Сергушова Надежда
Истоки зарождения и становления музыкальной культуры Астраханского края.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Музыкальная культура родного края Подготовила ученица 7 класса «А» МБОУ «СОШ № 24» Сергушова Надежда.
(Астраханский архиерейский хор) Истоки зарождения и становления профессиональной музыкальной культуры Астрахани Лежат в весьма не отдаленном обозримом прошлом и ее история связана с представителями разных национальностей, однако преимущество имели деятели российского музыкального искусства. Вероятно, историю профессиональной музыкальной культуры Астрахани уместнее отсчитывать с начала XVII в., когда «был создан по образцу Московского патриаршего хора профессиональный церковно-певческий коллектив - Астраханский архиерейский хор», существующий и поныне.
Тем не менее активная потребность в музыкальном искусстве астраханского общества относится уже к концу XIX в., чему способствовали различные социально-исторические и культурные факторы и прежде всего - появление плеяды высокоталантливых музыкантов и композиторов в крупных городах России и в ее столицах. Астрахань, находящаяся на окраинах Российской империи, разделила судьбу многих провинциальных городов, но в то же время в области музыкальной культуры явила свое своеобразие.
Яркие личности, приезжавшие жить и работать в Астрахань, концентрировали вокруг себя профессиональных музыкантов и любителей, с ними связаны наиболее значимые события культурной истории города. Как правило, эти личности обладали еще и организаторским талантом, благодаря их энтузиазму возникали новые ответвления музыкально-общественной жизни и продолжались уже сложившиеся традиции. Столь важное событие, как открытие консерватории, также связано с приездом профессиональных музыкантов из других регионов - областей и республик. Но, естественно, немалую лепту в музыкальную культуру внесли и местные музыканты, коренные астраханцы. Многие из них, наиболее талантливые, покидали родной город, добивались большого успеха, всенародного признания, но не теряли связей с Астраханью и всемерно помогали обогащать ее музыкальную культуру.
С Астраханью неразрывно связаны такие выдающиеся артисты как Валерия Барсова, Мария Максакова, именами которых ныне назван престижный музыкальный фестиваль вокального искусства, проводимый с 1987 г. в Астрахани, инициатором которого стала Областная филармония и ее директор и художественный руководитель О.Ф. Попков, автор самой идеи фестиваля.
В Астрахани начинала свою артистическую карьеру Тамара Милашкина, К этой плеяде вокалистов принадлежат и воспитанники Астраханской государственной консерватории - солисты ведущих оперных театров страны - Олег Биктимиров, Анатолий Бобыкин, Елена Михайлова, известные уже далеко за пределами России. Особую роль для культуры нашего края сыграла народная артистка СССР Мария Петровна Максакова, а также начальник областного управления культуры ГВ. Корженко. Они были инициаторами учреждения и открытия Астраханской государственной консерватории (1969 г.), ибо в Астрахани уже имелся ряд музыкантов-педагогов, способных стать первоначальной основой нового музыкального вуза.
Окончательный период формирования музыкального театра связан с созданием оперной студии консерватории, ее руководителем и дирижером, профессором Ф.Я. Сепкуловым, режиссером Л.Л. Химич, директором и художественным руководителем филармонии О.Ф. Попковым, дирижером И.А. Сметаниным. Объединение музыкантов консерватории и филармонии сначала в форме антрепризы «Музыкальный театр», привело к официальному утверждению Астраханского государственного музыкального театра в 1996 г. Оперную труппу, оркестр составили выпускники и преподаватели Астраханской государственной консерватории, а выпускники училища культуры - балетную труппу.
Приоритет профессиональных местных музыкантов в постановках оперных сцен и спектаклей принадлежал прежде всего образовательным учреждениям - музыкальному училищу, а затем - оперной студии консерватории. Значение оперной студии консерватории трудно переоценить, ибо именно она на протяжении более девяти лет удовлетворяла потребность астраханских любителей оперного жанра. В оперной студии консерватории сформировались такие талантливые артисты как В. Горчаков, Н. Щукина, М. Попандопуло, В. Белюсенко, В. Молоканов, Е. Михайлова, Т. Горохова, М. Макарова, С. Антонов, Л. Кафтайкина, ставшие солистами оперных театров России, а многие из них составили основу оперной труппы Астраханского государственного театра. Новый этап работы оперной студии открыла постановка оперы Пуччини «Тоска» (1966). Завершающей XX век постановкой оперной студии явилась «Служанка-госпожа» Перголе-зи и программа крупных сцен из опер «Богема» Пуччини, « Риголетто » Верди, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Искатели жемчуга» Визе.
Иная судьба оказалась у симфонических оркестров. Их история в Астрахани ведет свое начало от первой половины XIX в., с организации оркестра смешанного состава капельмейстером И.В. Добровольским в 1806 г. В конце 80-х годов симфоническую музыку «Шотландская симфония» Медндельсона, «Серенада для струнного оркестра» П.И. Чайковского, Симфоническая картина Бородина «В средней Азии» исполнил сводный оркестр профессиональных музыкантов театра Терского казачьего полка под руководством Н.Л. Линева. 90-е годы XIX в. связаны с Астраханским отделением РМО и музыкальным училищем, проводившими концерты симфонической музыки от четырех до восьми программ ежегодно. Организаторами концертов и дирижерами последовательно были Ф.Ф. Кенеман (1898-99 гг.), А.Л. Горелов (1899-1903 гг.), А.И. Капп (1904-1920 гг.). Сезон 1919 г. симфонические концерты проводил Объединенный симфонический оркестр, а через четыре года Астраханский симфонический оркестр работал с дирижером Н. Тесслером. Позднее Б.И. Врана сформировал симфонический оркестр при кинотеатре «Модерн», исполняя классическую музыку перед началом киносеансов, в 1929 г. его симфоническими программами дирижировал астраханский скрипач и дирижер Г.С. Цейхенштейн. В том же 1929 г. на очень короткое время возник симфонический ансамбль рыбвтуза без дирижера (руководитель Г Донях), т.е. оркестр музыкантов-любителей. В 1934-1937 гг. работал любительский оркестр Клуба совета торговых служащих (руководитель М.Л. Тритуз).
Стабильное развитие музыкального театра и симфонического оркестра в Астрахани стало возможным лишь к 90-м гг. XX в. как результат планомерной подготовки музыкантов по всем ступеням образования: музыкальная школа - музыкальное училище - консерватория. Только планомерная профессиональная деятельность консерватории способствовала созданию костяка профессиональных музыкантов разных специальностей, составивших ныне все ведущие концертирующие коллективы филармонии, музыкального театра города.
