95 лет назад был зверски уничтожен фаворит царской семьи, предупреждавший Николая II: «Пока я жив, жива и династия»
Изменить размер текста:
A AВ ночь с 29 на 30 декабря 1916 года был убит Григорий Распутин , простой неграмотный русский мужик, сумевший стать близким другом царской семьи. Как ему это удалось? В чем был главный талант Распутина? Были ли у него близкие отношения с императрицей Александрой Федоровной, на чем строили компромат против трона большевики?Мы беседуем с руководителем Центра истории и религии Церкви Института российской истории РАН, академиком РАЕН, доктором исторических наук Владимиром ЛАВРОВЫМ .
МОДА НА МАГИЮ
- Владимир Михайлович, известна ли сегодня историкам вся правда о Григории Распутине?
Далеко не вся. Больше домыслов, чем достоверных сведений. Подлинники многих документов не сохранились или специально уничтожены. Скажем, донесения филеров. Есть только копии, общие сводки и выписки, которым нельзя доверять в полной мере. Имеется полицейское донесение подполковника Семенова из Москвы . Но откуда он что узнал - не указано.
Описывается пребывание Распутина в ресторане «Яр» и якобы его оргия в марте 1915 года. При этом не опрошены ни посетители ресторана, ни артисты, ни люди, пришедшие с Распутиным. Или в донесении филера сказано, что неизвестная женщина непродолжительное время находилась на Гороховой, 64, где Распутин жил в Петербурге . Больше ничего филер не видел. Зачем приходила - никто не знает. Возможно, за помощью в болезни. Но иные писатели и режиссеры берутся смаковать, что там происходило, будто они под кроватью находились. Еще замечательный царский врач Боткин заметил: «Если бы не было Распутина, то противники Царской Семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из [фрейлины] Вырубовой , не будь Вырубовой, из меня, из кого хочешь».
- Почему?
Во время смены эпох и сопутствующей этому смуты в умах всегда появляются разного рода Кашпировские . И в начале ХХ века был запрос на такие фигуры. Черногорская принцесса, великая княгиня Милица Николаевна принимала у себя различных магов, экстрасенсов, как сейчас мы говорим, в числе которых оказался такой неординарный самородок – Григорий Распутин. И через Милицу он попал к императрице.
Но таких чародеев наверняка тогда было огромное количество, почему именно Распутин стал самым приближенным? В чем его уникальность?
Распутин в юности был больным человеком. Его каждую весну мучали бессонницы по 40 дней подряд. Он страдал ночным недержанием мочи. Над ним смеялись, а он тяжело переживал. Молился в Верхотурском Никольском монастыре. И ему пришло исцеление. Лично соприкоснувшись с чудом, он стал глубоко верующим человеком, перестал пить, курить и есть мясо, стал ходить пешком тысячи верст по святым местам. Побывал в Иерусалиме , у Гроба Господня, на Афоне . Он был принят известными иерархами Церкви, в том числе будущим патриархом Сергием. О богословски сложных вещах он мог говорить по-крестьянски просто, образно и убедительно. Это подкупало. По воспоминаниям самых разных людей, Распутин производил впечатление умного человека. И первые годы в Петербурге он держался очень скромно. Император Николай II впервые увидел Распутина 1 ноября 1905 года и записал в дневнике о нем: «Человек Божий».
О ЧУДЕСАХ
- Благодаря чему Распутин умел так сильно воздействовать на людей? Был ли он гипнотизером?
Он обладал подобными способностями. Все, кому довелось встречаться с Распутиным, обращали внимание на его пронзительные, очень внимательные глаза, которые будто прощупывали человека. После Февральской революции Временным правительством была создана Чрезвычайная следственная комиссия, которая допрашивала о Распутине многих людей. И следователи были настроены очень негативно по отношению к этому царскому фавориту. Однако допрошенные свидетельствовали: действительно исцелял, и далеко не только царевича Алексея. Григорий Ефимович молился о здравии. В январе 1915-го Вырубова попала в железнодорожную катастрофу, у нее были многочисленные переломы и тяжелая травма черепа. Вызвали ее родителей, чтобы они могли проститься. А по просьбе царицы к умирающей позвали Распутина. Он подошел и сказал: «Аннушка, открой глаза». И она открыла!
А была без сознания. Что это? Кстати, когда в 1907 году царица собралась выдать Вырубову (урожденную Танееву ) замуж за одного лейтенанта, то спросила у Распутина о будущем этого союза. Он ответил: замуж выйдет, счастлива не будет. Брак вскоре распался.
- Но было много разговоров, что у Распутина с Вырубовой роман.
Не только разговоров, но и статеек о ней как «подстилке Распутина». А после Февральского переворота Вырубову арестовали, революционный караул глумился над ней. И она в заключении потребовала медицинского освидетельствования. И к удивлению общества, оно показало, что Вырубова девственница.
- Несмотря на то, что брак у нее был.
Муж оказался импотентом с неуравновешенным характером.
ИМПЕРАТРИЦА И ФАВОРИТ
Но ведь ходили слухи о связи самой императрицы с Распутиным. Он и сам в разговорах вроде как называл ее «Сашкой». Что это?
Конечно, никаких любовных отношений между ними не было. Почитайте письма Николая II и Александры Федоровны друг к другу. Им Господь даровал удивительную и глубокую любовь. У обычных смертных она с годами зачастую угасает, а они нежно, до последнего вздоха любили и берегли друг друга. А Распутин помогал больному гемофилией царевичу Алексею. Ребенку становилось плохо - посылали за Распутиным. Был случай, когда царевич ударился и началось сильное внутренне кровотечение. Врачи приготовили царицу к худшему… Да и Распутин уехал в Сибирь . Но царица шлет ему телеграмму. Приходит ответ: «Я молился, все будет хорошо».
