Презентацию подготовила И.Ю. Асташенко По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: · сангвинический, · флегматичный, · холерический, · меланхолический.
Сангвинический темперамент Флегматический темперамент Холерический темперамент Меланхолический темперамент
Сангвинический темперамент
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: · сангвинический, · флегматичный, · холерический, · меланхолический.
Сангвинический темперамент Флегматический темперамент Холерический темперамент Меланхолический темперамент
Сангвинический темперамент
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.
Флегматический темперамент
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Меланхолический темперамент
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Холерический темперамент
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Экстраверты и Интроверты
Психологии известно два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты.
Экстраверты - это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.
Интроверты - тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.
Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится:
к общению с людьми,
вниманию со стороны окружающих,
участию в публичных выступлениях,
участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.
Понятие о темпераменте и его проявлениях.
Темперамент – совокупность индивидуальных психологических свойств личности, которые определяют динамику поведения человека (скорость психических реакций, интенсивность психических процессов и. т. д.).
Темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его деятельности (темпа, быстроты, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). В понятие темперамента включаются также энергетические и временные аспекты реагирования на жизненные обстоятельства. Тип темперамента определяется оптимальностью режима деятельности для человека. Темперамент, в его современном понимании – это проявление в деятельности типа н/с.
Основные свойства н/с, лежащие в основе типа темперамента:
- Сила;
- Уравновешенность;
- Подвижность нервных процессов.
В более сложных типологиях учитывается и динамичность, и лабильность (наряду с СУП).
К свойствам темперамента относятся те:
- Которые не зависят от содержания деятельности;
- Которые характеризуют меру энергетического напряжения психики человека;
- Которые имеют устойчивый и постоянный характер, и универсальны для всех сфер жизнедеятельности;
- Которые рано проявляются в детстве и являются врожденными и даже наследуемыми, хотя и не сразу раскрывающимися.
Основные компоненты темперамента входят в сферы: общей активности; моторики; в эмоциональной сфере (эмоциональности).
Это проявляется в различиях впечатлительности, импульсивности и эмоциональной лабильности человека. Существует 3 подхода к пониманию сущности темперамента: гуморальный; конституциональный; неврологический.
Основное содержание теории темперамента – это понятие типа. Тип – это образец, служащий для объединения элементов на основе их существенных признаков, рассматриваемых в совокупности и обладающих выраженным своеобразием. Свойства типов наиболее выражено проявляются только у небольшой части выборки. Роль темперамента в психике и поведении. В зависимости от типа темперамента люди могут проявлять себя по-разному в одной и той же ситуации. В зависимости от темперамента у личности преобладает либо процесс возбуждения, либо процесс торможения. Это так же проявляется в поведении человека. Тип темперамента также определяет темп речи, быстроту реакции и т. д.
Виды и свойства темпераментов. Существует множество типов темперамента. Типология темперамента по Кагону. Он в основу типологии кладет 3 характеристики: боязливость; агрессивность; социабельность. И в соответствии с этими характеристиками выделяет 3 типа темперамента:
- Боязливые: видят опасности в ситуациях; дистанцируются от людей;
- Агрессивные: стремятся преодолеть возникающие проблемы; склонные к возбуждению и обвинению других;
- Социабельные: они уравновешенны в общении; открыты миру; адаптивны.
Классификация А. Томаса и С. Чесса. На основе комбинации 9 признаков они выделяют 3 типа:
- Легкие по типу темперамента: устойчивая ритмичность функций; положительная реакция на новизну; быстрая адаптация;
- Трудные: неустойчивые колебания биологических ритмов; сопротивляемость изменениям; интенсивные негативные реакции;
- Заторможенные: устойчивый ритм жизненных функций; медленная адаптация.
Также есть классификация темпераментов Клоненжера; А. Попова. Но самая известная классификация – это классификация классических типов темперамента . Их выделяют 4:
- Сангвиники. Для них характерна повышенная реактивность и активность при их уравновешенности; пониженная сензитивность; быстрый темп психических реакций; пластичность; экстраверсия; повышенная эмоциональная возбудимость. У них высокая подвижность. Высокая откликаемость на события. Стремление к частой смене впечатлений. У них быстро возникают и сменяются эмоции и чувства и т. д.