Астраханская консерватория является ведущим музыкальным вузом своеобразного полиэтнического региона, восьмым по счету на территории Российской Федерации». География обучающихся в Астраханской консерватории обширна - от Белоруссии до Дальнего Востока. Многие ее выпускники работают не только на территории бывшего СССР, но и в зарубежных странах (Англия, Израиль, Канада, США, Италия, Дания, Югославия и др.), имеют почетные звания заслуженных артистов и деятелей искусства, получают самые престижные премии лауреатов международных конкурсов и фестивалей. Профессорско-преподавательский состав консерватории довольно быстро стабилизировался и сложился в единый творческий коллектив. С первых же лет Астраханской консерватории ее преподаватели постоянно повышают свой профессиональный уровень, выступают с гастрольными концертами в Поволжье, на Кавказе, во многих городах России, а с начала 90-х гг. - и за рубежом.
Творческий энтузиазм отличает Астраханскую консерваторию с первых лет ее существования. Преподаватели исполнительских кафедр готовили по несколько концертных программ в год, складывались складывались камерные ансамбли, преподаватели и студенты принимали участие в различных конкурсах. В первые десятилетия лауреатами всероссийских и всесоюзных конкурсов становились преподаватели консерватории, к своему тридцатилетию консерватория имеет уже студентов - лауреатов международных конкурсов. Творческие коллективы консерватории насыщают концертную жизнь города. Студенческие оркестры - симфонический, русских народах инструментов, оперная студия, как уже было сказано выше, заметно влияют на уровень концертной жизни Астрахани. Ансамбли педагогов и студентов приобрели международную известность. Это, прежде всего, ансамбли русских народных инструментов «Скиф», « Ната-бене трио», ансамбли скрипачей, альтистов и некоторые другие.
История Астраханской филармонии, также как и история консерватории, относится уже к XX в. Первая веха - 1926 г., когда в сезоне 1926/27 гг. артисты П.Г Баев и А. А. Соловьев организовали общественную филармонию и пригласили с гастрольными концертами именитых музыкантов: певцов Г Пирогова, Д. Смирнова, А. Доливо, Г. Лодии, виолончелиста С. Козолупова, скрипача Д. Цыганова и пианиста А. Шацкеса. Инициатива астраханской общественности явилась толчком к созданию филармонии, действующей с 1927 по 1930 г. при губернском, а затем городском отделе Краевого управления зрелищными предприятиями Нижне-Волжского края. Затем, как и в других учреждениях музыкальной культуры, возникла пауза в несколько лет, до 1937 г., когда всего один сезон работало Астраханское отделение Нижне-Волжской краевой филармонии (концертом из сочинении Бетховена дирижировал ГС. Цейхештейн, солировала пианистка М. Иконицкая). Следующий год стал плодотворным для Астраханской госэстрады, реорганизованной в филиал Сталинградской областной филармонии: за один сезон было дано «более 300 концертов в городе и 100 в селах».
Общезначимыми событиями стали ежегодные фестивали музыкального искусства «Астраханская осень», на которых выступают и астраханские артисты, и приезжающие солисты, и коллективы из разных городов и республик СССР На протяжении восьмидесятых годов фестивали «Астраханская осень» создали богатейшую палитру музыки разных времен и исполнительских школ. Инициатором фестиваля был директор филармонии Е. Черников, руководивший филармонией с 1982 но 1989гг. Филармония постоянно проводила различные фестивали - посвященные именным датам, историческим событиям. Но наиболее значительным стал фестиваль вокального искусства им. В. Барсовой и М. Максаковой. От скромного вечера, посвященного памяти великих певиц, родившихся в Астрахани, фестиваль приобрел статус международного уровня.
Таким образом, музыкальная культура Астраханского края имеет богатую историю, вобравшую в себя основные тенденции общероссийской музыкальной культуры. Важным рубежом в этом процессе для Астраханского края явился XIX в., когда были заложены прочные традиции музыкального искусства, получившие свое развитие в XX веке.
Спасибо за внимание!
Описание
Традиционная музыкальная культура Урала - сложное культурное явление, основные черты которого сложились относительно поздно (в ХVII - ХIХ вв.). Историей заселения Урала, миграционными процессами, природно-географическими факторами, различиями в социальной, национальной и конфессиональной принадлежности населения обусловлено своеобразие музыкальной традиции, стилевое и жанровое многообразие, неоднородность ее исходных составляющих, пестрота "музыкальной карты" локальных вариантов внутри региона.
Работа состоит из 1 файл
Музыкальная культура родного края.
Работу выполнила ученица
7в-Трофимова Ирина.
Музыкальная культура Урала.
Традиционная музыкальная культура Урала - сложное культурное явление, основные черты которого сложились относительно поздно (в ХVII - ХIХ вв.). Историей заселения Урала, миграционными процессами, природно-географическими факторами, различиями в социальной, национальной и конфессиональной принадлежности населения обусловлено своеобразие музыкальной традиции, стилевое и жанровое многообразие, неоднородность ее исходных составляющих, пестрота "музыкальной карты" локальных вариантов внутри региона.
Подобные духовным стихам
"гимны" были записаны в общине
евангелистов. Тексты таких "духовных
песен" передаются в рукописных списках,
происхождение напевов в народном
сознании мифологизировано и реально
не определяется: "Это дело древнее.
Это первые христиане ишшо пели.
Даже святые апостолы, когда совершил
Господь вечерю свою" (Кушвинский).
Духовные стихи, в уральских рукописях
и публикациях середины ХIХ в. называемые
"нищенскими стихами" и "песнями
при поминках", и ныне существуют как
часть похоронно-поминальной обрядности.
Как постовые, т.е. календарно приуроченные,
эти тексты бытуют почти исключительно
в старообрядческой и казачьей среде.
При участии казачества складывались культурные традиции южных и юго-восточных земель. При постройке оборонительных укрепленных линий казаки заселяли территории нынешних Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Уклад жизни с его разделением на "внутренний" и "внешний" быт определил условия существования различных жанров музыкального фольклора. При исполнении казаками воинских обязанностей звучали исторические, солдатские, походные песни. Сюжеты их довольно поздние. Так, события солдатских песен, записанных А.Н. Зыряновым в 1859 г. в Шадринском уезде, относятся к Отечественной войне 1812 г. и первой русско-турецкой войне. В быту музыкальное исполнительство определялось календарными и семейными событиями, сопровождало досуг и различные трудовые процессы, как и в среде крестьянского населения этих мест.
Небольшое место в календарном фольклоре Урала занимали масленичные песни и припевки, приуроченные к Масленице лирические песни и частушки. Весенние праздники сопровождались детскими закличками, приуроченными к Вербному воскресенью и Пасхальной седмице "качульными" частушками. Отдельную группу составляют семицкие и троицкие обрядовые песни и хороводы. Семицкими песнями сопровождалось хождение девушек-подростков с украшенной березкой ("кумушкой"). Хороводы и троицкие песни исполнялись на общих гуляниях - кругах, лугах. Наиболее частые формы вождения хороводов: круговые, "стенка на стенку", "через человека", с "воротцами", "завивания", крыловые, а также имитирующие движения ткацкого станка ("сновалка") и шествия-проходки по селу под песни.
