Связь между методом и наукой - из метода рождается наука, наука содержит методы.
Каждое научное положение, раскрывающее закономерности одновременно является и методом познания мира. Т.е. любое знание можно рассматривать и как метод.
Классификация методов по Сырых:
1) всеобщий философский метод. Его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях, этапах научного познания;
2) общие методы - анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, которые, как и философский метод, используются во всех конкретных науках, однако сфера применения которых ограничивается решением определенных познавательных задач;
3) специальные методы правовой науки. Их составляют способы, приемы, которые первоначально были разработаны представителями неюридических наук, а затем использованы юристами для познания политико-правовых явлений. Это статистические, конкретно-социологические, психологические, математические методы;
4) частные методы правовой науки.
Они были разработаны юристами для познания политико-правовых явлений и могут применяться только в пределах правовой науки. К их числу относят методы толкования права, сравнительный правовой метод и некоторые другие. Распространенная классификация методов:
1. Всеобщий - метод диалектического материализма используется во всех науках, на любых этапах, стадиях научного исследования. Он исходит из основополагающих идей, что мир в целом, в том числе и государство и право, материален, существует вне и независимо от воли и сознания людей, т.е. объективно, что окружающая действительность, закономерности ее развития доступны человеческому познанию, что содержание наших знаний объективно предопределяется существованием реального, независимого от сознания людей окружающего мира.
2. Общенаучный - это те, которые используются во всех либо во многих отраслях науки и распространяются на все стороны, разделы соответствующей науки. Среди них обычно выделяются следующие методы: логический, исторический, системно-структурный, сравнительный, методы конкретно-социологических исследований.
3. Специальный = специфический= частнонаучный. - свойственны конкретным отраслям научного знания, с помощью них можно достигнуть определенного углубления познания государственно-правовых явлений. Они обогащают всеобщий и общенаучные методы, конкретизируя их применительно к особенностям изучения политико-юридической действительности. Например, спектральный анализ в физике, следственный эксперимент в юридической науке и др.
Метод - Путь исследования, теория, учение – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов, способов, с помощью которых этот предмет исследуется, состоит только из правил, принципов познания. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф.Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он говорил, что даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги.
Эти правила, принципы формулируются не произвольно, а на основе и в соответствии с объективными закономерностями предмета исследования, отраженными в понятиях и категориях науки. Предмет познания обуславливает методы исследования.
Теоретико-понятийный аппарат может использоваться в качестве объективной основы методов научного познания, тогда он реализует свою методологическую функцию.
Методология юридической науки – это выявленная наукой совокупность принципов, приемов, способов научной дейстельности, применяемых для получения истинных, отражающих объективную реальность знаний. это учение о том, как, какими путями и способами, с помощью каких философских начал необходимо изучать государственно-правовые явления, это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность.
С одной стороны, под методологией понимается совокупность методов, процедур, применяемых в процессе научного исследования.
С другой стороны, методологией именуется учение о научном методе, принципах и способах организации научно-исследо_вательской деятельности.
Методология, во втором значение есть общая теория метода, которая сформировалась в связи с осознанием необходимости изучения и разработки методов научного исследования, систематизации способов полу_чения нового знания. Методология науки – философская дисциплина – часть гносеологии (теории познания)
1. Существует точка зрения,(Д.А. Керимов) что методология – явление интегральное, объединяющее в себе ряд компонентов: мировоззрение и фундаментальные общетеоретические концепции, всеобщие философские законы и категории, обще- и частно-научные методы, т.е. не только система методов но и учение о них. Поэтому ее нельзя сводить только к учению о методах. Кроме того методология не сводится только к составляющим ее компонентам, она имеет свои закономерности развития – компоненты методологи взаимодействуют друг с другом, в связи с чем приобретают свойства, отличные от их единичного существования: общетеоретические концепции пронизывают мировоззрение, всеобщие философ законы и категории освещают границы применимости обще-и частно-научных методов исследований. Соотношение метода и методологии – как диалектическое соотношение целого и части, системы и элемента. Методология – не самостоятельная наука, она лишь «обслуживает» другие науки.
2. В.П. Казимирчук толкует методологию юр науки как применение обусловленных принципами материалистической диалектики системы логических приемов и специальных методов исследования правовых явлений.
3. С точки зрения А.Д. Горбузы, И.Я. Козаченко и Е.А. Сухарева, методология юр науки – это базирующееся на принципах материализма научное познание (исследование) сущности государства и права, адекватно отражающее их диалектическое развитие.
Социальные условия для возникновения методологии научного познания появились благодаря Г.Галилею. В Новое время Бэкон обратил внимание на опыт и эмпирическую методологию, Декарт разработал рационалистическую методологию. В современной методологии эти оба уровня рассматриваются как составляющие единой методологии.
В зависимости от того, на каком уровне производится научное исследование и какие цели оно преследует применяются и соответствующие методы познания. Поэтому целесообразно разделить эти методы на три больше группы:
1) методы эмпирического исследования,
2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования;
3) методы теоретического исследования.
К числу методов, используемых на эмпирическом и теоретическом уровнях относятся: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторический и логический методы познания.
http://studopedia.net/8_21720_ponyatie-metoda-i-metodologii.html
http://reftrend.ru/821683.html
Читайте также:
|
Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве в целом и отдельных сторонах государственно-правовой действительности.
Характерные черты юридической науки
: Юридическая наука – это специальная область знаний в системе гуманитарных наук; В пределах юридической науки осуществляется теоретико-прикладное освоение государства и права; Задачей
юридической науки является – познание закономерностей государственно-правовой жизни общества;
Юридическая наука
– это система объективных, достоверных знаний о государстве и праве. Знания о государстве и праве основываются на достижениях других общественных наук, а также проверяются практикой.
Понятие методологии науки используется в двух значениях: в узком - как учение о принципах, способах, приемах научного познания предмета теории права и государства, и в широком. Методология теории права и государства в последнем значении представляет собой совокупность научных принципов, методологических подходов, методов познания и мировоззрение исследователя, а также выработанную наукой систему юридических (и государствоведческих) понятий и категорий, служащих инструментами познания государства и права.
