Слюноотделение является ответной реакцией на раздражение рецепторов ротовой полости. Отделение слюны может наблюдаться и при раздражении рецепторов желудка, эмоциональном возбуждении.
Эфферентными (центробежными) нервами, иннервирующими каждую слюнную железу, являются парасимпатические и симпатические волокна. Парасимпатическая иннервация околоушной слюнной железы осуществляется секреторными волокнами, проходящими в составе языкоглоточного нерва (якобсонов нерв). Подчелюстная и подъязычные железы иннервируются парасимпатическими секреторными волокнами, идущими в составе лицевого нерва (барабанная струна). Симпатическая иннервация слюнных желез осуществляется симпатическими нервными волокнами, которые начинаются от нервных клеток боковых рогов спинного мозга (на уровне II-VI грудных сегментов) и оканчиваются в верхнем шейном симпатическом ганглии.
Раздражение парасимпатических волокон привадит к образованию обильной и жидкой слюны. Раздражение симпатических волокон вызывает отделение небольшого количества густой слюны.
Центр слюноотделения находится в сетчатой (ретикулярной) формации продолговатого мозга. Он представлен нижним и верхним слюноотделительными ядрами (верхнее - ядро лицевого нерва, нижнее - ядро языкоглоточного нерва).
Чувствительными (центростремительными, афферентными) нервами, связывающими ротовую полость с центром слюноотделения, являются волокна тройничного, лицевого, языкоглоточного и блуждающего нервов. По этим нервам передаются импульсы в центральную нервную систему от вкусовых, тактильных, температурных, болевых рецепторов ротовой полости. Если воздействовать на рецепторы полости рта раствором новокаина, перерезать афферентные или эфферентные пути или разрушить центр слюноотделения, то раздражение рецепторов пищей не вызовет слюноотделения. Это служит доказательством рефлекторного механизма секреции слюнных желез.
Слюноотделение осуществляется по принципу безусловных и условных рефлексов. При действии слабых раздражителей слюноотделение начинается через 20-30 с, сильных - через 1-3 с. Безусловно-рефлекторное слюноотделение происходит при попадании пищи в ротовую полость. Пища раздражает рецепторы ротовой полости, и от них нервные импульсы по афферентным путям поступают в центр слюноотделения, расположенный в продолговатом мозге. Из слюноотделительного центра по эфферентным волокнам возбуждение доходит до слюнных желез, и железы начинают выделять слюну (рис. 30).
Рис. 30. Схема рефлекторного выделения слюны. 1 - центростремительное (афферентное) волокно, несущее возбуждение с рецепторов языка; 2 - центробежное (эфферентное) волокно, несущее возбуждение к слюнной железе; 3 - центр слюноотделения в продолговатом мозге; 4 - слюнная железа и ее протоки
Слюноотделение может осуществляться и условно-рефлекторно. Вид и запах пищи, звуковые раздражения, связанные с приготовлением пищи, вид человека, дающего пищу, и многие раздражители, совпадающие во времени с кормлением животного, приводят к отделению слюны. При виде и запахе пищи возбуждаются зрительные и обонятельные рецепторы, возникшие в них нервные импульсы поступают в мозговые отделы зрительного и обонятельных анализаторов, затем в корковые нейроны. Оттуда возбуждение идет к бульбарному центру слюноотделения и по эфферентным путям - к слюнным железам, которые начинают обильно выделять слюну. Таким образом, рефлекторная дуга условного рефлекса проходит через кору голодного мозга.
У человека в отличие от животных слюна может выделяться не только при виде и запахе пищи, звуковых раздражениях, связанных с приготовлением знакомой пищи, но даже при разговоре и воспоминании о ней. У человека и животных условно-рефлекторное слюноотделение возможно только при наличии аппетита.
Регуляция активности слюноотделения осуществляется за счет афферентной импульсации, идущей от рецепторов ротовой полости, и нервных воздействий, поступающих из коры головного мозга и гипоталамической, области. На функцию нейронов центра слюноотделения оказывают влияние гуморальные факторы. Обеднение крови питательными веществами является мощным фактором, повышающим активность слюноотделительного центра. Кровь, богатая питательными веществами, напротив, тормозит деятельность центра слюноотделения.
