План
Введение…………………………………………………………………………...1
1. Нефтяная промышленность и ее значение в экономике страны…………..3
2. Основные нефтегазоносные провинции России. Особенности развития и размещения нефтеперерабатывающей промышленности…………………….4
3. Система нефтепроводов России………………………………………………5
4. Современные проблемы и основные направления дальнейшего развития и размещения нефтяной промышленности России………………………………6
5. Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти………………………………………………………………8
Список используемой литературы……………………………………………...12
Введение
Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.
Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.
Цель нефтеразведки - выявление, геолого-экономическая оценка и подготовка к работе промышленных залежей. Нефтеразведка производиться с помощью геологических, геофизических, геохимических и буровых работ. Процесс геологоразведочных работ подразделяется на два этапа: поисковый и разведочный. Первый включает три стадии: региональные геолого-геофизические работы, подготовка площадей к глубокому поисковому бурению и поиски месторождений. Второй завершается подготов1ой месторождения к разработке.
Нефть известна давно. Археологи установили, что ее добывали и использовали уже за 5- 6 тыс. лет до н.э. Наиболее древние промыслы известны на берегах Евфрата, в Керчи, в китайской провинции Сычуань. Считают, что современный термин „нефть" произошел от слова „нафата", что на языке народов Малой Азии означает просачиваться. Упоминание о нефти встречается во многих древних рукописях и книгах. В частности, уже в Библии говорится о смоляных ключах в окрестностях Мертвого моря.
Ни одна проблема, пожалуй, не волнует сегодня человечество так, как топливо. Топливо – основа энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта . Без топлива немыслима жизнь людей.
Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса.
1. Нефтяная промышленность и ее значение в экономике страны
Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны . На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходиться 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляют 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.
Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция.
Наибольшее значение в топливной промышленности страны имеют три отрасли : нефтяная, газовая и угольная. Отрасли ТЭК дают не менее 60% валютных поступлений, в Россию, позволяют иметь положительное внешнеторговое сальдо, поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны от акцизов на нефть и нефтепродукты. Велика роль нефти и в политики. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.
Таким образом, нефть - это богатство России. Нефтяная промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира.
Для экономики любой страны нефть является одним из важнейших продуктов, она служит не только сырьем для жидкого моторного топлива, но и источником большого числа ценных химических продуктов. Россия располагает значительными ресурсами нефти – примерно 13% всех мировых запасов нефти. Их оценочная себестоимость составляет более 4,5 трлн. долл. США.
Россия занимает второе место в мире по объемам экспортируемой нефти. Вместе с другими ведущими поставщиками нефти она пытается решить вопрос о том, как бороться с сокращением объемов производства.
Точно так же как Венесуэла и Мексика, Россия крайне зависит от нефти – она обеспечивает правительству более двух третей дохода и составляет 30% валового внутреннего продукта, пишет Christian Science Monitor (полный тест на сайте Inopressa.ru ).
В условиях становления рынка крупные предприятия, сохранившие в большинстве статус государственных объединений, добывают почти 95% российской нефти. Они преобразуются в акционерные общества или входят на правах дочерних фирм в состав акционерных кампаний с сохранением контрольного пакета акций у государства. В настоящее время добычей нефти занимаются такие нефтяные акционерные компании, как: «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз» и т.д.
2. Основные нефтегазоносные провинции России. Особенности развития и размещения нефтеперерабатывающей промышленности
Нефтеперерабатывающая промышленность сосредоточена в основном в пределах пяти нефтегазоносных провинций России: Западно - Сибирский (на долю которой приходится около 70% всей добычи нефти в России), Волго-Уральской (около 25%), Тимано-Печерской (более 6%), Северо-Кавказской, Дальневосточной.
Основным нефтеперерабатывающем районом является Западная Сибирь, где на территории Тюменской и Томской областей создана крупнейшая в стране база нефтяной промышленности, которая выделяется на общем фоне масштабами и эффективностью добычи. Здесь создается крупнейший в стане территориально-производственный комплекс на основе уникальных месторождений нефти и газа.
Перспективные районы добычи нефти в России – шельфы Баренцева и Охотского морей. Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера, Восточной Сибири, Дальнего Востока.
3. Система нефтепроводов России
Продвижение добычи нефти в восточные районы страны и на север Европейской части придает особое значение проблеме расширения сети и увеличения мощности трубопроводного транспорта.
В РФ создана разветвленная система нефтепроводов, транспортирующих нефть в другие регионы страны, страны СНГ и Западной Европы. Она обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. Наиболее крупные: Усть-Балык – Курган – Альметьевск; Нижневартовск – Самара; Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса; Сургут – Новополоцк; Шаим – Тюмень; Усть-Балык – Омск – Павлодар – Чимкент; Александровское – Анжеро-Судженск; Туймазы – Омск – Новосибирск – Красноярск – Ангарск; Альметьевск – Самара – Брянск – Мозырь – Польша, Германия, Венгрия, Чехя, Словакия; Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва с ответвлением от Нижнего Новгорода на Ярославль – Кириши, и др.
