Когда мы говорим об эффективной мотивации , то чаще всего имеем в виду наличие эмоционального состояния, которое побуждает человека действовать в определенном направлении.
Мотив (от старо - французского motivus ) дословно "побуждение к действию". Эмоциональные состояния могут быть обусловлены множеством различных причин, как правило, не имеющих отношения к предмету деятельности .
Так, молодой человек может поступать в высшее учебное заведение, далекое от среды его возможных интересов, только из-за того, что туда поступила любимая девушка. Ряд подобных примеров бесконечен.
В старой американской комедии "Полицейская академия" мотивы, которые привели в ряды доблестных копов, толпы молодых людей были самыми разнообразными: "Я хочу уметь защитить себя", "Я хочу посмотреть на людей, непохожих на нас", "Я хочу уйти от домашней опеки" и т.д. и т.п.
Случайные мотивы, впоследствии вызывающие недоумение и досаду, роднит одно обстоятельство. Человек предпринимает действия в масштабе жизни, масштабе судьбы под влиянием частных, мелких, спонтанных факторов . Все это в полной мере относится и к выбору работы, а также к ее эффективности.
Сколько случайных людей оказалось в геологии, загоревшись романтикой книг Олега Куваева?
Сколько людей кинулось открывать свой бизнес, загоревшись историями Форда, Крока и Эсти Лаудер?
Иной раз, услышав чью-то историю успеха в сетевом бизнесе, человек бросается, как в омут, в первую попавшуюся сетевую компанию, чтобы через пару месяцев проклясть весь , не принесший ему успеха.
Аналогичная ситуация хорошо известна в сфере образования. Человек поступающий в высшее учебное заведение из-за ложного престижа и надежд на высокооплачиваемый труд, много лет вымучивает диплом, а затем понимает, что ни счастье, ни успех, ни богатство ни прямым ни косвенным образом с высшим (и любым другим) образованием никак не связаны.
Давайте попробуем разобраться с мотивацией и научиться использовать ее эффективно.
Мотивация, как большинство уже знает, бывает внутренней и внешней. Как это понять и как это действует?
Эффективная мотивация
Под окнами дома пожилого человека повадились играть дети. Каждый вечер они собирались на лужайке перед его домом, бегали, шумели, чем сильно ему мешали. Никакие просьбы и уговоры играть подальше от его дома не помогали.
Он долго мучился вопросом: что же с ними делать и придумал - он вышел к детям и сказал:
Вы очень здорово сегодня бегали, резвились и кричали. За это каждый из вас получит сегодня по 1 доллару.
Можете себе представить реакцию детей?! Мало того, что они получали удовольствие от игры, они получили еще и . Дети были очень довольны.
На следующий день хозяин дома вышел к играющим детям и сказал:
Знаете, дети, сегодня мои обстоятельства изменились, и я могу вам дать лишь по 50 центов".
Дети взяли деньги, но играли и кричали уже с меньшим энтузиазмом.
На следующий день этот мудрый человек раздал детям по 20 центов и сказал:
Приходите еще и завтра, я вам дам по 5 центов.
На это дети ответили: "Вот еще! Будем мы тут бегать и кричать за какие-то 5 центов! ".
Таким замысловатым образом этот пожилой человек избавился от шума и крика под своими окнами.
О чем же эта история? О внутренней и внешней мотивациях. Что сделал этот мудрый человек? Он снизил внутреннюю мотивацию детей (их собственные эмоции, желание свободно играть, "бегать и кричать"), переведя ее во внешнюю мотивацию (деньги), а затем убрал и ее.
Куда же делась внутренняя мотивация этих детей? Исчезла, как дым…
Куда уходит внутренняя мотивация тех людей, которые сначала активно и с интересом начинают работать в вашей кампании, а затем... "гаснут"?
Все очень просто. Вероятнее всего, вы слишком много внимания уделяете внешней мотивации, забывая при этом о ведущей силе - внутренней мотивации.
Внутренняя мотивация
Внутренняя мотивация
- это движущая сила, которая толкает вас вперед и не дает стоять на месте, это то, почему Вы вкладываете свои усилия, почему Вы действуете изо дня в день, создавая свою команду и свою организацию. Вы делаете это ради изменения своей жизни и жизни других людей к лучшему.Внутренняя мотивация - это "топливо", которое нас поддерживает и не дает потухнуть и остыть в момент преодоления трудностей и неудач. Внутренняя мотивация побуждает действовать.
- , самореализация
- идеи, творчество
- самоутверждение
- убежденность
- любопытство
- здоровье
- ощущение нужности кому-то
- потребность в общении
Первый в деле (любом) - никогда не снижайте Вашу внутреннюю мотивацию.
Внешняя мотивация
Внешняя мотивация это видимые знаки Ваших достижений в окружающем Вас социуме.
