патологии обычно имеется в виду дисстресс, то есть отклонения от нормальной реакции напряжения, проявляющаяся эндокринной дисфункцией, соматическими нарушениями, психологическим расстройством и дезорганизацией поведения.
Выделяют следующие виды стресса:
Эустресс
Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
Дистресс
Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.
Эмоциональный стресс
Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма - разлаживаться.
Психологический стресс
Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.
Причины стресса могут быть внутренними и внешними . Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Это деление условное и сделано нами для удобства, так как они все взаимосвязаны.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельности ребенку необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать у первоклассника стрессовое состояние.
Признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах:
В трудностях во время засыпания и беспокойном сне;
Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;
Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.
Тревожности и непоседливости.
Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;
Упрямства;
Постоянном жевании ребенком чего-то, очень жадному, без разбора, глотании пищи (иногда, наоборот, наблюдается стойкое нарушение аппетита);
Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;
Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;
Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;
Повышенной тревожности.
Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.
- Профилактика школьного стресса
Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его. Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми. Не стоит им врать, что близкий человек куда-то уехал в том случае, если этого человека больше нет в живых. Надо мягкими путями объяснить ребёнку, что его близкий человек теперь живёт в другом мире, что, к сожалению, они не могут больше видеться. Надо чтобы, дитя осознало, что такое случается и с другими, что ничего поделать нельзя, надо жить дальше, храня в своём сердце и памяти образ дорогого человека.
Следует понимать, что полностью избежать негативных ситуаций ребенку не удастся. Его придется изолировать от всего мира, чтобы это произошло. Однако снизить их влияние и повысить устойчивость нервной системы к различным нагрузкам вполне возможно.
Для этого понадобится:
Строгий распорядок дня, отдыха. В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Малышей необходимо укладывать в одно и то же время. Перед этим рекомендуются водные процедуры. Лучше всего, если это будет душ. Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Само собой, нельзя переедать вечером. Игр перед сном (в том числе и компьютерных), а также физических нагрузок следует избегать, так как они действуют возбуждающе. Это же касается и умственных нагрузок в вечернее время.
Спортивные занятия. Повышают устойчивость к стрессам различные физические нагрузки утром, днем, вечером (но не позже, чем за три часа до сна). Спортивные занятия - это вообще отличный способ снятия стресс у детей, повышения самооценки, улучшения общего состояния организма. Очень полезны прогулки на свежем воздухе для расслабления после физических или умственных нагрузок. Они могут быть как в быстром темпе, так и проходить медленно. В это же время полезно общаться, спрашивать о состоянии здоровья, проведенном дне, обсуждать проблемы, помогая избавиться от накопившегося за день негатива.
Ограниченный доступ к компьютеру, телевизору. Необходимо контролировать контент, который поступает к ребенку. Ограничить или совсем исключить чересчур агрессивные компьютерные игры, кинофильмы со сценами насилия, материалы, не соответствующие возрасту.
Подготовка к стрессовой ситуации. Чтобы снизить риск негативных последствий, например, когда ребенок пойдет в детский сад, психологи рекомендуют родителям играть с малышом в прятки. Это поможет понять, что отсутствие мамы или папы временное и всегда заканчивается их приходом.
Правильное питание. Здоровая и полезная пища также имеет очень важное значение для психологического состояния. Об этом уже упоминалось в причинах возникновения стресса. И дело не только во вкусовых ощущениях или чувстве сытости. С пищей в организм поступают необходимые минеральные вещества, играющие большую роль в химических процессах. Они либо провоцируют чрезмерную возбудимость, либо успокаивают нервную систему. Для активных и впечатлительных детей, у которых проблемы, например, со сном, рекомендуют в чай добавлять мяту, мелиссу, перед сном пить теплое молоко. Кроме того, например, недостаточное поступление такого элемента, как магний, способствует нарушению обменных процессов в клетках, перевозбуждению нервной системы, развитию склонности к диабету, повышению артериального давления и так далее. Дефициту магния способствует употребление ортофосфорной кислоты в газированных сладких напитках, энергетиках, чрезмерное применение в пищу полуфабрикатов, насыщенных пищевыми добавками (глутамат, аспарат), прием психостимуляторов.
