Тема занятия: Вода помощница
Программное содержание: Продолжать знакомить дошкольников с явлениями неживой природы — водой. Расширять представления о свойствах воды и ее значении для человека. Побуждать детей проводить с водой элементарные опыты. Формировать понятия: родничок, ручеек, река, море. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать природу, желание сохранить ее красоту.
Материал: кукла Незнайка, сундучок с загадками. Магнитная доска и атрибуты к дидактическим играм: «Подбери ключик!», «Вода - это хорошо или плохо?», «Вода - наша помощница!».
Ход занятия
Раздается стук в дверь, но никто не заходит. Воспитатель интересуется у детей:
— Кто бы это мог быть? (ответы детей обсуждаются)
Воспитатель открывает дверь, входит Незнайка и вносит волшебный сундучок.
Дети, нам передали волшебный сундучок. Как же нам его открыть? (высказывания детей обсуждаются)
Проводится дидактическая игра «Подбери ключик!»
Дети должны выбрать разрезные картинки соответствующего цвета, сложить все картинки, подобрать ключик по образцу рисунка.
Воспитатель достает из сундучка загадки. При правильном отгадывании появляются на магнитной доске гости: солнышко, луна, тучка.
Оно весь мир обогревает!
И усталости не знает.
Улыбается в оконце,
И зовут его все... (солнце)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно мне без звезд одной,
А зовут меня... (луной)
По небесам плывет мешок
И солнце закрывает.
А бывает - иногда
Что из мешка течет вода.
Спрячемся получше!
От дырявой... (тучи)
Кто из вас помнит, из какой сказки эти герои? («Сказка о том, как умный мальчик Луну с Солнцем помирил!»)
Как смог мальчик помирить Солнце и Луну? (ответы детей обсуждаются)
Ребята, если идет дождь, это хорошо или плохо?
Проводится дидактическая игра «Вода - это хорошо или плохо?»
Воспитатель выставляет на магнитной доске сюжетные картинки, а дети дают свои пояснения.
Дождик землю поливает. Все начинает быстро расти: трава, цветы, деревья. Дождик - это хорошо.
Дождик идет, значит, гулять нельзя. Можно ноги промочить и заболеть. Дождик - это плохо.
Если дождик идет очень долго, на улице будет много воды, растения могут погибнуть. Много дождика - это плохо.
Если долго не идет дождик, или дождик покапал и быстро кончился, то растения могут погибнуть. Нет дождя, или если его мало - это плохо. И т.д.
Воспитатель предлагает детям поговорить о воде.
Зачем вода нужна человеку и всему живому на земле? (ответы детей обсуждаются)
Воспитатель берет на руки Незнайку и о чем-то с ним говорит. Затем предлагает детям:
Ребята, хотите узнать, какая история произошла с нашим другом Незнайкой? Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте повнимательнее.
Живет наш друг Незнайка в своем городе, поживает.
Как называется этот город? (Цветочный)
А называется он так потому, что в Цветочном городе было очень много... (цветов). Цветы в этом городе были очень нежные и капризные.
Как вы понимаете эти слова нежные и капризные? (ответы детей обсуждаются)
Цветы хотели, чтобы за ними всегда ухаживали, поливали их, зря не рвали. В Цветочном городе за цветами ухаживали все малыши и малышки по очереди. Дошла очередь и до Незнайки
Как вы думаете, как ухаживал за цветами Незнайка и почему? (ответы детей обсуждаются)
Незнайка решил, чтобы каждый день не поливать цветы, прокопать от ручейка канавку к цветам.
Как вы думаете, что после этого произошло с цветами? (ответы детей обсуждаются)
Вода из ручейка потекла к цветам, затопила все цветы. Цветы стали погибать. Вода начала затоплять Цветочный город. И случилась бы большая беда. Но вода любила малышей и малышек из Цветочного города. За их трудолюбие, за доброту за заботу. Ведь вода была для них помощницей.
Как вы думаете, почему малыши и малышки считали воду своей помощницей? В чем она им помогала?
Проводится дидактическая игра «Вода - наша помощница!»
Дети выбирают на столе понравившиеся предметы и дают свои пояснения.
Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы стирать свои вещи.
Вода нужна малышам и малышкам, чтобы купаться и плавать в реке.
Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы выращивать овощи и фрукты.
Вода нужна малышам и малышкам, чтобы поить домашних животных.
Вода нужна художнику Тюбику, чтобы рисовать красками.
