История авиации в современном ее понимании насчитывает больше 100 лет, если не принимать во внимание попытки человека взлететь в воздух еще с древних времен. За это время самолетостроение прошло путь от первых опытных образцов братьев Райт и других энтузиастов-изобретателей до сверхмощных многотонных гигантов, способных перевозить тонны груза и сотни пассажиров. Эта статья про 10 самых больших самолетов в мире.
Самый большой пассажирский самолет в мире
Пальму первенства среди крупнейших гражданских самолетов для перевозки пассажиров держит Airbus А380. Это детище европейской компании Airbus. Впервые он взлетел в воздух с пассажирами в 2005 году после 10-летних разработок и экспериментов конструкторов.
Факт. Стоимость создания гиганта составила почти 12 млрд. евро.
Этот дорогой, но зато самый крупный пассажирский самолет имеет следующие размеры:
- высота – 24,08 м;
- длина – 72,75 м;
- размах крыльев – 79,75 м;
- вес – 280 т.
Дополнительная информация. Несмотря на свои внушительные габариты, Аэробус А380 очень экономичен и даже экологичен в эксплуатации – для перевозки одного пассажира на расстояние 100 километров расходуется всего три литра топлива. Он может преодолеть расстояние более 15400 метров без дозаправки. А чем меньше топлива тратится, тем меньше выбросов в атмосферу. Достичь такого результата удалось благодаря идеальной конструкции крыла и фюзеляжа, а также особому материалу, из которого они сделаны. Эти инженерные решения значительно уменьшили общий вес судна и улучшили его аэродинамику.
Сегодня двухэтажные Airbus А380 вмещают 525 пассажиров при делении на три класса и до 853 человек при одноклассовой комплектации салона. Однако уже ведутся разработки и испытания улучшенных версий самолета, вместимость которых должна превысить 1000 человек.
Airbus А380 сместил с пьедестала Boeing 747, который удерживал позиции самого большого самолета с 1970-х гг. Разработчики А380 нашли способ снизить расходы на производство судна на 15% по сравнению с Боингом и увеличить вместимость на 7%.
Второй самый большой самолет в мире
Уже упомянутый Boeing 747 (Jumbo Jet) занимает почетное второе место по размеру среди пассажирских лайнеров. На момент создания в 1969 г. был самым крупным, тяжелым и вместительным авиакораблем, длиной 70,6 м.
36 лет он выпускался в различных модификациях, однако, сохраняя в них основные характеристики: широкий фюзеляж и два этажа для пассажиров. Такая конструкция придает Джамбо Джету узнаваемый силуэт, похожий на горб, поскольку верхняя палуба значительно короче нижней.
Интересно. В конце 1960-х считалось, что будущее пассажирской авиации принадлежит сверхзвуковым легким самолётам, которые вытеснят неповоротливых тяжеловесов. Поэтому «747» разрабатывался с возможностью переоборудования в грузовой. Эксперты оценивали емкость рынка вместительных самолетов не более чем в 400 шт., однако эти прогнозы не сбылись, и в 1993 году компания продала свой тысячный Боинг-747. Лишь в нашем веке, с появлением Airbus А380, спрос стал падать.
В 1970-х гг. в мире случился топливный кризис, цены на авиатопливо стремительно взлетели, как и цены на билеты. Компании, имеющие в своем парке Boeing 747, столкнулись с его нерентабельностью, самолет часто летал незаполненным. Однако на особо загруженных маршрутах и на межконтинентальных перелетах Jumbo Jet был и остается востребованной моделью.
Самый длинный пассажирский самолёт в мире
Это рекордсмен уже из новейшей истории авиации – Boeing 747-8, начали производить в 2008 г. Является модификацией легендарного Boeing 747, с существенными доработками. Конструкторы максимально удлинили фюзеляж, перепроектировали крыло и поработали над экономичностью в эксплуатации.
Длина Боинга 747-8 составляет 76,25 м, что делает его самым длинным пассажирским лайнером в мире. Однако это еще и самый тяжелый самолет США, его взлетная масса составляет 447 тонн, что пока считается рекордом за всю историю авиастроения в Америке.
Характеристики:
- длина – 76,25 м;
- высота – 19,35 м;
- размах крыла – 68,45 м.
Кроме груза этот самолет вмещает до 581 пассажира.
Самый «выносливый» самолет
Для успешной эксплуатации самолетов помимо вместимости и грузоподъемности важно, какое расстояние они могут преодолеть без дозаправки. Сегодня рекордсменом по дальним полетам является Boeing 777, который за один раз способен пролететь половину окружности Земли – 20 000 км. Однако это предельное значение длины перелета, в обычной практике преодолеваемое расстояние составляет 9000-17000 км.
Интересно. Boeing 777Э – первый современный авиалайнер, при создании которого вместо бумажных чертежей использовалось компьютерное моделирование. В начале 1990-х гг. такие технологии стали прорывом в авиастроении, поскольку 3D-моделирование позволяет исключить ошибки в стыковке деталей еще на стадии проектирования.
Boeing 777 имеет разные модификации в зависимости от длины фюзеляжа и дальности. 777-300ER – одна из самых «выносливых» и востребованных модификацией. Представляет собой крупный лайнер с двумя турбовентиляторными двигателями. Максимальная вместимость – 550 чел.
Как дальнемагистральный самолет, Боинг-777 может находиться в воздухе до 18 часов без перерыва. Однако есть ограничение по продолжительности рабочей смены у экипажа, поэтому в салоне выделены специальные места для сна и отдыха пилотов и бортпроводников.
