В современной науке понятие «модель» интерпретируется различным образом, и такая многозначность этого понятия затрудняет определение его особенностей и создание единой классификации моделей. Целесообразно рассмотреть основные интерпретации понятия «модель» в науке в целом и в психологии, в частности.
Термин «модель» (от лат. «modelium» - мера, образ, способ) употребляется для обозначения образа (прообраза) или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью. Как следствие, термин «модель» в контексте проблематики научных исследований используется для обозначения аналога какого-либо объекта, явления или системы, которые являются оригиналом при использовании метода моделирования. Под моделью понимается мысленно представленная или материально реализованная система, отображающая или воспроизводящая комплекс существенных свойств и способная замещать объект в процессе познания.
В соответствии с общенаучной интерпретацией этого термина, под моделью в психологии будем понимать естественное или искусственно созданное явление, предназначенное для изучения социальнопсихологических феноменов.
Термин «моделирование» используется для обозначения научного метода, заключающегося в осуществлении различных процедур, связанных с моделью (создание, преобразование, интерпретация), причем для его раскрытия употребляются такие категории, как «подражание», «воспроизведение», «аналогия», «отражение». Универсальной, полностью раскрывающей смысл данного понятия, по нашему мнению, является следующая формулировка. «Моделирование - опосредованное практическое и теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель): а) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом; б) способная замещать его на определенных этапах познания и в) дающая при исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте».
В психологии из всего многообразия дефиниций термина «моделирование» можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся определения, максимально отображающие всю многогранность этого понятия. Во-первых, моделирование как форма познавательной деятельности, включающая мышление и воображение. Во-вторых, моделирование как метод познания объектов и явлений через их модели. В-третьих, моделирование как процесс непосредственного создания и усовершенствования каких-либо моделей.
Соответственно, в психологии под методом моделирования будем понимать опосредованное практическое и теоретическое исследование социально-психологического явления (предмета, процесса и т.д.) с помощью некоторой искусственно или естественно созданной системы (модели).
На основе анализа использования метода моделирования были выявлены его особенности как метода познания, в том числе и как метода познания социально-психологических явлений:
1) использование наглядной, демонстрационной основы;
2) получение новых знаний путем вывода по аналогии;
3) установление отношений гомоморфизма или изоморфизма между моделью и оригиналом.
Основные результаты анализа подходов к использованию метода моделирования в психологии могут быть представлены следующим образом.
Первой особенностью метода моделирования в психологии является наличие наглядной, демонстрационной основы. В моделях социально-психологических явлений используются для наглядности геометрические формы и графические схемы. Так, основой модели мотивации А. Маслоу является «пирамида потребностей», в модели когнитивного баланса межличностных отношений Р-О-Х, предложенной Ф. Хайдером для описания процессов перцепции и межличностных отношений, используется «треугольник межличностных отношений», а в моделях управления межличностными отношениями Г. Келли, Дж. Тибо используются «матрицы взаимозависимости».
Наглядной основой для моделирования когнитивных процессов служат когнитивные карты (в рамках общепсихологического подхода), которые в рамках общепсихологического подхода являются технологией работы субъектов с информацией и визуализируют образ пространственной организации внешнего мира. В психологии используется вариант когнитивных карт - «ментальные карты» как техника стимулирования группового творческого мышления и креативности.
Другим вариантом когнитивной карты является граф, использующийся в различных направлениях социально-психологических исследований. Впервые теория графов для изучения объектов психологии была использована в школе К. Левина, в которой ключевая категория «динамическое поле» рассматривалась как целостная самоорганизующаяся система. Графы применяли для изучения структуры динамического поля через представление взаимоотношений между индивидами внутри группы и динамики их изменений. В дальнейшем теория графов использовалась социальными психологами при изучении межличностных отношений в малых группах посредством графического представления результатов исследований социометрии и референтометрии. В отечественной психологии графы используются в стратометрической концепции малых групп А.В. Петровского для представления структурных уровней межличностных отношений.