- деньги
- карьера
- статус
- признание
- престижные вещи (дом, квартира, машина)
- достойная эстетика быта
- возможность путешествовать
Ваша внешняя мотивация постоянно изменяется. Еще вчера Вы хотели зарабатывать только на то, чтобы накормить семью. Затем Вы сделали первые шаги в бизнесе и захотели дать лучшее образование детям, новый дом, новую машину...
Сказку о рыбаке и рыбке помните? "не хочу быть черною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой" - пример внешней мотивации.
Внутренняя и внешняя мотивации наиболее эффективны в равновесии.
Второй секрет успеха эффективной мотивации - поддерживайте равновесие (баланс) между внутренней и внешней мотивациями.
Положительные и отрицательные факторы мотивации
Все возможные мотивационные факторы, на самом деле, можно свести всего лишь к двум интуитивно понятным идеям:
- получить удовольствие
При чем оба фактора могут быть как внутренними, так и внешними. И если в вашем действии присутствуют оба фактора, то получается очень мощный локомотив. Такой себе тяни-толкай.
Эти типы мотивации действуют различным образом, в разных направлениях и с разными результатами. Все люди до определенной степени используют оба, но при этом каждый из нас имеет тенденцию отдавать предпочтение какому-то одному из этих направлений.
Иллюстрация
Пример практически реализованной схемы внутренней мотивации с одновременно задействованными положительным и отрицательным факторами - фильм (англ. Artificial Intelligence ) - научно-фантастическая драма Стивена Спилберга, вышедшая в 2001 году.
Сразу предупреждаю: фильм не о мотивации… Он о безответственном желании творить, об ответственности за тех, кого приручили, человеческой нетерпимости к тем, кто непохож на тебя и о многом другом, но не о мотивации. И тем не менее… он наглядная иллюстрация силы неудержимости, скрытой в мотивации.
Действие фильма происходит в будущем. Человечество пытается поддержать цивилизацию, создавая андроидов, наделенных искусственным разумом. Эти попытки приводят к разработке человекоподобного робота-ребёнка принципиально нового типа, который способен любить. Его называют Дэвидом. Компания, создавшая его, желает проверить, как их творение приживётся в семейных условиях.
Этой семьей становятся Генри и Моника. Их настоящий сын в коме из-за редкой болезни. Моника, потеряв надежду на выздоровление сына, активирует особые функции Дэвида, позволяющие ему любить её так, как настоящий ребёнок любит своих родителей. Все, вроде, складывается нормально. Однако, через время, настоящий сын выздоравливает и возвращается домой.
Теперь дети вместе должны жить как братья, но вместо этого становятся соперниками за любовь матери. И, конечно, мать делает выбор в пользу настоящего ребенка, это логично. Вместо того, чтобы доставить Дэвида в "Кибертроникс", Моника отпускает его в лес, предупреждая, чтобы тот остерегался "торжества плоти" - шоу-мероприятия, где андроидов уничтожают публично на аренах, как некогда в Древнем Риме восставших рабов и христиан.
И вот маленький, безответственно очеловеченный, робот отправляется на поиски Голубой Феи, о которой он услышал из сказки "Пиноккио" и поверил, что она сможет сделать его настоящим мальчиком, благодаря чему Мама полюбит его и примет в семью обратно.
Всепоглощающая жажда материнской любви, чувства безопасности и защищенности, стремление избежать ощущения брошенности матерью - два фактора, которые помогают Дэвиду пройти через страшную мясорубку, фанатично продвигаться к своей совершенно нереальной цели и через 2000 лет достичь ее на один короткий день.
Фильм фантастический, но замечательный как по содержанию, так и по исполнению. Если кто-то еще не успел посмотреть - сделайте это обязательно.
Как же соотносятся факторы мотивации с ее состоянием?
Внутренняя | Внешняя | |
---|---|---|
Положительная | мечта, самореализация идеи, творчество самоутверждение убежденность любопытство здоровье ощущение нужности кому-то личностный рост потребность в общении |
деньги карьера статус признание престижные вещи (дом, квартира, машина) достойная эстетика быта возможность путешествовать |
Отрицательная | нереализованность ощущение унижения отсутствие здоровья недостаток общения отсутствие защищенности |
выговор понижение зарплаты понижение в статусе непризнание прямая угроза жизни или здоровью болезнь |
Где и как это применить?
Мотивировать можно как свою команду, так и самого себя. При этом, памятуя две вещи:
- чтобы зажечь чье-то вдохновение, чью-то мечту, нужно сначала вспыхнуть самому.
- максимального успеха можно достичь при балансе внутренней и внешней мотивации.