Детский музыкальный фольклор
делится на две большие группы
- так называемую поэзию пестования
(колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки,
сказки с песенками и т.д.) и собственно
детский неприуроченный фольклор, основу
которого составляют игры и игровые песни,
заклички, дразнилки. Граница между "взрослым"
и "детским" в традиционной культуре
весьма условна: в качестве колыбельных
песен и потешек детям пелись романсы,
лирические и плясовые песни, частушки.
В свою очередь, дети с раннего возраста
овладевали "взрослым" репертуаром,
исполняя в различных ситуациях колыбельные,
затем свадебные, плясовые и лирические
песни, инструментальные наигрыши и т.д.
Песенное исполнительское искусство на
Урале имеет свои особенности. В большинстве
районов Свердловской и соседних Курганской,
Челябинской, Тюменской областей отмечается
преимущественно двухголосная фактура.
Исключение составляют Невьянский, Кушвинский,
Красноуфимский р-ны, в которых встречается
удвоение нижнего голоса третьим (он звучит
на октаву выше). А в отдельных селах Талицкого
района (Беляковский Катарач) каждый исполнитель
считал необходимым вести свой голос.
Женское пение в большинстве районов отличается
низкой тесситурой (малая октава). Первым
голосом на Урале называют нижний, он -
ведущий. "Мама высоким пела, а я запевала"
(Каменский). Народные исполнители Каменского,
Камышловского районов рассказывают,
что раньше запевала (нередко - мужчина)
исполнял этот голос в одиночку. Вторым
голосом считается верхний. Им подпеваются,
подтягают, выводят, вытягают. Манеру исполнения
лирических песен сами носители традиции
определяют как умение зыбать, колыбать
(распевать) мотив. Темп напева определяется
ими как пологий (медленный) или частый,
крутой (быстрый).
Исполнители считают, что общее звучание
определяется запевалой, к которому легко
или трудно подпеться. Человек, не умеющий
подпеться, засекает, пересекает остальных.
В смешанных ансамблях нередко запевали
мужчины. В женских сельских ансамблях
до сих пор сохраняются песни с "мужским"
характером запева или песни из мужского
репертуара.
Каждая социальная или возрастная группа (конные пастухи, солдаты, некрута, заключенные, вдовы, замужние женщины, дети, подростки) имела в каждой местности свой любимый репертуар. Исполняли его небольшими группами родственников или соседей. Так, молодежь собиралась группами по возрастам и месту проживания - "артелями", "хороводами". "На вечерки ходили с 14 лет. Было несколько хороводов, в хороводе было по 15 подруг; каждому хороводу была кличка: Сербиянки, Пиканки, Мохнушки,". Каждая артель, как правило, имела свой вариант напева той или иной лирической или хороводной песни. Девушки и парни из соседних сел и даже артелей вместе уже не спевались.
Инструментальная традиция на Урале представлена наигрышами на гармони, балалайке, скрипке, мандолине, гитаре, различных дудках, рожках и свистульках, а также многочисленных ударных и шумовых инструментах (ложки, бубен, барабанка, ведро, заслонка, веретено и т.п.). По данным экспедиционных материалов, в Челябинской области играли и на гуслях Обычно инструментальные наигрыши сопровождают пляску или пение частушек.
(Астраханский архиерейский хор)Истоки зарождения и становления профессиональной музыкальной
культуры Астрахани Лежат в весьма не отдаленном обозримом
прошлом и ее история связана с представителями разных
национальностей, однако преимущество имели деятели российского
музыкального искусства. Вероятно, историю профессиональной
музыкальной культуры Астрахани уместнее отсчитывать с начала
XVII в., когда «был создан по образцу Московского патриаршего хора
профессиональный церковно-певческий коллектив - Астраханский
архиерейский хор», существующий и поныне.
потребность в
музыкальном искусстве
астраханского общества
относится уже к концу XIX
в., чему способствовали
различные социальноисторические и культурные
факторы и прежде всего появление плеяды
высокоталантливых
музыкантов и
композиторов в крупных
городах России и в ее
столицах. Астрахань,
находящаяся на окраинах
Российской империи,
разделила судьбу многих
провинциальных городов, но
в то же время в области
музыкальной культуры
явила свое своеобразие. Яркие личности, приезжавшие жить и
работать в Астрахань,
концентрировали вокруг себя
профессиональных музыкантов и
любителей, с ними связаны наиболее
значимые события культурной истории
города. Как правило, эти личности
обладали еще и организаторским
талантом, благодаря их энтузиазму
возникали новые ответвления
музыкально-общественной жизни и
продолжались уже сложившиеся
традиции. Столь важное событие, как
открытие консерватории, также
связано с приездом профессиональных
музыкантов из других регионов областей и республик. Но, естественно,
немалую лепту в музыкальную
культуру внесли и местные музыканты,
коренные астраханцы. Многие из них,
наиболее талантливые, покидали
родной город, добивались большого
успеха, всенародного признания, но не
теряли связей с Астраханью и всемерно
помогали обогащать ее музыкальную
культуру.С Астраханью неразрывно связаны такие выдающиеся артисты как
Валерия Барсова, Мария Максакова, именами которых ныне назван
престижный музыкальный фестиваль вокального искусства,
проводимый с 1987 г. в Астрахани, инициатором которого стала
Областная филармония и ее директор и художественный
руководитель О.Ф. Попков, автор самой идеи фестиваля.В Астрахани начинала свою артистическую карьеру Тамара
Милашкина, К этой плеяде вокалистов принадлежат и воспитанники
Астраханской государственной консерватории - солисты ведущих
оперных театров страны - Олег Биктимиров, Анатолий Бобыкин, Елена
Михайлова, известные уже далеко за пределами России. Особую роль
для культуры нашего края сыграла народная артистка СССР Мария
Петровна Максакова, а также начальник областного управления
культуры ГВ. Корженко. Они были инициаторами учреждения и
открытия Астраханской государственной консерватории (1969 г.), ибо
в Астрахани уже имелся ряд музыкантов-педагогов, способных стать
первоначальной основой нового музыкального вуза. Окончательный период формирования музыкального театра связан с созданием
оперной студии консерватории, ее руководителем и дирижером, профессором Ф.Я.
Сепкуловым, режиссером Л.Л. Химич, директором и художественным
руководителем филармонии О.Ф. Попковым, дирижером И.А. Сметаниным.
Объединение музыкантов консерватории и филармонии сначала в форме
антрепризы «Музыкальный театр», привело к официальному утверждению
Астраханского государственного музыкального театра в 1996 г. Оперную труппу,
оркестр составили выпускники и преподаватели Астраханской государственной
консерватории, а выпускники училища культуры - балетную труппу. Приоритет профессиональных местных музыкантов в
постановках оперных сцен и спектаклей принадлежал
прежде всего образовательным учреждениям музыкальному училищу, а затем - оперной студии
консерватории. Значение оперной студии консерватории
трудно переоценить, ибо именно она на протяжении более
девяти лет удовлетворяла потребность астраханских
любителей оперного жанра. В оперной студии
консерватории сформировались такие талантливые
артисты как В. Горчаков, Н. Щукина, М. Попандопуло, В.