Прием витаминов во время смены сезонов. Начиная с поздней осени и заканчивая ранней весной естественное поступление в организм микроэлементов (того же магния) снижается. Это является одним из факторов возникновения стресса. Поэтому необходимо компенсировать поступление нужных веществ, принимая витамины.
ГУ «Рудненский городской отдел образования» акимата города Рудного
ГУ «Гимназия №5»
Школьный стресс: как его преодолеть?
Направление
: науки о человеке
Выполнила
: Колпакова Алина,
6 а класс
Научный руководитель:
Хорошева Ирина Викторовна,
учитель самопознания
г. Рудный
2012 г.
Оглавление:
Аннотация……………………………………………………………………. 3
Введение.………………………………………………………………………4
Основная часть:………………………………………………………………...6
3.2.Экспериментальная часть:…………………………………………………9
Цели и задачи исследования………………………………………….............9
Описание экспериментальных методов…………………………………….10
Описание экспериментальных данных………………………………………11
4. Заключение………………………………………………………………….....18
5. Список используемой литературы…………………………………………. 20
6. Приложение
7. Отзыв руководителя
АННОТАЦИЯ
В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Что же такое стресс? Как он возникает, как влияет на организм человека и как с ним бороться? Что поможет предотвратить многие стрессовые ситуации с минимальным психологическими и физиологическими потерями. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, как физических: мигрень, гипертония, сердечные боли, так и психологических: раздражительность, потеря аппетита, депрессия.
Предметом нашего исследования стали стрессы в школе, так как специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих физическое и психическое здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения.
В данной работе проведено исследование переживания школьного стресса учащимися 6 и 7 класса гимназии № 5, обработка результатов теста на школьную тревожность, сопровождающую школьный стресс, сделаны выводы о подверженности школьному стрессу учащихся и признаках его проявления, определены факторы, которые способствуют возникновению школьного стресса, сделаны практические рекомендации, проведено обобщение полезных советов для учащихся, учителей и родителей по профилактике стресса.
ВВЕДЕНИЕ
Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.
Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Однако последние исследования доказали, что дети, так же как их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок, сильного психологического давления…, в итоге каждый третий ребенок испытывает стресс. Причины могут быть самые разные: потеря близкого родственника, развод родителей, пропажа дорогих вещей, переход в другую школу, завышенные требования значимых людей к ребенку…
Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Школа сегодня - серьезный психогенный фактор. По данным Института возрастной физиологии РАО, за последние пять лет заболеваемость детей выросла на 25 процентов. При этом число страдающих хроническими заболеваниями в старших классах увеличилось более чем на 50%. Свыше 70% школьников испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы. Каждый пятый ученик к окончанию школы становится хронически больным. И только 5% выпускников могут быть признаны практически здоровыми.
Отсюда возникает закономерный вопрос, а есть ли методы борьбы со стрессом, как его предотвратить или хотя бы уменьшить негативное воздействие? Таким образом, возникла идея проведения исследования состояния учащихся с точки зрения переживания стресса в школе. Были определены объект, предмет, цели и задачи исследования, гипотеза.
Объект исследования – проявление школьного стресса в процессе обучения детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования – причины возникновения школьного стресса у учащихся 6 и 7 класса.
Целью работы является
Гипотеза:
Цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили задачи исследования:
Методы исследования:
Статистические
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Обзор литературных источников
Стресс - это напряжение состояния организма человека как психическое, так и физическое. Так, В.В. Суворова изучала стресс, полученный в лабораторных условиях. Она определяет стресс как состояние, возникающее в экстремальных условиях, очень трудных и неприятных для человека. В.С. Мерлин определяет стресс, как психологическое, а не нервное напряжение, возникающее в “крайне трудной ситуации”.
