Гигиеной полости рта называют комплекс мер для очистки элементов зубного ряда, десен и языка. Чистка полости рта делится на два вида.
Один из них проводится человеком самостоятельно дважды в день. А другой - профессиональным врачом гигиенистом не более двух раз в год.
Используется специальное оборудование для удаления налета, восстановления цвета эмали и очищения труднодоступных межзубных участков.
Общая информация
Стоматолог не только лечит, но и обучает пациентов, медиков других направленностей гигиене полости рта.
Важно, чтобы к обучению был подключен весь комплекс специалистов, которые прямо или косвенно занимаются гигиеническим обучением. К ним можно отнести воспитателей, нянечек, преподавателей всех уровней.
Обучению родителей следует уделить особое внимание, именно на них лежит ответственность формирования гигиенических привычек их детей. Урок гигиены самый распространенный способ обучения правилам ухода.
Уроки разбивают на три фазы - мотивация, выбор средств и способов чистки, а также практическое занятие.
Мотивация
Чтобы убедить пациента сменить свои привычки, врач должен приложить немало усилий. Часто одного раза недостаточно, поэтому работа должна проводиться всесторонне:
- теория и демонстрация;
- печатный материал;
- видеофильмы;
- всевозможные виды рекламы.
Во время личного общения врач должен быть максимально убедительным. Пациенту надо указать на его уже существующие стоматологические проблемы, для наглядности используются зеркала или видеокамера.
Гигиенисты объясняют, к чему может привести халатное отношение, приводят статистику региона проживания.
Пациент должен понять, что здоровые элементы челюстной дуги не приносят болевых ощущений, не нарушают красоту улыбки и можно не отказывается от любимых блюд.
А вот больные зубы ведут к развитию заболеваний пищеварения, являются причиной неприятного запаха изо рта и, в целом, портят качество жизни из-за дискомфорта от болевых ощущений и внешнего вида.
Немаловажным фактором является дешевизна ухода за здоровыми единицами и дороговизна лечения больных элементов.
Пациент должен понять механизм разрушения костного органа , что налет разрушает твердую ткань и содержит различные виды бактерий, которые обладают кариесогенным эффектом.
В этот момент показывают места скопления налета у пациента. По завершению первого этапа обучения, пациент должен захотеть очистить поверхность зубов от всех видов отложений.
Выбор средств и способов
Каждый потенциальный потребитель должен узнать все средства, доступные на современном рынке. Выбор щетки и пасты имеет большое значение, и врач должен помочь подобрать средства, учитывая индивидуальные особенности человека.
Удобно если в демонстрационном кабинете есть наборы для гигиены, чтобы пациент мог их сравнить со своими девайсами. Объяснив особенности выбора средств, можно переходить к подбору способа чистки.
Особенно важно объяснить, какими движениями чистить разные сегменты зубов.
Сначала врач должен понять уровень воспитания гигиенических навыков пациента. Это можно увидеть, если попросить его показать на себе или на манекене, как он привык проводить гигиенические процедуры.
В процессе демонстрации врач может комментировать движения, но делать это надо максимально доброжелательно. Специалист указывает на ошибки и недочеты своего подопечного.
Сам процесс обучения начинают с демонстрации на манекене, особенно уделяя внимание на новые для пациента приемы, закрепляют их на практике.
Контролируемая чистка проводится при наличии щетки и пасты. Перед началом процедуры врач окрашивает элементы челюстной дуги специальным красителем. Обучаемый проводит чистку привычными способами.
После процедуры определяют качество проделанной работы по методу О’Лири, с помощью стоматологического зеркала выявляют присутствие или отсутствие окраски.
Полученные данные заносятся в схематичный зубной ряд. После подсчета можно сделать вывод, какой процент поверхностей загрязнен. Врач объясняет ошибки и показывает, что необходимо изменить для повышения качества чистки.
После этого, под наблюдением врача пробуются новые методы очищения на практике, врач корректирует движения. По завершении, снова проверяют чистоту по методу О’Лири.
Специалист фиксирует у себя данные обучения, чтобы в следующий раз сравнить эти записи с новыми показателями.
Выбор щетки и правила ухода
Классификация зубных щеток по жесткости:
Классификация щеток по расположению пучков:
Выбирая девайс, надо обратить внимание на следующие пункты:
- Рабочая поверхность должна иметь размер не менее 2,5 см., чтобы во время чистки захватывать несколько единиц.
- Во избежание травмирования мягких тканей, верхняя часть щетки должна быть округлой. Шероховатость на обратной стороне поможет очистить внутреннюю сторону щек от вредных микроорганизмов.
- Соединение ручки и головки щетки должно быть мягким, чтобы предотвратить излишнее давление.
- Ручка должна удобно располагаться в руке и не скользить.
Правила использования:
- Взрослые и детские щетки хранятся в разных стаканах.
- На верхнюю часть щетки надо надевать защитный колпачок, но не хранить в специальном футляре.
- После каждого использования щетку нужно промывать теплой водой.
- Один раз в неделю дезинфицировать в антибактериальном ополаскивателе.
- Менять приспособления каждые 3 месяца и после заболеваний полости рта.
Потребители, выбирая щетку, стали предпочтение отдавать электрической модели. Однако следует учесть, что у нее есть противопоказания.
Противопоказания для использования электрических щеток - болезни полости рта (гингивит, стоматит, пародонтоз), недавно перенесенные онкологические операции в ротовой полости.
Классификация электрических девайсов:
Такими щетками можно пользоваться при условии здоровых единиц с крепкой эмалью и здоровыми деснами.
Если есть камень на поверхности, то использование такого приспособления может спровоцировать воспаление десен.
В местах соединения движущейся и не движущейся части могут скапливаться болезнетворные микроорганизмы, проводить дезинфекцию этих частей затруднительно.
Уход в зависимости от возраста
Способы ухода за полостью рта меняются в зависимости от возрастных особенностей. Чем младше ребенок, тем бережнее уход.
Уроки для родителей грудничков
Как правило, детей до года не показывают стоматологам, и не все родители знают об особенностях ухода за ротовой полостью грудничка.
Отсутствие ухода вызывает заболевания, такие как молочница во рту или стоматит. Очищение проводится дважды в день, современный рынок предлагает специальные средства для грудничка.
Стоматолог участвует в организации лекций для беременных или в детских поликлиниках.
Дети от года до трех лет
Обучение детей в возрасте от 1 года до 3 лет также проводится для родителей.
Педиатр дает ребенку направление на посещение стоматолога для осмотра, а стоматолог объясняет родителям особенности ухода за молочными единицами и за ротовой полостью в целом.
Чтобы привлечь внимание, ребенку предлагают интересные виды щеток. Короткие занятия проводятся в виде игры.
С 4 до 6
Ребенку надо привить привычку правильного ухода , поэтому воздействие должно проводиться на всех этапах:
- пример родителей;
- в детских учреждениях;
- в кабинете стоматолога.
На приеме стоматолог обязательно демонстрирует взрослым, насколько качественно проводится гигиена.
Уроки для детей делятся на короткие занятия в виде игры, которая соответствует возрастным особенностям.
Каждое движение щетки повторяют не один раз, взрослый водит рукой малыша, чтобы контролировать движения и степень надавливания. По окончании урока малыша обязательно хвалят и дают отдохнуть.
В 6 лет ребенок уже должен знать:
- щетка предназначена для личной гигиены, можно только чистить зубы, и принадлежать она должна только одному пользователю;
- рекомендуется полоскать рот после еды;
- желательно чистить зубы в утреннее и вечернее время;
- перед чисткой надо помыть руки и прополоскать рот, щетку смочить теплой водой и выдавить на нее горошину пасты;
- чистить надо аккуратно, стараясь добраться до зубов со всех сторон;
- глотать пасту нельзя, если во время чистки выделяется много слюны, то сплевывать ее по завершении чистки, рот прополоскать водой, вымыть щетку с мылом и поставить ее в свой стакан вверх головой;
- щетку надо регулярно менять.
С 7 до 10
Контроль родителей ослабевает, дети в этом возрасте учатся следить за гигиеной самостоятельно, поэтому стоматологи фиксируют ухудшение состояния.
В школе выделяют время для воспитания гигиенических привычек. Уроки гигиены могут проводить стоматологи, гигиенисты или школьный медперсонал. Беседы проводят в классе или в оборудованном кабинете.
Школьникам младших классов курс разделяют на несколько коротких уроков по 20 минут. Детей просят принести их щетки для практического занятия.
Специальным раствором окрашивают налет, демонстрируя его в зеркале. Лектор показывает на манекене приемы чистки, после чего приступают к практическим занятиям. Специалист следит за чисткой каждого ученика, корректирует движения и нажим.
Завершив чистку, анализируют качество проделанной работы. Врач дает рекомендации и указывает на недочеты в очищении и объясняет их причину. Обязательно надо рассказать о последствиях некачественной гигиены.
С 10 до 14
В связи с особенностями возраста, чтобы информация усвоилась и не вызвала психологического дискомфорта, лучше проводить индивидуальные уроки.
Специалист производит осмотр полости рта, отмечает состояние зубов и объясняет причины, образовавшихся проблем.
Если организовать индивидуальные уроки сложно, то можно разделить детей на однополые группы. До обучения лектору надо понять уровень грамотности в области гигиены полости рта, для этого можно провести осмотр или анкетирование.
