Все живые организмы состоят из клеток. Все клетки эукариот имеют сходный набор органоидов, сходно регулируют метаболизм, запасают и расходуют энергию, сходно с прокариотами используют генетический код для синтеза белка. У эукариот и прокариот принципиально сходно функционирует и клеточная мембрана. Общие признаки клеток свидетельствуют о единстве их происхождения.
1. Строение клетки грибов и растений. Признаки сходства в строении этих клеток: наличие ядра, цитоплазмы, клеточной мембраны, митохондрий, рибосом, комплекса Гольджи и др. Признаки сходства - доказательство родства растений и грибов. Отличия: только растительные клетки имеют твердую оболочку из клетчатки, пластиды, вакуоли с клеточным соком.
2. Функции клеточных структур. Функции оболочки и клеточной мембраны: защита клетки, поступление в нее одних веществ из окружающей среды и выделение других. Выполнение оболочкой функции скелета (постоянная форма клетки). Расположение цитоплазмы между клеточной мембраной и ядром, а в цитоплазме всех органоидов клетки. Функции цитоплазмы: связь между ядром и органоидами клетки, осуществление всех процессов клеточного обмена веществ (кроме синтеза нуклеиновых кислот), расположение в ядре хромосом, в которых хранится наследственная информация о признаках организма, передача хромосом от родителей потомству в результате деления клеток. Роль ядра в управлении синтезом белка клетки и всеми физиологическими процессами. Окисление в митохондриях органических веществ кислородом с освобождением энергии. Синтез в рибосомах молекул белка. Наличие хлоропластов (пластид) в растительных клетках, образование в них органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии (фотосинтез).
В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматичеекая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения Растительная клетка отличается от животной следующими признаками: прочной клеточной стенкой значительной толщины; особыми органоидами - пластидами, в которых происходит первичный синтез органических веществ из минеральных за счет энергии света; развитой сетью вакуолей, в значительной мере обусловливающих осмотические свойства клеток.
Растительная клетка, как и клетка грибов, окружена цитоплазматической мембраной, но кроме нее ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом.
Преобладание синтетических процессов над процессами освобождения энергии - одна из наиболее характерных особенностей обмена веществ растительных организмов. Первичный синтез углеводов из неорганических веществ осуществляется в пластидах. Различают три вида пластид: 1) лейкопласты - бесцветные пластиды, в которых происходит синтез крахмала из моносахаридов и дисахаридов (есть лейкопласты, запасающие белки и жиры); 2) хлоропласты, включающие пигмент хлорофилл, где осуществляется фотосинтез; 3) хромопласты, содержащие различные пигменты, обусловливающие яркую окраску цветков и плодов.
Пластиды могут переходить друг в друга. Они содержат ДНК и РНК и размножаются делением надвое. Вакуоли развиваются из цистерн эндоплазматической сети, содержат в растворенном виде белки, углеводы, низкомолекулярные продукты синтеза, витамины, различные соли и окружены мембраной. Осмотическое давление, создаваемое растворенными в вакуолярном соке веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создается тургор - напряжение клеточной стенки. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений к статическим и динамическим нагрузкам.
Клетки грибов имеют клеточную стенку, построенную из хитина. Запасным питательным веществом чаще всего является полисахарид гликоген (как у животных). Хлорофилла грибы не содержат.
Грибы в отличие от растений, нуждаются в готовых органических соединениях (как животные), то есть по способу питания они являются гетеротрофами; для них характерен осмотрофный тип питания. Для грибов возможны три типа гетеротрофного питания:
2. Грибы – сапрофиты питаются органическими веществами мертвых организмов.
3. Грибы – симбионты получают органические вещества от высших растений, отдавая им взамен водный раствор минеральных солей, то есть выполняя роль корневых волосков.
Грибы (как и растения) растут в течении всей жизни.
Одним из основных экологических понятий является среда обитания. Под средой обитания понимают комплекс окружающих условий, влияющих на организм. В понятие среды обитания входят элементы, прямо или косвенно влияющие на организм, - они называются экологическими факторами. Выделяют три группы экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные. Эти факторы воздействуют на организм в различных направлениях: приводят к возникновению адаптационных изменений, ограничивают распространение организмов в среде, свидетельствуют об изменениях других экологических факторов.
К абиотическим факторам относятся факторы неживой природы: свет, температура, влажность, химический состав воды и почвы, атмосферы и т.д.