Прием пищи возбуждает слюноотделение рефлекторно. Слюноотделение продолжается весь период еды и прекращается вскоре после нее.
От рецепторов полости рта сигналы передаются в ЦНС по афферентным волокнам тройничного, лицевого, языкоглоточного и блуждающего нервов. Основной слюноотделительный центр расположен в продолговатом мозге. Именно сюда, а также в боковые рога верхних грудных сегментов спинного мозга поступают сигналы из полости рта и расположенных выше отделов мозга. Отсюда влияния по эфферентным парасимпатическим и симпатическим нервным волокнам направляются к слюнным железам.
Парасимпатическая иннервация слюнных желез начинается из ядер продолговатого мозга. Симпатическая иннервация слюнных желез осуществляется от боковых рогов II-IV грудных сегментов спинного мозга.
Слюноотделение начинается по типу условных рефлексов - в ответ на вид и запах пищи.
Рефлекторные влияния могут и тормозить слюноотделение, вплоть до его прекращения. Такое торможение может быть вызвано болевым раздражением, отрицательными эмоциями, умственным напряжением, дегидратацией организма. Все эти воздействия снижают активность пищевого центра и его части - центра слюноотделения. Возбудителями последнего могут быть некоторые гуморальные вещества. Так, обильное отделение слюны наблюдается при асфиксии вследствие раздражения центра слюноотделения угольной кислотой.
Акты жевания и глотания
Если пища жидкая, то она обычно сразу проглатывается, если твёрдая - пережёвывается. Жевание - процесс механической обработки пищи в ротовой полости, который состоит в измельчении твёрдых составных её частей и перемешивании со слюной. Акт жевания частично рефлекторный, частично произвольный. Он регулируется нервным центром, расположенным в продолговатом мозге (центр жевания). При попадании пищи в полость рта происходит раздражение рецепторов его слизистой оболочки (тактильных, температурных, вкусовых), откуда импульсы передаются по афферентным волокнам тройничного нерва к центру жевания, а затем по двигательным волокнам (нижнечелюстная ветвь тройничного нерва) - к жевательным мышцам. Глотание - рефлекторный акт, возникающий в результате раздражения пищевым комком чувствительных окончаний мягкого нёба, основания языка и задней стенки глотки. Это возбуждение поступает по языкоглоточным нервам к центру глотания (дно IV желудочка продолговатого мозга). Эфферентные импульсы идут к мышцам полости рта, глотки, гортани, пищевода по подъязычным, тройничным, языкоглоточным и блуждающим нервам.
Фазы жевания : покой, введение пищи в рот, ориентировочная, основная, формирование пищевого комка, глотание.
Глотание - сложный рефлекторный акт, вызванный раздражением рецепторов ротовой полости и глотки, возбуждением центра глотания продолговатого мозга и представляющий собой передвижение пищевого комка из полости рта в пищевод в результате согласованной деятельности мышц рта, глотки и пищевода.
Фазы глотания :
1) ротовая (произвольная),
2) глоточная (быстрая непроизвольная),
3) пищеводная (медленная, непроизвольная).
Во время глотания приподнимается мягкое нёбо, препятствуя попаданию пищи в полость носа, а надгортанник, закрывая вход в гортань, исключает попадание пищи в дыхательные пути. Объем пищевого комка 5 - 15 мл.
Данный урок является вторым уроком в изучении главы «Пищеварение» Урок взаимосвязан с материалом предыдущего урока и работает на следующие уроки данной главы.
Тип данного урока - комбинированный.
Цель урока: создать условия для изучения процессов, протекающих в ротовой полости и задействованными в этом процессе органами.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с процессами, протекающими в ротовой полости, строением и функциями органов ротовой полости.
Развивающие: развивать умение самостоятельно работать с текстами и рисунками, извлекая из них нужную информацию, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свой организм.
Методы обучения на уроке: словесные - рассказ учителя, беседа, сообщения учащихся, работа с учебником;
наглядные – презентация, на слайдах которой отражались ключевые моменты урока;
Ход урока:
1.Организационный момент:(слайд1)
Добрый день! Я рада видеть вас и всех присутствующих гостей на нашем уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной.
На вас надеюсь я, друзья,
Вы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
2.