Таким образом, задачи поставлено три:
- как зажечь внутреннюю мотивацию
- как мотивировать других людей на подвиги
- добиться баланса
в балансе
Любое осмысленное движение, которое можно рассчитать, возможно при условии, что вы знаете куда и откуда идете. Наполеон Хилл в своей книге "Думай и богатей" писал, что любое успешное действие начинается с желания
Лидер в этом смысле тот, кто руководствуется внутренними мотивами, тот, кто может на время отложить какие-то внешние проявления успеха (отсроченное вознаграждение). Следовательно, основа лидерской мотивации - внутренняя (положительная и отрицательная).
- Начинается она с мечты или вИдения. О том, как сформулировать мечту или мы рассматривали в одном из прошлых выпусков "Видение лидера: миф или реальность?".
- В рамках достижения мечты (вИдения) определить и записать долгосрочные цели
- Разбить долгосрочные цели на короткие отрезки - краткосрочные цели
- Наметить для краткосрочных целей планы на каждый день
Для чего такая нудная работа в таком вдохновляющем вопросе, как мотивация. Затем, что эффективная мотивация - это только двигатель паровоза, нужен еще машинист, который знает цель, нужны рельсы, которые ведут к этой цели, кто-то должен подбрасывать уголь в топку или на кнопки нажимать. Т.е. мотивация без четких целей - это фейерверк. Шуму много, толку мало.
Детально о том, для чего нужно планировать, о технике четких постановок целей, о статичности и мобильности целей и планов мы поговорим в следующем выпуске рассылки. А пока просто отметьте себе где-то (запишите на лбу, зарубите на носу, выбейте в печенках, в почках), что и планирование - ну, просто таки очень важно, просто без этого ну никуда…
Как победить внутреннего саботажника
Кто такой внутренний саботажник? Это негативная сторона вашей личности. Он хитер и опасен, ибо появляется тогда, когда вы его не ждете. Он может отговорить вас от нового перспективного дела или развалить уже начатое. Умение распознать и понять своего саботажника является важным этапом в работе над собой. Как только вы задумали что-то важное, саботажник сразу же возникает из глубин вашей души и вкрадчиво проговаривает: "Зачем стараться, зачем приниматься за дело? Все бесполезно", "Тебе что, больше всех надо?", "Ты не способен стать лучшим, оставь это дело".
Эти и другие высказывания, которые прорываются иногда с негативной стороны вашей личности, способны отвратить вас от новых начинаний, убить интерес к любой деятельности.
Например, вы менеджер некой фирмы. Вы молоды и полны сил, стремитесь сделать карьеру, реализовать себя. Разработали новое перспективное начинание (новый и оригинальный метод продаж, техническую новинку, etc) Но как только вы собираетесь приступить к делу, внутренний голос (саботажник) моментально начинает запугивать вас, мешать и отбивать охоту работать. Он говорит вам:
А что, если ничего не получится?
А вдруг ты не найдешь поддержки среди коллег и начальства? Они тебя просто засмеют.
Ты слишком занят другими делами, и у тебя нет времени для этого.
Каждый дурак тебе скажет, что это невозможно.
Ты еще молодой для таких дел, успеешь.
Ты не сможешь преодолеть так много трудностей и препятствий.
Еще одна любимая увертка вашего саботажника - откладывание "на потом". Он часто прибегает к ней, подсовывая вам разумные оправдания: "Не сейчас, я еще успею", "Не надо спешить", "Я обязательно начну это делать со следующего понедельника" и т.д. Будьте уверены: когда наступит следующий понедельник, внутренний саботажник найдет разумные оправдания, чтобы опять отложить дела до "следующего понедельника". Он будет ссылаться на что угодно: обстоятельства, нехватку времени, плохую погоду, - лишь бы не дать вам достигнуть успеха.
Как же избежать негативного влияния внутреннего саботажника? Здесь вам помогут упражнения, придуманные гештальтпсихологами.
Контратакуй!
В первую очередь внутренний саботажник стремится лишить вас уверенности в себе. Главное - не дать ему возможности господствовать над вашими стремлениями. Противопоставьте ему свои весомые аргументы.
Вот примеры контраргументов, которые можно использовать, контратакуя своего саботажника.
- Этого невозможно достичь. Но всегда можно попробовать! И мы еще посмотрим!
- У меня много много других дел и обязанностей Но один час я всегда могу выделить на это!
- Не торопись, еще есть время. Время не ждет, нужно работать, чтобы не было поздно.
- Нужно преодолеть очень много трудностей и препятствий Трудности для того и существуют, чтобы их преодолевать!
Своего внутреннего саботажника не легко победить и заставить замолчать. Ведь саботажник - это не только ваш личный голос. Это еще и продукт влияния других людей - родителей, друзей, окружающих, тысячу раз говоривших вам: "Не высовывайся, будь как все". Психологи называют его внутренним цензором (Сверх-Я). Но с ним можно и нужно дискутировать, убеждать, делать все, чтобы другое ваше "Я" (активное, действенное, уверенное в успехе) взяло верх.
