ДЦП (детский церебральный паралич) представляет собой совокупность неврологических отклонений, возникающих в результате поражений структур мозга в первые недели жизни ребенка или в утробе матери. Основной компонент клинической картины – двигательные нарушения. Помимо них могут быть речевые и умственные отклонения, нарушения в работе эмоционально-волевой области, могут наблюдаться эпилептические припадки.
ДЦП не является прогрессирующим заболеванием, но чаще всего симптомы этого недуга сохраняются на протяжении всей жизни людей и делают их инвалидами. В процессе взросления многие люди полагают, что симптоматика заболевания прогрессирует, но это не так. Просто можно не замечать многих отклонений, пока ребенок еще совсем мал и не может, к примеру, сам кушать или передвигаться, еще не говорит первых слов и т.д.
При ДЦП прослеживаются различного рода нарушения моторики. Больше всего поражаются структура мышечной системы, страдает координация движения. Структуру, характер и запущенность мышечных нарушений можно определить, исходя из сосредоточения поражений головного мозга и объема их повреждений. Помимо этого наблюдаются зрительные, слуховые и речевые патологии. В последующем ребенок может столкнуться с нарушениями в ощущениях и познавании, недержанием мочи и дефекацией, затруднением дыхания и процессом поглощения пищи, формированием пролежней от постоянно нахождения в лежачем состоянии и прочее.
Несмотря на то, что современная медицина развивается все больше и становится эффективнее, статистика распространенности ДЦП не уменьшается и составляет около 1,6 на 1000 детей. Нужно заметить, что мальчики гораздо чаще страдают этим отклонением, нежели девочки.
ДЦП и причины их возникновения можно разделить на 6 групп:
- Физические патологии.
- Генетические.
- Механические.
- Ишемические.
- Интоксикационные.
- Инфекционные.
Физические причины возникновения детского церебрального паралича появляются вследствие различных воздействий: рентгеновского облучения, магнитного поля, радиационного поражения.
Генетическое происхождение ДЦП достоверно не установлено, но специалисты говорят о вероятности наследственных нарушений в хромосомах. Генетические причины – это различные хромосомные аномалии, провоцирующие развития паралича, установить вероятность такого исхода еще в утробе матери возможно с помощью генетического картирования.
Механические изменения в детском организме могут появиться в результате травмы, которая повлекла за собой нарушения в работе головного мозга. После появления ребенка на свет нужно провести оценку вероятности каких-либо двигательных недостатков. Как можно раньше нужно продиагностировать моторику ребенка, наличие дефектов церебральных тканей и оценить, как ребенок двигает конечностями, какое занимает положение, умеет ли самостоятельно перевернуться и т.д.
Ишемическая этиология церебрального паралича – это гипоксия плода, фетоплацентарная недостаточность, нехватка кислорода при токсикозе и заболевании внутренних органов.
Интоксикационные причины – это результат отравлений, последствия действия токсинов. Если при беременности женщины возникают какие-либо осложнения, это может привести к скапливанию токсических веществ, влияющих на плод и его развитие. Аналогичную ситуацию может спровоцировать медикаментозное лечение женского токсикоза.
Инфекционные причины у только что появившихся на свет детей могут возникать из-за наличия таких заболеваний, как менингит, менингоэнцефалит и энцефалит. Ткани головного мозга воспаляются, что чревато их атрофией. Инфекционные заболевания сопровождаются высокой температурой, увеличением количества лейкоцитов в плазме крови и наличием спинномозговой жидкости. Все эти факторы сказываются на последующей двигательной нестабильности ребенка.
Факторы риска
Существует перечень факторов, которые могут спровоцировать появление страшного недуга у еще не рожденного ребенка:
- возраст матери ребенка. Существует риск у мамочек младше 18 и от 30 лет и старше, которые рожают впервые, имеют поздние токсикозы и не соблюдают здоровый образ жизни;
- инфекционные заболевания. Самый большой процент риска имеет врожденная краснуха, которая может навредить плоду в 16 — 50 % случаев из 100. Врожденное поражение мозга могут получить и другие дети, чьи матери страдали врожденным токсоплазмозом, менингитом, цитомегалией. Опасны так же и вирусные заболевания, герпес, кишечная палочка и т.д.;
- постоянный стресс во время беременности. При стрессе в организм выбрасывается целая порция гормонов, их переизбыток может развить спазм пуповины и сосудов матки;
- угроза выкидыша: отслойка плаценты и внутриматочные кровотечения;
- эндокринные заболевания матери. Это может быть гипертония, артериальная гипертензия, сахарный диабет. Все это может привести к угрозе выкидыша;
- нерациональное питание, курение и злоупотребление алкоголем;
- вред от лекарственных препаратов;
- токсикозы на поздних сроках;
- внутричерепная травма при родах, асфиксия;
- несовместимость по антигенам эритроцитов.
Признаки ДЦП – симптомы недуга
Существует три стадии протекания заболевания:
- Ранняя (от 0 до 5 месяцев)
- Начальная стадия (с 5 месяцев до 3-х лет).
- Поздняя (от 3-х лет и старше).
В результате изучения стадий, выделяют ранние проявления ДЦП и их поздние симптомы. К ранним признакам недуга можно отнести:
- детские рефлексы, например, хватательный, которые сохраняются после полугода;
- задержка в развитие, например, ребенок не может ползать, ходить, переворачиваться, сидеть и т.д.;
- использование только одной руки.
Ранняя симптоматика может быть абсолютно незаметной до определенного возраста, а может быть очень выраженной в зависимости от степени поражения ткани головного мозга. Если ребенок имеет нездоровый мышечный тонус, например, то это может проявляться, либо в чрезмерном расслаблении, либо в сопротивлении. Если тонус расслабленный, т.е. пониженный, конечности болтаются, ребенок не может удерживать позу. Если напряженный – повышенный, то конечности принимают вынужденное, не всегда удобное положение. Вследствие такой патологии тонуса мышц церебральный паралич имеет следующий характер:
- внезапность движений;
- медленность и червеобразность;
- избыточная динамика;
- бесцельность;
- неуправляемые двигательные рефлексы.
Все остальные симптомы ДЦП соотносят с поздними. К ним можно отнести:
- деформация скелета. Пораженная сторона в данном случае имеет укороченную конечность. В последствие при игнорировании проблемы, может развиваться нарушение осанки, сколиоз, искривление костей таза;
- нарушение слуха. Ребенок не в силах распознать окружающие его звуки, что грозит поздним развитием речевых и прочих навыков;
- расстройство речевого аппарата. Выражается в невозможности сформировать звуки путем координации губ, гортани и языка. Это возникает в результате повреждения тонуса мышц. При этом речь несвязная и затрудненная;
- зрительные проблемы. Развивается миопия, дальнозоркость или косоглазие;
- нарушение глотания. Нет взаимодействия мышц, отвечающих за процесс глотания, что создает большие сложности с процессом приема пищи и питья, слюноотделения;
- нарушение анатомического строения челюсти – это патологические проблемы в строении зубного ряда, поражением зубов кариесом, слабостью эмали;
- недержание мочи и дефекация. Когда работа мышц неконтролируемая, выполнение этих процессов становится проблемным;
- судороги. Данный симптом можно наблюдать сразу после рождения ребенка или спустя некоторое время после развития ДЦП;
- задержка в мыслительном развитии. Этот симптом проявляется лишь у части больных детей;
- нарушение координации и мышечного тонуса. Движения и моторика ребенка разболтаны, неуклюжи, дискоординированы. Детский церебральный паралич проявляется такими нарушениями:
- избыточное перенапряжение мышц;
- непроизвольное сокращение мышечных тканей;
- нет реакции на громкий звук;
- косоглазие, миопатия;
- не дотягивается рукой до объекта после 4 месяцев;
- не сидит самостоятельно после 7 месяцев;
- не может произносить слова после года;
- пользуется лишь одной из двух верхних конечностей после 12 лет;
- ходьба на пальчиках, а не на полной стопе;
- затруднения в походке, тугоподвижность.
Формы
Формы ДЦП классифицируют по многим признакам, предложенным различными учеными и состоящим из различных факторов. В настоящее время применяется лишь одна классификация ДЦП, которую предложила Семенова К.А.
Рассмотрим все формы ДЦП отдельно:
- ДЦП спастической диплегии – это наиболее распространенная форма. Эти виды ДЦП характеризуются искривленным позвоночником, нарушением в работе мышц ног, руки и лицо при этом почти не страдают, и деформированными суставами. Помимо физического развития, страдает и психическое. Может развиваться синдром псевдобульбарной дизартрии. Характеристика недуга: нарушается речь, слух, интеллект. Диагноз – спастическая форма ДЦП — очень тяжелый и может повлечь за собой не самые приятные последствия, но помочь в этом сможет социальная адаптация ребенка.
