Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применить
Декарт
Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим. Сколько стилей общения существует? На этот вопрос трудно ответить. Однако если исходить из того, что стиль общения - это просто большая готовность человека к той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуальным, манипулятивным и гуманистическим . Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный - деловыми, а гуманистический - межличностными.
В дальнейшем мы будем исходить из того, что стиль общения - это скорее предрасположенность к определенному общению, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций. Однако стиль не полностью определяет общение человека, он может общаться и в чужом стиле. Например, если человеку свойственен в основном манипулятивный стиль, это не значит, что его общение с ближайшим другом тоже будет деловым.
Ритуальное общение. Здесь главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некоторая "маска" с заранее заданными свойствами Эти ритуалы требуют от участников только одного - знания правил игры.
В подобном стиле осуществляются многие контакты, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, не имеют и не могут иметь никакого результата.
Например, день рождения. Все присутствующие знают друг друга лет двадцать, собираются вместе 3-4 раза в год, сидят по несколько часов и говорят об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так кроме этого каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, это абсолютно бессмысленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Случается и такое, но гораздо чаще мы получаем от такого рода встреч удовольствие. Зачем нам это нужно?
Описанная ситуация - типичный случай ритуального общения, при котором главным является подкрепление связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений, повышение самооценки и самоуважения. В ритуальном общении партнер - лишь необходимый атрибут, а его индивидуальные особенности несущественны. Это верно и тогда, когда мы хорошо знаем человека, и тогда, когда видим в первый раз. Важно только одно - его компетентность относительно конкретного ритуала.
Вспомним широко известное выражение, что зануда - это человек, который в ответ на вопрос. "Как живешь 9 ", начинает подробно рассказывать, как он живет. Иными словами, мы понимаем или воспринимаем человека как зануду только тогда, когда он выходит за рамки ритуала. Если же он не выходит за них (например, на сакраментальный вопрос отвечает "нормально "), то мы о нем не можем сказать ничего конкретного, да это нам и не нужно.
В ритуальном общении для нас существенно следование роли - социальной, профессиональной или межличностной.
Скажем, на вопрос: "Как живешь?" надо отвечать что-то вроде: "нормально", "прекрасно", "отлично"и т.д., а вот ответ: "отвратительно", предполагающий в дальнейшем вопрос: "А что так?" и последующую беседу на эту тему, - это уже выход из ритуала приветствия и переход к другому общению. Человек, отвечающий, что он живет отвратительно, уже выходит за рамки своей ритуальной роли.
Для ритуального общения очень важно, с одной стороны, правильно распознать ситуацию общения, и представить себе, как в ней себя вести - с другой.
Например, кто-то уходит из гостей. Он уже одет, стоит в дверях, но все не уходит, что-то говорит, говорит - десять минут, полчаса. Человек не распознает ситуацию, в которой должен происходить ритуал прощания, а продолжает существовать в ситуации "застольной беседы ". Гость не выполняет ролевые ожидания и его начинают воспринимать как надоедливого, назойливого человека.
Во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в ритуальном общении, в еще большем количестве ситуаций мы участвуем в нем автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, что мы делаем.
Мы много раз здороваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в одной организации, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем у них "Как дела?", узнаем, что нормально, говорим о погоде, ругаем общественный транспорт, который "плохо ходит ", смеемся. И такое общение человеку тоже необходимо - представьте себе, какова была бы ваша реакция, если вдруг все перестали бы с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистическая, так как лишение человека этого ритуала прямо свидетельствует о социальной изоляции и воспринимается им в качестве таковой.
Отсюда следует, насколько большое значение человек придает ритуальному общению. Но ритуальное общение редко преобладает в жизни. Оно бывает лишь прологом к другому общению - манипулятивному.
Манипулятивное общение. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Что важно продемонстрировать собеседнику в манипулятивном общении? Только то, что поможет достижению цели. В манипулятивном общении мы "подсовываем" партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения.
Не следует делать вывод, что манипуляция - это негативное явление. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути любое обучение (субъекту необходимо дать новые знания о мире), убеждение, управление всегда включают в себя манипулятивное общение. Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.
Манипулятивное общение - чрезвычайно распространенный вид общения, который встречается в основном там, где существует совместная деятельность. Важно помнить об одном существенном моменте - отношении человека к манипулятивному общению и обратном воздействии манипулятивного стиля.
Представьте себе, что вы сидите в кабинете руководителя среднего ранга, которому часто звонят по телефону. Стиль разговора все время изменяется. Если статус оппонента выше - один тон, если ниже - другой. Это типичный пример манипулятивного общения, и каждый про себя будет объяснять, что "так и надо, иначе ничего не сделаешь". Однако многим это неприятно.
И наконец существует обратное влияние манипулятивного общения на личность, которая его использует. Существует манипуля-тивная деформация личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального употребления манипулятивного общения, хорошей техники по его использованию и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции (и тогда, когда это нужно, и когда оно совершенно неоправданно).
Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, как в ритуальном общении, не изменение точки зрения партнера, как в манипулятивном общении, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.
Ситуации гуманистического общения всем известны - это интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение. Оно связа-
но с настроенностью и целями партнеров. Но здесь следует указать на ситуации, когда данное общение и даже его отдельные элементы неуместны.
Например, телефонисты справочных служб раздражаются на тех клиентов, которые, вместо того чтобы быстро задать вопрос, пытаются сначала вступить с ними в доверительное общение: представиться, познакомиться, рассказать о своих проблемах, причинах обращения в справочную службу и т.д.
Гуманистическое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением, отношением к партнеру). Это не означает, что гуманистическое общение не предполагает социальной детерминации. Очевидно, что человек, как бы он ни общался, все равно остается социальным (т.е. связанным с жизнью и отношениями людей в обществе). Однако в данном общении (больше, чем в других видах) прослеживается зависимость от индивидуальности. В гуманистическом общении партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важ-" ные и неважные в данный момент качества.
Например, мы можем за два часа беседы хорошо узнать случайного попутчика в поезде и быть уверенным, что мы его правильно поняли. При этом мы можем плохо понимать или совсем не понимать, что представляет собой как человек секретарша нашего руководителя, с которой мы "общаемся " чуть ли не ежедневно уже много лет подряд.
Наш попутчик, с которым мы откровенно поговорили, пытаясь понять друг друга и не преследуя больше никаких целей (какие могут быть "дела" с незнакомым человеком), "открылся " нам, мы его "почувствовали ". А общение с секретаршей всегда носит в той или иной степени манипулятивный характер, следовательно, и воспринимаем мы ее очень ограниченно - только по отношению к тем функциям, которые она должна выполнять в наших делах.
Основным механизмом воздействия в гуманистическом общении является внушение, суггестия - самый эффективный из всех возможных механизмов. Важно помнить, что это обоюдное внушение, так как оба партнера доверяют друг другу, и поэтому результатом является не изменение точки зрения одного из них, а взаимное совместное изменение представлений обоих партнеров.
Итак, мы достаточно подробно рассмотрели (с привлечением различных примеров) проблему общения в целом, а также остановились на структуре, содержании, характеристике элементов общения, механизмах воздействия на партнера по общению. В главе II мы перейдем к проблеме делового общения, но для этого необходимо основательно усвоить то, что изложено в главе 1.
Психологический практикум
Тест "Ваш стиль общения "
Нам редко удается взглянуть на себя "со стороны", а ведь у каждого человека существует своя излюбленная манера общения - то, что обычно называют стилем. Ваш стиль общения поможет определить данный тест. На каждые из 20-ти вопросов даны 3 варианта ответов: подчеркните тот, который вас устраивает.
1. Склонны ли вы искать пути примирения после очередного служебного конфликта?
а. Всегда.
б. Иногда.
в. Никогда.
2. Как вы ведете себя в критической ситуации?
а. Внутренне "кипите".
б. Сохраняете полное спокойствие.
в. Теряете самообладание.
3. Каким считают вас коллеги?
а. Самоуверенным и завистливым.
б. Дружелюбным.
в. Спокойным и независимым.
4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
а. Примите ее с некоторыми опасениями.
б. Согласитесь без колебаний.
в. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.
5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?
а. Выдадите ему "по первое число".
б. Заставите вернуть.
в. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
6. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся (вернулась) с работы позже обычного?
а. Что тебя так задержало?
б. Где ты торчишь допоздна?
в. Я уж начал(а) волноваться.
7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?
а. Стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост»
б. Вам все равно, сколько автомобилей вас обогнало.
в. Мчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.
8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
а. Сбалансированными.
б. Легкомысленными.
в. Крайне жесткими.
9. Что вы предпринимаете, если не все удается?
а. Пытаетесь свалить вину на другого.
б. Смиряетесь.
в. Становитесь впредь осторожнее.
10. Как вы реагируете на фельетон о случаях распущенности среде современной молодежи?
а. Пора бы уже запретить молодежи такие развлечения.
б. Надо создать возможность для молодежи организованно и культурно отдыхать.
в. И чего мы столько возимся с молодежью?
11. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?
а. И зачем я только на это нервы тратил(а)?
б. Видно, этот человек начальнику приятнее.
в. Может быть, мне это удастся в другой раз.
12. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?
а. Страха.
б. Скуки.
в. Искреннего удовольствия.
13. Как вы будете себя вести, если образовалась дорожная пробка и вы опоздали на важное совещание?
а. Будете нервничать во время совещания.
б. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
в. Огорчитесь.
14. Как вы относитесь к своим спортивным увлечениям?
а. Обязательно стараетесь выиграть.
б. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
в. Очень сердитесь, если проигрываете.
15. Как вы поступите, если вас плохо обслужат в ресторане?
а. Стерпите, чтобы избежать скандала.
б. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.
в. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидят в школе?
а. Поговорите с учителем. ^
б. Устроите скандал родителям ребенка, обидевшего вашего.