. Солнечный свет - главный источник энергии для живых организмов. Биологическое действие солнечного света зависит от его характеристик: спектрального состава, интенсивности, суточной и сезонной периодичности.
Ультрафиолетовая часть спектра обладает высокой фотохимической активностью: в организме животных участвует в синтезе витамина Д, эти лучи воспринимают органы зрения насекомых.
Видимая часть спектра обеспечивает (красные и синие лучи) процесс фотосинтеза, яркую окраску цветков (привлечение опылителей). У животных видимый свет участвует, в пространственной ориентации.
Инфракрасные лучи - источник тепловой энергии. Тепло важно для обеспечения терморегуляции холоднокровных животных (беспозвоночных и низших позвоночных). У растений инфракрасное излучение влияет на усиление транспирации, что способствует поглощению углекислого газа и движению воды по телу растения.
Растения и животные реагируют на соотношение между продолжительностью периода освещенности и темноты в течение суток или времени года. Это явление называется фотопериодизмом.
Фотопериодизм регулирует суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов, а также представляет собой климатический фактор, который определяет жизненные циклы многих видов.
У растений фотопериодизм проявляется в синхронизации периода цветения и созревания плодов с периодом наиболее активного фотосинтеза; у животных - в совпадении периода размножения с обилием пищи, в миграциях птиц, сменой шерстного покрова у млекопитающих, впадением в спячку, изменениях в поведении и т.д.
Температура непосредственно влияет на скорость биохимических реакций в телах живых организмов, которые протекают в определенных пределах. Температурные границы, в которых обычно обитают организмы, - от 0 до 50°С. Но некоторые бактерии и водоросли могут обитать в горячих источниках при температуре 85-87°С. Высокие температуры (до 80°С) переносят некоторые одноклеточные почвенные водоросли, накипные лишайники, семена растений. Есть животные и растения, способные переносить воздействие очень низких температур - до полного промерзания.
Большинство животных относятся к холоднокровным (пойкилотермным) организмам - температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Это все типы беспозвоночных животных и значительная часть позвоночных (рыбы, амфибии, пресмыкающиеся).
Птицы и млекопитающие - теплокровные (гомойотермные) животные. Температура их тела относительно постоянна и в значительной степени зависит от обмена веществ самого организма. Также у этих животных вырабатываются приспособления, позволяющие сохранять тепло тела (волосяной покров, плотное оперение, толстый слой подкожной жировой ткани и т.д.).
На большей части территории Земли температура имеет четко выраженные суточные и сезонные колебания, что обусловливает определенные биологические ритмы организмов. Температурный фактор оказывает влияние и на вертикальную зональность фауны и флоры.
Вода - основной компонент цитоплазмы клеток, является одним из важнейших факторов, влияющих на распространение наземных живых организмов. Недостаток воды приводит к возникновению ряда адаптации у растений и животных.
Засухоустойчивые растения имеют глубокую корневую систему, более мелкие клетки, повышенную концентрацию клеточного сока. Снижается испарение воды в результате редукции листьев, образования толстой кутикулы или воскового налета и т.д. Многие растения могут поглощать влагу из воздуха (лишайники, эпифиты, кактусы). Ряд растений имеет очень короткий вегетационный период (пока в почве есть влага) - тюльпаны, ковыль и др. В засушливое время они пребывают в состоянии покоя в виде подземных побегов - луковиц или корневищ.
У наземных членистоногих образуются плотные покровы, препятствующие испарению, видоизменяется обмен - выделяются нерастворимые продукты (мочевая кислота, гуанин). Многие обитатели пустынь и степей (черепахи, змеи) впадают в спячку в период засухи. Ряд животных (насекомые, верблюды) для жизнедеятельности используют метаболическую воду, которая вырабатывается при расщеплении жира. Многие виды животных восполняют недостаток воды за счет ее поглощения при питье или с пищей (амфибии, птицы, млекопитающие).
Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.
В организме человека непрерывно протекают водный, солевой, белковый, жировой и углеводный обмены. Энергетические запасы непрерывно уменьшаются в процессе жизнедеятельности организма и пополняются за счет пищи. Соотношение количества энергии, поступающей с пищей, и энергией, расходуемой организмом, называется энергетическим балансом. Количество потребляемой пищи должно соответствовать энергетическим затратам человека. Для составления норм питания необходимо учитывать запас энергии в питательных веществах, их энергетическую ценность. Организм человека не способен синтезировать витамины и должен ежедневно получать их с пищей.