После осмотра или анкетирования специалист заполняет пробелы в знаниях, акцентирует внимание подростков на важности правильного ухода, объясняет, к чему приводит халатность.
С 15 до 18
Подростки способны самостоятельно ухаживать за полостью рта. Для чистки уже можно использовать пасты и щетки для взрослых.
Задача родителей периодически контролировать подростка , контроль надо вести не только за своевременным уходом, но и за регулярным посещением стоматолога в целях профилактики.
Обучение гигиеническим правилам в этом возрасте проводят, как для взрослых.
Стандартный метод чистки
Стандартный метод чистки используется при здоровых элементах челюстного ряда и деснах дважды в день по три минуты.
Зубы разделяют на три отдела - передний ряд, коренные малые (премоляры) и коренные большие (моляры). Рот открыт щетка находится под углом 45 градусов относительно зубов. Чистку производят слева направо, сначала верхний потом нижний ряд.
На каждом отделе выполняет по 10 движений выметающего характера , с внутренней стороны движения повторяют. Для очищения моляров и премоляров, щетку водят вперед-назад по 15 движений на одну сторону челюсти.
Заканчивать следует массажем десен, мягкими круговыми движениями, захватывая десны, с сомкнутыми зубами.
В видео представлена дополнительная информация о выборе средств, приспособлений и проведении чистки зубов.
Выводы
Уход за полостью рта не занимает много времени и должен стать хорошей привычкой каждого. Научившись регулярному уходу, можно избежать многих проблем и сохранить красоту.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Нет комментариев
Ведущим направлением современной стоматологии становится профилактика. Известно, что подавляющее большинство населения от кариеса в различных формах. Нередко уже в детском возрасте наблюдаются серьезные разрушения молочных зубов. Кроме того, почти 100 % населения страдают от воспаления десен и кровоточащие десны многими уже воспринимаются как вполне обычное явление. А ведь это приводит к воспалению периодонта и затем – к потере зуба. Лечение и протезирование, в свою очередь, достаточно болезненны и дорогостоящи. На сегодняшний день, очевидно, что легче предотвратить развитие многих заболеваний, чем в последствии вкладывать большие моральные и материальные силы в устранение патологии. В наше время существенно увеличивается влияние практикующих врачей в стоматологическом просвещении населения. К сожалению, немногие специалисты способны на должном уровне провести индивидуальную мотивацию и обучение пациентов в области оральной гигиены. И для того, чтобы профессиональная гигиена на самом деле стала мощным этапом борьбы с современными стоматологическими заболеваниями, необходимо четко знать все группы и методы основных профилактических мероприятий.
Зубные отложения
В литературе до настоящего момента не существует единой терминологии, объективно характеризующей зубные отложения. Под одним и тем же названием нередко подразумевают различные структурные образования. Наиболее популярен в настоящее время термин «plaque» и его перевод на русский язык – «бляшка» или «зубной налет».
Все зубные отложения можно сгруппировать следующим образом:
- Неминерализованные зубные отложения.
- Кутикула;
- Пелликула;
- Плотный зубной налет (зубная бляшка);
- Мягкий зубной налет.
- Минерализованные зубные отложения.
- Наддесневый зубной камень;
- Поддесневый зубной камень.
Кутикула или редуцированный эпителий эмалевого органа, вскоре после прорезывания теряется, поэтому в физиологии зуба существенной роли не играет.
Пелликула (приобретенная кутикула) образуется на поверхности зуба вскоре после его прорезывания и является производным слюнных гликопротеидов. При снятии пелликулы абразивным средством она быстро восстанавливается, если зуб находится в контакте со слюной (20-30 минут). Пелликула является бесструктурным образованием, плотно фиксируемым к поверхности зуба. Бактерий в пелликуле обнаружить не удалось. От состояния пелликулы зависит процесс диффузии и проницаемости в поверхностном слое эмали, изменение состава и свойств пелликулы может благоприятствовать развитию кариеса. Во-первых, пелликула способна уменьшить начальный поток фтора в зуб, в то же время она может задержать обратную диффузия из зуба образовавшихся фторидэмалевых продуктов.
Зубная бляшка располагается над пелликулой зуба, она бесцветна, поэтому для ее обнаружения используются окрашивающие растворы. Это образование с шероховатой поверхностью, которое располагается над десной, чаще в пришеечной области зуба, под десной, в фиссурах. Зубная бляшка образуется путем адсорбции микроорганизмов на поверхности эмали, плотно прикреплена к ней и растет за счет постоянного наслаивания новых бактерий. Кроме того, она содержит эпителиальные клетки, лейкоциты и макрофаги. В механизме образования зубной бляшки большую роль играют углеводы, которые способствуют прилипанию налета к поверхности зуба.
Мягкий зубной налет ясно виден без окрашивания специальными растворами. Он накапливается в ночное время, в период покоя речевого и жевательного аппарата, у лиц, не осуществляющих регулярный уход за полостью рта. Мягкий зубной налет, в отличии от плотного, не имеет постоянной структуры. Он состоит из органических и неорганических веществ, осевших на поверхности эмали в результате распада скоплений отторгнувшихся клеток покровного эпителия, слизистой оболочки полости рта, лейкоцитов, микроорганизмов, остатков пищи, пыли. Мягкий зубной налет является причиной запаха изо рта, извращения вкусовых ощущений, а также основным центром минерализации и образования зубного камня.
Минерализованные зубные отложения (зубной камень) являются отвердевшей массой, которая образуется на поверхности естественных и искусственных зубов, а также зубных протезов. В зависимости от соотношения с десневым краем выделяют наддесневой и поддесневый зубной камень.
Наддесневой камень располагается над гребнем десневого края, его легко обнаружить на поверхности зубов. Он обычно белого или беловато-желтого цвета, твердой или глинообразной консистенции, легко отделяется от зубной поверхности путем соскабливания. Цвет его часто зависит от воздействия табака или пищевых пигментов. Чаще всего наддесневой зубной камень локализуется на щечных поверхностях верхних больших коренных зубов, на язычных поверхностях передних зубов нижней челюсти. Наддесневой зубной камень относится к слюнному типу (образуется из минеральных веществ слюны).
Поддесневой зубной камень располагается под маргинальной десной и обычно в десневых карманах. Поддесневой камень не виден при визуальном осмотре ротовой полости. Чтобы определить местонахождение и протяженность поддесневого зубного камня необходимо аккуратное зондирование. Он обычно плотный и твердый, темно-коричневого или зеленовато-черного цвета и плотно прикреплен к поверхности зуба. Часто у пациентов обнаруживается и наддесневой, и поддесневой зубные камни, не исключено образование наддесневого или поддесневого зубного камня в отдельности. Поддесневый зубной камень относится к сывороточному типу (так как доказано, что источником минералов для него является десневая жидкость, которая напоминает сыворотку).
Начало и скорость минерализации зубной бляшки неодинаковы у разных индивидуумов и на различных зубах и одного и того же субъекта. Это позволяет выделять людей с быстрым образованием камня, с умеренным, с незначительным и лиц у которых вообще не образуется камень.
Профессиональная гигиена полости рта
Профессиональная гигиена полости рта – система лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых в условиях стоматологической клиники, направленная на профилактику возникновения и прогрессирования заболеваний полости рта.
Выделяют четыре основных этапа проведения профессиональной гигиены полости рта:
- Контролируемая чистка зубов;
- Удаления зубных отложений;
- Шлифовка и полирование;
- Флюоризация.
Контролируемая чистка
Тщательное обследование пациента с обязательным расчетом индексов интенсивности кариеса (КПУ, КПУ+КП, КП), гигиенического индекса (ИГР-У), оценкой состояния слизистой оболочки полости рта и тканей пародонта (индекс КПУ). Необходимо определить вид прикуса, наличие активнодействующих факторов риска стоматологических заболеваний.
Далее необходимо сформировать у пациента положительную мотивацию к выполнению им правил гигиены полости рта. Важно информировать пациента о том, что от качества ухода за полостью рта зависит успех лечения заболеваний пародонта, сохранность здоровых зубов, пломб и реставраций.
Желательно провести контролируемую чистку зубов. Пациент чистит зубы индивидуальной зубной щеткой, а затем проводится окрашивание оставшегося налета (используют жидкий индикатор зубного налета Plaviso (Voco), таблетки «Dent» (Япония), «Динал» (Россия) и др.).
Одновременно производится демонстрация последовательности движений средств индивидуального ухода и порядка проведения массажа десен (на модели), производится подбор средств индивидуальной гигиены, даются рекомендации по подбору зубной щетки, зубной пасты, средств для междузубных промежутков и ополаскивателей, даются рекомендации по правильному питанию и использованию жевательной резинки. На данном этапе возможно привлечение печатной и видеопродукции.
Удаление зубных отложений
В первую очередь необходимо обязательно провести ирригацию полости рта растворами антисептиков (хлоргексидин, фурацилин, метрагил, прополис и др.) или настоями лекарственных трав (зверобой, ромашка, шалфей, календула, эвкалипт).
При необходимости следует провести местное аппликационное или инъекционное обезболивание.
Затем проводится непосредственное удаление зубных отложений.
Различают четыре типа воздействия на зубную бляшку.
1. Низкочастотное воздействие (Sonic)
Кончик инструмента осуществляет круговые колебательные движения до 1 мм с частотой 1500-1700 Гц. Инструмент укрепляется к разъему взамен обычного наконечника.
