Успех никогда не приходит внезапно, ему либо предшествует длительный многолетний труд, либо способствует нестандартность мышления и действий, неожиданных и интересных. Выход за устоявшиеся рамки - это половина успеха и в е, и в искусстве, и в обычной жизни.
Трудно ли мыслить и поступать нестандартно?
Плохого в стандартном мышлении и поступках нет ничего, у большинства из нас стандартное образование, моральные и поведенческие принципы. Любые навыки (деловые, социальные, личные) - это автоматически выполняемые действия, которые человек подсознательно воспринимает как правильные и безопасные. В этом их достоинство и одновременно недостаток.
Пока жизнь или ситуация привычна, поступки на уровне рефлексов выручают. Но, как только ситуация резко меняется, требуется новая объективная оценка - сразу стереотип превращается в препятствие. Развить в себе умение мыслить и действовать неожиданно, оригинально и креативно очень важно для успешного бизнесмена. Тогда он среди первых разглядит возможности и перспективы, неочевидные для его коллег и конкурентов. А ведь все сливки снимают первые!
Стать креативным очень сложно. Для этого нужно научиться видеть скрытое и победить в себе несколько тормозящих привычек:
- Лень думать. Часто проще уйти от вопроса, проблемы или ситуации, чем искать способ выйти из них без потерь или с прибылью. Возникает беспомощность.
- Лишние эмоции. Спонтанно принятое решение под влиянием настроения может быть гениальным, но чаще всего ошибочно. Нельзя эмоции путать с коммерческим чутьем или интуицией, действия, продиктованные исключительно чувствами, могут быть разрушительными (и в бизнесе, и в жизни).
- Разбросанность, неорганизованность и путаница. Выполнение одновременно множества дел, отравление информацией приводит к хаосу в мыслях и делах. Новой идеи так не родить точно, можно и в обычных действиях начать ошибаться.
Нестандартные решения для бизнеса
Лучшими креативщиками в бизнесе являются те предприниматели, для которых выбранное дело является настоящим хобби, а не рутинной работой. Множественные примеры успеха самых современных это подтверждают. Если владелец искренне увлечен бизнесом, то он всегда находит оригинальные пути его развития.
Так, успех элитного ресторана немыслим, если его владелец не является истинным гурманом, желающим порадовать гостей изысканными блюдами. Можно пойти и нетрадиционным путем, как поступила сеть ресторанов Макдоналдс, сделав упор на быстроту обслуживания и стандартное меню. Результат - миллионы благодарных клиентов по всему миру.
Оригинальная фишка, упаковка, подача или другая изюминка может принести успех. К примеру, изучив потребности своей аудитории, одно из издательств России выпустило «карманную» серию классики в мягкой обложке, чтобы удобно было читать в пути - и продажи подскочили. Владелец американской пиццерии оборудовал свой транспорт духовками - и клиенты стали получать пиццу только горячей, что отразилось на доходах.
Есть и совершенно сумасшедшие идеи, которые, при правильном и соответствующей подаче, гарантируют настоящий фурор. К таким можно отнести разработку японских парфюмеров, создавших модную линейку духов с запахами горелой резины и ацетона.
Конечно, найти оригинальное решение в бизнесе и реализовать его достаточно сложно и рискованно, зато это мгновенно отстраивает от конкурентов и многократно окупается. Ведь обычные доходные ниши заняты и очень конкурентны, только новый вид услуг и товаров дают небывалый успех. Можно оригинально или необычно подать что-то старое, модифицировав его, но для этого нужен настоящий предпринимательский талант.
Креатив - это наше всё
Умение нестандартно мыслить, отказ от рамок и стереотипов позволяют создавать принципиально новое и жить гораздо насыщенней и интересней. Креативный человек всегда видит цель, верит в нее и, невзирая на препятствия и скепсис окружающих, обязательно добивается результата.
Самые нестандартно мыслящие люди - это дети. Они искренне интересуются миром, пытаются реализовать себя в нем, творят. И только ограничение со стороны взрослых превращают их в зашоренные существа, лишенные предпринимательских качеств, свободы мышления и творческого потенциала.