При всех различиях в толковании понимания “стресса”, все авторы сходятся в том, что стресс – это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО (1) позволили выявить школьные факторы риска, которые провоцируют стресс, негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Директор Института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких (2) выделяет следующий комплекс педагогических факторов риска (ранжированы в зависимости от силы влияния):
стрессовая педагогическая тактика;
интенсификация учебного процесса;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
нерациональная организация учебной деятельности;
функциональная неграмотность педагога;
отсутствие системы работы по формированию здоровья и здорового образа жизни.
Виды школьного стресса (3)
1) Экзаменационный стресс, или «стресс получения оценки». При этом следует различать дистресс и естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, сопровождающее ребенка при ответе у доски, выполнении контрольной работы и т.п., которые не достигают непривычной для организма силы. При неправильной организации процедуры опроса, экзамена у ребёнка возникают негативные эмоции, чрезмерное для его организма напряжение, сопровождающиеся соответствующими психофизическими реакциями с их внешними проявлениями.
2) Информационно-временные дистрессы обусловлены перегрузкой учебных программ, заставляющей самих учителей постоянно спешить и торопить учащихся. Особенно травматична эта ситуация для флегматиков и учеников, отстающих по многим предметам. 45-минутный формат урока часто не позволяет учителю выполнить все необходимые процедуры: опросить, объяснить, дать задание, проверить, пронаблюдать, провести физкультминутку, воспитательную работу, проявить индивидуальный подход, восстановить дисциплину.
3) Коммуникативные дидактогении обусловлены психологически неграмотным построением общения с отдельными учениками или всем классом. Педагогическая техника способна оказать выраженное негативное воздействие на учащихся, которое вначале будет незаметно (латентные психогенные воздействия). Это приводит к отклонениям в поведении, появлению воспитательных проблем, к патологическим реакциям и психосоматическим нарушениям у ребенка.
4) Фрустрационные дидактогении обусловлены несправедливым отношением учителя, невозможностью ученика получить желаемую оценку, добиться ожидаемой похвалы учителя. При характерном для нашей системы образования приоритете негативных оценок, запретов, упрёков, порицаний многие школьники часто или практически постоянно находятся в школе в состоянии фрустрации, обусловленной нечуткостью отношения к ним взрослых, педагогической и психологической неграмотностью учителей, воспитателей.
5) К школьным стрессам можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, дидактогенным воздействием учителей, неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирование, экзамены).
Следует различать два вида стресса по длительности и интенсивности воздействия: 1 - кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью; 2 - длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс со временем может перерасти в невроз или психоз. К сожалению, именно со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.
Важным является тот факт, что при стрессе исследователи отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности (4).
Одно из направлений в исследовании беспокойства, тревоги идет по линии изучения тех физиологических и психологических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния. Большое число авторов считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения – “стресса” (5).
Школьный стресс сопровождает усиление проявлений личностной тревожности. Тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации (6).
Так, А.М. Прихожан (7) указывает, что тревожность – это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности”. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. По определению Р.С. Немова (8): “Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях”. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся.
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогения». Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации.
Основные причины школьной тревожности: конфликт между потребностями ребенка; противоречивые требования со стороны родителей и педагогов; неадекватные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка; конфликт воспитательной системы школы; негибкая, догматическая система воспитания в школе.
К основным проявлениям школьной тревожности, в частности, относят такие: учащийся часто отвечает не по существу, не может выделить главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя учащийся часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет любое задание, часто отвлекается; требует к себе постоянного внимания со стороны учителя; по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания; заметно не любит урок, томится, активность проявляет только на переменах; не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания; почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность; после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия.
3.2. Экспериментальная часть
Цели и задачи исследования
Целью работы является исследование школьного стресса в условиях образовательного процесса.Гипотеза: – выявление факторов стресса у учащихся поможет учителю, родителю и самому учащемуся в преодолении стресса и профилактике стрессовых ситуаций.
Цель и гипотеза исследования определили задачи исследования:
1. изучить феномен стресса и школьного стресса в психологии;
2. проанализировать проблемы и причины школьного стресса;
3. провести диагностику школьного стресса у учащихся 6 и 7 классов;
4. исследовать факторы, влияющие на подверженность школьному стрессу с помощью теста Филипса;
Описание экспериментальных методов
Методы исследования:
Теоретические - анализ и обобщение: изучение и анализ научных источников по проблеме исследования;
Эмпирические - экспериментальное исследование школьного стресса у детей среднего школьного возраста с помощью теста, предназначенного для определения школьной тревожности Филлипса.