- Флегматики. Высокая активность и низкая реактивность; ригидность; медленный темп реакций; пониженная сензитивность; медленный темп психических реакций; интроверсия; пониженная эмоциональная возбудимость. Только сильные впечатления могут вывести его из равновесия. Эмоции и чувства возникают медленно и длительно сохраняются. У них не бывает аффектов.
- Холерики. Высокая реактивность и активность; неуравновешенность; быстрый темп психических реакций; высокая эмоциональная возбудимость; пониженная сензитивность; ригидность; экстраверсия. Эмоции и чувства возникают быстро, но они более интенсивны и более устойчивы. Работоспособны. Склонны к бурным эмоциям, доходящим до аффекта. Движения резкие и стремительные и т. д.
- Меланхолики. Слабая активность и реактивность; ригидность; медленный темп реакций; повышенная чувствительность (сензитивность); повышенная эмоциональная возбудимость депрессивного характера. Чувства возникают медленно, будучи глубокими.
Проблемы исследования физиологических основ темперамента (Э. Кречмер, У. Шелдон, И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин и др.). Кречмер считал, что темперамент и характер зависят от особенностей строения тела. Он описал три типа строения тела: астенический (физически хилый), атлетический (физически сильный), пикнический (плотная фигура, большой живот и короткая шея).
Первый тип телосложения – астеник (преимущественно шло развитие внешнего зародышевого слоя) – человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.
Второй – пикник (преимущественно внутренний зародышевый слой) – человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее.
Третий – атлетик – средний зародышевый слой обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального крепкого телосложения, широкого плечевого пояса.
Четвертый – дипластик – человек с неправильным телосложением.
С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. Из конституциональных подходов наиболее известна классификация Шелдона. По нему темперамент определяется типом телосложения, а тип телосложения описывается тремя параметрами:
- Эндоморфизм (крупные внутренние органы и слабые соматические структуры);
- Мезоморфизм (преобладание соматических структур);
- Эктоморфизм (худощавость, преобладание линейных размеров и хрупкость телосложения).
Темперамент у эндоморфов называется висцеротонический, а человек называется висцеротоник. Темперамент у мезоморфов называется соматотонический, а сам он – соматотоник. Темперамент у эктоморфов называется церебротонический, а сам он – церебротоник. Неврологический подход. И. П. Павлов. Свойства ВНД не равны свойствам темперамента. Свойства ВНД – это нейродинамические характеристики, а свойства темперамента – психодинамические, которые не являются зеркальным отражением нейродинамических. Павлов предложил следующую схему соотнесения свойств ВНД и свойств типов темперамента. НС сильная слабая (меланхолик) уравновешенная неуравновешенная (холерик) подвижная инертная (сангвиник) (флегматик) Теплов выделял:
- Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия;
- Возбудимость внимания - это свойство темперамента обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя;
- Сила эмоций. Главную функцию данного свойства Теплов видел в «энергизации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов (современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений);
- Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации.
- Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент;
- Активность волевой целенаправленной деятельности;
- Пластичность - ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности;
- Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность;
- Субъективация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.
Из приведенных выше характеристик свойств темперамента, предложенных Тепловым, нам следует сделать два основных вывода. Во-первых, свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида. Во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью. Эти положения были развиты в последующих исследованиях отечественных ученых. Небылицын - выделение общих свойств: 1. Общая активность (ретикулярная формация). Проявляется в любой деятельности. 2. Эмоциональность (лимбическая кора, отделы гиппокампа) – чувствительность, восприимчивость. (1) 1 – низкая активность, 2 – высокая активность. Вывод: врожденным компонентом интеллектуальности является общая активность. (2, 3) 1 – низкая эмоциональность. 2 – высокая эмоциональность. Вывод: неспецифические показатели, связанные с темпераментом, определяют его врожденный компонент. В.М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П.К.Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и данные нейропсихофизиологии. Новые теоретические представления позволили трактовать темперамент как систему формальных поведенческих измерений, отражающих наиболее фундаментальные особенности различных блоков функциональной системы, как ее понимал П.К.Анохин. Если рассматривать всю человеческую жизнедеятельность в виде континуума поведенческих актов, то каждый из них можно представить как структуру из четырех блоков: афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), программирования (принятия решения), исполнения и обратной связи. Поскольку темперамент и есть результат системного обобщения биологических свойств (о чем подробно говорилось в специальной теории индивидуальности), то должно существовать соответствие между блоками теории функциональных систем и формальными аспектами поведения человека, т.е. составляющими темперамента. В.М.Русалов настаивает на том, что взаимодействие с миром предметным (субъект-объектное) и миром социальным (субъект-субъектное) обладают совершенно различным смыслом и содержанием, в связи с чем эти аспекты человеческой активности могут иметь и разные формально-динамические характеристики. Поэтому четырем блокам П.К.Анохина предлагается ставить в соответствие не четыре, а восемь блоков, образующих структуру темперамента.
