Уважаемые гости и новички, приветствуем Вас на нашем форуме
Здесь вы можете найти ответы практически на все свои вопросы о серии игр «Готика» (в том числе различных модах на нее), «Ведьмак», «Ризен», «Древние свитки», «Эра дракона» и о многих других играх. Можете также узнать свежие новости о разработке новых проектов, сыграть в увлекательные ФРПГ, восхититься творчеством наших форумчан, либо самим показать, что вы умеете. Ну и наконец, можете обсудить общие увлечения или просто весело пообщаться с посетителями «Таверны».
Чтобы получить возможность писать на форуме, оставьте сообщение в
Внимание!
- Требуется примерно по 3-5 человек на каждую из версий ОС::
- Windows® XP SP3, Windows® Vista SP2, Windows® 7 SP1, Windows® 8, Windows® 8.1, Windows® 10(build 10 1607) и Windows® 10(build 10 1703).
Для стационарных ПК и ноутбуков.
Заявку на участие можно оставить
JavaScript отключён. Чтобы полноценно использовать наш сайт, включите JavaScript в своём браузере.
Статус В этой теме нельзя размещать новые ответы.
16 Июл 2007
Добрый день. Начнем-с...
Но сначала несколько слов: Многие скажут, что эти сведения ему не нужны, что он пишет как хочется и т.д. воля ваша, я и не призываю запоминать сей текст, как прописную истину... Пишите стихи как хочется, хоть задом наперед... НО (!) надо понять, что без теории далеко не уедешь. ПРиведу пример: можно построить дом не зная основ строения? Конечно можно! Вот только этот дом завалится от дуновения ветра... максимум у вас получится или конура или шалаш... тоже неплохо, но не фонтан. Ежели не поняли, то приведу пример номер два - можно приготовить пирог не не зная как и из чего? Конечно можно!! Вот только как бы не потравить всех своих знакомых и родных... Тут действует тот же принцип! Вы можете не готовить по предложенному рецепту, но знать знать где какой компонент очень желательно! Я так думаю! (с)
Сначала немного общих знаний. 8)
Стихосложение И Стиховедение
Системы стихосложения:
1. Метрическая (количественная) – свойственна для античности: древнегреческого и латинского языков. Основывается на счёте долготы/краткости гласных звуков. В основе лежит понятие метра. Чередование слов с долгими и краткими звуками задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Античная поэзия была неразрывна с музыкой, соответственно стихотворная речь была неразрывно связана с речью песенной. Рифма отсутствовала. Понятие метра было заимствовано русским стихосложением.
2. Силлабическая – «слоговая». Основана на равном счёте слогов в стихе. Характерна для языков с постоянным, фиксированным ударением - тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и других. Например, во французском языке ударение на последнем слоге слова, польский (второй слог от конца), чешский (третий слог от конца). В русской поэзии употреблялось с середины 17 в до 30-х годов 18 века; основные размеры 8-, 11- и 13-сложный. Само понятие «силлабическое стихосложение» ввёл самый крупный русский стихотворец второй половины 17 века, приближённый к царскому двору учёный-монах Симеон Полоцкий. Важно было только количество слогов, поэтому ударение ставилось часто со смещением от обычного положения в слове. Силлабическое стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского – Ломоносова.
3. Тоническая – «тонос» - «ударение». Основной принцип – равноударность, то есть равное количество ударений в стихе (строчке). Однако могут быть отступления от этого принципа, так как эта система характерна для языков с сильным подвижным ударением (английский, немецкий, русский).
4. Силлабо-тоническая. Её основной принцип – это закономерное и упорядоченное чередование ударных и безударных слогов (ударение играет решающую роль). Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение.
Основные разделы стиховедения:
I. Метрика и ритмика
.
Метрика
– раздел стиховедения о сочетании сильных и слабых мест в стихе, о метрическом строении строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.
