«Цели образования» - Разделение цели на части (подцели). Цель - ожидаемый результат. Определение стратегической цели, которая отражает проблемную ситуацию в целом. Цели в образовании. Правила построения «дерева целей». Показатели оценки качества планов. Классификация целей: цели-задания, цели-ориентации, цели системы. Полнота декомпозиции (на каждом уровне иерархии формулируется полный перечень подцелей).
«Об образовании в РФ» - Соотношение образовательного и гражданского законодательства? Тогда пригласите меня поучаствовать в таком педсовете. Примерная тематика групп. Изменения в законодательство. 2. Ликвидируется начальное профессиональное образование. 5. Снижаются меры социальной поддержки студентов. Противоречивость законодательства об образовании.
«Фигура человека» - Ярмарка с театральным представлением. Детей изображали как взрослых, но значительно меньших по размеру. 2. Выполнение частей фигурки человечка из альбомного листа. Эпоха возрождения. Масло. Цвет. Художники и архитекторы XX века. На уроке нам понадобится: Форму и движения тела человека во многом определяет скелет.
«Система образования» - Разработка рамки квалификаций для системы высшего образования Уральского региона Соотнесение национальных рамок с Европейской рамкой квалификаций Дермот Калон Директор отдела непрерывного образования Университет Лимерика Ирландия. Профессиональную жизнь необходимо понимать как траекторию, состоящую из периодов формального обучения, которая предоставляет индивиду возможности формализовать полученные знания и подготовиться к последующему развитию.
«Содержание образования» - Должен быть изменен концептуальный принцип понимания «содержания образования». Формируется новое понимание «знания». Современный ученик не похож на своих сверстников недавнего прошлого. Новое качество образования. Новое понимание знания. Тематическая группа «Новое качество и новое содержание образования».
«Симметрия геометрических фигур» - Когда красота притягивает, а исследование увлекает. Цель исследования: Правильный шестиугольник. Равнобедренный треугольник имеет одну ось симметрии. Гипотеза. Равносторонний треугольник. Квадрат. В планиметрии есть фигуры, обладающие осевой симметрией. Квадрат имеет четыре оси симметрии. Примеры фигур, у которых нет ни одной оси симметрии.
Уважаемые земляки!
Приглашаем вас 21 сентября с 7-00 до 14-00 часов на сельскохозяйственную ярмарку, которая состоится в поселке Рассвет!
Администрация Рассветовского сельского поселения
Уважаемые наши юные друзья!
Редакция газеты «Победа» приглашает вас принять участие в творческих конкурсах
молодых журналистов, итоги которых будут по традиции подведены 21 ноября на районном слете юнкоров
по адресу: г. Аксай,
ул. Чапаева, 163/1, Центр творчества детей и молодежи Аксайского района.
«Мир детства – мир открытий, творчества, достижений» – о деятельности детских общественных объединений, об участии во всероссийских и региональных мероприятиях.
«Время молодых» – о талантливых детях, их достижениях.
«Растем патриотами»
– материалы, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне,
о поисковой работе, о работе школьных музеев.
«Мы – волонтеры» – о деятельности волонтерских отрядов, направленных на поддержку людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
«В объективе»
– фотографии, отражающие жизнь молодежи.
Ждем материалы до 12 ноября 2019 года.
День открытых дверей
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора информирует, что 19.09.2019 г.
пройдет акция «День открытых дверей для предпринимателей:
консультирование по вопросам законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
и защиты прав потребителей».
Ждем всех желающих по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск,
пер. Юннатов, 3.
Выберем участкового?
11 сентября стартовал Всероссийский ежегодный конкурс «Народный участковый». Участковые уполномоченные полиции ОМВД России по Аксайскому району, по результатам оперативно-служебной деятельности признанные лучшими, борются за звание «народного участкового. Служба участкового круглосуточно связана с населением, проживающим на его административном участке, и именно он первым приходит на помощь людям в трудную минуту.
