Фразы «математический склад ума» и «гуманитарный склад ума» — не глупый набор слов. Эти понятия имеют под собой определенные основания. Ученые заметили, что полушария человеческого мозга развиваются по-разному. Левое несет ответственность за анализирование, техническое мышление, логику. А правое – за эмоциональность, образность мышления, творчество.
Действительно несчастными являются те личности, у которых одно полушарие целиком превалирует над вторым. Если аналитический склад ума доведен до максимума, то такой человек оказывается асоциальным, нечувствительным, полностью погруженным в науку. Но и личности с доминированием образного мышления нелегко: человек постоянно строит воздушные замки, фантазирует, он легко поддается влиянию. Но у большей части людей оба полушария развиты почти одинаково, с маленьким «перевесом» в одну из сторон.
Что значит аналитический склад ума?
Чтобы объяснить, что значит понятие «аналитический склад ума», требуется вспомнить о разных назначениях полушарий мозга. Если у индивида преобладает работа левой половины мозга, то у него аналитический ум, здесь разум превалирует над эмоциями.
Трудом, который требует анализа, способен заниматься каждый, кто умеет сопоставить данные, сделать вывод. Подобный склад мышления – это работа с программами на ПК, документами, а не с людьми. Сегодня немало тренинговых центров создают программы, помогающие развивать мышление аналитика.
К другим особенностям аналитиков стоит отнести то, что они сначала размышляют, а потом приступают к действию. Но им трудно разобраться в ситуации, если требуется воображение. К тому же, люди с умением анализировать только с виду кажутся бесчеловечными и холодными. Это только внешняя оболочка, для них главную роль играют факты. Нередко логика и аналитика переплетается с творческим восприятием мира, креативностью. В этом случае у человека возникает талант к чему-либо. Это редкое сочетание.
Аналитический склад ума. Плюсы и минусы
Аналитический склад ума имеет собственные плюсы и минусы. Нельзя говорить, что какой-то определенный вид мышления лучше. Во всем есть преимущества и недостатки. Необходимо правильно их оценивать, чтобы превращать минус в положительное качество. Люди не могут сами выбирать тип мысли, но способны скорректировать его.
Тем, кто обладает доминирующим аналитическим мышлением, требуется новая информация, анализирование данных постоянно. Человек разбирается в проблеме долго, а на итоговое решение времени почти нет. В ситуации, когда нужно быстрое реагирование, аналитики впадают в ступор. Подобные люди не любят перемены, живут по установленным распорядкам.
Как развивать аналитический склад ума
Если у вас преобладает образное мышление, то вам интересно узнать, как развивать аналитический склад ума. Существуют разнообразные упражнения. Начинать их стоит с мелких нагрузок: сканвордов, ребусов, задач на логику. Действенные тренинги – игры в слова. Неплохо способствует развитию аналитического мышления . Ведь по мере прочтения человек размышляет над основным вопросом книги, ищет злодеев.
Отличное развитие умения анализировать – шашки и шахматы. Кроме того, созданы специфические программы, помогающие развивать навык анализа фактов. Всевозможные программы по географии, истории дарят много новой информации. Думая над различными ситуациями и событиями, человек проводит анализ информации, предполагает варианты развития, схемы.
Кроме того, в ходе работы над собой стоит помнить, что аналитика и логика неразделимы. Потому, если вы часто решаете логические задачки, то учитесь перестраивать мышление. Мы получаем базовые аналитические навыки в школе на уроках математики. Но с течением времени часто люди уделяют меньше внимания развитию, считая, что в работе это не требуется.
У людей аналитическое мышление формируется по-своему, с различным результатом и скоростью. В особенности стремительно умение анализировать совершенствуется при изучении программирования, работе с техническими приборами и механизмами, огромным количеством данных.
Итак, некоторые шаги для развития умения мыслить логично. Придумывайте ситуации. Эта техника отличается доступностью и простотой, потому что вам нужно немного времени и ваш мозг. Суть лежит в придумывании ситуаций, установке целей и формировке действенных выходов и решений. К примеру, вы решили полететь в космос. Для этого вам необходимо стать участником космической программы, или купить билет в качестве космического туриста. Если у вас имеются неполадки со здоровьем, вам много лет, а физическая форма хромает – то выход заключается только в приобретении места в шатле.