Под методологией понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. В содержание методологии включены :
Принципы научного познания;
Научные подходы (например, формационный и цивилизационный, применяемые при изучении типологии государства и правовых систем; интегративный подход - при изучении сущности права и др.);
Методы познания;
Мировоззрение исследователя (занимает ученый монистическую позицию или основывается на многоаспектном видении государствоведческих и юридических проблем);
К принципам познания науковедение относит исходные, руководящие идеи, положения, которыми обязан руководствоваться исследователь. Принципы познания являются составной частью всеобщего, или диалектического, метода. Такие принципы сформулированы диалектической логикой, и к ним относятся:
-принцип объективности , означающий, что в процессе познания следует подходить к исследуемым явлениям так, как они существуют в реальности, не искажая их сути, не идеализируя их;
-принцип всесторонности познания;
-принцип историзма познания, указывающий на то, что исследуемое явление должно рассматриваться в развитии. Применительно к государству и праву это означает, что необходимо выяснить, как это явление возникло, какие причины его породили и способствовали становлению и развитию. Есть целый ряд и других науковедческих принципов, которые не входят в этот перечень.
Наряду с принципами исходными методологическими ориентирами для всякого исследования выступают законы диалектики :
Закон перехода количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов в налоговой сфере привело к выделению из финансового права такой отрасли, как налоговое право);
Закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей; корреспондирование в правоотношении обязанности субъективному праву);
Закон отрицания отрицания (в правовой системе России есть элементы правовой системы прошлого и будущего России).
Научные подходы – это методологический компас, который указывает исследователю направление исследования, выбор средств познания, в значительной мере определяет его мировоззрение. Научные подходы - это своего рода избираемая исследователем стратегия познания, методологическая платформа, на которой базируются его взгляды при изучении государства и права. Различают формационный и цивилизационный подходы, применяемые при изучении типологии государства и правовых систем; естественно-правовой, социологический, нормативный, интегративный подходы - при изучении сущности права.
Центральным компонентом методологии является метод, под которым понимается способ познания предмета науки. В правоведении методы познания - это тот инструмент, который позволяет проникнуть в юридическую ткань и познать ее. Выделяются следующие группы методов:
1) всеобщий философский метод. Он используется во всех конкретных науках, на всех стадиях научного познания. Общий метод - это метод материалистической диалектики.
Метод материалистической диалектики , соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с его материалистическим пониманием, является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов.
При изучении права метод материалистической диалектики проявляется в том, что государство и право рассматриваются как явления, которые, во-первых, определяются природой человека, социально-экономическими, политическими, духовными и иными условиями жизни общества.
Во-вторых, они самым тесным образом связаны с другими социальными явлениями. Трудно найти в обществе сферу общественных отношений, где не проявляли бы себя государство и право. Соотнося государство и право с другими социальными явлениями, можно определить их характерные черты, роль и место в обществе. Именно поэтому государство сопоставляется с политической системой общества, политикой, общественными образованиями, а право - с экономикой, правосознанием, моралью, обычаями.
В-третьих, государство и право постоянно развиваются. Каждый новый этап в поступательном движении общества - это и новая ступень в развитии государства и права.
2) общенаучные методы. К ним относятся:
Анализ и синтез;
Индукция и дедукция;
Восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному;
Метод единства исторического и логического.
Системный подход,
Сравнение;
Сравнительный метод . Он предполагает сопоставление государственно-правовых понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства или различий. В результате сравнения устанавливается качественное состояние государственно-правовых систем в целом либо отдельных их институтов и норм. Сопоставляемые объекты должны отвечать одному общему требованию: они должны быть сравнимы. Можно сравнивать между собой политические, государственные, правовые системы, отрасли права, одноименные правовые институты и нормы. Можно то же самое делать внутри отдельной правовой системы. Но нельзя сравнивать, например, правовую систему в целом и отдельную юридическую норму. Эти объекты несравнимы по уровню, объему, содержанию и признакам.
Если сопоставляются объекты высокого уровня, сложные по своей структуре (например, государства или правовые системы различных стран), то это будет макросравнение . Сопоставление менее объемных, более простых по структуре объектов (правовые институты, юридические нормы, преступность по отдельным регионам России и т.д.) называется микросравнением.
Только сравнивая государственно-правовой материал и получая результаты, можно определить конкретные пути совершенствования государственно-правовых систем, улучшения законодательства, укрепления законности и правопорядка.
Логический метод. Он включает средства и способы логического изучения и объяснения права и основан на формах мышления и законах формальной логики.
Каждый из законов логики (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания) в полной мере проявляет себя в праве, отражая его особенности. Все основные правовые процедуры и процессы (и, прежде всего - правотворческий и правоприменительный) строятся в строгом соответствии с формами мышления - правилами оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями.
Любая юридическая норма - это суждение, и она должна отвечать требованиям суждения.
Применение нормы права к конкретной ситуации, определенному человеку - это дедуктивное умозаключение (силлогизм), где норма права - большая посылка, рассматриваемый случай - меньшая посылка, а решение по делу - вывод. Логические операции и приемы доказательства, аналогии - с древних времен в арсенале юриспруденции.
Использование логических средств при изучении и объяснении права позволяет избежать противоречий при построении законодательства, построить логически непротиворечивую и тем самым эффективную систему права, согласовать позитивное, т.е. существующее право, с требованиями естественного права, наконец, правильно и грамотно применить юридические нормы.
Анализ явлений предполагает разделение их на части и последующее изучение каждой из этих частей. Например, в категории "система права" выделяются и исследуются понятия отрасли, подотрасли, института и нормы права.
В отличие от анализа, синтез , - это изучение конкретного явления в единстве всех его составных частей. Например, когда речь идет о праве, то предполагается изучение в единстве правовых норм, правовых обычаев, религиозных норм и т.п. Анализ и синтез не просто связаны между собой, но и дополняют друг друга.
В соответствии с методом историзма к государственно-правовой действительности надо подходить как к изменяющейся во времени, развивающейся. В различных философских системах рассматриваемый метод трактуется по-разному. Если, например, в марксизме при объяснении причин развития общества, государства и права приоритет отдается экономике, то в немарксистских учениях - идеям.
Системный метод представляет собой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовых явлений с позиции их системности, т.е. вхождения в состав соответствующей системы. Государство и право и сами могут рассматриваться в качестве системы. В этом случае внутрисистемные связи анализируются уже в рамках самого государства и права.
С системным тесно связан функциональный , который заключается в выяснении функций государства и права и их элементов (функции государства, функции юридической ответственности и т.д.).