Немецкий ученый Макс Рубнер установил важную закономерность. Белки, углеводы и жиры в энергетическом отношении взаимозаменяемы. Так, 1 г углеводов или 1 г белков при окислении дают 17,17 кДж, 1 г жира - 38,97 кДж. Значит, для того чтобы правильно составить рацион, надо знать, сколько килоджоулей было потрачено и сколько пищи необходимо съесть, чтобы компенсировать израсходованную энергию, т. е. надо знать энерготраты человека и энергоемкость (калорийность) пищи. Последняя величина показывает, сколько энергии может выделиться при ее окислении.
Исследования показали, что при подборе оптимального пищевого рациона важно учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи. Растительный белок, например, не содержит некоторых аминокислот, которые необходимы человеку, или содержит их в недостаточном количестве. Поэтому, чтобы получить все необходимое, надо употреблять значительно больше пищи, чем это требуется. В животной пище белки по аминокислотному составу соответствуют потребностям человеческого организма, но животные жиры бедны незаменимыми жирными кислотами. Они имеются в растительном масле. Значит, необходимо следить за правильным соотношением белков, жиров и углеводов в суточном рационе и учитывать их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.
Разные пищевые продукты содержат различное количество витаминов, неорганических и балластных веществ. Так, яблоки, мясо, печень, гранаты содержат много солей железа, творог - кальция, картофель богат солями калия и т. д. Но некоторые вещества могут содержаться в продуктах в большом количестве и при этом не всасываться в кишечнике. Например, в моркови немало каротина (из которого в нашем организме образуется витамин А), но, поскольку растворяется он только в жирах, всасывается каротин лишь из продуктов, содержащих жиры (например, тертая морковь со сметаной или маслом).
Пища должна восполнять затраты энергии. Это непременное условие сохранения здоровья и работоспособности человека. Для людей различных профессий определены нормы питания. При их составлении учитывают суточный расход энергии и энергетическую ценность питательных веп(еств (табл. 2).
Если человек занят тяжелым физическим трудом, в его пище должно быть много углеводов. При расчете суточного рациона учитывают также возраст людей и климатические условия.
Питательные вещества, необходимые человеку, хорошо изучены, и можно было бы составить искусственные рационы, содержащие только вещества, необходимые для организма. Но это скорее всего имело бы печальные последствия, поскольку работа желудочно-кишечного тракта невозможна без балластных веществ. Такие искусственные смеси плохо бы продвигались по пищеварительному тракту и плохо всасывались. Вот почему диетологи рекомендуют употреблять разнообразные продукты, а не ограничиваться какой-то диетой, но обязательно энергозатрат.
Существуют разработанные примерные нормы суточной потребности человека в питательных веществах. Используя эту таблицу, составленную диетологами, можно рассчитать суточный рацион человека любой профессии.
Излишки углеводов в организме человека превращаются в жиры. Избыток жиров откладывается про запас, увеличивая массу тела.
Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения, дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития. На его ранних этапах зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. В возрасте 1,5 -- 3 месяцев у него имеются жаберные щели, а позвоночник оканчивается хвостом. Очень долго сохраняется сходство зародышей человека и обезьяны. Специфические (видовые) человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития.
Сходство человека и животных
Рудименты и атавизмы. Рудименты - органы, утратившие свое значение. Атавизмы - «возврат к предкам». Рудименты и атавизмы служат важным свидетельством родства человека с животными. Рудиментов в теле человека около 90: копчиковая кость (остаток редуцированного хвоста); складка в уголке глаза (остаток мигательной перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки - аппендикс и др. Все эти рудименты бесполезны для человека и являются наследием животных предков. К атавизмам (необычайно сильно развитым рудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко, но рождаются люди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильно развитые клыки и др.
Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы - бесспорные доказательства животного происхождения человека и свидетельство того, что человек, как и животные, - результат длительного исторического развития органического мира.
Отличие человека и животных
Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть и коренные отличия. Только человеку присуще истинное прямо хождение и связанные с этим особенности строения S-образного позвоночника с отчетливыми шейными и поясничными изгибами, низким расширенным тазом, уплощенной в переднезаднем направлении грудной клеткой, пропорциями конечностей (удлинение ног сравнительно с руками), сводчатой стопой с массивным и приведенным большим пальцем, а также особенности мускулатуры и расположения внутренних органов. Кисть человека способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения. Череп человека более высокий и округленный, не имеет сплошных надбровных дуг; мозговая часть черепа в большей степени преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, с маленькими клыками, подбородочный выступ отчетливо выражен. Мозг человека примерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему, в 3-4 раза - по массе. У человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи. Только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие лобной и теменной и височной долей мозга, наличие особого головного мускула в гортани и других анатомических особенностей.
