Дидактическая игра Угадай, какой знак?
Цель игры: обучение детей дорожным знакам, что означает тот или иной знак. Играя дети закрепят свои знания о ПДД. Играя дети вырабатывают умение правильно пользоваться в повседневной жизни полученными знаниями.
Необходимые материалы для проведения игры: Кубики или таблички на которых наклеены дорожные знаки, заранее рассортируйте их по группам (запрещающие, предупреждающие и информационные знаки).
Ход проведения игры:
1-й вариант.
Преподаватель (водящий) раскладывает на столе карточки или кубики. После чего начинает вызывать игроков стоящих в общей группе. Вызванный ребенок подходит к знакам, не выбирая берет знак, после чего говорит как он называется, что означает и к какой группе знаков принадлежит, после чего встает отдельно от основной группы. Следующие участники, должны распределится таким образом, чтобы образовали группы по знакам одинаковых групп.
2-й вариант.
Преподаватель, показывает знак, дети отвечают все вместе или те кого укажет ведущий, что тот или иной знак означает.
3-й вариант.
Самый сложный вариант. Все участники получают карточку со знаком, так чтобы остальные не видели его. Ведущий указывает на игрока и тот, должен рассказать, что у него за знак, что он предписывает. но не называет название знака. Остальные участники должны угадать, что за знак достался участнику.
Дидактическая игра на тему ПДД «Кто отличник — пешеход?»
Цель игры : Воспитать у детей ответственность и внимание про пересечении дорог. Закрепить правильное понимание сигналов светофора, правил поведения на пешеходном переходе.
Материалы: игровое поле — переставляет собой простую настольную игру «ходилку» на которую в произвольном порядке раскладываются различные картинки (светофоры на которых горят разные сигналы, регулировщик, автомобиль, мотоцикл, пешеходный переход, игровой кубик с цифрами от 1 до 6, два «домика».
Ход игры:
Первый участник игры выходит из первого «домика», второй соответственно из второго домика. Игроки бросают игровой кубик согласно очереди, до того момента пока первый игрок не выбросит цифру — 1, а второй соответственно -2. Эти цифры выводят обоих участников из «домика» на дорогу. Попадая на кружки возле которых лежат цветные картинки, игрок при помощи ведущего, начинают размышлять, что он должен предпринять. В первую очередь, необходимо дать малышу самому по рассуждать, как ему правильно поступить. Там где необходимо пропустить ход, игрок пропускает, там где картинка на оборот разрешает пешеходу идти, он делает еще один ход.
Запрещающие картинки — автомобиль, мотоцикл, красный сигнал светофора.
Разрешающие картинки — регулировщик, светофор с зеленым знаком, пешеходный переход.
Участник который первым дойдет до финиша, выигрывает. Для лучшего закрепления и большей увлекательности, рекомендуем не скупиться на картинки. Каждому ходу, должна соответствовать определенная картинка.
Найди нужный знак
Цель : Закрепление у детей знаний дорожных знаков, различные ситуации возникающие во время дорожного движения, а так же способы и средства регулирования ПДД.
.Материал: Заранее подготовленные карточки (разделенные на две части). На одной части карточки изображен дорожный знак, на второй соответствующая ей ситуация происходящая на дороге.
Пример картинки
Ход игры:
Вариант первый. Педагог рассортировывать карточки со знаками отдельно, а карточки с ситуацией в другую. Первую стопку — он раскладывает перед детьми изображением вверх, а вторую стопку раздает детям. После подготовки к игре, педагог начинает описывать знак, сначала общий внешний вид. Затем, то что знак предписывает, разрешает или на оборот запрещает. Дети по отдельности или командой должны догадаться и соединить подходящие по смыслу картинки.
Вариант второй. Дети получают обе группы карточек, каждый ребенок получает равное количество карточек, как и с изображением дорожной ситуации, так и знаков. Дети сначала проверяют, не совпадают ли у них карточки. После чего они обращаются к друг другу и подбирают подходящие половинки для своих карточек.
Дидактическая игра светофор для средней группы
Водители дидактическая игра
Цели: Развивает в детях внимательность, пространственное мышления. Правилам дорожного движения.
Материал: Игровые поля, рисунки разнообразных зданий (больница, заправка, детский сад, магазин, СТО) разнообразные по размерам игрушки и игрушечные автомобили.
Ход игры:
Сперва готовится несколько возможных вариантов на которых будет проходить игра. На поле наносятся рисунки дорог, постарайтесь нарисовать их простыми, но в тоже время соответствующими реальным дорогам, для этого можно воспользоваться картой вашего города. Возможно также использовать, в качестве дорог нитки или шнурки. Затем на игровое поле раскладываются рисунки зданий.
Ведущий дает первому водителю задание: » Ты как водитель, сначала должен отвезти игрушку в больницу, затем заправиться бензином на заправке, поменять колесо на СТО, а потом заехать в магазин купить хлеба. После всего, этого ты должен вернуться в гараж». После этого игрок начинает движение по карте, соблюдая правила дорожного движения. Учитель и остальные участники следят за прохождением дистанции, помогают в случает затруднения.
Путешествие на машинах
Дидактическая игра по ПДД цель которой: правила поведения на улице, знание правил ПДД необходимые для безопасного пребывания возле проезжей части и при ее пересечении. Знание знаков дорожного движения.
Материалы: Заранее подготовленное игровое поле для настольной игры, фишки (желательно в виде машинок или пешеходов), кубики. Карточки с дорожными знаками.
Ход игры :
На игровом поле раскладываются картинки со знаками, игроки ходят по игровому полю бросая кубик, попадая на поле на котором лежит знак. Игрок должен рассказать, что значит тот или иной знак. Победителем считается, тот кто первый успел дойти до финиша.