Герменевтический метод , используемый в правоведении, исходит из того, что текст нормы есть документ особого мировоззрения. Поэтому он нуждается в истолковании на основе "внутреннего опыта" человека и его непосредственного восприятия "жизненной целостности". Всякую эпоху можно понять только с точки зрения ее собственной логики. Юристу, чтобы понять смысл закона, действовавшего в далеком прошлом", недостаточно знать его текст. Он должен уяснить, какое содержание вкладывалось в соответствующие понятия именно в ту эпоху.
3) специальные методы, или методы конкретных наук - статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, кибернетические и др. В правоведении они применяются достаточно широко, в особенности при исследовании прикладных проблем науки;
Социологический (конкретно-социологический) метод . Он состоит в исследовании государства и права на основе фактических данных государствоведения и правоведения. Правовой материал в этом случае рассматривается не на уровне абстрактных категорий, а на базе конкретных фактов. Социологический метод изучения государства и права включает в себя такие способы, как анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, опросы населения, математические и статистические методы обработки материала и некоторые другие.
Статистический метод основан на анализе количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного явления (например, преступности, уровня законности и т.д.). Он включает наблюдение за явлениями, сводную обработку данных, их анализ и применяется при изучении явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью.
Метод моделирования - это мысленное создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция с этими моделями. Этот метод направлен на поиски оптимальных вариантов решения конкретных проблем
Метод социально-правового эксперимента заключается в создании в экспериментальном порядке правовых норм и проверке их действия в конкретных условиях. Возможности этого метода крайне ограничены.
Кибернетический метод – это прием, связанный с использованием понятий и технических средств кибернетики (например, понятий "управление", "обратная связь") и т.д. Этот метод используется для разработки автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации.
4) частно-правовые, или специально-юридические методы. Применяются на стадии познания юридической практики.
1. Формально-юридический, или юридико-технический, догматический метод используется для познания внешней и внутренней формы правовых явлений. Позволяет на основе обобщения сформулировать понятия, дефиниции, определения (правосубъектность, субъективное право, вина).
2. Методы толкования права предназначены для уяснения истинной воли законодателя, выраженной в тексте закона.
3. Сравнительно-правовой метод основан на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Так, достоинства и недостатки государственного или правового института определяются в сопоставлении с аналогичными институтами зарубежных стран.
4. Метод государственно-правового моделирования используется для поиска оптимальной модели организации аппарата государства, рационализации административно-территориального деления, формирования системы законодательства и др.
5. Метод правотворческого эксперимента применяется для апробации как нового законодательного акта, так и отдельных правовых институтов (комплекса правовых норм в проектируемом законе).
Научный метод – сложное многоуровневое образование, включающее разнообразные исследовательские процедуры, приемы, технологии. В современной науке сложилась традиция выделения следующих уровней в структуре научной методологии: философского, общелогического, общенаучного, частнонаучного, дисциплинарного.
Философско-гносеологический уровень научной методологии являет собой мировоззренческий, онтологический, гносеологический, аксиологический аспекты научного метода. Являя собой наиболее высокий уровень обобщения знаний о мире, философия выполняет эвристическую функцию в процессе построения теорий частных наук, задает общую схему концептуальных моделей научных исследований. Теория науки без философских вопросов близорука, поскольку именно философия призвана расширить горизонт исследования, раскрыть его онтологический смысл, показать ученому местонахождение исследуемой проблемы в системе иных проблем, высветить ее ценностные, этические и иные аспекты. В результате такого «светоносного» воздействия философии открываются новые, пребывающие прежде в тени грани исследуемой проблемы. Философский уровень методологии научного исследования включает такой философский метод познания как диалектика. Суть диалектического метода заключается: во-первых, в его направленности на понимание того или иного явления природы, общества, культуры в единстве его противоположных характеристик, во-вторых, в видении любого явления как процессуального - изменчивого, развивающегося, вследствие его внутренней противоречивости.
Неотъемлемой частью любого научного исследования являютсяобщелогические методы познания : анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, дедукция, абдукция, аналогия.
Анализ – прием исследования, суть которого заключается в реальном или мысленном разделении, разложении, расчленении предмета исследования на части с целью их всестороннего изучения.
Синтез – прием исследования, суть которого заключается в объединении ранее выделенных частей познаваемого объекта в единое целое. Очевидно, что синтетическое представление о предмете исследования существенно богаче и глубже исходного синкретического (нерасчлененного) представления о нем.
Абстрагирование – прием исследования, предполагающий мысленное отвлечение от тех или иных несущественных сторон, свойств или связей изучаемого явления и выделение значимых, интересующих исследователя, существенных свойств. Такого рода мыслительная процедура направлена на формирование абстракций - отдельных категорий и систем, таких как математика, логика и др.
Обобщение – исследовательская процедура, связанная, с мысленным переходом от одного понятия, суждения к другому более общему, либо от отдельных фактов, событий к отождествлению их в мыслях, установлению общих свойств и признаков. Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета.
Идеализация – исследовательская процедура, направленная на мысленное конструирование абстрактных объектов, не существующих и не осуществимых в действительности, однако имеющих прообразы в реальном мире. Идеализация – не бесплодная фантазия, но схематичное отображение реальности.
Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Дедукция – метод исследования и способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимость следует заключение частного характера.
Аналогия – это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Умозаключение по аналогии составляет гносеологическую природу моделирования.
Общенаучные методы условно могут быть разделены на две разновидности: эмпирические и теоретические. Такое деление имеет в своем основании научную традицию выделения двух типов познания – эмпиризма и рационализма.
Общенаучные эмпирические методы : наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, измерение, моделирование, системный подход.
Наблюдение – исследовательский метод, суть которого состоит в созерцании предметов, с целью получения знаний об их внешних и существенных свойствах, отношениях. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным, т.е. с использованием различного рода научных приборов. Важнейшие правила наблюдения – однозначность замысла, контроль путем повторного наблюдения, расшифровка. Особая разновидность наблюдения – включенное наблюдение, предполагающее, что наблюдатель является частью исследуемого объекта. Включенное наблюдение – это наблюдение изнутри. Этот метод особенно актуален в социально-гуманитарном познании, которое всегда в той или иной мере есть самопознание, следовательно, самонаблюдение. В гуманитарных науках метод самонаблюдения получил название эмпатия . Эмпатия – способ изучения человека и общества при помощи вживании в исследуемый предмет, отождествления себя с исследуемым предметом, с целью его понимания. Включенное наблюдение требует от исследователя постоянного самоконтроля относительно соблюдения моральных и юридических норм.
