Празднование Смоленской иконы Божьей Матери
, именуемой Одигитрия, совершается 10 августа
(28 июля ст. ст.). Перед Смоленской иконой Богородицы молятся о даровании здравия и мира.
Смоленская икона Божьей Матери. История
Согласно преданию, Смоленская икона Пресвятой Богородицы оказалась в России в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах (ок. 1000-1055 гг.) благословил ею в дорогу свою дочь - царевну Анну (ок. 1030/35 -1067 гг.), которая стала женой князя Всеволода Ярославича (1030-1093 гг.). Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича, князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.), в 1095 году перенес икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.
Согласно церковному преданию, Смоленская икона Богородицы в 1239 году спасла город от нашествия войск Батыя. В XV веке икона оказалась в Москве. Бытует несколько вариантов ее перенесения: в «Русском временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от литовского князя Свидригайло (ок. 1370-1452 гг.) к великому московскому князю Василию Васильевичу (1415-1462 гг.), дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар великому князю в Москву. Другие предполагают, что эту икону дал князь Витовт (около 1350-1430 гг.) своей дочери Софье (1371-1453 гг.), которая являлась супругой московского великого князя Василия Димитриевича (1371-1425 гг.), когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Также есть мнение, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой Смоленскую икону Богородицы вместе с другими иконами. В Москве Смоленская икона была помещена в Благовещенском соборе Кремля, справа от царских врат.
В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила (1475-1480 гг.) просило великого князя Василия Темного вернуть им икону. Князь, посоветовавшись с митрополитом Ионой (1390-е - 1461 гг.), решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года (по другим сведениям - 28 июля 1456 года) вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле, у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после молебна отпустили в Смоленск.
Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с нее сняли точный список, который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесен 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы - 10 августа (28 июля ст. ст.).
Во время Отечественной войны 1812 года епископ Ириней Фальковский (1762-1823 гг.) вывез 5-6 августа икону из Смоленска в Москву, и в день Бородинского сражения ее вместе с Иверской и Владимирской иконами обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск. Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года. Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска заняла икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.
Тропарь и кондак Смоленской иконе Богородицы
Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем грешнии, со смирением припадающе и покаянием, вопиюще из глубины душевныя, Владычице помози милосердовавши на ны, и потщися яко изгибаем от множества грехов. Не отврати раб Своих тощ, Тебе бо Едину помощницу имамы.
Кондаки, глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеем, и Тобою ся хвалим, Твои бо есмы раби, дася не постыдим.
Заступнице християном непостыдная, ходатаице к Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти. Ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.
Образ Смоленской Пресвятой Богородицы. Иконография
Смоленская икона Пресвятой Богородицы относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой рукой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова.
Храмы и монастыри в честь Смоленского образа Пресвятой Богородицы на Руси
В честь Смоленской иконы Божьей Матери в 1524 году был основан монастырь в Москве, ныне известный как Новодевичий. Обитель основана великим князем Василием III (1479-1533 гг.) в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» - главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования монастырь служил местом заточения царственных особ женского пола. Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений.
Также в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в с. Кушалино Рамешковского района Тверской области. Смоленская церковь в Кушалино была построена в вотчине князя Симеона Бекбулатовича в 1597 году, когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе в опале. Большая трапезная и колокольня были пристроены позднее. Закрыта церковь в 1930-е гг. Вновь открыта в 1991 г.
Одна из самых узнаваемых икон Божией Матери - «Смоленская», относится к типу «Путеводительница». Прочна связана в народном сознании с нашествием татар и другими военными событиями. По преданию, это одна из икон, написанных апостолом Лукой (всего их несколько десятков). У образа целых три празднования в церковном году - один в честь перенесения, второй - в память о чудесном избавлении Смоленска от татарского нашествия, третий - в честь победы в Отечественной войне.