Лидер по длине крыла
В ТОП-10 самых больших самолетов в мире вошел Hughes H-4 Hercules благодаря своему размеру крыльев. Несмотря на то, что это самый старый из описанных здесь самолетов, его рекорд еще никто не смог побить: размах достигает 98 метров.
Самолет первый и последний раз взлетел в воздух в 1947 году, у него печальная история создания. В начале Второй мировой войны американское правительство заказало разработку военного самолета фирме Hughes Aircraft под управлением Говарда Хьюза. Однако поиски безупречного решения затянулись. Хьюз никак не мог удовлетвориться результатом. К тому же в мире был дефицит алюминия. В итоге война закончилась, а самолета все не было. Только через два года после окончания военных действий Хьюз H-4 Геркулес совершил первый полет. Что удивительно, этот аппарат полностью был сделан из фанеры и, по сути, представлял собой летающую лодку.
Технические характеристики:
- длина – 66,45 м;
- высота – 24,08 м;
- размах крыла – 97,54 м;
- максимальная взлётная масса – 180 т.
Интересно. Эта «лодка» могла перевезти 750 солдат в полном обмундировании к месту боевых действий. Однако в реальности ее полет ограничился двумя километрами над Лос-Анджелесом. После чего самолет оставался в личной собственности Г. Хьюза, который до самой смерти ежегодно тратил большие деньги на поддержание его в рабочем состоянии. После кончины конструктора, гигант был отправлен в музей в Калифорнии для привлечения туристов. По мотивам жизни инженера Говарда Хьюза снят фильм «Авиатор» с Леонардо Ди Каприо в главной роли.
Не так давно (31 мая 2017 г.) рекорд Hughes H-4 Hercules по размаху крыльев удалось превзойти: миру презентовали самолет Stratolaunch с размахом крыльев 117 метров. Однако он еще не совершил ни одного полета, поэтому детище Хьюза пока лидер среди эксплуатировавшихся моделей.
Самый большой грузовой самолет в мире
Такое звание принадлежит Ан-225, спроектированному в СССР на Киевском механическом заводе разработки, в ОКБ им. О. К. Антонова. Украинское название большегруза – «Мрия» (в переводе «мечта»). Первый полёт был совершён в 1988 году.
Стимулом к созданию «Мрии» послужила советская космическая программа «Буран» по разработке многоразового транспортного космического корабля. Для реализации амбициозных планов требовался самолет со сверхбольшой грузоподъемностью, чтобы участвовать в грузоперевозках компонентов корабля. Проектируемый самолет должен был поднимать за раз не менее 250 тонн и иметь крепления для перевозки наружных грузов.
Конструкторы взяли за основу Ан-124-100 («Руслан») и изменили некоторые узлы и детали, чтобы получить необходимые технические характеристики. Так появился самый большой транспортный самолет Ан-225. Несмотря на то, что «Мрия» был создан для очень специфичных задач, он стал универсальным судном в грузовой авиации.
Грузовая кабина герметична и имеет такие габариты:
- длина – 43 м;
- высота – 18, 2 м;
- ширина – 6,4 м;
- размах крыльев – 88,4 м;
- вес – 250 т.
В самолете предусмотрено место для 6 человек экипажа и 88 человек, сопровождающих груз. Вероятность, что самолет в полете выйдет из строя крайне мала – все важные системы продублированы 4 раза.
Пока «Мрия» создан в единственном экземпляре – сворачивание программы «Буран» приостановило и выпуск самолета-тяжеловеса. Известно, что конструкторскою бюро им. Антонова продолжает разработки второй модификации гиганта.
Самый большой военный самолет
Ан-124 «Руслан», прототип Ан-225, – одно время считался самым большим самолетом в мире. Сейчас это самый большой военный самолет с огромной грузоподъемностью. Имеет четыре турбореактивных мотора, широкий фюзеляж и две палубы. Нижняя – для грузов, верхняя – для экипажа (8 человек) и сопровождающих (до 21 человек). Объем грузовой кабины – 1000 кубических метров. Ан-124 поднимает в воздух 120 тонн.
Характеристики:
- длина – 69,1 м;
- высота – 21,08 м;
- размах крыла – 73,3 м;
- вес – 178,4 т;
- взлётная масса – 392 т.
«Руслан» также разработан в ОКБ им. О. К. Антонова, как и «Мрия». Цель его создания – транспортировка трансконтинентальных баллистических ракет. Однако результат работы советских конструкторов превзошел ожидания – Ан-124 оказался универсальным военным самолетом, который может перевозить крупную боевую технику. «Руслан» выпускался серийно, всего выпустили 56 экземпляров. В начале 2000-х гг. были попытки возобновления его производства силами Украины и России, однако в связи с обострением политических отношений двух стран проект был свернут.
Самый большой турбовинтовой самолёт в мире
Ан-22 разрабатывался в Советском Союзе в 1960-е гг., в разгар «холодной войны». Имел кодовое название «изделие 100». В итоге через пять лет мир увидел это гигантское «изделие» под названием АН-22 «Антей». Это первый советский и российский самолёт с широким фюзеляжем. До сих пор считается самым большим самолетом с турбовинтовым двигателем. Диаметр винтов составляет 62 см., а мощность каждого из четырех двигателей – 11227 кВт.
Характеристики:
- длина – 57,31 м;
- высота – 12,53 м;
- размах крыла – 64,40 м;
- вес – 119 кг;
- грузоподъёмность – 60 т.
«Антей» способен перевозить на большие расстояния тяжёлую и крупную боевую технику, используется для высадки воздушного десанта.