Белюсенко, В. Молоканов, Е. Михайлова, Т. Горохова, М.
Макарова, С. Антонов, Л. Кафтайкина, ставшие солистами
оперных театров России, а многие из них составили основу
оперной труппы Астраханского государственного театра.
Новый этап работы оперной студии открыла постановка
оперы Пуччини «Тоска» (1966). Завершающей XX век
постановкой оперной студии явилась «Служанка-госпожа»
Перголе-зи и программа крупных сцен из опер «Богема»
Пуччини, «Риголетто» Верди, «Свадьба Фигаро» Моцарта,
«Искатели жемчуга» Визе. Иная судьба оказалась у симфонических
оркестров. Их история в Астрахани ведет свое
начало от первой половины XIX в., с организации
оркестра смешанного состава капельмейстером
И.В. Добровольским в 1806 г. В конце 80-х годов
симфоническую музыку «Шотландская
симфония» Медндельсона, «Серенада для
струнного оркестра» П.И. Чайковского,
Симфоническая картина Бородина «В средней
Азии» исполнил сводный оркестр
профессиональных музыкантов театра Терского
казачьего полка под руководством Н.Л. Линева.
90-е годы XIX в. связаны с Астраханским
отделением РМО и музыкальным училищем,
проводившими концерты симфонической
музыки от четырех до восьми программ
ежегодно. Организаторами концертов и
дирижерами последовательно были Ф.Ф.
Кенеман (1898-99 гг.), А.Л. Горелов (1899-1903 гг.),
А.И. Капп (1904-1920 гг.). Сезон 1919 г.
симфонические концерты проводил
Объединенный симфонический оркестр, а через
четыре года Астраханский симфонический
оркестр работал с дирижером Н. Тесслером.
Позднее Б.И. Врана сформировал
симфонический оркестр при кинотеатре
«Модерн», исполняя классическую музыку перед
началом киносеансов, в 1929 г. его
симфоническими программами дирижировал
астраханский скрипач и дирижер Г.С.
Цейхенштейн. В том же 1929 г. на очень короткое
время возник симфонический ансамбль рыбвтуза
без дирижера (руководитель Г Донях), т.е.
оркестр музыкантов-любителей.
В 1934-1937 гг. работал любительский оркестр
Клуба совета торговых служащих (руководитель
М.Л. Тритуз).
10.
Стабильное развитие музыкального театра и симфоническогооркестра в Астрахани стало возможным лишь к 90-м гг. XX в. как
результат планомерной подготовки музыкантов по всем ступеням
образования: музыкальная школа - музыкальное училище консерватория. Только планомерная профессиональная
деятельность консерватории способствовала созданию костяка
профессиональных музыкантов разных специальностей,
составивших ныне все ведущие концертирующие коллективы
филармонии, музыкального театра города.
11.
Астраханская консерватория является ведущим музыкальным вузом своеобразногополиэтнического региона, восьмым по счету на территории Российской Федерации». География
обучающихся в Астраханской консерватории обширна - от Белоруссии до Дальнего Востока.
Многие ее выпускники работают не только на территории бывшего СССР, но и в зарубежных
странах (Англия, Израиль, Канада, США, Италия, Дания, Югославия и др.), имеют почетные
звания заслуженных артистов и деятелей искусства, получают самые престижные премии
лауреатов международных конкурсов и фестивалей.
Профессорско-преподавательский состав консерватории довольно быстро стабилизировался и
сложился в единый творческий коллектив.
С первых же лет Астраханской консерватории ее преподаватели постоянно повышают свой
профессиональный уровень, выступают с гастрольными концертами в Поволжье, на Кавказе,
во многих городах России, а с начала 90-х гг. - и за рубежом.
12.
Творческий энтузиазм отличает Астраханскую консерваторию с первых лет еесуществования. Преподаватели исполнительских кафедр готовили по несколько
концертных программ в год, складывались складывались камерные ансамбли,
преподаватели и студенты принимали участие в различных конкурсах. В первые
десятилетия лауреатами всероссийских и всесоюзных конкурсов становились
преподаватели консерватории, к своему тридцатилетию консерватория имеет уже
студентов - лауреатов международных конкурсов.
Творческие коллективы консерватории насыщают концертную жизнь города. Студенческие
оркестры - симфонический, русских народах инструментов, оперная студия, как уже было
сказано выше, заметно влияют на уровень концертной жизни Астрахани. Ансамбли
педагогов и студентов приобрели международную известность. Это, прежде всего,
ансамбли русских народных инструментов «Скиф», «Ната-бене трио», ансамбли скрипачей,
альтистов и некоторые другие.
13.
История Астраханской филармонии, также как и история консерватории, относится уже к XX в.Первая веха - 1926 г., когда в сезоне 1926/27 гг. артисты П.Г Баев и А. А. Соловьев организовали
общественную филармонию и пригласили с гастрольными концертами именитых музыкантов:
певцов Г Пирогова, Д. Смирнова, А. Доливо, Г. Лодии, виолончелиста С. Козолупова, скрипача Д.
Цыганова и пианиста А. Шацкеса. Инициатива астраханской общественности явилась толчком к
созданию филармонии, действующей с 1927 по 1930 г. при губернском, а затем городском отделе
Краевого управления зрелищными предприятиями Нижне-Волжского края. Затем, как и в других
учреждениях музыкальной культуры, возникла пауза в несколько лет, до 1937 г., когда всего один
сезон работало Астраханское отделение Нижне-Волжской краевой филармонии (концертом из
сочинении Бетховена дирижировал ГС. Цейхештейн, солировала пианистка М. Иконицкая).
Следующий год стал плодотворным для Астраханской госэстрады, реорганизованной в филиал
Сталинградской областной филармонии: за один сезон было дано «более 300 концертов в городе и
100 в селах».
14.
Общезначимыми событиями стали ежегодные фестивали музыкального искусства«Астраханская осень», на которых выступают и астраханские артисты, и
приезжающие солисты, и коллективы из разных городов и республик СССР На
протяжении восьмидесятых годов фестивали «Астраханская осень» создали
богатейшую палитру музыки разных времен и исполнительских школ. Инициатором
фестиваля был директор филармонии Е. Черников, руководивший филармонией с
1982 но 1989гг.
Филармония постоянно проводила различные фестивали - посвященные именным
датам, историческим событиям. Но наиболее значительным стал фестиваль
вокального искусства им. В. Барсовой и М. Максаковой. От скромного вечера,
посвященного памяти великих певиц, родившихся в Астрахани, фестиваль приобрел
статус международного уровня.
15.
Таким образом, музыкальная культура Астраханского края имеетбогатую историю, вобравшую в себя основные тенденции
общероссийской музыкальной культуры. Важным рубежом в этом
процессе для Астраханского края явился XIX в., когда были заложены
прочные традиции музыкального искусства, получившие свое
развитие в XX веке.