Человек отличается от животных наличием речи, развитым мыишением, способностью к трудовой деятельности. Решающим шагом на пути от обезьян к человеку явилось прямохождение.
Эволюция приматов
Плацентарные млекопитающие возникли в самом конце мезозойской эры. От примитивных насекомоядных млекопитающих в кайнозойской эре обособился отряд приматов. В палеогене в лесах обитали лемуры и долгопяты - хвостатые животные небольших размеров. Около 30 млн. лет назад появились небольшие животные, жившие на деревьях и питавшиеся растениями и насекомыми. Их челюсти и зубы были такими же, как у человекообразных обезьян. От них произошли гиббоны, орангутаны и вымершие впоследствии древесные обезьяны - дриопитеки. Дриопитеки дали три ветви, которые привели к шимпанзе, горилле и человеку.
Происхождение человека от обезьян, ведущих древесный образ жизни, предопределило особенности его строения, которые в свою очередь явились анатомической основой его способности к труду и дальнейшей социальной эволюции. Для животных, обитающих на ветвях деревьев, лазающих и прыгающих с помощью хватательных движений, необходимо соответствующее строение органов: в кисти противопоставлен первый палец остальным, развивается плечевой пояс, позволяющий совершить движения с размахом 180*, грудная клетка становится широкой и утолщенной в спинно-брюшном направлении. Отметим, что у наземных животных грудная клетка уплощена с боков, а конечности могут перемещаться только в переднезаднем направлении и почти не отводятся в сторону. Ключица сохраняется у приматов, рукокрылых (летучие мыши), но не развивается у быстро бегающих наземных животных. " Передвижение на деревьях в самых разных направлениях с меняющейся скоростью, с непрерывно заново возникающим расстоянием, новой ориентировкой и новым прицелом перед прыжком привело к чрезвычайно высокому развитию двигательных отделов мозга. Необходимость точного определения расстояния при прыжках обусловило сближение глазниц в одной плоскости и появление бинокулярного зрения. В то же время жизнь на деревьях способствовала ограничению плодовитости. Уменьшение численности потомства компенсировалось тщательностью ухода за ним, а жизнь в стаде обеспечивала защиту от врагов.
Во второй половине палеогена в связи с начавшимися горообразовательными процессами наступило похолодание. Тропические и субтропические леса отступили на юг, появились обширные открытые пространства. В конце палеогена ледники, сползавшие со Скандинавских гор, проникли далеко на юг. Обезьяны, не отступившие к экватору вместе с тропическими лесами и перешедшие к жизни на земле, должны были приспосабливаться к новым суровым условиям и вести тяжелую борьбу за существование.
Беззащитные против хищников, неспособные быстро бегать - настигать добычу или спасаться от врагов, лишенные густой шерсти, помогающей сохранять тепло, они могли выжить только благодаря стадному образу жизни и использованию освободившихся от неподвижности рук.
9. Этапы эволюции человека:
Дриопитеки и древесные обезьяны, вымершая ветвь приматов, дали начало современным шимпанзе, горилле и человеку. Лазание по деревьям способствовало противопоставление большого пальца руки, развитию плечевого пояса, развитию двигательных отделов головного мозга, бинокулярного зрения.
Австралопитеки - обезьяноподобные животные. Жили стадами примерно 10 млн лет назад, ходили на двух ногах, имели массу мозга 550 г при весе 20-50 кг. Для защиты и добывания пищи австралопитеки пользовались камнями, костями животных, т.е. имели хорошую двигательную координацию.
Их останки обнаружены в Южной Африке.
Человек умелый - более близки к человеку, чем австралопитеки, имели массу мозга около 650 г, умели обрабатывать гальку с целью изготовления орудий. Жили около 2-3 млн лет назад.
Древнейшие люда возникли около 1 млн лет назад. Известно несколько форм: питекантроп, синантроп, гейдельбургский человек и др. У них были мощные надглазничные валики, низкий покатый лоб и отсутствовал подбородочный выступ. Масса мозга достигала 800-1000 г. Они могли, пользоваться огнем.
Древние люди - неандертальцы. К ним относятся люди, появившиеся около 200 тыс. лет назад. Масса мозга достигала 1500 г. Неандертальцы умели добывать огонь и использовать его для приготовления пищи, пользовались каменными и костяными орудиями труда, обладали зачаточной, членораздельной речью. Останки их найдены в Европе, Африке и Азии.