Развивая подобную мысль, трудясь над созданием решений, проводя анализ данных, вы занимаетесь развитием аналитического образа мысли. Если вам не охота тратить время зря, то , приобретение машины или дома. Проводите анализ ситуации, думайте, что вам потребуется для реализации.
Создано немало игр и специальных тренажеров для развития логики и умения анализировать. Встречаются задачи, которые направлены на поиски оптимальных решений, восстановления цельной картины на основе нескольких деталей.
Пища для мозга
В ходе развития аналитического мышления важно обратить внимание и на питание. Существует пища для мозга, которая помогает работе главного органа организма, стимулирует его работу. Тем более, что умственный труд всегда требует немало затрат энергии, а эти затраты важно восполнять правильно. Мозгу требуется много глюкозы. К другим продуктам, которые улучшают работу мозга, относятся:
разные виды орехов;
шоколад, но только горький;
сухофрукты;
ягоды (черника, клюква);
лимон;
свекла;
шпинат;
рыбы из семейства лососевых;
белокочанная капуста.
Кроме того, для нормальной работы организма, и мозга в том числе, требуются минералы и витамины. В первую очередь, нам нужны: бор, кальций, магний, цинк, железо. Важно следить за питанием, соблюдать баланс. Это поможет мозгу правильно работать и воспринимать информацию. Замените сахар полноценными углеводами, употребляйте больше белка, как можно меньше жиров.
Кому важны аналитические способности
Чтобы понять, кому важны аналитические способности, достаточно просмотреть объявления на сайтах по поиску работы от работодателей. В них указаны основные требования к кандидатам. Почти все компании желают видеть работника, который обладает умением организовывать свое время, гибкостью мышления, аналитическим складом ума.
Аналитики ценятся в следующих профессиях:
экономисты;
аудиторы;
менеджеры;
логисты;
программисты.
Эксперты по отбору кандидатов отмечают, что аналитическое мышление непременный атрибут людей, которые каждый день обрабатывают огромные объемы данных. Их роль – делать прогнозы, проводить анализ, рассматривать разные ситуации и варианты.
Подобный склад ума подразумевает под собой работу с немалым объемом бумаг (накладные, договора, отчеты) или программами на ПК. Редко аналитики работают с людьми.
Если вы не уверены в том, какой у вас склад ума, то в Сети есть немало специальных тестов. После их прохождения вы увидите собственный результат и поймете, в какую сторону требуется развиваться.
18 марта 2014, 17:06Аналитические способности включают в себя в большей степени работу с компьютерными технологиями, различными документами и программами. Работа с людьми здесь проявляется в меньшей степени. Поэтому крайне важно, чтобы человек нашел себя и свое место в жизни, потому как много людей, проработав большую часть своей быстротекущей жизни, начинают осознавать, что именно к конкретной работе у них не лежит душа.
Вообще, аналитические способности у соискателя вызывают большой интерес у работодателей. Все дело в том, что это ценное качество присутствует в таких профессиях, как логисты, менеджеры, экономисты, аналитики, специалисты в сфере продаж, - а эти сотрудники для фирмы являются ценным кадровым звеном. Именно поэтому работодатели уделяют особое внимание к организованности, гибкости ума, сосредоточенности к деталям и аналитическим данным потенциального сотрудника.
В настоящее время аналитический склад ума нужен главным образом, тем сотрудникам, которые работают с большим потоком информации. Поэтому такой сотрудник обязан уметь анализировать весь объем информации, проектировать и прогнозировать вероятность возникновения тех или иных ситуаций, также оценивать и структурировать поступающие данные. Именно поэтому если мы желаем достигнуть высот в своей карьере, то нам очень важно развивать в себе аналитические способности. Для этого необходимо выполнять следующие действия:
- Существует много различных тренингов, направленных на развитие своих аналитических способностей. Следует, в целях саморазвития посетить их и выявить свои сильные и слабые стороны.