Поступать «как все», потому что «так надо» для бизнеса очень плохой путь. Да, можно добиться неплохих результатов в или , но истинного успеха достичь не удастся. Только независимое мышление, взгляд на проблему или задачу под неожиданным углом и абсолютное бесстрашие на пути к цели - дорога к бизнесу с большой буквы.
Человек с гибким умом найдет себя в любом деле, станет успешным в любом бизнесе, всегда выберет лучшее для себя решение. Причем будет делать это естественно и легко. Вспомните, к примеру, сколько решений, вариантов действий и мгновенно приходит в голову при необходимости выполнить ненавистную работу.
Богданович Виталий Николаевич
Понятие «творчество» настолько размыто, что я даже затрудняюсь с чем-то это процесс сравнить. На сегодняшний день, т.н. «масскультура» им называет все то, что можно и невозможно назвать. Спектр невероятно широк и все «продукты» творчества, в основном, сводятся к сфере искусства. Оно и понятно. Уже лет сто, как понятие «творчество» было приватизировано теми, кто профессионально или полупрофессионально занимается искусством (рисование, ваяние, пение, чтение…). Огромный пласт технического творчества был откинут «за ненадобностью», ему отказано в том, что именуется творчеством. А зря.
Возьмем за основу общепринятое значение «творчества». Энциклопедия описывает его, как процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или результат создания объективно нового. Оно направлено на решение любых проблем, удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от производства - уникальность результата. Результат творчества невозможно предсказать, даже тому, кто является творцом. В процессе творчества автор вкладывает в материал кроме труда некие возможности, выражает аспекты личности, что придает продукту дополнительную ценность. Таким образом творчество:
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других.
- процесс создания субъективных ценностей.
Вроде бы полно, но как-то сухо и не очень понятно и приложимо к тому, что мы наблюдаем в повседневности. В глубине души каждый знает, что он - творцы. Разного калибра, но творцы. В разных отраслях и в разных случаях. Так же знаем, что творчество невероятно многообразно и нет таких сфер, в которых бы оно не присутствовало. Позволю себе дать иную формулировку творчества:
- одухотворение материи;
- нестандартное решение стандартных для себя задач.
По поводу первого я пока остерегусь что-то писать всерьез, так как это тема отдельной статьи, а вот по поводу второй формулы, поговорим подробнее.
«Нестандартное решение стандартных для себя задач». Это может выглядеть как практическая смекалка, умение из ничего сделать что-то, творческая жилка. Это присущее всем и каждому способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из известных и эффективных методов развития способности нестандартно мыслить - решение ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определенный образ, от которого надо суметь отойти при решении.
Вот как была изящно решена одна задача. Купец-миллионщик Шустов купил в Армении винные подвалы и устроил акцию. Он нашел несколько десятков бойких молодых людей с хорошими манерами и из знатных семей, положил им жалованье и отправил в Европу. Их задачей было заходить не менее трех раз в день в роскошные рестораны, делать дорогой заказ и требовать шустовский коньяк. Его, естественно, не оказывалось. После чего им предписывалось громко критиковать заведение, в котором ничего не знают о таком замечательном напитке, обещать сделать отрицательную рекламу и отменять дорогой заказ. В короткое время акция принесла плоды. Шустовский коньяк стали закупать самые дорогие и престижные рестораны.
Ничего экстраординарного. Особенно после того, как вы узнали решение, которое было творчеством Шустова, но не нашим. Но мы, на основе иного опыта, «его пример другим наука», методом аналогий, можем уже попытаться начать создавать что-то свое.
Практика показала, что большинство планов обрывается на стадии перебора вариантов. Вроде бы ничто не мешает заняться планированием того, как «хочу» можно претворить в жизнь, но «Узникам замка If» мешают установки личные и родовые. Устаревшие модели поведения, которые не дают возможности нестандартно решить стандартные для себя задачи. Плюс страх, что платить надо будет за «хочу» непомерно много.
