В маленьком городке, где проживает моя бабушка, большая часть населения работает на местном маслосырзаводе. Вокруг сёла, откуда и везут молоко, в городке много рабочей силы, поэтому понятно, почему именно здесь построили завод. Но есть ли ещё какие-то причины, определяющие место организации предприятий данной отрасти?
Пищевая промышленность
Для начала предлагаю понять, какие отрасли и подотрасли объединяет рассматриваемая промышленность. Их всего порядка 20, и вот главные из них:
- хлебопекарская;
- мясная;
- мукомольная;
- молочная;
- рыбная;
- сахарная;
- маслобойно-жировая;
- винодельческая;
- консервная;
- кондитерская.
Отраслевая структура промышленности относительно сложная. Входящие в неё предприятия не ограничиваются производством пищевой продукции, также производят парфюмерно-косметические изделия и мыло.
Факторы размещения предприятий пищевой промышленности
На своеобразие размещения отражается связь производств пищевой промышленности с сельским хозяйством. Рациональное размещение должно обеспечить минимум общих транспортных затрат по вопросам доставки сырья производителю и продукции потребителю.
На размещение предприятий пищевой промышленности влияют, в большинстве случаев, два фактора. Это тяготение к сырьевой базе (производство материалоёмкое, в котором расход сырья по весу значительнее готовой продукции: рыбная, консервная). А также ориентация на потребителя (производство скоропортящихся изделий: кондитерская, хлебопекарная, молочная).
Есть группа отраслей, на которых оба фактора влияют в одинаковой мере – это производства, начальные стадии которых заняты переработкой с/х сырья на местности-источнике, а вот завершающие (разлив, расфасовка и т. п.) локализуются в местах потребления готовых изделий. Примерами таких отраслей являются:
Предприятия пищевой промышленности встречается фактически повсеместно, где проживают люди. К этому располагает широкое распространение сырья, которое используется, и всеобщее потребление пищевых продуктов.
Развитие и размещение пищевой промышленности
Пищевая промышленность - совокупность перерабатывающих отраслей аграрно-промышленного комплекса, производящих продукты питания из сырья растительного и животного происхождения (зерно, картофель, молоко, мясо и т.д.). Это самая социально значимая отрасль обрабатывающей промышленности. Каждый регион заинтересован в развитии производства продуктов питания и обеспечении населения продовольственными товарами собственного производства. В настоящее время в отрасли насчитывается свыше 50 тысяч предприятий с общей численностью занятых 1,5 млн. человек. Пищевая промышленность в условиях рынка не только сохранила, но отчасти и приумножила свой потенциал. Способствовали этому быстрый оборот капиталов в отрасли, значительные иностранные инвестиции и, что важно, географическая привязка многих производств к местным (локальным) и региональным рынкам сбыта.
Географический рисунок размещения отдельных отраслей и производств в составе пищевой промышленности определяется их технико-экономическими особенностями (табл. 69). В целом, ее предприятия имеются повсеместно в пределах основной зоны заселения. Для большинства городов характерен стандартный набор пищевых производств: хлебопекарное и кондитерское, молокоперерабатывающее, мясоперерабатывающее, производство безалкогольных и алкогольных напитков, пива.
В развитии отрасли наблюдается так называемая историческая унаследованность. Например, Троицк и Верхнеуральск – центры уездов, уже в дореволюционный период выделялись значительным развитием отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырьё, Челябинск – с конца 19 в. выдвинулся в ряд крупнейших центров мукомолья и сохраняет за собой эту характеристику, большинство современных спиртовых и ликёроводочных заводов области основаны во второй половине 19 в. и т.д.
Таблица 69
Группы отраслей пищевой промышленности
Другая не менее важная черта, оформившаяся в советский период – административная приуроченность предприятий, т.е. преимущественное их размещение, особенно крупных перерабатывающих мощностей, в социально-хозяйственных административных центрах. Причём, чем больше центр, тем более мощно, как правило, представлена в нём пищевая индустрия. Для России в целом характерен сдвиг перерабатывающих мощностей к крупным городам и их пригородным зонам.
Сложившаяся география размещения отрасли в последние годы претерпевает кардинальные изменения: наблюдается явление деконцентрации (рассредоточения) её производственных мощностей. Особенно ярко это видно на примере тех отраслей, продукция которых более всего востребована: хлебопекарной, молочной и мясоперерабатывающей. Как в городах, так и в сельской местности, что особенно важно, появились десятки перерабатывающих цехов, чутко реагирующих на рыночную коньюктуру и составляющих конкуренцию крупным комбинатам и заводам. Явление это вполне закономерно и обозначившаяся тенденция, несомненно, сохранится в перспективе до тех пор, пока не будет достигнуто определённое равновесие на рынке продовольствия между спросом и предложением. Ещё одна особенность – наличие крупных внутриотраслевых и межотраслевых объединений в пищевой промышленности (например, «Макфа» - 30 % российского производства макаронных изделий), призванных координировать работу отдельных предприятий, формировать цепочки «сырьевая база – переработка сырья – торговля готовой продукцией». Тесное сопряжение размещения предприятий пищевой промышленности с географией размещения населения, отражает только один принцип оптимизации её территориальной организации. Другой, не менее значимый принцип, заключается в устранении региональных диспропорций между производством отдельных сельскохозяйственных продуктов и мощностями по их переработке, длительному хранению без потери качества и др.