- Необходимо чаще давать себе различные задания, направленные на логику и анализ, к ним могут относиться и шахматы, и разгадывание кроссвордов, компьютерные игры, изучение игры на музыкальном инструменте или курсы иностранных языков.
- Обязательно необходимо уделить особое внимание своему питанию. Нехватка витаминов и микроэлементов может сказаться на мыслительных процессах. Чтобы улучшить работу мозга и тем самым развивать аналитические способности необходимо включить в свой рацион, такие продукты как, ягоды, какао, орехи, рыбу и красное вино. Читайте подробнее в заметке о правильном питании .
- Также большое влияние на наше восприятие информации оказывает способность к фантазированию и додумыванию какой либо ситуации, для этого как нельзя лучше подходит чтение книг. Книга является источником большого количества знаний, поэтому чтение поможет в развитии аналитических способностей у человека.
- Режим , как связующее звено между питанием, нагрузками и способностью организма работать максимально эффективно.
Бла, бла, бла… В настоящий век развития технологий и конкуренции во всех сферах - аналитические способности человека во многом упрощают ему жизнь и являются важнейшем качеством умственного склада ума. Развитие аналитических способностей помогает справляться с большим потоком, поступающей информации и способствует умению правильно резюмировать сказанное и увиденное. Это своеобразная палочка - выручалочка для людей всех уровней и профессий.
Аналитические способности - это умение анализировать различные жизненные явления, причем не вольно, а строго используя логические методы, абстрагируясь от мелких, незначащих деталей. Нередко люди, наделенные талантами, абсолютно не используют их в своей реальной жизни, в то время как менее талантливые, но более настойчивые, как правило, добиваются успеха. Аналитические способности – это тоже своего рода талант, и его можно развивать, давая себе пищу для ума.
Как проверить аналитические способности?
Для того чтобы проверить, насколько вы способны к самостоятельному анализу, зачастую требуется только пройти тест на аналитические способности – любой из тех, что вы можете найти в сети. Проверить себя можно и более легким путем.
В обычной жизни, анализируя действительность, человеку нужно рассматривать все обстоятельства по частям, отдельно друг от друга, сравнить варианты, их плюсы и минусы, и только после этого сделать общий вывод. Проверить себя можно, взяв любой учебный текст и поработав с ним 10-15 минут.
Главный прием понимания учебного текста – это способность задавать к нему вопросы. Если развитие аналитических способностей у вас на высоком уровне, то вы легко сможете: разбить текст на смысловые части, сформулировать его общую главную мысль и получить из него некие новые знания. Если это вам удалось легко, значит, аналитической деятельностью вы владеете, а если возникли сложности, значит, эту область стоит развивать.
Как развить аналитические способности?
Сейчас можно запросто выбрать один из тренинг-центров, где вас готовы обучать не только аналитическим способностям, но и успешности, предпринимательскому искусству и согласию с собой. На таком тренинге вам, скорее всего, предложат задачи на аналитические способности, причем в виде ситуации, на которую вам нужно быстро отреагировать. Обучение в таком ключе проходит интересно, легко и дает отличные результаты.
Впрочем, не в каждом населенном пункте можно найти такой центр. Можно и самостоятельно придумывать различные спорные ситуации и находить из них выходы, а также представлять себе, как они скорее всего будут развиваться дальше. Это лучше всего делать в паре с единомышленником, так и эффект будет лучше, и заниматься интереснее.
Кроме этого можно пойти совсем простым путем и решать логические задачки, которые также хорошо способствуют развитию аналитических способностей. Например:
Решая таки задачи регулярно, вы легко разовьете в себе желаемое качество личности.
Опубликовано в 24 номере июнь 2010 в журнале КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
преподаватель отраслевого университета REMI .
АНАЛИТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: ОЦЕНКА И РАЗВИТИЕ
Аналитические навыки: Как оценить потенциал и склонность человека к анализу? Ценность аналитического подхода в бизнесе. В каких ситуациях необходимо и возможно развивать навыки анализа для решения практических задач? Методический подход и инструменты для развития аналитических компетенций. Оцениваем результат развития. Место и роль аналитических способностей среди других видов мышления. Побочные эффекты слишком высокого уровня развития аналитических качеств - гармония превыше всего.