МБОУ «Кадетская школа» Проект на тему: «Музыкальная культура родного края. Л.Л. Мель» Выполнили: учся 5 «Б» класса Наумова Алина, Хайдарова Юля Руководитель: учитель музыки Берестова Л.В. 2016
Чернушка Содержание 1. Введение ………………………………………………………………3 2. Цели и задачи исследования………………………………………….. 5 3. Путь к музыке будущего композитора ……………………………….6 4. В блокадном Ленинграде ……………………………………………..7 5. Встреча с Чернушкой………………………………………………… 8 6. Создатель « поющей Чернушки»…………………………………….. 10 7. Песенное творчество Л.Л. Меля………………………………………12 8. Заключение ……………………………………………………………14 9. Использованные источники………………………………………….. 15 3
1. Введение Одна из задач музыкального образования – обращение к национальным, культурным традициям своего народа, края, формирование у детей интереса, уважения, любви и бережного отношения к своим истокам. Школа должна стать местом, где всем учащимся прививают уважение к своей культуре и культуре других народов, проживающих в России. Дети получают возможность расширить свой кругозор, познакомившись с музыкальным искусством края. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, гордится достижениями страны и своего региона. Вот почему необходимо накапливать понятия о своем крае, о его достопримечательностях, знаменитых людях, внесших вклад в становление музыкальной культуры в крае, городе, о музыкальных ценностях, которые составляют основу музыкального искусства региона. Большое внимание уделяется и патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к «большой» и « малой» Родине, России и своего края, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. 4
2. Цели и задачи проектной работы Цели исследования – познакомить с творчеством композитора города Чернушки Л.Л.Меля, с интересными фактами его биографии, формировать интерес, уважение и любовь к искусству родного города. Задачи исследования: 1. Изучить биографию Л.Л. Меля 2. Исследовать творчество композитора, анализируя историю создания его песен. 3. Выучить и исполнить песню « « Сроднился я с Чернушкою» 5
3. Путь к музыке будущего композитора Леонид Мель - Заслуженный работник культуры, композитор и общественный деятель, Почетный житель нашего города, первый директор Чернушинской музыкальной школы. Он был беззаветно предан музыке. А заложенные им традиции и по сей день продолжают его ученики. Всю свою жизнь Леонид Леонгардович посвятил осуществлению мечты о поющей Чернушке. «Ни дня без музыки» был его девиз и в бытность завклубом Ленинградского райкома комсомола, и в бытность руководителя академического хора РДК. Леонид Леонгардович Мель родился 1 марта 1903 года в Нарве. Его отец, Леонгард Юрьевич Мель, владел ювелирным магазином. Леня мало что помнил из жизни отца: когда мальчику исполнилось 7 лет, он умер. А в 10 лет не стало и матери. Леню взяла к себе сестра в Воронеж, где он жил и учился в гимназии до 1917 года. В 1918 году переезжает в Петроград к брату и начинает работать в автопарке 7ой армии. В эти годы Мель пытается сочинять музыку, увлекается живописью, скульптурой. В 1921 году поступает в Ленинградскую консерваторию, которую закончить ее не удалось. В заботах о хлебе насущном будущий композитор должен был пойти работать продавцом в частный магазин. Но музыку Мель не забывал, выступал с концертами художественной самодеятельности. Служил в 5м отдельном радиотелеграфном батальоне, находившемся в Ленинграде вместе с пермяком Сергеем Смородинцевым(будущим заслуженным артистом Грузинской ССР) и артистом балета Михаилом Михайловым. С ними Мель организовал художественную самодеятельность. Артисты батальона, подружившись с песней, выступали с концертами перед солдатами гарнизона и в клубах города. Первая песня родилась на посту у Зимнего дворца: Антенны выше, и тверже штык. Весь мир пусть слышит Наш звонкий клик. Мы возвещаем миру о том, Что новое счастье ему несем. В 30е годы работает рационализатором в текстильношвейном объединении « Ленпромторг». Всегда оставался творцом: и в торговле находил применение своим способностям художника и рационализатора. Труд меля отмечали дипломами, наградами, в 1941 году он – участник Всесоюзного совещания рационализаторов и изобретателей госторговли в Москве. 6
4. В блокадном Ленинграде Летом 1941 года семейство Мелей собиралось отдохнуть на Черном море, но начавшаяся война нарушила их планы. Детей Лену и Гардика эвакуировали из Ленинграда с детсадом № 49, попали они в деревню Фомино Бедряжинского сельсовета. Эвакуированные из Ленинграда дети жили также в Тауше, Рябках и других селах Чернушинского района. Ольга Яковлевна, жена Леонида Леонгардовича, не выдержавшая разлуки с детьми, приехала в Фомино и стала помогать воспитывать детей из детского сада. Леонида Меля назначили начальником противовоздушной обороны объединения « Ленпромторг». Мель встал на защиту города, оказавшегося в смертельной блокаде. Л. Мель пережил с ленинградцами весь кошмар блокады: замерзал, видел смерть, от истощения не мог ходить, болел, но был из тех ленинградцев, кто не паниковал, а помогал другим: словом, музыкой, делом. Делился с людьми скудной едой, ухаживал за больными, организовывал дежурства на крышах домов, защищая город. Умудрялся ходить на концерты, подбадривал себя игрой на пианино озябшими, негнущими пальцами рук, замерзал в неотапливаемой квартире… «…Дорогая Оля! Жуткие морозы стоят все время, а отопления и освещения нет…Для того, чтобы купить 100 грамм хлеба, надо 2 часа ходить на морозе по рынку, пока найдешь человека, который продаст кусочек.. Мысли сейчас только одни – протянуть до вечера, а с вечера – до следующего дня..» Ему помогли выстоять труд, искусство, музыка. Мель дождался того часа, приблизил его, когда уехал на Урал к любимой сестре. Леонида Леонгардовича вывезли из Ленинграда в октябре 1942 года по болезни. В блокадном Ленинграде от голода, холода и бомбежек погибло более одного миллиона людей…. 7
5. Встреча с Чернушкой В октябре 1942 года Мель приезжает к семье сначала в Фомино, а затем в Чернушку. Леонида Леонгардовича устроили на работу в столовую, а позднее назначили директором свеклобазы. В нерабочее время Леонид Леонгардович развертывает бурную деятельность по воспитанию детей и взрослых, пишет песни, организует при районном Доме культуры академический хор. Многочисленные хоры появляются на предприятиях, в школах. В селе Тауш открылся детский дом, который часто посещает композитор и становится для детей, потерявших родителей, и отцом, и учителем. Дети пели, плясали, слушали музыку. Тогда же Леонид Леонгардович написал песню о Таушинском детском доме, которую все пели с большим энтузиазмом: Мы, юная смена погибших героев, Здесь, в Тауше, дружно живем. Наши мускулы стальные, Наши силы молодые Тебе, Родина, несем Дети Меля – Лена и Гардик учились в школе № 9 , а их отец вел здесь уроки пения. Леонида Меля в военное и послевоенное время хорошо помнит Валентина Григорьевна Чикурова. Впервые она увидела его в 1943 году, когда училась в 4 классе школы № 9, где директором был Василий Харитонович Харитонов. Валентина Григорьевна вспоминает: «.. Мель нас всех очень любил и был нам близким другом, .. вообще Л.Л. был умным, добрым, скромным, веселым, внимательным и милейшим человеком. Никто из нас не позволял себе делать пропуски репитиций хора. … Художественная самодеятельность была организована Мелем и вшколах, и в трудовых коллективах. Академический хор при районном доме культуры посещали около 40 человек. Когда шла подготовка к районному смотру художественной самодеятельности, Мель самых способных, активных хоровиков распределял по трудовым коллективам предприятий и 8