в. Посоветуете ребенку дать сдачи.
17. Какой вы человек?
а. Средний.
б. Самоуверенный.
в. Пробивной.
18. Что вы скажете подчиненному, с которым столкнулись в дверях?
а. Простите, это моя вина.
б. Ничего, пустяки.
в. А повнимательнее вы не можете быть?
19. Какова ваша реакция на статью в газете о хулиганстве в среде молодежи?
а. Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?
б. Надо бы ввести суровые наказания!
в. Нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!
20. Какое животное вы любите?
а. Тигра.
б. Домашнюю кошку.
в. Медведя.
Оценка ответов. Определите ваш ответ в баллах. Баллы просуммируйте. Если вы не выбрали ответ из предложенных вариантов, то по заданному вопросу вы набрали 0 баллов.
Баллы за | |||||||||||
вопросов | |||||||||||
Интерпретация результатов
Тест "Стиль взаимодействия "
34 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы "греетесь под любым ветерком". И все же побольше решительности вам не помешает! К критике "снизу" относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критики "сверху".
35-44 балла. Вы умеренно агрессивны, вам сопутствует успех в жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия. К критике вы относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.
45 баллов и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестки по отношению к другим людям, надеетесь дойти до управленческих "верхов", рассчитывая на свои силы. Добиваясь успеха в какой-либо области, вы можете пожертвовать интересами окружающих. К критике вы относитесь двойственно, критику "сверху" принимаете, а критику "снизу" воспринимаете болезненно, порой небрежно. Вы можете преследовать критику "снизу".
Если по семи и более вопросам вы набрали по 3 балла и менее чем по семи вопросам - по 1 баллу, то ваша агрессивность носит скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям, относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Если же по семи и более вопросам вы получили по 1 баллу и менее чем по семи вопросам - по 3 балла, то вы чрезмерно замкнуты. Это не означает, что вам не присущи вспышки агрессивности, просто вы их тщательно подавляете 1 .
Действия | ||
Указывает, что надо делать Выслушивает мнения других Дает возможность другим участвовать в принятии решения Дает возможность другим действовать самостоятельно Настойчиво объясняет, как надо что-либо сделать Обучает других работать Советуется с другими Не мешает другим работать Указывает, когда надо делать работу Учитывает успехи других Поддерживает инициативу Не вмешивается в процесс определения целей деятельности другими Показывает, как надо работать Иногда дает возможность другим принимать участие в обдумывании проблемы Внимательно выслушивает собеседников Если вмешивается в дела других, то по-деловому Не разделяет мнения других Прилагает усилия с целью улаживания разногласий Старается улаживать разногласия Считает, что каждый должен применять свой талант, как может |
1 См.: Шепель В.М. Управленческая этика. - М., 1989. 50
а. Действия 1, 5, 9, 13, 17 указывают на приверженность к директивному стилю.
б. Действия 3, 7, 11, 15, 19 свидетельствуют о приверженности к коллегиальному стилю.
в. Действия 4, 8, 12, 16, 20 являются индикаторами невмешательства в действия других людей.
г. Действия 2, 6, 10, 14, 18 дают основание судить о приверженности к деловому стилю.
Подсчитайте баллы. В каждой группе можно максимально набрать 25 баллов.
20 и более баллов свидетельствуют о том, что человек привержен к стилям а, б, в или г.
12-14 баллов означают, что иногда он склонен проявлять именно данный стиль взаимодействия.
Общий показатель (по всему тесту) в 70-80 баллов свидетельствует об устремленности к взаимодействию с людьми.
Показатель в 30-40 баллов говорит о пассивности человека в групповой деятельности 1 .
Тест "Общительный ли вы человек ?"
Этот тест позволит вам определить уровень вашей коммуникабельности, разобраться в особенностях своего стиля общения.
1. Если вас пригласил в гости человек, которому вы г не симпатизируете, то примете ли вы это приглашение?
б. Только в исключительных случаях.
2. Представьте себе, что в гостях вы вынуждены сидеть около человека, которого вы считаете своим врагом. Как вы себя поведете?
а. Не буду обращать на него внимания. -
б. Буду отвечать только на его вопросы.
в. Попытаюсь завязать с ним непринужденный разговор.
3. Вы только что собрались зайти в одну квартиру, но внезапно слышите, что там возник семейный спор. Что вы сделаете?
а. Все-таки позвоню.
б. Подожду, пока спор прекратится.
4. Что вы сделаете, если в гостях вам предложат блюдо, которое| вы не любите?
а. Несмотря на отвращение, съем его.
б. Скажу хозяевам, что не могу его есть.
в. Пожалуюсь на отсутствие аппетита.
5. Какой бутерброд вы обычно выбираете?
а. Самый лучший.
б. Самый маленький.
в. Ближайший ко мне.
6. Что вы предпримете в том случае, если в компании внезапно «ступил перерыв в разговоре?