По дороге
Игра которую можно провести во время поездки куда либо. Позволяет детям, понаблюдать за реальным движением на дороге. Дети увидят, те или иные виды знаков, а также те или иные виды автомобилей.
Материалы : фишки для поощрения, картинки с изображением автомобилей и знаков- на случай если у детей возникнут затруднения с угадыванием.
Ход игры:
После того, как дети усядутся в транспорте, необходимо их разделить на группы. Первая группа начинает считать дорожные знаки, запрещающие. Вторая — предписывающие. Третья — информирующие. Четвертая — грузовые автомобили. И.Т.Д. Победившей считается группа поучившая больше всего жетонов за правильные наблюдения.
Учим дорожные знаки
Цель игры : закрепления знания дорожных знаков, правил дорожного движения. Правил поведения на дороге.
Материалы для игры: Большое количество карточек на которых изображены разнообразные дорожные знаки.
Ход игры: Дети получают большие карточки в равном количестве. Ведущий показывает маленькие карточки, тот у кого оказалась такая же, называет название знака, что он обозначает. Победитель должен допустить меньше всего ошибок или приведет лучшие примеры дорожных ситуаций.
Игра Автошкола №1
Цель: Напомнить детям о важности знания правил перехода улиц, важности правильного чтения дорожных знаков.
Материал: Игровое поле подойдет любое из дорожной тематики, фишки, карточки с дорожными знаками.
Ход игры:
Игроки по очереди бросают игровой кубик и передвигаются по игровому полю, на кружке желтого цвета, который находится перед пешеходным переходом нужно произвести остановку и ход переходит к другому игроку двигающемуся по маршруту. Остановка необходима для того чтобы участник игры, пешеход смог сначала взглянуть, налево, а потом направо – не мешают ли автомобили или автобусы переходить улицу. Тот, кто допускает ошибку и не останавливается на кружке желтого цвета круге и делает шаги вперед, обязан поставить фишку назад на то место, откуда он начал предпоследний ход.
Дидактические игры по ПДД в старшей группе детского сада
Говорящие знаки
Цель: Закрепить или выучить дорожные знаки, их виды и классификацию.
Материал: семьдесят три карточки на которых изображены дорожные знаки, к карточки прилагаются описания, того что знак означает, также следует не забыть про регулировщика.
Ход игры:
Педагог раздает карточки на которых нарисованы знаки, пояснения остается у него. Карточки с текстом оставляет у себя. После того, как все карточки розданы, ведущий читает описание, того или иного знака, а играющие должны найти знак, слушая описание.
«Мы — пассажиры»
Цели: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.
Материал: Картинки с дорожными ситуациями.
Ход игры:
Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.
«Дорожная азбука»
Цель: Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные.
Материал: Карточки с дорожными ситуациями, дорожные знаки.
Ход игры:
Дети выбирают себе карточки, у ведущего дорожные знаки, он по очереди показывает знаки, тот, у кого оказывается нужная карточка, берет знак и обосновывает свой выбор.
«О чем сигналит регулировщик»
Цели: Развивать у детей наблюдательность (на примере наблюдения за работой регулировщика); учить находить нужный сигнал светофора в зависимости от положения регулировщика; развивать у детей память, внимание.
Материал: Три карточки с различными изображениями регулировщика, которые соответствуют сигналам светофора, на обратной стороне каждой карточки светофор без сигналов.
Ход игры:
Игроку нужно подобрать к каждой карточке с положением регулировщика сигнал светофора на память.
Татьяна Борисенко
Дидактические игры по правилам дорожного движения (подготовительная группа)
«Наша улица».
Цель:
1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
2. Закрепить представления детей о назначении светофора.
3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, предназначенные для водителей и пешеходов.
Материал: макет улицы с домами, перекрёстком; автомобили (игрушки); куклы – пешеходы; куклы – водители; светофор (игрушки); дорожные знаки, деревья (макет).
Игра проводится на макете.
Ход игры:
Первый вариант (для пешеходов);
С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрёстке на зелёный сигнал светофора куклы переходят улицу, на жёлтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять.
Затем куклы идут по тротуару или обочине доги до пешеходного перехода, обозначенного информационно – указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.
Второй вариант (для водителей):
Воспитатель показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещён», «Подача звукового сигнала запрещена» (запрещающие); «Движение прямо»; «Движение направо» (предписывающие); «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» (информационно – указательные). Дети объясняют, что означает каждый знак; разыгрывают дорожные ситуации.
За правильный ответ ребёнок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами - автомашиной, куклой - пешеходом, куклой водителем.
«Теремок».
Цель:
1. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов.
2. Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Опасный переход»; запрещающих знаках: «Въезд запрещён» (велосипедисту, водителю, «движение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»; предписывающих знаках: «Обязательное направление движения», «Велосипедная дорожка», «Прямо», «Налево», «Направо», «Круговое движение»; информационно - указательных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход»; знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей».
3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.
Материал: картонные круги с изображениями дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в нём окошком; палочка.
Ход игры:
Воспитатель вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков, закрепляет его с помощью палочки. Затем он передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют каждый знак и объясняет его назначение.
«Улица».
Цель:
Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы- пешеходы, светофор, дорожные знаки.
Ход игры:
Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задаёт ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.
Какие дома на нашей улице?
Какое движение на нашей улице - одностороннее или двустороннее?
Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?
Что такое перекрёсток? Где и как должны переходить люди улицу?
Как обозначается пешеходный переход?
Как регулируется движение на улице?
Какие сигналы светофора вы знаете?
Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?
Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
Как надо вести себя в транспорте?
Можно ли играть на улице?
Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто- то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.
«Виды перекрёстков».
Цель:
1. Познакомить детей с видами перекрёстков.
2. Учить правилам перехода улицы.
