Гуру Нанак является основателем религии СИКХИЗМ, возникшей в Пенджабе в конце 15 века. Слово «сикх» возникло от палийского слова sikkha или санскритского sissya , означающего «ученик». Сикхи считают себя учениками 10-и гуру, начиная с Нанака и заканчивая Гобиндом Сингхом(1666-1708). Больше всего сикхов живёт в шт.Пенджаб, в Дели и в других частях Индии.
Специфика сикхской медитации состоит в определенном синтезе йогического самоуглубления и бхактической любви. Бог ищется каждым сикхом в глубинах собственной души.
В достижении спасения сикхизм отвергает все посты, ритуалы и обычаи. Он отвергает самоистязание, затворничество и отречение. Сикхизм не признает поклонения богам и богиням, камням, статуям, идолам, картинам и т.д. Только Один Бог, бесформенный, должен прославляться.
Как уже упоминалось, основателем и вдохновителем данной религии считается Гуру Нанак, который родился в 1469 г. В деревне Раи Бхои ди Таванди (65км. От Лахора, в настоящее время территория Пакистана). Скорее всего, Нанак с юности близко познакомился с верованиями мусульман и индусов и приобрел некоторые познания в Коране и брахманических шастрах.
Относительно жизни Нанака существует множество легенд, в которых сказочные элементы переплетены с реальными событиями. Так, в Джанамсакхи рассказывается, что он уже в 7 лет проявил свои чудесные способности, попросив школьного учителя объяснить ему значение букв алфавита. Когда учитель оказался не в состоянии сделать это, Нанак подробно описал ему значение каждой буквы, раскрыв глубокую истину относительно человека и Бога и способа реализации Бога в понятиях алфавита. В Султанпуре Нанаку было первое видение Бога, в котором он получил право на призыв к человечеству. Это событие также описано в Джанамсакхи. Однажды утром Нанак пришел к реке, чтобы совершить омовение. Во время купания он исчез в воде и оставался там трое суток. В течение этого времени Нанак имел видение Божественного присутствия и ему было поручено проповедовать Божественное имя (Нам) во всем мире. Когда Нанак появился через 3 дня, он провозгласил: «Нет индусов, нет мусульман». Это означало, что нет различий между людьми различных вероисповеданий.
Сикхская традиция утверждает, что Нанак также совершил 4 длительных путешествия на восток, в Ассам; на юг, через землю тамилов, на Шри-Ланку; на север, в Ладакх и Тибет; и на Запад, в Мекку, Медину и Багдад. Путешествуя, Нанак посетил духовные центры индусов, мусульман, буддистов, джайнов, суфиев, йогов и сиддхов. Он встречал людей различных религий, племен, культур и рас. Он путешествовал пешком, вместе со своим другом по имени Мардан, тоже поэтом. Его путешествия называют удаси. Последние годы своей жизни Нанак провел Картарпуре, где возвел первый храм сикхов. Он назначил первого своего ученика Ангада своим преемником.
Проникновение ислама в Индию привело к возникновению в 15-16 вв. своеобразной индо-мусульманской культуры. Индо -мусульманский синтез затронул религию, философию, поэзию и литературу, музыку и живопись. Сикхизм, в свою очередь, явился определенным синтезом воззрений движения бхакти (индийских вайшнавов) и суфиев (мистического направления в исламе)
Жизнь Гуру Нанака
Нанака родился в 1469 году н.э. в деревушке Раи Бхои Талванди в западной части индийского штата Пенджаб в семье кшатрия (военного). В детстве он обучался пенджабской грамоте в индийской школе, потом в мусульманской школе изучал персидский язык. Мальчик слыл вундеркиндом: то, что другие ученики изучали годами, он усваивал за считанные недели, и при этом был добропорядочным и рассудительным учеником. Когда ему было 10 лет, его мать решила, что ему пора принять участие в национальном обряде повязывания на шею "священной нити". Увидев нить, юный Нанака поинтересовался, сделает ли эта нить его лучше и добрее, но, услышав в ответ, что это всего лишь традиция, не стал участвовать в ней.