а. Подожду до тех пор, пока кто-нибудь не начнет разговор на новую тему.
б. Сам найду какую-нибудь тему.
7. Представьте, что вы на работе или где-нибудь еще попали в неприятное положение. Расскажете ли вы об этом своим знакомым?
а. Обязательно.
б. Только друзьям.
в. Не скажу ни одному человеку.
8. Добавляете ли вы что-нибудь от себя в рассказы, которые слышали от других?
б. С очень незначительными "улучшениями".
в. Почти нет.
9. Носите ли вы с собой фотографию любимого человека и показываете ли вы ее друзьям?
б. Иногда.
в. Никогда.
10. Что вы делаете, если, будучи в компании, не понимаете рассказанного анекдота?
а. Смеюсь вместе со всеми.
б. Остаюсь серьезным.
в. Прошу, чтобы кто-нибудь объяснил мне суть анекдота.
11. Что вы предпринимаете, если, будучи в компании, начинаете ощущать резкую головную боль?
а. Тихо терплю.
б. Прошу таблетку от головной боли.
в. Иду домой.
12. Что вы делаете, если, находясь в гостях, узнаете, что по телевизору сейчас начнется передача, которая интересует только вас?
а. Прошу, чтобы хозяин включил телевизор.
б. Смотрю ее в соседней комнате, чтобы не помешать
остальным гостям.
в. Отказываюсь от просмотра передачи.
13. Вы находитесь в гостях. Какая ситуация для вас более комфортна?
1 См.: Ладанов И Д. Мастерство делового взаимодействия - М., 1989.
а. Когда развлекаю гостей.
б. Когда меня развлекают другие.
14. Обладаете ли вы привычкой заранее решать, как долго сможете оставаться в гостях?
б. Иногда. *
15. Корреспондент газеты взял у вас интервью. Какова ваша реакция?
а. Доволен, если это интервью напечатают.
б. Хотел бы, чтобы это было уже в прошлом.
в. Мне это совсем безразлично.
16. Смогли бы вы беспристрастно отнестись к людям, которых терпеть не можете?
а. Безусловно.
б. Только в виде исключения.
в. Не задумывался над этим вопросом.
17. Соглашаетесь ли вы с мнением других людей, если оно справедливо, но для вас неблагоприятно?
а. Не всегда.
б. Если только оно подтверждает мое мнение.
в. А зачем, собственно говоря, это делать?
18. Когда вы прекращаете спорить?
а. Чем скорее, тем лучше.
б. Когда этот спор не имеет никакого смысла.
в. После того, как я убедил своего оппонента.
19. Если вы знаете наизусть стихи, то будете ли читать их в обществе?
а. С удовольствием.
б. Если об этом попросят.
в. Ни в коем случае.
20. Представьте себе, что вы живете во времена графа Монте-Кристо, сидите в подземной тюрьме и внезапно узнаете, что в соседней камере заключен ваш злейший враг. Начнете ли вы с ним перестукиваться?
а. Как можно скорее.
б. Когда не смогу больше терпеть одиночества.
в. Никогда.
21. Есть ли у вас обыкновение встречать Новый год на главной площади города?
в. Под Новый год я обычно сплю.
Интерпретация результатов. В результате подсчета баллов вы можете отнести себя к одной из следующих групп.
280-300 баллов. Возникает подозрение, что вы не всегда внимательно читали поставленные вопросы или не всегда искренне на них отвечали Проверьте-ка себя еще раз
200-280 баллов. Вы можете быть довольны собой - по крайней мере, в том, что касается ваших общественных способностей Вы охотно проводите свободное время среди людей и в любом обществе являетесь желанным гостем и собеседником. Вы обладаете живым умом, впечатлительны, хороший слушатель и рассказчик. Эти и некоторые другие способности часто делают вас душой компании.
100-200 баллов. Ваше отношение к общественной жизни нелегко определить. С одной стороны, вы обладаете свойствами и наклонностями, которые делают вас приятным для общества человеком, с другой - прочие качества вашего характера как бы затеняют первые. В целом вы можете чувствовать себя вполне удовлетворительно в обществе, хотя вам не всегда легко удается приспособиться к окружающим. Однако в обществе, в окружении людей, которым вы симпатизируете, вы часто проводите очень приятные часы.
50-100 баллов. Вам нужно признаться в том, что, как правило, вы любите одиночество и в узком семейном или дружеском кругу чувствуете себя значительно лучше, чем в большой компании. Что ж, многие знаменитые люди, вошедшие в историю, нередко принадлежали к этой категории людей.