Второй особенностью метода моделирования в психологии является получение новых знаний о каком-либо объекте путем вывода по аналогии. Вывод по аналогии - логическая основа метода моделирования. Правомерность сделанного на таком основании вывода зависит от понимания исследователем характера аналогичных отношений, их значимости в моделируемой системе. Понимаемое в таком контексте моделирование связано с обобщением, абстрагированием исследователя от некоторых свойств прототипа. Однако при таком варианте восхождение к абстрактному неизбежно будет связано с упрощением и огрублением прототипа в некоторых отношениях, использующихся при его моделировании.
Одна из форм аналогии - метафора, которая была самой первой чувственнонаглядной основой метода моделирования. Так, Г. Морган использует при анализе различных типов организации научные метафоры «машины», «организма», «мозга» и «культуры» («бюрократическая организация как машина», «саморазвивающаяся организация как живая система», «самообучающаяся организация как мозг», «организация как культурная система»). Символический интеракционизм обращается к «драматургической» метафоре («театр как аналог жизни»). В частности, И. Гоффман, рассматривая социальноролевое взаимодействие людей в русле «драматургии», использует именно театральную терминологию.
Третьей особенностью метода моделирования в психологии является установление отношений изоморфизма и гомоморфизма между моделью и оригиналом.
Моделирование с установлением отношений изоморфизма и гомоморфизма - более редкий метод в психологии, поскольку его использование основано на применении математического аппарата.
Системы признаются изоморфными, если между их элементами, функциями, свойствами и отношениями существует или может быть установлено взаимооднозначное соответствие. Примером изоморфной модели является структура интегральной индивидуальности, разработанная В.С. Мерлином для анализа характера взаимосвязей свойств различных уровней интегральной индивидуальности (в том числе ее социально-психологического и социально-исторического уровней). Психологами пермской школы неоднократно подтверждалось взаимооднозначное соответствие между моделью интегральной индивидуальности и результатами эмпирических исследований.
В психологии отношения изоморфизма между моделью и оригиналом можно обнаружить в тех исследованиях, в которых в той или иной форме представлены статистические распределения частот встречаемости некоторых социально-психологических феноменов. Так, вариативность характеристик социально-психологических свойств личности, исследуемых с помощью психодиагностических методик (CPI, 16PF, NEO FFI и др.), подчиняется законам нормального распределения. Средние по уровню выраженности показатели социально-психологических свойств личности встречаются наиболее часто, а минимальные и максимальные - значительно реже. На этом основана стандартизация психодиагностических методик. Однако могут встречаться и иные закономерности. В частности, в исследованиях динамики свойств личности и группы под воздействием кинопроизведений обнаруживается гиперболическое распределение частот проявляемых эффектов: после экспериментальных воздействий обнаруживается минимальное количество сильных, специфических для каждого художественного произведения эффектов воздействия и максимальное количество - слабых, неспецифических эффектов.
Гомоморфизм является более общим и слабым отношением между оригиналом и моделью, так как при этом не выполняется, как минимум, одно из трех условий: соответствие элементов, соответствие функций, взаимооднозначное соответствие свойств и отношений. Тем не менее, сохранение гомоморфных отношений считается достаточным для использования метода моделирования в психологии.
Отношения гомоморфизма между оригиналом и моделью можно обнаружить в исследовании эволюции художественных стилей и трендов развития художественной коммуникации. В частности, В. Петров постулирует принцип эволюции художественных стилей, что выражается в периодической смене приоритетности у публики аналитического и синтетического стилей и эстетических предпочтений данных стилей. Динамика изменения приоритетности художественных стилей носит неточный синусоидальный характер. Аналогично, гомоморфные отношения между оригиналом и моделью можно увидеть в исследовании трендов развития художественной коммуникации, проявляющиеся в постепенном наращивании (с постоянными флуктуациями) плотности информации в разных видах искусства с течением времени.