Другой метод, который предлагается для работы со внутренним саботажником, заключается в активном эмоциональном диалоге с ним.
Переформулирование
Убедите своего саботажника. Не идите у него на поводу. Приведите контраргументы, которые преодолели бы его негативное действие. Пример:
- Ты слабак. У тебя ничего не выйдет. Врешь! У меня все получится!
- У тебя и без этого есть много важных дел. Но я всегда могу найти немного времени. Это дело очень важное. Я не лентяй и не буду искать оправданий своей лени!
- А стоит ли браться за это дело? Стоит, потому что...
Конструктивные переговоры
- Подумайте о деле, которое вы хотели бы осуществить. Представьте себе, что ваш план удался. Теперь попробуйте придумать что-то, что может причинить вред вашим начинаниям, помешать осуществить планы. Вообразите эту картину.
- Опишите, нарисуйте саботажника или ту силу, которая толкает на саботаж, противодействует выполнению задуманного.
- Теперь сами побудьте в роли саботажника и целеустремленно пытайтесь помешать осуществлению своего проекта. Расскажите, какую пользу вы получите от этого. Зачем вам это нужно?
- С точки зрения своего истинного "Я" вообразите встречу с саботажником и проведите с ним конструктивные переговоры. Поразмышляйте и запишите, что бы вы сказали ему? Какие аргументы смогут его убедить?
Анализ оправданий
- Запишите подробно все оправдания вашего саботажника. Например: "Я не смогу воплотить задуманное, потому, что: Я слишком занят У меня недостаточно способностей Я слишком молод (стар) для этого Меня никто не поддержит
- Проанализируйте эти оправдания. Подумайте: почему вы используете именно их? Действительно ли обстоятельства столь непреодолимы, как их рисует ваше воображение? Часто люди прибегают к самооправданиям просто потому, что боятся рисковать, ошибиться, т.е. боятся неудачи. В этом случае вмешиваются механизмы психологической защиты: человек стремиться поддержать свое самомнение на соответствующем уровне. А возможное поражение, неудача могут снизить и самоуважение. Это и определяет стремление избежать неудачи. А не ошибается только тот, кто ничего не делает. В результате развивается жизненная пассивность, избегание любых начинаний. Не удивительно, что эти люди никогда ничего не достигнут. Ведь они молча признают поражение еще до начала. Не бойтесь возможных неудач! Неудачи должны бояться вас, и никак иначе!
Мотивация других
В процессе мотивации команды следует учесть, что людей мотивируют разные факторы: одних мотивирует стремление вверх, вторых подгоняет боль сзади.
Первые меньше внимания обращают на комфорт. Мотивируются достижением, как личных целей, так и целей организации.
Вторые , в большей степени, мотивируемые окружающей обстановкой, могут избегать возможностей, которые лишат их зоны комфорта. Ориентированы более на процесс, чем на задачу. Движутся вперед, если сзади припечет (петух клюнет, гром грянет, рак свиснет или еще какие-то природные несуразности произойдут)
Удовлетворенность работой при этом - это результат соотношения мотивирующих (внутренних положительных) и поддерживающих (внешних положительных) факторов, при этом поддерживающими факторами выступают: деньги, условия, инструменты для работы, безопасность, надежность. А мотивирующими факторами выступают признание, рост, достижения, ответственность и полномочия.
Если обе группы факторов отсутствуют - работа становится невыносимой.
Если присутствуют только поддерживающие факторы - неудовлетворенность от работы минимальна.
Если присутствуют только мотивирующие факторы - сотрудник любит работу, но не может себе ее позволить.
Если обе группы факторов присутствуют - работа приносит максимальную удовлетворенность.
Закон подкрепления, как инструмент внешней мотивации
Сейчас я скажу довольно циничную вещь с точки зрения некоторых людей (романтики, закройте глаза и уши и не читайте следующий абзац).
Обратите внимание на соотношение: если присутствуют хотя бы внешние положительные факторы - продвижение вперед реально, если только отрицательные - ни о каком положительном результате и речи быть не может.
Реальный опыт мы получили, когда содержали питомник персидских кошек. Кошки (да и все остальные животные) делят свой опыт на приятный и неприятный. На этом нехитром принципе построены все системы дрессировки и воспитания (маленьких детей, кстати, тоже).
Самая примечательная теория, когда-либо предлагавшаяся для управления поведением, называется "закон подкрепления". Он сформулирован много лет назад психологом-воспитателем Е.Л.Торндайком. Эта теория прекрасна, потому что она работает. Первоначальная методика Торндайка была улучшена Б.Ф.Скиннером, который описал условия, в которых она работает наиболее эффективно. Попросту говоря, "закон подкрепления" гласит: "Поведение, которое дает желаемый эффект, повторяется" .