Психологические свойства темперамента. По модели Мерлина психологических свойств темперамента 8:
- Сензитивность или чувствительность. Какова необходимая сила внешних воздействий для возникновения психической реакции и какова скорость этой реакции;
- Реактивность. Какова степень непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (иногда реактивность называют силой эмоционального ответа);
- Активность. С какой степенью энергичности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при достижении цели;
- Соотношение реактивности и активности. От чего зависит активность: от случайных обстоятельств или от целей и стремлений;
- Темп реакций. Скорость протекания реакций и процессов;
- Пластичность – ригидность. Пластичность – это степень гибкости приспособления к внешним воздействиям. Ригидность – это инертность и косность поведения;
- Экстраверсия – интроверсия. Экстраверсия – зависимость активности от внешних впечатлений. Интернальность – зависимость от содержания внутреннего мира;
- Эмоциональная возбудимость.
Насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоций и с какой скоростью она возникает. Модель Гилфорда – Циммермана (свойства):
- Общая активность. Уровень энергии и жизненных сил;
- Ограничение. Степень приспособляемости к ограничениям, контроль за собственными проявлениями;
- Влиятельность. Способность руководить другими, способность оказывать на них влияние;
- Общительность. Способность брать на себя инициативу при завязывании контакта;
- Эмоциональная устойчивость. Постоянство настроения;
- Объективность. Наблюдательность, способность посмотреть на себя со стороны или эгоцентризм;
- Добродушие. Степень уважения к партнеру, терпимость к агрессии;
- Рассудительность. Обдуманность поведения, рассмотрение события в перспективе;
- Характер межличностных отношений;
- Мужественность – женственность (привычек и интересов).
Г. Ю. Айзенк предложил упрощенную модель свойств темперамента. В этой модели он использует фактически 2 свойства: 1). Экстраверсия – интроверсия; 2). Эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность (нейротизм). По Айзенку экстраверсия коррелирует со следующими 7-ю характеристиками: активность; общительность; готовность к риску; импульсивность; экспрессивность; практичность; безответственность. Эмоциональная нестабильность коррелирует с: комплексом неполноценности; депрессивностью; тревожностью; навящивостью; зависимостью; ипохондрией; чувством вины.
Есть еще 2 модели свойств темперамента: модель В. И. Гарбузова и модель Томаса и Чесса (применительно к новорожденным). Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент накладывает отпечаток на личность и деятельность человека. Он может способствовать проявлению определенных качеств личности. У сангвиников проявляется общительность, у холериков – увлеченность, у флегматиков – уверенность, у меланхоликов – замкнутость. Под влиянием темперамента формируется определенный стиль деятельности. У сангвиников и холериков он динамичный, порывистый, у флегматиков и меланхоликов – ровный, спокойный. Кроме того, от темперамента зависит предрасположенность человека к определенному виду деятельности. Сангвиники и холерики предпочитают такие виды деятельности, где можно проявить самостоятельность, ловкость, сообразительность, находчивость. Флегматики и меланхолики любят заниматься спокойными видами деятельности, которые требуют усидчивости, выдержки. В условиях, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы и наоборот.
Рассмотрим характеристики типов темперамента.
Холерический темперамент .
Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью способны отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они ничего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной системы.
Сангвинический темперамент .
Представителя этого типа темперамента И.П. Павлов характеризует как горячего, очень продуктивного деятеля, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело, т.е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым.
Для сангвиника обычна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник всегда весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как и быстро увлечься, если дело его перестает интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный характер.
У сангвиника эмоции легко возникают, легко сменяются. Это одно из условий того, что он может быстро освободиться от гнетущего нестроения, если оно возникает, и пребывать в постоянном оптимистическом состоянии духа, если обстоятельства достаточно возбуждают его и увлекают к тому или другому делу.