организаций, чтобы оказать им помощь. В 1954 году на областном смотре художественной самодеятельности в Перми мы заняли Iместо». Ранний период жизни Ленида Меля в Чернушке хорошо запомнил ГеральдГальямов. В своих воспоминаниях он пишет: «.. мне в квартире Мелей запомнились дореволюционные издания книг русских писателей. Я листал их вместе с Гардей… Когда Леонид Леонгардовия стал работать в доме культуры, я начал ходить на репетиции хора. Потом мне довелось петь в хоре сельхозинститута, в капелле Уральского политехнического института, в академическом хоре Свердловского индустриально педагогического техникума, в Чернушинском ансамбле « Прикамские узоры» В воспоминаниях Валентины Чикуровой и ГеральдаГальямова упоминается имя Николая Петрушкова, хориста и артиста народного драматического театра, судьба которого тесно переплелась с судьбой Меля. Петрушков был директором районного дома культуры. Николай подружился с Мелем, который, возглавляя коллектив свеклобазы, руководил академическим хором. Петрушков тоже стал петь в хоре, играть в спектаклях. Однажды он предложил Мелю поменяться должностями. Мель согласился на обмен и в райисполкоме охотно приняли предложение Николая Петрушкова. К тому времени благодаря Мелю Чернушка уже прослыла песенным краем, В 1947 году академический хор, созданный Леонидом Леонгардовичем, принял участие в областном смотре художественной самодеятельности, и его пригласили выступить на сцене Пермского театра оперы и балета в заключительном концерте. Зная добрые дела на поприще художественной самодеятельности, райисполком вынес решение о назначении Меля Л.Л. на должность директора районного Дома культуры. 9
6. Создатель поющей Чернушки Леонид Леонгардович, кроме академического хора, создавал хоры с помощью своих помощников, таких как Николая Петрушкова, Валентины Чикуровой, Галины Лужбиной, Людмилы Коромысловой на предприятиях и в школах. Мель почитал песню не ради конкурсов и смотров. Для человека, считал он, приобщение к искусству не остается бесследным. Певческие хоры способствуют общению людей. На репетициях, концертах, смотрах они духовно сближаются, испытывают радость от коллективного творчества. В декабре 1956 года Мель прибыл в институт повышения квалификации работников культуры в Москву на семинар самодеятельных композиторов. Он встречается с талантливыми людьми, обсуждает произведения коллег, выносит на их суд песни, которым дается высокая оценка. Также слушает лекции известных композиторов, работников Министерства культуры. Домой возвращается полный новых замыслов, как в песенном творчестве, так и в развитии хорового пения и культуры вообще. Высокопрофессионалного композитора, музыканта, концертмейстера Леонида Меля стали зазывать на работу в театры Свердловска и Перми. Среди поэтов, композиторов работников культуры области пошла молва об отъезде Меля из Чернушки. Но Мель не бросил Чернушку – не смог этого сделать, слишком глубоко пустил он здесь свои корни. Леонида Меля, избранного членом правления Всероссийского хорового общества, все больше волнуют проблемы эстетического и культурного воспитания людей.. ведя продолжительное время уроки пения в девятой школе, он приходит к выводу, что многие беды идут изза пробелов, допускаемых в семье и школе. Продолжая претворять свою идею о ликвидации музыкальной безграмотности людей, Мель читает в школах, на семинарах свою лекцию « О трудовом воспитанииребят в хоровом кружке». С этой содержатель ной глубокой лекцией он впервые 10
выступил в 1959 году перед учителями и родителями школы № 9. Мель призывал преподавателей и родителей поновому взглянуть на проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения. Вся просветительская работа Меля была подчинена формуле известного педагога: « Замечательные учителя – замечательная смена, замечательная смена – замечательный народ» ….1960 год. В столицу Пермская делегация приехала в составе самодеятельных артистов из Чернушки и Осы. Чернушинцы выступали с концертами на ВДНХ, заводе «Станколит», во Дворцах культуры. 23 июля вышли на сцену Колонного зала Дома союзов. Огромный зал на 1700 мест был заполнен до отказа, и вот открывается занавес на сцене сводный академический хор из далекого Прикамья исполняет « Песню о рабочем Урале» на слова Владимира Радкевича, автор музыки – Леонид Мель: То не грозы проходят Над уральской грядою Не стихая ни днем, ни в ночи Это сердце твое, навсегда молодое, Это сердце Урала стучит… Когда музыка стихла, весь огромный зал разразился громом аплодисментов. С неменьшим успехом академический хор исполнил и другие песни. С восторгом зрители встретили и наших солистов. По возвращении домой Леониду Леонгардовичу руководители делегации говорили: Песенная Чернушка покорила Москву. С помощь. Открывшегося в 1958 году народного университета культуры Мель хотел добиться ускорения в достижении своей цели во всеобщем музыкальном образовании населения. « .. отрывочные сведения о явлениях культуры постепенно перестали удовлетворять многих… Желание понимать искусство стало волновать многих» .Этому и должен был учить университет культуры. Слава о популярном народном университете, об академическом хоре вышла далеко за пределы района. В 1964 году Чернушинский народный университет культуры стал участником Выставки достижений народного хозяйства в Москве. Мелю вручили серебряную медаль ВДНХ. А годом раньше в Чернушке открылась музыкальная школа. Отдавая немало сил и времени музыкальной школе, университету культуры, Мель руководил и академическим хором, готовил участников художественной самодеятельности к зональному Всероссийскому смотру в Свердловске, намеченному на январь 1965 года. 11