- Двойная гемиплегия – еще одна разновидность форм детского церебрального паралича. Она является крайне тяжелой и сопровождается полным нарушением моторики, как в ногах, так и в руках. Ребенок не может полностью согнуть или разогнуть конечности, мышцы постоянно находятся в тонусе, наблюдается асимметрия движений. В больше чем половине случаев наблюдается умственная отсталость. Эти дети полностью прикованы к постели, они не могут находиться в положении стоя и сидя. Такие пациенты не обучаемы, чего не скажешь о следующей форме заболевания.
- Гиперкинетическая форма ДЦП (имеет еще название – дискинетическая форма) – это изменение в тонусе мышц, вызывающие импульсивное автоматическое подергивания и движения, которые возрастают при эмоциональном перевозбуждении. Во сне активность мышц прекращается, во время бодрствования мышечный тонус постоянно изменяется. Сидеть такие пациенты начинают поздно, но так и не ходят до конца жизни. Им свойственна неразборчивая речь, слуховые нарушения, но при этом сохраняется интеллект. Если к этим симптомам добавляется спастическая симптоматика, то недуг диагностируется, как ДЦП спастико гиперкинетической формы.
- Атактической формой ДЦП называется доминирование двигательных нарушений и дисбаланс равновесия. На ранних годах жизни можно заметить лишь мышечную гипотонию. Атаксия становится отчетливей по мере формирования функций, двигательной активности верхних конечностей.
Существуют также смешанные формы, т.к. не всегда есть возможность диагностировать одну из них из-за диффузного характера заболевания. При такой форме наблюдается смешивание симптоматики нескольких видов ДЦП.
В период новорожденности порой трудно провести диагностику и определить детский церебральный паралич, форма которого не ясна. Поэтому в этой классификации есть уточняющие данные с учетом возрастных рамок человека. Для более раннего возраста характерны спастические формы паралича, для старшего – спастические, атактическая, гиперкинетическая, смешанные.
Диагностика и лечение
Диагностика ДЦП охватывает такие этапы анализа:
- УЗИ головного мозга;
- КТ и МРТ;
- Электроэнцефалограмма.
Основная цель лечения ДЦП – ликвидация сбоев в работе двигательной системы, речевых барьеров, исправление психического развития. Лечение подбирается индивидуально, учитывая все особенности каждого отдельного организма, ведь универсального лечения на сегодня не существует. Методы, которые сопутствуют позитивным результатам:
- лечебная физкультура;
- медикаменты, нормализующие мышечный тонус;
- массаж.
Эффективными так же являются следующие методики:
- метод Войта;
- пневмокостюм Атлант;
- нагрузочные костюмы;
- занятия с логопедом;
- ходунки, велосипед и другие тренажеры.
Если методы не дают изменений проводят хирургическую операцию, выполняют пластику мышечной структуры и сухожилий, придают тканям правильную форму. Таким способом удаляются контрактуры и поврежденные участки, стимулируют спинной мозг.
Анализируя детский церебральный паралич, причины возникновения которого могут быть различными, можно отметить, очень эффективный нетрадиционный метод — анималотерапия – лечение с помощью положительных эмоций от общения с животными (лошадьми и дельфинами).
2.3.
Клинические формы детского церебрального паралича
Поскольку термин ДЦПне может включить в себя все многообразие патологических сдвигов, возникающих при этом заболевании, уже много лет ведутся поиски и разработки оптимальной классификации этого страдания. Первая четко оформленная классификация ДЦП принадлежит
S . Freud (96). В основе ее лежат клинические критерии.Классификация ДЦП(96)
Гемиплегия
Церебральная диплегия (двусторонний церебральный паралич)
Генерализованная ригидность
Параплегическая ригидность
Двусторонняя параплегия
Генерализованная хорея
Двойной атетоз
Эта классификация впервые позволила выделить типы ДЦП, которые потом были положены в основу всех последующих классификаций.
В мировой литературе предложено более двадцати классификаций ДЦП. Они основаны на этиологических признаках, характере клинических проявлений, патогенетических особенностях. В отечественной клинической практике используется чаще всего классификация К.А. Семеновой (65), в которую включены собственные данные автора и элементы классификации Д. С. Футера (76) и М.Б. Цукер (80). Согласно этой классификации выделяют пять основных форм ДЦП:
Двойная гемиплегия;
Спастическая диплегия;
Гемипаретическая форма;
Гиперкинетическая форма;
Атонически-астатическая форма.
На практике выделяют еще смешанную форму ДЦП. Остановимся на кратком описании клинических форм ДЦП.
Двойная гемиплегия - самая тяжелая форма ДЦП, возникает при значительном поражении мозга в периоде внутриутробной жизни. Все клинические проявления связаны с выраженными дес-труктивно-атрофическими изменениями, расширением субарах-
Ноидальных пространств и желудочковой системы мозга. Имеется псевдобульбарный симптом, слюнотечение и т.д. Оказываются тяжело нарушенными все важнейшие человеческие функции: двигательные, психические, речевые (82).
Двигательные нарушения выявляются уже в периоде новорожденное™, как правило, отсутствует защитный рефлекс, резко выражены все тонические рефлексы: лабиринтный, шейные, рефлекс с головы на туловище и с таза на туловище. Не развиваются цепные установочные рефлексы, т.е. ребенок не может научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить.
Функции рук, как и ног, практически отсутствуют. Всегда преобладает ригидность мышц, усиливающаяся под влиянием сохраняющихся интенсивных топических рефлексов (шейного и лабиринтного). Из-за повышенной активности тонических рефлексов ребенок в положении на животе или спине имеет резко выраженные сгибательную или разгибательную позы (рис. 1) При поддержке в вертикальном положении, как правило, наблюдается разгибательная поза при свисании головы. Все сухожильные рефлексы очень высокие, тонус мышц в руках и ногах резко нарушен. Произвольная моторика совсем или почти не развита.
Психическое развитие детей находится обычно на уровне умственной отсталости в умеренной или тяжелой степени.
Речь отсутствует: анартрия или тяжелая дизартрия.
Прогноз дальнейшего развития двигательной, речевой и психических функций крайне неблагоприятен. Диагноз «двойная гемиплегия» указывает на полную инвалидность ребенка.
Спастическая диплегия
Это самая распространенная форма ДЦП, известная под названием болезни или синдрома Литтля. По распространенности двигательных нарушений спастическая диплегия является тетрапарезом (т.е. поражены руки и ноги), но нижние конечности поражаются в значительно большей степейи.
У детей со спастической диплегией часто наблюдается вторичная задержка психического развития, которая при рано начатом и правильно проводимом лечении к 6-8 годам может быть устранена. 30-35% детей со спастической диплегией страдают умственной отсталостью в легкой степени. У 70% - наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии, значительно реже - форме моторной алалии.
Тяжесть речевых, психических и двигательных нарушений варьирует в широких пределах. Это связано с временем и силой действия вредных факторов. В зависимости от степени тяжести поражения мозга уже в периоде новорожденности слабо выражены или вовсе не возникают врожденные двигательные рефлексы: защитный, ползания, опоры, шаговые движения новорожденного и др., т. е. нарушается основа, на базе которой формируются установочные рефлексы. Хватательный рефлекс чаще всего, наоборот, усилен, также как и тонические рефлексы: шейные, лабиринтный; причем степень их выраженности может нарастать к 2-4 мес. жизни.
Резко повышен тонус мышц языка, так что он оказывается приведенным к корню, а подвижность его резко ограничивается. Глаза ребенка поднимаются вверх. Таким образом, в порочный круг оказываются втянутыми функции зрения и речь.
При выраженности симметричного шейно-тонического рефлекса при сгибании головы возникает сгибательная поза в руках и разгибательная в ногах, а при разгибании головы, наоборот, возникает разгибание рук и сгибание ног. Эта жесткая связь тонических рефлексов с мышцами к 2-3 годам приводит к формированию стойких патологических синергии и как следствие - к стойким порочным позам и установкам.
Наиболее характерные позы детей со спастической диплегией представлены на рис. 2.
К 2-3 годам порочные позы и установки становятся стойкими, и с этого времени в зависимости от степени тяжести двигательных нарушений различают тяжелую, среднюю и легкую степени спастической диплегии.
Дети стяжелой степенью самостоятельно не передвигаются или передвигаются с помощью костылей. Манипулятивная деятельность рук у них значительно снижена. Эти дети себя не обслуживают или обслуживают частично. У них относительно быстро развиваются контрактуры и деформации во всех суставах нижних конечностей. У 70-80% детей наблюдаются речевые нарушения, у 50-60% - задержка психического развития, у 25-35% - умственная отсталость. У этих детей на протяжении 3-7 и более лет не редуцируются тонические рефлексы и с трудом формируются установочные выпрямительные рефлексы.