История появления святого образа
Образ очень древний, точно установить, как он оказался в России уже невозможно. Но большинство историков сходятся в том, что привезли икону из Византии. Там она была известна, как защитница Константинополя, часто подвергавшегося набегам. Считается, что одна из дочерей византийского императора вышла за русского князя. Как приданое, царевна привезла с собой святыню в 1046 г.
Собственно тип «Путеводительницы» сложился еще в первые века христианства в Палестине. С самого древнего образа были сделаны несколько копий, которые расходились по всему христианскому миру. «Смоленской» икона Божией Матери «Одигитрия» стала именоваться после того, как Владимир Мономах перенес ее в этот город. Икона разместилась в специально отстроенном храме.
В 15 в. Смоленск захватили литовцы. Направляясь в Москву, один из панов забрал святыню в качестве подарка. Так она оказалась в Благовещенском соборе Кремля. Есть и другие версии этого события:
- Икону привез изгнанный смоленский правитель.
- Литовский князь подарил образ своей дочери, которая была замужем за московским правителем.
- Икону вывезли татары.
Так или иначе, святыня некоторое время пребывала в Москве. В середине 15 в. от имени епископа послы обратились к великому князю - они умоляли вернуть «Смоленскую» икону Божией Матери. Люди твердо верили, что без ее заступления не смогут противостоять многочисленным врагам. Князь усмотрел в этом возможность объединения, поэтому разрешил вывезти образ. Но сначала было решено сделать точный список.
Общенародное почитание и чудеса Смоленской иконы
От литовских захватчиков смоленская земля освободилась лишь в 1514 г. Именно в честь этого события был открыт Новодевичий монастырь. Соборная церковь была освящена во имя «Смоленской» иконы Божией Матери. В тот период начало складываться всенародное почитание образа, которое до этого было лишь местным. Теперь же он стал символом объединения русских земель под московским флагом.
Оригинал был изготовлен на грунтованной доске, отличался большим весом. Сверху был натянут холст с изображением. Мать держит Богомладенца на левой руке. С обратной стороны художник изобразил Распятие на фоне Иерусалима. В 17 в. возле креста появились фигуры Девы Марии и апостола Иоанна.
Считается, что оригинал безвозвратно утерян еще во времена средневековья. По другой версии, его вывезли немцы во время Великой Отечественной. Греческая копия тоже не сохранилась - она пропала во времена советской власти. Но в стране есть немало довольно древних списков (возрастом около 500 лет). С 12 по 14 века церковные историки зафиксировали более 20 чудес: часть в Смоленске, часть в Москве, по разным монастырям и деревням, куда возили образ.
Самые известные чудеса:
- Помогла уберечь Смоленск от татарского нашествия.
- Во время Бородинской битвы «Смоленская» Одигитрия была обнесена крестным ходом вокруг Кремля.
- Архимандрит Троице-Сергиевой лавры Адриан исцелился от тяжелой болезни (17 в.).
- В Новгороде была обретена Смоленская икона, написанная на монастырской стене. Она уберегла город от гибели во время холеры.
Верующему значение «Смоленской» иконы понятно без особой расшифровки: Богородица не случайно указывает на Младенца Христа, она этим призывает всех следовать правильным путем - во всем стремиться к Богу, как началу всякой правды и полноты. Большую роль сыграла она в истории России - защищала границы страны, источала чудотворения, о которых известно с 11 в. Считается, что через эту икону Богородица объединила разрозненные московские княжества.
Поклониться святыне можно в Казанском соборе (Санкт-Петербург), где находится «Смоленская икона», которая побывала на поле боя с Наполеоном. Расположена она над могилой полководца М. Кутузова. Список 15 в. хранится в Благовещенском соборе, в Новодевичьем монастыре - чуть более поздняя копия. Особенность московского списка - Младенец держит свиток вертикально.