В целом, метод моделирования стал неотъемлемой частью научных исследований в психологии. Анализ специфики использования этого метода в психологии позволяет сделать вывод о том, что некоторые особенности его применения проявляются часто, а другие - реже. Наиболее частыми вариантами применения метода моделирования в социально-психологических исследованиях являются образное, наглядное представление новых концепций, установление отношений подобия с уже изученными феноменами, а также обобщенное представление результатов эмпирических исследований в тех сферах, где существует большое количество разнообразных подходов. Значительно реже в описании результатов социально-психологического исследования встречается установление отношений изоморфизма и гомоморфизма между моделью и оригиналом, так как для этого в процессе моделирования требуется использование математического аппарата и статистической обработки данных.
Метод моделирования наиболее перспективный метод исследования требует от психолога определенного уровня математической подготовки. Здесь психические явления изучаются на основе приближенного образа реальности - ее модели. Модель дает возможность сосредоточить внимание психолога лишь на главных, наиболее существенных чертах психики. Модель - это полномочный представитель изучаемого объекта (психического явления, процесса мышления и др.). Конечно, лучше сразу получить целостное представление об изучаемом явлении. Но это, как правило, невозможно из-за сложности психологических объектов.
Модель связана со своим оригиналом соотношением подобия.
Познание оригинала с позиций психологии происходит через сложные процессы психического отражения. Оригинал и его психическое отражение соотносятся как объект и его тень. Полное познание объекта осуществляется последовательно, асимптотически, через длинную цепь познания приближенных образов. Вот эти приближенные образы и являются моделями познаваемого оригинала.
Необходимость моделирования возникает в психологии, когда :
- - системная сложность объекта является непреодолимым препятствием для создания его целостного образа на всех уровнях детальности;
- - требуется оперативное изучение психологического объекта в ущерб детальности оригинала;
- - изучению подлежат психические процессы с высоким уровнем неопределенности и неизвестны закономерности, которым они подчиняются;
- - требуется оптимизация исследуемого объекта путем варьирования входных факторов.
Задачи моделирования:
- - описание и анализ психических явлений на различных уровнях их структурной организации;
- - прогнозирование развития психических явлений;
- - идентификация психических явлений, т. е. установление их сходства и различия;
- - оптимизация условий протекания психических процессов.
Физическое моделимрование -- метод экспериментального изучения различных физических явлений, основанный на их физическом подобии.
Заключается в изучении объектов одной физической природы с помощью объектов, имеющих другую физическую природу, но одинаковое с ними математическое описание. В основе метода лежит принцип подобия. Примером является применение электролитических ванн при моделировании поля потенциалов в транзисторной структуре
Метод применяется при следующих условиях:
Исчерпывающе точного математического описания явления на данном уровне развития науки не существует, или такое описание слишком громоздко и требует для расчётов большого объёма исходных данных, получение которых затруднительно.
Воспроизведение исследуемого физического явления в целях эксперимента в реальных масштабах невозможно, нежелательно или слишком дорогостояще (например, цунами).
Наблюдение -- восприятие и запоминание личностью окружающего мира; как описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта широко используется в психологии; выделяют три фазы наблюдения:
Восприятие фильтрация запоминание
Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:
Вербальное поведение Невербальное поведение Перемещения людей
Дистанция между людьми Физические воздействия
Моделирование само по себе является методом научного познания мира и определяется как представление объекта моделью для получения информации о нем путем проведения экспериментов с его моделью . Модель есть
«образец чего-либо» или «подобие какого-либо предмета». Она (но Г. Клаусу (G. Klaus) ) есть отображение фактов, вещей и отношений определенной области знаний в более простой, более наглядной материальной структуре данной или иной области.
Моделирование биологических систем имеет свою историю. В V-I вв. до н.э. моделирование представляло собой воспроизведение внешнего сходства объекта. До XVI в. господствовало воспроизведение простейших избирательных реакций живых систем. На этапе с XVI до середины XX в. воспроизводился принцип саморегуляции и простейших функций мозговой деятельности. Со второй половины XX в. был осуществлен переход к моделированию всевозможных (в том числе сложных) процессов живой природы. При этом, с одной стороны, модель биологической системы должна быть достаточно упрощенной, чтобы допускать физическую или математическую трактовку, с другой - она должна отражать наиболее важные и существенные черты явления, т.е. быть достаточно сложной, чтобы не потерять адекватность прототипу.