Для того, чтобы пользователи могли получить полное представление о каждом претенденте на звание «Народный участковый», на официальном сайте ГУ МВД России по Ростовской области размещена информация об участковых уполномоченных полиции, принимающих участие в первом этапе конкурса, который проходит с 11 по 20 сентября, путем онлайн-голосования на официальном сайте
ГУ МВД России по Ростовской области.
Д.В. Голубейко, заместитель начальника по ООП ОМВД России по Аксайскому району
Услуги ГИБДД можно получить в Интернете
Получать государственные услуги
в регистрационно-экзаменационных подразделениях ГИБДД, расположенных
в Ростове-на-Дону, граждане могут ежедневно.
Повышение качества оказания гражданам государственных услуг регистрационно-экзаменационными подразделениями – одно
из приоритетных направлений в деятельности Госавтоинспекции. В связи с этим график работы пунктов МРЭО ГИБДД, расположенных
на территории Ростова-на-Дону, организован таким образом, чтобы у граждан была возможность обратиться в данные подразделения в любой день недели.
Обратиться в пункт МРЭО ГИБДД, расположенный по адресу: 50-летия Ростсельмаша, 15, можно в воскресенье с 08-00 до 17-00 часов, с понедельника по среду –
с 08-00 до 18-00 часов, в четверг – с 09-00 до 13-00 часов.
В пятницу и субботу государственные услуги оказывает пункт МРЭО ГИБДД, расположенный по адресу: ул. Доватора, 154-а, с 08-00 до 18-00 и с 08-00 до 17-00 часов соответственно.
Во вторник и среду данное подразделение работает с 08-00 до 18-00 часов, в четверг –
с 09-00 до 13-00 часов.
Чтобы сократить время пребывания в МРЭО, вы можете заранее оплатить государственную пошлину по реквизитам, размещенным на официальном сайте Госавтоинспекции
https://гибдд.рф/r/61/divisions/4334.
Также напоминаем, записаться на удобное время получения государственных услуг
в МРЭО ГИБДД можно через интернет-портал www.gosuslugi.ru.
Кино о нашем районе!
Программа «Губерния» сняла фильм к юбилею Аксайского района. В субботу, 24 августа,
на телеканале «Россия-1» вышел документальный фильм об Аксайском районе, посвященный 95-летию муниципального образования.
Малиновый звон для Аксая
Свято-Успенский собор города Аксая собирает средства на новую звонницу. Она будет состоять из девяти колоколов, разливающих бархатный звон по городу.
Как известно, материальное положение приходов Русской православной церкви всегда было не очень благополучным. Оно зависит
от благосостояния нашего народа. Богат наш народ – богата наша церковь. Нищает народ – нищают и храмы. Порою в церквах доходы ниже расходов, поэтому церкви вынуждены обращаться за помощью к прихожанам и неравнодушным к проблемам церкви людям.
В Свято-Успенском соборе многие годы не было колоколов, несмотря на то, что храм является центральным в нашем городе. На сегодняшний день храм Успения Божией Матери организовал сбор пожертвований на приобретение
и монтаж звонницы. Итоговая сумма весьма внушительная – почти 2 000 000 рублей. На заводе-изготовителе пошли на уступки и дали храму возможность рассрочки с тем условием, что в течение месяца полная сумма будет выплачена. Поэтому собор организовал сбор части необходимой суммы.
Просим всех неравнодушных людей помочь храму в этом благодатном деле. Давайте соберем на звонницу вместе, и у храма появится свой голос!
Реквизиты для помощи собору:
Наименование полное: местная религиозная организация православный приход храма Успения Пресвятой Богородицы г. Аксая, Ростовской области Религиозной организации Ростовская-на-Дону Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Наименование сокращенное:
МРО православный приход храма Успения Пресвятой Богородицы г. Аксая.