Прежде чем раскрывать тему развития аналитических навыков обозначим, что входит в совокупность аналитических компетенций. Развитые аналитические навыки - это баланс аналитической и синтетической деятельности мышления, корректней будет говорить об аналитико-синтетической деятельности.
Аналитические навыки включают в себя следующие базовые составляющие:
- способность разделять и дифференцировать совокупность информации (объектов, данных) на составляющие части, по каким-либо существенным признакам или категориям;
- умение находить общие существенные признаки у частных явлений - навык абстрагирования/обобщения и классификации.
Первый и второй базовые аспекты предполагают наличие как аналитической функции - разделять, дифференцировать, так и синтетической - находить общие признаки.
3. умение видеть существенные взаимосвязи между объектами и явлениями: взаимовлияние, причинно-следственные связи и т. п.;4. навык сравнения, оценки и мониторинга;
5. умение структурировать, упорядочивать информацию;
6. умение мыслить и излагать свои идеи последовательно, логично и делать выводы.
В бизнес - практике уровень развития аналитических навыков позволяет грамотно принимать решения, учитывая совокупность существенных факторов, находить выход из сложных ситуаций, расставлять приоритеты, исследовать и оценивать ситуацию, классифицировать события, факты, планировать и выстраивать систему суждений и аргументации, корректно оперируя понятиями, что является необходимым аспектом коммуникации. Аналитические навыки в значительной степени конвенциональны и играют существенную роль в способности людей понимать друг друга. В этой связи важными являются также и другие компоненты аналитической деятельности.
7. навык выявления существенных и достаточных для принятия решения факторов, приоритетов и способность пренебречь менее значимыми;
8. умение мыслить системно, учитывая совокупность существенных факторов, выстраивать информацию по иерархическим логическим уровням;
9. навык формулирования гипотез, умение работать с фактами и допущениями, понимать разницу между ними;
10. навык поиска и создания алгоритмов (решения задач, операций), умение применять их или адаптировать к новым ситуациям;
11. критичность мышления - способность подвергнуть сомнению принятые и устоявшиеся суждения и доводы, изменить первоначальную гипотезу, сформулировать вопросы, позволяющие дополнить или пересмотреть ситуацию.
Выше уже было сказано, что корректнее говорить о сбалансированной аналитико-синтетической деятельности. В случае, если в типе мышления преобладает способность к синтезу, объединению и умению находить сходство, обобщать, человек будет стремиться генерировать целостные решения без детального предварительного анализа ситуации. Если же превалирует аналитическая функция, то сложности возникнут тогда, когда нужно будет выбрать один вариант решения из имеющихся или предложить собственное целостное решение.
Аналитические навыки формируются на определенном этапе речевого развития, когда происходит овладение системой понятий и категорий, складывается понимание закономерностей и взаимосвязей в мире предметов и явлений.
Преобладание аналитической или синтетической составляющей интеллекта, а также целенаправленное развитие аналитических навыков, либо, наоборот креативного, целостного интуитивного подхода в детстве определяет стиль и способы рассуждений и решения задач у взрослого человека. Однако развитие аналитические навыки возможно и в зрелом возрасте.
Оценка уровня развития аналитических навыков
Хорошо встроенные и развитые аналитические навыки будут проявляться в речи в большинстве случаев следующим образом:
1. четкость и, как правило, хорошая артикуляция речи;
2. последовательность построения речевых сообщений и логичность изложения. Законченность фраз;
3. точность использования понятий категорий и определений;
4. структурированность речи, наличие плана и этапов повествования;
5. выявление и умение объяснить закономерности и причинно-следственные связи;
6. наличие обобщений и умозаключений;
7. способность придерживаться логики и предмета обсуждения, возвращаться к нему;
8. умение выстраивать аргументацию, опираясь на объективные факты и источники, а не на субъективное мнение или понимание вопроса;
9. навык и тенденция задавать конкретизирующие, проясняющие и уточняющие вопросы;
10. наличие логических связок: в случае если, для того чтобы, при условии и т. п.;
11. использование перечислений и числительных для упорядочивания мыслей;
12. резюмирование сказанного, наличие умозаключений и выводов;
13. хороший темп решения кейсов и задач.