Прочитав его, царица вышла к консилиуму врачей в улучшившемся доброжелательном настроении. И врачи подумали, что она, мягко говоря, не адекватна. Но на следующий день мальчику стало значительно лучше. Именно такой помощью объясняется влияние Распутина на царицу. Другое дело, что почти неграмотный мужик, оказавшись вхож в царские покои, не выдержал такого жизненного испытания. Он стал рассказывать о своем влиянии на императрицу, причем и сам преувеличивал, и в пересказах все значительно утрировалось. У искренне верующего царя было много недоброжелателей, но их сдерживали карьеристские устремления. Легче было плохо отзываться о царице. Еще легче - о мужике Распутине. Клеймили мужика, а целились в царицу с царем. Причем много выдумок публиковали как в либеральных, так и в монархических, православных газетах. Образованное общество жаждало сенсаций, невероятных и эротических.
- А почему царская семья не могла рассказать правду, что старец помогает больному ребенку?
Это была государственная тайна – страшная болезнь наследника. Даже от бабушки, матери Николая II, от Марии Федоровны пытались скрыть. Об этом знали очень немногие. И князья возмущались, что им не просто попасть в царский дворец, а какого-то мужика там привечают. Аристократическая элита была очень недоброжелательной даже по отношению к таким выдающимся государственным деятелям, как премьер-министры Витте и Столыпин . Как их смешивали с грязью! А тут какой-то крестьянин.
ПЬЯНЫЕ ОРГИИ
В кинематографе, в поп-музыке педалируется тема невероятных оргий Распутина. Группа «Бони М» даже прославилась знаменитой песнью про «секс-машину Распутин». Были ли эти оргии на самом деле?
Распутин не был безгрешен, в столице и выпивать стал, и женщины у него были. Но больше было полета фантазий на тему распутинского распутства. Была публикация, что в Сибири, в родном селе Покровском, Распутин ходил в баню с семью родовитыми дворянками, которые его там сами мыли. В статье все живописалось. Однако журналист Манасевич-Мануйлов, сочинивший это сидя в Петербурге, не знал, что бань, где могло уместиться столько людей, в Покровском не было. Столыпин очень негативно относился к Распутину и давал задание собирать на него компромат. И что удалось найти по поручению самого премьера? Практически ничего. Когда Столыпин сообщил царю, что в Сибири Распутин как-то ходил в общую баню, Николай II заметил, что у простых людей это принято. Об оргии в ресторане «Яр», о чем мы с вами уже говорили, упомянутый подполковник донес: приехал Распутин в ресторан и прошел в кабинет, куда пригласил певиц, цыганок, которые танцевали, подсаживались к нему, ели и выпивали, и якобы Распутин произнес: «Воображаю, как на меня злилась бы [царица], если бы увидела меня сейчас». Разумеется, воспитанные люди тогда так не говорили о царице. Однако что эта фраза доказывает?
- Но ведь Распутин вмешивался в политику, советовал царю, кого назначать на высокие должности.
По совету Распутина было произведено более 10 назначений на уровне министров, включая министра внутренних дел Протопопова , не удержавшего власть в феврале 1917 года. Однако назначенные не были случайными людьми. И окончательные решения царь принимал сам, за все отвечал сам.
Ведь был воспитан как самодержец. Он и супруге ответил в 1916 году: «Только прошу, не вмешивай Нашего Друга. Ответственность несу я и поэтому я желаю быть свободным в своем выборе». А Александра Федоровна очень доверяла Распутину. В 1915 году даже писала, что «страна, государь которой направляется Божьим Человеком, не может погибнуть» и советовала царю: «Слушайся нашего Друга: верь ему, его сердцу дороги интересы России и твои. Бог не даром его нам послал…» При этом влияние Распутина на Николая II было значительно меньшим, чем на его супругу. И следует отдавать отчет, что у глав государств всегда есть советчики.
КАК УБИВАЛИ
Неужели нельзя было отстранить Распутина от семьи как-то иначе, сослать на каторгу, может, скомпрометировать, но не убивать таким страшным мучительным образом - стрелять, резать, травить, топить?
Жизненная миссия Распутина состояла в спасении русского наследника. Он помогал ему выживать и во многом благодаря Распутину царевич Алексей дожил до 1918 года. Конечно, царская семья за такого помощника держалась. Как его можно было удалить от этой семьи? Только убить. Однако обратим внимание на то, какой была реакция императора Николая II на убийство Распутина. Он никого не наказал. Ну, выдворили убийц из столицы. Преступника князя Юсупова отправили в имение. И многие поняли, что можно делать все, что угодно, даже устраивать заговор с целью государственного переворота - ничего за это не будет. И грянул 1917 год!
- Распутина ведь вначале пробовали отравить, почему не вышло?
Цианистый калий не подействовал. Однако Юсупову этот якобы яд дал известный адвокат и конституционный демократ Маклаков. Он впоследствии в воспоминаниях признался, что обещал цианистый калий, а дал обычный аспирин. Похоже, так и было.
- Есть сведения, что последнюю смертельную пулю в лоб Распутина всадил английский шпион.