Статистические (математические)
Методика Филлипса
Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филлипса на выявление уровня школьной тревожности.Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые предлагались школьникам в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
Описание экспериментальных данных
Результаты нашего исследования среди учащихся 6 и 7 класса гимназии № 5 отражены в таблице 1 и таблице 2.
Таблица 1
Результаты
7 класс
Факторы | Нормальный уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
Общая тревожность в школе | 18 | 6 | 1 |
| 23 | 1 | 1 |
| 20 | 4 | 1 |
Страх самовыражения | 18 | 2 | 5 |
| 21 | 3 | 1 |
| 19 | 6 | 0 |
| 23 | 2 | 0 |
| 18 | 6 | 1 |
Как мы видим, по результатам исследования (таблица 1) тревожности в школе с помощью теста Филлипса у учащихся 7 класса, повышенный и высокий уровень по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 7 подростков, т.е. 28% испытуемых. Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.
Нормальный уровень тревожности в школе имеют 18 школьников, что составляет 72% испытуемых. Школа и школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.
Высокий процент испытуемых, 92% (23 человека), не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные. Однако, есть 2 семиклассника, переживающих социальный стресс на повышенном и высоком уровне. Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.
Сравнительно небольшой процент школьников, 20% – 5 человек, испытывают фрустрацию потребности в достижении успеха на повышенном и высоком уровне. Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в их поведении наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов. Причин такого явления может быть несколько. Например, неблагоприятное отношение сверстников и взрослых, которые как бы программируют школьника на неудачу, а успехи его воспринимают весьма условно. Или низкая самооценка школьника, неверие в свои силы и способности. Однако, влияние этих факторов у учащихся с повышенным уровнем фрустрации, не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.
У 20% испытуемых (5 человек) присутствует страх самовыражения. Этот факт свидетельствует о том, что они переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя.
Несколько повышен уровень страха самовыражения у 2-х школьников в связи с чем мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми.
18 школьников 7 класса не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самопредъявлении и самораскрытии. Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.
Кроме того, сюда примешивается еще несколько повышенный уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих, который выявлен у 6 школьников (24 %). Это, скорее всего, свидетельствует о том, что школьники в некоторой степени ориентированы на мнение и оценку окружающих, но не зависимы от нее.
76% испытуемых данной выборки (19 человек) не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Для этих детей наиболее значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы.
1 школьник испытывает сильный, и 3 школьника – менее сильный страх в ситуации проверки знаний. Скорее всего, это объясняется тем, что эти школьники несколько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.
У 28% испытуемых (7 школьников) повышенное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями.
Эти данные соответствуют данным уровня общей тревожности в школе, что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе обусловлена переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.
Небольшое число школьников (2 человека, 8%) имеют высокую тревожность вследствие сниженной физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом.
92% испытуемых, 23 школьника, имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу, что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.
Таблица 2
Результаты
школьной тревожности по методике Филипса
6 класс
Факторы | Нормальный уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
Общая тревожность в школе | 15 | 7 | 3 |
Переживание социального стресса | 20 | 3 | 2 |
Фрустрация потребности достижения успеха | 18 | 5 | 2 |
Страх самовыражения | 18 | 2 | 5 |
Страх ситуации проверки знаний | 19 | 4 | 2 |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 19 | 3 | 3 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 21 | 2 | 2 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 16 | 6 | 3 |
По результатам исследования (таблица 2) тревожности в школе с помощью теста Филлипса у учащихся 6 класса, установлено, что фактически все показатели школьной тревожности у шестиклассников выше, чем у семиклассников. Появляются в большем количестве учащиеся, имеющие показатели высокой тревожности.
Повышенный и высокий уровень по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 10 младших подростков, т.е. 40% испытуемых. Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.