Ритмика - раздел стиховедения, изучающий совместно с метрикой законы строения стихотворной строки, её ритмические варианты, регулярные повторы словесно-звукового материала (слогов, слов, периодов, стихов, фраз, строф и пр.). Говорят также о ритмике стихов того или иного поэта, стиля, эпохи.
II. Фоника (эвфония) - область стихосложения, изучающая звуковую организацию стихотворной речи.
III. Мелодика – область, изучающая систему распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе.
IV. Строфика - раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое; учение об упорядоченном сочетании закономерно повторяющихся в тексте стихотворных строк.
V. Учение о рифме .
МЕТРИКА И РИТМИКА
Ритм - звуковое строение конкретной стихотворной строки (стиха); общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.
Метр - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма.
Размер – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Например, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп.
Силлабо-тоническая система стихосложения приняла основные метры, названные по аналогии с античными размерами: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
16 Июл 2007
Теперь более детально...
Стих
– отдельная строчка, упорядоченная (если в первой строке размер – ямб, то и во второй, обычно, тоже) и повторяющаяся.
Стопа
– повторяющееся сочетание ударного и безударного слогов (сильного и слабого мест), единица длины стиха.
Условные обозначения:
1 - ударный слог
0 - безударный слог
/ - показатель конца стопы, отделяет одну стопу от другой.
Двусложные размеры:
Хорей - (схема: 1 0, то есть ударный + безударный слоги) ударение в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. слоге.
Мчат-ся ту-чи, вьют-ся ту-чи,
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
Не-ви-дим-ко-ю Лу-на
0 0 / 1 0 / 0 0 / 1
О-све-ща-ет снег ле-ту-чий;
0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
Мут-но не-бо, ночь мут-на.
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1
(А. Пушкин)
В не-бе та-ют об-ла-ка,
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1
И, лу-чис-та-я на зно-е,
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
В иск-рах ка-тит-ся ре-ка,
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1
Слов-но зер-ка-ло сталь-но-е.
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
Ямб – (схема: 0 1, то есть безударный + ударный слоги) ударение в строчке - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. слоге. Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
О-пять сто-ю я над Не-вой,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1
И сно-ва, как в бы-лы-е го-ды,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0
Смот-рю и я, как бы жи-вой,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1
На эти дрем-лю-щи-е во-ды
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0
Трёхсложные размеры:
Дактиль – (схема: 1 0 0 , то есть ударный + безударный + безударный слоги) ударение в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д. слоге.
В раб-стве спа-сён-но-е
1 0 0 / 1 0 0
Серд-це на-род-но-е –
1 0 0 / 1 0 0
Зо-ло-то, зо-ло-то
1 0 0 / 1 0 0
Серд-це на-род-но-е!
1 0 0 / 1 0 0
(Н. Некрасов)
Как хо-ро-шо ты, о мо-ре ноч-но-е, -
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
Здесь лу-че-зар-но, там си-зо-тем-но...
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1
В лун-ном си-я-ни-и, слов-но жи-во-е,
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
Хо-дит, и ды-шит, и бле-щет о-но.
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1
Амфибрахий – (схема: 0 1 0, то есть безударный + ударный + безударный слоги) ударение в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д. слоге.
В пес-ча-ных сте-пях а-ра-вий-ской зем-ли
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
Три гор-ды-е паль-мы вы-со-ко рос-ли
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
(М. Лермонтов)
На се-ве-ре ди-ком сто-ит о-ди-но-ко
На го-лой вер-ши-не со-сна.
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
И дрем-лет, ка-ча-ясь, и сне-гом сы-пу-чим
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0
О-де-та, как ри-зой, о-на.
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
(М. Лермонтов)
Анапест – (схема: 0 0 1, то есть безударный + безударный + ударный слоги) ударение в строчке в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д. слогах
Есть в на-пе-вах тво-их сок-ро-вен-ных
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
Ро-ко-ва-я о ги-бе-ли весть.