Святая заступница
Почитание Божией Матери особенно характерно для Православия и Католицизма, для поклонения существует много праздников, написаны сотни образов. В чем помогает «Смоленская» икона верующим? Если вспомнить название иконографического типа, можно понять самый главный смысл написания: Пресвятая Дева направляет, руководит сердцем человека, показывая ему верную дорогу в рай - через Христа. Соответственно, данный образ может помочь тем, кто имеет мало веры.
Учитывая историю, связанную со многими решающими сражениями, икона является покровителем всех, кто находится на военной службе. Молятся ей во время путешествий. Также она поможет принять правильное решение в неопределенной ситуации. Считается, что образ покровительствует семье, поскольку крепко связан в народном сознании с безопасностью, защитой от нападений. Поможет помириться враждующим сторонам.
Как молиться Царице Небесной
Очень хорошие тексты молитв дает верующим Священное Писание. Например, молитвенное обращение «Богородице Дево…» Существует так называемое Богородичное молитвенное правило. Слова, впервые произнесенные архангелом Гавриилом, повторяются 150 раз. Через каждый десяток читаются другие молитвы - «Отче наш» и пр. Полный список молитв можно найти в молитвословах.
Чтобы не сбиться со счета, необходимо пользоваться четками. Для этого монахи сами делают их из шерстяных нитей. Небольшие же четки из крупных бусин не годятся - их, в основном, покупают в качестве талисмана. В интернете можно найти мастер-классы, как плетутся настоящие монашеские четки и сделать их самостоятельно.
Для «Смоленской» иконы написаны особые молитвы. Они поются во время богослужений. Но можно прочитывать их и дома, когда есть желание. Слушать в чьем-то исполнении - не запрещено, но недостаточно, человек должен молиться сам, совершать духовные усилия. Другая молитва Господу просто не нужна, это уже не молитва, а концерт.
Многие подвижники и святые составляли собственные молебные воззвания к Божией Матери: например, св. Иоанн Кронштадский, св. Ефрем Сирин. Молитвы входили в обиход только после одобрения официальной церковью. Сегодня по приходам «гуляет» много акафистов, написанных современными авторами. Но ведь для «Смоленской» иконы он давно уже есть. Не стоит пренебрегать тем, что проверено столетиями. Чтение новых молитв может быть не только неполезным, но и опасным занятием.
Даже восхвалению Богородицы необходимо учиться, подбирать для этого правильные эпитеты. Поэтому чтение акафиста будет очень полезно. Богословское значение Божией Матери очень велико, понять его в один прием невозможно. Если молитва кажется надоевшей, устаревшей, следует попытаться более глубоко ее осмыслить. Почитать перевод, книгу, посвященную молитвам или иконам. Тогда привычные слова заиграют новыми красками.
Храмы Смоленской иконы Божией Матери
Во времена Ветхого Завета считалось, что Господь обитает в Иерусалимском храме. Евреи до того почитали святилище, что даже первосвященник мог зайти туда лишь единожды в году. Но все изменилось, когда Бог взял на себя человеческую природу. Первым местом Его земного обитания стала утроба обычной женщины. Со временем Божия Мать стала почитаться богословами, как новозаветный храм. Не случайно был разрушен Храм в Иерусалиме. Книга Откровения говорит, что он будет возрожден лишь перед Вторым пришествием Христа.
В России две сотни церквей, посвященных «Смоленской» иконе Божией Матери.
- Наиболее известная находится в Новодевичьем монастыре. Очень высокий храм устремляется в небо как корабль с парусами в виде куполов. Здесь до сих пор хранится список 15 в. Хотя собор считается памятником архитектуры, в большие праздники в нем проходят службы.
- Есть Смоленская церковь и в Сергиевом Посаде, на территории знаменитой Лавры. Небольшой храм построен в стиле барокко, отличается изяществом и необычными красками фасада.
- Граф Григорий Строганов в 17 в. отстроил церковь в Нижнем Новгороде на собственные деньги. Пятикупольный храм отличает изяществом, колокольня расположена прямо над входом.