Дети сосредней степенью тяжести двигательного поражения передвигаются самостоятельно, хотя с дефектной осанкой. У них неплохо развита манипулятивная деятельность рук. Тонические рефлексы выражены незначительно. Контрактуры и деформации развиваются в меньшей степени. Речевые нарушения наблюдаются у 65-75% детей, ЗПР - у 45-55%, у 15-:25% - умственная отсталость.
Дети слегкой степенью тяжести двигательного поражения отмечают неловкость и замедленность темпа движений в руках, относительно легкое ограничение объема активных движений в ногах, преимущественно в голеностопных суставах, незначительное повышение тонуса мышц. Дети самостоятельно передвигаются, но походка их остается несколько дефектной. Речевые нарушения наблюдаются у 40-50% детей, ЗПР - у 20-30%, умственная отсталость - у 5%.
Прогностически спастическая диплегия - это благоприятная форма заболевания в отношении /преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления локомоции.
Ребенок, страдающий спастической диплегией, может научиться обслуживать себя, писать, овладевать рядом трудовых навыков (25, 82).
Гемипаретическая форма
Эта форма заболевания характеризуется поражением одноименных руки и ноги (82). В 80% случаев развивается у ребенка в ранний постнатальный период, когда вследствие травм, инфекций и пр., поражаются формирующиеся пирамидные пути головного
Мозга. При этой форме поражена одна сторона тела: левая при правостороннем поражении мозга, и правая, при левостороннем. При данной форме ДЦП обычно тяжелее поражается верхняя конечность. Правосторонний гемипарез встречается чаще, чем левосторонний. По-видимому, левое полушарие при воздействии вредных факторов страдает в первую очередь как более молодое филогенетически, функции которого наиболее сложны и многообразны. У 25-35% детей наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 45-50% - вторичная задержка психического развития, преодолеваемая при своевременно начатой восстановительной терапии. Речевые расстройства наблюдаются у 20-35% детей, чаще по типу псевдобульбарной дизартрии, реже моторной алалии.
После рождения у ребенка с такой формой ДЦП все врожденные двигательные рефлексы оказываются сформированными. Однако уже в первые недели жизни можно выявить ограничение спонтанных движений и высокие сухожильные рефлексы в пораженных конечностях; рефлекс опоры, шаговые движения, ползание хуже выражены в паретичной ноге. Хватательный рефлекс менее выражен в пораженной руке. Сидеть ребенок начинает во время или с небольшим запозданием, при этом поза оказывается асимметричной, что может приводить к сколиозу.
Проявления гемипареза формируются, как правило, к 6-10-мес. жизни ребенка, которые постепенно нарастают (рис. 3).
Начиная с 2-3 лет основные симптомы заболевания не прогрессируют, они во многом сходны с теми, которые наблюдаются у взрослых. Двигательные нарушения носят стойкий характер, не смотря на проводимую терапию.
Выделяют 3 степени тяжести гемипаретической формы ДЦП: тяжелую, среднюю и легкую.
При тяжелой степени поражения в верхней и нижней конечности наблюдаются выраженные нарушения тонуса мышц по типу спастичности и ригидности. Объем активных движений, особенно Рис. 3. Гемипаретическая форма в предплечье, кисти, пальцах и
Стопе, минимален. Манипулятавная деятельность верхней конечности практически отсутствует. Уменьшены кисть, длина всех фалангов пальцев, лопатка, стопа.
В паретичной руке и ноге отмечается гипотрофия мышц и замедление роста костей. Дети начинают ходить самостоятельно только с 3-3,5 лет, при этом наблюдается грубое нарушение осанки, формируется сколиоз позвоночного столба и перекос таза. У 25-35% детей выявляется умственная отсталость, у 55-60%- речевые расстройства, у 40-50% - судорожный синдром.
При средней тяжести поражения двигательной функций нарушения тонуса мышц, трофические расстройства, ограничение объема активных движений менее выражены. Функция верхней конечности значительно нарушена, однако больной может брать предметы рукой. Дети начинают ходить самостоятельно с 1,5-2,5 лет, прихрамывая на больную ногу, с опорой на передние отделы стопы. У 20-30% детей наблюдается ЗПР, у 15-г20% - умственная отсталость, у 40-50% - речевые расстройства, у 20-30% судорожный синдром.
При легкой степени поражения нарушения Тонуса мышц и трофики незначительны, объем активных движений в руке сохранен, но отмечается неловкость движений. Дети начинают ходить самостоятельно с 1г.1мес.-1г.3мес. без переката стопы в больной ноге. У 25-30% детей отмечается ЗПР, у 5% - умственная отсталость, у 25-30% - речевые расстройства.
Гиперкинетическая форма
Причиной этой формы ДЦП чаще всего является билирубиновая энцефалопатия как результат гемолитической болезни новорожденных. Реже причиной может быть недоношенность с последующей черепно-мозговой травмой во время родов, при которой происходит разрыв артерий, снабжающих кровью подкорковые ядра.
В неврологическом статусе у этих больных наблюдаются гиперкинезы (насильственные движения), мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Несмотря на тяжелый двигательный дефект, ограниченную возможность самообслуживания уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих.
После рождения у такого ребенка врожденные двигательные рефлексы оказываются нарушенными: врожденные движения вялые и офаниченные. Сосательный рефлекс ослаблен, нарушена координация сосания, глотания, дыхания. В ряде случаев тонус мышц снижен. В 2-3 месяца могут наблюдаться внезапные мышечные спазмы. Сниженный тонус сменяется дистонией. Установочные цепные рефлексы значительно запаздывают в своем фор-
Мировании. Задержка формирования установочных рефлексов, мышечная дистония, а в последующем и гиперкинезы нарушают формирование нормальных поз и приводят к тому, что ребенок длительное время не может научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Очень редко ребенок начинает ходить самостоятельно с 2-3 лет, чаще всего самостоятельное передвижение становится возможным в 4-7 лет, иногда только в 9-12 лет.
При гиперкинетической форме ДЦП могут наблюдаться гиперкинезы различного характера, они чаще всего полиморфны, выделяют типы гиперкинезов: хореиформный, атетоидный, хореатетоз, паркинсоноподобный тремор. Хореиформный гиперкинез характеризуется быстрыми и отрывочными движениями, чаще всего он более выражен в проксимальных отделах конечностей (рис. 4) Атетоз характеризуется медленными, червеобразными движениями, одновременно возникающими в сгибателях и разгибателях, наблюдается преимущественно в дистальных отделах конечностей (рис. 5)
Гиперкинез возникает с 3-4 месяцев жизни ребенка в мышцах языка и только к 10-18 месяцам появляется в других частях тела, достигая максимального развития к 2-3 годам жизни. Интенсивность гиперкинеза усиливается под влиянием экстероцептивных, проприоцептивных и особенно эмоциональных раздражителей. В покое гиперкинез значительно уменьшается и практически полностью исчезает во время сна.
Нарушение тонуса мышц проявляется дистонией. Нередко у многих детей наблюдается атаксия, которая маскируется гиперкинезом и выявляется при его редукции. У многих детей наблюдается снижение мимики, паралич отводящего и лицевого нерва. Почти у всех детей выражены вегетативные нарушения, значительно снижена масса тела.
Нарушения речевой функции встречаются у 90% больных, чаще в форме гиперкинетической дизартрии, ЗПР - у 50%, нарушения слуха у 25-30%.
Интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно, а необучаемыми дети могут оказаться в связи с тяжелыми расстройствами речи и произвольной моторики из-за гиперкинезов.
Прогностически это вполне благоприятная форма в отношении обучения и социальной адаптации. Прогноз заболевания зависит от характера и интенсивности гиперкинеза: при хореическом - дети, как правило, овладевают самостоятельным передвижением к 2- 3 годам; при двойном атетозе прогноз крайне неблагоприятен.
Атонически-астатическая форма
Эта форма ДЦП встречается значительно реже других форм, характеризуется парезами, низким тонусом мышц при наличии патологических тонических рефлексов, нарушением координации движений, равновесия (25, 82).
С момента рождения выявляется несостоятельность врожденных двигательных рефлексов: отсутствуют рефлексы опоры, автоматической походки, ползания, слабо выражены или отсутствуют, защитный и хватательный рефлексы (рис. 6) Снижен тонус мышц (гипотония). Цепные установочные рефлексы значительно задерживаются в развитии. Такие больные начинают самостоятельно сидеть к 1-2 годам, ходить - к 6 годам.
К 3-5 годам при систематическом, направленном лечении дети, как правило, овладевают возможностью произвольных движений. Речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии наблюдаются у 60- 75% детей, имеет место ЗПР.
Как правило, при этой форме ДЦП поражается лобно-мостомозжечковый путь, лобные доли и мозжечок. Характерными симптомами являются атаксия, гиперметрия, интенционный тремор.
В тех случаях, когда имеет место выраженная незрелость мозга в целом и патологический процесс распространяется преимущественно на передние его отделы, обнаруживается умственная отсталость чащев легкой, реже - в умеренной степени выраженное, наблюдается эйфория, суетливость, расторможенность.