0-50 баллов. Вы слишком замкнуты и живете, избегая общества других людей. Советуем вам быть пообщительнее: это необходимо, в первую очередь, именно для вас самих.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Институт повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет»
Итоговая квалификационная работа
по курсу: Современные педагогические технологии профессионального обучения. Обучение в деятельности
Разработка плана урока по дисциплине «Социальная психология»
Тема
: Манипулятивный стиль общения(методика направляющего текста)
Выполнили:
Мансурова С.А. преподаватель психологии
Быкадорова Н.С. преподаватель менеджмента
Проверил:
Чуб Е.В., к.п.н., доцент
зав.каф. МиМПО
ИПКиПРПО-СибГТУ
Дисциплина: Социальная психология
Тема
: Стили общения. Манипулирование.Тип урока:
Сообщение новых знанийЦель урока:
1) раскрыть один из видов неконструктивного общения – манипулирование;
2) дать представление об особенностях манипулятивного стиля общения, проанализировать его проявления в поведении; причины, заставляющие людей использовать этот стиль, основные приемы манипуляции.
Задачи урока:
Развивающая – развивать навыки распознавания и противостояния манипулированию со стороны других людей
Воспитательная – способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения, воспитанию социально-психологических свойств личности
Ход урока
Этапы
Фазы ПРД
цель
ПД
время
Содержание деятельности
Метод и форма
Средства обучения
преподаватель
студент
1.Организационный момент
Проверить готовность студентов к уроку
Проверяет готовность студентов к уроку
Готовится к уроку
2.Сообщение темы и целей урока. Знакомство с поставленной задачей
задание
Мотивировать студентов на выполнение задания
Сообщает тему урока, мотивирует на выполнение задания, выдает направляющий текст, инструктирует студентов по работе с направляющим текстом
Записывает тему урока, знакомится с напр. текстом
Направляющий текст
3.Теотретическая работа
информирование
Освоение новых знаний
Выдает необходимые дид. матер. Дает инструкции по заполнению схемы
По мере изучения теоретич. материала, заполняет схему и переносит в тетрадь
групповая
ИЛ-1- ИЛ-6
4.оценка теоретической работы
информирование
Самооценивание студентами уровня усвоения теоретического материала
Выдает студентам эталон тестовых заданий и оценочный лист, дает инструкции по заполнению оценочного листа
Сверяют свои ответы с эталоном, заполняют оценочный лист
Групповая работа
Эталон тестовых заданий и оценочный лист
5.планирование
Планирование и принятие решения
Планирование студентами хода выполнения задания
1-2
10 минут
Консультирует студентов
Работает с направляющим текстом, отвечает на предложенные вопросы
Индивидуальная работа
Направ. текст
6.Выполнение и контроль
выполнение
Выполнение поставленной задачи
Консультирует студентов по оформлению
Выполняют задание по вопросам, опираясь на схему
Индивидуальная работа
схема
контроль
Контроль за правильностью выполнения задания
1-2
Организует взаимоконтроль
Осуществляет взаимоконтроль и заносит полученные баллы в оценочный лист
Работа в парах
Оценочный лист
7.Оценка и заключение
оценка
Подведение итоговой отметки за урок
Консультирует студентов по переводу баллов отметку, подводит итоги урока
Переводят полученные баллы за урок в отметку
Индивидуальная работа
Оценочный лист
Направляющий текст
В техникуме стали появляться случаи манипулирования между студентами. Вам необходимо опираясь на конкретные ситуации определить тип манипулирования, причину и способы противостояния в зависимости от возможных последствий.
1 случай. В группе А студенты Иванов, петров, Сидоров систематически вымогают небольшие суммы денег у своих одногруппников.
2 случай. В группе Б староста настраивая студентов друг против друга пытается повысить свой социальный авторитет.
3 Случай. В группе В студент Козлов сообщает преподавателям о всех нарушителя среди одногруппников, тем самым пытаясь расположить педагогов к себе для успешной сдачи сессии.
Информирование: всю необходимую информацию для выполнения задания вы можете найти на информационных листах (ИЛ-1, ИЛ-2, ИЛ-3, ИЛ-4, ИЛ-5, ИЛ-6). Проконтролируйте уровень усвоения изученной вами информации при выполнении тестовых заданий (тестовое задание 1-5).
Планирование: письменно ответьте на предложенные вопросы и в группах обсудите вариативность ответов друг друга.
Каковы причины данного случая манипулирования?
К какому типу можно отнести студентов-манипуляторов?
Опишите, какие приемы манипулирования были использованы?
Спланируйте возможное поведение манипулятора.
Выберите оптимальный способ противостояния манипуляторам.
Принятие решения: Совместно заполните листы тестовых заданий, опираясь на свои ответы, полученные на этапе планирования. Проверьте правильность заполнения листов тестовых заданий по эталону, прикрепленному на доске.
Выполнение: в соответствии с листами тестовых заданий ответьте индивидуально на предложенные в планировании вопросы.
Контроль: проконтролируйте качество своих ответов с помощью эталона задания направляющего теста.
Информационный лист – 1
Манипулирование – это распространенный стиль межличностного общения, целью которого является воздействие на организацию деятельности другого человека для получения определенной выгоды
Информационный лист – 2
Причины
манипулирования
1.
2. Любовь. (Любовь – это победа, достичь которой нелегко. Это власть, которая позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь.)