Другими словами, если Вам нравится то, что происходит в результате Ваших действий, Вы повторите их. Если Вам наговорили комплиментов, когда Вы были в "белом", Вы постараетесь носить белое почаще, и наоборот, если у Вас сочувственно распрашивают о здоровье, когда Вы, скажем, в лиловом, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сделать соответствующие выводы.
Но тут хоть наблюдается некая благородная работа ума (пожалуй, мне лиловое не к лицу…), а что Вы скажете, когда теннисист берет ту ракетку с которой он выиграл прошлую игру, отвергая ту, с которой проиграл позапрошлую. Суеверие? Нет, "закон подкрепления" или, проще говоря, внешняя мотивация!
Для чего я об этом говорю. На один из прошлых выпусков (про ), я получила такое письмо от Елены:
"А что делать с ленью подростков - не хочет учиться и все.Все понимает, а делать ничего не хочет: авось как-нибудь пронесет.Ничем не заинтересовать. Я сама в детстве не очень любила читать, но по программе приходилось, а у него понятия "надо" не существует!"
Давайте вспомним закон: "Каждый человек вместе с проблемой получает энергию для ее решения". Исходя из этого следует, что энергию человек имеет только для решения проблем. Лень - отсутствие энергии, то есть отсутствие проблем, отсутствие поставленных задач.
Но сегодня о мотивации. Есть несколько принципов внешней мотивации, которые неукоснительно нужно соблюдать, чтобы закрепить необходимое поведение.
- Свой жизненный опыт и люди и животные делят на приятный и неприятный.
- Подкрепляться должно только желательное поведение.
- Подкрепление должно быть незамедлительным.
- (в том числе, с трудом приобретенные), которые не подкрепляются, скоро будут оставлены и забыты.
- Нежелательное поведение должно вызывать неприятные ассоциации, либо не вызывать никаких: наказанием можно многое разрушить, но ничего невозможно создать
- Никогда не подкрепляйте нежелательное поведение.
Последний пункт очень важен. Если после того, как несколько раз вы попросили ребенка убрать в комнате, а потом плюнули и сделали это сами - угадайте с трех раз, что он сделает в следующий раз?
Для того, чтобы детальнее разобраться с действием этого закона и ему подобного закона ожиданий, я рекомендую:
Перечитайте статью "Как Применять Закон Ожиданий"
Мотивация в балансе
Ещё в 1959 году Ф.Эмери и Е.Трист (F.Emery, E.Trist) предоставили теорию, в соответствии с которой существует шесть требований к организации труда, которые формируют необходимые условия для удовлетворения психологических потребностей:
- Работа должна быть разнообразной и творческой
- Возможности развития в работе
- Возможность самостоятельно принимать решения на своем участке работы
- Потребность в признании среди коллег и принадлежность к группе
- Чувство локтя
- Уверенность в завтрашнем дне
- Внешние атрибуты успеха: поощрение, похвала, комплимент, премия, промоушн и проч.
15 признаков мотивирующей организации труда
- Любые действия должны быть осмысленными. В первую очередь это относится к тому, кто требует действия от других.
- Большинство людей испытывают радость от работы, отвечая за нее, удовлетворяя свою потребность в личной причастности к результатам деятельности, к работе с людьми (клиентами). Они хотят, чтобы их действия были важны для кого-то конкретно.
- Каждый хочет показать, на что он способен. Он хочет доказать свои способности и свою . Он не хочет, чтобы в тех вопросах, в которых компетентен именно он, решения принимались без его участия.
- Каждый стремится выразить себя в труде, узнать себя в каких-то результатах, иметь доказательство того, что он может что-то сделать. Это "что-то" по возможности должно получить имя своего создателя. Это относится и к человеку, и к группе.
- Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу, ее организацию. Он хочет реализовать свои цели и не боится санкций. Он рассчитывает на то, что его предложения встретят заинтересованно.
- Людям нравится ощущать свою значимость. Каждый человек знает, как важен его труд для общего успеха.
- Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели. У людей выработаны цели, достижение которых поддается измерению по уровню и срокам выполнения.
- Успех без признания приводит к разочарованию. Каждый хорошо работающий человек с полным правом рассчитывает на признание и поощрение - и материальное, и моральное.
- По тому, каким способом, в какой форме и с какой скоростью люди получают информацию, они оценивают, какова их реальная значимость в глазах непосредственного спонсора и системы вообще. Если их доступ к информации затруднен, если информацию они получают с опозданием, они чувствуют себя приниженными.
- Люди негативно относятся к тому, чтобы решения об изменениях в их работе, даже если эти изменения позитивны, принимались без учета их знаний и опыта.