В литературе определяются по крайней мере два основных типа моделей : физический и математический. К физическому типу относятся модели, имеющие физическую, химическую или биологическую природу, сходную с природой изучаемого явления, сохраняющие подобие оригиналу и отличающиеся от него лишь размерами, скоростью течения исследуемых явлений и материалом. Математический тип представляет модели, имеющие отличную от прототипов физическую, химическую или биологическую природу, но допускающие с оригиналом математическое, программное или логическое описание процесса. Для построения математической модели какого-либо объекта необходимо прежде всего выявить факторы, имеющие к нему отношение, и описать его характеристики, выделить при этом переменные величины, оказывающие основное влияние на результат.
Отмечаются три ступени создания математических моделей:
- 1) создание логико-математической схемы;
- 2) сопоставление теоретических и экспериментальных понятий (схема- опыт);
- 3) конкретное применение логико-математической схемы.
Эффективность математического моделирования зависит от характера
задач исследования, мастерства исследователя, избранной модели, регламента времени и средств. Математическое моделирование в психологии сталкивается с рядом трудностей, связанных с некоторой «сдержанностью» исследователей. Это обусловливается тем, что математическое моделирование - это метод, связанный со сложными математическими расчетами, определенным редукционизмом и особым статусом компьютера в эксперименте.
Классификация моделей. В рамках экспериментальной психологии классификация моделей может быть представлена в виде классов знаковых, программных и физических (вещественных) моделей.
Класс знаковых моделей представляется образными, концептуальными и математическими моделями объекта исследования. Образные модели -
это образы, содержащиеся в индивидуальном сознании человека, исчезающие вместе со смертью носителя. Концептуальные модели представляют собой вербальное описание психической деятельности на определенном языке (например, характеристика объекта исследования), который должен отличаться точностью и одинаковой значимостью для всех пользователей. Максимальное развитие концептуальной модели приводит к математической (формальной) модели. Математическая модель предполагает анализ психологической системы точными средствами. Ее основными недостатками являются: искажение естественных условий с целью использования уже готовых (стандартных) моделей и стремление к линейности. Применение линейных функций в психологии обусловлено адекватным восприятием такого рода зависимостей людьми с точки зрения здравого смысла. Более того, сравнение линейных и нелинейных зависимостей, полученных посредством аппроксимации, показывает, что они различаются статистически незначимо.
Класс программных моделей представляется жестко алгоритмическими, эвристическими и блок-схемными моделями. Алгоритмические модели основываются на использовании предписаний содержания и последовательности операций, переводящих исходные данные в искомый результат. Эвристические модели - это наиболее разработанные программные модели. Блок-схемные модели являются отражением в модели взаимосвязи информационного процесса решения задач и проблемных ситуаций с эмоциональными и мнемическими процессами психической деятельности. Основной недостаток их заключается в недостаточной глубине аналогии модели и прототипа.
Класс физических (вещественных ) моделей представляется гипотетическими, бионическими и биологическими моделями. Гипотетическая модель - это система анализа данных психологических исследований, создание конструктивной гипотезы о материальных, структурных механизмах протекания процессов психической деятельности, построение в соответствии с гипотезой технологической модели, по функционированию которой проверяется адекватность гипотезы. В основу бионической модели положена гипотеза о структуре субстрата, способного порождать субъективные явления. В бионических моделях все субъективные переживания (ощущения, образы, память) образуются из материальных элементов - нервных импульсов, вызванных внешними (физическими) воздействиями, а в искусственно созданных машинах взаимодействующие импульсы, так же как и в живом организме, образуют искусственные субъективные явления. Биологические модели представляют собой подопытных животных, насекомых и т.д., используемых в психологических экспериментах в качестве естественной модели протекания исследуемой психической функции.