3. Развивать внимание и наблюдательность.
Материал: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрёстков.
Ход игры:
По приглашению воспитателя дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрёстков. Воспитатель показывает маленькую со схемой перекрёстка. Ребёнок, у которого находится аналогичная большая карточка, должен поднять её и показать всем играющим. «Нарушитель» (тот, кто допустил ошибку) подвергается «штрафу»: он должен объяснить, в чём заключается его ошибка.
«Найди ошибку».
Цель:
Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, в различных видах транспорта.
Ход игры:
Ведущий показывает картинки- ситуации (как правильные, так и неправильные). Дети должны рассказать о правилах перехода на улице, правилах поведения в транспорте, найти, если таковые имеются, нарушения правил поведения на улице и в общественном транспорте.
«Не зевай».
Цель :
Закрепить знание Правил дорожного движения.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям различные дорожные ситуации, изображённые на картинках. Картинок 10 штук. К каждой ситуации поставлен вопрос или два. За каждый правильный ответ участник получает 5 очков. Если кто - то набрал больше всего очков, то он победил, потому что лучше всего знает правила дорожного движения.
«Этот знак говорит нам так….»
Цель:
Закрепить знание дорожных знаков, развивать зрительную память.
Ход игры:
Воспитатель подбирает знакомые детям дорожные знаки, наклеивает их на диски, которые помещают в конверт с окошком. Воспитатель указывает на тот или иной знак, появившийся в окошке. Спрашивает: «Что говорит нам этот знак?». Дети отвечают на вопрос.
«Можно ездить или нет».
Цель:
Закрепить знания детей о средствах передвижения.
Ход игры:
Дети по очереди вынимают из коробки картинки, показывают их группе, называют изображенный на ней предмет и отвечают, можно ли на нём ездить, или нет., где можно ездить, какие знаки разрешают движение.
«Разрешало – запрещало».
Цель:
Знакомить детей с дорожными знаками, развивать зрительную память, произвольное внимание.
Ход игры:
Ведущий раскладывает в 2 колонки карточки с изображением дорожных знаков рисунком вверх. Карточки с изображением ситуаций на дороге раздаются поровну между участниками игры. Участники по очереди выкладывают по одной карточке с изображением ситуации напротив соответствующих дорожных знаков. Ведущий контролирует правильность выполнения работы. Выигрывает тот, кто разложил все свои карточки, не сделав ни одной ошибки.
«Продолжи ряд»
Цель:
Учить разбираться в дорожных знаках, развивать логическое мышление, умение формулировать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
Ход игры:
Детям предлагаются ряды знаков, где один знак не изображён, то есть пустое место. Детям предлагается объяснить, что означают изображённые знаки и пустое место заполнить недостающим знаком или придумать собственный и объяснить его.
Детям предлагают ряды запрещающих, предупреждающих, разрешающих знаков.
3. Подумай - отгадай
Задачи:
Активизировать процесс мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Воспитатель. Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.
Вопросы:
Сколько колес у легкового автомобиля? { 4)
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
Кто ходит по тротуару? (пешеход)
Кто управляет автомобилем? (Водитель)
Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)
По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного (Авария или ДТП)
Кокай свет верхний на светофоре? (Красный)
С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет)
Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз)
Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу
транспорту)
Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?
(«Скорая помощь», пожарная и милицейская машины)
Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
Где нужно играть, чтоб не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)
Веселый жезл
Задачи:
Обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
Правила: слушать внимательно ответы товар и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.
Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила.
Воспитатель: Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Повторяться нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится.
Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила.
Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на сигнал светофора.
Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта.
Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых.
Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.
Аналогично проводится игра «Слушай - запоминай», только дети перечисляют правила для пассажиров.
Игры по правилам дорожного движения для старших дошкольников в детском саду
Задачи:- дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, привить им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГИБДД.
- закреплять и совершенствовать навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию.
- приучать ребенка к взаимодействию со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих.
Игра «Автобусы»
«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок -«водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.
Игра «Автоинспектор и водители»
В игре участвуют 5-6 человек.
На площадке для игры проводят мелом 4-5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них. У водителей имеются талоны прав шофера (прямоугольники из картона). С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор - водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру.
Игра «Будь внимательным»
Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.
Игра «Веселый трамвайчик»
Мы веселые трамвайчики,
Мы не прыгаем как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно.
Эй, садись к нам, кому нужно!
Дети делятся на две команды. Одна команда - трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда - пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свой место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.
Игра – аттракцион «Внимание, пешеход»
Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора.
Регулировщик - воспитатель - показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого - стоят, при виде зеленого - два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует - лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается фишка.
Игра «Гараж»
Содержание: По углам площадки чертят 5-8 больших кругов - стоянки для машин - гаражи. Внутри каждой стоянки для машин рисуют 2-5 кружков - машины (можно положить обручи). Общее количество машин должно быть на 5-8 меньше числа играющих.
Дети идут по кругу, взявшись за руки, под звуки музыки. Как только музыка закончится, все бегут к гаражам и занимают места на любой из машин. Оставшиеся без места - выбывают из игры.
Игра «Грузовик»
Содержание: Играющие держат в руках автомобильные рули - это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз - этот мешочек?
Игра «Да и нет»
Воспитатель обращается то к одному, то к другому ребенку с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» Отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»), надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»), покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.
Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»
Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово « Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т. д. На слово « Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить - светофор, переход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.
Игра « Дорожное – недорожное»
Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают за последнюю черту и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные слова. Если звучит «дорожное» слово - игрок должен поймать мяч, «недорожное» - пропустить или отбросить, при соответствии действий игрока названному слову, игрок переходит к следующей черте (на следующую ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.