Эта форма прогностически тяжелая.
Смешанная форма
Наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. При ней имеютсясочетания всех перечисленных выше форм: спастико-гиперкинедоческая, гиперкинетически-мозжечковая и так далее. Нарушенияречи и интеллекта встречаются с той же частотой. Иногда заболевание протекает как спастическая форма, а в дальнейшем появляются и проявляются все отчетливее гиперкинезы.
По двигательному дефекту различаются три степени тяжестиДЦП при всех перечисленных формах заболевания:
Легкая - физический дефект позволяет передвигаться, пользоваться городским транспортом, иметь навыки самообслуживания.
Средняя - дети нуждаются в частичной помощи окружающих при движении и самообслуживании.
Тяжелая - дети целиком зависят от окружающих.
Значительно ухудшает течение ДЦП наличие у больных гипертензионного, гидроцефального, судорожного синдромов; нарушение функций гипоталамуса, всей гипоталамо-гипофизарно-надпочечной системы, адаптирующей рольного к внешней среде.
Детский церебральный паралич — это один из самых тяжелых итогов перинатального поражения нервной системы.
Детский церебральный паралич — это результат повреждения головного мозга, полученного во время беременности, родов и в течение первых 28 дней жизни малыша. Болезнь проявляется двигательными нарушениями, расстройством речи, психики и восприятия окружающего мира, которые не прогрессируют, но поддаются коррекции и восстановлению лишь частично.
Для современной медицины детский церебральный паралич — это сложное, трудно поддающееся лечению заболевание, несмотря на ее научные и практические достижения.
Проявления детского церебрального паралича известны уже давно, еще с 1843 года, когда их впервые описал Литтл. В те времена он назывался болезнью Литтля. Современное название предложил Зигмунд Фрейд, и оно довольно точно характеризует проявления болезни.
Факторы, способствующие развитию ДЦП
Воздействие на организм плода в период беременности:
- наличие у матери тяжелых заболеваний, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие будущего ребенка;
- осложнения течения беременности;
- гипоксия, инфекции, токсины и другие факторы, которые могут стать причиной неправильного развития ребенка.
Факторы, оказывающие воздействие на малыша в момент родов:
- асфиксия, возникшая в родах;
- родовая травма.
Воздействие на ребенка в периоде новорожденности:
- различные травмы;
- отравление организма;
- инфекции;
- недостаток кислорода в организме ребенка.
Виды ДЦП
Формы ДЦП по клиническим проявлениям:
- Двойная гемиплегия.
- Спастическая диплегия, которую еще называют синдромом Литтля.
- Гемипаретическая или спастическая гемиплегия.
- Гиперкинетическая.
- Атонически-астатическая.
По течению болезни:
- Ранняя стадия. Развивается в первые четыре месяца жизни. Характеризуется тяжелым общим состоянием малыша, нарушением работы внутренних органов, вызванных сбоем нервной регуляции (подачи сигналов к действию от нервной системы к органам), повышением , нистагмом (непроизвольным движением глаз), судорогами и двигательными нарушениями.
- Начальная стадия (хронически резидуальная). Начинается с 5 месяцев и длится до 4-летнего возраста. Она протекает на фоне остаточных явлений после перенесенной патологии с формированием стойких неврологических нарушений.
- Поздняя резидуальная стадия (конечная). Стадия, когда окончательно сформировались неправильные двигательные стереотипы с контрактурами и деформациями.
По степени тяжести процесса
- Легкая степень. При этой степени возможно самостоятельное передвижение и наличие навыков самообслуживание.
- Средняя степень. Детям требуется частичная помощь при передвижении и при самообслуживании.
- Тяжелая. Дети полностью зависят от окружающих их людей.
Существует еще одна классификация для оценки двигательных нарушений, возникающих при ДЦП. Это международная классификация моторных (двигательных) функций, мировой стандарт, которым пользуются во всем мире, чтобы оценить уровень двигательных нарушений у детей, учитывая их возможности и потребности в устройствах, помогающих передвигаться.
Эта классификация включает 5 уровней:
- Ребенок передвигается без помощи и не имеет никаких ограничений.
- Может передвигаться без помощи в пределах помещения.
- Ребенок передвигается, используя вспомогательные приспособления (ходунки, костыли).
- Передвигается на коляске. Самостоятельные движения ограничены.
- Передвижение сильно ограничено.
Детки и подростки второго уровня не могут бегать и прыгать, как дети первого уровня. Им нужны специальные приспособления, помогающие передвигаться, когда они проходят большой путь, выходя на улицу (коляска, перила для спуска или подъема по лестнице).
Детям третьего уровня необходимы специальные приспособления как для передвижения по дому, так и для передвижения по улице и в общественных местах.
Дети четвертого уровня могут сидеть, если их поддерживать, передвигаются они в коляске с электронным управлением.
Дети пятого уровня не могут сидеть и передвигаться без помощи или специальной технологии.
Кроме двигательных нарушений, у детей с ДЦП в 90% случаев имеются изменения в структуре мозга.
Различают две группы изменений.
- Гибель и разрушение клеток мозга.
- Нарушение, неправильное развитие мозга.
Для прогноза и составления реабилитационной программы особенно важно раннее выявление болезни. У большинства детей с ДЦП диагноз можно установить уже в первый год жизни.
Ранние проявления ДЦП
Первые признаки, позволяющие заподозрить развитие у ребенка ДЦП, можно заметить еще на первом году жизни.
- Замедленное развитие двигательной сферы, речи и психики малыша.
- Задержка или полное отсутствие угасания врожденных рефлексов.
- Задержка развития или полное отсутствие рефлексов, которые должны сформироваться совместно с двигательным развитием малыша первого года жизни.
- Нарушенный тонус мышц.
- Усиленные сухожильные рефлексы.
- Появление ненужных непроизвольных движений и мышечных сокращений (синкинезий).
- Формирование неправильных положений конечностей.
Для того, чтобы как можно раньше поставить диагноз, врач педиатр и врач невролог четко должны знать последовательность и уметь грамотно оценить нервно-психическое развитие малыша первого года жизни.
Эта форма составляет 15 — 18% из всех случаев ДЦП.
Частой причиной развития служит родовая травма. Гемипаретическая форма чаще развивается у доношенных и переношенных детей.
Основные проявления гемипаретической формы ДЦП приведены ниже.
- Неравномерно расширенные боковые желудочки, атрофия клеток полушарий головного мозга.
- Спастический гемипарез. Мышечный тонус и сухожильные рефлексы усилены только с одной стороны.
- Рука страдает больше, чем нога.
- Рука и нога на стороне поражения короче и худее (тоньше), чем здоровые.
- Нарушение походки, при которой нога на стороне поражения при передвижении на шаг будто описывает полукруг, в это время больная рука согнута в локте и прижата к телу. Такая походка называется гемипаретической или походкой Вернике-Манна.
- Искривление стоп и контрактуры на стороне поражения.
- У 35% больных из-за поражения головного мозга развивается эпилепсия (судорожные приступы).
Это форма чаще развивается в результате поражения головного мозга избыточным билирубином, который часто образуется при резус-конфликте крови матери и плода (у мамы отрицательный резус, а у плода положительный). У доношенных мозг поражается, когда в крови достигает 428 мкмоль/л и выше, у недоношенных — 171 мкмоль/л и выше.
Также причиной развития этой формы может стать гипоксия (длительная нехватка кислорода у плода) как результат ишемии (нарушение кровообращения мозга).
Основные проявления гиперкинетической формы ДЦП сводятся к следующему.
- Гиперкинезы или непроизвольные движения и положения тела. Нарушение тонуса мышц: повышенный или пониженный тонус во всех мышцах, или дистония (различный тонус в разных группах мышц).
- Поначалу гиперкинезы возникают в языке в возрасте 2 — 3 месяцев, потом появляются на лице в 6 — 8 месяцев, а после двух лет они уже хорошо выражены. У таких детей наблюдается хорея (создается впечатление, что ребенок гримасничает и строит рожицы) и атетоз или медленная судорога. Все эти проявления усиливаются, когда ребенок волнуется, и исчезают во время сна.
- Наличие патологических и высоких сухожильных рефлексов.
- Нарушение вегетативной системы, что проявляется вегетативными кризами (непонятные, необоснованные приступы паники и страха), повышением температуры.
- Речь нарушена у 90% пациентов. Она невнятная, неразборчивая, невыразительная.
- Проблемы со слухом в виде нейросенсорной тугоухости наблюдаются у 30 — 80% пациентов.
В раннем возрасте составляет 10 — 12%, в старшем встречается у 0,5 — 2%.
При этой форме поражаются лобные доли, мозжечок.
Основные проявления атонически-астатической формы ДЦП выражаются в обозначенных ниже симптомах.
- Снижение мышечного тонуса. Характерна распространенная с самого рождения.
