На юге Азии располагалась огромная страна –Древняя Индия. Она занимает полуостров Индостан и прилегающий к нему часть материка. Берега Индии с запада, востока омывает Индийский океан. С севера ее границей служат ГОРЫ. Почти весь остров занят плоскогорьем. Между плоскогорьем и Гималаями расположена низменность, в западной ее части протекает Инд, по восточной течет Ганг. Обе реки берут начало в Гималаях, когда в горах тает снег, уровень воды поднимается. Первые поселения возникли в долинах рек Инд и Ганг.В древности долина Ганга была покрыта топкими болотами и джунглями, непроходимыми зарослями деревьев и кустарников.
Крайне недостаточное количество источников, как памятников материальной культуры, так и в особенности надписей, в сильной степени затрудняет изучение истории древней Индии. Археологические раскопки начаты были в Индии сравнительно недавно и дали ощутительные результаты лишь в северо-западных областях, где были обнаружены развалины городов и поселений, относящихся к периоду от XXV до XV в. до н. э. Однако раскопки, начатые в этих районах, ещё не закончены, а гиероглифические надписи, здесь обнаруженные, всё ещё не дешифрованы.
Большое значение для изучения истории древней Индии имеют религиозные сборники древних индусов, так называемые Веды. Эти священные книги древней Индии, восходящие ко второму тысячелетию до н. э., делятся на четыре больших сборника (самхита), носящих названия Ригведа, Самаведа, Яджурведа и наиболее поздний, впоследствии присоединённый к первым трём, четвёртый сборник Атхарваведа. Наиболее древним из этих сборников является Ригведа, состоящий главным образом из религиозных гимнов, посвящённых богам. В других сборниках, в частности в Яджурведа, наряду с песнопениями и гимнами встречается множество молитвенных и жертвенных формул, которые применялись при совершении религиозного ритуала, в особенности в честь бога опьяняющего напитка Сома. Веды дают возможность установить некоторые данные о хозяйственном и общественном строе тех племён, которые в середине второго тысячелетия вторглись в Северо-Западную Индию. Но особенно богатый материал дают Веды для изучения религии, мифологии и отчасти поэзии этого периода. Однако Ведами как источником по истории древней Индии можно пользоваться лишь с очень большой
Веды, постепенно становящиеся всё более и более непонятными, стали снабжаться толкованиями, среди которых наиболее известны «Брахманы», содержащие объяснения религиозных ритуалов, «Араньяки», содержащие различные религиозно-философские рассуждения, и «Упанишады», своего рода богословские трактаты. Эти более поздние религиозные книги характеризуют развитие древнеиндийской религии, богословия и жречества в период образования больших индийских государств в первом тысячелетии до н. э.
Существенно важными источниками для изучения истории и культуры Индии в первом тысячелетии до н. э. являются две большие эпические поэмы, содержащие много элементов устного народного художественного творчества, «Махабхарата» и «Рамаяна».
Ценными источниками по истории древней Индии являются древние сборники обычного права, так называемые Дхармашастра, относящиеся по большей части к концу первого тысячелетия до н. э. Эти сборники древнего права, тесно связанные с религиозно-магическим ритуалом, определяют скорее обязанности, чем права человека.
Особенно широкое распространение получил сборник законов Ману, составление которого приписывается Ману - легендарному прародителю людей. Законы Ману были составлены около III в. до н. э. и окончательно отредактированы в III в. н. э.
Очень большое значение в качестве ценнейшего источника по истории древней Индии имеет политико-экономический трактат «Артхашастра», который приписывается Каутилье, одному из министров царя Чандрагупты из династии Маурья. Этот трактат, содержащий подробно развитую систему государственного управления, всесторонне описывает деятельность царя и чиновников, основы государственности, административное управление, судебное дело, внешнюю политику государства, наконец, военное искусство того времени.
Значительно более узкий характер имеют надписи, относящиеся главным образом к ранне-буддийскому периоду. Много надписей сохранилось от времени царя Ашоки.
Во второй половине первого тысячелетия до н. э. государства Северной Индии вступают в различные взаимоотношения с Ираном, Грецией и Македонией. Поэтому для изучения этого периода приобретают большое значение иноземные источники, свидетельства иностранцев об Индии.
Ряд ценных сведений географического характера, а также сведения о естественных богатствах, обычаях населения и городах древней Индии сохранились в обширном историко-географическом труде Страбона (I в. до н. э. - I в. н. э.). Труд Страбона особенно ценен, так как он основан на ряде специальных работ его предшественников: Мегасфена, Неарха, Эратосфена и др.