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
Есть про-клять-е за-ве-тов свя-щен-ных,
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
По-ру-га-ни-е счас-ти-я есть.
0 0 1 /0 0 1 / 0 0 1
(А. Блок)
Про-зву-ча-ло над яс-ной ре-ко-ю,
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
Про-зве-не-ло в по-мерк-шем лу-гу,
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
Про-ка-ти-лось над ро-щей не-мо-ю,
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
За-све-ти-лось на том бе-ре-гу.
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
Усечение - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).
Гор-ны-е вер-ши-ны
1 0 / 0 0 / 1 0
Спят во тьме ноч-ной;
1 0 / 1 0 / 1
Ти-хи-е до-ли-ны
1 0 / 0 0 / 1 0
Пол-ны све-жей мглой...
1 0 / 1 0 / 1
(М.Ю. Лермонтов)
Пиррихий – схема: 0 0 , то есть безударный + безударный слоги в двусложных размерах.
Те-перь у нас до-ро-ги пло-хи,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб
Мос-ты за-бы-ты-е гни-ют
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1 - ямб и пиррихий в третьей стопе
Спондей – схема: 1 1 , то есть ударный + ударный слоги в двусложных размерах, стопа со сверхсхемным ударением.
Швед, рус-ский – ко-лет, ру-бит, ре-жет.
1 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб и спондей в первой стопе
Бой ба-ра-бан-ный, кли-ки, скре-жет,
1 0 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб
Гром пу-шек, то-пот, ржань-е, стон,
1 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 – ямб и спондей в первой стопе
И смерть, и ад со всех сто-рон.
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 - ямб
(А. Пушкин)
Трибрахий – схема: 0 0 0 , то есть безударный + безударный + безударный слоги в трёхсложных размерах.
При-слу-шай-ся к гу-лу раз-до-лий не-ез-же-ных,
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 - амфибрахий
При-слу-шай-ся к бе-ше-ной их пе-ре-стрел-ке
0 1 0 / 0 1 0 / 0 0 0 / 0 1 0 – амфибрахий с трибрахием в третьей стопе.
Альтернация – схема: 1 0 1, то есть ударный + безударный + ударный слоги в трёхсложных размерах.
Сверхсхемное ударение - ударение на слабом месте стихотворного метра.
Ког-да я ночь-ю жду е-ё при-хо-да,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб
Жизнь, ка-жет-ся, ви-сит на во-лос-ке.
1 1 / 0 0 / 0 1 / 0 0 / 0 1 – ямб с сверхсхемным ударением в первой стопе и пиррихием в четвёртой.
Что по-чес-ти, что ю-ность, что сво-бо-да
0 1 / 0 0 / 0 1 / 0 0 / 0 1 / 0 – ямб с пиррихиями во второй и четвёртой стопах.
Пред ми-лой гость-ей с ду-доч-кой в ру-ке.
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 0 / 1 0 – ямб с пиррихием в четвёртой стопе.
(А. Ахматова)
По количеству полных стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры.
Двустопный ямб
Иг-рай, А-дель,
0 1 / 0 1
Не знай пе-ча-ли;
0 1 / 0 1 / 0
Ха-ри-ты, Лель
0 1 / 0 1
Те-бя вен-ча-ли...
0 1 / 0 1 / 0
(А. Пушкин)
Четырёхстопный ямб
О па-мять серд-ца! Ты силь-ней
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1
Рас-суд-ка па-мя-ти пе-чаль-ной
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1 / 0
И час-то сла-дость-ю сво-ей
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1
Ме-ня в стра-не пле-ня-ешь даль-ной.
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0
(К. Батюшков)
Двустопный хорей
А-ты-ба-ты,
1 0 / 1 0
Шли сол-да-ты,
1 0 / 1 0
А-ты-ба-ты
1 0 / 1 0
На ба-зар..
1 0 / 1
(народн.)