Современные люди - кроманьонцы. Появились около 40 тыс. лет назад. Объем, их черепной коробки - 1600 г. Сплошной надглазничный валик отсутствовал. Развитый подбородочный выступ указывает на развитие членораздельной речи.
Антропогенез
Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) -процесс историко-эволюционного формирования человека. Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. Благодаря им у человека появились: изгибы позвоночника, высокий свод стопы, расширенный таз, прочный крестец. К социальным факторам эволюции относятся труд и общественный образ жизни. Развитие трудовой деятельности уменьшило зависимость человека от окружающей природы, расширило его кругозор и привело к ослаблению действия биологических закономерностей. Главным признаком трудовой деятельности человека являются способность изготавливать орудия труда и использовать их для достижения своих целей. Рука человека - не только орган труда, но и ею продукт.
Развитие речи привело к возникновению абстрактного мышления, речи. Если морфологические и физиологические, особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективному труду, мышлению и речи,по наследству не передаются. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого, человека только в обществе, благодаря воспитанию и обучению.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ИТОГАМ 1-ГО ПОЛУГОДИЯ
Класс: девятый
Предмет: биология
Программа: И.Н.Пономарёва (линейный курс)
Часть 1. В приведённых заданиях выберите ОДИН верный вариант ответа
1.У Ани есть электронная книга «Атлас человеческого тела». Какую информацию из приведённой она сможет в ней найти?
1) схему строения скелета человека
2) описание работы сердца человека
3) статистику человеческих заболеваний
4) расшифровку генетического кода человека.
2.У Бори есть печатная книга «Определитель дикорастущих растений». Какую информацию из приведённой он точно найдёт в ней?
1) список исчезающих растений
2) описания и изображения растений
3) способы ухода и размножения растений
4) схемы пищевых цепей и сетей естественных экосистем
3.Доказательством родства всех живых организмов является наличие в их клетках:
1) цитоплазмы
2) клеточного сока
3) лимфы
4) тканевой жидкости
4.Доказательством родства всех живых организмов является наличие в их клетках:
1) аппарата Гольджи
2) генетического аппарата
3) ядра
4) митохондрий
5.Какое из перечисленных культурных растений семейства Злаки имеет соцветие кисть?
1) пшеница
2) рожь
3) ячмень
4) овёс
6.Какой орган НЕ входит в состав побега растения?
1) стебель
2) лист
3) почка
4) корень
7.Цветок ветроопыляемого растения, по сравнению с цветком растения, опыляемого животными, обычно имеет:
1) более крупный размер
2) не яркий околоцветник
3) выраженный аромат
4) нектарники
8.Какой из приведённых признаков НЕ относится к описанию ланцетника?
1) рот окружён щупальцами
2) орган дыхания – жабры
3) осевой скелет – хорда
4) два круга кровообращения
9.К какому классу типа Членистоногие относят скорпиона?
1) Ракообразные
2) Паукообразные
3) Насекомые
4) Крабообразные
10.Какая из особенностей строения черепа человека связана с наличием речи?
1) низкий лоб
2) развитые надглазничные валики
3) плоский нос
4) выступающий вперёд подбородок
11.Мышца крепится к кости с помощью
1) хрящей
2) связок
3) сухожилий
4) суставов
12.Для формирования какого иммунитета детям вводят вакцину против кори?
1) естественного приобретённого
2) естественного врождённого
3) искусственного активного
4) искусственного пассивного
13.Какой тканью образован наружный слой кожи человека, состоящий из живых и мёртвых клеток?
1) соединительной
2) мышечной
3) нервной
4) эпителиальной
14.Что из перечисленного может служить профилактикой плоскостопия?
1) длительное пребывание на ногах
2) ношение узкой обуви
3) регулярное поднятие тяжёлых предметов
4) хождение босиком по неровной поверхности
15.Нормальный пульс человека в возрасте 10-15 лет в покое составляет в среднем
1) 45-60 ударов в минуту
2) 65-75 ударов в минуту
3) 80-95 ударов в минуту
4) 100-120 ударов в минуту
16.ВИЧ-инфекцией НЕЛЬЗЯ заразиться
1) при половом контакте
2) при переливании крови
3) через одежду больного человека
4) от матери к ребёнку
17.Какую роль выполняют в биосфере Земли живущие в почве бактерии гниения?