После школы, отказавшись от женитьбы, задуманной его родителями, Нанака несколько лет находился на службе в столице Пенджаба. Там в один прекрасный День произошло его духовное перерождение. Как-то раз во время обычного омовения в реке он нырнул и не вынырнул. Все решили, что он утонул, но через три дня он снова появился в городе. Его глаза излучали таинственный свет, а над головой мерцал еле заметный нимб, и от всего тела исходило Божественное сияние. Три дня он молчал, а затем заявил, что существует только один Бог, и этот Бог - Истина. После этого случая он оставил службу при дворе и отправился путешествовать. Он посетил различные священные места, упоминавшиеся в древнеиндийских эпосах "Рамаяна" и "Махабхарата", побывал на месте просветления Будды в Тибете, а затем отправился в Аравию и посетил Мекку и Медину. Добравшись до Мекки, он повстречался с мусульманским поэтом и учителем Кабиром и стал его активным приверженцем. Кабир говорил о необходимости упрощения культов и ослабления кастовых правил, и, продолжая его учение, Нанака утверждал, что соблюдение кастовых правил и выполнение религиозных обрядов не имеют никакого значения для духовного роста.
"Дерево определяют по плодам, которые оно приносит, а религию человека - по его поступкам. Одежда, символы, формы, обряды, ритуалы и церемонии, которые не способствуют праведным поступкам, не дадут человеку уйти далеко по дороге духовного роста".
Нанака странствовал почти 10 лет. Посетив на обратном пути Багдад, Кабул и Пешавар, он вернулся в Пенджаб и обосновала в Лахоре, на правом берегу реки Рави, притока Инда. После возвращения на родину Нанака женился на порядочной девушке и стал отцом семейства. Он носил одежды крестьянина и вместе с женой и детьми возделывал землю и торговал зерном. В 1491 году во время духовных упражнений он ощутил состояние сильного экстаза и осознал смысл своей духовной миссии на Земле. С того времени, выполняя внутренние указания Господа, Нанак начал совершать поездки по стране, проповедуя "бхакти" - любовь и преданность Единому Богу и отказ от обрядности.
"Все повторяют Имя Божье, но никто не способен постичь глубину его тайны".
"Бог един и не имеет имени и формы. В мире идет постоянная борьба между светлым и темным началом, и такая же борьба идет и в душе каждого человека."
"Человек не рождается свободным, он рожден для того, чтобы обрести свободу".
"Если твои деяния дают духовный рост и ты познал Бога в форме Истины в своем сердце, твоя Кундалини пробудится, и станешь един с Богом".
"Пересеки океан иллюзии, и встретишь вечного Бога, который приходит и не уходит, который не рождается и не умирает. Когда твои шесть чакр откроются, Кундалини исправит все нарушения".
Развивая принципы своего учения, Нанака дал также практические советы, при помощи которых можно соединиться с Единственно Сущим, создателем и хозяином всех вещей. Для свои последователей, которыми в основном были торговцы, ремесленики и крестьяне-"джаты", он организовал духовную обет. Нанака провозглашал равенство всех перед Богом и ввел у своих учеников принцип общей кухни и совместной трапезы. Все равны, все едят одно и то же. Нанака признавал существование кармы (воздаяния за прежние деяния) и сансары (перевоплощения душ), но отвергал идею отшельничества и аскетизма и призывал к активной деятельности на благо людей. Он также выступал против затворничества и неравноправия женщин, против многоженства и жестокого ритуала "сати" (самосожжения вдов заживо). Для своих многочисленных последователей он сочинил гимны и поэтический сборник "Джан-Джи", ставший для них исповеданием веры. В возрасте 50-ти лет у Нанака было еще одно видение Господа, утвердившее его в миссионерском служении.
Нанака жил в эпоху правления в Индии династии Великих Моголов, которая оставила после себя, среди прочего, чудесный мавзолей Тадж-Махал. Эта мусульманская династия пришла к власти в 1526 году н.э., и Нанака всячески пытался объединить живших в Пенджабе мусульман и индуистов. Из ислама Нанака заимствовал идею о том, что Бог - это Добро и Любовь, а из индуизма - что следует стремиться к слиянию с Богом под руководством опытного духовного наставника (Гуру). "Только тогда познаешь Бога, когда твой родничок темени откроется милостью истинного Гуру".