ИНН 6102007870 КПП 610201001
Р/сч. 40703810000100000016
в ПАО КБ «Центр-инвест», г. Ростов-на-Дону
БИК 046015762
Корр./сч. 30101810100000000762
Адрес: 346720, Ростовская область,
г. Аксай, ул. Чапаева, 175.
Руководитель: настоятель прихода Макаренко Геннадий Борисович.
Телефон Свято-Успенского собора:
8-928-166-23-13.
Вместе против коррупции!
Генеральной прокуратурой Российской Федерации организован конкурс «Вместе против коррупции!».
Конкурс проводится в рамках деятельности Межгосударственного совета по противодействию коррупции, созданного для организации конструктивного международного сотрудничества и принятия совместных эффективных мер в сфере борьбы с коррупцией.
С правилами проведения конкурса можно ознакомиться на официальном сайте конкурса
в сети «Интернет»: www.anticorruption.life.
Прием работ будет осуществляться на официальном сайте конкурса www.antukorruption.life с 1 июня по 1 октября 2019 года по двум номинациям – «Социальный плакат» и «Социальный видеоролик».
Торжественная церемония награждения победителей конкурса будет приурочена
к Международному дню борьбы с коррупцией
(9 декабря).
Р.А. Синельников, и.о. прокурора района
Заплати налоги и живи спокойно!
В текущем году срок уплаты имущественных налогов физическими лицами – собственниками недвижимости, земельных участков и транспортных средств – истекает
2 декабря.
Налоговыми органами Ростовской области завершен расчет налога на имущество, земельного и транспортного налогов за 2018 год, и филиалы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (г. Волгоград и г. Санкт-Петербург) начали почтовую рассылку налогоплательщикам области сводных налоговых уведомлений
на уплату имущественных налогов.
В сводное налоговое уведомление за 2018 год внесены изменения, которые делают процедуру уплаты налогов более простой и понятной для граждан. Теперь в уведомлении содержатся все необходимые данные для перечисления налогов в бюджет, в том числе полные реквизиты платежа и уникальный идентификатор, который позволяет вводить сведения автоматически, а также штрих-код и QR-код для быстрой оплаты налогов через банковские терминалы и мобильные устройства. Поэтому вместе с уведомлением налогоплательщик не получит привычные платежные документы – квитанции по форме ПД. Из формы исключены сведения об объектах, по которым не предъявляются налоговые платежи при наличии у физлица налоговой льготы или переплаты, покрывающей сумму налога.
На сайте Федеральной налоговой службы размещена промо-страница (раздел) «Налоговое уведомление физических лиц 2019» (https://www.nalog.ru/rn77/snu-2019/), на которой подробно рассказывается, как получить и исполнить налоговое уведомление, а также содержится ряд других сведений, касающихся уплаты имущественных налогов гражданами.
Если собственник жилой недвижимости, земельных участков, транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения,
до 1 ноября 2019 года не получает сводное налоговое, ему необходимо сообщить о наличии такого имущества в любой налоговый орган.
Представлять сообщение не нужно, если в отношении конкретного объекта налогоплательщик получал налоговое уведомление ранее либо уведомление ему не направляли в связи с правом на налоговую льготу. Как и в предыдущие налоговые периоды, сводные налоговые уведомления в бумажном виде не получают физические лица, имеющие доступ к «Личному кабинету налогоплательщика для ФЛ». Им уведомления на уплату имущественных налогов доставляется только в электронной форме через ЛК.
Для получения дополнительной информации по порядку начисления и уплаты имущественных налогов следует обращаться по телефонам справочной службы налоговых инспекций, размещенным на сайте www.nalog.ru, и в контакт-центр ФНС России по единому федеральному номеру: 8-800-222-2-222.
Межрайонная ИФНС России № 11 по РО
Календарь новостей
Услышишь сирену – будь начеку!
18 сентября 2019 года с 11-20 по 12-00 часов
будет проведена годовая комплексная тренировка по оповещению населения области
с запуском электросирен и передачей текста
по радио, телевидению и радиотрансляционным
и телефонным сетям.