В одном из древних песнопений Богородица называется Скинией - то есть селением, место обитания Бога. Пусть же каждый найдет дорогу в селение Господа!
Молитва Смоленской иконе
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Смоленская икона Божьей Матери "Одигитрия"
Пресвятой Богородице молятся о сохранении и помощи в пути.
Молитва перед Смоленской иконой Пресвятой Богородице, именуемой "Смоленская" (Одигитрия)
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая Пресвятой Богородице
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Смоленская" (Одигитрия).
Тропарь, глас 4:
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Слава, и ныне, Богородичен:
Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких вед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.
Кондак, глас 6:
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.
Ин кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.
Празднование в честь иконы Одигитрии Смоленской совершается 10 августа.
Э та дата установлена в память возвращения Смоленска из-под власти Литвы в середине XV века.Одигитрия (в переводе с греческого - «путеводительница») - один из пяти главных типов изображения Богоматери в православии. Смоленская икона - одна из самых почитаемых икон этого типа. Некоторое время образ хранился в Иерусалиме, а потом был перевезен в Константинополь, где икона стала защитницей города, ее не раз выносили на городские стены в время нападения врагов.
Накануне дня Смоленской иконы сайт рассказывает о ее удивительной судьбе и не менее удивительных свершениях.
Мономахова икона
В Смоленск икону перенес Владимир Мономах. Фото: wikipedia.org
По преданию, икона Смоленской богоматери была написана самим евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы. Византийский император Константин Багрянородный в 1046 году благославил этой иконой свою дочь принцессу Анну на брак с князем Всеволодом Ярославичем Черниговским, сыном Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода икона по наследству перешла к его сыну Владимиру Мономаху - будущему правителю Руси. В начале ХII века Владимир Мономах перенес икону в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Смоленской.
Наказ Меркурию
Одно из первых чудес, совершенных от иконы в Смоленске, стало избавление города от татар. В 1239 году они подошли к Смоленску, судьба города повисла на волоске. Жители города с горячей молитвой обратились к своей заступнице. В ночь на 24 ноября пономарь, служивший в Успенском соборе, получил от нее наказ передать одному из благочесивых воинов по имени Меркурий следующее: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».Эти слова сразу же передали Меркурию, он облачился в доспехи, пришел к иконе и услышал от нее голос:
«Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой… Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».
С помощью Богородицы Меркурий победил татар и не позволил им разрушить Смоленск, как это произошло почти со всеми русскими городами.
Монастырь в честь иконы
Новодевичий монастырь. Фото: www.globallookpress.com
В начале XV века икону Одигитрии перенесли из Смоленска в Москву в Новодевичий монастырь. Это произошло 7 августа 1525 года, 489 лет назад. Интересно, что Новодевичий монастырь построили по указу великого князя Московского Василия III Ивановича в честь взятия Смоленска в войне с литовцами. Первоначально он назывался «Богородице-Смоленский».
Однако, в это время Смоленск часто подвергался набегам неприятелей и горожане потребовали вернуть в город его покровительницу - икону. В 1456 году в Москву приехала целая делегация горожан во главе с епископом Смоленским Мисаилом. Они попросили Московского князя Василия Темного вернуть им икону. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов.
Покровительница Бородина
Молебен на Бородинском поле. Репродукция картины Егора Зайцева. Фото: Commons.wikimedia.org
В 1812 году во время Отечественной войны против Наполеона Смоленская икона Божией Матери стала главным образом для всей русской армии. Икону из Смоленска сначала перевезли в Москву, чтобы перед ней могли помолиться жители столицы. 26 августа 1812 года, в день Бородинской битвы, ее обнесли вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен. Незадолго до этого перед образом помолился главнокомандующий русской армией легендарный полководец Михаил Кутузов.