Именно таким Гуру в глазах своих последователей "сикхов" и был сам Нанака, первый из десяти сикхских Гуру. Прожив 70 лет, Нанака скончался 22 сентября 1539 года в Картарпуре. Произошло последнее великое чудо. Его последователи стали спорить у его смертного одра, как его похоронить. Однако внезапно они обнаружили, что его тело превратилось в букет из тысячи цветов, сияющих светом и красотой.
Серия сообщений " ":
Часть 1 - Гуру Нанак - основатель сикхизма
Гуру Нанак является основателем религии СИКХИЗМ, возникшей в Пенджабе в конце 15 века. Слово «сикх» возникло от палийского слова sikkha или санскритского sissya, означающего «ученик». Сикхи считают себя учениками 10-и гуру, начиная с Нанака и заканчивая Гобиндом Сингхом (1666-1708). Больше всего сикхов живёт в шт. Пенджаб, в Дели и в других частях Индии.
Нанак родился 15 апреля 1469 в семе Беди, принадлежащей индуистскому клану Кхатри. Кго отец Мехта Калу был патвари - чиновником правительства, производящим расчёт доходов от земель. Он работал на мусульманского землевладелца Рай Буллара. Мать Нанака носила имя Мата Трипта, у него была также старшая сестра Биби Нанки.
Сикхская традиция рассказывает, что однажды Нанак пропал, и уже все стали считать, что он утонул, когда ходил купаться утром на реку Кали Бейн, но через три дня он снова появился, и на все вопросы отвечал только одно: "Там нет хинду, там нет мусульман" (на пенджаби: na ko hindu na ko musalman"). С этого момента Нанак стал распространять своё учение, и считается, что это было началом сикхизма. Он совершил четыре больших поездки, преодолев много тысяч километров, точный его маршрут служит предметом споров. Первая поездка проходила в Бенгал и Ассам, вторая - в Цейлон через Тамиль Наду, третья - на север в Кашмир, Ладак и Тибет, а последняя - в Багдад и в Мекку.
Нанак женился на Сулакни, дочери Мулчанда Чона, торговца рисом из города Батала. У него было два сына. Старший сын Шри Чанд стал аскетом, погруженным в себя. Младший сын Лакшми Дас был полностью погружен в мирские заботы. Нанак считал, что оба сына не могут перенять у него статус гуру.
Священным Писанием сикхов является книга «Ади Грантх», написанная десятью гуру. В данной религии подчеркивается единство Бога, как высшего существа. Для определения Всевышнего используются имена, заимствованные, как у индусов, так и у мусульман. Бог является имперсональным (Ниргун) и личностным (Саргун). Имперсональный аспект Божества бесформен и не достижим для человека. Когда он открывается через Свое Творение, Он становится относительным и личностным.
Целью жизни отдельного человека является единение и слияние с высшей душой. Основные препятствия на духовном пути - 5 пороков: вожделение, гнев, алчность, привязанности и эгоизм. Специфика сикхской медитации состоит в определенном синтезе йогического самоуглубления и бхактической любви. Бог ищется каждым сикхом в глубинах собственной души.
В достижении спасения сикхизм отвергает все посты, ритуалы и обычаи. Он отвергает самоистязание, затворничество и отречение. Сикхизм не признает поклонения богам и богиням, камням, статуям, идолам, картинам и т.д. Только Один Бог, бесформенный, должен прославляться.
Как уже упоминалось, основателем и вдохновителем данной религии считается Гуру Нанак, который родился в 1469 г. В деревне Раи Бхои ди Таванди (65км. От Лахора, в настоящее время территория Пакистана). Скорее всего, Нанак с юности близко познакомился с верованиями мусульман и индусов и приобрел некоторые познания в Коране и брахманических шастрах.