Большое значение среди трудов греческих писателей, писавших о древней Индии, имеет сохранившаяся до нашего времени книга Арриана «Анабазис», посвящённая подробному описанию походов Александра Македонского, в частности его похода в Индию.
Наконец, несомненный интерес для изучения истории древней Индии имеют труды китайских историков и писателей, в частности ценный труд Сыма Цяня, важный для установления хронологии, а также произведения китайских писателей, живших во II в. до н. э. Китайские источники дают большой материал для истории древней Индии в период распространения буддизма, когда взаимоотношения между Индией и Китаем стали более тесными.
Историческая традиция сохранялась в течение всего средневековья в индийских хрониках. Множество спутанных и сумбурных преданий сохранилось, например, в Кашмирской хронике (XIII в. н. э.). В некоторых хрониках Южной Индии и Цейлона, как, например, в Дипавамзе, восходящей к IV в. н. э., сохранились интересные предания, относящиеся ко времени царствования династии Маурья. Однако все эти труды, сильно пропитанные религиозно-поучительной идеологией, нуждаются в строго критическом изучении.
В течение всего средневековья в Европу проникало сравнительно мало сведений об Индии.
Изучение эпиграфических памятников древней Индии было начато в 30-х годах XIX в. Принсепом, который разобрал надписи царя Ашоки. Однако подходить к археологическому изучению Индии начали лишь во второй половине XIX в.
Развитие индологии было использовано реакционными историками, философами и публицистами во второй половине XIX в. с целью обоснования и оправдания жестокого режима колониального угнетения Индии. Появились лженаучные «теории» исконного превосходства фантастической «расы» арийских завоевателей Северной Индии, обладавших какой-то «сверхъестественно чистой» кровью и создавших якобы совершенно отличную от всех других культуру и государственность. По этим «теориям», эта древнеиндо-арийская, в первую очередь «духовная», цивилизация непонятным образом зародилась на плоскогорьях Центральной Азии или Восточного Ирана, среди снежных вершин Гималаев и Памира, где, по древним легендам ариев, была колыбель человечества. И столь же удивительным образом эта описанная в древних мифах «древнеарийская культура» развивалась в течение тысячелетий по совершенно особому пути в полном отрыве от прогрессивного развития социально-экономических формаций у всех других народов. Эти тенденциозные «теории» должны были обосновать политику империалистической эксплуатации Индии и разжигания национальной вражды между различными племенами Индостана, в частности религиозной розни между мусульманами и индусами. Английские и американские колонизаторы, используя в своих целях фальшивую «теорию» «особой духовной предназначенности Индии», опирались на аристократический слой княжеских семей (раджей) и высшего жречества (брахманов), которые считали себя подлинными потомками завоевателей-ариев. Английский буржуазный историк Смис утверждал, что завоеватели-арии в VII в. до н. э. захватили район Пенджаба и бассейн Ганга, так как это были «сильные расы», которые «бесспорно превосходили туземные расы Индии». На самом же деле даже в классической литературе древней Индии сохранились воспоминания о высокой культуре древних туземных народов Индии ещё в доарийскую эпоху. Археологические данные позволили ныне отнести развалины древних городов Северо-Западной Индии к третьему тысячелетию до н. э., предположить существование древнейших государств в долинах Инда и Ганга в третьем-втором тысячелетиях до н. э. и установить высокий расцвет этой культуры, которая существовала вплоть до так называемого арийского вторжения, произошедшего, очевидно, между XV и X вв. до н. э. С другой стороны, древнеиндийские письменные источники, в частности Веды, ярко рисуют кочевой быт культурно-отсталых скотоводческих племён арийских завоевателей. Все эти реакционные теории в области истории древней Индии использовались для укрепления власти империалистов в Индии.
В начале XX в. оформилась наиболее реакционная и наиболее лживая империалистическая «теория» «арийского принципа» мирового господства, которую «идеологически» обосновывал X. С. Чемберлен. В 1935 г. реакционный историк У. Дюрант в своей книге «Восточное наследство» утверждал, что вслед за арийцами и римлянами на арену истории в качестве завоевателей мира выступили англичане. В настоящее время реакционные американские историки пытаются использовать человеконенавистническую «расовую теорию» для обоснования претензий империалистов США на мировое господство. Под этим углом зрения американские историки крайне тенденциозно описывают историю древней Индии, не останавливаясь перед явной фальсификацией исторических фактов.
Многие индийские историки, конца XIX - начала XX вв., ведя идейную борьбу с иноземными угнетателями, во многом способствовали развитию изучения истории древней Индии, которое было основано на глубоком использовании древне-классической литературы, надписей и археологических памятников.
Русские учёные с середины XIX в. плодотворно изучали язык, литературу и религию древней Индии. Труды К. Коссовича, В. П. Васильева и О. Миллера много дали в области изучения санскритской литературы, в частности древнейшей поэзии, а также буддизма. Ценные работы, посвящённые древнеиндийской литературе, мифологии и добуддийской религии, были составлены И. П. Минаевым, Д. Н. Овсяннико-Куликовским и Вс. Миллером в 70-90 годах прошлого столетия. И. П. Минаев ещё в 1870 г. поставил интересный вопрос о связях древней Индии с Западом. Не меньший интерес представляет теория Минаева о северном происхождении буддийской религии. Трижды посетив Индию в 1879-1888 гг., Минаев по своим крупным знаниям и оригинальным идеям выделялся среди учёных индоведов своего времени. Труды русских учёных XIX в. основывались на серьёзном изучении древнеиндийского языка (санскрита). Ещё в 1841 г. профессор Петров вёл преподавание санскрита в Казани, а впоследствии в Москве. Крупнейший словарь санскрита был составлен Бетлингом и Ротом и издан в Петербурге в 1855-1874 гг. Однако, несмотря на крупные научные материалы, собранные и впервые изученные русскими учёными XIX в., их труды всё же являются типичными произведениями буржуазной историографии.
Советские историки, изучающие историю древней Индии в свете марксистско-ленинской методологии, дали ряд ценных работ по истории древней Индии.
С марксистских позиций изучают историю древней Индии также и наиболее прогрессивные историки современной Индии, как, например, С. А. Данге, посвятивший особый труд вопросу о возникновении и развитии рабовладельческого общества в древней Индии.
История Южной Азии может быть разделена на следующие периоды:
I. Древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXIII-XVIII веками до н. э. (возникновение первых городов, образование ранних государств).
II. Ко второй половине II тысячелетия до н. э. относится появление индоевропейских племен, так называемых ариев. Период с конца II тысячелетия до VII в. до н. э. именуется «ведийским» - по созданной в это время священной литературе вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII-X вв. до н. э.) характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии, поздний-социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (IX-VII вв. до н. э.), главным образом в долине Ганга.
III. «Буддийский период» (VI-III вв. до н. э.)-время возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально-экономической и политической истории он отмечен бурным развитием экономики, становлением городов и появлением крупных государств-вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.
IV. II век до н. э.-V век н. э. можно определить как «классическую эпоху» расцвета экономики и культуры стран Южной Азии, становления кастового строя.
Конспект урока курса "Медицинская география. Тема: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах (10 класс)
Дата публикации: 06.04.2015
Краткое описание: Цель: Формирование научных представлений в различных государствах. Задачи: Сформировать знания о медико-географических представлениях в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах, установить уникальность Тибетской медицины.Сформировать з
предварительный просмотр материала
Урок 4 Слайд № 1
Тема: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах.
Цель: Формирование научных представлений в различных государствах.
Сформировать знания о медико-географических представлениях в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах, установить уникальность Тибетской медицины.
Сформировать знания о развитии медико-географических представлений в Средние века, расширить кругозор о науке в Средние века.
Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;
Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.
Ход урока:
I. Этап «Орг. момент».
Проверка готовности уч-ся к уроку.
II. Этап «Изучение нового материала». Прием «Лекция». Слайд № 2
Эпиграф «Когда мы обращаемся к медицине древнего периода, то даже если она берёт своё начало от такого просветлённого источника, как Будда Медицины, наше высокомерие часто заставляет нас полагать, что всё это устарело и неприменимо в современном мире».
План лекции: Слайд № 3
Развитие медико - географических представлений в Древней Индии. Слайды № 4-7
Народ Древней Индии раньше других стал накапливать знания о различных болезнях и способах их излечения. В великом памятнике литературы - Ведах - содержались не только мифы и предания о богах и мудрецах, но и медицинские предписания и рекомендации.
Медицинские познания были собраны в Яджур-Веде, составленной примерно в IX веке до нашей эры. Согласно им, человек в случае болезни или ранения должен обращаться к богам-врачевателям. Позже были составлены объяснения текстов, сделанные различными лекарями. Основателями медицины считались боги Шива и Дханвантари. «А бушующее море, помимо всевозможных драгоценностей, выбросило на землю первого ученого врача».
Изначально лечить могли только брамины, не бравшие плату за лечение. Постепенно появилось целое сословие - каста ведия, занимающееся исключительно медициной. Брамины же в дальнейшем только преподавали врачебное искусство и именовали себя гуру. Во время обучения ученик всюду следовал за
своим учителем, изучая священные книги, лекарства и методы лечения. Только после прохождения образования, врач получал от раджи право заниматься медициной.
Главными особенностями индийских врачей-представителей касты ведия были обязанность чисто одеваться, стричь ногти и бороду, уважительно разговаривать и приходить к пациенту по первому требованию. За свой труд лекарь брал плату, а лечились даром только брамины. Врач не обязан был
помогать неизлечимому больному. Все лекарства назначались после тщательного осмотра пациента и установления характера заболевания. Помимо браминов и представителей касты ведия, существовали народные врачи - знахари.
Широко практиковались в Древней Индии хирургические вмешательства, а сама хирургия называлась шалия. К некоторым наиболее известным в то время операциям относятся удаление камней из мочевых путей, извлечение катаракты, наложение фиксирующих давящих повязок при переломах и ранах, остановка кровотечений путем прижигания, пластические операции (например, восстановление целостности носа или уха путем пересадки тканей из здорового соседнего участка тела).
Большое количество медицинских трудов было посвящено гигиене. В них рассказывалось о том, что пища должна быть свежей, о пользе купания и применения мазей, а также о чистке зубов. Было известно огромное количество лекарственных трав. Для приготовления медикаментов использовались также различные части животных. Изучены были свойства металлов и других химических веществ, а также их соединений. Были открыты многие яды и способы борьбы с ними.
Развитие медико - географических представлений в Древнем Тибете, уникальность тибетской медицины. Слайды № 8-10
Медицина древнего Тибета - уникальный синтез научных и философских знаний. Впервые возникнув на основе индийского учения, она продолжала развиваться и совершенствоваться. По нынешний день принципы восточной медицины пользуются большой популярностью, эффективно совмещая вековую мудрость с современными методиками диагностики и лечения.
Основой медицины древнего Тибета является сочинение «Четыре тантры» Трактат представляет собой собрание практических и теоретических знаний, рассказывает о лекарственных веществах и философии восточной медицины Тибета.
Основным источником медицинского знания в древнем Тибете считается трактат, созданный ученым-лекарем Вагбхатой-младшим на рубеже II-III веков. На тибетский язык он был переведен в VII веке по указу царя Трисонг Децены,
Основа медицины Древнего Тибета - учение о трех сущностях - ньепа, к которым относятся слизь, ветер и желчь. Человек существует путем их взаимодействия друг с другом, а при нарушении этих взаимоотношений возникают яды - тупость, гнев и привязанность. Таким образом, все заболевания организма связывались с разумом. Для того чтобы вылечить болезнь, нужно принимать во внимание состояние других органов, которые ослаблены и могут препятствовать излечению. Основными принципами терапии являлись: «лечить больного, а не болезнь», «лечить там, откуда боль приходит, а не там, где болит», «организм нужно лечить как единое целое».
К основным методам терапии, практиковавшимся в древнем Тибете, относились диета, правильный образ жизни, лекарственные препараты и различные процедуры. Они использовались как по отдельности, так и в совокупности, в зависимости от тяжести состояния больного и других факторов.
Согласно трактату «Чжуд-ши», нет таких растений, которые не могли бы использоваться в качестве лекарств. Для их изготовления использовались любые средства, а рецепты медикаментозных препаратов иногда насчитывали несколько десятков ингредиентов, смешанных в определенных соотношениях. Если отсутствовал хотя бы один компонент - лекарство считалось бесполезным.
Физминутка. Прием «Ленивые восьмерки»
Учитель предлагает выполнить упражнение, активизирующие структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания. Слайд № 11
Развитие медицинских знаний в Средние века и в арабских странах. Слайды № 12-14
Понятие «средневековье» укрепилось за периодом, ограниченным временем между античностью и Возрождением. «Промежуточные века» - так еще называют этот исторический период. Одной из его особенностей является огромная продолжительность во времени - около тысячелетия.
Характерным для средневековья является рост городов, в которых отмечались высокая плотность населения, антисанитарные условия, низкий уровень медицинской помощи больным. Все это способствовало массовому распространению эпидемий. Судя по описаниям, это были чума, тиф, дизентерия, оспа.
Рассмотреть развитие медико-географических представлений в этот исторический период во многих странах нет возможности. Остановимся, хотя и очень кратко, лишь на арабских странах, объединенных в единое мусульманское государство - Халифат, где медицина получила значительное развитие. Этому способствовали успехи в области химии и ботаники, что продвинуло развитие лекарствоведения, способствовало созданию ранее неизвестных лекарственных препаратов. Наряду с химией и ботаникой значительное развитие получили математика, астрономия, география. Относительно меньшие успехи были достигнуты учеными Халифата в области анатомии, хирургии, акушерства в связи с религиозными запретами ислама.
Крупнейшим ученым и выдающимся врачом средневековья был Абу Али Ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.). Им составлены труды по медицине, геологии, астрономии, химии, истории геологии
Однако наиболее огромен вклад Ибн Сины в медицину. В этой области им написано более 20 работ. Самое главное его медицинское сочинение «Канон врачебной науки». «Канон» состоит из пяти книг. Первая из них содержит общие вопросы медицины, сведения по анатомии, общие понятия о болезнях, их причинах, проявлениях, сохранении здоровья и способах их лечения. Во второй книге излагаются данные о лекарствах и механизмах их действия. В третьей дается описание отдельных заболеваний и способов их лечения. Четвертая книга посвящена хирургие, в пятой дано описание сложных лекарственных веществ, ядов и противоядий.
Большое место в «Каноне» отводится вопросам гигиены. Правила охраны здоровья, диететика ученого явились основой для множества работ на эти темы исследователей в последующих поколениях.
Много внимания уделял Ибн Сина взаимодействию среды и человека, роли окружающей среды в возникновении заболеваний, отмечая зависимость здоровья от географических условий местности, в которой проживает человек. Ибн Сине принадлежат следующие поэтические строки:
Подвержен всем изъянам. Природою лечись - в саду и чистом поле.
III. Этап «Закрепление учебного материала» Слайд № 16
Вопросы для беседы:
Что вы можете сказать о способах лечения болезней в Древней Индии?
Кто такие брамины? Назовите главную особеннлостбь индийских врачей?
Какие медицинские процедуры широко практиковались в Древней Индии?
Чему было посвящено большинство древнеиндийских медицинских трудов?
Почему медицину Древнего Тибета считают уникальной?
Назовите основной принцип древнетибетской медицины?
Назовите крупнейшего и выдающегося врача средниких веков?
Чему в медицине Ибн - Сина придавал огромное значение?
Чему посвящены строки его стихотворения: Слайд № 17
Подвижный, быстрый человек С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
Гордится стройным станом, И проживешь сто лет, а может быть, и более.
Сидящий сиднем целый век Микстуры, порошки - к здоровью ложный путь,
Подвержен всем изъянам. Природою лечись - в саду и чистом поле?
IV. Этап «Итоговый». Выставление оценок.
V. Этап «Рефлексия». Слайд № 18
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал… 7. Я научился…
2. Было интересно… 8. У меня получилось …
3. Было трудно… 9. Я смог…
4. Я выполнял задания… 10. Я попробую…
5. Теперь я могу… 11. Урок дал мне для жизни
6. Я приобрел…
Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском
На территории Древней Индии, а точнее на северо-западе полуострова Индостан, в третьем тысячелетии до нашей эры были два центра цивилизации: Хараппы и Мохенджо-Даро. Науке очень мало что известно о культуре этих цивилизаций, так как письменность народов, населявших эту территорию, до сих пор остается загадкой. Невозможно назвать имена и проследить конкретные маршруты путешественников. Но археологические раскопки по косвенным признакам доказывают, что цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем. Недалеко от Бомбея найдены остатки древней верфи, датируемые временами Индской цивилизации. Поражают размеры верфи: 218х36 м. По протяженности она почти в два раза превосходит финикийские. В начале нашей эры индийцы стали торговать уже с Суматрой, Явой и другими островами Малайского архипелага. В этом направлении стала распространяться и индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли и в центральные районы Индокитая.
11. Путешествия и географические знания в Древнем Китае.
Цивилизация Древнего Китая зарождается в середине II тысячелетия до н. э. в бассейне реки Хуане. К концу II тысячелетия до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. В Древнем Китае пространственные представления об окружающем мире также не ограничивались пределами своей страны. Китайским путешественникам была хорошо известна география Китая. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих судах в Тихий океан. Уже в период династии Шань-Инь (XVII – XII веков до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанских од», в одной из частей Книги песен. В XI веке до н.э. при восхождении на престол одного из императоров династии Чжоу, ему в качестве дара был преподнесен корабль. О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует тот факт, что правитель царства Ци в VI веке до н.э. в течение шести месяцев плавал на корабле по морю в исследовательских целях. Китайский философ Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель. Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и мощные военные корабли. Летописец сообщает о крупном морском сражении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные верфи, где возводились военные, гражданские суда, а также суда для правительственных чиновников и послов. Для активизации торговли в Древнем Китае с VII в. до н.э. создавались подробные географические обзоры, которые можно рассматривать как прообраз путеводителя. В них описывались не только природные условия, но и хозяйство, транспорт и т.п. В эпоху Чжаньго в Китае зарождается паломничество и научный туризм. Жрецы отправлялись в залив Бохайвань (Желтое море) на острова Пенлай и Инчжоу, на которых проживали старцы, владевшие секретом бессмертия. Другим примером глубоких познаний китайцев в географии может служить строительство Великой китайской стены. Ее строительство, начавшееся в IV в. до н.э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделяющей степные районы, где проживали кочевники, от земледельческих. Интенсивность путешествий в Древнем Китае возросла в III в. до н.э. в правление династии Хань. Этому способствовало два фактора: а) наличие хорошо развитых путей сообщения в стране, б) либерализация политической жизни. Наиболее знаменитым путешественником Древнего Китая был Сыма Цянь. Известны три больших путешествия Сыма Цяня, которые совершались в период 125 – 120 г. до нашей эры. Первое – на юго-запад и северо-запад Китая. По нижнему течению Хуанхэ Сыма Цянь прошел долинами рек Хуайхэ и Янцзы до озера Тайху. Далее, южнее Янцзы и через Чжеэцзян прибыл в последнее владение Китая на юге провинцию Хунань. Обратный путь проходил по реке Сянцзян, озеро Дун-тинху, нижнему течению Янцзы и далее на север. Второе – вновь завоеванные Китаем области на юго-западе. Через Сычу-ань и провинцию Юньнань Сыма Цянь достиг границы Китая с Бирмой. Третье – на северо-запад вдоль Великой китайской стены в провинцию Ганьсу. Сыма Цянь не только путешествовал, но и подробно описывал свои путешествия. Его называют «отцом китайской историографии», в европейской литературе «китайским Геродотом». Его «Исторические записки» явились для последующих историков своего рода эталоном. Наиболее подробно Сы-ма Цянем описаны северные соседи Китая – гунны, которые в III в. до н.э. создали военно-племенной союз. В его трудах также приводятся сведения географического характера о юго-западных соседях Китая, например о Корее.
Фа Сянь был буддийским монахом и путешественником - с 399 по 414 год объехал большую часть внутренней Азии и Индии. Полагают, что с его путешествия началось постоянное культурное сотрудничество между Китаем и Индией. Оставил о своем походе записки. Биографические сведения о Фа Сяне скудны. Известно, что он родился в провинции Шэньси, а детство провел в буддийском монастыре. Став монахом и обнаружив пробелы в законах буддийского учения, известных тогда в Китае, Фа Сянь решил совершить паломничество в Индию за полными копиями законов. Начиная с IV века н. э. в Китае отмечался расцвет буддизма, который проникал из Индии и распространялся в стране с I столетия. Буддизм оказал огромное влияние на развитие китайской культуры. Из Китая в Индию направлялись паломники - буддийские монахи, прокладывавшие пути через пустыни и высокогорные перевалы Центральной Азии. Одним из них и был Фа Сянь, оставивший глубокий след в исторической и географической литературе. В 399 году с группой паломников он отправился из родного города Сиань (Чанъань) на северо-запад через Лёссовое плато и далее вдоль южного края песчаных пустынь северо-западного Китая. О сложности этого отрезка пути Фа Сянь пишет в своем дневнике: "В песчаном потоке есть злые гении, и ветры настолько жгучи, что когда с ними встречаешься, - умираешь, и никто не может этого избегнуть. Не видишь ни птицы в небе, ни четвероногих на земле". Паломникам приходилось отыскивать себе дорогу по костям тех, кто до них пускался в путешествие. Пройдя по "шелковой" дороге до горы Босянцзы, паломники свернули на запад и после семнадцатидневного путешествия достигли блуждающего озера Лобнор. У этого озера, в районе ныне мало обитаемом, во времена Фа Сяня существовало самостоятельное государство Шеншен, и путешественник встретил здесь население, знакомое с индийской культурой. В конце XIX века Н. М. Пржевальский при посещении Лобнора наблюдал сохранившиеся развалины Шеншена, подтвердившие существование здесь в прошлом крупного культурного центра. Пробыв у Лобнора месяц, путешественники направились на северо-запад и, перевалив через Тянь-Шань, достигли долины реки Или, затем они повернули на юго-запад, снова перешли через Тянь-Шань, пересекли с севера на юг пустыню Такла-Макан и у города Хотан достигли подножий хребта Куньлунь. Спустя тридцать пять дней маленький караван прибыл в Хотанское царство, в котором насчитывалось "несколько десятков тысяч монахов". Фа Сянь и его спутники были допущены в монастыри. Им посчастливилось присутствовать на торжественном празднестве буддистов и браминов, во время которого по городам Хотанского царства провозили роскошно убранные колесницы с изображениями богов. После праздника Фа Сянь и его спутники направились на юг и прибыли в холодную гористую страну Балистан, в которой, кроме хлебных злаков, не было почти никаких культурных растений. Из Балистана Фа Сянь взял путь в восточный Афганистан и целый месяц блуждал в горах, покрытых вечными снегами. Здесь, по его словам, встречались "ядовитые драконы". Преодолев горы, путешественники взяли путь в Северную Индию. Исследовав истоки реки Инд, они прибыли в Фолуша (вероятно, теперешний город Пешавар), расположенный между Кабулом и Индом. После многих затруднений каравану удалось добраться до города Бану, который существует и поныне; затем, снова перейдя Инд в средней части его течения, Фа Сянь пришел в Пенджаб. Отсюда, спускаясь к юго-востоку, он пересек северную часть Индийского полуострова и, перебравшись через большую солончаковую пустыню, лежащую на восток от Инда, достиг страны, которую он называет "Центральным царством". По словам Фа Сяня, "здешние жители честны и благочестивы, они не имеют чиновников, не знают законов, не признают смертной казни, не употребляют в пищу никаких живых существ, и в их царстве нет ни скотобоен, ни винных лавок". В Индии Фа Сянь посетил много городов и местностей, где собирал легенды и сказания о Будде. "В этих местах, - отмечает путешественник, описывая Каракорум, - горы круты подобно стене". По отвесным склонам этих гор древние обитатели их высекли изображения будд и многочисленные ступени. Фа Сянь в долине Ганга отыскал буддийский монастырь, где изучал и переписывал священные книги буддизма. Пробыв в Индии продолжительное время, путешественник в 411 году отправляется в обратный путь на родину морским путем. От устья Ганга он отплыл на Цейлон, где прожил два года, и затем в 413 году на торговом судне отправился на Яву. После пятимесячного пребывания на Яве Фа Сянь возвратился в свой родной город Сиань-фу (Кантон).
Индия. Ворота в ограде культового сооружения (называемого ступа) в Санчи украшены резьбой по камню и фигурами животных. II век до н.э.
Образец непрочитанного до сих пор письма Индской цивилизации и стеатитовая печать (стеатит - мягкий камень). Мохенджо-Даро. Середина III тысячелетия до н. э.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Одно из важнейших достижений Древней Индии - создание позиционной десятичной системы счисления с применением нуля - той самой, которой пользуемся в настоящее время и мы. В хараппские времена (цивилизация долины Инда, III-II тысячелетия до н. э., или цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро, - по названию одного из городов, близ которого начались раскопки) индийцы, как полагают учёные, уже считали десятками.
Сначала, свидетельствуют древнейшие санскритские тексты, для записи чисел использовались слова: единица - «луна», «земля»; двойка - «глаза», «губы»... И лишь потом появились обозначения цифр. Но самое важное состояло в том, что числа записывались позиционно, от низших разрядов к высшим, так что одна и та же цифра, например «3», в зависимости от занимаемого места, могла обозначать и 3, и 30, и 300, и 3000.
Отсутствующие разряды обозначались маленьким кружочком и назывались «шунья» - «пустота». Чтобы оценить удобство этой системы, читателю достаточно написать римскими цифрами, например, число 4888 - MMMMDCCCLXXXVIII. Становится ясно, почему сирийский епископ и учёный Север Себохт считал, что для оценки десятичной системы не хватает хвалебных слов. Внешний мир, и прежде всего Запад, обошёлся с индийским открытием несправедливо: цифры, которые мы привыкли называть арабскими, сами арабы называли индийскими.
Самым знаменитым математиком Древней Индии был живший в гуптскую эпоху (IV-VI века) Арьябхата. Он систематизировал десятичную позиционную систему счисления, сформулировал правила извлечения квадратного и кубического корней, решения линейных, квадратных и неопределённых уравнений, задач на сложные проценты, наконец, создал простое и сложное тройное правило. Значение числа «пи» Арьябхата считал равным 3,1416.
Арьябхата был и выдающимся астрономом. Он утверждал, что Земля движется вокруг своей оси, верно объяснял причины солнечных и лунных затмений, чем вызвал резкую критику со стороны индусских жрецов и многих собратьев по науке. От гуптской эпохи до нас дошло несколько астрономических трактатов, обнаруживающих помимо оригинальных разработок знакомство индийских учёных с греческой астрономией, в том числе с трудами Птолемея. Древнеиндийская астрономия и математика оказали большое влияние на арабскую науку: заслуги индийских учёных признавал великий аль-Бируни.
Значительны достижения индийцев и в химии. Они были сведущи в рудах, металлах и сплавах, умели изготовлять прочные красители - растительные и минеральные, - стекло и искусственные драгоценные камни, ароматические эссенции и яды. В философских и научных трактатах учёные разрабатывали идеи о том, что все вещества в природе состоят из «ану» - атомов. Высокого уровня развития достигла медицина, прежде всего медицинская школа, известная как «аюрведа» - буквально «наука о долголетии» (она пользуется популярностью и в наши дни). В трактатах знаменитых врачей Чараки (I-II века) и Сушруты (IV век) описано лечение с помощью растительных и минеральных лекарств, диеты и гигиенических процедур множества заболеваний, включая и те, которые на протяжении многих последующих столетий в Европе лечили лишь «изгнанием бесов».
Знания анатомии и физиологии человека были в Древней Индии на довольно высоком уровне: индийские врачи правильно объясняли назначение многих органов. При постановке диагноза и назначении курса лечения врач должен был учитывать не только физическое состояние больного, которое определялось по совокупности самых различных показателей (пульс, температура тела, состояние кожных покровов, волос и ногтей, мочи и так далее), но и психологический настрой пациента.
Хирурги с помощью 120 видов инструментов производили сложнейшие для своего времени операции: трепанацию черепа, кесарево сечение, ампутацию конечностей.
Операция по восстановлению деформированных ушей и носа вошла в историю современной медицины как «индийская» - эту технику европейские врачи позаимствовали у своих индийских коллег лишь в XVIII веке. Существовали в Индии и представления о врачебной этике: так, Чарака призывал своих учеников «всей душой стремиться к исцелению больных» и «не предавать их даже ценою собственной жизни». Речь врача, поучал он, всегда должна быть вежливой и приятной, он обязан быть сдержан, рассудителен и всегда стремиться совершенствовать свои познания. Идя в дом больного, врач, указывал Чарака, должен «направлять свои мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению». При этом строго соблюдать врачебную тайну, не рассказывать никому ни о состоянии больного, ни об увиденном в его доме. Во многих индийских городах существовали больницы (главным образом, для бедных и путников), открытые на средства царя или богатых горожан.
Помимо медицины своя «аюрведа» существовала для растений и животных.
См. в номере на ту же
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Площадь территории Индии и численность ее населения. Форма правления и государственные символы. Экономико-географическое положение страны. Природные условия и ресурсы. Плотность заселения, государственный язык. Богатство духовной культуры Индии.
презентация , добавлен 26.04.2012
Великая водная артерия планеты – Нил. Загадка происхождения реки. Истоки Нила – Белый и Голубой Нил. Обожествление реки Нила древними египтянами. Самые крупные притоки, использование водных ресурсов Нила для орошения земель, рыболовства и судоходства.
реферат , добавлен 20.04.2010
Экономико-географическое положение Республики Индия. Природные условия и ресурсы, полезные ископаемые страны, особенности климата, состав населения. Промышленность и энергетика Индии, ее технические культуры, транспорт и внешнеэкономические отношения.
презентация , добавлен 25.01.2015
Географическое положение Индии. Происхождение названия страны. Природные условия и ресурсы. Население и крупнейшие города страны. Развитие сельского хозяйства и промышленности. Развитие индийской цивилизации. Государственные языки и национальная валюта.
презентация , добавлен 21.09.2011
Географическое расположение и общие сведения об Индии. Экономико-географическая характеристика страны. Природные условия и ресурсы. Демографическая ситуация и население Индии. Характеристика промышленности, сельского хозяйства и животноводства страны.
презентация , добавлен 09.11.2010
Энергетические и минеральные ресурсы Индии. Основные типы почв страны. Состояние уровня развития сельского хозяйства. Резервный банк Индии, его функции. Расходы индийских предприятий на информационные технологии. Трудовые и финансовые ресурсы государства.
презентация , добавлен 28.10.2014
Экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы население, основные достопримечательности Индии. Растениеводческая направленность сельского хозяйства страны. Уровень развития промышленности. Внешне экономические связи и транспорт.