Эффективность применения данного метода очень низкая: кавитация не достигается, и при этом травмируются ткани пародонта. Sonic используется только при удалении наддесневых зубных отложений. Противопоказано применение в области открытого цемента.
2. Ультразвуковое воздействие (ультразвуковые, магнитостринтивные скалеры)
Вибрация кончика – эллиптическая, с частотой 25000-30000 Гц, за счет колебания тонких металлических пластинок при подаче низковольтного электрического сигнала.
Кавитация – эффективная, особенно в сочетании с ирригацией растворами хлоргексидина, йода, фтора, соды. Генерирует тепло.
3. Пьезокерамическая (кристаллическая) системы передачи (пьезоэлектрические скалеры)
Кончик инструмента движется только в линейном (вперед-назад) направлении с частотой 45000 Гц. Более комфортабельны т.к. не генерируют тепло.
Следует помнить, что чем сильнее нажим инструмента, тем меньше эффективность.
4. Ультрадисперсное (порошково-струйное) воздействие (Air-Flow, EMS, Швейцария, Cavi-Jet, Dentsplay)
В отличие от кинетической энергии движущихся инструментов, - этот метод состоит в направленной подаче реактивной струи аэрозоля, содержащего воду и абразивное средство (профилактический порошок с бикарбонатом натрия и альфа-оксид алюминия). Благодаря возможности регулирования подачи воды в наконечник расширяются возможности применения данного метода: удаление зубных отложений, обработка фиссур перед запечатыванием, устранение глубоких пигментаций, препарирование небольших кариозных повреждений, подготовка адгезионных поверхностей для композитных реставраций и ортопедических конструкций.
Если при применении данных аппаратов не обеспечена достаточная подача воды, то температура рабочей части может достигнуть 200оС. Такие температуры приводят к травмам зубов и десен. Лучше всего себя зарекомендовала внутренняя подача воды к рабочей части инструмента. Вода не только охлаждает, но и за счет распыления ультразвуковыми волнами, смывает удаляемые отложения, очищая обрабатываемый участок. Этот водный туман во взвешенном состоянии выносит из ротовой полости массу микроорганизмов. Например, возбудители гепатита могут переносится воздушно-капельным путем в дыхательные пути и на восприимчивые участки глаз. Поэтому во время работы необходимо надевать маску и защитные очки.
Применяемые инструменты имеют различную форму рабочей части. Следует применять тонкий с закругленными краями инструмент. Однако при неправильном применении и такой инструмент тоже может повреждать зубы. Эффективная зона действия инструмента проходит вдоль его продольной оси. Никогда нельзя обрабатывать зуб непосредственно острием ультразвуковой насадки, т.к. это может привести к сколам эмали и даже, более того, дентина. Следует соблюдать осторожность при обработке краев пломб! Края пломб могут быть повреждены микроколебаниями инструмента и отсоединится от зуба, что увеличивает возможность возникновение вторичного кариеса. Неправильное использование инструментов может также способствовать расцементировке несъемных ортопедических конструкций. Следует помнить, что при частом использование рабочая часть инструмента изнашивается и, во избежании поломок, инструмент подлежит замене два раза в год. Рабочую часть инструмента нужно вести вдоль оси зуба без давления. Отделение зубного камня происходит благодаря ультразвуковым колебаниям, а из-за давления на инструмент. Если после обработки ультразвуковыми приборами и пневмоскалерами на поверхности зуба остаются островки зубного камня, то последующая обработка должна производится ручными пародонтальными инструментами. Они сконструированы таким образом, чтобы была возможность очищать любые поверхности зубов. Для этого они соответствующим образом изогнуты, закручены и имеют острые режущие грани на конце. Это дает возможность срезать застарелые отложения, оставляя при этом относительно гладкую поверхность.
3. Полировка
Чтобы предотвратить образование нового налета на очищенных поверхностях, применяется полировка резиновыми чашечками, щеточками и полировочными пастами.
Сначала производится шлифование и предварительное полирование шеек и доступных участков корней зубов гибкими абразивными инструментами (лавсановыми диски и полоски-штрипсы с абразивным покрытием, ленты, флоссы и щетки).
Затем приступают к окончательному полированию с использованием щеток, резиновых колпачков и полирующих абразивных паст: Unit Dose, Prophy Paste (Oral-B), Detartrine (Septodont), Nupro (Dentsply), Klint (Voco), Remot (Lege Artis), Cleanpolish (Hawe Nenos).
Начинается полировка грубой полировочной пастой резиновой чашечкой неабразивного свойства. Затем производится обработка среднезернистой пастой, благодаря которой сглаживаются неровности, образованные предыдущей пастой. Следует отметить, что нужно четко соблюдать порядок чередования полировочных паст. Только в этом случае можно получить чисто отполированную поверхность. Ни в коем случае нельзя перепрыгивать через ступени полировки. И в заключении производится окончательная полировка мелкозернистой, флюоридсодержащей пастой. Предпочтительнее полировать плоские поверхности резиновыми чашечками, а для полировки бугров использовать щеточки.
В заключении профессиональной очистки зубов производится очистка межзубных пространств с помощью специальных средств. Очистка апроксимальных областей осуществляется с помощью ниточки и мелкозернистой пасты. Для полировки значительно широких межзубных участков имеет смысл применение специальных межзубных щеточек.
Затем производится заключительная ирригация полости рта для удаления абразивной пасты (для этой цели используются слабые растворы антисептиков). Также на данном этапе желательно провести контрольное определение гигиенических индексов.
4. Флюоризация
Для улучшения процессов реминерализации эмали и дентина обязательным этапом профессиональной гигиены полости рта является флюоризация зубов с использованием фторосодержащих гелей, лаков и ополаскивателей: Fluoridin Gel № 5 (Voco), Pro Fluorid gelee (Voco), Bifluorid 12 (Voco), Fluocal (Septodont), Vernident (Voco), Fluramon (Voco), Pro Fluorid M (Voco). Возможно проведение глубокого фторирования по Кнапповосту (ф. Mumanchemie, Германия).
Таким образом профессиональная очистка зубов длится около 40 минут, вместе с консультацией врача это займет около 1 часа.
Но чтобы закрепить успех, недостаточно одного такого посещения врача. Только на протяжении всей жизни регулярно проводимая профессиональная гигиена полости рта поможет избежать заболеваний. Целесообразно проводить в кабинете гигиены регулярные осмотры (не менее двух раз в год).
Особенности применения средств индивидуальной гигиены полости рта: вопросы и ответы
Какова роль фтора в процессе реминерализации?
Литература
- Е.В.Боровский, Э.М.Кузьмина, Т.И.Лемецкая «Первичная профилактика основных стоматологических заболеваний» / учебно-методическое пособие, Москва, 1986 г.
- Г.Н.Пахомов «Первичная профилактика в стоматологии» / Медицина, Москва, 1982 г.
- В.В.Горюнов, И.А.Шляхтова, Т.В.Горбунова «Алгоритм работы кабинета гигиены полости рта» / Уральское стоматологическое обозрение. 2000, №2(11).
- Е.А.Парпалей, Л.Б.Лепорская, Н.О.Савичук «Профессиональная и персональная гигиена ротовой полости как метод профилактики стоматологических заболеваний» / Современная стоматология. 1999, №4.
- Г.Х.Бестинг, Р.Хильгер, С.Фас, П.Берманн «Профессиональная гигиена»/ Российский стоматологический клуб.
Основные:
v зубная щетка
v зубная нить (флосса)
v зубочистка
Дополнительные:
v ирригаторы
v межзубные стимуляторы
Зубная щетка является основным инструментом для удаления отложений с поверхности зубов и десен. Известно, что народы Азии, Африки, Южной Америки использовали приспособления, подобные зубной щетке, еще 300-400 лет до н. э. Зубные щетки стали применять в России примерно в XVIII в.
В настоящее время существует множество моделей зубных щеток, предназначением которых является удаление зубного налета с гладких и окклюзионных поверхностей зубов.
Зубная щетка состоит из ручки и рабочей части (головки) с расположенными на ней пучками щетинок. Типы зубных щеток отличаются формой и размерами ручек и рабочей части, расположением и густотой, длиной и качеством щетинок. Для зубных щеток используют натуральную щетину или синтетическое волокно (нейлон, сетрон, перлон, дедерлон, полиуретан и др.). Однако по сравнению с синтетическим волокном натуральная щетина обладает рядом недостатков: наличием срединного канала, заполненного микроорганизмами, трудностью содержания щеток в чистоте, невозможностью идеально ровной обработки концов щетинок и сложностью придания ей определенной жесткости.
Зубную щетку из натуральной щетины лучше использовать при гиперестезии и повышенном истирании зубов. Щетками из искусственной щетины следует пользоваться при отсутствии патологических изменений твердых тканей зуба. Они лучше удаляют зубной налет с моляров. В настоящее время отдают предпочтение щеткам из искусственного волокна.
Эффективность использования зубной щетки определяется правильным индивидуальным подбором с учетом ее жесткости, величины щеточного поля, формы и частоты кустопосадки волокон.