1) образуют органические вещества из неорганических
2) питаются органическими веществами живых организмов
3) способствуют нейтрализации ядов в почве
4) разлагают мёртвые остатки растений и животных до перегноя
18.Тип взаимоотношений, при котором организмы одного вида живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида, не приводя к его гибели, называют
1) симбиозом
3) нахлебничеством
4) хищничеством
19.Расцвет насекомых в ходе эволюции совпал с расцветом
1) водорослей
2) папоротникообразных
3) покрытосеменных
20.Какая из перечисленных групп растений в ходе эволюции первой перестала зависеть от воды при оплодотворении?
1) Покрытосеменные
2) Папоротникообразные
4) Мхи
Часть 2. Выберите в представленных заданиях 3 верных ответа и запишите их в правильной последовательности.
21.Какие из приведённых тканей относят к соединительным?
1) кровь
2) камбий
3) костная
4) железистая
5) кожица
6) лимфа
22.Для каких из перечисленных организмов характерен гетеротрофный тип питания?
1) хламидомонада
2) мухомор
3) кукушкин лён
4) кукушка
5) дождевой червь
6) лук репчатый
23.Чем млекопитающие ОТЛИЧАЮТСЯ от пресмыкающихся?
1) покрыты волосяным покровом
2) обладают лёгочным дыханием
3) имеют внутренний костный скелет
4) сохраняют постоянную температуру тела
5) занимают наземно-воздушную и водную среду обитания
6) у большинства есть матка
24.Малина обыкновенная выращивается в садах как ягодный кустарник с вкусными и целебными плодами. Выберите 3 утверждения, относящиеся к приведённому описанию.
1) В течение жизни малина цветёт.
2) Для образования плодов растению необходимо опыление.
3) Малина может встречаться в лесах.
4) Опыление малины перекрёстное насекомыми.
5) Плоды малины можно использовать в медицинских целях.
6) У листьев малины сетчатое жилкование.
25.Песчанки – это млекопитающие отряда Грызуны, размером с домовую мышь, питающиеся растительной пищей и обитающие в норах колониями. Выберите 3 утверждения, относящиеся к приведённому описанию.
1) В спячку не впадает.
2) В природе обитает в пустынях и полупустынях.
3) Выкармливает детёнышей молоком.
4) Имеет хорошо развитые вибриссы – чувствительные волоски на мордочке.
5) Имеет одну пару увеличенных резцов на каждой челюсти.
6) Является объектом добычи мелких хищников.
КЛЮЧ К ЧАСТИ 1
КЛЮЧ К ЧАСТИ 2
Ответ - 136 |
Ответ - 245 |
Ответ - 146 |
Ответ - 125 |
Ответ - 345 |
При составлении данной работы был использован материала сборника ОГЭ. Биоогия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. В.С.Рохлова. - М.: Издательство "Национальное образование", 2018 (ОГЭ. ФИПИ - школе)
Подтверждение факта родства может понадобиться во многих ситуациях: установление отцовства, захоронение в фамильной гробнице, получение наследства и многое другое. Обычно человек знает свою семью с детства, и необходимости подтверждать родство не возникает. С чего начать, если приходится устанавливать родство? Разберем алгоритм доказательства родственной связи.
Для того, чтобы вступить в наследство, как по закону, так и по завещанию, нужно доказать свое родство с умершим наследодателем. Наследник обязан предъявить юристу документы, подтверждающие родство, по месту открытия наследства. Однако если имеющихся бумаг для доказательства родственной связи будет недостаточно, в случае наследования по завещанию юрист выдаст бумагу на наследство без указания степени родства. Право на получение наследуемого имущества сохранится.
Но что делать, если умерший не успел составить завещания?
Шаг 1.
Для того, чтобы доказать факт родства, нужно восстановить документы, его подтверждающие. Первым делом юристы советуют составить генеалогическое древо вашей семьи: это позволит проследить всех ближайших родственников наследодателя и прикинуть, кто из них может располагать важной информацией. Важно указывать годы жизни и места проживания членов семьи. Если кто-то из родни умершего жив, поговорите с ним: во время личной беседы могут всплыть неизвестные факты о наследодателе (например, информация о том, что умерший когда-то менял фамилию).
Шаг 2.
Вы определили, в органах ЗАГС каких районов/городов/областей могли сохраниться требующиеся документы. Разошлите прошения на наличие нужных вам документов.
К тексту обращения нужно приложить свои паспортные данные, а еще лучше прийти лично.
Если информация находится в распоряжении ЗАГС, вам нужно будет приехать за бумагами лично. Может потребоваться повторная выдача некоторых свидетельств: о рождении, заключении брака, смене имени. За восстановление каждого документа нужно заплатить госпошлину.