3. Неопределенность. (Человеку трудно переносить неопределенность, и он стремится преобразовать ситуацию в выгодную для себя сторону.)
4. Нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения.
5. Желание получить одобрение, понравиться всем и каждому.
Информационный лист - 3
Типы манипуляторов
Пассивный
Активный
манипулятор пытается управлять другими людьми с помощью активных методов, таких как угрозы, шантаж, заставляя уступитьСоревнующийся
манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир. Бросает вызов и не позволяет выйти из игрыБезразличный
манипулятор играет в безразличие, старается уйти, устраниться от контактов. Демонстрирует, что его уже ничто не интересует и исход дела для него не важен, при этом заметно, что он обиженИнформационный лист – 4
Манипулятор может использовать следующие приемы
1. Обрушить на окружающих мешанину чувств, доводя их до полной растерянности.
2. Приберечь эмоции про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент.
3. Приукрашивать нормальные чувства и отношения и пытаться представить их как свою добродетель, большую заслугу.
4. Применять угрозы («Ага! Вы так! Ну так я брошу школу!»)
5. Сознательно или бессознательно спекулировать хорошим отношением к себе («Ты меня не любишь, иначе бы ты…»)
6. Постоянно прибегать к сравнениям себя с другими, в которых звучит скрытый упрек («У всех есть, а у меня….»). Этот трюк часто используют дети, манипулируя своими родителями, когда рассказывают, что у всех знакомых есть, например, компьютер, а у них – «несчастных» - до сих пор нет.
7. Шантажировать вас («А я расскажу…»).
8. Настраивать людей друг против друга.
9. Демонстрировать свое подавленное состояние, вольно или невольно взывая к сочувствию. Бывает даже так называемая демонстративная депрессия.
Информационный лист – 5
Возможные последствия противостояния:
1. Преждевременные извинения.
2. Отказ принимать борьбу всерьез.
3. Бегство, стремление избежать конфронтации лицом к лицу, например отмалчивание в ответ на упреки.
4. Использование интимных знаний о партнере.
5. Цепное реагирование: «примешивание» не относящихся к делу вопросов для того, чтобы организовать атаку.
6. Намеренное создание и усиление чувства эмоционального дискомфорта.
7. Предательство.
8. Косвенное нападение, например на некую персону, идею, которые дороги партнеру, - «удар рикошетом».
9. Они могут притворяться, что соглашаются с точкой зрения партнера, но делают это только ради кратковременного мира.
10. Дают обещания, но не делают никаких попыток их выполнить.
11. Требуют намного большего, чем партнер может дать.
Информационный лист – 6
1.Прежде всего попытайтесь понять, кто перед вами, т.е. разгадать манипулятора (иногда уже такая разгадка может «отрезвить» его). А дальше решайте – принимать его игру или нет. Если по каким-то причинам вы не хотите или не можете ее принять, скажите ему об этом прямо, но дипломатично. Порой этого бывает достаточно, чтобы заинтересованный в общении с вами человек сменил свою тактику.
2
.Если вдруг такой открытый разговор не дал результата, а общения все же не избежать, то здесь главное правильно – не поддаваться на провокации, не «заводиться», сохранять хладнокровие и достоинство. Одна из самых эффективных техник воздействия на партнера – техника игнорирования. Всегда можно что-то не услышать, не заметить, не придать значения, т.е. обесценить. А обесценить усилия и «искусство» манипулятора – это уже немало.Аморальным, обманным и тайным влиянием на поведение обычно характеризуются манипуляции в общении. Это узкая точка зрения. Если посмотреть более широко, то психологические манипуляции окружают нас повсюду. Начальник управляет подчиненными, а подчиненные начальниками, супруги друг другом, а дети родителями. Люди не замечают, как на них воздействуют, они выполняют чужие пожелания, считая, что поступают по своей воле. В таком случае стоит научиться определять манипуляции, противостоять им и самим их использовать, потому что, вопреки сложившемуся мнению, манипулятивное общение не всегда является деструктивным.
Основные виды влияния
В процессе манипуляции всегда участвует субъект и объект воздействия. Последний не осведомлен о том, что на него оказывают психологическое воздействие, не понимает что его «слабыми местами» пользуется в эгоистичных целях его собеседник. Методы и способы манипуляции людьми в процессе общения различны, они делятся на «осознанные» и «неосознанные». Неосознанные воздействия - частое явление, сам субъект не понимает с какой целью влияет на поведение «объекта». Осознанные манипуляции встречаются особенно часто в деловой коммуникации, это сознательное управление другим для достижения определенных результатов.
Основные виды манипуляций - коммуникационные и поведенческие.
Коммуникационные - это влияние на другого человека при помощи общения. Приемы отличаются в зависимости от того, кто является адресатом манипуляции и чего от него нужно добиться. Большинство коммуникативных техник основываются на использовании эмоций, особенно успешны они при воздействии на чувствительных людей. Поведенческие манипуляции - это управление людьми при помощи поступков. Оба способа воздействия могут серьезно повлиять на личность объекта вплоть до ее подавления и подчинения. Опытные манипуляторы могут так искусно обвести человека вокруг пальца, что тот добровольно исполнит то, чего от него хотели, не понимая, что им управляли.