Существует пять степеней жесткости зубных щеток:
· очень жесткие (тип «экстра-хард») - используют для очищения зубных протезов, при созревшей эмали и тенденции к повышенному образованию зубных отложений
· жесткие (тип «хард»)
· средней жесткости (тип «медиум»)
· мягкие (тип «софт») – применяют для очистки молочных зубов, зубов со слабоминерализованной эмалью, при воспалительных заболеваниях пародонта и слизистой оболочки полости рта в стадии обострения во избежание их травмирования
· очень мягкие (тип «сенситив»)
По количеству рядов щетинок щетки бывают:
· однопучковые
· двухрядные (сулькулярные)
· трехрядные
· многорядные
Форма щеточного поля может быть:
· выпуклая
· разноуровневая
· зигзагообразная
· усиленная (с силовым выступом)
По принципу размера рабочей части щетки подразделяются на:
· детские
· подростковые
· взрослые
Рекомендации пациентам по использованию зубной щетки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости. Как правило, детские зубные щетки изготавливают из очень мягкого или мягкого волокна. Зубные щетки такой же степени жесткости рекомендуется использовать пациентам с поражением пародонта. Жесткие и очень жесткие зубные щетки можно рекомендовать лишь лицам со здоровыми тканями пародонта, однако, при неправильном методе чистки они могут травмировать десну и вызвать истирание твердых тканей зуба.
Следует отметить, что щетки средней жесткости и мягкие наиболее эффективны, так как щетинки у них более гибкие и лучше проникают в межзубные промежутки, фиссуры зубов и поддесневые участки.
Величина рабочей части определяет способность зубной щетки очищать все поверхности зубов, даже труднодоступные. В настоящее время (как для взрослых, так и для детей) рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, которыми легко манипулировать в полости рта. Ее размеры для детей - 18-25 мм, для взрослых - не более 30 мм, при этом волокна организованы в пучки, которые располагается обычно в 3 или в 4 ряда. Такое расположение волокон позволяет лучше очистить все поверхности зубов.
Существует множество моделей зубных щеток с различными формами рабочей части.
Зубные щетки с V - образной посадкой пучков волокон рекомендуется использовать для очищения налета с контактных поверхностей зубов у лиц, имеющих широкие межзубные промежутки. В большинстве случаев рабочая часть зубных щеток имеет пучки щетинок различной высоты: более длинные (мягкие) по периферии, более короткие - в центре.
Новые модели зубных щеток имеют силовой выступ для лучшего очищения моляров и глубокого проникновения в межзубные промежутки, а также активное углубление, которое позволяет очищать все поверхности зубов и проводить массаж в области прикрепленной десны. Некоторые головки зубных щеток состоят из сочетания пучков щетинок, различной высоты и расположенных, под разным углом к основанию. Каждая группа пучков способствует более тщательному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; короткие - в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направлении, проникая в зубо-десневую борозду, удаляют зубной налет из пришеечной области. Новые модели зубных щеток часто имеют индикатор - два ряда пучков волокон, окрашенных разноцветными пищевыми красителями. По мере использования щетки происходит их обесцвечивание. Сигнал для замены щетки - обесцвечивание на 1/2 высоты щетинки, что обычно происходит через 2-3 месяца при ежедневной двухразовой чистке зубов.
Формы ручки зубных щеток также могут быть различны: прямые, изогнутые, ложкообразные и др., однако, длина ее должна быть достаточной, чтобы обеспечить максимальные удобства при чистке зубов.
Существуют зубные щетки, у которых при чистке зубов (в течение 2-3 минут) изменяется первоначальный цвет ручки. Такую модель зубной щетки целесообразно рекомендовать детям, что дает возможность приучить ребенка правильно чистить зубы. Таким же свойством обладают зубные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движениях щетки издается звук, а при горизонтальных (неправильных) зубная щетка "молчит".
Электрические зубные щетки (рис.9)- с их помощью осуществляются круговые или вибрирующие автоматические движения рабочей части, это позволяет тщательно удалять зубной налет и одновременно осуществлять массаж десен. Применение электрической зубной щетки можно рекомендовать детям, инвалидам или пациентам с недостаточной ловкостью (сноровкой).
Рис. 9. Электрические зубные щетки
Противопоказаниями к чистке зубов электрической щеткой являются :
1) подвижность зубов 3 степени;
2) гипертрофический гингивит;
3) стоматит;
4) хирургические вмешательства на пародонте;
5) операции, в т.ч. онкологические, в полости рта.
К дополнительным средствам гигиены полости рта относятся зубочистки, зубные нити (флоссы), специальные зубные щетки и ершики.
Зубочистки (рис.10)предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверхностей зубов. При использовании зубочисток их помещают под углом 45° к зубу, при этом конец ее находится в десневой бороздке, а сторона прижата к поверхности зуба. Затем кончик зубочистки продвигают вдоль зуба, следуя от основания бороздки к контактной точке зубов. При неправильном использовании зубочистки возможна травма межзубного сосочка и изменение его контура. Это в свою очередь приводит к образованию пространства, щели между зубами. Зубочистки изготавливают из дерева и пластмассы, форма их может быть треугольной, плоской и круглой, иногда зубочистки ароматизируют ментолом.
Рис. 10. Применение зубочистки
Флоссы (зубные нити) предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов.
Зубные нити по форме поперечного сечения бывают:
· круглые
· плоские
По обработке поверхности:
· вощеные – используют при скученности зубов, большом количестве зубного камня или нависающих краях пломб
· невощеные - тонкие и легче проникают в межзубные промежутки при плотно расположенных зубах
· суперфлоссы – нити с односторонним утолщением. Такая нить имеет жесткий кончик и сочетание невощенных фрагментов и более широкого нейлонового волокна. С ее помощью можно очищать контактные поверхности зубов, а также более тщательно удалять остатки пищи и налет с ортопедических и ортодонтических конструкций.
По наличию пропитки:
· без специальной пропитки
· пропитанные лечебно-профилактическими веществами (ментол, ментол-фтор, фтор и др.)
По волокну:
· многоволокнистыми - зубная нить состоит из множества волокон
· маловолокнистыми
· моноволокнистыми
По структуре:
· обычные
· бикомпонентные - нить, в состав которой кроме нейлона входит еще одно волокно-пебакс
Способ применения нити (рис.11). Нить длиной 35 - 40 см накручивают вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторожно вводят натянутую нить (с помощью указательных пальцев - на нижней челюсти и больших пальцев - на верхней челюсти) по контактной поверхности зуба, стараясь не травмировать зубодесневой сосочек. Несколькими движениями нити удаляют все мягкие отложения. Последовательно производят очищение контактных поверхностей со всех сторон каждого зуба. При неумелом применении можно поранить десну, поэтому использование нитей возможно только после предварительного обучения пациента. Дети могут самостоятельно пользоваться флоссами, начиная с 9 - 10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у детей рекомендуется родителям.
Рис. 11. Применение флоссов
В настоящее время стали использоваться нити, пропитанные фторидами. Такой вид гигиенической продукции позволяет дополнительно укрепить эмаль в труднодоступных местах для чистки зубов и способствовать предотвращению кариеса.
Кроме того, существуют суперфлоссы (рис.12) - нити с односторонним утолщением. Эти нити позволяют очищать контактные поверхности зубов, а также способствуют более тщательному удалению остатков пищи и налета с имеющихся в полости рта ортопедических и ортодонтических конструкций.
Рис. 12. Применение суперфлоссы
Межзубные ершики (рис.13, 14) предназначены для очистки широких межзубных промежутков, пространств под несъемными ортодонтическими дугами (в частности, при наличии брекетов), участков под промывными частями мостовидных протезов и пространств между вживленными имплантатами и протезами, обнаженных бифуркаций и трифуркаций зубов. Ершик изготавливается из нейлоновой щетины, фиксированной на тонкой проволочной основе. Форма рабочей части ершика может быть коническая и цилиндрическая. Очистка с помощью ершика производится возратно-поступательными движениями по часовой стрелке. Ворсинки ершика при этом оказывают массирующий эффект на папиллярную и маргинальную части десны.
Рис. 13.Зубные ершики для очищения контактных поверхностей зубов
Рис. 14. Применение межзубного ершика
Межзубные стимуляторы представляют собой эластичные конусы из резины или мягкого пластика различной степени жесткости. Они предназначены для массажа десневых сосочков и очистки межзубных промежутков. При легком надавливании на десневой сосочек продвигают стимулятор в межзубной промежуток поступательными круговыми движениями.
Межзубные стимуляторы показаны для ухода за полостью рта при прогрессирующей ретракции маргинальной десны, широких межзубных промежутках, наличии хронических заболеваний пародонта или факторов, предрасполагающих к их развитию.
Ирригаторы полости рта, или гидромассажеры (рис.15),обеспечивают очистку полости рта постоянной или пульсирующей струей жидкости под давлением, что значительно повышает качество гигиены полости рта, улучшает кровообращение в тканях пародонта за счет эффекта гидромассажа десен.
Ирригаторы полости рта имеют формы насадок, прицельно подающих под давлением струю жидкости. Сила потока жидкости регулируется. При работе ирригаторов в режиме «струи» под давлением вымываются остатки пищи и частично мягкий налет с поверхности зубов, из межзубных промежутков, с десен, языка, слизистой оболочки полости рта. При работе в режиме «душа» осуществляется массаж десен, слизистой оболочки полости рта и языка, что способствует нормализации периферического кровообращения.
Основные правила проведения ирригации полости рта:
v процедуру следует проводить после очистки полости рта зубной щеткой, достаточно один раз в день, вечером. Процедура обычно длится в течение 5-20 минут;
v использовать теплую воду или раствор (разрешенные жидкости для заполнения резервуара ирригатора). Направлять струю под углом 90 градусов (под прямым углом) к поверхности десны;
v трудноочищаемые области следует обрабатывать дольше доступных.