- Нарушенная координация движений (атаксия), неспособность определить амплитуду движений (гиперметрия), дрожание конечностей или тремор.
- Нарушенное равновесие.
- Парезы.
- Объем движений в суставах увеличен, характерно переразгибание.
- Сухожильные рефлексы повышены.
- Нарушение речи наблюдается у 65 — 70% пациентов.
Двойная гемиплегия
Эта форма является самым тяжелым вариантом ДЦП с неблагоприятным прогнозом. При ней изменения мозга ярко выражены, как и основные проявления.
- Выраженный тетрапарез: поражены обе руки и ноги, причем руки поражены больше.
- Тяжелые, грубые двигательные нарушения. Ребенок не в состоянии держать голову, фиксировать взгляд, переворачиваться, сидеть, руки и ноги практически не двигаются.
- Резко усилены сухожильные и тонические рефлексы, защитного рефлекса нет. Нарушена связь головного мозга с мышцами глотки, языка, мягкого неба и голосовыми связками, что проявляется нарушением речи, глотания и голоса. Все это проявления так называемого бульбарного псевдосиндрома. Также больных беспокоит постоянное слюнотечение.
- Страдает психическое развитие и интеллект. У детей наблюдается умеренная или тяжелая умственная отсталость.
- Речь отсутствует или значительно недоразвита.
При ДЦП помимо двигательных нарушений довольно часто развиваются осложнения, связанные с нарушением работы других органов и систем.
Осложнения ДЦП
1) Ортопедо-хирургические осложнения. К ним можно отнести нарушения тазобедренных суставов, искривление стоп, предплечий и коленных суставов.
2) Эпилептический синдром, проявляющийся приступами различных , особенно часто наблюдается при гемипаретической форме.
Актуальная проблема для детей с ДЦП — это наличие (судорожных приступов), существенно осложняющих и без того их нелегкую жизнь. Судороги утяжеляют течение ДЦП, возникают определенные сложности с реабилитацией и, кроме этого, представляют опасность для жизни. Среди больных с ДЦП встречаются разные формы эпилепсии, как крайне тяжелые, так и доброкачественные с благоприятным прогнозом.
3) Нарушения когнитивной сферы. К ним относятся нарушение памяти, внимания, интеллекта и речи.
Основные нарушения речи при ДЦП — это нарушение произношения или дизартрия, заикание, отсутствие речи при сохраненном слухе и интеллекте (алалия), задержка развития речи. Двигательные и речевые нарушения взаимосвязаны, поэтому каждая форма заболевания характеризуется специфическими расстройствами речи.
4) Нарушение зрения и слуха.
Лечение и реабилитация последствий детского церебрального паралича
Детский церебральный паралич тяжело поддается лечению и чем позже установлен диагноз, тем меньше шансов на восстановление и коррекцию нарушений. Наиболее благоприятным диапазоном для комплексного лечения и коррекции считается возрастной период с месяца до трех лет и очень важно поставить диагноз и начать лечение именно в этом промежутке.
Лечение ДЦП — процесс длительный. Методику лечения составляет группа совместно работающих врачей. В группу входят детский невролог, врач лечебной физкультуры, врач-ортопед, логопед-дефектолог, педагог-воспитатель и психолог. При составлении методики учитывается возраст ребенка, форма и степень тяжести заболевания. К каждому ребенку с ДЦП необходим индивидуальный подход.
Основной комплекс восстановительного лечения ДЦП состоит из трех составляющих.
- Медицинской реабилитации, которая включает назначение лекарственных препаратов, лечебной физкультуры и массажа, использование специальных лечебно-нагрузочных костюмов и пневмокостюмов, физиолечения, ортопедическое и хирургическое лечение, лечение с использованием ортезов — приспособлений, которые помогают совершать правильные движения в суставах.
- Адаптации в социальной среде. Обучает детей ориентироваться, приспосабливаться и адекватно вести себя в обществе.
- Психолого-педагогической и логопедической коррекции, которая состоит из занятий с психологом, педагогом, логопедом, трудотерапии, обучения простейшим навыкам и занятий с семьей.
Из методов медицинской реабилитации чаще всего применяют кинезиотерапию или лечение движением, лекарственные препараты и физиолечение.
Кинезиотерапия
Это метод коррекции двигательных нарушений и уменьшения или устранения последствий малоподвижного образа жизни.
Виды упражнений, применяемых в кинезиотерапии.
- Гимнастические. Это упражнения, которые помогают развить мышечную силу, восстановить подвижность суставов, а также развить координацию движений. Они подразделяются на активные и пассивные; статические и динамические.
- Спортивно-прикладные. Этот вид упражнений применяют, чтобы восстановить сложные двигательные навыки.
- Лечебная гимнастика. Учит произвольно и дозировано напрягать и расслаблять мышцы, сохранять равновесие, нормализует мышечный тонус и помогает избавиться от синкинезий, повышает мышечную силу и восстанавливает двигательные навыки.
- Механотерапия. Различные упражнения с помощью тренажеров и специально предназначенных устройств.
Массаж
Массаж нормализует функции организма, улучшает циркуляцию крови и лимфы, а также оптимизирует процессы окисления и восстановления в мышцах. У пациентов с ДЦП применяют различные методики массажа. Наиболее хороший эффект наблюдается после классического лечебного массажа, сегментарного массажа и массажа шейно-воротниковой зоны, кругового трофического и точечного массажа, седативного и тонизирующего массажа, а также массажа, проводимого по системе Монакова.
Динамическая проприоцептивная коррекция (ДПК)
В основе метода лежит использование видоизмененного космического костюма «пингвин» для лечения пациентов с ДЦП старше трехлетнего возраста. Для лечения применяют лечебно-нагрузочные костюмы Адели, Регент и Спираль. Длительность курса составляет 10 — 20 дней, продолжительность одного занятия 1,5 часа в день. В общем необходимо провести 3 — 4 курса за год.
Метод ДПК устраняет патологическое (неправильное) положение, улучшает поддержку вертикального положения и двигательные функции. ДПК противопоказана до трех лет при заболеваниях позвоночника, тазобедренных суставов и в период обострения болезней.
Это необходимый компонент восстановительного лечения ДЦП.
Для лечения применяют несколько групп лекарственных препаратов.
- Нейротрофические и ноотропные препараты (Кортексин, Пантогам, Фенибут, Пикамилон).
- Препараты, которые улучшают кровообращение и микроциркуляцию мозга (Актовегин, Трентал).
- Препараты, которые улучшают обмен веществ в нервной ткани, оказывают рассасывающее действие и восстанавливают поврежденные клетки (Лидаза).
- Препараты, которые снижают внутричерепное давление (Диакарб).
- Противосудорожные препараты (Депакин).
- Препараты, которые нормализуют тонус мышц (Мидокалм, Прозерин).
- Витамины группы В и Аевит.
С 2004 года в России для лечения спастических и дистанических форм ДЦП успешно применяется ботулотоксин А, который снимает спастичность и скованность мышц, увеличивает движение в суставах и улучшает подвижность ребенка, а также устраняет болевой синдром. В целом применение ботулотоксина улучшает качество жизни больного, облегчает уход за ним.
Эффект от лечения ботулотоксином более выражен при раннем начале. Самым оптимальным для ботулинотерапии считается возраст от 2 до 7 лет.
Физиолечение
Целью физиолечения является увеличение работоспособности не разрушенных повреждающими факторами клеток нервной и мышечной систем, уменьшение боли и отека.
Виды физиолечения, применяемые при ДЦП:
- электротерапия;
- Электрофорез с различными лекарственными препаратами, понижающими или повышающими тонус мышц, в зависимости от ситуации.
- Электростимуляция мышечных групп. Применяется расслабляющая или стимулирующая методика.
- Магнитные поля.
Электропроцедуры не назначают больным, у которых есть судороги.
- тепловые, согревающие процедуры (аппликации парафина и озокерита);
- грязелечение (обертывания и грязевые ванны);
- гидротерапия (бассейны, жемчужные ванны, водный массаж);
- иглорефлексотерапия;
- лечение природными факторами. Это санаторно-курортное лечение, назначаемое детям старше трех лет при соблюдении 2 условий: отсутствие судорог и повышенного внутричерепного давления.
Хирургическое лечение у пациентов с ДЦП часто применяется для устранения контрактур, искривления стоп и верхних конечностей.
Нейрохирургическое лечение обычно применяют для коррекции спастичности или высокого тонуса при ДЦП.
Ортезотерапия
Это лечение с применением специальных приспособлений — ортезов, предназначенных для придания правильного положения опорно-двигательной системе и коррекции нарушений и искривлений. Примером ортезов являются шины и корсеты.
Важным компонентом комплекса реабилитаций последствий ДЦП является психолого-педагогическая коррекция.
Основные принципы психолого-педагогической коррекции.
- Комплексный характер, одновременная коррекция нарушений речи, психики и движений.