В легких Распутина было обнаружено много воды. Так обычно бывает, если человек еще дышит. Значит, в прорубь его сбросили еще живым. Впрочем, много противоречий, нестыковок в деле об убийстве Распутина, не хватает надежных исторических источников, нет даже подлинника медицинского заключения при вскрытии. И получается, что по различным сведениям в него стреляли от 5 до 11 раз. Так поди разбери, кто тут сделал решающий выстрел, хотя похоже на крайне правого националиста Пуришкевича , если верить его воспоминаниям. Сибирский мужик, обладавший удивительными способностями, оказался весьма жизнестойким. Ни выстрелы его не брали, ни колющие предметы (у него была рана в боку).
Распутин говорил: «Меня не будет – царей не будет, России не будет». Так и произошло: династия пережила его всего лишь на пару месяцев - и царь отрекся.
Почему Распутин так сказал? Дар ли это предвидения или хитрость ушлого крестьянина, пытавшегося таким образом обеспечить себе выживание при царе? Но слова сбылись.
- Не раз поднимался вопрос о канонизации Распутина. Что вы об этом думаете?
К Распутину еще при жизни одни относились как к святому, другие - как к антихристу. Таков русский максимализм: или - или. Но, думаю, наиболее объективную оценку дал сам император Николай II: Человек Божий. Уж во всяком случае не дьявол, но и не святой.
Книга Эдварда Радзинского «Распутин: жизнь и смерть», которая вышла в декабре 2000 года, произвела настоящий фурор. Материалы следственного дела Распутина, которые писатель использовал в своем произведении, раскрыли многие тайны, окутывающие загадочного «старца». Радзинский приводит в этой книге выдержки из допросов поклонниц и поклонников Распутина, государственных чиновников, духовных сановников. В последних номерах ушедшего года «ФАКТЫ» опубликовали некоторые главы из книги Эдварда Радзинского. В сегодняшнем номере мы предлагаем вниманию читателей заключительную часть подборки о мужике, без которого сама царица не мыслила своей жизни.
Императрица болезненно реагировала на любое замечание, касающееся Распутина
Феофан, до которого кто-то донес эти слухи, пересказал их монахам в Лавре:
«Обсудив все это, мы решили, что мы монахи, а он человек женатый, и потому только его поведение отличается большей свободой и кажется нам странным Однако слухи о Распутине стали нарастать, и о нем начали говорить, что он ходит в баню с женщинами Подозревать в дурном очень тяжело »
В петербургских банях были «семейные номера», и, разумеется, посещали их не только законные супруги. Аскету Феофану было очень трудно обратиться к Григорию, которого он считал человеком святой жизни, с вопросом о банях! Но Распутин, видно, знал о слухах, распространившихся в Лавре, и начал разговор сам.
Из показаний Феофана: «Помог случай Распутин проговорился, что бывает в бане с женщинами. Мы на это объявили ему прямо, что с точки зрения святых отцов это недопустимо, и он пообещал нам избегать делать этого. Осудить его за разврат мы не решились, ибо знали, что он простой мужик, и читали, что в Олонецкой и Новгородской губернии мужчины моются в бане вместе с женщинами. Причем это свидетельствует не о падении нравов, а о патриархальности уклада и особой его чистоте, ибо ничего не допускают. Кроме того, из жития святых Симеона и Иоанна юродивых видно, что оба они ходили в баню намеренно вместе с женщинами, и что за это их поносили и оскорбляли, а они тем не менее были великими святыми».
Вероятно, о святых Симеоне и Иоанне -- юродивых, ходивших в баню с женщинами, -- заговорил сам Распутин, ибо он и потом часто будет пользоваться этим примером. Ссылаясь на великих святых, которые испытывали свою добродетель, глядя на обнаженное женское тело, «в свое оправдание Распутин объявил, что он хочет испытать себя, не убил ли он в себе страсти».
Но Феофан предупредил Распутина: «На это способны только великие святые, а он, поступая так, находится в самообольщении и стоит на опасном пути».
Однако слухи о подозрительном хождении мужика в баню со светскими дамами продолжались. И вскоре звучали воистину «со всех сторон».
С изумлением услышал об этом друг Царской Семьи Саблин. «До меня начали доходить слухи, что он цинично относится к дамам, например, водит их в баню Сначала слухам я не верил. Казалось невозможным, чтобы какая-то светская дама, кроме, пожалуй, психопатки, могла отдаться такому неопрятному мужику», -- показал Саблин в «Том Деле».
Но поговорить с Государыней об этих слухах он не решился. «Малейшее недоверие, тем более насмешка над ним, болезненно на нее действовали Эту слепую веру ее, как и Государя, я объясняю их безграничной любовью к наследнику.. Они ухватились за веру если наследник жив, то благодаря молитвам Распутина Государю я докладывал: чтобы не дразнить общество, не лучше ли отправить Распутина обратно в Тобольск? Но Государь в силу своего характера давал уклончивые ответы или говорил: «Поговорите об этом с Императрицей». Саблин не знал, что Николай в то время уже имел особое оправдание для Распутина и оттого не придавал значения никаким слухам.
Между тем те же слухи дошли и до друга Распутина -- Сазонова. Процитируем и его показания: «Ввиду дошедших до нас слухов, что Распутин ходит с дамами в баню, я как-то спросил у него Распутин ответил утвердительно и прибавил, что и Государю известно я не вдвоем хожу, а компанией и объяснил, что величайшим грехом он считает гордыню. Светские барыни, несомненно, преисполнены этой гордыни и для того, чтобы сбить эту гордыню, нужно их унизить, заставить их с грязным мужиком пойти в баню Мне, человеку, глубоко знающему народную душу, это показалось понятным, но я попросил Распутина этого более не делать. Он дал мне слово».