Четырёхстопный хорей
Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет,
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
Вих-ри снеж-ны-е кру-тя;
1 0 / 1 0 / 0 0 / 1
То, как зверь, о-на за-во-ет,
0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
То за-пла-чет, как ди-тя...
0 0 / 1 0 / 0 0 / 1
(А. Пушкин)
Двустопный амфибрахий
Пусть сос-ны и е-ли
0 1 0 / 0 1 0
Всю зи-му тор-чат,
0 1 0 / 0 1
В сне-га и ме-те-ли
0 1 0 / 0 1
За-ку-тав-шись спят.
0 1 0 / 0 1
(Ф. Тютчев)
Трёхстопный амфибрахий
Средь шум-но-го ба-ла слу-чай-но,
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0
В тре-во-ге мир-ской су-е-ты,
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
Те-бя я у-ви-дел, но тай-на,
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0
Тво-и по-кры-ва-ла чер-ты.
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
(А. Толстой)
Трёхстопный анапест
Что ты жад-но гля-дишь на до-ро-гу
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
В сто-ро-не от ве-сё-лых под-руг?
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
Знать, за-би-ло сер-деч-ко тре-во-гу –
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
Всё ли-цо тво-ё вспых-ну-ло вдруг.
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
(Н. Некрасов)
Четырёхстопный дактиль
Ут-ро ту-ман-но-е, ут-ро се-до-е,
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
Ни-вы пе-чаль-ны-е, сне-гом по-кры-ты-е,
Не-хо-тя вспом-нишь и вре-мя бы-ло-е,
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
Вспом-нишь и ли-ца, дав-но по-за-бы-ты-е.
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0
(И. Тургенев)
Сверхдлинный размер (12-стопный хорей):
Близ мед-ли-тель-но-го Ни-ла, там, где о-зе-ро Ме-ри-да, в цар-стве пла-мен-но-го РА,
0 0 / 1 0 / 0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1
Ты дав-но ме-ня лю-би-ла, как О-зи-ри-са И-зи-да, друг, ца-ри-ца и сест-ра!
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1
(В. Брюсов)
Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.
Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.
Пример :
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.
ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР
Брахиколон – однодольный стихотворный размер. Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.
Пример брахиколона:
(В.Ходасевич)
ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Хорей
Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.
Основные размеры:
4-стопный
6-стопный
5-стопный
Пример четырехстопного хорея:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __
Ви́хри сне́жныЕ крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́
(А.С.Пушкин)
Ямб
Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.
Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.
Основные размеры:
4-стопный (лирика, эпос),
6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),
5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),
Вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)
Пример четырехстопного ямба:
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /
Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
И лу́чше вЫдумАть не мо́г. __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /
(А.С. Пушкин)
Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами, они выделены заглавными буквами):
Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть… __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́
(А.С.Пушкин)
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Дактиль
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Основные размеры:
2-стопный (в XVIII в.)
4-стопный (с XIX в.)
3-стопный (с XIX в.)
Пример :
Ту́ чки небе́ сные, ве́ чные стра́н ники! ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /
Сте́ пью лазу́ рною, це́ пью жемчу́ жною… ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /
(М.Ю.Лермонтов)
Амфибрахий
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Основные размеры:
4-стопный (начало XIX в.)
Пример :
Не ве́ тер бушу́ ет над бо́ ром, __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /
Не с го́р побежа́ ли ручьи́ - __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /
Моро́з -воево́ да дозо́ ром __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /
Обхо́ дит владе́ нья свои́. __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /
(Н.А.Некрасов)
Анапест
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Основные размеры:
4-стопный (с середины XIX в.)
3-стопный (с середины XIX в.)
Пример 3-стопного анапеста:
О, весна́
без конца́
и без кра́
ю - __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
Без конца́
и без кра́
ю мечта́
Узнаю́
тебя, жи́знь
! Принима́
ю! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
И приве́тс
твую зво́
ном щита́
! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /
(А.Блок)
Как запомнить особенности двусложных и трехсложных размеров?