Самый тяжёлый боевой самолёт в истории
Ту-160 – представитель уже совсем другого поколения военных самолетов. Он летает со сверхзвуковой скоростью и является стратегическим бомбардировщиком. Пока это самый крупный и мощный самолет в России и мире в истории военной авиации.
Концепция Ту-160 родилась в 1970-1980-х гг. в качестве ответа русских стратегов на военные разработки США и НАТО. Будущий самолет должен был долететь до соседнего континента и преодолеть ПВО противника на сверхзвуковой скорости.
Характеристики:
- длина – 54,1 м;
- крыло изменяемой стреловидности, поэтому размах отличается: 55,7/50,7/35,6 м;
- высота – 13,1 м;
- вес – 110 т.
- максимальная взлётная масса – 275 т.
Большинство ракетоносцев Ту-160 названы в честь выдающихся деятелей отечественной авиации. На 2017 год на вооружении нашей страны России состоит 16 самолётов. В планах их полностью модернизировать.
Самый большой серийно-выпускаемый грузовой самолет
Завершает подборку «Самые большие самолеты» американский грузовой самолет Lockheed C-5 Galaxy. Сегодня это самая крупная модель среди серийно выпускаемых грузовозов. С 1968 года самолет успешно эксплуатируется армией США, а регулярные апгрейды позволяют ему считаться современным и перспективным.
Характеристики:
- длина самолёта – 75,54 м;
- высота самолёта – 19,85 м;
- размах крыла – 67,88 м;
- масса – 169,6 т.
- максимальная взлётная масса – 379, 6 т.
Самолет без дозаправки может пролететь свыше 4 тысяч километров на высоте 10 км. Максимальная развиваемая скорость – 920 км.
Крупнейшие самолеты – это вехи в истории авиации. Они демонстрируют, как развивалась инженерная мысль, какой путь видели перед собой конструкторы. Как показывает история, самые выдающиеся достижения в авиастроении связаны с военными действиями.
Гигантский двухпалубный лайнер Эйрбас A380 - это самый большой пассажирский самолет за всю историю мировой авиации, его максимальная вместимость 853 пассажира в одноклассовой компоновке. Первый экземпляр передан заказчику в 2007 году, на сегодня построено более 110 машин! Сегодня я хочу показать сборочную линию А380 на заводе в Тулузе, масштабы и размеры увиденного впечатляют... Ну и большому самолету - большие фотографии в репортаже!
Многие споттеры, да и не только они, считают самолет эстетически непривлекательным. Я категорически не согласен с этим утверждением, более того, считаю его особенно красивым и элегантно тяжелым. Медленно взлетающий А380 прекрасен!
А теперь отправимся на завод...
Это схема расположения производственных мощностей на заводе в городке Баланьяк возле Тулузы, оранжевый - это сборочные цеха А380.
Каждый самолет A380 состоит из около 4 млн. отдельных компонентов и 2,5 млн. частей, производимых 1500 компаний в 30 странах мира
Основные элементы фюзеляжа А380 невозможно перевезти по воздуху, поэтому их везут по морю и по реке на специально приспособленных для этого баржах, а затем дважды в месяц на автомобилях - это называется "ночной конвой".
Специально для этого самолета Airbus разработал уникальную логистическую систему, в которой задействован морской, речной, авиа- и автотранспорт. Из городка Lisle-Jourdain, примерно 30 км от Бланьяка, ровно в 22:00 ночной конвой начинает движение со скоростью 15-20 км/ч, чтобы не создавать помех движению, – шесть трейлеров, на которых размещаются все части самолета, отправляются в двухчасовой путь до финальной точки – линии окончательной сборки в Бланьяке.
Секции фюзеляжа диметром 7 метров везут прямо по узким улочкам городка. Но это единственно возможный и самый оптимальный пункт доставки элементов лайнера на завод.
На первой станции происходит монтаж и соединение секций фюзеляжа между собой
Затем производится монтаж крыльев и вертикального стабилизатора:
Площадь крыла A380 – 845м2 , что на 54% больше, чем у Boeing 747-400!
И это не просто хвост... это целых ПЯТЬ жирафов! :)
Подготовка пилонов двигателей:
Самолет собран, на следующих позициях производится инсталляция пассажирского салона и кокпита:
Каждая из основных стоек шасси способна выдерживать нагрузку до 260 тонн, что эквивалентно весу 200 машин Golf класса
И, наконец, последняя станция сборки, где проводится инсталляция двигателей и пассажирских кресел:
A380 может быть оборудован двумя типами двигателей: Rolls-Royce Trent 900 или Engine Alliance GP7000. Только два из четырёх двигателей снабжены реверсами тяги.
Снижение уровня шума являлось важным требованием при проектировании A380, которое частично отразилось и на конструкции двигателей. Оба типа двигателей позволяют самолёту удовлетворять ограничениям по шумности QC/2 при убытии и QC/0.5 при прибытии, установленными лондонским аэропортом Хитроу.
A380 – самый экономичный самолет в своей категории. Это единственный дальнемагистральный лайнер, который расходует менее 3-х литров топлива на перевозку пассажира на 100 км (типовая компоновка в 525 кресел)
Общая площадь салона А380 - 554 м2. Две полноценные палубы: основная палуба - самый широкий пассажирский салон в мире (6,5 м); верхняя палуба – полноценный салон широкофюзеляжного самолета (5,8 м). Система кондиционирования самолета оснащена самыми современными фильтрами, которые обеспечивают равномерную подачу воздуха во все части лайнера. Воздух в салоне самолета (объемом 1570 м3) полностью замещается каждые три минуты! А380 имеет самый тихий пассажирский салон за всю историю мировой авиации, в этом я убедился лично по пути из Франкфурта в Сингапур.