Актуализация знаний(слайд2)У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Беседа по вопросам:
Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?
Что же является главным в жизни каждого человека?
Что значит, по-вашему, быть здоровым?
Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласовано функционируют все органы и системы органов организма.
Сегодня мы продолжаем изучать организм человека.
3.Проверка д\з(слайд3)
Какую систему органов человека мы начали изучать на прошлом уроке?
(Пищеварительную систему органов)
1.Что такое пищеварение?
2.Покажите отделы пищеварительного канала.
3.Перечислите пищеварительные железы.
4.Тема и цели урока(слайд)
Представим себе, что человеческий организм - это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.
Как вы считаете, какие необходимы условия для работы этой фабрики? (поступление питательных веществ, воды и согласованная работа внутренних органов)
Какое оборудование должно быть на этой фабрике? (органы пищеварения)
Какую функцию выполняет эта фабрика? (переваривание и усвоение пищи)
Скажите, что является самым верхним этажом «пищеварительной фабрики»
Тема сегодняшнего урока - «Пищеварение в ротовой полости»(слайд)
В своих информационных листах запишите тему сегодняшнего урока
А что бы Вы хотели узнать по данной теме?
(как устроена ротовая полость, какие процессы в ней протекают, каковы функции органов ротовой полости?Какова личная значимость этой темы? (мы познакомимся с правилами ухода за зубами и.т.д.)
Цель урока:
изучить процессы, протекающие в ротовой полости, строение и функции органов ротовой полости.(слайд)5. Изучение нового материала
Ребята, я предлагаю вам как бы заглянуть вовнутрь себя и ответить на вопрос
Как устроена ротовая полость? (слайд)
Сверху она ограничена твердым и мягким небом, сбоку щеками, снизу диафрагмой рта Губы участвуют в захвате пищи
В ротовой полости расположены жевательные мышцы, которые могут развивать усилия до 400кг. Благодаря этим мышцам цирковые гимнасты удерживают свою партнёршу, которая выполняет различные захватывающие трюки
а)Строение и функции языка.(слайд)
Какой орган ротовой полости выполняет функцию распознания вкуса? (Язык)
О строении и функциях языка нам расскажет ()
Внимательно слушайте и по ходу сообщения в информационных листах заполняйте схему о функциях языка
б)Слюнные железы.
Пища попав в ротовую полость подвергается химическому воздействию
Как вы думаете, что этому способствует? (слюна)
Правильно, слюна, которая вырабатывается слюнными железами.
Наряду с мелкими слюнными железами, имеются три пары крупных слюнных желёз, протоки которых впадают в ротовую полость.(слайд)
Слюнные железы – 3 пары: околоушные, подъязычные, подчелюстные.
Предлагаю вам определить положение слюнных желез. На столах лежит инструкция по проведению пр/р.
Слюна, ее химический состав.
В ходе выполнения практической работы вы почувствовали, что в ротовую полость выделяется слюна, в норме за сутки у человека выделяется 1,5 – 2 литра слюны.
Ученые определили состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Слюна человека представляет собой вязкую, слегка мутную жидкость. Это бесцветная жидкость, содержащая различные органические и неорганические вещества и имеющая слабощелочную реакцию.
Слюна сложное вещество, содержащее более 20 компонентов
(запись в тетради)Состав слюны следующий(слайд)
В состав слюны входит Муцин, сложный белок. Который придаёт клейкость и вязкость слюне. Способствует смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчает его проглатывание.
Лизоцим
убивает микробы. . Этим, видимо, можно объяснить, что раны и царапины на слизистой оболочке ротовой полости заживают быстрее, чем на поверхности тела.Какова роль ферментов? (расщепление питательных веществ на их составные части)
в) Регуляция слюноотделения.
Обратим внимание на процесс образования слюны, он регулируется центральной нервной системой.
Глядя на этот слайд у всех во рту образовалась слюна. Это условный рефлекс, он приводит к выделению слюны в ответ на зрительные, обонятельные, слуховые и др. раздражители. Если человеку пища не знакома, выделение слюны происходить не будет. При виде одной и той же пищи у одних людей слюна может выделяться, а у других нет.