Бывает, что и в актовой книге органов ЗАГС отсутствуют необходимые наследнику бумаги. В этом случае для доказательства родства придется посылать запросы в архивы, в которых могут храниться старые записи ЗАГСов. Дело в том, что актовые книги хранятся всего несколько лет, после чего передаются в районный архив. Если документы найдутся, вы получите письмо с предложением их забрать по определенному адресу (как правило, бумаги отсылают в районную администрацию).
Если органы ЗАГС не смогли предъявить требуемые документы, они обязаны выдать вам письменный отказ. Бумага нужна для обращения в суд.
Шаг 4.
Если документы для подтверждения родства восстановить не получилось, наследник пишет заявление в суд. К иску прилагаются все доказательства родства с наследодателем (прямые и косвенные), личные данные заявителя, данные юриста, отказ органов ЗАГС. Также необходимо заплатить госпошлину за подачу иска. На основании имеющихся доказательств (выписок из домовых книг, справках о составе семьи, личных писем родственников, открыток и проч.) судья выносит решение по делу о наследстве.
Это нужно знать
Если вы собираетесь проводить процедуру доказательства родства, вам необходимо знать нижеследующие факты.
- Вопрос наследства на территории РФ регламентирует 3 часть ГК России (статьи 1110 —).
- Кроме родственников по крови наследниками могут быть признаны усыновители и усыновленные, а также иждивенцы, находившиеся на иждивении у наследодателя более года на момент его смерти.
- Наследование по закону производится в порядке очередей (всего 7 очередей) и по праву представления.
- Родители, лишенные родительских прав и не восстановившие их на момент открытия дела о наследстве считаются недостойными наследниками.
- Также недостойными наследниками считаются лица, пытавшиеся увеличить свою долю наследуемого имущества (если этот факт будет доказан в ходе судебного следствия).
- День открытия наследства – день смерти наследодателя. Если дату смерти гражданина устанавливал суд, то днем открытия дела о наследстве будет дата, указанная судом.
- Место открытия наследства – место проживания наследодателя на момент смерти. Если таковое неизвестно или гражданин проживал заграницей, местом открытия наследства становится место нахождения наследуемого имущества. Если же имущество находится в разных местах, дело о наследстве открывается там, где находится самый дорогой объект (ценность определяется согласно рыночной стоимости).
- Наследниками могут стать не только живые родственники умершего, но и зачатые при жизни наследодателя дети (и родившиеся после открытия дела о наследовании). Также наследовать имущество могут и юридические лица, указанные в завещании, если на момент открытия наследства они существуют.
- Для доказательства родства предоставляются свидетельства о рождении, о смерти, о расторжении/заключении брака, о смене имени, усыновлении/удочерении.
- Процесс восстановления необходимых для доказательства родства документов занимает от 2 до 4 месяцев.
- Срок вступления в наследство составляет 6 месяцев с момента смерти наследодателя. В некоторых случаях он может быть сокращен до 3 месяцев.
Процесс доказательства родства – дело нелегкое и небыстрое. Знайте свои права и обратитесь за помощью к юристам: они проконсультируют вас, помогут составить бумаги, защитят ваши интересы в суде.