Этот А380, предположительно, будет передан частному заказчику. А за ним A300B - это первый самолет, выпущенный компанией Airbus. Этот самолет совершил переворот в гражданской авиации 70-х годов, став первым широкофюзеляжным двухдвигательным самолетом.
Круговая конструкция справа - это зона статических испытаний двигателей, по кругу барьеры, ограничивающие распределение звуковой волны.
На сегодня произведено более 110 самолетов А380, ежемесячно производится и передается заказчикам в среднем 2,5 самолета. Бэклог по заказам составляет еще 160 бортов! В данный момент А380 находится в эксплуатации у 20ти авиакомпаний.
Вот интересная статистика замены Б777/Б747 на некоторых рейсах:
И заполняемость А380 тоже не ниже 80%:
Самый большой флот А380 - у Emirates:
Пять A380 были построены в целях демонстрации и тестирования. Первый А380, серийный номер MSN001 и регистрационный F-WWOW, был представлен на церемонии в Тулузе 18 января 2005 года, а первый полёт состоялся 27 апреля 2005 года. Вот самый первый А380:
Сборочные цеха завода Эйрбас можно посетить всем! 2х-3х часовые туры организовываются как в Гамбурге, так и в Тулузе стоимостью 10-15 евро. Обязательна (!) предварительная резервация, особенно если важно попасть в группу с англоязычным гидом, дополнительные и актуальные условия читайте по ссылкам.
Размеры первого самолета с двигателем были более чем скромными. Длина его составляла 6,4 метра, а высота - 2,7 метра. «Флайер-1», сконструированный и построенный в далеком 1903 году братьями Райт, был способен поднять в воздух лишь одного человека. Размах крыльев первого летательного аппарата был чуть более 12 метров, а площадь крыла - 47 квадратных метра. Конечно, с того момента авиация шагнула далеко вперед. Современные лайнеры поражают своими габаритами, мощностью, грузоподъемностью. Самые большие самолеты в мире способны перевезти несколько сотен тонн груза, а пассажирские гиганты за рейс перевозят более 800 пассажиров. Поговорим о тяжеловесах современной авиации.
Лидер по длине крыла
Прежде чем переходить к гигантам, вспомним уникальный Hughes H-4 Hercules. Именно он уже более 70 лет удерживает лидерство по размаху крыльев, а по высоте с ним сравнялся лишь современный Airbus А380-800.
История у самолета непростая. В начале Второй мировой войны правительство США заказало фирме «Hughes Aircraft» построить самолет-амфибию для грузопассажирских перевозок. Да, он должен был не только летать, но и уметь плавать. Главная цель, заявленная заказчиком - потратить минимум стратегического сырья, то есть сделать его не из металла, а из дерева.
«Летающая лодка» была призвана стать крупнейшим из всех существующих самолетов. Но поиски идеального решения затянулись, а самолет-амфибия был построен лишь спустя два года после завершения войны. Аппарат, получивший знаменитое прозвище «Еловый Гусь», полностью был сделан из фанеры. По оценкам на разработку и строительство самолета потребовалось 22 миллиона долларов из бюджета США, еще 18 миллионов вложил владелец компании Говард Хьюз.
Размеры «Геркулеса» в семь раз превышали параметры любого самолета. Длина составила 66,45 метра, высота - 24 метра, а размах крыла - 97,5 метра. Он весил 136 тонн, грузоподъемность составляла 59 тонн. Летающая лодка была способна вместить более 700 солдат.
По проекту самолет мог развивать скорость до 378 км/ч, набирать высоту более семи тысяч метров и пролетать 5,6 тысячи км. Но испытать его предельные возможности так и не удалось. Первый и единственный экспериментальный полет «Геркулес» совершил в ноябре 1947 года в гавани Лос-Анджелеса. Сделав несколько проходов по гавани, самолет-амфибия оторвался от воды и пролетел около двух километров на высоте 21 метра и скорости порядка 120 км/ч. После идеально совершенной посадки «Геркулес» вернулся в свой ангар, где его поддерживали в рабочем состоянии до 1976 года. Сегодня увидеть деревянного гиганта можно в музее штата Орегон США.
Рекордсмены пассажирских перевозок
Среди самых больших современных лайнеров в сегменте пассажирских авиаперевозок выделяются две модели самолетов-конкурентов: Боинг 747 и Аэробус А380. Первый держит пальму первенства по длине, второй стал бесспорным лидером по вместимости.
Лидер по габаритам
Длиннейшим пассажирским лайнером сегодня является Boeing 747-8. Кроме того, он является и крупнейшим коммерческим самолетом, когда-либо построенным в США.
Широкофюзеляжный двухпалубный Boeing 747-8 почти на метр превосходит длину предыдущего лидера Airbus A340-600. Длина фюзеляжа составляет 76 метров, высота - более 19 метров. Размах крыльев этого гиганта составляет почти 68,5 метра.
Лайнер был анонсирован в 2005 году, а первый полет состоялся через пять лет. Ключевыми отличиями его от прежних моделей Boeing 747 стали удлиненный фюзеляж, новое крыло, двигатели и бортовые системы. Существенные доработки привели к тому, что он стал самым тихим и экономичным лайнером семейства. Визитная карточка Боинга, горб в передней части корпуса, осталась, здесь располагается верхняя палуба.
На борту лайнера умещаются до 581 пассажира. Лайнер способен преодолевать до 14,1 тысячи километров со скоростью 917 км/ч. Максимальная скорость Boeing 747-8 достигает 950 км/ч, что делает его лидером среди пассажирских дозвуковых лайнеров.