Через два года полиция зафиксирует посещение Распутиным семейных бань с женой Сазонова! И придут они туда вдвоем -- без «компании»
К слухам о банях прибавились слухи о Тобольском расследовании. При дворе рассказывали, как Распутин в Сибири основал хлыстовскую секту и тоже водил своих поклонниц в пресловутую баню.
Видимо, поэтому Николай, к негодованию жены, решил пока прервать посещения Распутина. Аликс попросила мужика не гневаться и молиться за них. Он молился, но гневался. Саблин в «Том Деле» рассказывает, как он был у Вырубовой, когда к ней позвонил Распутин, тщетно добиваясь приема: «И с сердцем сказал: «Молиться просят, а принимать боятся».
Аликс решает обелить «Нашего Друга». И придумывает блестящий ход.
В 1917 году в скиту неподалеку от Верхотурского монастыря, где жил отшельником некий старец Макарий, появились следователи Чрезвычайной комиссии. Макарий, известный святой жизнью, с детских лет был пастухом при монастыре. Месяцами он постился, пас свиней и в густом лесу часами простаивал на молитве. Неграмотный, он знал о Христе только по церковным службам, а молитвы выучил с голоса. Но Макарий считался духовником Распутина, оттого в полуразвалившейся келье и состоялся его допрос. Допрашивать было нелегко -- Макарий был косноязычен (впрочем, возможно, он пытался таким образом уклониться отвечать на вопросы).
«Старец» утверждал, что его Бог разрешает ему отвергать церковные каноны
Шестидесятилетний монах показал: «Старца Г. Е. Распутина я узнал лет 12 тому назад, когда я был еще монастырским пастухом. Тогда Распутин приходил в наш монастырь молиться и познакомился со мной Я рассказал ему о скорбях и невзгодах моей жизни, и он мне велел молиться Богу». После чего Макарий постригся в монахи и стал жить отшельником.
«Видимо, Распутин рассказывал обо мне бывшему царю, ибо в монастырь пришли от царя деньги на устройство для меня кельи Кроме того, были присланы деньги для моей поездки в Петербург и я приезжал тогда в Царское Село, разговаривал с царем и его семейством о нашем монастыре и своей жизни в нем. Каких-либо дурных поступков за Распутиным и приезжавшими к нам с ним не заметил».
Вот и все, что смогли выпытать у него о Распутине.
Но Макарий не рассказал следователям, что его вызвали в Царское Село совсем не для того, чтобы рассказывать царям о своей монастырской жизни.
«23 июня 1909 года После чая к нам приехали Феофан, Григорий и Макарий», -- записал в дневнике Николай.
Именно тогда Аликс рассказала всем троим о своей идее. Зная «о сомнении по поводу Распутина», которое появилось у Феофана, она задумала познакомить епископа с Макарием, так почитавшим Распутина, и предложить всем троим вместе съездить на родину «Нашего Друга». Она верила, что эта поездка снова сдружит Феофана с «отцом Григорием», рассеет все его сомнения, и тогда Феофан своим авторитетом сможет прекратить нараставшие (и уже пугавшие царицу) слухи.
В то время Феофан был болен. Но просьба царицы -- закон. «Я пересилил себя и во второй половине июня 1909 года отправился в путь вместе с Распутиным и монахом Верхотурского монастыря Макарием, которого Распутин называл и признавал своим «старцем», -- показал Феофан в «Том Деле».
Так началось это путешествие, которое будет иметь для Феофана самые драматические последствия.
Сначала они отправились в любимый монастырь Распутина -- Верхотурский. Уже в дороге мужик изумил епископа. «Распутин стал вести себя не стесняясь Я раньше думал, что он стал носить дорогие рубашки ради царского двора, но в такой же рубашке он ехал в вагоне, заливая ее едой, и снова надевал такую же дорогую рубашку » Скорее всего, Григорий попросту решил продемонстрировать Феофану милости Аликс -- царицыны рубашки. Но, видимо, кто-то очень настроил епископа против Распутина, и теперь он все воспринимал подозрительно.
Дальше -- больше. Аскет Феофан был изумлен, когда «подъезжая к Верхотурскому монастырю, мы по обычаю паломников постились, чтобы натощак приложиться к святыням. Распутин же заказывал себе пищу и щелкал орехи». Мужик, осознавший свою силу, позволил себе не притворяться. Его Бог -- радостный, он разрешает отвергать унылые каноны церковных установлении.
Все оскорбляло Феофана. «Распутин уверял нас, что он почитает Симеона Верхотурского. Однако когда началась служба в монастыре, он ушел куда-то в город». Покоробил епископа и двухэтажный дом Распутина -- как он отличался от жилища самого Феофана, превращенного им в монашескую келью. Нет, не таким должно быть жилище того, кого столь недавно он почитал
Обстановку дома Распутина мы можем представить совершенно точно по описи его имущества, сделанной после смерти. Первый этаж, где жил он с семьей, обычная крестьянская изба. Но зато второй Тут мужик устроил все по-городскому. Второй этаж предназначался для «дамочек» и гостей, приезжавших из Петербурга. Там он и поселил Феофана. Епископ с негодованием отмечал «мирское»: пианино, граммофон, под который Распутин любил плясать, мягкие обитые плюшем бордовые кресла, диван, письменный стол С потолка свисали люстры, по комнатам стояли «венские» стулья, широкие кровати с пружинными матрацами, кушетка -- так вчерашний полунищий крестьянин осуществил свое представление о городской роскоши. Величественно били двое часов с гирями, в черных деревянных футлярах, и на стене -- еще часы Особенно же возмутил Феофана «большой мягкий ковер на весь пол»,
Показал Распутин епископу и своих последователей -- Арсенова, Распопова и Николая Распутина, «братьев по духовной жизни». Но, как отметил Феофан, «пели они стройно но в общем произвели неприятное впечатление». Широко образованный мистик, хорошо знакомый с ересями, видимо, почувствовал нечто хлыстовское в этих песнопениях
Вероятно, он попытался беседовать об этом с Макарием, но
«Монах Макарий является для меня загадкой. Большей частью он говорит что-то непонятное, но иной раз скажет такое слово, что всю жизнь осветит».