Когда дело доходит до стадии реализации, то мы получаем «типа» то, что хотели, но какое-то «не такое». Как ни странно, но нас вполне устроит … недовольство собой, обесценивание собственных усилий и действий. Так мы не получаем ни удовлетворения, ни возможности сделать выводы, ни опыта. Тягостные переживания облегчают внутренний дискомфорт ненадолго, но жизнь, самый лучший учитель, дает нам знаки в виде «перемен», «тупиков», «нужды жить дальше». Знаком является шанс. Шанс что-то сделать нестандартно. Даже в рамках стандартного общественного мышления.
Товар–деньги–товар. Кто-то «что-то» делает. Кто-то это «что-то» продает. Кто-то это «что-то» обслуживает. Денежный поток заключен в этот треугольник. Стоит присмотреться и включиться, и обязательно окажется, что чего-то в нем не хватает и эта ниша - ваша. Правда, мешают сомнения. Неумение объединить деньги и творчество. Специально обращаю ваше внимание на страхи и на то, что в вас еще масса иллюзий по поводу «духовности» делаемых вами денег.
«Знаете, когда я действительно поверила, что вы великий философ? Когда вы разбогатели! Только лжецы, безумцы и дураки могут говорить, что можно быть счастливым и свободным, живя в бедности» (из письма маркизы Дюдеффан к Вольтеру). Вот пример того, как люди проявляли творчество, только не в смысле создания произведений искусства, литературы, архитектуры, в более широком. Это может быть и изобретение несмываемой туши, и нахождение выхода из Карибского кризиса… Что угодно.
В 1873 г. Леви Страус выяснил, что переселенцы в Соединенные Штаты не обеспечены прочными брюками. Он им предоставил их, которые шили из того, что было уже привезено, но залежалось на складах (парусина), укрепив для надежности двойной строчкой и заклепками. Так возникла огромная и емкая ниша, которую до сих пор пополняют всем, во что горазды. Он был настроен на выявления ниши удовлетворения спроса.
Теперь методика. Известная, но забытая. Она делится на несколько этапов.
Этап первый
Время, которое уходит на выполнение первого этапа, - не менее 7 минут в день в течение 3–4 недель.
Организуйте пространство и время. Сядьте удобно, перед собой положите стандартный лист А4, часы с секундной стрелкой, ручку. Возьмите с полки словарь, откройте наугад и ткните пальцем в страницу. Прочтите это слово, засеките время и в течение одной минуты запишите как можно больше способов использования этого предмета в жизни в различных вариантах применения.
Наткнулись на слово «смазка». Пишем: «для смазки механизмов, для выкручивания болтов из заржавевших деталей, для смазки велосипедных цепей»… Стоп. Вы повторяетесь. Снова: «для предохранения рук тех, кто работает в холодной воде, смазать шест на котором висит скворечник, кошки не залезут. Как топливо или для разжигания сырого материала. Можно использовать для того, чтобы отбить запах человека от капкана. Средство для уменьшения трения, консервация железяк, помощь при передвижении тяжелых предметов по поверхности. Емкость, в которой она продается, может быть использована как …1 Вы начинаете думать нестандартно. Просыпаетесь. Вам теперь проще генерировать идеи. Опережать других. Включать себя в процесс.
Этап второй
Начните программировать изменения в повседневной жизни. Основная задача – заставить себя преодолеть инерцию и заставить «проснуться». Проще всего при помощи избавления стандартных и стереотипных действий.
Пример. Вы регулярно меняете маршрут движения на работу, учебу, к любимой. Меняете режим дня, слушаете разные Fm-радиостанции, читаете разные сайты, ищите новые темы общения. Несколько измените вкусовые пристрастия и режим питания. Начните обращать внимание на те книги, которые вас раньше не привлекали, загляните туда, где давно не были (вернисаж). Измените стиль или ритм отдыха, примите ванну вместо душа, начните чистить зубы или бриться левой рукой, прислушаетесь к тому, что вам говорят родители или дети…
Источником новых мыслей может все и везде. Рекомендую бегло просматривать справочники, самоучители, биографии, книги полезных советов, энциклопедии, книги серии «Как это сделано/работает», специальные журналы, дайджесты2. Ищите нестандартные решения стандартных задач. Новые пути в бизнесе, тенденции развития, новинки, связи и параллели между тем, что читаете и вашими задачами. Не избегайте рекламы, какие у нее новые тенденции? Внешний вид, маркетинговые ходы. Аналогично дело обстоит и с «глянцем». Это зеркало рынка потребления. Что рекламируют, какие тенденции, на что формируется спрос? В мире бизнеса нет такого бизнеса, который бы охватывал всю сферу, без «дыр». Это и есть ниша.