При угрозе возникновения или в случае возникновения экстремальной ситуации – аварии, катастрофы, стихийного бедствия, воздушной опасности, угрозы химического, радиоактивного заражения – в населенных пунктах, объектах народного хозяйства включаются сирены, гудки и другие звуковые сигнальные средства. ЭТО ЕДИНЫЙ СИГНАЛ, ОЗНАЧАЮЩИЙ «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!».
Услышав сигнал, необходимо включить: радиотрансляционный приемник на первую или вторую программу проводного вещания; радиоприемник на одну из программ
УКВ-диапазона: ГТРК Дон ТР (частота 72,95 MHz), Юмор FM (частота 91,2 MHz), Хит FM (частота 100,1 MHz), Радио Рекорд (частота 100,7 MHz), Радио Ростова (частота 101,6 MHz), Радио 7 (частота 102,2 MHz), Русское радио (частота 103,0 MHz), Монте Карло (частота 103,7 MHz), Di FM (частота 104,6 MHz), Маяк (частота 107,5 MHz) или телевизионный приемник на канал «Россия 1» или на один из телевизионных каналов: 3, 7, 28, 32, 35, 38, 49 – и прослушать сообщение о возможных стихийных бедствиях, крупных производственных авариях, катастрофах и ваших действиях в сложившейся обстановке.
В сообщении указывается: факт угрозы, направление распространения зараженного воздуха, населенные пункты, попадающие в зону заражения, характер действий производственного персонала и населения. Сигналами гражданской обороны в военное время являются: «Воздушная тревога»,
«Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».
Уважаемые жители района!
Будьте бдительны к сигналам оповещения, умелые действия по сигналам
оповещения – залог вашей безопасности!
Для получения индивидуального СМС- сообщения на номер собственного мобильного телефона в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, любой житель Аксайского района может подать заявку, позвонив по телефонному номеру:
8(863-50) 5-51-75 дежурному диспетчеру ЕДДС-112 Аксайского района. Данная услуга для населения Аксайского района оказывается бесплатно за счет денежных средств Управления по предупреж-дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Управление по предупреждению и ликвидации ЧС Администрации Аксайского района
О ЧС расскажет СМС
Уважаемые жители Аксайского района!
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»,
а также для своевременного и гарантированного доведения до каждого человека достоверной информации об угрозе возникновения или
о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты муниципальным бюджетным учреждением Аксайского района «Управление
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» заключен договор
с оператором сотовой связи на передачу СМС-сообщений от единой дежурно-диспетчерской службы 112 Аксайского района
(далее – ЕДДС-112).
При освещении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, методах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.
Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практики и высказывания многих известных педагогов. Известный русский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников».
В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания «Заслуженный учитель», «Учитель-методист», «Старший учитель».
В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, атакже направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.
Но общественное положение и престиж учителя в немалой степени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.
В настоящее время в школах вводятся должности практических психологов, социальных педагогов, которые в той или иной мере причастны к обучению и воспитанию учащихся. Тем не менее только учитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Именно на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме него, выполнить не может. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учитель – это действительно звучит гордо!
Личность ребенка в современном учебно-воспитательном процессе
Алиева Динара Асылхановна
Казахский Национальный педагогический университет им. Абая,
г. Алматы, Республика Казахстан
Стратегические направления в системе образования требуют поиска новых организационных форм, методов обучения и воспитания. В связи с этим встаёт необходимость подготовки педагогов к инновационной деятельности, ознакомления их с прогрессивными технологиями педагогического процесса. Необходимо определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, с учетом интересов развития личности. Изменения в области образования, которые во многом определяются положениями Болонской декларации, повлияли на содержание образования, которое нацелено на подготовку самостоятельной, развитой личности, способной к творчеству, самоидентификации, максимальной самореализации.