Можно запомнить с помощью такой фразы:
ХОдит домбАй! Дама, вЕчером калИтку запирАй!
(Домбай – это не только гора; в переводе с некоторых кавказских языков означает «лев»).
Теперь перейдем к трехсложным стопам.
Слово ДАМА сложилось из первых букв названий трехсложных стоп:
Д – дактиль
АМ – амфибрахий
А – анапест
И в том же порядке к этим буквам относятся следующие слова предложения:
Д актиль | В слове ДАМА буква Д означает дактиль. В слове ВЕЧЕРОМ три слога, ударение на первом слоге. Таким образом, трехсложный размер с ударением на первом слоге – это дактиль. |
|
АМ фибрахий | В слове ДАМА буквы АМ означают амфибрахий. В слове КАЛИТКУ три слога, ударение на втором слоге. Таким образом, трехсложный размер с ударением на втором слоге – это амфибрахий. |
|
А напест | В слове ДАМА последняя буква А означает анапест. В третьем слове (ЗАПИРАЙ) три слога, ударение на третьем слоге. Таким образом, трехсложный размер с ударением на третьем слоге – это анапест. |
Можно еще так представить.
Для начала проведем небольшой экскурс в историю русской поэзии.
Реформа русского стихосложения
Процесс формирования размера стихотворений (один из которых ямб четырехстопный) в русской литературе происходил долго и неоднородно. В начале XVIII века рифма была громоздкой, тяжеловесной и воспринималась очень трудно. Но уже через несколько десятилетий поэзия была подвергнута масштабной реформации, которую связывают, прежде всего, с фамилиями Тредиаковского и Ломоносова. Последний обобщил все знания о стихосложении, признав равноправие всех размеров, выделенных Тредиаковским, но сам отдал предпочтение ямбу. Надо сказать, не он один. Ямб прочно обосновался в творчестве многих великих русских поэтов, таких как Державин, Жуковский, Пушкин и Лермонтов.
Самым распространенным размером стал четырехстопный ямб. Стопа - это группа слогов в стихотворении, которые объединены общей ритмикой, иначе говоря, ударением. Цифра четыре в названии говорит о том, что ударение необходимо ставить на каждый четный (второй по счету) слог. Из этих нехитрых изысканий и складывается сам ямб. Рассмотрим наглядные примеры.
Как определить ямб?
Не так трудно определить четырехстопный ямб, примеры его существуют в очень большом количестве. Если продемонстрировать данный размер в виде случайных слогов и для большей наглядности выделить большими буквами те слоги, на которые будет падать ударение, получится что-то вроде:
таДА таДА таДА пуБУМ
Ты МОЙ люБИмый, СВЕтлый ЛУЧ,
С тоБОЙ не СТРАШны СОНмы ТУЧ!
Те слоги, которые идут за ударными, принято называть «клаузулой». А ударения в каждой строке - иктами. При чтении вслух некоторые ударения могут пропускаться, чтобы сделать строку более мелодичной, летящей, невесомой. Подобный прием именуется «пиррихий». Но чтобы понять ямб четырехстопный ли перед вами, необходимо переписать одну строчку стихотворения и выделить для себя все ударения, а затем посчитать, сколько в произведении ударных слогов. Важно не забывать, что ударение должно падать именно на четный слог!
Каким бывает ямб?
Не стоит думать, что существует только ямб четырехстопный. Количество стоп зависит только от автора стихотворного произведения. Поэтому можно встретить даже его одностопную модификацию, например:
Если строки нечетные - перед вами двухстопный ямб, если четные - трехстопный.