Boeing 747-8 выпускается в трех вариантах: грузовой, пассажирский и президентский. Сегодня самыми длинными в мире самолетами пользуются , Air China, Korean Air, Cathay Pacific Airways, UPS Airlines и другими. Именно он удерживает первенство по заказам VIP-версий самолета, предназначенных для полетов первых лиц государства, государственных деятелей и политиков.
Рекордсмен по пассажирской вместимости
На протяжении 37 лет лидерство по трем параметрам: размеру, весу и вместительности, - удерживал пассажирский Boeing 747. Все изменилось в 2005 году, когда в небо взлетел Airbus A380. С тех пор именно он удерживает лидерство по пассажирской вместимости.
На борту лайнера могут одновременно находиться до 853 пассажиров, в то время как Boeing 747 вмещает до 600 человек.
На разработку лайнера ушло около десяти лет и 12 миллиардов евро. Как заявляли в «Airbus S.A.S», чтобы окупить проект, нужно продать 420 самолетов. На конец 2017 года было заказано 317 самолетов, более 220 из них - уже эксплуатируются авиакомпаниями.
Первый коммерческий рейс А380 совершил в 2007 году из Сингапура в Сидней под флагом Singapore Airlines. В честь этого события пассажиров угощали шампанским и вручали памятные сертификаты.
Габариты рекордсмена не менее внушительны: высота 24 метра, длина почти 73 метра, размах крыла почти 80 метров. Он весит 280 тонн, и может поднять еще столько же. Самым сложным вопросом, по словам разработчиков, был, как сделать такого гиганта как можно легче. Для решения задачи при строительстве применялись легкие композиционные материалы.
Несмотря на свои размеры, A380 является самым экономичным среди гигантов, расход топлива на 20% ниже Boeing 747. Он может преодолеть без посадки до 15,4 тысячи километров со скоростью 1020 км/ч.
Тяжеловесы в мире авиации
Перейдем к самым большим и тяжеловесным грузовым самолетом. Линейка лидеров здесь не менялась с 80-х годов прошлого века, когда на «пьедестал» вошел Ан-225. Среди серийных версий грузовых моделей первенство держит его прототип - Ан-124. Хотя американские авиаконструкторы последними разработками уже нагоняют лидеров.
Рекордсмен по грузоперевозкам
Самым грузоподъемным самолетом в мире официально признан Ан-225, получивший название «Мрия» («Мечта»). Вершина мысли советских конструкторов поставила порядка 250 мировых рекордов, многие из которых не превзойдены и по сей день.
Ан-225 был разработан и построен в Конструкторском бюро имени Антонова. Самолёт предназначался для решения специфичных задач при реализации советской космической программы «Буран». В частности, он должен был перевозить тяжелые компоненты космического корабля и ракеты-носителя, а также использоваться в качестве первой ступени системы старта космического корабля.
За основу конструкторы взяли Ан-124, это придало ему качества универсального грузового самолёта. А принципиальные улучшения позволили достичь рекордных показателей грузоподъемности: «Мрия» может транспортировать до 250 тонн на расстояние до четырех тысяч километров.
Свой первый полет Ан-225 совершил в 1988 году, а через год демонстрация его возможностей произвела фурор на Парижской авиавыставке.
Ан-225 поражает размерами. Его длина составляет 84 метра, высота более 18 метров (высота пятиэтажного дома), размах крыльев превышает 88 метров. Вес пустого самолета - 250 тонн.
«Мрия» способен перевозить сверхтяжелые грузы как в герметичной кабине, так и снаружи на фюзеляже. Длина грузовой кабиной составляет 43 метра, ширина - 6,4 метра, высота - 4,4 метра. На такой площади свободно разместятся 50 легковых автомобилей. Вторая палуба вмещает 6 членов экипажа и 88 пассажиров.
На сегодняшний день «Мрия» существует в единственном экземпляре. Самолет используется для перевозки грузов и при проведении спасательных операций. Второй самолет планировался к выпуску, но так и остался в полусобранном состоянии. Из-за отсутствия заказчика достройка и модернизация второго Ан-225 по-прежнему под вопросом.
Крупнейший серийный тяжеловес
Из тяжеловесов, выпускаемых серийно, самым грузоподъемным в мире считается еще одна разработка КБ им. Антонова Ан-124, или «Руслан». До появления Airbus A380 по свом размерам он уступал лишь Boeing 747.
"Руслан" изначально создавался для военных целей. С его помощью планировали перевозить комплексы пуска баллистических ракет, тяжелую боевую технику и военных. Первое испытание «Руслана» состоялось в 1982 году. Три года он использовался исключительно в интересах армии. Тяжеловес был способен перевезти до 120 тонн груза, до 440 парашютистов или 880 солдат со снаряжением.
С 1985 года «Руслан» перешел на обслуживание гражданских перевозок, совершив первую «доставку» из Владивостока в Якутию 152-тонного карьерного самосвала. Из необычных «заказов» стоит отметить доставку из Лондона в Москву 140 тонн аппаратуры легендарной Pink Floyd, перевозку более 50 тонн золота из ОАЭ в Швейцарию. Майкл Джексон также воспользовался возможностями «Русланов», перевезя на трех самолетах 310 тонн своих грузов.
По размерам Ан-124 несколько короче «Мрии» (69 метров), но выше (21 метр). Размах крыла превышает 73 метра. Масса пустого самолета 178 тонн.
На верхней палубе располагаются кабины экипажа (на 8 человек) и две пассажирские кабины (7+21 человек). Нижняя палуба - герметичная грузовая кабина по длине короче Ан-225 и составляет 36,5 метра.