Легкость, с которой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность характеризуют гибкость ума сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Он продуктивен при динамической и разнообразной работе. Работа, требующая быстрой реакции, а вместе, тем уравновешенности, больше всего подходит ему.
Флегматический темперамент .
По характеристике И.П. Павлова, флегматик – спокойный уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения ему нетрудно сдерживать свои импульсы, порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни, системе в работе, не отвлекается по незначительным поводам. Флегматик может выполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения).
Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он равен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать.
Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п. Инертность сказывается и на его стереотипах, трудности их перестройки, что приводит к излишней фиксированности характера, недостаточной его гибкости. Однако, это качество - инертность - имеет и положительное значение. Оно обеспечивает неторопливость, основательность и в целом постоянство, определенность характера. Флегматики особенно подходят к работе, требующей методичности, хладнокровия и длительной работоспособности.
Меланхолический темперамент .
Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого и повышенной ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешительны в трудных обстоятельствах, испытывают сильный страх в опасных ситуациях.
Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности (преобладает торможение) приводит к тому, что всякое сильное воздействие затормаживает деятельность меланхолика, и у него возникает запредельное торможение. Специфично действует на меланхолика и слабое раздражение, субъективно оно переживается им как сильное воздействие, а потому меланхолик склонен отдаваться переживанию по незначительному поводу. Это рассматривалось психологами как способность меланхолика к сильному переживанию.
В привычной обстановке, и в особенности в хорошем, дружеском коллективе, меланхолик может быть довольно контактным человеком, успешно вести порученное дело, проявлять настойчивость, преодолевать трудности.
Итак, темперамент сказывается на характере активности (в работоспособности, коммуникативности или социальном контакте), приспособления к изменяющимся условиям.
10.3. Понятие и общая характеристика характера.
Характер - это целостное образование, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности.
В характере личность раскрывается со стороны ее содержания. В темпераменте - со стороны своих динамических проявлений.
Характер представляет собой индивидуально-своеобразные сочетания постоянных, существенных свойств личности, проявляющихся в ее поведении. В характере выражается наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.
Характер возникает и формируется в обществе. Типические черты общества проявляются в характере каждого человека по-разному, в зависимости от его интересов, способностей, чувств, мотивов.
Индивидуальное и общее в характере обретает единство. Характер одновременно является и «устойчивым», и «изменяющимся».
Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны. Темперамент может качественно меняться под влиянием характера, темперамент по-своему окрашивает черты характера, придает им своеобразные формы; характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воле. Характер взаимосвязан и с другими сторонами личности: интеллектом, специальными способностями.
Характер человека многогранен и многообразен в своих проявлениях. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами.
Структура характера
В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различные отношения личности к действительности.
К первой группе относятся черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.
Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим: тактичность, чуткость и др.
Третья группа - это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и т.д.
Четвертая группа включает черты, характеризующие отношения личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.
Характер неразрывно связан с избирательным отношением к окружающему, представляет собой конкретное сочетание отношений к природе, обществу, самому себе. Как и вся психическая жизнь людей, отношения к окружающему глубоко динамичны, зависят от изменений, происходящих вовне, в жизни, в деятельности человека, одни отношения сменяются другими - отношениями иного уровня.
Характер рассматривается как психологический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле.
Характер - общественно-историческая категория. Основой его формирования является общественно-исторические условия жизни человека с окружающей его социальной средой. На разных возрастных этапах формирование характера происходит по - разному, в зависимости от жизненного опыта, условий жизни, преобладающих форм деятельности, условий воспитания и самовоспитания. Формирование характера начинается с детства и во многом зависит от того микромира, с которым ребенок вступает во взаимодействие.
Решающее значение для формирования положительных черт характера имеет система постоянного усложнения требований со стороны взрослых. Важным моментом является объективность оценки поступков людей.
10.5. Типологии характера.
В истории наук известны попытки объяснения характера различных людей в зависимости от строения и очертания их лица, от формы кисти рук и складок кожи ладоней, от цвета глаз и волос и т.д.
Широкое распространение получили так называемые конституционные теории, связывающие особенности характера личности с его внешним видом (И. Ломброзо, Э. Кречмер, У. Шелдон).