Регулярно вспоминайте «Этап 1» и практикуйте его так часто, как сможете. Вас начнут посещать мысли, которые уже можно внедрять в жизнь. Вы получаете навык работы с информацией. Анализируя тенденции, вы постоянно тренируете себя на возможность увязать то, что на первый взгляд не соотносится между собой никак.
Так вы заставляете включать в работу те отделы головного мозга, которые пока спят и живете с пользой для себя. Эта методика поможет найти общий язык и с «новым» поколением. Молодые, временно конечно, более раскованы в плане мышления, у них меньше штампов и стереотипов, чем у тех, кому за 30–40.
Полученная информация позволяет задействовать больше мозговых клеток, которыми вы пока не в состоянии воспользоваться. Так и только так вы учитесь овладевать процессом управления информацией, а именно она является тотальным ресурсом. У нас по два глаза, уха, руки, ноги и полушария головного мозга. Левое мыслит логически, правое - образами. Линейные упражнения стимулируют левое, а интуитивные - правое.
Пример. Идея, которая произвела переворот в стекольной промышленности. Главный инженер стекольного завода сталкивался с проблемой качества выпускаемого листового стекла. По технологии, стекло пропускали между валами, а затем шлифовали, что дорого. Специалисты искали более совершенные материалы для шлифовки. Он ощущал, что искать решение надо не в этом направлении. К решению задачи подтолкнул кусок мыла, который плавал в воде среди пятен жира. Так был создан процесс, в котором стекло изготавливали в печи с использованием расплавленного олова. Оно застывает медленнее, чем стекло, что позволяет избежать возникновения дефектов на поверхности. Технология используется до сих пор.
Благодаря фиксированному поиску взаимосвязей вы измените «точку-координатор», что поможет воспринимать мир глубже и разностороннее. Тогда можно подумать про дождь за окном и про пасмурную погоду, про прогноз погоды и проблему глобального потепления, про то, как вам принять участие в обустройстве тигров в уссурийской тайге.
Себе или людям? Без разницы. В школе мы складывали в столбик. Получив ответ, как в конце учебника, мы приступали к следующему примеру. Потом мы эту логику перенесли в сферу творческого мышления. Получил устраивающий ответ – хватит думать, потому как ответ сошелся. Чего еще? Жизнь отличается арифметики. Новый способ решения может быть гораздо более важным, чем предыдущий, выученный ранее. Он позволит обрести новый статус, найти новый рынок, новую нишу, новый продукт, а главное – раскрыть себя. Нет причин думать, что первый ответ лучше любых иных.
Этап третий
Мир меняется. Мир меняется быстрее, чем мы успеваем это понять. Мы тоже, по идее, синхронно меняться вместе с ним. В какую сторону? Как давно вы задавали себе это вопрос? Может пора посмотреть на окружающий мир с точки зрения тех возможностей, которые нам и только нам необходимы. Тут уже место и простор для творчества, развития, саморазвития и приложения сил, энергии и для собственной пользы.
Пример того, как совместим спорт и бизнес. Можно решать задачу «прямо»: изготовление и торговля инвентарем, строительство объектов, обслуживание и ремонт, реабилитация и лечение спортсменов, поддержание мода на него, осваивать мегабюджет «Здоровье нации»… Если отвлечься от частностей, которые скрывают связи, то сочетание спорта и бизнеса несет в себе пакет полезной информации: помощь в самореализации, даст возможность стать состоятельным, поддержать спортивную форму и проч.