Описание – исследовательская процедура, суть которой заключается в фиксации сведений об исследуемых предметах с помощью определенных знаковых средств. Описание закрепляет и передает результаты наблюдения средствами естественного или искусственного языка; оно может быть количественным и качественным
Сравнение – метод исследования направленный на выявление сходства и различия объектов исследования, либо ступней развития одного и того же объекта. Корректным является осуществляемое по тем или иным признакам, существенным для данного рассмотрения, сравнение однородных, относящихся к одному классу объектов. Предметы сравнимые по одному признаку могут быть не сравнимы по другому.
Эксперимент – прием научного исследования, при помощи которого явление действительности исследуется в контролируемых и управляемых условиях. В ходе эксперимента объект изолируется от влияния побочных обстоятельств и представляется в чистом виде, что открывает возможность обнаружения таких свойств исследуемого объекта, которые не наблюдаются в естественных условиях.
Моделирование – метод исследования определенного объекта – оригинала путем воссоздания его характеристик на другом объекте – копии, модели, соответствующей объекту в тех свойствах, которые следует изучать. Моделирование может быть идеальным и материальным, один их эффективных методов – компьютерное моделирование.
Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. Специфика системного подхода заключается в том, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных связей и сведения их в единую картину. В современной философии науки позиционируются следующие основные требования системного подхода: выявление зависимости каждого элемента от его места и функции в системе с учетом того, что свойства целого не сводимы к сумме свойств его элементов; анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; исследование механизмов взаимодействия системы и среды; изучение характера иерархичности системы; обеспечение всестороннего описания системы; рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности(6).
Общенаучные теоретические методы и формы : формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Формализация – метод, суть которого заключается в построении символических, знаковых моделей некоторой предметной области, позволяющих вывить структуру исследуемых явлений и процессов, при отвлечении от их качественных характеристик. В рамках формализации рассуждение об исследуемых объектах переносится в плоскость оперирования знаками - формулами. Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Этот метод широко применяется в математике, лингвистике.
Аксиоматизация – представляет собой такую организацию теоретического знания, при которой формулируются исходные суждения, принимаемые без доказательств. Эти исходные суждения называются аксиомами. На базе аксиом по определенным логическим правилам выводятся положения, образующие теорию.
Гипотетико-дедуктивный метод состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется.
Частнонаучный уровень методологии – включает специфические методы и подходы, применяемые в рамках некоторой группы научных дисциплин. Дисциплинарная структура современной отечественной науки складывается из трех основных блоков: естественные, социальные и гуманитарные науки. Следовательно, можно говорить о методологической специфике такой группы дисциплин как гуманитарные, социальные науки и науки о культуре. Эта специфика обусловлена, в первую очередь, спецификой объектов изучаемых названными дисциплинами – общество, человек, культура, в отличие от природы, являются продуктами человеческой деятельности, следовательно, обладают особыми свойствами, которых нет, и не может быть в природе.
Методология юридической науки как одной из наук социально-гуманитарного профиля – сложное гетерогенное образование. Она может быть представлена как система оппозиций:
Из предложенной схемы должно быть ясно, что парные методологические программы альтернативны относительно друг друга. Как представляется, такое их расположение с одной стороны, раскрывает логику их возникновения, с другой стороны облегчает их изучение. Разумеется, предложенная классификация схематична и, в достаточной степени, условна. Не все методологические программы безоговорочно можно отнести к тому или иному блоку, тем не менее, она задает некоторые познавательные ориентиры, которые способны облегчить процесс освоения методологии юридических исследований.
Дисциплинарный уровень – охватывает конкретно-научные узко-дисциплинарные методы и подходы, применяемые в отдельных дисциплинах. Очевидно, что существуют специфически юридические технологии исследования. В сущности, они возникают в результате адаптации частнонаучной методологии к дисциплинарной специфике юриспруденции.
Под методом любой науки понимается совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих (действительность) знаний.
Правила, принципы познания, применяемые на какой-либо одной стадии научного познания или для решения одной познавательной задачи, в совокупности образуют отдельный конкретный метод. Так, правила, используемые в процессе толкования норм права, в своей системе образуют метод толкования норм права, правила, регламентирующие процесс получения общих знаний из единичных фактов, - индукцию.
В настоящее время все многообразие методов познания государства и права принято располагать по следующим группам:
1) общефилософские, или мировоззренческие, методы;
2) общенаучные (общие) методы;
3) частнонаучные (частные, специальные) методы.
Общефилософские методы служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права.
Метафизика исследует высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире.
Диалектика - это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии. Материализм представляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т.е. вне и независимо от сознания человека; материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление - свойство материи. Утверждается познаваемость мира, его закономерностей.
На основе материалистического и диалектического подходов к исследованию государственно- правовых явлений формулируются выводы о том, что:
а) государство и право - реально существующие явления;
б) изучая государство и право, надо учитывать их постоянное развитие, изменчивость;
в) следует принимать во внимание многообразные связи между различными государственно-правовыми, экономическими, политическими, культурными, национальными и иными процессами;
г) государственно-правовые явления следует изучать, ориентируясь на юридическую практику, так как истинность науки проверяется практикой.
Существуют и такие теории, которые опровергают саму возможность познания государства. Так утверждает философия агностицизма. Отдельные теории базируются на философии объективного идеализма , которая объясняет факт существования государства и права объективным разумом, чем-то наподобие божественной силы. Другое философское направление – субъективный идеализм связывает существование государства и права с сознанием человека.
В отечественной юридической науке долгое время господствовал марксистский подход к государству и праву, который связывал развитие государственно-правовых явлений исключительно с экономическими факторами, а сама наука теории государства и права была идеологизирована.
В современной науке теории государства и права не сложился общепризнанный подход к методологии, наука находится на стадии поиска. Существует мнение, что общефилософским фундаментом для изучения государства и права остается исторический материализм , который распространяет диалектику на изучение государственно-правовых явлений, рассматривает их во взаимной связи, в движении, развитии, борьбе нового со старым и т.д.
Общенаучные методы - это те, которые используются во всех или многих областях научного знания. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.
Исторический метод требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, в том числе с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев, социокультурных корней.
Логический метод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приемов, как анализ и синтез, индукция и дедукция. Анализ представляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части, что позволяет выявить структуру исследуемого объекта, например логическая структура нормы права с выделением в ее составе гипотезы, диспозициии и санкции. Синтез , напротив, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей (элементов). Например, путем объединения признаков права, государства, правоотношения, элементов статуса личности и др. формулируются общие понятия важнейших юридических явлений.