Характер обладает следующими выразительными признаками:
1. Поступки и действия (сознательные и преднамеренные действия, позволяют судить о том, что представляет собой человек).
2. Особенности речи (громкая или тихая, быстрый или замедленный темп, многословие и замкнутость, эмоциональность и сухость и т.д.), все это выражает определенные свойства характера.
3. Внешний облик (улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, как человек ходит: размашисто или мелкими шажками, как стоит - все это также характеризует человека).
Акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.
1. Демонстративный тип . Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно он лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
2. Застревающий тип . Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, разговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
4. Педантичный тип . Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму, с охотой уступает лидерство другим людям.
5. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Для него характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.
6. Гипертимный тип . Людей такого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с завышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные. Вместе с тем, они деловитые, изобретательные, энергичные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Для них характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Недостаточно серьезно относятся к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
7. Дистимический тип . Люди этого типа отличаются серьезностью, подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами. Они, обычно, избегают общества, шумной компании, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
8. Тревожный тип . Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.
Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется. Особенно слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Дружелюбны, самокритичны, исполнительны. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток.
9. Экзальтированный тип . Яркая черта этого типа - способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
10. Эмотивный тип . Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь интенсивны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
11. Циклотимный тип . Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенным дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражено желание иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
ТЕМА 11. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ.
11.1. Понятие, виды, структура способностей.
Б.М. Теплов включает в понятие «способности» три признака:
1. Под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
3. Понятие «способности» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.
Существенным показателем способностей является высокая количественно-качественная продуктивность человека, даже вопреки неблагоприятным условиям его развития и деятельности.
Виды способностей.
Способности разделяются по широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.
По широте различают общие и специальные способности
Изучая конкретно психологическую характеристику различных способностей, мы можем выделить общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.
Общие способности изучаются разными исследователями. Так, Л.С. Лейтес в качестве общих способностей называет активность и саморегуляцию .
Менчинская в состав общих способностей включила:
- высокий уровень аналитико-синтетической деятельности;
- гибкость мышления;
- гармоническое соотношение словесно-логического и наглядно-образного мышления.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области, конкретной деятельности.
Например, различают конструктивно-технические, организаторские, педагогические, математические, музыкальные и др. способности.
Структура способностей.
Каждая деятельность предъявляет к психике человека определенные требования. Успешность деятельности зависит ни от одной какой-либо способности, а от их совокупности.
Структура способностей определяется требованиями конкретной деятельности. Она является различной для разных видов деятельности.
Так, структура способностей к иностранным языкам включает в себя следующие компоненты:
Слуховая дифференциальная чувствительность;
Объем оперативной памяти;
Способность выводить языковое правило;
Гибкость трансформационных процессов (перевода с одного языка на другой и обратно);
Словесная беглость.
Структура педагогических способностей включает другие компоненты:
Академические способности (знание предмета);
Организаторские способности;
Дидактические способности (способность ясно и доступно излагать материал);
Коммуникативные способности;
Любовь к детям;
Педагогический такт;
Артистические способности;
Ораторские способности
Структура каждой конкретной способности как готовности личности к данной деятельности отличается значительной сложностью, включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные.
Общие и специальные способности тесно взаимосвязаны. Чем выше развитие общих способностей, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. Развитие же специальных способностей положительно влияет на общие умственные способности.
Уровни способностей.
В своем развитии способности составляют ряд уровней: на низшем уровне находятся собственно способности, далее идет одаренность, талант и завершает развитие способностей гениальность.
Итак, способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие легкость и успешность выполнения деятельности.
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успеха в деятельности. Отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Одаренность – системное проявление способностей.
Талант – высокий уровень развития способностей. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо трудовую деятельность. Талант предусматривает возможность приобретения мастерства. В развитии таланта огромное значение имеют труд, ежедневные занятия соответствующей деятельностью.
Гениальность – высший уровень развития способностей, как общих, так и специальных. О наличии гениальности можно говорить в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
П Е Д А Г О Г И К А
"Темперамент"
Темперамент - врожденное (биологически обусловлена) и неизменное свойство человеческой психики, определяющее реакции человека на других людей и обстоятельства. Срок введено в обиход Клавдием Галеном, в переводе с латыни означает "надлежащее соотношение частей".
В чистом виде темпераменты встречаются крайне редко.