А если мы берём в рот конфету, то тоже будет выделяться слюна. Какой это рефлекс? (Безусловный) Отделение слюны, возникает при раздражении рецепторов ротовой полости
Физминутка - «
Да» – питательные вещества, «Нет»– продукты питания.Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. . 5. Углеводы. 6. Хлеб. 7. Макароны. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11. Картофель. 12. Мясо. 13. Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15. Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры.
г)- А что отвечает за механическую обработку пищи? (зубы)
Какова их функция?
(Они разрывают, размельчают и перетирают пищу благодаря движению нижней челюсти относительно неподвижной верхней. )Ещё Сервантес говорил: «Рот без зубов – всё равно, что мельница без жерновов».
Пользуясь текстом учебника на с.162 и рисунком 73изучите внешнее и внутреннее строение зуба, в информационных листах выполните задание №
Сколько у взрослого человека зубов?
У новорожденного младенца вообще нет зубов. Первые зубы появляются к 6-8 месяцам жизни; Обычно к 2 годам у ребёнка завершается развитие молочных зубов. Всего их-20.Такое название дал Гиппократ. Он считал, что эти зубы образуются из материнского молока. С 5-7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные, которая продолжается до 12-13 лет. Кроме того, к 17-20 годам, в «мудрый период» жизни человека появляются зубы мудрости. У 10% людей их вообще нет. Бывают случаи, когда они появляются только к 60-70 годам. Нам эти зубы не обязательны, а нашим предкам они были необходимы.
-
Как вы думаете, почему?(потребляли грубую пищу)Зубы различны по форме коронки и выполняемым функциям.
Используя дополнительный материал, заполните таблицу «Типы и функции зубов» (в группах)
6.Заболевания зубов (сообщение) (слайд)
7. Закрепление (кроссворд)
8.Итог
9.Д/з (слайд)
10.Рефлексия (слайд)
Приложение
”Определение положения слюнных желез”.
Цель этой работы
– выяснить расположение слюнных желез.Ход работы
Определение положения околоушной слюнной железы.
Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Почувствуете, как во рту появляется слюна.Определение места положения подчелюстной слюнной железы.
Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2-3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.Подъязычная железа
лежит глубоко. Ее прощупать не удается, но зато легко обнаруживается устье протока этой железы. Он находится у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык вверх, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.Правила ухода за зубами и полостью рта.
1. Чистить зубы два раза в день.
2. Полоскать рот после еды.
3. Тщательно, но осторожно чистить зубы в направлении от десны к коронке.
4. Использовать зубную щетку средней жесткости, менять ее каждые три месяца.
5. В течение дня использовать зубные пасты, содержащие кальций и фтор.
6. Нельзя грызть зубами твердые предметы, скорлупу орехов.
7. Жевание твердых сырых овощей положительно сказывается на укреплении десен.
8. В рационе следует избегать переизбытка сладкого и мучного.
9. При нарушении минерализации эмали использовать препараты, содержащие кальций.
10. Дважды в год посещать стоматолога для профилактики, а при первых признаках зубной боли срочно обращаться к врачу.
Начало формы
Конец формы
1. Часть зуба, покрытая эмалью.
2. Среда слюны.
3. Передние зубы, имеющие острую поверхность и служащие для откусывания пищи.
4. Находится внутри зуба.
5. Углубление в зубе.
6. Заболевание, образующееся при нарушении эмали.
7. Зубы, имеющие широкую и бугристую поверхность, служащие для разжёвывания и перетирания пищи.
8. Твёрдое, но хрупкое вещество зуба.
9. Часть зуба, покрытая десной.
10. Часть зуба, сидящая в ячейке челюстной полости.
11. Углубления, в которых находятся зубы.
12. Воспаление зуба. 13. Зубы, мало отличающиеся от резцов. 14. Рецепторы, расположенные на языке.
Если вы согласны с утверждениями, поставьте +
1.Я узнал(а) много нового и интересного.
2. На все возникшие в ходе урока вопросы я получил(а) ответы.
3.Мне было интересно и комфортно.
4.Считаю,что работал(а) добросовестно и достиг(а) цели урока.
Информационный лист.
Тема урока: ___________________________________________________________
1.Функции языка
2 Внешнее и внутреннее строение зуба.