6 основ коммуникативного воздействия
На доверчивого человека повлиять очень легко, поэтому основная работа заключается в установлении эмоциональной близости со своей жертвой.
Необходимо собрать как можно больше информации о человеке, его эмоциональном состоянии, страхах, мечтах, увлечениях, привычках. Метод противодействия: уклоняться от вопросов, скрывать информацию о себе. Большинство видов манипуляций, используемых в общении, воздействуют на чувства.
Приведем примеры манипуляций в общении.
- Страх. Игра на страхе человека - одна из самых распространенных манипуляций. Начальник может мотивировать своих сотрудников, «мягко» намекая им, что может их уволить, если они не будут работать лучше. Родители рассказывают детям страшилки, чтобы отучить их разговаривать с незнакомыми. Метод используется против плохо информированных людей, которые принимают сказки об опасностях на веру и стремятся их избежать. Некоторые люди придумывают мифические опасности, чтобы поставить своих жертв под свой контроль.
- Любовь. Влюбленным человеком управлять легко. Частое использование приводит к потере уверенности в любви партнера или родителя.
- Неуверенность. Человек неуверенный - легкая добыча. Очень легко использовать его слабости и недостатки в свою пользу. Субъект воздействия чувствует свое превосходство. Способ борьбы с этой техникой - повысить свою уверенность.
- Вина. Технику применяют преимущественно в семьях: родители к детям, мужья к женам. Люди используют чужие оплошности, чтобы вызвать чувство вины, затем оппонента вынуждают выполнить что-то, чтобы загладить вину. Постепенно партнер по общению накапливает недовольство и раздражение, которое способно вылиться в агрессию, поэтому использовать данную технику постоянно опасно. Человек сохраняет молчание, демонстрируя свое расстройство и вынуждая оппонента заглаживать вину.
- Тщеславие. Чувство гордости и собственного достоинства настолько важно для человека, что он способен выполнить что угодно, если обвинить его в трусости или польстить. Человек, который постоянно вынужден что-то доказывать, морально и физически устает. Иногда люди, особенно дети, рискуют жизнью, чтобы доказать свою храбрость.
- Жалость. Чувство жалости можно использовать, чтобы подтолкнуть объект к нужным действиям. Со временем объект, израсходовав свои силы, или бросает субъекта, или начинает использовать эту технику себе во благо.
Невербальная коммуникация
Для воздействия на психику другого человека используют не только слова, но и движения, жесты. Одна из самых эффектных техник называется «отзеркаливание». При использовании этой техники субъект повторяет движения и жесты своего оппонента. Здесь приходится проявить тонкость, излишняя точность вызывает настороженность. На собеседника использование этой техники производит расслабляющий эффект. Он проникается доверием к человеку, который похож на него, «отзеркаливание» воздействует на бессознательное объекта.
Один из способов определить манипулятора - наблюдать за тем, как он говорит и какие жесты использует. Жесты будут оказывать лучшее влияние на слушателей, если будут естественными. Однообразные жесты выглядят неестественно и настораживающе, по этой причине движения во время разговора нужно варьировать.
- Руки протянуть к собеседнику открытыми ладонями вверх. Этот жест означает «доверься мне, я открыт для тебя».
- Ударить тыльной стороной ладони одной руки по открытой ладони другой - «поверь мне, согласись со мной, прими мои аргументы».
- Повернуть ладони тыльной стороной вверх - «вперед, пора делать».
- Сделать жест руками, напоминающий закручивание лампочки - «обрати внимание на эту маленькую деталь».
- Выставить руки вперед открытыми ладонями друг к другу - «мы друзья, не так ли?».
- Жесты отражаются на поведении собеседника или целой группы слушателей, располагая их к субъекту, открывая возможность для других манипулятивных техник. Рекомендуется жесты делать двумя руками для лучшей эффективности.
Доверительное поведение
Многие техники манипуляции предназначены для завоевания доверия человека, чтобы на него можно было легко влиять. Доверия можно добиться несколькими способами:
- Стать «своим» для объекта, доказать ему схожесть с субъектом. Это можно достигнуть «отзеркаливанием» поведения оппонента.
- Использовать комплимент, польстить, проявить сочувствие и поддержку. Для проявления сочувствия можно прикоснуться к руке или плечу.
- Выполнить мелкую услугу или предложить помощь. В обществе принят принцип «услуга за услугу»: человек, который помог субъекту, чувствует желание отплатить добром за добро.
- Встать на сторону объекта, если его критикуют.
- Применить природные данные. Соблазнение является одним из самых древних методов манипуляции. Женщины становится более податливыми перед чужим влиянием, если оно исходит от красивого мужчины, а сильный пол легко поддается на обаяние привлекательных девушек.