Игра «Заяц»
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
«Если я купил билет,
кто я: заяц или нет?» (А.Шибаев)
«Кондуктор» трамвая продает билеты пассажирам, которые усаживаются на стулья - сидячие места в трамвае. Но стульев, на один меньше, чем пассажиров. Как только все билеты проданы, и кто-то остается без билета, кондуктор догоняет этого «зайца», а безбилетник убегает.
Игра «Запомни сигналы регулировщика»
Здесь, на посту, в любое время,
Стоит знакомый постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может,
Одним движением руки,
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Подготовка.
Дети делится на команды, в каждой из них выбирают капитана. Команды располагаются за стартовыми линиями - одна напротив другой. Расстояние между командами 20-30 м.
Посередине площадки, между двумя линиями, которые ограничивают полосу шириной 2-3 м, в шахматном порядке раскладывают флажки. Содержание игры. По сигналу регулировщика дорожного движения (красный свет - руки вытянуты в стороны или опущены - стой; желтый свет - правая рука с жезлом перед грудью - приготовиться; зеленый свет -регулировщик обращен к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены - иди) игроки быстро подбегают к флажкам и стараются собрать их как можно больше. Через установленное время по команде регулировщика дорожного движения дети возвращаются на места, быстро строятся в шеренгу. Капитаны собирают и подсчитывают флажки, принесенные их игроками. За каждый флажок начисляется одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Правила игры:
1. Во время перебежки игроку разрешается собирать любое количество флажков, лежащих на земле.
2. Запрещается отнимать флажки друг у друга.
3. За линии, ограничивающие место для флажков, заступать нельзя.
4. Капитаны команд играют на равных правах со всеми.
Игра «Знающий пешеход»
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья -
Знать, как таблицу должны умноженья:
«На мостовой - не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться!»
Игра проводится на площадке в виде экскурсии с элементом соревнования. Дети строятся по командам. Они должны пройти путь, например, от сада к библиотеке. Подойдя к перекрестку или пешеходной дорожке, дети должны остановиться и выполнить практическую задачу, поставленную в связи с приближающимся транспортом и действующим светофором, потом спросить: «Улица, улица, можно нам перейти дорогу?»
На что улица (воспитатель) отвечает: «Можно, если вы мне ответите на один вопрос». Задаёт один вопрос по правилам дорожного движения. И так у каждого перекрестка.
Отряд, который правильно ответит на все вопросы, придет раньше в назначенный пункт, где ей будет вручен вымпел «Пешеходам-отличникам».
Игра «Иду по дорожке»
Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, названия дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов.
Игра «Кого назвали – тот и ловит»
Играющие располагаются по кругу. В центре - регулировщик дорожного движения (водящий). Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком.
Игра «Лови - не лови»
Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, бросает его любому игроку, при этом произносит слова, например: «дорога», «переход», «дорожный знак» и т.п. (в этом случае мяч надо ловить), или слова, обозначающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не следует).
Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке он выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий произнес слово, а потом бросил мяч.
Игра «Назови шестое»
Играют несколько человек. Водящий обращается к кому-либо, кому бросает в руки мяч: «Назови шестое» - и перечисляет, например, пять видов транспорта (или дорожных знаков и т. п.). Тот, кого попросили продолжить перечень, должен поймать мяч и быстро добавить еще одно название, не повторяя перечисленного прежде. Если слова последуют тотчас, отвечающий сам начинает задавать вопросы, если нет - водящий остается прежний.
Игра «Найди жезл»
Воспитатель до начала игры прячет жезл для регулирования дорожного движения на виду. Играющие стоят в шеренге или колонне по одному.
По сигналу воспитателя играющие двигаются в колонне по одному, и каждый старается первым заметить спрятанный предмет. Играющий, увидевший предмет первым, ставит руки на пояс и продолжает ходьбу, не показывая другим, где находится спрятанный предмет. Воспитатель, чтобы убедиться в том, что игрок действительно нашел предмет, может к нему подойти и тихонько спросить. Игра заканчивается, когда все или большая часть играющих нашли предмет.
Играющий, заметив спрятанный предмет, не должен останавливаться, замедлять движение, касаться или каким-либо другим способом указывать другим игрокам место нахождения спрятанного предмета.
Игра «Найди пару»
Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг. Усложнения: каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожных знак.
Игра «Необычный дорожный знак»
В этой игре детям предлагается придумать необычный дорожный знак.
Нужно выбрать какой-нибудь из предметов окружающего мира и попробовать перенести его свойства на дорожный знак. При этом возможны самые фантастические, самые невероятные варианты. Педагог предлагает детям задумать какой-нибудь предмет живой или неживой природы (кошка, дерево, цветок, дом, и др.). Педагог спрашивает: «Может ли необычный дорожный знак чем-то напоминать кошку?» Дети отвечают: «Может!»
Игра «Огни светофора»
На светофоре - красный свет! Опасен путь - прохода нет! А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди - свободен путь - переходи.
В игре все дети - «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все дети выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете - все замирают на месте. Допустивший ошибку - выбывает из игры.
Когда переходишь улицу - следи за сигналами светофора.
Игра «Паутинка»
Дети сидят в кругу. У водящего - регулировщика дорожного движения в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из детей, называя причину несчастных случаев на дорогах: «Саша, ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара опасна», Саша держит нитку, а клубок бросает дальше: «Сергей! Неожиданный выход из-за стоящей машины может привести к несчастному случаю», Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше: «Оля! Игры детей на проезжей части очень опасны».
Когда все дети примут участие в игре, у них в руках получилась «паутинка» и длинный рассказ о причинах несчастных случаев на дорогах.
Игра «Поездка в Москву»
Для игры нужны стулья - одним меньше числа играющих. Стулья ставятся плотно по кругу, один возле другого, сиденьями наружу. Каждый из играющих занимает свободное место. Водящий стула не имеет. Он идет вокруг играющих, держа в руке флажок, и говорит: «Я еду в Москву, приглашаю желающих». Все ребята один за другим присоединяются к нему. Водящий говорит: «В Москву мы едем автобусом (поездом, самолетом)», - и одновременно ускоряет шаг. «Автобус набирает скорость»,- продолжает водящий и переходит на бег. «Москва уже совсем близко»,- объявляет он (бег замедляется). «Внимание, остановка!» - неожиданно раздается команда водящего. По этой команде все бегут к стульям. Каждый старается занять любое свободное место. Водящий тоже старается занять место. Тот, кто остается без стула, становится водящим, получает флажок и повторяет игру. Водящий может увести учеников в сторону от стульев, повести их через зал и т.п. и подать команду «Посадка!» неожиданно в любом месте.
Игра «Перекресток»
Ведущий встает в центре перекрестка - это светофор. Дети делятся на две группы - пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры. Побеждают те, у кого не будет ошибок.
Игра «Поиски жезла»
Два стула ставят на расстоянии 8-10 м один от другого и на каждый кладут по жезлу. Возле стульев становятся играющие, повернувшись лицом друг к другу. Им завязывают глаза. По сигналу воспитателя каждый из них должен пойти вперед, обойти стул своего товарища и, вернувшись обратно, найти свой жезл и постучать им о стул. Выигрывает тот, кто выполнит это раньше.
Игра «Разные машины»
Ведущий-регулировщик дорожного движения восклицает: «Грузовые машины!» - и грузовые машины быстро едут к своей черте. А легковые машины, пускаются за ними, стараясь осалить. Ведущий запоминает (или кто-то отмечает) число осаленных. Наступает черед легковых машин ехать к своей дороге. И среди них будут неудачники, которых настигли грузовые машины. И так несколько раз. Ведущий не обязательно вызывает команды строго по очереди - интереснее будет, если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лишь, чтобы общее число выездов у грузовых и легковых машин в конце концов вышло одинаковым. Чтобы создать побольше напряжения в игре, имена команд стоит произносить по слогам. Вот звучит: «Ма-ши-ны лег-ко...»
Игра «Регулировщик»
Во время ходьбы в колонне по одному, воспитатель (он идет первым) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного - руки на пояс. Это движение - запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое.
Физкультминутка
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи!
(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
Игра «Собери светофор»
Командам вручается жезл и объясняется задание: каждый участник команды должен участвовать в сборке светофора из прямоугольников. Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку светофора. В двух коробках находятся по семь серых прямоугольников и по одному цветному: красный, желтый и зеленый. По сигналу участники команд подбегают к коробкам, вынимают из коробок прямоугольники, возвращаются на место, передавая жезл следующему, каждый следующий участник берет из коробки другой прямоугольник, продолжая сборку светофора. Прямоугольники кладут один на другой в следующей последовательности: серый, серый, красный, серый, желтый, серый, зеленый, серый, серый, серый.
Игра «Светофор»
Поле ограничено с 4 сторон (зависит от количества игроков), наподобие пешеходной дорожки, выбегать за пределы которой нельзя. Водящий в центре игрового поля, отвернувшись, назначает цвет, те игроки у которых данный цвет имеется на одежде спокойно переходят, остальные - «нарушители» должны перебежать через «дорогу», осаленный «нарушитель» становится водящим.
Игра «Сигналы светофора»
Две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от воспитателя. В руках у воспитателя светофор - два картонных кружка, одна сторона которых желтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная и зеленая).
Воспитатель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить ее только в установленных местах, где надпись «переход», сначала оглядываться налево, потом направо, чтобы убедиться, что нет близко машин, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться... (опасно).
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь... (открыт).
Желтый свет - предупрежденье -
Жди сигнала для... (движенья).
Затем воспитатель объясняет правила игры:
- Когда я покажу зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги), когда желтый - хлопают в ладоши, а когда красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад. Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.
Игра «Сдаем на права шофера»
В игре участвуют 5-7 человек: автоинспектор и водители. Играющие выбирают водящего (автоинспектора). Ему даются дорожные знаки (из набора «Настенные дорожные знаки»), на обратной стороне знака написано его значение. Автоинспектор показывает дорожные знаки (знакомые детям), поочередно меняя их, а водители объясняют значение знаков. За правильный ответ они получают очко (выдается цветной жетон, кусочек картона). В конце игры подсчитывается, кто из водителей получил большее количество жетонов. Ему присуждается звание шофера I класса, другим соответственно шофера II и III класса.
Игрок, занявший первое место, становится автоинспектором.
Игра повторяется.
Игра «Собери картинку»
От каждой команды («Светофор», «Автомобиль», «Пешеход» или др.) при помощи считалки выбирается игрок для участия в игре. Необходимо собрать разбросанные на дороге части картинки, чтобы получилась картинка с тем же изображением, что и название команды.
Игра «Такси»
Группа детей делится на пары. Каждая пара («Такси») стоит внутри одного обруча («Такси»). Каждый ребенок держит свою половинку круга (обычно на уровне талии или плеч).
Дети бегают, стоя внутри обручей, пока играет музыка. Двое детей должны двигаться с одинаковой скоростью и в одном направлении. Каждый раз, когда музыка останавливается, дети из двух разных обручей объединяются вместе. Игра продолжается до тех пор, пока максимальное количество детей не поместится внутри обручей (до 6-8 человек).
"Цветные автомобили"
По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.
"Машины"
Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу.
Воробушки и автомобиль
Цель: Приучить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
"Трамвай"
Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.
"Светофор"
Две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от руководителя. В руках у воспитателя светофор - два картонных кружка, одна сторона которых жёлтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная или зелёная).