В ближайшие годы на территории России (Поволжье и Северный Кавказ) будет проложен трубопровод для транспортировки нефти из Тенгизского месторождения (Казахстан) в Новороссийск. Его строительство осуществляет Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) с участием Казахстана, Омана и России.
4. Современные проблемы и основные направления дальнейшего развития и размещения нефтяной промышленности России
На размещение нефтедобывающей промышленности влияет много факторов, но основным является сырьевой. Сырьевой фактор характеризуется рядом показателей, которые и определяют первоочередность вовлечения месторождения в эксплуатацию, а также обусловливают факторы особенности размещения нефтеперерабатывающих предприятий.
Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредоточивается в районах массового потребления нефтепродуктов.
Приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением.
Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.
В настоящее время часть нефтепродуктов используется химической промышленностью, поэтому при строительстве нефтеперерабатывающих заводов учитываются кооперирование и комбинирование их с химическими предприятиями. На выбор района и площади строительства нефтеперерабатывающих предприятий влияют также наличие источников топлива, энергии и воды.
Нефтеперерабатывающие предприятия сооружены в центральных регионах (Москва, Рязань, Нижний Новгород, Ярославль, Кириши), в Поволжье (Саратов, Сызрань, Самара, Волгоград), на Урале (Пермь, Орск), в Сибири (Омск, Ангарск, Ачинск) на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск), на Северном Кавказе (Грозный, Краснодар, Туапсе).
Перспективы развития нефтяной промышленности России в определяющей мере от состояния ее сырьевой базы. Россия обладает крупными неразведанными ресурсами нефти, объем которых кратко превышает разведанные запасы. Результаты анализа качественной структуры неразведанных ресурсов нефти в России свидетельствует о их не идентичности разведанным запасом. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью – на шельфах северных морей, в Восточной Сибири.
В настоящее время разрабатывается предложение о принятии в законодательстве порядка ряда мер, направленных на экономическое стимулирование применения новых эффективных методов повышения нефтеотдачи пластов. Эти меры позволяют улучшить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых технологий и технических средств, активнее развивать материально-техническую базу институтов, занимающихся разработкой новых методов, а главное – более динамично наращивать добычу нефти и месторождений с трудно извлекаемыми запасами.
Одна из основных проблем нефтедобывающей отрасли - это высокая степень выработки легкодоступных месторождений (порядка 45%).Решение этой проблемы состоит в привлечении современных технологий, что позволит повысить уровень нефтеотдачи пластов. Повышение нефтеотдачи (при постоянном уровне добычи) приведет к увеличению сроков эксплуатации месторождений.
В перспективе предусмотрена транспортировка по трубопроводам всей нефти, имеется в виду создание региональных систем магистральных нефтепродуктопроводов и разводящей сети к нефтебазам и автозаправочным станциям. Но эти планы относятся к довольно-таки отдаленному будущему. Сейчас же по грузообороту трубопроводный транспорт стоит на первом месте. Протяженность нефтепроводов составляет 66000 км (для сравнения в США - 325000 км). В связи с тем, что нефтедобыча сосредоточена в отдалении от мест переработки и потребления, казалось бы, что большое внимание должно уделяться состоянию нефтепроводов, но не проходит и месяца, чтобы мы не услышали об очередной аварии и последующей за ней экологической катастрофе (правда, пока местного масштаба). Но, увидев цифры, легко понять, почему происходят аварии.
Продолжительность эксплуатации нефтепроводной системы России
Причины отказов на российских магистральных нефтепроводах
5. Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти
Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными
загрязняющими веществами в окружающей среде. Основными источниками загрязнения нефтью являются: регламентные работы при обычных транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировке и добычи нефти, промышленные и бытовые стоки.
Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов
добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и
балластных вод, - все это обуславливает присутствие постоянных полей
загрязнения на трассах морских путей. Но утечки нефти могут происходить и на поверхности, в итоге нефтяное загрязнение обхватывает все области
жизнедеятельности человека.
Загрязнение влияет не только на окружающую нас среду, но и на наше
здоровье. С такими быстрыми «разрушительными» темпами, вскоре все вокруг нас, будет непригодно для использования: грязная вода будет сильнейшим ядом, воздух насыщен тяжелыми металлами, а овощи и вообще вся растительность будет исчезать из-за разрушения структуры почвы. Именно такое будущее ожидает нас по прогнозам ученых примерно через столетие, но тогда будет поздно что-либо предпринимать.
Постройка очистных сооружений, ужесточенный контроль за
транспортировкой и добычей нефти, двигатели работающие за счет извлечения водорода из воды – это всего - лишь начало списка того, что можно применить для очищения окружающей среды. Эти изобретения доступны и могут сыграть решающую роль мировой и Российской экологии.