Производство «Русланов» остановили в 2004 году. Всего было выпущено 55 самолетов этой модели. После часть из них модернизировали: обновили фюзеляж и крыло, заменили некоторые системы и блоки, нарастили грузоподъемность.
«Русланы» могут перевезти груз до 120 тонн на расстояние 4,8 тысячи километров. Если груз втрое легче, дальность полета составит до 12 тысяч километров. Максимальная скорость, которую может развивать лайнер - 865 км/ч.
Западный аналог Ан-124
Ближайшим конкурентом российского серийного тяжеловеса считается американский военно-транспортный самолёт Lockheed C-5 Galaxy. Это третий по грузоподъемности гигант авиаперевозок в мире после «Мрии» и «Руслана».
Первый полет Lockheed C-5 Galaxy произвел в 1968 году. Довольно скоро он стал основным средством для транспортировки военных сил и техники в места военных действий. Всего было выпущено несколько модификаций самолета. Последняя - C-5M Super Galaxy - способна перевезти почти 130 тонн груза (для сравнения столько весят в сумме 150 автомобилей Фольксваген Жук).
Высота корпуса тут составляет почти 20 метров, длина - 75,5 метра, а размах крыла - 67,9 метра.
Размеры самолета не менее внушительны, чем его способности. Длина самолета составляет 75,5 метра, высота - почти 20 метров, размах крыла - чуть менее 68 метров. В грузовой кабине длиной 37 метров и диаметром в 5,8 метра могут поместиться 270 солдат и еще 118 тонн полезного груза. На верхней палубе - кабина для экипажа на пять человек и места для пассажиров. Дальность полета с максимальной нагрузкой составляет 5,5 тысячи километров со скоростью до 888 км/ч.
Перспективный гигант
Авиаконструкторы не устают соревноваться в выпуске гигантов. Так, в 2011 году был заявлен, а спустя шесть лет - представлен самый большой двухфюзеляжный транспортный самолет Stratolaunch Model 351, разработанный компанией Scaled Composites. Новый «титан» размахом крыльев, составляющих 117 метров, превосходит и «Мрию», и даже знаменитого «Геркулеса».
Длина самолета более 72 метров при высоте 15 метров. По проекту он сможет поднять до 250 тонн груза на внешней подвеске. Предназначение Stratolaunch Model 351 - стать платформой для воздушного запуска ракет.
Сейчас самолет проходит необходимые тестирования. На 2019 год запланирован ввод его в эксплуатацию.
Двухпалубный гигант авиационной индустрии является одним из уникальных самолетов. Он был разработан еще в середине восьмидесятых годов, и уже тогда пользовался популярностью. Сегодня попасть на борт этого лайнера могут пассажиры авиакомпании "Россия". Давайте ознакомимся с параметрами самолета, определим вместимость "Боинга 747" и лучшие места в салоне.
Параметры
Эта модель была введена в эксплуатацию в 1985 году. Конструкторы при разработке данного лайнера взяли за основу проект "Боинг 747 300", повторив его уникальную модификацию. Новое воздушное судно получило признание из-за более экономичного потребления топлива и улучшенной шумоизоляции. К тому же, до 2005 года вместимость "Боинга 747" была самой большой среди всех существовавших на тот момент самолетов в мире. В салоне этого гиганта могут разместить 524 человека.
К сожалению, для компании "Боинг", в 2005 году компания "Аэробус" выпустила свой новый лайнер A380, который на сегодняшний день является лидером по численности мест в салоне.
Рассматриваемый нами "Боинг 747 400", вместимость которого сегодня на втором месте после "Аэробуса А380", имеет следующие технические характеристики:
- Длина: 70,6 метра.
- Размах крыльев: 64,4 м.
- Крейсерская скорость: 885 км/ч.
- Максимальная дальность: 14205 км.
Уникальной особенностью лайнера являются двигатели (4 штуки), издающие минимум шума. Всего компания "Боинг" до 2009 года выпустила 1358 таких самолетов, которые успешно эксплуатируются разными авиакомпаниями мира. Несмотря на то что судно уже не выпускается 8 лет, даже сегодня оно является одним из самых популярных среди "Боингов".
Российские авиакомпании-обладатели "Боинга 747 400"
Вместимость самолета делает его популярным в том числе и в России. До 2015 года наличием этого лайнера в парке могла похвастаться только компания "Трансаэро". Однако, как известно, 13 сентября 2017 года Арбитражным судом Санкт-Петербурга компания была признана банкротом. Следовательно, была введена в действие процедура конкурсного производства. Все 7 самолетов достались авиакомпании "Россия". Именно она на данный момент является единственным обладателем самолетов такого класса.
Авиакомпания предлагает своим пассажирам 4 модификации самолетов:
- 4 лайнера с 522 пассажирскими сиденьями.
- 2 самолета с креслами в количестве 477 штук.
- Одна модель на 461 место.
И хотя выше было сказано, что максимальная вместимость "Боинга 747" составляет 524 человека, в указанных модификациях мест меньше. Это логично, так как общее число доступных посадочных мест определяется классом и числом мест повышенного комфорта. Подобные кресла требуют больше пространства по сравнению со стандартным вариантом. Собственно, теперь можно перейти к рассмотрению планировки данных бортов.
Планировка
Многие пассажиры перед полетом пытаются подыскать на самолете "Боинг 747" лучшие места, чтобы их перелет прошел максимально комфортно. Это отнюдь не бесполезное занятие, ведь в салоне действительно есть более удобные и удачные места.