Вода нужна доктору Пилюлькину, чтобы делать лекарства и лечить больных.
Вода нужна повару Пончику, чтобы готовить обеды, завтраки и ужины.
Вода нужна Шпунтику и Винтику, чтобы умываться после работы.
Вода нужна всем малышам и малышкам, чтобы ее пить, когда жарко. И т.д.
Вода не побежала по канавке, которую выкопал Незнайка, она спряталась в земле. А через некоторое время в другом месте вдруг появился фонтанчик воды. Такие фонтанчики называют родничками. Наш ручеек пробился сквозь землю и побежал совершенно в другую сторону. Незнайка опять начал от ручейка копать канавку. А ручеек опять спрятался в землю. Пробежал под землей немного и опять пробился сквозь землю, но уже совсем в другом месте. Тут Незнайка и спрашивает ручеек: «Почему ты от меня убегаешь?» А ручеек отвечает: «От беды тебя и твоих друзей спасаю!»
Воспитатель обращается к детям:
Кто из вас может объяснить Незнайке, от какой беды ручеек спасает Незнайку и его друзей? (ответ детей по желанию)
Узнал обо всем Незнайка, и ему стало стыдно. Ведь Незнайка малыш хороший, только учиться ленится.
Воспитатель предлагает детям и Незнайке проследить путь маленького ручейка.
Маленький фонтанчик, который пробивается сквозь землю, называется родничок. Родничок течет и встречает на своем пути другие роднички. Эти роднички текут вместе и образуют уже ручеек. Ручейки тоже собираются и текут по земле вместе и образуют уже речку. На земле есть горы, а есть впадины или ямы. Вот в одну из таких больших впадин собираются реки и образуют море.
Незнайка предлагает детям отгадать загадки:
В голубой рубашке
Журчит цветок в овражке. (родничок)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (ручеек)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море. (река)
Кругом вода,
А с питьем беда. (море)
Кто из вас знает, почему мы не пьем морскую воду? (ответы детей обсуждаются)
В конце занятия проводится подвижная игра «Мы ручейки»: сначала дети разбегаются врассыпную по всей группе - роднички; собираются в пары - ручейки; собираются группами - реки; собираются все вместе в большой круг - море.
Мы старались познакомить детей со свойствами воды . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе «Волшебница вода».
Программное содержание
: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть) . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.Словарная работа
: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты
(превращение снега в воду и др.) ; беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».Материалы и оборудование
: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей) , пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.Ход занятия:
Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».
Ребята, слышите? Что это?
(ответы детей)Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.
Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:
Она и в озере, она и лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (вода)
О чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)
Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить.
А что такое вода? (Ответы детей)
Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.
Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)
Перельём воду в разные бутылочки.
Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.
Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.
(прикрепить на доску)
Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.
Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.
Опыт 2. «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)
Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?
Вывод: Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства) .
Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.
Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ) .
Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»
Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.
Опыт 5. «Вода не имеет запаха»
А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)
Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?
Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!
Исследовательская работа
Опыт 1
Цель. Показать, что в почве есть воздух.
Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой) ; банки с водой (на каждого ребенка) ; большая банка с водой у воспитателя.
Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.) . Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Опыт 2
Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва) ; второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения) .
Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы) . Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека) , обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.
Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы) . Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Опыт 3
Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)
Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка) .
Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".
После проведения опыта задайте вопросы.
В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.
Задача педагога - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке:
желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.
Опыт 4
Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена) .
Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.
Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?
Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?
Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?
Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?
Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных) , но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть) . Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности) . Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них) , их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи
«Волшебница-Вода»
Цель : Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.
Задачи :
воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.
- Закреплять навыки в умывании, в знании предметов туалета и их назначении.
Развивающая :
- Развивать речь, мышление и любознательность детей.
- Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей.
- Развивать наблюдательность.
- Формировать целостную картину мира, расширение кругозора детей.
образовательная:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
- Рассказать о значении воды в нашей жизни.
Интеграция областей: познание, социализация, художественное творчество, здоровье.
Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, безвкусная.
Материал и оборудование : картинки с изображением воды, стаканчики с водой (по количеству детей), пустые стаканчики, стакан с молоком и стакан с водой, камешки, две чаши с холодной и теплой водой; клей-карандаш, заготовки капелек из цветной бумаги, нитки, тряпочки, лист белой бумаги ф-А3, влажные салфетки, компьютер, экран.
Под музыку падающих капель заходит воспитатель. Загадка о воде.
Здравствуйте мои друзья!
В гости к вам спешила я,
Все на свете я полью,
Всех от жажды я спасу
Пароходам без меня,
Ни туда и ни сюда
Угадайте, кто же я?
Я не камень, не песок,
Мой сыночек ручеек
Догадались вы, друзья,
Как зовут меня? (вода)
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Н.Рыжовой:
Без воды вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем?
Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.
В кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
— А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
Игра «Вода хорошо – вода плохо»
1. Если человек устал, его мучает жажда, и он выпьет воды, это хорошо?
2. Если дождь идет день, другой, третий, все залито водой (плохо для прогулок, для растений хорошо, но если не сильный дождь);
3. Если весной на реке растаял лед, это хорошо для речных обитателей, а если речка вышла из берегов, то это плохо для людей, вода может подтопить их дома.
4. Если ребенок испачкался, весь грязный, чумазый, и он умоется, помоется?
Ребята, а сейчас мы с вами вспомним и покажем, как надо умываться. Выполняется динамическая пауза :
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем уши, моем шею,
на глазах мы хорошеем.
Вот какие мы чистые и красивые.
Ой, ребята я забыла вам сказать, когда я утром пришла, мне принесли телеграмму. А прислал её главный начальник по чистоте — Мойдодыр.
Зачитывает ребятам по фразам. Дети должны найти ошибки и исправить текст телеграммы.
«Полотенцем моют руки»
«Расчёской вытираются»
«Зубной щёткой намыливают тело»
«Мылом причёсываются».
Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется Мойдодыр всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:
Полотенцем (что делают?)…
Расчёской…………….
Зубной щёткой……………
Мылом……………..
Вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр.
А ешё он вам даёт советы:
«Умыватесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо и шею».
«Мойте руки и ноги перед сном каждый день».
«Мойте руки после игр, прогулки, туалета».
Будете выполнять советы Мойдодыра?…Хорошо
Надо, надо умываться
по утрам и вечерам,
а нечистым трубочистам
стыд и срам, стыд и срам!
Посмотрите, ребята, у вас на столах тоже стоит вода, подойдите каждый к своему столу.
А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей). – Правильно он тяжелый, а пустой легкий. Вода имеет вес, она тяжелая.
Ребята, давайте попробуем воду на вкус?! (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Кислая? (Ответы детей)
— Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
— Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
— Какого цвета молоко? (белого).
— Можно ли сказать, что вода белого цвета? (Ответы детей).
Давайте мы с вами поиграем в прятки. Я, спрячу камушки в воде и в молоке. А вы мне скажете, где камушки я спрятала, а где не получилось. (Ответы детей). Вода бесцветная.
Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках озерах и морях тоже бывает вода и теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной.
В. Вы, молодцы. А теперь, скажите мне, почему мы говорим, что вода-Волшебница?
Д. -Ответы.
В-Вода волшебница потому, что умеет превращаться в снег, лёд, пар, росу и дождь.
Подвижная игра «Капельки»
Все дети — капельки. Воспитатель – солнышко.
Когда воспитатель произносит «солнышко», дети разбегаются легко на носочках, «мороз», приседают и тихонько сидят, замёрзли. Когда опять говорит «солнышко», капельки растаяли, соединились в ручейки и побежали. Прибежали на свои места.
В. -Ребята, я для вас принесла волшебные льдинки! Посмотрите (Воспитатель показывает льдинки на тарелочке) почему они волшебные?
Д. -Ответы детей.
В. -Потому, что когда мы возьмём их в ручку, они начнут таять и превратятся в воду. Давайте попробуем.
Д. -Дети проводят опыт.
Итак, детки, мы с вами узнали, что когда вода замерзает она превращается в лед. А теперь посмотрите на нашу тарелочку со льдом, лед начал таять и появилась …(вода). Значит, лед это и есть вода просто она замерзла!
А теперь давайте поиграем.
Дидактическая игра «Где спряталась вода»
Детям предлагаются картинки с изображением воды в различных состояниях (фотографии и картинки водоёмов, различных природных явлений и пр.), дети должны определить где именно на картинке можно найти воду.
В. — А теперь давайте вместе посмотрим презентацию «История капельки».
В. -Ребята, а из чего состоит вода?
Д. — Из капелек.
В- Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть. Давайте поиграем.
Физ. минутка
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
А теперь мы с вами сделаем дождик из капелек.
Аппликация «Дождик» (дети приклеивают капельки к нитке, а потом эти ниточки приклеивают на большой лист, где уже наклеена тучка). Совместная деятельность с воспитателем.
В. — Какие же вы молодцы. Наверное, вы испачкали свои ручки? Давайте их помоем!
Дети подходят к центру воды и песка.
В. -Я полью из лейки воду, а вы мойте ручки лучше. Посмотрите, наша водичка льётся! А почему?
Д.- (ответы)
В. Правильно, потому, что вода жидкая! Вытирайте ручки салфетками.
Воспитатель: – Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде? (ответы детей). Она не имеет цвета, запаха, вкуса. Вода жидкая и может литься.
Конспект занятия в средней группе.
Образовательная область – познание.
Вид детской деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.
Раздел программы «Радуга» Познаю мир.
Тема: «Волшебница Вода».
Программное содержание :1. Расширить знания о воде, дать знания о свойствах воды.
2. Развивать любознательность, стремление участвовать в с экспериментах с водой.
3. Познакомить со схемами свойств воды.
5. Учить делать выводы, умозаключения на основе использования схем.
6.Развивать наблюдательность.
7. Воспитывать интерес к неживой природе.
Активизация словаря : сосуд, лаборатория, схема, свойства воды (бесцветная, прозрачная, твердая)
Пассивный словарь : Пруд, родник, исследователи, окрашивается, твердое и жидкое состояние воды.
Материалы к занятию : накидка, атрибут тучки на голову, атрибуты капельки с загадками для всех детей, голубое ведерко, стакан с молоком, стакан с водой, две ложечки, стаканы для всех детей,графин с водой, краски и кисточки, разные сосуды, ячейка со льдом, аудиозапись, альбом «Вода», детские рисунки, схемы, леденцы-угощение.
Предварительная работа: замораживание воды, серия занятий и игр с водой, взаимодействие с родителями.
Ход занятия.
Ребята, вставайте в круг, мы с вами поиграем в игру «Сухое – мокрое».
Я буду произносить слово, если это слово связано с водой – хлопните в ладоши, если не связано с водой – топните ногой.
Слова: лужа, дом, сосулька, пар, снег, подушка, река, барабан, пруд, родник. Молодцы!
Сегодня мы с вами будем говорить о воде и делать опыты с водой, как настоящие исследователи. А сейчас закройте глазки. (Надеваю на голову атрибут тучки).
Открывайте глазки.
Я Волшебница Вода
Я на свете всех важней
Я волшебней всех на свете
Я на свете всех нужней.
Я пришла с сюрпризом к вам. У меня есть волшебное ведерко, а в нем капельки с загадками. Хотите получить капельку и превратиться в них? Тогда разгадайте загадки.
Загадки.
Растет она вниз головой
Не летом растет, а зимой,
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она, потечет. (Сосулька)
2.Рыбам зиму жить легко, крыша – чистое стекло. (Лед).
3.Лежало одеяло мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло. (Снег).
4.Много воды, плавать можно, а пить нельзя, где такая вода? (В море).
5. Летом бежит, зимой спит, весна настала, опять побежала. (Река)
Молодцы! Все загадки отгадали, в каждой загадке пряталась вода, ведь все отгадки связаны с водой. Получайте капельки. (Надеваем на голову).
Ребята, скажите, зачем людям нужна вода? (Пить, пищу готовить, мыться, купаться,…. и т.д.)
А в детском саду мы с вами ребята любим водой умываться…..
Давайте, поиграем. Физкультурная минутка
Надо, надо нам помыться!
Где тут чистая водица?
Кран откроем:- ш-ш-ш!
Руки моем:-с-с-с!
Щечки, шейку мы потрем
И водичкой обольем!
Ребята, как вы думаете, вода – живая ? Вода, это неживой природе . В воде обитает много живых организмов:
Кто живет в воде? Рыбы, растения, животные…
А у воды есть цвет? -Посмотрите и сравните. Это вода, а это молоко.
Где видно ложечку? Вывод: вода бесцветная, прозрачная .
А может вода стать цветной?
Если мы в нее добавим краску? Давайте попробуем. Подойдите к столам. Возьмите кисточку. Наберите краску и опустите в воду, аккуратно размешайте еекисточкой.
-Что вы увидели? (Вода окрасилась, приняла цвет краски) А чтобы вы не забыли об этом, я покажу вам схему, с бесцветной и окрашенной водой . (Показ схемы).
Еще одно с войство воды, она не имеет формы , куда мы воду нальем, форму того сосуда она и примет. Я наливаю воды вот в этот сосуд, а сейчас вот в этот. Что происходит? Вода принимает форму тех сосу дов , в которые мы ее наливаем. А что будет если я налью воду на стол, она просто растечется . Посмотрите, какой схемой обозначается это свойство воды. (Показ схемы)
Вода еще имеет свойство приобретать твердое состояние, то есть замерзать и превращаться в лед, а если лед нагреть то он растает и превратится в жидкость. Посмотрите на эти льдинки.Помните, мы вчера вынесли водичку на балкон, и что с ней произошло? (Замерзла, превратилась в лед). Пусть теперь постоит в тепле, посмотрим, что будет со льдом. Вот эта схема обозначает охлаждение и таяние воды. (Показ схемы).
Алина выучила стихотворение про снег и хочет нам его прочитать.(Чтение стихотворения )
А вы можете показать. Как путешествует вода?
Давайте поиграем в игру « Тучка и капельки».
Представьте, что я – мама Тучка, а вы мои детки – капельки. Делайте все, что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь. Нужно напоить все вокруг. Полетели капельки на землю.Попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими,.веселыми ручейками (аудиозапись) (дети беруться за руки по двое, образуя ручейки. Встретились ручейки и стали большой рекой. (Соединились в одну цепочку).Плывут капельки, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в хоровод) двигаются по кругу. А потом вспомнили, что мама Тучка велела им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх, испарились под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.
Ребята, а теперь садитесь на коврик, а я вам покажу, где может прятаться вода. (Показ слайдов о воде).
Алиночка с мамой сделали альбом о воде..А детки тоже приготовили сюрприз для воды, они с родителями нарисовали рисунки.
Хорошо мы сегодня с вами поиграли, позанимались, много нового узнали.
- Какая может быть вода????? ? Согласовываю ответы со схемами ?
Вода небходима для жизни всего живого, вода имеет много свойств, она настоящая волшебница.
В следующий раз я вам расскажу о других свойствах воды. А сейчас я угощу вас вкусными льдинками. Посмотрите сюда. Что это? Льдинки превратились в карамельки! Я ведь настоящая волшебница.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки»
Цели занятия:
Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.
Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Оборудование:
Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Водяная мельница.
Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
Водные раскраски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.
Предварительная работа:
Экскурсия на пищеблок, наблюдение за фильтрами.
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»
Ход занятия:
Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Сюрпризный момент «Тучка с капельками»
Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия в «Лаборатории почемучек». (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).
С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда -
Руби хоть топором!
Нагрей ее - и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее - ... (вода).
Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.
1. Капелька бережливая
Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.
Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.
Не соленой - пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».
Эксперимент «Берегите воду»
Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.
Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.
2. Капелька ученая
Капелька вторая - ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.
Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»
Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.
Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.
Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.
Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.
Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.
Термос закрывается.
Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.
На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.
Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.
Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».
3. Капелька звучащая
Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды»
На офтальмотренажерах под потолком в углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.
С высоты большой срываясь,
Грозно водопад ревёт
И, о камни разбиваясь,
Белой пеною встаёт.
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.
Ручей бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой.
Мочит рощу, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч - он вождь!
Поливает землю дождь.
4. Капелька труженица
Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки).
Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).
Наблюдение за водяной мельницей
Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы.
Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).
5. Капелька любопытная
А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
- В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
- Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
- Какой у воды запах? У воды нет запаха.
- Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
- Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
6. Капелька игривая
Динамическая пауза «Тучка и капельки»
Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.
7. Капелька живительная
Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.
Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить,то не сможет прожить без воды больше трех дней.
Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»
8. Капелька исследовательница
А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.
Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.
9. Капелька чистюля
Наблюдение за фильтрами
К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Вспомните нашу экскурсию на кухню, как там очищают воду? С помощью больших фильтров. Сколько фильтров вы видели на кухне? Три фильтра - сначала вода попадает в первый фильтр и там очищается, затем очищается еще раз во втором фильтре, еще раз очищается в третьем фильтре и только после этого попадает в кастрюли.
Много в нашем детском саду детей и взрослых? Много. А сколько воды нужно для всех? Нужно много воды. Поэтому фильтры на кухне какого размера? В нашем детском саду много детей, воды для них нужно много, вот и фильтры на кухне стоят большие.
А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). В семье людей намного меньше, чем в садике. Вот и фильтры поменьше. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.
Опыт «Фильтрование воды»
Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.
В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.
10. Капелька художница
Вы уже рисовали акварелью - водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски - обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.
Рисование водой
Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.
А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.
Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.
Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!
Дегустация чистой воды
Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.