Любое дело на 80–90% - отношения. С неприятными людьми мы избегаем иметь дело, идти им навстречу... 2/3 сделок заключаются благодаря контактам с теми, с кем налажены хорошие отношения. Чем хороши неформальные встречи? Тем, что они создают атмосферу близкого общения, а в теплоте и в уважении мы нуждаемся больше чем во всем остальном. За уважительное отношение, за которым не проглядывает корыстный интерес, мы готовы пойти на многое.
Когда занимаются спортом, то все преображаются. Королевична из налоговой, Начальник из Администрации, Босс. Они уже не те, что на рабочем месте. Похвала, совместная игра, общее поле интересов помогают выстроить отношения. Похвала подчиненного или просителя – она неискренняя по определению, иное дело, когда она исходит из уст постороннего… Дружеская похвала, сданная игра, кружка пива или чашка чая, и вы переходите в разряд приятных знакомых. Далее дело за вами. Это ресурс, а уж как им воспользоваться - \то ваше личное творчество.
Такой же ресурс – искусство. Купил Вексельберг яйца Фаберже, привез в Россию, и он - руководитель проекта Сколково. А это, на минуточку, 1,1% ВВП! Основная задача – использовать те ресурсы, которые до вас не были задействованы или использовались не так, как можете вы. Для одних ураносодержащая глина – материал для изготовления кувшинов, других, сырье для АЭС.
Творцы рассеяны по всей массе нации и соответствуют в основе, его эволюционному уровню. Они и двигают эволюцию и, одновременно, вносят в жизнь элемент хаоса и непредсказуемости. Они несут ответственность не только за свои труды, но и за то, где, у кого и как его «слово отзовется». За это он отвечает своей душой. Вспомнился ответ чертей на жалобу писателя, поджаривающегося на медленном огне в аду, в адрес товарищей по несчастью:
Да, мы их отпускаем охладиться раз в год. Кто-то убил, но уже родились новые люди, нажито новое имущество взамен украденного. Выросли люди, которые никогда и не знали, что такой когда-то был и что-то там натворил. А твои книги до сих пор читают!
Творите. Каждый на это способен, по-своему. Творчество, независимо от его уровня и сферы приложения, необходимо нам, как воздух, потому как в процессе его реализации вы создаете нового себя.
1 Задание. А какие варианты можете предложить вы?
2 Многие идеи Уолт Дисней почерпнул из них: «Ваше воображение может быть ущербным, бедным, воспаленным, замороженным. Дайджест - это нечто вроде гимнастического зала для тренировки воображения».
Любые решения принимаются в ответ на возникновение проблемной ситуации. Проблемная ситуация, как правило, является следствием неопределенности самой ситуации. Неопределенность при выработке решения является следствием недостаточности информации или ее избыточности, а также ее противоречивости. Часто проблемная ситуация в принятии решения обусловлена наличием неопределенности, объективных трудностей, слабой профессиональной подготовкой и недостатком опыта управленческой деятельности.
Проблемная ситуация в принятии решения представляет собой противоречие между действительным, необходимым и возможным. Решения призваны снимать подобного рода противоречия. Для классификации проблем и связанных с ними решений принципиальное значение имеет их отнесение: к стандартным и нестандартным, к категориям и уровням принимаемых решений.
Стандартные решения – решения, которые уже известны из прошлого опыта и являются рутинными, стереотипными, а соответствующие действия субъектов и объектов управления сразу же применяются или рассчитываются по заданному алгоритму.
Нестандартные решения – творческое решение проблем, которое требует новой информации, поиска других комбинаций принятия решений, разработки и оценки ранее неизвестных альтернатив и т.п.
В соответствии со стандартной (нестандартной) проблемой можно выделить адекватные им ситуации принятия управленческих решений. Они могут быть также стандартными или нестандартными.
Стандартная ситуация в принятии управленческого решения – ситуация, которая типична для деятельности руководителя, часто повторяется в условиях управленческой деятельности, имеет одни и те же источники и причины.