Но Макарий, могущий «всю жизнь осветить», в тот раз явно говорил «что-то непонятное»
Григорий Распутин уверовал в свою безнаказанность, поскольку знал: царица без него зачахнет
Обдумав все увиденное, Феофан заключил, что Распутин «находится не на высоком уровне духовной жизни». На обратном пути он «остановился в Саровском монастыре и просил у Бога и святого Серафима (покровителя Царской Семьи. -- Авт.) помощи для верного решения вопроса: что из себя представляет Распутин». В Петроград епископ вернулся «с убеждением, что Распутин находится на ложном пути».
В столице он держал последний совет со своим другом архимандритом Вениамином. После чего они позвали Распутина в Лавру.
«Когда затем Распутин пришел к нам, мы неожиданно для него обличили его в самонадеянной гордости, в том, что он возомнил о себе больше, чем следует, что он находится в состоянии духовной прелести».
Это было страшное обвинение.
«Нужна особая духовная высота, чтобы пророчествовать и исцелять Когда этого нет, дар становится опасным, человек становится колдуном, впадает в состояние духовной прелести. Теперь он прельщен дьяволом, теперь уже силой Антихриста он творит свои чудеса», -- сказал мне монах в Троице-Сергиевой Лавре.
«Мы объявили ему, что в последний раз требуем от него переменить образ жизни, и что если он сам не сделает этого, то отношения с ним прервем и открыто все объявим и доведем до сведения императора».
Распутин никак не ожидал услышать такое от Феофана. «Он растерялся, расплакался, не стал оправдываться, признал что делал ошибки и согласился по нашему требованию удалиться от мира и подчиняться моим указаниям».
Но это было ни к чему не обязывающее обещание. Мужик знал, что царица никогда не позволит ему «удалиться». И дело не только в исцелении наследника -- она сама зачахнет без него. Мог он предвидеть и дальнейшую судьбу простодушного Феофана, который так и не понял царицу -- он жил в ином Епископ попросил Распутина «никому не говорить о нашем с ним разговоре». Тот обещал. «Радуясь успеху, мы отслужили молебен Но, как оказалось, потом он поехал в Царское Село и все рассказал там в благоприятном для себя и неблагоприятном для нас освещении», -- вспоминал Феофан.
Мужику не надо было ничего придумывать. Достаточно сказать царице правду -- Феофан не верит в его духовную высоту и не хочет, чтобы он был рядом с «царями». И вчерашнему исповеднику Государыни навсегда закрыт путь в Царское Село.
Boney M. Однако старец Гришка Распутин - развратитель царской фамилии и самый смачный персонаж предреволюционных лет российской истории - был не только Russia’s greatest love machine, но и ее greatest drinking machine.
Сын сибирского крестьянина, пьяница и бабник Григорий Новых родился в селе Покровское Тюменского уезда Тобольской губернии в 1864 или в 1865 году. Отец-алкоголик начал спаивать сына с ранних лет, и к 15 годам Гришка пил беспробудно. В молодости он скитался, переходя из монастыря в монастырь, и каждый день принимал количество спиртного, достаточное для ухода в астрал. Пил и развратничал Гришка так, что недоброжелатели окрестили его Распутиным, и этот говорящий псевдоним прилип к нему навсегда. Со временем предаваться пороку в родной глуши ему стало явно скучно. Потому, ухитрившись прослыть человеком со сверхъестественными способностями, Распутин по приглашению Николая II и императрицы Александры Федоровны приехал в столицу и фактически стал личным врачом больного гемофилией цесаревича. Он быстро стал фаворитом, взял в оборот царскую семью и начал диктовать им политические решения. В духовных прозрениях «святому старцу» немало помогал алкоголь, а источником его мистического вдохновения служила обычно не водка, а мадера. Он кутил в ресторанах на тысячи рублей и в то же время строил церковь в родном селе, кормил нищих, молился так, что лоб расшибал, умерщвлял свою плоть, в жару часами стоял в болоте, отдавая себя на съедение мошкам и комарам.
Гришка-развратник был еще более распущенным монстром, чем Гришка-алкоголик. Приверженец теории «не согрешишь - не покаешься», Распутин любил свальный грех - собирал дам высшего света в бане или заказывал сразу с десяток проституток на дом. Э. Радзинский в книге « Распутин » утверждает, что у Гришки было редкое заболевание - двустороннее затвердение члена. Вследствие воспаления его пещеристое тело заросло соединительной тканью и затвердело так, что пенис постоянно находился как бы в состоянии эрекции. Умел болеть, в общем. Да и умер нетривиально: отравленный и раненный из пистолета компанией ненавидевших его дворян, он умудрился добрести до протекавшей поблизости Мойки и захлебнуться в ее ледяных волнах. Воистину - губит людей не пиво...