Заключение
В настоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасль является главной для мировой экономики. В нашей стране эта зависимость особенно высока. К сожалению, российская нефтяная промышленность находиться сейчас в состоянии глубокого кризиса. Было перечислено немало ее проблем. Каковы же перспективы развития отрасли? Если продолжать хищническую эксплуатацию месторождений вкупе с большими потерями при транспортировке и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтяной промышленности представляется весьма мрачным. Уже сегодня сокращение темпов производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным развалом стратегически важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно.
По этим и другим причинам России необходимо реформировать нефтяную промышленность.
Появился бы интерес к приобретению нефтеперерабатывающего оборудования. Стимул к развитию получила бы не только нефтяная промышленность, но и машиностроительные предприятия, нефтехимическая, химическая, металлургическая и другие отрасли.
Таким образом, положение в нефтяной промышленности достаточно сложное, но выход существует - реформирование отрасли. После чего она, конечно, не станет "локомотивом", который потянет всю экономику, однако сможет внести весьма значительный вклад в возрождение России.
В погоне за нефтью человек безжалостно теснит природу: вырубает леса, захватывает пастбища и пашни, загрязняет окружающую среду. „Прежде природа угрожала человеку, - пишет Ж.-И.Кусто, - а сейчас человек угрожает природе". Эти слова известного французского ученого-естествоиспытателя определяют нынешнее соотношение сил в органическом мире. Своей неразумной деятельностью человек может поставить природу на грань биологической катастрофы, которая отзовется, прежде всего на нем самом. Оправдываются слова французс-кого поэта Ф.Р. де Шатобриана: „Леса предшествуют человеку, пустыни следуют за ним". Уже сейчас, по выражению Дж. Марша, „Земля близка к тому, чтобы сделаться непригодной для лучших своих обита-телей". Под „лучшими обитателями" американский ученый подразу-мевал людей.
Сплошь и рядом загрязнение окружающей среды осуществляется непроизвольно, без определенного умысла. Большой вред природе наносится, например, от потери нефтепродуктов при их транспорти-ровке. До последнего времени считалось допустимым, что до 5 % от добытой нефти естественным путем теряется при ее хранении и пере-возке. Это означает, что в среднем в год попадает в окружающую среду до 150 млн. т нефти, не считая различных катастроф с танкерами или нефтепроводами. Все это не могло не сказаться отрицательно на при-роде.
Тяга человека к природе растет. Ежегодно в нашей стране около 30 млн. человек отдыхают на лоне природы, а к 2009 г., как утверждают ученые, уже 100 млн. человек будут стремиться провести свои отдых на живописных просторах нашей Родины. Однако наша любовь к природе не должна носить потребительского характера. Слово „лю-бить" должно у нас отождествляться со словом „беречь".
Наш дом - планета Земля - это всего лишь маленький голубой кораблик, летящий в суровом и недоброжелательном космосе. Ю.А. Гагарин записал в своем дневнике: „Облетев Землю в корабле-спутни-ке, я увидел, как прекрасна наша планета- Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!". От каждого из нас зависит судьба живой и неживой природы. Проблема охраны окру-жающей среды должна стать государственной проблемой в каждой стране. Рациональное использование ресурсов биосферы, минеральных ресурсов Земли, бережное отношение к природе - единственно воз-можный путь спасения живой среды и самого человечества.
Список используемой литературы
1. Калинин А. Экономические проблемы нефтепереработки //Экономист. – 2006. - №5.
2. Кимельман С., Андрюшин С. Проблема нефтегазовой ориентации экономики России // Вопросы экономики. – 2006. - №4.
3. Романихин Н.В. Нефтегазовые проекты СРП (соглашение о разделе продукции): шанс для развития российской промышленности //ЭКО. – 2000. - №4.
4. Тоскунина В. Проблема нефтедобывающего региона //Экономист. – 2005. - №6.
5. Экономическая география России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления (080100) / под ред. Т.Г. Морозовой. – 3-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
6. Справочная система Интернет
Развитие и размещение нефтяной промышленности
РФ обладает огромными ресурсами нефти. Главные нефтяные районы - Западная Сибирь, Волго-Уральский, Северный Кавказ, Европейский Север. Особенно перспективными являются континентальные шельфы на европейском Севере и Дальне Востоке.
Главный район добычи - Западная Сибирь - 2/3 добычи нефти. Основные месторождения: Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское и др., здесь формируется крупнейший в РФ программно-целевой ТПК на базе уникальных запасов нефти и газа.
В Волго-Уральском районе наиболее значительные ресурсы нефти в Татарстане, Башкорстане.
Европейский Север - республика Коми.
Северный Кавказ - в Чечне и Дагестане.
Около 2/3 нефти добывается наиболее эффективным фонтанным способом.