Воспитатель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить её только в установленных местах, где надпись "переход", сначала оглядываться налево, чтобы убедиться, что нет близко машины, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.
Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться…..(опасно).
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь……(открыт)".
Жёлтый свет - предупрежденье -
Жди сигнала для….(движенья).
Затем руководитель объясняет правила игры:
- Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги), когда жёлтый - хлопают в ладоши, а когда красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делают шаг назад.
Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.
"Мы юные автомобилисты"
Инспектор ГИБДД (воспитатель), проверив знания детей правил дорожного движения, вручает каждому из них водительское удостоверение.
Получив права автомобилиста, дети старших и подготовительных групп двигаются по игровой площадке, соблюдая правила дорожного движения:
1. Придерживаться правостороннего движения
2. Правильно реагировать на сигналы светофора
3. Пропускать пешеходов (детей младшей группы с педагогом)
"Стоп"
Участники игры двигаются в соответствии со словами и цветовыми сигналами ведущего: "Дружно шагай" - зелёный кружок,
"Смотри, не зевай" - жёлтый кружок,
"Стоп!" - красный кружок.
Юлия Макарова
Дидактические игры по ПДД
Дидактическая игра по правилам дорожного движения
Игра «Теремок»
Цель : Учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для пешехода, водителей автотранспорта и велосипедистов. Воспитывать внимание, ориентировку в пространстве.
Материал : Сказочный домик «Теремок» с вырезанным окошком, картонная полоска с изображенными на ней дорожными знаками. (Предупреждающие знаки : железнодорожный переезд, дети, пешеходный переход, опасный поворот. Предписывающие знаки : прямо, направо, налево, круговое движение, пешеходная дорожка. Информационные знаки и знаки особых предписаний : место стоянки, пешеходный переход, телефон.)
Ход игры
Полоску перемещают (сверху вниз или слева направо, в окошке поочередно появляются дорожные знаки). Дети называют знаки, объясняют их значение.
Дидактическая игра «Автошкола»
Цель : Закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков. Упражнять в ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость, находчивость, умение помогать товарищу.
Материал : Двойной лист картона : на левом листе наклеены картинки с изображением различных дорожных ситуаций, на правом листе написаны правила.
Ход игры
Дети рассматривают картинки с изображением различных дорожных ситуаций. Они должны объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить поведение пешеходов, детей у светофора, необходимость нужного дорожного знака.
Дидактическая игра «Узнай знак»
Цель : Закрепление знаний детей о дорожных знаках.
Материал : 2 картонных диска, соединенных в центре винтом. На нижнем круге вдоль края приклеены обозначения дорожных знаков. На внешнем круге у края вырезается окошко по размеру чуть больше дорожных знаков. Вращая диск, ребенок находит нужный знак.
Ход игры
Детям показывают картинку, изображающую ситуацию на дороге. Они должны найти дорожный знак, который здесь необходимо поставить.
Дидактическая игра «На остановке»
Цель : Закреплять знания детей о том, как следует обходить разные виды транспорта. Знакомить с наиболее типичными дорожно-транспортными ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов.
Материал : Картинки, изображающие различные ситуации с участием пешеходов, дорожные знаки, светофор.
Ход игры
Дети должны рассмотреть и объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить поведение пешеходов, пассажиров, водителей; объяснить необходимость установки нужного дорожного знака.
Игра «Пешеходы и водители»
(игра предназначена для детей от 5 до 6 лет)
Цель : Учить детей правильно переходить улицу, соблюдая ПДД, развивать внимание.
Материал : Таблички с видами транспорта.
Ход игры
Дети делятся на 2 группы - «пешеходы» и «водители» . Каждому из «водителей» выдаются таблички с видами транспорта : велосипед, мотоцикл, грузовые машины, легковые машины, автобус, указываются маршруты движения для водителей и пешеходов.
По команде «Движение!» «улица» оживает, по проезжей части двигается транспорт, по тротуарам, переходам идут «пешеходы» .
«Водители» должны соблюдать ПДД, чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы должны правильно переходить улицу.
В конце игры учитываются :
1. правильность ходьбы по тротуарам;
2. правильность перехода улиц;
3. понимание сигналов светофора;
4. правильность перехода при высадке из общественного транспорта.
Дидактическая игра «Светофор»
(для детей дошкольного возраста)
Цель : Учить различать сигналы светофора, закреплять правила пешеходов, развивать внимание, быстроту, ориентирование в пространстве.
Материал : Фишки (красного, зеленого цветов) по одной на каждого ребенка, флажки (1 красный, 1 желтый, 1 зеленый) .
Ход игры
Педагог :
Заучи закон простой :
Красный свет зажегся.
Дети отвечают : «Стой!» и показывают красную фишку.
Педагог :
Желтый скажет пешеходу :
Приготовься к.
Дети отвечают : «К переходу» и показывают желтую фишку.
Педагог :
А зеленый впереди-
Говорит он всем.
Дети отвечают : «Иди» и показывают зеленую фишку.
Появляется «Светофор» - помощник педагога, одетый в костюм светофора, - поводит игру «Будь внимателен» .
Правила игры : «Светофор поднимает зеленый флажок - дети маршируют по кругу, красный - стоят на месте, желтый - маршируют на месте.
Дидактическая игра «Играй да смекай»
Задачи : развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Правила : изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот , кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие загадки в стихах.
В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры - лото . Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожный знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.
Эй, водитель осторожно! Здесь дорожные работы-
Ехать быстро невозможно. Ни проехать, ни пройти.
Знают люди все на свете- Это место пешеходу
В этом месте ходят дети! (знак «Дети» ) Лучше просто обойти.