каРА, каРА
таРА, тиРА, ваРА
Таких примеров можно предложить бесконечное множество. Разновидность ямба зависит только от поэта. Но ямб четырехстопный, бесспорно, самый популярный из всех. Повышенное внимание возникло из-за простоты, невесомости этого стихотворного ритма. Ним несложно и приятно писать, а читать - еще легче. Активно пользуются ямбом и по сей день. Научившись определять его единожды, вы, возможно, сможете и сами слагать хорошие стихи. Была бы рифма, а с мелодикой можно разобраться. От всей души желаем вам удачи в любых начинаниях!
Четырехстопный
четырехстопный (4-стопный)
Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. - М.: Русский язык . Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая . 1998 .
Синонимы :Смотреть что такое "четырехстопный" в других словарях:
Прил., кол во синонимов: 2 многостопный (6) четырёхстопный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ ая, ое. Лит. Состоящий из четырёх стихотворных стоп. Ч. ямб. Ч. стих … Энциклопедический словарь
- (5 и 4 стопный) … Орфографический словарь-справочник
ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ, четырёхстопная, четырёхстопное (лит.). Состоящий из четырех стоп (см. стопа в 4 знач.). Четырехстопный стих. Четырехстопный ямб. Четырехстопный хорей. «Он выкрикивал нараспев свои четырехстопные ямбы.» А.Тургенев. Толковый словарь … Толковый словарь Ушакова
белый стих - БЕ´ЛЫЙ СТИХ название метрических (стопных) стихов, без рифм. Термин Б. с. перешел в русскую поэтику с французского vers blanc, который, в свою очередь, взят из английской поэтики, где незарифмованные стихи называются blank verse (blank сгладить,… … Поэтический словарь
пауза - ПА´УЗА (лат. pausa, от греч. παῦσις остановка, прекращение) перерыв в звучании метрического стиха, обусловленный логикой содержания, требованиями метрического ритма и дыханием. В соответствии с этим все П. в звучащем метрическом стихе можно… … Поэтический словарь
ямб - (греч. ἴαμβος) в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий ⌣⌣̅⌣̅. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога… … Поэтический словарь
Поэт; родился 22 го ноября 1821 года в маленьком еврейском местечке Винницкого уезда Подольской губернии, где в то время квартировал армейский полк, в котором служил его отец Алексей Сергеевич Некрасов. А. С. принадлежал к обедневшей дворянской… … Большая биографическая энциклопедия
Ая, ое. лит. Состоящий из четырех стихотворных стоп. Четырехстопный ямб. Четырехстопный стих … Малый академический словарь
Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам. Поэтика И. опосредована основной чертой модернизма ХХ в., которую… … Энциклопедия культурологии
Книги
- Три русских народных лирических размера , Джеймс Бейли. Русскому читателю предстоит познакомиться с теоретическими основами и методами анализа русского народного стиха, предложенными американским стиховедом, фольклористом Джеймсом Бейли. На основе…
- Три русских лирических размера , Бейли Джеймс. Русскому читателю предстоит познакомиться с теоретическими основами и методами анализа русского народного стиха, предложенными американским стиховедом, фольклористом Джеймсом Бейли. На основе…
Терминология
Ритм - повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения. Рифма - созвучие концов стихов (или полустиший). Строфа - организованное сочетание стихов (стих - поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим - двустишие. Двустишие - простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,Четверостишие - строфическое образование из четырех стихов.
день твой последний приходит, буржуй.
(В. Маяковский - 1917)
Как забуду? Он вышел, шатаясь,Стопа (лат. нога, ступня) - структурная единица стиха. Стопа (лат. - нога, стопа, ступня) - это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот
(А. Ахматова - 1911)
Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Стопа - группа слогов , выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп. Стопы - сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
Простая стопа бывает:
- двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб...);
- трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль...).