Рис. 20. Пример тяготения перерабатывающих мощностей к сырью
В отечественных учебниках стыдливо замалчивается тот факт, что по объемам производства, чистой прибыли и рентабельности производства у нас на первых ролях предприятия, выпускающие алкогольную продукцию и пиво. На это следует обращать внимание.
По выпуску алкоголя традиционно лидируют такие регионы как: Московская область, Кабардино-Балкария, Северная Осетия. До 40 % рынка занимает так называемая «палёнка» - некачественная продукция, от употребления которой ежегодная смертность превышает 80 тыс. чел. Её производят не только на нелегальных кустарных «заводах» (по некоторым данным их общее число превышает 1 600!), но и на государственных предприятиях.
Темпы развития пивоваренной промышленности таковы, что если в 1990 году общий объем выпуска составлял только 336 млн. декалитров, то в 2008 году было произведено уже 838 млн. декалитров. Важная географическая деталь: большую часть пивоваренного солода Россия импортирует из Германии и некоторых других стран. Отечественное сельское хозяйство пока не в состоянии вырастить качественный ячмень.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Специализация в сельском хозяйстве складывается посредством сочетания отраслей растениеводства и животноводства, в которых создаётся основная часть товарной продукции . Отрасль, от которой получают наибольшую часть товарной продукции, принято называть главной , а все прочие – дополнительными . В разных сельских местностях главными становятся те отрасли, для которых имеются наиболее благоприятные сочетания природных и социально-экономических условий.
Агроклиматические условия оказывают существенное, но фатальное воздействие на развитие сельского хозяйства. Так в Европейской части страны природные условия улучшаются от зоны тундры к лесостепным и степным зонам (табл. 70). Рассмотрим зональные черты сельского хозяйства в России.
В зонах тундры и лесотундры, северной тайге, земледелие в открытом грунте практически невозможно. Главная отрасль - оленеводство: весной и летом оленей пасут в открытой тундре, а зимой – в лесотундре. Дополнительные отрасли – охота (на пушных зверей и водоплавающую птицу) и рыболовство, собирательство. В целом, данные ландшафты составляют зону северного оленеводства и промыслового хозяйства, отвечающую традиционному природопользованию коренных народов Севера.
Таблица 70
Агроклиматические условия природных зон Европейской части России
Природная зона | Сумма t выше + 10º | Коэффициент увлажнения | Преобладающий тип почв | Тип водного режима | Вероятность засушливых лет, % |
Тундра, лесотундра | 400 - 1200 | 1,5 – 1,8 | глеевые | мерзлотный, застойный | - |
Таёжная зона | 1200 - 1600 | 1,4 | подзолистые | промывной | - |
Смешанные леса | 1600 - 2200 | 1 – 1,2 | дерново-подзолистые | промывной | 5 - 10 |
Лесостепь | 2200 - 2800 | 0,9 | серые лесные и чернозёмы | периодически промывной | 10 - 30 |
Степь | до 2900 | 0,6 – 0,7 | чернозёмы | непромывной | 15 - 30 |
Сухие степи, полупустыни | 3400 - 4000 | 0,3 – 0,5 | светло-каштановые и солонцы | непромывной, засушливый | 20 - 30 |
Субтропическая | 1,5 | краснозёмы и желтозёмы | промывной | - |
Северная граница массового распространения земледелия в России близка к рубежам перехода от южно-таёжной подзоны на дерново-подзолистых почвах к подзоне средней тайги на подзолистых почвах, где сумма активных температур (выше 10º) составляет менее 1 600º.
В среднетаёжной подзоне европейской части страны (Нечерноземье) сельскохозяйственные угодья приурочены преимущественно к землям долинного комплекса крупных рек, а водоразделы заняты таёжными лесами и болотами. На заливных лугах развивается молочное и молочно-мясное животноводство. Земледелие носит очаговый характер (ранние овощи, серые хлеба).
В подзоне южной тайги и смешанных лесов европейской части страны (Нечерноземье) под земледелие в значительной мере освоены водоразделы, где пашни перемежаются с природными кормовыми угодьями, массивами лесов и заболоченных земель. В целом, на сельскохозяйственные угодья здесь приходится свыше 1/3 всей площади (выборочный характер земледелия). Пашни занимают несколько большие площади, по сравнению с сенокосно-пастбищными угодьями. Наиболее высокая земледельческая освоенность характерна для ополий . В посевах преобладают картофель, овощи, лён, серые хлеба (ячмень, рожь, овёс, кормовые культуры). Развивается молочное и молочно-мясное животноводство. В зоне хвойно-широколиственных лесов Дальнего Востока – пшеница, кукуруза, соя, молочно-мясное скотоводство, пантовое оленеводство.