(знак «Дорожные работы» )
Никогда не подведет Этой зебры на дороге
Нас подземный переход : Я нисколько не боюсь
Дорога пешеходная Если все вокруг в порядке,
В нем всегда свободная. По полоскам в путь пущусь.
(знак «Подземный переход» ) (знак «Пешеходный переход» )
У него два колеса и седло на раме
Две педали есть в низу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
(знак «Велосипедное движение запрещено» )
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(знак «Пункт первой медицинской помощи» )
Дидактическая игра «Подумай - отгадай»
Задачи : активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила : необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот ,кто получил больше фишек за правильные ответы.
Воспитатель : я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, тот получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.
Вопросы :
Сколь колес у легкового автомобиля? (4)
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
Кто ходит по тротуару? (пешеход)
Кто управляет автомобилем? (водитель)
Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)
Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)
По какой стороне проезжей части движется транспорт? (по правой)
Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил ПДД? (авария или ДТП)
Какой свет верхний на светофоре? (красный)
Что держит в руке инспектор ГИБДД? (жезл)
Дидактическая игра «Мы - водители»
Задачи : помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков, видеть ее основные качества - образность, краткость, обобщенность; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.
Правила : придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получит фишку - зеленый кружок. Выигрывает тот , кто наберет большее количество кружков.
Материалы :
1) карточки с дорожными знаками по сериям : дорога идет в мед. Пункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. - 6 вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта - 6 вариантов) ; сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов) ; запрещающие знаки (6 вариантов) ;
2) кусок мела, если разветвленная дорога чертится, или полоска бумаги, изображающие такие дороги;
3) маленькая машина или автобус;
4) зеленые фишки -30 штук.
Дидактическая игра «Веселый жезл»
Задачи : обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
Правила : слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда , которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.
Воспитатель делит детей не две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила .
Воспитатель : тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повториться.
Жезл переходит из одной команды в другую. Дети называют правила.
Дата публикации
Создано 29.09.2015
Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения
В примерных образовательных программах дошкольного образования в разделе «Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира» образовательной области «Безопасность» предлагается давать детям определенные знания, используя разнообразные формы педагогической работы, включая и подвижные игры.
Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности детей. В игровой деятельности они приобретают практический опыт культуры общения: у них развивается познавательная активность, формируются коммуникативные способности и навыки словесного общения. Организуя подвижные игры, у ребенка развивается стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций, оказывает влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, его ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе.
В процессе подвижных игр формируются двигательные умения и навыки, развиваются ориентировка в пространстве, физические качества, приобретается свобода в движениях.
В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно и подчас неожиданно меняющихся условиях, наилучшим образом реагировать на них. Игра приучает ребёнка при взаимодействии со сверстниками в коллективе подчинять свои интересы интересам окружающих.
Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы. Смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов и быстроте реакции и нестандартным действиям. Подвижные игры приучают мыслить экономно, мгновенно реагировать на действия партнёров, развивают внутреннюю речь и логику.
В этих играх закрепляются знания правил дорожного движения, расширяются знания детей о транспортных средствах, светофоре и значении его сигналов; прививаются умения и навыки правильного поведения на улице; развивается интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту; формируется уважение к труду водителей транспортных средств, сотрудников ГИБДД.
Ниже предлагаются подвижные игры, направленные на закрепление знаний правил дорожного движения у детей дошкольного возраста
Подвижные игры для детей младшей группы
«Трамвай»
Цель. Закрепить знание сигналов светофора; выработать навыки совместного труда; развивать внимательность.
Ход игры. Дети становятся в колонну по двое (парами) и берутся по обе стороны за шнур. Один ребёнок держится правой рукой, другой - левой. Когда ведущий поднимает флажок зеленого цвета, дети выполняют ходьбу или бег вперед. Если ведущий поднимает желтый флажок, движение замедляется. На красный флажок дети останавливаются.
«Автомобили»
Цель. Закреплять знание о видах транспорт а; развивать ориентировку в пространстве, ходьбу и бег врассыпную, быстроту.
Ход игры. Играющим дают обручи – рули автомобилей. Дети передвигаются шагом и бегом в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, и при этом вращают руль. Усложнение. Добавить правило - двигаться только при поднятом зеленом флажке, с появлением красного останавливаться
«Птицы и автомобиль»
Цель. Обучать ритмичным движениям под музыку; научить остерегаться движущихся машин.
Ход игры. « Дети – птички» летают» по залу (площадке), взмахивают руками – крыльями.
Воспитатель.
Прилетели птички,
Птички - невелички.
Всё летели, всё летели,
Крыльями махали.
На дорожку прилетели,
Зернышки клевали.
Дети присаживаются, постукивая пальцами по коленям. Воспитатель берёт в руки игрушечный автомобиль.
Воспитатель.
Автомобиль по улице бежит,
Пыхтит, спешит, в рожок трубит.
Тра-та-та, берегись, берегись!
Тра-та-та, берегись посторонись!
Дети-птички бегут от автомобиля в обозначенное место.
«Красный, желтый, зеленый»
Цель.
Ход игры. Дети под музыку либо останавливаются (при показе красной карточки), либо приседают (при показе желтой), либо совершают движения в одном направлении (при показе зеленой карточки).
«Бегущий светофор»
Цель. У чить следовать сигналам светофора; развивать внимательность, выдержку.
Ход игры. Дети ходят врассыпную по залу (площадке). У ведущего (взрослого) – в руках три флажка (красного, желтого и зеленого цвета). Время от времени он поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться по залу (площадке); если желтый – прыгают на месте; если красный – останавливаются там, где их застал сигнал.
«Веселые машинки»
Цель. Учить реагировать на сигнал.
Ход игры. Игроки – «машинки»находятся на площадке. Каждый игрок держит в руках обруч – «руль». По команде «Машинки, в гараж!» дети разбегаются по площадке и «рулят» обручем. По команде «Машинки», в гараж!» кладут обруч на пол, становятся в него.