Однако отсутствие или неполный перечень указанных признаков в речи еще не повод делать вывод об отсутствии или слабой выраженности аналитических навыков. Проверить уровень их развития можно, предоставив возможность человеку письменно решить задачу, выполнить тест, поработать над кейсом или написать эссе на заданную тему.
Для оценки уровня развития аналитических навыков хорошо подходят некоторые тесты интеллекта, например тест Амтхауэра или Векслера, матрицы Равена и т. п. Единственное условие применения подобных тестов - проводить тест и интерпретировать его результаты должен специалист, имеющий квалификацию психолога.
Быстрее и проще будет развивать и совершенствовать аналитические навыки у тех людей, которые и при устных и при письменных испытаниях показывают хорошие результаты. Сложнее у тех, кто проявляет их в основном при выполнении письменных вариантов заданий, и весьма сложно, если по результатам и письменных и устных заданий демонстрируемый базовый уровень аналитических навыков невысок.
Этапы формирования аналитических навыков
Если рассматривать собственное развитие аналитических навыков у взрослых людей для применения их в бизнес - практике, то можно выделить несколько этапов:
I. знакомство с инструментами и методами аналитического подхода;
II. Применение инструментов и методов аналитического подхода для «простых» ситуаций:
- письменный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям, к решению относительно простых задач без учета фактора времени
- письменный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям, к решению простых задач с учетом фактора времени (решение с лимитированным временем «на скорость»)
- устный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям в условиях групповой работы, дискуссии или индивидуального разбора задачи;
- устный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям в ролевой игре;
- письменный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям, к решению сложных задач без учета фактора времени;
- письменный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям, к решению сложных задач с учетом фактора времени (решение с лимитированным временем «на скорость»);
- устный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям в условиях групповой работы, дискуссии или устного индивидуального разбора задачи
- устный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям в ролевой игре;
- формат бизнес - симуляции в условиях ограниченного времени.
Остановимся на каждом этапе чуть подробнее.
I. Знакомство с инструментами и методами аналитического подхода.
На этом этапе происходит собственно ознакомление с тем инструментарием, который позволит улучшить результат, полученный на этапе тестирования;
II. Применение инструментов для решения простых задач.
Формирование навыка идет от простого к сложному, поэтому начинать нужно с простых задач. На этом этапе важно, чтобы обучающийся освоил инструмент. Однако стоит избегать слишком простых задач и ситуаций подразумевая то, что любые действия и навыки человека формируются и функционируют в достаточно сложной внешней среде. При этом в п.п. II-IV последовательно добавляются стрессовые факторы, которые влияют на качество проявления навыка. Это появление фактора устной коммуникации и работы в группе, а также фактор временных ограничений.
III. Применение инструментов для решения сложных задач.
В данном случае подразумевается усложнение взаимосвязей и количества условий в задаче;
IV. Формирование привычки применять навык в повседневной практике. Сложность применения полученных новых навыков и знаний у взрослого обусловлена большим количеством накопленных навыков и стратегий в предыдущем опыте. Требуется время, для того чтобы привыкнуть к использованию новых стратегий в повседневной практике и научиться контролировать применение прежних способов решения проблем.
Методы и инструменты развития аналитических навыков.
Если бы речь шла о развитии подобных навыков у детей, то можно было бы рекомендовать всевозможные задачи на поиск закономерностей, сходства и различия, решение логических задач и пр.
Однако не всегда взрослого человека удаётся легко мотивировать развивать способности при помощи задачек, не с вязанных с его практической деятельностью.