Таким образом, в ходе психологического моделирования, как отмечает А. А. Братко , следует учитывать по крайней мере три аспекта: 1) в модели должна воспроизводиться структура исследуемого психического процесса,
2) модель должна учитывать данные нейрофизиологии и логическую структуру психики, 3) при переносе данных необходимо учитывать специфику системы, используемой в качестве модели.
Моделирование предмета психологического исследования. В психологическом исследовании так же, как и в большинстве других видов экспериментирования, производится манипулирование моделью изучаемого объекта. Поэтому в ходе психологического исследования вначале осуществляется концептуально-теоретическое (построение гипотезы), затем содержательно-логическое, а уже на стадии реализации - формальноматематическое, инструментально-методическое и интерпретационное моделирование.
Для иллюстрации психологического моделирования рассмотрим измерение познавательной активности школьников.
1. Теоретической моделью познавательных особенностей испытуемых, находящихся в системе обучения, могут быть любые концепции интеллекта 1 . Интеллект иногда определяется как обобщенная способность к обучению. Эта позиция имеет своих противников . Однако многие исследователи сходятся во мнении о том, что именно интеллектуальные тесты сильно коррелируют со школьной успеваемостью .
В результате исследований выявлено наличие в структуре познавательной активности человека общей и специфической обучаемости. Общая обучаемость определяется способностью индивида усваивать знания (или информацию) независимо от содержания и формы представления. Она абстрагируется от мотивационного компонента интеллектуальной деятельности и зависит в большей мере от мыслительных процессов индивида. Специфическая обучаемость характеризуется направленностью и избирательностью усваиваемых знаний, умений и навыков. Как общей, так и специфической обучаемости присущ темп усвоения информации.
Таким образом, специфическая обучаемость состоит из двух динамических компонентов: усвоения учебной информации и направленности этого усвоения, которая диктуется личностными особенностями субъекта и спецификой содержания этой информации. Статическим компонентом обучаемости является «опыт», который посредством направленного присвоения индивидом внешней информации стал его внутренним компонентом. «Опыт» играет активную роль в познавательном процессе. Л. С. Выготский называл «опыт» «уровнем актуального развития» (УАР) личности. Составной частью обучаемости наряду с «опытом» является ее динамическая часть: «зона ближайшего развития» (ЗБР), которая определяет потенциальные познавательные возможности человека в виде способности усваивать учебную информацию под руководством или в сотрудничестве с наставником, учителем, т.е. прогнозирование потенциальных познавательных особенностей субъекта. Психологическим основанием ЗБР является сознательное и внутренне контролируемое «подражание» обучаемого действиям обучающего. Ю. 3. Гильбух предложил структуру ЗБР в виде зон «актуального обучения» 1 (ЗАО) и «творческой самостоятельности» (ЗТС). Обе «зоны» диалектически взаимосвязаны и структурно сочленены. «Зона ближайшего развития» существует потенциально. Она реализуется в процессе чередования ЗАО и ЗТС и закрепляется в способах интеллектуальной деятельности в актуальном опыте субъекта.
Таким образом, обучаемость как психологическая категория структурирована по крайней мере в трех плоскостях. Первая плоскость определяется как общая и специфическая обучаемость; вторая - как темп, избирательность и направленность усвоения учебной информации и, наконец, третья плоскость - это динамический и статический аспекты: процесс «усвоения» и «опыт» как активное хранение и употребление усвоенной информации. Процесс «усвоения» характерен внутренней динамической структуре, представляющей собой диалектическое единство двух процессов - ЗАО и ЗТС.
- 2. Содержательно-логическая (качественная ) модель , основанная на положениях теоретической модели (гипотезы), отражает редуцированное совокупное представление экспериментатора о содержании предмета исследования. В рассматриваемом случае обучаемость (ОБЧ) как характеристика познавательной активности субъекта представляет собой некую функцию единства статической и динамической составляющих процесса обучения - «уровня актуального развития» в форме «опыта» (Он), «зоны актуального обучения» в форме «подражания» (По) и «зоны творческой самостоятельности» (ТС): ОБЧ = / (Он, По, ТС).
- 3. Инструментально-методическая модель включает методические средства психологического измерения элементов концептуально-теоретической и содержательно-логической моделей.
В нашем случае были выбраны методики, прошедшие проверку достоверности в ряде образовательных организаций Москвы. Выборка составила более 1200 учеников старших классов. В целях измерения переменной «опыт» определяется при помощи интеллектуального теста, диагностирующего общие знания испытуемых, усвоенных в процессе изучения школьной программы (ШТУР). «Подражание» было измерено при помощи ориентировочных тестов (ТПА-САД). «Творческая самостоятельность» определяется при помощи методики оценки креативности (модификация теста С. Медника) .
- 4. Формально-количественная (.математическая) модель обучаемости представляет собой математическую функцию «опыта», «подражания» и «творческой самостоятельности». Эмпирически было определено, что каждый элемент входит в ОБЧ со своим весовым коэффициентом: Оп -
- 0,333; По - 0,343; ТС - 0,324. В качестве абстрактной модели путем аппроксимации методом наименьших квадратов была выбрана линейная регрессия {у = b + ах г). «Опыт» определяется при помощи интеллектуального теста, диагностирующего общие знания испытуемых, усвоенные в процессе изучения школьной программы, и моделируется в виде уравнения линейной регрессии: У 0п = 2,52 + 0,44х 1? где У 0п - оценка «опыта»; х { - показатель теста. Коэффициент корреляции R xy = 0,54 (р х 2 - показатель ориентировочного теста. Коэффициент корреляции R vy = 0,67 (р R 4/ = 0,42 (р 0,05)1.
Таким образом, ОБЧ рассчитывалась по формуле ОБЧ = 2,53 + 0,15^! + + 0,09х 2 + 0,01лг 3 , которая представляет собой математическую модель оценки обучаемости, т.е. мы имеем дело с моделью прогноза обучаемости, которую можно вполне использовать в учебно-воспитательном процессе в школе.
5. Интерпретационная модель представляет собой совокупный вывод об уровне развития и проявления переменных «опыта», «подражания» и «креатипости» испытуемых, основанный на параметрах нормального распределения данных (Закон Гаусса - Лапласа). Интерпретационная модель может быть описана в виде диапазонов показателей в «сырых» значениях тестов или в стандартных баллах. Расчет границ диапазонов производится по формуле М х + 8 Г Число интерпретационных диапазонов определяется исходя из необходимой размерности поля решений об уровне развития исследуемого качества.
Например, если поле решений в рамках обучения в образовательной организации предполагает четырехбалльную оценку исследуемого качества, то интерпретационная модель будет состоять из четырех интерпретационных диапазонов (рис. 6.2). 1
Рис. 6.2.
Таким образом, в широком смысле основной целью моделирования является формирование экспериментальной гипотезы и выполнение мероприятий по ее экспериментальному подтверждению.
Организационно-процессуальная модель психологического эксперимента. Моделирование процесса психологического исследования представляет следующий общий алгоритм: возникшая социальная или научная потребность приводит к гипотетическим представлениям, требующим экспериментальной апробации, в результате которой гипотеза принимается или отвергается (рис. 6.3).
Рис. 6.3.
В научных исследованиях большую роль играют гипотезы, т.е. определенные предсказания, основывающиеся на теоретических изысканиях, небольшом количестве опытных данных, наблюдений, догадок. Проверка выдвигаемых гипотез осуществляется в ходе специально поставленного эксперимента. В этом случае теоретическая гипотеза преобразуется в экспериментальную, т.е. в некую конструкцию измеряемых переменных.
Моделирование эксперимента возможно на основе понимания сущности самой экспериментальной процедуры. Представление экспериментальной процедуры с момента вхождения эксперимента в психологическую науку основывалось на традиции бихевиоризма. Именно в этом ключе начальное теоретическое обоснование психологического эксперимента дал В. Вундт. Исследователи Вюрцбургской школы, в частности И. Ах (N. Ach), ставили под сомнение адекватность модели «S-R» («стимул - реакция») для целей психологического исследования, указывая, что в экспериментальную ситуацию вмешивается сам исследователь (инструкция, общение с испытуемым и т.д.), а стимул необходимо рассматривать и как экспериментальное воздействие, и как межличностное взаимодействие. Л. С. Выготский также отмечал непригодность бихевиористской модели эксперимента, так как схема «S-R», рассматривая психику испытуемого как реактивную, применима лишь для исследования низших психических функций. По его мнению, активность испытуемого должна быть основанием для изучения высших психических функций человека. Инструментальный метод, предусматривающий зту активность, должен быть господствующим в психологическом эксперименте. Л. С. Выготский представил соответствующую модель эксперимента (рис. 6.4).
Рис. 6.4.
по Л. С. Выготскому
Поскольку в естественнонаучном психологическом исследовании материалом является поведение человека, то так называемая модель эксперимента описывается особым логическим языком, который разрабатывали К. Левин (К. Lewin), Ч. Филмор (С. Fillmore), Г. X. фон Врихт (G. Н. von Wright), Г. А. Балл, Ж. Нюттен (J. Nuttin), Т. Парсонс (Т. Parsons) и др. При этом А. Ф. Лазурский, С. Л. Рубинштейн, Я. А. Пона- марев, А. В. Брушлинский и другие исследователи в качестве глобальных понятийных конструктов использовали среду (мир, окружение, множество объектов), систему (агент, субъект), действие (операция, поведение, акт), взаимодействие среды и системы.
В современных разработках моделей психологического эксперимента доминирует принцип действительности , т.е. различаются явные и скрытые переменные, их отношения, связи, а также строится логика интерпретации. Также учитывается изменение состояний среды, системы и состояний субъекта. Рассматриваются две формы взаимодействия среды и системы, где поведение направлено на среду (исполнительское действие, преобразование) и характеристику смены пространственно-временных состояний системы. Предусматривается также возможность двух вариантов описания поведения и действия - активного целесообразного и реактивного поведения. В соответствии с этим определяются два типа его объяснения - телеологическое 1 и каузальное 1 . Их взаимодополняемость подчеркивал Н. А. Бернштейн.
Экспериментирование в психологии отличается обилием неопределенностей, которые являются источником ошибок. Зачастую чем полновеснее психологические данные, тем больше вероятность неясностей и ошибок. Проблема модели психологического эксперимента состоит не столько в адекватном применении статистических процедур (разработано множество совершенных математических методов анализа и интерпретации данных), сколько в применении статистики в отношении адекватно выбранных переменных. Имеют место проблемы валидности динамики переменных, умения найти факты их изменения вследствие экспериментального воздействия. Проблемы объяснения динамики переменных в психологическом эксперименте сродни «искусству понимания» сущности личности испытуемого.
Существенной проблемой интерпретации экспериментальных результатов является выбор стратегии интерпретации психологических данных. К первой стратегии можно отнести представления о детерминации взаимодействия в структуре личности различных черт. В этом ракурсе человек представляется как соотнесение бинарных личностных свойств. Вторая стратегия отличается выраженной профильностью или радикализмом. Бинарные системы противоположных черт в структуре личности могут иметь определенный акцент - радикал, который складывается из частей (черт, качеств) и представляет собой целое, структуру личности. Задача эксперимента - выявить эту структуру, определить ее динамические составляющие и жесткий, относительно неизменный «каркас».
Таким образом, модель экспериментального исследования представляет собой систему не только взаимодействия переменных, но и взаимоотношений исследователя и испытуемого в экспериментальной ситуации.