Нестандартная ситуация в принятии управленческого решения – ситуация, которая является нетипичной для обычного хода управленческой деятельности, как правило, возникает неожиданно, внезапно, сопровождается наличием дефицита времени, неопределенности и других психогенных факторов. Причем процесс принятия стандартного решения представляет собой наиболее распространенный тип управленческого решения, и аналитические действия, которые используются для его принятия.
Выбор управленческого решения в нестандартных ситуациях характеризуется следующими трудностями:
· наличием многоаспектного характера оценок качества управленческих альтернатив (экономических, социальных, психологических и социально-психологических);
· необходимостью выявления вариантов сравниваемых управленческих решений;
· сложностью сопоставления рассматриваемых альтернатив управленческих решений;
· часто субъективным характером существующих оценок качества управления;
· организацией эффективного взаимодействия в процессе работы экспертов;
· отсутствием возможности проверки актуальной эффективности принимаемых решений из предлагаемых альтернатив.
Процесс принятия решения не заканчивается выбором альтернативы. В действительности, реальная ценность решения становится очевидной после его осуществления. Проблемная ситуация, которая ставит субъекта, принимающего решения, перед дилеммой - действовать «быстро» или «наилучшим образом», может быть представлена как динамическая проблемная ситуация. Поэтому иногда выделяют динамическое решение, которое вырабатывается на фоне постоянно изменяющейся ситуации и предполагает лабильность субъекта, способность к переключению, отсутствие у него стресса от вынужденного и достаточно напряженного темпа деятельности.
Под категориями принимаемых решений понимаются обозначение различных групп управленческих решений, которые классифицированы на основе уровня детализации и глубины проработки. Под категориями принимаемых решений принято понимать: контурные, структурирующие и решения-алгоритмы.
Контурные управленческие решения – решения, характеризующиеся определением лишь общих контуров предстоящих действий исполнителей по их реализации.
Структурирующие управленческие решения – решения, которые определяют относительно строгие рамки деятельности исполнителей по их реализации.
Решения-алгоритмы – решения, предусматривающие строгую последовательность действий, операций или процедур, направленных на достижение цели.
По уровню принимаемые решения могут быть индивидуальными или организационными, бинарными или многовариантными.
Индивидуальные решения – уровень принятия решений, который включает в себя наличие у руководителей умений, способности классифицировать решения, предупреждать возможные ошибки, стабильные стилевые особенности управления, готовности рисковать и осуществлять альтернативный выбор решений и пр.
Организационные решения – уровень принятия решений, который характеризуется созданием соответствующей среды, состоянием определенности за счет группового принятия решения, вовлеченностью всех уровней управления и временными ограничениями.
Бинарные решения – решения, процесс принятия которых сводится к предпочтению одной из альтернатив, чаще всего взаимоисключающих друг друга, и предполагает выбор одного из двух очевидных вариантов в определенный момент времени.
Многовариантные решения – решения, в которых каждая альтернатива равноправна по возможности ее реализации, но при этом важно отдать предпочтение наиболее оптимальной по затратам. Для этого разрабатывается единая шкала критериев, ранжированных по значимости, и каждый вариант возможного решения оценивается по этим критериям.
Таким образом, многовариантное решение основывается на применении ранжированных критериев к оценке предпочтительности вариантов возможного решения, что позволяет отсеивать те, которые не удовлетворяют предъявляемым требованиям, установленным ограничениям.
Мыслительная деятельность подразделяется на воспроизводящую (репродуктивную) — решение типовых задач известными способами и поисковую (продуктивную) — развернутый мыслительный процесс, направленный на решение нестандартной познавательной задачи. Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач совершается в виде последовательного ряда этапов (рис. 1).
Рис. 1. Структура решения нестандартных мыслительных задач
Начальный этап поисковой познавательной деятельности — осознание индивидом возникшей проблемной ситуации . Такие ситуации связаны с необычностью сложившейся обстановки, внезапно возникшими затруднениями в решении тех или иных вопросов. Акт мышления при этом начинается с осознания противоречивости, неоднозначности исходных условий деятельности, необходимости познавательного поиска. Осознание возникшего познавательного барьера, недостаточности наличных сведений порождает стремление к восполнению информационного дефицита. Прежде всего формируется объективизация неизвестного — начинается поиск формулировки познавательного вопроса, выяснение того, что необходимо знать или уметь, чтобы выйти из возникшей проблемной ситуации. Проблемная ситуация как бы наталкивает субъекта на соответствующую сферу познания — формулируется познавательная проблема.