Мель считал, что в российской глубинке можно создать все условия для того, чтобы не ощущать себя оторванным от культуры и настоящего искусства. Он постоянно общался с композиторами страны: Кабалевским, Хренниковым, Дунаевским. Ему были близки слова СоловьеваСедого: «Песня – самый массовый жанр, самое массовое в искусстве эстрады, в жизни и быту человека. Она обладает огромной силой воздействия..и огромной силой воспитания. Успех песни определяется триумвиратом – поэт, композитор, исполнитель. Мелодия должна занимать главенствующее место среди всех остальных средств выражения…» 7. Песенное творчество Живя в глубинке, Мель не был провинциалом – тысячи нитей связывали композитора с деятелями искусства и культуры Москвы, Ленинграда, Свердловска, Перми. Свидетельствует о том и творческая дружба Леонида Меля с уральскими поэтами Владимиром Радкевичем, Борисом Ширшовым, Владимиром Аборкиным, Борисом Михайловым. Но больше песен он создал с Владимиром Радкевичем, с этим поэтом у Меля были почти родственные отношения. Владимир Ильич любил приезжать к Мелям. Однажды он заглянул к ним в домик на улице Азина и прочитал стихи о Чернушке. Прочитав стихи, Мель задумался: точно о его судьбе рассказывали задушевные строчки. Потом быстро подошел к пианино и набросал первые знаки на нотный стан. А наутро Леонид Леонгардович встретил поэта песней « Сроднился я с Чернушкою». Так появилась одна из песен о нашем городе. Фрагменты мелодии из созданной ими « Песни о рабочем Урале» служили позывными сигналами Пермского областного радио. Леонид Мель был таким композитором, которому известные поэты без боязни доверяли свои произведения. Борис Николаевич Михайлов – уроженец Перми. Его произведения печатались в уральских газетах и журналах, он – автор многих поэтических сборников.Вся творческая жизнь поэта связана с родным Уралом. Борис Михайлов работал в газете « Звезда», с 1940 по 1950 год стоял во главе Пермской писательской организации. Большая дружба связывала Леонида Леонгардовича и с другим пермским поэтом Борисом Ширшовым. В одном из писем Борис Ширшов пишет композитору: « Уважаемый Леонид Леонгардович! ..высылаю на ваше усмотрение « Песню о перми и солдатскую песню «Пиши, солдат, 12
пиши своей невесте». Обе они нигде не были опубликованы, и композиторы к ним не прикасались.Если стихи удовлетворят Вас, используйте их, как нужно. Если возникнут замечания, напишите мне, попробую исправить…» К 60летию композитора, в 1963 году, издан сборник песен « По Уралу, по Прикамью» областным домом народного творчества к 60летию композитора.Мель, Радкевич, Ширшов, Михайлов работали во имя искусства, и не давали ни себе, ни друг дружке никаких поблажек. Песня Меля и Ширшова о легендарном матросе « Песня о Павле Хохрякове» (памятник установлен в Перми) на Всесоюзном фестивале комсомольской песни была признана одной из лучших. Текст и ноты ее появились в газете « Молодая гвардия» 12 марта 1971 года. Очень напряженно Мель и Ширшов работали над « Песней о родном городе» к 250летию Перми. Песня удалась и ее создатели были награждены Почетными грамотами отдела культуры Пермского городского Совета народных депутатов. Песни на стихи В. Радкевича: « Приуральская песня» « И сердцем, и броней» « Девушка с окраины» «Песня о мечте» « Уральский вальс» « Люди с красивой душой» «Песня уральских туристов» « осенняя березка» « Я верю» « На Каме» « Мне хочется петь» « Кама родная» Песни на стих других поэтов « Песня о Перми» (Б. Ширшов) «Пиши, солдат, пиши своей невесте» (стихи Бориса Ширшова) « Маята» (стихи Б. Ширшова) « Цветы на плоту» (Б. Ширшов) « на Каме» (стихи Б. Михайлова) « Осенний вальс» (Слова Б. Михайлова) « Песня о Павле Хохрякове» « Песня о родном городе» (стихи Бориса Ширшова) « Мы – нефтяники» (слова Е. Латышева и Н. Филиппова) 13
« Город у нас золотой»(посвящена 10летнему юбилею Чернушки, на стихи И. Гурина), « Мы небо наше сделаем светлей»(слова Ивана Гурина) « Как приехал ЦарьГорох (стихи П. Жукова) «Дождик», « Апрель», «Весна», « Муравьи» (слова Е.Трутневой) « Мой Пермский край» (слова З. Лагуновой) Л.Л. Мель скончался 1 сентября 1981 года. На гражданской панихиде было много людей, особенно школьников. О Меле говорили добрые слова. Одна из его учениц, Людмила Лазарева, посвятила учителю такие строчки: … А сколько было у него терпенья, Когда учил, как музыку любить! Чтобы не путать Моцарта с Шопеном, Чтобы с Чайковским, Глинкою дружить! Главное дело жизни Меля – созданная им « поющая Чернушка». В общей сложности написано около 180 песен, многие из них до сих пор актуальны, ибо написаны на высоком профессиональном уровне. интересны слушателям, 14
8 Заключение Вот уже почти 35 лет нет с нами Леонида Леонгардовича. За это время в Чернушке многое изменилось: и во внешнем облике города, и в его культурной жизни. Творчество этого замечательного человека оказало огромное влияние на эстетику, культуру и музыку значительной части России. Имя Меля, его песни появлялись в средствах массовой информации в самых разных городах России. Говорят: где родился, там и пригодился. Мель родился в Нарве, а пригодился на Урале, который стал ему второй родиной. В детской музыкальной школе собран собран богатый краеведческий материал о Леониде Меле: это и очерки, и воспоминания, и фотоальбомы, и стихи. Современники Леонида Леонгардовича очень тепло отзывались о нем, отмечали интеллегентность, доброту, скромность, внимательность. Это был человек большой культуры, тонкого юмора и беззаветной преданности музыке, любимому искусству. Память о нем хранят многие жители нашего города, все те, кто его знал и любил.Поэт Евграф Латышев, считавший себя учеником композитора, посвятил ему такие стихи: Истины я, право не нарушу: Знали нас и область, и Москва! Это он поющую Чернушку 15
Вывел на орбиту мастерства! Сколько в Меле вдохновенья, силы Не забудешь этого вовек! Добрый, скромный, истинно красивый Благодарный, милый человек! Пусть ничто не будет позабыто! Ни дела, ни песен звонкий зов! Верю, что уральский композитор Будет жить в сердцах учеников! Мель живет в наших сердцах. Он незримо помогает нам во всех творческих делах, его присутствие ощущается на концертах, смотрах, фестивалях. Его именем названа не только музыкальная школа, но и одна из улиц « поющей Чернушки». Леонид Мель будет жить в памяти людей до тех пор, пока на Урале, в России звучат песни. А песням уготована долгая жизнь. 9. Использованные источники 1. Гурин И.П. Жилбыл кудесник. Пермское книжное издательство 2005, 191 с. 2.Материалы сайта Чернушинской музыкальной школы 3.Материалы библиотеки музыкальной школы 4.Видеозапись юбилейного концерта ансамбля русской песни « Сударушка» ДТ « Нефтяник» 16
Множество молодёжных организаций нацелены на восстановление интереса учащихся к культурному богатству страны. Одним из способов привлечь внимание детей к историческому достоянию является введение обзорного курса в школьную программу. Музыкальная культура родного края - как раз один из таких предметов. Вначале будучи экспериментальной, дисциплина твёрдо укоренилась в современном быте многих областей России. Она предполагает не только воспитание в детях уважения к уникальности традиций, но и поощрение самоопределения и патриотизма.
Что такое музыкальная культура родного края?
Впервые о таком предмете задумались в 80-х. С 1983 года в Приморье начали появляться музыкальные и танцевальные труппы, поддерживаемые местными музыкальными кружками. С тех пор в истории России появилось много важных дат и имён.