Рис. 15.Индивидуальный ирригатор для ухода за полостью рта
Зубные пасты предназначены для очистки зубов. В их состав входят вещества, оказывающие очищающее (абразивное) действие для лучшего удаления зубного налета со всех поверхностей зубов.
Виды зубных паст:
· гигиенические - предназначены для удаления зубных отложений и дезодорации полости рта. Могут использовать люди с интактными зубами и пародонтом
· лечебно-профилактические - устраняют те или иные факторы, которые способствуют возникновению заболеваний зубов и тканей пародонта
· лечебные - содержат активные компоненты, воздействующие непосредственно на определенный патологический процесс в полости рта
Свойства зубной пасты и состав ее активных компонентов позволяют назначать ее обоснованно в каждой конкретной ситуации.
При воспалительных заболеваниях пародонта (гингивите и пародонтите) рекомендуются зубные пасты, предотвращающие образование зубного налета.
При дистрофических заболеваниях пародонта (пародонтозе) рекомендуется использовать зубные пасты, оказывающие реминерализующее действие на твердые ткани зуба.
Основными компонентами зубных паст являются абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, а также отдушки, красители и вещества, улучшающие вкусовые качества пасты. Эффективность чистки зубов зависит от абразивных компонентов паст, которые обеспечивают очищающее и полирующее действие.
Абразивные вещества реагируют с неорганическими соединениями эмали зуба. В связи с этим, наряду с классическим абразивным соединением - химически осажденным мелом, широко используют дигидрат дикальцийфосфата, моногидрат дикальцийфосфата, безводный дикальцийфосфат, трикальцийфосфат, пирофосфат кальция, нерастворимый метафосфат натрия, гидроокись алюминия, двуокись кремния, силикат циркония, полимерные соединения метилметакрилата. Часто применяют не одно абразивное вещество, а смесь двух компонентов, например, мела и дикальцийфосфата, мела и гидроокиси алюминия, дигидрата дикальцийфосфата и безводного дикальцийфосфата и др.
Из пенообразующих веществ в зубных пастах используют поверхностно-активные вещества, такие как ализариновое масло, лаурилсульфат натрия, натрийлаурилсаркозинат и натриевую соль таурида жирных кислот. Компоненты зубной пасты должны быть безвредными, не оказывать на слизистую полости рта раздражающего действия и обладать высокой пенообразующей способностью.
В последнее время нашли применение гелеобразные зубные пасты, полученные на основе соединений окиси кремния и обладающие высокой пенообразующей способностью. Гелевые пасты приятны на вкус, имеют разную окраску за счет добавляемых красителей, однако очищающая способность некоторых из этих паст ниже, чем паст, содержащих меловую основу или дикальцийфосфат.
Зубные пасты могут содержать биологически активные компоненты, что делает возможным их использование в качестве основных средств профилактики кариеса зубов и болезней пародонта.
Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторидсодержащие зубные пасты. Эти пасты рекомендуются детям и взрослым для профилактики кариеса зубов.
В качестве противокариозных добавок в состав зубных паст вводят фториды натрия и олова, монофторфосфат, подкисленный фосфатами фтористый натрий, а в последнее время и органические соединения фтора (аминофториды).
Фториды увеличивают резистентность зубов к кислотам, образуемым микроорганизмами зубного налета, усиливают реминерализацию эмали и угнетают метаболизм микроорганизмов налета. Установлено, что непременным условием для профилактики кариеса является наличие активного (несвязанного) иона фтора.
Зубные пасты для взрослого населения, содержат от 0,11% до 0,76% фторида натрия или от 0,38% до 1,14% монофторфосфата натрия. В составе детских зубных паст фтористые соединения находятся в меньшем количестве (до 0,023%). Сочетание фторида натрия и кальций и кремнийсодержащих абразивов в составе некоторых зубных паст представляет собой особую систему «Флуористат».
Для снижения количества зубного налета и ингибирования роста кристаллов зубного камня в зубные пасты включают такие компоненты, как триклозан, который оказывает антибактериальное воздействие на грамположительные и грамотрицательные бактерии, и кополимер, способствующий пролонгированному действию триклозана в течение 12 часов после чистки зубов. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистентность к кислотной деминерализации за счет образования более устойчивых к растворению структур. Пасты, содержащие в своем составе фосфаты калия, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действием. Подобный эффект имеют зубные пасты, содержащие производные хитина и хитозана, которые обладают сродством к белкам и способны ингибировать адсорбцию Streptococcus mutans, mitis, sanguisна поверхности гидроксиапатита. Компоненты, входящие в состав некоторых зубных паст, такие как ремодент 3%, глицерофосфат кальция 0,13%, синтетический гидроксиапатит (от 2% до 17%) способствуют уменьшению повышенной чувствительности эмали за счет закрытия входных отверстий дентинных канальцев.
Применение лечебных зубных паст является простой и доступной формой предупреждения и лечения болезней пародонта. В их состав вводят биологически активные вещества: ферменты, витамины, микроэлементы, соли, антисептики, лекарственные травы.
Зубные пасты, содержащие в качестве активного компонента рапу Поморийских лиманов, улучшают кровоснабжение тканей пародонта, их трофику, оказывают профилактическое и лечебное действие.
Противовоспалительное действие оказывают зубные пасты с добавками препаратов на основе лекарственных трав: ромашки, зверобоя, гвоздики, тысячелистника, аира болотного, календулы, шалфея, экстракта корня женьшеня. Зубные пасты, содержащие экстракт лаванды, оказывают умеренное бактерицидное действие на стрептококки и стафилококки, и выраженное действие - на грибы Candida albicans.
Для ускорения регенераторных процессов слизистой оболочки в зубные пасты вводят биологически активные компоненты - ферменты, масляные растворы витаминов А и Е, каротолин.
В последнее время широко используются лечебно-профилактические зубные пасты, способствующие уменьшению кровоточивости десны, обладающие слабым обезболивающим, выраженным противовоспалительным и регенеративным эффектом. В состав таких паст входят несколько лекарственных растений. Например, шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация, мирра и ратания; комплексная смесь, сочетающая хлорофилл, витамин Е и экстракты лекарственных растений.
Ополаскиватели полости рта , или зубные эликсиры, являются дополнительными средствами гигиены полости рта. Обычно применяются после чистки зубов в течение 30 с – 1 мин. На одну процедуру полоскания нужно 10 мл раствора. Некоторые ополаскиватели следует разводить водой в пропорции, рекомендуемой производителем.
Большинство ополаскивателей можно разделить на 3 группы:
· дезодорирующие ополаскиватели и спреи
· ополаскиватели, снижающие образование зубных отложений за счет антибактериального действия
· ополаскиватели, оказывающие влияние на минерализацию твердых тканей зубов за счет содержания фтористых соединений
Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта. В состав эликсиров обычно добавляют биологически-активные компоненты.
Эликсир "Ксидент" содержит фторид натрия, препарат ксидифон, который, являясь регулятором уровня кальция в организме, препятствует образованию зубного налета и камня. Он оказывает противокариозное, противовоспалительное и дезинфицирующее действие.
Выраженным противовоспалительным и дезодорирующим свойством обладают эликсиры "Лесной", "Paradontax", "Salviathymol", содержащие в своем составе комплексы растительных добавок - настои трав шалфея, ромашки, мирры, эхинацеи.
Регулярное использование перед чисткой зубов ополаскивателя "Plax" с активными компонентами (триклозаном, фторидом натрия) способствует эффективному удалению зубного налета, снижению кариеса зубов.
Эликсир "Sensitive", имеющий в составе фторид олова, оказывает противокариозное действие и способствует снижению повышенной чувствительности эмали зубов.
Жевательная резинка - средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения количества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхностей зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.
Жевательная резинка проявляет свое воздействие на ткани полости рта следующими способами:
Увеличивает скорость слюноотделения;
Стимулирует выделение слюны с повышенной буферной емкостью;
Способствует нейтрализации кислот зубного налета;
Благоприятствует смыванию слюной труднодоступных участков полости рта;
Улучшает клиренс сахарозы из слюны;
Способствует удалению остатков пищи.
В состав жевательной резинки входят: основа (для связывания всех ингредиентов), подсластители (сахар, кукурузный сироп или сахаро-заменители), отдушки (для хорошего вкуса и аромата), размягчители (для создания соответствующей консистенции во время жевания).
Одним из наиболее важных свойств жевательной резинки является ее способность в три раза, по сравнению с состоянием покоя, увеличивать слюноотделение, при этом слюна поступает и в труднодоступные межзубные участки.
В настоящее время преимущественным влиянием пользуется жевательная резинка, содержащая сахарозаменители, особенно ксилит, антикариесогенный эффект которого впервые был показан исследованиями в Университете Турку, Финляндия. Ксилит, поступивший с жевательной резинкой, остается в полости рта достаточно долго и оказывает благоприятное воздействие.
Следует остановиться на возражениях против использования жевательной резинки, упоминающих о заболеваниях желудка, поражениях височнонижнечелюстного сустава. Если жевательную резинку использовать правильно, такая патология не возникнет.