В нижнем ярусе судна предусмотрено 470 посадочных мест - все они относятся к классу туристический. Если говорить проще, то это места эконом-класса, цена на них обычно невысокая.
В стандартном салоне возможно несколько вариаций комплектации кресел, однако основная схема здесь 3:4:3. В задней части салона может использоваться схема 2:4:2, а в носу самолета - 2:3:2. Отметим, что самые неудобные места находится именно в хвосте из-за расположения рядом туалета. Они никогда не пользуются спросом, поскольку возле них постоянно проходят люди, да и находящиеся рядом очереди могут раздражать.
Достаточно удобными считаются места, которые находятся в среднем блоке по оси самолета. В этом секторе многие пассажиры комфортно работают, не отвлекаясь на других людей. Даже спать там можно, однако стоит учесть, что возле этих мест нет иллюминаторов, поэтому насладиться красивым видом из окна навряд ли получится. Но это не играет большой роли, если рейс ночной.
На нижней палубе находятся 3 блока санузлов: в хвосте, между 43 и 44 линиями, а также у 20-22 рядов. Между секторами 31-35 и 54-59 находятся пищевые блоки и гардеробные, поэтому кресла с подобными пристройками - это явно не самый удачный выбор. Ах да, у 31 линии находится спуск с верхнего яруса, по которому могут время от времени ходить люди.
На самой верхней палубе три первые ряда предназначены для пассажиров, купивших билеты бизнес-класса, а в линиях 5-9 находятся места категории повышенный эконом. В носовой части самолета на верхней палубе находится платформа, на которой располагается лестница в общий салон, и два блока уборных. Именно так выглядит планировка этого лайнера. На схеме, которая приведена выше, можно разглядеть расположение всех кресел и подобрать себе наиболее оптимальный вариант расположения.
Особенности выбора
Учитывая огромную вместимость "Боинга 747", выбор места для пассажира становится сложным. Перед покупкой билета желательно прикинуть, насколько будущее место может оказаться комфортным или, напротив, неудобным. Помните, что у авиакомпании "Россия" есть 7 бортов этого типа, которые могут отличаться разной планировкой (доступно три планировки), поэтому на этапе регистрации желательно уточнять подобный вопрос и при необходимости просить работника предоставить место у окна, к примеру, или подальше от санузла. Обычно работники аэропорта на стойках регистрации идут навстречу пассажирам и предоставляют места, которые просят пассажиры. Конечно, места можно выбирать в рамках класса билета. Для более точного представления деталей интерьера необходимо рассмотреть расстановку кресел.
Верхний ярус
Учитывая огромную вместимость "Боинга 747 400", в салоне удается расположить места классов комфорт и эконом. Лучшие из них всегда находятся на верхней палубе. Первые линии отведены для пассажиров с билетами бизнес-класса, а немного далее (5-9 ряды) следуют менее комфортные сидения для клиентов, предпочитающих экономичный перелет. Однако в любом случае места на верхней палубе стоят дороже, чем на нижней. Отметим, что кресла в бизнес-классе спарены, каждое из них изготовлено с учетом эргономических критериев, поэтому здесь можно по-настоящему комфортно отдохнуть. Такие кресла довольно широкие, здесь откидываются спинки, есть дисплеи, а расстояние между секторами достаточно большое. За все эти блага пассажиры готовы доплачивать, причем, немало.
Сидения в самом первом ряду выделяются особенно, ведь пространства перед данными креслами очень много. Недостатком является расположение в непосредственной близости санузла, все пассажиры будут проходить к нему через эти места.
С пятой по девятую линии находятся удобные места эконом-класса. Самыми удобными являются кресла именно на пятой линии, так как там много места для ног из-за большого расстояния до ширмы, которая отделяет бизнес-класс. В этом секторе есть дисплеи в креслах, на спинках доступна функция опрокидывания, а свободное пространство между сидениями составляет 75 см.
В 6-9 рядах находятся стандартные места, однако пассажирам, планирующим перелет, строго не рекомендуется выбирать места в девятом ряду. За спинкой этих мест находится лестница и санузел, что в процессе перелета может причинять неудобства.
Нижний ярус
Основной салон нижнего отсека начинается с 10 ряда. Места с 10 по 11 линию располагаются попарно, поэтому авиакомпания относит их к классу повышенного комфорта. Чаще всего билеты на эти кресла покупают семьи с малышами. На 12 линии места располагаются по принципу 2:3, и за сиденья 12 с обозначениями «L», «K», «H» требуют повышенную оплату.
В рядах 14-16 места располагаются по классической схеме 3:3, а в линиях 17-19 - по схеме 2:3:2. Выбирая места в этих рядах, стоит отметить, что возможна доплата за места 14 «A», «B», «C» и 17 «E», «F». Конечно, это удобные комфортные кресла, однако за рядом 19 находятся эвакуационные люки. Следовательно, спинки кресел на этом ряде не оснащаются функцией регулировки вообще, что стоит учитывать при резервировании данных посадочных мест.
По этой же причине нежелательно покупать билеты на места в рядах 29, 43, 54, так как разложить кресло не получится из-за близости технических блоков, люков и санузлов. Впечатления от перелета может резко испортиться при выборе подобных мест в салоне.
Около мест в 20-22 рядах («D», «E», «G», «А», «В» и «С») находятся уборные, что не принесет удовольствия от перелета туристам. А вот сиденья «D», «E», «G», «H» и «K» в 29 секторе находятся возле аварийного выхода - за них приходится доплачивать дополнительно, однако вокруг них много пространства, что позволит удобно расположиться. Да и быть ближе к аварийному выходу во время экстренной ситуации - это как дополнительный бонус. Также сиденья «D», «E», «G» и «F», находящиеся на 23 линии, будут удачным выбором.