В 2000 году было принято решение организовать школьную программу таким образом, чтобы дети узнали больше о традициях родного края, и в расписании начальной школы появился новый предмет. Задачи музыкальной культуры родного края включают в себя формирование целостного восприятия музыкального творчества отдельных регионов, а также поощрение участия молодых людей в общенародных действиях.
Для кого?
Несомненно, воспитывать чувство любви к родине необходимо с раннего возраста. Изначально программа была одобрена в начальной школе и на протяжении всего обучения в учебных заведениях с музыкальным уклоном. Позже предмет занял место в ряду общеобразовательных дисциплин многих школ по всей территории России. Однако популярной дисциплина "Музыкальная культура родного края" не стала и вернулась к первоначальной полусамодеятельной форме. Главной ошибкой стало отсутствие качественно подготовленной программы, а преподаватели оказались психологически не готовы к ведению нового предмета.
Современный вид
Сейчас родного края изучается в режиме, принятом на уровне самоуправления субъектов РФ. Например, в Чебоксарах - с 5-го по 9-й класс. Музыкальная культура родного края (фото снято на межкультурном фестивале языка) поощряет любую творческую инициативу молодого поколения в этой области.
В течение 33 часов в год дети учатся толерантности в отношении культур и обычаев всех народностей, населяющих регион. Особенно интересной является предлагаемая подросткам программа «Музыкальная культура родного края». 7 класс - время, когда детям предлагают проводить собственные исследования в области этнографии, которая также является важным атрибутом уроков.
Особенно важно помнить, что предмет создан для просвещения молодёжи, а не для выполнения плана. Следует максимально разнообразить программу, чтобы ученики приходили на урок пусть даже раз в неделю, но с удовольствием.
Ответвления
Музыкальная культура родного края (Урал является прямым доказательством) приобрела одобрение в некоторых районах неспроста. В середине ХХ столетия началось активное возрождение казачьего движения, что не могло не отразиться на культуре региона. Характерная музыка и песни стали исполняться организованными коллективами. Важной особенностью этого направления является то, что казачья культура сочетает в себе русские, украинские, татарские и другие элементы, что соответствует задачам предмета.
Возрождение музыкальных традиций происходит не только на уровне народного творчества. Также проводятся праздники и фестивали, где каждый может наблюдать влияние музыкальной культуры на развитие региона, а также принять участие в концерте. Более того, концертная деятельность приветствуется в кругах молодёжи даже больше, чем среди взрослых.
Сегодня отдельную часть в культуре занимают музыкальные инструменты. Как духовые, так и струнные экземпляры помещены в музеи. К примеру, гусли давно вышли из употребления, но они занимают важное место в истории струнных инструментов России. Таким образом, школьники получают важную информацию об истории развития музыки.
Среди всего прочего также можно найти уникальные предметы. Например, в Якутии основным инструментом является варган (на фото), не относящийся ни к одной категории. Возможность научиться играть на инструментах также предоставляет программа.
Особенности областей
Музыкальная культура каждой из областей уникальна кругом рассматриваемых вопросов. Некоторые делают акцент на народной музыке, другие - на специфической игре на одном инструменте (Якутия). Несмотря на всё разнообразие, каждая область выполняет одну функцию - проявление уважения к традициям и их глубокое изучение.
Музыкальная культура родного края Самарской области возвращается к классическому началу. Самара является одним из древнейших центров культуры, где проживало много представителей интеллигенции. Принимая это во внимание, программа делает акцент именно на истории развития музыки в России. Среди менее распространённых направлений можно выделить цыганские песни.
В городе также находится Самарский государственный институт культуры, который проводит большое количество творческо-исполнительских проектов, подчёркивающих актуальность предмета во всех его обличьях.
Ярославская область проводит фестиваль, посвящённый колоколам, который проводится на территории заповедника.
Уникальность
Предмет также является сугубо российской инициативой. Музыкальная культура родного края (Россия - это многонациональная страна) рассматривает индивидуальные особенности традиций каждой народности и их региональную совокупность.
Во многих странах изучается одновременно несколько предметов этнографической направленности. Однако музыкальная культура родного края поддерживает процесс обучения в рамках малой родины. Несомненно, это позволяет ученикам получить больше информации о своем городе. Так как сегодня мы сталкиваемся с невежеством в отношении традиций родного края со стороны молодого поколения, крайне необходимо показать, что история также может быть захватывающей и интересной.
Наряду с книгами, иллюстрациями и песнями проводятся концерты, которые не могут не вызвать интереса у детей. Также важно то, что предмет позволяет соединить в себе примеры разных эпох.
Мероприятия
На самом деле, помимо стандартного изучения музыки, школьники посещают различные мероприятия международного уровня. Так, например, некоторые области ввели обязательное посещений театра и филармонии два раза в полугодие. Эти же концерты посещаются иностранными туристами, что позволяет развивать языковые навыки на высоком уровне.
Ни одно музыкальное мероприятие не проходит без национальных костюмов или танцев. Администрация культуры областей позволила максимально адаптировать выступления для восприятия школьников. Ежегодно 26 марта проводится Международный день театра, в котором принимают участие все деятели культуры.
На Международный день музыки музыкальные школы устраивают концерты, на которые приглашаются участники оркестров и деятели культуры.
Отношение учащихся
Исследовательский проект "Музыкальная культура родного края", проведенный самими учащимися и их научными руководителями, взял на себя задачу ответить на вопрос: является ли дисциплина интересной для изучения? А может, единственная задача учеников - просто заработать оценку?
По опросам учащихся было определено, что на разных ступенях обучения предмет является более или менее интересным. Для учеников старших классов материал адаптирован лучше, так что с выполнением творческих заданий проблем не возникает. Причина этого также может скрываться в том, что многие участники выбирают историю для сдачи Единого государственного экзамена, который также включает вопросы о культуре. На научно-практических конференциях музыкальная культура рассматривается как отдельная единица исторической секции, на которую подготавливаются презентации и интересные проекты.
В любом случае, для того чтобы заинтересовать учеников младшего школьного возраста, учителю будет необходимо придумать творческие занятия.
Однако больше всего недовольства вызывают контрольные тесты, которые даются в течение года. В этом вопросе родители учеников солидарны с самими учащимися. Они считают, что нельзя заменять практические и наглядные занятия тестами. Прежде всего необходимо пробудить интерес в детях.
Стоит ли продолжать?
Если встаёт вопрос о том, нужна ли музыкальная культура родного края в том контексте, который предлагается нам сейчас, то ответ определённо положительный. Однако если мы говорим об интересе учеников, то система однозначно требует коррекции.
Однако, несмотря на некоторые сложности в преодолении стены между поколениями и историческими эпохами, дисциплина поддерживает важные задачи. Если они будут выполнены, мы с гордостью сможем говорить о патриотизме учащихся и их знании родной культуры. Как бы то ни было, час в неделю на протяжении пары лет стоит потратить на то, чтобы узнать свою страну и её историю лучше.