Выше показатель социального стресса у учащихся 6-х классов. Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным. Можно предположить, что в классе еще продолжается формирование школьного коллектива и межличностных отношений, тем более что класс сформирован в прошлом учебном году (с 5 класса дети обучаются в гимназии).
Повышен также сравнительно уровень фрустрации достижения успеха. Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в поведении таких детей наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов.
Более выражен и страх ситуации проверки знаний. Возможно, это связано с тем, что эти школьники несколько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции. Здесь может присутствовать и недостаточный уровень развития учебных навыков и проблемы подготовки домашних заданий.
Большее число школьников (4 человека, 16 %) имеют высокую тревожность вследствие сниженной физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом.
У 36% испытуемых (9 школьников) повышенное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями. Эти данные соответствуют данным уровня общей тревожности в школе, что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе обусловлена переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.
На основании всех результатов проведенного исследования школьной тревожности как проявления школьного стресса можно сказать о более выраженных его признаках у учащихся 6 класса. Особенно тревожными остаются ситуации общения с учителем, ситуации проверки знаний и страх самовыражения, что создает более высокую общую тревожность шестиклассников в школе.
Таблица 3
Результаты школьной тревожности по методике Филипса
в 6 и 7 классах
Факторы | Нормальный уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
|||
6 кл. | 7 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 6 кл. | 7 кл. |
|
Общая тревожность в школе | 15 | 18 | 7 | 6 | 3 | 1 |
Переживание социального стресса | 20 | 23 | 3 | 1 | 2 | 1 |
Фрустрация потребности достижения успеха | 18 | 20 | 5 | 4 | 2 | 1 |
Страх самовыражения | 18 | 18 | 2 | 2 | 5 | 5 |
Страх ситуации проверки знаний | 19 | 21 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 19 | 19 | 3 | 6 | 3 | 0 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 21 | 23 | 2 | 2 | 2 | 0 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 16 | 18 | 6 | 6 | 3 | 1 |
Заключение
Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что высокий и повышенный уровень школьной тревожности, сопровождающий переживание школьного стресса, выражен у учащихся 6 и 7 классов, в 56 % случаев.
Если проанализировать, сколько учащихся не проявили ни по одному из показателей повышенного или высокого уровня, то можно сделать выводы, что 13 учащихся 7 классов и 17 учащихся 6 класса, то есть, 60% от всего числа испытуемых, расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п., что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для многих детей является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.
Стоит заметить тот факт, что процент школьников, испытывающих общую тревожность в школе и страх самовыражения, практически одинаковый, с процентом испытуемых, имеющих страх общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей в школе тревожит оценка учителя, как взрослого, их возможностей и достижений, их индивидуально-личностных особенностей. И отсюда у учащихся появляется страх в самовыражении, негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Гипотеза нашего исследования полностью нашла свое подтверждение. Пользуясь этими результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности вызван:
1. Плохой подготовкой к урокам;
2.Боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества;
3. Заниженной самооценкой;
4. Предъявлением со стороны учителя высоких требований;
5. Домашними неприятностями;
6. Высокими требованиями родителей;
7. Недостаточным вниманием и поддержкой родителей;
8. Отсутствием реакции учителя и родителей на успехи ребенка.
Выявление указанных факторов стресса у учащихся в каждом из индивидуальных случаев поможет учителю, родителю и самому учащемуся в преодолении стресса и профилактике стрессовых ситуаций. В целях практического применения в обучении и воспитании детей младшего подросткового возраста нами предложено пособие по профилактике школьного стресса.
Литература:
Л.Г.Федоренко. Психологическое здоровье в условиях школы. – С-Пб.: КАРО, 2003.
М.М.Безруких. Здоровьесберегающая школа. – М., 2004.
Вестник практической психологии образования. – Дек. 2004. - № 1.
Здоровье школьника. - Март 2006. , № 3
Е.В. Козлова. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997.
Б.Кочубей, Е. Новикова. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990, № 6.
А. М. Прихожан. Причины, профилактика и преодоление тревожности // “Психологическая наука и образование”. – 1998, № 2.
Р. С. Немов. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: “ВЛАДОС”. – 1999, 287 с.