В соответствии с результатами многочисленных исследований, можно предложить следующие рекомендации по использованию жевательной резинки:
Жевательную резинку следует использовать и детям, и взрослым;
Лучше применять жевательную резинку, не содержащую сахара;
Пользоваться жевательной резинкой следует, по возможности, после каждого приема пищи и сладостей;
Во избежание нежелательных последствий использовать жевательную резинку следует не более 20 минут после приема пищи;
Необходимо помнить, что бесконтрольное и беспорядочное использование жевательной резинки много раз в течение дня может принести вред.
Самоконтрольпациента за качеством проведения чистки зубов является важным аспектом поддержания гигиенического состояния полости рта. С этой целью используют красители в виде таблеток или растворов, содержащих фуксин (рис.16). Таблетки разжевывают в течение 30 с при активном движении языка. Растворы оказывают тот же эффект при полоскании. Когда содержимое полости рта сплевывают и повторно прополаскивают рот, осматривают поверхности зубов. Окрашивание зуба указывает на наличие налета. Возможно два варианта выявления налета. В одном случае красители применяют до чистки зубов, а затем последовательно очищают окрашенные поверхности. В другом случае для проверки качества проводимой чистки целесообразно чистить зубы обычным методом, а затем использовать краситель. При такой последовательности пациент выявляет те поверхности зуба, которые не очищены и требуют тщательной обработки щеткой. Для выявления зубного налета краситель используют перед сном. Самоконтроль за качеством чистки зубов следует проводить систематически.
Рис. 16.Таблетки для окрашивания микробного налета на поверхности зубов
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград»
ТЕМА: «Средства, применяемые при проведении профессиональной гигиены полости рта»
Выполнила:
Швед Мария Юрьевна
Введение
Средства, применяемые при проведении профессиональной гигиены полости рта
Литература
Введение
Профессиональная гигиена полости рта - комплекс мероприятий, имеющий целью устранение (минимизацию) негативного влияния на периодонт микрофлоры микрофлоры зубных отложений.
Задачи профессиональной гигиены:
1. Выявление факторов риска развития патологии периодонта, планирование их устранения (минимизации).
2. Обеспечение удовлетворительного уровня домашней гигиены полости рта.
3. Удаление зубных отложений профессиональными средствами.
4. Устранение локальных травмирующих факторов (коррекция пломб, коронок, вредных привычек).
Соответственно задачам, проведение профессиональной гигиены включает следующие этапы:
1. Стоматологическое обследование с выявлением факторов риска развития патологи периодонта.
2. Контроль навыков индивидуальной гигиены полости рта, подбор зубной щетки, пасты, дополнительных средств гигиены; коррекция техники индивидуальной чистки зубов.
3. Удаление мягких и твердых зубных отложений.
Устранение дефектов пломб и коронок, полирование всех поверхностей каждого зуба и пломб.
4. Обработка поверхностей зубов реминерализующими профилактическими средствами.
Средства, применяемые при проведении профе ссиональной гигиены полости рта
В настоящее время используются следующие методы профессионального удаления зубных отложений:
· Ручной;
· Звуковой или ультразвуковой;
· Воздушно-абразивный;
· Химический.
Профессиональному удалению зубных отложений должна предшествовать подготовка полости рта, которая заключается в орошении слабым раствором антисептика.
Для приготовления дезинфицирующего раствора можно использовать специальные средства, например шипучие таблетки содержащие тимол и ментол, которые оказывают легкое антисептическое действие, благодаря уменьшению поверхностного натяжения очищают зубы от крови и инородных частиц, освежают полость рта.
Ручной (механический) метод удаления зубных отложений предусматривает использование для этой цели различных стоматологических инструментов.
Его преимуществами являются:
· Формирование максимально «гладкой» поверхности зуба и корня;
· Очищение большей площади поверхности зуба или корня за одно движение инструмента;
· Уменьшение риска инфицирования вследствие отсутствия водно-воздушной смеси;
· Возможность проведения профессиональной гигиены у пациентов с имплантатами и пришеечными реставрациями;
· Экономичность.
Затраты времени на обработку одного зуба ручным методом, в среднем, составляют 7-8 минут.
Для удаления минерализованных отложений в стоматологической практике используются широкая группа инструментов, называемых общим словом скейлеры. К ним относятся следующие группы инструментов:
1. Серповидные скейлеры: с изогнутым лезвием и с прямым лезвием;
2. Кюреты: универсальные и зоно-специфические (Грейси и др.);
3. Мотыги;
4. Долото;
5. Рашпили.
Ручные инструменты изготавливают из различных материалов: металла, металла с алмазным напылением; нержавеющей стали высокого качества; нержавеющей стали с нитрид-титановым покрытием; пластмасс; тефлона. Инструменты с алмазным напылением обычно используют в хирургической пародонтологии (например, при лоскутных операциях). Они имеют изогнутое плечо, закругленную рабочую часть и применяются для обработки области фуркации корней.
Мотыга (мотыгообразный скейлер) - служит для обнаружения и удаления над- и поддесневых зубных отложений.
Долото - предназначено для удаления зубных отложений с апроксимальных поверхностей фронтальных зубов.
Рашпиль (напильник, файл) - служит для удаления массивных минерализованных отложений путем их соскабливания с поверхности зубов.
Ультразвуковой и звуковой методы применяют для удаления плотного, пигментированного зубного налета, над- и поддесневого зубного камня.
Их основными преимуществами являются:
Существенно более высокая скорость обработки поверхности зубов по сравнению с ручным методом;
Меньшие усилия гигиениста во время работы;
Очищение операционного поля водой;
Больший комфорт для пациента.
Впервые использовать колебания ультразвуковой частоты для удаления зубных отложений предложил Циннер в 1955 г. Первые автоматические скейлеры были предназначены для пародонтологии. Современные системы подразделяют на звуковые и ультразвуковые.
Звуковые системы представлены пневматическими скейлерами. Чаще всего они выпускаются в виде наконечника для стоматологических установок и работают при помощи сжатого воздуха, который подается от турбины стоматологической установки. Кончик рабочей части инструмента совершает эллипсовидные колебательные движения с амплитудой до 1,5 мм и частотой от 2 до 6 кГц в секунду, при этом все поверхности насадки являются рабочими.
Ультразвуковые скейлеры преобразуют электрический ток в микроскопические вибрационные колебания ультразвуковой частоты - 16000 до 45000 циклов в секунду (16-45 КГц). При этом механический компонент дополняется ирригацией, кавитационным эффектом и акустической турбулентностью.
Эти системы могут выпускаться в виде наконечников для стоматологической установки или отдельных аппаратов. По принципу действия они подразделяются на магнитоконстрикционные и пьезоэлектрические. профессиональный гигиена зубной отложение
В магнитоконстрикционных аппаратах железный или никелевый сердечник в катушке переменного тока приводиться в продольное колебание со средней частотой 20-35 КГц. Рабочий кончик инструмента движется по эллипсовидной траектории, что позволяет использовать все поверхности насадки, которая быстро и значительно нагревается. Для ее охлаждения требуется большое количество водного аэрозоля, что может затруднить обзор рабочей области.
В пьезоэлектрических аппаратах в поле переменного тока происходит деформация кристаллов кварца. Возникающие при этом колебания передаются на рабочую часть прибора, обеспечивая линейные движения ее кончика с частотой от 25 до 45 КГц. При таком движении активируются только две стороны насадки. Это усложняет работу, однако, считается, что пьезоэлектрические скейлеры обладают меньшей повреждающей способностью по сравнению с магнитострикционными и звуковыми. Линейные возвратно-поступательные движения рабочего кончика наиболее эффективны и безопасны, в большинстве таких систем используется небольшое количество воды и производится ее сверхтонкое распыление на торце насадки.
Воздушно-абразивные системы применяются для удаления пигментированного налета (налета курильщика, пищевых красителей), качественного очищения фиссур жевательной поверхности (в том числе, перед герметизацией), очищения гладких поверхностей зубов перед фиксацией брекетов, полировки после удаления зубных отложений ручным и ультразвуковым методом.
Аппараты этого типа выпускают в виде отдельного блока, подключаемого к сети переменного тока и к сети сжатого воздуха от компрессора стоматологической установки, или в виде наконечника с резервуаром для абразивного вещества, подключаемого на место турбинного наконечника стоматологической установки.
Принцип их работы заключается в очищении поверхности смесью воды и порошка, приводимой в движение сжатым под большим давлением воздухом. В воздушно-абразивных аппаратах насадка имеет два канала: через один осуществляется подача воды, через второй - смеси воздуха и порошка. На кончике насадки эти два потока соединяются в один точно направленный спрей. Порошок чаще всего представляет собой мелкодисперсный бикарбонат натрия или оксид алюминия.
Химический метод используют для размягчения минерализованных, плотно фиксированных зубных отложений. С этой целью на поверхность зубного камня наносят растворы или гели, содержащие кислоты. Нередко для одновременного действия в подобные составы добавляют йод. Время воздействия таких препаратов обычно составляет 30-60 секунд (иногда дольше), после чего их смывают, и зубной камень удаляют обычным способом.
Химические средства для удаления зубных отложений используют при наличии большого количества зубного камня, особенно на подвижных зубах, и в случае выраженного психологического дискомфорта пациента во время проведения профессиональной гигиены.
Систематика удаления зубных отложений на нижней челюсти
Литература
1. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М., 2005.;
2. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М., 2012 - 416 с.