Проблема (греч. problema — задача) и означает преграду, трудность, а с психологической точки зрения — осознание вопроса , подлежащего исследованию. Формулировка проблемы — начало взаимодействия субъекта познания с объектом познания. Если проблема взаимодействует с познавательной базой субъекта познания, позволяет ему наметить искомое, которое он может найти путем некоторых преобразований исходных условий, возникает задача. Задача — структурно организованная проблема . При этом неизвестное осознается в его скрытых объективных взаимосвязях с известным.
Определить задачу — значит выделить в проблемной ситуации стартовые условия познавательной деятельности.
Преобразование проблемной ситуации в проблему, а затем в задачу — первый, исходный акт познавательно-поисковой деятельности . Познавательный вопрос задачи определяет познавательную цель, а последняя — необходимую систему действий.
Расчленение основного вопроса на ряд иерархически связанных вопросов — формирование программы решения задачи .
При этом устанавливается, что можно узнать из имеющихся данных и какие новые сведения необходимы для выполнения всей программы поиска.
Типы задач определяются теми способами мыслительной деятельности , которые лежат в основе их решения. Все познавательно-поисковые задачи по объективному содержанию делятся на три класса — задачи: 1) на распознавание (установление принадлежности данного явления к определенному классу объектов); 2) конструирование; 3) объяснение и доказательство.
Объяснение — использование системы суждений относительно сущности каких-либо явлений. Чаще всего это прием логического следования.
Доказательство — мыслительный процесс утверждения истинности какого-либо положения (тезиса) посредством системы других аксиоматических суждений. При этом сначала изыскивается исходный аргумент, а затем — система связующих аргументов, подводяших к итоговому выводу.
Задачи на доказательство решаются тремя путями: 1) ссылкой на организацию объекта, присущие ему устойчивые структурные взаимосвязи; 2) выявлением устойчивых взаимосвязей объектов и их сторон; 3) выявлением функциональных взаимосвязей объектов.
Мыслительные задачи подразделяются на простые и сложные. Простые задачи — задачи типовые, стандартные. Для их решения применяются известные правила, алгоритмы. Интеллектуальный поиск здесь состоит в выявлении типа задачи по ее опознавательным признакам, соотнесении частного случая с общим правилом. При систематическом решении такого рода задач формируются соответствующие интеллектуальные навыки, привычные схемы действий.
К сложным задачам относятся нетиповые, нестандартные задачи, к наиболее сложным — задачи с неполными исходными данными (например, возникающие при расследовании неочевидных преступлений). При этом первоочередным эвристическим действием является расширение информационного поля задачи путем преобразования исходной информации . Один из приемов этого преобразования — дробление проблемы на ряд частных проблем, формирование «дерева проблем» .
Второй этап решения задачи — выявление способа ее решения . Для этого необходимо объяснение возможных причин явления высоковероятностными предположениями — гипотезами. Если задача — информационная система с рассогласованными ее элементами, то гипотеза — первая проба согласования се элементов. На этой базе человек мысленно изменяет проблемную ситуацию в определенном направлении.
Гипотеза (греч. hypothesis — предположение) — вероятностное предположение о сущности, структуре, механизме, причине какого-либо явления, это основа гипотстико-дедуктивного метода познания, вероятностного мышления. Гипотеза используется в тех случаях, когда причины явления недоступны опытному исследованию и исследованы могут быть лишь его следствия . Выдвижение гипотезы (версии) предваряется исследованием всех доступных наблюдению признаков явления, предшествующих, сопутствующих и последующих обстоятельств события.
Гипотезы (версии) формируются лишь в определенных информационных ситуациях — при наличии концептуально сопоставимых исходных данных , служащих основанием для высоко-вероятностных предположений.