Гений против употребления
1884-96
Работает половым в трактирах, сильно пьет. Женится. Пропивает свое и чужое имущество, постоянно участвует в драках и гулянках. Портит деревенских девок; односельчане обращаются с ходатайством выслать его куда подальше.
1897
Заделавшись странником, бросает пить и курить, перестает есть мясо и сладости. Начинает пророчествовать. У него появляются последовательницы.
1903-05
Известность Распутина доходит до Петербурга. В качестве исцелителя и провидца Распутин приобретает неограниченное влияние на царя и царицу. Начинается его преследование со стороны церкви. Сутками кутит в ресторане «Вилла Родэ». Однажды побил поклонницу, которая, крича «Ты Бог!», хватала его за член. «Пристает, стерва, - объяснял Распутин, - грешить требует».
1910-11
Укрепление Распутина при дворе. Выступает против войны с Балканами. Предсказывает гибель своего врага Столыпина. Ходят слухи, что Распутин спит с царицей и что он изнасиловал няньку цесаревича. Однажды Распутин со своим почитателем Сазоновым отправились в Нижний Новгород на поезде и пропили все до гроша. Сазонов сказал: «С тобой ездить - живым не вернешься». «Коли в поезд запихнулся, так пей без памяти, покеда не приедешь», - ответил Распутин.
1914-15
Распутина ударили ножом, и в течение нескольких недель он близок к смерти. Придя в себя, узнает, что царь отверг его совет не вступать в войну. Опять спасает от кровотечения царевича. С пьяной компанией посещает ресторан «Яр», достает член и в таком виде ведет разговоры с певичками, раздавая им записки с текстом «люби бескорыстно». На замечание хормейстерши о непристойности такого поведения Распутин ответил, что «всегда так держит себя пред женщинами».
1916
Убит группой дворян, среди которых князь Феликс Юсупов, в ночь на 17 декабря в Юсуповском дворце. Незадолго до смерти написал письмо, где предсказывал, что уже 1 января 1917 года его не будет в живых. Также он предрекал будущее России: если его убьют крестьяне, Россия останется процветающей монархией. Если же его убьют аристократы, в России не останется благородных людей, а царь со своей семьей погибнет в течение двух лет.
Собутыльники
Однажды царь решил ссудить Распутину 40 рублей. Тот закатился в ресторан, где спустил с проститутками сотню. Пьяный ругался: «Сквалыги, не могут человека уважить... Молись тут за них! Чтоб вас всех чирьями закидало...»
Известный журналист, писавший о похождениях Распутина. Распутин спрашивал его по пьяни: «Скважина ты худая, зачем насквозь меня пропечатал?» - «Деньги нужны, а ты - хорошая тэма», - отвечал журналист.
Старец Григорий, как уже много раз было подчеркнуто, ни от кого не скрывался и был доступен для всех. Чтобы оказаться рядом с ним, не надо было ехать за тридевять земель, идти через дремучий лес, претерпевать искушения, превратности долгой дороги. Адрес известен, телефон тоже. Взял и приехал. И приезжали, кто зачем. Кто за духовным советом, как к старцу, кто с болью душевной, кто с болезнью физической (кстати, в этих случаях люди ехали как раз издалека, со всех концов России). А кто дела житейские уладить, выгоду свою получить, а кто просто поглазеть, так, из любопытства или от нечего делать, чтобы развлечься.
Были и такие, кому хотелось увидеть вовсе не Григория Распутина, а кого-то другого, с кем упорно ассоциировала грязная молва имя Григория Ефимовича. Среди таких были в основном женщины (если не считать Феликса Юсупова). Те, кто, испытав в жизни все или почти все, пресытившись обычными и доступными развлечениями, желали получить еще сверх того, нечто такое, что жило только в их больном, непомерно развитом в дурную сторону воображении. Большая часть подобных персон оказалась рядом с Григорием Распутиным не случайно. Их собственное нездоровое любопытство служило лишь поводом и одновременно оружием в руках тех, чью волю они исполняли. Именно так: женщины, среди которых были и «скучающие», и «любопытные», и «легкого поведения», были посланы к нему с определенной целью – создать порочный образ Распутина, собрать на него компромат, держать на крючке, чтобы в любой момент использовать дискредитирующие его «факты» для удара по Распутину и по Царскому трону.
Кстати, именно эти мотивы: любопытство и скрытая цель, преобладали в душе князя Феликса Юсупова. Странно, но именно его пример дает ключ к пониманию поведения многих женщин из окружения Григория Ефимовича. Их деятельность по дискредитации старца Григория можно уподобить моральному убийству. Но ключевым звеном в этой схеме были не сами женщины, а те легковерные души, кто с легкостью готов был подхватить все, что предлагалось им в виде «проверенных слухов», «донесений агентов», «рассказов очевидцев», «свидетельств потерпевших».
Но что же делали эти «скучающие» особы из окружения Распутина? Они создавали ситуации, те ситуации, которые при желании можно было трактовать как угодно, и которые давали богатую пищу для больного воображения обывателя. Им это сделать было не сложно. Они жили в полуреальном, фантасмагорическом мире несбывшихся грез, умерших надежд, неврастенических состояний, граничащих с шизофренией. Жуковская, Джанумова, Теффи – представители не просто столичной интеллигенции, но творческой элиты, богемы. Важно было не то, что с ними происходило в реальности, а то, как это трансформировалось в их мозгу, и что было на выходе, когда они снабжали своими впечатлениями газетных репортеров, а те борзо переносили все на бумагу, которая, как известно, все стерпит.