3.Строение зубов
Тип зуба
Описание
Функция
Резцы
Клыки
Коренные зубы
Литература
Батуев А.С. Биология: Словарь-справочник. – М.: Дрофа, 1999.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии. - М., "Просвещение", 1980 г.
Колесов Д.В, Маш Р.Д., Беляев Учебник Биология 8 класс – М.: Дрофа, 2010.
Колесов Д.В. Здоровье и укрепляющие его факторы. М.: Журнал «Биология в школе». №3 1995.
Энциклопедия для детей «Аванта +.» Человек том 18, М.,2001г.
Ротовая полость является начальным отделом пищеварительного тракта, где осуществляются: анализ вкусовых свойств веществ и разделения их на пищевые и отвергаемые; защита пищеварительного тракта от попадания некачественных пищевых веществ и экзогенной микрофлоры; измельчение, смачивание слюной пищи, начальный гидролиз углеводов и формирование пищевого комка; раздражение меха-но-, хемо-, терморецепторов, вызывающее возбуждение деятельности не только собственных, но и пищеварительных желез желудка, поджелудочной железы, печени, двенадцатиперстной кишки.
Роль внешнего барьера по защите организма от патогенной микрофлоры ротовая полость выполняет благодаря наличию в слюне бактерицидного вещества лизоцима (муромидаза), антивирусному действию нуклеазы слюны, способности иммуноглобулина А слюны связывать экзотоксины, а также в результате фагоцитоза лейкоцитов (4000 в 1 см 3 слюны) и угнетения патогенной микрофлоры нормальной флорой полости рта.
Слюнными железами вырабатываются гормоноподобные вещества, которые участвуют в регуляции фосфорно-кальциевого обмена костей и зубов, в регенерации эпителия слизистой оболочки ротовой полости, пищевода, желудка и в регенерации симпатических волокон при их повреждении.
Пища находится в ротовой полости 16- 18 секунд и за это время слюна, выделяемая железами в ротовую полость, смачивает сухие вещества, растворяет растворимые и обволакивает твердые, нейтрализует раздражающие жидкости или уменьшает их концентрацию, облегчает удаление несъедобных (отвергаемых) веществ, смывая их со слизистой оболочки ротовой полости.
Секреторная функция слюнных желез. У человека имеется три пары больших слюнных желез: околоушные, подъязычные, подчелюстные и, кроме того, большое количество мелких желез, рассе-
янных в слизистой оболочке рта. Слюнные железы состоят из слизистых и серозных клеток. Первые выделяют мукоидный секрет густой консистенции, вторые - жидкий, серозный или белковый. Околоушные слюнные железы содержат только серозные клетки. Такие же клетки находятся и на боковых поверхностях языка. Подчелюстные и подъязычные - смешанные железы, содержат как серозные, так и слизистые клетки. Подобные железы расположены и в слизистой оболочке губ, щек, на кончике языка. Подъязычные и мелкие железы слизистой выделяют секрет постоянно, а околоушная и подчелюстная - при их стимуляции.
Ежедневно продуцируется от 0,5 до 2,0 л слюны. Ее рН колеблется от 5,25 до 8,0. Важным фактором, влияющим на состав слюны, является скорость ее секреции, составляющая у человека при "покойном" состоянии слюнных желез 0,24 мл/мин. Однако скорость секреции может колебаться даже в состоянии покоя от 0,01 до 18,0 мл/мин и возрастать при жевании пищи до 200 мл/мин.
Секрет различных слюнных желез неодинаков и меняется в зависимости от характера раздражителя. Слюна человека представляет собой вязкую, опалесцируюшую, слегка мутную (благодаря присутствию клеточных элементов) жидкость с удельным весом 1,001- 1,017 и вязкостью 1,10-1,33.
Смешанная слюна человека содержит 99,4-99,5% воды и 0,5-0,6% плотного остатка, который состоит из неорганических и органических веществ. Неорганические компоненты представлены ионами калия, натрия, кальция, магния, железа, хлора, фтора, роданистых соединений, фосфата, хлорида, сульфата, бикарбоната и составляют примерно 1/3 часть плотного остатка.