В зонах лесостепи и степи под пашнями находится почти ¾ всей площади (сплошной характер земледелия), что обусловило значительное развитие эрозионно-дефляционных процессов , особенно в ландшафтах возвышенных равнин с расчленённым рельефом. В лесостепной зоне европейской части страны, на севере черноземной зоны преобладает растениеводство – зерновые и технические культуры (пшеница, рожь, овёс, картофель, сахарная свёкла, подсолнечник, кукуруза, кормовые корнеплоды); мясо-молочное скотоводство и свиноводство развиваются на полевых кормах. В лесостепи Западной Сибири – молочно-зерновое хозяйство. В степях европейской России главные культуры – пшеница, кукуруза на зерно и подсолнечник на семена; мясо-молочное животноводство и овцеводство. В степных районах Западной Сибири выращивают яровую пшеницу и разводят крупный рогатый скот молочно-мясных пород, в более засушливых районах – овцеводство.
В сухих степях и полупустынях (Поволжье, Калмыкия, Дагестан) земледелие носит очаговый характер и возможно только при условии искусственного орошения (бахчевые культуры, пшеница, просо, горчица). Естественные кормовые угодья представлены летними и зимними пастбищами. Развито отгонно-пастбищное овцеводство., коневодство, мясо-молочное скотоводство.
Зона сухих и влажных субтропиков занимает ограниченную территорию вдоль Черноморского побережья Краснодарского края. Это район выращивания теплолюбивых культур (цитрусовые, чай, фрукты, табак).
ТРАНСПОРТ
География транспорта исследует закономерности пространственной организации транспорта на земной поверхности, с целью выработки рекомендаций по оптимизации транспортной сети и минимизации транспортных издержек. Главная функция транспорта – перемещение грузов и пассажиров на близкие (до 100 км), средние (100 – 500 км) и дальние (свыше 500 км) расстояния с минимальными экономическими издержками, в том числе и с точки зрения затрат времени.
По типу географической среды, в которой происходит перемещение людей и грузов, транспорт разделяется на сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, гужевой); водный (морской и речной); воздушный.
По назначению выделяют транспорт общего пользования, ведомственный, промышленный, рекреационный и городской. Иногда к транспорту относят передачу электроэнергии на расстояния.
Разные виды транспорта, взаимодействуя друг с другом на одной территории, образуют транспортные системы. По числу развитых видов транспорта различают мономодальные (или одновидовые) транспортные системы (развит один вид транспорта, который доминирует над остальными видами, которые развиты слабо) и полимодальные (или многовидовые; развито несколько видов транспорта, но в разной степени). Полимодальные транспортные системы бывают полными (развиты все виды транспорта), неполными (нет какого-либо вида транспорта), неполными усеченными (нет 2 – 3 и более видов транспорта).
Транспортные системы включают в себя линейную и узловую инфраструктуру (пути, транспортные линии, сеть этих линий; транспортные узлы и центры), транспортные средства (подвижной состав), транспортные потоки. Эти элементы связаны друг с другом транспортно- географическими отношениями пространственно-функциональными свойствами и связями), которые обозначают термином «транспортно-географический процесс». Основными транспортно-географическими отношениями являются: транспортное тяготение; транспортная близость или удаленность; транспортная доступность; транспортная связность; транспортная проходимость (проницаемость) территории; пространственная неравномерность (поляризация, концентрация и дисперсия) в распределении транспортных узлов, линий и потоков; транспортно-географическое положение; транспортное освоение территории.
Важнейшим видом транспортно-географических отношений является транспортная доступность , которая представляет собой пространственный резерв маневрирования транспортными связями. Она – не рядовое свойство территориальной транспортной системы, а специфический территориальный ресурс и важнейшее условие развития экономики конкретной территории. Одной из задач географов является проведение экономической оценки транспортной доступности, а также анализ ее влияния на эффективность хозяйства.
Доступность можно рассматривать как совокупность реальных и потенциальных возможностей данного места для социально-экономической деятельности, а также как источник высвобождения свободного времени, уменьшения трудности сообщения и увеличения производительности труда. Транспортная доступность подобно доходам, отражающим уровень жизни, характеризует условия жизни в том или ином месте. При улучшении доступности (средняя скорость перемещения увеличивается в r раз) в r 2/3 раз уменьшается число центров тяготения.
Важным видом территориальных ресурсов являются диспозиционные ресурсы, которые представляют собой особые условия в регионе, создаваемые взаимоположением объектов хозяйства и природы. Эти условия могут быть выгодными (благоприятными) и невыгодными, приводящими к дополнительным издержкам, как в экономике, так и в социальной сфере. К диспозиционным ресурсам относятся транспортно-географическое положение и его аналоги, в частности, интегральная транспортная доступность, в основе которой лежат разнообразные конфигурации транспортных сетей.
Интегральная транспортная доступность – это вероятность достижения любого пункта (поселения) территории из любого другого с заданной скоростью или в заданный отрезок времени. Интегральность транспортной доступности проявляется в том, что последняя выступает не как удобство связи до какого-то одного или нескольких пунктов (транспортных узлов), а показывает возможность маневрирования грузовыми и пассажирскими связями одновременно для всех транспортных пунктов и узлов. Таким образом, интегральная транспортная доступность отражает позиционно-техническую надежность социально-экономических связей в регионе и является характеристикой его транспортно-географического положения.
При географическом анализе региональных территориальных транспортных систем следует проводить рейтинг административных единиц (районов) по качеству их транспортно-инфраструктурного обслуживания, уровню сложности пространственной структуры и технического состояния транспортной сети. При этом выделяются зоны с лучшей (прицентровые территории) и худшей транспортной доступностью (периферийные территории). Для любой территории характерны географические контрасты между центром и периферией, которые становятся причиной возникновения и воспроизводства территориального неравенства, социальной территориальной несправедливости. Последнюю, можно рассматривать и как неравенство транспортных возможностей потребления благ социально-гарантированного минимума. Для нормальной жизнедеятельности необходимо, чтобы места деятельности людей, учреждения бытового и культурного обслуживания, зоны отдыха были досягаемы из мест проживания.
Состояние транспортной отрасли и уровень ее развития в России нельзя считать удовлетворительными. Транспортная проблема в целом и отдельные ее аспекты создают угрозу ограничения экономического роста и реализации социальных программ развития страны. Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги.
Низкая скорость движения транспортных средств и грузов, непроизводительные затраты на складирование и перегрузку, другие проблемы в системе товародвижения приводят к тому, что Российская Федерация теряет ежегодно до 2 % ВВП. Сегодня около трети протяженности федеральных автомобильных дорог работают в режиме перегрузки, особенно на подходах к крупным городам. Слаборазвитая дорожная сеть стала оказывать негативное влияние на экономику страны, сдерживая мобильность населения и развитие целого ряда богатых природными ресурсами регионов.
Рис. 21. Сеть федеральных автомобильных дорог России
Основными характеристиками территории, влияющими на пространственную организацию транспортных систем, являются система расселения, уровень освоенности территории (в первую очередь уровень сельскохозяйственной освоенности), экономико-географическое положение.
50% территории России имеет либо низкий уровень транспортной освоенности, либо не имеют круглогодичного сухопутного транспорта вообще. Максимальна доля таких территорий в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, северные районы которых почти не освоены в промышленном и сельскохозяйственном отношении. Наиболее обеспечены транспортом Центрально-Черноземный, Центральный и Северо-Кавказский экономические районы с высоким уровнем промышленного и сельскохозяйственного освоения.
В целом уровень транспортной освоенности территории уменьшается по направлениям запад – восток (в масштабе всей страны), центр – периферия (в ее Европейской части) и юг – север (в Азиатской части).
При выявлении закономерностей пространственной организации локальных транспортных систем можно использовать несколько основных показателей. В первую очередь это показатель плотности (густоты) автодорожной сети . Второй показатель – плотность автодорожной сети, рассчитываемый с учетом численности сельского населения по формуле Энгеля: .
Из табл. 71 видно, что только 5% территории страны имеет высокий уровень транспортной освоенности территории.
Таблица 71
Уровни транспортной освоенности территории России
Экономический район | Уровень транспортной освоенности территории | |||
Высокий | Средний | Низкий | Без сухопутных путей сообщения | |
Центральный | 58,5% | 41,5% | ||
Северный | 69,7% | 24,6% | 5,7% | |
Северо-Западный | 31,1% | 68,9% | ||
Волго-Вятский | 31,3% | 68,7% | ||
Уральский | 10,3% | 89,7% | ||
Центрально-Черноземный | 74,9% | 25,1% | ||
Северо-Кавказский | 46,8% | 53,2% | ||
Поволжский | 6,3% | 93,7% | ||
Западно-Сибирский | 74,7% | 25,3% | ||
Восточно-Сибирский | 37,5% | 20,0% | 42,5% | |
Дальневосточный | 21,5% | 34,4% | 44,1% | |
Россия в целом | 4,9% | 45,1% | 23,5% | 26,5% |
Контрольные вопросы к теме 9:
1. Как эволюционировал топливный баланс России в ХХ веке?
2. Перечислите важнейшие топливные базы России.
3. По каким принципам размещаются станции централизованного теплоснабжения?
4. К каким субъектам федерации приурочена крупнейшая железорудная аномалии?
5. Почему ¾ российского алюминия выплавляется в Восточной Сибири?
6. Какие ключевые отрасли образуют оборонно-промышленный комплекс России?
7. Какие варианты размещения машиностроения вам известны?
8. Почему первые предприятия по производству подвижного железнодорожного состава были построены в Центральной России, а не на Урале?
9. Как сырьевой фактор сказывается на размещении промышленности минеральных удобрений?
10. Назовите принципы территориальной организации лесозаготовительной промышленности.
11. Какие сферы и отрасли образуют АПК страны?
12. Дайте характеристику «пшеничного пояса» России.
13. Назовите ареалы возделывания волокнистых технических культур в России.
14. Чем определяется размещение типов разведения крупного рогатого скота в России?
15. Какие виды услуг вам известны?
17. Дайте оценку транспортной освоенности территории России.
18. Дайте характеристику основных топливных баз России.
19. Дайте характеристику Уральской металлургической базы.
20. Назовите главные отрасли сельскохозяйственной специализации природных зон России.
Составляют третье звено агропромышленного комплекса. Лёгкая включает текстильную, швейную, меховую, трикотажную и кожевенно-обувную промышленности. Главная отрасль текстильная. Она включает - первичную обработку сырья (хлопка, шелка, шерсти, льна), прядильное производство, а также ткачество и отделку тканей (окраску, нанесение рисунка). Сырьё для текстильной промышленности невыгодно возить на большие расстояния, поэтому предприятия по первичной обработке сырья удобнее размещать у его источников: шерсти (), льна (Нечерноземье). Текстильная промышленность требует много квалифицированных (в основном женских), продукцию её невыгодно перевозить на большие расстояния, поэтому для её размещения важными являются трудовой и потребительский фактор. Главными текстильными районами страны, уже долгое время остаётся - Центральная (Ивановская, Костромская, Московская области).
Пищевая промышленность производит продукты питания для людей. Она больше, чем другие отрасли, связана с , так как получает от него сырье. Развитие и размещение предприятий определяется размещением потребителей продукции, специализацией сельского хозяйства и условиями продукции.
По характеру используемого сырья входящие в её состав отрасли можно разделить на две группы:
- отрасли, использующие необработанное сырьё, это рыбная, маслодельная, крупяная, консервная, сахарная;
- отрасли, использующие сырьё, прошедшее переработку, это макаронная, хлебопекарная, кондитерская и т. д.
Производства первой группы размещены в основном в районах производства соответствующего сырья: сахарная - в Центрально– районе, маслобойная - на Северном Кавказе. Для производства второй группы основным факторам размещения является - потребительский, так как продукция этих отраслей либо скоропортящаяся, либо перевозка её обходится дороже перевозки сырья. Эти производства размещены в основном в густонаселенных районах, в крупных городах. И только мясо - молочная промышленность, может размещаться как в районах потребления (молоко, кисломолочные продукты, колбаса), так и в районах сырья (консервированные продукты).
Пищевая и легкая промышленность - старейшие отрасли, но в своем развитии они значительно отстают от многих других промышленных отраслей. Кризис, последовавший за распадом СССР, наиболее сильно ударил по . Очень остро стала сказываться нехватка сырья, значительная часть которого поступала из союзных республик. Российская промышленность находится в состоянии жесткой конкуренции с зарубежными производителями, и главная задача этих отраслей - повышение качества продукции и снижение её себестоимости.
Основные факторы, влияющие на размещение предприятий пищевой промышленности. Особенности размещения отдельных отраслей пищевой промышленности
При размещении предприятий пищевой промышленности по территории страны необходимо учитывать ряд факторов , важнейшими из которых являются:
Характер перерабатываемого сырья и готовой продукции;
Возможные сроки хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
Природные и естественноисторические условия;
Численность населения и его сосредоточение по районам страны;
Уровень жизни;
Местные традиции, обычаи, вкусы и привычки населения;
Общественные формы организации производства (концентрация, специализация, комбинирование и кооперирование);
Развитие транспортной сети;
Транспортные средства;
Способы транспортировки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, требующие специальных условий и изменяющиеся с развитием технического прогресса;
Прочие факторы.
Все предприятия пищевой промышленности, исходя из принципов их размещения, делятся на три группы.
К первой группе относятся предприятия, перерабатывающие транспортабельное сырье и вырабатывающие нетранспортабельную или скоропортящуюся продукцию. Это в основном предприятия, занимающиеся вторичной переработкой сырья (хлебозаводы, кондитерские фабрики, заводы вторичного виноделия, пивобезалкогольные, макаронные предприятия, чаеразвесочные, табачные фабрики и др.). Например, транспортные расходы на перевозку кондитерских изделий в 1,5 – 3 раза выше, чем на перевозку сырья (сахара, патоки, муки). Продукция пивоваренной промышленности, с учетом бутылочной тары, по массе в 10 раз, а безалкогольной – в 15-17 раз превосходит сырье. При производстве вина в бутылках общая масса тары (бутылок и ящиков) в 1,5 раза превышает массу самого вина. Обратная транспортировка тары также вызывает большую загрузку транспорта и увеличение транспортных расходов. Кроме того, сроки реализации продукции предприятий этой группы (тортов и пирожных, хлебобулочных, пивобезалкогольных изделий) составляют от нескольких часов до нескольких суток.
Такие предприятия целесообразно размещать в местах потребления продукции.
Ко второй группе относятся предприятия, перерабатывающие нетранспортабельное или скоропортящееся сырье и вырабатывающие транспортабельную продукцию. Это предприятия, занимающиеся первичной переработкой сельскохозяйственного сырья (сахаропесочные, спиртовые, маслоэкстракционные заводы, заводы первичного виноделия, предприятия по ферментации табачного и чайного листа и др.), а также соляная промышленность, производство минеральных вод и добыча рыбы.
Перерабатываемое на этих предприятиях сырье является скоропортящимся, подверженным активным биологическим процессам и нетранспортабельным. Например, для выработки 1т сахара-песка требуется 9 т сахарной свеклы. На 1 т готовых продуктов (крахмала или патоки) расходуется более 6 т картофеля; на производство 1т растительного масла - более 2т семян подсолнечника или более 5т семян хлопка. На 100 дал (эквивалентно 1т) расходуется в среднем около 1,5 т винограда, а на 100 дал коньячного спирта – 12 т винограда. Продолжительное хранение, транспортировка перегрузка сырья связаны с ухудшением качества и потерями. Так, виноград должен быть переработан в течение 2-4 часов после его сбора, молоко - в течение 2 суток, некоторые виды овощей – 1,5 суток. Многие из этих производств являются большими потребителями воды, топлива и требуют размещения вблизи водоемов или железных дорог.
Такие предприятия целесообразно размещать в местах производства сырья.
К третьей группе относятся предприятия, перерабатывающие транспортабельное сырье и вырабатывающие транспортабельную продукцию (например, мукомольные, крупяные предприятия) или предприятия, перерабатывающие нетранспортабельное сырье и вырабатывающие нетранспортабельную продукцию (например, консервные заводы, мясокомбинаты). Такие предприятия могут размещаться как в местах потребления продукции, наибольшего сосредоточения населения или, если население рассредоточено, его плотность невелика, - в местах производства сырья. Например, мелькомбинаты функционируют как в крупных городах, так и в местах производства зерна.
Строительство мясокомбинатов в крупных городах целесообразно потому, что при убое скота достигается комплексное использование сырья. Мясо в сыром и переработанном виде используется на месте строительства предприятия, шкуры передаются на обработку на предприятия кожевенной промышленности, кости – на производство желатина, отходы – на производство кормов для животных или мясокостной муки, при предприятиях создаются цехи ширпотреба для производства различных изделий из рогов животных и пр. Вместе с тем, такие предприятия строятся и в местах выращивания скота.
От правильного решения вопросов размещения предприятий во многом зависит эффективность их эксплуатации.
С учетом рассмотренных особенностей размещения предприятий пищевой промышленности производится выбор района и площадки для строительства новых предприятий, а формы организации общественного производства определяют возможный тип и структуру предприятия.
Расчеты обоснования мощности и выбора района строительства предприятий начинают с определения потребности населения, др. отраслей народного хозяйства и животноводства (для комбикормовой промышленности) в продукции данной отрасли.
Затем устанавливается возможный объем продукции отрасли на действующих и уже строящихся предприятиях с учетом использования имеющихся резервов.
Выявляется дефицит продукции в одних районах и излишки – в других. Составляется шахматная ведомость межрайонных перевозок, которая показывает направление и объем перевозок из районов с излишком продукции в районы с ее недостатком. На основе баланса производства и потребления продукции выявляются районы с дефицитом продукции данной отрасли. Величина дефицита продукции с учетом коэффициента использования мощности позволяет определить необходимость наращивания производственных мощностей путем расширения, реконструкции, технического перевооружения действующих предприятий или нового строительства. Все расчеты по обоснованию мощности и выбора районов строительства выполняются на перспективу в 5, 10, или 15 лет.
Для районов, где предполагается строительство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, дополнительно составляются балансы производства и использования сырья (картофеля, овощей, фруктов, винограда и пр.).
При составлении балансов производства и переработки сырья следует учитывать следующие условия:
Возможность и целесообразность производства данного вида сырья по природно-климатическим условиям;
Возможность и эффективность производства других видов культур;
Обеспеченность трудовыми ресурсами;
Необходимость сокращения транспортных перевозок готовой продукции.
Например, производство сахарной свеклы возможно повсеместно, в большинстве районов Российской Федерации, а производство винограда, цитрусовых, некоторых видов овощей и фруктов возможно только в южных районах. Поэтому нецелесообразно занимать площади в южных районах под посевы сахарной свеклы.
Важную роль в выборе района строительства (при прочих равных условиях) играют транспортные расходы. Сначала по принципу наименьших транспортных расходов выделяют 2 – 4 пункта, затем по этим пунктам на основе сравнительного анализа капитальных и текущих затрат (по минимуму приведенных затрат) по инженерным коммуникациям и др. работам отбирают лучшие площадки для строительства. Сопоставив полученные данные в разрезе основных показателей экономической эффективности по всем вариантам размещения предприятия, выбирают экономически выгодный район и площадку для строительства предприятия.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите факторы, влияющие на размещение предприятий пищевой промышленности.
2. Какие принципы определяют классификацию предприятий пищевой промышленности при размещении?
3. Приведите конкретные примеры, подтверждающие обоснованность этих принципов.
4. Покажите последовательность расчетов для выбора районов строительства пищевых предприятий.
5. Какие условия следует учитывать при выборе районов для строительства предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье?
Тесты по теме
1.К предприятиям, тяготеющим к местам производства продукции, относятся
а) сахарно-песочные заводы
б) кондитерские фабрики
в) заводы первичного виноделия
г) чаеразвесочные фабрики
д) хлебозаводы
5. К предприятиям, тяготеющим к местам производства сырья, относятся
а) сахарно-рафинадные заводы
б) заводы первичной переработки молока
в) предприятия по ферментации чайного листа
г) пивобезалкогольные заводы
д) макаронные фабрики
е) спиртовые заводы
6. Мелькомбинаты по принципу размещения предприятий строятся
а) только в местах производства сырья
б) только в местах потребления продукции
в) как в местах производства сырья, так и в местах потребления продукции
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономический потенциал таможенной территории России»
На тему №11
«Территориальная организация и перспективы развития пищевой промышленности в Российской Федерации»
Выполнил: студент 1 курса
Группы ТМД-111
Подгорнова Александра
Проверил:
доц. каф. «АПиТД», к.и.н.
Сальникова А.В.
Владимир, 2012
Введение......................................................................................................... .3
Глава 1 .Общая характеристика пищевой промышленности России........ ...4
1.1Характеристика пищевой промышленности............................................. 4
1.2.Проблемы развития пищевой промышленности и пути их решения……..5
Глава 2.Перспективы развития пищевой промышленности......................... 9
Заключение.................................................................................................... 15
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В России пищевая промышленность - важнейшая отрасль хозяйства, создающая на основе переработки сельскохозяйственного сырья (зерно, картофель, сахарная свекла, масличные культуры, мясо, молоко, рыба и др.) пищевые продукты. В ее состав входит большая группа (более 30) отраслей и подотраслей, главные (по удельному весу в производстве продукции отрасли) из которых: мясная, молочная, хлебопекарная, рыбная, маслобойно-жировая,мукомольная, винодельческая, сахарная, консервная, кондитерская.) В России пищевая промышленность имеет огромный потенциал. Это связано с наличием крупных сырьевых баз и обилием продукции, производимой сельским хозяйством. Нужно отметить, что в настоящее время пищевая промышленность в нашей стране является одной из лидирующих и самых важнейших отраслей промышленности, так как от ее успеха зависят жизнь и здоровье потребителей-граждан нашей страны.
Анализируя данную информацию можно сделать вывод, что данная тема является актуальной.
Цель данной работы - исследовать территориальную организацию и перспективы развития пищевой промышленности в Российской Федерации.
Объектом исследования является пищевая промышленность России, предмет исследования – территориальная организация и перспективы развития пищевой промышленности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :
Рассмотреть характеристику пищевой промышленности;
Рассмотреть проблемы развития пищевой промышленности;
Проанализировать перспективы развития пищевой промышленности.
При написании данной работы были применены следующие методы: анализ и обобщение.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ.
1.1.Характеристика пищевой промышленности
Пищевая промышленность – эта часть всей промышленности, объединяющая совокупность однородных пищевых и перерабатывающих предприятий, характеризующаяся единством потребительского назначения производимого конечного продукта пищевого назначения, перерабатывающая, как правило, сырье сельскохозяйственного происхождения и располагающая специфичной материально-технической базой в виде системы машин и аппаратов и соответствующим составом кадров пищевиков.
В настоящее время пищевая промышленность страны представляет собой одну из стратегических отраслей экономики, которая призвана обеспечить население Россиинеобходимыми по количеству и качеству продуктами питания.
Все отрасли пищевой промышленности объединяет единство потребительскогоназначения производимого ими продукта - продукта питания, что, в свою очередь,определяет специфические требования к исходному сырью, применяемой технологии,системе машин, всей материально-технической базе и к персоналу.Она насчитывает 30 отраслей с более чем 60 подотраслями и видами производства, и объединяет более 25 тысяч предприятий различных форм собственности с общей численностью работающих около 1,5 млн. человек.В отраслевой структуре промышленного производства на пищевую промышленность падает около 13% общего объема промышленного производства России.
За счет налогов и акцизов, поступающих от предприятий отрасли, формируется 10% доходной части бюджета России. Преобладающими формами собственности являются смешанные и частные, этими производствами выпускается 85% продукции. В ходе приватизации 82 % крупных и средних предприятий были преобразованы в открытые акционерные общества, около 12 % - в закрытые акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью.Пищевая промышленность тесно связана со всеми отраслями экономики. На ее долю падает значительная часть перевозимых грузов. Особенно тесные связи сложились между пищевой промышленностью и сельским хозяйством, сформировав агропромышленный комплекс.
Отрасли пищевой промышленности производят как средства производства – предметы труда (группа “А”), так и предметы потребления (группа “Б”). В товарной продукции этих отраслей на долю группы "А" приходится примерно одна треть, а на долю группы "Б" - две трети. В конечном счете, продукция пищевой промышленности в совокупности - потребительская продукция, пищевой продукт, т.е. продукция группы "Б". Конечно, продукция группы "А" в перерабатывающей промышленности АПК гораздо выше и составляет более 70 %, но она полностью или почти полностью потребляется в самой пищевой промышленности для производства конечного пищевого продукта.
1.2.Проблемы развития пищевой промышленности и пути их решения
Эффективное развитие пищевой промышленности имеет стратегическое значение для любого государства и является одним из индикаторов его экономической безопасности. Обладая значительным потенциалом роста, пищевая промышленность в Российской Федерации, в то же время, по уровню эффективности отстает от экономически развитых стран по основным показателям. Так, уровень рентабельности продукции отечественных предприятий, занимающихся производством пищевых продуктов, включая напитки, и табака, по состоянию на 1 июля 2011 года составил-7,87%. .
На территории Российской Федерации также присутствует значительная региональная асимметрия в уровне развития пищевой промышленности, возникающая в результате особенностей пищевых производств, разнообразия природно-климатических условий, а также тесной привязки производства пищевых продуктов к численности населения региона, наличию собственной сырьевой базы, участию региона в торговле сельскохозяйственным сырьем и продовольствием.
Причинами сложившейся ситуации является то, что российская пищевая промышленность является недостаточно диверсифицированной, характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования производственных и финансовых ресурсов. Деятельность предприятий ориентирована в основном на внутренний рынок, а приоритеты их стратегического развития являются лишь реакцией на изменение внешних факторов.
Стабильное функционирование и дальнейшее развитие предприятий пищевой промышленности требует значительного укреплении конкурентного потенциала отрасли, что в свою очередь предполагает коренное техническое перевооружение, расширение ассортимента выпускаемой продукции за счет продукции более глубокой переработки, повышения.ее.качественных.характеристик.
Однако существует ряд препятствий на пути дальнейшего развития пищевых производств:
-сильное конкурентное давление поставщиков сельскохозяйственного сырья на производителей продуктов питания (дефицит ресурсов является сдерживающим фактором развития многих видов деятельности по выпуску пищевой.продукции);
– ужесточение конкуренции на большинстве отраслевых рынков, нарастание интенсивности.консолидационных.процессов;
– низкий уровень рентабельности большей части пищевой продукции (жесткая зависимость прибыльности производства продукции и добавленной стоимости.от.степени.переработки.сырья);
– рост импорта продовольствия вследствие укрепления рубля, роста реальных доходов населения и недостаточной конкурентоспособности отечественных.товаров;
– низкая ресурсная обеспеченность и, как следствие, глубокая импортная зависимость.по.сырью;
– моральное и физическое старение основных производственных фондов, особенно.их.активной.части;
–неблагоприятные.условия.для.инвестирования.
Решению указанных проблем в пищевой промышленности может способствовать построение эффективной стратегии управления финансовыми ресурсами, в частности привлечение инвестиционных ресурсов, направленных на инновационное преобразование предприятий данного.сектора.экономики.
Переход к инновационной модели развития предприятий пищевой промышленности является весьма актуальным ввиду необходимости преодоления негативных последствий финансово-экономического кризиса, таких как снижение их потенциала и производственной мощности, сокращение и прекращение инвестирования продуктовых и процессных инноваций.износ.основного.капитала.
Надо отметить, что существуют специфические особенности инновационного процесса в отраслях пищевой промышленности, связанные с тем, что инновации здесь не носят революционный или радикальный характер, а являются постепенными, носят характер имитации уже существующих продуктов, технологий и услуг, и, как правило, не сопровождаются.использованием.высоких.технологий.
Эти особенности связаны, прежде всего, с рядом факторов, важнейшими,среди.которых.являются.следующие:
– низкая доля инвестиций в НИОКР в общем объеме инвестиций в пищевую промышленность;
– отставание технолого-производственных и бизнес-процессов российских пищевых предприятий от зарубежных конкурентов, особенно процессов первичной(переработки.пищевого.сырья);
– низкий уровень квалификации рабочей силы в отраслях пищевой промышленности.
Таким образом, дальнейшее развитие пищевой промышленности должно основываться на внедрении современных инновационных технологий. Следовательно, одной из важнейших задач современного развития российской экономики становится формирование и развитие системы и механизмов финансового обеспечения инновационной активности предприятий пищевой промышленности. Решение данной задачи будет способствовать повышению конкурентоспособности и рентабельности таких предприятий, росту уровня и качества жизни населения, усилению продовольственной безопасности Российской Федерации.