- Раннее начало коррекции.
- Логически последовательный принцип коррекционной работы.
- Индивидуальный подход к личности ребенка.
- Наблюдение и контроль динамики психоречевого развития.
- Совместная работа и единство проводимой коррекции с ребенком и его ближайшим окружением, то есть с семьей.
Важное значение в коррекционной работе уделяется сенсорному воспитанию, которое развивает полноценное восприятие ребенком окружающей действительности. Оно развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное), формируя у ребенка полное представление о свойствах окружающих его вещей и предметов.
Основные задачи логопедов в работе с детьми с ДЦП
- Развитие речевого общения и улучшение разборчивости произносимых слов.
- Восстановление нормального тонуса и движений речевого аппарата.
- Развитие голоса и речевого дыхания.
- Синхронизация дыхания, голоса и речи.
- Коррекция неправильного произношения.
Ранняя постановка диагноза ДЦП, адекватная и своевременная медико-социальная реабилитация и психолого-педагогическая коррекция значительно повышает эффективность комплекса восстановительной терапии. Результатом этого является снижение инвалидизации, успешная социальная адаптация и улучшение жизни пациентов с детским церебральным параличом.
С диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) я живу с рождения. Точнее — с годовалого возраста (примерно тогда врачи наконец-то определили, как называется то, что со мной происходит). Я окончила спецшколу для детей с ДЦП, а через 11 лет пришла туда работать. С тех пор прошло уже 20 лет… По самым скромным подсчетам, я знаю, более или менее близко, больше полутысячи ДЦПшников. Думаю, этого достаточно для того, чтобы развеять мифы, которым склонны верить те, кто столкнулся с этим диагнозом впервые.
Миф первый: ДЦП — тяжелое заболевание
Не секрет, что многие родители, услышав от врача этот диагноз, испытывают шок. Особенно в последние годы, когда СМИ все чаще и чаще рассказывают о людях с тяжелой формой ДЦП — о колясочниках с поражением рук и ног, невнятной речью и постоянными насильственными движениями (гиперкинезами). Им и невдомек, что многие люди с ДЦП нормально говорят и уверенно ходят, а при легких формах вообще не выделяются среди здоровых. Откуда же берется этот миф?
Как и многие другие заболевания, ДЦП варьируется от легкой до тяжелой степени. По сути, это даже не болезнь, а общая причина целого ряда расстройств. Ее суть — в том, что во время беременности или родов у младенца оказываются поражены отдельные участки коры головного мозга, в основном те, которые отвечают за двигательные функции и координацию движений. Это и вызывает ДЦП – нарушение правильной работы отдельных мышц вплоть до полной невозможности управлять ими. Медики насчитывают более 1000 факторов, которые могут запустить этот процесс. Очевидно, что разные факторы вызывают разные последствия.
Традиционно выделяются 5 основных форм ДЦП, плюс смешанные формы:
Спастическая тетраплегия – самая тяжелая форма, когда больной из-за чрезмерного напряжения мышц не в состоянии управлять ни руками, ни ногами и нередко испытывает сильные боли. Ею страдает только 2% людей с ДЦП (здесь и далее статистика взята из Интернета), но именно о них чаще всего рассказывают в СМИ.
Спастическая диплегия – форма, при которой сильно поражены либо верхние, либо нижние конечности. Чаще страдают ноги – человек ходит с полусогнутыми коленями. Для болезни Литтля, наоборот, характерно сильное поражение рук и речи при относительно здоровых ногах. Последствия спастической диплегии имеют 40% ДЦПшников.
При гемиплегической форме поражены двигательные функции руки и ноги с одной стороны тела. Ее признаки есть у 32%.
У 10 % людей с ДЦП основная форма – дискинетическая или гиперкинетическая . Для нее характерны сильные непроизвольные движения – гиперкинезы – во всех конечностях, а также в мышцах лица и шеи. Гиперкинезы часто встречаются и при других формах ДЦП.
Для атаксической формы характерен пониженный тонус мышц, вялые замедленные движения, сильное нарушение равновесия. Она наблюдается у 15% больных.
Итак, малыш родился с одной из форм ДЦП. А дальше включаются другие факторы — факторы жизни, которая, как известно, у каждого — своя. Поэтому то, что происходит с ним после года, правильнее называть последствиями ДЦП. Они могут быть совершенно разными даже в рамках одной формы. Знаю человека со спастической диплегией ног и довольно сильными гиперкинезами, который окончил мехмат МГУ, преподает в институте и ходит в турпоходы со здоровыми людьми.
С ДЦП рождается, по разным данным, 3-8 младенцев из 1000. Большинство (до 85 %) имеет легкую и среднюю тяжесть заболевания. Это значит, что многие люди просто не связывают особенности их походки или речи со «страшным» диагнозом и считают, что в их окружении ДЦПшников нет. Поэтому единственный источник сведений для них — публикации в СМИ, которые отнюдь не стремятся к объективности…
Миф второй: ДЦП излечим
Для большинства родителей детей с ДЦП этот миф крайне привлекателен. Не задумываясь о том, что нарушения в работе мозга сегодня не исправляются никакими средствами, они пренебрегают «неэффективными» советами рядовых врачей, тратя все сбережения и собирая огромные суммы с помощью благотворительных фондов, чтобы оплатить дорогостоящий курс в очередном популярном центре. Между тем, секрет облегчения последствий ДЦП отнюдь не столько в модных процедурах, сколько в постоянной работе с малышом начиная с первых недель жизни. Ванны, обычные массажи, игры с распрямлением ножек и ручек, поворотами головы и выработкой точности движений, общение — вот та база, которая в большинстве случаев помогает организму ребенка частично компенсировать нарушения. Ведь главная задача раннего лечения последствий ДЦП — не исправление самого дефекта, а предупреждение неправильного развития мышц и суставов. А этого можно достичь только ежедневным трудом.
Миф третий: ДЦП не прогрессирует
Так утешают себя те, кто столкнулся с нетяжелыми последствиями заболевания. Формально это верно – состояние мозга действительно не меняется. Однако даже легкая форма гемиплегии, практически не заметная окружающим, уже к 18 годам неизбежно вызывает искривление позвоночника, которое, если им не заниматься, — прямой путь к раннему остеохондрозу или межпозвонковым грыжам. А это – сильные боли и ограничение подвижности вплоть до невозможности ходить. Подобные типичные последствия есть у каждой формы ДЦП. Беда лишь в том, что в России эти данные практически не обобщаются, а потому растущих ДЦПшников и их родных никто не предупреждает об опасностях, подстерегающих в будущем.
Гораздо лучше известно родителям, что пораженные участки мозга становятся чувствительными к общему состоянию организма. Временное усиление спастики или гиперкинезов могут вызвать даже банальный грипп или скачок давления. В редких случаях нервное потрясение или серьезное заболевание вызывают резкое длительное усиление всех последствий ДЦП и даже появление новых.
Разумеется, это не значит, что людей с ДЦП надо содержать в тепличных условиях. Наоборот: чем крепче организм человека, тем легче он адаптируется к неблагоприятным факторам. Однако если процедура или физическое упражнение регулярно вызывают, к примеру, усиление спастики, от них нужно отказаться. Ни в коем случае нельзя делать что-либо через «не могу»!
Особое внимание должны проявлять родители к состоянию ребенка с 12 до 18 лет. В это время даже здоровые дети испытывают серьезные перегрузки из-за особенностей перестройки организма. (Одна из проблем этого возраста – рост скелета, опережающий развитие мышечных тканей.) Знаю несколько случаев, когда ходячие дети из-за проблем с коленными и тазобедренными суставами в этом возрасте садились на коляску, причем навсегда. Именно поэтому западные врачи не рекомендуют ставить на ноги ДЦПшников 12-18 лет, если до этого они не ходили.
Миф четвертый: всё от ДЦП
Последствия ДЦП бывают самые разные, и все же их перечень ограничен. Однако близкие людей с этим диагнозом порой считают ДЦП причиной не только нарушения двигательных функций, а также зрения и слуха, но и таких явлений как аутизм или синдром гиперактивности. А главное – считают: стоит вылечить ДЦП – и все остальные проблемы решатся сами собой. Между тем, даже если причиной болезни действительно стал ДЦП, лечить надо не только его, но и конкретное заболевание.
В процессе родов у СильвестраСталлоне были частично повреждены нервные окончания лица — часть щеки, губ и языка актера так и остались парализованными, впрочем невнятная речь, ухмылка и большие грустные глаза стали в дальнейшем визитной карточкой.