Индукция как логический прием позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления. Дедукция - это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства.
В основе системного метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем. Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений, и сообщает всему явлению новое качество. Государство и право - сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления.
Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т.д.
Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. К частным методам чаще относят следующие:
Метод конкретно-социологических исследований - это анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики. При использовании данного метода применяются разнообразные приемы: анализ документов, официальных сообщений, устные и письменные опросы (интервью, собеседования, анкетирование), изучение материалов судебной и арбитражной практики, общественного мнения о деятельности правоохранительных органов и т.д.
Метод моделирования - один из главных методов изучения государственно-правовой действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в моделях, т.е. путем идеального воспроизведения анализируемых явлений.
Статистический метод - получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов. Он в наибольшей мере применяется для характеристики массовых явлений, отличающихся повторяемостью, например для выявления динамики преступности. Современная статистика позволяет на основе количественных данных: а) получить бесспорные доказательства наличия или отсутствия связей между анализируемыми явлениями; б) провести анализ факторов, влияющих на данное явление.
Метод социально-правового эксперимента - способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения. В отечественной практике этот метод применялся, например, при проведении выборов по производственным округам в 1989 г., установлении так называемых свободных зон с льготным таможенным и налоговым режимом в Приморском крае, в Калининградской области и др. Данный метод оценивается как перспективный.
Математический метод - способ оперирования с количественными характеристиками, один из формализованных приемов изучения государственно-правовых явлений. Он применяется главным образом в криминалистике, судебной экспертизе при исследовании следов преступлений и т.д.
Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать государственно-правовые явления. Он сводится главным образом к использованию не только технических возможностей кибернетики, но и ее понятий - прямая и обратная связь, оптимальность и др. Кибернетика, как известно, занимается разработкой алгоритмов и методов, позволяющих управлять системой, чтобы она функционировала заранее заданным образом. Кибернетический метод используется для разработки автоматизированных систем получения, обработки, хранения и поиска правовой информации, для определения эффективности правового регулирования, для систематизированного учета нормативных правовых актов и т.д.
Синергетический метод в юридической науке стал применяться только в последнее время. Термин "синергетика" происходит от греческого слова "synergos" и означает совместнодействующий, эффект взаимодействия различных систем, способных к самоорганизации, саморегулированию. Синергетика помогает изучению саморегулирующихся систем (в том числе и случайных) и процессов, например рыночных отношений, местного самоуправления, т.е. явлений и процессов, где вмешательство государства ограниченно.
Среди частнонаучных методов принято выделять собственно юридические методы. К ним относятся сравнительно-правовой и формально-юридический.
Сравнительно-правовой метод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними. Еще древние мыслители утверждали, что истина познается в сравнении. Данный метод применяется при изучении типологии государств, сопоставлении различных правовых систем мира, политических режимов, форм правления, государственного устройства и т.д.
Формально-юридический метод является традиционным для юридической науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права, поскольку позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приемы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления.
1. Существует точка зрения (Д.А. Керимов) что методология – явление интегральное, объединяющее в себе ряд компонентов: мировоззрение и фундаментальные общетеоретические концепции, всеобщие философские законы и категории, обще- и частно-научные методы, т.е. не только система методов, но и учение о них. Кроме того методология не сводится только к составляющим ее компонентам, она имеет свои закономерности развития – компоненты методологи взаимодействуют друг с другом, в связи с чем приобретают свойства, отличные от их единичного существования: общетеоретические концепции пронизывают мировоззрение, всеобщие философские законы и категории освещают границы применимости обще- и частно-научных методов исследований. Соотношение метода и методологии – как диалектическое соотношение целого и части, системы и элемента.
Методология – не самостоятельная наука, она лишь «обслуживает» другие науки.
2. В.П. Казимирчук толкует методологию юр науки как применение обусловленных принципами материалистической диалектики системы логических приемов и специальных методов исследования правовых явлений.
3. С точки зрения Е.А. Сухарева, методология юр науки – это базирующееся на принципах материализма научное познание (исследование) сущности государства и права, адекватно отражающее их диалектическое развитие.
25. Основные методологические традиции в истории юридической науки. Смена парадигм
Методология юридической науки - это учение о том, как, какими путями и способами, с помощью каких философских начал необходимо изучать государственно-правовые явления, это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность.
Методология в науке права, ее становление и историческое развитие имели ряд существенных особенностей. С момента своего зарождения в XII в. и вплоть до XVI-XVII вв. преимущественно использовалась методы формальной логики, а разработкой собственных методов познания право практически не занималось. С XVII в. внимание ученых начинают привлекать методы философского осмысления права, что приводит к формированию такого направления юридической мысли, как философская методология познания. В XIX в. с появлением научной (теоретической) юриспруденции методологические исследования приобретают основополагающее значение в познании права, а в XX в. они начинают оформляться как самостоятельная область права.
В 70-80-е годы XX в. стали активно использоваться социологический и статистический методы. В целом, средства познания, которые не имеют философского статуса, но применимы в большинстве областей науки. В XX в. связи с появлением так называемых метанаучных сфер знания в методологии права стали выделяться новые исследовательские средства. Они представляют собой принципы, формы и процедуры исследовании, используемые всеми или по крайней мере большинством современных наук. При обращении к этим исследовательским средствам теория государства и права обеспечивает свое соответствие современному уровню развития научного познания. Современная наука, в целом, характеризуется высокой степенью интегрированности, а межнаучное восприятие результатов и методов исследования является одним из механизмов ее развития, привлечение исследовательских наиболее общих средств и методов других наук – необходимое условие прогресса любой науки, в том числе и юриспруденции.
В последнее время разрабатывается малоизвестный метод альтернатив. Метод альтернатив - решение научных проблем путем сопоставления и критики противоположных друг другу теорий. Применительно к праву, метод альтернатив – это выявление противоречий между различными гипотезами о государственно-правовых явлениях. Истоки этого метода в самом общем виде - в философии Сократа: метод раскрытия противоречий назывался «майевтикой» (помощь в рождении нового). Сократ видел задачу в том, чтобы побуждать своих собеседников находить истину путем спора, подвергая критике высказанного собеседника и выдвигая свою гипотезу обсуждаемого вопроса. В ходе обсуждения все ответы признавались неверными и отвергались один за другим, вместо них выдвигались новые ответы, которые в свою очередь также признавались неверными и т.д. Сократ полагал, что методом майевтики можно найти истину.