К настоящему времени разведанность европейских регионов и Западной Сибири достигает 65-70%, Восточной Сибири и Дальнего Востока только на 6-8%, шельфы морей на 1%. Но именно на эти труднодоступные регионы приходится 46% перспективных и 50% прогнозируемых запасов. 11 Региональная экономика: Учебное пособие / под ред. Т.Г. Морозовой, - М: ЮНИТИ, 1995, с. 74.
Развитие и размещение газовой промышленности
Газовая промышленность самая молодая отрасль в ТЭК. Она же является и наиболее эффективной. Основные месторождения расположены в Западной Сибири, где выделяются три крупные газоносные области: Тазовско-Пурнейская (месторождение: Уренгойское, Ямбургское, Тазовское, Медвежье); Березовская (Пахромское, Игримское, Пунгинское); Васюганская (Лучепецкое, Усть-Сильгинское). В Волго-Уральской провинции ресурсы газа имеются в Оренбургской, Саратовской, Астраханской областях, Татарстан и Башкортостан. В Тимано-Печерской - месторождение Вуктыльское в Республике Коми. На базе газовых ресурсов формируются ТПК в Западной Сибири, Тимано-Печерской провинции, Оренбургской и Астраханской областях. Эффективность газа высока по сравнению с другими топливами. А строительство газопроводов, даже на дальние расстояния, окупаются быстрее.
Факторы определяющие размещение нефтегазовой промышленности - количественное и территориальное расположение запасов; качественный состав; условия транспортировки; объем и структура потребления нефтепродуктов; затраты на добычу и переработку; уровень развития техники по добыче и переработке 22 Там же, с. 75..
Факторы и особенности размещения электроэнергетики. Проблемы и перспективы ее развития
В электроэнергетике России в 1995 году работало 750 тыс. человек или 4,7 % от общей численности занятых в промышленности (1970г. - 1,8, 1980 - 2,1 %). Это единственная отрасль промышленности численность работающих в которой непрерывно увеличивается, в том числе за последние 5 лет.
Факторы размещения электроэнергетики: размещение потребителей; размещение топливно-энергетических ресурсов; технический прогресс в передаче и производстве электроэнергетики.
Основные принципы развития: создание энергосистем, формирующих единую сеть страны, концентрация производства на базе дешевых топлива и гидроресурсов; комбинированное производство тепла и электроэнергии; учет экологических требований; развитие АЭС в районах с напряженным топливно-энергетическим балансом; комплексное освоение гидроэнергоресурсов.
Существуют электростанции: тепловые, атомные, гидроэлектростанции; не традиционные источники (ветровые, приливные - Кислогубская на Кольском полуострове; геотермальные - Паужская на Камчатке).
Проблемы электроэнергетики: износ основных фондов, недостаточное финансирование, отрицательное отношение к АЭС, экологические проблемы.
Перспективы: создание единой энергосистемы, создание АЭС в европейской части, строительство ТЭС на дешевых углях Канско-Ачинского бассейна, широкое использование нетрадиционных и местных источников топлива, развитие и строительство ТЭС на природном газе. 11 Воронин В.В. Экономическая география РФ в 2 частях, ч. 1, Самара, СГЭА, 1997, с. 179.
Размещение нефтяной промышленности подчинено общим закономерностям размещения производительных сил.
На размещение нефтяной промышленности влияют размеры промышленных запасов нефти и географическое распределение запасов, природные разработки месторождений, качество нефти, уровень развития техники и технологии и определяемые или возможные разработки тех или иных месторождений, география потребления, транспортабельность нефти.
Нефтедобывающая промышленность может существовать и развиваться там, где имеются запасы нефти. Поэтому размещение ее связано с географией нефтяных месторождений.
С ростом геологической изученности страны открываются новые месторождения и возрастают размеры разведанных запасов. Меняется географическое распределение запасов, создаются материальные предпосылки для рационализации размещения промышленности.
Нефтяные месторождения различаются размерами залежи, геолого-м1чискими условиями разработки, качеством нефти, своим географическим местоположением. Введение их в разработку связано с различными вложениями средств в капитальное строительство. Нефтяные месторождения не равнозначны по роли в удовлетворении потребностей народного хозяйства, по экономической эффективности, поэтому проблема размещения нефтедобывающей промышленности сводится к вопросу об очередности ввода в разработку отдельных месторождений и о темпах их развития.
Размеры нефтяной залежи, заключенные в ней запасы нефти прежде всего определяют, какие из открытых нефтяных баз будут введены в разработку в ближайший период и какими темпами они будут развиваться. Освоение и разработка крупных месторождений требуют меньше удельных капитальных вложений. Подобные месторождения обычно высокопродуктивны, стоимость добычи значительно ниже, чем на мелких месторождениях. Все это указывает на необходимость первоочередного использования ресурсов, заключенных в крупных месторождениях.