Поэтому в большинстве случаев для развития аналитических навыков целесообразно пользоваться теми инструментами, которые уже есть в соответствующей прикладной области. Например, если брать такой существенный навык как принятие решений, то практика применения аналитического структурированного подхода к принятию решений как раз и будет тренировать навык последовательного аналитического подхода при решении проблемных ситуаций.
Пример 1. Принятие решений. Аналитический структурированный подход.
1. Обнаружение симптома
2. Обнаружение проблемы
3. Сбор и анализ информации по проблеме
4. Постановка цели
5. Определение критериев успеха
6. Накопление информации , генерация вариантов
7. Оценка вариантов - выбор вариантов - принятие решений
Существенным в данном аналитическом подходе к решению проблемы будет формирование простейшего, базового навыка, а именно умения выстраивать цепочку симптом-проблема-цель. Как ни странно, часто встречаются ситуации, когда обучающиеся между симптомом и проблемой ставят знак равенства, что может привести к некорректной или неполной формулировке цели. Нередко последствием отсутствия навыка аналитического подхода к проблеме является некорректное обобщение случайных, ситуативных или несущественных явлений.
Примером хорошего и достаточно простого инструмента формирования аналитического подхода может стать практика использования для анализа ситуаций матриц. Например, матрицы Эйзенхауэра для размышления о приоритетах, срочности и важности, матрицы SWOT - для анализа (сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), матрицы оценки рисков, Бостонской матрицы, Окон Джохари и т. п.
Пример 2. Матрица.
Матрица Эйзенхауэра
Более сложный инструмент анализа - использование различных типологий для классификации явлений и событий. Например, анализ и классификация ролей в команде по М. Белбину.
Пример 3 Типология
Рассмотрим, как может выглядеть этапность работы по освоению навыков анализа ролей в команде:
I. Знакомство с инструментами и методами предполагает ознакомление с 8 командными ролями по М. Белбину и признаками поведения, соответствующими каждой роли;
II. Применение инструментов для простых ситуаций. На этом этапе обучающиеся читают отрывки с описанием ситуаций и поведения людей, и определяют, какое поведение и построение речевых высказываний характерно для каждой роли. Сначала это может быть анализ текстовых описаний, а в конце данного этапа - анализ видеозаписей различных типов поведения и диалогов;
III. Применение инструментов для сложных ситуаций. Применительно к типологии, это может быть письменный разбор кейса, где герои взаимодействуют между собой и обмениваются репликами во время мозгового штурма или производственного совещания. Задачу можно усложнить, предложив участникам проанализировать производственную ситуацию с целью выявить дефицит тех или иных командных ролей и выработать рекомендации. Обучающимся можно предложить принять участие в ролевой игре или разыграть сценки с использованием поведения, характерного для той или иной командной роли, а также побыть наблюдателем и проанализировать роли остальных.
IV. Формирование привычки применять навык в повседневной практике. Хорошим вариантом закрепления навыка анализа и классификации ролей с применением типологии будет анализ состава реальной команды, в которой работает обучающийся, или которой он руководит; выработка гипотез о существовании или дефиците ролей, а также рекомендаций по изменению и поэтапного плана по реализации этих изменений.
В качестве одного из инструментов для оценки уровня развития аналитических навыков может быть деловая игра или бизнес - симуляция, в которой может потребоваться применение не одного, а нескольких инструментов к ситуациям различного уровня сложности, содержащим множество факторов, которые придется принимать во внимание для выработки оптимального варианта решения. И деловая игра, и бизнес-симуляция, и решение сложных кейсов предполагают также, что участники работа ют в условиях временных ограничений. Следует учесть, что для корректного применения подобной оценки требуется проводить ее дважды: до освоения инструментов анализа и после. Частое практическое использование и освоение инструментов анализа дисциплинирует аналитическое мышление и приучает применять его и в других совершенно новых ситуациях.
Вопросы как инструмент для развития аналитических навыков.