Можно выделить следующие основные правила выдвижения гипотезы: 1) гипотеза должна быть совместима со всеми относящимися к ней фактами; 2) необходимо выдвигать возможно меньшее количество гипотез с возможно большей связью между ними; 3) из ряда противостоящих друг другу гипотез предпочтительнее та, которая более единообразно объясняет серию фактов; 4) противоречащие друг другу гипотезы не могут быть истинными; 5) гипотеза должна быть основана на теоретических знаниях.
В различных отраслях практики возникают специфические особенности решения задач индуктивно-гипотетическим методом. Так, в следственной практике широко используются типовые версии.
Гипотеза — информационно-вероятностная модель, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая преобразовать эти элементы в целях восполнения недостающих звеньев реконструируемой системы.
Осуществляя модельно-вероятностный способ исследования события, субъект использует различные методы: аналогию, интерполяцию, экстраполяцию, интерпретацию, мысленный эксперимент.
Аналогия (греч. analogia — сходство) — сходство различных явлений в каких-либо отношениях, на основе которого делается вывод о возможном наличии у исследуемого объекта определенных ранее не выявленных свойств. Метод аналогии способствует отражению в нашем сознании наиболее распространенных связей и отношений. Сходные в одном отношении объекты, как правило, бывают сходны и в другом. Однако по аналогии можно получить лишь вероятностное знание. Предположения по аналогии должны подвергаться проверочным действиям. Чем в большем числе существенных свойств сходны объекты, тем выше вероятность их сходства и в других признаках. Различаются аналогия свойств, аналогия отношений и аналогия изоморфизма.
Методом интерполяции (от лат. interpolatio — изменение, подставление) по ряду данных значений находится функция промежуточных значений. Так, установив определенную зависимость в числовой последовательности, мы можем заполнить числовой пробел: 2, 4, 8, 16, (?), 64.
Проблемные ситуации, разрешаемые методом интерполяции, допускают нахождение логически обоснованных промежуточных элементов. Однако интерполяционный метод ликвидации пробела возможен только при определенных условиях: интерполяционная функция должна быть довольно «гладкой» — обладать достаточным числом не слишком быстро возрастающих производных. При чрезмерно быстром их возрастании интерполяция затрудняется (например, в таком ряду: 2, 4, (?), 128).
Методом экстраполяции (от лат. extra — сверх меры и polite — отделывать) решаются задачи, допускающие перенос знаний об одной группе яменнй на другую группу, обобщение явления в целом по его части.
Метод интерпретации (лат. interpretatio — толкование, разъяснение) означает истолкование, раскрытие смысла события.
Вероятностные информационные модели увязывают отдельные стороны исследуемого события в пространственно-временном и причинно-следственном отношениях.
Одним из методов познания является мысленный эксперимент . Эвристическая значимость мысленного эксперимента состоит в том, что он связывает эмпирическое познание с теоретическим; при этом становится возможным преодоление тех познавательных трудностей, которые не разрешаются только на эмпирическом уровне.
Вероятностные информационные модели динамичны, по мере накопления информации они преобразуются, оснащаются жесткими узлами, вариативность элементов уменьшается — вероятностная информационная модель все более приближается к достоверной информационной модели.
Итак, вероятностное моделирование — второй необходимый этап решения нестандартных проблем.
Третий этап решения задачи — проверка следствий из выдвинутых предположений. Она осуществляется в разных сферах деятельности различными специфическими средствами. Например, следователь, расследуя происшествие, устанавливает систему необходимых в данном случае следственных действий.
Если при выдвижении гипотезы мысль идет от частного к общему, то при ее проверке — от общего к системе частных проявлений. При этом должны быть проанализированы все необходимые и возможные проявления общего в частном.
На четвертом, заключительном, этапе решения задачи полученные результаты сопоставляются с исходным требованием. Их согласование означает создание достоверной информационно-логической модели исследуемого объекта , решение поставленной задачи. Достоверная информационная модель исследуемого события формируется в результате проверки такой версии, все следствия которой реально подтверждены и дают всем фактам единственно возможное объяснение.