1. История
4. Свойства темперамента
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку трудной с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматик, как выдержанный, без скоропалительных решений человеку; сангвиник, как высоко чуткого для любой работы человеку; холерики, как страстной, безумной и активной в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика - безразличие к людям, сухость; у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство, у холерика - поспешность решений.
Различают следующие основные свойства темперамента, как:
5. Влияние темперамента
От темперамента человека зависит:
6. Темперамент в теории Павлова
И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, он обращал внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. "Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е. основан на свойствах нервной системы, связанный с телосложением человека, с обменом веществ в организме". Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:
- "Подвижный" (сильный, живой, уравновешенный тип нервной системы, соответствует темпераменту сангвиника);
- "Инертный" (сильный, спокойный, уравновешенный тип нервной системы, соответствует темпераменту флегматика);
- "Неуравновешенный" (подвижный, безудержный, сильный тип нервной системы - соответствует темпераменту холерика);
- "Слабый" (неуравновешенный, малоактивный тип нервной системы, приводит темперамент меланхолика).
Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).
Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:
- Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами находятся представители различных темпераментов.
- Двигательная, или моторная, активность, показывает состояние активности двигательного и речевого аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или наоборот, сдержанности), говорливости (или мовчазливости).
- Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (чувствительность к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, их начала и прекращения). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним постоянными признаками можно в определенной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Различают 4 типа темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический.
Сангвинический темперамент. Сангвиник определяется Павловым как "горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда он интересное дело, есть постоянное возбуждение. Когда такого дела нет, он становится скучным, вялым". Я.Стреляу дает следующую характеристику: "Человек с повышенной реактивностью, причем активность и реактичнисть у нее уравновешены. Он возбужденно отвечает на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его разгневать. Он активно берется за новое дело и может долго работать, не уставая. Он быстро сосредотачивается, дисциплинирован. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, сообразительность. Быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений, легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстоятельств. Экстраверт. Чувства легко возникают, легко меняются.
Холерический темперамент характеризуется И. П. Павловым как: "боевой тип, вспыльчивый, раздражительный... Увлекшись каким-нибудь делом, чрезмерно давит на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что все ему уже силу. Я.Стреляу характеризует как: "отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он неудержим. Невыдержанный, нетерпеливый, характерна резкая смена настроения. Горячий, быстрый темп и резкость в движениях. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания ".
Флегматический темперамент по характеристике И. П. Павлова - спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упрямый труженик жизни. Но ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.д.. По Я.Стреляу: "обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью". Его трудно рассмешить и опечалить. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как и язык. Он не сообразительный, трудно переключает внимание и приспосабливается к новым обстоятельствам, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самоконтролем. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.
Меланхолический темперамент указанный И. П. Павловым как "явно тормозной тип нервной системы... очевидно, каждое явление жизни является тормозящим агентом, если он ни вви что не верит, ни на что не надеется, от всего ожидает и во всем видит только плохое, опасно ". Меланхолик характеризуется Я.Стреляу: "Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно чувствителен, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедные. Обычно уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он не энергичный, не упорный, легко утомляется и малопрацездатний. Ему присуща легко розпорошувана и неустойчивое, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты. Он стыд " язливо, нерешительный, робкий. Однако в спокойном, привычном для него окружении меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.
7. Роль темперамента в деятельности человека
Деятельность - трудовая, учебная, игровая - выдвигает требования не только к знаниям и уровня умственного и эмоционально-волевого развития личности, но и в типологических особенностей нервной системы, а следовательно, к темпераменту человека. В зависимости от содержания и условий деятельности сила, уравновешенность и подвижность нервной системы (темперамента) личности проявляются по-разному, играют положительную или отрицательную роль. Там, где требуется значительная работоспособность, выносливость, лучше проявляет себя сильный тип нервной системы, а где необходимо проявить сострадание, кротость, лучше проявляет себя слабый тип нервной системы.
Неуравновешенность холерика вредит там, где нужно проявить сдержанность, терпеливость. Слишком медленный темп движений, медленно, монотонно речи флегматика не способствует успешности деятельности, где нужно проявить подвижность, скорость воздействия на других. Слабость возбудимости и тормозные действия, присущие меланхолику, вызывают робость, нерешительность, препятствующие установлению контактов с другими. Склонность сангвиника в восхищение новым, до скуки при однообразной, хотя и важной деятельности, снижает активность, постоянно вызывает тягу к новому, модному.