Разработчиком же этого метода по праву считается Карл Поппер (1902-1994) – британский философ, логик и социолог, один из крупнейших мыслителей XX в. В 1972 г. вышла его книга «Объективное знание», где К.Поппер раскрывает суть метода альтернатив: всегда важно отыскать в познании объекта альтернативы уже имеющимся гипотезам о нем, а затем, подвергая их критике и тем самым сталкивая между собой альтернативы, выявлять новое знание об объекте. «Теория подвергается критике с самых разных сторон, и критика позволяет выявить те моменты теории, которые могут быть уязвимыми»,- утверждает он.
Рядом исследователей, в частности, Р.Х. Макуевым предложен метод модельных систем (образов). Он считает, что такой метод продуктивен не только в правоприменение, но и в исследовании предметов общественных и точных наук. Метод модельных систем (образов) предполагает, что «логические научные конструкции возникают на основе виртуальных (идеальных) образов в мыслительном процессе, которые затем фотографируются подсознанием, и мгновенно окончательная виртуальная система моделей (образов) адресуется в память, в которой сохраняется (консервируется) до тех пор, пока она не будет востребована каким-то социальным сигналом (необходимость письменного или электронного воспроизведения, обмен устной информацией, практическая деятельность и т.д.)».
Современное право, располагающее обширным методологическим инструментарием, не может пройти мимо тех теоретических разработок, которые появились благодаря такому, сравнительно новому, сложившемуся во второй половине ХХ в. научному направлению, как синергетика. Зародившись в недрах естествознания, синергетика вскоре попала в поле зрения представителей различных наук, в том числе философии, социологии, политологии, а также права.
Синергетика сформировалась как самостоятельное научное направление во второй половине ХХ в. Термин синергетика в переводе с греческого означает «совместное действие». Введя его, Герман Хакен вкладывал в него два смысла:
Первый – теория возникновения новых свойств у целого, состоящего из взаимодействующих объектов.
Второй – подход, требующий для своей разработки сотрудничество специалистов из разных областей.
Идеи, предлагаемые синергетикой, касаются не только отдельных частных случаев в области физики и химии, но и мировоззренческих основ в целом, связаны с переходом от механистической картины мира к миру саморегуляции и самоорганизации, характеризующемуся многовариантностью (нелинейностью) возможного развития, и способны вывести правовую науку на новый более высокий уровень познания.
Синергетику не стоит сводить к науке о роли случая в эволюционном развитии, о случайных процессах (отношение к которым у современной теории государства и права, базирующейся на диалектическом материализме, достаточно однозначное). В первую очередь, синергетика изучает самоорганизационные процессы, происходящие в сложных открытых системах.
Сложность системы определяется ее внутренней структурой (включающей различные подсистемы, функционирующие, в том числе и по собственным законам), а также необратимостью развития (т.е. невозможностью приведения системы в абсолютно то же состояние, что и первоначальное). Открытость системы говорит о том, что она может обмениваться энергией, веществом с окружающим миром (не забываем, что изначально речь шла о химических и физических процессах, а применительно к обществу это могут быть любые факторы, оказывающие воздействие на его развитие, например - информация). В государственно-правовой сфере мы постоянно сталкиваемся с совокупностями, носящими системный характер и включающими в себя целый ряд достаточно самостоятельных компонентов (подсистем), развивающихся, в том числе и по своим собственным внутренним законам. Кроме того, ввиду постоянного взаимодействия большинства этих систем с окружающим миром, с различными сферами жизни общества, они носят открытый (с точки зрения синергетики) характер. Что касается временного критерия, то поступательное, а, значит, необратимое движение общества, следовательно, государственно-правовых явлений, вперед представляется очевидным. Причем к сложным открытым системам относятся не только те государственно-правовые явления, которые современная теория государства и права характеризует как системы, например, правовая система (включающая в себя наряду с другими компонентами систему права и систему законодательства и являющаяся наиболее наглядным примером сложной и открытой системы). Это и те явления, которые могут быть рассмотрены в качестве компонентов (подсистем) более сложных (не обязательно государственно-правовых) объединений, жизнь которых также протекает по законам саморегуляции. К примеру, политическая, правовая, экономическая системы являются элементами общества в целом (как совокупности всех существующих связей). С этой точки зрения и государство, и право также могут быть рассмотрены как первичные компоненты сложных открытых социальных систем.
Таким образом, если в государственно-правовой сфере присутствуют сложные открытые системы, то в своем развитии и функционировании они тоже будут подчиняться законам самоорганизации.
А.Б. Венгеров считает, что синергетика «предлагает новый взгляд на соотношение необходимости и случайности, на роль случая в биологических и социальных системах». Она может повлечь смену парадигмы в науке и претендовать на роль «мировоззренческого подхода, включающего в себя в качестве частного метода диалектику». Следовательно, пренебрежение синергетикой может привести к отставанию правовой науки от современной жизни, от новой картины мира.
В настоящее время, учитывая то, что синергетика находится в процессе развития и даже в области естествознания у нее немало противников, нельзя рассчитывать на ее безоговорочное принятие всей правовой наукой, но иметь ввиду при исследовании права её необходимо. Для этого существует ряд причин:
Во-первых, использование синергетического подхода может помочь по-новому взглянуть на государственно-правовую действительность в целом, на роль и ценность государства и права в жизни общества.
Во-вторых, не менее важным представляется и использование синергетики для реализации прогностической функции теории государства и права. Пределы правового воздействия, содержание права и определение оптимальных вариантов правового регулирования тех или иных отношений с учетом саморегуляции соответствующих систем также могут быть изучены через призму синергетики.
В-третьих, синергетика позволяет преодолеть ограниченность (а порой и искусственность) классической механики – прародительницы ряда современных методов исследования, в частности, диалектического с его жестким детерминизмом и линейностью мышления, а также кибернетического. Предпринятая критика поможет взглянуть на использование традиционных методов теории государства и права с иных позиций.
26. Юснатурализм и юспозитивизм в понимании права на разных этапах развития юридической науки
27. Принципы историзма, системности и объективности исследования государства и права
Принцип историзма . Все явления должны изучаться с учетом их исторического развития; например, понять сущность и специфику государства можно, только проследив различные исторические типы государства, таким образом выявятся его неизменные сущностные характеристики и отпадут преходящие факторы.
Научное познание социальных явлений неизменно предполагает применение принципа исторического подхода, требующего исследовать историю возникновения социальных явлений и процессов, главные этапы их исторического развития, а современное состояние этих явлений рассматривать как итог, результат предшествующего развития.