Подвижные игры для детей средней группы
«Островок безопасности»
Цель. Закреплять знание сигналов светофора; развивать внимательность и умение действовать по сигналу.
Ход игры. Дети совершают различные движения под музыку. Когда музыка останавливается, они должны быстро занять «островок безопасности», начерченный (или выложенный из шнуров) в центре зала (площадке).
«Веселый трамвайчик»
Цель. Закреплять представления о транспорте.
Ход игры.
Воспитатель.
Мы веселые трамвайчики,
Мы не прыгаем, как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно.
Эй, садись к нам, кому нужно!
Дети делятся на две команды: одна - трамвайчики, водитель трамвая держит в руках обруч; вторая – пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает место в обруче. Конечная остановка – на противоположенной стороне зала.
«Цветные автомобили»
Цель. Развивать внимательность; учить выполнять правильные действия на разные сигналы светофора.
Ход игры. Дети (автомобили) размещаются на одном краю площадки. Каждому дается флажок какого-либо цвета. Ведущий стоит в центре площадки лицом к детям. Держит в руке цветные флажки. Поднимает флажок, и те «автомобили», у кого флажок такого же цвета, начинают двигаться. Можно гудеть, подражая автомобилям. Если ведущий опускает флажок, то дети - автомобили отправляются в гараж. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Ведущий может одновременно поднять все флажки, и тогда все автомобили двигаются; тем самым игра усложняется. В начале игры можно цвет озвучить: «Выезжают зеленые автомобили», «Красные возвращаются в гараж»
«Зажги светофор»
Цель. Закреплять знание сигналов светофора, навыки передачи мяча; обучать действовать в командной игре.
Ход игры. Дети стоят в колоннах. Первый играющий – капитан. Он получает три воздушных шара (или мячей) красного, желтого, зеленого цвета, по сигналу передает их по одному членам команды. Когда шар дойдет до последнего игрока, тот поднимает его вверх – зажжен первый, красный сигнал. Капитан может передавать следующий шар. Выигрывает команда, которая быстрее «зажжет» все три сигнала.
«Передай жезл»
Цель. Закреплять знание правил дорожного движения; развивать координацию движений.
Ход игры. Дети выстраиваются в круг.Жезл регулировщика передается игроку слева.
Обязательное условие: принять жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идет под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак). Замешкавшийся или неверно назвавший правило либо знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.
«Будь внимательным»
Цель. Закреплять умение действовать посигналу, знание правил дорожного движения.
Ход игры. Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения (воспитателя). По сигналу «Светофор!» стоят на месте; по сигналу «Переход!» шагают; по сигналу «Автомобиль»! бегают врассыпную по залу.
Подвижные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп
«Разные машины»
Цель. Объяснить значение жестов регулировщика; развивать сноровку и внимательность.
Ход игры. Дети делятся на две команды: «грузовые машины» и «Легковые машины». Ведущий – регулировщик дорожного движения – восклицает: «грузовые машины!», и те быстро «едут» к своей черте. А легковые машины пускаются за ними, стараясь осалить. Наступает черед легковых машин ехать к своей черте, И так несколько раз подряд. Важно, чтобы число выездов у грузовых и легковых машин в конце игры вышло одинаково.
«К своим знакам»
Цель. Закреплять знание знаков дорожного движения.
Ход игры. Играющие делятся на две группы по пять-семь человек, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий с каким-нибудь дорожным знаком, объясняя его значение. Звучит музыка, дети расходятся по площадке. Водящие меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.
"Сигналы светофора"
Цель. Закреплять знание сигналов светофора, умение работать в команде.
Ход игры. На площадке от старта до финиша расставлены стойки. Играющие встают в колонны друг за другом цепочкой у стойки старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего мешочек с шариками (мячиками) красного, желтого, зеленого цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шарику. Если капитан достал красный или желтый шарик, команда стоит на месте; если зеленый – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придет к финишу, та и выиграла.
«Зебра»
Цель. Закреплять знание правил поведения на пешеходном переходе, умение играть в команде.
Ход игры. Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздается по полоске белого картона. Первый кладет на пол полоску («зебра»), встает на нее и возвращается к команде. Второй шагает строго по полоске, кладет свою «ступеньку» и возвращается обратно. Последний участник шагает по полоскам, а возвращаясь, собирает их.
«Автобусы»
Цель. Закреплять знание правил дорожного движения; развивать умение взаимодействовать в команде.
Ход игры. Дети делятся на команды. Первый игрок – «водитель», остальные – «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По сигналу «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они проделывают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок - «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.
«Поездка в Москву»
Цель. Закреплять знание названий видов транспорта; развивать ловкость, быстроту реакции.
Ход игры. Для игры нужны обручи – одним меньше числа играю. Обручи раскладываются по кругу, один возле другого. Каждый занимает свободное место. У водящего обруча нет. Он идет вокруг играющих, держа в руке флажок, и говорит: «Я еду в Москву, приглашаю всех желающих». Все один за другим присоединяются к нему. Водящий продолжает: «В Москву мы едем автобусом (поездом, самолетом)» - и одновременно ускоряет шаг. «Автобус набирает скорость» - водящий переходит на бег. «Москва уже совсем близко», - объявляет он (Бег замедляется). «Внимание, остановка!» - раздаётся команда: все бегут к обручам. Каждый старается занять любое свободное место. Водящий тоже старается занять место. Тот, кто остается без обруча, становится водящим, получает флажок и повторяет игру. Водящий может увести играющих в сторону от обручей, повести их через зал и т. п. и подать команду «Посадка!» неожиданно в любом месте.
Инструктор по физической культуре Касимова Д.А.