3. Интернет источник
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Определение индивидуальной гигиены. Алгоритм стандартного метода чистки зубов. Типы зубных щеток - основного инструмента для удаления отложений с поверхности зубов и десен. Назначение зубочисток, флюсов и щетки-скребка, эликсиров. Качество зубных паст.
презентация , добавлен 28.09.2015
Основные предметы и вспомогательные средства индивидуальной гигиены полости рта. Сертификация зубных щеток, их виды и конструкция. Двухуровневая "стрижка" щетины. Использование флоссов и зубочисток. Ротовые ирригаторы и приспособления для очищения языка.
реферат , добавлен 29.11.2009
Теоретические аспекты значения гигиены полости рта. Методологические основы деятельности медицины в сфере профилактической стоматологии. Изучение распространенности и особенностей патологии пародонта. Значение профессиональной гигиены полости рта.
дипломная работа , добавлен 31.01.2015
Понятие и значение средств гигиены полости рта как системы, в состав которой входят разнообразные натуральные и синтетические вещества, предназначенные как для профилактического, так и для терапевтического воздействия. Задачи индивидуальной гигиены.
презентация , добавлен 24.04.2016
Тщательное и регулярное удаление пациентом зубных отложений с поверхностей зубов и десен с помощью различных средств. Правильная и качественная самостоятельная либо индивидуальная чистка зубов. Предметы гигиены полости рта. Применение зубных паст.
презентация , добавлен 24.09.2013
Причины возникновения и развития заболеваний полости рта. Детальная характеристика методов профилактики основных стоматологических заболеваний. Особенности индивидуальной гигиены полости рта. Сущность этапов организации стоматологического просвещения.
презентация , добавлен 21.08.2015
Общая характеристика основных методов удаления зубных отложений: механический (ручной, машинный), ультразвуковой и пневматический (звуковой), химический, комбинированный. Разновидности стоматологических зондов и кюреток. Виды ультразвуковых аппаратов.
презентация , добавлен 09.06.2015
Гигиена полости рта: влияние на состояние зубов и защита от распространенных и опасных болезней. Рекомендуемые органами здравоохранения зубные щетки. Правила чистки зубов. Особенности выбора зубной пасты. Вспомогательные средства гигиены полости рта.
реферат , добавлен 07.11.2011
Распространенность и патология пародонта среди пациентов, обратившихся в стоматологическую поликлинику. Социально-демографическая и клиническая характеристика пациентов, страдающих заболеваниями пародонта. Значение профессиональной гигиены полости рта.
курсовая работа , добавлен 14.06.2009
Общее понятие и основные задачи гигиены. Методы санитарного обследования среды. Вклад Гиппократа, Аристотеля, Клавдия Галена, Авиценны, М. Ломоносова, Ф. Эрисмана в развитие гигиены как науки. Основополагающие законы гигиены, их сущность и содержание.
Цель . Обучить студентов методам и средствам личной и профессиональной гигиены полости рта.
Метод проведения. Групповое занятие.
Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.
Обеспечение
Техническое оснащение: диапроектор «Пеленг», стоматологическая установка, кресло, наборы инструментов для обследования полости рта, индикаторы зубного налета, зубные щетки , пасты, гели, эликсиры, зубочистки, флоссы.
Учебные пособия: слайды, таблицы, стенды, фантомы.
Средства контроля:
контрольные вопросы, задачи, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля знаний, домашнее задание.
Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия.
Состав, свойства слюны и ротовой жидкости (кафедра биохимии).
План занятия
1. Проверка выполнения домашнего задания.
2. Теоретическая часть. Средства и методы индивидуальной гигиены полости рта. Методы чистки зубов. Средства и методы профессиональной гигиены полости рта. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам . Решение учебных ситуационных задач.
3. Клиническая часть. Демонстрация преподавателем методов чистки зубов на фантоме: стандартного, при заболеваниях пародонта, комбинированных и других. Демонстрация методики применения межзубных нитей (флоссов). Демонстрация на стенде средств индивидуальной гигиены полости рта.
4. Самостоятельная работа студентов. Обучение студентами пациентов правилам чистки зубов, проведение бесед по подбору щеток и зубных паст.
5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.
6. Решение контрольных ситуационных задач.
7. Тестовый контроль знаний.
8. Задание на следующее занятие.
Аннотация
Первичная профилактика стоматологических заболеваний включает комплекс мероприятий. Ведущим мероприятием в этом комплексе является гигиена полости рта. Принято различать индивидуальную и профессиональную гигиену.
Под индивидуальной гигиеной понимают тщательное и регулярное удаление каждым человеком отложений с поверхности зубов и десен. Профессиональная гигиена полости рта проводится специалистом (стоматологом или врачом-гигиенистом) и обеспечивает удаление мягких и минерализованных зубных отложений, контроль за качеством индивидуальной гигиены, диагностику ранних стадий кариеса зубов и заболеваний пародонта.
Средства индивидуальной гигиены полости рта – это зубные щетки, ирригаторы полости рта, зубные нити, зубные порошки и пасты, гели, зубные эликсиры, жевательная резинка.
Методами индивидуальной гигиены полости рта являются чистка зубов и полоскание полости рта.
Механическое удаление зубных отложений осуществляется с помощью зубной щетки. Зубная щетка состоит из ручки и рабочей части, представленной рядами пучков щетины. В качестве щетины в основном применяются искусственные волокна. По жесткости различают три вида щетинок: жесткие, средние, мягкие; по длине рабочей части и величине ручки – взрослые и детские. Существуют также электрические зубные щетки.
Зубная щетка должна быть индивидуальной для каждого человека. Срок эксплуатации в среднем от одного до трех месяцев, пока не наступит деформация пучков щетины.
Однако, даже тщательное соблюдение правил гигиены полости рта с использованием одних зубных щеток не позволяет добиться очищения межзубных промежутков. Для этого используют зубные нити (флоссы). Они изготавливаются из искусственных волокон. Нить длиной 30-40 см вводится в межзубные промежутки, прижимается к поверхности зуба и проводится вверх-вниз, совершая 6-7 движений. Также для этой цели применяют зубочистки – деревянные и пластмассовые; ирригаторы – используется струя воды под давлением 2-10 атм. через наконечник. Давление создается компрессорами, к воде добавляются лекарственные вещества.
Химическое очищение зубов от налета проводится с помощью зубной пасты. В настоящее время ведущие мировые производители зубных паст привлекают к созданию новых видов не только технологов, дизайнеров, инженеров, но и стоматологов с тем, чтобы пасты максимально соответствовали потребностям населения в зависимости от конкретных стоматологических ситуаций. Зубная паста – это сложносоставная система, в формировании которой участвуют много компонентов:
а) абразивы (мел, бикарбонат натрия, дикальций фосфат, полимерные соединения метилметакрилата и др.);
б) увлажняющие вещества (глицерол и сорбитол), препятствующие испарению воды и способствующие сохранению однородности пасты;
в) связывающее вещество (природные смолы);
г) пенообразующие вещества, или детергенты (лаурилсульфат), способствующие образованию пены и облегчающие процесс чистки зубов;
д) антимикробные препараты, или консерванты (спирты, бензоаты, формальдегиды);
е) вода 20-30%;
ж) лечебно-профилактические добавки, определяющие назначение пасты;
з) гелеобразующие вещества.
Зубные пасты можно распределять по принадлежности (детская, подростковая, взрослая), по консистенции, по назначению, по степени пенистости, по содержанию элементов и т.д.
Наиболее существенна градация зубных паст по назначению (табл. 1), в соответствии с ним все зубные пасты подразделяются на две основные группы: гигиенические и лечебно-профилактические.
Таблица 1
Классификация практической градации зубных паст
Зубные пасты |
|||
гигиенические |
лечебно-профилактические |
||
простые |
сложносоставные |
||
комбинированные |
комплексные |
||
1. Очищающие 2. Дезодорирующие |
1. Противокариесные 2. Абразивные 3. Противовоспалительные
|
1. Противокариесные 2. Противовоспалительные 3. Десенситивные.
|
1. Противокариесные 2. Противокариесные и противовоспалительные 3. Противокариесные и десенситивные
|
Гигиенические зубные пасты предназначены для очищения зубов от налета и дезодорирования полости рта («Апельсиновая», «Семейная», «Мятная», «Московская», «С добрым утром», «Фосфориновая», «Ovenal», «Red-White»).
Лечебно-профилактические зубные пасты делятся на две подгруппы: простые и сложносоставные. Простые лечебно-профилактические зубные пасты обладают каким-либо одним воздействием: противокариесным или противовоспалительным, или абразивным. Сложносоставные лечебно-профилактические пасты подразделяются на комбинированные и комплексные. К комбинированным относятся пасты, в состав которых входят два или три лечебно-профилактических компонента, направленных на терапию и профилактику одного вида патологии. Комплексные зубные пасты включают несколько лечебно-профилактических компонентов, действующих на различные виды патологии.
В условиях появления все более сложных по составу зубных паст, имеющих целенаправленное действие, подбором зубной пасты должен заниматься стоматолог и рекомендовать ее в соответствии с конкретным стоматологическим и гигиеническим статусами пациента. Для этого необходимо знать основную направленность зубных паст:
а) для профилактики кариеса – содержат фтористые и фосфорно-кальциевые соединения;
б) для профилактики заболеваний десен – включают растительные и противоспалительные компоненты (экстракты ромашки, шалфея, эвкалипта и др., хлоргексидин, триклозан и т.д.);
в) для зубов с повышенной чувствительностью
к внешним раздражителям, содержащие гидроксиапатит или трикальций фосфат и способствующие обтурации дентинных трубочек, или фторсодержащие с нитратом калия, обеспечивающие изоляцию нервных волокон.