В связи с тем, что мир находится в постоянном развитии, изменении, конкретно-исторический характер имеют и научные знания; они являются достоверными постольку, поскольку соответствуют определенному состоянию в развитии исследуемого. Последующее развитие этого исследуемого означает, что имевшиеся о нем научные сведения устарели и нуждаются в изменении, дополнении сообразно тем изменениям, которые претерпел отражаемый ими объект. С учетом этого обстоятельства в число всеобщих логических требований входит принцип конкретно-исторического подхода к познанию исследуемых явлений и признание конкретно-исторического, относительного характера научной истины. Абстрактной, годной на все времена истины не бывает, она всегда имеет конкретно-исторический характер.
Принцип системности исследований . Все явления взаимосвязаны, поэтому неверным было бы изучать какое-либо явление в отрыве от связанных с ними факторов; например, право изучается во взаимосвязи с государством; это и означает, что все явления изучаются в системе, в комплексе.
Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно подходить к исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, не домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них нет. В свете этого требования необходимо рассматривать государство и право в процессе их многовекового развития, в их действительных связях и отношениях, уметь отличать помыслы и побуждения политиков и юристов от действительной направленности законодательства, обусловленного в итоге экономическими отношениями общества.
Предмет, методология и значение юридической науки
ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
- Предмет, методология и значение юридической науки.
- Предмет и задачи истории юридической науки. Учебный курс «История и методология юридической науки».
- Источники и научная литература по дисциплине.
Предмет, методология и значение юридической науки
Наука представляет собой систему знаний и особую сферу человеческой деятельности, в пределах и посредством которой изучаются наиболее существенные свойства (признаки) явлений действительности, закономерности их существования и развития.
Научные знания отличаются от обыденных, ненаучных тем, что они относятся к наиболее важным, существенным свойствам явлений и носят упорядоченный характер.
Юридическая наука представляет собой часть общих научных знаний. Юридическая наука, юриспруденция и правоведение – это понятия, очень сходные по смыслу. Хотя здесь имеются и некоторые смысловые оттенки. Так, термин «юриспруденция» в современном устоявшемся значении охватывает не только систему юридических знаний, но и сферу юридической практики.
Таким образом, юридическая наука – это система специальных знаний и особая сфера деятельности, в пределах и посредством которой изучаются реальные проявления права и государства, закономерности их существования и развития, осуществляется теоретико-прикладное освоение явлений права и государства.
Юридическая наука обладает рядом важнейших признаков:
· это общественная наука, поскольку изучает общественные явления;
· она является политической наукой, так как изучает общественные явления, относящиеся к области права, государства и политики;
Предметом юридической науки выступают, прежде всего, закономерности функционирования права и государства, их сущностные характеристики, закономерности возникновения и развития, а также сама материя права – его догма. Под догмой права понимаются устоявшиеся и общепринятые положения, из которых исходит юридическая теория и юридическая практика. В предмет правоведения входит и юридическая техника, которая представляет собой правила и приемы ведения юридических дел, составления юридических документов, создания законов и других нормативных актов.
Юридическая наука имеет свое строение, свою систему. В ее структуре можно выделить:
· общетеоретические науки (теория государства и права);
· историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);
· науки, изучающие отдельные отрасли права (науки гражданского права, административного, уголовного и др.);
· науки, изучающие международное права (международное публичное право и международное частное право);
· прикладные (специальные) юридические науки, имеющие комплексный характер (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и др.);
· науки, изучающие зарубежное право (конституционное право зарубежных стран).
Общетеоретические науки занимаются наиболее общими вопросами понимания явлений правовой действительности.
Исторические юридические науки рассматривают процесс развития государственно-правовых институтов в условиях конкретного места и времени. Отраслевые юридические науки исследуют конкретные сферы правового регулирования. Прикладные юридические науки используют достижения естественных, технических и других наук для решения юридических вопросов.
Говоря о научном познании, его особенностях, характерных для юридической науки и ее отдельных элементах, прежде всего, необходимо определиться с тем, что представляет собой метод научного познания.
Метод в науке, в научной деятельности – это знание, с помощью которого добывается новое знание. При этом стоит отметить, что, имея в виду один и тот же фрагмент знания, в одном отношении он может рассматриваться как теория, а в другом – как метод.
· как учение о методе;
· как система методов, используемых в той или иной науке, теории.
В основе методологии юридической науки в целом лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая государство и право. Причем, законы и категории философии могут использоваться в изучении права непосредственно. Кроме того, в рамках философии разрабатывается общее учение о методе – теория методологии. Здесь формируются как общие подходы, например диалектический, так и конкретные философские методы: качественного и количественного анализа, исторический и логический методы, формализации и содержательного изучения, абстрагирования и конкретизации, сравнения и обобщения и т. п. Философское знание становится базой для формирования как общенаучных методов, так и частных методов, свойственных юридическим наукам.
Философский метод, таким образом, является всеобщим. Общенаучные методы и категории – это такие методы и категории, которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности (как философские), но, тем не менее, имеют общенаучное значение. Частнонаучные методы – это методы, характерные для какой-либо отдельной группы наук.
В основе методов юридической науки лежит всеобщий философский метод. Его основные принципы, используемые в юридической науке, это: всесторонность, принцип диалектики, объективности и принцип историзма. Общенаучные методы, используемые в правоведении, это: системный, информационные, вероятностный и т. п. Среди частнонаучных методов, свойственных юридической науке, следует выделить: историко-правовой, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, правовой статистики, правового моделирования, правового прогнозирования, формально-догматические (формально-юридический) и т. п. Широкое применение имеют и логические методы и приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция и т. д.
Юридическая наука является частью научного знания. Она неразрывно связана, прежде всего, с философскими науками. Она активно, как уже говорилось выше, использует их наработки. Но, в свою очередь, предоставляет первичные материалы для философских исследований в уже достаточно обобщенном виде. Можно проследить связь юридической науки с исторической наукой, социологией, психологией и некоторыми другими. Большое значение имеют для юридической науки взаимосвязи и использование достижений математики, кибернетики, физики, химии и медицины.
Значение юридической науки определяется, прежде всего, тем положением, которое занимает право и правовое регулирование в жизни человеческого общества. Поэтому правовые знания играют важнейшую роль для поддержания порядка и социальной стабильности, эффективности управления в человеческом обществе, они способствуют прогрессу в развитии последнего.