ТЕОРИЯ
Строение и функции органоидов клетки
Название органоида | Особенности строения, функции |
1. Наружная цитоплазматическая мембрана | Отграничивает содержимое цитоплазмы от внешней среды; через поры внутрь клетки с помощью ферментов могут проникать ионы и мелкие молекулы; обеспечивает связь между клетками в тканях; Растительная клетка кроме цитоплазматической имеет толстую, состоящую из целлюлозы, мембраны – клеточную стенку, которой нет у животных клеток |
2. Цитоплазма | Жидкая среда, в которой взвешены органоиды и включения, состоит из жидкой коллоидной системы, в которой присутствуют молекулы различных веществ |
3. Пластиды (лейкопласты, хромопласты, хлоропласты) | Характерны только для растительных клеток , двумембранные органоиды. Зеленые пластиды – хлоропласты, содержащие хлорофилл в особых образованиях – тилакоидах (гранах), в которых осуществляется фотосинтез, способны к самовозобновлению (имеют свою ДНК) |
4. Эндоплазматическая сеть | Расположена вокруг ядра, образована мембранами, разветвленная сеть полостей и каналов: гладкая ЭПС участвует в углеродном и жировом обмене; шероховатая обеспечивает синтез белков с помощью рибосом |
5. Митохондрии | Двумембранное строение, внутренняя мембрана имеет выросты – кристы, на которых много ферментов, обеспечивающих кислородный этап энергетического обмена (имеют собственную ДНК) |
6. Вакуоли | Обязательные органоиды растительной клетки ; содержат в растворенном виде многие органические вещества, минеральные соли; имеются в животных клетках |
7. Рибосомы | Сферические частицы, состоящие из двух субъединиц, располагаются в цитоплазме свободно или прикреплены к мембранам ЭПС; осуществляют синтез белка |
8. Цитоскелет | Система микротрубочек и пучков белковых волокон, тесно связанных с наружной мембраной и ядерной оболочкой |
9. Жгутики и реснички | Органоиды движения, имеют общий план строения. Движение жгутиков и ресничек обусловлено скольжением микротрубочек каждой пары друг относительно друга |
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Какую функцию выполняют углеводы в клетке
1) каталитическую 2) энергетическую 3) хранение наследственной информации
4) участие в биосинтезе белка
- Какую функцию выполняют в клетке молекулы ДНК
1) строительную 2) защитную 3) носителя наследственной информации
4) поглощения энергии солнечного света
- В процессе биосинтеза в клетке происходит
1) окисление органических веществ 2) поступление кислорода и удаление углекислого газа
3) образование более сложных органических в-в 4) расщепление крахмала до глюкозы
- Одно из положений клеточной теории заключается в том, что
1) клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям
2) растительные организмы состоят из клеток
3) животные организмы состоят из клеток
4) все низшие и высшие организмы состоят из клеток
- Между понятием рибосома и синтез белка существует определенная связь. Такая же связь существует между понятием клеточная мембрана и одним из приведенных ниже. Найдите это понятие.
1) транспорт веществ 2) синтез АТФ 3) деление клетки 4) синтез жиров
- Внутреннюю среду клетки называют
1) ядром 2) вакуолью 3) цитоплазмой 4) эндоплазматической сетью
- В ядре клетки расположены
1) лизосомы 2) хромосомы 3) пластиды 4) митохондрии
- Какую роль играет ядро в клетке
1) содержит запас питательных веществ 2) осуществляет связь между органоидами
3) способствует поступлению веществ в клетку 4) обеспечивает сходство материнской клетки с дочерними
- Переваривание пищевых частиц и удаление отмерших клеток происходит в организме с помощью
1) аппарата Гольджи 2) лизосом 3) рибосом 4) эндоплазматической сети
- Какую функцию выполняют в клетке рибосомы
1) синтезируют углеводы 2) осуществляют синтез белков
3) расщепляют белки до аминокислот 4) участвуют в накоплении неорганических веществ
- В митохондриях в отличие от хлоропластов происходит
1) синтез углеводов 2) синтез ферментов 3) окисление минеральных веществ
4) окисление органических веществ
- Митохондрии отсутствуют в клетках
1) мха кукушкин лен 2) городской ласточки 3) рыбы-попугая 4) бактерии стафилококка
- Хлоропласты содержатся в клетках
1) пресноводной гидры 2) мицелия белого гриба 3) древесины стебля ольхи 4) листьев свеклы
- Клетки организмов автотрофов отличаются от клеток гетеротрофов наличием в них
1) пластид 2) оболочки 3) вакуолей 4) хромосом
- Плотную оболочку, цитоплазму, ядерное вещество, рибосомы, плазматическую мембрану имеют клетки
1) водорослей 2) бактерий 3) грибов 4) животных
- Эндоплазматическая сеть в клетке
1) осуществляет транспорт органических веществ
2) ограничивает клетку от окружающей среды или других клеток
3) участвует в образовании энергии
4) сохраняет наследственную информацию о признаках и свойствах клетки
- В клетках грибов не происходит фотосинтез, т.к. в них отсутствует
1) хромосомы 2) рибосомы 3) митохондрии 4) пластиды
- Не имеют клеточного строения, активны только в клетках других организмов
1) бактерии 2) вирусы 3) водоросли 4) простейшие
- В клетках человека и животных в качестве источника энергии используются
1) гормоны и витамины 2) вода и углекислый газ
3) неорганические вещества 4) белки,жиры и углеводы
- Какая из последовательностей понятий отражает организм, как единую систему
1) Молекулы – клетки – ткани – органы - системы органов - организм
2) Системы органов – органы – ткани – молекулы – клетки – организм
3) Орган – ткани – организм – клетка – молекулы – системы органов
4) Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм