Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ММПО / МНПО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / ЛИГА НАЦИЙ / ООН / «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION / IIGOS / INGOS / INTERNATIONAL RELATIONS / TRADEAND ECONOMICTIES / INDUSTRIAL REVOLUTION / MILITARY CONFLICTS / LEAGUE OF NATIONS / UN / COLD WAR / GLOBAL PROBLEMS / INTEGRATIONАннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы - Воронков Лев Сергеевич
Автор статьи утверждает, что появление во второй половине XIX в. первых постоянных международных межправительственных организаций (ММПО ) и международных неправительственных организаций (МНПО ) было вызвано общими причинами. Он обосновывает тезис о необходимости их исследования не в качестве отдельных самодостаточных объектов, а как явления, вызванного достигнутым в тот период высоким уровнем интернационализации хозяйственной жизни государств и социально-экономическими последствиями промышленной революции . Появление ММПО неизменно сопровождалось созданием большого числа МНПО , которые выполняли вспомогательные функции. Они регулировали сферы сотрудничества и удовлетворяли общественные потребности, не покрывавшиеся межгосударственными соглашениями. В статье приводятся основные факторы, которые на последующих стадиях интернационализации и развития современных международных отношений давали толчок появлению и развитию международных организаций. Среди них автор называет: военно-техническую революцию, породившую средства массового поражения; «холодную войну» между мировым коммунизмом и мировым капитализмом; крушение колониальной системы и формирование нового основного противоречия мировой политики между «клубом богатых стран» и государствами «мировой периферии»; развитие интеграционных процессов; возникновение глобальных проблем современности. Подчёркивается, что из вспомогательных инструментов осуществления многостороннего взаимодействия суверенных государств ММПО и МНПО превратились в неотъемлемую часть современных международных отношений , взяв на себя практическое исполнение многих жизненно важных функций человеческого общества. Учитывая вовлечённость в деятельность многих тысяч ММПО и МНПО подавляющего числа современных государств и десятков тысяч организаций гражданского общества, ни одному из существующих центров силы не под силу подчинить их деятельность. Развитие ММПО и МНПО делает невозможным создание однополярного мира в современной системе международных отношений .
Похожие темы научных работ по политологическим наукам, автор научной работы - Воронков Лев Сергеевич
-
Международные организации в системе международных отношений: тенденции и перспективы развития
2012 / Воронков Лев Сергеевич -
Международные неправительственные организации и проблемы глобального управления
2013 / Наумов Александр Олегович -
Международные межправительственные организации: социологический подход
1999 / Кутейников Александр Евгеньевич - 2017 / Воронков Лев Сергеевич, Ковалева Виктория Евгеньевна
-
Тенденции развития сложноструктурных комплексов норм, создаваемых для регулирования мирового торгового оборота
2017 / Никифоров В.А. -
Договорная правоспособность международных неправительственных организаций
2013 / Джантаев Хасан Магомедович -
Взаимодействие международных неправительственных организаций с ООН и межправительственными организациями
2012 / Иванова Елена Николаевна, Иванов Владимир Иванович -
Роль международных межправительственных организаций в современной системе глобального управления
2011 / Колобов Алексей Олегович -
Формы и методы вмешательства транснациональных корпораций в деятельность межправительственных организаций
2016 / Евсюков Антон Александрович -
Трансформация приоритетов деятельности международных неправительственных организаций Cо второй половины XX века
2017 / Михеева Наталия Михайловна
International Organizations: the Main Factors of Emergence and Development
The author argues that the emergence of the first permanent intergovernmental (IIGO) and non-governmental (INGO) organizationsin the second half of the XIX-th century was due to common causes. He tries to justify the need to consider them not as independent objects of study, but as the phenomenon, caused by the high level of internationalization of economic life of states and of socio-economic consequences of the industrial revolution , reached in this period. The emergence of IIGOs , based on international treaty, was accompanied by establishment of a large number of INGOs operating in similar fields of human activity, which performed supplementary functions and regulated areas of cooperation and public needs, not covered by interstate agreements. The article presents the main factors that in later stages of internationalization and development of contemporary international relations gave the impetus to emergence and development of international organizations, including the military-technological revolution, that gave birth to mass destruction weapons and avalanche-like growth of the number of human and material losses during wars and military conflicts , the Cold War between world communism and world capitalism, the collapse of the colonial system and formation ofa new main contradiction of the world politics between the "Club of rich countries" and states of the "global periphery", beginning of development of regional integration processes and, finally, the emergence of global problems . The article emphasizes that both IIGOs and INGOs evolved from the supportive tools in implementation of multilateral interaction of sovereign states towards becoming an integral part of contemporary international relations , fulfilling many vital functions of modern human society and its citizens. Given the involvement of the overwhelming majority of modern sovereign states and tens of thousands of civil society organizations in activity of numerical IIGOs and INGOs , none of the existing centers of world power can afford to trample down and to subordinate activities of all these international organizations. The development of IIGOs and INGOs makes any attempts to create a unipolar system of contemporary international relations impossible.
Понятие о тераготенезе
Название науки тератологии берет начало от слова «teras», что в переводе с греческого языка означает «чудовище». Тератогенез дословно переводиться как воспроизведение уродцев. В настоящее время под этим термином стали понимать и различные нарушения у новорожденных функционального характера, куда включили также широко распространенную задержку внутриутробного развития и вытекающие из нее дальнейшие поведенческие изменения . Вплоть до 1950-х годов о тератогенезе ничего не знали, а причиной большинства врожденных аномалий считали изменения генов.
Врожденные пороки : классификация
В зависимости от частоты своей встречаемости все внутриутробные аномалии делятся на три группы:
- Распространенные пороки считаются таковыми, если встречаются в популяции с частотой более 1 случая на тысячу новорожденных детей;
- Умеренно встречающиеся (их частота составляет от 0,1 до 0,99 случаев из тысячи новорожденных);
- Редкие ВПР (менее 0,01 на тысячу детей).
В зависимости от своего распространения в организме ребенка ВПР различают:
- изолированного характера (поражается, как правило, один орган);
- системного (порок системы органов);
- Множественного (поражается несколько систем).
Врожденный порок по тяжести клинических проявлений и прогнозу для жизни бывает:
- Летальный, который приводит к гибели ребенка. Частота таких ВПР составляет в среднем около 0,5%, до 85% детей с этими аномалиями не доживают до конца первого года жизни;
- Средне-тяжелый, при котором необходимо хирургическое вмешательство с целью его коррекции (до 2,5%);
- МАР (малая аномалия развития), не требующая операции и не ограничивающая жизнедеятельности ребенка (около 4%).
По времени воздействия негативного фактора ВПР разделяют на:
Патогенез врожденных аномалий
Патогенетические механизмы возникновения пороков в настоящий момент достаточно хорошо изучены. При поражении эмбриона до момента внедрения в слизистую оболочку матки происходит либо его гибель (в случае необратимых изменений в клетках), либо его восстановление (при обратимых повреждениях). По мере дальнейшего развития зародыша механизмы восстановления клеток перестают действовать, и любые нарушения будут приводить к образованию порока . Генетический контроль эмбриогенеза может быть нарушен в результате воздействия различных внешних агрессивных факторов (тератогенов).
Основными механизмами тератогенеза у плода на уровне клетки будут: нарушения деления клеток (возникает недоразвитие органа), их перемещения (будет расположение органа не в том месте) и дифференцирования (отсутствие органа или системы органов). На уровне ткани тератогенными процессами будут: несвоевременная гибель клеток, задержка их распада и рассасывания, нарушение процесса склеивания, в результате чего появляются такие пороки, как заращение естественного отверстия, свищ, дефект в тканях и пр.
Какие выделяют главные факторы риска, при которых врожденный порок встречается гораздо чаще?
Основными способствующими факторами являются:
- Незапланированная беременность;
- Возрастная мать (старше 35 лет);
- Недостаточный медицинский контроль до зачатия;
- Заболеваемость вирусными инфекциями;
- Прием лекарственных препаратов , обладающих выраженным негативным влиянием на плод;
- Употребление алкоголя и курение;
- Употребление наркотиков;
- Неполноценное питание;
- Наличие профессиональных вредностей;
- Недостаточное финансирование здравоохранение во многих странах.
Наличие каких патологических состояний является показанием для дородовой профилактики ВПР?
Для того чтобы у будущего ребенка не появились врожденные пороки , женщине необходимо заранее готовится к зачатию и беременности при наличии нижеперечисленных факторов:
- Сахарного диабета и других заболеваний эндокринной системы и обмена веществ;
- Предшествующих самопроизвольных выкидышей и внутриутробной гибели плода;
- Наличие наследственной предрасположенности к порокам развития ;
- Рождение предыдущих детей с задержкой внутриутробного развития либо преждевременно к сроку гестации;
- Наличие различных хронических заболеваний (артериальной гипертензии, эпилепсии, бронхиальной астмы и пр.);
- Избытка массы тела и ожирения;
- Употребления лекарственных препаратов на протяжении длительного периода;
- Инфекционных заболеваний (особенно токсоплазмоза и краснухи).
Как осуществляется профилактика ВПР?
Схема проводимых мероприятий по предупреждению возможных пороков включает в себя:
Что нужно знать?
Генетиком из Бразилии Эдуардо Кастильо были сформулированы десять основных заповедей по профилактике врожденных пороков развития будущих детей . Они включают в себя следующие пункты:
- Женщине необходимо помнить о том, что если она способна забеременеть, то она может быть беременна в любой момент;
- Комплектовать свою семью следует тогда, когда вы еще молоды;
- Необходимо в положенном порядке проходить, если вам это необходимо, дородовый контроль;
- Желательно до зачатия сделать прививку против краснухи;
- Необходимо исключить употребление лекарств, кроме самых нужным вам;
- Нельзя употреблять алкоголь и курить;
- также желательно избегать мест для курения;
- Обязательно нужно хорошо и полноценно питаться, желательно овощами и фруктами;
- Знать риски для беременности, имеющиеся на вашем рабочем месте;
- В случае сомнений, на все вопросы ищите ответ у вашего врача.
Фото: Александр Анатольевич Крюков, врач-ортопед, д.м.н.
Таким образом, можно заключить, что большая часть врожденных аномалий у плода возникает в результате нарушения развития оплодотворенной яйцеклетки. Такое нарушение может случиться в любой момент после зачатия. Было доказано, что чем раньше при этом происходит самопроизвольный выкидыш, тем более тяжелое изменение произошло. В течение первых трех месяцев гестации около 75% спонтанных абортов объясняются наличием различных мутаций в генах и хромосомах. Фолиевая кислота обладает способностью усиливать восстановительные свойства зародыша и защищать его от повреждения, поэтому рекомендуется для всех женщин из групп риска по возникновению ВПР.
В деятельности любого предприятия угроза кризисов или кризисы явление довольно частое. Понятие «кризис» неразрывно связано с понятием «риск» и поэтому кризисы не всегда бывают разрушительными, хотя проходят всегда болезненно для предприятия и его персонала.
Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными:
Объективными (связаны с модернизацией и реструктуризацией производства);
Субъективными (возникают при ошибках в управлении предприятий);
Природными (характеризуют различные разрушительные явления климата, землетрясения, вулканизм и др.).
Кроме того, для предприятия можно выделить внешние и внутренние причины кризиса.
Внешние причины кризиса связаны с развитием макро- или мировой экономики, следовательно, предприятие не может воздействовать на них или же воздействие крайне незначительно. К таким причинам относят международные и национальные факторы.
Международные факторы обусловлены стабильностью экономики и зависят от уровня торговли и международной конкуренции. Национальные факторы обусловлены экономико-географическими, политическими, научно-техническими и культурными причинами.
Внутренние причины связаны с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством управления, конфликтами в руководстве предприятием, некомпетентной инвестиционной и инновационной политикой.
Причины кризиса можно объединить в следующие группы:
· Экономические. Выражаются в кризисном состоянии экономики страны или предприятия; общем спаде производства; инфляции ; нестабильном финансовом положении; росте цен на ресурсы; монополизации рынка ; неплатежеспособности, банкротстве партнёров.
· Политические. Выражены в политической нестабильности общества; внешнеэкономической политике государства; потере рынков сбыта; изменении условий экспорта и импорта; разрыве экономических связей; несовершенстве законодательства в области права; антимонопольной политике; предпринимательской деятельности .
· Демографические. Выражены в изменении численности и составе населения; уровне благосостояния народа.
· Социальные. Определяются ростом безработицы; сокращением заработной платы бюджетным работникам, выплат пенсионерам, военнослужащим; увеличением дифференциации доходов населения; кадровым кризисом; сокращением минимального уровня заработной платы; кризисом политики социального и медицинского страхования; ростом социальных конфликтов. Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновений интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей; профсоюзов и предпринимателей.
· Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.
Рассмотрим более детально основные причины кризисов или событий, порождающие кризисные ситуации.
Финансовые результаты ниже ожидаемых. В компании возникают кризисы, если результаты деятельности не соответствуют ожиданиям собственников, акционеров, сотрудников. При этом утрачивается надёжность организации, падает рыночная цена компании, происходят серьёзные изменения в системе управления.
Ошибки в технологии. Технология может стать причиной кризиса в большинстве компаний. Уязвимость большинства компаний возрастает по мере усиления роли «высоких технологий» и увеличения масштаба их использования.
Изъяны продукции и проблемы качества. Это могут быть достаточно простые проблемы, которые можно ликвидировать в короткий срок, а могут быть проблемы по масштабам, приближающимся к катастрофе. С таким кризисом справиться чрезвычайно трудно. Они чреваты отзывом продукта или услуги с рынка.
Пени и штрафы. Кризис в компании может наступить в результате всесторонней проверки, в результате которой на компанию могут быть наложены определённые санкции (штрафы и различного рода пени). Если размер штрафа достаточно большой, то компания будет выплачивать его в течение длительного времени, что негативно сказываются на результатах коммерческой деятельности предприятия.
Негативное освещение в СМИ. Публикации в СМИ негативного характера, освещение по радио или телевидению могут стать причиной кризиса в компании.
Увольнения сотрудников, сокращения. Увольнение, приём на работу, сокращения влияют на ожидание работников, снижают степень их доверия, порождая чувство неопределённости.
Низкий моральный дух персонала.
Снижение морального духа происходит из-за чрезмерной нагрузки сотрудников, ненадлежащего отношения к ним. У персонала складывается впечатление, что их работа недостаточно оценивается и оплачивается. Угрожающие масштабы подобные кризисы приобретают в том случае, если проблема существенно сказывается на эффективности и результативности работы организации.
Корпоративные тяжбы. Любые иски, выдвигаемые предприятию, и участие в судебных процессах может выставить компанию или некоммерческую организацию не в лучшем свете.
Бойкоты, забастовки, пикеты. Недовольство работников условиями труда или заработной платой приводит к тому, что при отсутствии ответной реакции со стороны работодателей, происходит срыв рабочего процесса, несущий за собой убытки.
Жалобы по вопросам дискриминации. На работу организации влияют различные жалобы, связанные с несправедливым обращением с сотрудниками. Список возможных предметов жалоб включает в себя дискриминацию по половому, возрастному, национальному принципу, дискриминацию, связанную с внешностью, религиозной принадлежностью.
Несчастные случаи на работе. Такие инциденты, перерастают в кризисные ситуации, в случае если сотрудник или клиент погибает или получает травмы. Это один из факторов, разрушающих доверие к организации. Если подобным ситуациям не уделять должного внимания, то они могут перерасти в кризисные.
Внезапная смерть руководителя или потеря им работоспособности. На любом предприятии существует один или несколько человек руководителей высшего звена, от которых зависит работоспособность компании. При внезапной потере ключевых фигур производства (в случае смерти или внезапной болезни) может возникнуть кризисная ситуация.
Потеря основного клиента. Если клиент имеет значительную долю в бизнесе компании, то при его потере кризис наступает довольно стремительно.
Ущерб, связанный с форс-мажорными обстоятельствами. На результаты работы предприятия особым образом влияют наводнения, пожары, ураганы, землетрясения или другие неблагоприятные природные явления. При этом могут быть закрыты производства или полностью ликвидирована компания.
Угроза враждебного поглощения. Конкурирующие фирмы могут начать скупку акций, одновременно предпринимая действия, снижающие их стоимость. При этом персонал компании, испытывая определённое беспокойство, часто предпринимают меры, приводящие не к стабилизации, а к обострению кризисной ситуации.
Приведённые выше причины редко выступают одиночно, обычно одни причины порождают другие.
Если брать во внимание все вышеперечисленные причины возникновения кризисов, то опасность кризисного состояния существует всегда, поэтому его необходимо предвидеть и прогнозировать. Результатом кризиса является перепроизводство товаров по отношению к платежеспособному спросу, банкротство различных фирм, рост безработицы и другие социально-экономические потрясения.
Последствия кризиса для организации можно разделить на две крупные категории: негативные и позитивные.
К негативным последствиям можно отнести:
· Снижение уровня доверия компании, степени её надёжности в глазах клиентов;
· Утрата лояльности сотрудников, снижение уровня производительности труда сотрудников;
· Снижение объёмов продаж и падение прибыли;
· Изменения в ассортименте товаров или услуг компании;
· Изменение названия компании, повлиявшее на узнаваемость бренда и доверие потребителей;
· Дополнительные расходы, связанные с выплатами штрафов и пени; юридические расходы; издержки на разработку антикризисных мероприятий; расходы, связанные с мониторингом СМИ, транспортные издержки.
В случае преодоления кризисных ситуаций, можно говорить о позитивном эффекте кризиса. К позитивным последствиям относятся:
· Рост известности и узнаваемости имени фирмы. Во время кризиса фирма сталкивается с повышенным вниманием со стороны конкурентов, правительственных органов, которое можно использовать в своих интересах (особенно если фирма является жертвой, а не виновницей кризиса);
· Возможность продемонстрировать управленческую компетентность в кризисной ситуации;
· Возникают новые возможности во время кризиса для роста и развития менеджеров, которые могут продемонстрировать организационные возможности и умение правильно реагировать на возникшую ситуацию;
· Происходит улучшение отношений внутри коллектива;
· Проведение необходимых изменений, которые до наступления не являлись приоритетными в политике руководства компании.
В докапиталистическое время не было условий для возникновения кризисов, т.к. в рамках натурального хозяйства существовала прямая связь между производством и потреблением. При капитализме впервые возникло перепроизводство материальных благ. Разделение труда, развитие специализации и кооперации, увеличение торгового обмена (позже заключение торговых контрактов на государственном уровне) привели к увеличению разрыва между производством и потреблением. Развитие экономики привело к тому, что производство материальных благ носит общественный характер, а форма присвоения результатов труда - частная. Таким образом, налицо противоречие между характером производства и формой присвоения, которое влияет на характер кризиса.
Первый экономический кризис произошел в Англии в 1825 г, затем, охватывая все большую территорию (1836 - Великобритания и США, 1848г. - почти все страны Европы), в 1857г. вылился в мировой экономический кризис. Далее мировые кризисы повторялись с завидной цикличностью: 1900 - 1903, 1907, 1920, 1939 - 1933, 1937, 1953 - 1954, 1957 - 1958, 1973 - 1975 и несли за собой помимо безработицы, сокращение объемов промышленного производства, банкротств, высокого уровня инфляции еще и глубокие структурные кризисы, поразившие важнейшие сферы производства (энергетику, сырьевые отрасли, валютную систему).
Кризис, с одной стороны, это всегда потрясение, которое сопровождается рядом негативных факторов, но с другой стороны, по мере преодоления кризиса могут изменяться предмет и средства труда, степень квалификации работников, как следствие появляется новое качество в работе предприятий, повышается производительность труда, а возникновение новых технологий приводит к предприятие или отрасль на более высокую ступень развития.
Особенности и виды экономических кризисов
Кризисы неодинаковы по причинам, последствиям и по своей сути. Для того чтобы снизить остроту, время и болезненность протекания кризиса, необходимо выявить его характер. В связи с этим возникает необходимость в классификации кризисов.
По масштабам проявления кризисы бывают:
Общими (охватывают всю социально-экономическую систему);
Локальными (охватывают часть социально-экономической системы).
По проблематике кризиса выделяются:
Макрокризисы (присущи большие объемы и масштабы проблематики);
Микрокризисы (может охватить одну или несколько проблем).
По структуре отношений в социально-экономической системе можно отметить:
· социальные кризисы (возникают при столкновении интересов работников и работодателей, персонала и менеджеров, профсоюзов и предпринимателей). Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический, выражающийся в кризисе политического устройства, кризисе власти или реализации интересов различных социальных групп;
· экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или отдельного предприятия (кризисы производства и реализации товара, неплатежей, взаимоотношений экономических объектов, банкротства, кризис неплатежей, потери конкурентных преимуществ). К группе экономических кризисов отдельно относят финансовые, выражающиеся в противоречивом состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов;
· технологические (возникают при необходимости в новых технологиях и при обострении противоречий между возможностями и последствиями научно-технического прогресса);
· психологические (проявляются в виде стресса, который носит массовый характер. При этом возникает неуверенность, неудовлетворенность работой, правовая и социальная незащищенность. Психологические кризисы могут быть как в отдельно взятом коллективе, так и в целом обществе);
· организационные (возникают при неправильном распределении функций и регламентации отдельных подразделений. Может проявиться в деловых конфликтах, безответственности, бюрократизации).
По длительности кризисы могут быть:
Затяжные (проходят болезненно и сложно);
Кратковременные.
По степени неожиданности различают:
Предсказуемые (закономерные). Могут прогнозироваться и наступают в том случае, если назревает потребность в реструктуризации производства. Вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризисов под воздействием научно-технического прогресса;
Неожиданные (случайные). Возникают в результате природных катастроф, грубых ошибок в управлении, экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.
По степени открытости протекания кризисы бывают:
Явные (протекают заметно, легко обнаруживаются);
Скрытые (латентные) (протекают относительно незаметно).
По причинам возникновения кризисов можно выделить:
Природные (вызваны землетрясениями, ураганами, пожарами, наводнениями, климатическими изменениями. Влияя на человека, экономику, политические и социальные процессы, при определенных условиях такие явления приводят к кризисам).
Общественные;
Экологические (возникают при взаимодействии человека и природы: загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов, применение опасных технологий).
По степени глубинности кризисных процессов выделяют:
Глубокие, ведущие к разрушению структур социально-экономической системы. Протекают сложно.
Легкие протекают последовательно и безболезненно. Лёгки кризисы можно предвидеть.
С позиции теории регуляции кризисы классифицируются следующим образом:
· Кризис как результат «внешнего шока». Такой вид кризиса образуется в случае нехватки ресурсов из-за природных или экономических катастроф.
· Циклический кризис. Кризис в этом случае выступает как одна из фаз экономического развития, устраняющая напряжение и неравновесие, накопившееся за время подъёма в предыдущей фазе.
· Структурный кризис. Данный вид кризиса образуется тогда, когда экономическая или общественная динамика входит в противоречие со способом развития, который придаёт ей импульс.
· Кризис способа производства. В период возникновения данного кризиса происходит обострение противоречий внутри форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются блокированными те закономерности, на которых основывается организация производства, перспективы прибыльного производства, распределение стоимости и структура общественного спроса.
· Кризис системы регуляции. При таком кризисе режим накопления остаётся вполне жизнеспособным, но механизмы, связанные с существующей системой регуляции не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы.
На микроуровне кризис преодолевается средствами хозяйствующего субъекта, а также при помощи административного вмешательства государственных органов;
На мезоуровне - средствами региона, муниципалитета;
На макроуровне кризис преодолевается средствами национальной экономики, включая внешние заимствования.
Практика показывает, что кризисы неодинаковы по причинам, последствиям и по своей сути. Разветвлённая классификация кризисов позволяет выявить средства и способы управления ими, а также появляются возможности снижения остроты их протекания (рисунок 1).
Рисунок 1 - Классификация кризисов
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии
кризис экономический цикл
1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии
Понятие кризиса тесным образом связано с понятием риск, которое в той или иной мере оказывает влияние на методологию разработки управленческих решений в деятельности организации.
Любая социально-экономическая система имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.
Функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций определяющих целостность системы, ее качественную определенность и ее основные характеристики.
Функционирование социально-экономической системы предполагает обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека осуществляющего трудовую деятельность. Эти элементы составляют условия функционирования.
Развитие социально-экономической системы - это приобретение нового качества укрепляющего жизнедеятельность социально-экономической системы в условиях изменяющейся среды. Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и человеке.
Фактом развития является повышение производительности труда, появление новых технологий, усиление мотивации деятельности.
Взаимосвязь функционирования и развития социально-экономической системы отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие, и в тоже время является его питательной средой. Развитие разрушает многие процессы функционирования, создавая тем самым условия для более устойчивого существования системы. Таким образом, существует циклическая тенденция развития, которая предполагает периодическое наступление кризисов.
Кризисы не обязательно являются разрушительными. Они могут протекать с определенной степенью остроты, но их появление вызывается не только субъективными и объективными причинами, но также самой природой социально-экономической системы.
Кризисы отражают не только противоречия в развитии и функционировании, но могут возникать также и в самих процессах функционирования.
Таким образом кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе угрожающее ее жизнедеятельности в окружающей среде.
2. Причины возникновения кризисов
Причины кризисов делятся на:
объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации;
субъективные, отражающие ошибки в управлении.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними.
Внешние причины связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития, конкуренцией, политической ситуацией в стране.
Внутренние причины могут быть вызваны рисковой стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, неэффективной инновационной и инвестиционной политикой.
Опасность кризиса существует всегда, и ее необходимо предвидеть и прогнозировать. В понимании кризиса большое значение имеют не только причины его возникновения, но и разнообразные последствия.
Выход из кризиса не всегда сопровождается позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более продолжительного и глубокого. Кризисы могут возникать как цепная реакция.
Также существует возможность консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительный период времени. Это объясняется политическими причинами, характером кризиса, а также возможностью управления процессом кризисного развития.
Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому выходу из ситуации, обновлению или разрушению организации, качественным или количественным изменениям и т.д.
Послекризисные изменения в организации бывают долгосрочными и краткосрочными, обратимыми и необратимыми, а также могут приводить к обострению или ослаблению кризиса.
Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и эффективностью процесса антикризисного управления, которое может смягчать или обострять кризис.
Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, а также понимания причин и последствий кризисной ситуации.
3. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии
Кризис на предприятии вызывается не соответствием его финансово-хозяйственных параметров, параметрам окружающей среды. В основе причин кризисной ситуации не предприятии лежат внешние и внутренние факторы. Умение предприятия приспосабливаться к изменению технологических, экономических и социальных факторов служит гарантией его выживания.
К внешним факторам, оказывающим сильное влияние на деятельность предприятия, относят:
1. нестабильность налоговой системы;
2. уровень развития науки и техники;
3. уровень инфляции;
4. финансовое состояние партнеров по бизнесу;
5. политическая стабильность и направленность внутренней политики.
Значение последнего фактора предполагает формирование следующих качественных показателей:
отношение государства к предпринимательской деятельности;
принципы государственного регулирования экономики;
отношение собственности;
меры, принимаемые в целях защиты потребителя с одной стороны, и предпринимателя - с другой.
Внутренние факторы являются результатом деятельности самого предприятия. Они подразделяются на три подгруппы в зависимости от необходимости формирования денежных потоков предприятия:
факторы, связанные с операционной деятельностью (неэффективный маркетинг, не эффективная структура текущих затрат, низкий уровень использования основных средств, высокий уровень страховых и сезонных запасов, недостаточно диверсифицированный ассортимент продукции, не эффективный производственный менеджмент);
факторы, связанные с инвестиционной деятельностью (неэффективный фондовый портфель, высокая продолжительность незавершенного строительства, не достижение запланированных объемов прибыли по инвестиционным проектам, не эффективный инвестиционный менеджмент);
факторы, связанные с финансовой деятельностью (неэффективная финансовая стратегия, не оптимальная структура активов, высокая доля заемного капитала, рост дебиторской задолженности, в целом не эффективный финансовый менеджмент).
Рассмотренные выше группы включают в себя множество конкретных действующих в каждой фирме индивидуальных факторов.
Чаще всего неудача в бизнесе связана с неопытностью менеджеров, низким уровнем ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственный результат его деятельности.
Также одной из причин оказывающих влияние на функционирование организации является отсутствие стратегии и ориентация на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным.
Регулярное проведение финансово-экономического анализа деятельности предприятия обеспечит руководство необходимой информацией для приятия адекватных управленческих решений.
4. Типология (разновидности) кризисов
Практика показывает, что кризисы не одинаковы не только по своей сути, но и причинам и последствиям. Необходимость разветвленной классификации кризисов вызвана дифференциацией средств и способов управления ими. Если существует типология и понимание характера кризиса, то появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечение безболезненности протекания кризиса.
Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные только ее часть.
В конкретном случае необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру и среду функционирования.
По проблематике кризиса можно выделить макро и микро кризисы. Макро кризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микро кризис охватывает только одну или группу взаимосвязанных проблем.
Особенностью кризиса является то, что он будучи даже локальным или микро кризисом, как цепная реакция может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, поскольку в системе существует органическая взаимосвязь всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Такая ситуация возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты или наоборот осуществляется намеренная мотивация развития кризиса.
По структуре отношений в социально-экономической системе можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических и технологических кризисов.
Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации продукции, взаимоотношения экономических агентов, кризисы не платежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства.
В группе экономических кризисов отдельно выделяют финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы - это кризисы денежного выражения экономических процессов.
Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп и образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, менеджеров и персонала и т.д. Часто социальные кризисы являются продолжением и дополнением экономических кризисов.
Особое положение в группе социальных кризисов имеет политический кризис , который, как правило, затрагивает все сферы общественной жизни и переходит в кризисы экономические.
Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, разделения ответственности отдельных подразделений (регионов, филиалов, дочерних фирм). В организационном устройстве любой социально-экономической системы обостряются организационные отношения. Организационной кризис проявляется как паралич организационной деятельности.
Психологические кризисы - это кризисы психологического состояния человека. Как правило, психологические кризисы присущи не только отдельному человеку, но и оказывают влияние на массы.
Технологические кризисы возникают как кризисы новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.
По причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные и экологические.
Кризисы могут быть предсказуемыми (закономерными ) и неожиданными (случайными) . Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут быть спрогнозированными и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса (например, потребности реструктуризации производства и т.д.). Неожиданные кризисы часто бывают результатом грубых ошибок в управлении, каких либо природных явлений.
Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис , который имеет тенденцию периодического наступления, а так же известные фазы своего протекания.
Кризисы бывают явные и скрытые . Первые протекают легко и также легко обнаруживаются. Вторые протекают наиболее сложно т. к. их сложно обнаружить и их последствия более глубокие.
Кризисы бывают: глубокими и легкими . Глубокие ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы.
Кризисы также подразделяются на затяжные и кратковременные . Затяжные проходят сложно и болезненно, и часто являются следствием не своевременного управления кризисной ситуацией, непониманием сущности и характера кризиса, а также его причин и последствий.
5. Особенности экономических кризисов
Первопричиной возникновения экономических кризисов является разрыв между производством и потреблением товара. В рамках натурального хозяйства между производством и потреблением существовала прямая связь, поэтому условий для экономических кризисов не было. Возможность для них появилась и стала расширяться по мере развития товарного производства и обращения. Разделение труда, развитие специализации и кооперации увеличивало разрыв между производством и потреблением, но при простом товарном производстве возможность наступления кризиса не является необходимостью.
По мере того как товарное производство стало господствующей формой организации производства, а рынок стихийным его регулятором, экономические кризисы стали объективной закономерностью.
Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному спросу, в нарушении процесса воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических явлений.
В учении об экономическом цикле отражаются закономерности развития воспроизводства характеризующиеся чередованием спада и подъемов производства.
К. Маркс обосновал необходимость наступления кризисов в условиях стихии и анархии производства. Немарксистские школы выступали с отрицанием неизбежности экономических циклов и доказывали возможность преодоления цикличности с помощью рыночного механизма.
Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд различных теорий объясняющих причины экономических циклов и кризисов:
денежная теория - объясняет цикл снижением банковского кредита;
психологическая теория - объясняет цикл, как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения;
теория недопотребления - объясняет причину цикла в слишком большой доле доходов, которые находятся у бережливых людей по сравнению с тем, что могло быть инвестировано;
теория чрезмерного инвестирования - объясняет причину цикла чрезмерным инвестированием.
Классический цикл общественного воспроизводства состоит из четырех фаз:
кризис или спад. Происходит сокращение объемов производства, падение цен, затоваривание продукцией, рост безработицы, массовые банкротства;
депрессия или стагнация. Это фаза приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям;
оживление. Это фаза восстановления, предполагается рост капитальных вложений, цен, производства, растет занятость и процентные ставки. Прежде всего, оживление охватывает те отрасли, которые поставляют средства производства;
подъем или бум. Ускорение экономического развития предполагает серию нововведений, возникновение новых товаров, предприятий, рост капитальных вложений, заработной платы, курсов акций и др. ценных бумаг. В тоже время нарастает напряженность банковских балансов, увеличиваются товарные запасы.
Подъем выводящий экономику на новый уровень развития подготавливает базу для нового кризиса.
6. Виды экономических кризисов
кризис причина цикл экономический
Цикличность является своеобразной формой поступательного развития экономики и колебания экономической активности оцениваются в качестве одного из условий обновления и роста.
Экономические кризисы делят на регулярные (циклические) или периодические, которые повторяются с определенной закономерностью и нерегулярные .
Регулярные кризисы дают начало новому циклу в ходе которого экономика проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Регулярные кризисы характеризуются тем что охватывают все сферы экономики и являются достаточно тяжелыми и продолжительными.
К нерегулярным экономическим кризисам относят:
промежуточные;
частичные;
отраслевые;
структурные.
Промежуточный кризис не приводит к началу нового цикла, а прерывает не определенное время течение фазы подъема или оживления. По сравнению с периодическим кризисом этот кризис является менее глубоким и продолжительным и как правило носит локальный характер.
Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что, как правило, он охватывает не всю экономику, а какую либо сферу общественного производства.
Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Основными причинами таких кризисов являются диспропорции в развитии отрасли, перепроизводство и структурная перестройка.
Структурный кризис проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями с одной стороны и выпуском важнейших видов продукции необходимых для сбалансированного развития с другой стороны.
Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым скрывается перепроизводство.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Понятие, внешние и внутренние причины возникновения и основные последствия экономического кризиса. Кризис недопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства. Развитие теории кризисов. Цикличность процесса существования социально-экономических систем.
реферат , добавлен 22.02.2011
Исследование роли кризисов в социально-экономическом развитии. Изучение теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов. Анализ закономерностей развития воспроизводства. Оценка взглядов российских экономистов на цикличность и её причины.
презентация , добавлен 10.03.2013
Кризисы в социально-экономическом развитии. Тенденции возникновения и разрешения экономических кризисов. Государственное регулирование кризисных ситуаций. Кризисы в системе государственного управления. Циклическое развитие кризисов в развитии организации.
реферат , добавлен 31.01.2010
Причины и последствия возникновения кризисов. Разновидности и признаки кризисов. Основные особенности проявления экономического спада в России при промышленном кризисе. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода предприятия из кризиса.
курсовая работа , добавлен 22.08.2012
Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения. Типология кризисов, признаки и распознавание. Понятие антикризисного управления. Современная система банкротства за рубежом. Антикризисное управление в зарубежных странах.
курсовая работа , добавлен 07.10.2010
Цикличность экономического развития и его типы. Типы экономических циклов. Фондовый рынок и инвестиции. Причины экономических кризисов в трактовке различных авторов. Последствия кризисов для населения и страны. Особенности кризисов переходного периода.
курсовая работа , добавлен 05.09.2013
Цикличность экономического развития, виды и фазы циклов. Причины возникновения кризисных явлений в экономике в трактовке различных авторов. Социальные и экономические последствия безработицы. Инфляция как фактор макроэкономической нестабильности.
курсовая работа , добавлен 09.12.2011
Сущность понятия "экономический кризис". Двухфазная и четырехфазная модели экономических циклов. Генезис макроэкономических кризисов, основы возникновения. Анализ различных подходов при выработке стабилизационных мер (антициклических действий).
контрольная работа , добавлен 04.06.2011
Цикличность развития экономики, как причина появления кризисов. Сущность кризисов и их роль в развитии государства и общества. Методологические подходы к изучению циклов кризиса. Понятие циклов Кондратьева и историческая ретроспектива их возникновения.
курсовая работа , добавлен 08.07.2010
Основные фазы циклов, их роль в экономическом развитии. Особенности современного кризиса в свете теории циклов. Причины и формы цикличности. Последствия мирового кризиса для российской экономики. Рекомендации по совершенствованию антициклической политики.
Введение
Жизнь общества и государства, как и граждан, требует упорядоченности и стабильности. Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность людей. Право, как известно, и выступает официально установленным сводом формализованных норм общественного поведения. Это признано всеми, к этому привыкли, это соблюдается. В настоящее время с увеличением объема правового регулирования и нормативно-правового массива, появлением и деятельностью множества субъектов права увеличиваются «поля» юридических коллизий. Правовая сфера как гражданского общества, так и мирового сообщества насыщена разными средствами правового регулирования. Право и консервативно в поддержании устойчивого порядка, и изменчиво. Оно претерпевает большие изменения. В современных условиях национально-правовая «самодостаточность» каждой страны, не утрачивая своих истоков, испытывает все более мощное влияние других правовых систем. И международно-правовая система тоже все более активно взаимодействует с национально-правовыми системами. Возникает обширное поле юридических противоречий - в правовых теориях, правовых взглядах, актах и юридических действиях. Потребности в нормах, действующих по «отклонениям», в процедурах регулирования коллизионных ситуаций, в специальном анализе так называемых спорных правоотношений и юридических коллизий становятся все более насущными. Таким образом, исследование проблематики юридических коллизий имеет не только теоретико-прикладной смысл. Изучение их основ и овладение навыками анализа коллизионных и конфликтных ситуаций и приемами правильного применения набора средств для их преодоления является актуальной задачей. Цель данной работы: исследовать юридические коллизии, причины их возникновения, развития, виды, а также способы устранения.
Процедура преодоления разногласий и споров
Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, средства, механизмы, процедуры их устранения. В зависимости от характера коллизии применяется тот или иной метод, используется та, или иная форма, избирается тот или иной путь снятия возникшего противоречия или выхода из правового тупика. Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий является следующие:
- 1) толкование;
- 2) принятие нового акта;
- 3) отмена старого;
- 4) внесение изменений или уточнений в действующие;
- 5) судебное, административное, арбитражное и третейское
разбирательство;
6) систематизация законодательства, гармонизация
юридических норм;
- 7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;
- 8) конституционное правосудие;
- 9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и
практики;
10) международные процедуры.
На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:
а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные
в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
- б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой
- (например, закон и указ, указ и правительственное постановление, постановление правительства и акт отраслевого министерства); т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;
- в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то - общий.
В настоящее время примерно половина нормативных правовых актов
субъектов Федерации не соответствует общероссийскому законодательству; имеются случаи прямого неисполнения предписаний центра, нарушения Конституции РФ, игнорирования судебных решений, проявлений сепаратизма.
Процесс корректировки законодательства должен быть двусторонним -
сверху и снизу. Так как многие российские законы тоже несовершенны, содержат разного рода щели, лазейки.
Это принципиально важный и эффективный способ разрешения политико-юридических коллизий в сфере отношений. Если в том или ином регионе предпринимаются шаги, направленные на распад государства, то центр должен иметь возможность легально пресекать их. Предлагается даже в экстренных случаях распускать местные парламенты и отстранять от должности губернаторов в субъектах Федерации. Весь вопрос заключается в том, чтобы найти оптимальное сочетание принципов федерализма и сильного, авторитетного центра. Именно эти цели преследуют последующие шаги, предпринимаемые новым руководством страны по указанию российской государственности, устранению в ней коллизионных явлений, формированию единого правового пространства.
Что касается толкования как способа устранения коллизий, то надо иметь в виду, что оно, будучи объективно необходимым и полезным, нередко
порождает новые, еще более острые коллизии, так как зачастую одни и те же акты, факты, события интерпретируются различными официальными и неофициальными структурами, общественными группами, лидерами и гражданами по-разному, что, в свою очередь, является выражением их противостояния, а в конечном счете раскола общества.
В связи с этим толкование может быть и предвзятым, зависеть от социально-политических ориентации и пристрастий толкующих лиц, уровня их правосознания, культуры, места в идеологическом спектре. По-разному, например, трактуется современное законодательство о приватизации, выборах, налогах, собственности, предпринимательстве. Сама конституция вызывает далеко не одинаковые оценки с точки зрения ее общей концепции и степени легитимности. Причем противоречивость трактовок происходящего в правовой сфере наблюдается не только среди населения, рядовых граждан, но и в высших органах власти.
Даже в Конституционном Суде, призванном толковать соответствующие юридические нормы и акты, нет единства мнений, и некоторые его судьи официально заявляют о своей особой позиции по тем или иным вопросам. В широком смысле под сомнение нередко берется определенной частью общества весь курс реформ. Отсюда - разброс в понимании законов, направленных на реализацию этого курса. Иными словами, в толковании права неизбежно присутствует субъектный момент.
Юридические коллизии, политические неурядицы подрывают основы порядка и стабильности в обществе, деформируют правосознание людей, создают критические ситуации, социальную напряженность. Подобные катаклизмы - признак невысокой правовой культуры, процветающего на всех уровнях юридического нигилизма. Поэтому их необходимо по возможности не допускать, профилактировать, а если они все же возникают - своевременно снимать с помощью выработанных для этого процедур. Управленческие процедуры служат обеспечению четкого функционирования аппарата управления и реализации прав, законных интересов и обязанностей граждан и предприятий, организаций. Этой позитивной роли отвечают процедуры осуществления видов управленческой деятельности (планирование, нормотворчество, контроль, рассмотрение жалоб и др.), организация работы аппарата и служащих, принятие решений.
Государственное управление в широком смысле и функционировании органов исполнительной власти как ее главной составляющей требуют четкой регламентации функций, прав, обязанностей и ответственности всех звеньев управления. Особое значение имеет строгая соподчиненность разных уровней управления как в форме прямой административной подчиненности, так и функциональной, координационной и контрольной «зависимости» и соподчиненности. Правила, регламенты, процедуры служат, поэтому важнейшим средством упорядочения и ритмизации управления. Пока этого не удается достичь в полной мере.
Сказанное объясняет специфику рассмотрения разногласий и споров в
сфере государственного управления. Здесь нет, пожалуй, единой процедуры, и чаще применяется немало различных управленческих процедур. Общими для них являются следующие признаки: а) инстанционный порядок рассмотрения споров, когда вышестоящий орган принимает решение по предмету спора, б) стороны «связаны» административно-правовой соподчиненностью, в) юридическая коллизия рассматривается как бы через призму административного контроля, г) жалобы и обращения участников спора рассматриваются в краткие сроки, д) далеко не всегда требуется их личное участие. Преимущественное значение имеют анализ документов и правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон. Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
В системах управления регулируется порядок рассмотрения спорных актов, договоров и т.п. Федеральные министерства и ведомства сами устанавливают те или иные процедуры.
Кроме иерархических процедур рассмотрения споров в последние годы возникли и договорные процедуры разрешения управленческих споров. В рамках внутрифедеральных договоров и соглашений теперь часто предусматриваются согласованные способы рассмотрения юридических коллизий в процессе реализации договорных отношений. Стороны, а это преимущественно органы исполнительной власти, здесь равны, что выражается прежде всего в их согласованных действиях. И общение к другим процедурам доступно каждой из сторон в равной мере.
Немало заключается соглашений между органами исполнительной власти разных уровней. И здесь можно заметить то же самое: выполнение публично-договорных обязательств зачастую остается без внимания. Стороны нередко теряют к ним интерес, пассивны в выполнении собственных обязательств и безразличны к действиям другой стороны. Между тем систематическая информированность и деловой подход позволяют вовремя реагировать на срывы в выполнении договорных обязательств. Разрешению разногласий и споров помогут как созданные сторонами паритетные комиссии, так и энергичные действия правительств, министерств, губернаторов.
Во внешнеэкономической сфере показательны юридические способы определения ущерба отраслям национальной экономики действиями иностранных партнеров.
Заключение
спор разногласие коллизия юридический
Современное правовое развитие в мире объективно обусловило формирование коллизионного права. Десятилетия и столетия юридические противоречия разрешались в рамках традиционных отраслей права. Их инструментарий был нацелен на своеобразное «правовое ожидание» происходящих нарушений законности. Накопление и развитие коллизий, их обострение и перерастание в острые юридические конфликты не удавалось перевести в русло механизма их легального преодоления. Увеличение объема правового регулирования и нормативно-правового массива, появление и деятельность множества субъектов права также ведут к расширению «поля» юридических коллизий. Потребность в нормах, действующих по «отклонениям», в процедурах регулирования коллизионных ситуаций, в специальном анализе т.н. спорных правоотношений становятся все более насущными. Новой комплексной отрасли права еще предстоит пройти период формирования и самоорганизации, структуризации. Но уже сейчас очевидны ее главные перспективные подотрасли и институты, создающие комплексный правовой режим предотвращения и устранения юридических коллизий. Традиционные отрасли права получают мощную основу для регулирования коллизий. В коллизионном праве органично сближаются и развиваются нормы национального и международного права. Их согласованное применение объяснимо появлением своего рода общего предмета регулирования, фокусирующего наиболее значимые социальные интересы. Надо учитывать и динамику общественных отношений в XXI веке. Дело не только в том, что конец XX века оставляет большое конфликтное наследство, с которым никак не удается расстаться. Можно предвидеть общие коллизионные тенденции правового развития в национальном, региональном и мировом масштабах, неизбежно порождающие коллизионные процессы и конфликтные ситуации. Во внутригосударственной сфере будут возникать юридические противоречия в рамках правовой системы. Особенно это касается соотношения конституции и закона, закона и подзаконных актов. Для России актуальны строгие рамки федерального коллизионного права. Конфликты будут возникать и в механизме публичности власти. Различия в правопонимании и правосознании разных слоев населения и групп еще долго будут сказываться отрицательным образом. В международной сфере неизбежны коллизии между государствами, между государствами и наднациональными структурами и международными организациями. Влияние и давление иностранного права может обострять отношения в процессе сравнительного правоведения - применительно к отраслям и нормам национальных законодательств.
Следует иметь в виду и корни тех противоречий, которые трудно
искоренить ввиду их объективности. Экономические кризисы, политические взрывы, государственные перевороты, экологические и техногенные катастрофы еще долго будут тревожить человечество. И их нужно предвидеть, не допускать и смягчать жесткие проявления с помощью правовых механизмов. Поэтому в самом коллизионном праве должны происходить такие внутренние процессы, которые будут сдерживать появление и обострение коллизий и конфликтов. Обеспечение верховенства конституции и закона, соблюдение юридических приоритетов, неотвратимость ответственности за нарушения законности, широкое использование процедур достижения договоренности и социального согласия, формирование высокой правовой культуры - таковы главные ориентиры и регуляторы в коллизионном праве будущего. Развитие коллизионного права предполагает высокий уровень юридической квалификации депутатов, государственных деятелей, политических лидеров, служащих госорганов, работников хозяйствующих структур.
Список использованной литературы
- 1. Тихомиров Ю.А., Коллизионное право: Учебное и научно практическое пособие.- М.: Просвещение, 2006.- 305 с.
- 2. Управленческие процедуры. Отв. Ред. Б.М. Лазарев. - М.: Дрофа, 2005.- 285 с.
- 3. Худойкина Н.В. Юридический конфликт: динамика, структура, Разрешение: Учебник.- М.: Просвещение, 2007.- 345 с.
- 4. Юридический конфликт: сферы и механизмы. Ч. II / Под ред. В.Н. Кудрявцева: Учебник.- М.: Дрофа, 2006.- 258 с.