Акцентные (речевые ) системы стихосложения делятся на три основные группы:
- Силлабическое,
- Тоническое,
- Силлабо-тоническое - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения | Характеристика | Пример |
1. Силлабическая
(фиксируется число слогов) |
Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов
, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма |
С одной страны гром, С другой страны гром, Смутно в воздухе! Ужасно в ухе! Набегли тучи Воду несучи Небо закрыли, В страх помутили! (В.К.Тредиаковский - Описание грозы) |
2. Тоническая
(фиксируется число ударений) |
Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов
; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно |
Вьется улица-змея. Дома вдоль змеи. Улица - моя. Дома - мои. (В.В.Маяковский - поэма «Хорошо!») |
3. Силлабо-тоническая
(фиксируется число слогов и количество ударных позиций) |
Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках | Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. (М.Ю.Лермонтов - Мцыри) |
В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.
Система стихосложения
, основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.
Силлабо-тонические размеры
В русском
силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять
стоп:
- Хорей
- Дактиль
- Амфибрахий
- Анапест
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп. Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием , замена же безударного слога ударным называется спондеем .
Условные обозначения
__/ - ударный слог __ - безударный слогСтихотворные размеры
(в силлабо-тонической системе стихосложения)- Двусложные стихотворные размеры:
__/__
- стопа Хорея
Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.
Для запоминания:
Мча́ тся ту́ чи, вью́ тся ту́ чи,
На хорей они летят
__ __/ - стопа ЯмбаЯмб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный , второй ударный.
- Трехсложные стихотворные размеры:
__/__ __
- стопа Дактиля
Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.
Для запоминания:
Вы́ рыта да́ ктилем я́ ма глубо́ кая
__ __/__ - стопа АмфибрахияАмфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.
__ __ __/ - стопа АнапестаАнапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.
Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА .
ДАМА расшифровывается так:
Д - дактиль - ударение на первый слог,
АМ - амфибрахий - ударение на второй слог,
А - анапест - ударение ударение на третий слог.
Примеры
Стихотворение
|
Стихотворный размер |
Пример
четырехстопного хорея:
Бу́ ря мгло́́ ю не́ бо кро́ ет |
Хорей __/__ |
Пример
пятистопного хорея:
ВЫхожу́ оди́ н я нА доро́ гу; |
Хорей __/__ |
Пример
трехстопного хорея:
Ла́ сточкИ пропа́ ли, |
Хорей __/__ |
Пример
четырехстопного ямба:
Мой дя́ дя са́ мых че́ стных пра́ вил, |
__ __/ |
Пример
четырехстопного ямба:
Я по́ мню чу́ дноЕ мгнове́ нье |
__ __/ |
Пример
пятистопного ямба:
Наря́ женЫ мы вме́ сте го́ род ве́ дать, |
__ __/ |
Пример
пятистопного ямба:
Ты пОгрусти́ , когда́ умрЁт поэ́ т, |
__ __/ |
Пример
трехстопного дактиля:
Кто́ бы ни зва́ л - не хочу́ |
Дактиль __/__ __ |
Пример
четырехстопного дактиля:
Ту́ чки небе́ сные, ве́ чные стра́ нники! |
Дактиль __/__ __ |
Пример
четырехстопного дактиля:
Сла́ вная о́ сень! Здоро́ вый, ядре́ ный |
Дактиль __/__ __ |
Пример
трёхстопного амфибрахия:
Не ве́ тер бушу́ ет над бо́ ром, |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример
четырехстопного амфибрахия:
Доро́ же отчи́ зны - не зна́ л ничего́ |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример
трехстопного амфибрахия:
Есть же́ нщины в ру́ сских селе́ ньях |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример
трехстопного амфибрахия:
Средь шу́ много ба́ ла случа́ йно, |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример
трёхстопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ ю - |
Анапест __ __ __/ |
Пример
трёхстопного анапеста:
Есть в напе́ вах твои́ х сокрове́ нных |
Анапест __ __ __/ |
Пример
трёхстопного анапеста:
Пропаду́ от тоски́ я и ле́ ни, |
Анапест __ __ __/ |
Как определить стихотворный размер?
|