Приемы, стимулирующие общение, установление доверительных отношений можно применять в разных сферах жизни: как в рабочем коллективе, так и в семье.
Маска – это способ, которым человек представляет себя другим в той или иной ситуации. Психологи полагают, что маски используют все люди, а свое «внутреннее» истинное «Я» выражается только в моменты одиночества. У руководителя-манипулятора обычно есть много образов на каждый случай, он подготавливает их заранее. У использования масок есть плюсы: возможность сохранить лицо, бесстрастность, безопасность. Минус - риск потери авторитета при неудачном использовании образа.
Менеджер использует маску из-за недоверия к другим, страха перед сближением с коллегами, желания скрыть свою неуверенность. Руководитель скрывает свое «истинное Я» за образами для управления своими подчиненными и для встреч с клиентами. У масок, которыми пользуются работники, основная цель - проявление подчиненного положения. Маски никогда не носят постоянно, их меняют в зависимости от ситуации, от социального статуса собеседника. Чтобы эта техника манипуляции была более эффективной, нужно:
- Легко воспроизводить каждый образ и быстро «входить в него» при смене маски.
- Стремительно реагировать на меняющиеся обстоятельства.
- Не вживаться в образ, применять его только для достижения конкретной цели и не играть в маску постоянно.
Манипуляции - хороший способ приобретения краткосрочных выгод. Этот способ склонить оппонентов к чужим решениям снижает уровень доверия. Долгосрочные связи можно построить только на искренности.
Манипулятивное общение – форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера осуществляется скрытно для достижения своих целей.
Попытки управлять человеком или группой людей нередко натыкаются на сопротивление последних. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия открываются два пути:
1. попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, т.е. сломить сопротивление (открытое управление);
2. замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызывало возражения (скрытое управление).
Существует большое количество способов уберечься от манипуляций, но всё же все они состоят из переплетения шести так называемых базовых защитных установок. А именно: уход, изгнание, блокировка, управление, замирание и игнорирование
Уход - увеличение дистанции, прерывание контакта, удаление себя за пределы досягаемости влияния агрессора. Крайним выражением этой стратегии может считаться отчуждение, полная замкнутость в себе, отказ от контактов с людьми. Обычным проявлением этого вида защит является смена темы беседы, прерывание беседы под благоприятным предлогом, уход от контактов с неприятными Вам людьми.
Изгнание - увеличение дистанции, удаление агрессора. Предельным выражением такой защиты является убийство. Часто проявляется в увольнении с работы агрессора, изгнание его из дома, осуждение, колком замечании, насмешке (частичное убиение какой-либо части агрессора: привычки, характера и т.д.)
Блокировка - контроль воздействия, выставление преград на его пути. Предельное выражение - полная самоизоляция посредством активизирования отдельных статусов и подсистем. Повседневное применение в виде смысловых и семантических барьеров («Я не понимаю, о чём Вы говорите»), ролевые барьеры («я на работе»).
Управление - контроль воздействия, исходящий от агрессора, влияние на него. Предельное выражение - подчинение себе другого человека. Привычные способы использования таких защит - жалобы, плач, подкуп, попытки подружиться, спровоцировать желаемое поведение. Сюда же относиться и манипуляция, защитного происхождения.
Замирание - контроль информации о самом субъекте, её намеренное искажение или сокращение. Крайняя форма - оцепенение. Чаще всего проявляется в сокрытии чувств, обмане.
Игнорирование - контроль информации об агрессоре, искажённое восприятие агрессора или угрозы с его стороны. Предельная форма выражения - утрата адекватности восприятия, иллюзии. Обычно проявляется как стереотипизация (она просто дурачится), объяснение манипуляции позитивными намерениями (мне желают добра).
18. Эффекты восприятия.
Восприятие – целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. Восприятие зависит от:
1. индивидуально – личностных факторов.
2.социокультурных факторов (социальное происхождение, социальный статус человека).
Психологические эффекты мешающие нам воспринимать друг друга адекватно:
1.Эффект ореола – это преобладание какого-то одного сильного впечатления о человеке, которое переносится на всю его личность. Например, все недостатки при этом могут оправдываться или, наоборот.
2. Эффект первичности – похож на эффект ореола. Только в этом случае первая информация о человеке становится самой запоминающейся и важной, она определяет отношение ко всем его поступкам и в будущем практически не подвергается изменениям.
3. Эффект проецирования – проявляется в склонности людей приписывать другим свои собственные установки, эмоции, мнения или привычки, иначе говоря, судить их по себе. И если кто-то считает, что все вокруг скупые, упрямые или нечестные, стоит задуматься – почему он так думает?
4. Эффект ожидания.
5. Эффект обобщения.
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, в каждой ситуации человек по-разному «подает» себя. А если самоподача не адекватна, это затрудняет общение.
Существует четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.
Ритуальный стиль
Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.
Императивный стиль
Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях.
Манипулятивный стиль
Если цель императивного общения никак не завуалирована, то при использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.
Гуманистический стиль
К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания.