В настоящее время слово «экология» звучит достаточно часто. Эта важная и сложная наука привлекает к себе не только именитых ученых, но и начинающих исследователей. Для того чтобы сделать хороший проект на тему «Экология окружающей среды», ребенок должен овладеть навыками исследовательской работы.
Актуальность исследований
После введения образовательных стандартов второго поколения в детские сады и школы обязательным элементом каждой учебной программы стало участие детей в проектной и исследовательской работе. Вовлечение подрастающего поколения в подобную деятельность способствует формированию активной гражданской позиции. на тему «Экология моего города» может стать началом большой творческой работы, направленной на улучшение качества жизни в своем родном городе.
Как определиться с темой
Самым сложным этапом для детей является выбор материала для проведения собственных опытов и экспериментов.
Именно поэтому темы исследовательских проектов по экологии часто предлагает педагог-наставник. Так как данная наука связывает сразу несколько областей, в рассматриваемых детьми работах используются знания по математике, физике, экономике, химии, биологии, обществознанию.
Элементы работы
Любой проект на тему «Проблемы экологии моего города» предполагает постановку цели, задач исследования, гипотезы, выбор методики. Для того чтобы оценить новизну создаваемого материала, выдвигается гипотеза (предположение) работы.
К примеру, проект на тему «Экология и экономика» предполагает подбор эффективных средств улучшения экологической ситуации. Сложно представить себе качественный материал по этой проблеме без математических расчетов, поэтому данная тема подходит для старшеклассников.
Проект на тему «Экология города» доступен ученикам начальной школы. Его можно оформить в виде красивой презентации, используя для этого ИКТ.
Темы проектов по экологии, выбираемые школьниками, должны быть интересными самим исследователям. В противном случае трудно будет вести речь о результативном и качественном эксперименте.
Примеры
Рассмотрим темы проектов по экологии, которые могут использовать в своих научных изысканиях современные школьники:
- "Человек и окружающая среда".
- "Воздействие углекислого газа на здоровье человека".
- "Эффективное средство для профилактики простудных заболеваний".
- "Сколько денег теряет государство из-за плохой экологии".
- "Негативное воздействие громкой музыки на психику подростков".
Темы проектов по экологии могут быть и другими, выше приведен лишь небольшой их перечень. Прежде чем приступать к собственному эксперименту, молодой ученый вместе со своим наставником формулирует задачи и продумывает план работы.
В зависимости от темы проекта по экологии, подбирается определенная методика проведения экспериментов и опытов. Помимо проведения самой работы, важно уделить внимание оформлению ее результатов.
Некоторые темы проектов по экологии предполагают создание документальных роликов, компьютерных презентаций, поэтому от автора потребуется владение современным цифровым оборудованием.
Здоровье человека
Интересный проект на тему «Экология и человек» можно сделать на основе анонимного социологического опроса. К примеру, если воспользоваться несложной методикой, можно определить уровень гигиены полости рта у школьников. Предлагаем проект на тему "Экология и человек», выполнить который может старшеклассник.
"Зубы очень важны для нормальной жизни и деятельности человека. С их помощью происходит механическая обработка пищи. Это дает человеку возможность использовать разные по плотности продукты питания. Если в желудок будет поступать пища, которая не прошла нормальное измельчение, это приведет к серьезным болезням желудочно-кишечного тракта.
Человечество научилось беречь свое физическое здоровье, оставаться дееспособным до глубокой старости. Благодаря ведению здорового образа жизни, хорошему развитию медицины, люди стали намного более выносливыми и активными.
Естественным фактором, который позволяет противостоять кариесу зубов, является эмаль. Природа позаботилась о том, чтобы защитить человека от разных «агрессоров» и обеспечить устойчивость тканей зуба к негативному действию химических соединений органического и неорганического происхождения. Но хорошо ли мы заботимся о своих «белоснежных бриллиантах»?"
Цель и задачи работы
Цель заключается в оценке качества чистки зубов у школьников разного возраста.
- проанализировать методику определения индекса гигиены;
- рассмотреть основные функции разных зубных паст;
- определить индекс гигиены у школьников различного возраста;
- провести анализ полученных результатов;
- сделать выводы по итогам исследования, дать некоторые рекомендации
Гипотеза эксперимента: индекс гигиены определяется возрастом школьников.
Теоретическая часть
Индивидуальный проект на тему «Экология и человек» характеризует особенности зубной эмали. Она является твердой минеральной субстанцией, в которой допускаются незначительные органические соединения. У зубной эмали высокая механическая прочность. Этот материал отличается стойкостью к воздействию органических кислот. Низкая растворимость поясняет незначительный уровень обменных взаимодействий. Такие свойства дают эмали возможность выдерживать существенные температурные скачки. Обменные процессы в эмали объясняются химическими и физическими законами.
В кристаллах зубной эмали есть специальная органическая сеть, цементирующая их. Благодаря такому особенному строению межкристаллического вещества, особенностям самого кристалла, в эмали активно протекают осмотические и диффузионные процессы.
Примерно один процент ее состава - это вода. Она вместе с минеральными и органическими веществами формирует лимфу. При ее систематической циркуляции обеспечивается проницаемость эмали, появляется возможность попадания внутрь органических и минеральных солей.
Факторы риска
С возрастом наблюдается снижение обменных процессов и проницаемости зубной эмали. Именно поэтому существенно возрастает риск появления кариеса. Твердая пища и тщательное пережевывание укрепляют эмаль, повышают ее прочность и кислотоустойчивость.
Для того чтобы не допустить серьезных неприятностей, важно укреплять зубную эмаль, повышать ее стойкость. Среди эффективных мер профилактики, которые позволяют решать эту проблему, отметим употребление витаминного комплекса, использование солей кальция. К примеру, употребление карбоната и гидрокарбоната кальция способствует образованию защитной оболочки.
Также в качестве профилактических средств применяют вещества, в составе которых есть фтор, иные микроэлементы.
Фтор с зубной эмалью образует прочное соединение, что существенно снижает ее растворимость, придает ей прочность по отношению к углеводам, разнообразным бактериям. Безусловно, прежде чем приступать к профилактике, необходимо получить консультацию у врача-стоматолога.
Зубные пасты гигиеничны, не стирают твердых тканей зубов, не инфицируются при хранении. Пасты хорошо очищают зубы. Они удаляют зубной налет, препятствуют образованию зубного камня.
Правильный уход за своими зубами, который дополняется полезным, рациональным питанием, здоровым образом жизни, обязательно принесет положительные результаты. Такое поведение - прекрасный вариант профилактики кариеса. Отметим, что в настоящее время в мире существенно возросло производство зубных порошков и паст.
Основными стоматологическими заболеваниями все же являются кариес зубов и заболевания пародонта. Под словом "кариес" следует понимать существенное размягчение и нарушение твердости зубной ткани, появление полости.
В качестве основных причин появления кариеса специалисты отмечают разрушение слоя эмали под воздействием агрессивным веществ.
Развитие данного заболевания зубов является результатом сразу нескольких факторов: действия микроорганизмов, нарушения питания, неустойчивости зубной эмали. Микроорганизмы, которые скапливаются на поверхности, в процессе гидролиза углеводов образуют кислоту, разрушающую зубы.
Профилактика
Программа предотвращения кариеса предполагает определенные действия:
- ограничение употребления сахара, особенно в периоды между основными приемам пищи;
- качественный уход за полостью рта, благодаря которому своевременно удаляется зубной налет;
- дополнительное обогащение организма препаратами фтора при недостаточном его содержании в питьевой воде и продуктах питания.
Зубная эмаль является совокупностью соединений неорганического состава. С химической точки зрения ее можно рассмотреть как представителя группы апатитов. Среди ста различных природных соединений апатита к зубной эмали более близок фторапатит. Именно поэтому так важно, чтобы организм не испытывал недостатка фтора.
Фторапатит формируется в эмали зубов только тогда, когда препараты фтора в оптимальном количестве поступают в организм. Это и гарантирует устойчивость зубов к появлению кариеса. Первым признаком болезни считается возникновение меловидного белого или желтого пятна на поверхности здорового зуба. Оно появляется в результате постепенного растворения зубной эмали. На этой стадии кариозного процесса болевые ощущения полностью отсутствуют или выражены незначительно: может проявляться небольшая чувствительность к сладкому, кислому или температурным раздражителям (холодному или горячему).
Чувствительность столь незначительна, что, как правило, на нее не обращают внимания. Правильная гигиена полости рта является неотъемлемой частью комплекса всех профилактических мероприятий, направленных на обеспечение снижения заболеваний зубов и пародонта.
Особенности средств
В настоящее время производители предлагают целый спектр разнообразных зубных паст. Основными их компонентами являются абразивные (очищающие), гелеобразующие, а также образующие пену вещества, которые существенно улучшают ее вкусовые качества. Абразивные вещества позволяют полировать и очищать зубы от налета.
Лабораторными исследованиями было установлено, что абразивные вещества вступают в химическое взаимодействие с неорганическими веществами эмали зуба. Именно поэтому, помимо мела, вводят в зубные пасты дигидрат дикальцийфосфата, оксид алюминия.
Часто производители стараются использовать сразу несколько компонентов, что существенно повышает качество готового продукта.
У любого абразивного соединения есть некая степень твердости, а также определенные химические свойства. Именно от них напрямую зависит механическая прочность, а также стойкость к химическим компонентам производимого готового продукта.
В зубных пастах часто применяют пенообразующие вещества. К примеру, это могут быть поверхностно-активные соединения. Аналогично другим химическим компонентам они способны негативно воздействовать на слизистую оболочку ротовой полости. Используемые соединения не должны воздействовать на вкусовые параметры пасты, ее внешний вид, механические характеристики.
Выводы
После проведения эксперимента были сделаны следующие выводы:
- Плохой индекс гигиены говорит о том, что дети недостаточно ухаживают за своими зубами.
- Гипотеза, поставленная в начале работы, не подтвердилась. В ходе эксперимента удалось выяснить, что прямой зависимости между гигиеной полости рта и возрастом нет.
- Также на качество очистки зубов может влиять незнание школьников о правильных методах чистки зубов.
Для того чтобы избежать неприятностей с зубами, предлагаем:
- проводить специальные беседы для учащихся о том, как важно ухаживать за своими зубами, как это делать правильно;
- для ухода за полостью рта необходимо использовать те зубные пасты, которые посоветует стоматолог, исходя из индивидуальных особенностей пациента, а не рекламируемые средства.
Представленный выше материал можно использовать как проект по биологии на тему «Экология и человек» при выполнении практического задания олимпиады.
Оксана Бородина
Исследовательская работа по экологическому воспитанию учащихся четвертого класса «Нужное из ненужного»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Алдан» .
Исследовательская работа по теме :
Выполнила : Калижникова Анастасия,
ученица 4 «Г» класса .
Руководитель : Бородина О. Н. – учитель начальных классов .
Ученые и экологи постоянно ломают голову, куда девать мусор? Но, может быть, стоит попытаться решить эту проблему с другой стороны. Не проще ли контролировать то, что попадает на свалку, чем то, что попадает со свалки в окружающую среду? Мусор можно представить себе не как что-то ненужное , а как смесь различных ценных веществ и компонентов. Большую часть твердых бытовых отходов можно использовать для создания новых оригинальных поделок, предметов декора. Человечество в обозримом будущем вряд ли обойдется совсем без свалок, но в наших силах уменьшить количество выбрасываемого мусора. Все ли то, что мы выбрасываем, является мусором? Большинство людей, совершенно не задумывается над тем, что выбрасывают… идеальный материал для творчества. Не спешите выкидывать бытовые отходы. Проявите фантазию и придумайте им применение.
Введение.
Проблема исследования .
Цель исследования .
Задачи исследования .
Гипотеза.
Этапы исследования .
Описание исследования .
Анкетирование одноклассников .
Выставка детских поделок из ненужных вещей .
Введение.
Актуальность темы : Сегодня всех беспокоит экология окружающей среды . Во многом виноват человек. Он не думает о том, что будет с нами через несколько десятков лет. Вынося из квартиры мусор, мало кто задумывается, что происходит с ним дальше. В настоящее время стало модным говорить об экологии и новых способах использования мусора. А между тем, ежедневно мы выбрасываем всевозможные коробки, пластиковые бутылки, баночки (тюбики) из-под кремов и шампуня, одноразовую посуду, старые фломастеры, газеты и т. п. Что-то пришло в негодность, что утратило ценность, что-то просто надоело или стало ненужным . Если чуть-чуть задуматься, старые, уже ненужные вещи можно не выбрасывать, а создать из них удивительные объекты, подарив отжившим свое изделиям второе дыхание. В этом заключается проблема.
Цель : показать, что ненужные вещи являются реальным материалом для создания предметов декора.
Задачи :
Овладеть элементами исследовательского метода ;
Провести анкетирование.
Показать на примере работ , как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды;
Способствовать развитию творческих способностей.
Объект исследования : бытовые отходы.
Методы исследования : исследовательский , справочно-информационный, анкетный опрос, творческий поиск.
Практическая значимость : данная работа поможет понять , что часть отходов можно использовать вторично, превращая привычный бытовой мусор в оригинальные предметы декора.
Для исследовательской работы мною был разработан план действий .
План :
1) Подбор и изучение материала по данной теме.
2) Сбор бросового материала.
3) Изготовление работ .
4) Написание работы и подготовка к выступлению.
Практическая значимость работы .
В результате моей работы и моих одноклассников были созданы поделки из бросового материала : игрушки и картины из дисков, поделки из пластиковых бутылок, цветы из упаковки для яиц, коврик для ванной из пакетов, подставки для канцелярии из баночек, куколки из кусочков ткани и т. д.
Основная часть.
В начале своего исследования мы познакомились с понятием ненужные вещи .
Ненужные вещи - это понятие неоднозначное. У многих из нас дома хранятся бесполезные, ненужные вроде бы вещи , но они могут обрести вторую жизнь, если им найти новое оригинальное применение и не выбрасывать их.
Для раскрытия темы исследования мы использовали метод работы с Интернет-ресурсами, где узнали, что из многих вещей делают предметы интерьера и сувениры. Так же в исследовании нам помогли книги «Умные руки» , «Мастерим с родителями» .
Работая с энциклопедиями , я узнала, что ежегодно огромное количество отходов приводит к образованию свалок. Здесь могут быть опасные и вредные для организма человека отходы. На свалке можно найти клад! Это и дерево, горы бумаги, металл, стекол и т. д. Многие отходы можно использовать в промышленности.
Проблема, куда девать мусор, возникла не вчера. В античных городах с мусором поступали просто – выбрасывали на мостовую, где он спокойно себе накапливался до какого-нибудь знаменательного события, например, военного парада. Первый известный закон, запрещающий такую практику, появился в 320 г. до н. э. в Афинах, после чего подобный опыт быстро распространился по всей Древней Греции и греческим городам-колониям.
В Древнем Риме домовладельцы были обязаны убирать улицы возле своих владений. Мусор высыпали в открытые ямы прямо за городскими стенами. С ростом населения город оказался в кольце мусорных куч; тогда и появились первые примитивные мусоровозы на лошадиной тяге, транспортирующие бытовые отходы подальше от города. После падения Рима об организованном сборе и захоронении бытовых отходов в мире забыли до 1714 г., когда каждый английский город стал, обязан иметь муниципального мусорщика.
В Америке организованный сбор мусора начался в конце XVIII столетия
в Бостоне, Нью-Йорке и в Филадельфии. С мусором в то время особенно не
церемонились. В Филадельфии, например, его, просто высыпали в реку Делавэр ниже по течению от города. В прибрежных городах захоронение мусора в океане и сейчас происходит довольно часто. Но подобный способ в корне своем порочен и чреват
отравлением водной фауны и флоры. И во многом благодаря усилиям ученых и экологических организаций , таких как Гринпис, эта практика получила осуждение во всем мире.
Мне интересно было узнать, используют ли мои одноклассники бытовой мусор . Поэтому я провела анкетирование среди одноклассников .
Проведя опрос среди 22 учеников класса , мы выяснили, что в их семьях оставляют стеклянные банки в 14 семьях (для маринования овощей и варенья, стеклянные бутылки выбрасывают все, так как у нас в городе отсутствует пункт приема стеклотары. Газеты и журналы оставляют в 14 семьях (на всякий случай, картонные коробки используют повторно в 5 семьях, использованные полиэтиленовые пакеты оставляют в 2 семьях, пластиковые бутылки и коробочки оставляют в 12 семьях (в них высаживают рассаду) .
Наименование ТБО Количество семей Предполагаемые действия
Стеклянные банки 14 Оставляют. Для консервирования.
Стеклянные бутылки 22 Выбрасывают. Т. к. нет пункта приема стеклотары.
Газеты, журналы 14 Оставляют. На всякий случай.
Картонные коробки 5 Оставляют.
Полиэтиленовые пакеты 2 Оставляют.
Пластиковые бутылки, коробочки. 12 Оставляют. Для высаживания рассады.
Опираясь на данные, приведенные в таблице, можно представить, какое количество мусора образуется ежегодно.
Поэтому мы решили сделать поделки из вещей, чтобы наглядно показать, что многим отходам можно найти новое оригинальное применение.
Заключение.
Проделав данную работу , я могу сделать вывод : в каждой семье скопилось немало старых, но еще вполне добротных вещей - одежды, посуды, мебели и другие ненужные предметы .
Но всему можно найти применение. Многие вещи можно модернизировать, улучшить и вернуть в строй, подарив им тем самым вторую жизнь.
В результате исследовательской работы мы пришла к выводу , что каждый человек может многое сделать для сохранения экологической обстановки окружающей среды. Для этого необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными .
Экология занимает особое место среди глобальных проблем современного мира, имеющих транснациональный и межгосударственный характер.
Вопрос взаимоотношений людей и природы всегда стоял остро, однако с наступлением третьего тысячелетия противоречия в цепочке «индивидуум – общество – окружающая природа» достигли максимума.
В последние несколько десятков лет на фоне взаимоотношений человечества и природы проводятся самые острые дискуссии ученых, общественности, мировых организаций и правительств разных стран.
Темы исследовательских работ по экологии связаны с теми проблемами, которые существуют в современной действительности, сюда вошли все .
Загрязнение мирового океана
В наши дни в океан поступает множество вредных веществ: пластмасс, нефти, пестицидов, химических и производственных отходов, что негативным образом сказывается на существовании морской фауны. Из этого понятно, что напрямую связана с деятельностью человека, т.е. антропогенна.
Существенный урон океану наносят:
- Промывка трюмов танкеров, в результате чего в его воды ежегодно сбрасывается от 8 до 20 баррелей нефти. Эта цифра названа без учета аварий, которые случаются в ходе перевозки нефти морскими путями. Образующаяся нефтяная пленка перекрывает доступ кислорода в воду, служа причиной вымирания планктона и рыбы.
- Тяжелые металлы, попадающие в воду. Наиболее вредными из них являются хром, свинец, ртуть, никель, кадмий и медь. Согласно статистическим данным, только в воды Северного моря каждый год сбрасывается около 50000 этих металлов.
попадание сточных вод с высоким содержанием пестицидов – альдрина, дильдрина и эн-дрина, способных откладываться в тканях живых организмов. - Губительно действует на морских обитателей трибутилоловохлорид (ТБТ), который нашел широкое применение для покраски корабельных килей – в качестве защиты от обрастания поверхности водорослями и ракушками. Ученые доказали, что это вещество препятствует размножению одного из ракообразных – трубача.
- В течение последних лет воды океана стали все чаще использоваться для размещения ракетно-ядерного оружия и для захоронения радиоактивных веществ, что также приводит к отрицательным последствиям.
Сегодня охрана океанических вод является одной из наиболее актуальных проблем всего человечества. В 1982 году в ходе Конференции ООН участники приняли Конвенцию по морскому праву, которая ввела ряд ограничений по использованию вод Мирового океана.
Таким образом, охрана его ресурсов и борьба с загрязнением приобрели особое значение.
Соединенные Штаты, Канада, Япония, Индия, Европа и другие государства ежегодно запускают спутники для сбора данных методом дистанционного зондирования.
Точность возможности разрешения таких приборов постоянно растут; кроме того, расширяется набор параметров, которые характеризуют состояние внешней среды, измеряемой из космоса. Америка и Европейское космическое агентство открывают все больше доступа к спутниковым данным; постоянно растет число специалистов, вовлеченных в разработку и реализацию новых международных проектов.
Глобальное потепление в Арктике
Проблема глобального потепления в Арктике наступает с катастрофической скоростью. Последствиями может стать исчезновение мест летнего обитания белых медведей и критическое повышение уровня моря на планете.
Такую оценку глобальных климатических изменений сделали члены международной группы климатологов. Предупреждение, сделанное учеными, может повлиять на США и ряд других стран с развитой промышленностью, заставив их уменьшить эмиссии от сжигания ископаемых видов топлива.
Отчет исследования, направленного на изучение последствий глобального потепления в Арктике, гласит:
- Таяние ледников, которые содержат огромное количество пресной воды, может спровоцировать поднятие уровня моря за несколько сотен лет на 7 метров. В соответствии с расчетами специалистов, в нашем столетии, из-за превышения пороговой температуры в Арктике может произойти длительное таяние ледяного щита.
- Арктические температуры растут вдвое быстрее, чем на остальных участках планеты. В течение последних 50 лет среднезимовая температура на Чукотке, в западной Канаде и на Аляске выросла на 3,5 ºС. В следующем столетии данный показатель может достигнуть 6,5 ºС.
- Резко сокращается площадь паковых льдов, расположенных в Северном Ледовитом океане. За последние 30 лет их площадь стала меньше на 20 %; к концу этого столетия их площадь может сократиться еще на 10-50%. Существует мнение, что к 2040 году арктические паковые льды могут полностью исчезнуть.
Каждое из вышеперечисленных изменений может способствовать ускорению .
Приток пресной воды в Атлантический океан может привести к изменению планетарных океанических течений, что, в свою очередь, нарушит климатические условия, метеорологические явления и концентрацию ресурсов рыб и прочих морских обитателей.
Это исследование проводилось в течение 4,5 лет; в роли заказчика выступил Арктический совет и международный Арктический комитет по науке. Членами совета являются высшие чиновники из Соединенных Штатов, Канады, Финляндии, Дании, Швеции, Норвегии, Исландии России и лидеры организаций коренных народов Арктического региона. В работе принимают участие 300 ученых из центров полярных исследований из разных государств мира.
Сейчас наблюдаются и прогнозируются изменения, касающиеся всех аспектов жизни населения Арктики – сельского хозяйства, структуры перевозок и жизненного уклада, а также местной фауны – например, многие редкие виды перелетных птиц могут лишиться мест размножения.
Проблема утилизации пищевых отходов
В последние десять лет внимание многих экономических секторов привлекает проблема минимизации и утилизации отходов. Однако, среди прочих отходов, именно пищевым внимания уделяется меньше, чем другим.
В течение многих десятилетий огромные объемы урожая, собранного в ряде развивающихся стран, так и не становятся полезными продуктами питания.
Ситуация принимает все более серьезный оборот вследствие того, что эти страны оказывают минимальное содействие для решения проблемы .
По данным, полученным в результате исследования, проведенного UNEP (программой ООН по вопросам окружающей среды), свыше 50 % всего объема производимых сегодня продуктов питания теряется, выбрасывается или тратится впустую вследствие не эффективной схемы пищевой цепочки в ресторанах и продовольственных магазинах.
Этот факт был подтвержден и другим исследованием, осуществленным по заказу NRA (национальной ассоциации ресторанов) – как оказалось, в ресторанах Британии 65% пищевых отходов выбрасывают во время приготовления пищи и всего лишь около 30 % остается на тарелках.
В 74 странах мира будут основаны объединения под названием «Вместе против отходов», членами которых станут группы специалистов отрасли, совместно работающие над решением вопроса о сокращении потерь в продовольственной сфере. Объединив потребителей и партнеров в стремлении минимизировать отходы, движение намерено разработать эффективные способы уменьшения потерь и утилизации отходов продуктов питания во всем мире.
Значение проведения международных исследований в области экологии
Задачи наблюдения за состоянием природы в масштабах планеты содержат много критериев. Одним из основных вопросов можно назвать определение максимально допустимого влияния населения на Землю, в частности, на ее .
В качестве примера современного проекта глобального мониторинга можно привести систему EOS в соединенных Штатах. Это долгосрочная программа, рассчитанная на 15 лет и имеющая научный характер. Работа проводится на основании данных, получаемых с трех спутников, которые обслуживаются орбитальной системой, с целью детального изучения состояния экологии планеты.
Исследования в школе
В нашей стране научно-исследовательские работы по экологии начинают проводить ещё в школе, приобщая таким образом детей к мировым проблемам. Начиная с младших классов для учащихся в школьную программу включены учебно-исследовательские работы.
1 Комментарий
Действительно, экологические проблемы (к сожалению), мало кого волнуют. Изучению путей уменьшения негативного влияния деятельности человечества надо уделять больше внимания.
Исследовательский экологический водный проект «Экологическое состояние водоемов в черте села Молчанова»
Автор проекта:
Перковская Ольга Владимировна, учитель биологии, руководитель экологического клуба друзей дикой природы WWF "Исследователь".
Описание материала.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию исследовательский экологический водный проект «Экологическое состояние водоемов в черте села Молчанова» с социальной направленностью. Данная работа школьников 7-9 классов была выполнена в рамках III областного экологического марафона по водно-экологическим проблемам. С этим проектом-победителем ребята представляли Томскую область в Москве.
Проект будет полезен учителям химии и биологии, педагогам-организаторам, руководителям детских объединений естественно-научной направленности, классным руководителям.
Цель:
оценка качества воды в водоемах, расположенных в черте села Молчанова, и сравнивание с лесным озером поселка Сулзат, расположенного в 35 километрах от районного центра.
Задачи:
1. Провести забор воды в летние, осенние и зимние периоды из шести водоемов для исследования.
2. Изучить бактериологические показатели по биоиндикаторам данных водоемов в летние и осенние периоды.
3. Изучить химический состав воды исследуемых водоемов в гидрохимической лаборатории ОАО «Томскгеомониторинг».
4. Исследовать воду на органолептические показатели (запах, прозрачность, цвет).
5. Сделать забор воды в озере поселка Сулзат и исследовать ее на органолептические, бактериологические и химические свойства для сравнения.
6. Изучить архивные материалы по водоемам.
7. Провести встречи со старожилами села для составления исторической справки по созданию
водоемов.
8. Выяснить источники загрязнения водоемов.
9. Организовать акции по очистке трех водоемов в черте села Молчанова.
10. Составить, напечатать и распространить 120 агитационных листовок для населения.
11. Очистить берега трех водоемов в ходе трех акций: Лесного, Токового, Гусиного.
12. Познакомить население с результатами исследований.
Актуальность
исследования обусловлена значением воды водоемов для хозяйственного и рекреационного использования её населением.
Физико-географическая характеристика района исследования.
Молчановский район расположен в центральной части Томской области и занимает прибрежье р. Обь,
р. Чулым. Вся территория находится в пределах среднетаежной зоны. Характерной особенностью района является высокая залеснённость и заболоченность. Лесной и кустарниковой растительностью покрыто-68%, болотами-20%. Протяженность района с запада на восток- 160 км., с севера на юг – 40 км. Удаленность от областного центра – 200 км. Территория района составляет 6,4 тыс. км.2
Методики и материалы.
Для проведения исследований были использованы следующие методики:
1. Методика оценки экологического состояния воды из водоемов биоиндикаторами.
Эта методика основана на том, что живые организмы обладают различной чувствительностью к качеству воды.
Первый этап
– забор проб воды, выполняемых на берегу. При заборе проб воды производят несколько взмахов сачком, описывая восьмерки. По возможности проводить сачком рекомендуется как можно ближе ко дну. Затем если в сачок попало много ила, то нужно промыть его в самом сачке, после чего сачок вынимается, и пойманные организмы вытряхиваются в ведро. На водоеме берется 3 - 10 проб в разных местах. В каждой точке нужно провести не менее десяти взмахов сачком. Важно, чтобы в пробах, отобранных на обследуемых участках, были донные организмы различных биотопов: илистых, каменистых, скоплений растительности, погруженных в воду стволов, веток и т. д. Чем разнообразнее участок по числу местообитаний, тем число проб должно быть больше. Однако даже на участке с однообразным дном число проб не должно быть менее трех.
Второй этап исследования проб проводится в кабинете.
Методика биоиндикации по индексу Майера не требует определения беспозвоночных с точностью до вида. В методике используется принцип приуроченности различных групп водных беспозвоночных к водоемам с определенным уровнем загрязненности.
Организмы- индикаторы отнесены к одному из трех разделов:
А - обитатели чистой воды. Б - организмы средней чувствительности. С - обитатели загрязненных водоемов. Обнаруженные в пробах индикаторные организмы относят к одному из разделов. Количество обнаруженных групп из раздела А необходимо умножить на коэффициент 3, количество групп из раздела Б - на коэффициент 2, из раздела С - на коэффициент 1. Получившиеся цифры складывают А*3 + Б*2 + С*1=S. Значение суммы S характеризует степень загрязненности водоема.
По сумме балов оценивают класс качества воды: от 17 и более - 1и 2 качества (очень чистые); 11-16 - 3 качества (умеренно загрязненное); менее 11 - 4-7 классы качества (очень грязная).
Оценка экологического состояния водоема с помощью органолептических показателей.
Прозрачность воды.
Прозрачность воды мы определяли по способности пропускать свет. Она считается достаточно прозрачной, если через тридцатисантиметровый ее слой можно прочитать обычный книжный текст.
Определение запаха.
В колбу наливаем воду примерно 250 мл. Нагреваем до температуры 600 С, затыкаем колбу пробкой (это в случае если сразу запах не ощущается). Затем открываем пробку и вдыхаем. Если запах не ощущается, то повторяем опыт.
1 балл – весьма слабый, который трудно обнаружить;
2 балла – тоже слабый запах, который ощущает человек, если обратить на это внимание;
3 балла – уже заметный запах, который вызывает у потребителя неодобрение;
4 балла – ярко выраженный запах; 5 баллов – запах очень сильный.
Виды запахов:
З. Землистый (гнилой, прелый). А. Ароматный (огуречный, цветочный).
С. Серо - водородный (запах тухлых яиц). Бол. Болотный. Г. Гнилостный (как в туалете). Р. Рыбный. Ж. Железистый. Н. Неопределенный.
Определение цвета воды.
Цвет воды обычно зависит от содержания в воде солей железа и гумусовых веществ, поступающих из почвы. Если вода мутная, необходимо ее профильтровать. Взять две пробирки: в одну набрать воды дестилированной 10-12 см., во вторую пробирку- воду из водоемов и сравнить две пробирки на белом фоне. Цвет может быть желтый, бледно – желтый, желтоватый (слегка желтый) или зеленоватый.
Этапы работы над проектом.
1 этап. Организационный.
Перед проведением исследований наша группа получила пакет документов в рамках областного экологического марафона «Чистая вода – для всех». Издатели включили необходимый для работы методический материал, определители беспозвоночных и т. д.
К этому времени была написана заявка для первичной оценки проекта «Образование» на сумму 20.000 рублей, и к маю стало ясно, что наш гранд одобрен и деньги будут выделены, а значит, мы сможем реализовать задуманные акции и провести исследования воды водоемах. Прежде чем начать работу над проектом, определили круг единомышленников. В эту группу вошли председатель районной водной комиссии при администрации Молчановского района, глава территориального округа, председатель комитета по молодежной политике и спорту, районный экологический комитет, директор школы №1, директор 37 лицея и руководители летних детских спортивных и трудового лагерей.
2 этап. Краеведческий.
В земельном комитете мы взяли карту района и нанесли на нее все водоемы.
После проведенной экскурсии по местам расположения водоемов стало ясно, что некоторые не имеют хозяйственного значения из – за своих небольших размеров, некоторые просто захламлены (их превратили в свалки). Так из десяти водоемов в черте села Молчанова у нас осталось шесть, которые нам и предстояло изучить.
По документам земельного комитета лишь один Колмахтун значился естественным, а остальные пять водоёмов создавались жителями по мере заселения районного центра.
При посещении архива стало ясно, что необходимого для работы материала по водоемам там нет, кроме одного документа по озеру Колмахтуну. Встает еще одна задача перед нашей группой - найти жителей, которые могли бы рассказать о создании водоемов.
Павченко Александр Фролович, живущий в Молчаново с 1935 года, рассказывал о том, что первый водоем - это Лобановский. Его отец принимал участие в создании дамбы. В числе рабочих лесничества он возил землю ручными тележками. Так в 1940 – 1941 году появился первый водоем.
Жаров Алексей Петрович, житель Молчанова с 1935 года, живет на берегу водоема Лесного. Водоем находился в лесу, тогда это была окраина села. В начале 60 –х годов в логу, где водоем, решили построить объездную дорогу, чтобы возить сено. Дорогу не построили, а дамбу стали насыпать. Современные берега этого водоема существуют с тех пор.
Чепкасова Надежда Федоровна, житель села с 1937 года, вспомнила, что до войны и во время войны водоем уже был, но меньше, а вода в нем была удивительно чистой. Женщины ходили к нему полоскать белье.
Хроленко Петр Дмитриевич- житель Молчанова с 1961 года. С 1965 года работал мастером по строительству дорог в ДРСУ и участвовал в строительстве дороги по ул. Гришинский тракт. Дорога и стала своеобразной дамбой. Потом нефтяники уложили плиты, а затем - асфальт.
После встреч с 50 жителями села стала ясна история только трех водоемов. Беседы с жителями восстановили картину работы предприятий на территории села, расположенных на берегах водоёмов, что позволило судить о загрязнениях воды.
3 этап. Исследование степени загрязнения водоемов методом биоиндикации.
Для исследования воды методом биоиндикации мы из каждого водоема брали от 3 до 10 проб. В кабинете вели подсчет организмов – индикаторов, отнесенных к одному из трех классов. В летних пробах воды чаще других встречаются личинки разнокрылых стрекоз (во всех водоемах). Личинки комара долгоножки и комара звонца были отловлены в пяти водоемах. Личинки ручейников встретились в четырех водоемах. Ложноконские пиявки попали в пробы из трех водоемов. Прудовик обыкновенный был отловлен в двух водоемах, а трубочник обыкновенный – в одном.
В осенних пробах воды, взятых в шести водоемах, встретились личинки комара- звонца. В пяти водоемах были отловлены личинки стрекоз и ложноконские пиявки. Личинки ручейников попали с пробой воды в трех водоемах. Трубочник обыкновенный и личинки комара звонца встретились в двух водоемах. Прудовик обыкновенный и моллюск катушка были обнаружены лишь в одном водоеме. Летом и осенью в водоемах встречались одни и те же организмы, но их численность была больше в осенний период (исключение составляют трубочник обыкновенный и прудовик обыкновенный).
4 этап. Выявление источников загрязнения.
Под загрязнением водных ресурсов понимают любые изменения физических, химических, биологических свойств в водоемах в связи со сбрасыванием в них жидких, твердых и газообразных веществ, которые причиняют или могут создать неудобства, делая воду данных водоемов опасной для использования, нанося ущерб народному хозяйству, здоровью и безопасности населения.
Основными источниками загрязнения и засорения водоемов являются недостаточно очищенные сточные воды промышленных и коммунальных предприятий. Загрязняющие вещества, попадая в природные водоемы, приводят к качественным изменениям воды, которые проявляются в изменении органических свойств воды (в частности, появление в ней вредных веществ), в наличии плавающих веществ на поверхности воды и скоплении их на дне водоемов.
Водоем Кирзаводской с 1977 года принимал сточные воды с завода СОМ (сухого и обезжиренного молока). На заводе проводилась лишь грубая очистка, хлораторная обработка и работали два отстойника. С 1983 года к этим сточным водам добавляются стоки с ул. Промышленной, которая сдавалась в этом году в эксплуатацию. Бытовые стоки повышают вместе с промышленными загрязненность водоема. Завод завершил свою работу в 1999 году, а сточные воды, содержащие фекальную массу, продолжают сбрасываться в водоем.
На берегу водоема Токового находился рыбозавод с 1978 года. Он работал до 1998 года. И в течение этого времени в водоем направлялись сточные воды, без очистки. Затем из райповских гаражей и мелиоративного предприятия стоки спускались в водоем Токовой. До сих пор на месте завода расположено мелиоративное (оросительно – осушительное) предприятие. С талыми водами туда текут стоки с территории этих предприятий.
В озеро Колмахтун, которое по архивным документам относится к памятникам природы, долгие годы стекали канализационные воды из коллектора. В 1979 году с 21 августа был запущен в эксплуатацию канализационный коллектор с ул. Степной. В течение 17 лет бытовые стоки загрязняли это озеро- единственный естественный водоем на территории нашего села. Прошло уже 32 года с его запуска, а очистные сооружения были построены только в 2012 году.
Остальные водоемы загрязняются бытовыми отходами. Промышленных предприятий на их берегах не было.
По завершении исследований по теме проекта пришли к следующим выводам.
Выводы по проекту.
1. Провели заборы воды из шести водоемов в летний, осенний и зимний периоды.
2. Изучили бактериологические показатели по биоиндикаторам.
2.1. Из шести водоемов в черте села Молчанова два показали грязную воду в осенний и летний периоды. Это водоемы Лесной, (на Лесном S = 8,4 в летний период, а 8,5 – осенью, на Токовом S = 3,3 в летний период, а 6 – осенью).
2.2. Пробы из водоемов Лобановского, Колмахтуна и Аэропортовского в летний период показали очень грязную воду (S = 6,4; 3,3;6), а в осенний период чистую и очень чистую воду (S = 18,3; 53,3;18).
2.3. Проба воды в водоеме Кирзаводской и летом, и осенью показала очень чистую воду (S = 26; 50,3).
3. Данные гидрохимической лаборатории ОАО «Томскгеомониторинг» свидетельствуют
о повышенной цветности и высоком содержании веществ, придающих воде желтоватый оттенок: железо, гуминовые кислоты, фульвокислоты. Водородный показатель pH характеризует активную кислотность воды. Вода в водоемах Лесном и Токовом равна 7,2 и 5,6, что соответствует кислотным дождям. В водоеме Лесном, вероятно, не техногенное загрязнение, так как вблизи нет производственных предприятий, а высокое содержание органики обусловлено гумусовыми веществами. В водоеме Токовом есть вероятность загрязнения техногенного характера. На берегу расположены гаражи и мелиоративное предприятие. Здесь высокое значение такого показателя, как перманганатная окисляемость, которая характеризует наличие легко окисляемых органических веществ. Содержание аммония превышает ПДК в 82,3 раза в водоеме Лесном, в104 раза в озере Колмахтун, в 134 раза в водоеме Токовом. Наличие аммонийного азота легко объяснить гниением веществ, носящих белковую природу, которые поступают с бытовыми сточными водами. Наличие сульфатов и хлоридов соответствует нормам.
Мы определили сами такие органолептические показатели, как запах, прозрачность и цвет воды.
Цвет у всех проб был желтоватый. Запах воды из всех водоемов, кроме Кирзаводского, был землистый, а на Кирзаводском мы определили рыбный запах. Прозрачность выше нормы, так как печатный текст через тридцатисантиметровый слой воды был хорошо виден.
4. После изучения воды из лесного озера Щучье были получены данные по биоиндикации. Летом S = 21, что соответствует очень чистой воде, а осенью этот индекс был еще выше (S = 56,2). Органолептические данные. Запах – землистый (определен после нагревания до Т = 600). Прозрачность высокая. Цвет едва желтоватый.
5. По изученным архивным материалам выяснили, что озеро Колмахтун решением исполнительного комитета Молчановского районного совета народных депутатов от 24 октября 1986 года объявлен памятником природы местного значения. Другие документы по водоемам в черте села Молчанова в архиве отсутствуют.
6. Выяснили после встреч со старожилами села источники загрязнения водоемов (было опрошено 50 жителей).
6.1. Водоем Кирзаводской с 1977 года принимал сточные воды с завода СОМ. Завод ликвидирован в 1999 году, а сточные воды с ул. Промышленной, продолжают сбрасываться.
Эти стоки и послужили причиной органических загрязнений водоемов.
6.2. Водоем Токовой. Водоем загрязнялся основными углеводородами (Сn Нm) – характерными для современных условий. На дно оседают тяжелые фракции в растворенном и взвешенном состоянии, плавают нефтепродукты. Это уменьшает количество кислорода в воде, появляются вредные органические вещества.
6.3. Озеро Колмахтун. В бытовых стоках содержится моющие синтетические вещества, их называют СПАВ - синтетические (средства) поверхностно – активные вещества. Нефтяные углеводороды в водоеме перерабатываются бактериями медленно. При этом появляются токсичные вещества.
Эти вещества, поступая в озеро, оказывают значительное влияние на биологический и температурный режим водоема. В результате снижается способность вод к насыщению кислородом, угнетается деятельность бактерий, минерализующих органические вещества.
7. Составили, напечатали и расклеили 120 листовок для привлечения к акциям по очистке водоемов.
8. Провели беседы и встречи с руководителями спортивных летних площадок, учащимися школ и лицея. С председателем комитета по молодежной политике и спорту договорились о предоставлении тары для уборки мусора, а с заместителем главы района согласовали список водоемов для очистки. Получили гарантию на выделение машины от главы нашего округа (а ныне поселения).
9. Закупили призы для трех акций и перчатки. Провели количественный учёт собранного мусора участниками, закупили призы и наградили победителей.
10. Убрали и вывезли в ходе трех акций 9 тонн мусора с берегов водоемов Лесного, Гусиного и Токового (акции прошли 30 мая, 2 июня, 15 июня).
Актуальность темы:
Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Описание материала:
Предлагаю Вашему вниманию итоговый урок, завершающий цикл экологических бесед. На данном уроке детям был предложено на выбор: тестирование или экологический проект. Над экологическим проектом предлагалось работать в группах и темы проекта выбирались детьми самостоятельно из предложенных вариантов. Тесты можно выполнять как на бумажном варианте, так и в онлайн варианте. Материал разработан для учащихся 5-7 классов, так же может быть полезен учителям, родителям и воспитателям.
Рекомендации:
Беседа сопровождается показом презентации (мультимедийное сопровождение), что позволяет полнее ощутить степень опасности от загрязнения нашего Дома-Земля и загрязнение водоёмов. Экологические проект защищаются в классе и оцениваются ребятами по предложенной таблице оценивания.
Цель:
Закрепить и проверить знания детей о видах экологических проблем и способах их решения.
Вызвать стремление деятельности школьников по защите природы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Задачи:
- разработать и защитить экологический проект
- ответить н вопросы тестов.Описание:
детям предлагается ответить на 4 теста в бумажном варианте или онлайн.
Тест №1. Тема: «Экология. Первая глобальная проблема»
1.Экология это:
А)Наука о влиянии человека на окружающую среду;
Б)Наука, изучающая построение, функции и развитие живых организмов в экосистеме;
В)Наука о влиянии окружающей среды на человека;
Г)Наука о рациональном использовании природных ресурсов;
Д)Наука, изучающая живые организмы в природе.
Дайте один правильный ответ.
2.Слово «экология» происходит от:
А) Греческих слов б) немецких слов
В)английских слов г) Португальских слов
Запишите свои варианты ответ ов.
3. Что обозначает слово «экология»
4. В чем отличие современной упаковки и той, что использовалась 10-15 лет назад?
5. Назовите причины возникновения мусора.
6. Что обозначает слово «инертный»
7. Назовите цифру мусора на одного жителя планеты в год. (в среднем)
8. Как классифицируется мусор по степени опасности для окружающей среды? Какой класс самый опасный?
9. Назовите основные условные категории, на которые подразделяется мусор.
10. Каковы пути утилизации отходов?
11. Назовите плюсы и минусы одного способа утилизации (любого по-выбору).
12. Какой путь самый рациональный? Почему?
13. Что такое спецотходы? Как их уничтожают?
14. Назовите сроки естественного разложения мусора.
15. Варианты вторичной переработки мусора.
Тест №2. Тема: «Экология. Вторая глобальная проблема»
Дайте несколько правильных ответов.
1.Что относиться к основным экологическим проблемам:
А) Загрязнение атмосферы;
Б) Загрязнение Вод Мирового океана;
В) Загрязнение почв;
Г) Истребление флоры и фауны;
Д) Таянье льдов.
Е) Создание «красной книги»
Дайте один правильный ответ.
2.Загрязнение рек приводит:
А) Гибель икринок
Б) Гибель лягушек, раков
В) Гибель водорослей
Г) Гибель всего живого
Запишите свой вариант ответа.
3. На какие классы по качеству воды подразделяют загрязнение рек?
4. Загрязнение вод производиться (чем)?
5. Откуда берутся пестициды в воде?
6. Приведите пример «тяжёлых металлов»
7. Где находятся 10 самых грязных рек?
8. К чему приводит тепловое загрязнение воды?
9. Причины возникновения электромагнитного загрязнения вод.
10.Что вы знаете о радиоактивном излучении?
11. Напишите, что мы можем предпринять для сохранения водных ресурсов Земли.
12. Приведите пример последствий загрязнения вод нефтью и нефтепродуктами.
Тест №3. Тема: «Экология. Третья глобальная проблема»
Дайте несколько правильных ответов.
1.Загрязнение атмосферы это:
а.это привнесение в атмосферный воздух чужеродных для его состава веществ
б.изменение соотношения газов в составе воздуха
в.физические, химические, биологические вещества
г.грязный воздух
2.Болезни, вызванные высоким содержанием вредных веществ в воздухе, которым мы дышим:
а.головная боль
б.тошнота
в.раздражение кожи
г.астма
д.опухоль
е.растяжение суставов
Дайте свой вариант ответа.
3.Какие виды загрязнения атмосферы вы знаете?
4.Назовите источники естественного загрязнения атмосферы.
Дайте один правильный ответ.
5.Причины пыльных бурь:
а. засуха
б. вырубка лесов
г. разлив рек
д. гравитация луны
Дайте свой вариант ответа.
6. Назовите искусственные источники загрязнения атмосферы.
Дайте один правильный ответ.
7. Какой газ выделяется в атмосферу при сгорании топлива?
а.оксида углерода (СО2)
б.кислород (О2)
в.азот (N2)
г.азотная кислота (HNO3)
Дайте свой вариант ответа.
8. Что такое Смог. В чем его вред для жителей мегаполиса.
9. От чего происходит истощение озонового слоя?
10. К чему приводит радиоактивное загрязнение?
11. Чем опасен парниковый эффект?
Дайте один правильный ответ.
12. Сколько дней может прожить человек без воды?
а.7
б.1
в.30
г.5
13.Пути сохранения атмосферы. (Не менее 5)
Тест №4. Тема: «Экология. Итог»
Итоговый тест.Дайте один правильный ответ.
1. Под загрязнением окружающей среды понимают:
а.привнесение в среду новых, нехарактерных для нее физических, химических и биологических компонентов
б.привнесение в среду новых, нехарактерных для нее физических, химических и биологических компонентов, а также превышение естественного уровня этих компонентов
в.превышение естественного уровня природных и антропогенных компонентов среды
г.рост антропогенного влияния на природные экосистемы
2. Загрязнение атмосферы в России в первую очередь вызывается:
а.химической промышленностью
б.теплоэнергетикой
в.сельским хозяйством
г.нефтедобычей и нефтехимией
3. Наиболее опасное загрязнение почв вызывается:
а.бытовыми отходами
б.отходами сельского хозяйства
в.тяжелыми металлами
г.сточными водами
4. Наибольшее загрязнение вод суши вызывают:
а.смыв удобрений и пестицидов с полей
б.бытовые и промышленные сточные воды
в.загрязнение твердыми бытовыми отходами
г.дампинг
5. Наибольшее загрязнение вод Мирового океана вызвано:
а.дампингом
б.кислотными дождями
в.отходами сельского хозяйства
г.нефтью и нефтепродуктами
6. Загрязнения, обнаруживаемые вокруг промышленных предприятий, называются:
а.локальные
б.региональные
в.глобальные
г.санитарно-защитные
7. К химическому загрязнению не относятся:
а.загрязнение тяжелыми металлами
б.попадание пестицидов в водоемы
в.загрязнение почв твердыми бытовыми отходами
г.увеличение концентрации фреонов в атмосфере
8. Загрязнение окружающей среды твердыми бытовыми отходами можно отнести к:
а.физическому загрязнению
б.биологическому загрязнению
в.механическому загрязнению
г.физико-химическому загрязнению
9.Вырубка лесных массивов приводит к:
а. увеличению видового разнообразия птиц;
б. увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в. уменьшению испарения;
г. нарушению кислородного режима
10.Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
а. парниковым эффектом;
б. уменьшением объема грунтовых вод;
в. загрязнением водоемов;
г. засолением почв.
11.Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
а. угарного газа;
б. углекислого газа;
в. диоксида азота;
г. оксидов серы.
12.От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:
а. водяные пары;
б. облака;
в. озоновый слой;
г. азот.
13.Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:
а. болезни опорно-двигательной системы;
б. инфекционные болезни;
в. сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
г. болезни пищеварительного тракта.
14.Как называется источник возникновения новых аллелей при изменении генетической структуры популяции?
а. мутация;
б. миграция;
в. дрейф генов;
г. неслучайное скрещивание.
15. Сколько минут человек может прожить без воздуха?
а. 30
в. 5
б. 1
г. 10
16.Основной продукт потребления?
а. вода
б. пища
г. воздух
в. хлеб
Экологический проект.
Начать разговор можно с показа ролика. Возможно запустить ролик под песню группы Земляне " Прости Земля!"
Эпиграфом к уроку можно взять слова
"Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!"
В современном мире экологические проблемы встают на первый план. Мы с вам успели разобрать только малую толику экологических проблем. В заключение наших экологических бесед, я хочу предложить вам разработать экологический продукт (назовем его проект), в котором вы расскажите об одной из экологических проблем и ее решении.
Для начала вспомним те проблемы, с которыми мы уже знакомы.
Называют дети.
Вы можете в качестве экологического продукта выпустить стенгазету, нарисовать комикс, придумать экологическую сказку, кроссворд, календарь.. Выбор за вами, что для вашей группы покажется интересным, тот проект и выполняет ваша группа.
Работа над проектом проходит по плану:
1. Обозначить проблему.
2. Выявить причину.
3. Выдвинуть решение данной проблемы.
План можно дополнять своими предложениями.
Оценивать проекты будет жюри, выбранное вами из учащихся класса по следующим критериям:
1.Оригинальность
2.Соответствие заданию
3.Защита продукта
4.Ответы на поставленные вопросы
5.Работа всех участников группы
Желаю творческих успехов.
Варианты проектных заданий:
Проектное задание 1Изучите материал о макулатуре. Выполните задание: оформите плакат для жителей п. Вахтан о вреде сжигания бумаги и призывающий собирать макулатуру для вторичного использования
Макулатура
Материал: бумага, иногда пропитанная воском и покрытая различными красками.
Ущерб природе: Собственно бумага ущерба не наносит. Целлюлоза, входящая в состав бумаги, - естественный природный материал. Однако краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества.
Вред человеку: краска может выделять при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: используется в пищу некоторыми микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: перегной, тела различных организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: 2-3 года.
Продукты, образующие при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола.
Категорически запрещено сжигать бумагу в присутствии пищевых продуктов, так как могут образоваться диоксины.
Проектное задание 2
Изучите материал о пищевых отходах. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о способах обезвреживания пищевых отходов.
Пищевые отходы
Ущерб природе: практически не наносят. Используются для питания различными организмами.
Вред человеку: гниющие пищевые отходы – рассадник микробов. При гниении выделяют дурно пахнущие и ядовитые в больших концентрациях вещества.
Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: тела организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: 1-2 недели.
Способ вторичного использования (в любых масштабах): компостирование.
Наименее опасный способ обезвреживания (в малых масштабах): компостирование.
Продукты, образующие при обезвреживании: перегной.
Категорически запрещено бросать в огонь, так как могут образоваться диоксины.
Проектное задание 3
Изучите материал о тканях. Выполните задание: оформите плакат для жителей с. Частые, призывающий найти новое применение ненужным вещам.
Изделия из тканей
Ткани бывают синтетические (при нагревании плавятся) и натуральные (при нагревании обугливаются). Всё, написанное ниже относится к натуральным тканям.
Ущерб природе: не наносят. Целлюлоза, входящая в состав бумаги, – естественный природный материал.
Пути разложения: используются в пищу некоторыми организмами.
Конечный продукт разложения: перегной, тела организмов, углекислый газ, вода.
Время разложения: 2-3 года.
Способ вторичного использования (в больших масштабах): переработка на обёрточную бумагу.
Способ вторичного использования (в малых масштабах): компостирование.
Наименее опасный способ обезвреживания (в малых масштабах): сжигание в условиях, обеспечивающих полноту сгорания.
Продукты, образующие при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола
Проектное задание 4
Изучите материал о пластмассах. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о вреде сжигания изделий из пластмасс.
Изделия из пластмасс неизвестного состава
Ущерб природе: препятствуют газообмену в почвах и водоёмах. Могут быть проглочены животными, что приводит к гибели. Могут выделять токсичные для многих организмов вещества.
Ущерб человеку: могут выделять при разложении ядовитые вещества.
Время разложения: зависит от пластмассы обычно – около 100 лет, может быть больше.
Способы вторичного использования: зависит от пластмассы (как правило -переплавка). Для многих пластмасс способов вторичного использования не существует (из-за трудностей определения конкретной пластмассы).
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, азот, аммиак, хлороводород, серная кислота, ядовитые хлорорганические соединения.
Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться огромные количества диоксинов.
Проектное задание 5
Изучите материал об упаковочном материале. Выполните задание: оформите плакат для жителей с. Частые, призывающий не разбрасывать упаковочный материал.
Упаковка для пищевых продуктов
Материал: бумага и различные виды пластмасс, в том числе хлорсодержащие. Иногда - алюминиевая фольга.
Ущерб природе: могут быть проглочены крупными животными, что вызывает гибель последних.
Пути разложения: медленно окисляется кислородом воздуха. Очень медленно разрушается под действием солнечных лучей. Иногда используется в пищу некоторыми микроорганизмами.
Время разложения: зависит от изделия. Обычно – десятки лет, может быть больше.
Способ вторичного использования (в больших масштабах): как правило -не существует (из-за трудностей разделения на компоненты)
Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: зависят от пластмассы. Обычно углекислый газ, вода, хлороводород, ядовитые хлорорганические вещества.
Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться диоксины.
Проектное задание 6
Изучите материал о консервных банках. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о правильном обезвреживании консервных банок.
Консервные банки
Материал: оцинкованное или покрытое оловом железо.
Ущерб природе: соединения цинка, олова и железа ядовиты для многих организмов. Острые края банок травмируют животных.
Вред человеку: выделяют при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: очень медленно окисляются кислородом. Очень медленно разрушаются под действием солнечных лучей.
Конечный продукт разложения: углекислый газ, вода и хлороводород.
Время разложения: на земле и в пресной воде – несколько сотен лет, в солёной воде - несколько десятков лет.
Способы вторичного использования (в больших количествах): не существует (из-за технологических трудностей).
Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): вывоз на свалку.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, хлороводород, ядовитые хлорорганические соединения.
Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом образуются огромные количества диоксинов.
Проекты детей.