Современные преобразования в обществе, экономические реформы предъявляют высокие требования к системе образования, которая нуждается в модернизации. В этом контексте возрастают роль и значение образования, актуальнейшей задачей которого является подготовка высококвалифицированного специалиста, обладающего фундаментальными знаниями, способного самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Отсюда вытекает важность диалога между учителем и ребенком, основанного на глубоком изучении психологии личности ребенка, уважении и интереса к его индивидуальным особенностям, раскрывающимся в учебно-воспитательном процессе.
Основным направлением в области усовершенствования и модернизации учебно-воспитательного процесса, которое определяет основные направления педагогической деятельности, является личностно-ориентированное образование, которое включает в себя педагогику сотрудничества, технологию свободного воспитания, и т.п.
Новая парадигма образования отличается модульностью, технологичностью, гибкостью. Существенным качеством образования является переход от механического заучивания – обучения - к учению, что предполагает учебную и творческую активность учащихся, которые сами конструируют и открывают новые знания.
Личностно-ориентированный подход смещает акценты и в понимании результатов образования, которое видится в формировании личности, обладающей системой знаний, умений и навыков, опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-волевых отношений. Переход к личностно-ориентированному обучению вместе с фундаментальными знаниями должен, в первую очередь, способствовать оценке компетентности, креативности, адаптивности, мобильности, коммуникативности специалиста, акцентируя внимание на формировании способности жить в ситуациях выбора, преодоления и продуктивной деятельности, профессиональной и личностной самореализации человека.
Пронизывающей технологией становится индивидуализация процесса обучения, когда учитываются психологические особенности ребенка, его темп работы. Многие педагоги и психологи пришли к выводу о том, что неуспеваемость многих детей объясняется отсутствием учета его индивидуальных особенностей. В педагогике сотрудничества одним из основных положений является, как известно, концепция воспитания, которая отражает важнейшие тенденции данной технологии.
При планировании учебного процесса, педагог, стремящийся усовершенствовать традиционную методику путем использования технологии сотрудничества, строит его таким образом, чтобы достигнуть сотрудничества в различных аспектах жизнедеятельности детей.
Обучение строится по принципу децентрализации, по индивидуальным программам. Основные принципы такого обучения: индивидуальный подход, ответсвенность за собственные успехи, сотрудничесвто, направленность на непрерывное образование. На первое место выдвигается жизнь ученика, его эмоциальная сфера, его интересы, а не образование в узком смысле этого слова. Активность учащихся, полностью поставленная под личную отвественность самих детей, весьма высока. Ученики получают задания для самостятельного выполнения.
Большое распространение в отечественной практике получила
В его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики», изложены основные положения его теории, оригинальные методы и методики, способствующие максимальной реализации всех личностных резервов ребенка (2).
Современные педагоги признают, что в развитии творческих способностей, интеллектуальной деятельности максимальные возможности представляет технология проблемного обучения. Значительный вклад враскрытиепроблемыинтеллектуальногоразвития, проблемного и развивающего обучениявнеслиН.А.Менчинская,П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина,Т.В.Кудрявцев,Ю.К.Бабанский,И.Я.Лернер,М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др.
В рамках данной технологии ученик действительно становится активным субъектом учебного процесса, самостоятельно владеющим знаниямиирешающимпознавательныезадачи.Для этогоунегонеобходимовырабатыватьнетольконавыкивнимательного восприятияучебнойинформации,ноисамостоятельностьучения,умение выполнять учебные упражнения, проводить опыты,атакжерешатьпроблемные задачи.
Ценным средствомразвитиянавыковсамостоятельногорешенияучебных задач являются задания по отысканию учениками сферыприменения изучаемых вопросов в окружающей действительности и составлению на этой основе новых задач по различным предметам. Основной элемент проблемного обучения – проблемная ситуация, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.
Ученики проявляют заинтересованность в учебных занятиях, если знают, что могут высказывать оригинальные предположения,привестиаргументыдля их доказательства. Приобретенные таким образом знания, как показывает практика, являются более прочными и составляют основу учебно-исследовательской деятельности, которая, конечно же, пригодится в дальнейшем и станет основной в последующем вузовском образовании.