Тайное исчезновение
Успенский собор. Фото: АиФ / Ирина Романова
Традиционным местом хранения иконы всегда был смоленский Успенский кафедральный собор. Несмотря на то, что в 1930 году в Успенском соборе открылся антирелигиозный музей, икона продолжала находиться там. В период между 1939 и 1941 годами оригинальная икона Одгитрии бесследно исчезла. По сей день ее судьба неизвестна. В Успенском соборе хранится ее местоблюстительница, так называемая Надвратная икона Смоленской Божьей Матери, которая была написана для Смоленска во времена Ивана Грозного.
Одигитрия – один из самых почитаемых в Православии иконописных образов. Это изображение Богоматери с младенцем, которое получило широкое распространение в русской иконографии. Само слово «Одигитрия» переводится с греческого как «Указывающая путь» или просто – «Путеводительница».
Икона Божией Матери Одигитрии была известна христианам еще в самые первые века. Первоначально она встречалась на территории Палестины, затем получила известность в Византии, Древней Руси и в других православных странах.
Сегодня существует множество разновидностей этой иконы, но в России особо почитается Смоленская Одигитрия. Также икона послужила источником вдохновения для других известных образов Богоматери, например, «Неопалимая купина».
Описание иконы
Известно несколько вариантов Одигитрии , однако, у них всех есть характерные черты, которые всегда остаются неизменными.
Традиционно на этой иконе изображен отрок Христос на руках Богородицы. Правая рука Христа обязательно запечатлена в благословляющем жесте, а в другой руке он чаще всего держит книгу или свиток. Обычно Христос обращен лицом к зрителям, однако иногда его изображают и в полупрофиль.
В Одигитрии обычно используется поясное изображение Божией Матери . Но также встречаются и оплечные варианты (например, ), а иногда Богородицу даже рисуют сидящей на троне.
Голова Божией Матери слегка наклонена. Рукой она указывает на Иисуса, словно говоря: «Вот Спаситель всего человечества!». Главное же значение иконы – это поклонение царственному Младенцу, а также приход на Землю небесного Царя и Судии.
Появление Одигитрии
По преданию, автором самой первой иконы был евангелист Лука – ученик и сподвижник апостола Павла. Этот образ он написал еще при жизни Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила. Также в этой иконе первоначально хранилась частица мафория (ризы) Божией Матери.
В дальнейшем икона Божией Матери Одигитрии попала из Антиохии в Иерусалим, а оттуда византийская императрица Евдокия перевезла ее в Константинополь. Одигитрия была размещена во Влахернском храме, откуда и возникло ее второе название – Влахернская икона.
Что же касается происхождения самого слова «Одигитрия» , то здесь существуют сразу три версии:
- После Влахернского храма икона долгое время хранилась в византийском монастыре Одигон, от которого и образовалось ее название.
- Согласно преданию, однажды перед двумя слепыми предстала Божия Матерь и чудесным образом провела их в храм во Влахернах. Представ перед ее иконой, они сразу же прозрели, а образ с той поры стали называть Одигитрия, то есть «Путеводительница».
- Списком этой иконы император Константин благословил свою дочь Анну, которая выходила замуж за русского князя и должна была отправиться в русские земли. Ее путешествие было долгим и трудным, и лишь благодаря чудотворному образу, царевна смогла добраться до своего будущего мужа.
Долгие годы икона (самая первая) была охранительницей Константинополя . Во время осады города ее выносили на стены и совершали с ней крестные ходы. Однако в 1453 году турки смогли все-таки захватить византийскую столицу и уничтожили Одигитрию. Википедия рассказывает, что османские солдаты разрубили чудотворный образ на части, чтобы добраться до оклада и драгоценных камней.
На территорию Руси икона впервые была привезена в XI столетии царевной Анной , которая вышла замуж за Великого князя Всеволода Черниговского. Образ с самого начала стал почитаться русскими христианами как чудотворный.