- Каждому требуется информация о качестве собственного труда. Дистрибьютору она нужнее, чем его спонсору. К тому же она должна быть оперативной, чтобы человек мог вносить коррективы в свои действия. Каждый хочет знать масштаб, которым его измеряют, и с самого начала, а не тогда, когда время ушло.
- Для всех нас контроль со стороны неприятен. Каждая работа выигрывает от максимально возможной степени самоконтроля. Непосредственно видимые результаты действия повышают интерес к работе.
- Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания. Повышенные требования, дающие шанс дальнейшего развития, принимаются гораздо охотнее, чем заниженные. Если работа примитивна и не предоставляет возможностей развития, можно практиковать смену видов деятельности.
- Люди остро реагируют, если их старания и полученные результаты приводят только к тому, что их еще больше загружают. Особенно, если это никак не компенсируется в денежном отношении. Так "убивают" инициативу.
- Имеется свободное пространство для инициативы в организации работы, для индивидуальной ответственности людей во всей сетевой цепочке.
Как же это сделать практически? Если вы заинтересованы в создании эффективной команды, я рекомендую проработать следующее:
Книгу "Одноминутный менеджер строит высокоэффективную команду" (Кеннет Бланшар, Дональд Керью, Юнайс Паризи-Керью)
Аудиокнигу "Мотивация: На старт - Внимание - Марш! 5 простых шагов, приносящие немедленные результаты" (Керк Ректор)
Сделай себя сам.
⇕ Эффективная мотивация: внутренняя и внешняя ⇕
☭ Эффективная мотивация - это то, почему Вы действуете изо дня в день ради изменения своей жизни к лучшему. Но она не всегда эффективна☝
Эффективная мотивация
Written by: Лола Пирхал
Date Published: 02/24/2009
Что такое мотивация и как повысить ее эффективность
Тяни-толкай или эффективная мотивация
Последнее обновление: 30/10/2017
Чтобы понять, что руководит поступками человека, необходимо определить, мотивация какого типа лежит в основе его поведения.
Почему мы ведем себя так, а не иначе? Что руководит нашим поведением? Психологи разработали немало различных теорий о мотивации, включая изучение того, возникает ли она снаружи (внешняя) или изнутри (внутренняя) человека.
Что именно мы имеем в виду, когда говорим: внешняя или внутренняя мотивация?
Внешняя мотивация
Внешняя мотивация имеет место, когда мы хотим выполнить какое-либо действие или принять участие в мероприятии, чтобы получить вознаграждение или избежать наказания.
Примеры поведения, которое является результатом внешней мотивации:
- Изучение дисциплины, за которую Вы хотите получить хорошую оценку.
- Уборка комнаты, чтобы избежать недовольства родителей.
- Участие в соревновании, чтобы получить приз.
- Хорошая успеваемость, чтобы получить повышенную стипендию.
В каждом из этих примеров поведение обусловлено желанием получить вознаграждение или избежать отрицательного результата.
Внутренняя мотивация
Внутренняя мотивация побуждает к выполнению действия, потому что оно несет личную выгоду. По существу, работа выполняется ради самого себя, а не для получения какого-либо вознаграждения.
Примеры поведения, которое является результатом внутренней мотивации:
· Занятие спортом, потому что это приносит удовольствие.
· Решение кроссвордов, потому что Вы находите данное занятие интересным.
· Игра, которую Вы считаете захватывающей.
В каждом из этих случаев поведение человека мотивировано внутренним желанием делать что-либо ради собственного удовольствия.
Внешняя мотивация против внутренней: какая сильнее?
Главная разница между двумя типами мотивации заключается в том, что внешняя находится за пределами личности, в то время как внутренняя возникает изнутри. Исследователи также обнаружили, что два типа мотивации могут отличаться по тому, насколько они эффективны в текущем поведении.
Многочисленные исследования показали, что выдача вознаграждения за поведение, которое и без того доставляет удовольствие, может привести к ослабеванию внутренней мотивации. В одном исследовании, например, дети, которые были вознаграждены за то, что они играли с игрушкой, к которой уже проявили интерес, стали обращать на нее меньше внимания.
Внешняя мотивация может быть выгодна во многих ситуациях, однако:
- Выдача вознаграждения может вызвать влечение к делу, которое не вызывало у человека изначального интереса.
- Вознаграждение может использоваться, чтобы побудить людей приобрести новые навыки или знания. Как только были приобретены начальные навыки, люди нуждаются в дополнительной мотивации, чтобы продолжать обучение.
- Вознаграждение может быть также источником обратной связи, позволяя людям понять, когда их работа достигла соответствия уровню стимулирования.
Внешних факторов мотивации следует избегать в следующих ситуациях:
- Человек уже находит деятельность привлекательной для себя.
- Вознаграждение может превратить интересную игру в непривлекательную работу.
В то время как большинство людей склонно считать, что внутренняя мотивация является более эффективной, это справедливо не для каждой ситуации. В некоторых случаях у людей просто нет внутреннего желания выполнять какие-либо действия. Чрезмерное вознаграждение может быть излишним, но если оно используются разумно, факторы мотивации могут быть полезным инструментом. Например, внешняя мотивация может использоваться, чтобы побудить людей выполнить работу или предписание, к которым у них нет внутреннего интереса.
Исследователи пришли к трем главным выводам относительно вознаграждений и их влияния на внутреннюю мотивацию:
- Неожиданное вознаграждение, как правило, не уменьшает внутреннюю мотивацию. Например, если Вы получите хорошую отметку на экзамене, так как Вы любите данный предмет, а учитель решит вознаградить Вас купоном на скидку в вашем любимом кафе, то ваша основная мотивация для того, чтобы хорошо учиться, не будет снижена. Тем не менее, подобные поощрения следует применять осторожно, так как их излишнее количество сделает награду ожидаемой.
- Исследователи обнаружили, что похвала человека, который делает что-то лучше по сравнению с другими, может существенно повысить внутреннюю мотивацию.
- Внутренняя мотивация будет снижаться, если вознаграждение будет применяться для того, чтобы побудить выполнить определенную задачу или сделать минимальную работу. Например, если родители поют щедрые дифирамбы своему ребенку каждый раз, когда он выполняет простое действие, ребенок будет с меньшей охотой выполнять ту же задачу в будущем.
Внешняя и внутренняя мотивация могут также играть важную роль в учебном процессе. Некоторые эксперты утверждают, что традиционный упор на такие поощрения, как ученые степени, хорошие оценки и медали подрывает любую внутреннюю мотивацию, которая могла бы присутствовать у студентов. Другие считают, что эти факторы помогают студентам почувствовать себя более компетентными в определенной сфере и повышают внутреннюю мотивацию.
Статья дает ответы на вопросы:
- Что такое внутренняя мотивация и что такое внешняя мотивация?
- В чем отличия и в чем сходства?
- В каких случаях, какую применять руководителю — внешнюю или внутреннюю мотивацию?
Мотивированный сотрудник работает эффективней. Но мотивация мотивации рознь: кого-то привлекает большая зарплата или бонусы, кто-то души не чает в порученном деле, а для многих важны не денежные знаки, а признание руководства и коллег. Разобраться в хитросплетениях человеческих мотивов сложно – но на помощь нам придет четкая и понятная классификация. Благодаря ей станет куда понятней, какие меры воздействия к работнику применить и как его мотивировать.
Виды мотивации: внутренняя и внешняя
В кадровом деле и менеджменте с успехом используется метод разделения мотивов на внутренние и внешние. Соответственно, различают внутреннюю и внешнюю мотивацию, которая и управляет деятельностью человека.
Внутренней мотивацией называют комплекс мотивов и стремлений, порожденных самой личностью. Применительно к работе: внутренне мотивированный сотрудник находит удовольствие в самом выполнении стоящей перед ним задачи, в том, чтобы получить результат или наслаждаться процессом решения.
Под внешней мотивацией подразумеваются факторы, влияющие на сотрудника извне: бонусы и зарплата, поощрения руководства и желание не получить выговор.
Правильный выбор мотивации сотрудника
Для руководителя и кадровика важно вовремя разобраться в том, какие мотивы двигают сотрудником или претендентом на вакантное место в компании. Искренне любящий свое дело работник не будет воспринимать повышение заработной платы – даже вполне оправданное с точки зрения руководства – как стимул работать больше и лучше. Зато постановка перед ним все более сложных задач станет для сотрудника вызовом, который будет обязательно принят.
Ориентированный на внешнюю мотивацию (например – увеличение доходов) человек, напротив, будет работать тем больше и тем лучше, чем больше его зарплата. Стремящийся к признанию окружающими не допустит попадания на «доску непочета», старательно избежит штрафов или взысканий – и тоже будет работать, пусть и под угрозой, куда лучше. Зато усложнением рабочего процесса его не получится стимулировать.
Как применять на практике
Понятно, что выбор системы мотивации для сотрудника зависит не только от того, ориентирован он на внутреннюю или внешнюю мотивацию.
Есть и другие факторы, такие как:
— вовлеченность сотрудника в работу (о факторах, влияющих на вовлеченность, читайте в нашей статье)
Как определить мотивацию персонала
Продуманная внешняя и внутренняя мотивация невозможна без тщательного изучения каждого сотрудника – кадровиком, непосредственным руководителем или директором по персоналу. Для изучения используется как наблюдение, так и опросники. Последние позволят понять, годится ли для стимулирования работника принцип «кнута и пряника» (внешняя мотивация) или же достаточно поставить перед человеком сложную задачу с перспективой успешно её решить.