В современных концепциях начального образования в качестве основной, главной и определяющей его цели называется развитие личности младших школьников. Усвоение детьми знаний, умений и навыков должно становиться средством достижения этой цели.
Анализ научных данных о перспективах развития образования, о тенденциях развитияотечественной и зарубежной образовательных систем, изучение прогнозов экспертов свидетельствуют о том, что в третьем тысячелетии именно личностно-развивающие педагогические системы будут занимать доминирующие позиции в мировом контексте.
Таким образом, ведущей тенденцией современного начального образования является ориентация на психическое и личностное развитие ребенка в процессе обучения.
Список использованной литературы.
1. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. М., 1993.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
3. Мировые образовательные технологии: основные тенденции, проблемы адаптации и эффективность. Материалы республиканскойнаучно-методической конференции, 25-26 апреля, Алматы, 1997.
Аннотация
В статье раскрываются основные аспекты современного учебно-воспитательного процесса, центральной фигурой которого является ребенок. Важными направлениями в системе образования являются гуманно-личностная педагогика, индивидуализация и демократизация учебно-воспитательного процесса, которые способствуют максимальной самореализации ребенка. Именно данные процессы являются ведущими и в мировом контексте.
1. Алиева Динара Асылхановна
2. Кандидат педагогических наук.
3. Доцент кафедры «Русская филология для иностранцев»КазНПУ им. Абая, г. Алматы.
1. Тенденции развития современного образования
Сущность современного общего образования трактуется как процесс целостного становления личности – усвоение опыта в самом широком смысле, развитие психических процессов, формирование на их основе мировоззрения, убеждений, идеалов и, в конечном счёте, таких качеств, которые характерны для творческой личности.
Следует отметить, что цель образования как всестороннего гармоничного развития личности декларировалась в нашей республике, в целом и в постсоветский период всегда, и в этом смысле традиционное образование было личностно-ориентированным. Однако личность при этом понималось как некоторое типовое явление, как носитель и выразитель массовой культуры. Провозглашённая цель – развитие личности – на практике отступала на второй план. Образование сводилось к овладению школьниками основами наук, было ориентировано на выполнение государственного заказа. Заказ же конкретной личности – как состояться субъектом деятельности, каким способом реализовать свою индивидуальность в образовательном процессе практически не регулировался и реализовывался в основном стихийно.
В исследованиях современных авторов всё больше внимания уделяется гуманитарной парадигме образования, где центральное место занимает личность ребёнка. Целью педагогического процесса здесь становится «… не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» (Е.В. Бондаревская)
В гуманитарной парадигме не существует однозначной, закреплённой нормой истины. Её надлежит установить в процессе совместной творческой деятельности ученика и учителя и определить к ней своё отношение. Точкой отсчёта становится человек и его движение во времени и пространстве относительно самого себя, динамика индивидуальных личностных свойств и проявлений. Темп и режим работы на уроке обусловлен индивидуальными способностями субъекта познания. Прогрессивная педагогика исходит из содержания, форм и методов обучения, проводимых с позиции концепции человека. Содержание образования, модели и технологии обучения должны соответствовать сущности современного образования и способствовать в максимально возможной степени реализации его основной цели.
Таким образом, современное развитие образования характеризуется сменой ведущей парадигмы, переходом от парадигмы обучения к парадигме учения, что сопряжено с глубочайшими системными изменениями образовательного процесса.
Понятия учение, как процесс субъектной деятельности, и обучение - её ре¬зультат, различаются по процессуальному и результативному компонентам субъект¬ной познавательной деятельности школьника. Для сравнения представим схематично характеристики знания в системе преподавания и в системе учения.
Знания в системе преподавания транслируются педагогом, находятся «извне», передаются по «частям» и «крупицам», оценка знаний происходит в конце курса, подходит метафора «кладовая знаний». В данном случае знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой человека, образовательный процесс - знание-ориентированный.
Знания в системе учения конструируются, находятся в «умах людей», их создают и получают сами обучающиеся на основе опыта, оценка знаний проводится в начале, середине и конце курса, подходит метафора «учиться ездить на велосипеде». В данном случае абсолютной ценностью становятся не отчуждённые от личности знания, а сам человек, образовательный процесс – личностно-ориентированный.
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем школьного образования с тем, чтобы ученик, действительно, стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания.
Решительный поворот современной школы к гуманизации и индивидуализации содержания образования предполагает, помимо установления гуманных отношений педагогики сотрудничества и гуманизации содержания образования:
o создание условий для целенаправленного и целостного, постоянного и последовательного развития ученика как личности и субъекта деятельности;
o формирование определённого уровня избирательности учащихся в отборе и усвоении тех или иных знаний;
o обеспечение им возможности и права выбора в процессе обучения.
2. Основные идеи и движущие силы профильного обучения.
Процесс обучения как специфический процесс познания следует рассматривать в его противоречивости – как процесс постоянного движения и развития. Процесс познания нельзя сводить к заучиванию готовых знаний. В нём нет раз и навсегда данной прямолинейности, постоянного механического движения на пути к истине, в нём есть большие и маленькие скачки, спады, неожиданные повороты мысли, возможные озарения. Познание, образно выражаясь, соткано из противоречий.
Определяющее влияние на историческое развитие обучения оказывают объективные требования общества, прогресс производства, техники, науки, культуры, социальных отношений. Именно противоречие между постоянно изменяющимися требованиями к образованию в целом и его нынешними возможностями (обеспечение усвоения учащимися определённого уровня знаний, развития, овладения ими способов деятельности) является основной причиной модернизации и реформирования существующей системы образования.
Одним из важнейших направлений обновления содержательной и процессуальной сторон образования в школе является развёртывание процесса обучения вокруг формирования основных психических новообразований в каждом возрастном периоде. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. У школьников от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, путей достижения своей цели. В этом возрасте появляется стремление к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся.
Концепция профильного обучения провозглашает отказ от такой организации обучения, при которой учебная деятельность сводится к процессу усвоения дисциплинарных знаний. Необходим, таким образом, отказ от трактовки образования как процесса, сводящегося лишь к потреблению и присвоению знаний. Учение в этой области необходимо понимать как деятельность не столько репродуктивную, сколько продуктивную, творческую, в ходе которой не только усваиваются знания и способы их получения, но и делается установка на создание новых знаний, нового социально значимого опыта.
Введение профильного обучения призвано разрешить одно из противоречий современного образования между потребностью в образованной, творческой, компетентной и конкурентно-способной личности, готовой к максимальной самореализации, как в собственных интересах, так и в интересах общества, и ситуацией, когда 70% старшеклассников имеют низкие шансы самореализации в жизни и остаются невостребованными на рынке труда.
В то же время, противоречие становится движущей силой обучения, если оно содержательно, т.е. имеет смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия явно осознаётся ими как необходимость.
Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углублённо изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок старшеклассников, так как большинство из них справедливо считает, что существующее ныне общее образование не даёт возможностей для успешного обучения в ВУЗе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.
Действительно, готовность выпускника к поступлению на ту или иную специальность зачастую не означает его готовности к обучению на данной специальности. Выбор специальности для обучения в высшей школе происходит для большей части выпускников на основании социальных стереотипов, что наиболее ярко проявляется к концу 2-го началу 3-го курса, когда дисциплины общего и пропедевтического характера сменяются специальными дисциплинами. Наблюдается явное противоречие между образом идеального будущего старшеклассника и, в конечном счёте, опытом реальной деятельности. Таким образом, одной из задач становится выражение и конкретизация данного противоречия в противоречиях содержательной (знания, умения, навыки), мотивационной (побуждения) и операциональной (способы познания) сторонами профильного обучения.