Основными элементами ситуации эксперимента могут являться: 1) объект воздействия (агент, субъект, человек, группа) с его контролируемыми и неконтролируемыми параметрами (возраст, пол, уровень знаний, умений, навыков, определенные психические переменные, мотивация) - ОВ; ; 2) формальное взаимодействие испытуемого и исследователя (экспериментальная задача (цель), экспериментальное воздействие, инструментальная задача, инструкция, прибор) - ФВ ИИ; 3) эмоциональное взаимодействие испытуемого и исследователя (неформальные отношения, симпатия/анти - патия) - ЭВ ИИ; 4) взаимодействие в обследуемой группе (формальные и неформальные отношения, «эффект группы») - ВОГ; 5) взаимодействие со средой (фон, множество объектов, информационные факторы, факторы обитаемости) - ВС; 6) действие (понимание инструкции, принятие решений, исполнение решений, удовлетворенность, усталость) - Д.
Временные, процессуальные и пространственные факторы относительно упорядочивают элементы системы таким образом, как показано на схеме (рис. 6.5).
Рис. 6.5.
Следует подчеркнуть, что задачей моделирования экспериментальных воздействий является максимальное приближение эксперимента, с одной стороны, к реальности, с другой - к гипотезе. В. Н. Дружинин предложил гипотетическую схему отношений между основными характеристиками экспериментального исследования в виде некой системы координат 1 (рис. 6.6).
Рис. 6.6.
Наибольшее приближение к теории или гипотезе является основной задачей проектирования эксперимента. Этому стремлению соответствует так называемый «идеальный эксперимент » - так его впервые назвал Г. Кэппел (G. Керре]) . Провести «идеальный эксперимент» практически невозможно, так как предполагается, что исследователь, манипулируя независимой переменной, осуществляет полный контроль зависимой переменной. Также предполагается, что экспериментатор обеспечивает постоянство условий, эквивалентность и неизменность выборок, «отсутствие» временных характеристик, возможность одновременного проведения экспериментальных воздействий, а также повторения эксперимента в различных ситуациях и с любыми испытуемыми. Мерой приближения «идеального эксперимента» к гипотезе является операционная валидность. Координата «реальность» предполагает соотношение гипотезы и внешних условий проведения эксперимента. В экспериментальной
психологии существует такое понятие, как «эксперимент полного соответствия », где осуществляется экспериментальное воспроизведение практики. Мерой соответствия такого исследования реальной ситуации является внешняя валидность, т.е. возможность переноса экспериментальных результатов в реальную жизнь и их обобщение для других объектов.
Д. Кэмпбелл «реальный эксперимент» связывает с внутренней валидностью, т.е. мерой влияния на зависимую переменную тех условий (независимой и внешних переменных), которыми варьирует исследователь. «Реальный эксперимент» осуществляется в условиях, при которых переменные контролируются не полностью. Поэтому планирование эксперимента преследует главную цель - повышение валидности. И чем она выше, тем выше вероятность того, что эффект вызван именно изменением независимой переменной.
Братко А. А. Моделирование психики. М. : Наука, 1969. Причинно-следственная характеристика поведения человека.
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.
Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это - методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
История применения методов исследования в психологии
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики. Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.
С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.
Основные методы психологических исследований
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.
Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов. Ниже представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке. Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:
Наблюдение
Внешнее (наблюдение со стороны)
Внутреннее (самонаблюдение)
Свободное
Стандартизированное
Включенное
Стороннее
Письменный
Свободный
Стандартизированный
Тест-опросник
Тест-задание
Проективный тест
Эксперимент
Естественный
Лабораторный
Моделирование
Математическое
Логическое
Техническое
Кибернетическое
Наблюдение, как метод исследования в психологии
Наблюдение имеет несколько вариантов.
Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее наблюдение или самонаблюдение , применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
Стандартизированное наблюдение , напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.
Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.
Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.
Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.
Опрос, как метод исследования в психологии
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Тесты, как метод исследования в психологии
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это - их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях обычно применяется третий тип тестов - проективные . В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.
Эксперимент, как метод исследования в психологии
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.
Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.
Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.
Моделирование, как метод исследования в психологии
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступноcти. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это - попытки построения перцептронов - машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.
Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.
Другие методы исследования в психологии
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.