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).
Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.
Понятия мотивация
Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:
- почему и из-за чего человек действует;
- на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
- почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
- какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
- почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.
Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.
Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:
- вектор направленности действий;
- собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
- активность и напористость;
- устойчивость избранных целей.
Потребность, мотив, цель
Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.
Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.
Виды мотивации
В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.
Экстринсивная и интринсивная
Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.
Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.
Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.
Положительная и отрицательная
Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.
Устойчивая и неустойчивая
Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.
Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.
Дополнительная классификация
Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.
Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.
К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.
Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.
Мотивы: движущая сила поведения людей
Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.
Мотив 1. Самоутверждение
Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.
Мотив 2. Идентификация
Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.
Мотив 3. Власть
Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.
Мотив 4. Процессуально-содержательный
Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.
Мотив 5. Саморазвитие
Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».
Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.
Мотив 6. Достижения
Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.
Мотив 7. Просоциальный
Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.
Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:
- нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
- лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
- принятие, признание и защита ценностей коллектива;
- искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.
Мотив 8. Аффилиация
Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.
Факторы, определяющие уровень мотивации
Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:
- значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
- вера и надежда на выдающееся достижение;
- субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
- субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.
Способы мотивации
На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:
- Социальная – мотивация персонала;
- Мотивация для обучения;
Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.
Мотивация персонала
Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:
- система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
- система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
- особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.
Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:
- экономические методы (материальная мотивация);
- организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
- социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).
Мотивация учащихся
Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:
- создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
- эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
- сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
- имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
- позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
- придание фактам элементов новизны;
- актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
- использование позитивной и негативной мотивации;
- социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).
Самомотивация
Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:
- аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
- – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
- биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
- развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
- визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.
Мотивы занимают важное место в структуре деятельности. На схеме 1 представлена структура деятельности по А.Н. Леонтьеву
Схема 1
Структура деятельности (по А.Н.Леонтеву)
А.Н.Леонтьев определил мотив как тот предмет, который отвечая актуальной потребности т.е. выступая в качестве средства ее удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение. При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать самые различные предметы.
А.В.Петровский продолжая идеи Леонтьева, ввел классификацию мотивов на внешние и внутренние (см. схему 2)
Схема 2
Классификаций мотивов и отношений по А.В. Петровскому
Таким образом, все мотивы делятся на внешние и внутренние. Из этого следует, что профессиональная мотивация формируется у молодёжи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации.
Мотивы могут иметь внутренний или внешний характер. Внутренние мотивы не имеют внешнего проявления и связаны с удовольствием, удовлетворением, чувством достижения и часто ассоциируются с процессом выполнения задачи. Внешние мотивы имеют внешние проявления, например, зарплата, призы, победа/проигрыш, давления конкурентов или руководителей вообще связываются с результатами. Индивидуумы имеют высокий или низкий уровень внутренней и внешней мотивации. Для достижения успеха профессионалы высокого класса обычно имеют высокий уровень и внутренней мотивации, в силу восприятия своей профессии как искусства, и внешней мотивации, в силу достаточно высокой оплаты их труда. Вознаграждение приносит ощущение достижения, что само по себе сильно мотивирует. Однако, не каждый достигает успеха. Установление цели - мощная методика развития внутренней мотивации. Однако, важно признать, что установление цели может иметь как отрицательный эффект, так и положительный эффект на мотивацию. Цели, признанные подходящими, специфичные, спорные, достижимые, измеримые и персональные, могут стать несоответствующими вследствие каких-либо изменений обстоятельств
В современном менеджменте и психологии управления применяются, по крайней мере 8 способов вознаграждения. Все эти способы относятся к внешним мотивам
1. ДЕНЬГИ. Стимулирующая роль денег особенно эффективна, когда предприятия вознаграждают своих сотрудников в зависимости от выполнения работы и получения конкретных результатов, а не за отсиженное на рабочем месте время.
Генри Форд придавал деньгам доминирующее значение в стимулировании. Он значительно увеличил минимальную заработную плату до 5 долларов в день, сократив продолжительность рабочего дня с 10 до 8 часов. Его нововведения по стимулированию были встречены с большим воодушевлением и оказали помимо материального большой психологический эффект. В 1914 г. такой дневной заработок вдвое превышал общепринятый. Мало кто понимал, что Форд предложил такую заработную плату отнюдь не из большой щедрости. Его вовсе не заботил жизненный уровень рабочих. Генри Форд никогда не скрывал истинной причины введения дневной платы рабочим в 5 долларов: он хотел, чтобы размер заработка его рабочих позволял им со временем покупать производимые ими самими автомобили.