Исследованиями доказано, что на основе одинаковых свойств высшей нервной деятельности можно сформировать существенно различные динамические особенности личности: у слабого типа нервной деятельности - силу действий, в неуравновешенного - уравновешенность, в инертной - живость, подвижность. Такие изменения наступают под воздействием содержательной стороны деятельности. Путем упражнений можно достичь определенного уровня торможения, слабости, инертности или несдержанности движений, но образованные таким образом позитивные действия: сила, уравновешенность, подвижность не устраняют полностью врожденной слабости, неуравновешенности или инертности нервной деятельности. В экстремальных условиях привычное основном теряет силу, в действие вступают природные особенности типа нервной системы, свойственной человеку: слабость, гальмивнисть, возбудимость, которые оказываются в растерянности, ступорозные состоянии беспомощности, чрезмерной возбудимости, потере самообладания.
Стиль деятельности каждого человека в значительной степени зависит от типа высшей нервной деятельности, входящей в структуру его темперамента. Так, в профессиональной ориентации и подготовке к труду молодежи нужно учитывать особенности темперамента.
Презентацию подготовила
И.Ю. Асташенко
Типы
темперамента.
Современные подходы к психологической
характеристике типов темперамента.
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом:
· сангвинический,
· флегматичный,
· холерический,
· меланхолический.
Сангвинический
темперамент
Флегматический темперамент
Холерический темперамент
Меланхолический темперамент
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.
У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.
Сангвинический темперамент
Человек
этого темперамента медлителен, спокоен,
нетороплив, уравновешен. В деятельности
проявляет основательность, продуманность,
упорство. Он, как правило, доводит
начатое до конца. Все психические
процессы у флегматика протекают
как бы замедленно. Чувства флегматика
внешне выражаются слабо, они обычно
невыразительны. Причина этого - уравновешенность
и слабая подвижность нервных
процессов. В отношениях с людьми
флегматик всегда ровен, спокоен, в
меру общителен, настроение у него устойчивое.
Спокойствие человека флегматического
темперамента проявляется и в
отношении его к событиям и
явлениям жизни флегматика нелегко
вывести из себя и задеть эмоционально.
У человека флегматического темперамента
легко выработать выдержку, хладнокровие,
спокойствие. Но у флегматика следует
развивать недостающие ему качества -
большую подвижность, активность, не допускать,
чтобы он проявлял безразличие к деятельности,
вялость, инертность, которые очень легко
могут сформироваться в определенных
условиях. Иногда у человека этого темперамента
может развиться безразличное отношение
к труду, к окружающей жизни, к людям и
даже к самому себе.
Флегматический темперамент
Меланхолический темперамент
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением) . Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Холерический темперамент
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.
- Психологии известно два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты.
- Экстраверты - это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.
- Интроверты - тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.
- Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится:
- к общению с людьми,
- вниманию со стороны окружающих,
- участию в публичных выступлениях,
- участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.
Экстраверты и Интроверты
Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.
Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и пе реживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Интроверт может быть превосходным ученым, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем. Если экстраверту для комфорта необходимо присутствие других людей, то интроверту комфортно трудиться и в одиноч естве.
C чем же связано существование т аких разных типов личности? Мы с вами знаем, что человек у строен гораздо сложнее его ана томического устройства. И частью этого сложного механи зма является энергетический ас пект. Наверное, все процессы, происходящие в человеке, связаны с затратами энергии, и поэтому способ пополнения эне ргии является важным элементом жизни и поведения каждого чел овека.
Обычно человек получает энергию в эфирное тело, через дыхание, питание и сон. Во время сна биополе человека восстанавливается, так как «траты» эфирной энергии на другие тонкие тела сводятся к минимуму (физическое тело во время сна почти не совершает движений, ментальное тело понемногу допроживает те мысли и идеи, которые человек думал в течении дня, да и потребления астрального тела минимальны), а выработанный и сохраненный во время сна энергопотенциал дает возможность человеку плодотворно жить и трудиться следующий день. Поэтому после сна мы и чувствуем себя отдохнувшими, наполненными силой и энергией. Но не со всеми людьми это наполнение происходит в равной мере. Оказывается, экстравертам энергии, которую они получили во время сна, не хватает. И им для полноценной жизни приходится искать энергетическую подпитку в окружающем мире (обществе). Что они успешно и делают, получая в том или ином виде энергию от других людей. Собственно, именно этот факт и неосознанно заставляет экстравертов искать общество других людей, привлекать внимание, быть на публике, в центре внимания.