Что же было на входе? Как мы уже сказали, была ситуация, скажем так, было нормальное, естественное, продиктованное обстоятельствами поведение (со стороны Григория Ефимовича, конечно), вполне объяснимое и понятное с точки зрения здоровой человеческой психики, ничего общего не имеющего с отвратительным, грязным, похабным продуктом, который произвели на свет больные головы «скучающих» особ. Как можно было вести себя с женщинами, которые сами искали приключений, или готовы были торговать собой ради каких-то жизненных выгод, или искали необыкновенных, еще не изведанных ими ощущений, а, кроме того, получали за это хороший гонорар, как осведомители? Соответствующим образом и вести себя следовало – макать их носом в грязь, сажать в лужу, в свои же собственные испражнения, как щенков. Вам противно, неприятно? Вам больно, стыдно, наконец? Но так не делайте больше этого, не поступайте так никогда, не занимайтесь богопротивным искательством, отвратитесь от этого погибельного пути, будьте целомудренны и добродетельны, как и подобает быть добропорядочным женщинам, тем более, христианкам!
При этом Григорий Ефимович никогда не переступал границу дозволенного в его положении. Вот почему знаменитый исследователь в области сексуальных домогательств – Эдвард Радзинский с удивлением должен был констатировать, что ни одна из женщин, подозреваемых в порочной связи, не призналась в этом на допросах. И эти дамы, и сам Радзинский, ошеломлены были тем, что Григорий Распутин всегда оставался бесстрастным сибирским странником со спокойным, добрым, внимательным и проницательным взглядом, под которым им становилось невыразимо стыдно, вся их низость и пошлость становилась прозрачной и отвратительной для них же самих.
Что же дальше? Кто-то смирялся, и, получив добрый урок на всю жизнь, исчезал бесследно. А кто-то, чье уязвленное самолюбие и гордость не могли примириться с поражением, продолжал мстительную игру, в которой ставка была не только репутация, но и жизнь Григория Распутина.
Кстати из воспоминаний Анны Александровны Танеевой (Вырубовой), Юлии Александровны фон Дэн, и, главным образом, Матрены Григорьевны Соловьевой-Распутиной следует, что к вопросу взаимоотношения полов Григорий Ефимович относился очень серьезно и с рассуждением. Можно попытаться своими словами выразить существо его взглядов. Приведенные ниже замечания и рассуждения касаются не столько Григория Ефимовича, сколько современного православного подвижника, будь то мирянин или монах. Суть его взглядов можно выразить так.
Наши стремления и желания, в том числе и благочестивые, всегда ограничены обстоятельствами. Зная, что в миру невозможно избежать соблазнов, люди, искавшие спасения, удалялись от мира, постригались в монахи, а окрепшие духом подвижники шли далее, в пустыни, поднимали подвиг уединенной, отшельнической жизни. В древности строгие монастырские уставы вообще не допускали сближаться с лицами противоположного пола и доступ внутрь ограды мужского монастыря был закрыт для женщин, также как и наоборот, мужчины не могли вступать во владения женских обителей. Что сказать про день сегодняшний? Кто может избежать соблазнов? Мирянин ли? Нет. Монах ли? Нет. Но… монаху-отшельнику – пустыня. А мирским людям остается уживаться с обстоятельствами, принятыми правилами и обычаями, а также подобает во всем соблюдать меру. Вот спасительной путь мирянина – следовать срединным, царским путем и, соизмеряя свое поведение сообразно обстоятельствам, подчинять его духовному закону любви к Богу и ближнему. В том мудрость, которая была хорошо известна опытному страннику Григорию, прошедшему путь духовного делания не по букве.
Надеемся, что ответ на вопрос относительно безгрешности или греховности любого христианина, включая старца Григория Распутина-Нового, получен, и сего довольно. Но вернемся к опровержению пустых сплетен, способных питать разве что откровенную глупость.
По словам противников старца Григория, он постоянно пребывал в грехе многие годы! Сколько же погубленных душ, драм, растоптанных надежд, разуверившихся сердец, отчаяния, а, может быть, и самоубийства? Но нет, никто не свидетельствовал о том, что был доведен до крайнего состояния, был на пороге смерти, самоубийства – таких достоверных свидетельств нет (кроме показаний Вишняковой, подробный анализ которым мы уже дали в соответствующем месте). С этим мнением вполне согласуется утверждение А. А. Танеевой (Вырубовой):
«Но я думаю, что никакая женщина, если бы даже и захотела, не могла бы им увлечься; ни я, и никто, кто знал его близко, не слыхали о таковой, хотя его постоянно обвиняли в разврате. Странным кажется еще тот факт, что, когда после революции начала действовать следственная комиссия, не оказалось ни одной женщины в Петрограде или в России, которая выступила бы с обвинениями против него ; сведения черпались из записей «охранников», которые были приставлены к нему». 39
Еще одно обстоятельство. Постоянно меняя женщин (сколько же их было по мнению клеветников – десять, сто, тысяча, а может быть, десятки тысяч за всю-то жизнь?) удивляет тот факт, что не только не нашлось прямых доказательств, но даже косвенных свидетельств, ни даже слухов появления внебрачных детей! Детей не было. Не было и случаев шантажа со стороны типов, которые в обиходе получили название «детей лейтенанта Шмидта». Ни одного скандального случая никем не зафиксировано.