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, образование здесь должно стать максимально индивидуализированным, функциональным и эффективным. На старшей ступени 12-летней школы обучение строится полностью на основе глубокой профильной дифференциации, в том числе через индивидуальные образовательные программы. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
Профильное обучение осуществляется по следующим направлениям:
- естественно-математическому, общественно-гуманитарному (ГОСО РК - 2002)
- естественно-математическому, социально-гуманитарному, технологическому (ГОСО РК-2006).
Введение профилей позволяет существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход от привычной отлаженной системы подготовки меньшинства лучших учеников на заключительной стадии среднего образования к профильному обучению наибольшего количества способствует:
- установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширяет возможности социализации учащихся;
- обеспечивает преемственность между уровнями общего среднего и профессионального образования, а также более эффективную подготовку выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
3. Специфические особенности профильного обучения.
Специфические особенности профильного обучения определяются, как целями и задачами, так и результатами образования, которые планируется достичь на выходе из старшей школы как ступени среднего общего образования.
Прежде всего, школа как организация образования, осуществляющая общеобразовательную подготовку, должна обеспечивать качественный уровень именно общего образования, не подменяя собой учреждения профессионального образования. Общее образование на старшей ступени имеет для учащегося самостоятельную ценность и не может рассматриваться только как подготовительный этап к продолжению образования в вузе. Обучение в профильной старшей школе должно строиться с учетом запросов, способностей и склонностей учащихся, но, в то же время, обеспечивая минимальный (базовый) уровень освоения государственных стандартов общеобразовательной подготовки.
Профильное обучение следует рассматривать как специальное средство формирования у старшеклассников новообразований, способствующих реализации в его будущем принципа «образование для всех в течение всей жизни».
На старшем этапе предстоит решить весьма непростую проблему рационального сочетания универсальности среднего образования и его профессионализации. На профильное обучение в старшей школе возложена миссия компенсаторной функции коррекции содержания общего среднего образования в контексте большей готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению; оно должно также преодолеть предметную раздробленность школьного знания и его оторванность от практики. Поэтому профильное обучение не может быть приравнено к углубленному изучению отдельных предметов (или цикла предметов). Как следствие, профильная старшая школа не подразумевает специального отбора учащихся при условии принципиальной способности продолжать обучение в старших классах. Другими словами, «непрофильной» старшая школа быть не может, отказать ученику в выборе им того или иного профиля также нет оснований.
Профильное обучение в старшей школе, при его социально-профессиональной ориентированности, не должно повторять структуру собственно профессиональных деятельностей и быть жестко связанным с существующим набором профессий или сегодняшними требованиями рынка труда. В качестве ориентира выбора того или иного профиля для учащегося выступает определённый вид деятельности в будущем. В свою очередь, профильная школа должна обеспечить любой выбор посредством охвата всех основных видов человеческой деятельности.
В силу того, что период «проектирования будущего» наступает в возрасте около 14 лет, а единственным предметом, где такие размышления могут перейти из разряда «мечтаний» в разряд целеполагания, является образование, важно вывести учащегося через образовательные ситуации на проживание ситуаций социальных. Это тем более важно, что образ идеального будущего формируется в раннем юношеском возрасте под влиянием успешного настоящего. Поэтому очень важно, чтобы помимо «академического настоящего» у старшеклассника появился опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя не столько профессиональную, сколько социально-профессиональную роль. Для решения этой задачи освоение учащимися определенных способов деятельности в содержании профиля должно быть представлено со значительной долей социальных практик.
Таким образом, профильное обучение должно:
- быть нацелено на развитие школьников, на развитие их профессиональных устремлений;
- иметь деятельностный, продуктивный характер;
- обеспечивать интеграцию образовательного процесса с реальной действительностью, с социумом;
- отличаться вариативностью;
- быть ориентированным как на потребности личности, так и на потребности рынка труда;
- учитывать потребности регионов в специалистах определённых профессий.