Большое значение при выборе очередности использования тех или иных месторождений имеют природные условия залегания и добычи запасов этих месторождений:
- - геолого-физические условия нефтеразработки (буримость пород, глубина скважин, режим нефтяного пласта, число продуктивных горизонтов, плановое давление и т.д.);
- - естественно-географические условия расположения месторождения.
Эти условия определяют в основном выбор технических средств бурения и эксплуатации скважин, систему разработки залежей, влияют на сроки ввода месторождений в эксплуатацию, размеры связанных с этим капитальных вложений, экономические показатели разработки.
Один из важнейших природных факторов разработки месторождений -глубина скважин. С увеличением глубины скважин скорость проходки обычно снижается, а время сооружения скважин, стоимость бурения, издержки эксплуатации возрастают. В Самарской области с возрастанием глубины скважин с 1500 до 3000 м коммерческая скорость бурения снижается в 1,9 раза, а время сооружения скважин с 26 дней увеличивается до 3 месяцев.
Важное природное условие нефтеразработки - многопластовость месторождения. При наличии в резерве месторождения нескольких продуктивных горизонтов в определенных условиях открывается возможность бурения многорядных скважин (стоимость которых на 20-35 % меньше обычных).
Значительными особенностями и дополнительными видами затрат отличается разработка морских нефтяных месторождений. Капитальные вложения и себестоимость добычи на морских промыслах возрастают вследствие использования специальных гидротехнических сооружений - морских эстакад или отдельных оснований из-за особых условий транспортировки людей и грузов.
Большое значение имеет качество нефти. Содержание в нефти светлых парафинов, серы, смол определяет технологию нефтепереработки, выход отдельных видов продукции, а следовательно, и экономические показатели производства.
Развитие науки и техники повышает эффективность активного воздействия на природные условия нефтеразработки в целях всемерного использования запасов нефти и наиболее рационального размещения промышленности.
Развитие и совершенствование нефтяной техники вносит крупные изменения в содержание труда рабочих. Функции рабочего все более сводятся к контролю за соблюдением режима технологических процессов, наблюдению исправностью приборов, аппаратуры, оборудования. Возрастают требования к производственной квалификации кадров и культурно-технической подготовке. Геологоразведка по - тюменски// Нефть России.- 2004.- 7.- с.66
Немаловажным фактором в развитии нефтегазового комплекса является инфраструктура. В экономической литературе под инфраструктурой понимается межотраслевой комплекс, обслуживающий всю совокупность производительных сил района. В состав инфраструктуры большинство исследователей включают объекты, которые обеспечивают производственный процесс, но сами непосредственно не создают продукцию в вещественной форме. Кроме того, сюда же относятся объекты, обеспечивающие воспроизводство трудовых ресурсов в районе, создающие материальные и культурно-бытовые условия для нормальной жизнедеятельности человека. Первую группу объектов обычно называют производственной инфраструктурой, а вторую -- социально-бытовой.
Одной из актуальных проблем взаимоотношений нефтегазовой промышленности области с сопряженными отраслями народного хозяйства в районах ее развития является создание инфраструктуры опережающими темпами.
До сих пор инфраструктуре не уделялось достаточного внимания. Хозяйственная практика породила представление об отраслях инфраструктуры как о чем-то менее важном по сравнению с основным производством. В последние годы появилось много работ, в которых убедительно показана - необходимость синхронного ввода объектов инфраструктуры и объектов основного производства района, охвата их комплексными перспективными планами освоения района. Однако при планировании, как групп, так и отдельных предприятий главное внимание все еще уделяется развитию основного производства, а вопросы создания объектов инфраструктуры решаются без учета перспективы развития основного производства.
Должны учитываться самостоятельные статьи затрат, в том числе на районную инфраструктуру, на развитие системы транспортного обслуживания района, возрастают затраты на жилищно-бытовое строительство, электроснабжение и т. д. Так, если для районов Среднего Поволжья удельный вес капитальных вложений в развитие производственной инфраструктуры составляет 17--30%, а в целом по стране -- 30%, то по Тюменской области он достигает 50--70%. Геологоразведка по - тюменски// Нефть России.- 2004.- 7.- с.67 Об отставании развития объектов обслуживающего и вспомогательного назначения говорит и тот факт, что удельный вес капиталовложений в эти объекты по смете выше, чем фактический. Например, сметная стоимость объектов производственной инфраструктуры по проекту для месторождения Медвежье составляла 64,0% общих вложений в освоение месторождения, а фактически удельный вес затрат на них был равен 30,7. Там же. с. 67
Практика обустройства месторождений показывает, что строительство инфраструктуры без обоснования перспективы их развития приводит к организации большого числа незначительных по мощности предприятий и, соответственно, к снижению эффективности их производства. Несмотря на большое число энергетических установок, предприятия испытывают острый дефицит в электроэнергии, что сдерживает внедрение механизации и автоматизации производственных процессов. При сохранении в перспективе энергоснабжения промыслов в соответствии с установившейся практикой число электростанций и численность обслуживающего персонала будут расти пропорционально увеличению газодобычи в этом районе.
Таким образом, факторами, определяющими размещение нефтяной промышленности в России являются: количество и территориальное размещение запасов, качественный состав, условия транспортировки, объем и структура потребления, затраты на добычу и переработку, уровень развития НТП по добыче и переработке, экологический фактор, трудовые ресурсы.
Очередность и темпы разработки месторождений в значительной мере определяются географией потребления нефти и условиями транспорта.
Транспортные издержки влияют на формирование стоимости нефти, близость добывающих предприятий к районам нефтепотребления исключает дальние пробеги нефтегрузов, позволяет существенно сократить издержки добычи и транспорта.
Величина района потребления нефти, добываемой на отдельных месторождениях и предельная дальность ее перевозки при прочих равных условиях, зависят от размера суммарных издержек добычи и транспорта нефти. Чем выше издержки добычи, тем ближе к району добычи должна проходить граница их потребительского распространения. При относительно низких издержках добычи нефть можно транспортировать на большие расстояния. Район потребления нефти, добытой на месторождениях с наименьшими за тратами, возрастает. Становится экономически оправданной разработка таких месторождений более быстрыми темпами.
Прогресс транспорта в 60-е гг. обеспечил резкое удешевление транспортирования топлива, прежде всего нефти, по магистральным трубопроводам большего диаметра. Но в связи с освоением месторождений нефти в Западной Сибири увеличились капитальные вложения на строительство сверхдальних магистральных нефтепроводов.
Нефтепровод - это наиболее экономичный и прогрессивный вид магистрального транспорта нефти. При его использовании обеспечивается бесперебойность снабжения сырьем нефтеперерабатывающих заводов, сокращаются потери в пути, отпадают отличающиеся большой трудоемкостью операции по наливу и сливу, открываются возможности широкой механизации и автоматизации транспортного процесса.
Чем меньше издержки транспорта нефти, добываемой на том или ином месторождении, тем больше допустимая дальность перевозки нефти этого месторождения, шире район ее потребления и больше должна быть концентрация добычи на этом месторождении по сравнению с идентичными месторождениями.
Интенсивное развитие нефтепроводов связано с ростом добычи нефти, (особенно в новых труднодоступных районах страны с недостаточно развитой транспортной сетью), необходимостью доставки мощных грузопотоков нефти на дальние расстояния, экспортом значительной части нефти по нефтепроводам из районов добычи непосредственно до мест ее потребления за рубежом.
Развитие нефтяной промышленности обуславливает увеличение перевозок нефтяных грузов. В этих перевозках все большее участие принимает специализированный и экономичный нефтепроводный транспорт. Существует два вида нефтепроводов; промысловый и магистральный. Промысловые используют непосредственно на нефтедобывающих промыслах. К магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы диаметром не менее 530 мм и протяженностью не менее 50 км, предназначенные для транспортировки нефти из районов добычи на предприятия по переработке нефти на железнодорожные, речные, морские пункты налива, а также на головные перекачивающие станции, расположенные вне территории данного нефтяного промысла, месторождения нефти, и на экспорт. Кузьмина. Н.М. Топливно-энергетический комплекс РФ. Самара, 2000. с. 22
Запасы нефти в России оцениваются, по различным источникам, от 20 до 35 млрд. тонн. Такой разброс свидетельствует о приблизительности и неточности расчетов, что связано с резким сокращением геологоразведочных работ или намеренным искажением информации о запасах для привлечения инвесторов. В целом нефтяная отрасль России характеризуется ухудшением состояния сырьевой базы в количественном отношении, что выражается в сокращении объемов запасов и добычи, и в качественном отношении, что связано с ростом доли трудно извлекаемых запасов. Основными причинами такого состояния являются:
- 1. Сокращение объема буровых работ, включая разведочное бурение. Так, в 2001, 2002, 2003 и 2004 гг. объем эксплуатационного бурения составил соответственно 10003 тыс., 8302 тыс., 8549 тыс. и 8413 тыс. м, разведочного -соответственно 1261 тыс., 766 тыс., 699 тыс. и 585 тыс. м.
- 2. Замедление темпов ввода новых скважин. В 2001, 2002, 2003 и 2004 гг. в эксплуатацию было введено соответственно 4977, 3895, 3606 и 3529 скважин.
- 3. Продолжающаяся тенденция снижения нефтеотдачи - основного показателя эффективности рационального использования нефтяных запасов недр и потенциала нефтедобычи.
- 4. Увеличение бездействующего фонда скважин до максимального уровня с 1996 г. (по сравнению с 2001 г. увеличение составило 15,2%) и низкий уровень объемов текущего и капитального ремонта скважин.
Высокая степень износа основных фондов в ТЭК, которая в целом превышает 50%, а в нефтепереработке - 80%, и, как следствие увеличение рисков роста аварийности оборудования и производственного травматизма
И если ситуация будет развиваться так и дальше, то через десять лет в России «неожиданно» обнаружится новая проблема мы останемся без готовых участков добычи полезных ископаемых. Уровень инвестиционных вложений в нефтегазовый комплекс недостаточен для решения как текущих, так и перспективных задач развития этого сектора. Проблема заключается в том, что возможности преимущественно не капиталоемкого (то есть за счет прошлых инвестиционных заделов, в частности, геологоразведки и формирования здесь производственного аппарата) развития нефтяного сектора в 90-е г. XX века оказались практически исчерпаемыми. За 1991-2000 гг. разведанные в России запасы нефти сократились почти на 14%, при том что ежегодные темпы роста мировых разведанных запасов нефти и газа составляют в среднем 1,2-2%.
В последнее время объемы разведочного бурения сократились более чем в 4 раза, прирост запасов нефти в 6,5 раз. Крупные месторождения, если и открываются, то в сложных геолого-географических условиях, в основном в шельфовых зонах.
В России и других нефтедобывающих странах мира увеличивается доля трудно извлекаемых запасов. Негативные изменения структуры сырьевой базы, связанные, прежде всего с увеличением доли трудно извлекаемых запасов, резко снизят добычу нефти в ближайшей перспективе и соответственно обусловят весьма значительные капиталовложения для обеспечения запланированных «Энергетической стратегией России на период до 2020 года» объемов добычи нефти.
Стратегической целью развития комплекса является обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны путем государственного контроля над разработкой стратегически значимых месторождений углеводородов, организации глубокой переработки нефти и газа с извлечением и утилизацией всех ценных компонентов, а также надёжных поставок нефтепродуктов и продуктов нефтехимии на внутренний рынок. Для достижения этих целей предусматривается решение следующих основных задач развития нефтяного комплекса:
- - рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение устойчивого воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности;
- - ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке и переработке нефти;
- - углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворённых компонентов;
- - формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь, в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), на шельфе острова Сахалин и в перспективе - на шельфах южных и арктических морей, Берингова моря, на Западно-Камчатском и Магаданском шельфах Охотского моря;
- - развитие транспортной инфраструктуры комплекса для повышения эффективности экспорта нефти и нефтепродуктов, её диверсификации по направлениям, способам и маршрутам поставок на внутренние и внешние рынки; своевременное формирование транспортных систем в новых нефтедобывающих регионах, в первую очередь, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
- - расширение присутствия российских нефтяных компаний на зарубежных рынках, как в сегменте добычи, так и переработки и транспортировки - участие в производственных, транспортных, перерабатывающих и сбытовых активах за рубежом;
- - усиление государственного регулирования в нефтегазовом комплексе и совершенствование налогового законодательства в сфере недропользования..
Перспективные уровни добычи нефти в России в период до 2030 г. будут определяться в основном внутренним и внешним спросом на жидкое топливо и уровнем цен на него, развитостью транспортной инфраструктуры, географией, запасами и качеством разведанной сырьевой базы и темпами её воспроизводства, налоговыми и лицензионными условиями, научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений.
При сочетании благоприятных внутренних и внешних условий добыча нефти в России в 2010 г. может составить 514 млн. т и возрасти к 2020 г. до 590 млн. т. Далее добыча нефти достигнет максимума в 2021 - 2025 гг. и несколько снизится к 2030 г. Оптимистичный и благоприятный сценарии могут быть реализованы только при последовательной и грамотной политике государства в области воспроизводства минерально-сырьевой базы и увеличении объёмов геологоразведочных работ.
Характеристика нефтяной промышленности
На сегодняшний день нефтяная промышленность мира представляет собой одну из важнейших составляющих мирового хозяйства, а также оказывает большое влияние на развитие других отраслей. Для многих государств добыча и переработка нефти является основным источником доходов и отраслью, определяющую стабильность валюты страны и внутренней экономики.
Определение 1
Добыча, переработка, транспортировка, складирование и продажа полезного ископаемого, т.е. нефти и нефтепродуктов, относятся к отрасли экономики, которая определяется как нефтяная промышленность.
Нефть – это единственный природный ресурс, при переработке которого можно получить большое многообразие важнейших продуктов, таких как: топливо, синтетические ткани, всевозможные покрытия, моющие средства, мазут. Состав нефтяной промышленности представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Составляющие нефтяной промышленности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
К основным регионам, на территории которых добывается нефть относятся: Россия, Соединенные Штаты Америки, Саудовская Аравия.