Относительно жизни Нанака существует множество легенд, в которых сказочные элементы переплетены с реальными событиями. Так, в Джанамсакхи рассказывается, что он уже в 7 лет проявил свои чудесные способности, попросив школьного учителя объяснить ему значение букв алфавита. Когда учитель оказался не в состоянии сделать это, Нанак подробно описал ему значение каждой буквы, раскрыв глубокую истину относительно человека и Бога и способа реализации Бога в понятиях алфавита. В Султанпуре Нанаку было первое видение Бога, в котором он получил право на призыв к человечеству. Это событие также описано в Джанамсакхи. Однажды утром Нанак пришел к реке, чтобы совершить омовение. Во время купания он исчез в воде и оставался там трое суток. В течение этого времени Нанак имел видение Божественного присутствия и ему было поручено проповедовать Божественное имя (Нам) во всем мире. Когда Нанак появился через 3 дня, он провозгласил: «Нет индусов, нет мусульман». Это означало, что нет различий между людьми различных вероисповеданий.
Сикхская традиция утверждает, что Нанак также совершил 4 длительных путешествия на восток, в Ассам; на юг, через землю тамилов, на Шри-Ланку; на север, в Ладакх и Тибет; и на Запад, в Мекку, Медину и Багдад. Путешествуя, Нанак посетил духовные центры индусов, мусульман, буддистов, джайнов, суфиев, йогов и сиддхов. Он встречал людей различных религий, племен, культур и рас. Он путешествовал пешком, вместе со своим другом по имени Мардан, тоже поэтом. Его путешествия называют удаси. Последние годы своей жизни Нанак провел Картарпуре, где возвел первый храм сикхов. Он назначил первого своего ученика Ангада своим преемником.
Проникновение ислама в Индию привело к возникновению в 15-16 вв. своеобразной индо-мусульманской культуры. Индо-мусульманский синтез затронул религию, философию, поэзию и литературу, музыку и живопись. Сикхизм, в свою очередь, явился определенным синтезом воззрений движения бхакти (индийских вайшнавов) и суфиев (мистического направления в исламе).
Гуру Нанак обрел просветление в 1496 году и тогда же создал эпическую поэму , которая повествует о его глубоком переживании Бога и явлении всего творения, как оно есть. Его первым заявлением после просветления было, «Нет индийца, нет мусульманина». Он просто сказал, что по своей сути все одинаковы. Во времена Гуру Нанака это стало очень радикальным утверждением, т.к. люди различных культур были враждебно настроены друг к другу.
Индийское общество олицетворяло индийскую культуру, а мусульмане придерживались семитской культуры. Мусульмане были завоевателями и занимали высшие посты и должности. Индийцы носили статус неприкасаемых и людей второго сорта. Индийцы презирали и ненавидели своих завоевателей-мусульман, а те считали индийцев неверными. В индийском же обществе царила кастовая система, и идея равенства изжила саму себя.
Знакомая картина? Основная истина, которую провозгласил Гуру Нанак – о человеческом равенстве, – лежит в основе непростых социальных перемен, которые мы пытаемся осуществить и в наше время. Подумайте об этом. Если мы допустим, что каждый по своей сути такой же, как любой другой, многие проблемы просто исчезнут. Это подразумевает не просто возлюбить своего ближнего как самого себя, а означает, что твой ближний – это ты сам. Гуру Нанак осознавал глубинную связь, объединяющую всех живых существ, и учил, что все мы сотворены из одной энергии. Нет существенных различий между богатым и бедным, христианином и мусульманином, ученым и необразованным, молодым и стариком, мужчиной и женщиной. Все суждения, разделяющие нас и идущие от ума, должны исчезнуть. И в то время не могло быть более важного социально значимого заявления.
Гуру Нанак жил во времена, когда в индийском обществе царили неразбериха и сумятица. Повсеместно были распространены коррупция, подлость и предательство. Честь, правосудие, положение в обществе – все это покупалось и продавалось. Гуру Нанак открыто высказывал свое мнение о правящем классе, у которого не было ни стремления к справедливости, ни порядочности. Вот как он выразительно описывает те времена: «Кали Юга – это кинжалы, короли и убийцы. Дхарма обрела крылья и исчезла. Луна истины никогда не была видима в темной ночи фальши и лжи». Гуру Нанак резко осуждал коррумпированное управление, «нет никого, кто бы ни брал или ни давал бы взяток. Даже король вершит правосудие в зависимости от того, как намазана его рука».