Особенно забавно фраза «У вас же ДЦП, чего вы хотите!» звучит в устах врачей. Не раз и не два я слышала ее от докторов разных специальностей. В этом случае приходится терпеливо и настойчиво объяснять, что хочу я того же, что и любой другой человек, – облегчения собственного состояния. Как правило, врач сдается и назначает те процедуры, которые мне необходимы. В крайнем случае, помогает поход к заведующему. Но в любом случае, сталкиваясь с тем или иным заболеванием, человеку с ДЦП приходится быть особенно внимательным к себе и порой подсказывать врачам нужное лечение, чтобы свести к минимуму негативное воздействие процедур.
Миф пятый: с ДЦП никуда не берут
Здесь утверждать что-либо с опорой на статистику крайне сложно, ибо надежных данных попросту нет. Однако, если судить по выпускникам массовых классов спецшколы-интерната № 17 г. Москвы, где я работаю, лишь единицы после школы остаются сидеть дома. Примерно половина поступает в специализированные колледжи или отделения вузов, треть — в обычные вузы и колледжи, кое-кто сразу идет работать. В дальнейшем трудоустраивается не менее половины выпускников. Иногда девушки после окончания школы быстро выходят замуж и начинают «работать» мамой. С выпускниками классов для детей с умственной отсталостью ситуация сложнее, однако и там около половины выпускников продолжает учебу в специализированных колледжах.
Этот миф распространяют в основном те, кто не в состоянии трезво оценить свои способности и хочет учиться или работать там, где ему вряд ли удастся соответствовать предъявляемым требованиям. Получая отказ, такие люди и их родители нередко обращаются в СМИ, стремясь силой добиться своего. Если же человек умеет соизмерять желания с возможностями, он находит свой путь без разборок и скандалов.
Показательный пример – наша выпускница Екатерина К., девушка с тяжелой формой болезни Литтля. Катя ходит, но может работать на компьютере всего одним пальцем левой руки, а ее речь понимают только очень близкие люди. Первая попытка поступить в вуз на психолога не удалась – посмотрев на необычную абитуриентку, несколько преподавателей заявили, что отказываются ее учить. Через год девушка поступила в Академию печати на редакторский факультет, где была дистанционная форма обучения. Учеба пошла настолько успешно, что Катя стала подрабатывать сдачей тестов за своих однокашников. Устроиться после окончания вуза на постоянную работу ей не удалось (одна из причин – отсутствие трудовой рекомендации МСЭ). Однако время от времени она работает модератором учебных сайтов в ряде вузов столицы (трудовой договор оформляется на другого человека). А в свободное время пишет стихи и прозу, выкладывая произведения на собственный сайт.
Сухой остаток
Что же я могу посоветовать родителям, которые узнали, что у их малыша ДЦП?
Прежде всего – успокоиться и постараться уделять ему как можно больше внимания, окружая его (особенно в раннем возрасте!) только положительными эмоциями. При этом постарайтесь жить так, будто в вашей семье растет обычный ребенок – гуляйте с ним во дворе, копайтесь в песочнице, помогая своему малышу наладить контакт со сверстниками. Не нужно лишний раз напоминать ему о болезни – ребенок должен сам прийти к пониманию своих особенностей.
Второе – не уповайте на то, что рано или поздно ваш ребенок будет здоровым. Примите его таким, какой он есть. Не следует думать, что в первые годы жизни все силы надо бросить на лечение, оставив развитие интеллекта «на потом». Развитие ума, души и тела взаимосвязаны. Очень многое в преодолении последствий ДЦП зависит от желания ребенка их преодолеть, а без развития интеллекта оно просто не возникнет. Если же малыш не понимает, зачем нужно терпеть дискомфорт и трудности, связанные с лечением, пользы от таких процедур будет немного.
Третье – будьте снисходительны к тем, кто задает нетактичные вопросы и дает «глупые» советы. Помните: недавно вы сами знали о ДЦП не больше, чем они. Постарайтесь спокойно вести такие разговоры, ведь от того, как вы будете общаться с окружающими, зависит их отношение к вашему ребенку.
А главное – верьте: у вашего ребенка всё будет хорошо, если он вырастет открытым и доброжелательным человеком.
<\> код для сайта или блога
No related articles yet.
Анастасия
Прочитала статью. Моя тема:)
32 года, правосторонний гемипарез (лёгкая форма ДЦП). Обычный детский сад, обычная школа, ВУЗ, самостоятельные поиски работы (на ней, собственно, сейчас и нахожусь), путешествия, друзья,обычная жизнь….
И через "хромоногую" прошла, и через "косолапую", и через бог весть что. И многое ещё будет, я уверенна!
НО! Главное это позитивный настрой и сила характера, оптимизм!!
Нана
А действительно с возрастом следует ждать ухудшений? У меня легкая степень, спастика в ногах
Анжела
А меня отношение людей, не благоприятные условия жизни сломали. В 36 лет у меня не ни образования, ни работы, ни семьи хотя легкая форма (правосторонний гемипарез).
Наташа
После прививок появилось много "дцп". Хотя детки и вовсе и не дцп. Там ничего врожденного и внутриутробного нет. Но приписывают к дцп и соответственно неправильно "залечивают". В результате — действительно разновидность паралича получают.
Часто причина "врожденного" дцп вовсе и не травма, а внутриутробная инфекция.
Елена
Замечательная статья, поднимающая огромную проблему — как "с этим" жить. Хорошо показано, что одинаково плохо и не учитывать наличие связанных с заболеванием ограничений и придавать им избыточное значение. Не стоит фокусировать внимание на том, чего ты не можешь, а нужно сосредоточиться на том, что доступно.
И действительно очень важно уделять внимание интеллектуальному развитию. Мы даже Цереброкурин кололи, он нам дал огромный толчок в развитии, всё-таки эмбриональные нейропептиды действительно помогают использовать имеющиеся возможности мозга. Моё мнение, что не нужно ждать чуда, но и опускать руки тоже нельзя.
Автор прав: «этого можно достичь только ежедневным трудом» самих родителей и чем раньше они эти займутся, тем продуктивнее. Начинать «предупреждение неправильного развития мышц и суставов» после полуторагодовалого возраста поздно — «паровоз ушел». Знаю на личном опыте и на опыте других родителей.
Екатерина, всего Вам хорошего.
* Кинесте́зия (др.-греч. κινέω — «двигаю, прикасаюсь» + αἴσθησις — «чувство, ощущение») — так называемое «мышечное чувство», чувство положения и перемещения как отдельных членов, так и всего человеческого тела. (Википедиия)
Ольга
не согласна абсолютно с автором. во-первых, почему при рассмотрении форм дцп ничего не сказали про двойную гемиплегию? она отличается от обычной гемиплегии и от спастического тетрапареза. во-вторых, дцп действительно излечим. если подразумевать развитие компенсаторных возможностей мозга и улучшение состояния пациента. в-третьих, автор в глаза тяжелых детей видела??? таких, о которых и речи нет вынести поиграться в песочницу. когда чуть не так посмотри на ребенка и его трясет от судорог. и крик не прекращается. и он выгибается дугой так, что синяки на руках у мамы, когда она пытается его держать. когда не только сидеть — лежать ребенок не может. в-четвертых. форма дцп — это вообще ни о чем. главное — тяжесть заболевания. я видела спастическую диплегию у двоих детей — один почти не отличается от сверстников, другой — весь скрюченный и с судорогами, разумеется, даже ровно сидеть в коляске не может. а диагноз один.
Елена
не совсем согласна со статьей как мама ребенка с ДЦП-спастическая диплегия, средней степени тяжести. Как маме мне легче жить и бороться думая, что это если и неизлечимо, то поправимо-возможно максимально приблизить ребенка к "норм." социальной жизни. за 5 лет успели наслушаться что сына лучше в интернат сдать, а самим родить здорового…и это-от двух разных врачей-ортопедов! сказано было при ребенке, у которого сохраненный интеллект и он все слышал…конечно замкнулся, стал сторониться чужих….но у нас огромный скачок-сын ходит сам, правда плохо с равновесием и колени согнуты…но мы боремся.начали довольно поздно-с 10мес, до этого лечили другие последствия преждевременных родов и пофигизма врачей…
ДЦП, или детский церебральный паралич, – патология ЦНС, связанная с недоразвитием головного мозга, не прогрессирующая, но проявляющаяся отставанием в физическом и умственном развитии малыша.
Двигательные нарушения могут иметь разную степень выраженности: от подергиваний мышц до параличей и выраженного нарушения равновесия. Умственная отсталость и нарушения речи тоже зависят от распространенности поражения головного мозга.
В любом случае ДЦП мешает нормальному развитию ребенка и приобретению жизненно необходимых навыков. Согласно статистике, распространенность ДЦП в России составляет 2 случая на 1000 детей.
Причины
Беременная женщина должна следить за своим здоровьем.Поражение головного мозга может произойти во время внутриутробного развития (около 70% всех случаев), или уже после рождения. Самым опасным считается первый триместр беременности.
Наиболее распространенной причиной является повреждение головного мозга вследствие инфицирования. Организм самой беременной женщины может справиться с заболеванием, но это не защищает головной мозг плода от повреждающего действия инфекции.