Интроверты же прекрасно пополн яют свой энергетический запас во время сна и затем целый ден ь живут в основном за счет это й энергии. Это позволяет им за ниматься своими делами или тво рчеством в одиночестве. У них нет жгучей или острой потребно сти в общении с другими, им ко мфортно и наедине с собой.
Известный термин «энергетический вампир», о котором писалось в статье о «энерговампиризме», говорит нам лишь о том, что это человек экстравертивного типа, нуждающийся в энергетической подпитке, и получает он эту энергию от людей, и при этом делает это неконструктивным образом. Проще говоря, «энергетический вампир» это экстраверт, который получает энергию, причиняя людям зло и нанося им вред (через обиды, страхи, необоснованные обвинения, критику и т. д.). Но, к счастью, есть экстраверты (и их большинство), которые получают энергию, делая людям добро и принося пользу.
Как распознать интроверта и эк страверта? Для этого следует о братить внимание на поведение человека. Ведь суть каждого из нас на 99,9 % проявляется в нашем поведении. Наверное, вы встречали подобную ситуацию. В трамвай заходит женщина прек лонных лет. Молодой человек ср очно начинает читать газету ил и дремать, а серьезный мужчина громко просит его уступить ме сто вошедшей женщине. Юноша не хотя встает, на его место садится довольная старушка. Если эту ситуацию разобрать эн ергетически, то получится, что молодой человек это интроверт, погруженный только в свои пр облемы и интересы. Серьезный мужчина экстраверт, который и о бабушке позаботилс я, и энергию свою сохранил. Ведь он свое место не уступил, а при этом получил энергию не довольства от молодого человек а, энергию благодарности от стару шки, энергию тех пассажиров, которые волновались за свое ме сто, энергию пассажиров, которые поддерживают серьезног о человека в том, что молодежь нужно учить уступать место ст аршим. Если на работе в переры ве вы зашли в курилку и видите человека, который с упоением рассказывае т анекдоты жадно слушающим кол легам, можете быть уверены, что высту пающий - экстраверт, приносящий пользу и удовольств ие людям - за энергию их внимания.
В любом, бизнесе работают и тот, и другой тип личности. Каждый из этих типов личностей имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства каждого типа необходимо использовать на 100 %, и недостатки этих двух подходов тоже постепенно нужно превращать в достоинства.
Итак, достоинства интровертов в рабо те менеджера:
- комфортный для клиента стиль о бщения (рассердить собеседника для интроверта - катастрофа);
- способность работать индивидуально (нет потребности постоянно находиться в коллективе).
Достоинства экстраверта:
- легко вступают в контакты (в том числе и холодные, нет страха перед возможной негативной реакцией),
- отсутствует страх перед публичными выступлениями (чем больше людей, тем больше внимания, а следовательно, энергии).
Недостатки интровертов:
- затруднена коммуникация (нет потребности в новых контактах, страх вызвать негативную реакцию),
- нежелание выходить на сцену (нет потребности привлекать к себе внимание).
Недостатки экстравертов
:не заботятся о комфортном сос тоянии клиента (даже негативна я реакция, на энергетическом у ровне, их устраивает),
- иногда превращают публичное выступление в балаган (главное энергия, а не дело).
Как помочь себе достичь максимума при имеющемс я потенциале? Прежде всего, наверное, нужно осознать, к какому типу личности вы относитесь. Существует множество тестов для определения типа личности. Проанализируйте свое поведение:
- Комфортно ли вам работать в одиночестве?
- Легко ли вам вступать в контакты?
- Есть ли у вас тяга к публичным выступлениям?
- В поезде вы предпочитаете общаться или молчать?и т. д.
Интровертам следует научиться общаться с людьми так, чтобы иметь только позитивную реакцию собеседника или слушат еля. А для этого нужно уважать собе седника и ставить его интересы на первое место. Вероятнее всего, интровертам нужно научиться вы зывать позитивную реакцию с первого слова.