С 31 ряда начинается следующий блок. Здесь блокировка спинок и близкое расположение санузла можно назвать неудобством. Также рядом есть лестница, люки, однако весь негатив может компенсировать большое пространство рядом. Но единственное место в этом ряду имеет искривленное сиденье (весьма неудобное) из-за нахождения возле аварийного выхода. Оно неудобное, хотя места вокруг много.
Лучший выбор - это кресла «D», «E», «G» и «F». Они достаточно удобны, но перед ними есть лестница, по которой постоянно будут спускаться/подниматься люди. А места на 32-34 рядах находятся вблизи санузла, поэтому люди на тех креслах постоянно жалуются на шум. Поспать там навряд ли получится.
Также нежелательно выбирать места на линиях 43, 54, 70 и 71. Из-за расположения запасного выхода спинки на этих креслах не могут регулироваться, что доставляет дискомфорт при перелете. Ряды 44 и 55 также находятся возле туалета, однако подобный недостаток компенсируется большим пространством для ног. Если выбирать места в самом конце салона, то стоит учитывать, что там находится уборная и служебные комнаты. Естественно, спинки там также не будут откидываться.
Несмотря на то, что вместимость салона "Боинга 747" огромная, конструкторам не удалось создать всем одинаковые условия для перелета. Даже места за одну и ту же цену могут сильно отличаться по уровню комфорта и удобству во время перелета.
При покупке билета на официальном сайте авиакомпании можно найти нужную форму для ознакомления с планировкой данного борта. При желании можно позвонить менеджеру авиакомпании, который не откажет в помощи выбора подходящего места. Желательно уведомить сотрудника о личных предпочтениях и желании сидеть, к примеру, возле окна.
Не стоит покупать билет на место, которое находится возле служебного помещения. Обычно возле таких помещений образуются очереди и постоянно движутся люди, что создает лишний шум. Необходимо резервировать места, где можно откинуть спинку и вытянуть ноги - при длительном перелете это очень важно.
Очень плохой вариант - бронировать место рядом с перегородкой. А если перелет запланирован на утро или в хорошую погоду, то желательно резервировать кресло возле иллюминатора, чтобы в процессе перелета наслаждаться пейзажами за окном.
Учитывая, насколько большая вместимость самолета "Боинг 747", схему расположения кресел на лайнере необходимо изучить более детально. Там можно определить лучше зоны и места, нахождение технических блоков, уборных. Старайтесь подбирать место подальше от этих помещений. Помните, что это может определить общие впечатления от перелета. К тому же, хорошие условия особо важны для людей, которые опасаются летать. Ведь комфорт снижает стресс пассажира и нервное напряжение. Человек после перелета может выйти из самолета полным сил, а может быть сильно истощен постоянным шумом.
И действительно, вместимость пассажиров "Боинга 747" позволяет ставить данный самолет на самые загруженные рейсы. Перевозчик всеми средствами добивается того, чтобы его борта были максимально заполненными людьми, поэтому не стоит рассчитывать на то, что самолет будет полупустой и вы сможете занять любое место. С огромными лайнерами такого уровня это случается крайне редко.
Как купить билет дешевле?
Когда остаются считанные дни до рейса, а многие билеты не раскуплены, авиакомпания предлагает большие скидки даже на места бизнес-класса. Поэтому следите за количеством доступных билетов, и если их остается много, то можно повременить с приобретением. Есть вероятность того, что вскоре появятся скидки.
Занятие не своего места
Если вдруг окажется, что вы выбрали неудачное место, на котором вам некомфортно, а рядом есть более удобное кресло, то можно в него смело пересесть. Навряд ли стюардессы попросят вас пройти к своему месту. Но даже в этом случае можно попросить разрешения сменить место, пожаловавшись на дискомфорт.
Конечно, занять свободное место можно только в пределах своего класса, хотя по отзывам некоторых пассажиров ясно, что иногда удается даже занять кресло в классе повыше в случае отсутствия там людей.
Другие самолеты с подобной вместимостью пассажиров
"Боинг 747 400" имеет конкурентов, которые также могут похвастаться огромной вместимостью. Самым первым в мире является Airbus A380 - двухпалубный самолет, который способен перевозить сразу 525 пассажиров в салонах трех классов. Есть конфигурация данного лайнера, вмещающая только эконом-места. В этой конфигурации предусмотрено 853 места. Дальность полета составляет 15400 км.
Менее интересным является лайнер "Боинг 747 800" вместимостью 581 пассажир при наличии двух классов в салоне. Также существует модификация с салоном, поделенным на два-три класса, при которой возможно размещение 467 пассажиров.
Впрочем, таких самолетов нет в авиакомпании "Россия". "Боинг 747 400" с вместимостью пассажиров до 552 человек является единственной модификацией, лидирующей по данному параметру среди других моделей.
В заключение
Любого человека вместимость "Боинга 747 " заставляет удивляться. Несмотря на то что самолет был создан давно, даже сегодня он является одним из самых крупных и совершенных лайнеров в мире. Путешествовать на нем - одно удовольствие даже при посадке в эконом-классе. К сожалению, далеко не все авиакомпании могут приобретать подобные лайнеры. Некоторым лоукостерам они просто не нужны из-за отсутствия столь огромного пассажиропотока. Максимальная вместимость "Боинга 747 400" "России" позволяет ставить данные самолеты только на самые загруженные направления, что дает возможность загрузить лайнеры по максимуму. Естественно, чем больше людей купит билет на рейс, тем больше компания сможет заработать денег.