Для развития ДЦП имеют значение такие инфекции беременных, как:
- герпетическая инфекция;
- токсоплазмоз.
Увеличивают риск заболевания:
- поздний токсикоз;
- резус-конфликт матери и плода;
- нарушения развития эмбриона;
- неправильное положение плода;
- стремительные или, наоборот, затяжные роды;
- выраженная желтуха новорожденного;
- родовые травмы.
Все перечисленные состояния ведут к кислородному голоданию (гипоксии), которое способствует нарушению закладки и последующему развитию головного мозга.
Факторами повышенного риска являются также:
- эндокринная патология матери (особенно гипотиреоз);
- слабоумие и эпилепсия;
- вредные привычки (наркомания и алкоголизм);
- длительное бесплодие;
- стрессовые ситуации;
- возраст беременной до 18 лет и старше 40 лет.
В родовом процессе возникновение ДЦП может быть связано с родовой травмой или с гипоксией плода при затяжных родах. Во многих случаях причиной повреждения является сочетание нескольких факторов.
В редких случаях патология может быть вызвана радиационным и рентгенологическим облучением или другими электромагнитными излучениями; женщины в период вынашивания ребенка; .
После рождения ребенка причиной поражения мозга может стать менингоэнцефалит (воспаление оболочек и вещества мозга) и черепно-мозговые травмы.
Симптомы
Ребенок с ДЦП отстает в развитии от сверстников.Определить ДЦП до рождения ребенка невозможно. Как правило, первые проявления заболевания замечают только при отставании малыша в физическом и психомоторном развитии.
Признаки ДЦП делят на ранние и поздние. Сроки появления симптомов и характер их зависят от тяжести и локализации недоразвитых участков головного мозга. Выраженность проявлений может также быть разной: от легкой до очень тяжелой степени.
К ранним симптомам относятся:
- нарушение мышечного тонуса у новорожденного: ребенок не держит голову в положенный срок, не может самостоятельно перевернуться, в последующем не может ползать и сидеть;
- нарушения слуха вплоть до полной потери его;
- задержка психомоторного, в том числе речевого, развития, отсутствие интереса к игрушкам;
- трудности выработки навыков по вскармливанию.
К поздним признакам можно отнести:
- появление скелетных деформаций: сколиоза, укорочение конечностей и др.;
- нарушения подвижности в суставах;
- судороги и приступы эпилепсии (в 40% случаев);
- задержка интеллектуального развития;
- нарушения слуха, зрения и других органов чувств (в 20% случаев);
- повышенное слюновыделение;
- и дефекации.
Более всего становятся заметными нарушенные функции со стороны опорно-двигательного аппарата: помимо повышенного тонуса мышц, могут отмечаться непроизвольные подергивания, конечности могут плохо двигаться или не двигаться вовсе. Ребенок не становится на ножки или опирается только на носочки, не может удержать игрушку в руке.
Тугоподвижность в суставах еще больше ограничивает движения. Развившийся паралич конечностей делает их тонкими и укороченными. Не исключено появление эпилептических припадков. Может развиться косоглазие, снижение остроты зрения, подергивание глазных яблок и др.
Нарушается психика ребенка, становится недоступным обучение его из-за неусидчивости и отсутствия концентрации внимания, снижения памяти. Ни рисовать, ни раскрашивать картинки не любит и не умеет.
При легкой выраженности симптомов ребенок воспринимается как неловкий, неуклюжий. Он не может поймать мяч, ударить по нему ногой, не умеет правильно держать ложку в руке. Малыш не проявляет интереса к играм и общению с другими детьми.
Нарушение координации движений приводит к тому, что ребенок не может застегнуть пуговицу и завязать шнурок, не может прыгать (через скакалку или препятствие), часто наталкивается на предметы.
Типы ДЦП
Согласно классификации выделяют такие типы ДЦП:
- Дискинетический или атетоидный: наиболее легкая форма заболевания, проявляется в виде судорожных сокращений мышц, в том числе подергиваний мимической мускулатуры, легких нарушений речи и слуха. Умственное развитие деток не страдает.
- Атаксический паралич: обусловлен поражением мозжечка, что приводит к нарушению координации движения. Умственная отсталость выражена умеренно.
- Для спастического типа характерным является вялость и понижение мышечного тонуса. Умственная отсталость отмечается в 60% случаев. Такой тип ДЦП имеет 3 разновидности:
Квадрипарез, или тетрапаралич: развивается вследствие повреждений в процессе родов; ребенок не держит голову, ручки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки, ножки скрещены;
Гемипарез, или гемиплегия: замечают ее по неестественному положению конечностей с одной стороны;
Диплегия: поражение верхних или нижних (чаще) конечностей, из-за чего ребенок не ходит.
Могут отмечаться смешанная форма и неуточненный ДЦП.
Диагноз устанавливается на основании неврологических нарушений, выявленных при осмотре невролога, данных дополнительного обследования (определение электрического потенциала мышц, электроэнцефалографии), результатов осмотра других специалистов (ортопеда, окулиста, ЛОР-врача, психиатра).
Лечение
Для подбора индивидуального лечения проводят с помощью специальных тестов оценку выявленных нарушений и физических способностей ребенка.
Так как у подавляющего большинства детей с ДЦП отмечается задержка умственного развития, задержка развития речи, то обычно их обучение проводится в специализированной школе или школе-интернате, где с ними работают, помимо педагогов, психологи, физиотерапевты, логопеды и др. специалисты.
Крайне важно начинать лечение ДЦП в ранние сроки и проводить беспрерывно, только в этом случае можно рассчитывать на благоприятный результат. Комплексное лечение каждого ребенка проводится по индивидуальному плану.
Оно может включать такие компоненты:
- медикаментозное лечение;
- физиотерапия;
- ортопедическое и хирургическое лечение;
- лечебная физкультура;
- психологическая помощь;
- занятия с логопедом по развитию речи;
- санаторно-курортное лечение.
Целью лечения ребенка с ДЦП является улучшение эластичности мышц, повышение функциональности опорно-двигательного аппарата и развитие психологического здоровья.
Церебролизин - препарат для медикаментозного лечения ДЦПМедикаментозное лечение является при ДЦП симптоматическим. Оно включает применение мозговых метаболических препаратов, нейропротекторов (Церебролизин, Цераксон, Кортексин, Сомазин, Пирацетам и др.), сосудистых средств (Актовегин).
При выраженном спазме мускулатуры используют миорелаксанты (Мидокалм, Баклофен и др.), витаминные препараты (Нейровитан, витамины группы В). В тяжелых случаях может применяться введение в малых дозах в несколько точек напряженной мышцы ботулинического токсина (Ботокс).
При эпилептических приступах врач подбирает противосудорожные препараты (Ламотриджин, Топарамат и др.). При необходимости назначаются обезболивающие средства, антидепрессанты или транквилизаторы.
Широко применяется физиотерапевтическое лечение , направленное на предотвращение деформации и контрактур суставов и мышц. Используется большое число методик лечения:
- электрофорез;
- парафинотерапия;
- аппликации с озокеритом;
- магнитотерапия;
- электростимуляция мышц;
- грязевое лечение и бальнеотерапия;
- массаж.
В случае возникновения мышечных контрактур (ограничения движения в суставах), при возникновении вывихов суставов, возможно хирургическое лечение: удлинение сухожилий и мышц, костей (артропластика, ахиллопластика), операции на нервах. В некоторых случаях ортопеды применяют в лечении гипсовые повязки и аппаратную разработку суставов.
С 2006 г. начал применяться метод лечения ДЦП с имплантацией стволовых клеток. Такая методика является способом биологической «очистки» ЦНС. В России это лечение проводится в Генеральном госпитале вооруженной милиции. Курс лечения прошли около 3000 детей с разными типами ДЦП, эффективность лечения достигает 85% (по результатам за 2013 г.).
Метод основан на способности стволовых клеток самостоятельно дифференцироваться и заменять пораженные нервные клетки. Кроме того, эти клетки могут восстанавливать поврежденную миелиновую оболочку нервной клетки и тем самым обеспечить нормальное проведение импульса.
В результате лечения стволовыми клетками у детей улучшалась двигательная функция (стабильность осанки в положении сидя и стоя, улучшалась ходьба и т.д.), лучше развивалась речь и интеллектуальные способности, память и концентрация внимания, уменьшалось косоглазие, нормализовалось слюноотделение.
Непременным условием лечения является повседневное занятие лечебной физкультурой, специальные комплексы упражнений которой подбираются каждому ребенку. При этом широкое применение находит использование тренажеров.
Психологическая помощь необходима в любом возрасте ребенка. В случае нарушения речи логопед также подбирает специальные упражнения для ежедневных упражнений по развитию речи.
Санаторно-курортный этап лечения детей с ДЦП проводится в санаториях Одессы, Евпатории, Трускавца, Саки и др.