Основные правила чистки зубов
Для чистки зубов применяются подметающие, скребущие, круговые и возвратно-поступательные движения.
Подметающие движения проводятся от десны к краю коронки, они необходимы для очистки щечных, небных, язычных и вестибулярных поверхностей зубов. Скребущие и возвратно-поступательные движения применяются для чистки жевательных поверхностей зубов. Круговые движения проводятся на всех поверхностях после скребущих движений. Зубную щетку располагают перпендикулярно очищаемой поверхности. Для создания стереотипизма вначале очищают зубо-десневую зону моляров с любой стороны, продвигаясь по вестибулярной поверхности к жевательной, а затем на небную поверхность. После переходят на премоляры и фронтальные зубы. Сначала чистят зубы верхней челюсти, потом нижней. Каждую поверхность сегмента необходимо очищать 8-10 движениями щетки, а на очистку всех зубов необходимо затратить 300-400 движений. Самой оптимальной схемой чистки зубов считается чистка два раза в сутки: утром и вечером после приема пищи.
Профессиональная гигиена полости рта
Под термином «профессиональная гигиена полости рта» понимается тщательное удаление мягких и твердых зубных отложений со всех поверхностей зубов и десен профилактическими средствами, под контролем индикаторов зубного налета. Профессиональная гигиена полости рта проводится стоматологом или врачом-гигиенистом и включает: обучение, учет, контроль за гигиеническим состоянием полости рта, коррекцию, регистрацию состояния зубов и тканей полости рта, систематическое удаление зубных отложений с недоступных поверхностей.
4. Зубные щетки, требования к ним, различия, подбор, сроки эксплуатации.
5. Очистители межзубных промежутков.
6. Зубные пасты, состав.
7. Зубные пасты, практическая градация.
8. Основные правила чистки зубов.
9. Понятие «профессиональная гигиена полости рта».
10. Этапы профессиональной гигиены полости рта.
Контрольные задачи
Задача 1.
Соотнесите средства гигиены:
Задача 2.
Какие средства обеспечивают механическое удаление зубного налета?
10. Во второе посещение по поводу профессиональной гигиены полости рта пациент перед зеркалом самостоятельно очистил поверхности зубов с помощью зубной щетки и пасты. Врач дал рекомендации по правильному использованию межзубных очистителей.
Все ли мероприятия, предусмотренные на данном этапе профессиональной гигиены, выполнены врачом?
Контрольные
1. При осмотре полости рта в пришеечной области зубов верхней и нижней челюстей значительное скопление мягкого зубного налета. При детальном опросе выяснилось, что пациент длительное время пользуется мягкой зубной щеткой.
Каковы причины данного гигиенического статуса в полости рта? Дайте рекомендации по уходу, хранению и срокам эксплуатации зубной щетки.
2. Пациент затрудняется подобрать себе зубную щетку и межзубные очистители. Проведите консультацию по подбору пациенту этих средств индивидуальной гигиены полости рта, укажите, на что нужно акцентировать внимание.
3. К врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость и болезненность десны в области 35, 34 и 33 зубов.
Объективно: межзубные сосочки и маргинальная десна в области указанных зубов отечны , гиперемированы, с раневой поверхностью. Из анамнеза выяснено, что пациент пользовался новой зубной щеткой.
Объясните и перечислите возможные причины острого воспаления десны.
4. Пациент К., 30 лет, обратился с жалобами на боль при приеме пищи, чистке зубов, самопроизвольную кровоточивость десен.
При объективном исследовании – маргинальная десна и зубодесневые сосочки отечны, гиперемированы, сосочки увеличены в размере, кровоточат при прикосновении. Обнаружены ложные десневые карманы без нарушения зубодесневого прикрепления.
Диагноз: обострение хронического катарального гингивита средней степени тяжести.
Какую зубную щетку и зубную пасту на период лечения необходимо рекомендовать пациенту? Дайте обоснование.
5. В ходе профессиональной гигиены полости рта при опросе выяснилось, что во время чистки зубов пациентка использует скребущие и возвратно-поступательные движения на всех поверхностях зубов, начиная с фронтальных зубов и заканчивая областью моляров.
Есть ли нарушение в методике чистки зубов ? Если да, то опишите основные правила очищения поверхности зубов.
6. В процессе проведения профессиональной гигиены полости рта врач обследовал полость рта, окрасил зубной налет с последующей демонстрацией пациенту, удалил зубные отложения, дал рекомендации по правильному выбору средств индивидуальной гигиены полости рта.
Перечислите этапы, предусмотренные профессиональной гигиеной полости рта.
7. К врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость десен при чистке зубов.
Объективно: межзубные сосочки и краевая десна отечны, гиперемированы, сосочки кровоточат при дотрагивании. Индекс гигиены составляет 1,6 балла. Поставлен диагноз – острый серозный гингивит.
8. При проведении профессиональной гигиены полости рта в третье посещение пациент очистил поверхность зубов с помощью зубной щетки и пасты самостоятельно. Врач проконтролировал качество чистки зубов.
Все ли манипуляции были выполнены на данном этапе? Перечислите сроки повторного контроля за соблюдением пациентом гигиены полости рта.
9. Пациент предъявляет жалобы на повышенную чувствительность зубов от внешних раздражителей.
В составе комплексного лечения пациенту была рекомендована зубная паста, содержащая гидроксиапатит или трикальций фосфат, а также фторсодержащая зубная паста с нитратом калия.
10. На прием к врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость десен при употреблении жесткой пищи и при чистке зубов.
Объективно: межзубные сосочки отечны, гиперемированы, имеют цианотичный оттенок, кровоточат при дотрагивании. Обильный мягкий зубной налет. Индекс гигиены 4 балла.
Какие методы и средства индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта могут быть рекомендованы пациенту? Дайте обоснование.
Тестовый контроль знаний
1. Какие средства гигиены полости рта относят к индивидуальным?
а) зубные щетки;
б) флоссы;
в) зубные пасты;
г) ирригаторы;
д) резиновые чашечки.
2. Какие компоненты входят в состав гигиенических зубных паст?
а) абразивы;
б) увлажняющие вещества;
в) природные смолы;
г) пенообразующие вещества;
д) анестезирующие вещества;
е) лечебно-профилактические добавки.
3. Как подразделяются лечебно-профилактические зубные пасты?
а) сочетанные;
б) комбинированные;
в) сложносоставные;
г) простые;
в) комплексные.
4. Что относят к межзубным очистителям?
а) зубочистки;
б) флоссы;
в) ирригаторы;
г) штрипсы.
5. Какие из перечисленных веществ относят к компонентам лечебно-профилактических зубных паст?
а) абразивы;
б) увлажнители;
в) консерванты;
г) детергенты;
д) лечебно-профилактические добавки;
е) антибиотики;
ж) прижигающие вещества.
6. Укажите методы индивидуальной профилактики полости рта:
а) чистка зубов;
б) удаление зубного камня;
в) ирригация полости рта;
г) удаление зубных отложений с недоступных поверхностей.
7. Перечислите основные движения, применяемые при чистке зубов:
а) подметающие;
б) трущие;
в) круговые;
г) возвратно-поступательные.
8. Какие вещества входят в состав противокариесных зубных паст?
а) фторид натрия;
б) противовоспалительные компоненты;
в) противомикробные препараты.
9. Какие вещества входят в состав зубных паст, применяемых для профилактики заболеваний пародонта?
а) фтористые соединения;
б) растительные экстракты;
в) фосфорно-кальциевые соединения.
10. Для чего предназначены гигиенические зубные пасты?
а) очищение от налета;
б) дезодорирование полости рта;
в) профилактика заболеваний десен;
г) профилактика повышенной чувствительности зубов.
Домашнее задание:
а) дать определение индивидуальной и профессиональной гигиене;
б) перечислить средства индивидуальной гигиены полости рта;
в) перечислить гигиенические пасты;
г) состав зубных паст;
д) классификация лечебно-профилактических зубных паст;
е) этапы профессиональной гигиены полости рта.
Литература
Основная
1. Боровский Е.В., Терапевтическая стоматология / Е.В. Боровский, В.С. Иванов, Ю.М. Максимовский, Л.Н. Максимовская. – М.: Медицина, 2001. – С. 212-219, 266-269, 718-727.
2. Зубные болезни: практическое руководство / под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь: Изд-во СтГМА, 1998. – С. 338-342.
3. Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология / Ю.М. Максимовский, Л.Н. Максимовская, Л.Ю. Орехова. – М.: Медицина, 2002. – С. 225-231.
Дополнительная
1. Терапевтическая стоматология: учебное пособие / под ред. проф. Л.А. Дмитриевой. – М., 2003. – С. 580-585.
2. Тестовые задания для контроля уровня знаний по пропедевтике стоматологических заболеваний / под ред. проф. М.М. Пожарицкой. – М., 2000. – С. 48
3. Тестовые задания по пропедевтике стоматологических заболеваний. Часть I. Терапевтическая стоматология / под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь, 2003. – 40 с.
4. Улитовский С.Б. Зубные пасты / С. Б. Улитовский. – СПб., 2000. – 272 с.