Достаточно простым инструментом для развития аналитических навыков в бизнес - практике являются вопросы. Умение задать вопрос это и самостоятельный навык, и инструмент развития аналитических навыков. Когда руководитель или тренер задает вопрос сотруднику или участнику обучения, он тем самым побуждает его размышлять о ситуации или проблеме глубже и детальнее, учитывая различные аспекты. Если сотрудник или обучающийся постоянно находится в условиях, которые постоянно побуждают его к новому осмыслению происходящего при помощи вопросов, то рано или поздно это приводит к тому, что он начинает задавать вопросы самому себе, продумывая актуальные рабочие моменты.
Коммуникативные тренинги включают в себя блоки, посвященные умению формулировать вопросы. Тренинги, развивающие навыки анализа ситуации, умения принимать решения, системно подходить к возникающим проблемам обязательно включают блок, посвященный умению задавать вопросы, но уже не как фактор эффективной коммуникации, а как инструмент, развивающий аналитический подход.
Для развития аналитического подхода необходимо изучить и уметь применять основные типы вопросов: открытых, альтернативных зондирующих и закрытых.
Баланс аналитического, целостного и интуитивного подхода.
Однако избыточное развитие аналитических навыков может тормозить другие, не менее важные аспекты мышления, такие как интуитивный подход, умение видеть проблему и ситуацию целостно или нетривиально. Аналитические навыки в целом более конвенциональны, чем интуиция, образное мышление и креативность. Поэтому, развивая навык аналитического подхода, следует помнить о необходимости развития и других компонентов мышления. Современная информационная и коммуникативная среда непрерывно усложняется, нарастает уровень неопределенности взаимосвязей между факторами, влияющими на качество принимаемых решений, требования к скорости принятия решений бывают чрезвычайно высоки. В подобных ситуациях сочетание аналитического подхода с интуицией и способностью видеть целостно и находить нетривиальные решения обеспечит наилучшие результаты.
Мы часто сталкиваемся со словами «анализ», «аналитик», «анализировать ситуацию», но все ли хорошо понимают, что значит аналитическое мышление? Чем оно отличается от логического? Можно ли его развивать? Для чего это нужно?
С аналитическим мышлением однозначно ассоциируется что-то хорошее. Человеком с развитыми аналитическими способностями мы обычно восхищаемся, считаем его очень умным, способным раскусить любую загадку. Легко вспоминается в данном контексте герой книг К. Дойля Шерлок Холмс. Он мастерски использовал оба вида анализа: индуктивное (от частого к общему), а также дедуктивное (от общего к частному). Именно благодаря умению схватывать мелочи, улавливать причинно-следственную связь он достигал успеха.
Многие любят разгадывать кроссворды, кто-то играет в шахматы, есть любители почитать детективы. Бесспорно, все это развивает аналитику вашего мышления, но кому это умение жизненно необходимо?
Потребность в аналитическом мышлении
Любой человек, работающий с большими объемами информации, должен уметь вычленять смысл, отбрасывая второстепенные детали. Периодически мы сталкиваемся с необходимостью построить прогноз, оценить вероятность появления внештатных ситуацией. Важно также обладать способностью структурировать информацию, а также оценивать ее. Данные навыки высоко ценятся в логистике, экономике, программировании, в сфере продаж. Именно поэтому в условиях кризиса работодатели особенно тщательно проверяют кандидатов, обращая внимание не только на резюме и опыт работы, но проверяя гибкость ума, а также другие аналитические способности претендентов на должность.
Получается, что умение мыслить аналитически может быть полезным любому человеку, стремящемуся добиться успехов в жизни и карьере. Любая задача будет решена более качественно, эффективно, а на ее выполнение будет уходить меньше времени, что тоже немаловажно в увеличивающемся цейтноте времени. Рассмотреть проблему с разных сторон, не спешить с выводами, не дать захлестнуть себя эмоциям – вот те качества, которыми обладает человек с хорошим аналитическим мышлением.
В чем разница между аналитическим и логическим мышлением?
Под аналитическим мышлением понимается умение человека применять логику для анализа информации и заключения выводов. Как выглядит процесс аналитического образа мыслей на практике?
- Необходимо разбить сложную информацию на более простые части.
- Проанализировать все части по отдельности, а также изначальную информацию целиком.
- Недостающую информацию восстановить с помощью суждений и умозаключений.