Самые тяжелые времена в жизни Гуру Нанака были связаны со вторжением в Индию империи Моголов в 1521 году. Гуру очень эмоционально описывает страдания людей во времена вторжения. Самые лучшие стихи вошли в его широко известное произведение «Бабур Вани». По сути, Гуру Нанак был первым индийским святым, который прямо осуждал эксплуатацию. В те темные времена религиозной и культурной разделенности он высказал новые революционные идеи, чтобы поддержать в каждом человеке уверенность в себе, и собрать людей вместе как равных.
Гуру Нанак родился в семье высокой касты. Но он общался со всеми. Он жил и ел вместе с мужчинами и женщинами из низших каст и классов. В то время это было неслыханно, как с точки зрения религии, так и общественного уклада. Консервативная индийская кастовая система была подкреплена священными писаниями, наряду с религиозным оправданием существования касты неприкасаемых и «грязных» людей. Очень показательным стало то, что первым компаньоном Гуру стал Мардана – мусульманин низшего сословия. Подношения, которые получал Гуру во время странствий, раздавались бедным. Излишки еды собирали и передавали на общую кухню, где все могли питаться вне зависимости от своего статуса. Этот институт общей кухни, или лангар , больше чем что-либо еще, помог установить равенство классов, каст и полов. Все сидели за одним столом и беседовали. Короли и брахманы ели рядом с золотарями и нищими. Принимали всех абсолютно одинаково.
"Меня, не занятого работой, Господь с самого начала взял на свою службу. Он дал мне приказ день и ночь петь Ему хвалу. Мастер призвал менестреля к Своему Дворцу Истины. Он одел меня в одеяния Его истинного почитания и восхваления. С тех пор Имя Истины стало моей амброзией. Те, кто следуя рекомендации Гуру, едят эту пищу, чтобы удовлетворить себя, получают мир. Распевая гимны Гуру, Я, певец, распространяю славу Господа. Я, Нанака, молясь Истинному Имени, получил абсолютного Господа".
Гуру Нанака учил абсолютному единству Бога. Все есть Бог, все зависит от желания Бога, потому что Дух и материя, в конце концов, не антагонисты. Дух - единственная реальность, а материя есть форма Духа.
Развивая принципы Своего учения, Нанака дал также практические советы, при помощи которых можно соединиться с Единственно Сущим, Создателем и Хозяином всех вещей. Для своих последователей, которыми в основном были торговцы, ремесленики и крестьяне-"джаты", Он организовал духовный обет. Нанака провозглашал равенство всех перед Богом и ввел у своих учеников принцип общей кухни и совместной трапезы. Все равны, все едят одно и то же. Он противостоял любому различию между людьми.
Он открыто заявлял, что благоразумный характер более чем благородное происхождение является истинной проверкой величия человека:
"Какую силу имеет каста? Проверяется праведность. Кто хоть однажды попробует яд, умрет независимо от касты."
Нанака признавал существование кармы (воздаяния за прежние деяния) и сансары (перевоплощения душ), но отвергал идею отшельничества и аскетизма и призывал к активной деятельности на благо людей.
Он также выступал против затворничества и неравноправия женщин, против многоженства и жестокого ритуала "сати" (самосожжения вдов заживо). Гуру Нанака также говорил о необходимости поднять паритет простых женщин и угнетенных элементов общества из низших каст. Он полностью симпатизировал угнетенным людям, беспощадно критиковал тех, кто был ответственен за плачевное положение угнетенных и отстаивал их права. Гуру Нанака возносил статус женщины, говоря:
"Это женщиной, считающейся никчемной, мы зачаты, и это ею мы рождены; с женщиной мы обручаемся и на женщине мы женимся. Женщина является нашей жизнью, нашим самым большим другом, это она сопровождает нас по жизненному пути и это ее мы ищем снова, когда теряем жену. Благодаря женщине мы устанавливаем наши социальные узы. Тогда почему же мы поносим ту, которая родила и царей, и великих людей?"
В городе к Нанаке постоянно приходило несколько последователей. Один из них по дороге к Нему встретился с проституткой и был очарован ею. В последующие дни, когда он покидал дом под тем предлогом, что собирается навестить Гуру, он на самом деле посещал проститутку. Спустя несколько дней, его друг, ежедневно приходивший к Гуру, чтобы выразить свое почтение, укололся шипом, а его сосед, посещавший проститутку, нашел на улице золотую монету. Этот случай взбесил последователя Гуру, того, кто посещал Его ежедневно. Он упомянул об этом во время утренней молитвы, Гуру Нанака услышал и удивился. Он сказал Сикху: "Твоему другу было предопределено найти сокровище, но из-за его дьявольского поведения сокровище свелось к одной монете. Тебе же из-за твоей прошлой кармы суждено было быть посаженным на кол, но ты изменил себя и получил всего лишь укол шипом."
Когда Нанака посещал Курукшетру в Харьяне, на священных берегах проходила большая ярмарка в честь солнечного затмения. Было много паломников со всей страны. Прибыв на ярмарку, Гуру Нанака и Мардана сварили себе мясо оленя, подаренного им одним из последователей. Обнаружив, что в святой праздник было сварено мясо, огромная злая толпа собралась в гневе напасть на Нанаку, ведь по их мнению было совершено святотатство. Выслушав разъяренную толпу, Гуру Нанака ответил:
"Только глупцы спорят, есть мясо или нет. Они не понимают Истину и не медитируют на нее. Кто может сказать, что есть мясо и что есть растение? Кто знает, в чем состоит грех - быть вегетарианцем или невегетарианцем?"
Когда Гуру Нанака остановился в Хардваре - паломническом центре на реке Ганге, - Он нашел там много паломников. Они совершали ритуальное омовение в священной реке и предлагали воду солнцу. Когда Гуру спросил: "Почему вы бросаете воду таким образом?", - паломники ответили, что они предлагают ее своим предкам. Тогда Гуру Нанака начал бросать воду в противоположном направлении, на запад. Паломники спросили Его, что Он делает, на что Нанака ответил: "Я посылаю воду на мою ферму, там засуха". Они сказали: "Как же вода доберется до твоих посевов, ведь они так далеко". Гуру Нанака ответил: "Если ваша вода может добраться до ваших предков в районе солнца, почему же моя вода не может долететь до моих полей, которые гораздо ближе?" Паломники поняли свою глупость и упали к стопам Гуру Нанаки.
Путешествуя на восток, Гуру Нанака посетил Горакхмата, где обсуждал истинное значение аскетизма с несколькими йогами.
"Аскетизм лежит не в аскетичной одежде или в путешествии пешком или в пепле. Аскетизм не состоит в ношении серьги или в бритой голове, и не в том, чтобы дуть в раковину. Аскетизм - это остаться чистым, прибывая в нечистотах. Аскетизм - не просто слова. Аскет тот, кто одинаково обращается со всеми. Аскетизм это не посещение мест захоронения, не бродяжничество, не купание в местах паломничества. Аскетизм - остаться чистым среди нечистот".
Нанак родился в 1469 году н.э. в деревушке Раи Бхои Талванди в западной части индийского штата Пенджаб в семье кшатрия (военного). В детстве он обучался пенджабской грамоте в индийской школе, потом в мусульманской школе изучал персидский язык. Мальчик слыл вундеркиндом: то, что другие ученики изучали годами, он усваивал за считанные недели, и при этом был добропорядочным и рассудительным учеником. Когда ему было 10 лет, его мать решила, что ему пора принять участие в национальном обряде повязывания на шею "священной нити". Увидев нить, юный Нанака поинтересовался, сделает ли эта нить его лучше и добрее, но, услышав в ответ, что это всего лишь традиция, не стал участвовать в ней.
После школы, отказавшись от женитьбы, задуманной его родителями, Нанака несколько лет находился на службе в столице Пенджаба. Там в один прекрасный День произошло его духовное перерождение. Как-то раз во время обычного омовения в реке он нырнул и не вынырнул. Все решили, что он утонул, но через три дня он снова появился в городе. Его глаза излучали таинственный свет, а над головой мерцал еле заметный нимб, и от всего тела исходило Божественное сияние. Три дня он молчал, а затем заявил, что существует только один Бог, и этот Бог - Истина. После этого случая он оставил службу при дворе и отправился путешествовать. Он посетил различные священные места, упоминавшиеся в древнеиндийских эпосах "Рамаяна" и "Махабхарата", побывал на месте просветления Будды в Тибете, а затем отправился в Аравию и посетил Мекку и Медину. Добравшись до Мекки, он повстречался с мусульманским поэтом и учителем Кабиром и стал его активным приверженцем. Кабир говорил о необходимости упрощения культов и ослабления кастовых правил, и, продолжая его учение, Нанака утверждал, что соблюдение кастовых правил и выполнение религиозных обрядов не имеют никакого значения для духовного роста.