После смерти Всеволода, его старший сын, Владимир Мономах, перевез образ в Смоленск, где его разместили в Успенском соборе. С той поры образ стал называться «Одигитрия Смоленская».
С иконой было связано множество чудес . Например, огромную известность получил подвиг смоленского воина Меркурия. По гласу, исходящему от Одигитрии, он ночью напал на монгольский лагерь и перебил множество врагов. Сам же Меркурий принял мученическую смерть и был позднее причислен к лику святых.
В XIV столетии Смоленск перешел к Литовскому княжеству. София, дочь литовского князя Витовта, была выдана замуж за московского князя Василия. В качестве преданного она забрала с собой Одигитрию, которую разместили в Благовещенском соборе Кремля. Однако уже в XV веке, по прошению смолян, образ Богоматери снова вернули в родной город.
Во время войны с Наполеоном , когда солдаты оставляли Смоленск, они захватили с собой Одигитрию. С этой иконой священнослужители обходили русский стан накануне Бородинской битвы, чтобы испросить у Богородицы благословения и ободрить войска.
К сожалению, в годы Великой Отечественной войны икона была вывезена немцами и с тех пор о ней ничего не известно. Сегодня в Успенском соборе Смоленска хранится очень древний список с Одигитрии, который также почитается как чудотворный.
Некоторые другие древние копии иконы хранятся в музеях и храмах Москвы, Владимира и Костромы. Кроме того, в каждом храме сегодня есть свой вариант Одигитрии, а сотни церквей в России были освещены в честь этого образа Богородицы с младенцем.
Некоторые известные варианты Одигитрии
С Одигитрии неоднократно делались списки . А поскольку первоначально никакого иконописного канона еще не существовало, то стали появляться многочисленные вариации образа, которые сохранили лишь общие с Одигитрией черты.
Из них огромную известность получили следующие иконы Богоматери с младенцем:
- Тихвинская,
- Казанская,
- Грузинская,
- Иверская,
Также есть греческие варианты этого образа – «Психосострия» и константинопольская «Перивлепта».
Наряду со Смоленской Одигитрией на Руси очень почитается и Тихвинская Божия Матерь . По преданию, она первоначально находилась в Константинополе, а после его падения чудесным образом оказалась в городе Тихвине. Во времена СССР, когда закрывались храмы, этот образ вывезли в США. И только в наше время его снова вернули в Тихвинский монастырь.
Другая икона с непростой судьбой – Грузинская . Долгие годы она находилась в Грузии, но в 1622 году, после завоевания страны, ее увезли в Персию. Спустя годы, образ оказался в Архангельске, где и хранился долгое время. Сегодня он считается утраченным, но существует множество его списков. Считается, что этот образ помогает во время эпидемий.
История еще одной почитаемой иконы, Иверской Божией матери , началась в IX веке в Византии. В то время как раз шла эпоха иконоборчества, и одна женщина, чтобы спасти этот образ, опустила его в море. Икона чудесным образом доплыла до знаменитой горы Афон, где ее увидели монахи. Этот образ Богородицы до сих пор хранится на Афоне в Иверском монастыре.
Праздник Смоленской Одигитрии отмечается 10 августа (по старому стилю – 28 июля). Он был установлен после того, как Смоленск в 1525 году вернулся в состав России. Но существуют и другие праздники Одигитрии, установленные в честь известных ее списков.
Значение иконы Божией Матери Одигитрии для православных людей трудно переоценить. Традиционно Богородица почитается выше всех святых и ангелов, а выше нее только сам Христос. Православные христиане любят ее словно родную Мать, и для них она всегда остается источником любви и понимания.
Именно поэтому Одигитрия стала одной из наиболее почитаемых православных святынь, покровительницей и заступницей Русской земли . К образу «Путеводительницы» часто обращаются за помощью христиане. Считается, что искренняя молитва перед Богородицей помогает отвести любую беду и напасть.