Органические вещества плотного остатка - белки (альбумины, глобулины) свободные аминокислоты), азотосодержащие соединения небелковой природы (мочевина, аммиак, креатин), бактерицидные вещества - лизоцим (мурамидаза) и ферменты: альфа-амилаза и мальтаза. Альфа-амилаза является гидролитическим ферментом и расщепляет 1,4-глюкозидные связи в молекулах крахмала и гликогена с образованием декстринов, а затем мальтозы и сахарозы. Мальтоза (глюкозидаза) расщепляет мальтозу и сахарозу до моносахаридов. В слюне в незначительном количестве имеются и другие ферменты - протеазы, пептидазы, липаза, щелочная и кислая фос-фатаза, РНК-азы и др. Вязкость и ослизняющие свойства слюны обусловлены наличием мукополисахаридов (муцина).
Механизм образования слюны. Слюна образуется как в ацинусах, так и в протоках слюнных желез. В цитоплазме железистых клеток содержатся секреторные гранулы, располагающиеся преимущественно в околоядерной и апикальной частях клеток, вблизи аппарата Гольджи. В слизистых и серозных клетках гранулы различаются как по своей величине, так и по химической природе. В ходе секреции размер, количество и расположение гранул изменяется, аппарат Гольджи приобретает более четкие очертания. По мере созревания секреторных гранул они смещаются от аппарата Гольджи к вершине
клетки. В гранулах осуществляется синтез органических веществ, которые двигаются с водой через клетку по эндоплазматической сети. В ходе секреции количество коллоидного материала, находящегося в виде секреторных гранул, постепенно уменьшается и возобновляется в период покоя.
В ацинусах желез осуществляется первый этап образования слюны - первичный секрет, содержащий альфаамилазу и муцин. Содержание ионов в первичном секрете незначительно отличается от их концентрации во внеклеточных жидкостях. В слюнных протоках состав секрета существенно изменяется: ионы натрия активно реаб-сорбируются, а ионы калия активно секретируются, но с меньшей скоростью, чем всасываются ионы натрия. В результате концентрация натрия в слюне снижается, тогда как концентрация ионов калия возрастает. Существенное преобладание реабсорбции ионов натрия над секрецией ионов калия увеличивает электронегативность в слюнных протоках (до 70 мВ), что вызывает пассивную реабсорбцию ионов хлора, значительное снижение концентрации которых в это же время сопряжено с понижением концентрации ионов натрия. Одновременно усиливается секреция ионов бикарбоната эпителием протоков в просвет протоков.
Регуляция слюноотделения. Отделение слюны является сложным рефлекторным актом, осуществляющимся вследствие раздражения рецепторов ротовой полости пищей или другими веществами (безусловно-рефлекторные раздражители), а также раздражения зрительных и обонятельных рецепторов внешним видом и запахом пищи, видом обстановки, в которой происходит прием пищи {условно-рефлекторные раздражители).
Возбуждение, возникшее при раздражении механо-, хемо- и терморецепторов ротовой полости достигает центра слюноотделения в продолговатом мозге по афферентным волокнам V, VII, IX, X пар черепно- мозговых нервов. Эфферентные влияния к слюнным железам поступают по парасимпатическим и симпатическим нервным волокнам. Преганглионарные парасимпатические волокна к подъязычным и подчелюстным слюнным железам идут в составе барабанной струны (ветвь VII пары) к подъязычному и подчелюстному ганглиям, расположенным в теле соответствующих желез, постган-глионарные - от указанных ганглиев к секреторным клеткам и сосудам желез. К околоушным железам преганглионарные парасимпатические волокна идут от нижнею слюноотделительного ядра продолговатого мозга в составе IX пары черепно-мозговых нервов. От ушного узла постганглионарные волокна направляются к секреторным клеткам и сосудам.
Преганглионарные симпатические волокна, иннервирующие слюнные железы, являются аксонами нейронов боковых рогов II-VI грудных сегментов спинного мозга и заканчиваются в верхнем шейном ганглии. Отсюда постганглионарные волокна направляются к слюнным железам. Раздражение парасимпатических нервов сопровождается обильной секрецией жидкой слюны, содержащей неболь-
шие количества органических веществ. При раздражении симпатических нервов выделяется небольшое количество слюны, которая содержит муцин, делающий ее густой и вязкой. В связи с этим парасимпатические нервы называют секреторными, а симпатические - трофическими. При "пищевой" секреции парасимпатические влияния на слюнные железы обычно сильнее, чем симпатические.