Брат Феликса Юсупова, Николай, был убит на дуэли мужем соблазненной Николаем Юсуповым светской красавицы. А ведь он был знатного рода, дворянин, офицер, образованный, высококультурный человек, способный к тому же постоять за себя. Но ничто не остановило руку его убийцы – мужа, чья честь была затронута постыдной связью его жены. Что же мешало многочисленным мужьям исполнить то же в отношении простого мужика? По-видимому, ничего, кроме одного – со стороны Григория Ефимовича не было никакого повода.
Отсюда следует вывод, что ничего ужасного в обращении старца Григория Нового с женщинами не было и быть не могло. Просто он видел каждую, и каждую жалел. А жалел, как умел, как простой человек. Может быть, немного грубовато и нелепо, но как мог, выражал свое доброе отношение. Мог погладить по голове, потрепать по щекам, запросто по-дружески, по-детски приобнять за плечи или даже положить руку на колено, не придавая этому никакого значения, подобно тому, как это делал оптинский старец Варсонофий (Плеханков).
В воспоминаниях описаны много случаев «вольного» обхождения Распутина с женщинами, например, с сестрой Государя Ольгой Александровной. Ее покоробило и даже оттолкнуло несколько панибратское поведение Григория Ефимовича в первый же день их знакомства. Но в тот момент, когда она его впервые увидела, Ольга Александровна действительно переживала трудный период в личных отношениях. Ее первый брак с Петром Александровичем, принцем Ольденбургским, был несчастлив и в дальнейшем был расторгнут. Старец Григорий сразу увидел, что она несчастна и в свойственной ему одному манере хотел ее утешить, расположить к доверию. Ведь если доверия к нему нет, то и помощь его не действенна, не может принести желаемого результата. Ведь и Господь не мог сотворить чуда там, где Ему не верили. Можно же и так объяснить его поведение? Зачем же думать плохо, когда можно помыслить о человеке хорошо?
Дело не в Григории Распутине и не в его странном поведении, которое даже крайне тенденциозному в своих оценках Радзинскому представляется скорее юродством, ничего общего не имеющим с похождениями Казановы. Дело в испорченной душе тех, кто сам глядел на него нечистым взглядом, замутненным греховными мыслями и греховным отношением к миру и людям, кто судил Распутина со своей страстной колокольни по своим искривленным меркам.
Кстати, продолжая тему о вел. княгине Ольге Александровне приведем интересный факт, заслуживающий внимания. Как следует из воспоминаний Николая Александровича Ордовского-Танаевского, вел. княгиня Ольга Александровна была в числе тех придворных дам, кто совершил паломничество к мощам святителя Иоанна Тобольского в 1916 г. Она отправилась в эту поездку инкогнито, в костюме сестры милосердия. Спутницы называли ее «сестра Ольга», а сообщить свое отчество Ордовскому-Танаевскому она отказалась, но он ее узнал. Эта поездка протекала в обществе Анны Александровны Вырубовой и … Григория Распутина. Если бы отношение Ольги Александровны к Распутину оставалось отрицательным, и он действительно был ей неприятен, то вряд ли бы она терпела его общество в течение длительного времени, наверное, у нее нашлись бы возможности, и силы, и средства по иному устроить свою поездку на поклонение мощам, минуя неприятную близость с «развратником». 41
Кстати, там же приведен еще один случай, когда Григорий Ефимович «не аккуратно» обошелся с женой Н. А. Ордовского-Танаевского, и та отвесила ему пощечину. 42
Естественно, такое обращение было совершенно недопустимо в среде благовоспитанных особ. Но, видимо, для Григория Ефимовича это были пустяки, ничего не значащие формальности, которых придерживались господа, но которых не понимал и не придерживался он сам. Важны были только намерения, а не внешние манеры. К делу спасения души правила этикета не имели никакого отношения, почему Григорий Ефимович и не обременял себя постижением изящной науки светских манер. Он хорошо знал, что внешняя личина приятного обхождения часто служит средством утонченного лицемерия и прикрытием для гнусных пороков и изощренного разврата.
В вопросе о Григории Распутине магическим образом действовало мнение «общества», потому что само общество было заколдовано, находилось в плену дьявольского обольщения. Мало, кто способен был противостоять этому наваждению, отнестись к Распутину беспристрастно, взглянуть на «очевидные» для всех вещи чистым взором. Разве что наиболее сильные духовно, наиболее трезвые, наиболее бесстрашные, наиболее честные и благородные, такие как благословенная Царская Чета и их преданный друг Анна Александровна Танеева (Вырубова) и еще очень немногие, кто был последователен и тверд в отстаивании правды о старце Григории.
Но таковых, как монахиня Мария (Вырубова) были единицы, больше было тех, кто, зная Григория Ефимовича, впоследствии дрогнул и исказил правду в угоду общественному мнению. Как бы то ни было, никто из них, называвших себя верноподданными, не проявил здравомыслия по отношению к человеку, многократно исцелявшему Наследника Русского Престола от смертельного недуга. Как в евангельской истории о слепорожденном, который, будучи допрашиваем фарисеями, лживо и подло утверждавших, что Иисус, сотворивший чудо и исцеливший слепого от рождения – грешник, справедливо недоумевал, как может Бог, который явил чудо, послушать грешного человека? «Вемы же, яко грешники Бог не послушает: но аще кто Богочтец есть, и волю его творит, того послушает. От века несть слышано, яко кто отверзе очи слепо рождену. Аще не бы был сей от Бога, не могл бы творити ничесоже » (Иоанн, гл. 9).
Юрий РАССУЛИН http://ruskline.ru/author/r/rassulin_yurij_yurevich/