- Наметить несколько вариантов решения проблемы на основании предыдущих пунктов.
- Каждый вариант подвергнуть анализу, рассмотреть его минусы, плюсы.
- Выбрать оптимальное решение.
В ходе данных операций, безусловно, применяется логика. Но для анализа важен сам процесс решения задачи и результат.
Можно ли развить свои способности к анализу?
Конечно, можно. Аналитическая способность состоит из двух компонентов: прирожденная одаренность и целенаправленное развитие.
Скорее всего, именно естественным талантом к анализу или его отсутствием объясняется традиционное деление на «гуманитариев» и «технарей». Это разделение упрощает жизнь учителям: кто станет грузить гуманитарный класс сложными логарифмами и задачами? Или в физико-математическом коллективе снижают роль литературы, изучения языков, уделяя внимание профильным предметам. Это облегчает жизнь также и подросткам. Ведь гораздо проще сказать: «Я не могу решать математические задачи, потому что у меня гуманитарный склад ума» - чем корпеть над сложной задачкой.
Однако такой подход впоследствии не становится полезным для детей. Получается, что гуманитарии будут обделены аналитическими способностями только потому, что их развитием не занимались в школе. А ведь школа – благодатное место и время для изучения наук. Как раз здесь знакомятся с понятийным аппаратом, учатся выполнять логические операции. Именно до 15 лет наиболее эффективно развивается умение анализировать.
Конечно, это не значит, что взрослым уже нельзя тренироваться в улучшении своих способностей. Начинать никогда не поздно! Почитайте о том, как заниматься развитием аналитического мышления.
Десять способов для разработки аналитических качеств:
- Изучать математику и физику, читать научно-популярную, учебно-научную литературу.
- Решать логические задачки, головоломки и др.
- Играть в интеллектуально развивающие игры (шахматы, квесты и стратегии – любые, где понадобится умение просчитывать на несколько ходов вперед).
- Занимайтесь творчеством. Помните пристрастие Шерлока Холмса к скрипке?
- Общайтесь с людьми. Пусть они будут разными: те, у которых развито мышление, и те, у кого не очень. Будет прекрасная возможность сопоставлять.
- Не пренебрегайте качественной художественной литературой. Книга – лучшая пища для мозга.
- Как бы банально это ни звучало: анализируйте. Свое поведение, поведение других людей. Почему так поступают? К каким последствиям это приводит?
- Сомневайтесь во всем, даже в самых очевидных, казалось бы, вещах.
- Занимайтесь планированием вашей жизни. Чем вы будете заниматься завтра? А что нужно сделать за неделю? Чего вы хотите достигнуть в этом году? Каким вы хотите быть через 10 лет? Обрабатывайте эту информацию, анализируйте. Это поможет развить не только аналитические качества, но сделает жизнь более упорядоченной.
- Вступайте в дискуссии. Будьте любопытны, старайтесь понять мнение оппонента, доказывайте свое. Этот прием отлично тренирует логику.
Не концентрируйтесь на развитии только одного полушария. Наш мозг должен работать гармонично. Признайтесь, что быть разносторонней личностью гораздо приятнее, чем сухим аналитиком. Оба полушария взаимосвязаны: развитие одного ускоряет улучшение второго, а переутомление ведет к умственной пассивности. Не забывайте также о здоровом режиме питания и отдыха.
А теперь предлагаю потренировать свое мышление на жизненном примере (реальном, кстати).
1. Склад высылает клиентке не тот товар, что она бронировала. 2. Она отправляет его обратно, но по адресу не службы возврата, а по адресу службы доставки, которые не должны получать такие возвраты. 3. Служба доставки получает товар и отправляет его на склад, но при этом теряет подтверждающий это документ. 4. Склад ничего не получает, но доказательств не имеет. Вопрос: кто виноват и что делать?
Жду ваших ответов в комментариях. Будьте благоразумны и тренируйте мозги!
Если понравилась статья, жмите на репост, поделитесь с друзьями.
С уважением, Александр Фадеев.
Добавь в закладки: https://сайт
Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.