Регуляция объема воды и содержания органических веществ в слюне осуществляется слюноотделительным центром. В ответ на раздражение механо-, хемо- и терморецепторов ротовой полости различными пищевыми или отвергаемыми веществами в афферентных нервах дуги слюноотделительного рефлекса формируются отличающиеся по частоте пачки импульсов.
Разнообразие афферентной импульсации в свою очередь сопровождается возникновением мозаики возбуждения в слюноотделительном центре, соответствующей частоте импульсов, и разной эфферентной импульсацией к слюнным железам. Рефлекторные влияния тормозят слюноотделение вплоть до его прекращения. Торможение может быть вызвано болевым раздражением, отрицательными эмоциями и др.
Возникновение слюноотделения при виде и (или) запахе пищи связано с участием в процессе соответствующих зон коры больших полушарий головного мозга, а также передней и задней групп ядер гипоталамуса (см.главу 15).
Рефлекторный механизм является основным, но не единственным механизмом возбуждения слюноотделения. На секрецию слюны оказывают влияние гормоны гипофиза, поджелудочной и щитовидной желез, половые гормоны. Обильное отделение слюны наблюдается при асфиксии вследствие раздражения слюноотделительного центра угольной кислотой. Выделение слюны может быть стимулировано вегетотропными фармакологическими веществами (пилокарпин, про-зерин, атропин).
Жевание. Жевание - сложный физиологический акт, заключающийся в измельчении пищевых веществ, смачивании их слюной и формировании пищевого комка. Жевание обеспечивает качество механической и химической обработки пищи и определяет время ее пребывания в полости рта, оказывает рефлекторное влияние на секреторную и моторную деятельность пищеварительного тракта. В жевании участвуют верхняя и нижняя челюсти, жевательная и мимическая мускулатура лица, язык, мягкое небо и слюнные железы.
Регуляция жевания осуществляется рефлекторно. Возбуждение от рецепторов слизистой оболочки рта (механо-, хемо- и терморецепторов) передается по афферентным волокнам II, III ветви тройничного, языкоглоточного, верхнего гортанного нерва и барабанной струны в центр жевания, который находится в продолговатом мозге. Возбуждение от центра к жевательным мышцам передается по эфферентным волокнам тройничного, лицевого и подъязычного нерва. Возможность произвольно регулировать функцию жевания позволяет считать, что существует корковая регуляция процесса жевания. В этом случае возбуждение от чувствительных ядер ствола мозга по
афферентному пути через специфические ядра таламуса переключается на корковый отдел вкусового анализатора (см. главу 16), где в результате анализа поступившей информации и синтеза образа раздражителя решается вопрос о съедобности или несъедобности вещества, поступившего в ротовую полость, что влияет на характер движений жевательного аппарата.
В грудном возрасте процессу жевания соответствует сосание, которое обеспечивается рефлекторным сокращением мышц рта и языка, создающих в ротовой полости разрежение в пределах 100-150 мм вод.ст.
Глотание. Глотание - сложный рефлекторный акт, при помощи которого пища переводится из ротовой полости в желудок. Акт глотания представляет собой цепь последовательных взаимосвязанных этапов, которые можно разделить на три фазы: (1) ротовую (произвольную), (2) глоточную (непроизвольную, быструю) и (3) пищеводную (непроизвольную, медленную).
Пищевой комок (объемом 5-15 см 3) скоординированными движениями щек и языка продвигается к корню языка, за передние дужки глоточного кольца (первая фаза). С этого момента акт глотания становится непроизвольным (рис.9.1). Раздражение пищевым комком рецепторов слизистой оболочки мягкого неба и глотки передается по языкоглоточным нервам к центру глотания в продолговатом мозге, эфферентные импульсы от которого идут к мышцам полости рта, глотки, гортани и пищевода по волокнам подъязычных, тройничных, языкоглоточных и блуждающих нервов, чем и обеспечивается возникновение координированного сокращения мышц языка и мускулатуры, приподнимающей мягкое небо. Благодаря этому вход в полость носа со стороны глотки закрывается мягким небом и язык перемещает пищевой комок в глотку. Одновременно происходит смещение подъязычной кости, приподнимается гортань, и как результат - закрытие входа в гортань надгортанником. Этим предотвращается попадание пищи в дыхательные пути. В это же время открывается верхний пищеводный сфинктер - утолщение мышечной оболочки пищевода, образованное волокнами циркулярного направления в верхней половине шейной части пищевода, и пищевой комок поступает в пищевод {вторая фаза). Верхний пищеводный сфинктер сокращается после прохождения пищевого комка в пищевод, предотвращая пищеводно- глоточный рефлекс.