§ 2. Предмет и задачи истории юридической науки. Учебный курс «История и методология юридической науки»
История юридической науки представляет собой особую область научного знания о процессах возникновения, становления и развития юридической науки, основных особенностях развития юридической практики, профессии и юридическом образовании, рассматриваемых в конкретно-исторической обстановке с древнейших времен по настоящее время.
В качестве предмета научного исследования история юридической науки, таким образом, имеет, прежде всего, системы научных знаний, присущих юридической науке, а вернее то, как они зародились и развивались.
История юридической науки рассматривает в этих рамках различные юридические учения, школы, течения и направления. Если первое представляет собой первичный рассматриваемый элемент, т. е. совокупность концептуально оформленных, в большей или меньшей степени, систематизированных взглядов и идей, то направление, например, представляет собой совокупность научных течений, развиваемых различными, в данном случае, юридическими школами. Причем, в отличие от истории политических и правовых исследований, история юридической науки сосредоточивается именно на правовых знаниях, этапах их развития и преемственности. Изучение юридических знаний невозможно без рассмотрения вопросов становления юридической профессии. Поэтому в рамках данного курса изучаются основные моменты в развитии данной профессии. Ее утверждение неразрывно связано со становлением традиций юридического образования, которое также не может не входить в предмет изучения еще и потому, что именно в рамках университетской науки развивалось в значительной мере и правоведение. Однако проверка юридических знаний, теорий и учений невозможна без анализа опыта их применения, а сами такие знания являлись по большей части результатом анализа такого опыта. Таким образом, в предмет истории юридической науки входят наиболее важные достижения юридической практики, отражавшие и общее состояние юридических знаний в конкретный момент времени. В рамках истории юридической науки нельзя не обратить внимание на уровни ее методологии, достигнутые в определенные периоды, а также влияние на методологию юридической науки общей методологии науки. Тем самым, тория юридической науки становится подготовительным этапом к изучению и пониманию проблем методологии юридической науки на современном этапе развития.
История юридической науки имеет следующие функции: познавательную, мировоззренческую, программную, аксиологическую (т. е. оценка с точки зрения эффективности), воспитательную и прогностическую.
Необходимо отметить, что история юридической науки в качестве системы научных знаний отличается от соответствующего материала, входящего в учебный курс. Учебный курс имеет четко упорядоченную структуру в соответствии с утвержденной программой, а объем знаний ограничен здесь ее установками.
В развитии системы знаний по истории юридической науки можно выделить следующие этапы:
- юридические знания в Древнем мире (ок. 3000 г. до н. э. – кон. V в. н. э.);
- правоведение в период Средних веков (кон. V в. н. э. – нач. XVI в.);
- юридическая наука в Новое время;
- система юридических знаний в Новейшее время.
При этом стоит отметить, что для отечественной юридической науки последний этап целесообразно разделить на два временных отрезка:
- советский период;
- постсоветский период.
Для изучения становления научного знания можно использовать его особую периодизацию:
- классическая научная рациональность (сер. XVI в. – кон. XIX в.);
- неклассическая научная рациональность (кон. XIX в. до 70-х гг. XX в.);
- постнеклассическая научная рациональность (70-е гг. XX в. и по наст. вр.).
Второй составляющей учебной дисциплины «История и методология юридической науки» является методология юридической науки. Последняя представляет собой, по мнению Д. А. Керимова, «общенаучный феномен, объединяющий всю совокупность принципов, средств и методов познания (мировоззрение, диалектические методы познания и учения о них, обще- и частнонаучные понятия и методы), выработанные всеми общественными науками, в том числе и комплексом юридических наук, и применяемых в процессе познания специфики правовой действительности, ее практического преобразования» . Тем самым, в данном случае методология права как система знаний отождествляется с общей методологией науки. Хотя все же следует обратить более пристальное внимание на мнение тех авторов, которые считают, что философский уровень методологии для правовой науки слишком абстрактен и юридическая наука имеет свою собственную методологию, отражающую специфику правового знания.
Таким образом, курс «История и методология юридической науки» относится к историко-правовым и одновременно теоретико-правовым дисциплинам и включает в себя систему знаний о становлении и развитии юридической науки, основах юридической практики, профессии и образовании, а также о совокупности методов познания, применяющихся в правовых исследованиях.
§ 3. Источники и научная литература по дисциплине
Все источники по курсу «История и методология юридической науки» можно разделить на следующие группы:
- нормативные правовые акты;
- юридические акты и документы различного рода;
- мемуары, воспоминания, дневники;
- материалы периодических изданий;
- справочные материалы;
- научные труды ученых.
Обращаясь к нормативным актам, их изданиям, следует отметить, что работа с наиболее древней их частью имеет свои трудности и специфику. Перевод таких текстов весьма сложен. Тексты зачастую имеют пробелы и отличающиеся друг от друга по содержанию списки. Сам перевод зачастую носит характер толкования и предположений. Остается открытым и вопрос об особенностях применения норм таких актов, без анализа которых трудно получить полное представление о наиболее важных их институтах. Особо следует выделить издания нормативных актов, снабженные комментарием ученых-юристов и практиков.
К юридическим актам и документам необходимо отнести различного рода правоприменительные акты, документы и проекты правовых преобразований, деловую переписку различных органов и должностных лиц. Большое значение имеют и юридические документы, исходящие от частных лиц, например, договоры, а также личная переписка ученых и известных юристов-практиков. К последнему причисляют и воспоминания, оставленные учеными, различными политическими и общественными деятелями, а также в некоторых случаях частными лицами.
Газетные статьи и справочные материалы также дают ценные данные о формировании и развитии тех или иных правовых институтов, деятельности и воззрениях ученых и юристов-практиков.
Однако наибольшее значение для нас имеют дошедшие труды известных ученых (философов, историков, юристов и т. п.). Их анализ зачастую требует серьезной первоначальной теоретической подготовки. При изучении данного курса нельзя забывать и о работах, отражающих состояние отраслевой юридической науки (конституционно (государственного) права, гражданского, уголовного, процессуального и т. п.).
Стоит отметить, что научная литература, монографии и коллективные труды по всему данному курсу практически отсутствуют. Существуют работы, которые анализируют отдельные этапы развития юридической науки, ее отдельные направления и проблемы методологии. Однако явно присутствует нехватка обобщающих трудов. Кроме того, следует активно использовать работы дореволюционных, советских и иностранных авторов, а сами работы с источниками и литературой должны носить комплексный и систематический характер.