Проблемы нефтяной промышленности
К основным проблемам, стоящим перед нефтяной промышленностью, можно отнести:
- Недостаточная обеспеченность ряда крупнейших стран мира запасами нефти (США, Великобритания, Норвегия и др.). Данная проблема обуславливает необходимость наращивания геологоразведочных работ, применение альтернативных видов топлива, проведение политики, направленной на ресурсосбережение во всех сферах деятельности, закупку нефти у других стран.
- Увеличение объемов добычи нефти в развивающихся странах мира. Возрастает нефтяной авторитет таких стран, как Иран, Венесуэла, Мексика, Индонезия. Национальные компании перечисленных стран достаточно динамично развиваются, что в перспективе означает повышение значимости в нефтяном комплексе мира.
- Создание самостоятельных компаний по нефтепереработке в США и Западной Европе. Конкуренция компаний Запада и Востока в отрасли нефтехимического производства даст толчок не только к улучшению технологии производства, повышению выхода нефтепродуктов, но и к наращиванию производства продуктов нефтеорганического синтеза.
- Дефицит нефти в странах Дальнего Востока, а именно, Япония и Китай.
- Колебания мировых цен на нефть за последние годы.
- Социальные проблемы. Основной из них является повышение цен на топливо. Это приводит к увеличению проезда в общественном транспорте, цен на продукты питания и т.д.
- Экологические проблемы. Представляют собой одну из главных проблем нефтяной промышленности. Нередко происходят аварийные ситуации при добыче или же транспортировке нефти, тем самым наносится огромный вред экологии. Следует также отметить, что нефть является невозобновляемым сырьевым источником, а ее добыча приводит к дополнительному повышению температуры поверхности атмосферы Земного шара, развитию парникового эффекта, сокращению озонового слоя. Решением экологической проблемы в первую очередь будет углубление переработки нефти, что отразится на рациональности ее использования и состоянии природной среды.
Значение нефтяной промышленности в мировой экономике
По экономической и политической значимости, по своим масштабам торговля нефтью является одним из важнейших элементов мировых хозяйственных связей. Добыча и переработка нефти требуют больших капиталовложений, однако, с другой стороны, значительно пополняют бюджет страны, которая поставляет нефть в менее промышленно развитые страны.
Потребность населения мира в продуктах нефтепереработки на столько велика, что этот вид полезного ископаемого постоянно добывается и используется. Дальнейшее развитие энергетики в мире приведет к тому, что доля нефти в топливном балансе мира будет сокращена, а нефть все больше будет являться источником для получения всевозможных промышленных продуктов. Исследования геологов мира показывают, что все запасы нефти, имеющиеся в распоряжение на сегодняшний день, к 2034 году иссякнут, если скорость ее добычи останется на прежнем уровне.
Можно выделить две основные функции нефти: энергоноситель и химическое сырье. Крайне важна энергетическая функция нефти: в дорожном, морском, авиационном транспорте применяется топливо, которые было получено из нефти. Нельзя не отметить важность нефти как химического сырья, поскольку из нее производится такое количество продуктов, сколько не производиться ни из одного другого полезного ископаемого. При этом не прекращаются разработки новых отраслей применения продуктов нефтепереработки.
Нефть можно охарактеризовать как важнейшее стратегическое сырье, служащее основой производства горюче-смазочных материалов. Следовательно, цены на нефть влияют на широкий спектр отраслей мировой экономики. От цен на нефть зависит движение на фондовых рынках. Особенно это оказывает влияние на развивающиеся рынки, которые ориентированы на экспорт нефти.
Замечание 1
Самые крупные нефтедобывающие компании мира: Роснефть, Лукойл, Газпром Нефть, Saudi Aramco, Национальная иранская нефтяная компания, ExxonMobil и PetroChina.
На развитие современной нефтяной промышленности оказывают влияние три негативных фундаментальных фактора:
- Снижение мирового спроса на нефтепродукты на несколько млн. баррелей в день;
- Увеличение объемов мирового производства альтернативных жидких углеводородов, которые не требуют переработки;
- Высокая доходность и полная загрузка нефтеперерабатывающих заводов до кризиса дали толчок к инициации новых проектов по расширению мощностей.
Таким образом, в развитых странах будут закрываться заводы и сворачиваться новые проекты. В свою очередь, в развивающихся странах Азии будут создаваться новые современные нефтеперерабатывающие заводы. Особенно отмена проектов коснется США и стран Европейского Союза, политика которых нацелена на рост использования в транспортном секторе биотоплива и применении альтернативных видов двигателей. На развитие мировой нефтепереработки в перспективе будут оказывать влияние следующие факторы:
- Увеличение спроса на продукты нефтеперерабатывающей промышленности в развивающихся странах
- Повышение темпов роста ввода новых мощностей в процессе переработки нефти в странах с низкими издержками;
- Процессы слияний и поглощений нефтеперерабатывающих компаний
- Концентрация на производстве инновационной продукции.