"Дерево определяют по плодам, которые оно приносит, а религию человека - по его поступкам. Одежда, символы, формы, обряды, ритуалы и церемонии, которые не способствуют праведным поступкам, не дадут человеку уйти далеко по дороге духовного роста".
Нанака странствовал почти 10 лет. Посетив на обратном пути Багдад, Кабул и Пешавар, он вернулся в Пенджаб и обосновала в Лахоре, на правом берегу реки Рави, притока Инда. После возвращения на родину Нанака женился на порядочной девушке и стал отцом семейства. Он носил одежды крестьянина и вместе с женой и детьми возделывал землю и торговал зерном. В 1491 году во время духовных упражнений он ощутил состояние сильного экстаза и осознал смысл своей духовной миссии на Земле. С того времени, выполняя внутренние указания Господа, Нанак начал совершать поездки по стране, проповедуя "бхакти" - любовь и преданность Единому Богу и отказ от обрядности.
"Все повторяют Имя Божье, но никто не способен постичь глубину его тайны".
"Бог един и не имеет имени и формы. В мире идет постоянная борьба между светлым и темным началом, и такая же борьба идет и в душе каждого человека."
"Человек не рождается свободным, он рожден для того, чтобы обрести свободу".
"Если твои деяния дают духовный рост и ты познал Бога в форме Истины в своем сердце, твоя пробудится, и станешь един с Богом".
"Пересеки океан иллюзии, и встретишь вечного Бога, который приходит и не уходит, который не рождается и не умирает. Когда твои шесть чакр откроются, Кундалини исправит все нарушения".
Развивая принципы своего учения, Нанака дал также практические советы, при помощи которых можно соединиться с Единственно Сущим, создателем и хозяином всех вещей. Для свои последователей, которыми в основном были торговцы, ремесленики и крестьяне-"джаты", он организовал духовную обет. Нанака провозглашал равенство всех перед Богом и ввел у своих учеников принцип общей кухни и совместной трапезы. Все равны, все едят одно и то же. Нанака признавал существование кармы (воздаяния за прежние деяния) и сансары (перевоплощения душ), но отвергал идею отшельничества и аскетизма и призывал к активной деятельности на благо людей. Он также выступал против затворничества и неравноправия женщин, против многоженства и жестокого ритуала "сати" (самосожжения вдов заживо). Для своих многочисленных последователей он сочинил гимны и поэтический сборник "Джан-Джи", ставший для них исповеданием веры. В возрасте 50-ти лет у Нанака было еще одно видение Господа, утвердившее его в миссионерском служении.
Нанака жил в эпоху правления в Индии династии Великих Монголов, которая оставила после себя, среди прочего, чудесный мавзолей Тадж-Махал. Эта мусульманская династия пришла к власти в 1526 году н.э., и Нанака всячески пытался объединить живших в Пенджабе мусульман и индуистов. Из ислама Нанака заимствовал идею о том, что Бог - это Добро и Любовь, а из - что следует стремиться к слиянию с Богом под руководством опытного духовного наставника (Гуру). "Только тогда познаешь Бога, когда твой родничок темени откроется милостью истинного Гуру".
Именно таким Гуру в глазах своих последователей "сикхов" и был сам Нанака, первый из десяти сикхских Гуру. Прожив 70 лет, Нанака скончался 22 сентября 1539 года в Картарпуре. Произошло последнее великое чудо. Его последователи стали спорить у его смертного одра, как его похоронить. Однако внезапно они обнаружили, что его тело превратилось в букет из тысячи цветов, сияющих светом и красотой.
Тематический материал:
(фото)
Книги:
Цитаты:
Мы должны освободить наши умы от пут майи, отказаться от злых дел и воздать хвалу нашему Господу.
С того дня, как дыхание вошло в моё тело, божественное Слово являлось моим учителем.
Вопрос к зашедшему йогину:
Есть ли у вас интересная информация о данном гуру?