Третья фаза глотания - прохождение пищи по пищеводу и перевод ее в желудок. Пищевод является мощной рефлексогенной зоной. Рецепторный аппарат представлен здесь в основном механорецепто-рами. Вследствие раздражения последних пищевым комком происходит рефлекторное сокращение мускулатуры пищевода. При этом последовательно сокращаются кольцевые мышцы (с одновременным расслаблением нижележащих). Волны сокращений (называемые перистальтическими) последовательно распространяются в сторону желудка, передвигая пищевой комок. Скорость распространения пищевой волны 2- 5 см/с. Сокращение мускулатуры пищевода связано с
Рис.9.1. Процесс глотания.
поступлением из продолговатого мозга эфферентной имлульсации по волокнам возвратного и блуждающего нервов.
Движение пищи по пищеводу обусловлено рядом факторов. Во-первых, перепадом давления между полостью глотки и началом пищевода - от 45 мм рт.ст. в полости глотки (в начале глотания) до 30 мм рт.ст. (в пищеводе). Во-вторых, наличием перистальтических сокращений мышц пищевода, в-третьих -тонусом мускулатуры пищевода, который в торакальном отделе почти в три раза ниже, чем в шейном, и, в-четвертых - силой тяжести пищевого комка. Скорость прохождения пищи по пищеводу зависит от консистенции пищи: плотная проходит за 3-9 с, жидкая - за 1-2 с.
Центр глотания через ретикулярную формацию связан с другими центрами продолговатого и спинного мозга, возбуждение которого в момент глотания вызывает торможение деятельности дыхательного центра и снижение тонуса блуждающего нерва. Это сопровождается остановкой дыхания и учащением сердечных сокращений.
При отсутствии глотательных сокращений вход из пищевода в желудок закрыт - мышцы кардиального отдела желудка находятся в
состоянии тонического сокращения. Когда перистальтическая волна и комок пищи достигают конечной части пищевода, тонус мышц кардиальной части желудка снижается и комок пищи поступает в желудок. При наполнении желудка пищей тонус кардиальных мышц повышается и препятствует обратному току желудочного содержимого из желудка в пищевод.
- Где происходит анализ зрительных образов у человека?
- В процессе чего происходит окисление органических веществ с освобождением энергии в клетке?
- Что относят к начальному звену обонятельного анализатора?
- Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?
- В каком процессе принимают участие витамины?
- Когда у человека возникает безусловное торможение?
- Какая кровь поступает у человека в правое предсердие по верхней полой вене от сосудов головного мозга и верхних конечностей?
- Чем сопровождается внутреннее торможение у человека?
- Какая форма поведения характерна только для высокоорганизованных позвоночных животных?
- По каким нервам происходит проведение импульсов, усиливающих пульс?
- Где происходит распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород
- Отделение слюны, возникающее при раздражении рецепторов ротовой полости - какой рефлекс?
- Чем сопровождается фаза медленного сна у человека?
- Что не регулирует продолговатый отдел головного мозга человека?
- Где у человека располагаются центры условных рефлексов?
- Какую функцию у человека выполняют гормоны?
- Что расходуется на процессы жизнедеятельности животными?
- Какие железы в организме человека относят к железам смешанной секреции?
- Как называется компонент внутренней среды организма человека, который омывает каждую клетку и содержит необходимые для неё вещества?
- Какая структура глаза регулирует поступление света в орган зрения?
Варианты ответов:
(необходимо выбрать один вариант из предложенных, после ответа на все вопросы результат теста можно проверить нажав кнопку внизу страницы)
ВНИМАНИЕ ! В тестах возможны ошибки, опечатки, неточности. Если у вас возникли сомнения, сверяйтесь с первоисточником.